Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Эволюция образа Чермена Тулатова в осетинской фольклорно-литературной традиции

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Степень изученности темы характеризуется тем, что образ Чермена Тулатова рассматривается в отдельных газетных и журнальных статьях, а также в ряде монографий разных авторов. Данный образ в том или ином ракурсе исследовался в трудах таких ученых, как: Р. С. Бзаров «История в осетинском предании» (Владикавказ, 1993) — Ш. Ф. Джикаев «Благодать слова» (Владикавказ, 1996) — Ш. Ф. Джикаев «Фольклор… Читать ещё >

Содержание

  • I. ФОЛЬКЛОРНАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ОБРАЗА ЧЕРМЕНА ТУЛАТОВА
    • 1. 1. Фольклор как форма отражения народной идеологии
    • 1. 2. Общественно-политическое положение в Осетии в эпоху развития феодальных отношений
    • 1. 3. Жанровая характеристика фольклорных произведений о Чермене Тулатове
    • 1. 4. Фольклорный образ Чермена Тулатова
    • 1. 5. Фольклорные связи северокавказских народов
  • Образы Чермена и Андемиркана: общее и особенное
  • II. ЛИТЕРАТУРНЫЙ ОБРАЗ НАРОДНОГО ГЕРОЯ ЧЕРМЕНА ТУЛАТОВА
    • 2. 1. Роль фольклора в зарождении и становлении художественной литературы
    • 2. 2. Образ Чермена Тулатова в художественной интерпретации поэтов (С. Гадиева, Г. Баракова, С. Баграева,
  • А. Кубалова)
    • 2. 3. Художественный образ Чермена Тулатова в повести
  • V. Шанаева «Чермен»
  • III. ОБРАЗ ЧЕРМЕНА ТУЛАТОВА В ДРАМАТУРГИИ
    • 3. 1. Чермен Тулатов в художественном изображении А. Кубатиева (Болаева) и Д. Мамсурова
    • 3. 2. Поэтика трагедии Г. Плиева «Чермен»: сюжет и система образов
    • 3. 3. Художественный конфликт как основной компонент сюжета трагедии «Чермен»
    • 3. 4. Концепция личности и эволюция ее нравственного сознания в трагедии Г. Плиева «Чермен»
    • 3. 5. Аксиологическая проблематика в художественном освещении Г. Плиева
    • 3. 6. Особенности художествнного языка трагедии Г. Плиева «Чермен»

Эволюция образа Чермена Тулатова в осетинской фольклорно-литературной традиции (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. За два столетия было создано много фольклорных произведений и произведений художественной литературы, в которых был воссоздан бессмертный образ Чермена Тулатова, реального исторического героя, осмелившегося пойти против феодального насилия и вставшего на путь неравной борьбы с ним.

Сложилась даже целая фольклорно-литературная традиция осмысления и воплощения данного образа: ни о ком больше осетинский народ за всю свою нелегкую многовековую историю не создавал столько произведений, причем в самых разных фольклорных жанрах, как о Чермене Тулатове.

Образ данного героя, перенятый из устного поэтического творчества, разрабатывался и многими осетинскими писателями в различных жанрах. Это стихотворения С. Гадиева, Г. Баракова, С. Баграева, А. Кубаловаповесть У. Шанаеватрагедии А. Кубатиева (Болаева), Д. Мамсурова, Г. Плиева.

Все литературные произведения о Чермене Тулатове характеризуются сюжетной идентичностью, но в то же время в полной мере сохраняется их авторская индивидуальность.

На современном этапе развития осетинского литературоведения остро ощущается насущная необходимость осмысления всех этих фольклорных и литературных произведений, систематизации их, глубокого анализа данных произведений с точки зрения их содержания и формыи особенно, конечно, исследования своеобразия художественно-эстетической и нравственно-этической интерпретации в них образа Чермена, в частности, и художественной концепции человека вообще.

Итак, необходимость систематизации и комплексного исследования всех произведений о народном герое определяют актуальность темы настоящей работы.

Целью работы является анализ всех имеющихся о народном герое Чермене Тулатове фольклорных и литературных произведений, определение основных тенденций развития образа героя в осетинской фольклорно-литературной традиции.

В соответствии с поставленной целью представляется необходимым решение следующих задач: исследовать традиции и новаторство разных авторов в разработке образа Чермена Тулатовапроследить процесс нравственной эволюции сознания героя, осознания им самого себя как субъекта исторической деятельности и переоценка сложившихся в феодальном обществе ценностейвыделить из всех произведений трагедию Г. Плиева «Чермен», отличающуюся высоким художественным мастерствомосмыслить в трагедии аксиологические понятия, связанные с проблемой нравственного выбора, смысла жизни, свободы, чести, достоинства человека и характер их реализации в феодальном обществе, специфическими средствами отраженной в художественно-эстетическом сознании осетинского народа.

Методы исследования. Для успешного решения поставленных задач, в работе используются различные методы: 1) сравнительно-сопоставительный (описание и анализ всех имеющихся фольклорных и литературных произведений, воссоздающих образ Чермена) — 2) аксиологический (описание и анализ ценностного мира феодального общества и его отражение художественным сознанием).

Научная новизна исследования заключается в том, что в нем впервые предпринимается попытка комплексного рассмотрения всех фольклорных и литературных произведений, имеющихся о народном герое Чермене, и их сравнительно-сопоставительный анализ. Впервые в трагедии Г. Плиева «Чермен» определяется двуаспектность конфликта (внешний и внутренний). Впервые трагедия рассматривается в новом для осетинского литературоведения направлении — аксиологическом, выявляются в произведении такие жизненно важные понятия, как смысл бытия, свобода, честь, достоинство, созидающие концепцию человека в трагедии Г. Плиева, в целом, и образ Чермена, в частности.

Степень изученности темы характеризуется тем, что образ Чермена Тулатова рассматривается в отдельных газетных и журнальных статьях, а также в ряде монографий разных авторов. Данный образ в том или ином ракурсе исследовался в трудах таких ученых, как: Р. С. Бзаров «История в осетинском предании» (Владикавказ, 1993) — Ш. Ф. Джикаев «Благодать слова» (Владикавказ, 1996) — Ш. Ф. Джикаев «Фольклор и осетинская советская поэзия 1917—1941 гг.» (Орджоникидзе, 1972) — Н. Г. Джусоев «Сека Гадиев» (Сталинир, 1958) — Н. Г. Джусоев «Заметки об искусстве поэта (к 60-летию Гриса Плиева)» (Известия ЮОНИИ, 1975) — Б. И. Кандиев «Чермен». Трагедия в 5 действиях Г. Плиева" (Орджоникидзе, 1966) — Н. К. Мамиева «История и современность в литературах Северного Кавказа» (Орджоникидзе, 1980) и др. Отдельной монографии, посвященной комплексному изучению образа Чермена в интерпретации всех писателей, еще нет. В газетных и журнальных статьях обзорно рассматриваются лишь произведения отдельных авторов о герое.

Объектом диссертационного исследования являются фольклорные произведения о народном герое Черменестихотворения С. Гадиева, Г. Баракова, С. Баграева, А. Кубаловаповесть У. Шанаеватрагедии А. Кубатиева (Болаева), Д. Мамсурова, Г. Плиева.

Предметом исследования является эволюция образа Чермена в произведениях осетинского фольклора и литературы.

Теоретическая значимость работы заключается в дальнейшей разработке одной из актуальных проблем современного литературоведения: художественной концепции человека и его места в мире с точки зрения его ценностных ориентаций, в глубинном, фундаментальном исследовании образа Чермена в фольклорно-литературной традиции осетин.

Практическая значимость исследования состоит в том, что его результаты могут быть использованы при изучении истории осетинской литературы, в вузовской и школьной практике, а также при изучении индивидуального творчества представленных в работе писателей.

Методологическая и теоретическая основа диссертационной работы. Общетеоретические положения и методологические принципы основываются на трудах представителей отечественной литературоведческой науки: Н. С. Надъярных, М. Б. Храпченко, В. Е. Хализеваактивно привлекаются труды северокавказских и осетинских литературоведов и критиков — А. А. Ахлакова, JI.A. Бекизовой, В. Б. Корзуна, З. Х. Толгурова, И. В. Трескова, Ш. Х. Хута, К. Г. Шаззо, В. И. Абаева, Х. Н. Ардасенова, Р. С. Бзарова, Н. Г. Джусоева, Ш. Ф. Джикаева, Б. И. Кандиева, И. В. Мамиевой, З. М. Салагаевой, Ф. М. Таказова, Р. Я. Фидаровой, Т. А. Хамицаевой.

На защиту выносятся следующие основные положения диссертации:

1. Фольклорный образ Чермена носит черты характера индивидуалиста. При этом только на первый взгляд кажется, что герой понимает свободу как возможность защитить только свои права, возможность мести за личные обиды. И только при глубоком анализе фольклорных произведений становится очевидным процесс перехода личного в общественное, диалектика частного и общего.

2. В произведениях осетинских поэтов образ Чермена выступает в качестве обобщающего образа — символа революции.

3. Основу повести У. Шанаева «Чермен» составляет история социального и духовного роста человека, прошедшего сложный эволюционный путь от рабского повиновения до открытого социального протеста. Писатель показывает через судьбу отдельной личности, духовно богатой и нравственно состоятельной, судьбу целого народа, художественно исследуя философскую проблему связи личности и массы, человека и истории.

4. В трагедиях Г. Плиева и А. Кубатиева (Болаева) просматривается некоторое сходство. Но имеются и значительные расхождения. Так, в трагедии А. Кубатиева (Болаева) конфликт строится на борьбе героя за землю. У Г. Плиева же доминирует нравственно-идеологический конфликт, основанный на мотиве оскорбления личного достоинства, борьбе за свободу и справедливость. Трагедия Д. Мамсурова «Чермен» показывает борьбу героя с иноземными захватчиками, т. е. наблюдается отход от главной идеи сюжета о Чермене: борьбы героя за землю и свое человеческое достоинство.

5. Трагедия Г. Плиева «Чермен» — наиболее значительное произведение, ставшее вершинным явлением осетинской литературы. Оно служит образцом обработки фольклорных произведений и создания на их основе произведения профессиональной литературы. Г. Плиев развил и обогатил народный сюжет новыми сюжетными линиями, вложив в него огромную философскую мысль о сущности и предназначении человека.

6. В произведении Г. Плиева конфликт воплощается в системе действия и событий, то есть в сюжете. Конфликт пьесы двупланов: с одной стороны, отражает противоречия между властителями и подвластными — это внешний социальный конфликт, с другой, действие движется благодаря внутреннему нравственно—психологическому конфликту, основанному на оскорблении личного достоинства, борьбе за свободу и справедливость.

7. Осмысление глубинных основ человеческого бытия, «высших» целей человеческой деятельности является в трагедии важной творческой задачей. Вообще, человек, его бытие становится главным объектом философско-этического и художественно-эстетического мышления Г. Плиева. Он также составляет «смысловой центр» художественного произведения.

Апробация работы. Основные положения и выводы диссертационной работы были изложены и обсуждены на заседании отдела фольклора и литературы Северо-Осетинского института гуманитарных и социальных исследований им. В. И. Абаева, докладывались на научно-практических региональных конференциях, школах-семинарах, опубликованы в различных научных изданиях.

Структура диссертации. Структура работы определена содержанием, целями и задачами исследования. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

j.

Фольклоризм многих национальных литератур как общественно-историческое и идейно-эстетическое явление раскрывает различные стороны внутреннего, специфического и закономерного их развития. Проблема фольклоризма — один из важнейших аспектов взаимоотношения литературы с фольклором. Ее рассмотрение исходит из специфичности литературы и фольклора как самостоятельных, веками сложившихся и взаимодействующих эстетических систем.

Фольклор играл огромную роль в зарождении и становлении литературы, перенимая его замечательные традиции. Процесс воздействия фольклора на литературу естественен и необходим. Многие писатели выросли и воспитывались на замечательных традициях устного народно-поэтического творчества. Кроме того, они сами обрабатывали отдельные фольклорные сюжеты, придавая им новое идейно-художественно выражение. Широкое художественное отражение получил в литературе фольклорный сюжет об осетинском народном герое Чермене Тулатове, отражающий тему социальной борьбы в феодальном обществе.

Фольклорный образ Чермена многогранен и глубоко реалистичен: действует в конкретной исторической среде, борется за определенные интересы. Все произведения о герое подразделяются на две большие группы: I. Произведения, основанные на социальных мотивахII. Произведения, повествующие о необычайной силе и храбрости героя. Первые являются доминирующими, а вторые служат дополнением к первым. Обе эти группы I подразделяются, в свою очередь, на подгруппы.

Значимость образа Чермена определяется его борьбой за социальную справедливость. Идейная ценность произведений о Чермене — это преломление личности в феодальном обществе: Чермен идет наперекор установленным в данном социуме нормам, преодолевая феодальное сознание. Однако фольклорный образ Чермена несколько расплывчат: на.

I t первый взгляд может показаться, что герой понимает свободу как возможность мести за свои права, возможность мести за свои только личные обиды, мало думая о свободе настоящей, подлинной, борьба за которую выводит рядового борца в ранг защитника прав народа. И только присмотревшись пристальнее, можно понять, что личное в образе героя неотделимо от общественного.

В поэтических произведениях литературы образ Чермена выступает в I качестве обобщающего образа-символа революции. Сека Гадиев обращается к образу легендарного героя в канун революции 1905;1907 гг. Поэт возлагал огромные надежды на эту революцию, глубоко веря в ее победу. Эту веру он воплотил в образе Чермена, являющим собой образец героизма и мужества. В дальнейшем образ Чермена, как символа борьбы за свободу и справедливость, обрабатывает поэт-революционер Гино Бараков в канун революции 1917 г., преследуя те же цели, что и Сека. Стихотворение Г. Баракова, продолжая фольклорные и секаевские традиции в разработке образа народного героя в полной мере выражает индивидуальное мастерство писателя, его идейно-эмоциональную настроенность.,.

В тот же период Великой Октябрьской революции в 1918 году к образу Чермена вновь обратился один из мужественных певцов свободы Созур Баграев. Стихотворение «Кермен» С. Баграева — это крик души, призыв к свободе и независимости, за которые боролся и погиб герой. Призыв к свободе, вера в освобождение определяют основной лейтмотив произведения.

Интерес к теме героической борьбы Чермена не ослабевает и после победы октябрьской революции. Героические личности были востребованы во все времена. Поэтому образ героя-борца обращает на себя внимание одного из зачинателей осетинской литературы А. Кубалова. Он вновь возвращается к фольклорной интерпретации образа Чермена. В 1927 году появилась его поэма «Чермен». Общий пафос поэмы заключается в борьбе героя против социальной несправедливости. Автор особо подчеркивает духовное превосходство Чермена над феодалами. Из всех вариантов песен о Чермене Кубалов берет те из них, где показаны его дух сопротивления насилию и детская наивность. Герой не видит всего коварства врага и оттого доверчив.

Образ Чермена, в ходе литературной обработки, претерпел значительные изменения: в ней многограннее (нежели в фольклоре) проявляется социальная сущность характера человека, его яркая самобытность.

В прозаическом жанре имеется лишь одно произведение о Чермене, написанное У. Шанаевым. Жанр данного произведения можно определить как повесть, сюжетная основа которой составлена из преданий устного народного творчества. В основу сюжета повести положена история социального и духовного роста личности, прошедшего путь от рабского повиновения до открытого протеста. В образе Чермена выражен тип нового героя, защищающий права таких же обездоленных и несчастных, каким он I был сам. Писатель показывает через судьбу отдельной личности, духовно богатой и одаренной, судьбу целого народа, исследуя философскую проблему: личность и массы, человек и история.

Образ Чермена Тулатова нашел свое отражение в трагедиях А. Кубатиева (Болаева), Д. Мамсурова, Г. Плиева. Трагедии А. Кубатиева (Болаева), Г. Плиева обнаруживают множество типологических сходств как в структуре, так и в интерпретации событий. Обилие совпадений в композиции, сюжетных положениях, расстановке героев, оценке событий и роли различных социальных сил в них можно объяснить влиянием опыта одного писателя на другого. Но дело здесь не только во взаимовлиянии или заимствовании — в основу выше названных произведений были положены I фольклорные источники о данном герое. Обильно привлекая фольклор, они создали концепцию трагедии личности, который стал жертвой своего времени. Трагедии характеризуются сюжетной идентичностью, но в то же время сохраняется их авторская индивидуальность. В особенности нужно выделить трагедию Г. Плиева, которая отличается художественной оригинальностью, чеканностью стиха, сутью излагаемой проблемы.

Трагедия Д. Мамсурова «Чермен» стоит особняком от двух других трагедий. Здесь основное место занимает не герой, а событие: автор показывает борьбу героя с иноземными захватчиками, отходя от главной идеи сюжета о Чермене — борьбы героя за землю и человеческое достоинство.

Пьеса не решает никаких жизненных проблем, уклоняется от обобщений, и все изображаемое в ней, оказывается лишь видимостью проблемы. Драматургом не найдено обязательное для литературного произведения обоснование поступков и поведения действующих лиц, объяснение причин, породивших то или иное явление.

Историческая трагедия Г. Плиева «Чермен» стала выдающимся явлением осетинской драматургии. Она представляет собой плотное по идейно-художественным достоинствам произведение. Обращение к истории было вызвано потребностью рассказать об историческом бытие народа, о процессе формирования человека в личность, о его путях по дорогам истории, представить в конкретных деталях быт народных масс, придать большую социальную определенность личности героя, его деяниям. Писатель старается обосновать психологическую характеристику национального типа социально-исторической аргументацией. В своих идейных позициях Г. Плиев утверждает человека деятельного, социально-активного, видящего историческую перспективу, человека-гуманиста.

Так, идейно-художественная концепция личности в творчестве Г. Плиева утверждается в человеке как творце истории и своего счастья, неотделимого от счастья народного. Чувство самосознания героя поднимается до уровня активной деятельности, осознания собственной самости: кто он, что он делает и для чего делает.

Писатель прослеживает истоки формирования характера и его мировоззрения, стремится раскрыть духовные, нравственные ценности, человеческие потенции своего героя. Акцентируя внимание на духовных | ценностях отдельной личности, на взаимоотношениях между людьми, автор 1 использует их в процессе своего художественного исследования как средство познания национального духа и характера. i,.

История роста и организация характера героя дается в связи с самой эпохой, как одно из ее отражений, а связи, противоречия, симпатии и антипатии выступают в форме драматического конфликта между Черменом и защитниками эксплуататорского общества.

Так, история роста и организации характера Чермена стала определяющей для архитектоники произведения.

В трагедии Г. Плиева «Чермен» органически соединяются конкретно-исторический и сущностный подход к изображению действительности, анализ социальных нравов феодалов и крестьян и обобщенно-философский I разговор о сущности человека. !

Показать весь текст

Список литературы

  1. , В.И. Проблемы нартского эпоса/ В. И. Абаев //Нартский эпос. -Орджоникидзе: Северо-Осетинское кн. изд-во, 1957. — 232 с.
  2. , В.И. Осетинская традиционная героическая песня // Осетинские народные песни / Под ред. Гиппиуса, сост. Галаев Б. А. — М.: Музыка, 1964.-248 с.
  3. , Н.А. Кругозор драматурга. Заметки театрального критика / Н. А. Абалкин. — М.: Советский писатель, 1957. 139 с.
  4. , Б.А. Сколько он мог, сколько было у него сил. Мои воспоминания об А. Кубалове / Б. А. Алборов // Растдзинад (Правда). — 1964. 17 октября.
  5. Алборов, Х.-У. Слово о Сека Гадиеве (Х.-У. Алборов // Фидиуаг (Глашатай). 1981. — 2. — с. 85−93.
  6. Анализ драматического произведения: межвузовский сборник / ЛГУ им. А.А. Жданова- под ред. В. М. Марковича. Л.: ЛГУ, 1988. — 366 с.
  7. Анализ художественного текста. Лирическое произведение: хрестоматия для студентов фил. фак. ун-тов и пед-тов- Российский государственный гуманитарный университет- сост. и примеч. Д. А. Магомедова, С. Н. Братман. М.: РГТУ, 2005. — 334 с.
  8. Анализ художественного текста. Эпическая проза: хрестоматия дляIстудентов фил. фак.- Российский государственный гуманитарный университет- сост. Н. Д. Тамарченко. — М.: РГТУ, 2005. — 442 с.
  9. , В.Н. Художественное творчество в, жанрах несказочнойIпрозы. К общей постановке проблемы / В. П. Аникин // Русский фольклор. JI.: Наука. — т. XII. — 421 с.
  10. , А.О. О драматическом конфликте // Идейность и мастерство / Под ред. В. Ф. Пименова. М.: Искусство, 1953. — 317 с.
  11. М.Ардасенов, Х. Н. Жизнь и поэзия: сб. крит. статей / Х. Н. Ардасенов. — Орджоникидзе: СЕВОСГИЗ, 1956. 168 с.
  12. , А. Исторические песни русского народа / Под ред. А.Астаховой. — Петрозаводск, 1947. — 324 с.
  13. , А.А. Исторические песни народов Дагестана и Северного Кавказа / А. А. Ахлаков. М.: Наука, 1981. — 228 с.
  14. С. Зэзрди дуар (Дверь сердца) / сост. Т. Г. Тетцоев. -Орджоникидзе, 1978.
  15. , Г. Произведения / Г. Бараков. — Орджоникидзе: СЕВОСГИЗ, 1958.-203 с.
  16. , А.С. Взлеты и падения осетинской драматургии (80-е годы) // Время и сцена. — Владикавказ, 1990. 213 с.
  17. , В.Г. Полн. собр. соч. в 13-ти т. / В.Г. Белинский- ред. коллегия Н. Ф. Бельчиков и др. т. 1−13. — М.: АН СССР, 1953 — 1959, Т.1.-641 с.
  18. , В.Г. Полн. собр. соч. в 13-ти т. /В.Г. Белинский- ред. коллегия Н. Ф. Бельчиков и др. т. 1−13. — М.: АН СССР, 1953 — 1959, -т.6. — 740 с.
  19. , В.Г. Сочинения в 3-х т. / В.Г. Белинский- ред. С. П. Бычков. т. 1−3. — М.: Госполитиздат, 1948, — т.2. — 929 с.
  20. , Р.С. История в осетинском предании / Р. С. Бзаров. — Владикавказ: Ир, 1993. — 126 с.
  21. Болаев (Кубатиев), А. Б. Чермен // Андемиркан: Драматические произведения, либретто, новеллы. Владикавказ: Алания, 1993 — 312 с.
  22. Болаев (Кубатиев), А. Б. Голос из прошлого /А.Б.Болаев (Кубатиев). — Владикавказ: Алания, 1998. — 172 с.
  23. , Т.Г. Целостное изучение эпического произведения: пособие для учителя. М: Просвещение, 1964. — 304 с.
  24. , Н. Поэтическое искусство / Н.Буало. М.: Госполитиздат, 1957. -231 с.
  25. , К.П. Формирование социального в человеке / К. П. Буслов. -Минск: Наукова думка, 1980. — 312 с.
  26. , К.К. Профессионально-художественные и фольклорные параллели и национальная специфика искусства / К. К. Бязарти. -Цхинвали: Ирыстон, 1983. — 68 с.
  27. , А.Н. Историческая поэтика. М.: Высшая школа, 1989. -406 с.
  28. , В.Е. Анализ эпического произведения. Проблемы поэтики- РАН, ин-т рус. лит. СПб: Наука, 2002. — 213 е.,
  29. , Е.Б. Грузинские народные предания и легенды / Е. Б. Вирсаладзе. М.: Наука, 1973. — 316 с.
  30. , С. Чермен //Уацмыстэе (Произведения) / Сост.Н. Мамиаева. — Дзауджикау: Ир, 1991. 639 с.
  31. , И.А. Слово о личности. Философское эссе / Под ред. Л. В. Уварова. — Минск: Наукова думка, 1990. 157 с.
  32. , B.C. Предание о Чермене и осетинский национальный миф. (О кн. Бзарова «История в осетинском предании») B.C. Газданова // Слово. — 1994. — 10 сентября.
  33. , Г. В. Эстетика в 4-х т. т.1 /Г.В. Гегель. — М.: Просвещение, 1968. -412с. -43 .Горький, М. Собр. соч. в 30-ти т. / М. Горький. — М.: Гос. изд. лит-ры, 1952.-Т.23.-464 с. !,
  34. , Б.Д. Киевская Русь / Б. Д. Греков. М.: Госполитизд, 1953. -568 с.
  35. , М.И. Русская драматургия конца XX начала XXI века /М.И. Громов. М.: Флинта — Наука, 2006. — 362 с.
  36. , В.Е. Грани свободы / В. Е. Давидович. М.: Молодая гвардия, 1969. — 222 с.
  37. , Ш. Ф. Народная героическая песня и ее традиции в осетинской поэзии // Сборник аспирантских работ. — Орджоникидзе: Ир, 1969.-е. 120−149. ч
  38. , Ш. Ф. Место человека на земле / Ш. Ф. Джикаев // Благодать слова: сб. научных эссе и статей. Владикавказ: Ир, 1996. — 280 с.
  39. , Ш. Ф. Фольклор и осетинская советская поэзия 1917−1941 гг. / Ш. Ф. Джикаев. Орджоникидзе: Ир, 1972. — 160 с.
  40. , Ш. Ф. Осетинские легенды / Ш. Ф. Джикаев. Орджоникидзе: Ир, 1989.-496 с.
  41. , Ш. Ф. Лзегдзинады зарагггаенагг (Певец мужества). К 100-летию со дня рождения А. Кубалова / Ш. Ф. Джикаев. // Растдзинад (Правда). -1971.-3 ноября.
  42. , Ш. Ф. Кард агмзе фзендыр (Меч и лира). / Ш. Ф. Джикаев. -Мах дуг (Наша эпоха). 1967. — № 2. — с. 67−74.
  43. , Н.Г. Заметки об искусстве поэта (к 60-летию Г. Плиева) / Н.Г.
  44. Джусоев. Цхинвал: Госкомиздат, 1976. — с. 233. — 250.
  45. , Н.Г. Аивады гуырэен (Источник искусства) / Н. Г. Джусоев //Советон Ирыстон (Советская Осетия). 1974. — 19 февраля.
  46. , Н.Г. Певец свободы: к 100-летию со дня рождения поэта Созыра Баграева /Н.Г. Джусоев // Социалистическая Осетия. — 1988. — 24 июня.
  47. , Н.Г. Сека Гадиев (очерк творчества)/Н.Г.Джусоев. — Сталинир: Госиздат Юго-Осетии, 1958. 190 с.
  48. Дзуццати Х.-М., Гэедиаты Секъайы реализмы тыххэей (О реализме Сека Гадиева) / Х.-М. Дзуццати. Фидиауг (Глашатай). — 1980. — № 7. — с.70−79.
  49. Дзуццати Х.-М., Развивался или нет (105 лет со дня рождения А. Кубалова) /Х.-М. Дзуццати. Мах дуг (Наша эпоха). — 1976. — № 12. — с.95−101.
  50. Дзуццати Х.-М., Революционер эгмаг фыссеег (Революционер и писатель)/ Х.-М. Дзуццати // Советон Ирыстон (Советская Осетия). — 1970.- 19 февраля.
  51. , Н.А. Полн. собр. соч. в 6-ти т., Т. I. — М.: Госполитиздат, 1935.-768 с.
  52. , Н.Ф. История войны и владычества русских на Кавказе/ Н. Ф. Дубровин. Т. 1−6 СПб, 1981, т. 1. кн. 1. -366 с.
  53. , Н.Я. Философский анализ смысла бытия человека /Н.Я. Иванова. Киев: Наукова думка, 1980, — 185 с.
  54. История Северо-Осетинского АССР в 2-х т., т!1. — Орджоникидзе: Ир, 1987. 528 с.
  55. , З.С. Главное — человек. Некоторые черты современного реализма / З. С. Кедрина. — М.: Советский писатель, 1972. 406 с.
  56. , В.Б. Фольклор горских народов Северного Кавказа (дооктябрьский период) / В. Б. Корзун. — Грозный: Чечено-Ингушское кн. изд-во, 1966. — 131 с. f
  57. , В.П. Философские проблемы социально-гуманитарных наук: учебное пособие для аспирантов /В.П. Кохановский. Ростов-на-Дону: Феникс, 1990. — 315 с.
  58. Кубалов, А. Чермен /А.Кубалов. Фидиуеег. — № 7−8. — с.38.
  59. , А. Щедрость таланта писателя (Исполнилось 120 лет со дня рождения Сека Гадиева) /А.Кодзаев. Мах дуг (Наша эпоха). — 1975. -№ 2. — с.92−95.
  60. , Л.С. Цилевич, Л.М. Сюжет и идея /Л.С.Левитан, Л. М. Цилевич. — Рига: Звайгзие, 1973. -277 с.
  61. , Г. Е. Лаокоон, или О границах живописи и поэзии / Г. Е. Лессинг. М.: Гослитиздат, 1957. — 519 с.
  62. , Д. Чермен /Д.Мамсуров//Произведения в 6-ти т. т. 1−6. -Орджоникидзе: Ир. — т.5 (Драмы на осетинском языке), 1970. — 319 с.
  63. Мах дуг (Наша эпоха) 1940. — № 10. — с.20−22.
  64. , В. Пламенный революционер (О Г. Баракове) /Малиев. — Растдзинад. 1990. -17 февраля.
  65. , Е.М. Введение в историческую поэтику эпоса и романа / Е. М. Мелетинский. Наука, 1986. — 320 с.
  66. Munkacsi B. Bluten der ossetischen Volkdichtung. Budapest, 1932.
  67. , Ю.Б. Советская героическая драма 20-х годов: (Проблематика, структура, жанр) ЯО.Б.Неводов. — Саратов: Изд-во саратовского ун-та, 1985.- 157 с.
  68. , В.Г. Социология личности) В.Г. Немировский. — Красноярск: Изд-во красноярского ун-та, 1989. — 193 с.
  69. , Н.А. Филологический анализ текста: учебное пособие для студентов выс.пед.учеб.заведений /Н.А.Николина. М.:Академия, 2003. -256 с.
  70. , А.В. О поэтике современного русского рассказа /Под ред. П. А. Бугаенко. Саратов: Изд-во саратовского ун-та, 1973. — 219 с.
  71. Осетинские народные песни / Сост.Казбеков. Орджоникидзе: СЕВОСГИЗ, 1960. — 166 с.
  72. Осетинское народное творчество /Сост. Салагаева З. М. — Орджоникидзе: СЕВОСГИЗ, 1961. т. I. — 623 с. 930 современнике и современности /Под ред. А. О. Богуславского, М. М. Кузнецова. М.: Искусство, 1964. — 269 с.
  73. Песни далеких лет /Сост. З. А. Салагаева и Т. А. Хамицаева. — Орджоникидзе. Орджоникидзе: Ир, 1974.-191 с.
  74. Пименов, В. В. Вепсы. Очерк этнической истории и генезиса культуры /В.В.Пименов. — М.-Л., 1965. 162 с.
  75. , Г. Дз. Чермен. Трагедия в пяти актах/ Пер. Я. Апушкина. — Орджоникидзе: Северо-Осетинское кн. изд-во, 1957. — 151 с.
  76. , Г. Г. Фидын маг хазе адагм агмаг дугэгн (Плиты Грисы райгуырды 90 азы бонмае) — Плачу свой долг людям и эпохе (к 90-летию со дня рождения Гриса Плиева) /Г.Г. Плиев //Xурзагрин (Заря). 2003. — № 67. -3 сентября.
  77. Плиев, Г. Г. Зэзххыл ис иу Хуыцау — Растдзинад. (На земле есть один Бог Справедливость) /Г.Г.Плиев //Хурзазрин (Заря). — 2003. — № 68−69. — 6 сентября.
  78. , Г. Г. Гаедиаты Сека — хаеххон адаемы зараеггаенаег (Сека Гадиев — певец горной Осетии) /Г.Г. Плиев. — Фидиуэег (Глашатай). № 3. — 2005. I
  79. Поповская (Лисоченко), Л. В. Лингвистический анализ художественного текста в вузе: учеб. пособ. для студ. филол. фак-тов /Л.В. Поповская (Лисоченко). 2-е изд. доп. и перераб. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. — 512 с.
  80. , Б.Н. Исторические песни XVI—XIX вв.. на Тереке /Б.Н. Путилов: дисс.канд. фил. наук. Л., 1948.
  81. , А.В. Ценностная ориентация и благо человека /А.В. РазинI
  82. Вестник московского ун-та. Сер.7. Философия. — 1996. № 1. — с.77.1
  83. , З.М. Певец судьбы народной. К 50-летию со дня смерти Сека Гадиева З. М. Салагаева //Социалистическая Осетия. — 1965 — 21 июня.
  84. , К.А. Исторический фольклор /К.А. Сихарулидзе //Грузинское народное творчество. — Тбилиси: Мерани, 1972. 461 с.
  85. , Б.В. Осетия в период феодальной раздробленности (XII -сер. XVIII в.) //Очерки истории горских народов: Избранное. -Орджоникидзе: Ир, 1972. 216 с.
  86. Современные философские проблемы естественных, технических и социально-гуманитарных наук: учебник для аспирантов и соиск. уч. ст. канд. наук/Под ред. В. В. Миронова. М.: Гардарики, 2006. — 639 с.110 111 112 113 114 106 318 753 395 415 768 400 658 432
  87. , З.Х. В контексте духовной общности / З. Х. Толгуров. — Нальчик: Эльбрус, 1991. 285 с.
  88. , В. Время, пьесы и их герои //О современнике и современности /Под ред. А. О. Богуславского, М. М. Кузнецова. — М.: Искусство, 1964. — 269 с.
  89. , Р.Я. Герои, характеры, жизнь /Р.Я. Фидарова. — Орджоникидзе: Ир, 1990. — 239 с.
  90. , Р.Я. Осетинский роман XX века. Проблемы истории и теории /Р.Я. Фидарова. Владикавказ: Изд-во СОГУ, 2007. — 303 с.
  91. , Р.Я. Проблема характера в современной северокавказской прозе /Р.Я. Фидарова. Орджоникидзе: Ир, 1987. — 103 с.
  92. , А.А. История осетинской драмы в 2-х ч. /А.А.Хадарцева. Орджоникидзе: ИР, 1985. — ч.П. — 247 с.
  93. , В.Е. Драматическое произведение' и некоторые проблемы его изучения //Анализ драматического произведения /Под ред. В. М. Марковича. — Л.: Изд-во ленинградского ун-та, 1988. — 366 с.
  94. , Т.А. Историко-песенный фольклор осетин /Т.А.Хамицаева. — Орджоникидзе: Ир, 1973. — 259 с.
  95. , К.Л. Полн. собр. соч в 5-ти т. /К.Л. Хетагуров. — Владикавказ: Респ. издательско-полиграфическое предприятие им. В. А. Гассиева. 2001. — 717 с.
  96. , Г. О трагедии Г.Плиева /Г.Хугаев //Растдзинад (Правда). -1952. 22 августа.
  97. Хут, Ш. Х. Несказочная проза адыгов /Ш.Х. Хут. Майкоп: Адыгское кн. изд-во, 1989. — 335 с.
  98. Ценностный мир XXI века: история, герменевтика, феноменология /Под ред. В. П. Барышкова. — Саратов: Изд-во саратовского ун-та, 2004. 121 с.
  99. , Р. Словарь произведений Сека / Р.Цопанова. Мах дуг (Наша эпоха). — 1977. — № 10. — с.95−97.
  100. , Н.Г. Избранные сочинения.1- M.-JL: Госполитиздат, 1950.-837 с. I1
  101. , У. Чермен // Исторические повести /У.Шанаев. — Дзауджикау: Госиздат Северной Осетии, 1951. — 86 с.
  102. , Я.И. Драма вчера и сегодня: Жанровая динамика. Конфликты и характеры. Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 1980. -254 с. 1I
  103. АРХИВНЫЕ МАТЕРИАЛЫ Архив Северо-Осетинского института гуманитарных и социальныхисследований им. В. И. Абаева.
  104. ОРФ Ф.Ф. Д. 3, on. I, п. 2.
  105. ОРФ Ф.Ф. Д. 23/1, on. I, п. 5.
  106. ОРФ Ф.Ф. Д.23/11,оп.1,п. 15
  107. ОРФ Ф.Ф. Д. 23/3, on. I, п. 15
  108. ОРФ Ф.Ф. Д. 23/5, on. I, п. 15
  109. ОРФ Ф.Ф. Д. 113, on. I, п. 90
  110. ОРФ Ф.Ф. Д. 342, on. I, п. 131
  111. ОРФ Ф.Ф. Д. 378, on. I, п. 144 -,
  112. ОРФ Ф.Ф. Д. 384, оп.1, п. 149
  113. ОРФ Ф.Ф. Д. 388, on. I, п. 149
  114. ОРФ Ф.Ф. Д. 487, on. I, п. 54I
  115. Новая философская энциклопедия: в 4-х т. Т.2. М.: Мысль, 2001. -815 с.
  116. Новейший философский словарь /Сост.А. А. Грицанов. Минск: Изд.В. М. Скакун, 1998. — 896 с.
Заполнить форму текущей работой