Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Обоснование организационных мероприятий по улучшению качества жизни, здоровья и системы медико-социальной реабилитации детей, лишенных родительского попечения

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Актуальность проблемы. Сохранение и укрепление здоровья детей является одной из актуальных и важных социальных и медицинских проблем (Баранов А.А., 1996; Ваганов Н. Н., 1997; Денисов И. Н., 2000; Кучма В. Р., 2000; Щепин О. П., 2004; Володин Н. Н., 2005; Стародубов В. И., 2006 и др.). В современных международных и Российских федеральных программах предусмотрены мероприятия по охране и укреплению… Читать ещё >

Содержание

  • СПИСОК ПРИНЯТЫХ СОКРАЩЕНИЙ
  • Глава I. СОВРЕМЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ, ЗДОРОВЬЯ И МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ ИЗ СЕМЕЙ МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОГО РИСКА (обзор литературы)
  • Глава 2. ПРОГРАММА, ОБЪЕКТ, МЕТОДИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ КОМПЛЕКСНОГО МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОГО И КЛИНИКО СТАТИСТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
  • Глава 3. МЕДИКО-СОЦИАЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ВИДОВ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ И КАЧЕСТВА ЖИЗНИ ДЕТЕЙ, ЛИШЕННЫХ РОДИТЕЛЬСКОГО ПОПЕЧЕНИЯ
    • 3. 1. Особенности социально-гигиенического функционирования детей в семьях медико-социального риска

    3.2. Анализ причин своевременности и кратности направления детей и подростков из семей группы медико-социального риска в учреждения социальной защиты и специализированные центры социальной и медицинской реабилитации.

    3.3. Характеристика физического функционирования и социально-бытовой адаптации детей группы медико-социального риска в динамике.

    3.4. Оценка уровня психоэмоционального состояния и социально-психологической защищенности детей, лишенных родительского попечения, в динамике.

    3.5. Оценка уровня медицинской информированности, медико-социальной и профилактической активности детей и родителей в семьях медико-социального риска.

    Глава 4. КЛИНИКО-СТАТИСТИЧЕСКИЙ И МЕДИКО-СОЦИАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ, ЛИШЕННЫХ РОДИТЕЛЬСКОГО ПОПЕЧЕНИЯ.

    4.1. Особенности структуры выявленной патологии.

    4.2. Анализ заболеваемости детей различных возрастных групп и влияния факторов риска на формирование патологии у детей.

    4.3. Анализ динамики показателей заболеваемости детей в процессе медицинского обеспечения и медико-социальной реабилитации

    ГЛАВА 5. ОБОСНОВАНИЕ И ЭФФЕКТИВНОСТЬ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ МЕРОПРИЯТИЙ ПО УЛУЧШЕНИЮ СИСТЕМЫ МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ, ЛИШЕННЫХ РОДИТЕЛЬСКОГО ПОПЕЧЕНИЯ.

    5.1. Сравнительный анализ динамики показателей качества жизни и эффективность проведения лечебно-оздоровительных мероприятий в городском специализированном центре.

    5.2. Оценка потребности детей в основных видах медико-социальной реабилитации в семьях медико-социального риска.

    5.3. Структурно-функциональные и организационные формы деятельности городского Центра медицинской и социальной реабилитации детей, оставшихся без попечения родителей.

    5.4. Обоснование мероприятий по совершенствованию организационных форм медицинской, социальной и психолого-педагогической реабилитации детей, лишенных родительского попечения.

Обоснование организационных мероприятий по улучшению качества жизни, здоровья и системы медико-социальной реабилитации детей, лишенных родительского попечения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность проблемы. Сохранение и укрепление здоровья детей является одной из актуальных и важных социальных и медицинских проблем (Баранов А.А., 1996; Ваганов Н. Н., 1997; Денисов И. Н., 2000; Кучма В. Р., 2000; Щепин О. П., 2004; Володин Н. Н., 2005; Стародубов В. И., 2006 и др.). В современных международных и Российских федеральных программах предусмотрены мероприятия по охране и укреплению здоровья детей и подростков (Альбицкий В.Ю., 2007; Медик В. А., 2008; Маймулов В. Г., 2008; Черняки-на Т.С., 2008; Чичерин Л. П., 2008; Юрьев В. К., 2008; Полунина Н. В., 2010; Cristopher В., 2004; Beldem Т.М., 2004 и др.). Среди приоритетных мероприятий определена необходимость создания оптимальных условий жизнедеятельности в семье, проведения необходимых системных профилактических и медико-социальных мероприятий на всех этапах развития ребенка (Орел В.И., 2007; ВишняковН.И., 2007; Микиртичан Г. Л., 2008; Кротин П. Н., 2008; Кича Д. И., 2009; Challier В, 2000; Weitoft G.R., 2003; Chen Е., 2004 и др.). Необходимым является создание благоприятных условий для развития полноценного физического, нравственного и социального развития детей и подростков. Однако в современных социально-экономических условиях в России, как и в других странах, наблюдается тенденция роста числа детей с ограниченными возможностями, отклонениями в развитии, проживающих в неблагополучных семьях медико-социального риска, детей-сирот и оставшихся без попечения родителей (Пузин С.Н., 2005; Нагаева Т. Н., 2005; Середа В. М., 2005; Чернякина Т. С., 2005; Гурко Т. А., 2006; Орел В. И., 2006; Нож-нинова О.В., 2007; Кошман С. Н., 2008; Ashiabi G.S., 2007 и др.).

Остается неизменно высоким количество детей группы медико-социального риска, которые подвергаются неблагоприятному влиянию социально-бытовых, социально-гигиенических, психоэмоциональных факторов (Ба-ринова.Т.В., 2004; Хутоносова Н. А., 2006; Якубова И. Ш., 2007; Януша-нец Н.Ю., 2007 и др.). В «последние годы особое внимание государственных структур обращено на феномен социального сиротства, обусловленного социальной дезорганизацией семей и условиями их жизнедеятельности. В России насчитывается более 1 млн. детей, фактически лишенных родительского попечения. За последние десятилетия количество таких детей в Санкт-Петербурге существенно возросло. Улучшение качества жизни и оздоровление детей, лишенных родительского попечения, является одной из наиболее важных и трудных задач современных систем медико-социальной помощи и социального обеспечения. При этом улучшение качества жизни предусматривает необходимость комплексной медико-социальной реабилитации, психолого-педагогической коррекции, физической адаптации детей к условиям среды обитания, с учетом состояния их здоровья, физического, социального и психоэмоционального функционирования (Гордеев В.А., 2001; Акатов Л. И., 2003; Палиева Н. А., 2006; Альбицкий В. Ю., 2007; Винярская И. В., 2007; Юрьев В. К., 2007; Савина Н. В., 2009; Соколова М. И., 2010; Reboc G., 2001; Chakravarthy M.V., 2002).

Однако до настоящего времени недостаточно представлено комплексных медико-социальных исследований, направленных на изучение влияния социально-гигиенического функционирования на здоровье и качество жизни детей, лишенных родительского попечения. Недостаточно разработаны показатели качества жизни как критерия эффективности проводимых лечебно-оздоровительных и социально-реабилитационных мероприятий (Лучке-вич B.C., 2006). Отсутствуют данные о динамике показателей качества жизни в зависимости от объема медицинской и социальной реабилитации, проводимой среди детей, лишенных родительского попечения. Актуальным является изучение потребности детей, лишенных родительского попечения, в различных видах медицинской, социально-психологической и социально-педагогической реабилитации. Недостаточно обоснованы медико-организационные мероприятия по совершенствованию системы медико-социальной реабилитации детей группы медико-социального риска. Это определяет актуальность, цель и задачи исследования.

Данное исследование выполняется в рамках реализации городских медицинских и социальных программ Правительства Санкт-Петербурга и в соответствии с комплексной научной программой «Качество жизни как критерий оценки здоровья и эффективности медицинской помощи, системы обеспечения гигиенической, экологической и эпидемиологической безопасности» ГОУВПО «СПбГМА им. И. И. Мечникова Росздрава» (номер госрегистрации 1 200 700 650).

Цель исследования — оценить эффективность и представить научное обоснование организационных мероприятий по совершенствованию медицинской и социальной реабилитации детей, лишенных родительского попечения.

Задачи исследования:

— оценить состояние здоровья детей, получавших лечение и социальную реабилитацию в специализированном городском центре;

— выявить особенности социально-гигиенического функционирования и факторы риска, влияющие на здоровье и качество жизни детей, лишенных родительского попечения;

— проанализировать динамику показателей качества жизни детей на этапах их медицинской и социальной реабилитации;

— оценить потребность детей группы медико-социального риска в мероприятиях медицинской, социально-педагогической и психологической реабилитации;

— оценить качество и эффективность существующей системы медицинской и социальной реабилитации детей в специализированном городском центре;

— обосновать организационные мероприятия по совершенствованию медико-социальной реабилитации и улучшению качества жизни детей, лишенных родительского попечения.

Научная новизна исследования состоит в том, что впервые выявлены особенности социально-гигиенического функционирования и факторы риска, влияющие на здоровье и качество жизни детей, лишенных родительского попечения. Впервые проанализированы показатели качества жизни детей группы медико-социального риска в динамике на этапах медицинской и социальной реабилитации. Впервые определена потребность детей группы медико-социального риска в медико-социальных и психолого-педагогических реабилитационных мероприятиях. Впервые дана оценка качества и эффективности организационно-функциональной деятельности специалистов при проведении медицинской и социальной реабилитации детей в городском специализированном центре. Представлено обоснование организационных мероприятий по совершенствованию медико-социальной реабилитации и улучшению качества жизни детей.

Научно-практическая значимость работы. Выявленные особенности социально-гигиенического функционирования и образа жизни детей в семьях медико-социального риска могут быть использованы врачами-педиатрами, психологами, специалистами детских поликлиник и реабилитационных центров при планировании и проведении лечебно-реабилитационных мероприятий. Данные о потребности в различных видах лечебно-реабилитационных услуг позволяют сотрудникам городских специализированных центров и детских учреждений совершенствовать кадровое и лечебно-диагностическое обеспечение, функциональную нагрузку медицинских специалистов и социальных работников. Предложенные научно-обоснованные медико-организационные мероприятия позволяют территориальным органам здравоохранения и социальной политики совершенствовать организационную структуру и оценивать эффективность деятельности специализированных детских учреждений по улучшению качества жизни, укреплению здоровья и медико-социальной реабилитации детей.

Внедрение материалов исследования в практику. Материалы диссертационного исследования внедрены в деятельность органов и учреждений здравоохранения, и комитета по социальной политике Санкт-Петербурга, представлены в 3 методических рекомендациях (утв. Комитетом по здравоохранению Правительства СПб.), используются при обучении студентов и в системе последипломного образования на кафедре общественного здоровья и здравоохранения СПбГМА им. И. И. Мечникова, включены в учебные пособия для студентов и врачей. Основные положения диссертации опубликованы в 28 научных работах, в том числе 2 — в изданиях, рекомендованных ВАК РФ.

Апробация работы. Основные положения диссертации были доложены и обсуждены на: международной медицинской научной конференции молодых ученых (Архангельск, 2010) — международной научно-практической конференции «Экология и развитие общества» (Иркутск, 2010) — Всероссийской научной конференции «Макроэкономика, качество жизни и проблемы развития здравоохранения» (СПб., 2008) — Всероссийской конференции «Актуальные проблемы здоровья населения и развития здравоохранения на уровне субъекта Российской Федерации» (Иркутск, 2008) — Российской конференции «Актуальные вопросы клиники, диагностики и лечения больных в многопрофильном лечебном учреждении» (СПб., 2009) — Российской конференции «Здоровье населения — основа процветания России» (Анапа, 2010) — Российской конференции «Актуальные вопросы клинической и экспериментальной медицины-2010» (СПб., МАПО, 2010) — региональных научно-практических конференциях: «Организация профилактической работы с населением. Проблемы и пути решения» (СПб., 2009) — «Актуальные вопросы клинической и экспериментальной медицины» (СПб., 2009) — «Мечниковские чтения- 2009» (СПб., СПбГМА, 2009) — «Профилактическая медицина- 2010» (СПб., СПбГМА, 2010) — «Актуальные проблемы медицины и биологии» (СПб., 2010) и др.

Личный вклад автора. Выполнен сбор научной информации путем выкопировки данных из первичной медицинской документации на детей, лишенных родительского попечения, в Санкт-Петербурге. По специально разработанной программе среди детей проведено медико-социологическое обследование и проанализированы основные показатели их качества жизни.

Проведена оценка качества и эффективности медико-социальных, социально-психологических и социально-педагогических реабилитационных программ, реализуемых в специализированном центре. Автором осуществлялось планирование, обобщение и анализ результатов исследования с компьютерной обработкой (доля участия до 90%).

Положения, выносимые на защиту:

1. Качество жизни детей группы медико-социального риска в значительной степени определяется социально-гигиеническими особенностями жизнедеятельности семьи. Среди детей, поступивших в специализированный центр медицинской и социальной реабилитации, выявлены крайне неблагоприятные характеристики качества жизни, особенно физического, психоэмоционального, социально-гигиенического функционирования, социальной адаптации и др.

2. При поступлении в центр реабилитации у значительной части детей выявлены выраженные симптомы и состояния, специфические для хронических заболеваний. В структуре выявленной патологии у детей преобладают болезни эндокринной системы, расстройства питания и нарушения обмена веществинфекционные и паразитарные болезниболезни системы кровообращенияболезни костно-мышечной системыпсихические расстройства и расстройства поведенияболезни органов пищеварения и др. Показатели качества жизни улучшаются на фоне проведенной медицинской, социальной реабилитации и психолого-педагогической коррекции.

3. Выявлен высокий уровень потребности детей из семей медико-социального риска в различных лечебно-реабилитационных мероприятиях, социальной и психологической коррекции.

4. Рациональной организационно-функциональной структурой медицинской и социальной реабилитации детей, лишенных родительского попечения, являются специализированные центры, обеспечивающие мониторинг жизнедеятельности детей, преемственность, непрерывность и комплексность социальных и лечебно-реабилитационных мероприятий. Доказана высокая эффективность деятельности таких реабилитационных центров. Представленные характеристики качества жизни и их динамика являются достоверным критерием эффективности реализации индивидуальных и групповых лечебно-оздоровительных и реабилитационных программ.

Структура и объем диссертации

Диссертация состоит из введения, обзора литературы, программы, методики и организации исследований, 3 глав собственных исследований, заключения, выводов, практических рекомендаций, списка использованной литературы и приложений. Исследование содержит 23 таблицы и 28 рисунков. Работа представлена на 161 страницах основного текста.

Список литературы

включает 326 источников (в том числе 97 зарубежных).

ВЫВОДЫ.

1. В современных социально-экономических условиях отмечается неблагоприятная тенденция значительного роста числа семей медико-социального риска, в которых резко увеличился удельный вес детей, лишенных родительского попечения (в Санкт-Петербурге в 1990 году выявлено 7 детей, в 2008 году — 39 детей на 10 тыс. детского населения). Особенности социально-гигиенического функционирования членов семьи являются приоритетным фактором риска, воздействующим на основные характеристики качества жизни и здоровья детей.

2. Среди обследованных выявлен высокий удельный вес детей с симптомами и донозологическими состояниями, специфическими при таких заболеваниях, как болезни эндокринной системы, расстройства питания и нарушения обмена веществ (28,3%), инфекционные и паразитарные болезни (15,5%>), болезни системы кровообращения (13,8%), болезни костно-мышечной системы и соединительной ткани (9,0%), психические расстройства и расстройства поведения (8,0%), болезни органов пищеварения (7,2%) и др. Установлена значительная длительность имеющейся патологии (до 1 года — 74,5%- до 3 лет- 13,5%- более 3 лет- 12,0%). Выявлены особенности структуры и распространенности заболеваний, характерных для детей и подростков различных возрастных групп.

3. В семьях группы медико-социального риска установлены неблагоприятные поведенческие гигиенические характеристики с низким уровнем медицинской информированности и профилактической активности родителей, с поздним сроком обращаемости (необращаемости) за медицинской помощью в лечебно-профилактические учреждения при возникновении заболеваний у детей, что влияет на тяжесть и продолжительность течения заболевания ребенка.

4. Оценка качества жизни детей, лишенных родительского попечения, выявила неблагоприятный уровень качества жизни по всем шкалам функционирования (56,0±2,2 балла), что значительно ниже по сравнению с контрольной группой (74,4 ±1,3 балла). В структуре основных показателей качества жизни наиболее выраженными являются показатели физического (53,9±3,1 баллов), психоэмоционального (48,9±2,0 баллов) функционирования и социальной адаптации (61,8±3,0 баллов).

5. Проводимая медицинская, социальная и психологическая реабилитация способствовала положительной динамике показателей качества жизни детей (87,3±1,7 балла), особенно социально-гигиенического функционирования (эффективность- 61,0%), физического функционирования (эффективность — 58,2%), психоэмоционального функционирования (эффективность -80,0%), социальной адаптации и социального функционирования (эффективность- 45,1%), жизни в детском коллективе (эффективность — 50,4%), что подтверждает эффективность комплексных реабилитационных мероприятий со степенью рассчитанной эффективности реабилитации 55,9%.

6. В процессе динамического клинического обследования и проведения лечебно-оздоровительных мероприятий выявлена положительная динамика как объективных показателей здоровья, так и субъективных оценок своего самочувствия ребенком (эффективность — 58,5%).

7. Доказана высокая степень эффективности деятельности основных подразделений городского Центра медицинской и социальной реабилитации детей, лишенных родительского попечения. Выявлен высокий уровень потребности детей в мероприятиях медицинской, социальной и психологической реабилитации. С целью удовлетворения выявленных потребностей необходимо совершенствование кадрово-штатной структуры центра с доукомплектованием специалистами-педиатрами, младшим медицинским и психолого-педагогическим персоналом.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ.

1. Руководителям территориальных органов здравоохранения и социальной политики при реализации национальных и территориальных программ по охране здоровья детей необходимо предусмотреть увеличение числа, развитие и совершенствование медико-социальных специализированных реабилитационных центров для детей из семей группы медико-социального риска.

2. Рациональной организационно-функциональной структурой медицинской и социальной реабилитации детей, лишенных родительского попечения, следует считать специализированные центры, обеспечивающие мониторинг жизнедеятельности детей, преемственность, непрерывность и комплексность социальных и лечебно-реабилитационных мероприятий.

3. Медицинским работникам, специалистам по социальной работе, воспитателям и психологам в процессе реабилитации необходимо использовать методику анализа динамики качества жизни для направленной индивидуальной работы с детьми и оценки эффективности проводимых медико-реабилитационных мероприятий.

4. Руководителям Санкт-Петербургского Центра медицинской и социальной реабилитации детей, лишенных родительского попечения, необходимо продолжить совершенствование кадровой и организационно-функциональной структуры с привлечением на постоянной основе врачей, специалистов, социальных работников, среднего медицинского персонала, психологов, потребность в которых остается высокой.

Показать весь текст

Список литературы

  1. М. Комплексная оценка клинической и экономической эффективности медицинских вмешательств как один из подходов к управлению качества процесса оказания медицинской помощи / М. Авксентьева // Главврач. 2004. -№ 6. — С. 108−111.
  2. Л. И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Психологические основы: учеб. пособие / Л. И. Акатов. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. — 368 с.
  3. Ю. С. Клинико-физиологические и нейропсихологиче-ские предпосылки изменения качества жизни детей, перенесших нейроинтен-сивную терапию черепно-мозговой травмы : автореф. дис.. д-ра мед. наук / Ю. С. Александрович. СПб., 2009. — 48 с.
  4. В. Ю. Результаты комплексной клинико-социальной характеристики детей-сирот, оформляющихся в интернатные учреждения / В. Ю. Альбицкий, Т. А. Гасиловская, А. И. Ибрагимов // Рос. педиатр, журн. -2004.-№ 5.-С. 44−46.
  5. В. Ю. Возможности использования критериев качества жизни для оценки состояния здоровья детей / В. Ю. Альбицкий, И. В. Винярская // Рос. педиатр, журн. 2007. — № 5. — С. 54 — 56.
  6. В. Ю. Медико-социальные проблемы социального сиротства / В. Ю. Альбицкий, В. А. Баранов, Т. А. Гасиловская. М.: Литера, 2007. -193 с.
  7. В. Ю. Новый подход к комплексной оценке состояния здоровья детей с использованием критерия качества жизни / В. Ю. Альбицкий, И. В. Винярская // Пробл. соц. гигиены, здравоохр. и истории медицины. 2007.- № 5. С. 16−17.
  8. О. С. Технология социальной реабилитации инвалидов. Методические рекомендации / О. С. Андреева, Д. И Лаврова. СПб.: ГАООРДИ, 2002.-36 с.
  9. Л. Н. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска: федеральный уровень / Л. Н. Антонова. -М.: Просвещение, 2004. 51 с.
  10. О. В. Состояние здоровья и организация медицинской помощи социальным сиротам в домах ребенка общего типа (по материалам Республики Татарстан): автореф. дис. канд. мед. наук / О. В Ахтямова. Казань, 2004. — 24 с.
  11. А. А. Мастерство психологического консультирования / А. А. Бадхен, А. М. Родина. СПб., 2002. — 184 с.
  12. А. Т. Влияние медико-биологических и социально-гигиенических факторов на качество жизни детей / А. Т. Байтурина, Л. Р. Га-тиятуллина, В. А. Малиевский // Справочник педиатра. 2008. -№ 11.-С. 6162.
  13. А. А. Изучение качества жизни в медицине и педиатрии /
  14. A. А. Баранов, В. Ю. Альбицкий, И. В. Винярская // Вопр. современной педиатрии. 2005. — Т. 4, № 2. — С. 7 — 12.
  15. А. А. Медико-социальные аспекты формирования здоровья и медико-социальные и правовые пути его охраны у детей-сирот : пособие для врачей / А. А. Баранов, В. Ю. Альбицкий, А. Г. Ильин. Казань, 2005. — 70 с.
  16. А. А. Организация медицинской помощи детям в условиях детской поликлиники : метод, рекомендации / А. А. Баранов, А. Г. Ильин,
  17. B. Ю. Альбицкий // Справочник педиатра: ежемес. науч.-практ. журн. 2007. -№ 10.-С. 5−22.
  18. А. А. Методология изучения качества жизни в педиатрии:учебное пособие / А. А. Баранов, В. Ю. Альбицкий, И. В. Винярская. М., 2008. — 16 с.
  19. Г. В. Психолого-медико-педагогическое сопровождение ребенка с отклонениями в развитии (опыт работы муниципального центра диагностики и консультирования): науч.-метод. пособие / Г. В. Баринова и др. -Новокуйбышевск, 2004. — 111 с.
  20. Д. Е. Социальный статус «работающих» уличных детей : автореф. дис.. канд. соц. наук / Д. Е. Барханов. — М., 2004. 19 с.
  21. Е. В. Новый подход к определению здоровья детей с применением методики оценки качества жизни / Е. В. Бахадова // Социальные аспекты здоровья населения. — М., 2008. — 128 с.
  22. С. А. Социально-педагогическая поддержка детей и семей группы риска : пособие для социальных педагогов и работников / С. А. Беличева. -М., 2006. 111 с.
  23. Д. А. Качество жизни, связанное со здоровьем детей : обзор лит. / Д. А. Белоусов // CRA-club: портал о клинических исследованиях. М., 2008.-54 с.
  24. Е. Н. Социально-гигиенический мониторинг в управлении состоянием здоровья детей и подростков / Е. Н. Беляев, Г. И. Куценко, В. И. Чибураев // Здоровые дети России в 21 веке. М., 2000. — С. 54 — 62.
  25. JI. А. Уровень и качество жизни. Проблемы измерения и интерпретации / JI. А. Беляева // Социол. исслед. 2009. — № 1. — С. 24 — 26.
  26. О. И. Экономический анализ системы управления качеством жизни / О. И. Бетин, Б. И. Герасимов, В. В. Дробышева и др. Тамбов, 2007. -147 с.
  27. Биктимирова 3. 3. Качество жизни: теоретические подходы и методы измерения / 3. 3. Биктимирова. Екатеринбург, 2006. — 200 с.
  28. М. Е. Организация медицинской помощи пациентам социально уязвимой категории (бездомным): автореф. дис.. канд. мед. наук / М. Е. Бионышев. М., 2003. — 26 с.
  29. Л. Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития : учеб. пособие / Л. Н. Блинова. М.: Изд-во НЦЭНАС, 2001.-136 с.
  30. В. Н. Качество и уровень жизни населения в новой России (1991 2005 гт.) / В. Н. Бобков, Н. А. Денисов, А. А. Гулюгина. — М.: Всерос. центр уровня жизни, 2007. — 718 с.
  31. В.Н. Качество и уровень жизни населения: территориальный разрез (по данным за 2007 г.) / В. Н. Бобков // Экономист. 2009. — № 1. — С. 2737.
  32. И. А. О разработке мониторинга качества жизни воспитанников детского дома / И. А. Бобылева, Е. В. Гурова // Журн. практ. психолога. -2008.-№ 2.-С. 174- 186.
  33. . В. Концепция качества жизни / Б. В. Бойцов, М. А. Кузнецов, Г. И. Элькин // Акад. пробл. качества. М., 2007. — 239 с.
  34. С. А. Экспертиза и управление качеством оказания медицинской помощи детскому населению : автореф. дис.. канд. мед. наук / С. А. Валиуллина. Казань, 1999. — 36 с.
  35. В. В. Научное обоснование путей совершенствования медико-социальной помощи детям из семей социального риска: дисс.. канд. мед. наук / В. В. Васильев. СПб., 1999. — 212 с.
  36. Васильева 3. А. Качество жизни населения: методология оценки и прогнозирования / 3. А. Васильева, Т. П. Лихачева, И. В. Филимоненко // Красноярск. гос. техн. ун-т. Красноярск, 2005. — 154 с.
  37. А. А. Медико-социальные проблемы детей-сирот /
  38. А. А. Васильков // Здравоохранение РФ. 2001. — № 1. — С. 32 — 33.
  39. И. В. Изучение качества жизни у детей / И. В. Винярская // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. -2006.-№ 3 .-С. 28−31.
  40. И. В. Методологические аспекты изучения качества жизни у здоровых и больных детей / И. В. Винярская // Бюллетень Национального НИИ общественного здоровья. 2006. — Вып. 1. — С. 11−14.
  41. Н. И. Экономика здравоохранения / Н. И. Вишняков. -СПб., 2001.-143 с.
  42. Н. И. Общественное здоровье и здравоохранение : учебник / Н. И. Вишняков, В. А. Миняев. М., 2009. — 540 с.
  43. Вопросы медико-социальной экспертизы и реабилитации в педиатрической практике: метод, рекомендации. Н. Новгород: НГМА, 2000. — 80 с.
  44. Всемирное исследование здоровья: Инструкция по организации опроса и комментарии к вопросам анкеты. ВОЗ, 2003. — 36 с.
  45. О. Ф. Медицинская помощь сиротам и детям из неблагополучных семей / О. Ф. Выхристюк. М.: Медицина, 2004. — 352 с.
  46. А. И. Оценка эффективности деятельности учреждений здравоохранения / А. И. Вялков // Гл. врач. 2005. — № 3. — С. 25 — 33.
  47. Е. Социальная реабилитация инвалидов с нарушениями сенсорной, двигательной и интеллектуальной сферы. Учебно-методический комплекс // Е. Вяхякуопус. М.: Папирус, 2009. — С. 304.
  48. О. JI. Состояние здоровья детского населения области и комплекс мероприятий, направленных на его улучшение / О. JI. Гавриленко, А. Ю. Попова, Е. В. Черныш // Здравоохранение РФ. 2008. — № 1. — С. 34 — 35.
  49. Т. А. Дети-сироты на этапе оформления в интернатные учреждения (медико-социальное исследование): автореф. дис.. канд. мед. наук / Т. А. Гасиловская Казань, 2002. — 22 с.
  50. X. Н. Качество жизни: подходы к исследованию / X. Н. Гизатуллин, 3. 3. Биктимирова. Екатеринбург, 2004. — 41 с.
  51. Г. Г. Социальные проблемы образа жизни детей с ограниченными возможностями : автореф. дис.. канд. социол. наук / Г. Г. Гизатуллина.-Уфа, 2001.-22 с.
  52. В. В. Управление качеством жизни / В. В. Глухов, В. В. Ок-репилов. СПб., 2008. — 483 с.
  53. В. И. Методы исследования развития ребенка: качество жизни (QOL) — новый инструмент оценки развития детей / В. И. Гордеев, Ю. С. Александрович. СПб., 2001.-197 с.
  54. Государственный доклад «Положение детей в Российской Федерации». -М., 2008.- 136 с.
  55. Н. П. Стандарты медицинского обеспечения в детских социальных учреждениях / Н. П. Гребняк, В. В. Николаенко, И. В. Коктышев // Пробл. соц. гигиены, здравоохр. и истории медицины. 2003. — № 4. — С. 35 -38.
  56. Г. Ф. Социально-экономические аспекты профилактики социального сиротства в Республике Карелия / Г. Ф. Григорьева, Т. П. Шмуйло // Социально-экономической развитие Карелии: сб. науч. труд Петрозаводск. -2001.-С. 172−179.
  57. Т. А. Актуальные проблемы семей в России / Т. А. Гурко. -М.: Институт социологии РАН, 2006. 223 с.
  58. О. В. Комплексные индикаторы качества жизни — отражение инвестиций в человеческий капитал / О. В. Данилова // Экон. анализ: теория и практика. 2008. — № 15. — С. 48 — 55.
  59. Н. Ф. Дома-интернаты: от призрения к реабилитации / Н. Ф. Дементьева, А. А. Модестов. Красноярск, 1993. — 195 с.
  60. Н. Ф. Организационно-методические аспекты деятельности социального работника / Н. Ф. Дементьева, Е. Ю. Шаталова, А. Я. Соболь. Тюмень, 1995. — 215 с.
  61. Н. Ф. Роль и место социальных работников в обслуживании инвалидов / Н. Ф. Дементьева, Э. В. Устинова. Тюмень, 1995. — 125 с.
  62. В. И. Качество жизни : сущность, оценка, стратегия формирования / В. И. Денисов / ВНИИ техн. Эстетики. М., 2000. — 124 с.
  63. Дети улиц (проблемы, поиски, пути решения) / под ред. Т. И. Сту-коловой. — М., 2005. — 90 с.
  64. Дети в России. 2009: Стат. сб. / ЮНИСЕФ, Росстат. М.: ИИЦ «Статистика России», 2009. — 121 с.
  65. Детская беспризорность и безнадзорность: проблемы, пути решения // Аналитический вестн. № 20 (176) — М., 2002. — 129 с.
  66. Р. П. Интеграция «особого» ребенка в России : законодательство, практика и перспективы / Р. П. Дименштейн, И. В. Ларикова // Особый ребенок: исследования и опыт помощи. 2000. — № 3. — С. 27 — 64.
  67. В. И. Качество жизни: оценка и системный анализ /
  68. В. И. Евдокимов, И. Э. Есауленко, О. И. Губина. Воронеж: Истоки, 2007. — 240 с. v
Заполнить форму текущей работой