Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Особенности репрезентации культурной идентичности в Интернете

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Культурная идентичность белорусских создателей и владельцев интернет-ресурсов размыта и не является монологической и целостной. Открытое информационное пространство с Россией влияет на процессы идентификации не только пользователей, но и создателей медиа, усиливая ориентацию на Россию. Интернет-пространство Беларуси формируется и во многом определяется российской частью Интернета. Из семи… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Локальные и глобальные истории Интернета
    • 1. 1. От парадигмы cultural studies к internet studies
    • 1. 2. Социологический взгляд на Интернет в Беларуси
    • 1. 3. Борьба за право номинаций: белнет vs байнет
  • Выводы
  • Глава 2. Репрезентация как конструирование культурной идентичности
    • 2. 1. Теоретическое обоснование понятия репрезентации
      • 2. 1. 1. Рефлективный подход
      • 2. 1. 2. Интенциональный подход
      • 2. 1. 3. Конструктивистский подход
    • 2. 2. Репрезентация как конструирование
      • 2. 2. 1. Репрезентация пространства и времени
      • 2. 2. 2. Парадигматический и синтагматический уровни репрезентации
      • 2. 2. 3. Репрезентация как борьба в сфере символической власти
      • 2. 2. 4. Симулятивный характер репрезентации
      • 2. 2. 5. Повторение и избыточность в репрезентации
  • Выводы
  • Глава 3. Кулыурная идентичность как медиа-проект
    • 3. 1. Конструирование культурной идентичности
      • 3. 1. 1. Роль медиа в процессе идентификации
      • 3. 1. 2. Идентичность Я — Мы
      • 3. 1. 3. Идентичность «не-Я» / «не-Мы» или ^Другой"
      • 3. 1. 4. Аудитория
      • 3. 1. 5. Язык
    • 3. 2. Посгсоветское состояние советского-Я
      • 3. 2. 1. Культурная идентичность и национальный проект
      • 3. 2. 2. Идентичность после распада империи
  • Выводы
  • Глава 4. Интернет — пространство влияния
    • 4. 1. Медиа-ландшафт — визуализация виртуального пространства
    • 4. 2. Прострапсгво властных отношений
    • 4. 3. Влияние культурных форм на трансформацию
      • 4. 3. 1. Культурное влияние и культурная зависимость
      • 4. 3. 2. Экономическое влияние
      • 4. 3. 3. Трансформации культурных форм масс-медиа
  • Выводы

Особенности репрезентации культурной идентичности в Интернете (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Проблемы локальных национальных интернет-пространств достаточно глобальны: от выяснения принципиальной возможности их существования, до трудностей противостояния стремлению власти контролировать информационное пространство. Актуальными для написания данной работы, оказались вопросы: «Что такое рунет?- можно ли относить к рунету только сайты в домене .ru или можно расширить это представление до всех сайтов на русском языке?- насколько рунет, вообще, может быть «нашим"1- и насколько он является «Другим»? Аргументированные ответы на эти вопросы позволили бы судить и о возможности существования национального сегмента Интернета на русском, а не только национальном языке.

Сразу оговоримся, что национальный Интернет, не может являться чем-то автономным и не включенным в глобальную Сеть. В таком понимании его не существует, но не следует говорить о национальном Интернете исходя из контекста и восприятия его в рамках прежних, классических подходов к проблеме коммуникации. Национальное освоение очередной технологии коммуникации тогда приводило к тому локальной культурной форме практического использования данной технологии в локальном контексте. В случае с Интернетом ситуация принципиально иная. Здесь уместно говорить о национальных особенностях освоения и использования технологии2.

Объект данного исследования — белорусский сегмент глобальной Сети Интернет как социально-культурный феномен в исторической перспективе.

Предметом рассмотрения является практика конструирования культурной идентичности в процессе репрезентации при использовании интернет-технологий.

Если допускать возможность ограничения определения рунета только сайтами на русском языке, тогда можно уверенно утверждать, что белорусского и украинского Интернета не существует. Цель этой работы, обосновать и найти пространство для национальных интернет-проектов. Таким образом, цель.

1 Schmidt Н., Teubener, К., Konradova, N. Control + Shift. Public and Private Usages of the Russian Internet / ed. by H. Schmidt, K. Teubener, N. Konradova. — Norderstedt: Books on Demand, 2006. — P. 14−20.

2 Burnett R" Marshall D. Web theory an introduction / R. Burnett, D. Marshall. — Routledge, 2003.-240 p. диссертации — концептуализировать механизмы и стратегии конструирования культурной идентичности посредством использования интернет-технологий.

Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:

• на основе описания и анализа национальных интернет-проектов определить степень самостоятельности (или зависимости) развития Интернета в Беларуси;

• изучить специфику механизмов конструирования культурной идентичности в национальных сегментах Интернета на белорусском материале;

• рассмотреть роль сетевой информации в формировании культурной идентичности;

• продемонстрировать инструментальные средства конструирования культурной идентичности в процессе репрезентации;

• прояснить степень преодоления советского культурного прошлого и уровень интеграции в глобальное информационное пространство. Гипотезы.

1. Никаких национальных «интернетов» в Беларуси или Украине не существует (только в Северной Корее или на Кубе, но это скорее «интранеты»). Возможно корректнее говорить о национальных особенностях освоения новых технологий коммуникации, культурных легитимных формах использования технологий.

2. Интернет-пространство Беларуси формируется и во многом определяется российской частью Интернета. Это можно рассматривать как культурную колонизацию и как переживание (повторное) советского опыта культурной зависимости и русификации. Открытое информационное пространство с Россией влияет на процессы идентификации не только пользователей, но создателей медиа-проектов.

3. Культурная идентичность пользователей из Беларуси размыта и не является монологической и целостной. Собственно, она размыта не только у пользователей, но и у создателей интернет-ресурсов.

4. Идентичность белорусских интернет-проектов в некоторой степени повторяет креольскую идентичность.

Методология и методы проведения исследования:

Основу данного текста составляют результаты двух исследовательских проектов: «Культурная идентичность в контексте Пограничья. Медиа-ландшафт Беларуси» (2004;2005), и «Конструирование национальной идентичности стран восточно-европейского Пограничья (Беларусь, Украина, Молдова) в сети Интернет» (2006;2007). Оба проекта были успешно реализованы в рамках программы «Социальные трансформации в Пограничье (Беларусь, Украина, Молдова)», администрируемой Центром перспективных научных исследований и образования в области социальных и гуманитарных наук (CASE).

Диссертационное исследование выполнено в рамках парадигмы cultural studies / internet studies в социологических традициях «обоснованной теории» (grounded theory)3 на основе качественных методов проведения эмпирических исследований, инспирировано одним из классических текстов internet studies4 и возможностями новых медиа для изучения социума5. Метод построения выборки — теоретический. «Теоретическая выборка — это процесс сбора данных для генерирования теории, посредством которого аналитик собирает, объединяет, кодирует, анализирует свои данные и решает, какие из них собирать на следующем этапе, и где искать для того, чтобы развить теорию по мере их появления. Этот процесс сбора данных контролируется появляющейся теорией"6.

Метод получения первичной информации: полустандартизированное глубинное интервью с экспертами (face-to-face), ориентированное на предмет исследования. Интервью проводились зимой — весной 2007 г. в Минске, Киеве и Кишиневе. В ходе интервью осуществлялась их запись цифровым диктофоном. Всего проведено 22 глубинных полуструктурированных интервью i с топ-менеджерами и руководителями интернет-проектов в Беларуси (www.akavita.by, www. charter97.org, www.naviny.by, www.nn.by, www.onliner.by, www.red.by, www.tut.by, www.mTinby.org), Молдове (www.super.md, www.azi.md,.

3 Strauss, Л., Corbin, J. Basics of qualitative research: techniques and procedures for developing grounded theory / A. Strauss, J. Corbin. — London: Sage, 1998. — 312 p.

4 Hine, C. Virtual Ethnography / C. Hine. — London: Sage, 2000. — 180 p.

5 Mann, Ch., Stewart, F. Internet communication and qualitative research. A handbook for researching online / Ch. Mann, F. Stewart. — London: Sage, 2000. — 258 p. и Virtual methods: issue in social research on the Internet / ed. by Christine Hine. — Bergpublisher, 2005. — 256 p.

6 Glaser, В., Strauss, A. The Discovery of Grounded Theory / B. Glaser, A. Strauss. — Chicago: Aldine, 1967. — P. 45. www.basa.md, www.newsmoldova.ru, www.newsmoldova.md, www.server.md, www.jurnal.md, www.timpul.md), Украине (www.dialogs.org.ua, www.history.org.ua, www.korrespondent.net, www.pravda.com.ua, www.ugmk.info, www.proua.com). Но в нашем тексте, мы будем использовать только данные, относящиеся к белорусским сайтам.

Записи бесед полностью транскрибировались и обрабатывались с помощью программы МахСМЗА: осуществлялось троичное кодирование (открытое7, избирательное8 и осевое9) и последующий анализ данных.

В тексте диссертации приведены фрагменты полученных интервью. Ссылки на них оформлены следующим образом: <459- 1.1.2.> «прямая речь эксперта», — где первая трехзначная цифра — это закодированный адрес сайта, с руководителем которого проводилось интервью. Для получения этого номера суммировались цифры 1Р-адреса сайта. Вторая цифра отсылает к таблице кодов (см. Приложение 2.), которая была составлена при обработке транскрибированных интервью методам открытого кодирования. Затем в кавычках дается фрагмент прямой речи интервьюируемого эксперта. Последующие аналитические процедуры методологически базирующиеся на избирательном и осевом кодировании проводились уже с учетом результатов открытого кодирования. Фрагменты приводятся без стилистических правок и искажений.

Отметим, что при традиционных количественных исследованиях в сфере медиа изучается аудитория и ее поведение. Затем, исходя из «обратной связи» от этой аудитории и из имеющейся о ней информации (демографические характеристики, потребительское поведение, занятость и пр.) конструируется представление и о масс-медиа, аудитория которых изучалась.

Отличительной чертой нашего исследования является то, что масс-медиа (Интернет и радио) изучается исходя не из «обратной связи» от исследуемой аудитории, а масс-медиа изучаются и рассматриваются как самодостаточный социальный институт. При этом анализируются не внешние проявления.

7 Страусе, А., Корбин Дж. Открытое кодирование / А. Страусе, Дж. Корбин // Основы качественного исследования: обоснованная теория, процедуры и техники / А. Страусс, Дж. Корбинпер. с англ. и послеслов. Т. С. Васильевой. — Москва: УРСС, 2007. — Гл. 5. — С. 52−62.

8 Там же. Гл. 8. — Избирательное кодирование. — С. 97−119.

9 Там же. Гл. 7. — Осевое кодирование.— С. 81−96. социальной активности масс-медиа, а скрытые, недоступные для непосвященных, нарративы самоописания. Анализируется внутренний дискурс медиа, касающийся описания закрытой и самодостаточной системы.

Получить количественные данные относительно пользователей Интернета при современном развитии технологии не представляется невыполнимой задачей. Подсчет и анализ уровня активности пользователя на сайте уже стали нормой для различных систем статистики (Google analytic, Яндекс Метрика, Liveinternet, Akavita. by и другие).

Требуется понять, какой культурный, национальный проект «сформирован» или формируется в сознании у авторов и создателей ключевых национальных проектов. Четко и внятно такие проекты не артикулируются, ибо не переводятся и не трансформируются в какие-либо иные единицы. Это как бы концептуальные элементы, как предложенные С. Холлом «ментальные карты концептов» — размытые и практически бесконечные поля культурных значений и смыслов, которые являются основой для общего культурного контекста, неких смыслообразующих оснований.

Научная новизна и значимость результатов.

Диссертация является одной из первых научно-исследовательских работ в Беларуси, выполненных в традициях такого исследовательского направления как internet studies. В России же изучение Интернета уже получило большое распространение10.

В данной работе, под internet studies понимается совокупность исследовательских стратегий и практик, направленных на изучение социальных, культурных, политических и экономических отношений, которые возникают в результате взаимодействия пользователей как в сети (он-лайн), так и по поводу сети (офф-лайн). Собственно говоря internet studies — это применение исследовательских принципов cultural studies к новой технологии.

Чтобы избежать избыточного пересказа истории появления Интернета, точнее, перерождения созданной для военных нужд пентагоновской сети APANET в более гуманную структуру, что по сути сегодня и является.

10 Уже доступно более 250 авторефератов диссертаций, в названии которых упоминается интернет.

Интернетом, сошлемся на подробнейшее описание этого процесса в работах М. Кастельса11. Для нас интереснее знать, как эта совокупность технологий попала в изучаемые страны и какие вызвала последствия.

Структура и объем работы.

Работа состоит из введения, четырех глав, заключения, библиографического списка и приложений. Главы структурированы исходя из эмпирических данных, полученных в ходе исследований. В работе определены три ключевых понятия: «влияние», «идентичность» и «пространство», которые можно рассматривать как субкатегории одной определяющей категории для всей работы — национальное интернет-пространство.

11 Кастельс, М. Галактика Интернет: Размышления об Интернете, бизнесе и обществе М. Кастельс. Екатеринбург: У-Фактория, 2004. —¦ 328 е.- и Кастельс, М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура / М. Кастельспер. с англ. под науч. ред. О. И. Шкаратана. — Москва: ГУ ВШЭ, 2000. — 608 с.

Выводы.

Конструирование и освоение виртуального пространства, его переосмысление в актуальном контексте осуществляются посредством переноса знакомых офф-лайновых практик в он-лайн пространство.

Русскоязычное пространство — это не тоже самое, что рунет. Оно намного шире, чем сайты, ориентированные только на российских пользователей, и включает множество ресурсов, не связанных с российскими пользователями.

Можно говорить о стремлении осознавать себя неотъемлемой частью большого культурного пространства. Как и в годы СССР, говорить на одном языке на одной шестой части суши, только теперь — в виртуальном пространстве.

Границы в Интернете гибки и прозрачны. Они, как мембраны в живых клетках, могут пропускать что-то в одном направлении, но блокировать другое. Основная трудность в работе с интернет-границами в том, что их эффективная деятельность возможна только до того момента, пока они не будут обнаружены. Как только их присутствие становится очевидным, изменяются и они, и поведение пользователей.

Собственные достижения и ошибки можно выявить с помощью сравнения с «рунетом». Получается, что все негативные последствия использования Интернета можно списать на вмешательство «рунета». Под влиянием внешних факторов, национальные сегменты Интернета ощущают и признают свое зависимое положение и некоторое отставание.

Культурная зависимость здесь наиболее значима. Основная же зависимость национальных «интернетов» от «рунета» — в сознании, т. е. она проявляется не только применительно к Интернету, но и ко всем иным коммуникационным практикам. Зависимость и уверенность в том, что все лучшее создается только в Москве, по-прежнему актуальна для осмысления.

Заключение

.

1. Национального Интернета как замкнутого и самодостаточного «пространства» не существует. Но национальный Интернет как локальный способ освоения технологии имеет место быть. Принадлежность к национальному Интернету — одна из стадий развития интернет-проекта. Выход на глобальный уровень как своего рода порог, показатель зрелости не только отдельного проекта, но всей национальной информационной системы. В случае с «белнетом» речь идет не об «интернете», который изобретен в Беларуси. Это особенности использования и культурного освоения технологии коммуникации. Границы в Интернете гибки и прозрачны. Они, как мембраны в живых клетках, которые они могут пропускать что-то в одном направлении, но блокировать в другом. Основная трудность в работе с интернет-границами в том, что их эффективная деятельность возможна только до того момента, пока они не будут обнаружены. Как только их присутствие становится очевидным, изменяются и они, и поведение пользователей.

2. Конструирование и освоение виртуального пространства, его переосмысление в актуальном контексте осуществляется посредством переноса знакомых офф-лайновых практик в он-лайн-пространство. Описание медиа-ландшафта возможно при условии его конструирования. Пространство медиа-ландшафта трудно локализуется в географическом пространстве. Во всяком случае оно не совпадает с географическими или административными границами. Это виртуальное многомерное пространство, в котором происходит коммуникация. Белорусский медиа-ландшафт формируется и во многом определяется системами масс-медиа сопредельных государств, в первую очередь — России. Как и в годы СССР, технологические и концептуальные инновации попадают в Беларусь из Москвы. При этом сохраняется устойчивая культурная зависимость от России, когда образцом для подражания, на который можно равняться, становятся российские медиа-продукты.

3. Культурная идентичность белорусских создателей и владельцев интернет-ресурсов размыта и не является монологической и целостной. Открытое информационное пространство с Россией влияет на процессы идентификации не только пользователей, но и создателей медиа, усиливая ориентацию на Россию. Интернет-пространство Беларуси формируется и во многом определяется российской частью Интернета. Из семи критериев, которые могли бы использоваться для определения культурной принадлежности сайтов, в исследовании подтвердились далеко не все. Такие критерии, как «домен», «авторы» и «сделан в.» не были определены как значимые. Интересное превращение затронуло два критерия: «О стране» и «Контекст», которые трансформировались в один более общий критерий — «тематическая направленность». Это та самая тема которая вписана в локальный контекст, затрагивает события, происходящие внутри страны и в том числе интересна национальной аудитории. Подтвердившиеся критерии «аудитория» и «язык» были дополнительно проанализированы. В результате можно говорить о переосмыслении в процессе конструирования культурной идентичности как роли аудитории, так и языка.

4. Культурная зависимость наиболее значимая величина. Основная зависимость национальных «интернетов» от «рунета» — в сознании, она проявляется не только применительно к Интернету, но и ко всем иным коммуникационным практикам. Собственные достижения и ошибки эксперты также объясняют с помощью сравнения с «рунетом». Получается, что все негативные последствия использования Иинтернета можно списать на вмешательство «рунета». Существующая зависимость от «рунета» может быть преодолена через создание того нового, что отсутствует в нем. Классическая модель создания шедевра для обретения статуса мастера — ученику необходимо создать шедевр. Большая проблема для современной белорусской идеологии состоит в том, каким образом приспособить означающие советского прошлого, все еще курсирующие в дискурсе, для репрезентации изменившихся представлений о прошлом. Понятно, избирательный характер того, что из советского прошлого относится к «современным представлениям» («советскости») о советском, а что нет — вопрос несомненно идеологический.

5. Русскоязычное пространство — это не тоже самое, что рунет. Оно намного шире, чем сайты ориентированные на российских пользователей и включает в множество ресурсов не связанных с российскими пользователями.

Доминирование русского языка в национальных интернет-пространствах не является признаком принадлежности и тем более лояльности к России и российской части Интернета. Это дает основания говорить о таком явлении, как множество русскоязычных национализмов. Можно говорить и о стремлении осознавать себя неотъемлемой частью большого культурного пространства. Как и в годы СССР, общаться на одном языке на шестой части суши, только теперь в виртуальном пространстве. «Можно утверждать, что в годы Российской империи ее территорию объединяла единая сеть железных дорог. В годы СССР единая электросеть. Сегодня же эту объединительную функцию осуществляет русскоязычный сегмент глобальной сети Интернет"312.

312 Krivolap A. Construction of Cultural Identity in the National Internet Space // Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences. — 2011. — Vol. 4. — № 1. — P. 34.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , В.Л. Креольство как ино-модероность Восточной Европы (возможные стратегии исследования) / В. Л. Абушенко // Перекрестки. — 2004.-№ 1−2.-С. 124−156.
  2. , Т.Д. Понятия и термины в ландшафтоведении / АН СССР Институт географии / Т. Д. Александрова — Москва: ЦНИИТЭлегпром —1986.- 111 с.
  3. , Б. Воображаемые сообщества. Размышления об истоках и распространении национализма / Б. Андерсон- пер. с англ. В. Николаева- вступ. ст. С.Баньковской. — М.: Канон-пресс-Ц, Кучково поле, 2001. — 288 с.
  4. , I. Сярэдняя Эуропа новая мадэрнасць / I. Бабкоу // Фрагмэнты Электронный ресурс. — 1997. — № 3. — Режим доступа: http://www.knihi.com/frahmenty/3babkow.htm. — Дата доступа: 01.12.2010.
  5. , I. Беларусь — Украша: падарожжа на скрай / I. Бабкоу // Фрагмэнты Электронный ресурс. — 1998. — № 4. — Режим доступа: http://www.knihi.com/frahmenty/4babkow.htm. Дата доступа: 01.12.2010.
  6. , I. Этыка памежжа: транскультурнасть як беларусю досьвед / I. Бабкоу // Фрагмэнты Электронный ресурс. — 1999. — № 6. Режим доступа: http://www.knihi.com/frahmenty/6babkow2.htm. — Дата доступа: 01.12.2010.
  7. , Э. Г. Основы телевизионной журналистики / Э. Г. Багиров, Р. А. Борецкий, А. Я. Юровский- под ред. А. Я. Юровского. — Москва: МГУ, 1987, —238 с.
  8. , Дж. Декларация независимости Киберпространства / Дж. Барлоу //
  9. Р. Смерть автора / Р. Барт // Избранные работы: Семиотика. Поэтика: пер. с фр., сост., общ. ред. и вступ. ст. Г. К. Косикова. — Москва: Прогресс: Рея Универс, 1994. С. 384−391.
  10. Р. Эффект реальности / Р. Барт // Избранные работы: Семиотика. Поэтика: пер. с фр., сост., общ. ред. и вступ. ст. Г. К. Косикова. — Москва: Прогресс: Рея Универс, 1994. С. 392−401.
  11. , Р. Воображение знака / Р. Барт // Избранные работы: Семиотика. Поэтика: пер. с фр., сост., общ. ред. и вступ. ст. Г. К. Косикова. Москва: Прогресс: Рея Универс, 1994. — С. 246−253.
  12. , Р. Мифологии / Р. Барт- пер. с фр., вступ. ст. и коммент. С. Н. Зенкина.- Москва: Из-во им. Сабашниковых, 2000. 320 с.
  13. , В. О понятии истории / В. Беньямин // Художественный журнал.- 1995.-№ 7.-С. 6−9.
  14. , В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости / В. Беньямин // Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости. Избранные эссе / В.Беньямин. Москва: Медиум, 1996.-С. 15−65.
  15. , П., Лукман, Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания / П. Бергер, Т.Лукман. Москва: Медиум, 1995. — 323 с.
  16. . Символический обмен и смерть / Ж. Бодрийяр. Москва: Добросвет, 2000. — 387 с.
  17. , Ж. Америка / Ж. Бодрийяр. Санкт-Петербург: Владимир Даль, 2000.-206 с.
  18. , Ж. Войны в заливе не было / Ж. Бодрийяр- пер. Г. Курьеровой // Художественный журнал. 1994. — № 3. — С. 33−35.
  19. , Ж. Симулякры и симуляции / Ж. Бодрийяр // Философия эпохипостмодерна: сб. переводов и рефератов. — Минск: Красико-принт, 1996. — С. 32−47.
  20. , Ж. Система вещей / Ж. Бодрийяр- пер. С. Н. Зенкина. — Москва: Рудомино, 1999. 222 с.
  21. , Ф., Пру, С. Выбух камушкацьи / Ф. Брэтон, С. Пру. — Мшск: БФС, 1995.-244 с.
  22. , П. Делегирование и политический фетешизм / П. Бурдье // Социология политики / Бурдье П. — Москва: Socio-Logos, 1993. — С. 231 -262.
  23. , П. Политический монополизм и символические революции / П. Бурдье // Социология политики / П. Бурдье. Москва: Socio-Logos, 1993. — С. 309−320.
  24. , П. Политическое представление: элементы теории политического поля / П. Бурдье // Социология политики / П. Бурдье. — Москва: SocioLogos, 1993.-С. 179−230.
  25. , П. Практический смысл / П. Бурдье- пер. с фр. А. Т. Бибиков, К. Д. Вознесенская, С. Н. Зенкин, Н.А. Шматко- отв. ред. пер. и послесл. Н. А. Шматко. Санкт-Петербург: Алетейя, 2001. — 562 с.
  26. , П. Социальное пространство и генезис «классов» / П. Бурдье // Социология политики / П. Бурдье. — Москва: Socio-Logos, 1993. — С. 53−98.
  27. , П. Социальное пространство и символическая власть / П. Бурдье // Начала. Choses dites / П. Бурдье- пер. Н. А. Шматко. — Москва: Socio-Logos, 1994.-С. 181−207.
  28. , П. Структуры. Habitus. Практики / П. Бурдье // Современная социальная теория: Бурдье, Гидденс, Хабермас- учеб. пособие под ред.
  29. A. Леденевой. Новосибирск: НГУ, 1995. — С. 16−31.
  30. , П. Физическое и социальное пространства: проникновение и присвоение / П. Бурдье // Социология политики / П. Бурдье. — Москва: Socio-Logos, 1993.-С. 33−52.
  31. Вараб’ёу, В. П. Сютэма CMI Беларуси / В.П. Вараб’ёу. Мшск: БДУ, 2002. -252 с.
  32. , В.П. Информационное поле Беларуси. Социально-политический анализ / В. П. Воробьев, Е. И. Дмитриев. — Минск: БГУ, 2003. 131 с.
  33. , В.П. Информационное пространство Беларуси / В. П. Воробьев, Л. С. Ананич. Минск: МФПЦ, 2003. — 248 с.
  34. , В. От объяснения к пониманию: в развитие дискуссии /
  35. B. Воронков // Телескоп. 2004. — № 5. — С. 43−44.
  36. , Е. Летопись рунета / Горный Е. Электронный ресурс. 2000. -Режим доступа: http://www.zliurnal.ru/staffygorny/texts/rulet/. — Дата доступа: 01.12.2010.
  37. , Г. Общество спектакля / Г. Дебор- пер. С. Офертас и М. Якубович- ред. Б. Скуратов- послеслов. А. Кефал. Москва: Логос, 2000. — 184 с.
  38. Дейк ван, Т. А. Язык. Познание. Коммуникация: сб. работ / Т. А. ван Дейк- сост. В. В. Петрова. Москва: Прогресс, 1989. — 310 с.
  39. Дейк ван, Т.А. К определению дискурса / Т. А. ван Дейк- пер. А. Дерябин Электронный ресурс. — 1999. Режим доступа: http://psyberlink.flogiston.ru/internet/bits/vandijk2.htm. — Дата доступа: 01.12.2010.
  40. , Ж., Гваттари, Ф. Ризома / Ж. Делез, Ф. Гваттари- сокр. пер.
  41. А.Усмановой // Философия эпохи постмодерна: сб. переводов и рефератов. Минск: Красико-принт, 1996. — С. 6−31.
  42. Дубовпс, C.B. CMI постсацыялютычнай Беларуси: пошук новай рацыянальнасщ / C.B. Дубовпс. -Мшск: БДУ, 2003. — 303 с.
  43. , А. Трудности перевода и самоидентификации. Расставить все точки перед «Ьу» пока не удается / А. Дудина Электронный ресурс. -2005. Режим доступа: http://it-belarus.net/publications/view/56/. — Дата доступа: 01.12.2010.
  44. , А. Культурныя рэали беларуска-расшскай штэграцьи / А. Екадумау // Беларуска-расшская штэграцыя. Аналпычныя артыкулы. — Mihck: Энцыклапедыкс, 2002. — С. 173−221.
  45. , Ж. Повествовательный дискурс / Ж. Женетт // Женетт Ж. Фигуры. В 2-х томах. Том 2. Москва: Изд.-во им. Сабашниковых, 1998. -С. 60−281.
  46. , С. Возвышенный объект идеологии / С. Жижек. Москва: Художественный журнал, 1999. — 236 с.
  47. , С. Добро пожаловать в пустыню Реального / С. Жижек- пер. с англ. А. Смирного Москва: Фонд «Прагматика культуры», 2002. — 160 с.
  48. , В. Репрезентация и реальность / В. Зверева // Отечественные записки Электронный ресурс. 2003. — № 4. — Режим доступа: http://www.strana-oz.ru/?numid=13&article=612. — Дата доступа: 01.12.2010.
  49. , В. Телевизионные сериалы: Made in Russia / В. Зверева // Критическая Масса Электронный ресурс. 2003. — № 3. — Режим доступа: http://magazines.russ.ru/km/2003/3/zvereva.html. — Дата доступа: 01.12.2010.
  50. , Г. А. Методы прикладных ландшафтных исследований / Исаченко, Г. А. Ленинград: Наука, 1980. — 222 с. 53. 1учанкау, B.I. Дыскурс беларусюх CMI. Аргашзацыя публщыстычнага тэксту / B.1.1учанкау. Мшск: БДУ, 2003. — 257 с.
  51. , B.JI. Мир культурного ландшафта / В. Л. Каганский // Культурный ландшафт и советское обитаемое пространство: сборник статей / В. Л. Каганский. Москва: НЛО, 2001. — С. 23−43.
  52. , В. Л. Национальная модель культурного ландшафта / B.JI. Каганский // Русский Журнал Электронный ресурс. 2005. — Режим доступа: http://old.russ.ru/culture/2 005 0119kag-pr.html. — Дата доступа: 01.12.2010.
  53. Казакев1ч, А. Дэканцэптуал1зацыя крэольства / А. Казакев1ч // Палпычная сфера. 2005. — № 4. — С. 104−115.
  54. , М. Галактика Интернет: Размышления об Интернете, бизнесе и обществе М. Кастельс. Екатеринбург: У-Фактория, 2004. — 328 с.
  55. , М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура / М. Кастельс- пер. с англ. под науч. ред. О. И. Шкаратана. Москва: ГУ ВШЭ, 2000. — 608 с.
  56. , A.A. Двадцать лет спустя, или Как начинался Интернет в Советском Союзе / A.A. Клёсов Электронный ресурс. 2001. — Режим доступа: http://www.port-folio.org/part55.htm. — Дата доступа: 01.12.2010.
  57. , О. Построение теории на основе качественных данных / О. Клюшкина О. Электронный ресурс. 2000. — Режим доступа: http://www.awareness-way.ru/node/21. — Дата доступа: 01.12.2010.
  58. Контексты современности — II: хрестоматия. 2-е изд., перераб. и доп. / Сост. и ред. С. А. Ерофеев. Казань: Изд-во Казан. Ун-та, 2001. — 188 с.
  59. , А.Д. К вопросу о конструировании культурной идентичности в Интернете / А. Д. Криволап // Обсерватория культуры. 2009. — С. (в печати)
  60. , А.Д. Парад означающих: белорусский опыт визуализации Дня независимости / А. Д. Криволап // Белорусский формат: невидимая реальность. Сборник научных трудов / отв. ред. А. Р. Усманова — Вильнюс: ЕГУ, 2008. С. 368−396.
  61. А.Д. Стабильный кризис в нестабильном обществе /
  62. А.Д. Криволап // Топос. 2006. — № 2. — С.70−80.
  63. , А.Д., Матусевич, Е.В. Культурная идентичность в контексте Пограничья: белорусское РМ-радио / А. Д. Криволап, Е. В. Матусевич. — Вильнюс: ЕГУ, 2008. 230 с.
  64. , Ю.М. Внутри мыслящих миров / Ю. М. Лотман // Семиосфера / Ю. М. Лотман. Санкт-Петербург: Искусство-СПБ, 2000. — С. 150−391.
  65. , Ю.М. Культура и взрыв // Семиосфера / Ю. М. Лотман. Санкт-Петербург: Искусство-СПБ, 2000. — С. 12−149.
  66. , Ю.М. О семиосфере / Ю. М. Лотман // Избранные статьи в 3 т. — Таллинн, 1992.-Т. 1.-С. 11−24.
  67. , М.М. Массовая коммуникация в современном мире: методология анализа и практика исследований / М. М. Назаров. Москва: УРСС, 2002. -240 с.
  68. , Ч. вгаттайса 8реси1аИуа // Логические основания теории знаков / Ч. Пирс- перев. с англ. В. В. Кирющенко, М. В. Колопотина. — Санкт-Петербург: Алетейя, 2000. С. 40−223.
  69. , В.А. Выражение и смысл: Ландшафтные миры философии: С. Киркегор, Ф. Ницше, М. Хайдеггер, М. Пруст, Ф. Кафка / В. А. Подорога. Москва: Ас! Ма^пет, 1995. — 427 с.
  70. , В.Я. Морфология волшебной сказки. Исторические корни волшебной сказки / В. Я. Пропп. — Москва: Лабиринт, 1998. — 512 с.
  71. , В. Морфология реальности: Исследование по «философии текста» / В.Руднев. Москва: Гнозис, 1996. — 207 с.
  72. , Л.П. Массовая культура: эволюция зрелищных форм / Л. П. Саенкова. Минск: БГУ, 2003. — 123 с.
  73. , А .Я. Феномен власти в коммуникации: опыт социально-философского анализа: Автореф. дис. .канд. филос. наук: 09.00.11 / А.Я. Сарна- Бел. гос. ун-т. Минск, 2001. — 20 с.
  74. , А., Корбин Дж. Основы качественного исследования: обоснованная теория, процедуры и техники / А. Страусс, Дж. Корбин- пер. с англ. и послеслов. Т. С. Васильевой. — Москва: УРСС, 2007. — 256 с.
  75. , А.Р. Культурные исследования / А. Р. Усманова // Социология. Энциклопедия / сост. A.A. Грицанов, В. Л. Абушенко, Г. М. Евелькин, Г. Н. Соколова, О. В. Терещенко. Минск: Книжный дом, 2003. — С. 484−489.
  76. , А.Р. Репрезентация как присвоение: к проблеме существования Другого в дискурсе / А. Р. Усманова // Топос. 2001. — № 4. — С. 50−66.
  77. , А.Р. Умберто Эко: парадоксы интерпретации / А. Р. Усманова. -Минск: Пропилеи, 2000. 200 с.
  78. Ухванова-Шмыгова, И. Ф. План содержания газеты: стратегия выбора. Уч. пособие. / И.Ф. Ухванова-Шмыгова. Минск: БГУ, 1994. — 53 с.
  79. , А. Гетеротопология родных просторов / А. Филиппов // Отечественные записки Электронный ресурс. — 2002. — № 6. — Режим доступа: http://www.strana-oz.ru/?numid=7&article=288. — Дата доступа: 01.12.2010.
  80. , М. Археология знания / М. Фуко- пер. с фр./общ. ред. Бр. Левченко. -Киев: Ника-Центр, 1996. 208 с.
  81. , М. Порядок дискурса / М. Фуко// Воля к истине: по ту сторону знания, власти и сексуальности / М. Фуко- пер. с фр. С. Табачниковой. -Москва: Касталь, 1996. С. 47−96.
  82. , В.Н. Контуры современной критической теории / В. Н. Фурс. -Минск: ЕГУ, 2002. 164 с.
  83. , С. Неравнодушная природа / С. Эйзенштейн // Собрание сочинений: в 6-ти т. Москва, 1964. — Т.З. — С. 184−296.
  84. Эко, У. Инновация и повторение. Между эстетикой модерна и постмодерна / У. Эко // Философия эпохи постмодерна: сб. переводов и рефератов. — Минск: Красико-принт, 1996. С. 48−74.
  85. Эко, У. К семиотическому анализу телевизионного сообщения / У. Эко- сокр. пер. А. Дерябин Электронный ресурс. — 1998. Режим доступа: http://lib.rin.ru/doc/i/l658lp.html. — Дата доступа: 01.12.2010.
  86. Эко, У. Пять эссе на темы этики / У. Эко. — Санкт-Петербург, 1998. 90 с.
  87. , Р. О художественном реализме / Р. Якобсон // Р. Работы по поэтике / Р. Якобсон- сост. и общ. ред. M.JI. Гаспарова. Москва: Прогресс, — 1987. — С. 387−393.
  88. , Р. Язык в отношении к другим системам коммуникации / Р. Якобсон II Избранные работы / Р. Якобсон- сост. и общ. ред. В. А. Звегинцева. -Москва: Прогресс, 1985. С. 319−330.
  89. Alasuutari, P. Cultural studies as a construct / P. Alasuutari // European journal of cultural studies. 1999. — Vol. 2 (1). — P. 91−108.
  90. Althusser, L. Ideology and ideological state apparatuses / L. Althusser // Mapping Ideology / ed. S. Zizek. London: Verso, 1994. — P. 100−140.
  91. Appadurai, A. Modernity at large: Cultural dimension of Globalization / A. Appadurrai. Univ Of Minnesota Press, 1996. — 248 p.
  92. Baer, A. Consuming history and memory through mass media products / A. Baer // European journal of cultural studies. 2001. — Vol. 4 (4). — P. 491 501.
  93. Bakardjieva, M. Internet Sociaty: the internet in everyday life / M. Bakardjieva. -Sage, 2005.-232 p.
  94. Bennett, L., Toft, A. Identity, technology, and narratives Transnational activismand social networks / L. Bennett, A. Toft // Routledge handbook of Internet politics / ed. by A. Chadwick and Ph. Howard. Routledge, 2009. — P. 246−260.
  95. Bentele, G. Semiotik und Massenmedien Problemskizze einer Mediensemiotik / G. Bentele // Semoitik und Massenmedien. — Munchen: Olschlager, 1981.-P. 15−38.
  96. Berger, P. Four Faces of Global Culture / P. Berger // The National Interest. — 1997.-Vol. 49.-P. 23−29.
  97. Burnett R., Marshall D. Web theory an introduction / R. Burnett, D. Marshall. -Routledge, 2003. 240 p.
  98. Chadwick A., Howard Ph. Introduction: new directions in internet politics research / A. Chadwick, Ph. Howard // Routledge handbook of Internet politics / ed. by A. Chadwick and Ph. N. Howard. Routledge, 2009. — P. 1−10.
  99. December, J. What is Computer-Mediated Communication. / J. December Electronic resource. 1996 — Mode of access: http://www.december.com/john /study/cmc/what.html. — Date of access: 21.10.2009.
  100. Denzin, N. From American sociology to cultural studies / N. Denzin // European journal of cultural studies. 1999. — Vol. 2 (1). — P. 117−136.
  101. Dominick, J. The dynamics of mass communication / J. Dominick. Mcgraw-Hill College, 1993. —616 p.
  102. HO. Eco, U. Does the audience have bad effects on television? / U. Eco // Apocalypse Postponed / U. Eco- ed. by Robert Lumley. London: British film institute publishing & Indiana university press, 1994. — P. 87−102.
  103. Fairclough, N. Media Discourse / N. Fairclough. London: Arnold Publication, 1995.-224 p.
  104. Fiske, J. Britisch Cultural Studies and Television / J. Fiske // Channels of discourse, reassembled: television and contemporary criticism / ed. by R. C. Allen. Routledge, 1992. — P. 284−326.
  105. Fiske, J. Postmodernism and television / J. Fiske I I Mass Media and Society / ed. by J. Curran, M. Gurevitch. London: Arnold, 1997. — P. 53−65.
  106. Fiske, J. Television culture / J. Fiske. — London: Routledge. — 1991. — 368 p.
  107. Fiske, J., Hartley, J. Reading Television / J. Fiske, J. Hartley. London: Methuen.- 1978.-220 p.
  108. Foucault, M. Of Other Spaces: Utopias and Heterotopias / M. Foucault- translated by J. Miskowec. // Diacritics. 1986. — Vol. 16. — № 1 — P. 47−51.
  109. Fuchs, Ch. Internet and Society. Social theory in the information Age / Ch. Fuchs. London: Routledge, 2007. — 408 p.
  110. Giddens, A. The Globalizing of Modernity / A. Giddens // The Global Transformations Reader: an introduction to the globalization debate / ed. by D. Held and A. McGrew. Cambridge: Polity Press, 2001. — P. 92−98.
  111. Glaser, B., Strauss, A. The Discovery of Grounded Theory / B. Glaser, A. Strauss. Chicago: Aldine Publishing, 1967. — 271 p.
  112. Goldsmith, J., Wu, T. Who controls the internet? Illusions of a borderless world / J. Goldsmith, T. Wu. Oxford, 2006. -184 p.
  113. Hall, S. Cultural Studies and its Theoretical Legacies / S. Hall // Critical dialogues in Cultural Studies / S. Hall- selec. and ed. D. Morley and K.H.Chen. London: Routledge, 1996. — P. 262−275.
  114. Hall, S. Cultural studies: two paradigms / S. Hall // What is Cultural studies? A Reader / ed. by J. Storey. London. — 1996. — P. 31−48.
  115. Hall, S. Encoding / Decoding / S. Hall // Culture, Media and Language / ed. by S. Hall, D. Hobson, A. Lowe and P. Willis. London: Anchor Brendon, 1980. -P. 128−138.
  116. Hall, S. The Work of Representation / S. Hall // Representation. Cultural Representation and Signifying Practices / ed. by S.Hall. SAGE, 1997. — P. 1374.
  117. Hine, C. Virtual Ethnography / C. Hine. London: Sage, 2000. — 180 p.
  118. Hoggart R. The Future of Broadcasting / R. Hoggart // An english temper. Essays on education, culture and communication / R. Hoggart. — London: Chatto & Windus, 1982. P. 161−173.
  119. Hoggart, R. Culture and its Ministers / R. Hoggart // An english temper. Essays on education, culture and communication / R. Hoggart. — London: Chatto & Windus, 1982.-P. 186−202.
  120. Hoggart, R. Humanistic Studies and Mass Culture / R. Hoggart // An english temper. Essays on education, culture and communication / R. Hoggart. — London: Chatto & Windus, 1982. P. 125−136.
  121. Jameson, E The Political Unconscious. Narrative as a Socially Symbolic Act / F. Jameson. New York: Cornell University Press, 1981. — 305 p.
  122. Jones, S. Doing internet research: Critical issues and methods for examining the Net / S. Jones. London: Sage, 1999. — 328 p.
  123. Krivolap A. Construction of Cultural Identity in the National Internet Space // Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences. — 2011. Vol. 4. — № 1. — P. 29−36.
  124. Lauretis, de T. A Semiotic Approach to Television as ideological Apparatus / T. Lauretis de // Television: The Critical View / ed. by Horace Newcomb. NY: Oxford Universety Press, 1979. — P. 107−117.
  125. Luhmann, N. Die Realiatatder Massenmedien / N. Luhmann. — Opladen: Westdeutscher Verlag, 1996.-218 p.
  126. Mann, Ch., Stewart, F. Internet communication and qualitative research. A handbook for researching online / Ch. Mann, F. Stewart. London: Sage, 2000. -258 p.
  127. Manovich, L. Language of New Media / L.Manovich. MIT Press, 2002. -394 p.
  128. McNair, B. The internet and the changing global media environment /
  129. B. McNair // Routledge handbook of Internet politics / ed. by A. Chadwick and Ph. N. Howard. Routledge, 2009. — P. 217−229.
  130. Mirzoeff, N. What is visual culture? / N. Miroeff // Visual culture reader / ed. by N. Miroeff-London & Ney York, 1998. P. 3−13.
  131. Murdock, G. Corporate dynamics and broadcasting futures / G. Murdock // The Media Reader / ed. by H. Mackay and T. O’Sullivan. — London: Sage, 1999. -P. 28−42.
  132. Nelson, C. Always already cultural studies: academic conferences and a manifesto / C. Nelson // What is Cultural Studies? A Reader / ed. by J. Storey. -Arnold, 1996.-P. 260−284.
  133. Nohrstedt, S. From the Persian Gulf to Kosovo War Journalism and Propaganda / S. Nohrstedt, S. Kaitatzi-Whitlock, R. Ottosen and K. Riegert // European Journal of Communication. — 2000. — Vol. 15. — № 3. — P. 383−404.
  134. O’Connor, A. The Problem of American cultural studies / A. O’Connor // What is Cultural Studies? A Reader / ed. by J. Storey. -Arnold, 1996. P. 184−202.
  135. Pfister, J. The Americanization of CS / J. Pfister // What is Cultural Studies? A Reader / ed. by J. Storey. -Arnold, 1996. P. 288−298.
  136. Poster, M. Information please: culture and politics in the age of digital machines / M. Poster. Duke university press, 2006. — 320 p.
  137. Sarazac, T. Swatch internet time Scam or Stupidity? / T. Sarazac Electronic resource. — 1999. — Mode of access: http://www.tomsarazac.com/tom/opinions/ swatch.html. — Date of access: 21.10.2009.
  138. Scherrer, J. Kulturologie: Russland auf der Suche nach einer zivilisatorischen Identitaet / J. Scherrer. Goettigen: Wallstein Verlag, 2003. — 188 s.
  139. Schmidt, H., Teubener, K., Konradova, N. Control + Shift. Public and Private Usages of the Russian Internet / ed. by H. Schmidt, K. Teubener, N. Konradova. Norderstedt: Books on Demand, 2006. — 248 p.
  140. Slevin, J. Internet Society / J. Slevin. Polity, 2000. — 266 p.
  141. Strauss, A., Corbin, J. Basics of qualitative research: techniques and procedures for developing grounded theory / A. Strauss, J. Corbin. — London: Sage, 1998. — 312 p.
  142. The Internet in everday life / ed. by B. Wellman and C. Haythornthwaite. —
  143. Blackwell Publishing, 2002. 588 p.
  144. Thurlow, C., Lengel, L. and Tomic, A. Defining CMC: An Introduction to the field // Computer Mediated Communication Social interaction and the internet / C. Thurlow, L. Lengel and A. Tomic. — Sage, 2004. P. 14−24.
  145. Tomlinson, J. Cultural globalization: placing and displacing the west / J. Tomlinson // The Media Reader / ed. by H. Mackay and T. O1 Sullivan. -London: Sage, 1999.-P. 165−177.
  146. Tomlinson, J. Globalization and Culture / J. Tomlinson. — Polity Press, 2002. — 238 p.
  147. Virtual methods: issue in social research on the Internet / ed. by Christine Hine.- Bergpublisher, 2005. — 256 p.
  148. Weedon, Ch. Identity and culture: narratives of difference and belonging / Ch. Weedon. Open university press, 2004. — 192 p.
  149. Williams, R. Base and superstructure in marxist cultural theory / R. Williams // Problems in materialism and culture / R. Williams. — London: Rewood Burn, 1980.-P. 31−49.
  150. Williams, R. Communication / R. Williams. London: Chatto & Windus, 1966.- 196 p.
  151. Williams, R. Conclusion to Culture and Society / R. Williams // A cultural studies reader. History, theory, practice / ed. by J. Munns, G. Raj an. -Longman, 1995. -P. 163−174.
  152. Williams, R. Keywords. A vocabulary of culture and society / R. Williams. -London: Helm, 1976. 286 p.
  153. Williams, R. Means of communication as means of production / R. Williams // Problems in materialism and culture/ R. Williams. — London: Rewood Burn, 1980.-P. 50−63.
  154. Williams, R. Television: Technology and Cultural Form / R. Williams — Wesleyan university press, 1992. 152 p.
  155. Williams, R. The long revolution / R. Williams. London: Chatto & Windus, 1961.-368 p.
Заполнить форму текущей работой