Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Совершенствование механизма повышения конкурентоспособности предприятия на основе улучшения качества продукции

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Одной из серьезных проблем управления конкурентоспособностью предприятия является количественная оценка степени связи' между показателями качества продукции и конкурентоспособности предприятия. Как показывает анализ обследованных предприятий, рабочих методик оценки связи конкурентоспособности и качества на них нет. Для решения данной проблемы предложена авторская модель методики оценки влияния… Читать ещё >

Содержание

  • Введениестр
  • 1. Теоретические основы управления конкурентоспособностью предприятия на основе повышения качества продукции
    • 1. 1. Теоретические основы конкурентоспособности предприятиястр
    • 1. 2. Механизм повышения конкурентоспособности предприятиястр
    • 1. 3. Методика оценки влияния качества продукции на конкурентоспособность предприятиястр
  • 2. Анализ направлений совершенствования конкурентоспособности предприятия на основе повышения качества продукции
    • 2. 1. Анализ уровня конкурентоспособности предприятий-троллейбусостроителей в современный периодстр
    • 2. 2. Анализ состояния качества продукции на предприятиях троллейбу-состроениястр
    • 2. 3. Оценка влияния качества продукции на конкурентоспособность троллейбусостроительного предприятиястр
  • 3. Совершенствование управления конкурентоспособностью предприятия на основе повышения качества продукции
    • 3. 1. Совершенствование обеспечения качества продукции в процессе производствастр
    • 3. 2. Совершенствование обеспечения качества продукции в процессе эксплуатациистр

Совершенствование механизма повышения конкурентоспособности предприятия на основе улучшения качества продукции (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. На современном этапе развития мировой экономики в основном можно считать завершившимся переход Россиик рыночным отношениям, так, сформирована правовая база, служащая фундаментом функционирования хозяйствующих субъектов в условиях рыночного механизма, определился страт передовых отечественных компаний, успешно ведущих конкурентную борьбу, как на отечественном, так и на внутренних рынках. На современном этапе интеграция в мировую экономику — одна из актуальных задач для многих отечественных предприятий, однако ее успешное решение возможно лишь при условии достаточного уровня конкурентоспособности национального субъекта конкуренции. Вместе с тем, анализ показывает, что в подавляющем большинстве случаев на отечественных предприятиях не уделяется должного внимания разработке механизма повышения конкурентоспособности.

Поскольку конкурентоспособность является одним из основных важнейших факторов, определяющих успех и развитие организаций в условиях конкурентной борьбы, отечественные компании ставят перед собой стратегические цели расширения рынков сбыта, удовлетворение потребностей целевого сегмента рынка и повышение качества производимой' продукции, снижение совокупных издержек, модернизации используемых технологий и оборудования и т. д.

Специфика современного этапа развития экономики определяет новые задачи исследования конкурентоспособности, поскольку устойчивое получение достаточной прибыли, возможны лишь при взаимосвязанном управлении качеством и конкурентоспособностью выпускаемых изделий. Это подразумевает под собой формирование экономического механизма повышения конкурентоспособности предприятия на основе улучшения качества продукции.

Степень разработанности проблемы. Наибольший вклад в развитие теории конкурентоспособности и конкурентных преимуществ внесли зарубежные и отечественные исследователи: М. Э. Портер, А. А. Томпсон, А.Дж. Стрикленд, Азоев Г. Л., Бубнов Ю. Т., Забелин П. В., Карлик А. Е., Еленев Ю. А., Горбенко Е. А, Краюхин Г. А. Окрепилов В.В., Фатхутдинов P.A., Яшин Н. С., и др.

Основные аспекты развития теории и практики управления качеством нашли свое отражение в работах ученых: A.B. Гличева, В. В. Окрепилова, В. М. Ларина, В. Е. Швеца, Т. А. Салимовой, А. Фейгенбаума, Н. С. Яшина, Дж. Ситтинга, К. Исикава, Ф. Кросби, Дж. Харрингтона, Дж. Джурана, Э. Деминга, и др.

Несмотря на большое количество работ по данной теме, все же остается ряд недостаточно изученных аспектов сущности и природы конкурентоспособности, ее факторов и резервов стабильного роста, а также вопросы соотношения конкурентоспособности с качеством носят весьма дискуссионный характер.

Все вышеизложенное определяет актуальность диссертационного исследования и позволяет очертить его проблемное поле.

Цель исследования: развитие теоретических и методических основ совершенствования механизма повышения конкурентоспособности предприятия на основе улучшения качества продукции.

Поставленная цель определила необходимость решения комплекса следующих задач:

— провести анализ системы взглядов на сущность конкурентоспособности и качества, раскрыть экономическое содержание категорий и их соотношение;

— провести анализ функционирования механизма повышения конкурентоспособности промышленного предприятия;

— провести анализ существующих подходов к оценке конкурентоспособности предприятия;

— разработать методику оценки влияния качества продукции на конкурентоспособность предприятия;

— выявить направления повышения качества продукции на исследуемых предприятиях;

— разработать рекомендации по повышению конкурентоспособности предприятия за счет улучшения качества продукции.

Предметом исследования являются организационно-экономические отношения, складывающиеся в процессе функционирования и совершенствования механизма повышения конкурентоспособности предприятия на основе улучшения качества продукции.

Объектом исследования являются производственные предприятия, функционирующие на отечественном рынке троллейбусов.

Теоретическая и методическая основа исследования. Теоретико-методической базой исследования являются результаты фундаментальных и прикладных исследований отечественных и зарубежных ученых в области управления конкурентоспособностью и качеством, оценки конкурентоспособности предприятий. В процессе исследования применялись диалектический метод исследования, системный и процессный подходы, структурно-функциональный и сравнительный анализ, моделирование, эконометриче-ские методы анализа и др.

Информационной базой исследования послужили нормативные документы, материалы монографий и периодической печати, сведения, полученные в результате интервьюирования руководителей предприятий, данные первичной отчетности ряда промышленных предприятий.

Научная новизна. К основным результатам диссертационного исследования, определяющим научную новизну, относятся:

— уточнено определение конкурентоспособности предприятия, с учетом факторов рыночной среды и стратегического потенциала предприятия, а также аспекта совершенствования качества продукции. Под конкурентоспособностью предприятия понимается относительная характеристика, отражающая способность использования предприятием своих внутренних ресурсов в условиях конкурентной борьбы на конкретном рынке по сравнению с предприятиями-конкурентами, при этом, наиболее полно реализуя свой стратегический потенциал, что предполагает активное воздействие на возможности, угрозы, сильные и слабые стороны конкурентов (в рамках действующего законодательства и делового уклада), обеспечивая себе тем самым новые конкурентные преимущества, среди которых одним из главных выступает совершенствование качества выпускаемой продукции.

— уточнены состав и структура экономического механизма повышения конкурентоспособности предприятия. Обоснована необходимость включения в механизм методики оценки влияния качества продукции на конкурентоспособность предприятия для активизации продаж посредством целенаправленного улучшения характеристик продукции;

— уточнен характер взаимосвязей между качеством продукции и конкурентоспособностью предприятия как факторным и результативным показателями. Предлагается авторская модель, устанавливающая природу этих взаимосвязей, которая учитывает опосредованный характер связей между конкурентоспособностью предприятия и качеством продукции. Сделан вывод, что прямая связь имеет ресурсно-технологическую, а обратная* информационно-технологическую природу.

— выявлена взаимосвязь конкурентоспособности и качества товара, основанная на объединении моделей процесса производства-потребления продукции и мотивационного процесса в единую систему, необходимость чего вытекает из связи качества с потребностями субъекта (потребителя). Соотношение качества и конкурентоспособности товара в зависимости от конкретных условий (характеристик товара и потребностей субъекта) может изменяться.

— предложена авторская модель оценки влияния качества продукции на конкурентоспособность предприятия, включаемая в процесс управления конкурентоспособностью предприятия на основе повышения качества продукции, построенная на базе цикла постоянного совершенствования (Р-О-С-А). Существует возможность интеграции модели с СМК предприятия.

— разработана классификация комплексных методик оценки конкурентоспособности предприятия по критерию способа сворачивания частных показателей конкурентоспособности в интегральный. Предлагаемая^ классификация учитывает особенности использования инструментов математической статистики при расчете интегрального показателя конкурентоспособности.

— предложен алгоритм процесса оптимизации контроля качества продукции в рамках перехода предприятия от контроля качества продукции к улучшению качества, что позволяет снизить издержки, связанные с контролем качества. Предлагаемый алгоритм учитывает градацию показателей качества продукции по уровню вариабельности и значимости, с выявлением на каждом этапе корреляции между стоимостными параметрами продукции и уровнем качества.

— предложен авторский подход к расчету уровня качества продукции с использованием показателя минимизации отклонения характеристик продукции от их требуемого значения, что существенно отличается от существующих подходов к измерению уровня* качества продукции. В рамках предлагаемого подхода измеряется степень соответствия фактического значения характеристик продукции требованиям потребителя, в отличие от традиционного подхода, в рамках которого измеряется < усредненное соотношение фактических значений характеристик с требуемыми. Предлагаемый подход более адекватен функционированию отечественных машиностроительных предприятий в условиях рыночной экономики.

Теоретическая значимость исследования состоит в уточнении экономических понятий качества и конкурентоспособности и в построении моделей, устанавливающих характер и природу их взаимосвязей в уточнении методики оценки влияния качества продукции на конкурентоспособность предприятия.

Практическая значимость работы состоит в том, что содержащиеся в ней рекомендации методического и прикладного характера будут способствовать повышению конкурентоспособности предприятия за счет обеспечения качества продукции на требуемом уровне.

Теоретические и практические результаты диссертационного ис-. следования могут быть рекомендованы к использованию в учебном процессе при изложении курсов «Управление качеством» и «Производственный менеджмент».

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные теоретические и практические положения диссертации прошли апробацию на внутривузовских конференциях, а также на конференциях регионального и международного уровней, в том числе, в рамках VI Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные вопросы экономических наук» (Новосибирск, 2009) — III Международной научно-практической конференции «Молодежь и наука: реальность и будущее» (Невинномысск, 2010) — Международной научно-практической конференции «Россия и Европа: глобальные изменения и современное развитие» (Саратов, 2010).

Публикации. По теме диссертации опубликовано 15 научных работ общим объемом 5,54 п.л., в том числе 3 работы в научных изданиях, рекомендуемых к публикации ВАК РФ.

Объем и структура диссертации. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы. Содержание работы изложено на 205 страницах текста. В работу включены 37 таблиц, 22 рисунка (схемы), 21 формула. Библиографический список включает 130 наименований.

Основные выводы по разделу:

Конкурентоспособность предприятия является способностью не просто достигать своих целей в конкурентной борьбе, но и обеспечивать их достижение в долгосрочной перспективе, в противном случае, деятельность предприятия можно считать результативной, но не конкурентоспособной. Обеспечение реализации конкурентных целей области сервиса продукции в долгосрочной перспективе возможно лишь в рамках стратегического управления сервисным обслуживанием.

Реализация основных направлений стратегии сервисного обслуживания позволит троллейбусостроителям в долгосрочной перспективе добиться следующих результатов в конкурентной борьбе:

1) ускорение технического прогресса и обеспечение технологического подъема городского транспорта в РФ;

2) удовлетворение потребности троллейбусостроителей в инновационной и качественной продукции, соответствующей требованиям международных, национальных и корпоративных стандартов;

3) повышение эксплуатационной надежности продукции;

4) снижение технических и экономических рисков компании.

Предприятие обеспечивающее в долгосрочной перспективе наиболее эффективный и качественный по сравнению с конкурентами сервис своей продукции не только снижает издержки, гармонизирует взаимоотношения с различными группами стейкхолдеров, но и улучшает свои имидж и деловую репутацию, что ведет к совершенствованию конкурентоспособности предприятия.

Заключение

.

Проблема конкурентоспособности предприятий является одной из ключевых проблем современного периода развития отечественной и мировой экономики. Обеспечение выпуска конкурентоспособной продукции предполагает целенаправленный поиск и выявление имеющихся скрытых неиспользованных возможностей и преобразование их в конкурентные преимущества.

Практика функционирования зарубежных и ряда передовых отечественных предприятий свидетельствует о том, что качество продукции является неотъемлемым и одним из главных факторов конкурентоспособности как товаров, так и предприятий в целом. Это обусловлено целым рядом причин. Прежде всего тем, что качество является показателем эффективности общественного производства, источником национального богатства.

В этой связи, необходимым эффективным механизмом управления конкурентоспособностью предприятия является определение связи между показателями качества продукции и конкурентоспособности и умелое использование в нужных для предприятия направлениях.

Формирование подобного механизма требует создание адекватного понятийного аппарата, и как отмечается в работе, на сегодняшний день такового общепризнанного понятийного аппарата не существует ни применительно к конкурентоспособности, ни применительно к качеству в широком смысле.

В данной работе автор придерживается мнения, что обе эти экономические категории являются крайне сложными, обусловленными широким комплексом факторов, некоторые из которых носят неявный, либо случайный характер, следовательно до конца выявить сущность категорий, видимо не представляется возможным, поэтому важной задачей современной экономической науки является уточнение понимания конкурентоспособности и качества применительно к условиям рыночных отношений.

В работе указывается на многие недостатки существующих подходов к оценке конкурентоспособности и качества обусловленные различными причинами, как то: пределы возможностей математики, и ограничения, накладываемые на возможность количественной оценки качественных явлений объективными законами организованных систем, а также необоснованность выбора тех или иных частных показателей конкурентоспособности или качества и выбор способа их сворачивания в интегральный.

Несмотря на достаточную исследованность проблем конкурентоспособности предприятий и качества продукции, на взгляд автора, остаются нерешенными два вопроса:

— оценка влияния качества продукции на конкурентоспособность предприятия;

— методы управления конкурентоспособностью организации на основе повышения качества продукции.

Поиску решения данных проблем и было посвящено данное диссертационное исследование. К числу наиболее значимых результатов проделанной работы можно отнести следующие выводы и-рекомендации:

1. При исследовании конкурентоспособности предприятия, прежде всего, следует определить понятийный аппарат. Исходя из этого, автором был проведен анализ существующих научных взглядов на. конкурентоспособность предприятия" что позволило сформулировать авторское определение конкурентоспособности предприятия. По мнению автораконкурентоспособность предприятия — этоотносительная характеристика, отражающая-: динамику использования предприятием своих внутренних ресурсов в условиях приспособления к меняющимся конкурентным условиям конкретного рынка по сравнению с предприятиями-конкурентами, при этом, наиболее полно-реализуя свой, стратегический потенциал, что предполагает активное воздействие на возможности, угрозы, сильные и слабые стороны конкурентов (в рамках действующего законодательства и делового уклада), обеспечивая себе тем самым новые конкурентные преимущества, среди которых одним из главных выступает совершенствование качества выпускаемой продукции.

2. Состав и структура экономического механизма повышения конкурентоспособности предприятия, описанные в научной литературе, носят дискуссионный характер' и нуждаются в корректировке и уточнении. Автор дополняет в структуру экономического механизма повышения конкурентоспособности методику оценки влияния, качества продукции на конкурентоспособность предприятия. Необходимость этого обусловлена тем, без взаимосвязанного управления качеством продукции и конкурентоспособностью предприятия невозможно целенаправленно улучшать «выход» механизма, т. е. достигать постоянного прироста конкурентоспособности.

3. Соотношение качества продукции и конкурентоспособности предприятия носит достаточно сложный характер. Анализ литературы показал, что нет однозначного мнения о природе их взаимосвязей. В рамках решения данной проблемы предложена авторская модель взаимосвязи конкурентоспособности и качества товара, основанная на объединении моделей процесса воспроизводства и мотивационного процесса в единую систему, необходимость чего вытекает из связи качества с потребностями субъекта (потребителя). На основе данной модели разработана авторская классификационная схема вариантов соотношений качества и конкурентоспособности товара, согласно которой' конкурентоспособность и качество товара могут соотносятся через определенный набор оценочных показателей.

4. Одной из серьезных проблем управления конкурентоспособностью предприятия является количественная оценка степени связи' между показателями качества продукции и конкурентоспособности предприятия. Как показывает анализ обследованных предприятий, рабочих методик оценки связи конкурентоспособности и качества на них нет. Для решения данной проблемы предложена авторская модель методики оценки влияния качества продукции на конкурентоспособность предприятия, включаемая в процесс управления конкурентоспособностью предприятия на основе повышения качества продукции, построенный на базе цикла постоянного совершенствования Э. Деминга (Р-О-С-А). В рамках методики предложен авторский показатель обобщающей характеристики конкурентоспособности предприятия, основанный на корректировке показателя доли рынка, занимаемой предприятием (как показателе реальной рыночной конкурентоспособности) на масштаб деятельности организации. Предложенный показатель используется как факторный при корреляционно-регрессионном анализе влияния качества продукции на конкурентоспособность. Предлагаемый автором алгоритм методики оценки влияния качества на конкурентоспособность предприятия предусматривает принцип постоянного совершенствования и в этой связи может быть интегрирован с СМК предприятия, что позволить предприятию оперативно отслеживать динамику изменения конкурентоспособности предприятия при условии возможности контроля параметров качественных характеристик продукции.

5. Для выявления направлений повышения конкурентоспособности на основе улучшения качества продукции был проведен анализ конкурентоспособности, а также корреляционно-регрессионный анализ влияния качественных параметров продукции на конкурентоспособность предприятий-производителей троллейбусов. Анализ конкурентоспособности машиностроительных предприятий позволил определить количественную меру конкурентоспособности каждого, а также отсеять предприятия, которые на рынке не играют существенной роли, выделить лидеров. В результате анализа удалось математически подтвердить правомерность предположения о том, что в условиях исследуемых предприятий качество продукции является одним из главенствующих факторов, конкурентоспособности. Кроме того, в результате анализа выявлены основные направления повышения конкурентоспособности предприятий на базе улучшениякачества выпускаемой продукции.

6. По результатам анализа предприятий были выявлены серьезные недостатки, связанные в основном с высоким уровнем брака в производстве и низкой удовлетворенностью персонала условиями труда. Среди основных направлений совершенствования качества продукции автором обоснована возможность выстраивания системы организации труда работников на базе концепции ТРМ, что снижает количество брака в производстве, загрязненности рабочего места, повышает удовлетворенность персоналапри* минимизации издержек. Кроме того, предлагается предприятиям основывать управление в области качества не на выявление и исправление брака в, производстве (который систематически имеет место на обследованных предприятиях) — что сопряжено с серьезными* затратами на измерение и контроль качества продукции, а на улучшении качества продукции непосредственно в процессе производства. Предложен алгоритм оптимизации контроля качества по отдельным характеристикам продукции, внедрение которого позволит поступательно отходить от ненужных контрольных мероприятий.

В рамках данного подхода предлагается рассчитывать уровень качества продукции с использованием показателя минимизации отклонения характеристик продукции от их требуемого значения. При* этом, в качестве базы сравнения в данном показателе выступает не среднеарифметическое количественных мер характеристик, азначение нормированных требуемых/ параметров характеристик продукции.

Реализация данных теоретических предложений' и практических рекомендаций будет способствовать улучшению условий, труда, снижению необходимости в планово-предупредительных ремонтах и осмотрах оборудования, снижению: брака, и повышению качества сервисного обслуживания при минимизации затрат, что-на современном этапе развития, отечественной, экономики ¦ является одной из ключевых стратегических целей, обуславливающей конкурентные позиции российских предприятий на внутреннем и внешних рынках. И несмотря на то, что представленные в работе выводы и рекомендации не охватывают всех существующих точек зрения по данной проблеме, тем не менее могут быть учтены работниками предприятий в области управления конкурентоспособностью и качеством выпускаемой продукции.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации. М.: Омега-JI, 2004.392с.
  2. ГОСТ Р ИСО 9000−2005. Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь. М.: Изд-во стандартов, 2006.
  3. ГОСТ Р ИСО/МЭК 9001−2005. Системы менеджмента качества. Требования. -М.: Стандартинформ, 2006.
  4. ГОСТ Р ИСО/МЭК 9004−2005. Системы менеджмента качества. Рекомендации по улучшению деятельности. -М.: Стандартинформ, 2006
  5. ГОСТ 15 467–79. Управление качеством продукции. Основные понятия. Термины и определения. — М.: Изд-во стандартов, 1979.
  6. ГОСТ 16 504–81 СГИП. Испытание и контроль качества продукции. Основные термины и определения. М.: Изд-во стандартов, 1979.
  7. ГОСТ Р 50 779.11−2000. Статистические методы. Статистическое управление качеством. Термины и определения М.: Изд-во стандартов, 2002.
  8. ГОСТ Р 51 814.1−2001 (ИСО/ТУ 16 949:1999). Системы качества в автомобилестроении. Системы качества для предприятий — поставщиков автомобильной промышленности. М.: Изд-во стандартов, 2001.
  9. А. Проблемы конкурентоспособности российского фондового рынка //Вопросы экономики. — 2005. — № 12.
  10. В. Управление конкурентоспособностью экономических систем//Маркетинг. 2004.- № 5.
  11. Англо-русский и русско-английский словарь для школьников. /Под ред. Пронюшкина A.B. — Киев. — Изд. «Логос». 1995. 640с.
  12. Л. Взгляд на системную конкурентоспособность как доминанту устойчивого развития экономики / Андреева Л., Миргородская Е. //Экономист. 2004. — № 1.
  13. О.Д. Технология бизнеса: маркетинг. М. ИНФРА-М. 1997.-276с.
  14. М. Теоретические модели конкурентоспособности / М. Ахматова, Е. Попов //Маркетинг. 2003. — № 4.
  15. В. Систематизация знаний в повышении конкурентоспособности //Маркетинг. — 2007. — № 5.
  16. М.А., Фролов И. Э. К проблемам выбора стратегии развития авиационной промышленности. //Менеджмент в России и за рубежом. № 3.-2006.
  17. А. Обменный курс и конкурентоспособность отраслей российской экономики /А.Бланк, Е. Гурвич, А. Улюкаев //Вопросы экономики. -2006.- № 6.
  18. К.Г. Оценка конкурентоспособности продукции в условиях современной торговли //Пробл. прогнозирования. 2006. — № 3.
  19. Ю.Т. Экономико-математические методы и модели анализа конкурентоспособности хозяйствующего субъекта. Самара, 2001. — 327с.
  20. A.B. Оценка конкурентоспособности предприятия дорожного хозяйства /А.В.Васильева, Ю. А. Шевченко //Методы менеджмента и качества. 2007. -№ 11.
  21. И. Конкурентоспособность как интегральный, показатель эффективности предприятий //Проблемы теории и практики управл. -2006.-№ 3.
  22. А. Моделирование конкурентоспособности продукции предприятия //Маркетинг. 2003. — № 4.
  23. Ю.П. Бенчмаркинг в конкурентной борьбе //ЭКО. 2005. —4.
  24. Т. Инвестиционный фактор и рост конкурентоспособности России на мировом рынке //Маркетинг. 2003. — № 5.
  25. О.С., Наумов А. И. Менеджмент: Учебник. 3-е изд. — М.: Гардарики, — 2003. — 528 с.
  26. А. Конкурентоспособность хозяйственных организаций как основа социально-экономического роста //Власть. 2007. — № 1.
  27. Г. Наука логики. Энциклопедия философских наук: В 3 т. М., 1974. Т.1.-857 с.
  28. М.И. Конкурентоспособность национальной экономики и задачи государственной статистики // Вопросы статистики. — 2006. — № 3.
  29. И.В. Прогнозирование конкурентоспособности промышленного предприятия. //Автореферат. СПб. СПбГУЭФ 2006. 18с.
  30. Е.А. Обеспечение конкурентоспособности промышленной продукции. СПб. Изд-во СПбУЗФ, 1994. — 189с.
  31. О.Ю. Резервы совершенствования систем менеджмента качества на машиностроительных предприятиях /Саратовский. государственный социально-экономический университет. — Саратов, 2008. 120с.
  32. H.A. Проектирование производственной конкурентоспособности потребительской продукции / Н. А. Грузинцева, М. А. Сташева, Б. Н. Гусев // Методы менеджмента и качества. 2006. — № 10.
  33. У.Э. Выход из кризиса. Тверь. 1994. — 347с.
  34. В.А., Ларин В. М., Лапина Н. В. Резервы качества продукции: проблемы и решения. Саратов. Изд-во СГСЭУ. — 2006. — 322с.
  35. М. Конкурентоспособность российской экономики в условиях глобализации / Дерябина М., Колчин С. // Власть. 2005. — № 2
  36. Н.К. Математическая статистика в экономике. М.: Статистика. -1971. -353с.
  37. Ю.Я. Анализ конкурентоспособности продукции на этапах предпринимательского процесса//Организатор производства. — 1996, № 2(4).
  38. Ю.Я. Обеспечение конкурентоспособности промышленных предприятий. М., 2001. — 296с.
  39. C.B. Американский опыт повышения национальной конкурентоспособности //США-Канада: экономика, политика, культура. — 2002. № 11.
  40. В.М. Конкурентные позиции России на сырьевых рынках Европы /В.М.Жуковская, И. Н. Трофимова, Н. Т. Чертко //Вопросы статистики. 2006. — № 5.
  41. В.М. Конкурентоспособность России в оценках Всемирного экономического форума /В.М.Жуковская, И. Н. Трофимова, Н. Т. Чертко //Вопр. статистики. 2001. — № 3.
  42. П.В., Моисеева Н. К. Основы стратегического управления. -М. Информационно-внедренческий центр «Маркетинг». 1997. — 257с.
  43. П.С., Демидов В. Е. Формула успеха: маркетинг. М.: Международные отношения, 1991. — 247с.
  44. П.С. Проблемы конкурентоспособности экономики России и роль государства в их решении //Вестн. Рос. гуманит. науч. фонда. — 1996.-№ 3.
  45. В.И. Оценка и анализ конкурентоспособности предприятий //Машиностроитель. 1999. -№ 11.
  46. Г. Н., Патрушев Е. А. Что понимать под конкурентоспособностью, инвестиционной привлекательностью и экономичностью производства //Российский экономический журнал. 1995. № 11.
  47. В.Л. Конкурентоспособность России: иллюзии, реальность и перспективы //Россия и совр. мир. — 2008. — № 1.
  48. Информационное обеспечение управления конкурентоспособностью. //Под ред. проф. С. Г. Светунькова М. 1999. — 273с.
  49. К. Японские методы управления качеством: Сокр. Пер. с англ. М., 1988.-287с.
  50. B.C. Управление конкурентоспособностью промышленного предприятия. М.: Эксмо. — 2006. — 517с.
  51. В.В. Структурный капитал и конкурентоспособность наукоемкого предприятия: проблемы и возможности оценки //ЭКО. — 2007.- № 6.
  52. Качество в XXI веке: Роль качества в обеспечении конкурентоспособности и устойчивого развития: пер. с англ. /Ред.-сост. Конти Т. и др. — М.: Стандарты и качество, 2005. 279с.
  53. В.Н. Диагностика уровня конкурентоспособности товара в системе взаимоотношений «производитель оптовый покупатель — розничный покупатель» //Вестник НГУ. Сер. Соц.-экон. науки. — 2007. — Т.7, вып. 2.
  54. М.И. Конкурентные стратегии. СПб. 2000. 284 с.
  55. В.И. Резервы повышения конкурентоспособности предприятия. //Автореферат диссертации к.э.н. — Саратов. — СГСЭУ. — 2008. — 20с.
  56. В. Макроэкономические проблемы конкурентоспособности России //Мировая экономика и междунар. отношения. — 2001. — № 3.
  57. Конкурентоспособность России в 90-е годы: Межстрановой макро-экон. анализ /Гельвановский М.И., Бушмарин И. В., Жуковская В. М., Малышев В. Л. М., 2000. — 125с.
  58. Конкурентоспособность России в глобальном экономическом пространстве: (Докл. по материалам Учен, совета ин-та 22 нояб. 2000 г.) /Дынкин А.А., Куренков Ю. В., Адно Ю. Л., Афонцев С. П. М., 2001. — 150с.
  59. Т. Стратегия и структура японских предприятий. /Пер. с англ. М.: Пргресс. — 2004. — 523с.
  60. Ю. О повышении конкурентоспособности экономики //Экономист. 2006. — № 8.
  61. Краткий словарь менеджера / Под ред. В. П. Грошева. М. 1991.324с.
  62. Г. А. Методика анализа деятельности предприятий в условиях рыночной экономики. СПб.: 1995. 165с.
  63. Э.И. Анализ эффективности производства, научно-технического прогресса и хозяйственного механизма. М.: Финансы и статистика. 1991.-658с.
  64. В.М. К оценке конкурентных позиций стран в современном мире //Вопросы статистики. 2006. — № 5.
  65. H.H. Техническое перевооружение промышленности как фактор обеспечения национальной конкурентоспособности //Аспирант и соискатель. — 2006. № 4.
  66. И. Конкурентоспособность и проблемы структурной модернизации /И.Курнышева, С. Лыков, А.Идрисов.//Экономист. 2008. — № 9.
  67. Р. Проблемы конкурентоспособного развития //Экономист. 2007. — № 8.
  68. Р. Проблемы конкурентоспособности народного хозяйства /Р.Кучуков, А. Савка //Экономист. 2008. — № 8.
  69. Ламбен Ж.-Ж. Стратегический маркетинг. Европейская перспектива. Пер. с французского. СПб.: Наука. 1996. — 589с.
  70. В.М. Оценка уровня конкурентоспособности предприятий: возможный подход / В. М. Ларин, Н. С. Яшин //Власть. 1999. — № 10.
  71. A.B. Экономика России вступила в рецессию. //Коммерсантъ. № 13. (4068). — 27.01.2009.
  72. И.В. Конкурентоспособность российской промышленности /И.В.Липсиц, Е. А. Вигдорчик, В. К. Капшн //ЭКО. 1997. — № 5.
  73. И.М. О критериях конкурентоспособности товаров и услуг //Маркетинг. 2006. — № 3.
  74. И.М. Теория и практика оценки конкурентоспособности товаров и услуг. -М., 2001. -221с.
  75. Л. Конкурентоспособность компаний в сфере консалтинга //Маркетинг. 2006. — № 4.
  76. Ш. Метод оценки конкурентоспособности предприятия розничной торговли /Ш.Магомедов, И. Койчакаев //Маркетинг. 2007. — № 5.
  77. М. Маркетинговые исследования в управленческой деятельности компании //Маркетинг. 2008. — № 4.
  78. Маркетинг /Под ред. Кредисова А.И. К. Украина 1995. 187с.
  79. Маркетинг. Словарь / Азоев Г. Л., Завьялов П. С., Лозовский Л. Ш., Поршев А. Г., Райзберг Б. А. М.: ОАО «НПО „Экономика“, 2000. — 362с.
  80. М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М.: „Дело“, 1993.-578с.
  81. .З. Теория организации: Учебник. — 3-е изд., перераб. и доп. М.: ИНФРА-М, 2003. — XVIII, 558с.
  82. B.C. Анализ конкурентоспособности фирмы. М., 1998.223с.
  83. О. Основы мировой конкурентоспособности. М., 1999. — 592с.
  84. E.H. Управление качеством: Учебник /E.H. Михеева, М. В, Сероштан. — М.: Издательско-торговая корпорация „Дашков и Ко“, 2009. — 708 с.
  85. Ю.В. Экономические основы организации конкурентоспособного производства. М., 2000. — 211с.
  86. А. Конкурентоспособность и условия воспроизводства /Нешитой А., Сухарев О. //Экономист. 2005. — № 3.
  87. В.В. Конкурентоспособность российской экономики: текущие проблемы и перспективы //Россия и совр. мир. — 2004. № 2.
  88. С. Роль государства в повышении конкурентоспособности российских производителей //Пробл. теории и практики управления. — 2002. -№ 1.
  89. С. И. Шведкова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М. Азбуковник 1999. 944 с.
  90. Т. Конкурентоспособность специализированного магазина /Т.Парамонова, О. Шальнова //Маркетинг. 2007. — № 5.
  91. М. Международная конкуренция. М. Международные отношения. 1993.-327с.
  92. H.H. Конкурентоспособность как фактор экономической безопасности /Н.Н.Потрубач, Р. К. Максутов, Т. А. Орлова //Соц.-гуманитарные знания.-2000.-№ 3.
  93. K.M., Серова О. Ю. Потенциал организации как основа ее конкурентоспособности. М, 2004. 298с.
  94. Рей А. Конкурентные стратегии государства и фирм в экспорте ориентированном развитии //Вопр. экономики. 2004. — № 8.
  95. Н.М. Конкурентный процесс в современной рыночной экономике. М., 2001. — 39с.
  96. Г. Рыночная модель конкурентоспособности продукции //Маркетинг. 2006. — № 1.
  97. СабецкаяГ.Р. Система показателей конкурентоспособности потребительских товаров //ЭКО. 2000. — № 4.
  98. В. Конкурентоспособность 180 стран мира в 1999 году //Маркетинг. 2000. — № 3.
  99. Ю.А. Конкурентоспособность российских предприятий в сфере международной торговли //Вопр. статистики. 2004. — № 7.
  100. В.А. Конкурентоспособность отраслей российской промышленности текущее состояние и перспективы /В.А.Сальников, Д. И. Галимов //Пробл. прогнозирования. — 2006. — № 2.
  101. Д.В. Международная конкурентоспособность России: валютные и финансовые аспекты //Деньги и кредит. — 2001. № 2.
  102. В.Г. Эконометрика. /Учеб. пособие. М.: Московский институт экономики, менеджмента и права. — 2009. — 326 с.
  103. A.K. Проблемы конкурентоспособности ведущих российских компаний //Россия и современный мир. 2002. — № 2.
  104. A.B. Развитие механизма’управления конкурентоспособностью промышленного предприятия. //Автореферат. Саратов. СГСЭУ 2005.-18с.
  105. В.А. Развитие механизма управления конкурентоспособностью предприятий промышленности строительных материалов. //Автореферат. Саратов. СГСЭУ 2006. 25с.
  106. А. Вариант модельного анализа конкурентоспособности предприятий промышленной отрасли (на примере шинной промышленности) //Рос. экон. журнал. 2007. — № 7.
  107. Толковый словарь русского языка: Учебное пособие./ М.С. JIo-патухин, Е. В. Скорлуповская, Г. П. Снетова- Под ред. Ф. П. Филина. М.: Просвещение, 1981.-463с.
  108. Г. К. Конкурентная стратегия фирм и банков /Трофимова Г. К., Сапрыкин И. В. М., 2001. — 214с.
  109. Е. Повышение конкурентоспособности, предприятия // Пробл. теории и практики управл. 2007. — № 4.
  110. H.A. Урбан O.A. Методика принятия решения на основе весового анализа. //Материалы Всероссийской, научно-практической конференции „Новые технологии подготовки специалистов в современных социально-экономических условиях“ Новокузнецк. 2005.
  111. Х. А. Гараев И.М. Анализ состояния проблемы управления конкурентоспособностью организации сферы услуг. Камский государственный политехнический институт. Нижнекамск 2003. 345с.
  112. P.A. Конкурентоспособность: Россия и мир, 19 922 015. М.: Экономика, 2005. — 606с.
  113. P.A. Конкурентоспособность: экономика, стратегия, управление. М. ИНФРА-М, 2000. -278с.
  114. P.A. Конкурентоспособность организации в условиях кризиса: экономика, маркетинг, менеджмент. М., 2002. — 892с.
  115. А. Контроль качества продукции. М., 1986. 750с.
  116. М.Г. Методы управления конкурентоспособностью интегрированной торговой структуры //Вестн. НГУ. Сер. Соц.-экон. науки. — 2003.-Т.2, Вып.2.
  117. JI.B. Конкурентоспособность рынка кожаной обуви в республике Беларусь. //Маркетинг. — № 3. 2000.
  118. А. Высокая цена конкурентоспособности //Экономист. — 2003.-№ 1.
  119. A.B. Планирование развития конкурентоспособности предприятия //Вестн. Моск. ун-та. Сер. 6. Экономика. 2007. — № 3.
  120. А. Адвокатирование конкуренции как часть конкурентной политики /А.Шаститко, С. Авдашева //Вопросы экономики. 2005». -№ 12.
  121. Е. Конкурентоспособность и модернизация российской экономики /Ясин Е., Яковлев А. //Вопр. экономики. 2004. — № 7.
Заполнить форму текущей работой