Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Условия и факторы становления и развития экономического сотрудничества между Россией и ЕС

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Рост мировых цен на энергоресурсы с начала XXI века и особенно — в последние годы обострил проблему энергообеспечения Европы, с одной стороны, и дал толчок экономическому развитию России, с другой. Экономический рост в России был ознаменован формированием полноценной сырьевой экономики и сопровождался проведением национально-ориентированной экономической политики. Быстрый рост положительного… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Предпосылки заключения, основные положения Соглашения и партнерстве о сотрудничестве России и ЕС и итоги его реализации за рассматриваемый период
    • 1. 1. Основные факторы, обусловившие необходимость и содержание Соглашения и партнерстве и сотрудничестве — СПС между Россией и ЕС
    • 1. 2. Система показателей оценки хода реализации и итогов СПС
  • Глава 2. Переход к новому этапу сотрудничества и необходимость согласования его направлений, сфер и форм
    • 2. 1. Изменение условий и характера деятельности ЕС в связи со вступлением новых стран
    • 2. 2. Основные задачи России в формировании условий сотрудничества с ЕС на перспективу
    • 2. 3. Особенности и проблемы сотрудничества Россия-ЕС в дальнейшем
  • Глава 3. Предпочтительные цели и задачи сотрудничества Россия-ЕС в рамках нового соглашения о партнерстве
    • 3. 1. Международно-правовые основы регулирования сотрудничества России и ЕС в рамках нового Соглашения
    • 3. 2. Принципиальные направления и механизмы сотрудничества России и
  • Европейского Союза на перспективу

Условия и факторы становления и развития экономического сотрудничества между Россией и ЕС (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Российско-европейские экономические отношения со времени распада Советского Союза развиваются под влиянием противоречивых факторов, которые кратко можно свести к формуле «Сотрудничество — соперничество». При этом обе стороны все это время проявляли усилия в поддержании и развитии этих отношений.

Среди большого количества договоров (соглашений, конвенции и т. д.) между Сторонами по различным вопросам них следует особо выделить Соглашение о партнерстве и сотрудничестве (СПС), заключенное между Россией и ЕС в 1994 г. и вступившее в силу 1 декабря 1997 г. Данное Соглашение было базовым рамочным документом, который определял российско-европейские экономические отношения все это время.

В 2007 г. срок действия СПС истекеще за два года до этого стороны Соглашения начали переговоры о заключении нового Соглашения на его основе. Это является свидетельством того, насколько они дорожили данным Соглашением и стремились привести его в соответствие с новыми реальностями в их отношениях, которые стали все отчетливее проявляться, в том числе — в экономической сфере.

Рост мировых цен на энергоресурсы с начала XXI века и особенно — в последние годы обострил проблему энергообеспечения Европы, с одной стороны, и дал толчок экономическому развитию России, с другой. Экономический рост в России был ознаменован формированием полноценной сырьевой экономики и сопровождался проведением национально-ориентированной экономической политики. Быстрый рост положительного сальдо внешней торговли уменьшил зависимость российской экономики от внешних источников финансирования и поставил вопрос о размещении национальных финансовых ресурсов, с одной стороны, и о направлениях дальнейшего экономического развития, с другой. Президентом и Правительством РФ была продекларирована линия на 3 инновационное развитие российской экономики в первые десятилетия XXI века.

Очевидное влияние на российско-европейское экономическое сотрудничество оказали также такие факторы как:

— прием в состав ЕС в 2004 г. 10 новых стран-членов, а в 2007 г. — еще двух стран, отстающих от «старых» стран-членов ЕС по уровню социально-экономического развития, с правом равного влияния на принятие решений в коллективных органах ЕС и появление новых стран-претендентов на членство в ЕС и НАТО из числа государств-участников СНГ;

— тенденция к усилению антироссийских настроений в европейской политике, за которыми зачастую просматривается корыстное стремление получить дополнительные преимущества в экономике.

В результате изменились национальные конкурентные позиции двух сторон и их взгляды на развитие взаимных связей во многих сферах, регулируемых СПС: торговля, инвестиции, институциональные реформы.

На Сочинском саммите «Россия-ЕС» 25 мая 2006 г. стороны пришли к общему положительному заключению по вопросу о заключении нового Соглашения, которое получило рабочее название «Соглашение о стратегическом партнерстве» (ССП).

В итоговом документе саммита Россия-ЕС 2008 г. в Ханты-Мансийске говорится, что новое Соглашение «установит всеобъемлющую основу для отношений РФ—ЕС на обозримое будущее и поможет развитию потенциала нашего партнерства».

После событий в Южной Осетии в августе 2008 г. ЕС решил прекратить переговоры по заключению нового Соглашения на неопределенный срок. Но последовавшее потом смягчение европейской позиции дает основания рассчитывать на возобновление переговорного процесса, что со всей очевидностью диктуется долгосрочными экономическими интересами.

Мировой финансовый кризис, обострившийся осенью 2008 г., может стать важным дополнительным фактором обеспечения условий устойчивого 4 и масштабного экономического сотрудничества России и Евросоюза в связи с ослаблением позиций доллара как мировой валюты, неблагоприятными прогнозами экономического роста в Европе и другими сопутствующими процессами.

Все изложенное однозначно подтверждает актуальность детального анализа развития и результатов российско-европейского экономического сотрудничества в период действия СПС-94, оценки перспектив заключения нового Соглашения, определения его наиболее эффективных направлений и форм.

Объектом исследования является экономическое сотрудничество России и Европейского Союза в 90-е гг. XX в., в первом десятилетии XXI в. и на перспективу.

Предметом исследования являются проблемы обоснования, выработки ключевых положений рамочного Соглашения о партнерстве и сотрудничестве России и ЕС.

Цель и задачи диссертационного исследования. Целью диссертационного исследования является определение направлений развития российско-европейских экономических отношений в рамках переговорного процесса по новому Соглашению между Россией и ЕС, а также при последующей его реализации. Для осуществления поставленной в работе цели были решены следующие задачи:

• разработка и применение авторской системы индикаторов оценки реализации ключевых положений СПС в экономической сфере;

• определение принципиальных изменений в экономике и экономической политике ЕС в связи с вступлением в него новых членованализ современных позиций России в экономических отношениях с Европейским Союзом;

• выявление основных проблем реализации нового экономического курса России в отношениях с ЕС и оценка перспектив заключения нового Соглашения между Россией и ЕС и его возможных положений, в т. ч. в энергетической сфере;

• оценка правового механизма действия СПС-94 в его органическом дополнении отраслевыми и специальными договорами, .политическими декларациями, другими двусторонними и односторонними актами и документами.

Теоретическая и методологическая основа исследования.

Основой написания диссертации послужили работы зарубежных и отечественных авторов по вопросам теории международной конкурентоспособности и международного приложения жизненного цикла продукта.

Диссертационное исследование основывается на диалектическом методе познания, принципах аналитического и системного подходов. В процессе исследования использовались методы статистического, сравнительного и системного анализа и синтеза.

В процессе исследования использовались теоретические и методологические положения трудов отечественных авторов А. Г. Гранберга,.

A.Е. Дайнеко, Ю. А. Борко, О. В. Буториной, М. М. Бирюкова, М. В. Бобина, Г. Ю. Гагарина, Е. А. Дубовицкой, И. Д. Иванова, Ю. Д. Ильина, Н. Я. Калюжновой, М. Г. Капустина, И. Г. Пашковской, В. Я. Пищик, Л. И. Глухарева, Т. Г. Пархалиной, И. А. Сафонова, Н. Б. Топорнина,.

B.Е.Рыбалкина, И. А. Сафонова, Б. М. Смитиенко, М. В. Стрежневой,.

В.Н.Сумарокова, Н. Б. Шеленкова, ВХ. Шемятенкова, В. Н. Шенаева, В.М.

Шумилова, Ю. А. Щербанина, M.JI. Энтина, а также зарубежных исследователей Б. Айхенгрина, В. Брансона, Э. Брюна, К. Греффа, Т. Бауоми,.

Л.Бона, М. Мореля, Ф. Коричелли, М. Портера, Дж. Сакса, М. Фельдштейна, К.

Фусса и других исследователей данной проблематики. Использованы 6 официальные документы России и ЕС, касающиеся российско-европейского сотрудничества, материалы представительства Европейской комиссии в России, статистические данные Росстата и Евростата, Евроньюс, данные рейтингов глобальной конкурентоспособности Всемирного экономического форума, материалы печатной и электронной прессы.

Научная новизна диссертации. Работа является одной из первых попыток системного анализа опыта реализации СПС-94 и перспектив заключения соответствующего нового Соглашения между Россией и Европейским Союзом с учетом существенных изменений в экономиках партнеров и в мировом хозяйстве в целом.

В процессе исследования осуществлена авторская разработка основных принципов и направления экономической политики РФ в отношении ЕС с учетом разграничения способствующих — поддерживающих и противодействующих факторов, позволяющие соединить сырьевой и инновационный сценарии в российско-европейском экономическом сотрудничестве.

Основные научные результаты, полученные лично автором: определены три взаимосвязанные группы объективных предпосылок заключения СПС 1994 г. как особой формы отношений России и ЕСстатусные, геополитические и экономические (сс. 10−11) — обоснована и предложена система индикаторов оценки хода и итогов реализации положений СПС, касающихся следующих параметров национальной бизнес-среды России: степень развития рыночных отношений в российской экономикеучреждение и деятельность компанийусловия деятельности инвесторов, в т. ч. иностранныхконкуренция, охрана интеллектуальной собственности и сотрудничество в области законодательства (сс. 18−21).

• дана оценка распределения экономических ролей между старыми и новыми членами Европейского Союза в сфере международного сотрудничества (сс.44,47−49);

• выявлен двойственный характер российских инвестиций в Европу (с.62), который проявляется:

• в различной мотивации инвестиций в европейскую экономику у разных по отраслевой принадлежности и размерам капитала российских резидентов;

• разной степень пригодности положений СПС-94 для решения проблем российских инвестиций в ЕС резидентов разного класса и уровняпредложена классификация факторов российско-европейского экономического сотрудничества, поддерживающих различные сценарии экономического развития России (сс.91−93).

Теоретическая и практическая значимость исследования. Проблемы взаимных экономических связей России и ЕС изучаются длительное время. Однако необходимость анализа этих отношений применительно к конкретному документу, их регулирующему, оценка реализации конкретных положений Соглашения о партнерстве и сотрудничестве между Россией и Европейским Союзом, а также перспектив заключения и принципиального содержания нового Соглашения пока не нашли достаточного отражения в исследованиях и представляются важными.

Практическая значимость работы определяется возможностью использования ее оценок, выводов и положений Министерством иностранных дел РФ, Министерством экономического развития РФ и другими ведомствами при выработке позиций российской стороны в процессе переговоров по новому Соглашению между Россией и Европейским Союзом, конкретных направлений сотрудничества и форм его реализации.

Апробация и внедрение результатов.

Результаты диссертационного исследования прошли апробацию в процессе экспертной проверки и практического использования в деятельности Счетной палаты Российской Федерации. Предложенные автором положения использованы при разработке методического обеспечения контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, проводимых Счетной палатой РФ в рамках анализа правоприменительной практики России и государств-членов ЕС в связи со вступлением России в ВТО.

Основные выводы и рекомендации, вытекающие из диссертационного исследования, были доложены в выступлениях на Коллегиях Счетной палаты Российской Федерации.

Публикации. Основные результаты диссертации исследования отражены в семи публикациях общим объемом 7,3 п.л.

Структура и объем диссертации

Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии. Текст изложен на 147 страницах и содержит 4 таблицы.

Список литературы

насчитывает 149 наименований.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проведение исследования позволило сделать ряд обобщений и выводов теоретического характера и практических рекомендаций. '.

СПС Россия-ЕС 1994 г. отражало объективно обусловленный этап экономического взаимодействия сторон. За период действия СПС институциональная среда российской экономики развивалась преимущественно позитивно и постепенно приближалась к европейским стандартам и практике.

После вступления в ЕС новых членов в 2004 и 2007 гг. существенно увеличился уровень социально-экономической дифференциации внутри ЕС, а также четко обозначились роли отдельных групп стран в экономике объединенной Европы. В период реализации СПС-94 в России изменилась модель экономических отношений России и Европы: из чистого кредитного реципиента Россия превратилась в инвестора-реципиента капиталов, а ее отношения с ЕС в настоящий момент и в перспективе определяются наличием достаточных природных ресурсов и возрастающих денежных капиталов, возникших во внешней торговле этими ресурсами. При этом сохраняется разрыв в обмене капиталами между РФ и ЕС: Россия пока не.

107 стала полноценным прямым инвестором в Евросоюз, несмотря на объективную необходимость продвижения российских капиталов в ЕС в связи с развитием энергетического сотрудничества.

Новое Соглашение с Евросоюзом для России должно воспринять изменение ситуации на мировом рынке энергоносителей, вызвавшее современный качественный сдвиг в российской экономике, а также предстоящее усиление ориентации последней на инновационные направления развития, а также учесть наиболее существенные уроки современного кризиса мировой финансовой и экономической системы.

На основе анализа условий реализации различных стратегий в отношениях с ЕС можно сделать вывод о том, что необходима балансировка экономической политики РФ в отношении ЕС на основе избранной стратегии развития и с учетом разграничения поддерживающих и противодействующих факторов. По мнению автора, упор должен быть сделан на следующих посылках, приводимых ниже:

• во-первых, увязка европейских инвестиций в добычу и «отверточную сборку» с расширением цепочек ценности, базирующихся на ее территории за счет стратегических звеньев для приоритетной реализации инновационной стратегии в отношениях с ЕС относительно сырьевой;

• во-вторых, сохранение ориентации на обмен существующими энергоактивами с ЕС в среднеи долгосрочном аспектах, в краткосрочном же — переход к стратегии постепенного увеличения доли российских компаний в транспорте и распределении энергоресурсов через реализацию новых проектов энергоснабжения ЕС, предпринимаемых в кооперации с заинтересованными прагматичными членами ЕС и отдельными европейскими компаниями;

• в-третьих, отказ от стратегии инвестиционной экспансии российских резидентов в Европу в пользу стратегии постепенного поэтапного избирательного проникновения в меру регионального расширения высокотехнологичного международного бизнеса, базирующегося на территории Российской Федерации в рамках курса на гармонизацию обмена капиталами с ЕС;

• в-четвертых, полного перевода процесса вступления России в ВТО из политической в организационно-техническую плоскость при обеспечении благоприятствующих условий и позитивного баланса экономических выгод, сохранения и наращивания темпов иностранного инвестирования в российские индустриальные и инновационные воспроизводственные циклы, т. е. в увязке с мерами по реализации.

Заключение

нового Соглашения с Европой должно сочетаться с формированием пакета эффективных договоренностей с конкретными заинтересованными европейскими резидентами в отношении российских инвестиции на территории Евросоюза и европейских инвестиций в России.

В качестве ключевых необходимо рассматривать позиции нового Соглашения, касающиеся создания условий для высокотехнологичных европейских инвестиций в Россию («программа-минимум») и равноправного обмена энергоактивами («программа-максимум»).

От форсированного, любой ценой заключения нового Соглашения необходимо отказаться, увязав его подписание с достижением договоренностей по указанным позициям.

Представляется целесообразным проработать вопрос о направлениях, формах, сферах и сроках реализации проектов создания единых экономических и правовых субпространств, систем взаимосвязанных экономических механизмов, инструментов (налогов, пошлин, процентов за кредит, ставок арендной платы, гармонизированных правовых норм и т. д.) особо активного устойчивого сотрудничества в избранных областях.

Следует учитывать, что на практике общие рамочные договоренности, зафиксированные в Соглашении, будут реализованы в рамках переговоров с отдельными странами-членами.

Из представленных выводов и приведенных выше общих рекомендаций обозначается и личный вклад автора диссертации в обоснование и рассмотрение данной темы:

• определены три взаимосвязанные группы объективных предпосылок заключения СПС 1994 г. как особой формы отношений России и ЕС (сс.11−12);

• обоснована и предложена система индикаторов оценки хода и итогов реализации положений СПС, касающихся следующих параметров национальной бизнес-среды России: степень развития рыночных отношений в российской экономикеучреждение и деятельность компанийусловия деятельности инвесторов, в т. ч. иностранныхконкуренция, охрана интеллектуальной собственности и сотрудничество в области законодательства (сс. 18−21).

• дана схематическая оценка распределения экономических ролей между старыми и новыми членами Европейского Союза в сфере международного сотрудничества (сс.44,48,49);

• проанализированы факторы, определяющие современную позицию России в торговле и инвестиционном обмене с ЕС и выявлен двойственный характер российских инвестиций в Европу (сс.62−66);

• предложена классификация факторов российско-европейского экономического сотрудничества, поддерживающих различные сценарии экономического развития России (сс.92−94).

Показать весь текст

Список литературы

  1. Официальные документы, монографии и диссертации на русском языке
  2. Ш. А. Международно-правовые вопросы использования автоматизированных спутниковых систем управления воздушным движением.- Автореф. дисс. канд. юр. наук. М. МГИМО (У) МИД РФ. 2007.
  3. М.В. Межгосударственные финансово-экономическиеорганизации Европы: Правовые аспекты учреждения и деятельности. М.: Элекс-КМ, 2001.- 176 с.
  4. Ю., Буторина О. От Европейского Союза — к Соединенным
  5. Штатам Европы? // Европейский Союз на пороге XXI века: выбор стратегии развития. М., УРСС, 2001.
  6. О.В. Стратегические вызовы Евросоюза в XXI веке иперспективы развития отношений ЕС и СНГ. Европейские страны СНГ. Место в «Большой Европе». М.: Междунар. отношения. 2005.
  7. Дж. Стратегия стабильного мира: Навстречу
  8. Евроатлантическому сообществу безопасности / Дж. Гудби, П. Бувальда, Д. Тренин. М.: Международные отношения, 2003. — 208 с.
  9. Е.А. Европейское корпоративное право: Свободаперемещения компаний в Европейском сообществе. — М.: Волтерс Клувер, 2004. 190 с.
  10. Европейский союз на пороге XXI века: Выбор стратегии развития/ Под ред. Ю. А. Борко, О. В. Буториной. М.: УРСС, 2001. — 471 с.
  11. Европейский союз на рубеже веков / Ред. кол.: Т. Г. Пархалина (гл. ред.) и др.- РАН. ИНИОН. М.: ИНИОН, 2000. — 295 с.
  12. Европейское международное право. Отв. редакторы: Ю. М. Колосов, Э. С. Кривчикова, П. В. Саваськов. М., 2005.
  13. Европейское право. Под ред. J1.M. Энтина. М., 2001 г. (учебник для вузов, переиздание 2002,2003,2004 г. г., в 2005 г. 2-е издание, пересмотренное и дополненное).
  14. Ю.Д. Лекции по истории и праву Европейского Союза. М., 2002 г.
  15. М.Г. Евро и его влияние на мировые финансовые рынки. -М.: ДеКА, 2001.-272 с.
  16. Коллективная стратегия ЕС по отношению к России (1999)// http://www.delrus.ec.europa.eu/ru
  17. Концепция долгосрочного социально экономического развития Российской Федерации, июль 2007 г., http://www.economy.gov.ru,
  18. Д.Н. Евро: Новая валюта для Старого Света: Проблемы становления и перспективы развития Европейского экономического валютного союза. — М.: Европейский гуманитарный ун-т, 2000. -272 с.
  19. Международные экономические отношения / Под ред. Б. М. Смитиенко. М.: Инфра-М, 2005.
  20. Международные экономические отношения: Учебник /В.Е.Рыбалкин, Ю. А. Щербанин, JI.B. Баддин и др.- Под ред. В. Е. Рыбалкина. 7-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. -520 с.
  21. Материалы межправительственной комиссии РФ-Франция// http://www.slr-web.ru/index.php?sub=9&m=2&id=280
  22. Общее европейское экономическое пространство: Перспективы взаимоотношений России и ЕС / Под ред. Э. Брюна, К. Греффа и др.- Акад. народн. хоз-ва при Правительстве РФ. М.: Дело, 2004. — 239 с.
  23. И. Г. Европейская экономическая и валютная интеграция: Аспекты права Европейского союза. М.: ЭЛЕКСКМ, 2003. — 200 с.
  24. И.Г. Европейский Союз: помощь развитию России. М.: МГИМО-Университет. 2006.
  25. Письмо Президента России Владимира Путина, посвященное 50-летию Европейского Союза, 25 марта 2007
  26. В.Я. Евро и доллар США: Конкуренция и партнерство в условиях глобализации. М.: Консалтбанкир, 2002. — 302 с.
  27. План совместных действий по борьбе с организованной преступностью (2000).
  28. План совместных действий по нераспространению и разоружению в РФ (1999).
  29. Право Европейского союза. Под ред. С. Ю. Кашкина. М., 2003 г., 2005 г.
  30. Право Европейского союза: правовое регулирование торгового оборота. Под ред. В. В. Безбаха, А. Я. Капустина, В. К. Пучинского. М., 1999 г.-32.35,36
Заполнить форму текущей работой