Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Дидактические условия формирования интеллектуальной компетентности учащихся в информационном взаимодействии с учителем

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В основе технологии — работа с информацией в процессе освоения содержания учебных дисциплин, при которой учащиеся вырабатывают собственное отношение к ней, устанавливают взаимоотношения, выявляют новые проблемы, анализируют собственную учебную деятельность, приобретая таким образом интеллектуальные умения, обеспечивающие их успешность в будущем. В деятельности учителя технология предполагает… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Психолого-педагогические основы формирования интеллектуальной компетентности учащихся в информационном взаимодействии с учителем
    • 1. 1. Теоретические подходы к проблеме изучения интеллекта
    • 1. 2. Развитие интеллектуальных способностей в образовательном процессе
    • 1. 3. Интеллектуальная компетентность как личностное качество
    • 1. 4. Феномен информационного взаимодействия
    • 1. 5. Диалог в информационном взаимодействии учителя и учащихся
  • Выводы по главе
  • Глава 2. Моделирование процесса формирования интеллектуальной компетентности учащихся в информационном взаимодействии с учителем
    • 2. 1. Исходные концептуальные положения и понятийный аппарат
    • 2. 2. Дидактическая модель формирования интеллектуальной компетентности учащихся в информационном взаимодействии с учителем
    • 2. 3. Дидактические условия формирования интеллектуальной компетентности учащихся
    • 2. 4. Исследование интеллектуальной компетентности учащихся
    • 2. 5. Проектирование педагогической деятельности по реализации модели
  • Выводы по главе
  • Глава 3. Реализация дидактической модели в практической педагогической деятельности
    • 3. 1. Организация информационного взаимодействия учителя и учащихся
    • 3. 2. Изменение интеллектуальной компетентности учащихся как результат реализации модели
  • Выводы по главе

Дидактические условия формирования интеллектуальной компетентности учащихся в информационном взаимодействии с учителем (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. XXI век внёс в действительность новые черты. Они связаны с появлением новых информационных ресурсов, возникающих в связи с этим иных способов передачи и представления информации, новых технологий. От человека требуются особые формы взаимодействия в таком пространстве, позволяющие ему эффективно функционировать в условиях быстрых информационных потоков. Необходимость формирования критического отношения, системности использования, умения ориентироваться в этих потоках и управлять ими — важнейшая задача образования. Она может быть решена при снижении факторов негативного воздействия стихийности информационного пространства, в котором происходит развитие ребёнка. Поэтому в новых условиях учащийся должен владеть эффективными методами информационного взаимодействия, способами психологической защиты от этих негативных влияний, принимать ценностные установки на позитивные модели поведения.

Современная система образования оказалась не готова к решению новых задач. Это породило в образовательном процессе проблемы перегрузки и учителей и учащихся, увеличило конфликтность, уровень психосоматических заболеваний. В этой ситуации возникает необходимость разработки концептуально новых теоретических и научно-методических основ образовательного процесса. Методологической базой для такой разработки являются: философская теория научного познания (Е.Н. Никитин, К. Поппер, В. А. Штофф и др.) — труды по философии образования в её гуманистической парадигме С. В. Алексеева, С. Г. Вершловского, В. Г. Воронцовой, В. В. Краевского, Е. М. Сергейчик, Н. И. Элиасберг и др.- педагогические приложения логики (В.В. Давыдов, Н. Н. Поспелов, И. Н. Поспелов, A.M. Сохор, Б. И. Фёдоров и др.) — теория обучения (Ю.К. Бабанский, П. И. Пидкасистый, И. П. Подласый, Т. И. Шамова и др.) — теория учебной деятельности (П.А. Гальперин, В. В. Давыдов, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Н. Ф. Талызина и др.) — теория личностно ориентированного образования (М.И: Лукьянова, И. С. Якиманская и др.) — труды Е. С. Беловой, И. А. Зимней, В.А. Кан-Калика, С. Ю. Курганова, А. А. Леонтьева, А. А. Лобанова, В. Н. Панферова, Б. Д. Парыгина, Т. А. Флоренской, Г. А. Цукерман и др. по организации общения в обученииисследования по развитию интеллекта обучающихся (Л.С. Выготский, М. Т. Громкова, А. З. Зак, Е.Н. Кабанова-Меллер, Ю. Н. Кулюткин, Л. Н. Ланда, Г. С. Сухобская и др.) — исследования по информационным аспектам учебно-педагогического взаимодействия (И.А. Колесникова, П. С. Лернер, Е. В. Оспенникова, Л. Н. Хуторская и др.) — идеи взаимосвязи, взаимовлияния и взаимоопределения интеллектуального и личностного развития учащихся в образовательном процессе в исследованиях К.А. Абульхановой-Славской, Б. Г. Ананьева, O.K. Тихомирова, М. А. Холодной и других ученых.

Школа должна стать ядром общего информационного пространства, важнейшим фактором гуманизации общественных отношений, формирования новых жизненных установок личности. Наиболее важным фактором, определяющим гуманистическую сущность образования, является осознание учащимися своих способностей, интересов, притязаний, способов самопознания и самореализации. Эта идея лежит в основании исследований по формированию у учащихся разного возраста положительных мотивов учения Л. И. Божович, А. К. Марковой, Р. С. Немова и др., по развитию умственной самостоятельности и рефлексии (И.Ю. Алексашина, Н. З. Демидова, Ю. Н. Кулюткин, И. В. Муштавинская и др.).

Научный поиск последних лет привел к появлению разнообразных технологий в сфере образования, теоретическое осмысление и классификация которых проведена в работах Г. К. Беспалько, М. В. Кларина, А. К. Колеченко, И. А. Колесниковой, В. П. Селевко и др.

Согласно «Стратегии модернизации содержания общего образования».

2001), одним из оснований обновления образования является компетентностный подход, который предполагает ориентацию на осознанное освоение проектировочных, — гностических, коммуникативных умений, способов деятельности, приоритета ценности познания, рефлексии. Исследования В. А. Болотова, В. Н. Введенского, С. Г. Воровщикова, И. А. Зимней, Н. В. Кузьминой, О. Е. Лебедева, В. В. Серикова, А. В. Хуторского и др. освещают компетентностный подход к обновлению школьного образования.

Для современного этапа развития отечественного образования характерны объективно существующие противоречия между:

— растущим объёмом информации и способами её сбора, представления, преобразования, переработки, создания, хранения и передачи;

— потребностями общества в человеке, имеющем ценностные установки в межсубъектном взаимодействии для эффективной ориентации в информационном пространстве и недостаточным вниманием к этому в системе образования;

— признанием необходимости реализации компетентностного подхода в образовании и недостаточной разработанностью организационно-педагогических средств её осуществления.

Педагогическое осмысление перечисленных противоречий обусловило проблему исследования, которая состоит в формировании интеллектуальной компетентности учащихся и выявлении дидактических условий обеспечения эффективности этого процесса в информационном взаимодействии с учителем.

Теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме и изучение образовательной практики определили тему исследования «Дидактические условия формирования интеллектуальной компетентности учащихся в информационном взаимодействии с учителем».

Цель исследования: разработка дидактических основ учебно-педагогического информационного взаимодействия, направленного на формирование интеллектуальной компетентности учащихся.

Объект исследования: информационное взаимодействие учителя и учащихся в образовательном процессе.

Предмет исследования: дидактические условия формирования интеллектуальной компетентности учащихся в информационном взаимодействии с учителем.

Гипотеза исследования: результативное, осознанное и целенаправленное формирование интеллектуальной компетентности учащихся в информационном взаимодействии с учителем возможно при соблюдении следующих дидактических условий:

— при логическом структурировании содержания учебного предмета;

— при разработке и применении системы учебных заданий с учётом уровня сформированное&tradeкомпонентов интеллектуальной компетентности учащихся (регулятивного, информационного, коммуникативного);

— при осуществлении мониторинга хода и результатов учебной деятельности.

Цель и гипотеза исследования определили необходимость решения следующих задач:

1. Осуществить теоретический анализ психолого-педагогических исследований по проблемам развития интеллекта, формирования интеллектуальной компетентности учащихся, информационного взаимодействия учителя и учащихся.

2. Выявить дидактические условия формирования интеллектуальной компетентности учащихся в информационном взаимодействии с учителем.

3. Построить дидактическую модель формирования интеллектуальной компетентности учащихся в информационном взаимодействии с учителем.

4. Разработать и апробировать технологию диалогового взаимодействия, направленную на формирование интеллектуальной компетентности учащихся старших классов.

Названные выше труды учёных явились теоретико-методологической основой исследования и определили выбор методов исследования: анализ философской, педагогической, психологической литературы по проблеме исследования, педагогическое моделирование, психолого-педагогическое наблюдение за работой учителей и учебно-познавательной деятельностью учащихся, педагогический эксперимент, тестирование, анкетирование, интервью, метод беседы, экспертная оценка, методы математической статистики для обработки данных исследования.

Экспериментальная база исследования: ГОУ НПО Профессиональный лицей связи № 87, ГОУ СОШ № 140, 316, 360 Санкт-Петербурга.

Основные этапы исследования:

Первый этап (2003 — 2004 гг.) — анализ философской, психологической, педагогической литературы по проблеме исследования, постановка целей, выдвижение предварительной гипотезы исследования, планирование исследования, изучение и анализ практики использования образовательных технологий.

Второй этап (2005 — 2007 гг.) — разработка основных этапов технологии диалогового взаимодействия, организация и проведение опытно-экспериментальной работы, коррекция исходной гипотезы исследования.

Третий этап (2007 г.) — обработка и анализ полученных данных, формулирование основных выводов, определение перспектив дальнейшего исследования.

Научная новизна исследования:

Феномен информационного взаимодействия учителя и учащихся рассмотрен в контексте межсубъектного диалога, что позволило обосновать применение логико-информационного подхода в формировании интеллектуальной компетентности учащихся.

Теоретическая значимость исследования:

— разработанная теоретическая модель является основой для проектирования дидактических средств учебно-педагогического информационного взаимодействия, направленного на формирование интеллектуальной компетентности учащихся, что значимо для развития теории средств обучения в современной дидактике, а также теории управления информационными потоками в информационной педагогике;

— разработанные дидактические средства позволяют исследовать условия и пути развития интеллектуальных способностей учащихся, теоретически обосновать оптимальность и сочетание различных научных подходов к решению проблемы формирования интеллектуальной компетентности учащихся.

Практическая значимость исследования: с учётом выявленных дидактических условий разработаны и апробированы средства, обуславливающие эффективность формирования интеллектуальной компетентности учащихся в информационном взаимодействии с учителем:

— технология диалогового взаимодействия учителя и учащихся;

— авторская программа элективного курса «Основы логической культуры в математике» для учащихся старших классов;

— методика диагностики уровня сформированное&tradeинтеллектуальной компетентности учащихся;

— программа обучения учителей средних образовательных учреждений технологии диалогового взаимодействия.

Положения, выносимые на защиту:

1. Дидактическая модель формирования интеллектуальной компетентности учащихся в информационном взаимодействии с учителем, предполагающая единство, взаимосвязь и взаимообусловленность: а) компонентов интеллектуальной компетентности (регулятивного, информационного, коммуникативного) — б) дидактических условий реализации этого процессав) технологий учебно-педагогического информационного взаимодействия.

2. Дидактические условия формирования интеллектуальной компетентности учащихся в информационном взаимодействии с учителем:

— логическое структурирование содержания учебного предмета;

— разработка и применение системы учебных заданий с учётом уровня сформированности компонентов интеллектуальной компетентности учащихся (регулятивного, информационного, коммуникативного);

— осуществление мониторинга хода и результатов учебной деятельности.

3. Технология диалогового взаимодействия, направленная на: освоение интеллектуальных умений на основе целостного осмысления, обобщения и интериоризации учащимися полученной информациивыработку собственного отношения к нейустановление взаимоотношений посредством информационного взаимодействияанализ собственной деятельности в процессе учениявыявление учащимися новых проблемопределение учителем динамики развития механизмов саморегуляции учащихсяосуществление рефлексии учителем и внесение корректив в педагогическую деятельность.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись через:

— участие во Всероссийской конференции «Стратегии этической и эстетической рефлексии» (Санкт-Петербург, 2005), Межрегиональной научно-практической конференции «Успешный ученик. Проблемы дифференцированного обучения» (Санкт-Петербург, 2006), IV городских педагогических чтениях «Формирование профессиональных и социально значимых личностных качеств учащихся как фактор их успешной адаптации в условиях рынка труда» (Санкт-Петербург, 2006), Международной конференции «Современные педагогические технологии: опыт России и США» (Санкт-Петербург, 2006), Межрегиональной научно-практической конференции «Развитие региональной образовательной информационной среды» (Санкт-Петербург, 2006), Межрегиональной научно-практической конференции «Идеальный педагог: желаемое и действительность» (Санкт-Петербург, 2007), VIII Всероссийской заочной научно-практической конференции «Интеграция методической (научно-методической) работы и системы повышения квалификации кадров» (Челябинск, 2007), Международной научной конференции «Конфликт поколений в контексте информационной глобализации» (Санкт-Петербург, 2007), X Международной научно-практической конференции «Личность. Общество. Образование» (Санкт-Петербург, 2007), V городских педагогических чтениях «Инновационные технологии обучения как средство эффективного формирования профессиональной компетентности и личностного развития выпускников НПО и СПО» (Санкт-Петербург, 2007), II Межрегиональной научно-практической конференции «Развитие региональной образовательной информационной среды» (Санкт-Петербург, 2007);

— участие в семинаре «Логико-информационные технологии обучения в современной школе» (Санкт-Петербург, 2006), научно-практическом семинаре «ЛИТО в моделировании современного урока» (Санкт-Петербург, 2007);

— участие в работе научно-исследовательской лаборатории ЛИТО (логико-информационных технологий обучения) при кафедре философии СПбАППО (2005;2007);

— работу со слушателями курсов повышения квалификации Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования (20 062 007);

— организацию опытно-экспериментальной работы в образовательных учреждениях Санкт-Петербурга (2005;2007);

— публикацию результатов исследования в печати и в Интернете.

Достоверность и научная обоснованность основных положений и выводов исследования обусловлены последовательной реализацией теоретико-методологических основ исследованиялогически непротиворечивым использованием системы взаимодополняющих теоретических и экспериментальных методов исследованияколичественным и качественным анализом экспериментальных данныхпрактическим подтверждением основных.

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ.

1. Результаты эксперимента позволяют сделать вывод о том, что технология диалогового взаимодействия, построенная на основе реализации дидактической модели (модель 1), является эффективным средством формирования интеллектуальной компетентности учащихся в информационном взаимодействии с учителем.

2. Систематизация и анализ эмпирических данных показали, что реализация выявленных и экспериментально проверенных дидактических условий формирования интеллектуальной компетентности учащихся в информационном взаимодействии с учителем позитивно влияет на результаты образовательного процесса. Каждое из этих условий имеет в своей основе направленность на личность учащихся, обеспечивая в единстве с другими компонентами.

172 дидактической модели возможность раскрытия их интеллектуального потенциала.

3. Идеи логико-информационного подхода, реализованные в межсубъектном диалоге, позволяют создавать дидактические средства учебно-педагогического взаимодействия, направленного на формирование интеллектуальной компетентности учащихся.

4. Для проектирования и реализации современных образовательных технологий учителю необходима методологическая компетентность, включающая владение методами и средствами обучения для решения педагогических задач.

Разработанная диагностическая методика для определения уровней сформированности компонентов интеллектуальной компетентности учащихся по когнитивно-деятельностному параметру — средство учебно-педагогического взаимодействия, направленного на достижение цели в дидактической модели. Методика даёт возможность выявления динамики наблюдаемого процесса и отвечает требованию доступности для использования учителем в мониторинге учебной деятельности. Вместе с инструментарием диагностики интеллектуальной компетентности по мотивационно-ценностному и эмоционально-процессуальному параметрам она составляет комплексную методику (программу), позволяющую выявлять тенденции образовательного процесса. Каждый элемент этой программы направлен на решение актуальной педагогической задачи формирования интеллектуальной компетентности учащихся. Программа отвечает замыслу исследования и позволяет осуществить рефлексивный анализ педагогической деятельности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Главную задачу образования мы видим в развитии полноценной самоорганизующейся личности. Это в первую очередь компетентная личность. Быть компетентным значит предвидеть развитие событий в конкретной ситуации и уметь мобилизовать имеющиеся знания, опыт и волю для конструктивного решения жизненных задач. На решение проблемы формирования интеллектуальной компетентности учащихся в информационном взаимодействии с учителем было направлено наше исследование. Оно даёт возможность сделать следующие выводы:

Ь Образовательный процесс, построенный на основе разработанной дидактической модели, позволяет результативно, осознанно и целенаправленно формировать интеллектуальную компетентность учащихся. Модель является универсальной, так как информационное взаимодействие рассмотрено с позиций общих психолого-педагогических закономерностей усвоения учебной информации. Она предоставляет возможность для проектирования дидактических средств формирования интеллектуальной компетентности учащихся с учётом специфики предметного содержания изучаемых дисциплин. Учебно-педагогическое взаимодействие организуется на основе идей логико-информационного подхода и предполагает межсубъектный диалог, который на современном этапе выступает не только как метод, но становится принципом организации образовательного процесса.

2. Дидактические условия формирования интеллектуальной компетентности учащихся (логическое структурирование содержания учебного предметаразработка и применение системы учебных заданий с учётом уровня сформированное&tradeкомпонентов интеллектуальной компетентностиосуществление мониторинга хода и результатов учебной деятельности), которые являются составляющими модели, определяют эффективность указанного процесса.

3. Дидактическими средствами учебно-педагогического взаимодействия, направленного на формирование интеллектуальной компетентности учащихся, являются: технология диалогового взаимодействия учителя и учащихсяавторский элективный курс «Основы логической культуры в математике» для учащихся старших классовпрограмма обучения учителей средних образовательных учреждений разработанной технологииметодика диагностики уровня сформированности интеллектуальной компетентности.

В основе технологии — работа с информацией в процессе освоения содержания учебных дисциплин, при которой учащиеся вырабатывают собственное отношение к ней, устанавливают взаимоотношения, выявляют новые проблемы, анализируют собственную учебную деятельность, приобретая таким образом интеллектуальные умения, обеспечивающие их успешность в будущем. В деятельности учителя технология предполагает определение динамики развития механизмов саморегуляции учащихся, осуществление рефлексии и внесение корректив в педагогическую деятельность. Технология диалогового взаимодействия по своей сути рефлексивна, так как способствует интеллектуальной самостоятельности, даёт возможность осознанного осуществления образовательного процесса в системе «учитель-ученик», позволяет влиять на цели, способы, результаты образовательного процесса и т. д. Рефлексивное осмысление учителем хода и результатов этого взаимодействия способствует расширению его метакогнитивного опыта и побуждает к поиску путей повышения профессиональной компетентности.

Элективный курс является дополнением технологии, а также может выступать как самостоятельное средство.

Программа обучения учителей направлена на достижение цели технологии, реализацию дидактической модели и способствует повышению методологической культуры учителя.

Диагностическая методика обеспечивает проведение мониторинга, посредством которого определяется уровень сформированности интеллектуальной компетентности учащихся.

Перспектива дальнейшей исследовательской работы связана с разработкой технологий работы учащихся с отдельными источниками информациисинтезом уже имеющихся технологий в целях их органичного взаимодействияконструированием педагогических тестов, измеряющих интеллектуальные умениясозданием диагностических методик по определению уровня интеллектуальной компетентности учащихся разного возраста.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова Славская К. А. Деятельность и психология личности. — М.: Наука, 1980.-344 с.
  2. B.C. Знания как предмет педагогических измерений // Школьные технологии, 2006. № 2. — С.162−172.
  3. С. Синергетика информационных взаимодействий Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.relga.rsu. ru, свободный.
  4. М.Я., Яновицкая Е. В. Большая дидактика и 1000 мелочей. СПб.: ООО «Валери СПД», 2000. — 496 е., ил.
  5. В.А., Степанова И. Ю. Методологические подходы к формированию информационной культуры педагога // Информатика и образование, 2006. -№ 1. С. 2−5.
  6. .Б. Педагогическая психология: Схемы и тесты. М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004. — 208 с.
  7. .Б. Теория обучения: Схемы и тесты. М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002.- 176 с.
  8. И.Ю. Педагогическая идея: зарождение, осмысление, воплощение: Практическая методология решения педагогических задач. -СПб: СпецЛит, 2000. 223 с.
  9. С.В. Теория и методика эколого-педагогической подготовки учителя в системе постдипломного образования: Монография. СПб.: СпецЛит, 2001.- 205 с.
  10. Альманах психологических тестов. М: «КСП», 1996. — 400 с.
  11. .Г. О проблемах современного человекознания. СПб.: Питер, 2001.- 272 с.
  12. Л.В. Идея развития в гуманизации образования//Альманах кафед-ры этики и эстетики СПбГУ. № 1. СПб.: Роза мира, Санкт-Петербургскоефилософское общество, 2006. С.270−271.
  13. Л.В. Логические принципы работы с информацией в учебно-педагогическом взаимодействии//Развитие региональной образовательной информационной среды. Сб. науч. ст. межрег. науч.-практ. конф.-СПб.: ЛОИРО, 2006.-С. 10−13.
  14. Л.В. О диалоговом взаимодействии в современном образовании// Детство в глобальном информационном пространстве: Мат-лы Междунар. конф. «Конфликт поколений в контексте информационной глобализации». -СПб.: Изд-во Политехи. Ун-та, 2007. С. 68−71.
  15. Л.В. Основы логической культуры в математике / Математика: Программы. Разработки уроков. Методические материалы // Под ред. Е. Ю. Лукичёвой. СПб.: СМИО-Пресс, 2007. С. 68−76.
  16. Л.В. Расширение языковых возможностей как развитие интеллекта / Личность, общество и образование в современной социокультурной ситуации: Межвузовский сб. науч. тр. СПб.: ЛОИРО, 2007. — С. 249−255.
  17. Л.В. Технология диалогового взаимодействия как средство формирования интеллектуальной компетентности учащихся // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. № 21(51): Аспирантские тетради: Научный журнал. СПб., 2007.-С. 150−156.
  18. JI.B., Пленова Т. Ф., Федотова Е. Ю. Для чего учить? /Под ред. Б. И. Фёдорова. СПб.: СПбАППО, 2005. — 24 с.
  19. JI.B., Пленова Т. Ф., Федотова Е. Ю. Язык и речь учителя / Науч. ред. Б. И. Фёдоров. СПб.: СПбАППО, 2006. — 42 с.
  20. Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. М.: Просвещение, 1985. — 208 с. — (Б-ка учителя по общ. пробл. теории обучения и воспитания).
  21. Ю.К. Оптимизация процесса обучения. Общедидактический аспект. М.: Педагогика, 1977. — 256 с.
  22. М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1979. С. 281−307.
  23. Е.С. Развитие диалога в процессе решения школьниками мыслительных задач // Вопросы психологии. 1991. — № 2. — С. 148−153.
  24. В.П. Инструменты диагностики качества знаний учащихся // Школьные технологии, 2006. № 2. — С. 138−150.
  25. В.П. Параметры и критерии диагностичной цели // Школьные технологии, 2006. № 1. — С. 118−128.
  26. B.C. От наукоучения к логике культуры: Два философских введения в двадцать первый век. — М., 1991. — 413 с.
  27. Л.И. Избранные психологические труды // Проблема формирования личности. / Под ред. Д. И. Фельдпггейна. М., 1995. — С. 53,90−91.
  28. Л.И. Проблема развития мотивационной сферы ребёнка // Изучение мотивации детей и подростков. -М.: Педагогика, 1972. 351с.
  29. В.А., Сериков В. В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе II Педагогика. 2003. — № 10. — С. 8−14.
  30. Большой словарь иностранных слов. -М.: ЮНВЕС, 1999. 784 с.
  31. Большой энциклопедический словарь. М.: БРЭ- СПб.: Норинт, 1998. — 1456 с.
  32. А.И., Вислобокова Н. С. О возможностях применения текстовых ответов при обучающем тестировании // Информатика и образование, 2006. -№ 4. С. 88−89.
  33. Т.Г. Гуманитарная кулыура взрослых: Развитие в процессенепрерывного образования. СПб.: Тускарора, 2006. — 164 с.
  34. Дж. Психология познания. М.: Прогресс, 1977.
  35. Л.Ю. Компьютерный диалог как психоразвивающая технология. Автореферат дисс. к. псих. Н. М.: Психологический ин-т РАО, 2003. — 21 с.
  36. В.Н. Ключевые компетентности педагога в системе повышения квалификации Электронный ресурс. Режим доступа: http://ippd.univers. krasu.ru, свободный.
  37. С.Г. Выпускник школы в зеркале времени//Актуальные проблемы современного образования. СПб.: СПбГУПМ, 2002. — С. 43−54.
  38. Е.В. Педагогическая диагностика логического мышления учащихся: Автореф. дис. к-та пед. наук. Вологда, 2002. — 16 с.
  39. Н. Кибернетика и общество. М., 2002. — 182 с. — С. 31.
  40. С.Г. Азбука логичного мышления. М.: «Центральное издательство», 2005. — 288 с.
  41. С.Г. Внутришкольное управление развитием учебно-познавательной компетентности старшеклассников. Автореферат диссертации на соискание уч. ст. д. п. Н. Москва, 2007. — 44 с.
  42. Л.С. Мышление и речь. М.: Лабиринт, 1999. 352 с.
  43. Л.С. Собр.соч. в 6 т. -М.: Педагогика, 1983. Т. 3. — С. 155.51 .Галеева Н. Л. Сам себе учитель: Курс практических занятий по формированию успешности ученика. М.: 5 за знания, 2006. — С. 83−84.
  44. П.А. Методы обучения и умственное развитие ребенка. М.: Изд-во МГУ, 1985.-45 с.
  45. Дж. Структурная модель интеллекта// Психология мышления.- М.: Прогресс, 1965.
  46. . Что такое психология. Т. 2.-М.: Мир, 1992. С. 277−317.5 5. Горшкова О. О. Дидактические условия формирования познавательной активности учащихся профессиональных училищ: Автореф. дис. к-та пед.наук.- Тула, 2003. 24 с.
  47. И.В. Профессиональная компетентность руководителя школы как объект исследования: Монография. СПб.: СПбГУПМ, 2002. — 232 с.
  48. М.Т. Психология и педагогика профессиональной деятельности: Уч. пособие для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.- 415 с.
  49. В.В. Виды обобщения в обучении (логико-психологические проблемы построения учебных предметов). — М.: Педагогика, 1972. 424 с.
  50. В.В. Теория развивающего обучения. М.: ИНТОР, 1996. 544 с.
  51. А.Н. Компетенция и компетентность: сколько их у российского школьника // Народное образование, 2004. № 4. — С. 136−144.
  52. Н.З. Рефлексивный анализ решения учебных задач как средство развития умственной самостоятельности учащихся: Дис. к-та пед. наук. СПб., 2005.- 189 с.
  53. ДОВОД: Деловое Общение В Обучающем Диалоге. Теория и практика обучения в диалоге. / Сост., авт. Предисл. и послесл. Т. Б. Казачкова. СПб.: СПбГУПМ, 1998.-119 с.
  54. В.Н. Психология общих способностей,— СПб.: Питер, 1999. С. 349.
  55. М.И., Кандыбович Л. А. Психологический словарь-справочник. -Мн.: Харвест, 2004. 576 с. 65.3агвязинский В. И. Теория обучения: Современная интерпретация: Учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений М.: Академия, 2004. — 192 с.
  56. В.Н. Гримасы «забавной» методологии и наше будущее // Народное образование. 2002. — № 7. С.36−43.
  57. Издательство «Феникс», 1997. 480 с.
  58. С.В., Дворак Т. П. Универсальность и профильное обучение (орг.-теор.основания)./5 Всерос. дистанц. августовская пед. конф. /10.09.2003 Электронный ресурс. Режим доступа: http://minobr.sakha.ru/kcenter /5dark/index.htm, свободный.
  59. А.П. Систематизация знаний по математике в профильных классах с использованием тестов. М.: Физмапшига, 2004. 416 с.
  60. Л.Ф. Педагогический мониторинг процесса развития профессиональной компетентности учителя иностранного языка //Стандарты и мониторинг. № 33. — 2004. — С. 25.
  61. B.C. Методология и технология диагностики обученности// Школьные технологии, 2006. № 2. — С. 152−161.
  62. B.C. О консолидации инженерного образования // Профессиональное образование, 2006. № 1. — С. 17−19.
  63. В.А. Проблемы совокупного интеллекта в ионосфере. Компетентность учительства // Академические чтения. СПб.: Изд-во СПбГИПСР, 2005.- Вып.6: Компетентностный подход в современном образовании. — С. 77−79.
  64. Кабанова-Меллер Е. Н. Формирование приемов умственной деятельности и умственное развитие учащихся. М.: Просвещение, 1968. — 288 с.
  65. М.С. Мир общения: Проблема межсубъектных отношений. М.: Политиздат, 1988. — 319 с.
  66. Н.М. Дидактические условия формирования методологической компетентности старшеклассников: Автореф. дис. к-та пед. наук. СПб., 2005. — 22 с.
  67. Р.П. Учебная книга как средство педагогической поддержки младших школьников в учении: Автореф. дис. к-та пед. наук. Ижевск, 2003. — 24 с.
  68. Как формировать у школьников учебную деятельность: Заочный семинаршкольных психологов / Под общей ред. М. И. Лукьяновой, Н. В. Калининой. -Ульяновск: ИПК ПРО, 1999. 84 с.
  69. Н.В., Лукьянова М. И. Психолого-педагогические показатели результативности образовательного процесса. Методическое пособие. Часть 1. Умственное развитие учащихся и сформированность учебной деятельности. -Ульяновск: ИПК ПРО, 1998. 72 с.
  70. Кан-Калик В. А. Учителю о педагогическом общении. М.: Просвещение, 1987. -190 с.
  71. С.П. и др. Синергетика и прогнозы будущего. М., 2001.
  72. М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках.- М.: Арена, 1994. 222 с.
  73. И.А. Основы технологической культуры педагога: Научно-методическое пособие для системы повышения квалификации работников образования. СПб.: Дрофа, 2003. — 285 с.
  74. А.К. Энциклопедия педагогических технологий: Пособие для преподавателей. СПб.: КАРО, 2002.- 368 с.
  75. Я.А. Великая дидактика. М.: Издательство книжного магазина К. И. Тихомирова, 1986.-291 с.
  76. А. Д., Хуторской А. В. От монолога к диалогу: методологические предпосылки проектирования образования эвристического типа. // Интернет-ж-л «Эйдос». -2007. 22 февраля. http://www. Eidos.ru/ joumal/2007/0222−6.htm.
  77. В.В. Содержание образования: вперед к прошлому. М.: Педагогическое Общество России, 2001. — 36 с.
  78. Н.В. Категории акме-синергетического и компетентностного подходов к исследованию образования // Академические чтения. СПб.: Изд-во СПбГИПСР, 2005.- Вып.6. — С. 19−24.
  79. Культурология. XX век: Энциклопедия. Т. 1. — СПб.: Университетская книга, 1998.-С. 146.
  80. Ю.Н. Диалог как предмет педагогической рефлексии. СПб.: СпецЛит, 2001. — 75 с.
  81. Ю.Н. Изменяющийся мир и проблема развития творческого потенциала личности. Ценностно-смысловой анализ. СПб.: СПбГУПМ, 2002. — 84 с.
  82. Ю.Н. Психология обучения взрослых. М.: Просвещение, 1985. -128 с.
  83. Ю.Н., Муштавинская И. В. Образовательные технологии и педагогическая рефлексия. СПб.: СПбГУПМ, 2002. — 48 с.
  84. Ю.Н., Сухобская Г. С. Индивидуальные различия в мыслительной деятельности взрослых учащихся. -М.: Педагогика, 1971. 112 с.
  85. С.Ю. Ребенок и взрослый в учебном диалоге: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1989. — 127 с.
  86. A.M. Право развиваться у одних. А у других? // Народное образование, 1998. — № 7−8. — С. 105−107.
  87. Д.В. Интеллектуальное развитие школьников в процессе изучения математики // Наука и школа, 2002. № 6. — С. 41−45.
  88. Л.Н. Алгоритмизация в обучении. М.: Просвещение, 1966. — 524 с.
  89. В.В. Как структурировать образовательную информацию // Школьные технологии, 2006. № 2. — С. 92−99.
  90. О.Е. Компетентностный подход в образовании Н Школьные технологии, 2004. № 5. — С 3−12.
  91. О.Е. Модернизация управления образованием: перспективы ипроблемы: Метод, пособие для самоанализа управленческих проблем. -СПб.: СПбАППО, 2006. 96 с.
  92. И.И., — Сушкова Ф.Б. Проблема формирования общеинтеллектуальных умений старшеклассников// Наука и школа, 2002. № 6. — С. 24−29.
  93. Н.С. Умственные способности и возраст-М.:Педагогика, 1971.-280 с.
  94. А.А. Педагогическое общение. Нальчик, Эль-фа, 1996. — 95 с.
  95. А.А. Психология общения: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. -М.: Смысл- Академия, 2005. 368 с.
  96. А.Н. Избранные психологические произведения: В 2 т. Т. 1. М.: Педагогика, 1983.- 391 с. — С. 243.
  97. А.Н. О формировании способностей // Вопросы психологии, 1960. -№ 1.-С. 8.
  98. П.С. Имиджелошческое проектирование содержания предметных областей общего среднего образования // Школьные технологии, 2006. № 2. — С.84−87.
  99. Г. Прикладная педагогическая психология. СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2003. — 416 с. (Проект «Главный учебник»).
  100. А.А. Основы профессионально-педагогического общения. М.: Академия, 2002. — 192 с.
  101. Логика и проблемы обучения / Под ред. В. Б. Бирюкова и В. Г. Фарбера. М.: Педагогика, 1977. — 216 с.
  102. М.И., Калинина Н. В. Учебная деятельность школьников: сущность и возможности формирования. Методические рекомендации для учителей и школьных психологов.-Ульяновск: ИПК ПРО, 1998.-64 с.
  103. В.В. Введение в методологию математики (Гносеологические, методологические и мировоззренческие аспекты математики. Математика и теория познания). М.: Интерпракс, 1995. 464 с.
  104. А.Н. Теория и практика создания тестов для системы образования.
  105. М.: Народное образование, 2000. 352 с.
  106. З.А. США: Поиски решения стратегической задачи школы // Педагогика. -2000. № 1. — С. 82.
  107. А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. М., 1983.-96 с.
  108. А.В. Уровневая дифференциация как условие самореализации подростков в учебном процессе. Автореферат диссертации на соискание уч. ст. к. п. Н. Ярославль, 2002. — 23 с.
  109. A.M. Теоретические вопросы проблемного обучения //Хрестоматия по возрастной и пед. психологии. Т.1.- М.: МГУ, 1980.- 292 с.
  110. Л.А. Психология учебной деятельности: Монография. -Н.Новгород: ВГИПА, 2005. 130 с.
  111. Т.В., Ходырева Е. А. Учебная деятельность. Среда. Развитие. -Киров: ВГПУ, 1998. 78 с.
  112. Н.А. Проблемы учения и умственного развития школьника. -М.: Педагогика, 1989. 220 с.
  113. Методы системного педагогического исследования. / Под ред. Н. В. Кузьминой. Л.: Изд-во ЛГУ, 1980. — 172 с.
  114. Я.А. Оптимизация сложности учебного текста: В помощь авторам и редакторам. М.: Просвещение, 1981. — 119 с.
  115. Я.А. Теория измерения и оптимизация степени сложности учебного материала в общеобразовательной школе. Автореф. дис. д-ра пед. н. М., 1982.-42 с.
  116. Е.В. Информационные технологии в профессиональной деятельности: Учеб. пособие для сред. Проф. образования. М.: Академия, 2004. — 384 с.
  117. JT.H. Очерк истории воспитания и обучения с древнейших до наших времён. Ч. 2. СПб.: Алетейя, 2000. — 489 с.
  118. А. Теория информации и эстетического восприятия. М.: Мир, 1966. -351 с.
  119. А.Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных. СПб.: Речь, 2006. — 392 с.
  120. Р.С. Психология: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: в 3 кн. -4-е изд. М.: Гуманитар. Изд. центр ВЛАДОС, 2004. — Кн. 2. Психология образования. — 606 с.
  121. Е.П. Объяснение функция науки. — М.: Наука, 1970. — 280 с.
  122. В. Введение в общую дидактику. М.: Высшая школа, 1990. — 382 с.
  123. С.М. Информатика: Развитие интеллекта школьников. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005. — 212 е.: ил.
  124. В.А. Психолого-дидактические требования к заданиям и упражнениям в учебнике. В кн. Проблемы школьного учебника. — М., 1975. С. 130−137.
  125. Основы андрагогики: Учебное пособие / Под ред. И. А. Колесниковой. М.: Академия, 2003. С. 8.
  126. Е.В. Информационно-образовательная среда современного школьника // Школьные технологии, 2002. № 4. — С.25−35.
  127. В.Н. Психология общения //Вопросы философии, 1971. № 7. -С.162.
  128. .Д. Основы социально-психологической теории. М., 1971.1. С. 221−222.
  129. Педагогика / Под ред. П. И. Пидкасистого. М.: Педагогическое общество России, 2000. — 640 с.
  130. Л.М., Фёдоров Б. И. Наука обучать. СПб.: СМИО Пресс, 2000. -288 с.
  131. JI.M. Формирование общих учебных умений и навыков у учащихся как условие повышения качества общего образования: Методическое пособие. СПб.: СПбАППО, 2007. — 64 с.
  132. Ю.А., Столяр А. А. О педагогическом аспекте семиотического анализа вопросов. /Логика и проблемы обучения. Под ред. Б. В. Бирюкова и В. Г. Фарбера. М.: Педагогика, 1977. — С. 63−87.
  133. И.П. Как сделать знания прочными // Народное образование, 2003.- № 5. С. 64−66.
  134. И.П. Продуктивная педагогика. Книга для учителя. М.: Народное образование, 2003. -496 с.
  135. С.И. Организация учебного диалога в начальной школе// Наука и школа, 2002. № 6. — С. 11 — 16.
  136. К. Логика и рост научного знания. — М., 1983. 606 с.
  137. Н.Н., Поспелов И. Н. Формирование мыслительных операций у старшеклассников. -М.: Педагогика, 1989. 152 с.
  138. Практикум по возрастной психологии. Уч. пособие / Под ред. Л. А. Головей, Е. Ф. Рыбалко. СПб.: Речь, 2002. — 694 с.
  139. Дж. Компетентность в современном обществе: Выявление, развитие и реализация. М.: Когито-центр, 2002. — 394 с.
  140. Дж. Педагогическое тестирование. Проблемы. Заблуждения. Перспективы. М.: Когито-центр, 1999. — 139 с.
  141. Е.И. Настольная книга практического психолога: Уч. пособие: В 2 кн.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. 384 с. и 480 с.
  142. К.В. Культурная антропология образования и семья: Монография / Научн. ред. Б. И. Фёдоров. СПб.: СПбГУПМ, 2003. — 346 с.
  143. С.JI. Принципы и пути развития психологии. М.: Изд-во АН СССР, 1959.-354 с.
  144. С.Ф. Ценностные приоритеты образовательного процесса // Притчи, сказки, метафоры в развитии ребёнка. СПб.: Речь, 2006. 296 с.
  145. Е.И. Методические основы обобщения и систематизации знаний учащихся в процессе обучения математике в средней школе: Автореф. дис. д-ра пед. н. М., 2002. — 32 с.
  146. Сборник нормативных документов / сост. Э. Д. Днепров, А. Г. Аркадьев. -М.: Дрофа, 2005.-443 с.
  147. Г. К. Компетентности и их классификация // Народное образование, 2004.-№ 4.-С. 138−143.
  148. Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие для пед. вузов и ин-тов повышения квалификации. М.: Народное образование, 1998. — 256 с.
  149. Г. К., Маркова Н. Н., Левина О. Г. Научи себя учиться. М.: Народное образование, 2001. — 192 с.
  150. Е.О. Педагогическое взаимодействие как фактор личностного развития студентов: Автореф. дис. к-та психол. н.- Ставрополь, 2002. 21 с.
  151. Е.М. Философия истории. СПб.: Лань, Спб ун-т МВД России, 2002. — 608 с.
  152. Г. Г. Дидактические условия развития коммуникативной компетентности будущих социальных педагогов: Автореф. дис. к-та пед. наук. Армавир, 2003. — 22 с.
  153. В.П. Педагогический менеджмент: 50 НОУ-ХАУ в управлении педагогическими системами: Учебное пособие. М.: Педагогическое Общество России, 1999. — 430 с.
  154. A.M. Логическая структура учебного материала. М.: Педагогика, 1974.-192 с.
  155. A.M. Объяснение в процессе обучения: Элементы дидактической концепции. М.: Педагогика, 1988. — 128 с.
  156. Стандарт среднего (полного) общего образования по математике. Базовый уровень // Вестник образования России. Июль, 2004. № 14. — С. 60−62.
  157. А.А. Методы обучения математике. Мн.: Вышэйшая школа, 1966. -191 с.
  158. Стратегия модернизации содержания общего образования: Мат-лы для разраб. док-тов по обновлению общего образования Электронный ресурс.- М., 2001. Режим доступа: http.//www.infonnatika.ru/text/school/strateg/.
  159. .В. Педагогическая психология: от теории к практике. Пер. с англ.- М.: ОАО Издательская группа «Прогресс», 2002. 572 с.
  160. Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. М.: Изд-во МГУ, 1984.-344 с.
  161. Теоретические основы процесса обучения в советской школе / Под ред. В. В. Краевского, И.Я. Лернера- НИИ общей педагогики АПН СССР. М.: Педагогика, 1989. — 320 с.
  162. Тихомиров O.K."Искусственный интеллект" и психология.-М.: Наука, 1976.
  163. O.K. Психология мышления: Учебное пособие. М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1984. — 272 с.
  164. Е.Е. Применение теста ШТУР в работе школьного психолога. СПб.: СПбГУПМ, 1999. — 67 с.
  165. А.И. Учебные задания и процесс обучения.-М.'.Педагогика, 1989.- 56с.
  166. Г. А., Афонькина Ю. А. Практикум по детской психологии. М., 1995.
  167. К.Д. Проблемы педагогики. М.: Изд-во УРАО, 2002.
  168. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования //
  169. Вестник образования, 2004. № 12, 14. — С. 18−126, 3−128.
  170. .И. Алгоритмы обучения. СПб.: Просвещение, 2004. — 182 с.
  171. .И. и др. Элементы логической культуры: Учеб. пособие для старших классов общеобр. школы. СПб.: «Иван Фёдоров». — 152 с.
  172. .И., Джалиашвили 3.0. Логика компьютерного диалога. М.: Онега, 1994.-240 с.
  173. Е.Л. Педагогическое взаимодействие как фактор личностного саморазвития учащихся и учителя. Автореф. дисс. д. пед. н. Хабаровск, 1998.-39 с.
  174. С.А. Дидактические условия включения жизненного познавательного опыта старшеклассников в процессе обучения: Автореф. дис. к-та пед. наук. Петрозаводск, 2000. — 19 с.
  175. Философский словарь / Под ред. И. Т. Фролова. 7-е изд., перераб. М.: Республика, 2001. — 719 с.
  176. И.Л., Антонова И. Г. Психолого-педагогические показатели результативности образовательного процесса. Методическое пособие. Ч. 2. Учебная мотивация школьников. Ульяновск: ИПК ПРО, 2000. — 64 с.
  177. Т.А. Диалог в практической психологии: Наука о душе. М.: ВЛАДОС, 2001.-208 с.
  178. Формирование интереса к учению у школьников / Под ред. А. К. Марковой. -М., 1986.-С.14.
  179. Л.М. Логико-психологический анализ школьных учебных задач. -М.: Педагогика, 1977. 208 с.
  180. М.А. Психология интеллекта. Парадоксы исследования. СПб.: Питер, 2002. — 272 с.
  181. Л.Н. Информационная педагогика // Интернет-журнал «Эйдос». -2002. 25 августа, http://www.eidos.ru/journal/2002/0825.htm. — В надзаг: Центр дистанционного образования «Эйдос».
  182. А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты // Интернет-журнал «Эйдос». 2002. — 23 апреля, http://www.eidos.ru/ journal/2002/0423.htm.- В надзаг: Центр дистанционного образования «Эйдос», e-mail: [email protected].
  183. А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования // Народное образование, 2003. -№ 2. С. 58−64.
  184. А.В. Ключевые компетенции. Технология конструирования // Народное образование, 2003. № 5. — С. 55−61.
  185. Г. А. Психология саморазвития: задача для подростков и их педагогов. — М.: Интерпракс, 1994. 160 с.
  186. Т.И. и др. Управление образовательными системами. — М.: Академия, 2002. 384 с.
  187. С.Е., Кальней В. А. Школа: мониторинг качества образования. М.: Педагогическое Общество России, 2000. — 320 с.
  188. Е.Н., Котова И. Б. Развитие личности в обучении: Уч. пособие для студ. пед. вузов. — М.: Академия, 1999. — 288 с.
  189. В.А. Моделирование и философия. М. — Л.: Наука, 1966. — 301 с.
  190. Н.И. Гуманизм и гуманизация образования в современной России//Актуальные проблемы современного образования. СПб.: СПбГУПМ, 2002. — С. 56−76.
  191. B.C. К вопросу об уровнях и способах психической саморегуляции // Материалы Московской городской конференции молодых психологов. -М., 1969.
  192. И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. М.: Сентябрь, 1996. — 96 с.
  193. Н.М. Дидактические условия развития познавательной активности студентов педагогического университета в совместной учебной деятельности: Автореф. дис. к-та пед. наук. Ульяновск, 2002. — 24 с.
  194. Anderson J.R. Cognitive psychology and its implications (2th ed.). N.Y.: Freeman, 1985.
  195. Cattell R.B. Abilities: Their structure, growth and action. Boston: Houghton Mifflin, 1971.
  196. Das J.P., Naglieri J. A. & Kirby J.R. Assessment of cognitive processes. Boston: ДНуп & Bacon, 1994.
  197. Feuerstein R. Instrumental enrichment: An intervention program for cognitive mpdifiability. Baltimore: University Park Press, 1980.
  198. Gagne R.M., Driscool M.P. Essentials of learning for instruction (2th ed.). -Englewood Cliff, NJ: Prentice-Hall, 1988.
  199. Gardner H. Frames of mind: The theory of multiple intelligences. N-Y.: Basic Books, 1983.
  200. Hebb D. A textbook of psychology. Philadelphia: Saunders, 1966.
  201. Mayer R.E. Education psychology: A cognitive approach. Boston: Little, Brown, 1987.
  202. Sternberg R.J. Successful intelligence: How practical and creative intelligence determine success in life. N-Y.: Simon&Schruster, 1996.
  203. Wechsler D. The measurement and appraisal of adult intelligence. Baltimore: Williams&Wilkins, 1958.
  204. Wechsler D. Cognitive, Conative and Non-intellective intelligence. «Studies in Individual Differences». N-Y., 1961. — P. 651 -659.
Заполнить форму текущей работой