Руководители вузов о спросе на технологии образования
Гуманитарно-экономические вузы, по мнению всех экспертов: отражение в основной образовательной программе доминирующих перспектив, позволяющих ориентировать подготовку выпускников на эффективную деятельность в мире будущего, перенос акцента с предметно-дисциплинарной и содержательной стороны на компетенции и ожидаемые результаты образовательного процесса, использование модульной организации… Читать ещё >
Руководители вузов о спросе на технологии образования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Результаты экспертного опроса руководителей вузов свидетельствуют, что вузы планируют направить свои усилия прежде всего на подготовку магистров, но также намерены и впредь уделять внимание подготовке специалистов по остальным, более традиционным квалификациям (см. табл. 11).
Факторная схема механизмов реализации образовательных технологий.
Рисунок 6
Таблица 11.
Мнения экспертов о том, на подготовку специалистов какой квалификации предполагается в будущем направить основные усилия вуза, чтобы выпускники смогли эффективно участвовать в реализации инновационных проектов, выполняемых совместно производственными компаниями, вузами и НИИ, %.
Квалификация. | Прежде всего. | Во вторую очередь. | Не обязательно. |
Бакалавр | 56,6. | 39,6. | 3,8. |
Специалист (окончивший специалитет). | 58,5. | 34,0. | 7,5. |
Магистр | 73,6. | 22,6. | 3,8. |
Кандидат наук. | 49,1. | 41,5. | 9,4. |
Доктор наук. | 43,4. | 39,6. | 17,0. |
Нормированное соотношение специалистов по квалификации, по которым вузы и в будущем намерены вести профессиональную подготовку, показывает, что явных приоритетов у вузов сегодня нет (см. рис. 7).
Рисунок 7
Нормированное соотношение специалистов различной квалификации, труд которых в первую очередь используется в компаниях для эффективной реализации совместного с вузом и НИИ научного инновационного процесса, %.
В классических университетах и технических вузах предпочитают готовить по всем квалификациям, в медицинских больше внимания уделяют подготовке на специалитете, а в гуманитарно-экономических — поствузовской подготовке (см. рис. 8).
Рисунок 8
Нормированное соотношение специалистов различной квалификации, труд которых в первую очередь используется в компаниях в различных отраслях экономики для эффективной реализации совместного с вузом и НИИ научного инновационного процесса, %.
Вузы реализуют совместно с компаниями большое число мероприятий, направленных на профессиональную подготовку и повышение квалификации специалистов, способных участвовать в инновационном проекте. Прежде всего (см. табл. 12):
- • согласованная с производственной компанией программа повышения качества образования и подготовки кадров для компании;
- • участие сотрудников производственной компании в преподавательской работе в вузе;
- • участие производственной компании в совершенствовании учебных программ и планов вуза;
- • развитие системы практик и стажировок аспирантов вуза в производственной компании;
- • развитие системы практик и стажировок студентов вуза в производственной компании;
- • развитие системы практик и стажировок научно-преподавательского состава вуза в производственной компании;
- • создание благоприятных условий для непрерывного образования персонала производственной компании.
Таблица 12
Совместные мероприятия вуза и производственных компаний по профессиональной подготовке и повышению квалификации специалистов предприятий, способных участвовать в инновационном творчестве, производстве, %.
Мероприятия. | Уже реализовано. | Планируется реализовать. | Не планируется. |
Согласованная с производственной компанией программа повышения качества образования и подготовки кадров для компании. | 69,8. | 26,4. | 3,8. |
Участие производственной компании в совершенствовании учебных программ и планов вуза. | 67,9. | 22,6. | 9,4. |
Участие сотрудников производственной компании в преподавательской работе в вузе. | 69,8. | 20,8. | 9,4. |
Развитие системы практик и стажировок студентов вуза в производственной компании. | 66,8. | 11,3. | 1,9. |
Развитие системы практик и стажировок аспирантов вуза в производственной компании. | 67,9. | 30,2. | 1,9. |
Развитие системы практик и стажировок научно-преподавательского состава вуза в производственной компании. | 60,4. | 26,4. | 13,2. |
Создание благоприятных условий для непрерывного образования персонала производственной компании. | 49,1. | 37,7. | 13,2. |
В большинстве классических университетов реализованы (см. табл. 13): система практик и стажировок студентов вуза в производственной компании, участие производственной компании в совершенствовании учебных программ и планов вуза, участие сотрудников производственной компании в преподавательской работе в вузе, система практик и стажировок аспирантов вуза в производственной компании.
В большинстве технических вузов реализованы: система практик и стажировок студентов вуза в производственной компании, согласованная с производственной компанией программа повышения качества образования и подготовки кадров для компании, участие сотрудников производственной компании в преподавательской работе в вузе, система практик и стажировок аспирантов вуза в производственной компании, система практик и стажировок научно-преподавательского состава вуза в производственной компании, участие производственной компании в совершенствовании учебных программ и планов вуза.
Во всех гуманитарно-экономических вузах реализованы: согласованная с производственной компанией программа повышения качества образования и подготовки кадров для компании, участие производственной компании в совершенствовании учебных программ и планов вуза, система практик и стажировок студентов вуза в производственной компании, системы практик и стажировок аспирантов вуза в производственной компании, благоприятные условия для непрерывного образования персонала производственной компании.
Во всех медицинских вузах реализованы: согласованная с производственной компанией программа повышения качества образования и подготовки кадров для компании, участие производственной компании в совершенствовании учебных программ и планов вуза, участие сотрудников производственной компании в преподавательской работе в вузе, система практик и стажировок студентов вуза в производственной компании, система практик и стажировок аспирантов вуза в производственной компании.
Таблица 13
Доля вузов разного типа, в которых уже реализованы совместные мероприятия с производственными компаниями по профессиональной подготовке и повышению квалификации специалистов предприятий, способных участвовать в инновационном творчестве, производстве, %.
Мероприятия. | Тип вуза. | |||
Классический университет. | Технический. | Экономический. | Медицинский. | |
Согласованная с производственной компанией программа повышения качества образования и подготовки кадров для компании. | 52,6. | 76,7. | 100,0. | 100,0. |
Участие производственной компании в совершенствовании учебных программ и планов вуза. | 73,7. | 60,0. | 100,0. | 100,0. |
Участие сотрудников производственной компании в преподавательской работе в вузе. | 73,7. | 66,7. | 50,0. | 100,0. |
Система практик и стажировок студентов вуза в производственной компании. | 84,2. | 86,7. | 100,0. | 100,0. |
Система практик и стажировок аспирантов вуза в производственной компании. | 63,2. | 66,7. | 100,0. | 100,0. |
Система практик и стажировок научно-преподаватель-ского состава вуза в производственной компании. | 47,4. | 66,7. | 50,0. | 100,0. |
Благоприятные условия для непрерывного образования персонала производственной компании. | 31,6. | 56,7. | 100,0. | 50,0. |
Чтобы выпускаемые из вузов специалисты соответствовали критериям качества, предъявляемым им производственной компанией, вузы реализуют в первую очередь следующие технологии образования (см. табл. 14):
- • предметно-дисциплинарный подход;
- • компетентностный подход;
- • формирование у студентов умения управлять информацией;
- • проблемно-ориентированное обучение (деловые, ситуационные игры, моделирование);
- • использование мультимедийных технологий.
Относительно много вузов, которые не намерены в ближайшие годы вводить такие образовательные технологии, как трансляция лекционных материалов через систему специального доступа, дистанционное обучение, интернетмосты.
Таблица 14
Мнения экспертов о том, в какой степени в организации образования в вузе присутствуют различные технологии и механизмы, %.
Технологии. | В первую очередь. | Во вторую очередь. | Не обязательно. |
Предметно-дисциплинарный подход. | 75,5. | 22,6. | 1,9. |
Компетентностный подход. | 66,0. | 30,2. | 3,8. |
Опережающее образование (ориентация на перспективу). | 35,8. | 49,1. | 15,1. |
Модульная организация основных образовательных программ. | 37,7. | 43,4. | 18,9. |
Выбор студентами индивидуализированных образовательных траекторий. | 17,0. | 54,7. | 28,3. |
Методы интерактивного обучения. | 30,2. | 62,3. | 7,5. |
Формирование у студентов умения управлять информацией. | 64,2. | 34,0. | 1,8. |
Интернет-мосты. | 20,8. | 54,7. | 24,5. |
Проблемно-ориентированное обучение (деловые, ситуационные игры, моделирование). | 58,5. | 34,0. | 7,5. |
Технологии. | В первую очередь. | Во вторую очередь. | Не обязательно. |
Функционально-структурный анализ. | 41,5. | 45,3. | 13,2. |
Методы экспертного поиска (мозгового штурма). | 30,2. | 58,5. | 11,3. |
Мультимедийные технологии. | 54,7. | 43,4. | 1,9. |
Дистанционное обучение. | 24,5. | 50,9. | 24,6. |
Трансляция лекционных материалов через систему специального доступа. | 18,9. | 35,8. | 45,3. |
Эксперты не придают первостепенной важности (хотя и не отвергают применимость) таким образовательным технологиям, как методы интерактивного обучения, методы экспертного поиска (мозгового штурма), выбор студентами индивидуализированных образовательных траекторий, интернет-мосты, дистанционное обучение, опережающее образование (ориентация на перспективу).
Основное внимание уделяют технологиям образования (см. табл. 15):
- • в классических университетах: предметно-дисциплинарному и компетентностному подходам, использованию мультимедийных технологий, формированию у студентов умения управлять информацией;
- • в технических вузах: предметно-дисциплинарному подходу, проблемно-ориентированному обучению (деловые, ситуационные игры, моделирование), формированию у студентов умения управлять информацией, компетентностному подходу;
- • в гуманитарно-экономических вузах: предметно-дисциплинарному и компетентностному подходам, опережающему образованию (ориентация на перспективу), модульной организации основных образовательных программ, формированию у студентов умения управлять информацией, функционально-структурному анализу, использованию мультимедийных технологий;
Мнения экспертов в вузах разного типа о том, в какой степени в организации образования в вузе присутствуют различные технологии и механизмы, %.
Технологии. | Тип вуза. | |||
Классический университет. | Технический. | Экономический. | Медицинский. | |
Предметно-дисциплинарный подход. | 73,7. | 73,3. | 100,0. | 100,0. |
Компетентностный подход. | 68,4. | 63,3. | 100,0. | 50,0. |
Опережающее образование (ориентация на перспективу). | 26,3. | 40,0. | 100,0. | 0,0. |
Модульная организация основных образовательных программ. | 26,3. | 43,3. | 100,0. | 0,0. |
Выбор студентами индивидуализированных образовательных траекторий. | 10,5. | 23,3. | 0,0. | 0,0. |
Методы интерактивного обучения. | 47,4. | 20,0. | 50,0. | 0,0. |
Формирование у студентов умения управлять информацией. | 52,6. | 66,7. | 100,0. | 100,0. |
Использование технологии интернет-мостов. | 21,1. | 20,0. | 50,0. | 0,0. |
Технологии. | Тип вуза. | |||
Классический университет. | Технический. | Экономический. | Медицинский. | |
Проблемно-ориентированное обучение (деловые, ситуационные игры, моделирование). | 47,4. | 70,0. | 50,0. | 0,0. |
Функционально-структурный анализ. | 47,4. | 33,3. | 100,0. | 50,0. |
Методы экспертного поиска (мозгового штурма). | 42,1. | 23,3. | 50,0. | 0,0. |
Использование мультимедийных технологий. | 57,9. | 46,7. | 100,0. | 100,0. |
Дистанционное обучение. | 36,8. | 16,7. | 50,0. | 0,0. |
Трансляция лекционных материалов через систему специального доступа. | 26,3. | 16,7. | 0,0. | 0,0. |
• в медицинских вузах: предметно-дисциплинарному подходу, формированию у студентов умения управлять информацией, использованию мультимедийных технологий.
Факторный анализ позволил объединить 14 технологий образования в 5 групп (см. рис. 9). Первый фактор объединяет 3 технологии и называется «Активные формы обучения». Второй фактор объединяет 3 технологии и называется «Дистанционное обучение». Третий фактор объединяет 2 технологии и называется «Фокусированное обучение». Четвертый фактор объединяет 3 технологии и называется «Компетентностный подход». Пятый фактор включает 1 технологию и называется «Предметно-дисциплинарный подход».
Рисунок 9
Факторная схема технологии образования в вузе.
Такое разночтение в предпочтениях технологий образования свидетельствует о том, что для вузов могут быть некоторые общие принципы образовательной технологии, но в профессиональном плане они обоснованно стараются уйти от единых стандартов, что оправдано существенными различиями в содержании осваиваемой студентами специальности.
Таблица 16
Мнения экспертов о том, есть ли у вуза возможность встроить в образовательный процесс технологии, содействующие формированию производственно-профессиональных и исследовательских навыков, %.
Технологии. | Для студентов старших курсов. | На курсах повышения квалификации специалистов. | ||||
такая возможность есть. | такая возможность планируется. | такая возможность пока не предусмотрена. | такая возможность есть. | такая возможность планируется. | такая возможность пока не предусмотрена. | |
Участие в разработке технологических проектов производства. | 83,0. | 13,2. | 3,8. | 60,4. | 35,8. | 3,8. |
Участие в фундаментальных научных исследованиях. | 90,6. | 9,4. | 0,0. | 52,8. | 34,0. | 13,2. |
Участие в прикладных научных исследованиях. | 92,5. | 7,5. | 0,0. | 58,5. | 35,8. | 5,7. |
Участие в прикладных разработках. | 92,5. | 7,5. | 0,0. | 56,6. | 35,8. | 7,5. |
Абсолютное большинство (более 90%) экспертов считают, что сегодня в вузах есть все возможности для того, чтобы в образовательный процесс для студентов старших курсов встроить технологии, содействующие формированию производственно-профессиональных и исследовательских навыков. На курсах повышения квалификации таких возможностей меньше (см. табл. 16). В качестве таковых эксперты называют четыре технологии:
- • участие в прикладных научных исследованиях;
- • участие в прикладных разработках;
- • участие в фундаментальных научных исследованиях;
- • участие в разработке технологических проектов производства.
Судя по данными табл. 17, возможностей для студентов встроить в образовательный процесс технологии, содействующие формированию производственно-профессиональных и исследовательских навыков, нет в 10% классических университетов и технических вузов. На всех курсах повышения квалификации такие возможности есть только в медицинских вузах.
С точки зрения перспективности специалиста — выпускника вуза, по мнению большинства экспертов, очень важно, чтобы учебная программа вуза включала такие образовательные технологии, как (см. табл. 18): участие в профильных семинарах и конференциях, участие в стажировках на передовых предприятиях в России, активное участие сотрудников передовых предприятий России в проведении занятий, участие в стажировках в передовых вузах за рубежом, модульное обучение, опережающее профильное обучение, приглашение в вуз иностранных преподавателей, специалистов для чтения лекций, проведения практических занятий.
Что касается курсов переподготовки, то здесь эксперты предлагают прежде всего участие в профильных семинарах и конференциях, активное участие сотрудников передовых предприятий, учреждений России в проведении занятий, участие в стажировках на передовых российских предприятиях.
Большинство экспертов считают, что среди мер, направленных на совершенствование образовательных технологий, наиболее важные с точки зрения подготовки специалистов, способных эффективно участвовать в инновационном.
Таблица 17
Мнения экспертов в вузах разного типа о том, есть ли у вуза возможность встроить в образовательный процесс технологии, содействующие формированию производственно-профессиональных и исследовательских навыков, %.
Возможности. | Для студентов старших курсов. | На курсах повышения квалификации специалистов. | ||||||
классический университет. | технический вуз. | экономический вуз. | медицинский вуз. | классический университет. | технический вуз. | экономический вуз. | медицинский вуз. | |
Участие в разработке технологических проектов производства. | 68,4. | 90,0. | 100,0. | 100,0. | 57,9. | 60,0. | 50,0. | 100,0. |
Участие в фундаментальных научных исследованиях. | 89,5. | 90,0. | 100,0. | 100,0. | 52,6. | 50,0. | 50,0. | 100,0. |
Участие в прикладных научных исследованиях. | 89,5. | 93,3. | 100,0. | 100,0. | 57,9. | 56,7. | 50,0. | 100,0. |
Участие в прикладных разработках. | 89,5. | 93,3. | 100,0. | 100,0. | 68,4. | 46,7. | 50,0. | 100,0. |
Таблица 18
Мнения экспертов о том, с точки зрения перспективности специалиста насколько сегодня важно, чтобы учебная программа вуза включала следующие образовательные технологии, %.
Технологии. | Для студентов. | На курсах повышения квалификации специалистов. | ||||
очень важно. | на усмотрение вуза. | необязательно. | очень важно. | на усмотрение вуза. | необязательно. | |
Опережающее профильное обучение. | 49,1. | 50,9. | 0,0. | 41,5. | 49,1. | 9,4. |
Модульное обучение. | 52,8. | 43,4. | 3,8. | 45,3. | 35,8. | 18,9. |
Участие в стажировках на передовых предприятиях в России. | 75,5. | 24,5. | 0,0. | 64,2. | 32,1. | 3,8. |
Участие в стажировках в передовых вузах за рубежом. | 64,2. | 35,8. | 0,0. | 35,8. | 52,8. | 11,3. |
Приглашение в вуз иностранных преподавателей, специалистов для чтения лекций, проведения практических занятий. | 47,2. | 47,2. | 5,7. | 45,3. | 41,5. | 13,2. |
Участие в профильных семинарах и конференциях. | 92,5. | 7,5. | 0,0. | 73,6. | 24,5. | 1,9. |
Активное участие сотрудников передовых предприятий, учреждений России в проведении занятий. | 67,9. | 24,5. | 7,5. | 66,0. | 24,5. | 9,4. |
творчестве, производстве: отражение в основной образовательной программе доминирующих перспектив, позволяющих ориентировать подготовку выпускников на эффективную деятельность в мире будущего (85%) и перенос акцента с предметно-дисциплинарной и содержательной стороны на компетенции и ожидаемые результаты образовательного процесса (60%). В этом вопросе мнения представителей вузов и компаний полностью совпадают.
Также считают полезным, но не самым важным: увеличение степеней свободы обучающихся в выборе ими индивидуализированных образовательных траекторий и использование модульной организации основных образовательных программ (см. табл. 19). В этом мнения представителей вузов и компаний также полностью совпадают.
Таблица 19
Оценка экспертами важности мер, направленных на совершенствование образовательных технологий, с точки зрения подготовки специалистов, способных эффективно участвовать в инновационном творчестве, производстве, %.
Меры. | Наиболее важно. | Тоже важно, но во вторую очередь. | Не важно. |
Перенос акцента с предметно-дисциплинарной и содержательной стороны на компетенции и ожидаемые результаты образовательного процесса. | 58,5. | 37,7. | 3,8. |
Отражение в основной образовательной программе доминирующих перспектив, позволяющих ориентировать подготовку выпускников на эффективную деятельность в мире будущего. | 83,0. | 13,2. | 3,8. |
Использование модульной организации основных образовательных программ. | 45,3. | 49,1. | 5,7. |
Увеличение степени свободы обучающихся в выборе ими индивидуализированных образовательных траекторий. | 24,5. | 67,9. | 7,5. |
Наиболее важными мерами, направленными на совершенствование образовательных технологий, с точки зрения подготовки специалистов, способных эффективно участвовать в инновационном творчестве, производстве, считают (см. табл. 20):
• классические университеты: отражение в основной образовательной программе доминирующих перспектив, позволяющих ориентировать подготовку выпускников на эффективную деятельность в мире будущего, перенос акцента с предметно-дисциплинарной и содержательной стороны на компетенции и ожидаемые результаты образовательного процесса;
Таблица 20
Оценка экспертами в вузах разного типа важности мер, направленных на совершенствование образовательных технологий, с точки зрения подготовки специалистов, способных эффективно участвовать в инновационном творчестве, производстве, %.
Меры. | Тип вуза. | |||
Классический университет. | Технический. | Экономический. | Медицинский. | |
Перенос акцента с предметно-дисциплинарной и содержательной стороны на компетенции и ожидаемые результаты образовательного процесса. | 63,2. | 56,7. | 100,0. | 0,0. |
Отражение в основной образовательной программе доминирующих перспектив, позволяющих ориентировать подготовку выпускников на эффективную деятельность в мире будущего. | 78,9. | 83,3. | 100,0. | 100,0. |
Использование модульной организации основных образовательных программ. | 42,1. | 46,7. | 100,0. | 0,0. |
Увеличение степени свободы обучающихся в выборе ими индивидуализированных образовательных траекторий. | 21,1. | 23,3. | 100,0. | 0,0. |
- • технические вузы: отражение в основной образовательной программе доминирующих перспектив, позволяющих ориентировать подготовку выпускников на эффективную деятельность в мире будущего, перенос акцента с предметно-дисциплинарной и содержательной стороны на компетенции и ожидаемые результаты образовательного процесса;
- • гуманитарно-экономические вузы, по мнению всех экспертов: отражение в основной образовательной программе доминирующих перспектив, позволяющих ориентировать подготовку выпускников на эффективную деятельность в мире будущего, перенос акцента с предметно-дисциплинарной и содержательной стороны на компетенции и ожидаемые результаты образовательного процесса, использование модульной организации основных образовательных программ, увеличение степеней свободы обучающихся в выборе ими индивидуализированных образовательных траекторий;
- • медицинские вузы, по мнению всех экспертов: отражение в основной образовательной программе доминирующих перспектив, позволяющих ориентировать подготовку выпускников на эффективную деятельность в мире будущего.
Большинство экспертов считают, что с точки зрения современной технологии организации образования в вузе, должны доминировать две организационные формы: новаторская (эвристически-демократическая) и рыночная (прагматическипрофильная). При этом могут присутствовать, но не доминировать иерархическая (административно-бюрократическая) и клановая (коллегиально-корпоративная). Однако у клановой формы много противников — 55%; у иерархической формы — 20% (см. табл. 21).
Для классических университетах, технических и гуманитарно-экономических вузах в управлении образованием стремятся соблюдать новаторские и рыночные принципы, в медицинских вузах, наряду с этими принципами, также важную роль играет принцип иерархического управления (см. табл. 22).
Мнения экспертов о том, с точки зрения современной технологии организации образования в вузе, какие организационные формы должны присутствовать, %.
Таблица 21
Организационные формы. | Это должно главенствовать. | Это должно присутствовать, но не доминировать. | От этого целесообразно отказаться. |
Иерархическая (административно-бюрократическая). | 13,2. | 64,2. | 22,6. |
Новаторская (эвристически-демократическая). | 47,2. | 52,8. | 0,0. |
Рыночная (прагматически-профильная). | 39,6. | 47,2. | 13,2. |
Клановая (коллегиально-корпоративная). | 7,5. | 35,8. | 56,6. |
Реализации технологий, содействующих совершенствованию образовательных технологий, с точки зрения подготовки специалистов, способных эффективно участвовать в инновационном творчестве, производстве, эксперты считают наиболее приемлемыми шесть механизмов (см. табл. 23):
- • формирование у студентов, слушателей курсов высокой информационной культуры;
- • использование в образовательном процессе логического поиска (алгоритма решения творческих задач);
- • использование мультимедийных технологий для наглядности представления информации;
- • использование в образовательном процессе проблемноориентированных методов (ситуационных игр);
- • методы интерактивного обучения;
- • использование в образовательном процессе функционально-структурного анализа объектов (комбинаторики).
Мнение экспертов в вузах разного типа о том, с точки зрения современной технологии организации образования в вузе, какие организационные формы должны присутствовать, %.
Таблица 22
Организационные формы. | Тип вуза. | |||||||
Классический университет. | Технический. | Экономический. | Медицинский. | |||||
должно главенствовать. | должно присутствовать, но не доминировать. | должно главенствовать. | должно присутствовать, но не доминировать. | должно главенствовать. | должно присутствовать, но не доминировать. | должно главенствовать. | должно присутствовать, но не доминировать. | |
Иерархическая. | 21,1. | 47,4. | 6,7. | 73,3. | 0,0. | 100,0. | 50,0. | 50,0. |
Новаторская. | 31,6. | 68,4. | 56,7. | 43,3. | 50,0. | 50,0. | 50,0. | 50,0. |
Рыночная. | 31,6. | 47,4. | 43,3. | 46,7. | 50,0. | 50,0. | 50,0. | 50,0. |
Клановая. | 0,0. | 57,9. | 13,3. | 23,3. | 0,0. | 50,0. | 0,0. | 0,0. |
Таблица 23
Наиболее эффективные, по мнению экспертов, механизмы реализации образовательных технологий, %.
Механизмы. | Прежде всего. | Во вторую очередь. | Не обязательно. |
Методы интерактивного обучения. | 56,6. | 39,6. | 3,8. |
Формирование у студентов, слушателей курсов высокой информационной культуры. | 88,7. | 11,3. | 0,0. |
Использование технологии интернет-мостов в процессе обучения. | 22,6. | 66,0. | 11,3. |
Использование в образовательном процессе проблемно-ориентированных методов (ситуационных игр). | 64,2. | 28,3. | 7,5. |
Использование в образовательном процессе функционально-структурного анализа объектов (комбинаторики). | 52,8. | 37,7. | 9,4. |
Использование в образовательном процессе метода случайного поиска (мозгового штурма). | 41,5. | 54,7. | 3,8. |
Использование в образовательном процессе логического поиска (алгоритма решения творческих задач). | 73,6. | 26,4. | 0,0. |
Использование мультимедийных технологий для наглядности представления информации. | 67,9. | 30,2. | 1,9. |
Осуществление трансляции лекционных материалов через систему специального доступа. | 22,6. | 66,0. | 11,3. |
Меньше значения эксперты придают таким методам, как интернет-мосты, случайный поиск (мозговой штурм), трансляция лекционных материалов через систему специального доступа.
Наряду с указанными, важными, но не доминирующими.
Таблица 24
Наиболее эффективные, по мнению экспертов в вузах разного типа, механизмы реализации образовательных технологий, %.
Механизмы. | Тип вуза. | |||
Классический университет. | Технический. | Экономический. | Медицинский. | |
Методы интерактивного обучения. | 68,4. | 50,0. | 100,0. | 0,0. |
Формирование у студентов, слушателей курсов высокой информационной культуры. | 94,7. | 83,3. | 100,0. | 100,0. |
Использование технологии интернет-мостов в процессе обучения. | 21,1. | 16,7. | 100,0. | 50,0. |
Использование в образовательном процессе проблемно-ориентированных методов (ситуационных игр). | 68,4. | 66,7. | 50,0. | 0,0. |
Использование в образовательном процессе функционально-структурного анализа объектов (комбинаторики). | 36,8. | 63,3. | 100,0. | 0,0. |
Использование в образовательном процессе метода случайного поиска (мозгового штурма). | 47,4. | 36,7. | 100,0. | 0,0. |
Использование в образовательном процессе логического поиска (алгоритма решения творческих задач). | 73,7. | 76,7. | 100,0. | 0,0. |
Использование мультимедийных технологий для наглядности представления информации. | 89,5. | 53,3. | 50,0. | 100,0. |
Трансляция лекционных материалов через систему специального доступа. | 31,6. | 20,0. | 0,0. | 0,0. |
методами в процессе обучения, эксперты считают метод случайного поиска (мозгового штурма), технологии интернетмостов, трансляции лекционных материалов через систему специального доступа.
Наиболее эффективные, по мнению экспертов, механизмы реализации образовательных технологий (см. табл. 24):
- • в классических университетах: формирование у студентов, слушателей курсов высокой информационной культуры, использование мультимедийных технологий для наглядности представления информации), использование в образовательном процессе логического поиска (алгоритма решения творческих задач), использование в образовательном процессе проблемноориентированных методов (ситуационных игр), методы интерактивного обучения;
- • в технических вузах: формирование у студентов, слушателей курсов высокой информационной культуры, использование в образовательном процессе логического поиска (алгоритма решения творческих задач), использование в образовательном процессе проблемно-ориентированных методов (ситуационных игр), использование в образовательном процессе функционально-структурного анализа объектов (комбинаторики);
- • в гуманитарно-экономических вузах, по мнению всех экспертов: формирование у студентов, слушателей курсов высокой информационной культуры, методы интерактивного обучения, использование технологии интернет-мостов в процессе обучения, использование функционально-структурного анализа объектов (комбинаторики), использование метода случайного поиска (мозгового штурма), использование логического поиска (алгоритма решения творческих задач);
- • в медицинских вузах, по мнению всех экспертов: формирование у студентов, слушателей курсов высокой информационной культуры, использование мультимедийных технологий для наглядности представления информации.
Факторный анализ сгруппировал 9 методов (механизмов) в 3 фактора (см. рис. 10), при этом один признак не объединился в фактор (использование в образовательном процессе проблемно-ориентированных методов (ситуационных игр). Первый фактор включает 2 индикатора (метода) и называется «Логико-аналитический метод». Второй фактор включает 3 индикатора (метода) и называется «Мультимедийный метод». Третий фактор включает 3 индикатора (метода) и называется «Информационно-поисковый метод».
Рисунок 10
Факторная схема механизмов реализации образовательных технологий
Из рисунка 11 следует:
- • классические университеты и технические вузы в равной степени предпочитают использовать все три метода;
- • гуманитарно-экономические вузы предпочитают использовать мультимедийный метод и не вполне склонны использовать логико-аналитический, особенно информационно-поисковый метод;
- • медицинские вузы в большей степени склонны использовать логико-аналитический и информационно-поисковый методы.