Современные тенденции развития российского и мирового страховых рынков: На примере института страхового посредничества
![Диссертация: Современные тенденции развития российского и мирового страховых рынков: На примере института страхового посредничества](https://gugn.ru/work/2503572/cover.png)
Поскольку на развивающихся страховых рынках значение страховых брокеров невелико и определяется неразвитостью страховых рынков, в частности, недостаточной капитализацией национальных страховщиков, отсутствием развитой инфраструктуры страхового рынка, низкой информированностью потребителей о содержании страховых услуг, что создает конкурентные предпочтения для иностранных страховых брокеров (это… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Экономическое содержание посреднической деятельности страховых брокеров
- 1. 1. Исторический анализ развития института страховых брокеров
- 1. 2. Содержание и назначение страхового брокера в системе страховых отношений
- 1. 3. Структура и тенденции развития мирового рынка страховых брокеров
- Глава 2. Государственное регулирование деятельности страховых брокеров
- 2. 1. Директивы Европейского Союза о регулировании деятельности страховых брокеров
- 2. 2. Требования к осуществлению посреднической деятельности страховыми брокерами в странах с развитой рыночной экономикой
- 2. 3. Формирование государственных основ регулирования страховых брокеров в странах переходного периода
- Глава 3. Роль страховых брокеров на страховом рынке Российской Федерации
- 3. 1. Современное состояние рынка страховых брокерских услуг в Российской Федерации
- 3. 2. Проблемы и противоречия современного этапа развития института страховых брокеров в Российской Федерации
- 3. 3. Основные элементы развития национального и регионального рынка страховых посреднических услуг на территории стран-членов СНГ
Современные тенденции развития российского и мирового страховых рынков: На примере института страхового посредничества (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность темы
исследования. Страховое посредничество представляет собой особое явление в страховании. Место и виды профессиональных страховых посредников различны в каждой стране с учетом национального опыта и законодательного регулирования. В настоящее время на европейском страховом рынке происходит унификация государственного регулирования статуса и условий деятельности страховых агентов и брокеров в связи со вступлением в силу и развитием ранее принятых Директив ЕС о страховых посредниках. В мире в целом, а также в странах-членах СНГ такого явления пока не наблюдается, хотя в отдельных из них методы государственного надзора за деятельностью страховых посредников соответствуют правилам развитых страховых рынков и развиты значительно больше, чем в России (например, в Казахстане).
До начала экономических реформ в России начала 90-х гг. XX в. страховые брокеры, как самостоятельный посреднический институт, отсутствовали в системе страховых отношений. Этот новый для России вид предпринимательской деятельности, имеющий широкое применение в мировой практике страхования, и до настоящего времени не имеет необходимой степени развития в странах-членах СНГ, что обусловлено рядом факторов: общим недоверием потенциального страхователя к любым посредникам: известны случаи, при которых из-за некомпетентности и профессиональной халатности посредников, именующих себя страховыми брокерами, у клиентов возникали проблемы со страховыми компаниями при получении страховых выплатнедовольством страховщиков в связи с самим фактом существования брокеров — профессиональных участников страхового рынка, представляющих интересы страхователей, и имеющих возможность влиять на деятельность страховой компаниинеразвитостью страхового законодательства в части, связанной с определением правового положения страховых посредников, их прав и обязанностей в связи с осуществлением страхового посредничества, а также защитой интересов участников страхования.
Однако массовость независимых брокеров, число которых в России более 12 691, позволяет утверждать, что такого рода услуги в различных видах страхования имеют устойчивый спрос. В то же время государство в рамках действующего законодательства фактически не имеет необходимых методов контроля за деятельность страховых брокеров и их профессиональной компетенцией. Более того, зачастую поспешные изменения в страховом законодательстве страны вносят существенный элемент непредсказуемости в осуществление предпринимательской деятельности страховыми брокерами. Примером может служить изменение понятия страховой брокерской деятельности, внесенные в ФЗ «Об организации страхового дела в Российской Федерации» в декабре 2003 г., фактически парализовавшие российский рынок страховых брокерских услуг более чем на год. Последующие изменения в марте 2005 г. не только не внесли большей ясности в статус страховых брокеров, но во многом оказались в противоречии с общемировыми тенденциями государственного регулирования страховой посреднической деятельности. Последствием таких пробелов и противоречий в государственном регулировании является некомпетентность большинства из зарегистрированных страховых брокеров, и отсутствие правовых и экономических способов защиты интересов страхователей и страховщиков при нарушении брокерами обязательств по посредническим операциям.
Одновременно огромное значение в размещении крупных рисков на развивающихся страховых рынках, к которым относятся страны СНГ, играют международные брокеры, которые в последние годы все более активно исполняют функции национальных брокеров, размещая страховые риски в российских компаниях и, вступая, таким образом, в конкуренцию с национальными брокерами. Эти новые явления в.
1 Ведомости, 29 апреля 2005 страховом деле на территориях развивающихся рынков требуют научного исследования и систематизации.
Степень разработанности темы. Исследованиями в этом направлении занимались в современный период такие российские исследователи и практики как В. Бирюков, Н. Галагуза, Г. Гришин, А. Зубец, Н. Ковалевская, Л. Клоченко, А. Лайков, К. Турбина, А. Цыганов, Р. Юлдашев и др. Однако необходимо отметить, что российские публикации по теме диссертационной работы носят отрывочный характер и не отличаются системностью, поэтому в работе использованы также зарубежные периодические издания и публикации по теме исследования, внутренние материалы брокерских компаний, документы международных и региональных ассоциаций страховых брокеров. Кроме того, необходимо отметить, что в российской официальной статистике и статистике стран СНГ крайне ограничены информационные сведения, характеризующие деятельность страховых брокеров.
Цель диссертации состоит в комплексном исследовании различных аспектов деятельности страховых брокеров, их места и роли в функционировании страховых рынков в мировом страховом хозяйстве, методов государственного регулирования их деятельности, выделении современных тенденций развития этого вида деятельности в условиях глобализации мирового страхования, и выработке на этой основе предложений и рекомендаций, которые могут получить практическое применение для совершенствования системы посреднических отношений на страховом рынке России и стран-членов СНГ.
Объектом диссертационного исследования являются общественно-экономические отношения, связанные с посреднической деятельностью в страховании в связи с предоставлением услуг страховыми брокерами.
Предмет исследования специфика деятельности страховых брокеров от других видов страховых посредников, а также связанные с этим особенности государственного регулирования их деятельности на зарубежных и российском страховых рынках.
В соответствии с целями научного исследования были поставлены следующие научные задачи: определение особенностей института страховых брокеров в сравнении с иными видами страховых посредников, известных на мировом рынке страховых услугсистематизация основных показателей деятельности международных страховых брокеров, анализ основных тенденций и противоречий развития института страховых брокеров в современном мировом страховом хозяйствевыделение общих закономерностей государственного регулирования деятельности страховых брокеров в различных зарубежных странахисследование современного этапа развития института страховых брокеров в странах переходного периода (СНГ и Центральной и Восточной Европы), оценка роли страховых брокеров на страховых рынках СНГ и определение основных направлений развития государственного регулирования их деятельности.
Методологическая база исследования состоит из трудов ведущих европейских, а также отечественных учёных и специалистов в области страхования и страхового права. В процессе работы применялись общенаучные методы и приёмы: научная абстракция, сравнения, классификации, статистический и экономический анализ, синтез, моделирование и т. д.
Научная новизна работы состоит в комплексном исследовании экономико-правовых аспектов деятельности страховых брокеров, выяснении их места и роли на страховых рынках развитых стран и стран-членах СНГ.
1) анализ особенностей предложений страхового брокера страхователю с целью наиболее выгодных и полных условий страхового покрытия. Необходимость решения этой проблемы определяется существующей информационной ограниченностью потребителя о свойствах страховых услуг, а также особенностях правового регулирования страховой деятельности, договора страхования и роли страхового брокера;
2) в связи с укрупнением страховых организаций на развитых страховых рынках, глобализацией мирового страхового хозяйства, различия между известными видами страховых посредников стираются, именно поэтому директивы ЕС о страховом посредничестве в значительной мере обращены на унификацию требований ко всем видам независимых страховых посредников;
3) общими тенденциями развития современного института страховых брокеров на развитых страховых рынках становятся: а) участие страховых брокеров в размещении массовых видов страховых услуг, б) изменение содержания посреднической деятельности в сторону расширения спектра консультационных услуг и услуг по риск-менеджменту, предоставляемых страхователю, при универсальности предлагаемых страховых услуг, в) унификация на международном уровне требований к осуществлению посреднической деятельности страховыми брокерами, г) усиление международного аспекта в деятельности международных брокеров;
4) поскольку на развивающихся страховых рынках значение страховых брокеров невелико и определяется неразвитостью страховых рынков, в частности, недостаточной капитализацией национальных страховщиков, отсутствием развитой инфраструктуры страхового рынка, низкой информированностью потребителей о содержании страховых услуг, что создает конкурентные предпочтения для иностранных страховых брокеров (это особенно характерно для договоров перестрахования, заключаемых с международными перестраховщиками), предложены следующий ряд мер, способных переломить ситуацию в пользу национальных брокеров: а) необходимость учреждения юридического лица, подлежащего государственной регистрации и лицензированиюб) получение лицензии должно сопровождаться требованиями о наличии уставного капитала и финансовых гарантий на случай причинения вреда имущественным интересам третьих лиц, как правило, в виде заключения договора страхования ответственности, профессиональной компетентности и положительной репутации предшествующих летв) активизация развития системы административных, финансовых и уголовных санкций за нарушение законодательства об осуществлении посреднической деятельности в страхованияг) адаптация или присоединение законодательства стран-членов СНГ к регулирующим нормам директив в области страхового посредничества ЕС, как это сделали страны ЦВЕ и Балтии в связи с их присоединением к ЕС;
5) при достигнутой унификации государственного регулирования деятельности страховых посредников в ЕС, тем не менее, на мировом страховом рынке при схожих общих принципах наблюдается значительное разнообразие в требованиях к получению лицензий на право осуществления посреднической брокерской деятельности, соотношении публичного и саморегулируемого начала, налогообложении брокерской деятельности и иных аспектах;
6) основные противоречия современного этапа развития института страховых брокеров могут быть сведены к следующим: а) в результате сделок по слиянию и поглощению в начале 90-ых гг. XX в. сформирована система международных и национальных мега брокеров, на долю только двух из которых приходится более 54% мирового оборота страховых брокерских услуг, такое монопольное положение крупнейших международных и национальных брокеров приводит к злоупотреблениям в отношениях между страхователями и страховщиками и требует введения дополнительных мер государственного контроляб) пользуясь неразвитостью страхового законодательства на развивающих рынках, в том числе и в странах СНГ, нередки случаи прямого нарушения международными страховыми брокерами национального законодательства, а также принуждению страхователей и страховщиков к размещению договоров страхования в определенных страховых и перестраховочных компанияхв) международная практика деятельности страховых брокеров зачастую вступает в противоречие с национальным законодательством, что требует формирования специальных методов наднационального государственного регулирования такой деятельности и выработки мер по защите интересов страхователей и иных потребителей страховых брокерских услугг) укрупнение страховых организаций на развитых страховых рынках и рост их капитализации снижает потребность в использовании брокерских услуг при размещении страховых рисков в перестрахование, это заставляет международных брокеров, специализированных на перестраховании расширять экспансию на развивающихся рынках одновременно с расширением спектра предлагаемых консультационных и иных аффилированных к страхованию услуг;
7) страховые брокеры на формирующихся страховых рынках стран-членов СНГ являются новым элементом профессиональных институтов предпринимательской деятельностизаконодательство о страховых брокерах, как правило, содержит требования о получении специального разрешения на осуществление посреднической брокерской деятельности при крайней разнородности предъявляемых при лицензировании требованийосуществление брокерской деятельности путем трансграничной торговли запрещено во всех странах, за исключением перестрахования (Россия) и страхования интересов внешнеторговой деятельности (Азербайджан, Казахстан, Узбекистан) — при этом интеграционное законодательство, создающее преференции для деятельности страховых брокеров стран СНГ на страховых рынках друг друга не принято и его создание не находится даже в стадии обсуждения. Основными направлениями такого интеграционного права могут стать подходы, выработанные в ЕС и устанавливающие единые требования к регистрации и получении лицензии на право осуществления деятельности при закреплении контрольных функций за органом страхового надзора по месту регистрации страхового брокера.
Практическая значимость исследования состоит в выработке предложений по дальнейшему совершенствованию государственного регулирования деятельности страховых брокеров в России, обобщении основных элементов правовой и экономической ответственности брокеров при осуществлении посреднической деятельности по страхованию, обоснованию условий развития института страховых брокеров в странах СНГ для целей формирования единого страхового пространства. Сформулированные предложения по определению содержания посреднических услуг страхового брокера и методов государственного регулирования могут быть учтены при подготовке изменений в законодательство Российской Федерации. В части связанной с формированием единого страхового пространства СНГ результаты исследования могут быть использованы при определении приоритетов и скорости принятия решений при разработке наднационального регулирования деятельности брокеров. Теоретические исследования, а также выводы о современных проблемах и тенденциях развития страхового посредничества учтены при подготовке учебных программ в МГИМО (У) МИД РФ, Государственном университете управления и ряде других ведущих вузах страны, а также Школе страхового бизнеса при МГИМО.
Список публикаций по теме исследования. Основные результаты исследования нашли отражение более чем в 7 публикациях автора, в т. ч. и в выступлениях на национальных и международных научно-практических конференциях.
Состав и структура работы. Диссертационная работа состоит из введения, 3 глав, заключения и библиографии. В работе представлено 6 таблиц, 1 схема.
Заключение
.
Настоящее диссертационное исследование ставило перед собой задачи исследовать особенности института страховых брокеров, как особенного вида страховых посредников, и рассмотреть особенности его развития в условиях развивающихся страховых рынков, особенно стран СНГ И ДВЕ.
На основе анализа экономической информации, исследования законодательных актов России, других стран СНГ, ЕС и других развитых стран были сделаны следующие основные выводы исследования.
Анализ истории и международной практики показывает, что страховые брокеры, являясь профессиональными участниками страхового рынка, представляют интересы страхователей в договорах страхования, при этом основной задачей страхового брокера является предложение для страхователя наиболее выгодных и полных условий страхового покрытия. Роль и значение страхового брокера определяется существующей информационной ограниченностью потребителя страховых услуг о ее свойствах, а также особенностях правового регулирования страховой деятельности и договора страхования.
В современных условиях в связи с укрупнением страховых организаций на развитых страховых рынках, глобализацией мирового страхового хозяйства, различия между известными видами страховых посредников стираются, именно поэтому директивами ЕС о страховом посредничестве в значительной мере унифицированы требования ко всем видам независимых страховых посредников.
Общими тенденциями развития современного института страховых брокеров на развитых страховых рынках становятся: (1) участие страховых брокеров в размещении массовых видов страховых услуг, (2) изменение содержания посреднической деятельности в сторону расширения спектра консультационных услуг и услуг по риск-менеджменту, предоставляемых страхователю, при универсальности предлагаемых страховых услуг, (3) унификация на международном уровне требований к осуществлению посреднической деятельности страховыми брокерами, (4) усиление международного аспекта в деятельности международных брокеров;
На развивающихся страховых рынках значение страховых брокеров невелико и определяется неразвитостью страховых рынков, объективными и субъективными затруднениями в размещении страховых рисков: недостаточной капитализацией национальных страховщиков, отсутствием развитой инфраструктуры страхового рынка, низкой информированностью потребителей о содержании страховых услуг, что создает конкурентные предпочтения для иностранных страховых брокеров (это особенно характерно для договоров перестрахования, заключаемых с международными перестраховщиками);
Посреднические услуги по страхованию, являясь подвидом страховых услуг в международной классификации ГАТС ВТО, подлежат самостоятельному государственному регулированиюосновными элементами такого государственного регулирования в части, связанной со страховыми брокерами являются: требования об учреждении юридического лица, подлежащего государственной регистрации и лицензированиюполучение лицензии сопровождается требованиями о наличии уставного капитала и финансовых гарантий на случай причинения вреда имущественным интересам третьих лиц, как правило, в виде заключения договора страхования ответственности, профессиональной компетентности и положительной репутации предшествующих летодновременно активно развивается система административных, финансовых и уголовных санкций за нарушение законодательства об осуществлении посреднической деятельности в страхованияв значительной мере законодательства стран ЦВЕ и Балтии в связи с присоединением к ЕС следуют регулирующим нормам директив в области страхового посредничества.
При достигнутой унификации государственного регулирования деятельности страховых посредников в ЕС, тем не менее, на мировом страховом рынке при схожих общих принципах наблюдается значительное разнообразие в требованиях к получению лицензий на право осуществления посреднической брокерской деятельности, соотношении публичного и саморегулируемого начала, налогообложении брокерской деятельности и иных аспектах;
Основные противоречия современного этапа развития института страховых брокеров могут быть сведены к следующим:
— в результате сделок по слиянию и поглощению в начале 90-ых годов XX века сформирована система международных и национальных мега брокеров, на долю только двух из которых приходится более 54% мирового оборота страховых брокерских услуг, такое монопольное положение крупнейших международных и национальных брокеров приводит к злоупотреблениям в отношениях между страхователями и страховщиками и требует введения дополнительных мер государственного контроля;
— пользуясь неразвитостью страхового законодательства на развивающих рынках, в том числе и в странах СНГ, нередки случаи прямого нарушения международными страховыми брокерами национального законодательства, а также принуждению страхователей и страховщиков к размещению договоров страхования в определенных страховых и перестраховочных компаниях;
— международная практика деятельности страховых брокеров зачастую вступает в противоречие с национальным законодательством, что требует формирования специальных методов наднационального государственного регулирования такой деятельности и выработки мер по защите интересов страхователей и иных потребителей страховых брокерских услуг- - укрупнение страховых организаций на развитых страховых рынках и рост их капитализации снижает потребность в использовании брокерских услуг при размещении страховых рисков в перестрахование, это заставляет международных брокеров, специализированных на перестраховании расширять экспансию на развивающихся рынках одновременно с расширением спектра предлагаемых консультационных и иных аффилированных к страхованию услуг. Страховые брокеры на формирующихся страховых рынках стран СНГ являются новым элементом профессиональных институтов предпринимательской деятельностизаконодательство о страховых брокерах, как правило, содержит требования о получении специального разрешения на осуществление посреднической брокерской деятельности при крайней разнородности предъявляемых при лицензировании требованийосуществление брокерской деятельности путем трансграничной торговли запрещено во всех странах, за исключением перестрахования (Россия) и страхования интересов внешнеторговой деятельности (Азербайджан, Казахстан, Узбекистан). При этом интеграционное законодательство, создающее преференции для деятельности страховых брокеров стран СНГ на страховых рынках друг друга не принято и его создание не находится даже в стадии обсуждения. Основными направлениями такого интеграционного права могут стать подходы, выработанные в ЕС и устанавливающие единые требования к регистрации и получении лицензии на право осуществления деятельности при закреплении контрольных функций за органом страхового надзора по месту регистрации страхового брокера.
Список литературы
- Законы и законодательные акты:
- Федеральный закон РФ «Об организации страхового дела в РФ» в редакции от 7 марта 2005 г.
- Закон Азербайджанской республики «О страховании» в редакции от 23 апреля 2002 года
- Закон Латвийской республики «О страховых обществах и надзоре за ними» в редакции от 27 марта 2003 года
- Закон о страховании Китайской народной республики от 13 января 2000 года
- Закон Республики Узбекистан «О страховой деятельности» от 5 апреля 2002 год
- Закон Республики Казахстан «О страховой деятельности» от 18 декабря 2002 года
- Закон Украины «О страховании» в редакции от 12 июля 2001 года
- Закон Латвийской Республики «О страховых обществах и надзоре за ними» 30 июня 1998 года, с изменениями от 27 марта 2003 года
- Закон Азербайджанской Республики «О страховании» от 25 июня 1999 года, с изменениями и дополнениями от 23 ноября 2001 года и 23 апреля 2002 года
- Соглашение о сотрудничестве и партнерстве между Европейским Союзом и Российской Федерацией от 24 июня 1994 года
- Генеральное Соглашение по торговле услугами от 15 апреля 1994 года
- Временное положение о порядке ведения реестра страховых брокеров, осуществляющих свою деятельность на территории РФ, утвержденное приказом Федеральной службы России по надзору за страховой деятельностью от 09.02.95 № 02−02/03
- EEC Directive 77/92/ЕЕС on measures to facilitate the effective exercise of freedom of establishment and freedom to provide services in respect of the activities of insurance agents and brokers, 13 December 1976
- EEC recommendation 92/48/EEC on insurance intermediaries, 18 December 1991
- EC Directive on insurance mediation 2002/92/EC, 9 December2002
- Common position (EC) N 34/2002 adopted by the Council on 18 March 2002 with a view to adopting Directive 2002/./EC of the European Parliament and of the Council of., on insurance mediation (2002/C 145)
- Монографии и публикации на русском языке
- Абрамов В.Ю. Третьи лица в страховании. М.: Финансы и статистика, 2003.
- Адамчук Н.Г. Мировой страховой рынок на пути к глобализации. М., РОССПЭН, 2004
- Алексеев И. Роль страхового брокера/ Материалы конференции «Перестраховочный рынок России: новые реалии», М. «Пульс», 2004
- Бирюков В. Текущее положение российских страховых брокеров. Проблемы и пути их решения/ Выступление на Международной конференции страховых брокеров, vAvw. in-sure.ru
- Бирюков В. Полгода на поиски здравого смысла, www.insur-todav.ru. 29.04.2004
- Галагуза Н.Ф. Страховые посредники. ЮрИнфоР, 1998
- Гиддингс А. Особенности перестрахования рисков на западном рынке: взгляд брокера. Материалы конференции «Перестраховочный рынок России: новые реалии», М. «Пульс», 2004
- Гришин Г. Штурмовать далеко море . надо с полисом в руках. М. РЮИД, 2000
- Гришин Г. Судебные прецеденты за рубежом по спорам, связанным с договорами перестрахования. Материалы конференции «Перестраховочный рынок России: новые реалии», М. «Пульс», 2004
- Дюмулен И.И. Всемирная торговая организация. М., 1997
- Зубец А.Н. Страховой маркетинг в России. Центр экономики и маркетинга, 1999
- Иванова О. Основные предложения по регулированию деятельности страховых посредников в странах ЕС и России/Выступление на международной конференции страховых брокеров 28−29/04.05, www. in-sur.ru
- Карилуллин А. Регулирование страховых брокеров в Казахстане, выступление на международной конференции страховых брокеров 28−29.04.05, www. in-sur.ru
- Ковалевская Н. С. Правовое положение страховых брокеров, Страховое право, № 1, 1998
- Лайков А. Роль брокеров в преодолении кризиса доверия на российском страховом рынке
- Мякутина Е. Перестраховочный рынок России: новые реалии. Материалы конференции М. «Пульс», 2004
- Плешков А.П., Орлова И. В. Очерки зарубежного страхования. Анкил, 1997.
- Русский Полис, № 4(49), 2004
- Русский Полис, № 12 2002-№ 1 2003 35.36. Русский Полис, № 4, 2000
- Русский полис, № 5, 2005, Бедные родственники
- РУССКИЙ ФОКУС, N33 (26 ноября- 2 декабря 2001)
- Страховая газета", № 4(32), апрель 2003
- Страхование в Украине. Под редакцией д.э.н. О. А. Слюсаренко, Киев, Логос, 2002
- Страховая газета, № 4(32), апрель 2003
- Страховое дело, т. 1, т.2, М., Экономистъ, 2004
- Создание, деятельность и управление сетью продаж продуктов страхования. Материалы Ш-ей встречи «Страховщики Франции -страховщики Восточной Европы»
- Теория и практика страхования под редакцией проф. Турбиной К. Е., Анкил, 2003
- Турбина К. Е. Тенденции развития мирового рынка страхования, Анкил, 2000
- Фадеева А. Особенности взаимоотношений с брокерами и иными посредниками в перестраховании, Материалы конференции «Перестраховочный рынок России: новые реалии», М. «Пульс», 2004
- Филлипков В. Предложение модели регулирования страховых брокеров в России с учетом мирового опыта, выступление на международной конференции страховых брокеров 28−29.04.05, www. in-sur.ru
- Форд И. Перестрахование: закон и свобода, Материалы конференции «Перестраховочный рынок России: новые реалии», М.: «Пульс», 2004.
- Юлдашев Р.Т. Введение в продажу страхования, или Как научиться продавать надежду. М.: Анкил, 2004.
- Юлдашев Р.Т. Организационно-экономические основы страхового бизнеса. М.: Анкил, 2002.
- Яловская Я. О страховом рынке Казахстана, Материалы конференции «Перестраховочный рынок России: новые реалии», М. «Пульс», 2004
- Эксперт, N19(232), 22.05.2000
- Монографии и публикации на иностранных языках:
- АХСО, non-life country reports 2002
- Benfield ReMetrics, Indian Ocean Earthquake and tsunami 26.12.2004
- Carty P. BIPAR principals, presentation at the International broker conference in Moscow 25−28.04.2005, www. in-sure.ru
- David L. Bickelhaupt, General insurance, Irwin series in insurance and economic security, Illinois, 1983
- Business Insurance, Market Sourcebook 2003/200 458. «Business Insurance», July 22, 199 659. «Business Insurance», July 22, 2002
- Cowan J., Lloyd’s regulatory requirements, СИ, London, 1991
- Dankwa D., Willis to pay Minnesota policyholders $ 1 million to settle broker compensation probe, Best Wire Service, 08.04.2005
- Down C.-A. Regulation of insurance intermediaries, Kendall Free man, Insurance review, June 2003 Sigma, Commercial insurance and reinsurance brokerage love thy middleman, N2, 2004, p.3
- Guy Carpenter, Windstorm Erwin/Gudrun January 2005
- Hudson C., Risk and insurance with special reference to Lloyd’s, CII, London, 1992
- Insurance Agents and Brokers errors and omissions: a hardening market increases agents and brokers E&O exposure, Employees Re Corporation Survey, 1 May 2003
- Jones M., Weathering the Spitzer storm, Reinsurance, March 2005
- Mazars, Insurance Brokers industry Survey, March, 2003
- Merkin R. What is reinsurance?, LLP, London, 199 869. Reactions, October 200 270. «REinsurance», Март 200 471. «REinsurance», Май 199 972. «REinsurance», Август 199 873. «Reactions», Февраль 2001
- Reinsures fear brokergate impact, The report, 12 November 2004
- Reinsurance Market Report, июль 1997
- The Re report, issue 22−04: 12 November 2004
- Statistical yearbook of German insurance, 2004
- Swiss Re economic Research and Consulting, 1998
- The II Insurance colloquium, Budapest, 27−28 November 1992
- Willis pay to Minnesota Policyholders $ 1 Million to settle broker compensation probe, Best Wire Service, 8 April 2005