Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Особенности социального развития молодежи в условиях закрытого административно-территориального образования

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В качестве способа формирования системы регулирования процессов, происходящих в молодежной среде, диссертант предлагает программно-целевое регулирование, соединяющее программно-целевой метод управления с институциональными формами общественных отношений, возникающих в этой сфере. При этом молодежь представляет собой специальный объект (имеет специфическую позицию, которую она занимает в процессе… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретико-методологические основы социального развития молодежи
    • 1. 1. Теоретические подходы к изучению социального развития молодежи
    • 1. 2. Специфика жизнедеятельности молодежи в условиях закрытого административно-территориального образования
  • Глава 2. Механизм применения программно-целевого регулирования процессов социального развития молодежи в условиях закрытого административно-территориального образования
    • 2. 1. Социально-территориальные и социально-экономические особенности жизнедеятельности молодежи, связанные со статусом ЗАТО
    • 2. 2. Социально-структурная специфика применения программно-целевого регулирования
    • 2. 3. Программно-целевое регулирование социального развития молодежи ЗАТО города Сарова

Особенности социального развития молодежи в условиях закрытого административно-территориального образования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Коренные общественные перемены последних лет, происходящие в России, существенно изменили облик страны, содержание и механизмы регулирования социальными процессами. Затронуты все стороны жизни людей как на уровне социальной структуры и социальных институтов, так и на уровне повседневных практик.

Молодежь, как формирующийся социальный субъект, характеризуется особенным содержанием личностной, предметной и процессуальной сторон конкретно-исторического бытия. Подобное проявление социального качества молодежи связано со спецификой ее социального положения и определяется закономерностями процесса социализации в конкретных общественных условиях. Становление российской молодежи как социального субъекта сопровождается обострением проблемы «жизненного старта» (внутригрупповое неравенство молодежи по показателям материальной обеспеченности, социальной защищенности, доступа к образованию, трудоустройства, профессиональной карьеры) — изменением механизмов социализации молодежи, обусловленным расширением контактов с новыми социальными посредниками — малым и средним бизнесом, теневой экономикой и т. п.

Процессы, происходящие в молодежной среде, носят ярко выраженную региональную специфику. В регионах, как социально-территориальных образованиях, социализационные траектории и практики молодежи усложняются вследствие влияния дополнительных факторов, которые пока изучены недостаточно. Среди них: ограниченный (по сравнению с крупными городами) доступ к ресурсам (экономическим, культурным, образовательно-информационным), локально замкнутый рынок труда и обусловленные указанными факторами ограниченные возможности восходящей социальной мобильности для основной части молодежи.

Особый научный интерес представляют процессы, происходящие в молодежной среде закрытых административно-территориальных образований (ЗАТО), которые представляют собой ограниченное социальное пространство.

Их специфика обусловлена особым статусом ЗАТО, являющихся научно-образовательно-инновационными комплексами, где в локально ограниченном пространстве сосредоточен глобальный по ресурсам и технологиям научный потенциал. В то же время закрытость не способствует гармоничному развитию и успешной самореализации личности молодого человека.

Воспроизводственные процессы в ЗАТО носят локально замкнутый характер. Поэтому необходим механизм в системе регулирования социального развития молодежи, позволяющий преодолеть излишнюю регламентацию жизнедеятельности в ЗАТО, компенсировать научно-техническую составляющую гуманитарной, обеспечив гармоничное развитие личности.

Таким образом, актуальность диссертационного исследования определяется необходимостью социологического анализа особенностей социального развития молодежи в условиях особой среды жизнедеятельности, выявления механизмов социальной регуляции с целью оптимизации процессов социального развития молодежи ЗАТО города Сарова.

Степень научной разработанности проблемы.

В последние годы проблемам социального развития уделяется первоочередное внимание со стороны ученых и специалистов-практиков. Разработка теоретических основ социальной регуляции с позиции классической социологии содержится в трудах В. Г. Афанасьева, А. Г. Эфендиева, В. А. Ядова. Управлению социорегуляционными процессами посвящены работы С. Т. Гурьянова, В. И. Михеева, Г. В. Осипова, В. И. Патрушева, О. А. Уржи.

Регулированию социально-экономических отношений в условиях рыночных преобразований посвящены работы А. Г. Аганбегяна, В. Ю. Будавея и др. Эти авторы выводят регулирование происходящих процессов на программно-целевой метод, зародившийся в недрах экономической науки еще в 20-е годы и получивший широкое распространение в 60−70-е годы XX века.

В разработку синергетических аспектов социальной регуляции сложных систем, компоненты которых взаимодействуют между собой нелинейным образом, внесли вклад М. С. Ельчанинов, Е. Н. Князева, С. П. Курдюмов.

Синергетические модели и методы применяются для понимания индивидуальной познавательной и творческой деятельности человека, исторического развития. Теория самоорганизации или синергетика сегодня является одним из наиболее перспективных междисциплинарных подходов.

В XX веке сложилось несколько научных школ, исследовавших молодежную проблематику и объясняющих специфические особенности сознания, поведения и социализации молодежи, которые необходимо учитывать при регулировании взаимоотношений между государством, молодым человеком, общественными формированиями, бизнес-сообществами.

Исследования Э. Эриксона, Т. Парсонса, М. Мид, Г. М. Андреевой и др. показывают, как важна передача основных норм и ценностей от старшего поколения младшим в поддержании стабильного функционирования общества.

Для нашего исследования особый интерес представляет структурно-функциональная школа. Ее последователи стремились системно анализировать сознание и поведение молодого поколения в тесной взаимосвязи с окружающей социальной действительностью. Структурно-функциональное направление в изучении молодежи сформировалось в 70-е годы XX века на основе общественной потребности в структурном (системном) анализе эмпирического объекта (молодежи) и его сложных, противоречивых взаимосвязей с окружающей социальной средой. Последователями указанного направления стали Б. А. Ручкин, Е. Г. Слуцкий. В центре внимания их исследовательских работ — концептуальные модели межпоколенных связей и отношений, механизмы социализации и способы влияния на формирование молодых поколений.

Интерес к проблеме социализации молодежи как социально-демографической группы проявляли такие ученые, как Г. М. Андреева, А. В. Мудрик, И. С. Кон, В. А. Ядов, И.В.Бестужев-Лада и др.

Теорию социального развития, основанную на идее общественного развития как необратимого целенаправленного процесса, рассматривали.

B.И.Чупров, А. В. Шаронов, Ю. А. Зубок, В. Т. Лисовский, С. Н. Иконникова, Ж. Т. Тощенко и др.

Работы И. М. Ильинского, А. И. Ковалевой, В. А. Лукова, В. Т. Лисовского посвящены исследованию институционализации молодежной политики.

Процесс социального развития молодежи носит ярко выраженную региональную специфику. Проблемы функционирования регионального социума стали разрабатываться в конце 70-х годов XX века. Значительный вклад в развитие этого направления внесли А. Г. Аганбегян, А. И. Сухарев, Р. М. Рахимова, В. А. Писачкин. Место и роль молодежного субсоциума в структуре регионального социума проанализированы в монографии.

C.В.Полутина.

Ряд исследований посвящены особенностям функционирования закрытых социальных систем. Проблема открытости и закрытости (замкнутости) существовала всегда: на уровне целых цивилизаций, культур, обществ. Ж. Ле Гофф акцентирует внимание на том факте, что закрытый мир, открывая свои границы и меняя структуру, неизбежно разрушается вследствие как внешних, так и внутренних импульсов. Автор связывает проблему закрытости с проблемой самосохранения. Т. И. Грабельных сформулировала понятия закрытой социальной системы и закрытого социального пространства, которое отличается своим режимом и имеет свои внутренние резервы. Доминирующим типом взаимодействия в закрытом социуме является функциональный консенсус, формами существования выступают латентность и толерантность.

Особенности социализации студенческой молодежи в условиях закрытого административно-территориального образования были изучены В. В. Лопашовым. Но студенчество является одной из социальных групп молодежинаша задача в ходе исследования охватить все группы молодежи, провести социально-структурный анализ, выявить специфические проявления социальных изменений, присущие молодежной среде ЗАТО.

Однако динамическое развитие российского общества определяет необходимость пересмотра многих подходов к изучению социального развития, молодежи, разработанных на заре рыночных реформ и не учитывающих качественные изменения в современном обществе. В большинстве научно-теоретических и прикладных исследований авторы рассматривают проблемы социального регулирования через призму экономики, недостаточно учитывая социологические аспекты. Комплексное социологическое изучение процессов, происходящих в молодежной среде в новых условиях, присущих современной России (неравенство социального статуса, характер взаимодействия с социальными институтами и социокультурными особенностями молодежи и механизмов регулирования, которые стремительно изменяются в современных условиях), не нашло широкого отражения в научной литературе и диссертационных исследованиях. Практически отсутствуют научные работы, посвященные функционированию социума закрытых административно-территориальных образований. Все это и обусловило выбор темы, объекта и предмета, целей и задач нашего исследования.

Объектом данного исследования выступает молодежь, проживающая в особых условиях закрытого административно-территориального образования города Сарова.

В качестве эмпирического признака «закрытое административно-территориальное образование» нами выбрано место проживания — ЗАТО город Саров Нижегородской области, достаточно удаленный территориально как от российского центра, так и от столицы региона, подходящий под определение «провинциального города» и в то же время «наукограда». Такой подход, на наш взгляд, позволяет зафиксировать не только специфику молодежного субсоциума закрытого города, но и определить степень культурной ассимиляции центра и периферии.

Предмет исследования — влияние социокультурной среды закрытого административно-территориального образования на социальное развитие молодежи.

Цель исследования — определение основных тенденций социального развития молодежи как процесса, обусловленного действием механизма регулирования в условиях закрытого административно-территориального образования города Сарова.

Достижению данной цели способствует решение следующих задач:

— обобщить теоретические концепции социального развития молодежи;

— выявить специфические особенности организации жизнедеятельности в ЗАТО, влияние среды закрытого административно-территориального образования на формирование социального облика молодежи;

— провести анализ социального развития молодежи и механизмов регулирования в условиях особой среды жизнедеятельности;

— конкретизировать содержание механизма социального регулирования данного процесса в условиях нестабильности развития общества;

— разработать концептуальные основы программных мероприятий с учетом приоритетных направлений;

— выявить особенности социологического подхода к программно-целевому регулированию социального развития молодежи, проживающей в ЗАТО;

— разработать модель муниципальной комплексной целевой программы и выработать механизм социального взаимодействия участников программы.

Гипотеза — особая организация социокультурной среды жизнедеятельности оказывает детерминирующее влияние на социальное развитие молодежи, для оптимизации процессов социального развития в условиях ЗАТО необходима система мониторинга и разработка на ее основе комплексных целевых программ.

Методологическая основа исследования.

Проблема, решаемая в ходе диссертационного исследования, потребовала применения комплексного подхода, который учитывает всю многогранность влияния социокультурной среды закрытого административно-территориального образования на социальное развитие молодежи и позволяет в наибольшей степени выявить интегрированный результат процесса социального регулирования в условиях нестабильности развития общества.

Системное видение объекта исследования неразрывно связано с проблемно-ориентированным (Т.М.Дридзе) и субъектно-ориентированным (В.А.Луков) подходами. В вопросах социологических трактовок молодежи, молодежного движения, молодежной политики диссертант опирается на труды Ю. А. Зубок, И. М. Ильинского, А. И. Ковалевой, В. А. Лукова,.

Применение структурно-функционального анализа, в соответствии с которым локальное сообщество (ЗАТО) рассматривается как социальная система, состоящая из взаимосвязанных элементов, выполняющих определенные функции, и сама территориальная общность (молодежь ЗАТО) как подсистема локального сообщества, зависимая от административного, социального, экономического контекста, позволяет исследовать реальную социальную ситуацию, связанную с проблемами социального развития молодежи.

Эмпирические источники.

Работа опирается на серию репрезентативных социологических исследований, анализ официальных документов, законодательных актов, молодежных программ субъектов РФ, материалов научно-практических семинаров и конференций, данных государственной статистики, вторичный анализ эмпирических данных, полученных отечественными и зарубежными исследователями в области молодежной проблематики, систематическое наблюдение автора за процессом социального развития молодежи в условиях ЗАТО.

При непосредственном участии автора в течение ряда лет были проведены социологические исследования, которые легли в основу данной работы:

— материалы анкетного опроса «Молодежь Сарова», выполненного при участии диссертанта и проведенного в марте-декабре 2005 года (опрошено 500 респондентов). Опросы проводились по квотной выборке с учетом пола и возраста (приложение 1);

— материалы проведенного в августе-декабре 2005 года опроса «Готовность жителей закрытого города Сарова к переменам и развитию» (приложение 2). В целях проведения полуформализованного опроса были разработаны два вида бланков интервью для экспертного и массового опроса, который проводился через городские газеты (опрошено 105 респондентов);

— материалы экспертного опроса (приложение 3) проведенного в 2008 году среди работников органов исполнительной власти муниципального уровня, руководителей молодежных общественных объединений, молодежных клубов, социальных служб для молодежи (выборка целевая, опрошено 47 экспертов);

— материалы анкетного опроса (объем выборки — 338 респондентов), проведенного в 2009 году «Развитие предпринимательства в Сарове». Опрос проводился по квотной выборке с учетом пола, возраста, сферы занятости респондентов (приложение 4);

— материалы анкетного опроса «Социально-политическая ситуация в городе Сарове», выполненного при участии диссертанта и проведенного в августе 2010 года (опрошено 900 респондентов). Опрос проводился методом личного интервьюирования по месту жительства респондентов с заданнымисоциально-демографическими квотами с процедурой случайного отбора (приложение 5).

Научная новизна диссертационного исследования:

— проведен системный социологический анализ социального развития молодежи в условиях особой среды жизнедеятельности (закрытые административно-территориальные образования), доказано, что на формирование социального статуса молодежи заметное влияние оказывает особая среда жизнедеятельности закрытого административно — территориального образования (ЗАТО), /.

— выявлены структурные и функциональные макрофакторы (феномены) социального развития молодежи, проживающей в условиях ЗАТО,.

— по результатам социологических исследований выявлены позитивные и негативные мезо — и микрофакторы социокультурной среды, влияющие на формирование социальной идентичности молодежи ЗАТО города Сарова,.

— выявлены возможности программно-целевого подхода в регулировании процессов, происходящих в молодежной среде ЗАТО, основными составляющими которого являются: мониторинг процессов социального развития, определение цели и задач программы, целевых групп, разработка системы программных мероприятий и взаимодействия участников программы, организация ресурсного, правового, информационного обеспечения этих мероприятий, определение индикаторов эффективности программы;

— доказана необходимость государственно-общественного регулирования социального развития молодежи, взаимодействия структур на принципах взаимного доверия, сотрудничества, информирования,.

— на основе программно-целевого подхода разработана комплексная программа социального развития молодежи, принятая и реализуемая в городе Сарове.

Положения, выносимые на защиту:

1. В условиях закрытого административно-территориального образования проблемы, связанные с адаптацией и интеграцией молодых людей в социум, приобретают особую специфику, обусловленную внешней регламентацией различных сфер жизнедеятельности на групповом и личностном уровнях. Данная специфика одновременно выступает и позитивным, и негативным фактором социального развития молодежи ЗАТО.

2. Процессы социального развития молодежи закрытого административно-территориального образования обусловлены. ее взаимодействием с окружающей социокультурной средой. На социальное развитие молодежи, проживающей в условиях закрытого административно-территориального образования города Сарова, существенное влияние оказывают два взаимообусловленных социальных феномена. Первый (структурный) — сосредоточение в локально ограниченном пространстве глобального по ресурсам и технологиям научного потенциала, связанного с деятельностью Российского федерального ядерного центра, и исторического наследия, связанного с деятельностью Серафима Саровского и духовными традициями Саровской пустыни. Второй (функциональный) социальный феномен — регламентация контактов населения с внешним миром (ограничение территориальной мобильности, свободного передвижения за границами ЗАТО).

3. Взаимодействие двух феноменов создает особую пространственную социокультурную среду жизнедеятельности, в которой общероссийские проблемы развития молодежного социума (проблемы занятости, доходов, обеспечения жильем, роста преступности, организации досуга и т. д.) приобретают социально-территориальную специфику и определяют процесс социального воспроизводства социума ЗАТО. Закрытый город как нестандартный социум со всеми его особенностями можно рассмотреть как аналогию закрытой социальной системы. Для большинства молодежи закрытый город Саров — ограниченное социальное пространство, защищающее от внешних угроз. С другой стороны, внешняя регламентация образа жизни не способствует гармоничному развитию и самореализации личности молодого человека.

4. По результатам социологических исследований, факторами привлекательности для молодежи ЗАТО города Сарова являются: высокий образовательный статус и социально-экономический уровень жизни, гордость за научные достижения саровских ученых, чувство спокойствия, защищенности. Среди факторов непривлекательности ЗАТО города Сарова доминируют: отсутствие свободы выезда за границу, ограниченность контактов, строгая регламентация образа жизни, удаленность Сарова от культурных центров, монотонность жизни в Сарове, невостребованность гуманитарных специальностей на рынке труда.

5. У молодежи г. Сарова формируется особый тип социально-территориальной идентичности, которая характеризуется гордостью за научный и духовный потенциал города, преобладающей ориентацией на научно-исследовательскую инновационную работу, лояльностью по отношению к прошлому историческому опыту, стремлением к расширению межличностных контактов с российскими и зарубежными сверстниками.

6. Программно-целевое регулирование процессов социального развития молодежи ЗАТО рассматривается как важнейший механизм адаптации молодежи к быстро меняющимся условиям жизнедеятельности и интеграции ее в социальную структуру ЗАТО, раскрытия инновационного потенциала. Процесс регулирования развития молодежного социума ЗАТО включает в себя ряд мер по конфигурированию среды муниципальной молодежной политики, осуществление материальной и социально-педагогической поддержки, усиление гуманитарной составляющей в работе с молодежью, учет и использование патриотического и духовно-нравственного потенциала, связанного с историей и современностью Сарова.

7. Главная роль в системе социального регулирования принадлежит структурам власти, которые разрабатывают адаптационную стратегию, направленную на минимальную поддержку различных групп молодежи через систему управленческих структур, социальных учреждений. Субъектом социального регулирования, наряду с государством, выступают общественные формирования, являющиеся носителями инновационной стратегии. Механизм государственно-общественного регулирования компенсирует дисфункции социальных институтов и способствует повышению социальной активности молодежи.

Научно-практическая значимость работы выражается в том, что многие материалы, выводы и рекомендации диссертанта могут быть использованы в деятельности органов по делам молодежи, органов управления, общественных объединений, предприятий, учреждений и некоммерческих организаций. В качестве практического приложения предлагается формирование особой модели муниципальной молодежной политики, базирующейся на изучении специфики функционирования институтов и агентов социализации, с учетом общих и особенных социализационных траекторий молодежи, проживающей в условиях ЗАТО.

Важным практическим результатом работы является разработанная программа «Молодежь Сарова 2006;2010», которая призвана обеспечить формирование качественно нового подхода к регулированию процессов социального развития молодежи ЗАТО г. Сарова, в основе которого лежит формирование инициативных групп молодежи, способных самостоятельно и под свою ответственность принимать решения и включаться в работу по улучшению условий жизни. С другой стороны, реализация программы даст возможность приостановить рост социальной напряженности, изменить социальный облик молодежи.

Определены приоритетные модели социального влияния на содержание и динамику социализационных процессов, сформирован механизм взаимодействия участников программы. Целевые индикаторы и показатели позволяют оценивать результат реализации программы и своевременно регулировать процессы, происходящие в молодежной среде.

Кроме того, материалы диссертации можно использовать при чтении вузовских курсов по общей социологии, социологии социальных процессов, социологии управления, экономической социологии, социальной политике в системе переподготовки и повышения квалификации управленческих кадров.

Апробация и внедрение результатов исследования.

Основные положения диссертационного исследования отражены в восьми публикациях автора, в том числе в издании, рекомендованном ВАК.

Материалы докладывались и получили одобрение на научно-практической международной конференции «Сообщества за международное развитие» (г.Саров, 2005 г.) — ярмарке социальных проектов (г.Нижний Новгород, Министерство образования и науки, 2006 г.) — межрегиональном научно-практическом семинаре «Стратегия молодежной политики» (г.Нижний Новгород, 2007 г.) — Форуме молодежи городов ЗАТО «Молодежь <21 века. Реалии и перспективы» (г.Заречный, 2008 г.) — совещаниях областного оргкомитета по проведению Года молодежи в РФ (г.Саров, г. Кстово, г. Нижний Новгород, 2009 г.), областной конференции работников сферы молодежной политики «Взаимодействие государства и гражданского общества» (г.Нижний Новгород, 2010 г.) — шести молодежных форумах в Сарове (г.Саров, 2005;2010 годы).

Результаты диссертационного исследования апробировались при создании областных и муниципальных программ развития молодежной политики, в том числе «Молодежь Нижегородской области 2003;2006 годы «Реализация молодежной политики и развитие ФК и спорта в г. Сарове на 20 032 005гг.», «Дети Сарова 2006;2010 годы», «Молодежь Сарова 2006;2010 годы». Программы, разработанные при непосредственном участии автора, получившие гранты: программа «КЛИПОША» по результатам конкурса проектов и программ по реализации подпрограммы «Развитие художественного творчества молодежи» федеральной целевой программы «Молодежь России 2001;2005 годы» получила грант III степеникомплексная программа «Сакура» в номинации «Социальные службы и клубы по месту жительства для молодежи» конкурса проектов (программ) по направлениям программы «Молодежь Нижегородской области 2003;2006 годы» — грант I степенипрограмма молодежного пешего марша «Идущие за горизонт» в номинации «Массовый молодежный спорт» — грант III степени в 2004 годупрограмма деятельности клуба «Мужество» получила грант II степени областного конкурса молодежных программ в сфере патриотического воспитания молодежи в 2005 годукомплексная программа работы с молодежью по месту жительства в клубе.

Мечта" получила грант I степени областного конкурса молодежных программ в 2006 годупроект «Саровская обитель» — победитель конкурса «Православная инициатива» в 2006 и 2007 годупроект «МиГ» (милосердие и гуманизм) -грант I степени и проект «Инсайт» — гра нт II степени областного конкурса молодежных программ в 2007 году. Центр внешкольной работы г. Сарова являлся экспериментальным центром по социальной работе в 2001;2003 годыподростково-молодежному клубу «Водник» присвоен специальный статус «Экспериментальный центр по социоклубной работе» в реализации направления «Формирование и развитие системы социальных служб и клубов для молодежи» федеральной программы «Молодежь России 2001;2005 годы».

Информационно-методический сборник «Организация каникулярного отдыха, оздоровления, занятости детей и молодежи» в 2006 году — победитель Всероссийского конкурса программ и научно-методических разработок «Наука и практика обеспечения детского и молодежного отдыха» в номинации «Фундаментальные и стратегические разработки».

Положения и выводы диссертанта были включены в результаты мониторинга законопроектов для молодежи, проводимого в 2010 году Молодежной палатой Законодательного собрания Нижегородской области.

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, пяти приложений.

Результаты работы с молодежью доказывают, что одним из действенных способов решения проблем молодежи и реализации ее инициатив является объединение людей в общественные объединения, которые осуществляют социально-значимые перспективные программы и проекты. Как видим (табл. 14), подавляющая часть молодежи предпочитает реализовывать свою активность в неполитических организациях. Основные, наиболее востребованные формы таких организаций: по интересам, спортивные, досуговые, профессиональные.

заключение

.

Проведенное исследование проблемы регулирования социального развития молодежи в условиях ЗАТО г. Сарова позволило изучить ряд теоретических и практических взглядов на молодежь и механизмы регулирования процессов, происходящих в молодежной среде ЗАТО.

Анализ социально-экономической и культурной ситуации показал необходимость осознания ключевой роли молодежи, как особой социальной группы в развитии государства, в качестве главного субъекта социального обновления, инновационного ресурса общества.

При подготовке диссертационной работы мы исходили из того, что эффективная адаптация и интеграция молодежи в социум отвечает приоритетным целям развития ЗАТО. Инновационный потенциал молодежи определяет характер и темпы развития города, поэтому знание и учет проблем, интересов и потребностей молодого поколения необходимы при прогнозировании социально-экономического, культурного и политического развития, разработке комплексных программ. С осознанием потребности регулирования социального развития молодежи для органов власти становится актуальным вопрос о выборе форм, методов, механизмов эффективной реализации. В условиях ограниченных ресурсов важно сделать оптимальный выбор приоритетов, расставить правильные акценты в реализации молодежных программ и подойти с системных позиций к определению субъектов их реализации.

В качестве способа формирования системы регулирования процессов, происходящих в молодежной среде, диссертант предлагает программно-целевое регулирование, соединяющее программно-целевой метод управления с институциональными формами общественных отношений, возникающих в этой сфере. При этом молодежь представляет собой специальный объект (имеет специфическую позицию, которую она занимает в процессе воспроизводства социальной структуры, а также способность не только наследовать, но и преобразовывать сложившиеся общественные отношения) и субъект характеризуется особенным содержанием личностной, предметной и процессуальной стороной конкретно-исторического бытия) социального программирования. Важнейшими условиями для успешного развития молодежи являются: построение системы целеполагания и комплекса целевых показателей, развитие инфраструктуры, а также повышение эффективности и результативности механизмов регулирования.

В процессе программирования закладываются прямые и косвенные методы государственного регулирования. К прямым методам относится: создание и сохранение учреждений, работающих с молодежью, механизмы поддержки общественных объединений, социально-психологическая и материальная поддержка молодых и т. п. К косвенным: создание нормативно-правовых актов, так или иначе касающихся проблем молодежиналоговые и бюджетные преференции.

Выделяя два возможных механизма регулирования процессов, происходящих в молодежной среде, — общественный (через деятельность общественных формирований и участия молодежи, которая самостоятельно и под свою ответственность принимает решения) и государственный (через институциональные механизмы), в диссертации обосновывается целесообразность формирования системы регулирования на основе государственно-общественных мер с учетом специфики среды проживания.

Исходная модель закрытого города и сформировавшаяся социальная среда наложила на жителей г. Сарова глубокий отпечаток, прослеживающийся в своих основных чертах до сих пор. Особенности ЗАТО полностью сложились уже в первое десятилетие их существование и воспроизводились без значительных изменений до начала 1990;х годов: осуществление особого режима безопасного функционирования на основе затруднения доступа, ограниченные связипостроение экономики города исключительно на государственном оборонном заказе, ограниченность ресурсовмонополия основного предприятияабсолютный приоритет основного предприятия при решении вопросов городского управленияполная зависимость наполнения местного бюджета и инвестиций в производственную и социальную сферу от деятельности основного предприятияповышенные относительно среднего уровня социальная обеспеченность, уровень жизни, качество медицины и образованиявысокий уровень правопорядка и личной защищенности. Все это и сегодня оказывает влияние на процессы, происходящие в молодежной среде ЗАТО г. Сарова. Но появились и новые тенденции.

В работе обосновано, что эффективное развитие системы работы с молодежью в условиях закрытого административно-территориального образования заключается в формировании и реализации адаптационной (защитной) и инновационной (развивающей) стратегий. При этом адаптационная стратегия реализуется через систему мер, направленных на поддержку и социальную защиту отдельных категорий молодежи (помощь наиболее уязвимым группам молодежи, переход от одноразовых компенсаций к долгосрочным видам материальной и психологической помощи) с целью ее успешной адаптации и интеграции в социально-экономические, общественно-политические, социокультурные отношения, а инновационная — через систему мер, направленных на раскрытие и поддержку потенциала самой молодежи, ее участие в общественной жизни города.

Наиболее перспективным, как нам кажется, является усиление гуманитарной составляющей (через деятельность общественных объединений, учреждений, работающих с молодежью) в городе высоких научно-технических разработок.

В работе дана оценка сложившейся ситуации и разработан ряд стратегических направлений, способствующих стабилизации положения молодежи в ЗАТО. Проведенный в диссертации анализ и прогноз развития молодежного социума ЗАТО г. Сарова доказывает эффективность программно-целевого регулирования. Выявлен эффект, состоящий в том, что уже сегодня определены приоритетные направления работы, что позволило оптимизировать ресурсную базу и это дает положительные результаты. Программа «Молодежь Сарова 2006;2010 годы» в данном случае является инструментом соорганизации субъектов муниципальной молодежной политики, позволяет определить последовательность действий, согласованных по времени, ресурсам и исполнителям, формирует систему работы с молодежью ЗАТО г. Сарова. Важным является то, что мы представляем набор целевых индикаторов и показателей, которые позволят оценить эффективность реализации программы. Результатом диссертационного исследования являются разработанные механизмы социальной регуляции взаимодействия участников программы, которые обеспечиваются общностью потребностей, интересов: координационный совет программы, совет молодежных общественных объединений и общественный совет при главе администрации.

Нами сделан вывод, что при дальнейшем исследовании данной темы будут актуальны конкретные рекомендации по активизации деятельности общественных формирований, межведомственному взаимодействию. Использование программно-целевого подхода для решения проблем развития особого молодежного социума ЗАТО оправдано и является интересной темой для последующих исследований.

Показать весь текст

Список литературы

  1. А.Г. Управление социалистическими предприятиями: Вопросы теории и практики. М.: Экономика, 1979. — 448 с.
  2. Ш. Н. Революция и преобразование обществ: Сравнительное изучение цивилизаций. — М.: Изд-во Аспект пресс, 1999.-134 с.
  3. Г. В., Иванова Т. В. Феномен ментальности как проблема сознания // Психологический журнал. — Т. 24. — № 1. — январь-февраль, 2003. С.47−55
  4. B.C., Козик А. К. Проблемы социального развития коллектива социалистического промышленного предприятия. М.: Изд-во Моск. унта, 1973.-156 с.
  5. Е.Ю. Муниципальное управление. — М.: РИЦ «Муниципальная власть», 2001. — 156 с.
  6. В.Г. Научное управление обществом (Опыт системного исследования) — М.: Аспект пресс, 1975. — 316 с.
  7. A.M. Социальная сфера в условиях перехода к рынку. М.: Экономика, 1993. — 135 с.
  8. Д. Грядущее постиндустриальное общество: опыт социального прогнозирования / Д. Белл- Пер. с англ. В. Л. Иноземцева. М.: ACADEMIA, 2004. — 783 с.
  9. JI.A. Педагогическая деятельность как категория педагогики и философии // Понятийный аппарат педагогики и образования: Сб.науч.тр. / Отв.ред.Е. В. Ткаченко. Екатеринбург: Изд-во «СВ-96». — Вып.1, 1996.- С. 41.
  10. П.Л. Приглашение в социологию: Гуманитарная перспектива / Бергер П.Л.- Пер. с англ. Под. ред Г. С. Батыгина. -М.: Директ-Медиа, 2007. 333 с. 12.
Заполнить форму текущей работой