Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Внешняя торговля Эфиопии в условиях глобализации

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Анализ внешнеторговой политики эфиопского правительства выявило её следующие особенности: она была направлена на разгосударствление и либерализацию внешней торговлив основном ВТП приведена в соответствие с международными нормами регулирования внешнеэкономических связейоднако она не была связана с общей стратегией экономического развития страны, что нанесло немалый вред экономике страныв… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теория национальных конкурентных преимуществ в условиях глобализации мировой экономики
    • 1. 1. Теоретико-методологические основы исследования процесса глобализации мировой экономики
    • 1. 2. Концепции и детерминанты конкурентных преимуществ в сфере международной торговли
  • Глава 2. Динамика и структура современных международных торговых связей Эфиопии
    • 2. 1. Современное социально-экономическое положение Эфиопии: общая характеристика
    • 2. 2. Внешнеэкономический сектор в экономике страны
    • 2. 3. Изменения в структуре внешнеторгового оборота Эфиопии
    • 2. 4. Развитие внешнеторговых отношений и конкурентоспособность Эфиопии в мировой торговле
  • Глава 3. Перспективы развития внешней торговли Эфиопии в условиях глобализации
    • 3. 1. Влияние глобального кризиса на экономику и внешнеэкономический сектор Эфиопии
    • 3. 2. Основные направления и тенденции внешнеторговой политики Эфиопии. ПО
    • 3. 3. Перспективы присоединения Эфиопии к ВТО

Внешняя торговля Эфиопии в условиях глобализации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Внешняя торговля имеет большое значение как для осуществления рыночных реформ в Эфиопии, так и для реализации места страны в международном разделении труда (МРТ), определении наиболее эффективных форм и направлений использования сравнительных преимуществ, имеющихся у страны.

Как и во многих развивающихся странах на рубеже XX и XXI веков в Эфиопии осуществлялись фундаментальные социально-экономические преобразования, связанные с формированием рыночного хозяйственного механизма. Эти преобразования повлияли и на развитие внешней торговли страны, в частности, на её структуру. Произошедшие за годы реформ изменения в структуре эфиопского экспорта и импорта обусловлены, прежде всего, рядом объективных причин. Во-первых, эфиопская экономика, вышедшая из недр командно-административной системы хозяйствования, почти во всех своих ипостасях была неконкурентоспособной: большинство эфиопской продукции не могло быть продано на мировых рынках на условиях равной и добросовестной конкуренции из-за низкого качества и несоответствия по целому ряду технологических параметров международный стандартам. Во-вторых, значительная техническая и технологическая отсталость, существенный физический износ основного капитала в промышленности, низкое качество отечественных товаров неизбежно ведет к формированию повышенного спроса на многие импортируемые в страну товары. В-третьих, использование импортных таможенных пошлин в качестве защиты внутреннего рынка от конкуренции со стороны иностранных компаний оказалось недостаточно эффективным на фоне значительного укрепления обменного курса быра в период 1974 — 1991 годов, «открывшего» ниши национального рынка как потребительским товарам и продуктами питания, так и товарам производственно-технического назначения. Немаловажную роль при этом сыграло затягивание сроков модернизации таможенной службы. В результате действия всех этих факторов внешнеэкономический сектор Эфиопии стал неэффективным.

К числу субъективных причин неэффективного функционирования внешнеторгового комплекса эфиопской экономики следует отнести фактическое бездействие органов исполнительной власти, которые не смогли обеспечить не только своевременное создание эффективных механизмов защиты экономических интересов отечественных товаропроизводителей при осуществлении внешней торговли, но и участие Эфиопской Федерации в наиболее важных многосторонних торговых соглашениях и международных экономических организациях. В результате Эфиопия до сих пор непосредственно не участвует в процессе обсуждения и принятия многих принципиальных решений в области регулирования мировых рынков товаров и услуг, слабо влияет на построение своих отношений с торговыми партнерами, прежде всего на основе двухсторонних соглошений, большая часть которых была заключена в 60-е и 80-е годы ушедшего столетия в условиях действия принципиально иных, императорских и командно-административных методов управления национальной экономикой и иных внешних торгово-экономических приоритетов. Кроме этого, в случае возникновения острых торговых конфликтов Эфиопия не имеет возможности применения многосторонних механизмов их цивилизованного разрешения.

По нашему мнению, только всестороннее исследование перечисленных проблем, реально стоящих перед предприятиями и отраслями внешнеторгового сектора в период транзитивных преобразований национальной экономики, и практическая реализация полученных результатов исследования позволит обеспечить последовательное преодоление негативных тенденций в развитии международных торгово-экономических отношений, изменить характер интеграции Эфиопии в мировую экономику, сделать этот процесс не только управляемым, но и подчиненным долгосрочным экономическим задачам, основанным на расчете, а не на предположении, и — что самое главное — направленным на модернизацию отечественной экономики и обеспечение интересов эфиопских участников внешнеторговых опраций.

Изменения, произошедшие в 1990;е годы во внутренней экономике Эфиопии и её международных позициях, носят кардинальный характер. Они не могли не отразиться на внешнеторговых связях страны в целом, а также на самих подходах к их формированию, на механизме реализации.

В комплексе причин, вызвавших негативные тенденции в развитии внешней торговли Эфиопии, не последнюю роль играет недостаточность учета мирового опыта в сфере внешнеторговой политики. Поэтому, изучение мировой практики реализации сравнительных преимуществ, имеющихся у стран, адаптации их экономической политики, инструментов её реализации к постоянно изменяющимся внутренним и внешним условиям, совершенствование навыков своевременной реакции на вызовы мирового рынка очень важно не только с теоретической, но и с практической точки зрения. Такого рода исследование названных проблем может быть в определенной мере осуществлено, в том числе и на основе анализа внешнеторговой политики тех стран, которые достигли значительных успехов на пути использования имеющихся и формирования новых сравнительных преимуществ.

Формирование научно обоснованной внешнеторговой стратегии, выбор эффективных направлений и методов их реализации будут способствовать более эффективной интеграции Эфиопии в региональное сообщество и ускорению темпов ее экономического роста.

Внешняя торговля, внешнеторговая политика (ВТП), процесс ее формирования, механизмы и инструменты её реализации, несомненно, являются одними из наиболее важных аспектов экономического развития Эфиопии, особенно в условиях её переходной экономики. Резкое падение объемов внешнеторгового оборота, ухудшение его товарной и географической структуры в 1990;е годы подтвердили, что недостаточность внимания к внешнеторговой политике нанесла экономике Эфиопии существенный ущерб. Очевидно, что учет мирового опыта помог бы избежать подобных результатов в будущем.

Перечисленные соображения определяют выбор проблемы развития внешней торговли Эфиопии в качестве темы исследования в рамках кандидатской диссертации по специальности 08.00.14 — Мировая экономика.

Степень разработанности проблемы. Фундаментальные принципы функционирования внешнеторгового комплекса той или иной страны на международных рынках товаров и услуг разработаны в трудах как классиков политической экономии А. Смита, Д. Рикардо, А. Маршалла, так и в работах известных современных экономистов П. Самуэльсона, Э. Хекшера и Б. Олина, В. Леонтьева, П. Рыбчинского, Р. Вернона, И. Крависа, П. Кругмана, К. Ланкастера, С. Линдера и др.

Существенный вклад в исследование новой парадигмы в сфере международной торговли (концепции конкурентных преимуществ) и изучение условий её практического использования в странах с развитой рыночной экономикой внесли М. Портер и его последователи Б. Айхенгрин, В. Диллинджер, Д. Стиглиц, С. Эвенетт.

Исследованию методологических, теоретических и практических аспектов внешнеторгового сектора эфиопской экономики были посвящены работы эфиопских ученых Биру М. Й., Дугасса М. Т., Алемайеху Дади Бута, Сейае-Сылассе Аялеу Ныгуссе. Некоторые проблемы международной экономической интеграции Эфиопии рассматриваются в публикациях Абый Зеуде, Асмаре Ялеву, Фантахун Белеву.

На наш взгляд в современной российской экономической литературе недостаточное внимание уделяется проблемам развития африканских стран, включая Эфиопию. Вместе с тем, необходимо отметить существенный вклад в развитие африканистики таких российских учёных как Ан. А. Громыко, Е. М. Примаков, В. Г. Солодовников, A.M. Васильев. Анализу исторических, социально-экономических проблем развития Эфиопии были посвящены работы Г. Л. Гальперина, В. А. Бирюкова, Н. И. Высоцкой, АЛО. Урнова, Ю. М. Кобищанова, А. Г. Кокиева, В. И. Коровикова, И. Ф. Нистановой, А. С. Шина, Г. В. Цыпкина, B.C. Ягьи и др, исследования учёных Института Африки РАН.

Наличие опубликованных исследований, посвященных проблемам внешнеторгового сектора эфиопской экономики, не исключает необходимости дополнительной разработки целого комплекса методологических и теоретических положений. В частности, недостаточно изучены условия, пути и последствия интеграции эфиопской экономики в структуру глобального мирового рынка, особенности современной структуры внешней торговли, специфика внешнеторговой политики в переходной экономике Эфиопии в начале нового столетия.

Актуальность перечисленных проблем, их недостаточная методологическая, теоретическая и практическая разработанность предопределили выбор темы диссертационного исследования, его цели и основные направления.

Цель исследования состоит в том, чтобы на основе анализа дать характеристику особенностей современной внешней торговли Эфиопии, её динамики и структуры, и на этой основе сформулировать свои подходы в разработке концепции внешнеторговой политики страны.

В соответствии с поставленной целью в диссертации предлагается решение следующих задач:

— выявление тенденций в развитии международных торгово-экономических отношений Эфиопии в современных условиях глобализации;

— выявление и исследование факторов повышения конкурентоспособности эфиопских товаропроизводителей на внутреннем и международном рынках;

— на основе анализа современного социально-экономического положении Эфиопии выявление наиболее характерных особенностей и потенциала внешней торговли;

— определение реальных изменений во внешней торговле Эфиопии после распада административно-командной экономики и их последствий для экономики страны;

— определение основных направлений и проблем государственной внешнеторговой политики Эфиопии;

— анализ вероятного воздействия вступления в ВТО на экономику Эфиопии, выявление положительных и негативных аспектов возможного присоединения к ВТО.

Объектом исследования объективные закономерности формирования системы внешнеэкономических отношений в их взаимосвязи с внутренними и внешними условиями социально-экономического развития.

Предмет исследования — в диссертации является внешняя торговля Эфиопии как интенсивно развивающийся сектор переходной экономики в условиях глобализации.

Область исследований в соответствии с паспортом специальностей ВАК. Диссертационная работа выполнена в рамках следующих разделов Паспорта специальности ВАК 08.00.14 — Мировая экономика: п. 3. Глобализация экономической деятельности — качественно новый этап интернационализации хозяйственной жизни, позитивные и негативные последствия для развивающихся странп. 18. Национальная экономика отдельных стран в системе мирохозяйственных связей: проблемы оптимизации их взаимодействия с этой системой и обеспечения их экономической безопасности.

Теоретическую и методологическую основу диссертации составят труды эфиопских и зарубежных экономистов в рамках современных направлений экономической мысли. Статистической и нормативной базой исследования послужат законы федеративной демократической Эфиопии, административно-правовые акты министерства внешней торговли, материалы Всемирной торговой организации, документы Международного банка реконструкции и развития, Международного валютного фонда, годовые отчеты Национального Банка Эфиопии, годовые отчеты Таможенного управления Эфиопии, данные государственной и международной статистики. Методология исследования базируется на принципах научного анализа и синтеза, диалектических принципах познания общественных явлений, в частности, принципе историзма, принципе всеобщей взаимосвязи и обусловленности процессов, протекающих в сфере экономики, принципе движения от абстрактного к конкретному. Использовался также метод количественных оценок.

Научная новизна проведенного исследования состоит в том, что в нем разработаны подходы к формированию концепции становления и развития отраслей внешнеторгового комплекса эфиопской экономики в новых условиях глобализации в сфере международной торговли.

Представленные к защите новые положения состоят в следующем: 1. Показано, что на внешнеэкономических связях сказываются общие проблемы социально-экономического развития страны: преобладание неконкурентоспособных по современным стандартам технологий и методов организации прозводства, его чрезвычайно высокая ресурсоемкость и затратностьбюрократизации экономикибольшая зависимость качества жизни и производственной структуры от импорта и привлечения зарубежных кредитовпроблема внешнего долгаотсутствие опыта бизнеса и маркетинга в новых рыночных условияхотсутствие адекватной производственной и социальной инфраструктуры.

2. Выявлено, что эфиопский импорт по своей структуре может быть квалифицирован как неблагоприятный. для экономического развития страныоткрытость экономики усилила конкуренцию со стороны импорта на внутреннем рынке, привела к разорению многих отраслей обработивающей промышленности Эфиопииэкспорт является в основном сырьевым, зависимым от мировой конъюнктурыобъём импорта в 4 раза превышает экспорт. Выявлены несколько основных причин, существенно ограничивающих развитие внешнеторговых отношений Эфиопии: низкая конкурентоспособность эфиопских товаров по сравнению с зарубежными аналогаминедостаточный уровень прямых инвестиций в экономику страныслабая известность эфиопской продукции на внешних рынкахразвитие контрабанды.

3. Предложена модель вхождения Эфиопии в мировое хозяйство, которая должна носить в основном производственно-инвестиционный характер и основываться на всемерном учете существующих эфиопских конкурентных преимуществ и конкурентных недостатков. К наиболее значимым преимуществам можно отнести следующие: доступность пригодной для сельского хозяйства земли, относительно низкие налоги на экспортную продукцию, многочисленные и дешёвые трудовые ресурсы со средним общеобразовательным уровнем.

4. Выявлены особенности влияния глобального кризиса на экономику и внешнюю торговлю Эфиопии, выделены несколько конкретных негативных аспектов этого влияния: уменьшение экспорта, в т. ч. экспорта и поступлений от экспорта в США из-за ослабления там потребительского спросасокращение внешней помощи и заемных средств из развитых странсокращение притока иностранных инвестиций в экономику страны.

5. Анализ внешнеторговой политики эфиопского правительства выявило её следующие особенности: она была направлена на разгосударствление и либерализацию внешней торговлив основном ВТП приведена в соответствие с международными нормами регулирования внешнеэкономических связейоднако она не была связана с общей стратегией экономического развития страны, что нанесло немалый вред экономике страныв частности, ВТП имела недостаточно системный характер, нередко принимались решения, наносящие ущерб отечественным экспортерам и импортерам. На основе анализа внешней торговли и ВТП предложена внешнеторговая стратегия, включающая в себя следующие элементы: поэтапность в постановке и решении задач, увязанных с экономической политикой внутри страны, ее промышленной стратегиейвзвешенный и конкретный подход к выработке практических мер по реализации ВТП, с учетом сложившихся конкурентных преимуществ и недостатковзащиту экономических интересов внутреннего рынка и экономической безопасности страны. 6. Исследование обосновывает необходимость вступления Эфиопии в ВТО, но в долгосрочной перспективе. При этом, наибольшие выгоды Эфиопия получит, имея статус наименее развитой страны. В этом случае у нее будет время на создание условий для развития сравнительных преимуществ и повышения конкурентоспособности страны. В противном случае вступление в ВТО еще больше откроет эфиопский рынок для зарубежной продукции, что может нанести непоправимый ущерб ее экономике.

Практическая значимость исследования. Практическая значимость исследования состоит в том, что разработанные в нем концептуальные положения об особенностях развития внешней торговли и внешнеторговой политики Эфиопии в условиях глобализации могут быть использованы в деятельности национальных органов, регулирующих внешнюю торговлю страны, при разработке программ внешнеторговой политики государства с целью стимулирования экономического роста и развития переходных экономик. Кроме этого, материалы диссертации могут быть использованы в изучении и преподавании таких курсов как «Экономика развивающихся стран», «Международные экономические отношения», «Международная торговля».

Апробация работы и результатов исследования.

Основные положения и выводы диссертации были представлены на VIII Международной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Страны с переходной экономикой в условиях глобализации» (Москва, 11−13 марта 2009 г.) — на V Международной научно-практической конференции «Современная экономическая теория и реформирование экономики России» (Москва, 27 ноября 2009 г.).

Структура и логика работы определены целью и задачами исследования. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, приложения. Исследование выполнено на 148 страницах основного текста, содержит 5 рисунков, 19 таблиц (включачя 7 таблиц Приложения). Библиографический список включает в себя 140 источников.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проведенный в диссертационной работе анализ внешней торговли и внешнеторговой политики Эфиопии в условиях глобализации позволяет прийти к следующим основным выводам.

Процесс глобализации современной мировой экономики ведет к формированию в перспективе все более целостной экономической системы мирового хозяйства, в которой отношения ее подсистем, элементов и субъектов определяются резко возросшей взаимо-обусловленностыо, взаимозависимостью, взаимопроникновением и взаимодействием. Процесс глобализации при этом теснейшим образом связан с нарастающей открытостью национальных экономик и либерализацией системы внешнеэкономических связей государств.

Разнообразие концепций и подходов к определению глобализации связано с несколькими методологическими трудностями. Сложность определения понятия глобализация связана в первую очередь с его этимологией. Кроме этого, методологичесие проблемы характеристики глобализации определяются противоречивостью этого процесса, действием центростремительных и центробежных тенденцийединством качественной и количественной определённоститем, что это состояние и динамический процесс достижения данного состоянияобъективностью процесса и его субъективным регулированиеммногогранностью и многоуровневостью процесса глобализации, его сложностьюинтенсивным развитием практики глобализации и запаздываением отражения этой практики в теории.

Наиболее убедительной концепцией глобализации мировой экономики является концепция глобализации как высшего этапа интернационализации производства в условиях информационного общества, усиление взаимозависимости национальных экономик, формирование их гомогенности. Данный подход позволяет не только выявить сущность и формы глобализации, факторы и этапы её возникновения и развития, но и отражает противоречивость глобализации, её неравномерность, а также связанные с этим процессом социально-экономические издержки глобализации в менее развитых частях мирового хозяйства, прежде всего в развивающихся странах.

Глобализация мировой экономики заставляет все страны, включая и страны Африки, особое внимание обратить на развитие своего внешнеэкономического сектора, который обеспечивает каналы воздействия глобализации на развитие национальных экономик. Интенсивное развитие международных связей и рост взаимозависимости экономик требует формирования не только единообразных норм и правил внешнеторговой политики, но и особого внимания к конкурентоспособности стран на мировых рынках. Снижение внешнеторговых тарифов, интенсивная миграция капитала и рабочей силы, в целом усиление конкуренции на мировых рынках, — всё это обостряет проблему конкурентоспособности национальной экономики и национального экспорта. В этой связи в условиях глобализации мировой экономики распространение получает теория национальных конкурентных преимуществ, представляющих собой одно из современных направлений в развитии теорий международной торговли.

Глобализация подталкивает развивающиеся страны к практической реализации новой парадигмы в сфере международной торговли. Обобщение имеющихся теорий в сфере международной торговли показало, что концепция конкурентных преимуществ продемонстрировала новую модель, которая не отвергает прежние теории международной торговли, но показывает их ограниченность при объяснении современных процессов и тенденций в мировой экономике.

Возможность включения национальной экономики в структуру мирового рынка как единой глобальной политико-правовой и экономической системы изначально требует от Эфиопии выполнения определенных международных стандартов в области политики, экономики и права. Общая тенденция в области международной торговли, в соответствии с которой в целях либерализации эфиопского внешнеторгового оборота товарами, услугами и правами на интеллектуальную собственность состоит в том, что центр тяжести переносится с наднационального уровня на субнациональный уровень, а именно обеспечение совместимости условий для предпринимательской деятельности, прежде всего развитие институтов частной собственности, конкуренции, открытой экономики.

С распространением процессов глобализации и ростом наукоемкости во всех сферах хозяйства требуется поддержка высокого уровня конкурентоспособности. Для этого каждым государством должна быть разработана система повышения национальной конкурентоспособности. Здесь, прежде всего, следует выделить разработку законодательства, способствующего повышению национальной конкурентоспособности, формирование оптимальной налоговой системы, либеральный валютно-финансовый режим.

В 1990;е — 2000;е годы экономика Эфиопии развивалась темпами более быстрыми по сравнению с предыдущими десятилетиями, среднегодовые темпы составляли 4,7%. В течение последних лет эфиопская экономика продолжала расти относительно высокими темпами, в частности, в 2005;2007 гг. среднегодовые темпы роста составляли 11,5%. Сельское хозяйство, доля которого в ВВП составляет 45,9%, учитывая засуху начала 2000;х гг., развивалось более медленными темпами: 2,3% ежегодно (в 2005;2007 гг. -10,1% ежегодно). Этот рост происходил как в результате роста производительности труда, так и в результате расширения площади сельскохозяйственных угодий. Темпы роста промышленого сектора Эфиопии в эти два десятилетия были более высокими и в среднем составляли 5,7%. (в 2005;2007 гг. — 11,1%).

Тенденции в развитии внешней торговли в Эфиопии не соответствуют мировым, как по общей динамике, так и по структуре товарооборота. В совокупности со сложившейся глубокой сырьевой зависимостью эфиопского экспорта от мировой конъюнктуры, преобладание импорта из стран дальнего зарубежья исключает возможность быстрого и безболезненного приспособления эфиопской экономики к меняющимся условиям мирового рынка и создает угрозу национальной безопасности страны.

Внешнеторговые связи играют важную роль в экономике Эфиопии. Всего внешнеторговый оборот страны в 2006/07 составлял (без учета неорганизованной торговли) 6156 млн долл., его доля по отношению к ВВП была 37%. В настоящее время по своим масштабам экспорт эквивалентен 6,6% ВВП, а импорт составляет 30,3%. На экспорт отгружается в основном сельскохозяйственная продукция. Доля импорта в ВВП увеличивается, она относительно высока в потреблении отдельных групп продовольственных товаров и средств производства. На долю средств производства и предметов потребления приходится соответственно 34 и 29% импорта. Поступления от внешнеторговой деятельности (тарифы, НДС, акцизы) составляют около трети налоговых доходов федерального бюджета.

На фоне положительных тенденций в развитии внешней торговли проявились и негативные стороны:

— На долю только одной товарной группы — сельскохозяйственное сырье приходится более 70% экспорта.

— Произошло активное вымывание из структуры экспорта продукции местной промышленности — в настоящее время ее доля упала в 2002/03 — 2006/07 гг. менее чем до 11, 5%, сократившись по сравнению с 1985/86 -1980/90 гг. более чем на 50%;

— Стабилизация и рост экспорта происходили прежде всего за счет роста его физического объема при заниженных (относительно уровня мировых цен) средних контрактных ценах. За период 1991 — 1995 гг. среднегодовые темпы прироста физического объема экспорта составили 7,4%, средние контрактные цены снижались ежегодно на 8,5%. Лишь в 1995 г. рост средних экспортных цен (на 17,6%) был выше увеличения объема вывоза в физическом выражении на 6,4%.

— Увеличение стоимостных показателей экспорта не сопровождалось адекватным увеличением валютных поступлений в доход государства, необходимых для восстановления экспортного потенциала отраслей обрабатывающей промышленности.

— В структуре импорта продолжает расти доля сельскохозяйственного сырья и продовольствия. Удельный вес продовольствия на внутреннем потребительском рынке в 1995 г. достиг критического для Эфиопии уровня более — 30%).

— Выявилась незащищенность отечественных производителей от конкурирующей импортной продукции по широкому кругу товаров потребительского и производственного назначения, в то время как заметно возрос уровень дискриминации со стороны иностранных государств в отношении достаточно широкого перечня экспортируемой из Эфиопии промышленной продукции, в результате чего страна не только ограничена в реальных возможностях поставок своих вполне конкурентоспособных новых товаров на западные рынки, но и потеряла прежние.

— Важным фактором, действие которого приобретает долгосрочный характер, является исчерпание в Эфиопии экстенсивных факторов роста экспорта основных сырьевых товаров, поддерживающего стабильность развития многих отраслей промышленности.

Географическое распределение внешней торговли Эфиопии, особенно экспорта, в последнее время изменилось. В настоящее время ведущими торговыми партнерами являются страны Азии и Западной Европы, совместная доля которых в экспорте Эфиопии в 2008 г. составила 77%. В 2008 г. удельный вес развитых стран Европы сократился с 47% в 2007 г. до.

42% в 2008 г. В структуре экспорта Эфиопии Европа заняла первое место, а второе и третье — страны Азии и Африки. В настоящее время основными торговыми партнёрами Эфиопии являются Китай, Саудовская Аравия, Италия, Япония, Германия, ЮАР, США. Остальные страны существенно отстают по объёмам внешней торговли с Эфиопией.

Основные причины, существенно ограничивающие развитие внешнеторговых отношений Эфиопии — это неконкурентоспособность эфиопских товаров по сравнению с зарубежными аналогаминизкий уровень прямых инвестиций в экономику Эфиопиислабая известность эфиопской продукции на западных рынкахразвитие контрабанды. К наиболее значимым преимуществам можно отнести следующие: достаточно плодородная и пригодная для обработки земля, относительно низкие налоги (на экспорт орентированые прудукты) — многочисленные и дешевые трудовые ресурсы со средним общеобразовательным уровнем.

Одновременно на внешнеэкономических связях и всей экономике страны сказываются слабости, устранить которые в сжатые сроки без крупных финансовых и иных затрат, нельзя. А именно:

— преобладание неконкурентоспособных по современным стандартам технологий и методов организации прозводства, его чрезвычайно высокая ресурсоемкость и затратность, низкая производительность труда,.

— бюрократизация экономики, а также значительная социально-политическая неустойчивость;

— резкая неравномерность в экономическом развитии регионов и разрывы в стандартах жизни между ними;

— большая зависимость от импорта и привлечения зарубежных кредитов,;

— сложное положение с платежами по достигшей крупных масштабов внешней задолженности;

— отсутствие опыта бизнеса и маркетинга в новых условиях, а также адекватной инфраструктуры.

Анализируя особенности влияния глобального кризиса на экономику и внешнюю торговлю Эфиопии, можно выделить несколько конкретных негативных аспектов этого влияния: уменьшаются поступления от экспорта в США и страны Западной Европы из-за ослабления там потребительского спросасокращается внешняя помощь из развитых странснижаются масштабы денежных переводов из-за рубежаобостряется проблема получения заемных средств на мировых финансовых рынкахпроисходит сокращение притока иностранных инвестиций в экономику страны. В отношении воздействия современного мирового кризиса в целом на развивающиеся страны сделаны следующие выводы: во-первых, конкретные причины кризиса разные для разных стран, во-вторых, кризис в африканских странах, в значительной степени является результатом внешнего воздействия со стороны развитых стран, в-третьих, каналы внешнего воздействия мирового кризиса на экономику стран Африки, это сокращение экспорта последних, сокращение притока иностранных инвестиций, в-четвёртых, современный мировой кризис демонстрирует сохраняющуюся зависимость африканских стран от конъюнктуры мирового рынка.

Внешнеторговая политика Эфиопии была направлена на разгосударствление и либерализацию торговли. В основном она сформирована и приведена в соответствие с международными нормами регулирования внешнеэкономических связей. Для ее реализации преимущественно используются рыночные регуляторы: таможенный тариф, курс быра, налоги, внутренний валютный рынок и другие. Однако, ВТП в Эфиопии проводилась стихийно, т.к. не опиралась на концепцию экономического развития страны и нанесла немалый вред экономике страны, интеграции ее в мировое хозяйство с учетом реальных потенциальных возможностей. Базисные регламенты ВТП носили недостаточно системный характер, не затрагивали ряда важных областей экономической и внешнеэкономической стратегии, не учитывали отрицательных внешних и внутренних факторов, под воздействием которых складывалась внешняя торговля.

Стране необходима внешнеторговая стратегия, предусматривающая постепенность и реалистичность в постановке и решении задач, увязанных с тенденциями конъюнктурных колебаний мирового рынка, экономической политикой внутри страны, ее промышленной стратегией, а также взвешенный и конкретный подход к выработке практических мер по их реализации, с учетом сложившейся структуры сравнительных преимуществ, устранение уже действующих, а также возможных негативных факторовзащиту экономических интересов внутреннего рынка и экономической безопасности страны.

Дополнительные меры по упорядочению доступа импортных товаров на эфиопский рынок не должны стать орудием необоснованного протекционизма, создающего тепличные условия для эфиопских производителей, консервируя их отставание от зарубежных конкурентов, а, должны быть, в первую очередь, направлены на защиту конкурентоспособных и перспективных эфиопских производств. Государство должно стимулировать начавшийся процесс импортозамещения и производственной деятельности эфиопских предприятий средствами внешнеторговой политики. Целесообразно также продолжить работу по запуску соответствующего мировой практике механизма регулирования доступа иностранных товаров на эфиопский рынок, активно используя предусмотренные Федеральным законом «О мерах по защите экономических интересов Эфиопской Федерации при осуществлении внешней торговли товарами» и другими законодательными актами меры. В их числе могут быть защитные, антидемпинговые и компенсационные меры, информационноая, консалтинговая, кадровая помощь. Практическое значение имеет дальнейшее снижение ставок ввозных пошлин на машины и оборудование, комплектующие изделия, а также отдельные виды технологического сырья, необходимые для производства конкурентоспособной продукции.

Мировой опыт свидетельствует, что создание экономического механизма, стимулирующего процесс формирования конкурентных преимуществ Эфиопии, должен быть одним из элементов новой государственной пирамиды и присутствовать на всех уровнях национальной экономики. Это означает усиление роли государства в формировании и реализации экономической стратегии и ВТП, что соответствует мировым тенденциям. Государство должно полностью взять на себя контролирующие, регулирующие и стимулирующие функции.

Большое значение для повышения эффективности внешней торговли Эфиопии имеет решение вопроса о ее присоединении к ВТО. Проведенное исследование позволяет сделать вывод о том, что Эфиопия после достаточно длительного подготовительного периода должна вступить в ВТО в долгосрочной перспективе. Это, на наш взгляд, позволит улучшить внешнеторговый режим, а также воспользоваться снижающимися внешнеторговыми тарифами других стран.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Е.Ф. Международные экономические отношения. 4-е изд. М.: Маркетинг, 2009.
  2. Н.М., Ячменов Г. Г. Финансово-правовое регулирование внешнеэкономической деятельности. М.: Элит, 2009.
  3. В.Д. Россия: экономический и инвестиционный потенциал. -М.: Экономика, 1999.
  4. Антология экономической классики. В 2-х томах. Т.1. Предисловие, составление И. А. Столярова. М., 1993.
  5. М., Мясникова JI. Мировая конкуренция и кластеризация экономики. // «Вопросы экономики», 2005, № 4.
  6. Африка Курс на минимизацию негативных последствий либерализационных инициатив по линии ВТО. // «БИКИ. Бюллетень иностранной коммерческой информации», № 79, 15 июля 2006.
  7. Африка Адаптационный потенциал в условиях глобального кризиса. // «БИКИ. Бюллетень иностранной коммерческой информации», № 15, 7 февраля 2009.
  8. Э.П. Арсенал средств внешнеэкономической политики и их применение в Российской Федрации. М., 1995.
  9. А. Современная корпорация и частная собственность. Донецк, 2004.
  10. Бернар Жакье. Международные отношения. Т.1. Субъекты международной системы: Учебное пособие. Н. Новгород, 1997.
  11. П.Бельчук А. И., Мировой кризис и Россия. // «Российский внешнеэкономический вестник», № 7, 2009.
  12. В.М. Контуры новой методологии познания закономерностей в развитии человеческого сообщества. // В монографии: Диалог и взаимодействие цивилизаций Запада и Востока: альтернативы на XXI век. М., 2001.
  13. Д. Экономика и государство в эпоху глобализации: От национальных к глобализированному мировому хозяйству. // «Politekonom», 1997, № 3−4.
  14. О. Обманный курс. / «Эксперт», 2003, № 17.
  15. В.Б., Финансовые причины современного экономическиго кризиса. // «Российский внешнеэкономический вестник», № 7, 2009.
  16. И. Общественное развитие или развитие мировой системы. // «Вопросы социологии», 1992, Т. 1.
  17. Т. Теория праздного класса. М., 1984.
  18. Внешнеэкономическая деятельность. Под ред. Б. М. Смитиеко, В. К. Поспелова. М.: Изд-во Мастерство, 2002.
  19. Н.А. Международная экономика. Учебное пособие. 2-е изд. М.: Эксмо, 2009.
  20. Т. Русскоязычная эмиграция в Европе. // «ЭКО», 2004, № 2.
  21. Г. Л. Эфиопия: население, ресурсы, хозяйство. М.: Наука, 1978.
  22. М.И. и др. Нацинальная конкурентоспособность: понятие, факторы, показатели. // «Вопросы статистики», № 12, 1999.
  23. Георг Фишер. Глобализация мирохозяйственных связей: сущность, направления, перспективы. Диссертации на соискание ученой степен доктора экономических наук. Дипломитическая академия МИД РФ. М., 2000.
  24. Глобализация мировой экономики и место России. Отв. ред. М. Н. Осьмова. М.: ТЕИС, 2002.
  25. Готтфрид Хаберлер. Торговая политика. // «Российско-германский журнал по экономической теории и практике», 2000, № 4 (11), с.57−75.
  26. М.М. Развитие капитализма в России в конце XIX и в конце ХХвв. В аспекте общемировых трансформационных процессов. // «Философия хозяйства», 1999, № 4.
  27. Н.П., Белова И. Н., Стренина М. А. Международные валютно -кредитные отношения: Учебник. Под общ. ред. Н. П. Гусакова. М.: ИНФРА М, 2006.
  28. Н.П., Зотова Н. А. Национальные интересы и внешнеэкономическая безопасность России. М: Изд-во РУДН, 1998.
  29. Диалог и взаимодействие цивилизаций Востока и Запада: альтернативы на XXI век: Материалы к IV международной Кондратьевской конференции. Под ред. Ю. В. Яковца. М., 2001.
  30. Евстигнеева JL, Евстигнеев Р. Субфедеральные аспекты глобализации. // «Вопросы экономики», 2003, № 5.31.3акс С. Стратегия и экономика. // «Проблемы теории и практики управления», 1996. № 4.
  31. А. Стратегия «глобализационного лидерства» для России. // «Независимая газета», 2000, 7 сентября.
  32. В. Открытое общество с закрытыми границами. // «Независимая газета», 2001, 10 июня.
  33. B.JI. Расколотая цивилизация. М., 1999.
  34. Кара-Мурза С. Г. Россия в «глобализирующемся» мире// Актуальное обществовидение. Под ред. Ю. М. Осипова, В. В. Чекмарева, Е. С. Зотовой. Т. 1. Концептуальный поиск. М.: Кострома, 2001.
  35. В. Конкурентный федерализм. // «Politeconom», 1997, № 2.
  36. Китай: Особенности противодействия глобальному кризису. // «БИКИ. Бюллетень иностранной коммерческой информации», № 100, 3 сентября 2009.
  37. Н.Д., Сидоров А. Ф. Экономическая теория. СПб.: Изд-во СпбГУ, 2002.
  38. Г. Ефимов В. Экономическая глобализация: теория и практика. // «Экономист», 1998, № 11.
  39. П.Р., Обстерфельд М. Международная экономика. Теория и политика. 3 изд. Пер. с англ. М.: МГУ, ЮНИТИ, 1997.
  40. А., Литвак Дж., Сазерленд Д. Федерализм, создающий рынок. // «Вопросы экономики», 2001, № 4.
  41. .Ж. Стратегический маркетинг. Европейская перспектива. СПб., 1996.
  42. В.А., Шелепин Л. А. Россия под властью властью плутократии. М.: Алгоритм, 2003.
  43. Международные экономические отношения: Учебник. Под ред. Б. М. Смитиенко. М.: ИНФРА -М, 2007.
  44. Л. Человеческоя деятельность: трактат по экономической теории. Пер. с англ. Челябинск, 2005.
  45. С.В. Глобальная экономика: 2000 год. Научно-аналитический обзор. М., 2001.
  46. Н.С. Экономико-географическая система мирового хозяйства. // География мирового хозяйства. М.- Смоленск, 1997.
  47. Мировая экономика начинает выходить из рецессии. // «БИКИ. Бюллетень иностранной коммерческой информации», № 101, 5 сентября 2009.
  48. A.M. Инновационный менеджмент: учеб. пособие. 2-е изд. — М.: ИНФРА — М, 2009.
  49. А.Г. Транснационализация в мировой экономике: Учебное пособие. М., 2001.
  50. Г., Гернон X., Миик Г. Учет: международная перспектива. М., 1993.
  51. Р., Уинтер С. Эволюционная теория экономических изменений. М.: Дело, 2002.
  52. Дж., Абурдин П. Что нас ждет в 90-е годы. Мегатенденции: год 2000. М., 1992.
  53. Н.П. Глобализация и возникновение новых направлений в экономической науке: геоэкономики и геофинансов. // «Финансы», 1999, № 12.
  54. В.А. Конкурентоспособность. // «Ресурсы, информация, снабжение, конкуренция», 1999, № 4.
  55. М. Международная конкуренция. М., 2001.
  56. Подготовка к новому этапу расширения китайского бизнеса в Африке. // «БИКИ. Бюллетень иностранной коммерческой информации», № 101, 6 сентября 2008.
  57. Перспективы обеспечения динамичного и устойчивого роста экономики наименее развитых стран. // «БИКИ. Бюллетень иностранной коммерческой информации», № 120, 21 октября 2008.
  58. А. ВТО: Перспектива переговоров дохийского раунда сохраняется. // «Мировая экономика и международные отношения», 2008, № 12.
  59. Перспективы торговых отношений между США и африканскими странами. // «БИКИ. Бюллетень иностранной коммерческой информации», № 97, 27 августа 2009.62. «Проблемы теории и практики управления», 1998 № 6.
  60. В.И. Конкуренция и конкурентоспособность. // «Стандарты и качество», 2000, № 4.
  61. .М. Глобальная экономика начинается внутри страны. // «Российская Федерфция», 1999, № 46.
  62. Спад в мировой торговле. // «БИКИ. Бюллетень иностранной коммерческой информации», № 14, 5 февраля 2009.
  63. Совещание министров торговли АТЭС. // «БИКИ. Бюллетень иностранной коммерческой информации», № 87, 4 августа 2009.
  64. Ситуация в мировой экономике. // «БИКИ. Бюллетень иностранной коммерческой информации», № 92, 15 августа 2009.
  65. М. Концепция программирцющего лидерства в евроатлантической стратегии США. М.: Московский Центр Карнеги, 2002.
  66. И.П. Экономическая глобализация: основа, компоненты, противаречия, вызовы для России. // «Российский экономический журнал», 2000, № 10.
  67. Ф. Дорога к рабству. // «Экономика», М., 1992.
  68. Ф. Индивидуализм и экономический порядок: опровержение модных доктрин несовершенной и монополистической конкуренции. М., 2000.
  69. Ф. Конкуренция как процедура открытия. // «МЭ и МО», 1989, № 12.
  70. И.С., Веснин В. Р. Мировая Экономика: Учебное пособие. М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2007.
  71. М. Уточним рамочную концепцию: от экономики мировой к экономике глобальной. // «МЭ и МО», 1997, № 12.4 76. Шишков Ю. В. О гетерогенности глобалистики и стадиях ее развития. // «Мировая экономика и международные отношения», 2001, № 2.
  72. Й. Теория экономического развития. М.: Прогресс, 1982.
  73. А.К., Манцев В. В., Глобализация и развивающиеся страны (политэкономический аспект). М.: Изд-во РУДН, 2007.
  74. Экономическая стратегия фирмы. Под. ред. А. П. Градова. 2-е изд. СПб, 1999.
  75. Экономическая, социальная и политическая география: мир, регионы, страны. Под ред. И. А. Родионовой. М., 2008.
  76. С.А. Мировая экономика. Конспект лекций. М.: Приор-издат, 2006.
  77. A development strategy that foreshadows the corning Ethiopian Renaissance. Ethiopia today. Special issue. January, 2008.
  78. A proclamation to amend the re-establishment and modernization of the Customs Authority proclamation No. 125/1998
  79. A Proclamation to amend the Re-establishment and Modernization of the Customs Authority Proclamation No. 125/1998.
  80. A Proclamation to Establish on Export Trade duty incentive scheme No. 249/2001.
  81. A Proclamation to provide for the Export of Textile and Apparel products to the United States of America under African Growth and Opportunity Act (AGOA) No. 261/2001.
  82. Alemayehu L. Liberalizing Ethiopian Grain Market. New trends in Ethiopian Studies: Papers of the 12th international conference of Ethiopian studies 5−10 September 1994, Michigan State University, 1994. p. 24.
  83. Amdetsion G. Globalization its promises and perils to the Ethiopian economy: Ethiopian economic association. Proceedings of the 2nd international conference on the Ethiopian economy. Volume II. May 2005.
  84. Chambers of Commerce and Sectoral Association Establishment Proclamation No. 341/2003.
  85. Coffee arrivals and approvals for export. Coffee and Tea Authority. Different issues (1984/85−2006/07)
  86. Council of Ministers Regulations to amend the Customs Tariffs Regulation No. 2/1996.
  87. Council of Ministers Regulations to provide for the importation of passenger and freight commercial transport vehicles free from all duties and taxes levied on imported goods No. 3/1992
  88. Council of Ministers Regulations to provide for the importation of goods on Franco Vaulta basis No. 8/1996.
  89. Debel G. Exports and Economic growth in Ethiopia: an empirical investigation. EEA, Proceedings of the first international conference on the Ethiopian economy. Volume II May, 2004.
  90. Dejene A., Teferi R. The institutional dimension of World Trade in agricultural commodities: an overview. Ethiopian economic association. Proceedings of the first international conference on the Ethiopian economy. Volume II, 2004.
  91. Developments in the external sector. National Bank of Ethiopia. Annual report. 2006/07.
  92. Developments in the world Economy and implications for Africa. Economic report on Africa. 2007.
  93. General Government Finance. National Bank of Ethiopia. Annual report. 2006/07.
  94. Globalization, Growth and Poverty. Wash.: The World Bank. 2002. p. l
  95. Habitamu T. The nature of the WTO, Ethiopia’s membership efforts and prospects for development. Economic Focus / bulletin of the Ethiopian economic association/ Vol. 10 No. 4 May 2008.
  96. Industrialization and industrial policy in Ethiopia: The Ethiopian Economic Association/Ethiopian Economic Policy Research Institute. Report on the Ethiopian economy- Volume III 2003/04.
  97. International Developments. National Bank of Ethiopia. Annual report. 2006/07.
  98. International economic development. National Bank of Ethiopia. Quarterly report. No. 4. Volume 22, 2006/07.
  99. Introduction: The Ethiopian Economic Association/Ethiopian Economic Policy Research Institute- Quarterly report on the macroeconomic performance of the Ethiopian economy. No. 2, Volume 6. April 2008. p.48
  100. Issuance of Investment Code to encourage private investment: Regulation No. 84/2003
  101. Kacovicz A. Regionalization, globalization and nationalism / Alternatives. -Delhi: NY, 1999. Vol, 24, p.557
  102. Macroeconomic Developments. Commercial Bank of Ethiopia. Annual report 2006 -2007.
  103. Monetary and financial development. National Bank of Ethiopia. Annual report. 2006/07.
  104. Ohmae K. The Invisible Continent. Four Strategic Imperatives of the New Economy. N.Y., 2001. p.39
  105. Overall economic performance. National Bank of Ethiopia. Annual report. 2005/06.
  106. Re-enactment of the investment code to widen the scope of participation of foreign investment. Proclamation No. 280/2002
  107. Revision of the Investment Code with further liberalized restrictions on domestic and foreign investment. Proclamation No. 37/1996
  108. Rodrik, Dani. (2004). «A Market Gimmick», South Bulletin, No. 73, February 2004
  109. Said A. Globalization and Africa’s development agenda from the WTO to NEPAD. EEA/Proceedings of the 2nd international conference on the Ethiopian economy. Volume I. May 2005. c.441
  110. The Customs tariffs Regulations No. 122/1993.
  111. The Legal texts (2002): The results of the Uruguay round of Multilateral trade negotiations.
  112. The new wave of globalization and its economic effects: Globalization, growth, and poverty. A World Bank policy research report (2002). Oxford University press.
  113. Trade regime of Ethiopia. Prepared by the request of WTO. 2003
  114. Wolfensohn calls for international commitment to build new global development architecture!| IMF Survey. October 11. 1999.
  115. World Bank. (1989 2003). «World development report»
  116. World Bank. Developing Exports to Promote Growth, Report No: 23 294 -ET. 2001.
  117. WTO (World Trade Organization). (1994). «General Agreement on Trade in Services», Geneva, www.wto.org/english/docse/legale/flnale.htm
  118. WTO (World Trade Organization). (2003). «Doha Declarations». www.wto.org
  119. WTO (World Trade Organization). (2003). www.wto.org/english/docse/legale
  120. Annual report of the Ministry of Trade and Industry. Addis Ababa, 1960/61 -2006/07.
  121. Annual report of the Ministry of Agriculture and Rural Development. -Addis Ababa, 1960/61 -2006/07.
Заполнить форму текущей работой