Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Теоретико-методическое обоснование условий повышения инвестиционной привлекательности и эффективности услуг в курортно-рекреационной сфере

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В результате «номинально», по величине доли сферы услуг в ВВП Россия находится на уровне развитых стран с постиндустриальной экономикой. Однако говорить об окончательно качественном переходе российской экономической системы к постиндустриализму было бы преждевременно. На международных рынках Россия по-прежнему выступает, прежде всего, как поставщик сырьевых ресурсов. Тем не менее, динамика… Читать ещё >

Содержание

  • 1. Эволюция методов оценки социально-экономической эффективности деятельности организаций в сфере услуг
    • 1. 1. Особенности развития сферы услуг в условиях рыночной экономики
    • 1. 2. Влияние сферы услуг на экономику страны
    • 1. 3. Современные тенденции в развитии региональной сферы услуг
    • 1. 4. Развитие методов оценки социально-экономической эффективности деятельности организаций сферы услуг
  • 2. Методы оценки и пути повышения эффективности услуг и инвестиционной привлекательности курортных организаций
    • 2. 1. Организационно — экономические факторы, влияющие на эффективность оказания санаторно-курортных услуг
    • 2. 2. Методические аспекты формирования сбалансированных показателей эффективности санаторно-курортных услуг
    • 2. 3. Анализ финансово-хозяйственной деятельности СКК «Кавказские
  • Минеральные Воды» за 2005 -2009 г. г
    • 2. 4. Методика оценки и пути повышения инвестиционной привлекательности санаторно-курортного комплекса
  • 3. Основные векторы формирования условий устойчивого развития курортов
  • Кавказских Минеральных Вод
    • 3. 1. Комплексный анализ эффективности деятельности курортных организаций на основе системы сбалансированных показателей
    • 3. 2. Методическое обоснование условий устойчивого развития санаторнокурортной сферы
    • 3. 3. Стратегия развития курортов Кавказских Минеральных Вод

Теоретико-методическое обоснование условий повышения инвестиционной привлекательности и эффективности услуг в курортно-рекреационной сфере (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. В современных условиях успешное развитие национальной экономики и ее включение в систему международного разделения труда невозможно без развития сферы услуг. Развитие рыночных отношений в нашей стране во многом зависит от формирования сервисной экономики, в рамках которой основным фактором, определяющим эффект, является способность максимально удовлетворять требования потребителя. В наши дни роль сферы услуг возрастает вследствие создания определенных социально-экономических условий. Они возникли в результате научно-технического прогресса, значительного роста производительности труда в производстве материальных благ, а также изменений значения и степени неотложности удовлетворения различных потребностей современного общества.

Структуру ВВП всех развитых стран характеризует высокая доля третичного сектора (более 70%). В России доля услуг в общем объеме ВВП составляет на сегодняшний день порядка 60%.

В результате «номинально», по величине доли сферы услуг в ВВП Россия находится на уровне развитых стран с постиндустриальной экономикой. Однако говорить об окончательно качественном переходе российской экономической системы к постиндустриализму было бы преждевременно. На международных рынках Россия по-прежнему выступает, прежде всего, как поставщик сырьевых ресурсов. Тем не менее, динамика экономики страны после перехода от административно-плановых к рыночным принципам хозяйствования все в большей степени определяется динамикой сферы услуг. В этих условиях весьма актуальным является исследование роли нематериального сектора в современном воспроизводственном процессе, как в рамках народного хозяйства России, так и на уровне регионов, глубокого анализа состояния и развития деятельности предприятий данной сферы, методов оценки эффективности их деятельности, формирования условий, обеспечивающих инвестиционную привлекательность различных отраслей сферы услуг.

Сервисная экономика, по сравнению с индустриальной, является более гармоничной, ибо представляет собой единый комплекс сферы материального производства, обращения и услуг. В силу ярко выраженной индивидуализации, где в центре внимания находится конкретный клиент, сервисная экономика является социально-ориентированной. Этому способствует также нравственное начало услуг. При этом центральное место в совокупности услуг занимают услуги социального характера.

Экономические интересы субъектов хозяйствования сферы услуг весьма разнообразны и разнокачественны, как в связи с их разноуровневой принадлежностью, функциональной • ориентированностью, так и приоритетностью. Признавая правовое равенство субъектов экономических интересов, тем не менее, следует признать и определенные приоритеты в их реализации, связанные с функциональной ориентированностью региона.

Так, например, из всего многообразия интересов в рекреационном регионе, следует, прежде всего, выделить, как приоритетные, те из них, которые принадлежат хозяйствующим субъектам, реализующим его основную функцию, или способствующие ее реализации, что служит успешному проведению экономической политики в регионе.

Санаторно-курортное обеспечение населения является одним из условий практической реализации прав на охрану здоровья и благоприятную среду обитания человека, закрепленных в таких документах, как: Конституция Российской Федерации (ст. 41), Всеобщая декларация прав человека (ст. 25), Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах и др.

Однако на сегодняшний день санаторно-курортный комплекс России не представляет пока собой единую систему оздоровления населения страны: отсутствуют концепция и федеральная целевая программа, направленные на расширение доступности и гарантированности санаторно-курортной помощи населениюнедостаточное финансирование и отсутствие единых норм финансового обеспечения санаторно-курортных учреждений вынуждает привлекать внебюджетные средства на покрытие текущих расходов, что ведет к сокращению обслуживаемого контингента и делает невозможным эффективный и качественный процесс оздоровления населения страны.

В настоящий момент существует необходимость в срочном порядке наметить и осуществить комплекс мероприятий, направленных на сохранение потенциала санаторно-курортной сферы и формирование системы современных курортных комплексов, способных решать как медико-социальные задачи обеспечения доступной населению эффективной санаторно-курортной помощью, так и экономические проблемы формирования индустрии курортного дела. Первостепенными задачами в решении этого вопроса являются: необходимость достижения соответствия между объемом предложения санаторно-оздоровительных услуг и уровнем спроса населенияисследование факторов повышения инвестиционной привлекательности санаторно-курортных комплексовсовершенствование методов комплексной оценки эффективности функционирования санаторнокурортных организаций и качества оказываемых ими услугразработка эффективного механизма государственного воздействия на инвестиционную деятельность в данной отрасли.

Все вышеперечисленное определяет значительную актуальность темы диссертационного исследования, так как решение основных задач, обеспечивающих условия рационализации и эффективного функционирования санаторно-курортной сферы, настоятельно требует совершенствования организационно-экономических, правовых и финансовых инструментов в управлении СКК.

Степень разработанности проблемы. Теоретическую и методическую базу исследования составили труды известных ученых по проблемам развития сферы услуг, региональной экономики, маркетинга, инвестиций, а также основные положения теории расширенного воспроизводствапринципы системного подходатеории эффективности, методы логического и экономического анализа.

Исследованию и разработке проблем развития сферы сервиса посвятили свои труды и внесли значительный вклад в разработку методологических вопросов следующие ученые-экономисты: Агабабьян Э. М., Алешина И. В., Бабич А. М., Баканов М. И., Бердникова Т. Б., Боков М. А., Васильева O.E., Гуков Н. В., Гущин В. В., Данько Т. П., Дегтярев А. Н., Дудов.

A.C., Егиазарян К. А., Жильцов Е. Н., Казаков С. В., Кардаш В. А., Ковалев.

B.В., Козак. В. Е, Комаров В. Е., Кулибанова В. В., Маннапов Р. Г., Миротин Л. Б., Митько O.A., Поздняков В .Я., Рутгайзер. В.М., Савицкая Г. В., Семенов В, М., Солодилова Н. З., Солодков М. В., Фатхутдинов P.A., Чистов Л. М., Шеремет А. Д., Якобсон Л. И. и др.

Существенный вклад в разработку проблем социально-экономической эффективности и качества услуг внесли в научных работах и монографиях такие известные зарубежные ученые-экономисты, как: И. Шумпетер, В. Парето, М. Вебер, И. Друкер, П. Нубер, Ч. Перроу, Т. Берне, Э: Юхтмен, С. Сишор, Д. Майлс, Г. Минцберг, Ч. Барнард, Г. Георгиу, П. Киллея, Д. Роулс, Т. Стире, Р. Нортон, Д Каплан, Н. Оснайя, Д. Синк, Р. Холл, Т. Хилл, Т. Коно, Ф. Котлер и др.

В становление и развитие рыночной теории и практики отечественной экономики туризма и санаторно-курортной деятельности большой вклад внесли Абуков А. Х., Ананьев Е. С., Бирюков Л. В., Ветитнев А. М., Герасименко Н. Ф., Гидбут A.B., Гузева А. М., Ефремова М. В., Замятин А. Г., Изнар М. А., Криворучко Л. В., Криворучко В. И., Лаптев С. А., Левченко Т. П. Лимонов В. И, Мезенцев А. Г., Папенов К. В., Разумов А. Н., Семенов Б. Н., Сивкова С. К., Чудновский А. Д., Яковлев И. В. и др.

Отмечая важность и значимость результатов исследований, перечисленных выше ученых и специалистов, следует отметить, что степень изученности названных проблем на сегодняшний день остается, к сожалению, еще недостаточной. Не решены еще многие проблемы, связанные с совершенствованием управления сферой услуг, оценкой их социально-экономической эффективности, формами государственного регулирования различных отраслей сервисной экономики, источниками финансирования санаторно-курортной отрасли, обоснования приоритетных направлений при разработке инвестиционной политики в области курортнорекреационной сферы, методов оценки эффективности и качества услуг, оказываемых санаторно-курортными организациями, определяющих условия, необходимые для их устойчивого развития.

Цель и задачи исследования

Целью диссертационного исследования является теоретическое обоснование и разработка методических и практических рекомендаций по формированию условий инвестиционной привлекательности и эффективного функционирования предприятий и организаций санаторно-курортной отрасли в целях разработки стратегии ее устойчивого развития в современных условиях.

Реализация поставленной цели предопределила решение следующих задач:

— исследование проблем реформирования и совершенствования правовых, организационно-экономических и финансовых форм регулирования деятельности сферы услуг в экономике страны;

— совершенствование методов комплексной оценки эффективности финансово-хозяйственной деятельности предприятий и организаций с учетом специфики их функционирования в различных отраслях сферы услуг;

— разработка методики интегральной оценки социально-экономической эффективности деятельности предприятий и организаций сервисной экономики на основе сформированной системы сбалансированных показателей;

— выявление взаимосвязей между ключевыми показателями системы мониторинга финансово-инвестиционной деятельности в курортнорекреационной сфере, обеспечивающего возможность проведения факторного анализа и выявление резервов повышения эффективности услуг;

— исследование и совершенствование методологии обоснованных приоритетных направлений развития инвестиционной деятельности санаторно-курортной сферы;

— оценка инвестиционной привлекательности и эффективности функционирования санаторно-курортных отраслей Северо-Кавказского Федерального округа;

Предметом исследования явились экономические отношения, возникающие в процессе формирования условий эффективного функционирования и инвестиционной привлекательности сферы услуг.

Объект исследования — курортно-рекреационная сфера и санаторнокурортные организации санаторно-курортного комплекса Кавминвод СевероКавказского Федерального округа, функционирующие в современных условиях российской экономики.

Теоретическая база исследования. Методологической и теоретической основой диссертации стали фундаментальные концепции и гипотезы, обоснованные и представленные в трудах отечественных и зарубежных ученых по экономической теории, макро — и микроэкономике, регионоведению, экономике сферы услуг, экономическому анализу, инвестиционному анализу, управленческому учету, экономике организаций (предприятий), управлению организацией и государственному регулированию различных сфер экономики, и, в частности, санаторнокурортной сферы. В ходе исследования использованы законы Российской Федерации, Приказы Министерств финансов, экономического развития, здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Ставропольского края, Постановления Правительства и Указы Президента РФ, Госкомстата РФ и Управления Госкомстата РФ по Ставропольскому краю, Счетной палаты РФ, другие концептуальные, инструктивные, методические и внутрисистемные документы.

Работа выполнена в соответствии с паспортом специальности 08.00.05 — Экономика и управление народным хозяйством: п. 1.6.111.

Ресурсный потенциал отраслей сферы услуг и эффективность его использования" — п. 1.6.115. «Социально-экономическая эффективность и качество обслуживания населения в отраслях сферы услуг» (сфера услуг) и п.п. 15.11. «Социально-экономическая эффективность и качество обслуживания населения в сфере рекреации и туризма» и 15.15. «Формирование механизмов инвестиционной привлекательности в сфере рекреации и туризма» (рекреация и туризм).

Методы исследования. Диссертационное исследование базируется на фундаментальных принципах экономической теории. В качестве конкретных методов исследования использовались методы расчетно-аналитическийсравнительного горизонтального и вертикального анализа, факторного анализатеории предельных величин, балансовый, трендовый, группировкиматематической статистики, в том числе — экспертных оценокэкономикоматематического моделирования, множественного корреляционного анализа, систематизации, преобразования и трансформации факторных систем и др.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в разработке методических подходов и научно-практических рекомендаций к формированию привлекательного инвестиционного климата и механизма эффективного функционирования сферы услуг в современных условиях.

Конкретное приращение научного знания характеризуется следующими положениями: по специальности — сфера услуг:

— обоснованы методы организационно-экономического регулирования эффективности финансово-хозяйственной деятельности и создания инвестиционной привлекательности в сфере услуг, позволяющие объективно оценить реальное состояние и осуществить классификацию (рейтинг) предприятий и организаций данной сферы по основным показателям их деятельности, с целью проведения межрегиональной сравнительной оценки;

— уточнена методика комплексной оценки показателя эффективности деятельности сферы услуг, являющегося функцией от качественных показателей эффективности использования ресурсов отрасли, и рассчитываемого, как произведение темпов прироста составляющих показателей ресурсоотдачи, капиталоотдачи и стоимости относительной экономии затрат, что позволяет определить условия экономического роста производства в различных отраслях сферы услуг;

— в соответствии с результатами оценки финансово-хозяйственной деятельности санаторно-курортного комплекса «Кавказские Минеральные Воды» и отдельных курортных организаций, проведенной в соответствии с предложенной автором системой сбалансированных показателей и методикой оценки социально-экономической эффективности оказания услуг, разработаны практические рекомендации по формированию условий устойчивого развития курортов Северного Кавказа и Юга России. по специальности — рекреация и туризм:

— разработана методика оценки комплексного показателя инвестиционной привлекательности санаторно-курортного комплекса, составляющими которого являются такие показатели, как: экономический потенциал, уровни инвестиционной активности и инвестиционного риска, определяющие проведение дальнейшего факторного анализа результативного показателя с целью обоснования условий, обеспечивающих расширенное воспроизводство' в курортно-рекреационной сфере;

— усовершенствована методика оценки социально-экономической эффективности услуг, в части учета социальной составляющей в процессе комплексного анализа финансово-хозяйственной деятельности санаторнокурортного комплекса, осуществляемого в виде расчета соотношения фактической загрузки санаторно-курортного комплекса и его потенциально возможной загрузочной емкости, что способствует объективному обоснованию условий повышения эффективности функционирования санаторнокурортных организаций и курортно-рекреационной отрасли;

— на основании методов многомерного сравнительного и корреляционнорегрессионного анализа предложены принципы рейтинговой оценки и санаторных организаций, планирования и прогнозирования инвестиционной деятельности в курортно-рекреационной сфере, позволяющие оптимизировать структуру инвестиционных ресурсов и обеспечивающие возможности конкурсного отбора санаторно-курортных комплексов при решении вопроса о бюджетном финансировании.

Практическая значимость полученных результатов исследования заключается в следующем:

— предложены порядок формирования и оценки сбалансированных показателей, обеспечивающих информационно-аналитическую^ базу управления эффективностью производства и развитием деятельности хозяйствующего субъекта на примере курортных организаций с учетом специфики санаторно-курортной отрасли, позволяющие разработать эффективные управленческие решения, направленные на достижение стабильного развития, как отдельных санаторно-курортных организаций, так и отрасли в целом.

— основные положения предложенных методических разработок могут быть использованы Министерством экономического развития Ставропольского края и специалистами курортных учреждений в финансово-хозяйственной практике в целях текущего мониторинга и обоснования стратегических решений.

— основные положения полученных результатов исследования и разработанных методик могут быть использованы в вузовской практике при чтении таких дисциплин как «Региональная экономика», «Курортное дело», «Инвестиции», «Экономический анализ», «Инвестиционный анализ», «Управленческий анализ», «Экономический анализ деятельности учреждений санаторно-курортной отрасли» и др.

Апробация и внедрение результатов исследования.

Результаты исследования и основные его положения докладывались автором и получили положительную оценку на научных региональных семинарах «Методология системных исследований в гуманитарных отраслях науки» (г. Кисловодск, октябрь 2009;2010 г. г., март 2010;2011 г. г.), на первой Международной конференции «Проблемы и перспективы социальноэкономического развития современной Абхазии» (г. Сухум, 15−16 октября 2009 г.), а также на Всероссийской научной конференции «Формирование развития и прогнозирования социально-экономических систем: методы и способы управления» (Кисловодск, 21−22 апреля 2011 г.).

Результаты исследований обсуждались также на совместном заседании кафедр экономики и менеджмента, финансов, денежного обращения и кредита, математики и информатики НОУ ВПО «Кисловодский институт экономики и права».

Результаты исследования апробированы, внедрены и используются в финансово-хозяйственной практике курортных организаций Ставропольского края (Кавказских Минеральных Вод) при разработке стратегии развития санаторно-курортных комплексов, что подтверждается справкой о внедрении.

Публикации. По теме диссертации опубликовано 7 работ общим объемом 3,2. печатных листа, в том числе авт. — 2,9 п.л.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений, что определяется логикой исследования и отражает поставленные цели и задачи.

Выводы и рекомендации.

В диссертации представлены результаты исследования особенностей функционирования сферы услуг в современных условиях и ее влияния на экономику страны и регионов. В настоящее время сфера услуг является одной из самых перспективных, быстроразвивающихся отраслей экономики. Сегодня в развитых странах на' услуги приходится свыше 2/3 валового национального продукта. В России в настоящее время на ее долю приходится более 50%.

В работе приведены результаты анализа динамики объемов и структурных коэффициентов, показывающих долю услуг в общем объеме валового регионального продукта по субъектам РФ, Северо-Кавказского федерального округа и Ставропольского края. В соответствии с полученными результатамиможно сказать, что доля объемов продукции сферы услуг, как в целом по РФ, так и по Северо-Кавказскому федеральному округу и Ставропольскому краюв течение анализируемого периода постоянно возрастает (от 49,0%- 47,6%- 47,7% в 2004 г. до 51,6%- 54,4%- 50,6% в 2009 году, соответственно).

Результаты проведенного трендового анализа изменения доли услуг в общих объемах валового продукта по РФ и Ставропольскому краю, также подтверждают изложенные выводы и показывают дальнейшую тенденцию к возрастанию доли услуг в экономике на всех ее уровнях.

В диссертации изложены результаты исследования жизненного цикла различных видов услуг, классификации услуг и их особенностей, тенденции развития этих классификаций.

Несмотря на многочисленные публикации и значительный вклад отечественных и зарубежных ученых в развитие методологий оценки функционирования сервисной экономики в рыночных условиях, постоянное возрастание роли и влияния сферы услуг на экономику на всех ее уровнях вызывает необходимость проведения дальнейших многосторонних исследований с целью выявления уровней регулирования услуг, оценки и путей повышения их инвестиционной привлекательности и социальноэкономической эффективности в тошили иной сфере, сервисной экономики.

I ,.

В работе определен перечень основных факторов, которые должны быть приняты во внимание в процессе комплексного анализа финансовохозяйственной деятельности предприятий и организаций сферы услуг.

В плане решения, этой задачи предложено формирование системы сбалансированных показателей (ССП) на основе использования известной: структуры С СПобеспечивающей — возможность, оценки таких. Перспектив, как: ФинансыКлиентыРесурсы (Потенциал) — Инвестор.

Основными показателями* перечисленных групп при этом, будут следующие:

Финансы" - абсолютные показатели результатов финансово-хозяйственношдеятельности (стоимость продукции’или услуг (доходоборот по реализациивыручка от реализации) — размеры, прибылисебестоимость и цена продукции или услугисобственный оборотный капиталэкономическая: добавленная стоимость)-, показатели рентабельности и: деловой активности, (фондоотдачи) — показатели (категория) финансовой устойчивостиэффект финансового рычага.

Клиенты" - объем спроса и предложения товаров или услугплан производства и ассортимента услугкачество г товара (услуги) — эластичность спроса и предложенияцена услуги и др.

Ресурсы (Потенциал)" - эффективность использования материальных ресурсовосновных фондовтрудовых ресурсовуровень интенсивности (и экстенсивности) использования ресурсовэффект операционного рычагапорог рентабельностипроизводственная функция предприятия (предельная производительность ресурсов) — эффективность проведения организационных мероприятий по управлению организацией и ее персоналом и др.

Инвестор" - показатели эффективности использования инвестиционных ресурсоврыночная стоимость капитала (MVA) — инвестиционная привлекательность отрасли (предприятия), оцениваемая на базе комплексной оценки эффективности деятельности предприятия или отрасли по трем предыдущим группам сбалансированных показателей.

Результаты анализа финансово-хозяйственной деятельности различных отраслей сферы услуг, проведенного с использованием вышеуказанной системы сбалансированных показателей, дают возможность провести комплексную оценку эффективности услуг, оказываемых в той или иной отрасли сервисной экономики.

В' работе изложен авторский подход к оценке этого показателя, эффективности, учитывающий качественный показатель использования имеющегося экономического потенциала анализируемой отрасли, т. е. всех ее ресурсов (основные фонды, финансовые, материальные и человеческие ресурсы), а также относительного показателя экономии затрат .

Применение вышеизложенной методики показано в диссертации на примере анализа деятельности санаторно-курортного комплекса «Кавказские Минеральные Воды».

В работе дана организационно-экономическая характеристика специфики и тенденций развития санаторно-курортных услуг в нашей стране и, в частности, санаторно-курортного комплекса Северного Кавказа, которые и определили особенности дальнейших исследований в плане совершенствования методов комплексного анализа эффективности финансово-хозяйственной деятельности данной отрасли.

Российские курорты являются в настоящее время с точки зрения системы организации лечения и оздоровления одними из лучших в мире.

Более ярко это можно увидеть на примере санаторно-курортного комплекса региона Кавказских Минеральных Вод (КМВ).

Сегодня санаторно-курортный комплекс профсоюзов на Кавказских Минеральных Водах, составляющий около 30% от общего числа здравниц региона, — динамично развивающийся сектор экономики Ставрополья.

В 2009 году год курортный комплекс региона принял на отдых и лечение 715 тысяч человек, из них в санаторно-курортных учреждениях было размещено 70 процентов отдыхающих. Коэффициент загрузки составил 111,8 процента к плановым показателям. Востребованность в отдыхе и лечении на курортах Кавминвод из года в год повышается.

Однако картина экономического состояния санаторно-курортного комплекса по итогам работы за 2009 года далека от идеала и как минимум не позволяет эффективно решать задачи* ускоренного социальноэкономического развития. Необходимо уделить особое внимание тем объектам, которые длительное время не эксплуатируются, или находятся на консервации, определить сроки введения в эксплуатацию этой недвижимости или условия передачи объектов инвесторам.

Недостаточная эффективность использования курортной базы была отмечена Владимиром Путиным на заседании 10 августа 2009 г. в Кисловодске правительственной" комиссии по региональному развитию. Ряд заброшенных санаторных корпусов и курортных объектов на почти' четыре тысячи койко-мест в разгар сезона не используются, не вкладываются средства в восстановление и развитие этих объектов. Восстановление и ввод этих объектов позволили бы в год оздоровить на федеральном курорте дополнительно более 50 тыс. человек, обеспечить 3,5 тыс. рабочих мест и направить в бюджет более 90 млн руб. налогов.

Необходимо в срочном порядке осуществить комплекс мероприятий, направленных на формирование системы современных курортных комплексов, способной решать как медико-социальные задачи по оказанию эффективной санаторно-курортной'помощи, так и экономические проблемы формирования эффективного курортного менеджмента.

Все вышеперечисленное определяет необходимость и особую специфику совершенствования методов комплексной оценки эффективности функционирования санаторно-курортных организаций и разработку стратегии их деятельности, ориентированной на формирование организационно-экономического механизма устойчивого развития курортнорекреационной сферы нашей страны в современных условиях российской экономики.

Стержневыми направлениями в управлении хозяйственной деятельностью курортной организации являются: управление ее финансовоэкономической деятельностьюуправление экономической эффективностью производства услугуправление качеством санаторно-курортных услуг и их конкурентоспособностью с учетом вышеперечисленных проблем, определяющих результаты функционирования организаций СКК.

В диссертации дана характеристика курортного комплекса КМВ в соответствии с результатами сравнительной оценки деятельности санаториев по отдельным городам-курортам Северного Кавказа за 2006;2009 г. г.

По результатам анализа, представленным в диссертации, можно сказать следующее: доходы от основной деятельности санаториев КМВ и количество отдыхающих по всем городам-курортам КМВ (Ессентуки, Пятигорск, Кисловодск, Железноводск и Минеральные Воды) в период с 2006 по 2009 г. г. увеличиваются, но темпы роста этого показателя уменьшаются. Такая1 же картина наблюдается и отдельно по здравницам ФНПР и ведомственным санаториям. Что касается средней цены путевки для всех здравниц (ведомственных и ФНПР), как минимальной, так и максимальной, то в период с 2006;2009 г. г. она растет и темп роста также повышается, за исключением г. Пятигорска, где в' 2009 г. наблюдается и уменьшение количества отдыхающих, и снижение темпов роста почти всех показателей.

Полученные результаты позволяют оценить комплексныйпоказатель социально-экономической эффективности услуг, оказываемых СКК, определение которого базируется на предложенных нами принципах оценки эффективности деятельности организаций сферы услуг, изложенных выше.

Комплексный показатель социально-экономической эффективности санаторно-курортного комплекса предлагается нами оценивать с учетом также составляющей социальной эффективности. Последнюю, по нашему мнению, необходимо рассчитывать, как темп прироста отношения фактической загрузки СКК к величине его потенциальной загрузочной емкости.

Результаты этой оценки, проведенной нами для СКК «Кавказские Минеральные Воды», дали следующие результаты: комплексный показатель социально-экономической эффективности СКК «Кавказские Минеральные Воды» на протяжении анализируемого периода 92 006;2009 г. г.) остается довольно низким (0,32 в 2006;2007 г. г. и 0,45 — в 2008;2009 г. г.). Однако с учетом предложенной методики, определяющей условия повышения данного показателя, нами проведен расчет его прогнозного значения на период 20 102 011 г. г., который дал результат повышения его значения до 0,74 (в период 2009;2010 г. г.) и 1,3 (в период 2010;2011 г. г.).

Далее в диссертации рассмотрен вопрос оценки инвестиционной привлекательности сферы услуг на примере санаторно-курортной отрасли и представлена разработанная логическая схема формирования инвестиционной привлекательности в отраслях сферы услуг, в частности, в санаторно-курортной отрасли.

Мы считаем, что показатель инвестиционной привлекательности санаторно-курортного комплекса определяется следующими основными факторами: инвестиционная активность, инвестиционные риски и экономический потенциал (включающий такие составляющие показатели потенциалов, как: ресурсный, маркетинговый, организационный, финансовый, территориально-географический, производственный, медикобиологический, трудовой, профессионально-интеллектуальный, социальнополитический).

В диссертации показаны результаты оценки объемов спроса&ldquoна санаторно-курортные услуги и показателя эластичности спроса для городов-курортов Кавказских минеральных Вод, определяющие маркетинговый потенциал СКК. Исследования функции спроса санаторно-курортных услуг СКК «Кавминводы» и условий равновесного состояния рынка курортных услуг привели к следующим результатам: по городам Железноводска, Пятигорска, Ессентуков и в целом по Кавминводам спрос эластичный и выручка (доход) возрастает.

Далее были проведены аналогичные расчеты, но по показателю загрузки санаториев и цены одного койко-дня. Таким образом, можно сказать, что при неизменных показателях прироста количества койко-мест и загрузки санатория, цену одного койко-дня можно изменять таким образом, чтобы выручка возрастала. При этом выручка меняться не будет, что* будет соответствовать равновесному состоянию. Исходя из этого, представлены, прогнозные значения X на 2010 год при тех же значениях выручки (дохода) по всем Кавминводам и с тем же приростом затрат, который имел место в предыдущие периоды.

По результатам таких оценок можно проводить прогнозные расчеты цен одного дня пребывания и лечения в санатории, которые дают возможность осуществлять, функционально-стоимостной анализ всех центров основных санаторных функций и их затрат.

Результаты комплексного анализа финансово-хозяйственной деятельности СКК КМВ, проведенного на основании исходных данных, представленных в диссертации, и системы сбалансированных показателей, дали возможность провести оценку экономического потенциала санаторнокурортного комплекса. Как показывают результаты оценок, совокупный экономический потенциал СКК КМВ — высокий. Несмотря на это, особое внимание надо обратить на ресурсный блок, организационный, маркетинговый, территориально-географический блок, и, как показали исследования, в частности, на состояние финансовых и материальнотехнических ресурсов, резервы производственных мощностей и интенсификацию производства, мероприятия по продвижению санаторнокурортных услуг на рынки, сбыта и ценовую политику, организационную структуру, стиль руководства и уровень организации производства.

Исходя из полученных расчетов проведена оценка инвестиционной привлекательности СКК «Кавказские Минеральные Воды», которая показала, что инвестиционная привлекательность СКК КМВ составляет 0,497. Отсюда следует, что для повышения инвестиционной привлекательности необходимо, в первую очередь, снизить инвестиционные риски и повысить инвестиционную активность, которая определяется объемами вложения капитала в расширенное воспроизводство СКК.

На базе проведенного анализа и полученных результатов были разработаны предложения по дальнейшему эффективному развитию санаторно-курортного комплекса Кавказских Минеральных Вод на предстоящий период.

Далее в диссертации представлены результаты комплексного анализа эффективности финансово-хозяйственной деятельности отдельных санаторно-курортных организаций Кавказских Минеральных Водсанаториев «Виктория» (ФНПР) и ОАО «Санаторий Джинал» (г. Кисловодск) с использованием основных показателей блоков ССПФинансы, Производство, Ресурсы, Инвестор.

В диссертации приведены результаты проведенных нами прогнозных расчетов объема реализации услуг и их себестоимости для исследуемых санаториев на период до 2011 года в соответствии с вышеизложенными методиками и установленными критериями оценки производственной функции, соответствующим условиям экономического роста производства услуг, повышения эффективности хозяйственной деятельности организаций и их инвестиционной привлекательности.

В диссертации также предложена методика комплексной оценки деятельности СКК (курортных регионов) и их рейтинга с использованием методов многомерного сравнительного и корреляционно-регрессионного анализа. Эта методика, основанная на оценке сбалансированных показателей, дает возможность проводить объективную оценку и отбор санаторнокурортных организаций для государственного финансирования при разработке федеральных и региональных целевых программ развития, инвестирования, отбора на конкурс при решении вопроса о бюджетном финансировании, разработать основные мероприятия повышения инвестиционной привлекательности курортов Юга России.

В соответствии со Стратегией социально экономического развития эколого-курортного региона Российской Федерации — Кавказских Минеральных Вод до 2020 года, основу экономики региона будут составлять:

1. Санаторно-курортный и туристско-рекреационный комплекс.

2. Комплекс: торговля — транспорт — логистика.

3. Комплекс: образование — наука — инновации.

4. Агропродовольственный комплекс.

В ближайшие десятилетия регион будет развиваться с опорой на уникальные конкурентные преимущества в лечебно-курортной сфере.

К 2020 г. произойдет увеличение емкости санаторно-курортного комплекса КМВ в 1,5 раза за счет реконструкции и модернизации существующих и строительства новых санаторно-курортных комплексов (детских, семейных, специализированных, элитных) путем привлечения частного капитала, освоения новых курортных площадок и недоиспользуемых месторождений минеральных вод.

Для этого необходимо: сохранение и соблюдение природоохранных ограничений, улучшение эколого-санитарной обстановки в регионесоединение уникального санаторно-курортного опыта КМВ с современными мировыми тенденциямирасширение и модернизация общей и курортной инфраструктуры.

Решению этих важнейших задач в значительной мере будут способствовать результаты настоящего диссертационного исследования.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Конституция РФ.
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации (части первая от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ, вторая от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ и третья от 26 ноября 2001 г. № 146-ФЗ, с изм. от 2 февраля 2006 г.
  3. Федеральный закон № 116-ФЗ от 22.07.2005 (в ред. Федерального закона № 76-ФЗ от 03.06.2006) «Об особых экономических зонах в Российской федерации).
  4. Федеральный закон № 26-ФЗ от 23.0295 (в ред. от 27.12.2009) «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах).
  5. Закон РФ от 07.02.1992 N 2300−1 (ред. от 16.10.2006) «О защите прав потребителей».
  6. Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-Ф3 «О защите конкуренции».
  7. Поручение Президента Российской Федерации В. В. Путина
  8. Правительству РФ «О разработке системы мер по государственной поддержке развития санаторно-курортного комплекса Кавказских Минеральных Вод» от 12 августа 2004 г., №ПР-1354-ГС.
  9. Положение «Об округах санитарной и горно-санитарной охранылечебно-оздоровительных местностей и курортов федеральногозначения», утв. Постановлением Правительства РФ № 1425 от 7.12.96.
  10. Концепция развития системы здравоохранения в Российской Федерации до 2020 г.
  11. Приказ Министра здравоохранения РФ «Об утверждении Концепцииохраны здоровья здоровых в Российской Федерации» от 21.03.03, № 113.
  12. Стратегия развития здравоохранения Ставропольского края до 2020 года: Официальный информационный Интернет Портал органов государственной власти Ставропольского края.
  13. Проект Правительства Ставропольского края по разработке «Стратегии социально экономического развития эколого-курортного региона Кавказских Минеральных Вод до 2020 года». Ставрополь, 2006.
  14. Аналитический доклад Счетной Палаты РФ «О состоянии и перспективе развития санаторно-курортного обеспечения в Российскойфедерации/ТБюллетень Счетной Палаты РФ. 2003.-№ 4(64).
  15. А. О задачах народнохозяйственного оптимума// Экономика&Бизнес. 2001. -N 10. С. 116 — 122.
  16. Агеенко A.A. Методологические подходы к оценке инвестиционной
  17. В.Е. О показателях эффективности // Экономика&Бизнес. -2001.-N4.-C. 15−19.
  18. Академия рынка: маркетинг: пер. с фр./А.Дайан, Ф. Букерель, Р. Ланкар и др.- научн. ред. А. Г. Худокормов. -М.: Экономика, 1993.- 572с.
  19. Г. Д., Шарп У. Ф. Инвестиции. М.: Инфра-М, 2009. -1028с.19: Алехина Е. Ю. К вопросу о состоянии нормативно-правовогообеспечения курортной сферы// Вопросы курортологии физиотерапии и лечебной физической культуры. 2003. -№ 3. — с.49−50.
  20. Ш. Т. Оценка и управление эффективностью использованияматериальных и нематериальных фаторов развития экономики региона на основе совершенствования системы сбалансированных показателей: автореферат канд. дисс.- Кисловодск: КИЭП, 2010. ¦
  21. Анализ экономики. Страна, рынок, фирма: Учебник / Под ред. проф.
  22. В.Е. Рыбалкина-М.: Международные отношения, 1999.
  23. Ф., Карами А. Стратегический менеджмент малых и средних предприятий / пер. с англ. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.
  24. И. Стратегическое управление / пер. с англ. М.: прогресс, 1998.
  25. И. Финансовое управление. М.: Экономика, 1989. 519с.
  26. М.Г. Совершенствование системы показателей и методов оценки социально-экономического развития регионов (на примере Кабардино-Балкарской республики): канд дисс., Кисловодск: КИЭП, 2002.
  27. Е.В. Экономика здоровья: необходимость внедрения в современной России// Проблемы современной экономики. -2009.-№ 1(29).
  28. М.И., Шеремет А. Д. Теория экономического анализа.
  29. Учебник.- М.: Финансы и статистика, 2008.
  30. А., Филин С. Инвестиционная привлекательность региона:
  31. Е.В. Управление в сфере услуг в условиях нестабильной экономической среды. — М.: КНОРУС, 2005. 267с.
  32. Т.И., Сердобольская И. О. Развитие санаторно-курортного комплекса и туризма в курортном районе. Санкт-Петербург// СПб, 2000г-с.201−210.
  33. Н.В., Федоров В. Г. Формирование маркетинговойстратегии фирмы с учетом требований процессовлогистики//Экономический анализ. 2008.-№ 13(1 Г8). — с. 2−6.
  34. А.Р., Кича Д. И. Анализ хозяйственно-экономическихрезультатов деятельности медицинских организаций//Экономиказдравоохранения. 2009.-№ 10.- стр. 26−30.
  35. С.И. Разработка концепции стратегического менеджмента в сфере туристско-рекреационных услуг // Современные проблемы науки и образования.-2006.-№ 3.-с. 22−25.
  36. Ю.В., Швандар В. А. Инвестиционный анализ: Учебное пособие для вузов. — М.: ЮНИТИ — ДАНА, 2000.
  37. К. Основы финансового менеджмента / Пер. с англ. Под ред. Л. Г. Зайцева, М. И. Соколовой. М.: «Банки и биржи», «ЮНИТИ», 2006.175 с.
  38. А. Проблемы методологии, планирования и измерения эффективности / Перевод А. С. Толкачёва. М.: Экономика, 2001. -109с.
  39. Л.Н. Методология устойчивого развития экономики предприятий и отраслей региона на основе совершенствования управления финансово-инвестиционной деятельностью: автореферат докт дисс.-Кисловодск: КИЭП, 2009.
  40. Т.Д. Экономика сферы услуг: учеб. Пособие. Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2004. -213с.
  41. Г. А. и др. Некоторые подходы к оценке эффективности экономической деятельности лечебно-профилактических учреждений // Экономика здравоохранения, 2000, № 7.-С.39−44.
  42. Т.Н. Алгоритм управленческих решений руководителей здравниц для оптимизации цен на региональный санаторно-курортный продукт //Агрокурорт 2001 — № 3 — С. 10 — 13.
  43. Ван Хорн Дж. К. Основы управления финансами: Пер. с англ. / Гл. ред. серии Я. В. Соколов. М.: Финансы и статистика. 2006. — 800 с. Ворст И., Равентлоу П. Экономика фирмы: Учебник / Пер. с датского.-М.: Высшая школа, 2005. 272 с.
  44. М.А. Управленческий анализ: учебное пособие. М.: Омега-Л, 2010.
  45. М.А., Сидорова М. И., Борисова Л. И. Стратегический управленческий учет. — М.: Рид Групп, 2011.
  46. Ю., Шеффер У. На пути к активному управлению с помощью показателей // Проблемы теории и практики управления. 2000. № 5.
  47. В.Я. Менеджмент. М.: ТК Велби: Проспект, 2006.
  48. А.М. Изучение конкурентов и определение конкурентоспособности санаторно-курортных организаций //
  49. Агрокурорт. -2001.-№ 2.-С.5−15.
  50. А.М. Реформирование санаторно-курортного комплекса направления и перспективы // Курортные ведомости. 2006. -№ 5.
  51. А.М., Гузева А. М. Внутренний маркетинг, как инструмент управления санаторно-курортной организацией// Курортные ведомости. 2004.-№ 3(23).
  52. А.М., Журавлева Л. Б. Курортное дело. — М.: КНОРУС, 2007.
  53. А.М., Лаптев С. А. Организация маркетинговых исследований в условиях санатория //Курортные ведомости.-2007.-№ 1.-с.4−9-
  54. А.М., Пупенко С. В. Ценообразование в комплексе маркетинга санаторно-курортных услуг // Курортные ведомости.-2003 № 3.-с.8−13.
  55. В.В. Инвестиционная привлекательность Юга России. — Ростов-на- Дону: РГЭУ, РИНХ, 2006.
  56. А.И., Райзберг Б. А., Шиленко Ю. В. Управление и экономика здравоохранения/ Под ред. А. И. Вялкова. М., 2002.
  57. А.М. Логистика. М.: Дашков и К, 2006.
  58. В.В. О двух исходных типах критериев экономической эффективности затрат//Экономика&Бизнес. 2005. № 9. — с. 78 — 80. Гальперин В. М. и др. Микроэкономика в 2 т. Т.1 / В. М. Гальперин,
  59. С.М. Игнатьев, В.И.Моргунов- Общ. Ред. В. М. Гальперина. СПб.: Экон. шк. 2006. — 348с.
  60. П., Стоун М., Вудков Н. Маркетинг взаимоотношений с потребителями. — М.: ФАИР — ПРЕСС, 2002.
  61. Н.Ф. Санаторно-курортная деятельность как отрасль экономики государства // Курортные ведомости. 2001. — № 6. — с. 4−6.
  62. М.В. Сфера услуг в экономике регионов России: современное положение и перспективы. М.: СОПС, 2005.
  63. Е.П. Маркетинговые исследования: Теория, практика и методология. — Финпресс, 2007.
  64. А. Маркетинговые исследования: многоаспектный взгляд // Маркетинг. 2006. — № 6. — с. 19−23.
  65. В.А., Нестерова Н. В. Стратегия развития предприятия. —1. М.: Дашков и К, 2004. •
  66. М.К., Шереги Ф. Э. Как провести социологическое исследование. М.: Политиздат, 2004. 288с.
  67. Н. Экономическая эффективность //
  68. Экономика&Бизнес.2001.-№.-С. 150 153.
  69. И., Шахназаров А., Ройзман И. Комплексная- оценка
  70. H.H. Курс математической экономики. М.: Высшая школа, 2006.
  71. Т.П. Управление маркетингом. М.: ИНФРА-М, 2001.
  72. B.C., Милета В. И. Системный анализ деятельности предприятий. М.: Финансы и статистика. 2006. 365с.
  73. П., Хасси Д. Анализ сильных и слабых сторон компании: определение стратегических возможностей. М.: Издательский дом «Вильямс», 2003.
  74. Д.М. Качество в истории цивилизации. Эволюция, тенденции и перспективы управления качеством. М.: Стандарты и качество, 2004.208с.
  75. . Экономическая эффективность: критерий ипоказатели // Экономика&Бизнес.- 2001. N10.-С. 103−112.
  76. С., Симкин JT. Практическое руководство по сегментированию рынка. СПб.: Питер, 2001.
  77. П.Р. Управление маркетингом: Пер. с англ. /под ред. Ю. В. Шленова. М.: Бином, 1998.
  78. П.Ф. Практика менеджмента. М.: Вильямс, 2007.
  79. К. Управленческий учет для бизнес-решений / Пер. с англ. М.:. ЮНИТИ-ДАНА, 2005.
  80. A.C., Кардаш В. А. Эколого-экономическая динамикарекреационных систем в условиях рынка (на примере Кавминвод). -Кисловодск: КИЭП, 1995.
  81. A.C. Организационно-экономические основы управления развитием рынка санаторно-оздоровительных услуг: канд. дис. -Кисловодск: КИЭП, 2002.
  82. А. О критериях эффективности // Экономика&Бизнес.- 2001. -N10.-C. 71−80.
  83. С.Э. Управление бизнес-процессами в медицинской организации. М.: МАКС Пресс, 2009.
  84. JI. Измерение эффективности // Экономика&Бизнес.- 2001. -N7.-C. 71 -92.
  85. Л. И. Прогнозирование и планирование в сфере сервиса. М.: КНОРУС, 2004. -214с.
  86. С.В., Ильдеменов A.C., Воробьев В. П. Стратегический менеджмент. — М.: ИНФРА -М, 2008.
  87. Инвестиции: Уч. пособие. М. В. Чиненов, А. И. Черноусенко, В. И. Зозуля, Н. А. Хрусталева. М.: КНОРУС, 2008.
  88. Ф.Н. Экономические методы оценки эффективности деятельности медицинских учреждений. М.: ИД «Менеджер здравоохранения», 2007.
  89. Э.Ф. Особенности рыночного продвижения медицинских услуг Проблемы современной экономики. -2009.-№ 1(29).
  90. P.C., Нортон Д. П. Сбалансированная система показателей. От стратегии к действию: 2-ое изд., испр. и доп. М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2004.
  91. P.C., Нортон Д. П. Организация, ориентированная на стратегию. Как вновой бизнес-среде преуспевают организации, применяющие сбалансированную систему показателей. М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2004.
  92. А.Н. Экономика сферы обслуживания:. Тольятти: Изд-во ТГУС, 2006
  93. А.М., Пересецкий A.A., Петров А. Е. Рейтинги в экономике: методология и практика. — М.: Финансы и статистика, 2005.
  94. М.М. Развитие социально-экономического потенциала услуг в трансформирующейся экономике. -М.: ГАСБУ, 1998.
  95. Дж.М. Общая теория занятости, процента и денег. — М.: Эксмо, 2007. 960с.
  96. Коваленко Алла Анатольевна. Детерминанты конкурентоспособности^экономики курортно-рекреационного региона в условиях становления рынка: автореферат канд. дисс.- Владикавказ: Северо-Кавказскийгосударственный технический университет, 2008.
  97. A.A. Трансформация собственности и развитие сферы услугсанаторно-курортного, рекреационного комплекса Кавказские Минеральные В оды.//Экономический вестник Ростовскогогосударственного университета. — 2007.-Т.5.-№ 2.-ч.З.
  98. В.А., Калинина В. Н. Теория вероятностей и математическая статистика: Учебник / Под ред. В. А. Колемаева. — М.: ИНФРА-М, 1997.
  99. Л. М. Методика построения обобщающего показателя экономической эффективности // Экономика&Бизнес.- 2001. N 4. С. 37−46.
  100. В.И., Хохлов С. Н. Управление региональной экономикой в условиях рынка / Под ред. В. А. Персиянова. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.
  101. Э.М. Концепция российского менеджмента. М.: ДеКа, 2004.
  102. В.В. Сфера услуг и проблемы занятости населения. Под ред. В. Ю. Морозова. -М., 2001. 112с.
  103. Ф. Маркетинг и менеджмент. СПб.: Питер, 2005.
  104. Ф. Маркетинг по Котлеру. Как создать, завоевать и удержать рынок: пер. с англ. М.: Альбина Паблишер, 2003.
  105. А.Б. Основные принципы формирования механизма управления экономической эффективностью и качеством услуг в сфере здравоохранения //Экономический вестник Ростовского государственного университета. -2009.- № 2.-Ростов-на-Дону: Изд-во ЮФУ.
  106. М.Н. Анализ финансового состояния и инвестиционной привлекательности, акционерных обществ^ в промышленности, строительстве и торговле. — М.: Дело и сервис, 1994. 256с.
  107. В.И. Перспективы курортного дела в России // Курорт, сервис, туризм 2001. — № 1. — Стр. 3−7.
  108. JI.B., Криворучко В. И. и др. Маркетинг и логистика в системе государственного управления санаторно-курортной сферой. Сочи: ИПК рук. раб-ков и спец. курортного дела. 2000. — 116с.
  109. Э.И., Власова В. М., Журавкова И. В. Анализ эффективности инвестиционной деятельности предприятия: учеб. пособие. -2-е изд. — М.: Финансы и статистика, 2003- 680 с.
  110. Г. Д., Соколова М. И. Маркетинг. ЮНИТИ-ДАНА, 2008.
  111. Н.Б. и др. Оценка экономической эффективности здравоохранения // Экономика здравоохранения, 2000, N° 1/42.-С.23−27.
  112. Э.Н., Разумовский А.в., Полина H.A. Экономическая оценка эффективности при применении новых медицинских технологий в здравоохранении// Экономика здравоохранения.-2009.-№ 7 стр. 25−29.
  113. Л.М. Основы экономической теории: Учеб. пособие / Л. М. Куликов. М.: Финансы и статистика, 2007.
  114. O.A. Ситуационные задачи по экономике здравоохранения: учеб.-метод. пособие. Минск, 2007.
  115. О.А. Экономика труда медико-социальной сферы. Мн.: БГУ, 2003.
  116. Курортно-туристический комплекс как объект управления/Под ред. д.э.н. проф. Г. А. Карповой. -СПб.: Изд-во СПб ГУЭФ, 2000.-146 с.
  117. Р., Макконелл К., Брю Стэнли JI. Экономикс. Т.1−2. М.: Республика, 2005, 800с.
  118. Т.П. Анализ эффективности деятельности организацийсанаторно-курортной сферы. Сочи: Научное издание, 2004.
  119. Т.П. Проблемы конкурентоспособности в современныхэкономических условиях// Курортные ведомости.—2003.-№ 5.
  120. Лимонов В. И, Разумов А. Н., Семенов Б. Н. Основные аспекты государственного регулирования санаторно-курортного рынка // Вопросы курортологии физиотерапии и лечебной физической культуры.-2007.-№ 1 .-с.4−9.
  121. В.И. Некоторые проблемы законодательного обеспеченияразвития санаторно-курортной сферы в Российской Федерации. М.: Сборник трудов ФГУ «РНЦ Восстановительной медицины и курортологии» Минздравсоц развития. 2008.
  122. В.И. Экономические аспекты, ценообразования насанаторно курортные и оздоровительные услуги // Вопросы курортологии, физиотерапии и лечебной физической культуры — 2007.- № 5. —г С. 42−45.
  123. И.В. Основы успеха. Практическое пособие. М., 2002.
  124. И.В. Ценообразование. М.: МАГИСТР, 2008.
  125. И.В., Коссов В. В. Экономический анализ реальных инвестиций. М.: Магистр, 2007. 382с.
  126. А.В. Маркетинг.—М.: Форум: ИНФРА-М, 2006.
  127. И.И., Шапиро В. Д., Ольдерогге. Всеобщая история менеджмента. -М.:ИЦ"Элима», 2006.
  128. И.И., Шапиро В. Д. Управление качеством:/ Под. ред. И.И.
  129. Мазура.- М.: Высш. школа, 2003.
  130. К.Р., Брю С.Л. Экономикс. В 2-х томах. — М. 1992.
  131. М.С. Совершенствование методов оценки инвестиционной привлекательности и эффективности использования региональных программ равзития (на примре Республики Ингушетия): автореферат канд.дисс.-Кисловодск: КИЭП, 2002.
  132. Маркетинг. Общий курс / под ред. НЯ. Колюжновой, А. Я. Якобсона. -М.: Омега-JI, 2007.
  133. В.Д. Маркетинг услуг. — М.: Финансы и статистика, 1996.
  134. К., Энгельс Ф. Соч. Т 25.-4.1.- С.413−414.
  135. В.Ф. Управленческий учет — действенное средство информационной поддержки производственной деятельности лечебнопрофилактического учреждения//ГлавВрач. -2008.-№ 1.-стр. 81−105.
  136. B.C. Инвестиционный риск в анализе инвестиционного климата и привлекательности // Аваль, 2003. — № 1.132. методические подходы и оценка //Инвестиции в России, 2001. № 5. С. 12.
  137. В.В., Ирисова Т. А. Рекреационная сущность санаторно -курортного дела // Теория и практика физической культуры. 2006. -№ 8 .- С. 50−53.
  138. И., Рой Ж., Веттер М. Оценка эффективности деятельности компании. Практическое руководство по использованию сбалансированной системы показателей: Пер. с англ. М.: Издательский дом «Вильямс», 2004.
  139. Организация управления на предприятиях сферы услуг.- М.: Спутник, 2006.
  140. Д. А. Анализ хозяйственной деятельности бюджетных организаций. М.: Новое знание, 2007.
  141. Н.С. Экономический анализ. М.: Эсмо, 2010.
  142. Половиткин А. Ю. Экономический анализ инвестиционной
  143. А.В. Добровольная сертификация предприятий санаторнокурортной отрасли в России// Курортные ведомости. 2004.-№ 3(23).
  144. Д. Эволюция показателей стратегии развития предприятия // Управление компанией. 2003. № 1,2.
  145. М. Конкуренция: Пер. с англ. М.: Издат. дом «Вильяме», 2000.
  146. М. Международная конкуренция: Пер. с англ./Ред и предисловие В. Д. Щетинина. -М.: Международные отношения, 1993.143. привлекательности отраслей экономики региона и отдельных хозяйствующих субъектов //Вопросы статистики, 2003. № 6. С. 48.
  147. Е.Н., Яшин С. Н. Некоторые аспекты построения экономики безопасности труда на основе системы сбалансированных показателей затрат и риска//Экономический анализ. 2008.-№ 13(118).- с. 33−39.
  148. Разработка сбалансированной системы показателей. Практическое руководство / Под ред. А. М. Гершуна, Ю. С. Нефедьевой. М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2004.
  149. .А. Государственное управление экономическими процессами. — М.: Инфра-М, 2005.
  150. В.А. Основы экономики/ Учебное пособие. М.: ИНФРА — М, 2007.
  151. Региональная экономика: Учебное пособие/под ред. проф. М. В. Степанова. М. ИНФРА — М, 2007.
  152. К. Сбалансированное неравенство: интересыпотребителей и Balanced Scorecard // Менеджмент сегодня. 2003. № 6.
  153. А. А. О системе сертификации санаторно-курортных учреждений//Курортные ведомости. 2001. -№ 6. — с.8−9.
  154. Т. Принятие решений. Метод анализа иерархий. М.: Радио и связь, 1993.-316с.
  155. Э.С. Приватизация: ключ к рынку: Пер. с англ. М.: Дело, 1992.
  156. П. Экономика. В 2-х томах. Пер. с англ. — М.: НПО
  157. П., Нордхаус В. Экономикс. М.: Экономика, 1992.
  158. М.Ю., Алексеев В. А., Шурандина И. С. и др. Оплата труда медицинских работников и управление качеством оказываемых услуг// Экономика здравоохранения-2009.-№ 8.- стр. 33−37.
  159. В. Ю. Экономика здравоохранения. М.: Медицинское информационное агентство, 2006.
  160. Сертификация санаторно-оздоровительных услуг: Часть 1.
  161. Санаторно-оздоровительные услуги (Стандарты СТП 33.1−5-2001). -Москва-Сочи: ИПК рук. раб-ков и спец. курортного дела. — 2001.
  162. В.А., Кузнецова В. Е. Статистическая оценка инвестиционного климата на региональном уровне //Вопросы статистики, 2003.- № 11. С. 65.
  163. С.К. Концептуальный подход к формированию механизма управления конкурентоспособностью санаторно-курортных организаций//Проблемы современной экономики. — 2008. № 1(17).
  164. Т.В., Кизилова Т. Г. Маркетинг и маркетинговые коммуникации, — ростов н/Д: Феникс. 2011.
  165. Д.С. Управление производительностью: планирование, измерение и оценка, контроль и повышение: Пер. с англ. / Под ред. В.И. Данилова-Данильяна. М.: Прогресс, 1989.
  166. И.М. Управление маркетингом. — М.: Вузовский учебник, 2003.
  167. А. Исследование о природе и причинах богатства народов.1. М.: Соцэкгиз, 1962.
  168. Е.В., Костырин Е. В. Методы расчета тарифов на медицинские диагностические услуги// Экономика здравоохранения.-2009.-№ 7 стр. 21−24.
  169. Сосновская J1.H. Занятость населения в сфере услуг: Перспективы развития и методология прогнозных расчетов. Воронеж: Изд-во Воронежского ун-та, 1990.
  170. Сосунова Л: А., Чернова Д. В. Влияние сферы услуг на экономику//российское предпринимательство.-2003 .-№ 3.
  171. Д.Д. Совершенная конкуренция: исторический ракурс:
  172. Пер. Л.С.Горшковой) //Вехи экономической мысли. Т.2. Теория фирмы / Под ред. В. М. Гальперина. — СПб-: Экон. школа, 1999. -G.299−328-. г
  173. Л.Б. Маркетинг потребительских товаров и услуг. —1. М.: МЧ И, 1992. •
  174. Л.Б. Управление инвестиционной деятельностью.
  175. Курс лекций.- М.: МГУС, 2004: '
  176. Сфера услуг: новая концепция развития/В.М. Рутгайзер, Т. И! Корягина, Т. И. Арбузов и др. М.: Экономика, 1990. — С. 148.
  177. Сфера услуг: проблемы и перспективы развития /Под ред. Ю. П. Свириденко. М.: МГУС, 2000.
  178. М.А. Повышение эффективности управления здравоохранением на. основе стандартов менеджмента' качества/ЛЗопросы экономики и управления для руководителей: здравоохранения.-2007.- № 2:
  179. В., Костюковский Ю. Как оценить инвестиционную привлекательность предприятия // Деловая жизнь, 1993. — № 9. С. 1118.
  180. Е.А. Теоретико-методологические основы управления комплексным развитием предприятия. — СПб.: СПбГУЭФ, 2006.
  181. С., Палий И. Денежная оценка рекреационных ресурсов// Маркетинг. 2007. — № 2 — с. 103−110.
  182. Н. П., Львов Д. С., Петраков Н. Я. О критериях и методах оценки экономической эффективности хозяйственных мероприятий // Экономика и математические методы.-2000.-Т.18.-С.10−21.
  183. В.Ф. Управление маркетингом на предприятиях санаторнокурортной сферы в регионе Большого Сочи: автореферат канд. дисс. — Сочи: ГОУ ВПО «Сочинский государственный университет туризма и курортного дела», 2008. '
  184. А., Ревазов В. Инвестиционный климат регионов России и
  185. P.A., Иванова Л. В. Об основных направлениях развития курортного дела в Российской Федерации // Курортные ведомости. — 2003. № 5. -с.2−5.
  186. М., Юлдошев С. Методика оценки инвестиционногоклимата//Инвестиции в России.-2001. -№ 5. -С. 42−44.
  187. Е.А. Формирование системы стратегического управлениязатратами//Проблемы современной экономики. 2007.-№ 1(21).
  188. П. Сбалансированная система показателей как средство управления предприятием // проблемы теории и практики управления. 2000. № 4.
  189. П. Сбалансированная система показателей управленияпредприятием//Проблемы теории и практики управления.—2000. № 4. — с. 109 133.
  190. ШейманИ. М. Теория и практика рыночных отношений в здравоохранении. -М.: Издательство ГУ ВШЭ, 2008.
  191. А.Д. Финансы предприятий: менеджмент и анализ. М.: ИНФРА-М. 2005.
  192. Шим Дж., Сигел Д. Методы управления стоимостью и анализ затрат. -М.: Филинъ. 2003.
  193. С.П. Формирование и, реализация санаторно-курортного продукта на туристическом рынке// Курортные ведомости. 2002. — № 2(11). -с. 5−9.
  194. И.Ф. Капитализм, социализм и демократия: пер. с англ. Предис. и общ. ред. B.C. Автономова. М.: Экономика, 1995.
  195. Й. История экономического анализа. М.: Экономическая школа, 2004.
  196. О.П., Габуева JLA. Организация и экономикапредпринимательской деятельности в здравоохранении. М., МЦФЭР, 2006.
  197. Щиборщ К. В. Оценка инвестиционной привлекательностиотрасли
  198. Экономика здравоохранения // Под ред. А. В. Решетникова. М., 2003.
  199. Экономика предприятия /под ред. Проф. В Л. Горфинкеля, проф. В. А. Швандара. -М.: ЮНИГИ-ДАНА, 2010.
  200. Экономика природопользования /под ред. К. В. Папенова, ТК Велби, ТЕИС, 2008.
  201. Экономика/ под ред. А. И. Архипова, А. К. Большакова. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008.
  202. Экономическая теория/ под ред. А. И. Добрынина, Л.С.
  203. Тарасевича. — СПб.: Изд. СПбГУЭФ, изд. «Питер Ком», 2001.
  204. .М., Кокс К. Г., Моква М. П. Классика маркетинга. СПб.:1. Питер, 2001. '
  205. Е.И. Оценка социально-экономической эффективности внутреннего туризма в регионе: автореферат канд. дисс. Владивосток: РГБ ОД, 61:07−8/941, 2006.
  206. К.Н., Таймасов А. Р. и др. Региональная экономика. — М.: КНОРУС, 2008.
  207. Л.И. Экономические методы управления в социальнокультурной сфере. — М.: Экономика, 1991.
  208. И.В. К вопросу о перспективах и проблемах развитиясанаторно-курортной отрасли // Курортные ведомости. 2001. -№ 5.-с.9−10.
  209. В.И., Сулакшин С. С., Фонарева Н. Е., и др.
  210. Государственная конкурентная политика и стимулирование конкуренции в Российской Федерации. Монография. М. Научный эксперт, 2008.
  211. В.Н., Bitner M.Y. «Marketing Strategies and Organizational Structures for Service Firms» in Marketing of Services, eds: J. Donnely and W.R. George, Chicago: American Marketing Association, 1981. p. 47−51.
  212. Dntry C. Management and Cost Accounting, 3-rd ed. — Chapman & Hall, 1992.
  213. Financial Statement Analysis. — Proceedings of the Pacioli Quincentennial Symposia. — Seattle University, Seattle, Washington, USA, 1994.
  214. Kostecki M. Strategic marketing dans I economie de servise// Untemehmung. -Bern, 1994. № 4. — P.239 — 248.
  215. Kotler Philip. Marketing Management. Analysis, Planning, Implementation, and Control. Prentice Hall, 1991.
  216. Higginson I. Sen-Gupta GJA. Place of care in advanced cancer: A gualitative systematic literature reviev of patient preferences.- Journal of Palliative Medicine. 2000,3:287−300.
  217. Caplan E., Champonx J. Cases in Management Accounting. Context and Behavior.—N.Y., 1978.
  218. Comparative International Accounting, 3-rd ed. / Edited by C. Nobes and
  219. R.Parker. Prentice Hall, Inc., 1991.
  220. Johnson H. T., Kaplan R.S. Relevance Lost: The Rise and Fall of Management Accounting. — Harvard Business Press, Boston, Massachusetts, 1991.
  221. Rees B. Financial Analysis.—Prentice Hall, 1990.
  222. Rima I.H. Development of Economic Analysis, 5-th ed. — Richard ^rw^' Inc., 1991.
  223. Samuelson P. A. Foundations of Economic Analysis. — Cambridge, 1947.
  224. Financial Services Marketing/ ed. by A. Meidan, B.
  225. Moutinho. L., etc.: Diyden Press, 1997. 375 c.
  226. White G. L, Sondhi A.C., Fried D. The Analysis and Use of~ Financ^ Statements.—John Wiley & Sons, Inc., 1994.
  227. Lotfi Zadeh. Toward a Generalized Theoiy of Uncertainty An Outline, Information Sciences, Elsevier, Vol. 172, 1−40, 2005.
Заполнить форму текущей работой