Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Совершенствование организации взаимодействия предприятий промышленности и банков

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Через социальные сети реализуются экономический, культурный, социальный и символический капитал. В связи с этим возможно применение понятия социально-экономического поля как многомерного пространства позиций, в котором любая существующая позиция может быть определена, исходя из многомерной системы координат, значения которой коррелируют с соответствующими различными переменными: таким образом… Читать ещё >

Содержание

  • 1. Теоретико-методологические основы взаимодействия предприятий промышленности и банков
    • 1. 1. Теоретические основы взаимодействия предприятий промышленности и банков
    • 1. 2. Методологические аспекты взаимодействия предприятий промышленности и банков
    • 1. 3. Ключевые направления совершенствования инструментария взаимодействия предприятий промышленности и банков
  • 2. Современные особенности взаимодействия предприятий промышленности и банков
    • 2. 1. Особенности развития промышленного сектора экономики территориального образования
    • 2. 2. Современное состояние банковского сектора экономики территориального образования
    • 2. 3. Организационно-экономические предпосылки совершенствования организации взаимодействия предприятий промышленности и банков
  • 3. Совершенствование организации взаимодействия предприятий промышленности и банков
    • 3. 1. Концептуальные аспекты развития системы взаимодействия предприятий промышленности и банков на современном этапе
    • 3. 2. Модель взаимодействия предприятий промышленности и банков
    • 3. 3. Методические рекомендации по совершенствованию организации взаимодействия предприятий промышленности и банков региона

Совершенствование организации взаимодействия предприятий промышленности и банков (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Мировой экономический кризис, проявивший себя изначально в банковском секторе экономики, существенным образом оказал воздействие на промышленность экономически развитых и развивающихся стран. В первую очередь, это сказалось на кредитовании промышленных предприятий, то есть в основной сфере взаимодействия предприятий промышленности и банков.

Изыскивая пути преодоления кризиса, ученые и специалисты предлагают различные подходы, вплоть до коренного изменения парадигмы финансовой сферы на общемировом, страновом и корпоративном уровнях.

На организацию взаимодействия предприятий промышленности и банков направлен банковский маркетинг, который в данном контексте нуждается в совершенствовании собственного инструментария. В современных условиях для любого территориального образования взаимодействие предприятий промышленности и банков есть жизненно важное условие существования территориального сообщества.

Экономический, финансовый кризис, кризис промышленного производства подталкивает к пересмотру ключевых аспектов философии взаимодействия промышленного и банковского секторов, определяющей решения для повышения его эффективности. Кризис подтверждает, что необходимо совершенствование инструментария взаимодействия предприятий промышленности и банков.

В этом смысле особый интерес представляет подход, последнее время разрабатываемый в лаборатории искусственных обществ ЦЭМИ РАН под руководством академика B.JI. Макарова, который позиционирует искусственные общества как принципиально новый инструмент познания.

Следуя теории искусственных обществ, взаимодействие предприятий промышленности и банков может быть представлено в виде агент-ориентированной модели (agent-based model) на основе базового варианта компьютерной модели общества. Для банковского маркетинга предприятий промышленности наиболее приемлемой можно считать модель, базирующуюся на понятии привлекательности партнера. То есть модель, по которой формируются социальные сети.

Зарубежными и отечественными исследователями сформулированы теоретико-методологические основы взаимодействия предприятий промышленности и банков в контексте банковского маркетинга, изложены основы теории искусственных обществ. Практически неисследованными остаются вопросы применения результатов теоретических исследований для построения, отвечающих современным требованиям, моделей взаимодействия предприятий промышленности и банков. Это обусловило актуальность настоящего исследования.

Область исследования соответствует требованиям паспорта специальностей ВАК:

08.00.05 — Экономика и управление народным хозяйством (экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами — промышленность): 15.1. Разработка новых и адаптация существующих методов, механизмов и инструментов функционирования экономики, организации и управления хозяйственными образованиями промышленности- 15.2. Формирование механизмов устойчивого развития экономики промышленных отраслей, комплексов, предприятий.

08.00.10 — Финансы, денежное обращение и кредит: 9.4. Развитие инфраструктуры кредитных отношений современных кредитных инструментов, форм и методов кредитования- 9.7. Повышение эффективности деятельности банков с государственным участием, банков с иностранным участием, а также региональных банков.

Степень разработанности проблемы. В области теории и практики развития промышленности и экономики региона активную работу ведут И. О. Боткин, О. И. Боткин, Г. Б. Клейнер, A.M. Макаров, В. И. Некрасов, А. Н. Пыткин, O.A. Романова, А. И. Татаркин, М. Д. Шарыгин др.

В области банковского маркетинга опубликованы работы Д. Н. Владиславлева, JI.A. Данченок, Н. Б. Куршаковой, В. Т. Севрук, А. Н. Тулембаевой, Э. А. Уткина, В. И. Хабарова, зарубежных авторовМ. Доуни, П. С. Роуза.

Разработкой теории искусственных обществ и ее приложений занимается лаборатория искусственных обществ под руководством академика В. Л. Макарова. За рубежом по этой тематике выполнили работы Дж. Конвей, Н. Луман, С. К. Хемелрик, Т. Шеллинг, Дж. Эпштейн, Р. Акстелл, и др.

Обобщение опыта отечественных и зарубежных исследований и разработок выявило необходимость исследования проблем совершенствования в области взаимодействия предприятий промышленности и банков как в теоретическом, так и в практическом аспектах.

Целью диссертационной работы является разработка научно-методических положений по совершенствованию взаимодействия предприятий промышленности и банков.

Поставленная цель потребовала решения ряда взаимосвязанных задач, а именно:

— исследовать и обобщить теоретико-методологические основы взаимодействия предприятий промышленности и банков;

— определить ключевые направления совершенствования инструментария исследования взаимодействия предприятий промышленности и банков;

— выделить современные особенности взаимодействия предприятий промышленности и банков;

— обосновать организационно-экономические предпосылки совершенствования организации взаимодействия предприятий промышленности и банков;

— разработать модель взаимодействия предприятий промышленности и банков;

— предложить методические рекомендации по совершенствованию организации взаимодействия предприятий промышленности и банков.

Объектом исследования являются предприятия промышленного и банковского секторов экономики региона. В качестве примера рассматриваются предприятия Пермского края, соответствующие российской специфике функционирования промышленности и банковского сектора в современных условиях.

Предметом исследования являются организационно-экономические отношения, возникающие в процессе взаимодействия предприятий промышленности и банков в условиях рыночной экономики.

Теоретической и методологической основой исследования являются научные труды и разработки отечественных и зарубежных авторов в области взаимодействия предприятий промышленности и банков, развития промышленности.

Основные методы исследования. Методической основой исследования являются общенаучные методы управления и организации, экспертных оценок, организационно-структурное моделирование и метод сравнительного анализа.

Информационной базой диссертационной работы послужили данные органов статистики, промышленных предприятий, публикации результатов научных исследований. В диссертации нашли отражение результаты научно-исследовательских работ, выполненных автором и при его участии.

Научная новизна диссертационной работы заключается в разработке научно-методических положений по совершенствованию взаимодействия предприятий промышленности и банков на основе теории искусственных обществ. В процессе исследования получены следующие теоретические и практические результаты, определяющие научную новизну и являющиеся предметом защиты:

— уточнено понятие «взаимодействие предприятий промышленности и банков», учитывающее теоретические и методологические аспекты теории искусственных обществ;

— выделены современные особенности взаимодействия предприятий промышленности и банков, обусловленные спецификой теории искусственных обществ;

— обоснованы концептуальные аспекты формирования системы взаимодействия предприятий промышленности и банков на основе теории искусственных обществ;

— разработана модель взаимодействия предприятий промышленности и банков;

— предложен механизм реализации методических положений по совершенствованию системы взаимодействия предприятий промышленности и банков региона.

Практическая значимость исследования определяется потребностью в теоретико-методическом обосновании и разработке методических положений по совершенствованию взаимодействия предприятий промышленности и банков на основе теории искусственных обществ в регионе для обеспечения методологического и управленческого единства развития промышленности в регионах и Российской Федерации в целом.

Материалы диссертации могут использоваться для подготовки и переподготовки менеджеров и работников предприятий промышленности, промышленных отраслей, комплексов и банков.

Результаты работы могут быть использованы для преподавания в высших учебных заведениях курсов внутрифирменного и стратегического планирования на предприятиях промышленности, в промышленных отрасляхкомплексах и банках.

Апробация исследования. Сформулированные в диссертационной работе основные положения, выводы и рекомендации докладывались на теоретических семинарах и конференциях в Институте экономики Уральского отделения Российской академии наук (г. Екатеринбург, 2008;2010 гг.).

Теоретические и методологические результаты исследования отражены в научных разработках Пермского филиала Института экономики УрО РАН, в том числе по научному направлению «Региональная промышленная политика и экономическая безопасность регионов» в рамках научно-исследовательской работы «Разработка теории и методологии структурной модернизации промышленности региона» — 2007 г. — Постановление Президиума РАН от 28.02.2003 № 61.

Теоретические, методологические и прикладные результаты исследования используются при чтении курса лекций по дисциплине «Стратегическое планирование» в специальных программах повышения квалификации работников промышленных предприятий и банков в НОУ ДПО «Пермский академический учебный центр».

Публикации. Результаты научных исследований нашли отражение в 5 публикациях, общим объемом 13,86 п.л. (личный вклад автора 8,67 п.л.), в том числе 1 статья в журнале, рекомендуемом ВАК для опубликования результатов диссертационной работы.

Объем и структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений. Содержит 160 страниц основного текста, включает 10 рисунков, 12 таблиц, приложения, список литературы из 137 наименований.

Заключение

.

Мировой экономический, финансовый кризис проявил все недостатки взаимодействия предприятий промышленности и банков. Проявились в результате кризиса и территориальные аспекты проблемы. То есть, необходимо говорить о недостаточной эффективности взаимодействия предприятий промышленности и банков в современных условиях на региональном уровне в области взаимодействия банковского и промышленного секторов экономики региона.

Маркетинг, исследующий взаимоотношения субъектов предпринимательской деятельности, к которым относятся предприятия промышленности и банки, как инструмент рыночной экономики, достаточно полно исследован и имеет ряд определений, в том числе и для банковской сферы.

Анализ работ показывает, что банковский маркетинг можно определить как поиск и использование банком наиболее выгодных рынков банковских продуктов с учетом потребностей клиентуры. Поэтому столь необходимо тщательное изучение рынка, анализ изменяющихся вкусов и предпочтений потребителей банковских услуг.

Данное определение является конкретизацией более общих подходов, суть которых заключается в том, что маркетинг (от англ. market — рынок) — это целеустремленное применение разнообразных инструментов рыночной политики, ориентированное на удовлетворение интересов потребителей, для преодоления разногласий, возникающих между спросом и предложением.

Теоретически, рассуждая об эффективности банковского маркетинга, в работах отечественных исследователей утверждается, что система оценки эффективности маркетинга должна иметь не только механизмы апостериорного анализа (т.е. анализа результатов принятия или неприятия предложения), но и возможность априорной оценки маркетинговых предложений, кампаний, рентабельностей и даже бюджетов маркетинга. Система должна содержать инструмент, моделирующий появление клиентов, подбор предложений клиентам и оценивающий принятие или неприятие предложений и вероятностное потребление или непотребление предлагаемого продукта. В итоге система должна позволять выполнить актуальнейшую задачу — получить оценки эффекта (бюджета маркетинга, доходов банка), а также предложить изменение существующих параметров маркетинга для улучшения данных показателей. Иными словами, исходя из маркетинговой стратегии, построить оптимальную маркетинговую тактику.

Подчеркивается, что в эпоху бурного развития технологий и нарастающей конкуренции ценность массового клиента как источника прибыли неуклонно растет. Клиент становится основным активом банка, его нужды и потребности оказываются в фокусе банковского бизнеса. Стратегия выживания в борьбе за массового клиента основывается на подчинении всех бизнес-процессов и процедур одной единственной цели — удовлетворению потребностей клиента. В дальнейшем эффективность бизнеса будет определяться степенью удовлетворенности клиента.

Маркетинг — это стратегия и философия банка, требующая тщательной подготовки, глубокого и всестороннего анализа, активной работы всех подразделений банка от руководителей до низовых звеньев. Маркетинговый подход предполагает первоочередную ориентацию банка не на свой продукт, а на реальные потребности клиентуры.

Экономический, финансовый кризис, кризис промышленного производства подталкивает к пересмотру ключевых аспектов философии банковского маркетинга, исследующего взаимодействие промышленного и банковского секторов, генерирующего решения для повышения эффективности их взаимодействия. Кризис подтверждает, что необходимо совершенствование инструментария банковского маркетинга в промышленном секторе экономики региона.

Проблема заключается в том, что, как отмечают ведущие ученые-экономисты, математическое моделирование в экономике зашло в тупик, поскольку модели, которыми оперировали ученые ранее, отражают действительность упрощенно, их надо усложнять. Например, необходим учет этических норм, когда предприниматель не всегда стремится к максимизации прибыли любой ценой. К этой же категории относятся задачи устойчивого развития (sustainable development), направленные на достижение баланса социальной, экономической, экологической и институциональной составляющих развития территориальных образований, их секторов экономики и предприятий.

Модели, основанные на теории искусственных обществ — новый инструмент, где возможно безграничное усложнение модели.

В этом смысле особый интерес представляет подход, последнее время разрабатываемый в лаборатории искусственных обществ ЦЭМИ РАН под руководством академика B.JI. Макарова.

B.JI. Макаров позиционирует искусственные общества как принципиально новый инструмент познания. Он полагает, что ключевой фразой новой методологии можно считать цитату из книги Дж. Эпштейна и Р. Акстелла: «Однажды люди применительно к социальному явлению вместо вопроса «Можете ли вы это объяснить?» спросят «Можете ли вы это построить (вырастить)?».

Искусственное общество представляет собой некую среду (environment). Это может быть некое пространство или даже точка. В этой среде осуществляют свою деятельность «агенты». Компьютерные модели, где элементами являются агенты, называются агент-ориентированными моделями (agent-based models). В большинстве работ, посвященных построению и изучению агент-ориентированных моделей, отмечается, что правила взаимодействия между агентами достаточно просты. Тем не менее, в итоге получаются вполне осмысленные содержательные результаты.

Для банковского маркетинга наиболее приемлемой можно считать агент-ориентированную модель, базирующуюся на понятии привлекательности партнера. То есть модель, по которой формируются социальные сети (social networks). В социальных сетях выделяются три основных типа потоков: материальные, символические и эмоциональные. Под символами подразумеваются информация, идеи, сообщения. В какой-то степени в качестве символов могут выступать деньги, поскольку, в конце концов, деньги обеспечивают доступ к материальным ценностям. Обмен эмоциями, безусловно, тоже является важной составляющей сетей, но эта задача требует особого инструментария.

Через социальные сети реализуются экономический, культурный, социальный и символический капитал. В связи с этим возможно применение понятия социально-экономического поля как многомерного пространства позиций, в котором любая существующая позиция может быть определена, исходя из многомерной системы координат, значения которой коррелируют с соответствующими различными переменными: таким образом, агенты в них распределяются в первом измерении — по общему объему капитала, которым они располагают, а во втором — по сочетаниям своих капиталов, то есть по относительному весу различных видов капитала в общей совокупности собственности. В модели социальных сетей ведущая роль отводится социальному капиталу, который является ресурсом, перемещающимся от доноров к реципиентам. Социальный капитал приравнивается к сумме связей актора с другими акторами и является посредником для мобилизации чужих ресурсов. Так осуществляется перевод социального капитала в другие типы капитала — экономический, культурный и т. д.

Согласно теории искусственных обществ взаимодействие предприятий промышленности и банков в современных условиях определяется через банковский маркетинг, как инструментарий исследования и формирования материальных, символических и эмоциональных потоков промышленного и банковского секторов экономики региона.

Анализ современного состояния банковского маркетинга показал, что исследователи и само банковское сообщество до настоящего времени не имеют однозначного толкования предмета банковской деятельности. Предметом банковской деятельности одновременно могут быть представлены и продукт, и услуга, и товар. Это порождает определенные проблемы при определении сущности банковского маркетинга.

Чаще всего употребляются понятия банковский продукт, банковская услуга. Но и то, и другое в рыночной экономике являются товаром на рынке. При этом ключевой тенденцией современной экономики является трансформация рынков товаров, продукции, услуг в рынки потребителей. Очевидно, определяющим становится механизм взаимодействия производителей товаров, продукции, услуг и потребителей.

Отечественными исследователями на основании собственного и зарубежного опыта выработаны четыре подхода к определению понятий банковский продукт, услуга и товар. Эти подходы могут быть корректно интерпретированы с точки зрения теории искусственных обществ, а именно как агент-ориентированная модель, базирующаяся на понятии привлекательности партнера. В первую очередь рассматривается привлекательность банка, как партнера промышленного сектора экономики, предлагающего банковский продукт, услугу, товар.

Что касается агент-ориентированной модели взаимодействия предприятий промышленности и банков то, согласно приведенным концепциям, очевидным является предназначение банков в повышении уровня рационального поведения участников экономических отношений в условиях рыночной неопределенности, в снижении размеров их трансакционных издержек и минимизации информационной асимметрии в отношениях между ними. Банк, действуя в интересах участников экономических отношений, удовлетворяет их основные потребности, сутью которых является:

— увеличение размера ресурсов, их приращение;

— получение дополнительных ресурсов, мобилизация ресурсов;

— осуществление расчетов и платежей;

— хранение денежных средств и ценностей;

— получение информации, консультации и содействие на финансовом рынке.

Рассматривая привлекательность банковского сектора для промышленности региона, нельзя забывать о привлекательности промышленного сектора экономики региона для банков.

В этом смысле, сопутствующие теории искусственных обществ исследования в области социальных сетей выделяют совокупность акторов, которая имеет типологию, отражающую, в том числе, характер взаимодействия промышленного и банковского секторов экономики региона.

Типология акторов социальных сетей построена на понятии «трансферт» (фр. transfert, лат. transfero — переношу, перемещаю). Речь идет о перемещении (потоках) различного рода ресурсов — материальных, символических, эмоциональных.

При сетевом анализе трансфертов предполагается, что единицей взаимодействия (актором) является хозяйствующая единица (для данного исследования — банк и промышленное предприятие), согласно теории искусственных обществ — агент. Условно выделяются четыре типа хозяйствующих единиц, обменивающихся ресурсами:

1) «доноры» — хозяйствующие единицы, предоставляющие трансферты;

2) «потребители» — хозяйствующие единицы, получающие трансферты;

3) «обмен» — хозяйствующие, и получающие и предоставляющие трансферты;

4) «независимые» — не получающие и не предоставляющие трансферты.

Концептуальной основой формирования системы банковского маркетинга промышленного сектора экономики региона согласно теории искусственных обществ служит общепринятое определение: «Искусственное общество это агент-ориентированная модель, разработанная для компьютерных симуляций социальных процессов».

Исходя из данного определения, можно считать искусственным обществом совокупность агентов микроуровня, включенных в состав агент-ориентированной модели, т. е. в случае системы банковского маркетинга vi h промышленного сектора экономики основными агентами являются предприятия промышленного сектора экономики и банки региона.

Агент-ориентированные (agent-based) экономические модели представляют класс моделей, в которых общий экономический результат есть совокупность результатов поведения отдельных агентов, являющихся основной единицей моделирования. В отличие от традиционного подхода, при котором экономический эффект представляется неким неделимым усреднением.

Определяя термин «агент», его относят к связанным данным и поведенческим методам, представляющим объект, составляющим в вычислительном отношении часть созданного мира. Примеры возможных агентов включают людей, социальные группировки, учреждения, биологические объекты, физические объекты. Кроме того, агенты могут быть составлены из других агентов, таким образом, образуя иерархические конструкции.

Особенностями агент-ориентированных моделей являются:

— объектная ориентированность;

— обучаемость агентов (или их эволюция);

— сложность вычислений.

Доминирующим методологическим подходом является подход, при котором вычисляется равновесие или псевдоравновесие системы, содержащей в себе множество агентов.

Агент-ориентированная модель состоит из динамически взаимодействующих по определенным правилам агентов. Среда, в которой они взаимодействуют, может быть достаточно сложной.

Основные свойства агентов агент-ориентированной модели:

— интеллектуальность;

— наличие жизненной цели;

— расположение во времени и пространстве. Имеется в виду некоторая «среда обитания», которая может быть представлена как в виде двухмерной матрицы, так и в виде гораздо более сложной структуры. Результатом взаимодействия агентов в «среде обитания» могут быть равновесие, непрекращающийся процесс эволюции или бесконечный цикл без определенного решения.

Система банковского маркетинга промышленного сектора экономики региона по своей сути представляет вид социальной сети, как результат динамических процессов и обратной связи. Иными словами, создаваемые людьми взаимосвязи оказывают влияние на топологию сети, а форма сети, в свою очередь, влияет на взаимосвязи между людьми. Поэтому эволюция структуры социальных сетей становится зависимой от траекторий.

По существу банковский маркетинг промышленного сектора экономики региона, если он рассматривается через призму агент-ориентированной модели, это анализ социальных сетей — направление структурного подхода, основными целями которого является изучение связей между социальными объектами и исследование причин и условий возникновения этих связей. В настоящее время анализ социальных сетей выделился в самостоятельное научное направление со своей теоретической базой, методами и исследовательскими приемами. Идет изучение от простого к сложному, всей структуры, отдельных отношений агентов, поведения, количественных характеристик. Анализ социальных сетей применяется в области социологии, экономики, лингвистики, антропологии, психологии, коммуникациях, информатики, биологии, и других дисциплин.

В анализе социальных сетей можно выделить четыре подхода:

1) структурный — анализ формы сети и интенсивности взаимодействия внутри сети;

2) ресурсный — анализ привлекаемых субъектом индивидуальных и сетевых ресурсов для достижения некоторой цели наилучшим образом. В качестве ресурсов в сети могут выступать знания, умения, демографические особенности, уровень богатства, положение в обществе и т. п.;

3) нормативный — анализ уровня доверия между субъектами сети, правила, нормы, законы, влияющие на поведение субъектов внутри сети, а также процессов их взаимодействия;

4) динамический — анализ изменений, происходящий в сети с течением времени.

Агент-ориентированное моделирование осуществляется при помощи ряда апробированных программных средств, к ним относятся:

— SOARS — программный продукт, разработанный в Токийском технологическом институте, с простым GUI, позволяющим даже новичкам довольно быстро начать разрабатывать агент — ориентированные модели. SOARS включает в себя три программных модуля: Visual Shell, Model Builder, Animator. Модули предоставляют пользователю все необходимые для работы библиотеки. Кроме того, в SOARS реализована возможность написания собственных программ на языке Java;

— MASON — программный продукт, разработанный в США (George Mason University), в котором реализованы наиболее известные агент — ориентированные модели: Life (модель жизни), SugarScape (сахарная модель) и т. д. Помимо этого, MASON представляет возможность пользователю реализовывать свои собственные модели, используя язык Java;

— Artisoc — программный продукт, разработанный в Токийском университете (University of Tokyo), позволяющий быстро и легко реализовывать агент — ориентированные модели. С помощью пакета Artisoc была построена, например, известная модель Шеллинга (Schelling's segregation model).

Указанные программные средства доступны широкому кругу пользователей Интернет.

Основное назначение предлагаемой автором модели взаимодействия предприятий промышленности и банков с применением теории искусственных обществ — достижение консенсуса между инвесторами, производителями, организациями, имеющими кредитные ресурсы, и региональным сообществом. Оптимальная в перспективе работа предлагаемой модели предполагается в случае взаимодействия всех субъектов промышленного и банковского секторов экономики региона в едином информационном пространстве и наличии консенсуса между ними о совместной инвестиционной деятельности.

Активными автономными агентами инвестиционной деятельности являются:

— непосредственные производители — юридические и физические лица;

— инвесторы, принимающие решение о финансировании производственных процессов;

— банки — в вопросах кредитования;

— региональные органы власти, участвующие в формировании инвестиционного климата на данной территории.

Пассивными агентами являются налоговые и фондовые учреждения, получающие обязательные платежи, указываемые производителями.

Агентами могут учитываться товарные и трудовые обязательства, возникающие при распределении инвестиционного ресурса по всему производственному циклу промышленных предприятий.

На основе предоставляемой агентами однородной экономической информации возможно определение и достижение равновесного состояния всей экономической системы — совокупности агентов промышленного и банковского секторов экономики региона. Достижение равновесия всей системы обеспечивается за счет создания микроравновесия всех индивидуальных агентов, на основе автоматизации бухгалтерского учета, как самой распространенной экономической формой точного вычислимого равновесия.

Исходя из содержания модели, можно сделать вывод о том, что данная модель определяет процесс накопления экономической информации для обоснованного распределения финансовых ресурсов между хозяйствующими субъектами, развивая формы аутсорсинга и информационного менеджмента.

Модель взаимодействия предприятий промышленности и банков представляет собой совокупность процессов, не завершаемых во времени, обращенных к неограниченному числу экономических актов с конечным распределением капитала между взаимодействующими автономными агентами, создавшими информацию для вычисления.

Совершенствование системы взаимодействия предприятий промышленности и банков на современном этапе автор связывает с внедрением механизма исследования взаимоотношений между экономическими агентами банковского и промышленного секторов региона на основе теории искусственных обществ в типовые механизмы маркетингового исследования в регионе, используемые региональными банками, с применением инструментария агент-ориентированного моделирования банковского маркетинга промышленного сектора экономики региона.

Заинтересованными сторонами в этом являются:

— промышленные предприятия региона, остро нуждающиеся в инвестициях;

— сторонние инвесторы, изыскивающие объекты для инвестирования, работающие при этом, как правило, через региональные банки;

— региональные банки, главным направлением деятельности которых является кредитование, в первую очередь, промышленного сектора экономики региона;

— региональные органы власти, которые ставят одной из главных своих стратегических задач обеспечение инвестиционной привлекательности региона.

В связи с этим формированием системы банковского маркетинга промышленного сектора экономики региона инициаторами могут выступать:

— промышленные предприятия региона, объединяемые в региональные ассоциации промышленников в виде, например, регионального отделения Российского союза промышленников и предпринимателей;

— региональные объединения банков, как, например, Пермский банковский союз, или региональные отделения Ассоциации российских банков, Ассоциации региональных банков России;

— подразделения исполнительных органов власти, отвечающие за разработку и реализацию промышленной политики в регионе, как, например, Министерство промышленности, науки и инноваций Пермского края;

— региональные советы по финансовой политике, как например, Совет по вопросам кредитно-финансовой и инвестиционной политики Забайкальского края.

В двух последних случаях реализация методических положений по совершенствованию системы взаимодействия предприятий промышленности и банков региона может быть осуществлена при поддержке первых двух в форме мероприятий в региональных программах развития промышленности, инвестиционной деятельности, в комплексных программах развития региона.

Реализованная заинтересованными сторонами (агентами) в регионе система взаимодействия предприятий промышленности и банков может получить дальнейшее развитие в виде технологии цепного инвестирования. При этом самоуправление своими обязательствами станет основным регулятором производственной активности на микроуровне, что обеспечивается информационной прозрачностью происходящих изменений и конфиденциальностью непосредственных отношений участвующих лиц.

Таким образом, посредством внедрения агент-ориентированной модели взаимодействия предприятий промышленности и банков осуществляется повышение эффективности деятельности банков и формирование механизмов устойчивого развития экономики промышленных отраслей, комплексов, предприятий региона.

В ходе проведенного исследования решены следующие задачи:

— исследованы и обобщены теоретико-методологические основы взаимодействия предприятий промышленности и банков;

— определены ключевые направления совершенствования инструментария исследования взаимодействия предприятий промышленности и банков;

— выделены современные особенности взаимодействия предприятий промышленности и банков региона;

— обоснованы организационно-экономические предпосылки совершенствования организации взаимодействия предприятий промышленности и банков региона;

— разработана модель взаимодействия предприятий промышленности и банков региона;

— предложены методические рекомендации по совершенствованию организации взаимодействия предприятий промышленности и банков региона.

То есть, достигнута цель исследования — разработаны научно-методические положения по совершенствованию организации взаимодействия предприятий промышленности и банков.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Agent-Based Computational Modelling: Applications in Demography, Social, Economic and Environmental Sciences / F.C. Billari, T. Fent, A. Prskawetz, and J. Scheffran (Eds.). Series: Contributions to Economics, Springer, Physica-Verlag, 2006.
  2. Canzian G. Three essays in agent-based macroeconomics. Doctoral Thesis. — Trento: University of Trento cifrem, November 2009.
  3. Geld-, Bank- und Borsenwesen: Ein Handbuch, Obst/ Hintner. 39. Vollig neu bearb. Auflage/ hrsb. von: Norbert Kloten Johann Heinrich von Stein. — Stuttgart: Schofer-Poeschel-Verlag, 1993.
  4. Tesfatsion L., Judd K.L. Handbook of Computational Economics, Volume 2: Agent-Based Computational Economics, Handbooks in Economics Series, North-Holland, 2005 (http://econ2.econ.iastate.edu/tesfatsi/hbace.htm, 2010).
  5. Антикризисные инициативы Ассоциации «Россия» (Ассоциация региональных банков «Россия»). М.: АРБ «Россия», 2009.
  6. И.О. Кредитование банками предприятий в условиях финансового кризиса. // «Банковское право», 2009, № 3.
  7. P.P. О влиянии мирового финансового кризиса на российские финансовые рынки. // Финансы и кредит. № 28(316). 2008. с.59−63.
  8. Г. Л., Асаул А. Н. Организация предпринимательской деятельности. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2001.
  9. П.Я. Территориальные структуры хозяйства в региональном управлении. М.: Наука, 2007.
  10. П.Батрин Ю. Д., Фомин П. А. Особенности управления финансовыми ресурсами промышленных предприятий. М.: Высшая школа, 2001.
  11. А.Р., Бесстремянная Г. Е., Истратов В. А. Обзор статей по искусственным обществам. // Искусственные общества ЦЭМИ РАН, Т.2, № 1, 2007.
  12. Бест Майкл X. Новая Конкуренция. Институты промышленного развития = The new competition. Institutions of industrial restructuring/ M. X. Бест- пер. с англ.: Е. Н. Калмычкова и др. М.:ТЕИС, 2002.
  13. А. Региональный маркетинг как основа эффективного развития региона. // Економ1чний часоспис. — 2001. — № 11−12.
  14. И.А. Социальные сети в современном мире. // Искусственные общества. ЦЭМИ РАН Т. 3, № 2−3, 2008.
  15. Л.П. Социальное воспроизводство региональной общности: содержание, процессы, механизмы. Тверь: Изд-во Твер. гос. ун-та, 2006.
  16. Бор М.З., Пятенко В. В. Стратегическое управление банковской деятельностью М.: Стрикс, 1995.
  17. A.B. Развитие промышленности на основе инноваций и логистики // Промышленная политика в Российской Федерации. 2006. — № 2. -С. 15−24.
  18. Бюллетень банковской статистики. Региональное приложение. № 1 (37). М.: Центральный банк РФ, 2010.
  19. B.C. Инновационная деятельность кредитных организаций. // Менеджмент в России и за рубежом, 2001, № 1.
  20. И. Практический опыт имитационного моделирования в банке // Банковские технологии. 2003. — № 2.
  21. В.Б. Финансовая экономика промышленного сектора региона. Дисс. к.э.н. Пермь, 2008.
  22. Ю.В. Банки и банковские услуги в России: вопросы теории и практики. -М.: Финансы и статистика, 1999.
  23. Ю.В., Плотникова A.B. Реакция маркетинга на события рынка финансовых услуг в период кризиса // Маркетинг и маркетинговые исследования, № 5, 2009.
  24. Я. Маркетинг партнерских отношений / Пер. с англ. под ред. O.A. Третьяк. СПб.: Питер, 2001.
  25. Г. В. Сетевые измерения в социологии. М.: Издательский дом «Новый учебник», 2004.
  26. Гражданский Кодекс РФ. Ч. 1-Й.
  27. А.Г. Проблемы и пути развития производственного потенциала российских регионов. // Бюллетень отечественного товаропроизводителя, № 4 (22), 2003.
  28. С.А. Маркетинг банковских услуг. М.: Финансы и статистика, 2003.
  29. Дж. Экономические теории и цели общества. М.: Прогресс, 1976.
  30. JI.A., Денисова Е. С. Маркетинговые инструменты формирования лояльности потребителей банковских услуг в современных условиях. // Маркетинг услуг, № 2, 2009.
  31. Движение регионов России к инновационной экономике. / Монография. Под ред.: А. Г. Гранберг, С. Д. Валентей. М.: Наука, 2006.
  32. Э. Выход из кризиса. М.: Альпина Бизнес Букс, 2007.
  33. Диверсификация промышленности: эффективный путь модернизации России (препринт монографии). Науч.рук. Ю. В. Куренков. М.: ИМЭМО РАН, 2008.
  34. Доклад о социально-экономическом положении Пермского края (январь, 2010). Пермь: Территориальный орган Государственного комитета статистики по Пермскому краю, 2010.
  35. М. Банковский маркетинг. СПб.: Питер, 2002.
  36. Е.В., Романов A.B., Романова В. А. Маркетинг банковских услуг: М.: ТЕИС, 1999.
  37. Д.А. Антикризисная программа правительства: факторы кризиса и реальная эффективность. // Финансовая аналитика: проблемы и решения. № 4(16). 2009.
  38. В.В. Банковский маркетинг в России. Проблемы эффективности. // Маркетинг услуг, № 2, 2009.
  39. H.B. Крупный бизнес в регионах России: территориальные стратегии развития и социальные интересы. Аналитический доклад. / Независимый институт социальной политики. М.: Поматур, 2005.
  40. JI.A. Новые тенденции в развитии банковского маркетинга // Маркетинг в России и за рубежом. 2000. — № 1.
  41. P.A. Бизнес-инжиниринг и управление в коммерческом банке. -М.: ГОЛОС-ПРЕСС, 2009.
  42. В.А. Обзор статей журнала JASSS по проблемам моделирования искусственных обществ. // Искусственные общества ЦЭМИ РАН, Т.1, № 1,2006.
  43. .Н. Устойчивое развитие промышленности. Теория и методология. Дисс. д.э.н. Махачкала, 2009.
  44. С.А. Менеджмент в российском банке: опыт системного анализа и управления. М.: Деловая библиотека Омскпромстройбанка, 1998.
  45. М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура/ Пер. с англ. под ред. О. И. Шкаратана. М.: Изд-во ГУ-ВШЭ, 2000.
  46. Л.В. Банковский маркетинг: организация, особенности, тенденции. Дисс. к.э.н. СПб., 2005.
  47. П.В. Микроэкономическое моделирование банковской деятельности. СПб.: Питер, 2001.
  48. Э.Г. Управление воспроизводством финансового потенциала региона. Дисс. к.э.н. Ижевск, 2005.
  49. В.В., Патрушев Д. Н., Прянков Б. В. Антикризисная промышленная политика. М.: Экономика, 2004 г.
  50. Ю.И. Банковская конкуренция в условиях рыночных отношений. Дисс. к.э.н. Саратов. — 1996.
  51. Ю.И. Практика банковской конкуренции. Саратов: Изд. Центр Сарат. Экон. Акад. — 1996.
  52. И.Б. Формирование промышленной политики в регионе. Дисс. к.э.н.Москва, 2007.
  53. Ф. Маркетинг менеджмент. СПб.: Питер, 2006.
  54. Ф., Асплунд К., Рейн И., Хайдер Д. Маркетинг мест: привлечение инвестиций, предприятий, жителей и туристов в города, коммуны, регионы и страны Европы. СПб.: Стокгольмская школа экономики в Санкт-Петербурге, 2005.
  55. П.С., Петров A.A. Принципы построения моделей.- М.: Изд-во МГУ, 1983.
  56. М., ПэкХ. Маркетинговая логистика. М.: ИД «Технологии», 2005.
  57. В.В. Маркетинг сервисных услуг. СПб.: Вектор, 2006.
  58. Н.Б. Банковский маркетинг. СПб.: Питер, 2003.
  59. .Ж. Менеджмент, ориентированный на рынок. Стратегический и операционный маркетинг.- СПб.: Питер, 2008.
  60. В.Н., Швецов А. Н. Государство и регионы: Теория и практика государственного регулирования территориального развития. 3-е изд. М.: УРСС, 2000.
  61. А. Теоретические и эмпирические исследования в современной экономике: проблемы коммуникации. // Вопросы экономики. № 6. 2008.
  62. Л.И. Институты регионального промышленного развития // ЭКО (Экономика и организация на промышленном предприятии). 2006. — № 6. — С.113−125.
  63. В.Л. Искусственные общества: мощный инструмент для изучения экономических и подобных систем. // Искусственные общества -ЦЭМИ РАН, Т.2, № 3−4, 2007.
  64. В.Л. О некоторых актуальных теоретических направлениях регионалистики // Проблемный анализ и государственно-управленческое проектирование. 2009. № 2.
  65. В.Л. Получение нового знания методом компьютерного моделирования / Искусственный интеллект. М.: Изд-во ИнтеЛЛ, 2006.
  66. В.JI. Энергичная промышленная политика ключ к инновационной экономике. // Экономика и жизнь. 2004. № 30.
  67. Макаров B. JL, Бахтизин А. Р., Сулакшин С. С. Применение вычислимых моделей в государственном управлении. М.: Научный эксперт, 2007.
  68. В.Л., Бахтизин А. Р. Компьютерное моделирование искусственных миров (доклад) / Междисциплинарный семинар «Философско-методологические проблемы искусственного интеллекта», заседание № 2, 20 апреля 2005 г., ЦЭМИ РАН.
  69. A.B. Программно-целевой метод промышленной деятельности в регионе // Промышленная политика в Российской Федерации. 2007. № 1.
  70. М.Ю. Истоки банковского кризиса в российской экономике. // Финансовая аналитика: проблемы и решения. № 12(12). 2008.
  71. В.Д. Маркетинг услуг. М.: Финансы и статистика, 1996.
  72. A.C., Новоселов A.C. Основы теории регионального воспроизводства: Курс лекций. Н. Новгород: НГАЭиУ, 1998.
  73. .В. Региональная экономика в системе управления / Отв. ред. Новоселов A.C. Ин-т экономики и организации пром. производства СО РАН. Новосибирск, 2003.
  74. .В., Малов В. Ю. Межотраслевой подход к построению финансовых балансов регионов // Методология регионального прогнозирования (Всероссийская научн.-практич. конф., 21 ноября 2002 г.). М.: СОПС, Минэкономразвития и РАН, 2003. — с. 107−114.
  75. Г. Ю. Банковские операции на рынке ссудного капитала. -М.: Финансы и статистика, 2006.
  76. М.В. Психографические исследования в банковской сфере. // Маркетинг и маркетинговые исследования, № 1, 2009.
  77. Моделирование и управление процессами регионального развития. -М.: Физматлит, 2001.
  78. М.В. Социальные сети в локальной территориальной общности: подходы к исследованию // Регион: экономика и социология. 2007. № 2.
  79. Неформальная экономика// Под ред. Т. Шанина. М.: Логос, 1999.
  80. Т.Е. Совершенствование управления развитием промышленного сектора экономики региона. Дисс. к.э.н. Пермь, 2008.
  81. М.Д. Территориальный маркетинг и промышленная политика региона. Дисс. к.э.н. Пермь, 2008.
  82. В.В. Разработка и реализация маркетинговой стратегии универсального банка на региональном уровне. Дисс. к.э.н. СПб., 2007.
  83. А.П. Маркетинг территорий. 2-е изд. СПб.: Питер, 2006.
  84. Г. С. Концепция банковского маркетинга. // Маркетинг в России и за рубежом. 1998. № 1.
  85. Г. Модель эволюции. В кн.: «Принципы самоорганизации». М.: «Мир», 1966.
  86. У., Смит-Дор Л. Сети и хозяйственная жизнь // Западная экономическая социология: Хрестоматия современной классики / Сост. и научн. ред. В. В. Радаев. М.: РОССПЭН, 2004.
  87. В.А. Современные подходы к пониманию категорий «банковский продукт», «банковская услуга» и «банковская операция» // Финансы и кредит. 2002. № 21.
  88. Пол. X. Ален. Реинжиниринг банка: программа выживания и успеха. -М.: Финансы и статистика, 2002.
  89. С.П., Ратушин Ю. А. Виртуальный" менеджмент — управление ресурсами на основе интеллектуальных функциональных экономических сред: // Финансовые риски. № 2. 2004.
  90. Е.В., Татаркин А. И. Миниэкономика = Мкиесопоту. М.: Наука, 2003.
  91. Постановление Правительства РФ от 30.12.2009 № 1166 «О Правительственной комиссии по экономическому развитию и интеграции» (вместе с «Положением о Правительственной комиссии по экономическому развитию и интеграции»).
  92. Принципы построения самообучающихся систем Киев: Гостехиздат.1962.
  93. В.В. Семантика, дефиниции и соотношение понятий «продукт», «товар», «услуга» // Маркетинг в России и за рубежом 2001. № 2.
  94. Программа антикризисных мер Правительства Российской Федерации на 2009 год. (утв. Правительством РФ 19.06.2009).
  95. Н.П. Маркетинг в коммерческих банках СПб.: ИВЭСЭП, Знание, 2004.
  96. В.Г., Бурцев М. С., Сохова З. Б., Бесхлебнова Г. А. Моделирование конкуренции при эволюции многоагентной системы. // Искусственные общества ЦЭМИ РАН, Т.2, № 2, 2007.
  97. Рой О. М. Исследования социально-экономических и политических процессов.- СПб.: Питер, 2004.
  98. О., Чененова Р., Макарова И. Потенциал развития высокотехнологичного регионального комплекса // Общество и экономика. 2005. № 4. С.153−176.
  99. Роуз Петер С. Банковский менеджмент / Пер. с англ. М.: Дело Лтд., 1995.
  100. Е.В. Региональный аспект финансирования инновационной деятельности. Дисс. к.э.н. Пермь, 2007.
  101. О.В. Применение методов межотраслевого баланса для устойчивого развития АПК региона. Дисс. к.э.н. Пермь, 2008.
  102. Е.В. Управление структурной динамикой экономикирегиона. Дисс. к.э.н. Курск, 2002.
  103. СеврукВ.Т. Банковский маркетинг. М.: «Дело ЛТД». 1994.
  104. А. Исследование о природе и причинах богатства народов. -М.: Эксмо, 2007.
  105. .Я., Яковлев С. А. Моделирование систем. М.: Высшая школа, 1998.
  106. В.В. Стратегия маркетинга региона: понятие, виды и место в стратегии развития региона. // Экономика региона и управление, № 18, 2007.
  107. И.О., Спицын Я. О. Маркетинг в банке- Тернополь: АО «Тарнекс», ЦММС «Писпайп», 1993.
  108. A.B. Влияние кризиса на особенности маркетингового и рекламного поведения участников рынка розничного кредитования // «Реклама. Теория и практика», № 4, 2009 г.
  109. Стратегическое управление: регион, город, предприятие. Под ред.: Гранберга А. Г., Львова Д. С., Егоршина А. П. ООН РАН, НИМБ. М.: ЗАО «Экономика», 2004.
  110. М. Банковские услуги // Бухгалтерия и банки.- 2005. № 3. С. 40.
  111. В.Б. От многоагентных систем к интеллектуальным организациям: философия, психология, информатика.- М.: Эдиториал УРСС, 2002.
  112. А.И. Системный подход к разработке и реализации промышленной политики России. Доклад // Материалы второго Дальневосточного международного экономического форума, 18−19 сентября 2007 г., г. Хабаровск.
  113. . Рынки и рыночная власть: теория организации промышленности. СПб.: Экономическая школа, 2002. В 2-х т.
  114. М. Н. Устойчивое партнерство коммерческого банка и предприятия в области кредитных отношений: Моногр.— Ростов н/Д: РГЭУ (РИНХ), 2001.
  115. Т.И. Основы и современные формы региональной промышленной политики. —Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2005.
  116. А.Н. Банковский маркетинг. Завоевание рынка. / 2 изд., испр. и доп. Алматы: Триумф Т, 2007.
  117. С.М., Редько В. Г. Модели эволюции многоагентных экономических систем в информационном сообществе. Препринт. — М.: ИПМ РАН, 2005.
  118. Унаследованные социально-экономические структуры и переход к постиндустриальному обществу. Сб. трудов XXIV сессии экономико-географической секции МАРС. Отв. ред. С. С. Артоболевский, JI.M. Синцеров. -М.: ИГ РАН, 2007.
  119. Т.В. Саморегулирование в промышленном секторе экономики региона. Дисс. к.э.н. Пермь, 2009.
  120. Э.А. Банковский маркетинг. -М.: ИНФРА-М, 1994.
  121. Э.А., Морозова Г. И., Морозова Н. И. Нововведения в банковском бизнесе России. — М.: Финансы и статистика, 1998.
  122. Факторы экономического роста в регионах РФ / Дробышевский С. и др. М.: ИЭПП, 2005.
  123. Федеральный закон от 02.12.1990 № 395−1 (ред. от 27.12.2009) «О банках и банковской деятельности» (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2010).
  124. Федеральный закон от 27.10.2008 № 175-ФЗ (ред. от 19.07.2009) «О дополнительных мерах для укрепления стабильности банковской системы в период до 31 декабря 2011 года» (принят ГД ФС РФ 23.10.2008).
  125. A.B. Современные тенденции территориальной организации промышленного производства. Учебное пособие. М.: Пресс-Соло, 2003.
  126. M.JI. Агент-ориентированная инвестиционная технология (Часть 1. Исходные данные) // Искусственные общества ЦЭМИ РАН, Т.2, № 2, 2007.
  127. М.Л. Агент-ориентированная инвестиционная технология. (Часть 2. Конструктивные особенности и макромодели). // Искусственные общества. ЦЭМИ РАН, Т. З, № 1, 2008.
  128. Финансовый кризис и приоритеты экономического развития Пермского края (интервью с заместителем председателя Правительства Пермского края Ю.А. Уткиным). // Финансовая аналитика: проблемы и решения. № 12(12). 2008. с. 12−15.
  129. В.И., Попова Н. Ю. Банковский маркетинг.- М.: Московская финансово-промышленная академия, 2004.
  130. А.Г. Финансовое регулирование территориального развития в России. Дисс. д.э.н. Саратов, 2008.
  131. Хэй Д., Моррис Д. Теория организации промышленности. СПб.: Экономическая школа, 1999. В 2-х т.
  132. М., Руло М. (США). Каскады конфликтов и самоорганизованная критичность в динамических сетях. // Искусственные общества. ЦЭМИ РАН, Т. З, № 1, 2008.
  133. И.В., Герасимов Б. И., Быковский В. В. Региональная экономика: организационно-экономический механизм управления ресурсами развития региона. Под. ред. Б. И. Герасимова. Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2002.
  134. В.В. Формирование ценовых цепочек промышленного сектора экономики региона. Дисс. к.э.н. Пермь, 2008.
  135. М.Д. Уральский регион (пространственный анализ и диагностика социально-экономического развития). Пермь: Изд-во Перм. ун-та, 2008.
Заполнить форму текущей работой