Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Формирование системы мониторинга рынка бытовых услуг: На примере рынка бытовых услуг Ростовской области

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Вместе с тем, комплекс вопросов организации и экономики сферы бытовых услуг на макро-, микрои региональном уровнях еще остается недостаточно изученным и не нашел должного освещения в экономической литературе. Дискуссионными и малоизученными остаются проблемы, связанные с необходимостью государственного регулирования рынка бытовых услуг, имеющего свои особенности, обусловленные социальным… Читать ещё >

Содержание

  • 1. ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ЭКОНОМИКИ, ОРГАНИЗАЦИИ И ОЦЕНКИ СФЕРЫ БЫТОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ
    • 1. 1. Экономическая природа бытовых услуг, их классификация и производственно-ресурсная специфика
    • 1. 2. Организационно-экономическая структура и динамика отечественного рынка бытовых услуг
    • 1. 3. Показатели сферы бытовых услуг и система их мониторинга
  • 2. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА И НАБЛЮДЕНИЯ РЫЖА БЫТОВЫХ УСЛУГ
    • 2. 1. Параметры и индикаторы анализа рыночной инфраструктуры сферы бытового обслуживания
    • 2. 2. Система рейтинговых оценок как информационная основа мониторинга рынка бытовых услуг
    • 2. 3. Основные параметры рынка бытовых услуг Ростовской области и система их наблюдения
  • 3. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РЕЙТИНГОВЫХ ОЦЕНОК ПРИ МОНИТОРИНГЕ РЫНКА БЫТОВЫХ УСЛУГ РЕГИОНА
    • 3. 1. Методика мониторинга рынка бытовых услуг на основе использования системы рейтинговых оценок
    • 3. 2. Информационно-аналитическое обеспечение региональной программы развития рынка бытовых услуг

Формирование системы мониторинга рынка бытовых услуг: На примере рынка бытовых услуг Ростовской области (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования.

Одним из важнейших направлений формирования новой экономической системы России является развитие рынка платных услуг населению. Реализация потенциала этого сектора национальной экономики способна существенно повысить гибкость всей экономической структуры страны, стать одним из источников экономического роста. Важнейшим составляющим элементом сферы платных услуг населению является система бытового обслуживания.

Проводимая политика разгосударствления и приватизации, либеральное законодательство в области образования субъектов хозяйственной деятельности обеспечило возникновение множества предприятий бытового обслуживания, нацеленных на удовлетворение многообразных потребностей населения на рыночных основах. В то же время еще не сформирован развитый механизм регулирования рынка бытовых услуг и особую остроту приобретают теоретико-методологические вопросы построения целостной системы управления сферой бытового обслуживания в условиях рыночных отношений. Основой функционирования механизмов регулирования рынка бытовых услуг должна стать мощная система информационно-аналитического обеспечения, позволяющая сформировать оценки состояния рынка, выявлять основные тенденции его развития. Классические методы информационного обеспечения управленческих решений в сфере бытового обслуживания нацелены, как правило, на оценку результатов финансовой деятельности предприятий бытового обслуживания, либо на учет соответствия их технико-экономических показателей и объемов предоставляемых услуг нормативному уровню обеспеченности населения услугами. Комплексный подход к анализу рынка бытового обслуживания отсутствует и часто подменяется оценкой частных показателей его состояния.

В сложившихся условиях многие теоретические и методические вопросы функционирования рынка услуг населению требуют всестороннего изучения и обоснования. В этой связи представляется весьма актуальной задача разработки и систематизации теоретических основ, конкретных методов и инструментов, позволяющих объективно оценивать состояние рынка бытовых услуг, анализировать его как сложную организационно-экономическую систему, взаимодействующую как с внешней средой, так и имеющую источники самостоятельного внутреннего развития. Все это позволит выработать соответствующие рекомендации по наиболее эффективному построению механизмов государственного регулирования рынка бытовых услуг, способных реагировать на изменение рыночных тенденций. Для осуществления мониторинга состояния системы бытового обслуживания предлагается использовать универсальную систему рейтинговых оценок предприятий отрасли, которая позволяет сформировать интегральный обобщающий показатель состояния рынка бытовых услуг, раскрывающий его динамику и позволяющий выявить качественные преобразования. Постановка и решение данной задачи представляется своевременной и крайне актуальной научной проблемой исследования сферы услуг.

Степень изученности проблемы.

Исследованию различных аспектов сферы платных услуг населению, а также планированию, экономики и организации систем бытового обслуживания посвящены труды таких ученых-экономистов как В. Д Балалов, Л. А. Бобров, Н. В. Гуков, К. С. Гулевич, В. Д. Грибов, В. И. Дмитриев, Е. В. Песоцкая, В. М. Рутгайзер, Т. И. Корягина, Л. И. Якобсон. Различные аспекты, общие теоретические ' вопросы функционирования рыночных отношений в сфере услуг и действие механизмов конкуренции изложены в работах зарубежных и отечественных ученых: С. В. Глазьева, Б. Бермана, Ф. Котлера, И. В. Лиспица, А .Я. Лившица, М. Портера, П. Самуэльсона, П. Хейне. Следует отметить важность для исследования рынка бытовых услуг использования теоретических принципов формирования рыночной инфраструктуры регионального потребительского рынка, представленных в работах таких ученых как.

В.С.Золотарев, Т. Г. Моррозова, Л. В. Ивановский, Н. П. Кетова, В. Е. Рохчина, В. П. Федько, М. А. Чернышев и др.

Вместе с тем, комплекс вопросов организации и экономики сферы бытовых услуг на макро-, микрои региональном уровнях еще остается недостаточно изученным и не нашел должного освещения в экономической литературе. Дискуссионными и малоизученными остаются проблемы, связанные с необходимостью государственного регулирования рынка бытовых услуг, имеющего свои особенности, обусловленные социальным и экономическими условиями функционирования системы бытового обслуживания. Это также касается проблем взаимодействия производителей услуг с потребителями, вопросов развития предпринимательской деятельности на рынке услуг, путей поддержки малого бизнеса в сфере бытового обслуживания, совершенствования форм и методов регулирования рынка бытовых услуг как на федеральном, так и на региональном уровнях. Таким образом, актуальность и недостаточная разработанность указанных проблем, а также необходимость скорейшего формирования информационно-аналитической системы мониторинга рынка бытовых услуг послужили основанием для проведения данного исследования.

Целью диссертационной работы является теоретическое обоснование и выявление современных тенденций развития сферы услуг, формирование и практическая апробация информационно-аналитической системы мониторинга регионального рынка бытовых услуг на основе использования системы рейтинговых оценок.

Поставленная цель диссертационного исследования обусловила необходимость решения следующих задач:

1) выявить и исследовать современные тенденции развития сферы услуг;

2) изучить экономическую и социальную природу сферы услуг, выявить ее специфические хозяйственные характеристики;

3) дополнить существующие системы классификаций услуг и предприятий бытового обслуживания с учетом показателей рыночной среды их функционирования;

4) проанализировать и классифицировать основные факторы рыночной динамики системы бытового обслуживания;

5) обосновать принципы построения системы мониторинга сферы бытового обслуживания на основе рейтинговых оценок;

6) составить универсальную систему рейтинговых оценок базовых показателей функционирования предприятий бытового обслуживания;

7) разработать методические рекомендации по совершенствованию государственного регулирования рынка бытовых услуг.

Предметомдиссертационногоисследования являются организационные, экономические и информационные отношения по управлению и регулированию рынка бытовых услуг на региональном уровне.

Объект исследования — все организационно-правовые формы предприятий и организаций системы бытового обслуживания населения, обеспечивающие основную деятельность в сфере услуг в Ростовской области.

Теоретической и методологической основой диссертационной работы послужили работы по экономической теории, маркетингу услуг, экономике, организации и планированию сферы бытового обслуживания, статистики, теории управления и анализа. В диссертационной работе использована специализированная, справочная, научно-техническая и методическая литература по проблематике исследования.

В диссертационной работе применялись следующие методы экономических исследований: монографический, абстрактно-логический, табличный, экономико-математический, статистический, факторный и сравнительный анализ, графики.

Информационную базу исследования составили материалы статистических и ведомственных органов федерального и регионального уровней, показатели отчетности предприятий бытового обслуживания, а также данные, полученные автором в процессе практической работы.

Концепция исследования основывается на изучении природы, структуры и ресурсов рынка бытовых услуг, являющегося объектом государственного регулирования, что требует формирования системы оценки, наблюдения и контроля за количественными и качественными показателями социально-экономических процессов данной сферы. Данный подход реализуется автором путем разработки механизма мониторинга деятельности субъектов хозяйствования на рынке бытовых услуг на основе использования рейтинговых оценок.

Положения, выносимые на защиту:

1) На основе анализ процессов формирования отечественных рынков бытовых услуг в условиях рыночной трансформации дана оценка современных тенденций развития сферы потребительских услуг, свидетельствующая о необходимости развития предпринимательства на рынке бытового обслуживания и повышения роли местных органов власти в регулировании данной сферы.

2) Составлена классификация видов бытовых услуг и типов предприятий системы бытового обслуживания с учетом показателей их рыночной и потребительской ориентации на основе использования комбинированных критериев классификации, сочетающих признаки отраслевого деления бытового обслуживания, степени овеществления услуг, их массовости и потребительской ориентации.

3) В процессе выполнения исследования состава сферы бытовых услуг установлены следующие особенности воспроизводство основных фондов и материально-технических ресурсов, к которым относится: преобладание в составе основных фондов пассивной (зданий и сооружений) части над активной (машины и оборудование) — меньшая зависимость сферы бытовых услуг от материально-энергетических ресурсовзависимость качества оказания услуг от качественного состава человеческих трудовых ресурсовменьший трудосберегающий эффект действия достижений научно-технического процессаобъективная обусловленность рассредоточенности и деконцентрации производства бытовых услуг, определяемая необходимостью максимальной территориальной доступностью предприятий услуг к потребителям.

4) Составлена классификация социально-экономических факторов спроса и предложения на рынке бытовых услуг с выделением макро-, микрои региональных факторов воздействия и определения их качественных характеристики: продолжительности действия, мобильности (скорости изменения), масштабности, управляемости, количественной определенности.

5) Доказаны возможность, необходимость и достоверность использования рейтинговых оценок для формирования интегральных показателей состояния рынка бытовых услуг на основе формирования интегрированного показателя работы сферы бытового обслуживания отдельного муниципального образования с помощью системы оценок основных показателей работы предприятий сервиса.

6) Определен механизм формирования информационно-аналитической системы мониторинга рынка бытовых услуг на основе использования рейтинговых оценок путем создания единого комплекса, включающего: внутренний и внешний документооборот предприятий бытового обслуживания региона, официальные прогнозные, отчетные статистические и нормативные документы отраслевого, территориального характера, автоматизированную подсистема сбора и обработки социально-экономической информации, специализированные (целевые) исследования по отдельным проблемам социально-экономического развития.

7) Сформулированы основные положения «Программы развития рынка бытовых услуг региона» и методические рекомендации органам государственного регулирования потребительского рынка, направленные на преодолении негативных тенденций в сфере бытовых услуг, развитии рыночных методов регулирования, восстановлении управляемости, стимулировании деловой активности предпринимателей, создании конкурентной среды.

Научная новизна исследования состоит в разработке теоретических и методических принципов построения информационно-аналитической системы сферы бытового обслуживания, позволяющей осуществлять мониторинг состояния рынка бытовых услуг на основе использования рейтинговых оценок хозяйствующих субъектов. К элементам научной новизны работы относятся следующие положения:

1. Определение экономической природы и специфики бытовых услуг как особой части сферы платных услуг, удовлетворяющей как жизненно необходимые, так и социально значимые потребности человека, которая характеризуется специфическим характером производства и реализации услуг, и требует собственной системы оценки и формирования механизма мониторинга услуг.

2. Разработка методологического подхода по систематизации потребительских и рыночных свойств бытовых услуг, основанного на учете социальной значимости отдельных видов услуг, что обуславливает необходимость отражения иерархии данных свойств в системах классификации видов бытовых услуг и типов предприятий бытового обслуживания. Это обеспечивает реализацию системного подхода при исследовании сферы бытового обслуживания и построении системы показателей ее наблюдения, оценки и прогнозирования.

3. Предложения по выявлению и анализу факторов спроса и предложения рынка бытовых услуг региона, позволяющие оценивать и прогнозировать изменение конъюнктуры рынка бытового обслуживания населения на основе предлагаемой системы мониторинга.

4. Уточнение теоретических принципов и методической основы построения системы рейтинговых оценок для мониторинга состояния рынка бытовых услуг, позволяющих оценивать и сопоставлять показатели качественно разнородных отраслей сферы бытового обслуживания с целью выявления направлений эффективного приложения мер государственного регулирования и формирования количественных параметров инвестиционной поддержки на основе приоритетных социальных составляющих отдельных видов услуг.

5. Предложения по осуществлению мониторинга рынка бытовых услуг, направленные на формирование системы его информационно-аналитического обеспечения, позволяющие сформировать прогнозные расчеты развития услуг и вводить коррективы в региональные программы развития услуг.

Практическая значимость работы заключается в разработке методики рейтинговых оценок сферы бытовых услуг, которая позволяет осуществлять мониторинг данного сектора национальной экономики. Обоснованные теоретические принципы развития инфраструктуры рынка бытовых услуг позволили определить основные положения «Программы развития рынка бытовых услуг региона», сформулировать методические рекомендации органам государственного регулирования.

Практические результаты.

Разработанные в диссертации базовые принципы и способы построения системы мониторинга рынка бытовых услуг позволяют: органам государственного регулирования разрабатывать и реализовывать программы развития рыночной инфраструктуры рынка бытовых услуг;

— предприятиям бытового обслуживания формировать адаптационные механизмы к требованиям рыночной конъюнктуры;

— научно-исследовательским институтам и организациям осуществлять наблюдение за динамикой рынка бытовых услуг и системы бытового обслуживания;

— учреждениям Высшей школы и переподготовки кадров использовать разработанные теоретические положения для подготовки кадров по соответствующим специальностям и повышения квалификации действующих специалистов.

Апробация работы.

Основные теоретические положения диссертационного исследования систематически докладывались на методологических семинарах и региональных научно-практических конференциях. Значительная часть рекомендаций внедрена в практическую деятельность Департамента потребительского рынка товаров и услуг Администрации Ростовской области.

Публикации.

Основные результаты исследования отражены в 8 печатных работах общим объемом 11,4 п.л.

Состав и структура работы.

Изложение теоретических положений и практических рекомендаций развития рынка бытовых услуг предопределило структуру работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Преодоление кризисных социально-экономических явлений в России неразрывно связано с опережающими темпами развития индустрии «воспроизводства человека» должна развиваться в России опережающими темпами. Цель проводимых экономических, административных и социальных преобразований страны является достижение качественно новой ступени развития. Опыт передовых государств свидетельствует, что в сложных условиях переходного периода успех реформ бывает напрямую связан с мобилизацией человеческого фактора. Это, в свою очередь, значительно расширяет представления о том, каков должен быть фонд жизненных средств работника, из какого комплекса услуг он должен формироваться в новых условиях. Неотъемлемой составляющей системы жизнеобеспечения современного человека являются услуги непосредственно направленные на нужды домашнего хозяйства, семьи, личности. Поэтому вполне очевидно, что время постоянно диктует необходимость ускоренного развития сферы сервиса, ибо от нее в очень большой степени зависит как рост материального производства, так и социальный и духовный прогресс общества в целом. Быт жителей городов, поселков, сел — это благоустроенная среда, в которой расширенно воспроизводятся духовные, материальные блага и удовлетворяются различные интересы и потребности людей. Большое разнообразие бытовых интересов и потребностей, их существенная роль в формировании социального климата, уровня благосостояния и влияния на общественное производство послужили причиной выделения сферы обслуживания населения в особую общественно-организационную деятельность, направленную на создание благоустроенной среды.

В процессе развития с различной степенью динамичности, сложности, административной принадлежности, с разнообразными методами и формами организации сфера бытового обслуживания сложилась в плановый период как самостоятельная отрасль. Практически во всех сельских районах существовали комплексные приемные пункты, а в крупных районных центрах действовали дома бытовых услуг со всем комплексом основных услуг. Регулирование и координация отраслью бытового обслуживания осуществлялась соответствующим министерством, которое составляло, утверждало и направляло для выполнения в республики, края, области различные инструкции, правила, рекомендации, краткосрочные и долгосрочные планы и др.

Бытовое обслуживание населения, как отрасль, одной из первых подверглась реформированию в период перехода к рынку и в настоящее время является одной из самых перспективных и быстроразвивающихся отраслей экономики. В соответствии с общегосударственным классификатором бытовые услуги насчитывают более 600 видов деятельности. Здесь работают предприятий федеральной и муниципальной собственности, в негосударственном секторе действуют десятки тысяч юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Сегодня частный сектор оказывает большую часть общего объема услуг, причем половина из них приходится на индивидуальных предпринимателей. Все это обуславливает важность исследования данной сферы хозяйствования, разработки современного инструментария оценки и прогнозирования ее состояния. Вместе с тем, можно констатировать, что в настоящее время методологическая база экономического анализа сферы услуг характеризуется определенной ограниченностью для проведения соответствующего исследования в данной сфере. При этом, кроме очевидных проблем, связанных с использованием в различных и часто несогласованных стандартов и подходов к анализу сферы услуг, что во многих случаях не позволяет осуществлять прямое сопоставление, достаточно серьезные проблемы существуют и на уровне общей методологии изучения сферы услуг. Все это обуславливает необходимость детального изучения различных областей сферы услуг, в частности системы бытового обслуживания, которая в значительной степени отражает тенденции развития сферы услуг в мировой и отечественной экономике. Необходимо отметить, что вопросы исследования каждой подотрасли сферы бытового обслуживания имеют свои особенности и могут быть эффективно решены только на основе системного подхода. Основные трудности в его реализации в сфере бытового обслуживания заключаются в следующем:

— существующая система методического обеспечения хозяйственной деятельности отрасли пока недостаточно полно формулирует конкретные задачи регулирования сферы бытового обслуживания с присущей ей специфическими особенностями;

— учреждения сферы бытового обслуживания не всегда могут квалифицированно решать вопросы планирования своего развития и размещения предприятий;

— существует целый ряд проблем, которые решаются организациями, не имеющими прямого отношения к сфере бытового обслуживания, но вынуждены ими заниматься (архитекторы, планировщики городов, строители, демографы и пр.);

— имеется много задач которые следует решать только комплексно, совместными усилиями различных отраслей сферы бытового обслуживания (задачи планирования пропорций, проблемы размещения предприятий, создание комплексов обслуживания).

Таким образом, проблемы развития сферы бытового обслуживания населения весьма значительны и с усилением урбанизационных процессов приобретают все более острый характер. Отследить и проанализировать тенденции развития сферы бытового обслуживания можно путем организации системы мониторинга, которая предусматривает решение конкретных ситуационных задач на основе данных из постоянных, конкретных источников информации по заранее согласованному, однозначно понимаемому перечню показателей.

Формирование системы мониторинга на основе рейтинговых оценок позволит изучить современное состояние рынка бытовых услуг и оценить качественно несоответствия спроса и предложения, сформировать предложения по их устранению, а далее накапливать данные по изменению этого состояния и выявлять результаты произведенных действий по регулированию рынка. На основе анализа собранной информации появится возможность выявить закономерности, построить модель прогнозирования конъюнктуры рынка бытовых услуг и оценить количественно результаты того или иного изменения, что позволит оптимизировать выбор решения по реализации того или иного управляющего воздействия.

Разработанная методика мониторинга рынка бытовых услуг на основе составления рейтинговых оценок позволяет учесть особенности территории и конкретных видов услуг, что может значительно повысить эффективность принятия управляющих решений. Данная методика может быть использована и для любых услуг, предоставляемых населению на определенной территории.

На основе формирования единой информационно-аналитической базы принятия управленческих решений и ориентируясь на направления программы развития бытового обслуживания можно дать следующие методические рекомендации по совершенствованию управления этим сектором экономики. В целях создания необходимых условий для стабилизации и дальнейшего развития бытового обслуживания, удовлетворения потребностей населения в социально важных услугах и в соответствии с Программой поддержки малого предпринимательства Ростовской области необходимо:

1. Разработать Программу развития сферы бытового обслуживания области, внедрить систему рейтинговых оценок предприятий услуг.

2. Администрациям городов и районов области сосредоточить усилия на преодолении негативных тенденций в сфере бытовых услуг, развитии рыночных методов регулирования, восстановлении управляемости, стимулировании деловой активности предпринимателей, создании конкурентной среды.

3. С целью сохранения предприятий, оказывающих социально важные виды услуг в сельской местности Министерству финансов Ростовской области заключить соглашение о предоставлении целевой временной финансовой помощи. Министерству труда и занятости населения области выделить из Государственного фонда занятости населения по платным услугам для оказания финансовой помощи предприятиям, оказывающим социально важные виды бытовых услуг, с целью сохранения рабочих мест на этих предприятиях.

4. На основе оценки и анализа обеспеченности предприятий сферы услуг необходимыми производственными ресурсами установить для предприятий ряда подотрослей (прежде всего социально значимых учреждений: прачечных, предприятий химической чистки и парикмахерских) размер тарифов за электрическую и тепловую энергию, воду и канализационные услуги на уровне тарифов для населения с возмещением и в тариф за счет средств областного бюджета.

5. Базируясь на сравнительных оценках функционирования предприятий бытового обслуживания различных территорий Министерству экономики предусмотреть ежегодное выделение лимитов государственных централизованных капитальных вложений на строительство, реконструкцию, техническое перевооружение предприятий службы быта в районах со слабо развитой материально-технической базой.

6. Рекомендовать администрациям городов и районов:

— обеспечить функционирование системы мониторинга рынка бытовых услуг муниципального образования;

— предусматривать в расходной части бюджетов городов и районов соответствующие средства для оказания финансовой поддержке сфере бытовых услуг;

— рассмотреть возможность полного или частичного освобождения предприятий бытового обслуживания населения от всех видов местных налогов и сборов, коммунальных платежей, арендной платы за помещения, а также содержания комплексных приемных пунктов в сельской местности за счет сельскохозяйственных предприятий и организаций в районе;

— с учетом мер, предусмотренных настоящим постановлением, разработать мероприятия по поддержке и стимулированию сферы бытовых услуг.

Использование указанных рекомендаций позволит стабилизировать рынок бытового обслуживания, задействовать резервы его развития, достичь значительных эффектов в реализации социальной политики.

Показать весь текст

Список литературы

  1. А. Сфера услуг и экономическое развитие (методологические аспектыстатистического анализа)// Вопросы статистики, 1998, № 10.
  2. С., Розанова Н. Подходы к классификации рыночных структур вэкономике России // Вопросы экономики, 1997, № 6.
  3. В.Е. Факторный индексный анализ, методология и проблемы. М.:1. Статистика, 1977,
  4. В.И. Малый бизнес: экономические особенности, модели рыночногоравновесия, анализ деловой активности. СПб: Крисмас плюс, 1997.
  5. А.Н. Вопросы качества услуг по ремонту бытовой техники. М.: Изд.
  6. Легкая и пищевая промышленность", 1981.
  7. A.M. и др. Социальная сфера в условиях перехода к рынку М.:1. Экономика, 1993.
  8. К.А., Хрусталев Е. Ю. Методологические основы построениямодельной информационно-аналитической системы планирования и реализации крупных социально-экономических проектов и программ // Экономика и мат. методы, 1996. Т.32.
  9. М.И., Шеремет А. Д. Теория экономического анализа. М.: Финансы истатистика. 1994.
  10. H.A., Ядгаров Я. С. Качество услуг и культура обслуживания населения.1. М., 1984.
  11. В.Л., Коробейникова Т. А., Юрганова Л. А. Диверсификация социальной сферы региона: анализ проблем и организационно-правовое обеспечение. -Екатеринбург: Уро РАН, 1998.
  12. В. Я. Современные проблемы территориального управления эффективностью производства и качеством продукции в условиях становления рынка. М.: Изд-во стандартов, 1994.
  13. З.Г., Корягина Т. И., Малей Н. М. Методы планирования бытового обслуживания. М.: Экономика, 1976.
  14. C.B., Рожков A.A. Реализация программ местного развития организация мониторинга системы воспроизводства рабочих мест, созданных по программам местного развития в углепромышленных регионах // Уголь, 2002, № 03.
  15. Бляхман JI. C.B. П. Галенко, А. В. Минкин и др. Введение в менеджмент: Учеб. пособие СПб.: Изд-во СП6УЭФ, 1994.
  16. Л.А., Гуков Н. В., Гулевич К. С. Экономика бытового обслуживания населения. М.: 1971.
  17. А. Переходная экономика. М., 1994.
  18. З.Г., Юдина JI.H. Технико-экономический анализ хозяйственной деятельности предприятий бытового обслуживания М.: Легпромбытиздат, 1991.
  19. Е. О перспективах статистики платных услуг// Вопросы статистики, 1996, № 2.
  20. Е. Об основных направлениях совершенствования организации статистического наблюдения за услугами// Вопросы статистики, 1998, № 5.
  21. Бытовое обслуживание -М.: Изд-во «Приор», 2002.
  22. А.И. Методические подходы к формированию стратегического планирования в социально-экономических системах.- СПб: Изд-во СПбГУЭФ, 1999.
  23. К., Витерс Дж. Как продать свои услуги (руководство по маркетингу в сфере услуг для малых предприятий). С.- Петербург: Знание, 1992
  24. А.Г., Лапин В. А., Широков А. Н. Основы управления муниципальным хозяйством. Учебное пособие. М.: Дело, 1998.
  25. С. Н., Чернышева Л. А., Пименов Н. А. Малые формы хозяйствования. -М., 1991.
  26. Д. Принципы и подходы к формированию стратегии социального развития муниципальных образований. В сб.: Местное самоуправление: проблемы и перспективы/Под ред. М. Б. Горного. СПб., 1997.
  27. И.Н. Маркетинг и международное коммерческое дело. М.: Внешторгиздат, 1990.
  28. A.B., Черноскулова З. А. Экономико-статистический анализ потребления и спроса. -Киев: Техшка, 1978.
  29. А.И. Вопросы качества бытовых услуг. М., 1975.
  30. Государственное регулирование рыночной экономики: Федеральный, региональный и муниципальный уровни: (Вопр. теор. и практ.) / Рос. Акад. Гос. Службы при Президенте Рос. Федерации- Под ред. Волгина H.A. М.: Изд. РАГС 1997.
  31. С., Денисова М., Бобров А. Технологии рейтингов// Журнал «Ремедиум» № 6, 2002.
  32. В.Д. Анализ и прогнозирование спроса на бытовые услуги. М.: Легкая индустрия, 1979.
  33. О. В., Новгородцева Т. Ю., Чупров С. В. Управление, прогнозирование, информационные технологии в сервисной деятельности. -Иркутск: Изд-во ИГЭА, 2001.
  34. Н.Д., Коваленко Е. Г., Кормишкина Л. А. и др. Программно-целевое регулирование социально-экономического развития регионов. Саранск: Изд-во Мордовского университета, 1999.
  35. М.В., Маляров A.M., Дайгородецкий Д. Б. Планирование деятельности предприятий бытового обслуживания. Киев: Технжа, 1975.
  36. В.И. Основы изучения и прогнозирования спроса на бытовые услуги.-М.: Легпромбытиздат, 1986.
  37. В.И. Проблемы методологии прогнозирования потребления бытовых услуг. М.: Легкая индустрия, 1979.
  38. E.H. Основы формирования хозяйственного механизма в сфере услуг.-М.: Изд-во МГУ, 1991.
  39. Изучение и прогнозирование спроса на бытовые услуги/ В. В. Юхименко, Р. Г. Пузынин, С. И. Поволоцкая. Киев: Техшка, 1983.
  40. М.З. Предпринимательство как сфера и способ деятельности. М.:
  41. Институт международного права и экономики, 1997.
  42. Инвестиционный рейтинг российских регионов 1999 2000// Эксперт, 2000, № 41.
  43. Н.Б., Шатаев И. М. Системное решение проблем управления в сфере обслуживания населения. М.: Легкая индустрия, 1979.
  44. А.Е., Рохчин В. Е. Информационные основы регионального социально-экономического мониторинга. СПб.: ИСЭП РАН, 1995.
  45. И.В. Пути повышения качества бытового обслуживания. М.: 1977.
  46. Комплексный план развития сферы бытового обслуживания населения. М.: Экономика, 1977.
  47. Ю.Г., Рабинович П. М., Шмойлова P.A. Статистическое моделирование и прогнозирование: учебное пособие. М.: МЭСИ, 1985.
  48. Ф. «Маркетинг Менеджмент» Санкт-Петербург, 1998 г.
  49. В. Методологические основы экономических оценок и досчетов статистических показателей платных услуг населению// Вопросы статистики, 1995, № 8.
  50. В. Становление «сервисной» экономики// Проблемы теории и практики управления, 1995, № 1.
  51. А. И. Прогнозирование спроса населения. М.: Экономика, 1977.
  52. С.Ф. Служба быта и рынок. М.: Знание, 1991.
  53. А .Я. Введение в рыночную экономику. М.: «Станкин», 1992.
  54. И.В. Коммерческое ценообразование: Учебник. М.: Издательство БЭК, 1997.
  55. К.Д. Методы прогнозирования экономических показателей. М.: Финансы и статистика, 1988.
  56. Г. Д. Первичный учет на предприятиях бытового обслуживания. -М.: Легкая индустрия, 1980.
  57. Малое предпринимательство в России. Проблемы и перспективы (аналитический вестник) М.: РАМН, 1996.
  58. Малый бизнес в России. Аналитическое пособие. М.: КОНСЭКО, 1998.
  59. Маркетинг сферы услуг. Учебное пособие. Стаханов В. Н., Стаханов Д. В. -М.: Экспертное бюро, 2001.
  60. Маркетинг/ Под ред. А. Н. Романова. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1996.
  61. В. Маркетинг услуг. М.: Финансы и статистика, 1996.
  62. Э. Послепродажное обслуживание. М.: Знание, 1993.
  63. С. Прибыли без производства. М.: «Прогресс 1987 .
  64. Местное самоуправление. Моделирование социально-экономического развития/ В. Н. Лазарев, Н. Г. Полякова, П. А. Юдин, JI.M. Эррера Новомосковск: НИ РХТУ им. Д. И. Менделеева, 1998.
  65. Методические положения по статистике. М.: Госкомстат России, 1996. — вып.1.
  66. Методы прогнозирования спроса / Давидович Б. Я., Лахман И. Л., Назаров Р. С., Френкель М. Г.- М., 1972.
  67. A.A., Кобелев И. Б. Совершенствование управления бытовым обслуживанием населения. М.: Легкая индустрия, 1980.
  68. Л.Б., Ташбаев Ы. Э., Касенов А. Г. Логистика: обслуживание потребителей: Учебник. М.: ИНФРА-М, 2002.
  69. Мониторинг социально-экономического потенциала семей. Министерство труда и социального развития Российской Федерации. М.: Всероссийский центр уровня жизни. Выпуск I. 2000 г.
  70. Мониторинг социально-экономического потенциала семей// Пресс-аналитик, 1997, № 1.
  71. Н.Ф. Эффективность труда в бытовом обслуживании населения. М.: Легкая индустрия, 1978.
  72. Муниципальный менеджмент / Под ред. проф. Т. Г. Моррозовой. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997.
  73. Научные основы регионального социально-экономического мониторинга/ Под ред. Ивановского Л. В., Рохчина В. Е. СПб.: ИСЭП РАН, 1998.
  74. Г. А. Организация и планирование предприятий по ремонту бытовой техники. М.: 1976.
  75. В. Маркетинг культурных услуг. Омск: 1997.
  76. О государственной поддержке малого предпринимательства: Закон Российской Федерации от 14 июня 1995 г. № 88-ФЗ// Экономика и жизнь, 1995, № 25.
  77. О первоочередных мерах государственной поддержки малого предпринимательства: Указ Президента РФ от 4 апреля 1996 г. № 491// Российская газета от 16 апреля 1996 г.
  78. О программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2002−2004 годы): Распоряжение Правительства РФ от 10.07.2001 г. № 910-р// Собрание законодательства Российской Федерации от 30 июля 2001 г.
  79. О сертификации продукции и услуг: Закон Российской Федерации от 10 июня 1993 г. № 5151−1//Российская газета от 25 июня 1993 г.
  80. О социальном развитии села: Закон РСФСР от 21.12.90 № 438−1// Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1990. № 30 от 27 декабря.
  81. Об использовании объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения приватизируемых предприятий: Указ Президента РФ от 10 января 1993 г. № 8// Российская газета от 20 января 1993 г. № 12.
  82. Об общих принципах организации местного самоуправления: Закон от 28 августа 1995 г. № 154-ФЗ // Российская газета от 1 сентября 1995 г.
  83. Об упорядочении процесса разграничения прав собственности на объекты социальнокультурного и коммунально-бытового назначения приватизируемых предприятий: Распоряжение Госкомимущества РФ от 27 января 1993 г. № 135-р// Панорама приватизации, 1993, № 4
  84. Об утверждении Положения о Комиссии Правительства Российской Федерации по вопросам потребительского рынка: Постановление Правительства Российской Федерации от 10.03. 1999 г. № 265// Российская газета от 23 марта 1999 г.
  85. Об утверждении Правил бытового обслуживания населения в Российской Федерации: Постановление Правительства Российской Федерации от 15 августа 1997 г. № 1025// Российская газета от 28 августа 1997 г.
  86. А. Домашнее хозяйство в переходной экономике: типы и особенности поведения на рынке// Вопросы экономики, 1998, № 12.
  87. А.Н. Институциональная экономика: Учебное пособие. М.: ИНФРА-М, 2000.
  88. Организация бытового обслуживания за рубежом. М: ЦБНТИ МБОН РСФСР, 1990.
  89. Основы предпринимательской деятельности/Под ред. В. М. Власовой М.: Финансы и статистика, 1995.
  90. Основы функционирования экономической системы: Проблемные лекции по политической экономии / М. С. Атлас, А. Г. Грязнова, Т. В. Чечелева и др. М.: Высшая школа, 1991.
  91. В.И. Качество социологической информации. Киев, 1986.
  92. Н. Система статистических показателей сферы услуг как сектора экономики// Вопросы статистики, 1998, № 4.
  93. А. Маркетинг образовательных услуг в высшем и дополнительном образовании. -М.: 1996.
  94. В.Н., Куцына С. Б. Анализ и прогнозирование рыночной конъюнктуры. СПб, 1997.
  95. Е.В. Маркетинг услуг СПб.: Изд-во «Питер», 2000.
  96. М. Международная конкуренция. М.: Международные отношения, 1993.
  97. Правила бытового обслуживания М.: ИНФРА-М, 2002.
  98. Программа создания гармонично благополучной территории / Под ред. В. Г. Колосова, В. Е. Чабанова. СПб: СПбГТУ, 2000.
  99. M. М. Стратегия управления развитием малого бизнеса в регионе (на примере Новгородской области).- Новгород, 1995.
  100. А., Быстрицкий С., Телушкин Е. Мониторинг инструмент наблюдения и анализа экономики // Экономист 1994, № 2.
  101. Рейтинг инвестиционной привлекательности российских регионов// Эксперт, 2002, № 45(352).
  102. Рейтинг крупнейших золотодобытчиков// Профиль, 2002, № 13(283).
  103. Е. Основные подходы к созданию системы рейтингования российских страховых компаний// Рынок Ценных Бумаг, 1999, № 20 (155).
  104. JI. Маркетинг в малом бизнесе: Пер. с англ. / Под ред. JI. Г. Зайцева, М. И. Соколовой—М.: Аудит: ЮНИТИ, 1995.
  105. М.Г., Россинский М. В. Планирование бытовых услуг. М.: 1975.
  106. Российский статистический ежегодник 2000/ Стат.сб.- М.: Госкомстат, 2000.
  107. В.М. Непроизводственная сфера экономики СССР. М.: Знание, 1975.
  108. Савченко В. Е. Современное предпринимательство. Экономические и организационные основы. Проблемы формирования и регулирования. М.: Экономика, 1997.
  109. П. Экономика. М.: НПО «Алгон» ВНИИСИ, 1992 .
  110. Сборник конъюнктуры бытового обслуживания за 1987 год. М.: ЦНИИбыт, 1988.
  111. Словарь иностранных слов. -М.: ЮНВЕСТ, 2001.
  112. С. А. Малое предпринимательство: общественная поддержка и содействие развитию. -М.: «Контур», 1999 .
  113. К.В. Стимулы повышения труда в бытовом обслуживании. М.: 1975.
  114. Социальная статистика./ Под ред. И. И. Елисеевой М.: Финансы и статистика, 1999.
  115. Справочник хозяйственника службы быта. М., 1985.
  116. Статистика рынка товаров и услуг/ Под ред. Белиевского И. К. М.: Финансы и статистика, 1997.
  117. Статистический ежегодник Ростовская область 1998: Ростоблкомстат. -Ростов-на-Дону, 1999.
  118. Статистический ежегодник Ростовская область 1999: Ростоблкомстат. -Ростов-на-Дону, 2000.
  119. Статистический ежегодник Ростовская область 2000: Ростоблкомстат.1. Ростов-на-Дону, 2001.
  120. Статистическое обозрение/ Под ред. Соколина B.JI. М.: Госкомстат России, 1992−1997.
  121. Л.Ф. Изучение и прогнозирование спроса. М., 1972
  122. М. В. Социальная трансформация с точки зрения кибернетики (в сборнике «Мониторинг социально-экономических процессов в Республике Карелия)" — Петрозаводск, Карельский Научный Центр РАН, 2000 г.
  123. Сфера услуг: новая концепция развития/ В. М. Рутгайзер, Т. И. Корягина, Т. И. Арбузова и др. М.: Экономика, 1990.
  124. А. X., Кетова Н. П. Мамбетов М. А. Региональный потребительский рынок: механизмы становления и развития. Ростов-на-Дону: Изд-во РГУ, 1999.
  125. Текущий счет// Коммерсантъ деньги, 2003, № 4(409).
  126. Теория статистики // Под ред. Шмоловой P.A. М.: Финансы и статистика, 1996.
  127. Е.В. Основы научной организации и нормирования труда на предприятиях бытового обслуживания.- М.: 1975.
  128. Универсальный словарь иностранных слов. М: Изд. «Вече», 2001.
  129. Управление хозяйственным механизмом на предприятиях сервиса. /Под ред. В. Н. Соловьева, Д. В. Шопенко.- СПб: Гидрометеоиздат, 1995.
  130. Уровень жизни. Топ-10// «КоммерсантЪ» от 01.08.2002, № 134(2503).
  131. В. И. Муниципальное право России.- М.: Юрист, 1994.
  132. P.A. Система менеджмента. М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 1997.
  133. В.П., Альбеков А. У., Комарова А. И. Инфраструктура муниципальных образований: логистический аспект. Ростов-на-Дону: РГЭА, 1999.
  134. П. Экономический образ мышления. Пер. с англ. М.: Экономика, 1990.
  135. М.А., Новиков O.A. Инфраструктура мегаполиса: логистический подход. Ростов-на-Дону: Изд-во РГУ, 1995.
  136. Е.М. Статистические методы прогнозирования. М.: Статистика, 1978.
  137. И. Методика составления рейтинга (Рейтинг деятельности страховых кампаний)// Страховое ревю, 2000, № 5.
  138. A.A. Формирование системы поддержки малого предпринимательства в России. М.: Российский экономический журнал, 1997.
  139. Дж.Р., Берман Б. Маркетинг. М.: «Экономика», 1990 .
  140. Экономика бытового обслуживания/ Под ред. В. Д Балалова. М.: Легкая и пищевая промышленность, 1983.
  141. Экономика переходного периода: Учебное пособие / Под ред. В. В. Радаева, A.B. Бузгалина. .М.: МГУ, 1995.
  142. Экономика сферы платных услуг. /Под ред. E.H. Жильцова. Казань, 1996.
  143. Экономико-математическое моделирование региональных комплексов бытового обслуживания. В сб. Проблемы менеджмента и совершенствование маркетинговой деятельности в сфере услуг. М.: ГАСБУ, 1994.
  144. Эксперт-200: ежегодный рейтинг крупнейших компаний России // Эксперт, 2002, № 37(344).
  145. Л.И. Экономические методы управления в социально-бытовой сфере. -М., 1991.
  146. В.А. О структуре и закономерностях потребительского спроса на услуги по ремонту бытовой техники. М.: Легкая индустрия, 1967.
Заполнить форму текущей работой