Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Совершенствование государственного регулирования иностранных инвестиций в переходной экономике России

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Проведен комплексный анализ изменений объемов, динамики, страновой, отраслевой и региональной структуры иностранных инвестиций в российской экономике с целью выявления соответствия задачам экономического роста. Автором определены причины несбалансированности потоков иностранных инвестиций и предложены меры по ее устранению. п< Проведен анализ состояния инвестиционного климата в российской… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ
    • 1. 1. Иностранные инвестиции: понятия и виды
    • 1. 2. Изменение динамики и структуры потоков иностранных инвестиций в российской экономике
    • 1. 3. Необходимость мер государственного регулирования привлечения иностранных инвестиций
    • 1. 4. Инвестиционный климат в экономике России
  • ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ
    • 2. 1. Основные меры государственного регулирования иностранных инвестиций
    • 2. 2. Система стимулирования привлечения иностранных инвестиций
    • 2. 3. Государственные гарантии осуществления инвестиционной деятельности иностранными инвесторами
    • 2. 4. Развитие государственных органов регулирования иностранных инвестиций
  • ГЛАВА 3. РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В РЕГУЛИРОВАНИИ ОТДЕЛЬНЫХ ФОРМ МЕЖДУНАРОДНОГО ИНВЕСТИЦИОННОГО СОТРУДНИЧЕСТВА ф РОССИИ И ИХ РАЗВИТИЕ
    • 3. 1. Инвестиционные соглашения
    • 3. 2. Соглашения о разделе продукции
    • 3. 3. Концессия как форма привлечения иностранных инвестиций
    • 3. 4. Свободные экономические зоны

Совершенствование государственного регулирования иностранных инвестиций в переходной экономике России (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Российская экономика в период перехода на рыночные механизмы хозяйствования прошла через этап глубокого и продолжительного экономического и финансового кризиса, который сопровождался резким сокращением объемов ВВП, промышленного и сельскохозяйственного производства. Особенно затяжной характер принял инвестиционный кризис. В результате в 1999 году объем инвестиций в сопоставимых ценах в основной капитал составил 22,1%, в том числе в промышленность 19,7%, к уровню 1990 года 1.

Переходный период сопровождается принципиальными изменениями в инвестиционной сфере.

Для плановой экономики Советского Союза было характерно наличие государственной собственности на инвестиции, высокая централизация инвестиционной сферы и жесткое государственное регулирование, выражающееся в определении объемов, направлений и форм осуществления инвестиций.

В переходный период государство стало активно покидать инвестиционную сферу. Это привело к резкому сокращению объемов инвестиций, особенно в реальный сектор, так как не произошло одновременно замены субъектов инвестиционной деятельности и источников накоплений.

Кроме того, в переходный период основная часть предприятий в результате экономического кризиса оказалась в тяжелом финансовом положении и была лишена возможности осуществлять инвестиционную деятельность за счет собственных финансовых источников.

В связи с тем, что предприятия реального сектора экономики находились в условиях экономического кризиса и значительной частью были убыточны или имели низкую рентабельность, банковские и финансовые.

1 Статистический бюллетень № 11(74). — М.: Госкомстат России, декабрь 2000 г., с. 27. структуры отказывались кредитовать реальный сектор в результате высоких инвестиционных рисков и работали в основном на рынке «коротких» денег. Это привело к резкому сокращению заемных средств предприятий реального сектора.

Что касается сбережений населения, то оно в переходный период утратило значительную их долю, которая могла быть инвестирована в развитие экономики. С другой стороны, государство не создало и не задействовало механизмы гарантий для сбережений населения, которые в итоге были конвертированы в иностранную валюту и изъяты значительной частью из каналов денежного обращения.

Одновременно эти процессы сопровождались резким моральным и физическим износом основного капитала, сокращением коэффициентов обновления и выбытия основного капитала. Средняя степень износа основных фондов крупных и средних промышленных предприятий на начало J.

2000 г. составила 52,4%, а машин и оборудования — 33,6% Сложилась ситуация, в которой, при нынешнем состоянии основного капитала, применяемой техники и технологий, практически не всегда стало возможным производить конкурентоспособную продукцию даже для внутреннего рынка.

Ситуация в инвестиционной сфере также усугубляется огромным внешним государственным долгом. Значительные государственные обязательства по ежегодному погашению внешних заимствований ограничивают возможности государства по его участию в финансировании инвестиционной сферы за счет бюджетных средств.

В итоге сложилась ситуация дефицита инвестиций. С другой стороны, для развития производства, обновления основного капитала нужны свободные финансовые средства как источники накоплений.

2 Статистический бюллетень № 11(74). — М.: Госкомстат России, декабрь 2000 г. с. 30.

В условиях интеграции с мировой экономикой и развития процессов глобализации таким источником могут быть иностранные инвестиции, которые являются катализатором инвестиционного процесса, активизации отечественных инвесторов и возврата ранее вывезенного за рубеж российского капитала.

Однако привлечение иностранного капитала предопределяет необходимость решения ряда проблем на макроуровне, которые могут быть решены только государством, в их числе: формирование благоприятного инвестиционного климатасоздание нормативно — правовых основ привлечения иностранных инвестицийразвитие системы стимулирования иностранных инвесторовустановление гарантий прав, имущества и собственности для инвесторовсоздание условий стабильности инвестиционного процесса и другие.

Степень разработанности темы. Проблема привлечения иностранных инвестиций получила значительное освещение в экономической литературе. По этой проблеме опубликованы многочисленные научные работы. Ученые и специалисты исследовали различные вопросы и стороны проблемы: инвестиционный климатправовые основы привлечения иностранных инвестицийих динамику и структуруформы привлечения иностранных инвестиций, их стимулирование и другие.

Значительный вклад в разработку проблемы внесли: Богуславский М. М., Булатов А. С., Водянов А. А., Демулен И. И., Долгов С. И., Доронина Н. Г., Есипова В. Е., Ершов Ю. А., Кирин А. В., Конопляник А. А., Лебедев В. М., Мельникова Н. П., Окрут З. М., Пичугин Б. М., Пресняков В. Ю., Се-мелютина Н.Г., Серегин В. П., Степанов В. П., Субботин М. А., Фаминский И. П., Фельзенбаум В. Г., Халевинская Е. Д., Цакунов С. В., Яковлева Е.Л.

Вместе с тем ряд вопросов проблемы привлечения иностранных инвестиций исследован в экономической литературе недостаточно комплексно и взаимосвязанно с другими вопросами. Это относится к разработке мер государственного регулирования привлечения иностранных инвестиций, выявлению изменений в направлениях, динамике и структуре иностранных инвестиций в условиях стабилизации социально — экономического развития, эффективности действующей системы стимулирования привлечения иностранных инвестиций, разработке новых направлений государственного регулирования, предопределяемых изменением условий социально — экономического развития страны, особенностей форм иностранных инвестиций.

Кроме того, отдельные исследованные вопросы нуждаются в более глубокой научной проработке.

Актуальность проблемы и наличие недостаточно разработанных вопросов определили выбор темы настоящего исследования, его цель и задачи.

Цель диссертационной работы — исследование особенностей государственного регулирования привлечения иностранных инвестиций в переходной экономике России, содержание мер государственного регулирования, их эффективность и направления развития.

В рамках поставленной цели решаются следующие задачи: определение роли иностранных инвестиций в развитии инвестиционного процесса российской экономики в условиях стабилизации социально — экономического развитияосуществление анализа объемов, изменений динамики и структуры иностранных инвестиций и их соответствия задачам социальноэкономического развитияисследование состояния инвестиционного климата российской экономики и факторов, его формирующиханализ правовых основ государственного регулирования привлечения иностранных инвестицийвыявление функций государства в активизации привлечения иностранных инвестиций и формировании благоприятного инвестиционного климатаисследование развития системы государственных гарантий иностранным инвесторам и обеспечение стабильности инвестиционного процессамеры государственного стимулирования привлечения иностранных инвестиций анализ системы государственных органов, осуществляющих регулирование привлечения иностранных инвестиций в российскую экономикуисследование содержания и специфики основных форм привлечения иностранных инвестиций, особенностей их развития и значения в возрастании притока иностранных инвестицийвыработка рекомендаций по совершенствованию системы государственного регулирования иностранных инвестиций и мер государственного стимулирования привлечения иностранных инвестиций.

Объектом данного исследования является политика государства по привлечению иностранных инвестиций.

Предмет исследования — меры государственного регулирования, направленные на формирование благоприятного инвестиционного климата, повышение инвестиционного рейтинга России, активизацию инвестиционного процесса, увеличение объемов иностранных инвестиций и улучшение их структуры за счет увеличения прямых иностранных инвестиций.

Теоретическая и методологическая основа диссертации. Теоретической и методологической основой явились труды отечественных и зарубежных классиков и современных представителей российской и зарубежной экономической науки, посвященные анализу инвестиционного процесса, в том числе мерам государственного регулирования. В ходе исследования теоретических и методологических основ проблемы автор использовал работы Кейнса Дж. М., Вайнштейна Б. С., Клименко К. И., Кра-совского В.П., Плышевского Б. П., Фальцмана В. К., Хачатурова Т. С. и других экономистов.

Кроме того, теоретическую основу диссертации составили работы экономистов, исследующих проблемы трансформации экономической системы и ее воздействие на состояние инвестиционного процесса, в частности работы Абалкина Л. И., Баранова Э. Ф., Горбунова А. А., Заикина П. В., Карнаи Я., Кулибанова B.C., May В.А., Немчинского А. Б., ЧерковцаВ.Н.

Методологической основой диссертации явились основные положения работ теоретиков институционализма, касающиеся вопросов государственного регулирования инвестиционного процесса. Другими теоретическими и методологическими источниками подготовки диссертации стали российские и зарубежные нормативно-правовые акты, статистические и методологические материалы Госкомстата России и материалы, полученные из компьютерной сети Интернет.

Научная новизна диссертации. На основе анализа инвестиционной сферы российской экономики выявлены факторы, определяющие дефицит накоплений, и обоснован вывод о необходимости привлечения иностранных инвестиций как дополнительного источника инвестиций. При этом автор считает, что основным источником развития воспроизводственного процесса являются отечественные инвестиции. Иностранные инвестиции выступают как катализатор инвестиционного процесса.

1< Проведен комплексный анализ изменений объемов, динамики, страновой, отраслевой и региональной структуры иностранных инвестиций в российской экономике с целью выявления соответствия задачам экономического роста. Автором определены причины несбалансированности потоков иностранных инвестиций и предложены меры по ее устранению. п< Проведен анализ состояния инвестиционного климата в российской экономике, выявлены факторы, негативно влияющие на него, определены меры, которые необходимо осуществить для улучшения инвестиционного климата, обоснована необходимость их реализации для улучшения инвестиционного климата. fi Определены основные цели и направления государственного регулирования международного инвестиционного сотрудничества.

Проведен анализ нормативно — правовых основ государственного регулирования привлечения иностранных инвестиций и определены направления их развития и совершенствования. В частности, к ним относятся разработка основополагающих законодательных актов в сфере международного инвестиционного сотрудничества, разработка и заключение международных договоров о поощрении и взаимной защите капитальных вложений и об избежании двойного налогообложения доходов и имущества. Выявлены недостатки в разработке нормативно — правовых основ регулирования инвестиционного процесса и предложены меры по их устранению. Проведен анализ состояния и развития системы стимулирования привлечения иностранных инвестиций. Автором обоснован вывод, что регулярные изменения условий стимулирования иностранных инвестиций являются одним из факторов дестабилизации инвестиционного процесса. п< Проведен анализ системы органов управления, осуществляющих меры государственного регулирования привлечения иностранных инвестиций в российскую экономику. Автором обоснован вывод, что нынешняя система органов государственного регулирования не является системной и разбалансирована. Количество органов регулирования должно быть сокращено, а основные вопросы привлечения иностранных инвестиций сосредоточены в едином органе управления. Автор обосновал вывод о необходимости создания такого органа управления, как «омбудсмен» .

Проведен комплексный анализ основных форм привлечения иностранных инвестиций. В их числе автор выделил: коммерческие организации с иностранными инвестициями, инвестиционные соглашения, соглашения о разделе продукции, свободные экономические зоны, концессии. Раскрыты особенности, недостатки и преимущества каждой из форм привлечения иностранных инвестиций. Намечены меры по дальнейшему развитию форм привлечения иностранных инвестиций.

Практическая ценность. Полученные на основе диссертационного исследования результаты, выводы и предложения могут быть использованы Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации, в том числе, Департаментом инвестиционной политики, Консультативным советом по иностранным инвестициям в России и другими заинтересованными министерствами и ведомствами в процессе разработки прогнозов социально — экономического развития Российской Федерации, мер государственного регулирования инвестиционного процесса, разработке вопросов инвестиционной политики.

Основные положения диссертации могут быть использованы в учебном процессе при изучении темы «Государственное регулирование экономики» и спецкурса «Государственное регулирование иностранных инвестиций в экономике России» .

Апробация работы. Основные положения диссертации и некоторые результаты, полученные при ее подготовке, были опубликованы в научных статьях.

Заключение

.

Подводя итог проделанному анализу, можно сделать вывод, что приток иностранных инвестиций в Россию остается на низком уровне, а их структура ухудшается. Импорт инвестиций в экономику России значительно меньше, чем экспорт капитала из России.

Неудовлетворительной является отраслевая и региональная структура иностранных инвестиций. Приоритетными для иностранных инвесторов являются отрасли добывающей и пищевой промышленности, что способствует закреплению неэффективной структуры российской экономики. Изменения отраслевой структуры не свидетельствуют о формировании финансовых потоков в направлении реального сектора экономики. Такая отраслевая структура не формирует условия для экономического роста.

Начавшаяся стабилизация российской экономики еще в большей степени предопределяет потребность в иностранных инвестициях. В этой связи актуальность привлечения иностранных инвестиций еще более возрастает.

Причина недостаточно высокой активности иностранных инвесторов на российском инвестиционном рынке и незначительных объемов иностранных инвестиций заключается в неблагоприятном инвестиционном климате. Основными факторами, негативно влияющими на состояние инвестиционного климата, являются: нестабильность налоговой системы и высокие масштабы налогообложенияотсутствие взаимосвязанной и стабильной системы нормативно — правового регулирования международного инвестиционного сотрудничестванезавершенность реструктуризации банковской системы. Высокие процентные ставки за банковский кредит, в результате чего кредит является недоступным для предприятий реального секторанедостаточный уровень квалификации управленческих кадров, медлительность в принятии решений органами управлениянеустойчивость макроэкономической ситуациинепрозрачность положений, регламентирующих приватизацию объектов государственной и муниципальной собственностинедостаточное развитие рыночной инфраструктурыотсутствие развитого рынка земли и недвижимостинесоответствие российской системы бухгалтерского учета международным стандартамкоррупция.

В связи с неблагоприятным состоянием инвестиционного климата необходимы меры государственного регулирования, направленные на его улучшение. Государство должно иметь как долгосрочную, так и текущую политику государственного регулирования привлечения иностранных инвестиций. При этом политика государственного регулирования должна основываться на стратегических целях социально — экономического развития страны и включать инструменты как стимулирующие, так и ограничивающие приток иностранных инвестиций.

Для активизации притока иностранных инвестиций государство должно осуществлять меры как внутри страны, так и за рубежом.

Первоочередная задача государственного регулирования — повышение уровня стабильности инвестиционного процесса посредством принятия основополагающих законопроектов, регламентирующих международное инвестиционное сотрудничество, составление перечня изъятий из российского инвестиционного законодательства и осуществление мер по их сокращению, введение в действие нормативно — правовых актов прямого действия. Обеспечение полного и беспристрастного соблюдения законодательства.

Требуются также дополнительные меры государственного регулирования по дальнейшему развитию системы стимулирования иностранных инвестиций. Ныне действующая система стимулирования предоставляет значительные льготы инвесторам, но она недостаточно эффективна. Основной недостаток заключается в том, что она имеет «перекос» в сторону фискальных льгот. Частая отмена льгот с целью получения дополнительных доходов в федеральный бюджет делает ее весьма неустойчивой и придает инвестиционному процессу фактор нестабильности. Существует необходимость увеличить в системе стимулирования удельный вес финансовых льгот. Это будет способствовать повышению стабильности инвестиционного процесса.

Регулирование инвестиционного процесса осуществляется значительным числом организационно — правовых структур. Это не создает условий для оперативного решения вопросов международного инвестиционного сотрудничества, не обеспечивает «прозрачность» регулирования деятельности иностранных инвесторов, отсутствует четкое разграничение функций регулирования инвестиционного процесса и координации вопросов инвестиционной деятельности. Сложилась ситуация, когда регулирование прямых иностранных инвестиций относится к функциям одного министерства (Минэкономразвития России), а регулирование портфельных инвестиций к функциям другого ведомства (ФКЦБ России).

Развитие основных форм международного инвестиционного сотрудничества и их практическое применение свидетельствует о незавершенности формирования мер государственного регулирования. Так, в связи с созданием коммерческих организаций с иностранными инвестициями, желательно начать разработку нормативно — правовых актов, устанавливающих уведомительную регистрацию этих организаций.

Для эффективной реализации инвестиционных соглашений также необходимо решить ряд вопросов, относящихся к сфере государственного регулирования. В связи с тем, что инвестиционные соглашения получили достаточно широкое применение, следует ввести в действие нормативноправовые акты, которые имели общий характер и не требовали принятия специальных документов при подписании каждого конкретного инвестиционного соглашения, как это имеет место в настоящее время.

Необходимо завершить формирование нормативно — правовой базы, регулирующей соглашения о разделе продукции. Для этого следует принять положения о заключении, исполнении и государственном контроле реализации соглашений о разделе продукции, о декларировании коммерческого открытия при разработке месторождений углеводородного сырья, о порядке включения малых месторождений полезных ископаемых в перечень участков недр, право пользования которыми может быть предоставлено на условиях раздела продукции.

Кроме того, необходимо осуществить меры, направленные на совершенствование государственной системы управления соглашениями о разделе продукции. Слишком большое количество органов отвечает за конкретные вопросы и выдает разрешения на их реализацию. В то же время координация вопросов между ключевыми министерствами и ведомствами и региональными органами власти слабая. Необходимо все вопросы, регламентирующие деятельность инвесторов на основе соглашения о разделе продукции, сосредоточить в одном органе управления, наделив его необходимыми ресурсами и правомочиями.

Отдельные направления привлечения иностранных инвестиций не регулируются законодательными актами — имеются ввиду свободные экономические зоны и концессии. В этой связи необходимо ускорить работу органов законодательной и исполнительной власти по подготовке и принятию законодательных актов, регулирующих соответствующие направления привлечения инвестиций.

Развитие мер государственного регулирования международного инвестиционного сотрудничества будет способствовать повышению динамичности инвестиционного процесса, увеличению объемов иностранных инвестиций в российской экономике, созданию дополнительных условий для стабилизации социально — экономической ситуации и экономического роста.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации. М.: «ИНФРА — М», 2001.
  2. Федеральный закон «Об иностранных инвестициях в Российской федерации» от 9 июля 1999 г. № 160-ФЗ. Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, № 28.
  3. Федеральный закон «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» от 25 февраля 1999 г. № 39-Ф3. Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, № 9.
  4. Федеральный закон «О соглашениях о разделе продукции» от 30 декабря 1995 г. № 220 ФЗ. Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 1.
  5. Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О соглашениях о разделе продукции» от 7 января 1999 г. № 19 ФЗ. Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, № 2.
  6. Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О соглашениях о разделе продукции» от 18 июня 2001 г. № 75-ФЗ. Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, № 26.
  7. Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц» от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ. Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, № 33.
  8. Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» от 8 августа 2001 г. № 134-Ф3. Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, № 33.
  9. Федеральный закон «О лизинге» от 29 октября 1998 г. № 164 -ФЗ. Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, № 44.
  10. Федеральный закон «О Бюджете развития» от 16 ноября 1998 г. № 181- ФЗ. Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, № 48.
  11. Федеральный закон «Об особой экономической зоне в Магаданской области» от 31 мая 1999 г. № 104 ФЗ. Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, № 23.
  12. Федеральный закон «О некоторых вопросах предоставления льгот участникам внешнеэкономической деятельности» от 13 марта 1995 г. № 31 ФЗ. Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, № 11.
  13. Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О налоге на имущество предприятий» от 25 апреля 1995 г. № 62 ФЗ. Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, № 18.
  14. Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2001 год». -М.: «Известия», 2001.
  15. Указ Президента Российской Федерации «О правовом регулировании в период поэтапной конституционной реформы Российской Федерации» от 7 сентября 1993 г. № 1598. Собрание законодательства Российской Федерации, 1993, № 41.
  16. Указ Президента Российской Федерации «О некоторых мерах по стимулированию инвестиционной деятельности, в том числе осуществляемой с привлечением иностранных кредитов» от 10 июня 1994 г. № 1199. Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, № 7.
  17. Указ Президента Российской Федерации «О дополнительных мерах по стимулированию развития производства, в том числе с привлечением иностранных кредитов» от 24 ноября 1994 г. № 2108. Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, № 49.
  18. Указ Президента Российской Федерации «О дополнительных мерах по привлечению иностранных инвестиций в отрасли материального производства Российской Федерации» от 25 января 1995 г. № 73. Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, № 5.
  19. Указ Президента Российской Федерации «О совершенствовании работы с иностранными инвестициями» от 27 сентября 1993 г. № 1466. Собрание законодательства Российской Федерации, 1993, № 40.
  20. Постановление Правительства Российской Федерации от 3 июля 1999 г. № 740 «О порядке и составе затрат, подлежащих возмещению при реализации соглашений о разделе продукции». Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, № 29.
  21. Постановление Правительства Российской Федерации от 8 июля 1999 г. № 741 «О порядке формирования и использования ликвидационного фонда при реализации соглашений о разделе продукции». Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, № 29.
  22. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть 1 и 11. М.: «Издательство ПРИОР», 2000.
  23. Бюджетный кодекс Российской Федерации. М.: 1999.
  24. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть вторая. -М.: «ИНФРА», 1996.
  25. Таможенный кодекс Российской Федерации. М.: «ТАИС», 1996.
  26. Комплексная программа стимулирования отечественных и иностранных инвестиций в экономику Российской Федерации. «Российская газета» от 4 ноября 1995 г. 1. Статистические материалы
  27. Российский статистический ежегодник: Стат. сб./ Госкомстат России. М., (1995 — 1999 гг.).
  28. Российский статистический ежегодник: Стат. сб./ Госкомстат России. М., 2000.
  29. Россия в цифрах. Краткий статистический сборник. Госкомстат России. М., (1995−2000 гг.).
  30. Россия 2001: экономическая конъюнктура. Выпуск 2, — М.: июнь 2001.
  31. Социально экономическое положение России. Ежемесячные сборники Госкомстата России (за 1996 — 2000 гг.).
  32. Инвестиционная деятельность в России: условия, факторы, тенденции. Госкомстат России. М., 2001.
  33. Национальные счета России в 1991 1997 годах. Статистический сборник. Госкомстат России. — М., 1996.
  34. Национальные счета России в 1992 1999 годах. Статистический сборник. Госкомстат России. — М., 1996.
  35. Социально экономическое положение России, январь 2001 года. Госкомстат России. — М., 2001.
  36. Статистический бюллетень № 9 (72). Госкомстат России. М., сентябрь 2000.
  37. Статистический бюллетень № 11 (74). Госкомстат России. М., декабрь 2000.
  38. Строительство в России. Стат. сб. / Госкомстат России. М., 2000.
  39. Финансы в России. Стат. сб. / Госкомстат России. М., 2000.1. Монографии
  40. Анализ конъюнктуры инвестиционного рынка в 1998 году. -М.: Центр экономической конъюнктуры, 1999.
  41. Аносова J1.A., Яскина Г. С. Сямэнь: особая экономическая зона КНР.- С.-Пб.: «Наука», 1995.
  42. А. Иностранные инвестиции в России. Отдельные факты и тенденции. Москва, 1995.
  43. B.C. Инвестиционные проблемы в российской экономике. М.: «Экзамен», 2000.
  44. А.Г. Инвестиционное право. М.: «Российское право», 1992.
  45. М.М. Иностранные инвестиции: правовое регулирование. М.: «БЕК», 1996.
  46. В.В. Финансово кредитные методы регулирования рынка инвестиций. — М.: «Финансы и статистика», 1993.
  47. А.Р. Экономическая эффективность инвестиций в предпринимательской деятельности. СПб, 1992.
  48. Внешнеэкономические связи России. Иностранный капитал в экономике России. № 11, 1993.
  49. Внешнеэкономический бизнес в России: справочник. Под редакцией И. П. Фаминского. М.: «Республика», 1997.
  50. Годовой доклад торгово промышленной палаты Российской Федерации 1996 год. — М., 1996.
  51. А.Д., Колюшин Е. Д. Иностранные инвестиции в России: законодательное регулирование. М.: АО «АРГО», 1993.
  52. А.А., Кулибанов B.C. Реформирование экономики при дефиците инвестиций. Санкт-Петербург, РАН ИСЭП, 1995.
  53. Договор к энергетической хартии и связанные с ним документы. Programme Synergy, 1996.
  54. Т., Окрут 3. Свободные экономические зоны в мировом хозяйстве. М.: «ИНФРА-М», 1998.
  55. И.И. Всемирная Торговая Организация (включая деятельность ГАТТ-1947 и ГАТТ-1994 и Генеральное Соглашение по Торговле и Услугам ГАТС). М., 1996.
  56. С.И., Перская В. В. Инвестиционное сотрудничество на территории России: экономико-правовая поддержка, техника организации. -М.: «Луч», 1993.
  57. Н.Г., Семилютина Н. Г. Правовое регулирование иностранных инвестиций в России и за рубежом. М.: «Финстатинформ», 1993.
  58. С.Ю. и другие. Иностранные инвестиции в России: вопросы финансового регулирования. М.: «Финансы и статистика», 1991.
  59. Законодательство об инвестициях России и ближнего зарубежья. М.: «Международные отношения», 1993.
  60. А. Б. и др. Стратегическое планирование и анализ эффективности инвестиций. Москва, 1997.
  61. А. Платить или не платить? Альтернативные стратегии снижения бремени государственного внешнего долга. «Вопросы экономики», № 10, 2001.
  62. Инвестиционная деятельность: реальные и финансовые вложения. СПб ГААП, СПб, 1997.
  63. Инвестиционный климат регионов России: опыт оценки и пути улучшения. М., 1997.
  64. Инвестиционный климат и экономическая стратегия России. Материалы для обсуждения. М., апрель 2000.
  65. Инвестиционный климат и перспективы экономического роста в России: в 2-х книгах/ отв. ред. Е. Г. Ясин. М.: ГУ ВШЭ, 2001.
  66. Иностранные инвестиции в России: современное состояние и перспективы. Под ред. И. П. Фаминского М.: «Международные отношения», 1995.
  67. Иностранные инвестиции в России: тенденции и перспективы. (А. Астапович, А. Полетаев, Е. Яковлева и др.) М.: Агентство Информарт, 1995.
  68. Иностранные инвестиции в экономике России: история и современность. Отв. ред. Богомолов Е. М.: ИНИОН, 1995.
  69. Иностранные инвестиции, совместные предприятия и иностранные юридические лица. Практическое пособие. М.: «Экономика и финансы», 1998.
  70. Иностранные инвестиции в российскую экономику: проблемы и перспективы. Под ред. С. Я. Веселовского. М.: Международный центр финансового экономического развития, 1996.
  71. Иностранный капитал в экономике Российской Федерации. Под ред. В. М. Лебедева, И. А. Спиридонова, JI. С. Валинтинович, М., 1993.
  72. Иностранный капитал в России: попытка ответить на несколько практических вопросов (В.П. Серегин, В. П. Степанов, Е.Д. Халевин-ская). М.: «Марин инжирининг сервис», 1994.
  73. Е.Б. Лизинг: правовое регулирование, практика. -М.:"Инфра», 1998.
  74. А.В. Правовые основы отношений государства и инвесторов. М.: «ИНФРА-М», 1998.
  75. А., Субботин М. Государство и инвестор: об искусстве договариваться. Часть 1 и 2.- Москва «Эпицентр», Харьков «ФОЛИО», 1996.
  76. Э.И., Журавкова И. В. Анализ эффективности инвестиционной и иновационной деятельности предприятий. Учебное пособие. -М.: «Финансы и статистика», 2001.
  77. Курс переходной экономики. Учебник под ред. академика Л. И. Абалкина М.: ЗАО «Финстатинформ», 1997.
  78. В.Л. Перестройка инвестиционной сферы. М.: «Наука», 1992 г.
  79. А., Семенов С. Инвестиционный анализ. М., 1999.
  80. Международные валютно кредитные и финансовые отношения. Учебник под ред. Красавиной JI.H. — М.: «Финансы и статистика», 1994.
  81. Международные инвестиции и международные закупки. Под ред. Есипова В. Е. СПб.: издательство СПб ГУЭФ, 1998.
  82. В. Д. Инвестор в России: что делать?- М.: ММВБ, 2000.
  83. А.Б., Заикин П. В. «Экономическое обоснование инвестиций в условиях формирования рыночных отношений: методы и модели». М.: ЦНИИЭУС, 1991.
  84. Обзор экономической политики в России за 1998 год. С. Б. Авдашева, А. З. Астапович, Д. А. Беляев и другие- Бюро экономического анализа. М.: Росспэн, 1999.93. «Основы внешнеэкономических знаний». Под ред. И.П. Фа-минского М.: «Международные отношения», 1994.
  85. В.П. Государственное регулирование национальной экономики. М.: «Юристъ», 1999.
  86. Правовое регулирование иностранных инвестиций в Российской Федерации, Сборник нормативных актов. М.: «Де- юре», 1995.
  87. Пути привлечения иностранных инвестиций в экономику России. Под ред. В. П. Колесова и М. Н. Осьмовой. М.:"ТЕИС», 1998.
  88. Резервы инвестиционного потенциала. Отв. ред. Смышляева Л.Н.-М., 1991.
  89. Рекомендации по подготовке и обоснованию предложений о создании и деятельности совместных предприятий на территории СССР. Под ред. И. П. Фаминского, М., 1989.
  90. Дж. М. Инвестиции: Терминологический словарь. Пер. с англ. М.: «ИНФРА — М», 1997.
  91. Россия: внешнеэкономические связи в условиях перехода к рынку. Под ред. И. П. Фаминского. М.: «Международные отношения», 1993.
  92. Россия в АТЭС: новые возможности в новых условиях. М.: Институт Дальнего Востока РАН, 2000.
  93. Руководство по инвестициям: Российская Федерация. Paris, ОСДЕ, 1996.
  94. К.А. Государственное регулирование внешнеэкономических связей России. М.: Ассоциация «Гуманитарные знания», 1995.
  95. В.П. Иностранный капитал на пути в Россию. М., 1999.
  96. В.Б. Обеспечение надежности инвестирования в реальный сектор экономики. СПб.: СПб ГААП, 1997.
  97. В.Б. Финансирование и кредитование инвестиций. -СПб.: СПб ГААП, 1997.
  98. Совместные предприятия: опыт, тенденции, проблемы. Под ред. В. В. Раненко, И. С. Мухаметшина. М., 1991.
  99. Современный взгляд на иностранные инвестиции в России (В.П. Серегин, В. П. Степанов, Е.Д. Халевинская). М.: «Марин инжиниринг сервис», 1995.
  100. Собственность в экономической системе России. Под ред. В. Н. Черковца, В. М. Кулькова.- М.: «ТЕИС», 1998.
  101. Соглашения о разделе продукции. Сборник нормативных правовых актов. Часть 1 и 2. М.: ВИЭМС, Центр «СРП-Недра», 2001.
  102. К .Г. Лизинг во внешнеэкономической деятельности предприятия. М., 1992.
  103. Татарстан: нормативные акты, экономика, прогнозы. «Гран-Дан», г. Казань, 1997.
  104. Е.С. Инвестиционный процесс в России: вчера, сегодня, завтра. М.: «ТЕИС», 2000.
  105. Е.С. Инвестиционный процесс в системе межотраслевых связей: вопросы теории и практики анализа. М.: «ТЕИС», 2001.
  106. Фишер Пауль. Прямые иностранные инвестиции для России: стратегия возрождения промышленности. М.: «Финансы и статистика», 1999.
  107. Формы и методы внешнеэкономической деятельности предприятия на мировом рынке. Под ред. П. С. Завьялова, К. Г. Сусаняна, М., 1992.
  108. Е.Д. Предприятие с иностранным капиталом в России. М.: АО «Финстатинформ», 1995.
  109. Н.А. Пути решения инвестиционных проблем в российском нефтегазовом комплексе. Москва, 1998.
  110. Н.А. Российский нефтегазовый комплекс: международное инвестиционное сотрудничество. М.: «Архив — М», 2001.
  111. Г., Пресняков В., Фаминский И. Регулирование внешнеэкономических связей. М.: «ИНФРА -М», 1997.
  112. Экономика внешних связей России. Под ред. А. С. Булатова. -М.: «БЕК», 1995
  113. Н.Ю. Модели и основные условия привлечения иностранных инвестиций. Дубна, 1998.1. Периодика
  114. В. Иностранный капитал в экономике России. «Экономист», № 3, 1997.
  115. Аренд Рудигер. Прямые иностранные инвестиции в российскую экономику стоит ли овчинка выделки? Данные опроса иностранных инвесторов. «Обзор российской экономики», июнь 2000, РЭЦЭП, Москва.
  116. С. Иностранные инвестиции: надежды и реалии. «Россия 21 век», № 5−6, 1998.
  117. С. Иностранное предпринимательство в России: штрихи к историческому образу страны. «Россия 21 век», № 1−2, 1998.
  118. И.П., Грязнов Э. А., Фаминский И. П. Как вдохнуть жизнь в свободные экономические зоны. «Федерализм», № 3, 1996.
  119. А. Вывоз капитала из России: вопросы регулирования. «Вопросы экономики », № 3, 1998.
  120. А. Иностранные инвестиции в России: итоги и перспективы. «Финансовый бизнес», № 1, 1995.
  121. А. Мобилизация финансовых ресурсов для инвестиций. «Вопросы экономики», № 7, 1994.
  122. А. Дилемма инвестиционной стратегии государства. «Российский экономический журнал», № 10, 1997.
  123. А. Таможенно тарифная политика в контексте новых макроэкономических реальностей. «Российский экономический журнал», № 5−6, 2000.
  124. А., Лапенин В., Исаков Г. Внешнеторговая политика России в контексте проблемы ее вступления в ВТО. «Российский экономический журнал», № 7, 1999.
  125. А. Водянов, А. Смирнов. Паутина роста. «Эксперт», № 42, 6 ноября 2000 г.
  126. С. Стабилизация и экономический рост. «Вопросы экономики», № 1, 1998.
  127. JI. Трансформация без иностранного капитала: 10 лет спустя. «Вопросы экономики», № 6, 2001.
  128. JI. Анализ инвестиционных проектов: подход зарубежных инвесторов. «ЭКО», № ю, 1994.
  129. А., Марковская В. Динамика иностранных инвестиций в России в 1994—1997 гг.. «Инвестиции в России», № 7, 1998.
  130. Ю.А. Договор к Энергетической хартии и баланс российских интересов (комментарии в связи с представлением на ратификацию). Москва, 2000.
  131. Ю.А. Привлечение инвестиций в проекты по добыче углеводородов в России на условии СРП. «Нефть, газ и бизнес» № 3, 2000.
  132. Ю. Соглашения по связанным с торговлей инвестиционным мерам и российское законодательство. «Инвестиции в России», № 8, 2000.
  133. Ю. Запретить нельзя инвестировать. Госдума может ошибиться в выборе места для запятой. «Нефть России», № 10, 2000.
  134. Ю. Россия долго думает, нужен ли ей Договор к Энергетической хартии. «Нефть России», № 12, 2000.
  135. Ю., Цветков Н. Печальный юбилей. Исполняется год, как в России начал действовать закон об иностранных инвестициях. «Нефть России», № 7, 2000.
  136. О.О. Инфляция и инвестиции в рыночной экономике. Вестник Московского университета. Серия 6. Экономика. № 3, 1995.
  137. В.В., Пресняков В. Ф., Розенталь В. О. Институциональные проблемы функционирования и преобразования в Российской экономики. «Экономическая наука современной России», № 1, 1999.
  138. И., Рогов С. Воспроизводство основных фондов и его инвестиционные источники. «Российский экономический журнал», № 7, 1995.
  139. Игонина J1.H. Проблема финансирования инвестиционной деятельности в регионах. «Финансы», № 9, 1997.
  140. Инвестиционный рейтинг российских регионов. 1997−1998 годы. «Эксперт «, № 39, 1998.
  141. Инвестиционный рейтинг российских регионов. 1998 1999 годы. «Эксперт», № 39, 1999.
  142. Иностранные инвестиции и совместные предприятия. «ЭКО», № 3, 1997.
  143. C.JI. Государственное регулирования инвестиционного процесса в России. «США: экономика, политика, идеология», № 3, 1997.
  144. М. Российский импорт капиталов и режимы инвестирования. «Проблемы прогнозирования», № 5, 1995.
  145. С., Квашнина И. Иностранные капиталовложения в России: состояние и перспективы. «Вопросы экономики», № 12, 1996.
  146. С., Квашнина И. Российский кризис и международное движение капитала. «Проблемы прогнозирования», № 2, 1997.
  147. Д.К. Привлечение иностранных инвестиций с помощью инвестиционных институтов в России. «Вестник СПб ГУ», серия 5, вып. 1.
  148. В. Региональная инвестиционная политика: мировой опыт и российские проблемы. «Проблемы теории и практики управления», № 4,1995.
  149. В. Прямые иностранные инвестиции. Проблемы и пути привлечения. «Финансовый бизнес», № 3,1998.
  150. И. Инвестиционный комплекс России. Проблемы и перспективы. «Инвестиции в России», № 11, 1998.
  151. В.М. Иностранные инвестиции в российской экономике. «Финансы», № 9, 1997.
  152. В.М. Привлечение иностранных инвестиций: оценка ситуаций. «Российский экономический журнал», № 3, 1998.
  153. В.М. Привлечение иностранных инвестиций: фактология, проблемы, подходы к решению. «Российский экономический журнал», № 5−6, 2000.
  154. Т.И. Особенности регулирования инвестиционной деятельности в свободных экономических зонах. «Экономика строительства», № 1, 1998.
  155. В., Лившиц С. Когда же и на нашей инвестиционной улице будет праздник. «Инвестиции в России», № 9, 1998.
  156. Л. Инвестиционные фонды не решили проблем коллективного инвестирования. «Финансовая неделя», № 9, 2000.
  157. May В., Волосатов А. Правовая база экономической реформы: проблема устойчивости. «Вопросы экономики», № 8, 1998.
  158. Муди-Стюарт Дж. Во что обходится обществу коррупция в верхах. «Экономическая наука современной России», № 1, 1999.
  159. Н. Инвестиционный процесс. «Российский экономический журнал», № 1, 1997.
  160. Н. К оценке новой правительственной программы стимулирования отечественных и иностранных инвестиций. «Российский экономический журнал», № 10, 1995.
  161. В. Экономическая роль иностранных инвестиций. «Эконоьмист», № 11,2001.
  162. Л. Управление инвестиционным процессом: ситуация в России и опыт развитых стран. «Проблемы теории и практики управления», № 6,1997.
  163. Е. У Правительства нет стратегии привлечения иностранных инвестиций. «Финансовая неделя», № 9, 2000.
  164. . Иностранные частные инвестиции в России: тенденции развития, проблемы, перспективы. М.: Институт Европы, 1995.
  165. . Импорт капитала: мировой опыт и практика России. «МЭиМО», № 12, 1996, № 1, 1997.
  166. . Потенциал инвестирования. «Экономист», № 3,1996.
  167. В. Сильные институты важнее скорости реформ. «Вопросы экономики», № 8, 1998.
  168. В.А. Тенденции развития мирового рынка капиталов и адаптационные возможности России. «США: экономика, политика, идеология», № 1−2, 1997.
  169. В.Ю., Соколов В. В. Иностранные инвестиции и национальный технологический потенциал России. «Внешняя торговля», № 1, 1994.
  170. М. Могила исправит. «Эксперт», № 25, 1999.
  171. В. Инвестиции как фактор экономического роста. «Финансы», № 1, 1999.
  172. Н., Капустин А. Свободные экономические зоны: мировой опыт и российские перспективы. «Вопросы экономики», № 12, 1996.
  173. Ю.П., Лейкина Т. Г. Иностранные инвестиции по нефинансовому сектору. «Банковское дело», № 12, 1997.
  174. Ю., Гришин А. Проблемный анализ тенденций в экономике России переходного периода. «Вопросы экономики», № 4, 1994.
  175. Тарифная реформа. «Вестник экономики», № 19, октябрь, 2000 год.
  176. Г. Инвестиционное законодательство России. «Инвестиции в России», № 8, 1998.
  177. Я. Инвестиционный климат в России и привлечение иностранных инвестиций. «Вопросы экономики», № 8, 1994.
  178. Я. О мерах по оживлению инвестиционного процесса в России. «Вопросы экономики», № 1, 1997.
  179. В. Иностранные инвестиции в России. «Вопросы экономики», № 8, 1994.
  180. С. Иностранные инвестиции в России. Преодоление барьеров. «Рынок ценных бумаг», № 3, 1997.
  181. Н. Ратификация Договора к Энергетической хартии -фактор улучшения инвестиционного климата. «Инвестиции в России», № 10 (69), 2000.
  182. Е. Экономический рост как цель и как средство (современная ситуация и перспективы российской экономики). «Вопросы экономики», № 9, 2001.
  183. Материалы, полученные из Интернета
  184. П. Инвестиционный климат в России. Адрес в Интернете: http://www./ rbk / ru / publik /518/ showb. cgi /290 399 518.html.
  185. Инвестиции в основной капитал. Адрес в Интернете: http://www./ rbk / ru / publik / 658 /showb.cgi /71 299 657. html.
  186. E. Иностранные инвестиции в российскую экономику. Адрес в Интернете: http:// www.// rbk / ru / publik / 658/showb.cgi / 71 299 658. html.
  187. Материалы информационного агентства «Финмаркет». Адрес в Интернете: http://www.finmarket.ru / ECONOMIC / invest.html.
  188. Правовая система «Референт -Web"// Адрес в Интернете: http://www.referent.ru.
  189. И. Форма государственной поддержки инвестиционных проектов. Адрес в Интернете: http://www.primetas.ru /free/Analitik /theory /Shmakov /invl.html.
  190. Анализ тенденций развития регионов России. Инвестиции -условие развития региона. Адрес в Интернете: http: // www. nns. ru /analytdoc/ otch 11. html.
  191. В. На что могут рассчитывать иностранные инвесторы? Состояние и перспективы российского инвестиционного законодательства. Адрес в Интернете: http: // alyona: nns.ru /gallery/ investitsii / inv 50. html.
  192. О зарубежных инвестициях в экономику России. Адрес в Интернете: http.// alyona.nns.ru /analytdoc/ims/ 1998 sv 150 311. html.
  193. А., Михайлова Н. Лизинг: экономичный путь привлечения реальных инвестиций. Адрес в Интернете: http:// www.manage.ru /taxes/ leasingscheme. html.
  194. Ховард Чейз (BP Amoco): Покажите, что инвестиции могут работать в экономике России. Адрес в Интернете: http://www.policy.ru / documents/ 175 780.html.
  195. Е. Иностранные инвестиции российской экономике. Адрес в Интернете: http://www. iet.ru /trend/ 04−00/ 6.html.
  196. А. Иностранные инвестиции в Республике Казахстан: анализ форм и необходимость привлечения на современном этапе. Адрес в Интернете: http:// kazsulib.uni. seikz / Vestnik Econom / year 98 / № 10.
  197. И.А. Налоговое стимулирование сбережений и инвестиций: Британский опыт. Адрес в Интернете: http:// www. consulting, ru / main / ias / texts/ m4 / 043 tax 4. htm.
  198. Competition Law for Developing Economies. Trade and Investment Committee. Singapore, August 1999.207. 2000 APEC Economic Outlook. Singapore, November 2000.208. 2000 Annual Report to Ministers. Committee on Trade and Investment, Singapore, 2000.
  199. Foreign direct investment. (International Finance Corporation), 1997.
  200. George S.Vip. Total global strategy. Managing for worldwide competitive advantage. Prentice hall, 1992.
  201. Guide to the Investment Regimes of the APEC Member Economies. Fourth Edition, Singapore, 1999.
  202. Learning From Experience. The First APIAN Policy Report. Singapore, November 2000.
  203. Open Economies Delivering to People: APEC s Decade of Progress, Singapore, 2000.
  204. Investment portfolio. Washington: International Finance Corporation. 1998. (№ 1(3). 1999).
  205. Sader F. Attacting foreign direct investment into infrastructure: Why it is difficult? Washington: the World Bank/ International Finance Corporation, 1999.
  206. World Investment Report, 1995 -1998. UNCTAD. Geneva.
  207. World Investment Report 1999. Foreign Direct Investment and the Challenge of Development. New York and Geneva, 1999.
  208. World Investment Report 2000. New York and Geneva, 2000.
Заполнить форму текущей работой