Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Совершенствование организационно-экономического механизма управления малым бизнесом

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Свобода действий, гибкость, динамичность и оперативность в решениях, приспособление к местному мелкомасштабному, нерегулярному, специфическому и персональному спросу, дух предпринимательства, возможность практической реализации своей идеи, более низкие управленческие и эксплуатационные расходы, более высокая оборачиваемость капитала, общественная симпатия и государственная поддержка — вот… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Социально-экономическое значение развития малого бизнеса в условиях рыночной экономики
    • 1. 1. Роль, значение и преимущества малого бизнеса в экономике страны
    • 1. 2. Развитие малого бизнеса в Российской Федерации
    • 1. 3. Место малого бизнеса в экономике развитых стран
  • Глава II. Анализ современного состояния малого бизнеса в Республике Дагестан и методологические основы его организации
    • 2. 1. Особенности развития малого бизнеса в Республике Дагестан
    • 2. 2. Организационно-экономические аспекты развития малых предприятий
    • 2. 3. Методология организации малого бизнеса
  • Глава III. Пути совершенствования управления малым бизнесом и перспективы его развития
  • ЗЛ.Основные направления совершенствования управления малым бизнесом
    • 3. 2. Государственная поддержка малого предпринимательства в развитых странах
  • З.З.Пути совершенствования управления малым бизнесом на основе государственной поддержки, опыта и помощи экономически развитых стран

Совершенствование организационно-экономического механизма управления малым бизнесом (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Повышение экономической эффективности и уровня жизни населения в переходный период к рынку невозможно без широкого внедрения всех форм хозяйствования на базе различных форм собственности. Наибольший эффект в экономике дают формы хозяйствования, основанные на частной инициативе, особенно, малый и средний бизнес. Совершенствование форм управления малым бизнесом, организационно-экономический механизм повышения эффективности их деятельности является важной актуальной проблемой.

Малый бизнес — существенная структурная часть цивилизованного рыночного хозяйства. В условиях рыночной экономики эффективность развития общества в значительной мере обуславливается уровнем развития малой экономики. Она по самой своей природе является мощным рычагом для решения целого комплекса экономических, социальных и политических проблем: от насыщения рынка разнообразными товарами и услугами до снижения остроты безработицы, обеспечивая занятость населения путем создания новых предприятий и рабочих местсоздания новой прогрессивной структуры экономики и здоровой конкурентной среды.

В малом бизнесе сосредоточен наиболее многочисленный слой мелких частных собственников, которые являются опорой любого государства. На долю малого предпринимательства в развитых странах приходится около 50−60% всей занятой в экономике рабочей силы. Оно играет важную роль в поддержании занятости, когда как в крупных компаниях и заводах в условиях кризисов постоянно происходит так называемая «рационализация производства», когда из соображения экономии в них сокращаются и увольняются тысячи рабочих и специалистов, малое предпринимательство привлекает высвобождающиеся трудовые ресурсы.

Хотя уровень экономического развития любого государства определяется крупной промышленностью, большими компаниями и фирмами, значение малого бизнеса в деловой жизни страны трудно переоценить. Малые предприятия имеют ряд преимуществ по сравнению с крупной промышленностью. В управлении — простота коммуникаций, отсутствие жестких иерархических структур, возможность быстрой корректировки целей и перераспределения сфер ответственности. Они принимают на себя определенный риск и сосредотачивают усилия на разработке новых или модернизации существующих продуктов.

Свобода действий, гибкость, динамичность и оперативность в решениях, приспособление к местному мелкомасштабному, нерегулярному, специфическому и персональному спросу, дух предпринимательства, возможность практической реализации своей идеи, более низкие управленческие и эксплуатационные расходы, более высокая оборачиваемость капитала, общественная симпатия и государственная поддержка — вот те практически значимые обстоятельства, которые в последние десятилетия обеспечивают конкурентоспособность и живучесть малого бизнеса, его бурное развитие за рубежом. По данным ООН в большинстве развитых стран в малом и среднем бизнесе работают около 80% всего населения, объем производства этого сектора составляет свыше 60% национального продукта и около 50% ВВП.

В Российской Федерации к началу 1997 года малыми предприятиями произведено продукции и оказано услуг на сумму около 340 трлн.руб. или 7% от всего объема производства страны. В Республике Дагестан в 1998 году малыми предприятиями было произведено продукции, работ и услуг по всем видам деятельности на сумму 1450,4 млн руб., что составляет только 28% от выпуска всей продукции республики. Доля численности работников малых предприятий составляет около 30% от общей численности занятых в республике1.

1 Социально-экономическое положение Республики Дагестан: Крат.стат.сб./1998г., стр. 130.

Как видим, сравнение показателей развития малого предпринимательства нашей страны со странами за рубежом показывает о значительном отставании в этой области и существовании ряда нерешенных проблем. Развитие малого предпринимательства в нашей стране продолжает сталкиваться с серьезными трудностями. Среди многих проблем особо выделяются неустойчивость, незавершенность законодательной базы деятельности этой сферы, жесткий налоговый прессинг, недостаточность начального капитала и собственных оборотных средств, трудности с получением коммерческих кредитов и доступа к государственным инвестициям и др.

Важное место в решении этих проблем принадлежит государственной поддержке малого предпринимательства. Малое предпринимательство, как любое молодое существо, или явление, нуждается в государственной поддержке, что представляет собой создание правовых, экономических условий для возникновения, развития и совершенствования малого бизнеса. Следует здесь иметь также необходимость материальной и финансовой помощи малому бизнесу со стороны государства, что поможет эффективному функционированию малого предпринимательства. Необходим комплекс мер, чтобы МП приносило прибыль, обеспечивало занятость населения, уменьшение риска, страхование бизнеса и предпринимательства.

Важное значение для развития МП имеет налоговая политика государства. Она должна быть нацелена на всемерную поддержку МП в целях расширения объемов её деятельности и стимулировать новые эффективные формы хозяйствования на базе различных форм собственности. Известно, что налоговая политика сложная и негибкая. Налоговые изъятия очень высокие. Фискальная направленность налоговой системы тяжелым бременем ложится на малый бизнес. Такая система «душит» в зародыше начинающих послушных мелких предпринимателей. Кроме огромного чиновничьего аппарата на них «налегли» многочисленные контролеры, требующие выполнения своих интересов независимо от результатов хозяйственной деятельности субъектов малого предпринимательства.

Нерешённость данной проблемы приводит к тому, что большинство предпринимателей уходят от официальной деятельности в «теневой» бизнес. В настоящее время «теневая экономика» достигла масштабов, угрожающих экономической безопасности страны. По данным Госкомстата России, она составляет 23% от ВВП, а по оценкам независимых экспертов — 40%, что значительно сокращает базу налогообложения, усиливает бюджетный кризис, обостряет криминальную обстановку.

Решение данной проблемы особенно важно для Республики Дагестан, где «теневой» капитал играет значительную роль в жизни республики. Следует отметить, что предпринимательский менталитет дагестанцев высок, а естественно-географические и сырьевые условия республики являются предпосылками развития малого бизнеса. Большие возможности заложены в новых формах хозяйствования в агропромышленном комплексе — фермерских, частных, акционерных формах хозяйствования, основанных на различных формах собственности. В связи с этим также возникает необходимость рассмотрения в работе вопросов принятия ряда законодательных, экономических, административных и организационных мер по легализации «теневой» экономики республики.

В нашей стране все понимают необходимость государственной поддержки развития малого бизнеса, как одного из ключевых факторов экономической и политической стабильности. Существуют убедительные политические, экономические, социальные и другие причины, в силу которых правительство должно содействовать развитию малого предпринимательства. Идея заключается в необходимости успешного завершения перехода к децентрализации экономики, основанной на рыночных принципах. Ключевым и критическим элементом реализации задач экономической перестройки является рост малого предпринимательства. Это создает политическую стабильностъ, поскольку все больше граждан России (в современных условиях безработицы и низкого уровня жизни) получают возможность реального участия в новой экономической системе. Если экономика развивается успешно, то это, в свою очередь, положительно влияет на решение проблем отдельных регионов или нацменьшинств (что особенно важно для Республики Дагестан, где больше половины жителей безработные и находятся за чертой бедности), особенно, когда эти проблемы обуславливались политической нестабильностью.

Тем не менее, хотя десять лет мы признаем МП эффективным сектором экономики, он до сих пор не находит должной поддержки со стороны государства.

На 1 Всероссийском съезде представителей МП Б. Н. Ельцин указывал на необходимость усиления помощи и правовой защиты МП со стороны государства. Указом Президента России от 4 апреля 1996 г. поддержку МП предложено считать важнейшей задачей государства, направленной на создание благоприятных условий для развития инициативы граждан. Несмотря на это, ощутимой помощи от государства не получается. Проект нового Налогового кодекса ущемляет интересы МП, ставя его в одинаковые условия с крупным бизнесом, что называется государственным рэкетом. Получается так, что малое предпринимательство должно развиваться на условиях самофинансирования и полной самоокупаемости. Вряд ли эти условия пригодны для начального периода его становления.

Таким образом, все вышесказанное позволяет сделать вывод о том, что данная проблема еще достаточно не решена.

Вопросам изучения проблем совершенствования управления малым бизнесом посвящены научные исследования А. В. Орлова, И. Г. Хакамады, Е. Гайдара, Г. А. Бучаева и др., однако эти проблемы до настоящего времени все еще недостаточно изучены.

Целью исследования является анализ состояния и разработка предложений по выработке организационно-экономического механизма совершенствования управления малым и средним бизнесом.

Для реализации данной цели выдвинуты и решены следующие задачи:

— обосновать необходимость формирования и развития малого и среднего предпринимательства;

— исследовать состояние, развитие и перспективы становления малого и среднего бизнеса в переходной период к рынку;

— определить направления совершенствования управления малым и средним бизнесом;

— дать анализ региональных особенностей развития малого бизнеса;

— разработать организационную структуру управления малым и средним бизнесом, соответствующую условиям рыночной экономики;

— определить основные пути совершенствования организационно-экономических механизмов управления малым и средним бизнесом;

Объектом исследования является малое предпринимательство в России, за рубежом и в Республике Дагестан. Исследование проведено в сравнении с тенденциями развития малого и среднего бизнеса в России и Дагестане.

Предметом исследования являются организационные формы управления мелким и средним бизнесом.

Теоретическую и методологическую основу диссертационной работы составили законодательные и нормативные акты в области развития малого и среднего предпринимательства, работы отечественных и зарубежных ученых в области рыночной экономики, особенно малого бизнеса.

Информационной базой явились данные Госкомстатов РД и РФ, отчетные данные предприятий.

Научная новизна диссертации заключается в следующих основных результатах и выводах: определено место мелкого и среднего бизнеса в экономике переходного периода к рынкуопределены основные направления организационно-экономических методов совершенствования управления бизнесомв работе обоснована организационная структура управления малым бизнесомразработана модель «бизнес-инкубаторов» и рекомендации по государственной поддержке малого и среднего бизнеса.

Практическая значимость результатов диссертационного исследования заключается в том, что реализация разработанных в работе предложений и рекомендаций позволит значительно повысить эффективность функционирования малого и среднего бизнеса, обеспечить занятость населения и дополнительные поступления в бюджет в виде налогов.

Аттрпбяттия результатов исследования состоялась на заседаниях научно-практических конференций профессорско-преподавательского состава Дагестанского государственного института народного хозяйства в 19 961 999 годах. Основные результаты исследования опубликованы в сборниках научных трудов и 2-х монографиях. Выводы и предложения используются в практической деятельности Министерства экономики Республики Дагестан.

Структура диссертации. Диссертационная работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы и приложения. Работа изложена на 148 страницах, представлены 5 таблиц, 10 рисунков, список использованной литературы содержит 122 наименования.

Заключение

.

Исследование, проведенное автором в диссертации по теме «Совершенствование организационно-экономического механизма управления малым бизнесом», позволяет сделать следующие выводы и предложения:

— Малый бизнес — существенная структурная часть цивилизованного рыночного хозяйства. В условиях рыночной экономики эффективность развития общества в значительной мере обуславливается уровнем развития малого бизнеса. Он является мощным рычагом для решения целого комплекса экономических, социальных и политических проблем: от насыщения рынка разнообразными товарами и услугами до снижения остроты безработицы, обеспечивая занятость населения путем создания новых предприятий и рабочих местсоздания новой прогрессивной структуры экономики и здоровой конкурентной среды.

— Малое предпринимательство имеет ряд преимуществ по сравнению с крупной промышленностью. Свобода действий, гибкость, динамичность и оперативность в решениях, приспособление к местному мелкомасштабному, нерегулярному, специфическому и персональному спросу, дух предпринимательства, возможность практической реализации своей идеи, более низкие управленческие и эксплуатационные расходы, более высокая оборачиваемость капитала, общественная симпатия и государственная поддержка — вот те практические значимые обстоятельства, которые в последние десятилетия обеспечивают конкурентоспособность и живучесть малого бизнеса, его бурное развитие за рубежом.

— Вместе с тем анализ состояния развития малого бизнеса в нашей стране по сравнению со странами за рубежом показывает резкое отставание нашей страны в этой сфере по многим показателям. Так, по данным ООН в большинстве развитых стран в малом и среднем бизнесе работают около 80% всего населения, объем производства малого бизнеса составляет свыше 60% национального продукта и около 50% ВВП. В Российской Федерации к началу 1997 года малыми предприятиями произведено продукции и оказано услуг на сумму примерно 340 трлн.руб. или только 7% объема производства страны, в них занято около 12,5% числа работающих. В Республике Дагестан в 1998 году малыми предприятиями произведено продукции, работ и услуг по всем видам деятельности на сумму 1450,4 млн руб., что составляет только 11% всей продукции республики. Доля численности работников в малых предприятиях составляет около 19% от общей численности занятых в республике.

— Все это говорит о существовании в этой области серьезных проблем. Развитие малого предпринимательства в нашей стране продолжает сталкиваться с серьезными трудностями. Среди них незавершенность законодательной базы деятельности этой сферы, жесткий налоговый прессинг, недостаточность начального капитала и собственных оборотных средств, трудности с получением коммерческих кредитов и доступа к государственным инвестициям и, самое главное, отсутствие достаточной государственной поддержки малого бизнеса. В диссертации автор на основе исследования всех этих вопросов делает ряд практических выводов и предложений.

— Крупнейшей исторической ошибкой является пренебрежение возможностями мелкого и среднего частного предпринимательства со стороны государства. Мелкий бизнес не только не поддерживается и защищается, а наоборот его всячески давят и притесняют.

— Безработица в России достигла до 14% числа занятых, а ожидается в ближайшие годы до 25−27% - более 20 млн. чел.1 Промышленные гиганты не смогут осилить эту растущую безработицу. Модернизация крупной промышленности и НТП, наоборот, будет в перспективе «выталкивать за ворота» все большее количество рабочих. Занятость может обеспечить только.

1 «Вопросы экономики», № 8,1999 г., с. 55. мелкий и средний бизнес, который следует всемерно поддержать, т.к. частному сектору нет реальной альтернативы;

— Без большого количества малых предприятий нет рынка, нет конкуренции. А без конкуренции нет качества товаров и услуг;

— Малый бизнес является фундаментом рыночной экономики;

— Ведение бизнеса на легальной основе затрудняют: ухудшение социально-экономической ситуации в стране, слабая государственная поддержка малого бизнеса, несовершенство нормативно-правовой базы для ведения хозяйственной деятельности, административные барьеры, налоговый пресс, недоступность инвестиций;

— Требуются новые механизмы взаимодействия государства с базисным частным сектором;

— До сих пор Государственная Дума РФ не приняла программу поддержки малого бизнеса;

— Нельзя раздавать мизерные суммы для поддержки малого бизнеса различным структурам-пиявкам, а следует отдавать их непосредственно в частные руки с условием возврата их с процентами через определенное время;

— Федеральный фонд поддержки предпринимательства должен установить жесткий контроль деятельности региональных отделений;

— Следует привлекать малый бизнес к участию в выполнении государственного заказа;

— Приоритетными направлениями для создания малых и средних предприятий, на наш взгляд, являются сельскохозяйственное производство, вся цепь АПК, строительство под ипотечное кредитование, торговля, сфера услуг;

— В целях обеспечения возвратности и эффективности использования инвестиций по-нашему мнению следовало бы для осуществления рисковых проектов в бизнесе создать фонд рискового капитала из средств крупных фирм, банков, государства, вузов, страховых фондов. Большинство рисковых фирм можно было бы финансировать фондами рискового капитала. Рисковый капитал мог бы стать катализатором предпринимательства;

— Малый бизнес обеспечивает наибольшую занятость людей. Так, в странах ЕС в малом бизнесе занято 80% числа работающих, а в РФ -12,5%;

— Следовало бы принять закон об амнистии вывезенных средств за рубеж и вернуть их в Россию, что серьезно помогло бы подъему малого бизнеса, по официальным данным из страны вывезено 400 млрд. долларов, а реально — около 1 млрд. долларов. Заметим, что годовой бюджет США составляет 1,6 триллионов долларов, а в России — 15 млрд. малый бизнес мог бы процветать под «крышей» различных СП1;

— Необходим независимый аудит собственности. В ряде случаев нужна де приватизация собственности в целях предоставления неиспользуемых мощностей для развития малого бизнеса на льготных условиях. Известно, что комбинат «Норильский никель» был продан банку за 179 млн. долларов при годовом обороте комбината 3,5 млрд. долларов и годовой прибыли 500 млн. долларов. Российская компания «Связьинвест» была приватизирована за 1,2 млрд. долларов, подобная же компания во Франции «Парижтеле-ком» с объемом в 10 раз меньшим, чем «Связьинвест» была приватизирована за 48 млрд. долларов2;

— Необходим рынок земли, который реально, фактически существует.

Введение

рынка земли и развитие системы ипотечных земельных банков окажет положительное влияние на развитие малого бизнеса;

— Нужны серьезные налоговые послабления для малого бизнесапока бизнесмену после уплаты всех налогов остается только 3 копейки с 1 рубля ждать дальнейшего развития малого бизнеса не приходится;

1 «Российская газета», 29 октября 1999 г.

2 «Российская газета», 29 октября 1999 г.

— В малом бизнесе создание одного рабочего места обходится около 10 тыс. долларов, против 100−150 тыс. долларов в крупном бизнесе1. Если бы была законодательная база гарантий сохранности иностранных инвестиций, то 400 млрд. долларов, не находящих применения в мире, могли бы способствовать созданию новых рабочих мест, особенно в малом бизнесе;

— Необходимо сократить число контролирующих органов — фирмы проверяют до 50 организаций, порою в месяц бывает до 20−25 проверок. Многие «контролеры» находясь на хозрасчете (зарабатывают себе на хлеб) занимаются зачастую вымогательством. Следовало бы вводить повсеместно в малых предприятиях книги учета проверок с указанием того, кто проверял и какие выявлены нарушения;

— Следует упростить процедуры регистрации и ликвидации фирм, оформления лицензий. В настоящее время для получения лицензии нужно потратить 200 минимальных размеров оплаты труда и «бегать» по инстанциям несколько недель.

1 «Малое предпринимательство», № 9,1998 г.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Федеральный Закон «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» от 14 июня 1995 г. № 88-ФЗ
  2. Закон РСФСР «О приватизации государственных и муниципальныхпредприятий»
  3. Постановление Правительства РСФСР «О мерах по поддержке малыхпредприятий в РСФСР» от 18 июня 1992 г. № 406
  4. Постановление Правительства РФ «О первоочередных мерах по развитию и государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» от 1 мая 1993 г. № 446
  5. Постановление Правительства РФ «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 24 декабря 1994 г. № 1418
  6. Постановление Правительства РФ «О реализации итогов работы конгресса представителей деловых кругов Северного Кавказа» от 24 мая 19 995 г. № 516
  7. Постановление Правительства РФ «О развитии лизинга в инвестиционной деятельности» от 29 июня 1995 г. № 663
  8. Постановление Правительства РФ «О федеральном фонде поддержки иразвития малого предпринимательства» от 4 декабря 1995 г. № 1184
  9. Постановление Правительства Республики Дагестан «Об утверждениикомплексной программы поддержки и развития малого предпринимательства в РД» от 2 февраля 1996 г. № 20
  10. Постановление Правительства РФ «Об участии субъектов малогопредпринимательства в производстве и поставке продукции и товаров (услуг) для федеральных и государственных нужд» от 23 апреля 1996 г. № 523
  11. Постановление Правительства РФ «О государственной поддержке развития лизинговой деятельности в РФ» от 27 июня 1996 г. № 752
  12. Указ Президента РФ «О некоторых изменениях в налогообложении иво взаимоотношениях бюджетов различных уровней» от 22 декабря 1993 г. № 2270
  13. Указ Президента РФ «О государственном комитете Российской Федерации по поддержке и развитию малого предпринимательства» от 6 июня 1995 г.
  14. Федеральный Закон «Об упрощенной системе налогообложения, учетаи отчетности для субъектов малого предпринимательства» от 29 декабря 1995 г. № 222-ФЗ
  15. Федеральный Закон «О федеральном бюджете на 1998 год»
  16. Федеральный Закон «О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности для субъектов малого предпринимательства» от 31 июня 1998 г. № 148-ФЗ
  17. Источники статистических данных
  18. Россия в цифрах: Крат. стат. сб./ Госкомстат России М: 1997 — 414стр.
  19. Россия в цифрах: Крат. стат. сб./ Госкомстат России М: 1998 — 420стр.
  20. Российский статистический ежегодник-М.: 1998−813 с.
  21. Социально-экономическое положение Республики Дагестан: Крат.стат. сб./1996 180 стр.
  22. Социально-экономическое положение Республики Дагестан: Крат.стат. сб./1997 187 стр.
  23. Социально-экономическое положение Республики Дагестан: Крат.стат. сбЛ 998 201 стр.
  24. Монографии, научные сборники
  25. А.Д., Дидович А. П. Финансовый аспект деятельности малого предпринимательства: учеб. пособие.-Иркутск: Издательство ИГЭА, 1998.-147 с.
  26. М. Условия эффективности экономики-М.: Научно-государственный центр «Наука для общества», 1998. 304с.
  27. И. Государственная экономическая политика-М.: «Дело и сервис», 1998.-320 с.
  28. Е.М., Белый М. И. Малые предприятия: 70 вопросов и отве-тов.-Ульяновск: Научно-учебное предприятие «ЭКОН», 1990. 64 с.
  29. В.З. Общая экономическая теория-Новороссийск: ТОО «КЖЭА», НПК «Модус», 1996.-416 с.
  30. А.А. Маркетинг малого предпринимательства: практическое пособие. М: ВИРА — Р, 1998. — 384 с.
  31. К. Я индивидуальный предприниматель-М.: Финансы и статистка, 1998.-272 с.
  32. Н. Производство прибыли-М.:Финансы, ЮНИТИ, 1998.-256 с.
  33. ЗЛО. Все о малых предприятиях: Практическое пособие самоучитель, -Новочеркасск: Сибирь — XXI век, 1991. — 74 с.
  34. И. Основы предпринимательской деятельности-М.: Финансы и статистика, 1994.-496 с.
  35. В.Я., Куприянов Е. М. Пасалова В.П. Экономика предприятия. Под ред.проф. Горфинкеля В. Я., проф. Куприянова Е.М.-М: Банки-Биржи, ЮНИТИ, 1996. -367 с.
  36. JI. Риски в современном бизнесе -М: «Алане», 1994.-200 с.
  37. К. Основы предпринимательсва-М.:Вестник, 1996.-336 с.
  38. И. Микроэкономика-М. Экономическая школа, 1996, Т. 1 .349 с.
  39. Ю. Теория переходной экономики (Микро- и макроэкономика)^.: ТЕИС, 1997.-211 с.
  40. Д. Самоучитель бизнесмена-С.-ПбЛитер Паблишинг.1998.-256с.-(Серия «Малый бизнес»)
  41. Л.П. Предпринимательство и бизнес-М.: Информационно-внедреческий центр «Маркетинг», 1995.-304 с.
  42. А., Лагоша М. и др. Моделирование рисковых ситуаций в экономике и бизнесе-М.: Финансы и статистика, 1999.-176 с.
  43. М. Лизинг, экономическая сущность -М.:Вузовская книга, Новороссийск: НГАЭиУ, 1997.-42 с.
  44. В.О. Теневая экономика в России-М.:Фонд «За экономическую грамотность», «Российский экономический журнал», 1997.-192 с.
  45. С. Совершенствование управления кредитно-финансовыми потоками в регионе-Махачкала: 1999.-124 с.
  46. С. Как начать и вести собственный бизнес-М.: «Дело», 1993.-80 с.
  47. А.И. Налогообложение предпринимательской деятельности-М: АО «Дис», 1994.-192 с.
  48. В. Делайте бизнес красиво-М.: ИНФРА-М, 1995 .-288 с.
  49. Как продолжать реформы в России. Под редакцией Исправникова ^^ В.О.-М.: Фонд «За экономическую грамотность», «Российский экономический журнал», 1996.-176 с.
  50. И. Европа и Россия. Опыт экономических преобразований-М.:Наука, 1996.-480 с.
  51. Е. Работа предприятия с банком-М.:ИВАКО Аналитик, 1997.-155 с.
  52. П.И., Каваленко А. В. Основы малого предпринимательства: выбор решений. Учеб. Пособие/ Науч.ред. Дометовский В. А., Новочеркасский гос.техн.ун-т. Новочеркасск, 1998.-265 с.
  53. А.Б., Игнатьева А.М Малый бизнес в экономической стратегии политике реформирования России. Изд. Санкт-Петербургского Университета экономики и финансов, 1998.-95 с.
  54. М.Г., Старостин Ю. П. Малое предпринимательство.-М.:
  55. ИНФРА-М, 1998.-320 с. ф 3.32. Лапуста М. Г., Шаршукова Л. Г. Риски в предпринимательсой деятельности. -М.: ИНФРА-М, 1998.-224 с.
  56. Дж. К., Таргет Д. Финансы в малом бизнесе практический подход.- М: Финансы и статистика, 1995.-128 с.
  57. П.А. Малые предприятия.-М.: Экономика. МНПП «ЭС» 1992.-140 с.
  58. Мерклин и Том Росс. Большие идеи для малого бизнеса в сфере ус-лугУПер.с англ. Моисеенко Г.-М.: Агентство «ФАИР», 1996.-304 с.
  59. М. Экономическая сущность предпринимательства./ РАН, Институт экономики-М.: Наука, 1998−220 с. уф 3.37. Михайлов В. А. Азбука бизнеса (Как начать свой бизнес).-С-ПБ:1. Союз". 1998.-176с.
  60. М.Ц., Ованимян В. О., Саркисян Р. А., Спектор А. Н. Состояние и противоречия экономической реформы.-М.: Экономика, 1998.-206с.
  61. А.К. Переход России к рыночной экономике: чем нам полезен опыт других стран -М.:ИЧП «Издательство Магистр», 1997,-40с.
  62. Т. Региональная экономика -М.: Банки и биржи, 1998 -472с.
  63. В. Словарь терминов современного предпринимательства-М.: «Радикс», 1995.-432с.
  64. Налоговый кодекс Российской Федерации -М.: Финансы и статистика, 1998.-136с.
  65. В.А., Павлов Р. П. Правовое регулирование предпринимательской деятельности: Учеб.пособие. Общественный центр поддержки развития и науки, образования, культуры.-Чебоксары, 1998.-277с.
  66. Ю. Основы предпринимательского дела-М.: «БЕК», 1996,-476с.
  67. Ю. Шансы российской экономики -М.: 1997.-655с.
  68. А.Н. Издержки и перспективы реформ России -М.: ИЧП «Магистр», 1997.-40с.
  69. Основы экономической теории. Политэкономия/ под редакцией Москвина В. И. -М.: МИССИС, 1998.-440с.
  70. К. Как преуспеть в современном бизнесе -М.:ИВЦ «Маркетинг», 1993−136с.
  71. Л.Н. Финансы предприятий. Учебник для вузов -М.: Финансы, ЮНИТИ.1998.-639с.
  72. Е. Проблемы становления и развития рыночной инфраструктуры в условиях переходного периода -М.: 1998.-117с.
  73. Ю. Все о налогах на прибыль юридических лиц -М.: 1 Федеративная книготорговая компания, 1998.-288с.
  74. А.И. Оценка коммерческой деятельности предпринимательства -М: Финансы и статистика, Банки и биржи, 1993.-96с.:ил.
  75. Е. М. Ткаченко Е.А. Мелкий инновационный бизнес: Учеб. пособие/Санкт-Петербургский гос. университет экономики и финансов -С-Пб.: изд.-во С-Пб ГУЭФ, 1998.-58с.
  76. И. Основы бизнеса -М.: «Ось-89», 1996−192с.
  77. И. Курс Экономики -М.: ИНФРА-М, 1999.-716с.
  78. Т.А. Энциклопедия малого бизнеса. Перевод с англ. Домуда Г. Г., Домуда С. Г. -М.: «Книга интернэшнл», 1994.-200с.
  79. И.В. Система налогов и отчислений в РФ -М.:ИВАКО Аналитик, 1997.-92с.
  80. . Основы коммерческой деятельности. Учебник -М.: Юристъ, 1998.-659с.
  81. Д. Как стать собственником, американский опыт -М.: Сирин, 1998.-392с.
  82. JI. Экономическая теория -М.: «Норма-ИНФРА- М», 1998.-456с.
  83. Д. Курс предпринимательства -М.: Международные отношения, 1993 .-352с.
  84. К. Малое предпринимательство./ Пер. с англ. М.: ИНФРА-М, 1998.-168с.
  85. И. Лизинговый бизнес -М.: Экономика, 1994.-127с.
  86. Д. Починок Ю. Основы налоговой системы -М.: Финансы, ЮНИТИ. 1998.-422с.
  87. К. Анализ коммерческого риска -М.: Финансы и статисти-ка, 1998.-128с.
  88. Ф. Предпринимательство в России -М.: «Экономика», 1997.-352с.
  89. Ф. Государственная поддержка предпринимательства в России -М.: «Экономика», 1997.-158с.
  90. Д., Берджес Д. Основы управления малым бизнесом. Пер. с англ.-М.: «БИНОМ», 1997.-496с.
  91. К. Преобразование государственной собственности в период экономических реформ -М.:В1Ш111,1997.-248с.
  92. С. Малый бизнес -М.: Дело и сервис, 1998.-96с.
  93. Т.Ф. Налоги и налогообложение -М.:ИНФРА-М, 1999.-429с.
  94. Е. Как поднять экономику России -М.: Вито-пресс, 1996.-72с.
  95. В. Российские реформы и зарубежный опыт системы преобразования. Выпуск1. -М.: Институт востоковедения РАНД 997.-94с.
  96. Материалы научной периодики
  97. М. Большая ставка на малый бизнес//Малое предприятие.-1997.-№ 12.-с.10−11.
  98. А., Расторгуев И. Малый бизнес силен своей инфраструкту-рой//Бизнес.-1998.-№ 2-с.30−39.
  99. А. Помощь государства в развитии малого бизнеса в регионах России// Бизнес.-1998.-№ 1 l-c.14−15.
  100. Е. Малый бизнес в развивающихся странах на фоне глобализации//Мировая экономика и международные отношения.-1998.-№ 6-с. 126−128.
  101. В. Кризис лучше переждать под чужим небом//Малое предприятие.-1999.-№ 1-е.9−12.
  102. В.В. Малый бизнес «в тени» государству жарко//Малое предприятие.-1998.-№ 7-с. 10−12.
  103. М.И. К социальной стабильности через малое предпринимательство// Бизнес и политика.-1998.-№ 2-с.40−44.
  104. А. Экономический спад в малом предпринимательстве замедляется// Малое предприятие.-1998.-№ 6-с. 15.
  105. .И. и др. Системные подходы к развитию лизинга для поддержки малого бизнеса в РФ//Деловой партнер.-1997.-№ 11-с.19−26.
  106. В. Через тернии к звездам. Малый бизнес пытается занять достойное место в российской экономике//БОСС.-1998.-№ 4-с.53−56.
  107. Д. К нашим предпринимателям более участливы западные кредиторы// Малое предприятие.-1998.-№ 6-с.22.
  108. С. Малой бизнес тронется, получив вменяемый налог// Малое предприятие.-1998.-№ 3-с.15.
  109. В. «Малый» фундамент большой экономики// Малое предприятие.-1998.-№ 4-с. 9−16.ф 4.14. Комаров В. Кто гуляет в технопарке?// Малое предприятие.-1998,4.с.17−19.
  110. В.И. Малый бизнес: сертификация работ и услуг// Малое предприятие.-1998.-№ 9-с. 10−12.
  111. Н.А. Некоммерческие источники финансирования. Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства// Малое предприятие.-1997.-№ 3-с.22−25.
  112. А. Решение проблем малого бизнеса требует системногоподхода// Малое предприятие.-1998.-№ 6-с. 13−14.
  113. В.И., Сомин В.Н Малый бизнес: финансы и страхова-у ние//Финансы.-1996.-№ 5с.47−49.
  114. Л. Звонарева И. Налогообложение малого бизнеса, проблемы совершенствования// Малое предприятие.-1998.-№ 10-с. 13−17.
  115. А. Что принесет вмененный доход?// Малое предприятие.-1998.-№ 10-с.7−12.
  116. А.А. Перестройка организации работы малого бизнеса в России// Бизнес и политика.-1998.-№ 5−6-с. 16−20.
  117. А.В. Влияние налогового кодекса на развитие малого предпринимательства// Бизнес и политика.-1998.-№ 5−6-с.20−26.
  118. JI. Оброк или десятина. Малый бизнес//БОСС.-1998.-№ 5-с.52−55.
  119. С. Малый бизнес загоняют в тень//Деловые люди.-1999.-№ 2-с.2−3.
  120. С. Развитие малого предпринимательстваУ/Малое предпри-ятие.-1998.-№ 3-с.12−13.
  121. А.С. Повышение эффективности использования государственных и привлеченных средств в малом предпринимательст-ве//Финансы.-1998.-№ 1 l-c.9−11.
  122. С.Н. Малый бизнес: расчет и учет заработной пла-ты//Малое предприятие.-1998.-№ 3-с.-37−38.
Заполнить форму текущей работой