Сопряженное развитие гибкости и скоростно-силовых качеств на этапе базовой подготовки в художественной гимнастике
![Диссертация: Сопряженное развитие гибкости и скоростно-силовых качеств на этапе базовой подготовки в художественной гимнастике](https://gugn.ru/work/3554382/cover.png)
Разработанная экспериментальная методика тренировки привела к существенному улучшению показателей прыгучести. Высота выпрыгивания вверх с места достоверно (р < 0.05) возросла на 3.73 см (11.8%) по сравнению с исходным тестированием. Высота выпрыгивания вверх с места со взмахом рук достоверно (р < 0.001) возросла на 2.59 см (7.9%). Мощность выпрыгивания возросла (р < 0.05) на 1.54 Вт/кг массы тела… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА 1. ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГИМНАСТИКОЙ К ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ГИМНАСТОК
- 1. 1. Гибкость и ее проявления в художественной 18 гимнастике
- 1. 1. 1. Элементы художественной гимнастики 21 требующие проявления гибкости
- 1. 1. 2. Средства, методы и сенситивные периоды 24 развития гибкости
- 1. 2. Скоростно-силовые качества и их проявления в 30 художественной гимнастике
- 1. 2. 1. Элементы художественной гимнастики 31 требующие проявления скоростно-силовых качеств
- 1. 2. 2. Средства, методы и сенситивные периоды 32 развития скоростно-силовых качеств
- 1. 3. Сочетание гибкости и скоростно-силовых качеств 37 в художественной гимнастике
- 1. 3. 1. Элементы художественной гимнастики 40 требующие сочетания проявлений гибкости и скоростно-силовых качеств
- 1. 3. 2. Сочетание развития скоростно-силовых 41 качеств, гибкости и двигательного навыка
- 1. 4. Сопряженное развитие гибкости, скоростно- 45 силовых качеств и соотношение их сенситивных периодов
- 1. 1. Гибкость и ее проявления в художественной 18 гимнастике
- ГЛАВА 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ
- 2. 1. Методы исследований
- 2. 2. Организация исследований
- 2. 3. Программа экспериментальной тренировки
- ГЛАВА 3. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВНЕШНИХ ОТЯГОЩЕНИЙ ДЛЯ СОПРЯЖЕННОГО РАЗВИТИЯ ГИБКОСТИ И СКОРОСТНО-СИЛОВЫХ КАЧЕСТВ ЮНЫХ ГИМНАСТОК
- 3. 1. Характеристика спортсменок участвовавших в 67 педагогическом эксперименте
- 3. 2. Влияние использования внешних отягощений на 68 характеристики прыгучести юных гимнасток
- 3. 3. Изменения показателей гибкости в тазобедренном 72 суставе у юных гимнасток в результате экспериментальной и традиционной тренировки
- 3. 4. Сравнительный анализ характеристик гибкости в 78 тазобедренном суставе юных гимнасток экспериментальной и контрольной групп после завершения педагогического эксперимента
- 3. 5. Изменения показателей прыгучести у юных 82 гимнасток в результате экспериментальной и традиционной тренировки
- 3. 6. Сравнительный анализ характеристик прыгучести 89 юных гимнасток экспериментальной и контрольной групп после завершения педагогического эксперимента
- 3. 7. Изменения в выполнении прыжка «Шагом в 94 кольцо» у юных гимнасток в результате экспериментальной и традиционной тренировки
- 3. 8. Преимущества экспериментальной тренировки с 95 элементами сопряженного развития скоростно-силовых качеств и гибкости перед традиционной
- ГЛАВА 4. МЕТОДИКА СОПРЯЖЕННОГО РАЗВИТИЯ ГИБКОСТИ И СКОРОСТНО-СИЛОВЫХ КАЧЕСТВ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГИМНАСТИКЕ
- 4. 1. Использование внешних отягощений для развития 99 скоростно-силовых качеств гимнасток
- 4. 2. Влияние использования разработанных 106 комплексов упражнений на показатели гибкости в тазобедренном суставе у юных гимнасток
- 4. 3. Влияние использования разработанных 113 комплексов упражнений на показатели прыгучести у юных гимнасток
- 4. 4. Сопряженное воздействие разработанной методики тренировки на гибкость и скоростносиловые качества гимнасток
- ВЫВОДЫ
Сопряженное развитие гибкости и скоростно-силовых качеств на этапе базовой подготовки в художественной гимнастике (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Художественная гимнастика принадлежит к группе сложно-координированных видов спорта. Особенностью мастерства в ней является овладение сложной и тонкой координацией движений, умение передавать не только общий характер движения, но и его детали (Ю.Н. Шишкарева, Л.П.Орлов- 1954, И. А. Винер, 2003).
Еще по меньшей мере два десятилетия тому назад подготовка спортсменок в художественной гимнастике преимущественно ассоциировалась с проявлениями таких двигательных способностей как гибкость, координация, а также пластичностью и артистизмом (Л.А.Карпенко, 2000).
Однако поправки и изменения в правилах соревнований по художественной гимнастике, принимаемые периодически Международной Гимнастической ассоциацией и существенно влияющие на систему оценивания выполняемых гимнастками соревновательных программ, стали постепенно уводить художественную гимнастику от чистой женственности и пластики в сторону атлетизма и специальной выносливости.
К примеру, создаваемая для гимнастки программа должна состоять из рекомендованных элементов и наиболее оптимально соответствовать существующим правилам соревнований по художественной гимнастике с точки зрения гарантии получения возможно более высокой оценки.
Одновременно способность гимнастки выполнить вышеуказанную программу в числе прочих факторов, зависит от уровня и структуры ее физической подготовленности, и с ростом атлетичности художественной гимнастики, роль последней существенно возрастает.
Замыкает логическую последовательность тот факт, что структура и объем этой физической подготовки диктуется характером элементов программы, необходимых к выполнению по правилам соревнований для получения возможно более высокой оценки.
Среди качеств, играющих ведущую роль в художественной гимнастике, выделяют: гибкость в тазобедренных суставах, прыгучесть, гибкость позвоночного столба (И. Банков, 1977) — активную гибкость, прыгучесть, скоростно-силовые качества (С.А. Кувшинникова 1983) — пассивную гибкость, специальную выносливость, активную гибкость, ловкость и быстроту (И.В. Цепелевич, 2007).
Специфика вида спорта требует развития и совершенствования тонкой координации движений, чувства ритма, музыкальности, артистичности.
В физической подготовленности гимнасток роль таких двигательных качеств как сила, быстрота, скоростно-силовые качества, выносливость зачастую оценивалась как вспомогательная, укрепляющая, а иногда и как отрицательно влияющая на технику движений и особенно на экстерьер гимнастки.
Необходимо отметить, однако, что упражнения в современной художественной гимнастике представляют собой сложнейшие композиции разнохарактерных движений: переворотов, равновесий, наклонов, волн, танцевальных шагов, поворотов, вращений. Среди них различные виды прыжков составляют до 30% (Ф.Р. Сибгатулина, 2004).
Развитие и совершенствование скоростно-силовых качеств и гибкости подчинено определенным закономерностям. В художественной гимнастике, являющейся одним из самых «молодых» видов спорта по возрасту начала занятий, эти закономерности имеют свою специфику и требуют пристального внимания по двум основным причинам.
Первая причина заключается в том, что в ряде работ теоретики и практики спорта констатировали наличие отрицательного взаимовлияния между силовыми качествами и гибкостью (Е.Д. Гевлич, 1966; Ю. П. Кобяков, 1976; Holcomb W., 2000).
Другие авторы, однако, не поддерживают эту точку зрения (Wilmore J. et. al., 1978; Hebbelinck M., 1988). Зачастую противоречивые выводы приводятся в других работах относительно взаимовлияния быстроты и гибкости (JI.JI. Франциско, 1998; Е. К. Савенкова, 2005), особенно если в процессе развития быстроты имеет место элемент силовой тренировки (Ш.Н. Джанян, 1980).
Вторая причина состоит в том, что скоростные/скоростно-силовые качества и гибкость имеют перекрывающиеся сенситивные периоды, (возрастные периоды, в которых происходит наиболее эффективное развитие, максимальные годовые приросты данного качества) (A.A. Гужаловский, 1980). Это отчетливо видно в возрасте, соответствующем этапу базовой подготовки в художественной гимнастике.
Сочетание этих причин обусловливает актуальность проблемы, которая состоит в существовании достаточно сложной ситуации когда представляется неэффективным развивать два, а то и три частично противодействующих качества последовательно, одно за другим (так как существует риск упустить сенситивный период развития одного из них). Суть проблемы заключается в том, что развивать эти качества совместно или сопряженно не позволяет существующая методическая база подготовки в художественной гимнастике.
В связи с необходимостью поиска путей ее решения была выдвинута гипотеза, основанная на предположении, что сопряженное развитие скоростно-силовых качеств и гибкости, когда упражнения носят скоростно-силовой характер и при этом требуют максимального или околомаксимального проявления гибкости, представляется наиболее предпочтительным с точки зрения требований соревновательной деятельности. Такой подход в методике тренировки должен положительно сказаться не только на развитии указанных двигательных качеств, но и привести к совершенствованию соревновательных элементов, требующих их совместного проявления.
Цель исследований.
Целью исследований являлась разработка методики сопряженного развития гибкости и скоростно-силовых качеств на этапе базовой подготовки в художественной гимнастике.
Задачи исследований i.
Для осуществления поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
1. Изучить состояние проблемы, касающейся роли гибкости и скоростно-силовых качеств, средств, методов и особенностей их развития в сенситивные периоды в художественной гимнастике.
2. Разработать методику сопряженного развития гибкости и скоростно-силовых качеств в подготовке юных гимнасток на этапе базовой подготовки.
3. Определить характер и степень воздействия внешних отягощений на развитие скоростно-силовых качеств юных гимнасток.
4. Определить педагогическую эффективность использования методики сопряженного развития гибкости и скоростно-силовых качеств в учебно-тренировочном процессе юных гимнасток.
Объект исследования — физическая подготовка спортсменок на этапе базовой подготовки в художественной гимнастике.
Предмет исследования — сопряженное развитие гибкости и скоростно-силовых качеств на этапе базовой подготовки в художественной гимнастике.
Теоретическую основу исследования составляют научно-практические разработки в следующтх направлениях:
• теория и методика физической культуры (П.Ф. Лесгафт, Л. П. Матвеев, Ю. Ф. Курамшин, Ж. К. Холодов, A.A. Горелов, Г. Н. Пономарев);
• теория и методика спортивной тренировки (Л.П. Матвеев, В. Н. Платонов, Ю. В. Верхошанский, Н. Г. Озолин, В.П. Филин);
• теория и методика спортивной тренировки в художественной гимнастике (Ж.Е. Фирилева, Л. А. Карпенко, И.А. Винер);
• научные исследования по проблемам развития и совершенствования двигательных качеств (В. М. Зациорский, В. М. Дьячков, Г. А. Ашмарин, P.M. Кадыров);
• научные исследования по динамике сенситивных периодов развития и совершенствования двигательных качеств (A.A. Гужаловский, Ж. К. Холодов, Б.В. Сермеев).
Научная новизна выполнений работы заключается в том, что в ней охарактеризованы современные педагогические предпосылки исследования проблемы средств и методов развития двигательных качеств в сенситивные периоды в художественной гимнастикедостаточно полно и доказательно представлена новая методика подготовки спортсменок в художественной гимнастике, основанная на сопряженном развитии скоростно-силовых качеств и гибкости, в основу которой заложены комплексы упражнений с использованием отягощений в виде грузов и упругих предметов.
Теоретическая значимость выполненного исследования состоит в том, что оно дополняет педагогическую науку знаниями:
• о возможности сопряженного развития скоростно-силовых качеств и гибкости в подготовке юных гимнасток на этапе базовой подготовки. Этот результат исследования значим и для подготовки спортсменов на этапе базовой подготовки в других видах спорта поскольку вносит вклад в теорию сопряженного развития двигательных качеств;
• о роли гибкости и скоростно-силовых качеств, средствах, методах и особенностях их развития в сенситивные периоды в художественной гимнастике;
• об условиях реализации методики сопряженного развития гибкости и скоростно-силовых качеств в учебно-тренировочном процессе юных гимнасток;
• о влиянии упражнений с использованием отягощений в виде грузов и упругих предметов на результативное развитие скоростно-силовых качеств и гибкости юных гимнасток. В работе впервые в цифровом выражении описано влияние использования внешних отягощений на характеристики прыгучести гимнасток.
Практическая значимость исследования заключается в:
• определении возможных путей сопряженного развития двигательных качеств;
• реалистичности и доступности предложенной методики опытно-экспериментальной работы, прошедшей апробацию и отраженную в публикацияхдиагностических методов и приемов, применяемых исследователем;
• мотивированности опытно-экспериментальной работы автора по апробации и практической реализации основных теоретических положений исследования. Экспериментальная часть исследования обеспечила значимость основных выводов и результатов работы. С этой точки зрения диссертация имеет широкий диапазон применения;
• программа исследования, описание методики сопряженного развития гибкости и скоростно-силовых качеств в учебно-тренировочном процессе юных гимнасток, методический материал, содержащийся в диссертации, могут быть полезны для тренеров, студентов, аспирантов, преподавателей факультетов и вузов физической культуры.
Достоверность и обоснованность основных результатов исследования подтверждается тщательностью анализа и обобщения сведений специальной литературы, решением исследовательских задач, обусловленных требованиями практики, комплексным характером методики исследования, адекватной его цели и задачам, положительными результатами экспериментальной работы и внедрением основных положений защищаемой работы в учебно-тренировочный процесс по художественной гимнастике, использованием методов математической статистики и статистической значимостью экспериментальных данных. Методы исследований.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
1) анализ и обобщение научно-методической литературы;
2) педагогические наблюдения;
3) педагогические тестирования с использованием таких инструментальных методик как:
• гониография;
• тензодинамография;
4) метод экспертных оценок;
5) педагогический эксперимент.
Материалы, полученные в ходе исследований, обрабатывали методами математической статистики.
Организация исследований.
Исследования проводились с участием гимнасток в возрасте от 9 до 11 лет со стажем занятий от 2 до 4 лет. Общее количество задействованных гимнасток составило 24 в соответствии с требованиями рассчета величины выборки .
Гимнастки представляли юношеские сборные команды двух штатов МалайзииПерак и Нэгери Сембилан.
Предварительный эксперимент проводился в течении октября-ноября 2008 г.
Длительность основного педагогического эксперимента составила 9 недель. Он проходил с декабря 2008 по февраль 2009 г.
Началу эксперимента предшествовали 2 недели тренировки, построенные по принципу втягивающего микроцикла.
Гимнастки были разделены на 2 группы по 12 гимнасток в каждой. Рассчет выборки показал цифру 10 как необходимое число гимнасток в группе, однако для обеспечения стабильности групп и на случай выбывания из эксперимента по той или иной причине, было решено увеличить число гимнасток до 12 в каждой группе.
Гимнастки контрольной группы тренировались по традиционной методике, специальной физической подготовки подразумевающей раздельное развитие скоростно-силовых способностей и гибкости.
Гимнастки экспериментальной группы тренировались по специально разработанной программе подготовки, подразумевавшей сопряженное развитие скоростно-силовых качеств и гибкости с использованием разработанных нами комплексов упражнений.
Направления внедрения. Методика сопряженного развития скоростно-силовых качеств и гибкости в тренировке юных гимнасток на этапе базовой подготовки станет достоянием тренеров детско-юношеских спортивных школ и других спортивных организаций, работющих с гимнастками в возрасте от 9 до И лет.
Основные положения, выносимые на защиту.
1. Применение внешних отягощений в художественной гимнастике в виде грузов и упругих предметов является необходимым условием сопряженного развития активной гибкости и скоростно-силовых качеств в подготовке юных гимнасток на этапе базовой подготовки.
2. Применение внешних отягощений массой до 1 кг достоверно изменяет характеристики прыгучести гимнасток. Характеристики мощности выпрыгивания изменяются в зависимости от вида прыжковых упражнений.
3. Комбинирование упражнений с внешними отягощениями и упражнений с растягиванием упругих предметов позволяет успешно и сопряженно развивать гибкость и скоростно-силовые качества у гимнасток на этапе базовой подготовки.
4. Достигнутое в результате использования разработанных комплексов улучшение показателей гибкости и скоростно-силовых качеств приводит к положительным изменениям в выполнении соревновательных элементов, требующих одновременного проявления гибкости и скоростно-силовых качеств (прыжок шагом в кольцо).
Структура и объем диссертации
Работа состоит из введения, четырех глав, выводов, практических рекомендаций, списка литературы и приложений. Основная часть работы изложена на 152 страницах компьютерного текста, включая 34 таблицы и 12 рисунков.
Список литературы
насчитывает 140 источников, из которых 8 — на иностранных языках.
выводы.
1. На основании теоретического анализа, представленного в исследовании, сделан вывод, что на этапе базовой подготовки в художественной гимнастике отчетливо прослеживаются перекрывающиеся сенситивные периоды развития скоростно-силовых способностей и гибкости. Первый из них приходится на возраст 9−10 лет, второй для гибкости выражен с 11 до 13 лет, а для скоростно-силовых качеств — с 12 до 14 лет. Таким образом, можно с большой долей вероятности говорить, что потенциальная длительность этого перекрывающегося для гибкости и скоростно-силовых качеств периода может охватывать возраст с 9 до 11 лет.
2. Для развития гибкости у гимнасток применяют упражнения скоростно-силового характера: пружинистые движения, махи с последующим удержанием ног. Внешние отягощения, а также упражнения с эластичными/упругими предметами в художественной гимнастике рассматривают не как средство развития скоростно-силовых качеств, а как средство развития гибкости и силы.
3. Использование внешних отягощений (2×0.45 кг) существенно изменяет характеристики прыгучести юных гимнасток. Внешнее отягощение составляющее 3.2% от массы тела гимнасток приводит к достоверному (р< 0,001) снижению высоты выпрыгивания вверх с места на 8.18%. Понижение высоты выпрыгивания, однако, не влечет за собой достоверного снижения мощности выпрыгивания (р > 0.05).
4. Высота выпрыгивания вверх с места со взмахом рук достоверно снижается (р < 0,001) на 6.59% по сравнению с высотой выпрыгивания без отягощений. Мощность выпрыгивания также достоверно (р < 0.05) снижается на 4.79%. При этом мгновенное усилие, возникающее при переходе от эксцентрического к концентрическому режиму мышечного сокращения, равно как и эффект предварительного растягивания мышц достоверно не изменяются (р > 0.05).
5. Средняя высота выпрыгивания вверх с места в пятикратном прыжке существенно (5.73%) и достоверно (р < 0.05) снизилась под воздействием внешних отягощений. Одновременно со снижением средней высоты выпрыгивания достоверно (р < 0.05) на 7.47% снизилась и средняя мощность выпрыгивания.
6. В результате проведенного исследования разработаны комплексы упражнений комбинирующих в самих комплексах, и в отдельных упражнениях элементы гибкости и скоростно-силовых качеств. Комплексы упражнений включают комбинации упражнений на активную и пассивную гибкость с прыжковыми упражнениями и упражнения для совершенствования гибкости и скоростно-силовых способностей с использованием внешних отягощений и с растягиванием упругих предметов.
7. Экспериментальная тренировка построенная на использовании указанных комплексов упражнений привела к достоверному (р < 0.001) приросту максимальной амплитуды сгибания бедра без опоры о гимнастическую стенку в сравнении с исходным тестированием на 31.3° (26.7%). Прирост этого же показателя с опорой о гимнастическую стенку составил 18.6° (13.83%). Амплитуда разгибания бедра назад с опорой о гимнастическую стенку существенно и достоверно (р < 0.001) возросла на 19.9° (16.78%) — без опоры этот показатель улучшился на 15.8° (14.94%). Не достоверным являлся только показатель максимальной амплитуды отведения бедра с опорой о гимнастическую стенку (р = 0.281).
8. Разработанная экспериментальная методика тренировки привела к существенному улучшению показателей прыгучести. Высота выпрыгивания вверх с места достоверно (р < 0.05) возросла на 3.73 см (11.8%) по сравнению с исходным тестированием. Высота выпрыгивания вверх с места со взмахом рук достоверно (р < 0.001) возросла на 2.59 см (7.9%). Мощность выпрыгивания возросла (р < 0.05) на 1.54 Вт/кг массы тела (4.6%). Прирост величины мгновенного усилия при выпрыгивании составил 0.19 у.е. при р<0.05 (16.4%). Средняя высота прыжка в пятикратном.
131 выпрыгивании вверх с места повысилась (р < 0.01) на 3.09 см (10.47%) по сравнению с исходным тестированием, а средняя мощность выпрыгивания увеличилась (р < 0.05) на 3.0 Вт/кг массы тела (13.09%).
9. Экспериментальная тренировка привела к улучшению выполнения соревновательных элементов, требующих комплексного проявления гибкости и скоростно-силовых качеств. Экспертные оценки за выполнение прыжка шагом в кольцо достоверно улучшились в экспериментальной и контрольной группах, однако статистическое сравнение показало достоверное (р<0.05) превосходство экспериментальной группы над контрольной в конце педагогического эксперимента (30.8%).
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ.
В художественной гимнастике, являющейся одним из самых «молодых» видов спорта по возрасту начала занятий особенности развития и совершенствования скоростно-силовых качеств и гибкости подчинены определенным закономерностям связанным прежде всего с тем, что некоторые теоретики и практики спорта отмечают наличие конфликтной информации по части взаимовлияния между силовыми качествами, гибкостью и быстротой особенно если в процессе развитии быстроты присутствует элемент силовой тренировки.
При этом не высказывались предположения, что для развития гибкости можно использовать маховые или растягивающие движения с отягощениями, препятствующими движению, что мы рекомендуем к практическому использованию по результатам проведенных экспериментальных исследований.
Известно также, что скоростные/скоростно-силовые качества и гибкость имеют перекрывающиеся сенситивные периоды у девочек. Это отчетливо видно в возрасте, соответствующему этапу базовой подготовки в художественной гимнастике.
В связи с этим не последовательное, а сочетанное развитие скоростно-силовых качеств и гибкости представляется одним из немногих имеющихся альтернатив, при условии что средства тренировки направленные на развитие гибкости и скоростно-силовых качеств будут рационально сочетаться и чередоваться в занятии и микроцикле тренировки.
Еще более предпочтительным представляется вариант сопряженного развития скоростно-силовых качеств и гибкости, когда упражнения носят скоростно-силовой характер и при этом требуют максимального или околомаксимального проявления гибкости.
В нашей работе предлагается использовать упражнения с внешними отягощениями и упражнения с эластичными/упругими предметами в качестве средств развития и совершенствования и гибкости и скор о стно-силовых качеств. А кроме того, и для их сопряженного развития.
При сопряженном развитии гибкости и скоростно-силовых качеств у гимнасток 9−11 лет рекомендуется использовать вес внешних тренировочных отягощений — 0.9 кг (2×450гр), что составляет в среднем 3.2% от массы тела.
Отягощения могут быть в виде мешочков с песком, крепящихся на голенях гимнасток, либо удерживаемых в кистях.
Рекомендуемая характеристика упругости резиновых растяжимых бинтовусилие в 4 кг при растягивании до длины полного шпагата и усилие в Зкг при растягивании до длины соответствующей 75% длины полного шпагата.
Прибегать к сопряженному развитию скоростно-силовых качеств и гибкости рекомендуется во всех мезоциклах подготовительного периода тренировки.
При этом, однако, целесообразно пользоваться:
• более общими средствами физической подготовки в начале подготовительного периода (первый базовый мезоцикл);
• упражнениями, приближенными к группе вспомогательных средств тренировки в середине подготовительного периода (второй базовый мезоцикл);
• упражнениями, приближенными к группе соревновательных средств тренировки в конце подготовительного-начале соревновательного периода (контрольно-подготовительный мезоцикл).
Конкретнее, разработанные нами комплексы упражнений «Чередование растяжек, махов и прыжков у палки» и «Чередование махов с резиной с прыжками» целесообразно применять в первом базовом мезоцикле подготовки.
Большинство упражнений первого комплекса включают комбинирование: активной гибкости и силовых маховпассивной и активной гибкости с силовыми махамиактивно-динамической и активно-статической гибкости с силовым элементомпрыжков и активной гибкости.
Характерной особенностью большинства упражнений второго комплекса является сочетание в них элементов гибкости, прыгучести и силовых/скоростно-силовых компонентов за счет использования эластичных предметов.
В комплексе представлены следующие комбинации перечисленных двигательных качеств: активная гибкость и скоростно-силовые махи с преодолением упругого сопротивленияпрыжки вперемежку с активной гибкостью (прокруты туловища) — силовые (опорная нога), гибкость в скоростно-силовых махах с преодолением упругого сопротивления (безопорная нога) — прыгучесть с активной гибкостью и скоростно-силовыми махами с преодолением упругого сопротивления.
Рекомендуемый расчет тренировочных объемов предназначеных для совершенствования физической подготовленности для первого базового мезоцикла (3 недели) выглядит следующим образом:
Общий объем тренировочной работы: 20 часов в неделюобъем тренировочного времени на совершенствование специальной физической подготовленности — 40%, то есть — 8 часов.
Во втором базовом мезоцикле подготовки рекомендуется использовать комплексы «Чередование махов с резиной с прыжками (с грузами)», «С грузами на полу» и «Прыжки в чередовании с махами».
В этом мезоцикле подготовки описанный выше комплекс упражнений у палки в чередовании махов с резиной с прыжками рекомендуется изменить в сторону увеличения скоростно-силового компонента упражнений. В некоторых упражнениях целесообразно добавление использования внешнего отягощения, в других рекомендуется заменена использования упругих предметов (резины) на использование внешних отягощений.
Упражнения комплекса «С грузами на полу» должны выполняться таким образом, чтобы обеспечить темповое выполнение упражнений с внешними отягощениями, при этом обеспечить максимально возможную амплитуду движений. Что касается гибкости, то большинство упражнений задействует тазобедренные суставы и позвоночный столб.
Отличительной особенностью прыжковых упражнений в комплексе упражнений «Прыжки в чередовании с махами» является их высокая амплитудность, при этом прыжки не должны быть общей направленности, а наоборот — должны быть высоко специализированными. В этом комплексе скоростно-силовые упражнения должны чередоваться с упражнениями на растягивание. Из 20 упражнений комплекса 16 являются прыжковыми и 4 -маховыми.
Рекомендуемый расчет тренировочных объемов предназначеных для совершенствования специальной физической подготовленности для второго базового мезоцикла (3 недели) выглядит следующим образом:
Общий объем тренировочной работы: 23 часа в неделюобъем тренировочного времени на совершенствование специальной физической подготовленности — 50%, то есть — 11.5 часов.
В конце подготовительного-начале соревновательного периода (контрольно-подготовительный мезоцикл) рекомендовано пользоваться комплексами «С грузами на полу» и «Прыжки в чередовании с махами (с грузами)».
На этом этапе тренировки рекомендуется продолжать использование (хоть и в меньших объемах) комплекса «С грузами на полу». Комплекс «Прыжки в чередовании с махами (с грузами)» рекомендуется дополнять использованием внешних отягощений в виде мешочков с песком, крепившихся на голеностопных суставах гимнасток.
Таким образом удается усилить воздействие как на скоростно-силовой компонент упражнений, так и на компонент амплитуды движений и на растягивание мышц.
Рекомендуемый расчет тренировочных объемов предназначеных для совершенствования физической подготовленности для контрольно-подготовительного мезоцикла (3 недели) выглядит следующим образом:
Общий объем тренировочной работы: 26 часов в неделюобъем тренировочного времени на совершенствование специальной физической подготовленности — 30%, то есть — 7.8 часов.
Практическое применение разработанных комплексов может быть рекомендовано следующим образом: комплексы у палки — в подготовительной части занятия взаимозаменяемо, либо в чередовании с уроками хореографии.
Комплекс с прыжками (и с грузами) могут использоваться в основной части тренировочного занятия: либо после разминки либо в конце основной части занятия.
В отдельных случаях, если использование прыжковых комплексов приводит гимнасток в состояние компенсированного утомления применение комплека рекомендовано во второй части тренировочных занятий после разучивания и совершенствования технических элементов.
Комплекс с грузами на полу целесообразно использовать в заключительной части занятия.
Список литературы
- Алисов, Н.Я. Исследование гибкости и экспериментальное обоснование методики ее развития: автореф. дисс.. канд. пед. наук / Н.Я. Алисов- Ленинградский гос. ун-т им. A.A. Жданова. Л., 1971.-20 с.
- Антипов, A.B. Формирование специальных скоростно-силовых способностей 12−14-летних футболистов в период полового созревания : автореф. дис.. канд. пед. наук / А. В. Антипов — Всерос. научно-исследоват.ин-т физ. культуры и спорта. М., 2002. — 24с.
- Аскназий, A.A., Еременко Н. П., Лешкевич Л. П. Физическая и биохимическая оценка влияния различного характера тренировки на развитие основных физических качеств спортсмена // Теория и практика физ. культуры.- 1958, № 1, с.25−28.
- Ашмарин, Б.А., Виноградов Ю. А., Вяткина З. Н., и др. Теория и методика физического воспитания: учеб. Для студентов фак. культ, пед. Ин-тов по спец. 03.03. -М.: просвещение, 1990. -287с.
- Ашмарин, Г. А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании: Учебное пособие /А.Г. Ашмарин.- М.: Просвещение, 1995.-287с.
- Биндусов, Е.Е. Совершенствование скоростно-силовой подготовки в художественной гимнастике: метод. пособие для студенток, обучающихся по спец. 32 101 «Физ. культура и спорт», специализирующихся в художествен, гимнастике / Е. Е. Биндусов, Ю.В.
- Менхин, Ф.Р.Сибгатулина- Моск. гос. акад. физ. культуры, каф. теории и методики гимнастики. Малаховка: Изд-во МГАФК., 2006. — 29 с.
- Верхошанский, Ю.В. Основы специальной физической подготовки спортсменов / Ю. В. Верхошанский. М.: Физкультура и спорт, 1988. -380 с.
- Ветошкина, Э.В. Совершенствование технического мастерства в прыжковых упражнениях художественной гимнастики: автореф. дисс.. канд. пед. наук / Э.В. Ветошкина- Гос. центральный ордена Ленина ин-т физ. культуры. М., 1981.-23 с.
- Винер, И.А. Подготовка высококвалифицированных спортсменок в художественной гимнастике. Дис.. канд. пед. аук: 13.00.04 .-М.: РГБ, 2003
- Выготский, Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. / Гл. ред. A.B. Запорожец. Т. З. Проблемы развития психики / Под. ред. М. Матюшкина. — М.: Педагогика, 1983. — 367 с.)
- Гавердовский, Ю.К. Спортивная гимнастика: Учебник для ин-тов физ. культуры / Ю. К. Гавердовский, В. М. Смолевский. М.: Физкультура и спорт, 1979.-327 с.
- Галеева, М.Р. Методические рекомендации по развитию гибкостиспортсмена: Учебное пособие /М.Р. Галеева. Киев, 1980. — 56 с.
- Гимнастика. Под ред Брыкина А.Т.—М., 1971 г.
- Гимнастика. Под редакцией М. Л. Украна и А. М. Шлемина М., 1969 г.
- Говорова, М.А. Специальная физическая подготовка юных спортсменок высокой квалификации в художественной гимнастике: учебное пособие /М.А. Говорова, A.B. Плешкань. -М.: б.и., 2001. 50 е.: ил.
- Гончаров, H.H. Варианты отталкивания при скоростном беге на коньках / Гончаров H.H., Соколов М. П. // Теория и практика физ. культуры. -1949. Т. XII. — вып. 11.-е. 819−828.
- Гончаров, H.H. Старт в скоростном беге на коньках / Гончаров H.H., Соколов М. П. // Теория и практика физ. культуры. 1952. — Т. XV. — вып. 1.-е. 25−36.
- Гужаловский, A.A. Этапность развития физических (двигательных) качеств и проблема оптимизации физической подготовки детей школьного возраста: автореф. дис.. д-ра пед. наук / А. А. Гужаловский — ГЦОЛИФК. М., 1979. — 26 с.
- Джанян, Ш. Н. Сопряженное совершенствование силы и гибкостиборцов: автореф. дис.. канд. пед. наук/Джанян Ш. Н. -М., 1980. -22 с.
- Дуранов, М. Е. Исследовательский подход /М.Е. Дуранов, А.Г. Гостев// Педагогическая деятельность. 1996.- № 5. — 72с.
- Дьячков, В.М. Физическая подготовка спортсмена.- М.: Физкультура и спорт, 1961. 193 с.
- Здоровье женщины. — АНС, 2003. -592 с илл., (Домашняя энциклопедия. Исцеление человека)
- Зуев, Е.И. Волшебная сила растяжки / Зуев Е. И. М.: Сов. спорт, 1990. -64 с.
- Изместьева, Н.Ю., 1988. Цитировано по: Сибгатулина Ф. Р. Прыжковая подготовка спортсменок в художественной гимнастике: Дис.. канд. пед. наук: 13.00.04: Малаховка, 2004 141 с. РГБ ОД, 61:05−13/769 стр. 27.
- Кадыров P.M., Нестеров A.A., Щеголев В. А. Оздоровительная физическая тренировка. М.: Воениздат, 1989. — 56 с.
- Карпенко, JI.A. Основы спортивной подготовки в художественной гимнастике: учебное пособие / JI.A. Карпенко, Санкт-Петербургская гос. акад. физ. культуры им. П. Ф. Лесгафта. СПб.: б.и., 2000. — 36 с.
- Карпенко, Л.А., Винер И. А., Сивицкий В. А., Методика оценки и развития физических способностей у занимающихся художественной гимнастикой. Учебное пособие. Всеросс. федер. худ. гтмнветики- С-Пб ГУФК им. П. Ф. Лесгафта. -М., 2007. -76 с.
- Качаев, C.B. Особенности применения специальных упражнений в скоростно-силовой подготовке юных легкоатлетов : автореф. дис.. канд. пед. наук / Качаев Сергей Викторович- ВНИИФК. М., 1982. — 24 с.
- Кобяков, Ю. П. Тренировка вестибулярного анализатора гимнаста.-М.: Физкультура и спорт, 1976. 64 с.
- Колодий, О.В. Исследование специальной подготовки метателей молота на предсоревновательном этапе основного периода тренировки: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Л., 1970. — 22с .
- Коробов, A.B. Исследование взаимосвязи развития физических качеств и обучения технике видов легкой атлетики: Автореф. канд. дис. М., 1964. -22 с.
- Кувшинникова, С.А. Комплексная оценка специальной физической подготовленности в художественной гимнастике: автореф. дисс.. канд. пед. наук / С.А. Кувшинникова- Гос. центральный ордена Ленина ин-т физ. культуры. М., 1983. — 24 с.
- Кузнецова, З.И. Критические периоды развития двигательных качеств школьников // Физическая культура в школе. 1975. — № 1. — С. 7−9.)
- Кузнецов, В.В., Попов Ю. А. Методика развития силовой выносливости: Методы спец. силовой подготовки спортсменов высш. разрядов. -М.: Физкультура и спорт, 1967.-145 с.
- Кузнецов, В. В, Специальные скоростно-силовые качества и методы их развития // Теория и практика физической культуры 1968 -№ 4- С. 58−61.
- Кузнецов, В, В., Айупц Л. Р. Оптимальные сочетания режимов работы мышц при развитии скоростно-силовых качеств в гимнастике // Теория и практика физической культуры 1974 — № 1, с. 64−66.
- Курамшин, Ю.Ф. Теория и методика физической культуры: учебник для студентов высш. учеб. заведений / Ю. Ф. Курамшин М.: Советский спорт, 2003.: ил. — 463 с. — ISBN 5−85 009−747−3.
- Лазаренко, Т.П. Количественная оценка качественных показателей прыжковой подготовленности в художественной гимнастике: автореф. дисс.. канд. пед. наук / Т.П. Лазаренко- Гос. центральный ордена Ленина ин-т физ. культуры. — М., 1990. 22 с.
- Лесгафт П.Ф. Собрание педагогических сочинений в 5 томах. Т. 3. М., 1956.
- Лисицкая, Т.С. Художественная гимнастика.- М.: Физкультура и спорт, 1982.-231с.
- Лисицкая, Т.С. Комплексная оценка специальной физической подготовленности в художественной гимнастике / Т. С. Лисицкая, С. А. Кувшинникова // Теория и практика физ. культуры. 1986. — № 12. — С.34−37.
- Лях, В. И. Гибкость: основы измерения и методики развития / В. И. Лях // Физ. культура в школе. 1999. — № 1. — С. 4−10.
- Лях, В. И. Двигательные способности школьников: основы теории и методики развития / В. И. Лях. М.: Терра-Спорт, 2000. — 192с.: ил. -ISBN 5−93 127−074.
- Мавроматия, Д. Упражнения художественной гимнастики.-М.: Физкультура и спорт, 1972. 141с.
- Макарова, Г. Я. Исследование путей повышения эффективности прыжков в художественной гимнастике: автореф. дисс.. канд. пед. наук / Г. Я. Макарова- Всесоюз. науч.-иследоват. ин-т физ. культуры. М., 1976. — 27 с.
- Макарова, Е.Ю. Структура специальной двигательной подготовки, определяющей техническое мастерство в художественной гимнастике: Дисс.. канд. пед. наук / Макарова Елена Юрьевна- Рос. гос. акад. физ. культуры. М., 1998. — 163 с.
- Мартиросов, Э.Г. Методы исследования в спортивной антропологии /Э.Г. Мартиросов// Физиология человека. 1982. — № 7. — С. 194
- Масленников, С. М. Родительский час в спортивном зале /С.М. Масленников//Физическая культура в школе.- 1990.- № 1. 54с.
- Масловский, Е.А. Выявления корреляционных зависимостей между скоростно-силовыми показателями и результатом в прыжках в длину с разбега//Вопр. юношеского спорта. -М., 1976 .-С.58−64.
- Матвеев, Л.П. Проблемы изучения структуры тренировки // Теория и практика Физ. культуры .-1970 .-N4 .-с.5−10.
- Матвеев, Л.П. Теория и методика физического воспитания. T. I и II: Учебник / Л. П. Матвеев. — М.: Физкультура и спорт, 1976 — 229 е., 173 с
- Матвеев, Л.П. Теория методика физической культуры. Учеб. для ин-ов физ. культуры. М.: Физкультура и спорт, 1991. — 549 с.
- Матвеев, Л.П. Теория и методика физической культуры. Введение в предмет: учебник для высш. спец. физ. учеб. заведений / Л. П. Матвеев. -Изд. 3-е. СПб.: Лань, 2003. — 160 с.
- Матвеева, О. П. Образовательная программа для учащихся средней общеобразовательной школы (I-XI классов): Программа /О.П. Матвеева. -М.: Просвещение, 1995.-215с.
- Менхин, Ю.В. Специальная физическая подготовка гимнастов : Учеб. пособие для слушателей фак. повышения квалификации ГЦОЛИФКа / Ю. В. Менхин — ГЦОЛИФК. М., 1985. — 77с.
- Менхин, Ю.В. Физическое воспитание: теория, методика, практика: Уч. пособие для ВУЗов физ. культуры / Ю. В. Менхин. М.: Спортакадем пресс, 2003.-303 с.
- Менхин, A.B., Савенкова Е. К., 2005 Особенности проявления скоростно-силовых способностей юными гимнастками и акробатками, Детский тренер, 2, 2005.
- Мехоношин, С. А. Разработка и обоснование методики обучения школьников 9−11 лет прыжкам в высоту с разбега на уроках физкультуры : автореф. дис.. канд. пед. наук / Мехоношин С.А.- Акад. мед. наук СССР.-М, 1981.- 17 с.
- Минаев, Б.Н., Шиян Б. М. Основы методики физического воспитания школьников : Учеб. пос. / Минаев Б. Н., Шиян Б. М. М.: Просвещение, 1989. — 222 с. — ISBN 5−09−947−3.
- Минева, М., Исследование эффективности методов развития гибкости у 9−13-летних гимнасток. Физическая культура. Научно-методический журнал. № 2, 1997.
- Морозов, О. В. Успех в разнообразии форм занятий /О.В. Морозов// Физическая культура в школе. 1991.- № 5.- 41с.
- Мотылянская, P.E. О спортивной специализации школьников в свете данных врачебных исследований и пути дальнейшего изучения этой проблемы / Мотылянская P.E. // Теория и практика физ. культуры. 1956.- Т. XIX. Вып. 10. — с. 758−765.
- Назаренко, Л.Д. Прыгучесть как двигательно-координационное качество / Л. Д. Назаренко// Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2000. — N 3.- С. 2.
- Ночевная, H.H. Применение сопряженного метода физической подготовки в групповых упражнениях художественной гимнастики : дис.. канд. пед. наук / Ночевная Наталья Николаевна- ГЦОЛИФК. М., 1989.- 138 е.: табл., Прил.
- Обухова, Н.Б. Методика развития скоростно-силовых качеств у младших школьников 9−10 лет. Детский тренер (Журнал в журнале «Физическая культура» № 3, 2002
- Пилиповская, M.B. Исследование взаимосвязи между способностями юных гимнастов оценивать основные параметры движений и их технической подготовкой: Автореф. дис. канд. пед. наук.-М., 1972.-22 с.
- Пономарев Г. Н., Филиппова С. О. Теория и методика физкультуры дошкольников. ISBN: 978−5-89 814−405−0, Издательство: Детство-Пресс, 2008.
- Прохоров, С, Тимофеев В. О динамике силы у гимнастов и взаимосвязи ее показателей со спортивным результатом: Тез. докл. XVII Всесоюз. науч. конф. студентов по вопросам Физ. культуры и спорта.-М., 1970 .-с.73−74.
- Ратов, И.П. Экспериментальное обоснование условий применения упражнений с отягощением при обучении и тренировке легкоатлетов-метателей : автореф. дис.. канд. пед. наук / Ратов И.П.- ГЦОЛИФК. М., 1962. — 17 с.
- Ратов, И.П. Двигательные возможности человека :(нетрадицион. методы их развития и восстановления) Минск, 1994. 116 с.
- Розин, Е.Ю. Некоторые теоретико-методологические аспекты педагогического контроля физического состояния и подготовленности спортсменов / Е. Ю. Розин // Теория и практика физ. культуры. 1997. -№ 11.-С. 41−43.
- Рыбаков, В.П. Критические, сенситивные и кризисные периоды онтогенеза / В. П. Рыбаков // Новые исследования: Альманах.№ 1. -М., 2003. С.69−77.
- Савенкова, Е.К. Скоростно-силовая подготовка юных спортсменок в некоторых видах гимнастики : автореф. дис.. канд. пед. наук / Савенкова Елена Константиновна- РГУФК. М., 2005. — 24 е.: ил.
- Сибгатулина, Ф. Р. Прыжковая подготовка спортсменок в художественной гимнастике : Дис.. канд. пед. наук: 13.00.04: Малаховка, 2004 141 с. РГБ ОД, 61:05−13/769
- Сермеев, Б.В. Спортсменам о воспитании гибкости /Б.В. Сермеев// Здоровье нации: Сб. материалов Междунар. Науч. Конгр. М., 1970.- С. 32.
- Сермеев, Б.В. Спортсменам о воспитании гибкости: Учебное пособие /Б.В. Сермеев. М.: Просвещение 1970.- 24с.
- Соловьева, И.О., Венгерова Н. Н. Проблемы состояния опорно-двигательного аппарата у девочек 10−14 лет, занимающихся художественной гимнастикой. Гимнастика. Сборник научных трудов (Выпуск VI). Санкт-Петербург, 2008. стр. 51−56.
- Стародубцев, Г. В. К обоснованию методики оптимального развития ^ физических качеств у лыжников-гонщиков I и II разрядов в основномпериоде тренировки: Автореф. дис. .канд. пед. наук.-Л., 1971 .-35 с.
- Собянин, Ф.И. Сопряженное развитие физических способностей и формирование двигательных умений у юных спортсменов 13−14 лет в процессе занятий туристским многоборьем / Ф. И. Собянин, И. И. Махов,
- В. И. Махов- Белгородский гос. ун-т // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2008. — № 4. — С. 36−38.
- Степанова, И.А., Цепелевич, И.В. Взаимосвязь уровня физической и технической подготовленности гимнасток на этапе углубленнойподготовки в художественной гимнастике Гимнастика. Сборник научных трудов (Выпуск VI). Санкт-Петербург, 2008. стр. 56−59.
- Станевко, С.Н. Особенности развития подвижности в тазобедренных суставах и методы ее совершенствования у спортсменок занимающихся художественной гимнастикой. Автореф. дис.. канд. пед. наук / -Малаховка, 1981,-23 с.
- Суслаков, Б.А. Тестирование в физическом воспитании: Методическая разработка для студентов ГЦОЛИФКа / Суслаков Б. А., Лазаренко Т. П. -М.: б. и., 1988. 17 с.
- Тарнопольская, Р.И. Техника и методика обучения высокодалеким прыжкам в художественной гимнастике: автореф. дисс.. канд. пед. наук / Р.И. Тарнопольская- Гос. дважды орденоносный ин-т физ. культуры им. П. Ф. Лесгафта. Л., 1983. — 22 с.
- Топчиян, B.C. Исследование методики воспитания скоростных качеств у юных легкоатлетов (на примере бега на короткие дистанции): автореф. дис.. канд. пед. наук / Топчиян B.C.- АПН СССР. НИИ возрастной физиологии и физ. воспитания. М., 1968. — 20 с.
- Тучкина, З.Г., Физическая подготовка в художественной гимнастике. Сб. Гимнастика, 1971, вып. 1.-е. 46−47.
- Фарфель, B.C. Физиология спорта .-М.: Физкультура и спорт, 1960 .394 с.
- Фарфель, B.C. Управление упражнениями в спорте: Учебное пособие /B.C. Фарфель. — М.: Физкультура и спорт, 1975.-208с.
- Филатов, С.И. Исследование динамики развития скоростно-силовых качеств у учащихся школьного возраста и возможности ихсовершенствования (на материале л/а прыжков): автореф. дис. канд. пед. наук/Филатов С.И.- ГЦОЛИФК. М., 1966. — 20 с.
- Филин, В.П. Тренировка юных спортсменов. М.: Физкультура и спорт, 1965. — 334 с.
- Филин, В.П. Проблема совершенствования двигательных (физических) качеств детей школьного возраста в процессе спортивной тренировки- Автореф. дис.. д-ра пед. наук. -М., 1970. -50 с.
- Филин, В.П. Воспитание физических качеств у юных спортсменов. -М.: Физкультура и спорт, 1974. 232 с.
- Филиппович, В.И. Обучение и тренировка юных гимнастов : Пособие для руководителей школьных секций спортивной гимнастики / Филиппович В. И., Мартовский А. Н., Сергиевская E.H. М.: Просвещение, 1965. — 265 с.
- Фомиченко, Т. Развитие специальных силовых способностей юных пловцов / Фомиченко Т., Чистова Н., Уголькова И. // Человек в мире спорта: Новые идеи, технологии, перспективы: Тез. докл. Междунар. Конгр. М.: 1998. — Т. 1. — С. 315.
- Франциско, Л.Л. Методика воспитания силовых способностей и гибкости в каратэ-до / Франциско Л. Л. // Юбилейный сборник научных трудов молодых ученых и студентов РГАФК. М.: 1998. — С. 203−204.
- Холодов, Ж. К, Кузнецов, B.C. Теория и методика физического воспитания и спорта. М.: Академия, 2000. 469 с.
- Холодов, Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений физ. культуры / Ж. К. Холодов, B.C. Кузнецов. М.: Академия, 2002. — 479 е.: ил.
- Холодов, Ж. К. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учебник /Ж.К. Холодов, В. С. Кузнецова. — М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 480 с.
- Хрипкова, JI.T. Возрастная физиология: Учебное пособие /JI.T. Хрипкова. — М.: Просвещение, 1988 .- 36 с.
- Черняев, Г. И. Исследование некоторых сторон физической подготовки ^ конькобежцев / Черняев Г. И. // Теория и практика физ. культуры. 1963.1. N 10.-С. 30−33.
- Чудновец, В. Н. Турнир рыцарей спорта /В.Н. Чудновец// Физическая культура в школе. 1995.- № 2. — 64с.
- Шакина, Е.А. Определение гибкости /Е.А. Шакина// Физическая ® культура в школе. 1994. — № 7. — 15 с.
- Шевкова, Н.М. Содержание прыжковой подготовки в художественной гимнастике на этапе углубленной специализации: дисс.. канд. пед. наук / Шевкова Надежда Михайловна- Гос. дважды орденоносный ин-т физ. культуры им. П. Ф. Лесгафта. Л., 1989. — 211 с.
- Шишкарёва, Ю.Н., Орлов Л. П. Художественная гимнастика: уч.пособ. для секций коллективов физической культуры. 1954. -400 с.
- Шлёмин, A.M. Юный гимнаст .-М.: Физкультура и спорт, 1973. -376 с.
- Эйдер, Е. Научно-методические основы возрастного развития и направленного совершенствования физических качеств школьников 7−19лет : автореф. дис.. д-ра пед. наук / Е. Эйдер — Ин-т физ. культуры Щецинского ун-та. Минск, 2001. — 39с.
- Юсупова, JT. А. Эффект изометрических напряжений предварительно растянутых мышц в процессе развития активно-динамической гибкости в художественной гимнастике. Дисс.. канд. пед. наук / БГОИФК, Минск, 1983.
- Conditioning. National Strength and Conditioning Association. Human Kinetics.
- Банков, И. Проучване въерху системата на спортно-педагогическия контрол в художествената гимнастика / И. Банков, М. Ванкова // Въпроси на физическата култура. 1977. — № 9. — с. 486−493.
- Dupont, W., & Plummer, W. (1997). PS: power and sample size program available for free on the Internet. Controlled Clinical Trials, 18, 274.
- Hebbelinck, M. Flexibility. In A. Dirix H.G. Knuttgen, and K. Tittel (Eds.), The Olympic book of sports medicine. Oxford: Blackwell Scientific, 1988, pp. 213−217.
- Holcomb, W. Improved Stretching with Proprioceptive Neuromuscular
- Facilitation. Strength and Conditioning Journal, 2000, 22, 1, 59−61.
- Leighton, J. R (1956). Flexibility characteristics of males ten to eighteen years of age. Archives of Physical and Mental Rehabilitation, 37(8), 494−499.
- Wilmore, J., Purr R.B., Girandola R.N., Ward P., Vodak, PA., Pipes T.V., Romerom G.P., Leslie P. Physiological alterations consequent to circuit weight training. Medicine and Science in Sports, 1978, 10(2), 79−84.