Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Руководители вузов о спросе на технологии образования

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Гуманитарно-экономические вузы, по мнению всех экспертов: отражение в основной образовательной программе доминирующих перспектив, позволяющих ориентировать подготовку выпускников на эффективную деятельность в мире будущего, перенос акцента с предметно-дисциплинарной и содержательной стороны на компетенции и ожидаемые результаты образовательного процесса, использование модульной организации… Читать ещё >

Руководители вузов о спросе на технологии образования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Результаты экспертного опроса руководителей вузов свидетельствуют, что вузы планируют направить свои усилия прежде всего на подготовку магистров, но также намерены и впредь уделять внимание подготовке специалистов по остальным, более традиционным квалификациям (см. табл. 11).

Факторная схема механизмов реализации образовательных технологий.

Рисунок 6

Таблица 11.

Таблица 11.

Мнения экспертов о том, на подготовку специалистов какой квалификации предполагается в будущем направить основные усилия вуза, чтобы выпускники смогли эффективно участвовать в реализации инновационных проектов, выполняемых совместно производственными компаниями, вузами и НИИ, %.

Квалификация.

Прежде всего.

Во вторую очередь.

Не обязательно.

Бакалавр

56,6.

39,6.

3,8.

Специалист (окончивший специалитет).

58,5.

34,0.

7,5.

Магистр

73,6.

22,6.

3,8.

Кандидат наук.

49,1.

41,5.

9,4.

Доктор наук.

43,4.

39,6.

17,0.

Нормированное соотношение специалистов по квалификации, по которым вузы и в будущем намерены вести профессиональную подготовку, показывает, что явных приоритетов у вузов сегодня нет (см. рис. 7).

Рисунок 7

Нормированное соотношение специалистов различной квалификации, труд которых в первую очередь используется в компаниях для эффективной реализации совместного с вузом и НИИ научного инновационного процесса, %.

Руководители вузов о спросе на технологии образования.

В классических университетах и технических вузах предпочитают готовить по всем квалификациям, в медицинских больше внимания уделяют подготовке на специалитете, а в гуманитарно-экономических — поствузовской подготовке (см. рис. 8).

Рисунок 8

Нормированное соотношение специалистов различной квалификации, труд которых в первую очередь используется в компаниях в различных отраслях экономики для эффективной реализации совместного с вузом и НИИ научного инновационного процесса, %.

Руководители вузов о спросе на технологии образования.

Вузы реализуют совместно с компаниями большое число мероприятий, направленных на профессиональную подготовку и повышение квалификации специалистов, способных участвовать в инновационном проекте. Прежде всего (см. табл. 12):

  • • согласованная с производственной компанией программа повышения качества образования и подготовки кадров для компании;
  • • участие сотрудников производственной компании в преподавательской работе в вузе;
  • • участие производственной компании в совершенствовании учебных программ и планов вуза;
  • • развитие системы практик и стажировок аспирантов вуза в производственной компании;
  • • развитие системы практик и стажировок студентов вуза в производственной компании;
  • • развитие системы практик и стажировок научно-преподавательского состава вуза в производственной компании;
  • • создание благоприятных условий для непрерывного образования персонала производственной компании.

Таблица 12

Совместные мероприятия вуза и производственных компаний по профессиональной подготовке и повышению квалификации специалистов предприятий, способных участвовать в инновационном творчестве, производстве, %.

Мероприятия.

Уже реализовано.

Планируется реализовать.

Не планируется.

Согласованная с производственной компанией программа повышения качества образования и подготовки кадров для компании.

69,8.

26,4.

3,8.

Участие производственной компании в совершенствовании учебных программ и планов вуза.

67,9.

22,6.

9,4.

Участие сотрудников производственной компании в преподавательской работе в вузе.

69,8.

20,8.

9,4.

Развитие системы практик и стажировок студентов вуза в производственной компании.

66,8.

11,3.

1,9.

Развитие системы практик и стажировок аспирантов вуза в производственной компании.

67,9.

30,2.

1,9.

Развитие системы практик и стажировок научно-преподавательского состава вуза в производственной компании.

60,4.

26,4.

13,2.

Создание благоприятных условий для непрерывного образования персонала производственной компании.

49,1.

37,7.

13,2.

В большинстве классических университетов реализованы (см. табл. 13): система практик и стажировок студентов вуза в производственной компании, участие производственной компании в совершенствовании учебных программ и планов вуза, участие сотрудников производственной компании в преподавательской работе в вузе, система практик и стажировок аспирантов вуза в производственной компании.

В большинстве технических вузов реализованы: система практик и стажировок студентов вуза в производственной компании, согласованная с производственной компанией программа повышения качества образования и подготовки кадров для компании, участие сотрудников производственной компании в преподавательской работе в вузе, система практик и стажировок аспирантов вуза в производственной компании, система практик и стажировок научно-преподавательского состава вуза в производственной компании, участие производственной компании в совершенствовании учебных программ и планов вуза.

Во всех гуманитарно-экономических вузах реализованы: согласованная с производственной компанией программа повышения качества образования и подготовки кадров для компании, участие производственной компании в совершенствовании учебных программ и планов вуза, система практик и стажировок студентов вуза в производственной компании, системы практик и стажировок аспирантов вуза в производственной компании, благоприятные условия для непрерывного образования персонала производственной компании.

Во всех медицинских вузах реализованы: согласованная с производственной компанией программа повышения качества образования и подготовки кадров для компании, участие производственной компании в совершенствовании учебных программ и планов вуза, участие сотрудников производственной компании в преподавательской работе в вузе, система практик и стажировок студентов вуза в производственной компании, система практик и стажировок аспирантов вуза в производственной компании.

Таблица 13

Доля вузов разного типа, в которых уже реализованы совместные мероприятия с производственными компаниями по профессиональной подготовке и повышению квалификации специалистов предприятий, способных участвовать в инновационном творчестве, производстве, %.

Мероприятия.

Тип вуза.

Классический университет.

Технический.

Экономический.

Медицинский.

Согласованная с производственной компанией программа повышения качества образования и подготовки кадров для компании.

52,6.

76,7.

100,0.

100,0.

Участие производственной компании в совершенствовании учебных программ и планов вуза.

73,7.

60,0.

100,0.

100,0.

Участие сотрудников производственной компании в преподавательской работе в вузе.

73,7.

66,7.

50,0.

100,0.

Система практик и стажировок студентов вуза в производственной компании.

84,2.

86,7.

100,0.

100,0.

Система практик и стажировок аспирантов вуза в производственной компании.

63,2.

66,7.

100,0.

100,0.

Система практик и стажировок научно-преподаватель-ского состава вуза в производственной компании.

47,4.

66,7.

50,0.

100,0.

Благоприятные условия для непрерывного образования персонала производственной компании.

31,6.

56,7.

100,0.

50,0.

Чтобы выпускаемые из вузов специалисты соответствовали критериям качества, предъявляемым им производственной компанией, вузы реализуют в первую очередь следующие технологии образования (см. табл. 14):

  • • предметно-дисциплинарный подход;
  • • компетентностный подход;
  • • формирование у студентов умения управлять информацией;
  • • проблемно-ориентированное обучение (деловые, ситуационные игры, моделирование);
  • • использование мультимедийных технологий.

Относительно много вузов, которые не намерены в ближайшие годы вводить такие образовательные технологии, как трансляция лекционных материалов через систему специального доступа, дистанционное обучение, интернетмосты.

Таблица 14

Мнения экспертов о том, в какой степени в организации образования в вузе присутствуют различные технологии и механизмы, %.

Технологии.

В первую очередь.

Во вторую очередь.

Не обязательно.

Предметно-дисциплинарный подход.

75,5.

22,6.

1,9.

Компетентностный подход.

66,0.

30,2.

3,8.

Опережающее образование (ориентация на перспективу).

35,8.

49,1.

15,1.

Модульная организация основных образовательных программ.

37,7.

43,4.

18,9.

Выбор студентами индивидуализированных образовательных траекторий.

17,0.

54,7.

28,3.

Методы интерактивного обучения.

30,2.

62,3.

7,5.

Формирование у студентов умения управлять информацией.

64,2.

34,0.

1,8.

Интернет-мосты.

20,8.

54,7.

24,5.

Проблемно-ориентированное обучение (деловые, ситуационные игры, моделирование).

58,5.

34,0.

7,5.

Технологии.

В первую очередь.

Во вторую очередь.

Не обязательно.

Функционально-структурный анализ.

41,5.

45,3.

13,2.

Методы экспертного поиска (мозгового штурма).

30,2.

58,5.

11,3.

Мультимедийные технологии.

54,7.

43,4.

1,9.

Дистанционное обучение.

24,5.

50,9.

24,6.

Трансляция лекционных материалов через систему специального доступа.

18,9.

35,8.

45,3.

Эксперты не придают первостепенной важности (хотя и не отвергают применимость) таким образовательным технологиям, как методы интерактивного обучения, методы экспертного поиска (мозгового штурма), выбор студентами индивидуализированных образовательных траекторий, интернет-мосты, дистанционное обучение, опережающее образование (ориентация на перспективу).

Основное внимание уделяют технологиям образования (см. табл. 15):

  • • в классических университетах: предметно-дисциплинарному и компетентностному подходам, использованию мультимедийных технологий, формированию у студентов умения управлять информацией;
  • • в технических вузах: предметно-дисциплинарному подходу, проблемно-ориентированному обучению (деловые, ситуационные игры, моделирование), формированию у студентов умения управлять информацией, компетентностному подходу;
  • • в гуманитарно-экономических вузах: предметно-дисциплинарному и компетентностному подходам, опережающему образованию (ориентация на перспективу), модульной организации основных образовательных программ, формированию у студентов умения управлять информацией, функционально-структурному анализу, использованию мультимедийных технологий;

Мнения экспертов в вузах разного типа о том, в какой степени в организации образования в вузе присутствуют различные технологии и механизмы, %.

Технологии.

Тип вуза.

Классический университет.

Технический.

Экономический.

Медицинский.

Предметно-дисциплинарный подход.

73,7.

73,3.

100,0.

100,0.

Компетентностный подход.

68,4.

63,3.

100,0.

50,0.

Опережающее образование (ориентация на перспективу).

26,3.

40,0.

100,0.

0,0.

Модульная организация основных образовательных программ.

26,3.

43,3.

100,0.

0,0.

Выбор студентами индивидуализированных образовательных траекторий.

10,5.

23,3.

0,0.

0,0.

Методы интерактивного обучения.

47,4.

20,0.

50,0.

0,0.

Формирование у студентов умения управлять информацией.

52,6.

66,7.

100,0.

100,0.

Использование технологии интернет-мостов.

21,1.

20,0.

50,0.

0,0.

Технологии.

Тип вуза.

Классический университет.

Технический.

Экономический.

Медицинский.

Проблемно-ориентированное обучение (деловые, ситуационные игры, моделирование).

47,4.

70,0.

50,0.

0,0.

Функционально-структурный анализ.

47,4.

33,3.

100,0.

50,0.

Методы экспертного поиска (мозгового штурма).

42,1.

23,3.

50,0.

0,0.

Использование мультимедийных технологий.

57,9.

46,7.

100,0.

100,0.

Дистанционное обучение.

36,8.

16,7.

50,0.

0,0.

Трансляция лекционных материалов через систему специального доступа.

26,3.

16,7.

0,0.

0,0.

• в медицинских вузах: предметно-дисциплинарному подходу, формированию у студентов умения управлять информацией, использованию мультимедийных технологий.

Факторный анализ позволил объединить 14 технологий образования в 5 групп (см. рис. 9). Первый фактор объединяет 3 технологии и называется «Активные формы обучения». Второй фактор объединяет 3 технологии и называется «Дистанционное обучение». Третий фактор объединяет 2 технологии и называется «Фокусированное обучение». Четвертый фактор объединяет 3 технологии и называется «Компетентностный подход». Пятый фактор включает 1 технологию и называется «Предметно-дисциплинарный подход».

Рисунок 9

Факторная схема технологии образования в вузе.

Руководители вузов о спросе на технологии образования.

Такое разночтение в предпочтениях технологий образования свидетельствует о том, что для вузов могут быть некоторые общие принципы образовательной технологии, но в профессиональном плане они обоснованно стараются уйти от единых стандартов, что оправдано существенными различиями в содержании осваиваемой студентами специальности.

Таблица 16

Мнения экспертов о том, есть ли у вуза возможность встроить в образовательный процесс технологии, содействующие формированию производственно-профессиональных и исследовательских навыков, %.

Технологии.

Для студентов старших курсов.

На курсах повышения квалификации специалистов.

такая возможность есть.

такая возможность планируется.

такая возможность пока не предусмотрена.

такая возможность есть.

такая возможность планируется.

такая возможность пока не предусмотрена.

Участие в разработке технологических проектов производства.

83,0.

13,2.

3,8.

60,4.

35,8.

3,8.

Участие в фундаментальных научных исследованиях.

90,6.

9,4.

0,0.

52,8.

34,0.

13,2.

Участие в прикладных научных исследованиях.

92,5.

7,5.

0,0.

58,5.

35,8.

5,7.

Участие в прикладных разработках.

92,5.

7,5.

0,0.

56,6.

35,8.

7,5.

Абсолютное большинство (более 90%) экспертов считают, что сегодня в вузах есть все возможности для того, чтобы в образовательный процесс для студентов старших курсов встроить технологии, содействующие формированию производственно-профессиональных и исследовательских навыков. На курсах повышения квалификации таких возможностей меньше (см. табл. 16). В качестве таковых эксперты называют четыре технологии:

  • • участие в прикладных научных исследованиях;
  • • участие в прикладных разработках;
  • • участие в фундаментальных научных исследованиях;
  • • участие в разработке технологических проектов производства.

Судя по данными табл. 17, возможностей для студентов встроить в образовательный процесс технологии, содействующие формированию производственно-профессиональных и исследовательских навыков, нет в 10% классических университетов и технических вузов. На всех курсах повышения квалификации такие возможности есть только в медицинских вузах.

С точки зрения перспективности специалиста — выпускника вуза, по мнению большинства экспертов, очень важно, чтобы учебная программа вуза включала такие образовательные технологии, как (см. табл. 18): участие в профильных семинарах и конференциях, участие в стажировках на передовых предприятиях в России, активное участие сотрудников передовых предприятий России в проведении занятий, участие в стажировках в передовых вузах за рубежом, модульное обучение, опережающее профильное обучение, приглашение в вуз иностранных преподавателей, специалистов для чтения лекций, проведения практических занятий.

Что касается курсов переподготовки, то здесь эксперты предлагают прежде всего участие в профильных семинарах и конференциях, активное участие сотрудников передовых предприятий, учреждений России в проведении занятий, участие в стажировках на передовых российских предприятиях.

Большинство экспертов считают, что среди мер, направленных на совершенствование образовательных технологий, наиболее важные с точки зрения подготовки специалистов, способных эффективно участвовать в инновационном.

Таблица 17

Мнения экспертов в вузах разного типа о том, есть ли у вуза возможность встроить в образовательный процесс технологии, содействующие формированию производственно-профессиональных и исследовательских навыков, %.

Возможности.

Для студентов старших курсов.

На курсах повышения квалификации специалистов.

классический университет.

технический вуз.

экономический вуз.

медицинский вуз.

классический университет.

технический вуз.

экономический вуз.

медицинский вуз.

Участие в разработке технологических проектов производства.

68,4.

90,0.

100,0.

100,0.

57,9.

60,0.

50,0.

100,0.

Участие в фундаментальных научных исследованиях.

89,5.

90,0.

100,0.

100,0.

52,6.

50,0.

50,0.

100,0.

Участие в прикладных научных исследованиях.

89,5.

93,3.

100,0.

100,0.

57,9.

56,7.

50,0.

100,0.

Участие в прикладных разработках.

89,5.

93,3.

100,0.

100,0.

68,4.

46,7.

50,0.

100,0.

Таблица 18

Мнения экспертов о том, с точки зрения перспективности специалиста насколько сегодня важно, чтобы учебная программа вуза включала следующие образовательные технологии, %.

Технологии.

Для студентов.

На курсах повышения квалификации специалистов.

очень важно.

на усмотрение вуза.

необязательно.

очень важно.

на усмотрение вуза.

необязательно.

Опережающее профильное обучение.

49,1.

50,9.

0,0.

41,5.

49,1.

9,4.

Модульное обучение.

52,8.

43,4.

3,8.

45,3.

35,8.

18,9.

Участие в стажировках на передовых предприятиях в России.

75,5.

24,5.

0,0.

64,2.

32,1.

3,8.

Участие в стажировках в передовых вузах за рубежом.

64,2.

35,8.

0,0.

35,8.

52,8.

11,3.

Приглашение в вуз иностранных преподавателей, специалистов для чтения лекций, проведения практических занятий.

47,2.

47,2.

5,7.

45,3.

41,5.

13,2.

Участие в профильных семинарах и конференциях.

92,5.

7,5.

0,0.

73,6.

24,5.

1,9.

Активное участие сотрудников передовых предприятий, учреждений России в проведении занятий.

67,9.

24,5.

7,5.

66,0.

24,5.

9,4.

творчестве, производстве: отражение в основной образовательной программе доминирующих перспектив, позволяющих ориентировать подготовку выпускников на эффективную деятельность в мире будущего (85%) и перенос акцента с предметно-дисциплинарной и содержательной стороны на компетенции и ожидаемые результаты образовательного процесса (60%). В этом вопросе мнения представителей вузов и компаний полностью совпадают.

Также считают полезным, но не самым важным: увеличение степеней свободы обучающихся в выборе ими индивидуализированных образовательных траекторий и использование модульной организации основных образовательных программ (см. табл. 19). В этом мнения представителей вузов и компаний также полностью совпадают.

Таблица 19

Оценка экспертами важности мер, направленных на совершенствование образовательных технологий, с точки зрения подготовки специалистов, способных эффективно участвовать в инновационном творчестве, производстве, %.

Меры.

Наиболее важно.

Тоже важно, но во вторую очередь.

Не важно.

Перенос акцента с предметно-дисциплинарной и содержательной стороны на компетенции и ожидаемые результаты образовательного процесса.

58,5.

37,7.

3,8.

Отражение в основной образовательной программе доминирующих перспектив, позволяющих ориентировать подготовку выпускников на эффективную деятельность в мире будущего.

83,0.

13,2.

3,8.

Использование модульной организации основных образовательных программ.

45,3.

49,1.

5,7.

Увеличение степени свободы обучающихся в выборе ими индивидуализированных образовательных траекторий.

24,5.

67,9.

7,5.

Наиболее важными мерами, направленными на совершенствование образовательных технологий, с точки зрения подготовки специалистов, способных эффективно участвовать в инновационном творчестве, производстве, считают (см. табл. 20):

• классические университеты: отражение в основной образовательной программе доминирующих перспектив, позволяющих ориентировать подготовку выпускников на эффективную деятельность в мире будущего, перенос акцента с предметно-дисциплинарной и содержательной стороны на компетенции и ожидаемые результаты образовательного процесса;

Таблица 20

Оценка экспертами в вузах разного типа важности мер, направленных на совершенствование образовательных технологий, с точки зрения подготовки специалистов, способных эффективно участвовать в инновационном творчестве, производстве, %.

Меры.

Тип вуза.

Классический университет.

Технический.

Экономический.

Медицинский.

Перенос акцента с предметно-дисциплинарной и содержательной стороны на компетенции и ожидаемые результаты образовательного процесса.

63,2.

56,7.

100,0.

0,0.

Отражение в основной образовательной программе доминирующих перспектив, позволяющих ориентировать подготовку выпускников на эффективную деятельность в мире будущего.

78,9.

83,3.

100,0.

100,0.

Использование модульной организации основных образовательных программ.

42,1.

46,7.

100,0.

0,0.

Увеличение степени свободы обучающихся в выборе ими индивидуализированных образовательных траекторий.

21,1.

23,3.

100,0.

0,0.

  • • технические вузы: отражение в основной образовательной программе доминирующих перспектив, позволяющих ориентировать подготовку выпускников на эффективную деятельность в мире будущего, перенос акцента с предметно-дисциплинарной и содержательной стороны на компетенции и ожидаемые результаты образовательного процесса;
  • • гуманитарно-экономические вузы, по мнению всех экспертов: отражение в основной образовательной программе доминирующих перспектив, позволяющих ориентировать подготовку выпускников на эффективную деятельность в мире будущего, перенос акцента с предметно-дисциплинарной и содержательной стороны на компетенции и ожидаемые результаты образовательного процесса, использование модульной организации основных образовательных программ, увеличение степеней свободы обучающихся в выборе ими индивидуализированных образовательных траекторий;
  • • медицинские вузы, по мнению всех экспертов: отражение в основной образовательной программе доминирующих перспектив, позволяющих ориентировать подготовку выпускников на эффективную деятельность в мире будущего.

Большинство экспертов считают, что с точки зрения современной технологии организации образования в вузе, должны доминировать две организационные формы: новаторская (эвристически-демократическая) и рыночная (прагматическипрофильная). При этом могут присутствовать, но не доминировать иерархическая (административно-бюрократическая) и клановая (коллегиально-корпоративная). Однако у клановой формы много противников — 55%; у иерархической формы — 20% (см. табл. 21).

Для классических университетах, технических и гуманитарно-экономических вузах в управлении образованием стремятся соблюдать новаторские и рыночные принципы, в медицинских вузах, наряду с этими принципами, также важную роль играет принцип иерархического управления (см. табл. 22).

Мнения экспертов о том, с точки зрения современной технологии организации образования в вузе, какие организационные формы должны присутствовать, %.

Таблица 21

Организационные формы.

Это должно главенствовать.

Это должно присутствовать, но не доминировать.

От этого целесообразно отказаться.

Иерархическая (административно-бюрократическая).

13,2.

64,2.

22,6.

Новаторская (эвристически-демократическая).

47,2.

52,8.

0,0.

Рыночная (прагматически-профильная).

39,6.

47,2.

13,2.

Клановая (коллегиально-корпоративная).

7,5.

35,8.

56,6.

Реализации технологий, содействующих совершенствованию образовательных технологий, с точки зрения подготовки специалистов, способных эффективно участвовать в инновационном творчестве, производстве, эксперты считают наиболее приемлемыми шесть механизмов (см. табл. 23):

  • • формирование у студентов, слушателей курсов высокой информационной культуры;
  • • использование в образовательном процессе логического поиска (алгоритма решения творческих задач);
  • • использование мультимедийных технологий для наглядности представления информации;
  • • использование в образовательном процессе проблемноориентированных методов (ситуационных игр);
  • • методы интерактивного обучения;
  • • использование в образовательном процессе функционально-структурного анализа объектов (комбинаторики).

Мнение экспертов в вузах разного типа о том, с точки зрения современной технологии организации образования в вузе, какие организационные формы должны присутствовать, %.

Таблица 22

Организационные формы.

Тип вуза.

Классический университет.

Технический.

Экономический.

Медицинский.

должно главенствовать.

должно присутствовать, но не доминировать.

должно главенствовать.

должно присутствовать, но не доминировать.

должно главенствовать.

должно присутствовать, но не доминировать.

должно главенствовать.

должно присутствовать, но не доминировать.

Иерархическая.

21,1.

47,4.

6,7.

73,3.

0,0.

100,0.

50,0.

50,0.

Новаторская.

31,6.

68,4.

56,7.

43,3.

50,0.

50,0.

50,0.

50,0.

Рыночная.

31,6.

47,4.

43,3.

46,7.

50,0.

50,0.

50,0.

50,0.

Клановая.

0,0.

57,9.

13,3.

23,3.

0,0.

50,0.

0,0.

0,0.

Таблица 23

Наиболее эффективные, по мнению экспертов, механизмы реализации образовательных технологий, %.

Механизмы.

Прежде всего.

Во вторую очередь.

Не обязательно.

Методы интерактивного обучения.

56,6.

39,6.

3,8.

Формирование у студентов, слушателей курсов высокой информационной культуры.

88,7.

11,3.

0,0.

Использование технологии интернет-мостов в процессе обучения.

22,6.

66,0.

11,3.

Использование в образовательном процессе проблемно-ориентированных методов (ситуационных игр).

64,2.

28,3.

7,5.

Использование в образовательном процессе функционально-структурного анализа объектов (комбинаторики).

52,8.

37,7.

9,4.

Использование в образовательном процессе метода случайного поиска (мозгового штурма).

41,5.

54,7.

3,8.

Использование в образовательном процессе логического поиска (алгоритма решения творческих задач).

73,6.

26,4.

0,0.

Использование мультимедийных технологий для наглядности представления информации.

67,9.

30,2.

1,9.

Осуществление трансляции лекционных материалов через систему специального доступа.

22,6.

66,0.

11,3.

Меньше значения эксперты придают таким методам, как интернет-мосты, случайный поиск (мозговой штурм), трансляция лекционных материалов через систему специального доступа.

Наряду с указанными, важными, но не доминирующими.

Таблица 24

Наиболее эффективные, по мнению экспертов в вузах разного типа, механизмы реализации образовательных технологий, %.

Механизмы.

Тип вуза.

Классический университет.

Технический.

Экономический.

Медицинский.

Методы интерактивного обучения.

68,4.

50,0.

100,0.

0,0.

Формирование у студентов, слушателей курсов высокой информационной культуры.

94,7.

83,3.

100,0.

100,0.

Использование технологии интернет-мостов в процессе обучения.

21,1.

16,7.

100,0.

50,0.

Использование в образовательном процессе проблемно-ориентированных методов (ситуационных игр).

68,4.

66,7.

50,0.

0,0.

Использование в образовательном процессе функционально-структурного анализа объектов (комбинаторики).

36,8.

63,3.

100,0.

0,0.

Использование в образовательном процессе метода случайного поиска (мозгового штурма).

47,4.

36,7.

100,0.

0,0.

Использование в образовательном процессе логического поиска (алгоритма решения творческих задач).

73,7.

76,7.

100,0.

0,0.

Использование мультимедийных технологий для наглядности представления информации.

89,5.

53,3.

50,0.

100,0.

Трансляция лекционных материалов через систему специального доступа.

31,6.

20,0.

0,0.

0,0.

методами в процессе обучения, эксперты считают метод случайного поиска (мозгового штурма), технологии интернетмостов, трансляции лекционных материалов через систему специального доступа.

Наиболее эффективные, по мнению экспертов, механизмы реализации образовательных технологий (см. табл. 24):

  • • в классических университетах: формирование у студентов, слушателей курсов высокой информационной культуры, использование мультимедийных технологий для наглядности представления информации), использование в образовательном процессе логического поиска (алгоритма решения творческих задач), использование в образовательном процессе проблемноориентированных методов (ситуационных игр), методы интерактивного обучения;
  • • в технических вузах: формирование у студентов, слушателей курсов высокой информационной культуры, использование в образовательном процессе логического поиска (алгоритма решения творческих задач), использование в образовательном процессе проблемно-ориентированных методов (ситуационных игр), использование в образовательном процессе функционально-структурного анализа объектов (комбинаторики);
  • • в гуманитарно-экономических вузах, по мнению всех экспертов: формирование у студентов, слушателей курсов высокой информационной культуры, методы интерактивного обучения, использование технологии интернет-мостов в процессе обучения, использование функционально-структурного анализа объектов (комбинаторики), использование метода случайного поиска (мозгового штурма), использование логического поиска (алгоритма решения творческих задач);
  • • в медицинских вузах, по мнению всех экспертов: формирование у студентов, слушателей курсов высокой информационной культуры, использование мультимедийных технологий для наглядности представления информации.

Факторный анализ сгруппировал 9 методов (механизмов) в 3 фактора (см. рис. 10), при этом один признак не объединился в фактор (использование в образовательном процессе проблемно-ориентированных методов (ситуационных игр). Первый фактор включает 2 индикатора (метода) и называется «Логико-аналитический метод». Второй фактор включает 3 индикатора (метода) и называется «Мультимедийный метод». Третий фактор включает 3 индикатора (метода) и называется «Информационно-поисковый метод».

Рисунок 10

Факторная схема механизмов реализации образовательных технологий Руководители вузов о спросе на технологии образования.

Из рисунка 11 следует:

  • • классические университеты и технические вузы в равной степени предпочитают использовать все три метода;
  • • гуманитарно-экономические вузы предпочитают использовать мультимедийный метод и не вполне склонны использовать логико-аналитический, особенно информационно-поисковый метод;
  • • медицинские вузы в большей степени склонны использовать логико-аналитический и информационно-поисковый методы.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой