Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Интенсификация методической подготовки будущего учителя математики при изучении темы «векторы» и приложений векторов в школьном математическом образовании

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Интенсификация обучения какому-либо роду деятельности — понятие широкосодержательное. Различение данного термина в широком и узком смыслах с учетом специфики высшего образования содействует интеграции психолого-педагогических положений, развитие которых позволяет раскрыть сущность и специфику процесса интенсификации обучения. Интенсификация вузовского обучения в широком смысле понимается как одно… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ИНТЕНСИФИКАЦИИ МЕТОДИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ МАТЕМАТИКИ
    • 1. Психолого-педагогические основы интенсификации методической подготовки будущего учителя математики в высшей педагогической школе
      • 1. 1. Проблема интенсификации в дидактике и психологии
      • 1. 2. Современное состояние методической подготовки будущего учителя математики и методические основы ее интенсификации
    • 2. Пути интенсификации методической подготовки будущего учителя математики при изучении темы «Векторы» и
  • приложений векторов в школьном образовании
  • Выводы по главе
  • ГЛАВА 2. ПРАКТИКА ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ИНТЕНСИФИКАЦИИ МЕТОДИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ МАТЕМАТИКИ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ВУЗЕ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ТЕМЫ ВЕКТОРЫ" В ШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ
    • 1. Организация изучения теоретического материала, связанного с векторным аппаратом, способствующая интенсификации методической подготовки будущего учителя математики
    • 2. Система задач и методика их решения как средство интенсификации методической подготовки будущего учителя математики при изучении векторного аппарата и его
  • приложений
    • 3. Описание педагогического эксперимента
  • Выводы по главе

Интенсификация методической подготовки будущего учителя математики при изучении темы «векторы» и приложений векторов в школьном математическом образовании (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Проблема ЧЕМУ и КАК учить студента педагогического вуза вечна, как вечно стремление человека к познанию и совершенству. На каждом этапе развития перед обществом возникают новые задачи, которые формируют очередной, новый заказ на подготовку учителей.

Преобразования, происходящие в системе образования России, касаются ее сущности. Новые целевые установки в системе образования приоритетом делают человеческую личность.

Формирование такой системы образования невозможно без подготовки для нее специалистов нового качества, и, в первую очередь, учителей, осознавших, принявших и способных в своей практической деятельности реализовать новую образовательную философию.

Проблема подготовки учителей математики для развивающейся системы общего среднего образования является весьма острой. Реализуемая в настоящее время в педагогических вузах система методической подготовки в сложившейся ситуации требует ускоренных качественных изменений.

Изучение практики подготовки будущего учителя математики в образовательной системе педагогического вуза, а также теоретический анализ литературных источников позволили выявить ряд противоречий.

Важнейшие из них в обобщенном виде формулируются следующим образом:

— противоречие между унифицированной, направленной на изучение некой усредненной методики преподавания математики, системой методической подготовки в педагогическом вузе — и вариативной по сути методикой обучения, которую должен реализовывать учитель математики современной школы;

— противоречие между утвердившейся в опыте осуществления методической подготовки в вузе ориентацией на построение процесса обучения, исходя из особенностей содержания, — и новыми подходами к реализации процесса обучения математике в средней школе, исходя из особенностей познавательной деятельности учащихся и перспектив их развития.

Есть еще один фактор, который нельзя не учитывать: в настоящее время накоплено огромное количество методик, технологий обучения математике в средней школе, а время, отводимое на их изучение, постоянно сокращается.

Выделенные противоречия затрагивают цели и содержание системы методической подготовки учителя математики.

В этой связи мы пытаемся найти ответы на следующие вопросы:

Какой должна быть методическая подготовка будущего учителя математики в современных условиях?

В чем заключается сущность интенсификации методической подготовки будущего учителя математики?

Какие пути существуют для интенсификации методической подготовки будущего учителя математики?

Что дает интенсификация методической подготовки будущему учителю математики?

Общим вопросам совершенствования подготовки учителя посвятили свои психолого-педагогические исследования С. И. Архангельский [10−12], А. А. Аюрзанайн [19], Ю. К. Бабанский [20−22], Б. А. Бенедиктов,.

С. Б. Бенедиктов [27], В. П. Беспалько [28], Н. В. Кузьмина [99],.

И. Я. Лернер [103], В. М. Монахов [118], Р. А. Низамов [123],.

О. П. Околелов [128], П. И. Пидкасистый [132], Н. А. Половникова [136], Т. ГСкибина [164], В. А. Сластенин [168], Н. Ф. Талызина [175],.

JI. Т. Турбович [177], Д. А. Хафизова [189] и др.

Многие из этих ученых специально занимались проблемой интенсификации обучения в вузе.

С. И. Архангельский указал, что «если активность — степень участия, эффективность — общая результативность участия студентов в учебной деятельности, то интенсификация есть напряженность, наивозможная максимизация такого участия и наилучший итог, она характеризуется наивысшим из доступных студенту количеством, качеством, темпом усвоения знаний, каждого её компонента, экономичностью затрат» [11, с.30].

В. П. Беспалько предложил ввести в качестве основополагающего принципа теории проектирования педагогических технологий принцип интенсивности дидактического процесса. Этот принцип требует, чтобы «вводимый дидактический процесс позволял более быстро и на более высоком уровне за то же время решать дидактические задачи.. Индикатором степени соответствия данного дидактического процесса принципу интенсивности обучения и воспитания является скорость © усвоения учащимися заданной деятельности с заданными показателями» [28, с.56].

Анализируя актуальные проблемы обучения в высшей школе, Н. Ф. Талызина приходит к выводу: «Таким образом, стоит задача: не увеличивая сроков обучения, одновременно повысить качество обучения и увеличить объём информации, усваиваемой в процессе обучения в вузе» [175,с.59].

Большой интерес в понимании интенсификации обучения в высшей школе представляет точка зрения П. И. Пидкасистого, который рассматривает интенсификацию учебной деятельности студентов в ракурсе соотношения науки и учебного предмета в структуре содержания подготовки специалиста высокой квалификации. [132, с.8].

В качестве основы интенсификации учебно-воспитательного процесса в вузе Н. А. Половникова и возглавляемая ею лаборатория интенсификации обучения студентов приняли целевой подход, который заключается в рациональной организации непрерывно возрастающего и усложняющегося содержания обучения: в выделении во всех учебных дисциплинах наиболее профессионально значимого материала и сосредоточения общих усилий на их всесторонней обработке [136].

Интересна концепция интенсификации В. А. Сластенина, в основе которой лежит программно-целевой подход. Анализ проблемы приводит его к тому, что переход на интенсивный путь обучения в высшей школе означает искать, создавать и применять такие методы, приемы, способы и средства, которые позволяют поднять эффективность учебно-воспитательного процесса не за счет напряженности в труде преподавателей и студентов, а сделать этот труд более легким и производительным" [168, с.29].

Психологические особенности учебной деятельности студентов рассматриваются Т. Г. Скибиной. «Интенсивность мыслительной деятельности, — подчеркивает она, — зависит от многих факторов: от содержания и сложности умственных задач, от уровня знаний, интеллектуальных умений и навыков, а также от общих психических установок личности «[164, с.142].

Л. Т. Турбович к современным направлениям интенсификации процесса обучения относит:

— переход на более высокий уровень начальной абстракции- -обучение эффективным, регулярным и оптимальным приёмам мышления [177, с.44−45].

Подходы к интенсификации учебного процесса среди педагогов и психологов различны. Коренных разногласий, которые могли бы исказить суть интенсификации, среди ученых нет, но и к единому мнению в определении понятия «интенсификация» они тоже не пришли. Вероятнее всего это происходит от того, что интенсификация представляет собой довольно разнообразный путь для достижения эффективных результатов, выражающихся в качественных и количественных характеристиках обучения.

Общие проблемы подготовки учителя математики находились и находятся в центре внимания таких ученых как А. А. Абдукадыров [1], В. Г. Болтянский [31], Л. С. Атанасян [14], Н. Я. Виленкин [38],.

Б. В. Гнеденко [45], В. А. Гусев [54, 55], С. Н. Дорофеев [67], И. В. Дробышева [68], Ю. М. Колягин [92], Г. Л. Луканкин [107],.

Н. В. Метельский [113], С. А. Моисеев [116], В. М. Монахов [117, 118], А. Г. Мордкович [119, 120], А. X. Назиев [122], В. И. Николаева [124], И. А. Новик [125], В. Т. Петрова [130], Е. С. Петрова [131],.

Т. С. Полякова [138], А. С. Раухман [144], Г. И. Саранцев [157],.

Е.Е. Семенов [158,159], Е. В. Силаев [162], Н. Л. Стефанова [174],.

Р. С. Черкасов [194], П. М. Эрдниев [200] и др.

Проблемы методической подготовки будущего учителя математики рассмотрены в огромном количестве работ, однако исследований, посвященных проблеме интенсификации методической подготовки будущего учителя математики практически нет. Вместе с тем различные аспекты интенсификации методической подготовки будущего учителя математики занимали многих из этих исследователей.

Анализ задач и характеристик приведенных В. Т. Петровой в ее диссертационном исследовании форм совершенствования обучения математическим дисциплинам студентов педагогического вуза показывает, что все они по своей сути также пытались решать в определенной степени и задачу качественного усвоения учащимися необходимого объема учебного материала за возможно короткие сроки обучения, стало быть, задачу интенсификации обучения. Автор пишет: ««Естественно, каждое из них: активизация, индивидуализация, дифференциация, оптимизация, повышение эффективности и т. д. могут быть применены не только к процессу обучения студентов математике или другой конкретной дисциплине, применительно к обучению студентов (или школьников) они выступают в диалектическом единстве, как формы и способы достижения интенсификации обучения. Это позволяет утверждать, что все эти дидактико-методические формы (активизация, индивидуализация, гуманитаризация, дифференциация, диверсификация, оптимизация, компьютеризация, проблемное и программированное обучение и т. д.) являются проявлениями и составляющими более обширного дидактического понятия — интенсификации обучения» [130, с.85].

Исходя из этого, можно выделить ряд работ методистов, в которых рассматривается та или иная сторона проблемы интенсификации методической подготовки будущего учителя математики в педагогическом вузе.

Так Новик И. А. предложила достаточно полное исследование проблемы построения системы методической подготовки, служащей целеустремленному формированию методических знаний и умений будущего учителя математики при прямом управлении учебной деятельностью студентов [125].

Дробышева И. В. в своем диссертационном исследовании предложила индивидуализировать процесс обучения с помощью компьютера и добиться таким образом повышения уровня знаний учащихся [68].

Абдукадыров А. А. изучал проблемы интенсификации подготовки учителей физико-математических дисциплин, рассматривая аспект компьютеризации учебного процесса в высшей школе [1].

Проблемам дифференциации подготовки учителя математики посвящены работы JI. С. Атанасяна, Т. А. Дулалаевой, Г. Н. Линьковой [14], Е. Е. Семенова [159], В. М. Монахова и Н. Л. Стефановой [117,118], Н. В. Метельского [113].

Деятельностный подход к обучению студентов, развитию их творческой активности отражен в работах [7], [37], [107], [113], [173], [193], [202].

В приведенных исследованиях получены результаты, касающиеся либо общих проблем интенсификации учебной деятельности, либо проблемы интенсификации математического образования, либо раскрывается сущность методической подготовки будущего учителя математики. Однако специальных работ, посвященных интенсификации методической подготовки будущего учителя математики, практически не существует.

Состояние теоретической разработанности проблемы интенсификации методической подготовки будущих учителей математики в педагогическом вузе, а также потребности школы в учителях математики, готовых решать весь комплекс задач, связанных с обучением учащихся математике в условиях современной развивающейся школы, свидетельствует об актуальности нашего исследования на тему «Интенсификация методической подготовки будущего учителя математики при изучении темы „Векторы“ и приложений векторов в школьном математическом образовании».

Чрезвычайно полезными для нашего исследования были работы И. М. Смирновой [170], Я. И. Жовнира [70], В. В. Орлова [129], посвященные проблеме фузионизма, так как использование идей фузионизма в обучении влечет за собой экономию времени.

Фузионизм можно толковать по-разному. На наш взгляд, следует различать фузионизм объединяющий и обобщающий. Объединяющий — когда результаты для прямой, плоскости и пространства доказываются параллельно. Обобщающий — когда эти результаты являются частными случаями общих рассмотрений.

Векторы — прямой и естественный путь к обобщающему фузионизму. Они позволяют разом охватить все случаи и получать частные результаты применением общих.

Важные для нашего исследования вопросы изучения векторов и их приложений в средней школе рассмотрены в кандидатских диссертациях JI. Б. Клейн [84], А. С. Сергеевой [151], М. С. Толстенкова [176], бО. Н. Ушверидзе [178], Д. И. Хан [187].

Рассуждая о методике преподавания математики, мы придерживаемся трактовки, предложенной ДПойа: «Все курсы, которые я читал учителям математики, были построены так, чтобы они могли служить в какой-то мере и курсами методики. В названии курса обычно указывался только учебный предмет, которому посвящался курс, отводимое же время распределялось между математикой и методикой ее преподавания: вероятно, девять десятых всего времени тратилось на предмет, и одна десятая — на методику» [135, с.304]. Иными словами, методика преподавания математики по Пойа — это органическое соединение математики и педагогических соображений к ней. Заниматься методикой преподавания математики — значит заниматься математикой, направляя свою деятельность педагогическими соображениями.

Интенсифицировать методическую подготовку будущего учителя математики — значит интенсифицировать его математическую деятельность, направляемую педагогическими соображениями.

Эта деятельность состоит в получении новых математических результатов. Результаты эти не обязательно будут новыми для математики, но обязательно будут новыми для того, кто их открывает. Итак, цель этой деятельности — получение новой информации (о математических объектах).

Открытие нового всегда представляет собой задачу. Студентов нужно научить видеть задачи, несущие новую информацию.

Задачи, предлагаемые разрозненно, как правило, не оставляют целостного впечатления и нередко вызывают непреодолимые затруднения. Поэтому они должны быть организованы в цепочки. Цепочки эти должны быть непрерывными в том смысле, что в сознании студента не должно оставаться впечатления скачка, разрыва между задачами. Это понятие непрерывности субъективно, оно меняется от студента к студенту. Цепочка, непрерывная для одного студента, может не быть непрерывной для другого. Здесь открываются широкие возможности для дифференцированного обучения. Каждый студент имеет возможность уплотнять цепочку до того уровня, на котором она представляется ему непрерывной, или удлинять ее. Эта деятельность очень важна для будущего учителя потому, что дает ему ключ к дифференцированному обучению математике в школе.

Но задачи нужно уметь не только составлять, но и решать. А в обучении решению задач огромную роль играет обучение приемам мыслительной деятельности.

Проблемой диссертационного исследования являются определение сущности понятия интенсификации методической подготовки будущего учителя математики, выявление возможных путей ее реализации и их разработка.

Решение проблемы интенсификации методической подготовки будущего учителя математики составляет цель исследования.

Объектом исследования является процесс методической подготовки будущего учителя математики в педагогическом вузе.

Предметом исследования является разработка направлений интенсификации методической подготовки будущего учителя математики и путей их реализации в современном педагогическом вузе.

Гипотеза, положенная в основу исследования, состоит в том, что предлагаемая система организации методической подготовки будущих учителей математики способствует улучшению профессиональной подготовки учителя математики, составляет фундамент для усвоения новых технологий обучения.

Проблема, предмет и гипотеза исследования определили следующие задачи исследования:

1. Проанализировать современное состояние методической подготовки будущего учителя математики.

2. Вскрыть сущность интенсификации методической подготовки будущего учителя математики.

3. Определить пути интенсификации методической подготовки будущего учителя математики.

4. Выявить возможности обучения студентов приемам мыслительной деятельности при изучении векторов и их приложений в школьном курсе математики для интенсификации их методической подготовки.

5. Выявить возможности использования идей фузионизма для интенсификации методической подготовки будущего учителя математики при изучении темы «Векторы» и приложений векторов в школьном математическом образовании.

6. Выявить возможности непрерывных цепочек задач, несущих новую информацию при изучении теоретического материала, связанного с векторным аппаратом, способствующем интенсификации методической подготовки будущего учителя математики.

7. Разработать систему задач, способствующую интенсификации методической подготовки будущего учителя математики при изучении темы «Векторы» и приложений векторов в школьном математическом образовании.

8. Проверить эффективность разработанной методики в ходе педагогического эксперимента.

Для решения поставленных задач нами использовались следующие методы исследований:

— теоретический (изучение и анализ психолого-педагогической, математической и методической литературы по вопросам, относящимся к объекту и предмету исследования);

— педагогический эксперимент, в рамках которого проводилась проверка эффективности предлагаемых нами путей интенсификации методической подготовки будущего учителя математики при изучении темы «Векторы» и приложений векторов в школьном математическом образовании.

Обоснованность и достоверность результатов исследования обеспечиваются:

— использованием достижений психолого-педагогической науки;

— данными педагогического эксперимента;

— обсуждением полученных результатов и выводов с методистами и преподавателями математики.

Научная новизна исследования состоит в следующем:

1) Дана характеристика понятия интенсификации методической подготовки будущего учителя математики и предложены пути интенсификации методической подготовки будущего учителя математики при изучении темы «Векторы» в школьном математическом образовании, состоящие.

— в разработке методики использования и развития приемов мыслительной деятельности при изучении темы «Векторы» в условиях ее дифференцированного изучения;

— в разработке содержания и путей использования непрерывных цепочек задач, несущих новую информацию, по теме «Векторы» ;

— в изучении использования идей фузионизма при построении курса геометрии в направлении реализации этих идей при изучении темы «Векторы» .

2) Разработана и внедрена система задач по теме «Векторы», способствующая эффективному использованию всех перечисленных выше путей, способствующих интенсификации методической подготовки будущего учителя математики.

3) Разработана методика изучения теоретического и задачного материала, способствующая интенсификации методической подготовки будущего учителя математики в условиях дифференцированного изучения темы «Векторы1'.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что его результаты позволяют по-новому взглянуть на возможности методической подготовки будущего учителя математики в условиях ограниченного времени, тем самым создаются предпосылки для преобразования курса методики преподавания математики в инструмент для развития студентов и подготовки их к осуществлению дифференцированного обучения учащихся средней школы.

Практическая значимость исследования определяется тем, что разработанная методика и рекомендации доведены до конкретной реализации в педагогическом вузе.

На защиту выносятся следующие положения:

1) В существующих условиях ограниченного времени и новых требований к качеству подготовки учителя, способного осуществлять дифференцированное обучение математике, необходима интенсификация методической подготовки будущего учителя математики.

2) Интенсификация методической подготовки будущего учителя математики должна заключаться не столько в формальном напряжении сил студентов и преподавателя для достижения более высокого результата подготовки, сколько в использовании творческого потенциала обучаемых.

3) Достижению целей интенсификации методической подготовки будущего учителя математики способствует:

— фузионистский подход к построению геометрии;

— изучение векторного аппарата и применение его к решению геометрических задач (в духе фузионизма);

— составление (не только преподавателем, не и студентами) непрерывных цепочек задач, несущих новую информацию;

— обучение студентов приемам мыслительной деятельности;

— создание специальной системы задач, посредством которой может осуществляться дифференцированное обучение математике.

Апробация результатов исследования проводилась в виде докладов и выступлений на заседаниях кафедры алгебры и геометрии КГПИ, научно-методическом семинаре при этой кафедре, на Международном Форуме по проблемам науки, техники и образования (Москва, 1999, 2000), на 53-х Герценовских чтениях (С.-Петербург, 2000), на II межрегиональной научной конференции по проблемам современного математического образования в педвузах и школах России (Киров, 2001), на IX Международной научно-методической конференции (Пенза, 2002), на XXI Всероссийском семинаре преподавателей математики университетов и педвузов (Санкт-Петербург, 2002).

Результаты работы, приведенные в диссертации, получены автором в итоге исследований, проводившихся с 1998 г. По тематике исследований опубликовано 8 научных трудов.

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений.

Основные результаты исследования:

1 .На основе анализа психолого-педагогической и методической литературы нами раскрыто содержание понятия «интенсификация методической подготовки», позволяющее конкретизировать и обобщить теоретические положения, составляющие основу интенсификации методической подготовки будущего учителя математики:

— повышение целенаправленности обучения;

— усиление мотивации учения;

— повышение познавательной и интеллектуальной емкости содержания обучения;

— активизация форм, методов и средств обучения;

— активизация самостоятельной познавательной деятельности студентов.

2. Наше исследование показало, что методическая подготовка будущего учителя математики в высшей педагогической школе — сложная многогранная проблема, исключительно важная и ответственная. Становление основ профессионализма студентов возможно только в активной деятельности преподавателей педагогического вуза и решении совместно с студентами реальных проблем методики преподавания математики.

Проведенное исследование убеждает нас в том, что возможности, которыми обладает вузовская система образования, проявляются как потенциальные. Их эффективная реализация происходит лишь при определенных педагогических условиях. В то же время возможности педагогического вуза используются недостаточно.

Нами были исследованы противоречия между:

— существующей в практике вуза унифицированной системой методической подготовки учителя математики и индивидуально-творческим характером его деятельности в школе;

— потребностью школы в кардинальном переходе от информационнообъяснительного метода к деятельностному подходу, рассчитанному на всемерное развитие познавательных сил и творческого потенциала выпускников и реальной практикой работы в школе;

— необходимостью специальной профессионально-дидактической подготовки будущего учителя и отсутствием стратегии реализации этого процесса на практике;

— принятым содержанием курсов методики преподавания математики в вузе, ориентированным на единые школьные программы и учебники и необходимостью учета современного многообразия программ и учебников, предлагаемых молодому учителю в школе. В определенной мере нами предложены решения названных выше противоречий и проблем.

З.В теоретико-прикладном аспекте нами разработаны положения, определяющие основные пути интенсификации методической подготовки будущего учителя математики при изучении темы «Векторы» и приложений векторов:

— формирование и использование приемов мыслительной деятельности- -выстраивание «цепочек задач, несущих новую информацию» — -использование идей фузионизма- -система задач.

4.На основе результатов теоретических и экспериментальных исследований нами разработаны методические основы организации и проведения теоретической подготовки будущих учителей математики по теме «Векторы» в школьном курсе математики, предусматривающие: -лекции «Векторы в школьном курсе математики» в курсе методики преподавания математики;

— лекции спецкурса «Векторы в курсе геометрии средней школы при углубленном ее изучении» ;

— написание теоретической части курсовых и выпускных квалификационных работ.

5.В диссертации рассмотрена возможность реализации методического подхода к формированию приемов мыслительной деятельности будущего учителя математики при решении задач по теме «Векторы» .

6. Нами составлена система задач, направленная на интенсификацию методической подготовки будущего учителя математики по теме «Векторы» .

7. Составлена система геометрических задач, обеспечивающая интенсификацию обучения векторному методу, и разработана методика их решения.

Полученные результаты позволяют сделать следующие выводы. В теоретико-прикладном аспекте установлена возможность интенсификации методической подготовки будущего учителя математики при изучении темы «Векторы в школьном курсе математики» с позиций :

— целенаправленного обучения студентов приемам мыслительной деятельности на лекциях, практических занятиях по методике преподавания математики, на лекциях спецкурса и занятиях спецсеминара, посвященным овладению векторным аппаратом, при написании курсовых и выпускных квалификационных работ;

— рационализации обучения в плане структурирования содержания теоретического материала посредством выстраивания «цепочки задач, несущих новую информацию» ;

— использовании идей фузионизма при изложении теоретического материала темы «Векторы в школьном курсе геометрии», составлении системы задач, способствующих интенсификации методической подготовки будущего учителя математики.

Итак, поставленные задачи решены, гипотеза доказана. Проведенное исследование не исчерпывает всей сложности проблемы. Полученные теоретические и практические результаты можно использовать как основу для дальнейшего исследования психолого-педагогических механизмов интенсификации методической подготовки будущего учителя математики с целью их максимальной реализации в обучении.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Постановка проблемы интенсификации методической подготовки будущего учителя математики в педвузе обусловлена количественно-качественными изменениями в содержании и структуре процесса совершенствования профессиональной подготовки учителя математики.

Интенсификация обучения какому-либо роду деятельности — понятие широкосодержательное. Различение данного термина в широком и узком смыслах с учетом специфики высшего образования содействует интеграции психолого-педагогических положений, развитие которых позволяет раскрыть сущность и специфику процесса интенсификации обучения. Интенсификация вузовского обучения в широком смысле понимается как одно из направлений совершенствования профессиональной подготовки будущего специалиста, а в узком смысле — как комплекс психолого-педагогических и методических воздействий, направленных на повышение качества деятельности преподавателя и студентов.

Показать весь текст

Список литературы

  1. А.А. Теория и практика интенсификации подготовки учителей физико-математических дисциплин: Автореферат дис. .докт. пед. наук. -Ташкент, 1990. — 26 с.
  2. А.Д. О геометрии // Математика в школе, 1980, № 3. С. 56.
  3. А.Д., Вернер А. Л., Рыжик В. И. Геометрия для 8−9 классов. -М.: Просвещение, 1991. 415 с.
  4. А. Д., Вернер А. Л., Рыжик В. И. Геометрия для 10−11 классов. -М.: Просвещение, 1991.-414 с.
  5. Н.М. Моделирование мышления и психики. — Киев: Навукова Думка, 1965. -304с.
  6. .Г. Психология студенческого возраста и усвоение знаний // Вестник высшей школы, 1972, № 7. С. 17−26.
  7. В.И. Педагогика творческого саморазвития. Инновационный курс. Книга 7. Казань: Изд-во Казанского университета, 1996. — 568 с.
  8. Л.И. К психологии личности как развивающейся системы // Психология формирования и развития личности. М.: Наука, 1981. — С.3−19
  9. В.И. Математическая безграмотность страшнее костров инквизиции //Известия, 1998, 16января, № 12.
  10. Ю.Архангельский С. И. Лекции по теории обучения в высшей школе. — М.: Высшая школа, 1974. -384с.11 .Архангельский С. И. Лекции по научной организации учебного процесса в высшей школе. М.: Высшая школа, 1976. — 200 с.
  11. С.И. Некоторые новые задачи высшей школы и требования к педагогическому мастерству. — М.: Знание, 1976. 40с.
  12. Р. Координатно-векторный метод в решении стереометрических задач: Дис. .канд. пед. наук. — Ташкент, 1989. 198с.
  13. Л.С., Дулалаева Т. А., Линькова Г. Н. О подготовке студентов к преподаванию в классах с углубленным изучением математики.// Математика в школе, 1991, № 4. С. 9.
  14. JI.С. и др. Геометрия: Учебник для 7—9 классов общеобразовательных учреждений. -М.: Просвещение, 1996. -335 с.
  15. Л.С. и др. Геометрия: Учебник для 10−11 классов общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 1996. -207 с.
  16. А. Мотивация деятельности на уроках математики // Математика в школе, 1996, № 2. С.59−60.
  17. ., Гусев В. А. Воспитание у студентов философских, психологических, математических представлений о проведении доказательств // Проблемы подготовки учителя математики. М.: МЗГПИ, 1979. — С. 4−15.
  18. А.А. Организация профессионально направленной самостоятельной работы студентов в условиях интенсификации учебной деятельности: Дис. .канд. пед. наук. Улан — уде, 1984.- 215 с.
  19. Бабанский Ю. К Педагогика высшей школы. Ростов-на—Дону: Изд-во Ростовского ун-та, 1972. — 124 с.
  20. Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований. -М.: Педагогика, 1982. 192 с.
  21. Ю.К. Интенсификация процесса обучения. М.: Знание, 1987. — 80 с.
  22. Ю.К., Поташник М. М. Об интенсификации и оптимизации учебно-воспитательного процесса // Народное образование, 1987, № 1. -С. 103−112.
  23. Г. А. Теория учебных задач: психолого-педагогический аспект. М.: Педагогика, 1990.-184 с.
  24. А.А. Понятие профессионального мышления- Методологический и идеологический аспекты. —Томск: Изд-во Томского университета, 1985. -228 с.
  25. Г. П. Об определении понятия «вектор» // Математика в школе, 1980, № 2. С. 58.
  26. .А., Бенедиктов С. Б. Психология обучения и воспитания в высшей школе. Минск: Вышэйшая школа, 1983. — 224 с.
  27. В.П. Слагаемые педагогической технологии. — М.: Педагогика, 1989.- 192 с.
  28. В.Г., Менчинская Н. А. Психология усвоения знаний в школе. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1959. -347 с.
  29. В.Г. Анализ-поиск решения задачи // Математика в школе. 1974, № 1.-С. 45−50.
  30. В.Г., Глейзер Г. Д. К проблеме дифференциации школьного математического образования // Математика в школе, 1988, № 3. — С. 9 -13.
  31. В.Г., Груденов Я. И. Как учить поиску решения задач // Математика в школе, 1988, № 1. С. 8−14.
  32. В. Г., Глейзер Г. Д. Геометрия 7−9: Углублённый курс развивающего математического образования. / Под ред. В. Г. Болтянского. — М.: Пайдейя, 1998.-215 с.
  33. В.Г., Яглом И. М. Преобразования. Векторы. М.: Просвещение, 1964.-438 с.
  34. А.В. Психология мышления и кибернетика. М.: Мысль, 1970.-86 с.
  35. Е.А. Систематизация и закрепление знаний учащихся в процессе решения задач при изучении векторов в курсе планиметрии средней школы: Автореф. дисканд. пед. наук. —М., 1988. — 16 с.
  36. В.М. Активизация мыслительной деятельности студентов в высшей школе. Киев: Вища Школа, 1979. — 216 с.
  37. Н.Я., Мордкович А. Г. Подготовку учителей математики на уровень современных требований // Математика в школе, 1986, № 6. С. 6−10.
  38. М.Д., Первин И. Б. Коллективная познавательная деятельность и воспитание школьников. -М.: Просвещение, 1977. 160 с.
  39. В.А. Формирование у студентов педвузов интегральных педагогических умений осуществления: Дис. .канд. пед. наук. -Челябинск, 1992.-186с.
  40. JI.C. Педагогическая психология. М.: Педагогика, 1991.- 480 с.
  41. И.Г. О поиске планов решения геометрических задач // Математика в школе, 1983, №.1. С. 53−55.
  42. П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий // Исследования мышления в советской психологии. -М.: Наука, 1966.-475 с.
  43. И.С., Гусев В. А., Маслова Г. Г., Скопец З. А., Ягодовский М. И. Сборник задач по геометрии (9,10 класса). М.: Просвещение, 1977. — 190 с.
  44. .В. Формирование мировоззрения учащихся в процессе обучения математике. -М.: Просвещение, 1982. 144 с.
  45. Е.А. Развитие уровня профессиональных притязаний студентов в процессе обучения в педвузе: Автореф. дис. .канд. пед. наук. —М., 1986. — 28 с.
  46. Я.И. Совершенствование методики работы учителя математики: Кн. для учителя. -М.: Просвещение, 1990. 224с.
  47. Гурова J1. J1. Психологический анализ решения задач. М.: Воронеж, 1976. -327 с.
  48. В.А., Варданян С. С. Преподавание геометрии в 6 8 классах: Внутри-предметные и межпредметные связи // Преподавание геометрии в 6−8 классах. -М.: Просвещение, 1979. — С. 8 — 40.
  49. В.А., Колягин Ю. М., Луканкин Г. Л. Векторы в школьном курсе математики.// Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1976. — 47 с.
  50. В.А., Маслова Г. Г., Скопец З. А., Черкасов Р. С. Сборник задач по геометрии для 6−8 классов. М.: Просвещение, 1975. — 224 с.
  51. В.А., Усманов О. Преемственность в изучении преобразований плоскости и пространства // Преподавание геометрии в 9−10 классах. — М.: Просвещение, 1980. С. 65 -97.
  52. В.А., Иванов А. И., Шебалин О. Д. Изучение величин на уроках математики и физики. М.: Просвещение, 1981. — 80 с.
  53. В.А. Методическая подготовка будущих учителей математики в педагогических институтах II Сборник статей «Современные проблемы методики преподавания математики». М.: Просвещение, 1985. — С. 8 — 19.
  54. В.А. Индивидуализация учебной деятельности учащихся как основа дифференцированного обучения математике в средней школе // Математика в школе, 1990, № 4. С. 27−31.
  55. В.А. Методические основы дифференцированного обучения математике в средней школе: Дис.. .докт. пед. наук. — М.: 1990. — 364 с.
  56. В.А. Как помочь ученику полюбить математику? ч.1. — М.: Авангард, 1994.-168 с.
  57. В.А. Геометрия 6−11. Экспериментальные учебники. Ч. 1−9. М.: Авангард, 1994−1999.
  58. В.А. Геометрия — 9. Экспериментальный учебник. Часть 7. — М.: Авангард, 1998. 171 с.
  59. В.А. Геометрия 5−6. Учебное пособие. М.: Русское слово, 2002. — 255 с.
  60. В.А., Силаев Е. В. Методические основы дифференциации обучения математике в средней школе: Монография. М.: Издательство, 1996. — 136с.
  61. В.В. Виды обобщения в обучении. М.: Педагогика, 1972. — 424 с.
  62. В. В. Теория развивающего обучения. М.: ИНТОРД996. — 544с.
  63. В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. М.: Гос-ное изд-во иностранных и национальных словарей, 1956.
  64. Е.Ф. Как помочь учащимся находить путь к решению геометрических задач. -М.: Учпедгиз, 1961. 96 с.
  65. С.Н. Теория и практика формирования творческой активности будущих учителей математики в педагогическом вузе: Дис. .докт. пед. наук. Пенза, 2000. — 390 с.
  66. И.В. Индивидуализация процесса обучения математике с помощью компьютера как средство повышения уровня знаний учащихся: Дис. .канд. пед. наук. М., 1991. — 191 с.
  67. В.П. Советская высшая школа и современные проблемы ее развития // Комсомольская правда, 1975, 16 апр.
  68. Я.М. Фузионизм в системе преподавания геометрии в средней школе: Дис. .канд. пед.наук. Киев, 1969.-415 с.
  69. С.И. Учебный процесс в советской высшей школе. М.: Высшая школа, 1968. — 357 с.
  70. Т.А. Актуальные проблемы высшей школы // Новое в теории и практике обучения. М., 1979, Вып. 4. — С. 11 — 23.
  71. И.И. Структура процесса учения. М.: Изд-во МГУ, 1986. — 200 с.
  72. Л.Б. Психологические теории научения и модели процесса обучения//Советская педагогика, 1973, № 3. С. 83−95.
  73. З.И. Темп продвижения как один из показателей индивидуальных различий учащихся // Вопросы психологии, 1961, № 2. С. 41−50.
  74. З.И. Проблема индивидуальных различий в обучаемости школьников // Советская педагогика, 1968, № 6. С. 105−117.
  75. А.А. Система освоения студентами механизма реализации личност-но-ориентированного образовательного процесса: Дис. .канд. пед. наук. — Саратов, 1999.-196 с.
  76. В.Н. Теория и практика подготовки будущих учителей на основе реализации межпредметной функции математики (на физико-математических факультетах педвузов): Автореф. дис. .докт. пед. наук. — Тбилиси, 1988.-37 с.
  77. Л.Б. Прикладные аспекты изучения векторов в курсе математики средней школы: Дис. .канд. пед наук. М., 1985. — 171с.
  78. Г. А. Геометрия. 5 класс. — М.: Русское слово, 2001. — 175с.
  79. Д.В. Задачи и упражнения в школьном курсе геометрии как средство активизации мыслительной деятельности учащихся: Автореф. дис.. .канд. пед. наук. Киев, 1969. — 16 с.
  80. .М., Скопец З. А., Ягодовский М. И. Геометрия: Учебное пособие для 9 и 10 классов. — М.: Просвещение, 1980. 255с .
  81. В.Т. Разработка методик выявления лабильности нервных процессов в мыслительно — речевой деятельности: Дис. .канд. психолог, наук. — М., 1973.- 167 с.
  82. Коксетер Г. С.М., Грейтцер С. Л. Новые встречи с геометрией. Пер. с англ. -М.: Наука, 1978.-223с.
  83. А. Н. О понятии вектора в курсе средней школы // Математика в школе, 1981, № 3,-С. 7.
  84. А. Н., Семенович А. Ф., Черкасов Р. С. Геометрия: Учебное пособие для 6−8 классов средней школы. М.: Просвещение, 1979. — 384 с.
  85. Ю.М., Луканкин Г. Л. и др. Методика преподавания математики в средней школе: Общая методика: Учеб. пособие для студентов физ.-матем. фак-тов пед. ин-тов. 2-е изд., перераб. и доп. -М.: Просвещение, 1980. — 416с.
  86. Ю.М., Оганесян В. А. Учись решать задачи: Пособие для учащихся VII VIII кл. — М., Просвещение, 1980. — 96 с.
  87. Ю.М. Русская школа и математическое образование. —М.: Просвещение, 2001.- 318 с.
  88. Н.И. Логический словарь-справочник. М.: Наука, 1975. — 718 с.
  89. Т.М. Обучение основам векторной алгебры в процессе решения геометрических задач в средней школе: Дис. .канд. пед. наук. — Ярославль, 1978.- 191 с.
  90. В.И. Теоретические основы обучения решению школьных математических задач: Дис. .докт. пед. наук. — М., 1992. — 395 с.
  91. Н.В., Кухарев Н. В. Психологическая структура деятельности учителя. Гомель: Изд-во ГГУ, 1976. — 57с.
  92. Ю.Н., Сухобская Г. С. Эвристический поиск при решении задач: Эвристика как открытие способы решения // Новые исследования в педагогических науках. —М.: Просвещение, 1967, No.XI. С. 97−103.
  93. Ю.А. Методы и приемы применения моделирования в процессе усвоения учащимися новых знаний: Дис.. канд.пед. наук. — Киев, 1978. -186 с.
  94. И.А. Координатный и векторный методы решения задач. — Киев: Астарта, 1996. 414 с.
  95. И.Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика, 1981.- 186 с.
  96. И.Я. Дидактические основы современного процесса обучения и его эффективность // Инспектирование общеобразовательной школы: Сб. научных трудов. М.: НИИ СиМО, 1985. — С. 59−69.
  97. И.Я. Соотношение общедидактических и частно-предметных методов обучения // Новые исследования в педагогических науках. М.: Педагогика, 1978, № 2. — С. 17−20.
  98. И.И. К теории построения учебного предмета // Советская педагогика, 1969, № 3. С. 91−180.
  99. С. Самостоятельная работа творческого характера в процессе обучения геометрии в неполной средней школе: Дис. .канд. пед. наук. -Ош, 1991.- 196 с.
  100. А.К. и др. Формирование мотивации учения. М.: Просвещение, 1990.-192 с.
  101. А.И. Об очередных задачах преподавания математики в школе // На путях обновления школьного курса математики. — М.: Просвещение, 1978. С. 29−48.
  102. Н.А. Психологические вопросы развивающего обучения и новые программы // Сов. Педагогика, 1968, № 6. С. 21−38.
  103. Н.А. Проблемы учения и умственного развития школьника. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1989. — 224 с.
  104. Н.В. Научно-методические основы современной подготовки студентов-математиков к учительской деятельности: Дис. .докт. пед. наук в форме науч. докл. -М.: НИИ С и МО АПН СССР, 1986. 49 с.
  105. Методика преподавания математики в средней школе. Частная методика / Сост. В. И. Мишин. М.: Просвещение, 1987. — 416 с.
  106. Методика преподавания математики в средней школе. Общая методика / Сост. Р. С. Черкасов, А. А. Столяр. М.: Просвещение, 1985. — 236 с.
  107. С.А. Система организации самостоятельной работы студентов при изучении курса алгебры и теории чисел в педагогическом институте: Дис. .канд. пед. наук. -М., 1992. 192 с.
  108. В.М., Стефанова H.JI. Направления развития системы методической подготовки будущего учителя математики //Математика в школе, 1993, № 3. С. 34−38.
  109. А.Г. Профессионально — педагогическая направленность математической подготовки будущих учителей // Советская педагогика, 1985, № 12.
  110. А.Г. Профессионально-педагогическая направленность специальной подготовки учителя математики в педагогическом институте: Дис. .докт. пед. наук. -М., 1987. -355 с.
  111. Мышление: процесс, деятельность, общение / Под ред. А. В. Брушлинского. М.: Наука, 1982. — 278с.
  112. А.Х. Гуманитаризация основ специальной подготовки учителя математики в педагогических вузах: Дис. .докт. пед. наук. — М., 2000. — 386с.
  113. Р.А. Дидактические основы активизации учебной деятельности студентов. — Казань: Изд-во Казанского университета, 1975. — 218 с.
  114. В.Н. Учебно-исследовательская работа студентов по методике преподавания математики как средство совершенствования методической подготовки учителя математики: Дис. .канд. пед. наук. Могилев, 1985. -195 с.
  115. И.А. Формирование методической культуры учителя математики в пединституте: Дис. .докт. пед. наук. -М., 1990.- 317 с.
  116. С.П. Проблемы совершенствования подготовки учителя математики // Математика в школе, 1989, № 3. С. 8 — 13.
  117. С.И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. М.: «Азъ», 1993.-955 с.
  118. О.П. Теория и практика интенсификации процесса обучения в вузе: Дис. .докт. пед. наук. -М., 1994. 303 с.
  119. В.В. Построение основного курса геометрии общеобразовательной школы в концепции личностно ориентированного обучения: Автореф. дис. .докт. пед. наук. -С.П., 2000. 42 с.
  120. В.Т. Научно — методические основы интенсификации обучения математическим дисциплинам в высших учебных заведениях: Дис. .докт. пед. наук. М., 1998. — 410 с.
  121. Е.С. Система методической подготовки будущих учителей по углубленному изучению математики: Дис. .докт. пед. наук. — Саратов, 1998.-456 с.
  122. П.И. Проблемы интенсификации учебной деятельности студентов // Активные методы обучения в вузе. — Брежнев, 1983. — С. 8−9.
  123. А. В. Геометрия: Учебник для 7−11 классов средней школы. -.М.: Просвещение, 1992.-383 с.
  124. Д. Как решать задачу: Пер с англ. — М.: Учпедгиз, 1961. 207 с.
  125. Д. Математическое открытие. М.: Наука, 1976. — 448 с.
  126. Н.А. Интенсификация подготовки специалиста высшей квалификации // Сов. Педагогика, 1986, № 3. С. 72 — 75
  127. Т.С. Исследование дидактических затруднений учителей и средств их предупреждения в процессе обучения в педвузе: Автореф. дис. .канд. пед. наук. Киев, 1977. — 22 с.
  128. Т.С. Анализ затруднений в педагогической деятельности начинающих учителей. М.: Педагогика, 1983. — 128 с.
  129. Преподавание геометрии в 6 8 классах. Сб. статей / Сост. В. А. Гусев. -М.: Просвещение, 1979. — 281 с.
  130. Преподавание геометрии в 9 10 классах. Сб. статей / Сост. В. А. Гусев. -М.: Просвещение, 1980. — 270 с.
  131. Процесс мышления и закономерности анализа, синтеза и обобщения / Под ред. С. Л. Рубинштейна. -М.: АПН СССР, 1960. 169 с.
  132. Психологическая диагностика: Проблемы и исследования / Под ред. К. М. Туревича, НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР. М.: Педагогика, 1981.-232 с.
  133. Н.Ф., Тряпицына А. П. Стандарт образования как средство повышения качества подготовки специалиста / В сборнике Подготовка специалиста в области образования (структура и содержание). — СП.: Образование, 1994. С. 8−16.
  134. А.С. Формирование методических умений и навыков у студентов математической специальности педагогического института: Автореф. дис. .канд. пед. наук. -М., 1974. 18 с.
  135. П.К. «Основания геометрии» Гильберта и их место в историческом развитии вопроса./ Вступительная статья к Гильберт Д. Основания геометрии. М.-Л. :ОГИЗ, 1948. с. 7−52.
  136. С.Л. Основы психологии: пособие для высших педагогических учебных заведений. -М.: Учпедгиз, 1935. 496 с.
  137. С.Л. О мышлении и путях его исследования. — М.: Изд-во АПН РСФСР, 1958. 147 с.
  138. С.Л. Основы общей психологии. М.: Учпедгиз, 1946. -704с.
  139. Т.В. Индивидуализация обучения как средство интенсификации обучения математике в классической системе высшего образования // Труды Международного Форума по проблемам науки, техники и образования. М.: Академия наук о Земле, 2000. — С. 139.
  140. Т.В. Некоторые пути интенсификации методической подготовки будущего учителя математики // Сборник научных статей аспирантов и соискателей. Коломна: КГПИ, 2002. — С. 22−25.
  141. Т.В. Векторный метод решения геометрических задач школьного типа: Методические рекомендации для студентов. — Коломна, КГПИ, 2003. —34 с.
  142. Г. И. О профессионализме в подготовке учителя математики //Математика в школе, 1990, № 4 С. 11−12
  143. Е.Е. Индивидуальный стиль деятельности и подготовка учителя математики //Математика в школе, 1995, № 2. С. 32.
  144. Е.Е. О дифференцированной подготовке учителя математики в пед. вузе //Математика в школе, 1995, № 6. С.40
  145. Р.С. Исследование возможности осуществления индивидуального подхода при самостоятельной работе студентов: Автореферат дис. .канд. пед. наук. — М., 1974. 22 с.
  146. А.С. Осуществление взаимосвязи школьных курсов математики и физики на основе идеи вектора: Дис. .канд. пед. наук. Калинин, 1969. -215 с.
  147. Е.В. Формирование умственной деятельности при решении геометрических задач. —М.: Прометей, 1994. 57 с.
  148. Е.В. Теоретические основы методической подготовки будущего учителя к преподаванию школьного курса геометрии: Дис. .докт. пед. наук. М., 1997. — 415с.
  149. Т.Г. Психология учебной деятельности студентов // Педагогика высшей школы. Воронеж: ВГУД974. — С. 140−155.
  150. В.А. Методы исследования педагогической деятельности. Л.: ЛГУ им. А. А. Жданова, 1971.-115 с.
  151. В.А. О формировании познавательной направленности личности будущего учителя // Совершенствование методической подготовки студентов вузов: Материалы науч. метод, конф. -М., 1972. — С.3−13.
  152. В.А. Формирование личности учителя в процессе профессиональной подготовки. — М.: Просвещение, 1976. 160 с.
  153. В.А. Реализация программно — целевого подхода в практике дидактики высшей школы: Стенограмма выступления в ВКШ при ЦК КПСС.-М., 1982.-39 с.
  154. А.А. Мышление // В кн.: Психология, под ред. А. А. Смирнова, А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна и Б. М. Теплова. М.: Гос. Учеб. — пед. Изд-во РСФСР, 1956. — С. 241−289.
  155. И.М. Идеи фузионизма в преподавании школьного курса геометрии //Газета «Математика», 1998, № 17.
  156. И.М. Учеб. для 7−9 кл. общеобразоват. учреждений./И.М. Смирнова, В. А. Смирнов. — М.: Просвещение, 2001. 271 с.
  157. И.М. Геометрия: Учебное пособие для 10−11 кл. естеств. науч. профиля обучения / И. М. Смирнова, В. А. Смирнов. — М.: Просвещение, 2001.-239с.
  158. В.Ф. Роль эвристических средств в развитии процессов решения творческой задачи // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология, 1994, № 2. с 13.
  159. Н.Л. Теоретические основы развития системы методической подготовки учителя математики в педагогическом вузе: Дис. .докт. пед. наук. С-Пб., 1996. — 336 с.
  160. Н.Ф. Актуальные проблемы обучения в высшей школе — Воронеж: ВГУ, 1974. С. 57−68.
  161. М.С. Внедрение понятия вектора в курс математики средней школы: Дис. .канд. пед. наук. Барнаул, 1968. — 186 с.
  162. Л.Т. Основы вузовской педагогики / Под ред. Н. В. Кузьмина, И. А. Урклин. Л.: Изд-во ЛГУ, 1972. — 311 с.
  163. О.Н. Векторный подход при изучении начал стереометрии в средней школе: Дис.. .канд. пед. наук. М., 1969. — 182 с.
  164. В.В., Решетников Н. Н. О разработке требований к математической подготовке учащихся // Требования к знаниям и умениям школьников. М.: Педагогика, 1987. — С. 124 — 134.
  165. Л.М. Психологические проблемы профессиональной подготовки учителя математики /В сб. научных тр. Совершенствование методической подготовки учителей математики в педагогических институтах. Ташкент, 1982.-С. 254−255.
  166. Л.М. Психолого — педагогические основы обучения математике в школе. М.: Просвещение, 1983. — 160 с.
  167. Л.М., Турецкий Е. Н. Как научиться решать задачи: Пособие для учащихся. 2-е изд., перераб. и доп. -М.: Просвещение, 1984. — 175 с.
  168. Фридман J1.M. Педагогический опыт глазами психолога: Кн. Для учителя. М.: Просвещение, 1987. — 224 с.
  169. Г. Математика как педагогическая задача. Т. 1−2. М.: Просвещение, 1982, 1983.
  170. А.Я. О творческом подходе к материалу учебника //Математика в школе, 1991, № 4. С. 42−45.
  171. Г. Г. К вопросу о теории и практике разработки и внедрения новых технологий профессиональной подготовки учителя // Взаимодействие психолого-педагогической теории и практики в условиях перестройки народного образования. Мурманск, МОИУУ, 1991.
  172. Хан Д. И. Обучение решению задач с помощью векторов в курсе планиметрии: Дис. .канд. пед. наук.-М., 1975.-180с.
  173. Хан И. Методика осуществления поиска решения геометрических задач в условиях дифференцированного изучения математики в школах Южной Кореи: Дис.канд. пед. наук. -М., 1998. 195 с.
  174. Д.А. Интенсификация учебно — творческой деятельности студентов на основе использования резервных возможностей личности: Дис. .канд. пед. наук. Казань, 1990.-215 с.
  175. А.Я. Педагогические статьи. Под ред. Б. В. Гнеденко. — М.: Изд — во АПН РСФСР, 1983. 204 с.
  176. А.Я. Математика как педагогическая задача. М.: Просвещение, 1982.-368 с.
  177. В.П. Формирование у старшеклассников обобщенных приемов решения математических задач (на материале геометрии): Дис. .канд. пед. наук.-Киев, 1983.-163 с.
  178. А.Я. О творческом подходе к материалу учебника //Математика в школе, 1991, № 4. С. 42−45
  179. Р.С. О методической подготовке учителя математики в педагогическом вузе // Математика в школе, 1976, № 5. С. 80−84.
  180. И.Ф. Геометрия 8 (теория и задачи). — М.: Рост, Мирос, 1996. — 240 с.
  181. И.Ф. Геометрия: 9−11 кл.: От учебной задачи к творческой: Учеб. пособие. -М.: Дрофа, 1996. 400 с.
  182. И.Ф. Геометрия 10−11кл.: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений. М.: Дрофа, 1999. — 200 с.
  183. Д.Б. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1989.-560 с.
  184. .П., Эрдниев П. М. Системность знаний и укрупнение дидактических единиц //Советская педагогика, 1975, № 10. С. 24−26.
  185. П.М. Преподавание математики в школе. М.: Просвещение, 1978.-144 с.
  186. X. Обучение учащихся неполной средней школы аналитико-синтетическим методам решения геометрических задач: Дис. .канд. пед. наук. Душанбе, 1991.- 202 с.
  187. А.Ф. Активизация учебно-познавательной деятельности студентов. М.: Высшая школа, 1982. — 222 с.
  188. И.С. Развитие пространственного мышления школьников. -М.: Педагогика, 1980. 240 с.
Заполнить форму текущей работой