Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Особенности взаимодействия России и Европейского Союза в газовой сфере в современных условиях

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Исследования. Энергетическое сотрудничество является одной из важнейших составляющих стратегического партнерства России и Евросоюза, что соответственно предопределяет обеспечение реализации как национальных, так и взаимных интересов сторон в этой сфере, решения задач энергетической безопасности в условиях экономической и политической стабильности. Российская Федерация, будучи одним из крупнейших… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Состояние и перспективы развития газовой сферы в России
    • 1. 1. Роль газовой сферы в модернизации экономики России
    • 1. 2. Основные направления развития газовой сферы России в контексте формирования общего экономического пространства Российской Федерации и ЕС
  • Глава 2. Современная газовая политика ЕС
    • 2. 1. Особенности европейского рынка природного газа и место России на нем
    • 2. 2. Соотношение газа и альтернативных источников энергии в энергетической стратегии ЕС
  • Глава 3. Перспективы развития взаимодействия России и ЕС в энергетической сфере
    • 3. 1. Перспективы развития взаимодействия России и ЕС в газовой сфере
    • 3. 2. Формирование единого энергетического пространства России ЕС

Особенности взаимодействия России и Европейского Союза в газовой сфере в современных условиях (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Энергетическое сотрудничество является одной из важнейших составляющих стратегического партнерства России и Евросоюза, что соответственно предопределяет обеспечение реализации как национальных, так и взаимных интересов сторон в этой сфере, решения задач энергетической безопасности в условиях экономической и политической стабильности. Российская Федерация, будучи одним из крупнейших производителей нефти и газа, располагает значительными запасами энергетических ресурсов при развитом топливно-энергетическим комплексе. Эти составляющие выступают в качестве базовых элементов как развития экономики нашей страны в целом, так и важнейшей компонентой реализации задач внешнеэкономической политики, в частности при обеспечении своих долгосрочных партнерских обязательств перед контрагентами Евросоюза.

Газовая отрасль России в современных условиях — это своего рода «локомотив» поступательности развития национальной экономики, выполняя при этом важнейшую функцию международного сотрудничества — устойчивого энергообеспечения европейских партнеров. Так, Россия занимает первое место в мире по добыче, запасам и ресурсам газа, обеспечивает свыше 21% его мирового производства и около 25% всех международных поставок. В 2010 г. валовая добыча природного и попутного нефтяного газа в России возросла до 665,5 млрд м, из них эффективный объем, включая товарный газ, технологические нужды и закачку в пласт, составил около 650 млрд м3, сожжено в факелах — почти 16 млрд м3.

Курс на модернизацию и инновационно-технологическое развитие национальной экономики логично предопределяет формирование устойчивых институционально-правовых, экономических, в том числе на основе развития внешнеэкономического взаимовыгодного сотрудничества, предпосылок для выхода топливно-энергетического комплекса страны на новые ориентиры, соответствующие повышению международной конкурентоспособности в целом, в замкнутом воспроизводственном цикле, акцентируя внимание при этом на энергосбережении и энергоэффективности.

Экономические интересы России на европейском энергетическом рынке связаны, в основном, с сохранением и расширением присутствия российских производителей на континентальных рынках углеводородного сырья и нефтепродуктов, с их внедрением в сбытовые сегменты нефтегазового бизнеса европейских стран, с желанием получения долгосрочных производительных инвестиций и новых, передовых технологий.

На VI саммите Европейского Союза и России в октябре 2000 года в Париже был учрежден на постоянной основе «Энергетический Диалог», целью которого является достижение прогресса в реализации энергетического сотрудничества между Европейским Союзом и Российской Федерацией. В рамках Диалога идет обсуждение вопросов, представляющих взаимный интерес в сфере энергосбережения, рационализации производства энергоносителей и создания транспортной инфраструктуры, инвестиционных возможностей Европы и взаимоотношений между производителем и потребителем энергетического сырья. Однако энергодиалог России и ЕС пока не привел к заметным практическим результатам и носит, скорее, формальный характер, и наиболее острые вопросы остаются открытыми. Так, в условиях либерализации европейского газового рынка, Евросоюзом выставлены более жесткие требования к странам и компаниям-поставщикам природного газа в контексте обеспечения энергетической безопасности именно стран ЕС. Это обусловливает для России не только появление новых рисков и выдвижение новых задач, но и более конструктивное позиционирование на международной арене, формирование стратегии национальной энергетической политики, отвечающей как национальным интересам, так и принципам стратегического взаимодействия со странами ЕС. Это тем более необходимо в условиях усиления процесса наднациональной интеграции в Евросоюзе, ведущего к разработке и реализации единой энергетической политики ЕС, в том числе в отношении третьих стран. Принятие Европарламентом и Европейским советом в конце 2009 года Третьего энергетического пакета, законопроекта Еврокомиссии, направленного на построение единого электроэнергетического и газового рынка ЕС нацелено на разделение вертикально интегрированных энергетических компаний и ограничение инвестиций из третьих стран. Фактически данный пакет можно рассматривать, как «яблоко раздора в отношениях ЕС и России». В Евросоюзе не сформировано определение, одобренное всеми странами-членами, в части общих энергетических интересов ЕС в отношении России, имеют место существенные различия позиций отдельных стран ЕС, при оценке особенностей энергетической безопасности каждой из стран. В рамках энергодиалога Россия — ЕС не создан механизм взаимодействия между бизнес-сообществами, который бы содействовал наполнению практическим содержанием энергетического сотрудничества. Энергетическая секция в рамках российско-европейского круглого стола промышленников на практике оказалась малоэффективной.

В последнее время усилилась политизация энергетического сотрудничества. Так, со стороны ряда стран Восточной Европы выдвинуты политические условия, существенно затрудняющие реализацию на практике энергетического партнерства. Создание Энергетического сообщества ЕС и ряда стран Восточной Европы, а также выход России из режима временного применения Договора к Энергетической хартии (ДЭХ) привлекают внимание к необходимости развития международно-правовой базы энергетического сотрудничества между Россией и ЕС. Таким образом, перед Россией стоит задача не только продвижения инициатив по совершенствованию международных энергетических отношений, но и формирования эффективного механизма взаимодействия, позволяющего обеспечить реализацию как международных договоренностей, так и национальных экономических интересов страны. Газовые и нефтяные «кризисы транзита углеводородов» в страны ЕС через территорию Белоруссии и Украины обнажили проблемы безопасности транспортировки российских углеводородов в ЕС, способствуя повышению «градусу политизации» энергетического взаимодействия ЕС и России. Нарушения в обеспечении внешнего энергоснабжения ведут к системным сбоям функционирования всей экономики Евросоюза.

Таким образом, оценка современного состояния и специфики подходов сторон к данному сотрудничеству, перспектив развития отношений России и Евросоюза в газовой отрасли представляются актуальными и важными, поскольку Россия является ключевым внешним поставщиком энергоресурсов.

Степень научной разработанности проблемы. Методологической основой диссертационного исследования являются идеи и теоретические положения отечественных и зарубежных экономистов. Для достижения поставленных в работе целей и задач автор посчитала целесообразным использование комплекса методов исследования экономических процессов в мировой и российской энергетике, а также рассмотрение и анализ максимально возможного количества факторов и условий формирования и развития центров мировой энергетической политики в системе международных экономических отношений с привязкой к конкретным практическим и актуальным проблемам энергетического направления внешней и внешнеэкономической политики России.

В работе использовались общие и специальные методы анализа в области международных экономических отношений, в том числе примененные в теоретических разработках отечественных и зарубежных исследователей (И.Д. Иванова, Т. М. Рыбчинского, В. В. Леонтьева, П. Самуэлъсона, В. Столпера, Ф. Листа, Ф. Д. Митчела, П. Кругмана, М. Обстфельда, X. Хотеллинга, М. Портера, Ф. Перру и др.).

Для экономического анализа процессов в мировой энергетике, а также международного энергетического взаимодействия автором были использованы труды таких российских исследователей, как А. А. Арбатова, A.A. Бесчинского, Т. В. Бордачева, Ю. А. Борко, Ю. И. Боксермана, О. Б. Брагинского, Н. С. Гриб, А. Н. Дмитриевского, С. З. Жизнина, И. А. Жученко, С. А. Караганова, A.A. Конопляника, О. И. Маликовой, A.M. Мастепанова, К. Н. Миловидова Т.А. Митровой, В. В. Перской, А. К. Субботина, Е. А. Телегина, A.A. Шкуты, В. Г. Шемятенкова, М. Л. Энтина.

Энергетическая проблематика активно рассматривается зарубежными исследователями. Особое место в числе работ, посвященных проблемам международной энергетики, ее политической составляющей, принадлежит исследованиям У. Грина, К. Гудвина, Т. Густафсона, Б. Джентелсона, Д. Ергина, П. Кауэя, У. Леви, Дж. Митчела, М. Нилрича, А. Сампсона, Дж. Силовича, Дж. Станислава, М. Тангера, Э. Флауэра, П. Штерна, Э. Честера, Дж. Ягера и др.

Вместе с тем влияние особенностей взаимодействия России и ЕС в газовой сфере с учетом стратегических перспектив на их экономическое партнерство в современных быстроменяющихся условиях не получило должного рассмотрения в научной литературе, что и послужило основанием для выбора темы.

Объектом исследования является экономическое сотрудничество России и стран Евросоюза в газовой отрасли.

Предмет исследования — особенности системы экономических отношений, складывающиеся в процессе развития экономического взаимодействия России и стран Евросоюза в газовой сфере в условиях глобализации энергетического рынка.

Цель исследования — исследовать структуру, основные составляющие и особенности стратегического взаимодействия России и ЕС в газовой сфере и выработать рекомендации по формированию оптимальной системы отношений, отвечающих взаимным стратегическим интересам сотрудничающих сторон. Реализация поставленной цели предполагает решение следующих задач:

— исследовать специфику развития и процесса модернизации газовой отрасли России, акцентировав внимание на ее экспортном потенциале и перспективных направлениях его развития в современной конкурентной среде мирового рынка, выявить конкурентные преимущества России на рынке природного газа;

— изучить динамику и структуру сотрудничества России и ЕС в области поставок природного газа;

— провести анализ специфики направлений формирования новой энергетической политики ЕС в рамках Третьего энергетического пакета;

— выработать рекомендации по оптимизации взаимовыгодного стратегического взаимодействия России и ЕС в газовой сфере.

Теоретической базой исследования явились труды отечественных и зарубежных ученых в области мировой экономики и международных экономических отношений, нормативно-правовые акты Российской Федерации, материалы российских и международных научно-практических исследований по вопросам развития газовой отрасли России и стран Евросоюза.

В ходе исследования использовались методы системного подхода, логического и сравнительного анализа, сравнения, группировки и обобщения, аналогии и количественного анализа, а также другие аналитические и прогностические методы.

Информационной базой исследования явились данные Федеральной службы государственной статистики, профильных Комитетов Государственной Думы РФпостановления и другие документы Правительства РФ, Министерства энергетики РФ, Министерства финансов РФ, Министерства промышленности и торговли РФ, Министерства природных ресурсов РФ, Министерства экономического развития РФ, Федерального агентства по недропользованию, а также доклады МЭА, АТЭС, НАФТА, ФСЭГ, British Petroleum, Russian Petroleum Investor (RPI), Business Monitor, доклады тематических групп энергетического диалога ЕС-Россия и Европейской Комиссии, экономико-статистические обзоры ОАО «Газпром», ООО «Газпромэкспо» и ведущих европейских газовых компаний, а также материалы научных, деловых и информационных российских и зарубежных периодических изданий.

Основной научный результат диссертационного исследования заключается в разработке целостной концепции развития стратегически взаимовыгодного взаимодействия Российской Федерации и Европейского Союза в газовой сфере. Данная концепция включает в себя: а) обновленную теоретико-методологическую базу анализа места газовой сферы в национальной экономикеб) основные направления развития газовой сферы России с учетом особенностей и возможностей перспективного формирования общего экономического пространства Российской Федерации и Евросоюзав) особенности взаимовыгодного взаимодействия России и ЕС в газовой сфере с учетом стратегических перспектив в динамике соотношения газа и других стратегических источников энергии в странах Европыг) рекомендации по оптимизации процесса вышеназванного взаимодействия с ориентацией на укрепление конкурентоспособности газовой сферы России и надёжности энергообеспечения Европейского региона в мировом хозяйстве.

Научная новизна основного результата диссертационного исследования заключается в следующем.

1. Обосновано обновленное содержание категории газовой сферы в национальной экономике. Она рассматривается как сложное комплексное многоотраслевое образование в системе национальной экономики, включающее: добывающие, перерабатывающие газ производстваобеспечивающие их инфраструктурные отраслинаучно-инновационные^ образовательные и социальные структуры. Все эти подсистемы взаимодействуют друг с другом в единой институциональной среде, ориентируясь преимущественно на конкурентоспособное воспроизводство важнейшего в современных условиях мирового хозяйства энергетического продукта.

2. Раскрыты основные направления развития взаимовыгодного сотрудничества в газовой сфере России и ЕС на основе многоуровневого партнерства, включая возможности и интересы на уровне национальной экономики, регионов и корпораций. В числе данных направлений: инвестиционное, инновационно-технологическое, научное, социальное, распределение собственности. Данные направления учитывают современные особенности стратегического развития стран Евросоюза и России, в составе которых: комплексность и мультипликативность приоритетов, ориентация на рост конкурентоспособности, диверсификация форм взаимодействия, согласованность интересов, переход от простых взаимоотношений продавца и покупателя к сложным партнерским отношениям во всех стадиях воспроизводственного цикла на всех уровнях — от национального до корпоративного.

3. Доказано, что для обеспечения поступательного развития взаимодействия России и стран ЕС в газовой сфере необходима ускоренная диверсификация и модернизация российского машиностроительного комплекса на новом технологическом уровне, резкое снижение доли импортируемого газового оборудования, стимулирование отечественной науки и процесса инсталляции разработок и внедрения новых технологий, направленных на повышение уровня отдачи действующих газовых месторождений.

4. Сформулированы рекомендации по повышению эффективности экспортной стратегии России на газовом рынке Евросоюза, в частности предложены: ускорение переговорного процесса по формированию зоны свободной торговли России и стран ЕСоптимизация транспортных затратсохранение системы долгосрочных контрактов как основы поступательности экономического сотрудничества и его устойчивой динамикивыход на рынок конечных потребителей, используя при этом взаимодействие с независимыми производителями газа Центральной Азии, а так же ценовой фактор в виде «растущей цены» для исключения перепродаж газа.

Практическая значимость работы. Основные выводы и рекомендации могут быть широко использованы для развития международного сотрудничества России со странами ЕС в газовой сфере, для оптимизации процесса регулирования и управления данным взаимодействием сторонами партнерства, обеспечения реализации на основе консенсуса реализации национальных экономических и политических интересов. Материалы исследования могут быть использованы в работе таких государственных органов, как Минэнерго, Министерство экономического развития для определения прогнозных оценок и ориентиров реализации газового сотрудничества РФ со странами ЕС. Выводы и предложения автора могут быть использованы в деятельности Газпрома и его зарубежных дочерних компаний в части формулирования и проведения в жизнь стратегий инвестиционного взаимодействия и развития отношений собственности.

Апробация работы. Основные положения диссертации представлены в научных докладах на семинарах, научных круглых столах, а также научно-практических конференциях в ФГОУ ВПО «Российская Академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации» в 2009;2012 гг.

Результаты диссертации опубликованы в 6 научных статьях, общим объемом в 2,4 п.л., в том числе три публикации в изданиях, содержащихся в перечне ведущих рецензируемых научных журналов и изданий, рекомендованном ВАК РФ.

1. Арбатов А. Г. Уравнение безопасности. М., 2010. С. 133 — 134.

2. Безопасность Европы /Под ред. В. В. Журкина. М.: Весь мир, 2011. 752 с. (Старый Свет новые времена).

3. Безопасность России. Правовые, социально-экономические и научно-технические аспекты. Энергетическая безопасность. Газовая промышленность России. — М.: МГФ «Знание», ГЭИТИ, 2005.-е. 106.

4. Белоцерковцев М. И. Риск-менеджмент в нефтяном бизнесе. // Научная сессия профессорско-преподавательского состава, научных сотрудников и аспирантов по итогам НИР 2002 года — сборник докладов. ФФКиМЭО СПБГУЭиФ. —2003.

5. Бордачев Т. В. Новый стратегический союз Россия и Европа перед вызовами XXI века: возможности «большой сделки». Москва: Европа, 2009.

6. Бордачев Т. Суверенитет и интеграция // Россия в глобальной политике. 2007. — № 1.

7. Борко Ю. А. От европейской идеи к единой Европе. — М.: Издательский Дом «Деловая литература», 2003.

8. Борко Ю. А. Евросоюз и внешний мир: проблемы «мягкой силы» и «единого голоса» // Европейская безопасность: события, оценки, прогнозы. М., 2010. № 36. С.2−7.

9. Бюллетень Счетной палаты Российской Федерации № 1 (85)/2005 (http://www.ach.gov.ru/bulletins/2005;l.php4).

10. Газовая промышленность Российской Федерации: состояние и перспективы/ Министерство промышленности и энергетики Российской Федерации 2004.

11. Годовой отчет ОАО «Газпром» за 2004 год (http://www.gazprom.ru/articles/article 16 987. shtml).

12. Главы Генштаба ВС РФ и Военного комитета ЕС обсуждаютсотрудничество. РИА «Новости», 3.09.2010http://www.rian.ru/defensesafety/20 100 903/271876053.html).

13. Государственные торговые предприятия, монополии и исключительные поставщики услуг в энергетическом секторе. Документ Секретариата Энергетической Хартии. CS (03) 771, Т 64/Rev. 1, Брюссель, 31.03.2004.

14. ГП ЦПУ ТЭК, справочно-аналитический материал.

15. Гриб Н. Россия и новый миропорядок. М. ИД «Коммерсантъ» Эксмо, 2009.

16. Гудков И. В. Правовые аспекты создания единого газового рынка ЕС: Дис. канд. юр. наук: 12.00.1 О/Московский государственный институт международных отношений (Университет) МИД России. -М.2005 164 с.

17. Договор к Энергетической Хартии: путь к инвестициям и торговле для Востока и Запада/ Под ред. A.A. Конопляника. М: Междунар. отношения, 2002.-632с.

18. Европейский союз-Россия: проблемы энергетической безопасности, Изд. ИНИОН РАН, 2008.

19. Европейский Союз. Основополагающие акты в редакции Лиссабонского договора с комментариями: — Москва, Инфра-М, 2010 г.- 704 с.

20. Жизнин С. З. Энергетическая дипломатия. Монография.// Дипломатическая академия МИД России. «Научная книга», М., 1999 г., СС 398, с. 53.

21. Коноплянник A.A. Российский газ в континентальной Европе и СНГ: эволюция контрактных структур и механизмов ценообразования" /'Институт народнохозяйственного прогнозирования", 2010.

22. Зуев В. Н. Наднациональный механизм как фактор развития экономической интеграции в Европейском Союзе: Дисс. д.э.н. М., 2011. С. 58.

23. Иноземцев B. JL, Кузнецова Е. С. Россия: Почему «дорожные карты» не ведут в Европу? // Современная Европа. 2005. № 4.

24. Информационно-аналитическая записка об изменении регулируемых тарифов и цен в 2004 году и об установленных тарифах и ценах на 2005 год,.

25. Управление информационно-аналитической работы и экономического анализа ФСТ России, 07.02.2005.

26. Иноземцев B. JL, Кузнецова Е. С. Россия: Почему «дорожные карты» не ведут в Европу? //Современная Европа. 2005. № 4.

27. Итоги международной деятельности МЧС России в 2009 году. МЧС России (http://www.mchs.gov.ru/activities/?ID=563 55).

28. Ищенко Е. Г. Россия в мировом инвестиционном процессе. М.: Изд. РАГС, 2007. С. 163.

29. Компания Статойл, www. statoil. Com (http://www.statoil.com/STATOILCOM/snohvit/svg02699.nsf?OpenDatabase& lang=en).

30. Конец начала. Обзор «Газ в Европе"/ Cambridge Entegy Research Association, 2002.-16c.

31. KOHOHOB Ю. Д. Влияние конъюнктуры мировых энергетических рынков на рациональный экспорт российского газа// Проблемы прогнозирования. :2002.-.№ 2.-С. 169−171.

32. Крюков В. А. Севастьянова А.Е., Токарев А. Н., Шмат В. В. Эволюционный подход к формированию системы государственного регулирования нефтегазового сектора экономики. Новосибирск: ИЭиОПП СО РАН, 2002. -146с.

33. Лист Ф. Национальная система политической экономии. М.: Изд. Европа, 2005, С. 39.

34. Маликова О. Н., Клюкин П. Н. Россия в системе международного разделения труда: взгляд с позиций экономической теории. М.: Изд. РАГС, 2007.

35. Международный механизм ценообразования для нефти и газа/ Документ ограниченного распространения Секретариата энергетической Хартии CS (06) 1051 TTG 22. -Брюссель, 2006 16 с.

36. Методики расчета тарифов за транзит в некоторых странах ДЭХ/Документ ограниченного распространения Секретариата энергетической Хартии CS (05)1001 TTG Ю.-Брюссель, 2005.

37. Минприроды России, ИАЦ «Минерал».

38. Митрова Т. А. Основные тенденции эволюции зарубежных рынков природного газа. Автореферат на соискание ученой степени кандидата экономических наук, Специальность 08.00.14 Мировая экономика, ИНЭИ РАН, Москва 2004, — 25 с.

39. Модернизация национальной экономики России в рамках монополярной мировой конфигурации. В. Перская.

40. Мониторинг выполнения транзитных положений ДЭХ в отношении природного газа/Документ ограниченного распространения Секретариата энергетической Хартии CS (06) 1047 TTG 18. Брюссель, 2006 — 124 с.

41. ОАО «Лукойл», www.lukoil.ru (http://www.lukoil.ru/static.asp?id=55).

42. Портер М. Конкурентные преимущества стран. Конкуренция. М. Вильяме, 2003, С. 162.

43. Природный газ/ под ред. Р. Л. Басби, пер. с англ. М.: ЗАО Олимп-Бизнес, 2003 .-240с, С. 141−142.

44. Программа создания в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке единойсистемы добычи, транспортировки газа и газоснабжения с учетом возможного экспорта газа на рынки Китая и других стран АТР, ОАО «Газпром», 2004.

45. Прошин.В. Н. Межгосударственные энергетические институты (международно-правовые аспекты): Учебное пособие/В.Н. Прошин-М.: МГИМО-Университет, 2005. 148с.

46. Развитие минерально-сырьевой базы. Добыча газа. Развитие ГТС, 13.06.2006, Брифинг ОАО «Газпром» (http://www.gazprom.ru/articles/article 19 766. shtml).

47. Романова Т. А. Системные проблемы внешней политики Европейского Союза (на примере реакции на события в Северной Африке в начале 2011 г.) // Политэкс: Политическая экспертиза. 2011. No 3.

48. Россия vs Европа. Противостояние или союз? / Под редакцией С. А. Караганова и И. Ю. Юргенса Издательства: Астрель, Русь-Олимп, 384 стр. 2010.

49. Салыгин В. И., Сафарян A.B. Современные международно-экономические отношения в Каспийском регионе. М.: МГИМОУниверситет, 2005. — 344с.

50. Сафиуллин М. Ш. Россия на международном рынке природного газа, проблемы и пути активизации ее деятельности: Дис. канд. экон. наук: 08.00.14./Российский Государственный торгово-экономический университет. -М. 2002.-155 с.

51. Сергей Шойгу: «Формируется новый облик гражданской обороны» // Авиапанорама. 2009, № 2.

52. Силкин В. Ю., Крюков В. А., Токарев А. Н., Шмат В. В. Минерально-сырьевой комплекс России: реализация преимуществ и возможностей развития.- М., «Минеральные ресурсы России. Экономика и управление» № 5/2011.

53. Стратегия развития газовой промышленности России/ Под. ред. Р. И. Вяхирева и A.A. Макарова. М.: Энергоатомиздат, 1997. — 344 с.

54. Стратегия инновационных преобразований экономики России в посткризисный период. Лебедевские чтения, 2010.

55. Тарр Д., Томсон П. Достоинства двойственного установления цен на природный газ России/Д.Тарр, П.Томсон. Всемирный Банк, 2003. — 128с.

56. Третий отчет о создании внутреннего рынка электроэнергии и газа Директората по транспорту и энергетике Комиссии ЕС от 1 марта 2004 г.

57. ТЭК России, справочно-аналитический обзор/ ИАЦ «Энергия», Институт энергетической стратегии.

58. Указ Президента Российской Федерации от 1 июня 1992 г. № 538 «Об обеспечении деятельности Единой системы газоснабжения страны».

59. Указ Президента Российской Федерации от 5 ноября 1992 г. № 1333 «О преобразовании Государственного газового концерна «Газпром» в Российское акционерное общество «Газпром».

60. Указ Президента Российской Федерации от 8 декабря 1992 г. № 1559 «Опреобразовании в акционерные общества и приватизации государственных предприятий, объединений и организаций газового хозяйства Российской Федерации».

61. Федеральный закон от 31 марта 1999 г. N 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» (с изменениями от 22 августа 2004 г.).

62. Шайхлисламова O.A. Российская Федерация на европейском газовом рынке /МГИМО: Автореферат дисс. кэн. М., 2007. 26 с.

63. Шишков Ю. В. Национальная конкурентоспособность в условиях глобализации. Конкурентоспособность России в глобальной экономике. Международные отношения. 2003. С.55−56.

64. Шкута A.A. Европейский вектор газовой стратегии России. ЭКОМ Паблишерз, 2008.

65. Экономическая идеология и внешнеэкономическая политика России / Перская В. В. -М.: Анкил, 2007. С. 168−169 88. Экономический потенциал России. Лебедевские чтения, 2010.

66. Энергетика в цифрах. BP-статистический обзор мировой энергетики, 2009.

67. Энергетическая Стратегия Российской Федерации на период до 2030 года, утверждена Постановлением Правительства Российской Федерацииот 13 ноября 2009 г.

ЛИТЕРАТУРА

НА ИННОСТРАННОМ ЯЗЫКЕ.

68. A New Vision for Natural Gas Regulation/ Interstate Natural Gas Association of America Washington, D.C.: Interstate Natural Gas Association of America, 2000. -9p.

69. Anzai Kunio. Natural Gas as a Bridging Force towards Asia’s future growth/ Kunio Amzai. 22nd World Gas Conference — June, 2003 (http://www.igu.org/html/wgc2003/WGCpdffilesadd/KAI2Anzai.pdf).

70. Auer J. EU energy policy: High time for action // Deutsche Bank Research, EU Monitor 44, April 17, 2007.

71. Average Natural gas Pricing Monthly 2003/ U.S. Department of Energy, Energy Information Administration. Washington, D.C.: U.S. Government Pricing Office, 2004. — 14p.

72. BP Statistical Review of World Energy 2010.

73. Balancing Natural Gas Policy Fueling the Demands of a Growing Economy. Volume II (Integrated Report). Washington, D.C.: National Petroleum Council, 2003.-148 p.

74. Bergman B. The Gas Agenda in Europe From Regulation to Growth/B. Bergman.- 22nd World Gas Conference — June, 2003http://ww.igu.org/html/wgc2003AVGCjdffilesadd/KAI4Bergmann.pdO).

75. Birol Fatih. Outlook For European Gas Demand Supply and Investment to 2030/Fatih Birol. World Energy Investment Outlook.- Paris, 2003 -16p (http://www.iea.org/dbtw-wpd/textbase/work/2004/investment /outlook%20for%20European%20gas%20demand.pdf).

76. Chalabi F.J. The Impact of Oil Prices on Natural Gas Supply and Demand Balance. London: Center for Global Energy Studies, 1999. — 14p.

77. Cimen S., Deputy Undersecretary the Ministry of Energy and Natural Recourses of the Republic of Turkey. Turkey as an Energy Corridor Between the East and the West, Brussels, October 19−20, 2004.

78. Conclusions of the 7th Meeting of the European Gas Regulatory Forum Madrid 24−25 September 2003. Annex 1. (http://ec.europa.eu/energy/gas/madrid/doc- 7/00 madrid7conclusions. pdf).

79. Davies P. The New Challenge of Natural Gas// OPEC and the Global Energy Balance: Towards a Sustainable Future: Conference 28 September 2001 Vienna, 2001.-P.23−28.

80. Directive 98/30/EC of the European Parliament and of the Council of 22 June 1998 concerning common rules for the internal market in natural gas (http://eur-lex.europa.eu/LexUriServ/LexUriServ.do?uri=CELEX:31998L0030: EN: HTML).

81. Energy Transit in Eurasia Challenges and Perspectives. IEA Deputy Executive Director IEA Deputy Executive Director Ambassador William C. Ramsay Ambassador William C. Ramsay Energy Charter Conference 19 Energy Charter Conference 19−20 September 2004.

82. Energy Technology Perspectives. IEA 2006, 2008, 2010.

83. European Neighbourhood Policy. Reference Documents: http://ec.europa.eu/world/enp/documentsen.htm.

84. Finon D., Locatelli C The liberalisation of the European gas market and its consequences for Russia. Grenoble: Institut d’Economie et de Politique de I’Energie, 2002.-14 p.

85. G8 Global Partnership. EU Council: http://www.consilium.europa.eu/showPage.aspx?id=1226&lang=EN.

86. Gas Prospects, Strategies and Economics// Report of IGU Working Committee 9, 22nd World Gas Conference June 1−5, 2003 Tokyo, Japan. 207 P.

87. Gas Transit Risks in Eurasia and their Impacts on Transit Infrastructure Impacts Development// Team Paul Shapiro, EBRD, October 2004 — Brussels, Belgium.

88. Green paper towards a European Strategy for Security of Energy Supply (http://ec.europa.eu/energy/green-paper-energy-supply/indexen.htm).

89. Guidelines for Good Practice Gas TPA 2nd Compliance Overview, Prepared by the Directorate General for Energy and Transport of the EuropeanCommission for discussion at the 7th meeting of the Madrid Forum on 24−25 September 2003;09−14, 90p.

90. I&C Energy Snapshort// Heren Index Monthly Supplement. Issue: September 2 003 120.1nternational Energy Outlook 2009. Energy Information Administration. Office of Integrated Analysis and Forecasting U.S. Department of Energy. Washington, DC, 2009.

91. International Pricing Mechanism for Gas/Trade and transit Group Meeting, Energy Charter Conference. May, 2006(http://www.encharter.org/upload/ll/1 654 290 382 456 366 924 658 095 685 632 2 878 083 152 165 1808fil90vl.pdf).

92. Juris A. Development of Competitive Natural Gas Markets in the United States// Public Policy for the Private Sector. The World Bank Group. -1998. -Note No. 141 .- 8p.

93. Juris A. Market Development in the U.K. Natural Gas Industry. -Washington D.C.: The World Bank Group, 1998. -47 p.

94. Saymon H. Public Administration in Today’s World of Organization and Markets// PS: Political Science & Politics 2000 — 33(4) — p. 749−756.

95. Juris A. Natural Gas Industry in the U.K.// Public Policy for the Private Sector. The World Bank Group.- 1998. -Note No. 138 8 p.

96. Lange E. How long will LNG Opportunities Last?/E.Lange. EBS Working Energy Group. — Paris, 2004. — 20p.

97. Medvedev A., General Director of Gazexport. Russian Gas Transit in Intense Competition and Market Liberalisation in Europe. Brussels, October 19,2004.

98. Miller A. Eurasian Direction the Russia' Gas strategy/A/Miller. 22nd World Gas Conference — June, 2 003 129.(http://www.igu.org/html/wgc2003/W GCpdffilesadd/KAI5Miller.pdf).

99. Natural Gas Imports, Exports, and Net Imports 1949;2002/ U.S. Department of Energy (DOE), Energy Information Administration. Washington, D.C.: U.S.Government Printing Office, 2002. -164 p.

100. Noel P. Beyond Dependence: How to Deal with Russian Gas // ECFR Policy Brief, November 2008. P.2−3.

101. North Africa Oil and gas/ OECD IEA Information Centre: Paris, 1996 -176p. (Http:// iea.org/textbase/nppdfyfree/1990/africa 1997. pdf)133.0fgem (the Office of Gas and electricity markets), www.ofgem.gov.uk ' http://www.eia.doe.gov/oiaf/ieo/world.html.

102. Proposal For a Regulation of the European Parliament and of the Council on conditions for access of the gas Transmission networks, COM/2003/0741 final-COD 2003/0302 (http://europa.eu.int/eur-lex/en/com/pdf/2003/com20030741 enO 1 .pdf).

103. Point Carbon, www.pointcarbon.com.

104. Prospects for Russian Gas Sales to Europe/ World Bank ReportWashington D.C.: The World Bank Group, 1992. 162 p.

105. Putting Energy into the Spotlight. BP Statistical Review of World Energy, June 2005,41p.

106. Recent price spikes don’t portend gas supply crisis// Platts. 2004. — 19 January Issue. — p. 1.

107. Regulatory Reform: European Gas/ International Energy Agency. Paris: IEA Publications, 2000.-122 p.

108. Renewables Global Status Report 2009. RNE21, 2010.

109. Risk Management with Natural Gas Futures and Options. NY: Publications Office New York Mercantile Exchange, 2002. — 82 p.

110. Ranking of Military and Policy Contributions to UN Operations. October 31, 2010. United Nations (http://www.un.org/en/peacekeeping/contributors/).

111. Running Short of Gas. The Outlook for UK and Irish Gas Markets. Wood Mackenzie, 2001 (http://www.woodmacresearch.com/ marketing/pdCrunningshort.pdf).

112. Security of Gas Supply in Open Markets LNG and Power at a TurningPoint. Ralf Dickel Sylvie Cornot-Gandolphe International Energy AgencyEnergy Charter Brussels, 9 June 2004http://www.iea.org/textbase/nppdf/free/2004/security.pdf).

113. Stern J. The Stauffer T. Caspian Fantasy: The Economics of Political Pipelines/ Brown Journal of WorldAffairs, Summer/Fall 2000 Volume VII, Issue 2. Development foe Global LNG Market//Oxford Institute For Energy Study. — 2004 -NG 5 — 104p.

114. The development of gas hubs and trading centers in Europe/ Progress Report presented by Patrice de Vivies CEER Gas Working Group: Commission de Regulation de l’Energie, 2003. — 20p.

115. The Global Liquefied Natural Gas Market: Status & Outlook/ Energy Information Administration. U.S. Department of Energy Washington, DC 20 585, December 2003. — 82p.

116. The Prospects for LNG in Asia in the 21st Century/Legal Minds Global Intelligence, 2004. 12p.

117. The Role of Russian Gas in Energy Security: IEA View, Isabel Murray, IEA:-Paris, 12.06.2003 (http://www.iea.org/textbase/speech/2003/imsecurity.pdf).

118. United Nations Treaty Collection: http://treaties.un.org.

119. Will Algeria play a growing role as a supplier of gas to world market/ World Energy Outlook 2005: fact sheet Algeria (http://www.worldenergy outlook.org/factsheets/Algeria.pdf).

120. Yergin D. Preempting a Natural Gas Crisis// Natural Gas Summit Sponsored by the US Secretary of Energy and the National Petroleum Council: Special Report. June 26,2003. Washington D.C., 2003. — 11 p.

121. Yergin D. Stoppard M. The Next Prize// Foreign Affaires. 2003. -November Issue.-P. 43−44.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой