Место и роль России в развитии мировой системы телекоммуникаций
![Диссертация: Место и роль России в развитии мировой системы телекоммуникаций](https://gugn.ru/work/3628471/cover.png)
Становление информационного общества (ИО) является закономерным этапом развития цивилизации, оно происходит в результате воздействия современных информационных и телекоммуникационных технологий на экономику, социальную структуру, право, культуру, государство. Концепция ИО является важнейшим элементом современной теории общественного процесса, отражает объективную тенденцию перехода человечества… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. ФОРМИРОВАНИЕ МИРОВОЙ СИСТЕМЫ ТЕЛЕКОММУНИКАЦИЙ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
- 1. 1. Теоретические основы экономики телекоммуникаций как экономики услуг
- 1. 2. Проблемы реструктуризации телекоммуникационного сектора
- 1. 3. Характеристика современного состояния мировых телекоммуникаций
- 1. 4. Ключевые направления глобализации в секторе телекоммуникаций
- Глава 2. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННО-ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННОЙ ОТРАСЛИ В РОССИИ 2.1 История и характеристика процесса реформирования телекоммуникационной отрасли в России
- 2. 2. Современное состояние отрасли телекоммуникаций в России
- 2. 3. Тенденции и приоритеты развития телекоммуникационной отрасли России
- 2. 4. Глобализация как фактор развития телекоммуникаций в России
- Глава 3. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ВКЛЮЧЕНИЯ РОССИИ В МЕЖДУНАРОДНУЮ СИСТЕМУ ТЕЛЕКОММУНИКАЦИЙ
- 3. 1. Ближайшие прогнозы развития международной системы телекоммуникаций
- 3. 2. Потенциал России как телекоммуникационной державы и преодоление информационного неравенства
- 3. 3. Современное состояние и перспективы развития правового регулирования телекоммуникаций и информационных технологий в РФ
- 3. 4. Обеспечение информационной безопасности России
Место и роль России в развитии мировой системы телекоммуникаций (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
В условиях расширения мирохозяйственных связей всё более значительное место в развитии общества занимает его информатизация. Информационные технологии, степень их освоения и практического использования, а также обеспечивающая их телекоммуникационная инфраструктура становятся важнейшими факторами экономического прогресса, обеспечивая стабильно высокие темпы развития отдельной страны и эффективность её интеграции в мировую экономику. Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ), по разным оценкам, обеспечили от 30 до 50% экономического роста США1. Население имеет невиданную доселе информационную комфортность в выборе информационных и телекоммуникационных услуг. Страны с развитой экономикой телекоммуникаций уже сегодня характеризуются следующими показателями насыщенности рынка: телефонная — 40−60%- мобильных телефонов — 2540%- Интернета — 20−30%2. Последовательное внедрение ИКТ является безусловной предпосылкой для сохранения и упрочения позиций стран в глобальной экономике.
Существует, однако, и информационное неравенство (иногда называемое «цифровым разрывом» от англ. digital divide) между «информационно бедными» и «информационной богатыми» странами, регионами, социальными слоями и группами.
Одним из важнейших показателей информационного неравенства является уровень развития телекоммуникационной инфраструктуры, оказания услуг связи. В большинстве стран мира телекоммуникационный сектор прошел путь от предельно зарегулированного состояния с единственными (в каждой стране) государственными операторами-монополистами до либерализированного рынка разнообразных и качественных услуг электросвязи.
Современный этап развития отрасли, в целом, характеризуется высоким темпом обновления техники (продолжительность жизненного цикла оборудования сокращается в каждом новом поколении почти в 2 раза), ростом ее капиталеи наукоемкости. Телекоммуникации превратились в высокорентабельный бизнес, отличающийся высоким рыночным потенциалом и эффективностью инвестиций.
При этом объем телекоммуникационных услуг является только одним из важных аспектов, обеспечивающих эффективность эксплуатации современных сетей связи. Второй аспект касается приватизации и поисков конкурентоспособных владельцев (инвесторов) — отечественных или иностранных. Третий аспект состоит в существенном воздействии рынков капитала (фондовых бирж и рынков заемных средств) на показатели.
1 «ИнформКурьер-Связь», 2001, Ns 2. Там же. приватизированных компаний, то есть, на достижение высоких значений капиталоотдачи, что имеет особое значение в капиталоемких отраслях промышленности, работа которых основана на использовании протяженных линий и сетей (телекоммуникационных, электропередач и т. д.). Четвертый аспект состоит в сохранении общего направления на децентрализацию, способствующую конкуренции, что повышает эффективность операций и уменьшает риск для инвесторов и фирм-новичков.
Настоятельным требованием современной эпохи является создание новой концепции государственного управления в условиях формирования нового (постиндустриального) экономического уклада, превращения накопленною ресурса знаний в реальную производительную силу. Знания и способы их производства, а не капитал или труд, и тем более не естественные (земля или недра) условия производства становятся важным источником богатства. Сегодня технологическая составляющая общественного развития существенно более значима, чем несколько десятилетий назад, а скорость происходящих под ее воздействием изменений столь велика, что на глазах одного поколения происходит несколько циклов технологического обновления. Соответственно появляются и возможности для общих выводов, в том числе и экономического характера. Рынок и управление начинают трактоваться как взаимодополняющие механизмы применения знаний. В предлагаемой работе дается анализ событий в разных отраслях информационно-телекоммуникационной индустрии и ее воздействия на различные сферы жизни общества.
Телекоммуникации и информатика находятся в коротком списке динамично развивающихся отраслей Российской Федерации. Основной итог — рост важнейших показателей, свидетельствующий о быстром увеличении производственного потенциала отрасли. Интеграция России в международные хозяйственные связи возможна только на базе современных телекоммуникационных сетей, которые в условиях рыночной экономики создадут условия для получения экономических выгод как для делового сектора экономики, так и для населения. Эта инфраструктура будет способствовать децентрализации и повышению эффективности операций, расширению международной торговли и прямых иностранных инвестиций. Отрасль связи — это система жизнеобеспечения хозяйства России.
Российский телекоммуникационный сектор продемонстрировал 20%-ный ежегодный рост в 2000;2001 гг., и, согласно оценкам экспертов, эта тенденция сохранится в ближайшие несколько лет. Рост экономики России опирается на телекоммуникационную инфраструктуру, обеспечивающую связи субъектов друг с другом и необходимый обмен информацией. В свою очередь в телекоммуникационном секторе ощущается огромный спрос на услуги связи со стороны различных отраслей народного хозяйства, что позволяет сектору стремительно развиваться, Доля российской отрасли связи в ВВП страны, как ожидается, возрастет с 2,3% в 2001 г. до 2.4% в 2002 г, (по некоторым оценкам до 3,4%). При этом в 2001 г. объем российского рынка услуг составил 6.6 млрд долл., продемонстрировав рост в 24% по отношению к 2000 г., число пользователей мобильной связи и сети Интернет за 2001 г. удвоилось. На период 20 022 004 гг. прогнозируется 15%-ный ежегодный рост рынка, что приведет в 2005 г. к общему объему рынка 10 млрд долл. в год.
Общий объем инвестиций в отрасль связи РФ в 2001 г. превысил 2,2 млрд долл., а в 2002 г. по прогнозам Министерства по связи и информатизации РФ составит более 3 млрд долл. Чтобы приблизить Россию к уровню европейских стран всего в течение 20 012 010 гг. необходим общий объем инвестиций 33 млрд долл.". Российская связь стала жить на свои собственные средства, перестав быть монополизированной системой с многоуровневой системой малоэффективного управления. В отрасли полностью проведена демонополизация, акционированы практически все государственные предприятия электросвязи.
В процессе экономического реформирования отрасли связи, вырвавшейся вперед по сравнению с другими отраслями национальной экономики, отражается и неравномерность экономического развития стран. Так, на 1000 телефонных линий в США приходится в среднем 3,8 работника отрасли, в Японии — 3,6, в Германии — 5,3, в России -17.7, Таким образом, несмотря на явные достижения, производительность труда в российской связи остается в 3−4 раза ниже, чем в развитых странах4.
Актуальность исследования обусловлена необходимостью выработки подхода, принципов и методов системной политики регулирования развития и торговли в секторе телекоммуникаций в России в период завершения экономических реформ. Создание такой системы регулирования в соответствии с основными принципами и механизмами международной торговли, с учетом необходимости разумной государственной политики защиты отечественных операторов, насыщения рынка и интересов потребителей, порождает ряд сложных теоретических, методологических и прикладных проблем. Актуальность исследования вытекает также из необходимости углубления научных представлений о роли информатики и телекоммуникаций в современной экономике.
Степень научной разработанности темы. Представленная работа продолжает анализ проблем информатизации общества, который активно проводился в конце 20-го.
3 Информационный бюллетень Минсвязи РФ, 2001, № 8.
J «ИнформКурьер-Связь», 2001, № 8. века. При проведении исследования экономических проблем строительства информационного общества в странах с переходной экономикой автор использовал труды современных ученых-экономистов — О. Богомолова. А. Некипелова, Р. Гринберга, И. Андреевой, А. Антопольского, Г. Белова. В. Булгака, А. Вронеца, Б. Герасимова.С. Глазьева, В. Горячева, Р. Евстигнеева, М. Комарова, В. Корчагина, В. Крупнова, А, Лаврухина, В. Машлыкина, И. Мелюхина, А. Ракитова, А. Урсула, Д. Черешкина, В. Шенаева, Ю. Шишкова, В. Шулыдевой, И. Яковенкоработы А, Тоффлера, Т. Стоуньера, Д. Белла, П. Самуэльсона, С. Нора, А. Минке, П. Велфенса, К. Граак, Ю. Мюллера, П. Ясинского и других.
Предмет исследования — объективные основания и общие закономерности становления информационного общества и его телекоммуникационной инфраструктурыроль государственной политики в этом процессеместо и роль потенциала России в создании мировой телекоммуникационной системы.
Цель и задачи исследования
Целью диссертационной работы является разработка рекомендаций по совершенствованию телекоммуникационной системы России, обеспечения форм и методов государственного регулирования на основе существующих систем функционирования в зарубежных странах. Комплексный анализ обозначенных ранее проблем развития информационного общества, сочетания административных и рыночных методов поддержки его развития, выявление более совершенных форм их развития представляют основное содержание данной диссертации. В соответствии с поставленной целью в диссертации решаются следующие задачи исследования: сформулировать базисные понятия, характеризующие информационное общество и его телекоммуникационную инфраструктуруизучить общие закономерности становления информационного общества как общества, эволюционно возникающего из постиндустриальных обществпроанализировать специфику проведения приватизации в отраслях телекоммуникаций в отдельных странах, выявить общие и специфические особенности трансформации этой сферы деятельности, сформулировать определяющие факторы развития системы регулирования международного обмена услугами связипровести анализ основных предпосылок участия России в мировой телекоммуникационной системепредложить методологические принципы государственной политики по формированию информационного общества в России и обеспечивающей телекоммуникационной инфраструктуры.
Теоретической и методологической основой диссертационного исследования явились научные исследования и труды отечественных и зарубежных ученых и специалистов по исследуемой проблеме, работы научно-исследовательских организаций по вопросам рыночной экономики и регулирования телекоммуникационного сектора в России и за рубежом.
Комплексный характер исследования темы диссертации предопределил необходимость учета различных методологических приемов и подходов. В процессе работы применялись общенаучные методы и приемы: диалектический подход, принцип логического и системного анализа и синтеза, методы сравнительного анализа. При проведении исследования и систематизации данных осуществлялась их статистическая обработка.
Информационно-статистической базой исследования стали законы и другие нормативно-правовые акты и документы Российской Федерации и зарубежных стран, результаты научных исследований российских и иностранных ученых и специалистов, справочные и периодические издания, а также документы и аналитические разработки международных организаций (в том числе МСЭ. ВТО. ОЭСР. ЮНКТАД). Были широко использованы тематические обзоры и доклады Европейского Союза, исследования Института международных экономических и политических исследований РАН, Института Европы РАН, Института мировой экономики и международных отношений РАН. экономического факультета МГУ.
Автором диссертации использованы научные публикации, исследования, справочные пособия, монографии ученых в области теорий информатизации, экономики услуг, международной торговли, государственного регулирования торговых отношений.
Научная новизна исследования. Несмотря на значительное количество работ, посвященных становлению информационного общества в единстве технологических, экономических, социальных, правовых и политических факторов, в отечественной литературе таких исследований еще не так много, что объясняется новизной самого объекта исследования, контуры которого зримо обозначились лишь в последние годы. Научная новизна диссертационного исследования состоит в теоретическом обосновании и разработке комплексных практических рекомендаций по формированию информационного общества в России, системы государственной поддержки развития телекоммуникаций и содействия процессу их адаптации в мировое телекоммуникационное пространство.
К результатам исследования, представляющим научную новизну и полученным лично диссертантом, относятся следующиепроведен анализ новейших мировых тенденций в телекоммуникационных отраслях и ближайшие перспективы развития отрасли, выявлены особенности развития телекоммуникаций и выбора форм приватизационных моделейопределены возможности применения сложившихся в мировой практике современных теорий создания информационного общества и международного обмена телекоммуникационными услугами к современной ситуации в Россиираскрыты причины задержки реформирования телекоммуникаций в России (в том числе отсутствие государственной политики, отсутствие гарантий возвратности иностранных инвестиций) — обобщены теоретически выработанные в мировой практике принципы и механизмы регулирования деятельности по оказанию услуг электросвязи (взаимосвязь между государственным вмешательством и свободной конкуренцией в сфере телекоммуникаций, основы тарифной политики, перекрестное субсидирование);
— проанализирована конкурентная среда на рынке ИК’Г России, обоснованы подходы к регулированию телекоммуникаций России, ее взаимосвязи с мировой экономикой, а также участию России в деятельности международных экономических организаций (ВТО) — сформулированы задачи обеспечения информационной безопасности, предложены и обоснованы условия доступа в сектор телекоммуникаций России с учетом национальной безопасности страны.
Практическая значимость работы состоит в том, что ее результаты могут иметь непосредственное приложение в реальной практике трансформации телекоммуникационного сектора экономики и его участия в различных сферах деятельности страны, а также могут быть использованы в процессе формирования системы его регулирования. Материалы диссертационного исследования дадут возможность содействовать созданию нормативной базы регулирования в области телекоммуникаций на основе международных стандартов. Прикладная значимость работы подтверждается тем, что исследуемые в ней проблемы и предлагаемые пути их решения тесно перекликаются с сутью и содержанием разрабатываемых нормативных документов по государственному регулированию телекоммуникаций. Содержащиеся в диссертации положения и выводы могут быть также использованы в практической деятельности научно-исследовательских институтов, учебных заведений, федеральных органов исполнительной власти, занимающихся проблемами экономических реформ.
Апробация диссертации. Основные положения диссертационного исследования изложены в публикациях общим объемом 5.5 печатных листов. Результаты исследования нашли отражение в выступлениях диссертанта на российских и международных конференциях, в ряде аналитических записок. Итоги работы были обсуждены на заседании Центра исследования промышленной политики Института международных экономических и политических исследований РАН.
Логика и структура диссертации. Структурное построение, логика и последовательность изложения содержания диссертационной работы подчинены ее целями и задачам, отражают характер исследуемой проблемы, взаимосвязь и взаимодействие факторов, влияющих на создание информационного общества, опираются на методологические подходы к регулированию деятельности телекоммуникационного сектора.
Диссертационная работа состоит из введения, трех глав и заключения, а также библиографии.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
1. Становление информационного общества (ИО) является закономерным этапом развития цивилизации, оно происходит в результате воздействия современных информационных и телекоммуникационных технологий на экономику, социальную структуру, право, культуру, государство. Концепция ИО является важнейшим элементом современной теории общественного процесса, отражает объективную тенденцию перехода человечества к устойчивому развитию, формирует гуманистическое измерение технологического прогресса. Информационный обмен зачастую способен заменить материальный обмен, (например, можно заключить сделку не перемещаясь по всему миру, а с помощью телекоммуникацийдля покупки товаров достаточно сделать заказ и оплатить его через Интернет). Меняется общая картина товаро-обменных операций, исчезает необходимость в огромных территориально-распределенных складах, посреднических функциях, функции дистрибьюторов и дилеров преобразуются в транспортные функции, в службы доставки. Меняются финансовые платежные системы, существенно меняются способы платежей — это происходит посредством кредитных карт, карт предоплаты. Значительная часть функций банков вырождается в функции процессинговых центров. И наоборот, телекоммуникационные компании становятся операторами платежных систем (платежи по телефону, по Интернет).
2. Поскольку развитие материального производства в России в силу географических особенностей, в том числе, климатических, связано с более высокими издержками по сравнению с другими странами мира, интеграция России в мировую экономику на равноправной основе возможна только на основе приоритетного развития информационных технологий и оказания телекоммуникационных услуг. Интеграция России в мировую телекоммуникационную систему — возможный для России выход из затянувшейся кризисной ситуации (страна за последние 10 лет потеряла до 50% экономического потенциала, уровень жизни в стране сократился примерно на ту же величину, население страны быстро убывает — на 1,5 млн. человек в год). В то же время, Россия в мировой телекоммуникационной системе пока является типичным середняком, чья роль пока недостаточно заметна, и для того, чтобы изменить эту ситуацию, необходимо активное воздействие государства.
3. Россия, которая занимает 1/7 часть суши и где проживает и трудится 145 млн. человек (1/40 часть человечества), крайне заинтересована в высоком уровне развития общества. Проведенный анализ показал, что Россия обладает значительным научнопроизводственным, технологическим, трудовым потенциалом. Это значит, что российские телекоммуникации могут занять ключевую позицию в мировом информационном пространстве. Именно на этом отраслевом сегменте можно строить инфраструктуру экономики, а значит, экономически прибыльное общество. Если же экономически развитые страны по тем или иным причинам попытаются не допустить Россию к равному сотрудничеству (или по причинам экономической и политической безопасности не захотят пропускать трафик через Россию), то России придется самостоятельно строить современную, качественную инфраструктуру телекоммуникаций.
4. Анализ показал, что пространство во всем мире связано через информацию и каналы ее доставки. Появляются транснациональные элементы, управляющие информационной сферой (ICANN — орган регулирования доменов, CNN — универсальный поставщик информации из любой точки мира любому потребителю). Однако физическая передача информации по-прежнему осуществляется через национальные сети, каналы связи. Их наиболее целесообразная конфигурация и топология, в том числе с географической точки зрения, а равно и максимальная унификация правил их использования в международном масштабе — залог стабильности и эффективности интеграции стран в международную инфокоммуникационную инфраструктуру. Современная ситуация в мире сложилась так, что 60% трафика приходится на направление между Северной Америкой и Европой (Трансатлантический канал), 30% трафика идет между Северной Америкой и Восточной Азией (Транс-Тихоокеанский канал), а на все остальные направления приходится меньше 10%. Такое положение связано с тем, что основные центры деловой активности планеты Земля расположены в Северной Америке, Англии, Германии, Японии, Китае. Трансатлантический канал является весьма дорогим в эксплуатации (подводный кабель, спутниковая связь). В этом случае следует иметь ввиду, что российские каналы более дешевые и могут использоваться как резервные. При успешном развитии телекоммуникационной системы Россия имеет хорошие шансы стать «трубой», соединяющей Европу и Азию. В этой связи правила доступа к сети в России должны быть унифицированы для всех операторов. Существующий позитивный зарубежный опыт, обеспечивший высокое качество и доступность телекоммуникационных услуг, должен быть применен и в нашей стране, чтобы не допустить отставания. Если Россия этого не сделает, все информационные потоки пойдут в обход нее. Первые шаги в этом направлении уже сделаны: стандарт GSM выбран в качестве национальной технологии мобильной связи для того, чтобы Россия плотнее интегрировалась с Европой (в перспективе — роуминг не только национальный, но и европейский), активно строятся каналы, соединяющие Россию с Европой.
5. В настоящее время телекоммуникации России являются динамически развивающимся сектором. Перспективные направления развития телекоммуникаций позволяют выбрать те технологии, которые с учётом интересов отечественных пользователей и состояния национальных сетей связи могут обеспечить информатизацию всех отраслей промышленности и сфер хозяйственной деятельности, и уже в обозримом будущем Россия сможет на равных войти в международное телекоммуникационное пространство. Первоочередными задачами развития федеральной сети связи являются: автоматизация, оптимизация и повышение устойчивости работы этих сетей. Учитывая низкую обеспеченность телефонами и другими средствами связи, количественный рост сетей является одним из важнейших направлений телекоммуникационных служб, как с точки зрения «последней мили» (к абонентам), так и с точки зрения транспортных сетей (монополизм «Ростелекома» ограничивает развитие транспортных сетей, да и не всюду «Ростелеком» дотягивается). Россия может стать крупнейшей страной транзитного телефонного сообщения между Западной Европой, Китаем и другими восточными странами, что потребует значительных инвестиций в развитие волоконно-оптических линий связи, создания благоприятной инвестиционной и конкурентной среды (большие планы здесь есть у ведомственных сетей — МПС, Газпром, РАО ЕЭС, у нефтяников).
6. В России уверенно формируется информационно-индустриальный комплекс (ИИК), объединяющий производство услуг и оборудования телекоммуникаций, а также информационные технологии. Модель этого комплекса пока несколько иная, чем нам хотелось бы (значительная часть оборудования — импортного производства), тем не менее, он набирает силу и содействует ростуэффективности экономики. В европейских странах за прошедшие два года эволюция внутри такого комплекса шла в сторону снижения доли телекоммуникаций в пользу средств информатики, которые к концу 2001 г. достигли 47% (промышленность средств связи — 12%, услуги — 41%). По оценке EITO (European Information Technology Observatory), структура отечественного ИИК отражает более низкий уровень развития. Так, доля телекоммуникационных услут в общем объеме комплекса в 2001 г. достигла 65%, индустрии связи — 12%, средств информатики — 23%, Соответственно, доля комплекса телекоммуникаций в ВВП России по разным оценкам составила от 2,3 до 3,4% (по расчетам ИМЭМО РАН, 4,1−4,4%), Западной Европы — 4,6%. Соизмеримость его с аналогичным показателем в европейских странах объясняется, прежде всего, крайне низким уровнем российского ВВП, а также энергичным развитием комплекса. Зарубежные эксперты всей гамме инфокоммуникационных услуг в России предсказывают блестящие перспективы роста, начиная с 2002;2003 гг. Десятилетний опыт становления отрасли на новые технологические рельсы подтверждает эти прогнозы.
7. В области инвестиционной политики важно всемерное привлечение инвестиций в телекоммуникационный комплекс как со стороны отечественных, так и иностранных инвесторов. Оно может осуществляться в различных формах: совместные предприятия, акционерные общества, выпуск ценных бумаг, краткосрочные и долгосрочные кредиты. Целесообразно привлекать прямые иностранные инвестиции из различных источников. Кроме того, желательно вначале охватить телекоммуникациями определенные регионы, чтобы создать дополнительные возможности для экспорта телекоммуникационных услуг и быстро привлечь иностранные инвестиции во все сектора экономики. Однако самое необходимое условие для роста инвестиций — политическая стабильность в стране и осторожный подход к децентрализации инфраструктуры. Неотъемлемой частью развития комплекса связи в стране является совершенствование тарифной политики, региональное решение вопроса введения повременной оплаты, вводимой перманентно, постепенно, с учетом факторов как географических, так и психологических.
8. Современные и надёжные телекоммуникационные системы создают условия для получения экономических выгод как для компаний, так и для потребителей за счёт децентрализации и повышения эффективности операций, расширения международной торговли и прямых иностранных инвестиций. Стоимость телекоммуникационных услуг входит составной частью в стоимость всех других товаров и услуг, например, банковских и страховых услуг, розничных и оптовых операций и т. д. Политика регулирования экономики, технологический прогресс и другие факторы, способствующие снижению цен на услуги и повышению их качества, приводят также к расширению самой сферы телекоммуникационных услуг. Чем выше будут темпы развития телекоммуникационных систем при приемлемой стоимости, чем быстрее будет происходить процессы приватизации и создания условий для конкуренции, тем больше будет возможностей для обеспечения телекоммуникационными услугами. Это, в свою очередь, даст толчок для разработки программного и аппаратного обеспечения телекоммуникационных услуг. Россия может также занять важное место в сфере спутниковой и мобильной связи, если будут привлекаться отечественные и иностранные инвесторы.
9. Интересную альтернативу могут предложить ведомственные сети в виде своих корпоративных систем связи, в которые отечественные и иностранные инвесторы могут вкладывать свою технологию и ноу-хау в сферах фиксированной и беспроводной связи. Развитие технологии беспроводной связи (радиосвязи) является прекрасной технологической возможностью для нашей отечественной промышленности. Наша страна может стать крупным экспортёром телекоммуникационных услуг и аппаратуры на основе создания совместных предприятий с опытными партнерами. Резервом для развития телекоммуникаций является использование мощностей ВПК и других ведомственных сетей связи, в том числе внутренних систем связи железнодорожных организаций. Для осуществления модернизации телекоммуникационных сетей требуется стратегический госзаказ на оборудование для связи и информатики.
10. Реструктуризация и приватизация могут обеспечить общее ускоренное развитие сектора телекоммуникаций, как и всей экономики только в том случае, если будут постепенно создаваться условия для конкуренции. Открытым остается вопрос о том, останется ли на длительный период компания «Связьинвест» — холдинговая компания, состоящая из семи укрупненных межрегиональных операторов — национальной монополией в сфере международной и дальней телефонной связи. Компания «Ростелеком», бывшая российская доминирующая компания в сфере связи, уже частично приватизирована. Однако пока остается неясным, каким образом будут развиваться условия для конкуренции. Регулирование экономики в целом и её отдельных отраслей является необходимой предпосылкой для осуществления приватизации. На федеральном уровне могут быть приняты общие основы регулирования в сфере телекоммуникаций, в том числе международной телефонной и другой связи. На региональном уровне возможны свои правила, регулирующие местную и региональную связь. Независимо от того, какая структура регулирования будет выбрана, важно, чтобы регулирующая организация извещала о них общественность. Такая политика снизит до минимума вероятность судебных споров и поможет потенциальным отечественным и иностранным инвесторам оценить перспективы регулирования отрасли в будущем.
11. Исключительное значение для выработки адекватного представления о развитии ИКТ имеют процессы формирования мирового информационного сообщества и поступательное движение развитых стран от индустриального к постиндустриальному (информационному) обществу. Именно новые технологии в телекоммуникациях привели к бурному распространению глобальных информационных сетей, прежде всего Интернета, открывающего принципиально новые возможности международного информационного обмена. Перспективные информационные и телекоммуникационные технологии многократно усиливают воздействия электронных СМИ на социально-политическую и культурную жизнь миллионов людей на всех континентах. Это движение концептуально и практически означает формирование мирового информационного пространства. При этом Россия как государство, облачающее развитой информационно-телекоммуникационной инфраструктурой на всем Евроазиатском пространстве, могла бы стать естественным мостом между Европой и странами Азиатско-тихоокеанского региона. Это позволило бы ей стать ключевым звеном мирового информационного пространства.
На механизмы реализации и выбор первоочередных практических мероприятий создания информационного общества в настоящее время накладывается отпечаток глубокого кризиса реального сектора экономики России, его ядра — высокотехнологичных отраслей промышленности. Производство информации, средств и услуг связи является ведущим элементом этого ядра. Как и для всех отраслей высоких технологий, имеющих серьезные научно-технические заделы, для информатизации чрезвычайно важным оказывается усиление роли государственного регулирования. Государственная политика должна стимулировать рост производства средств информатизации, телекоммуникации, информационных продуктов и услуг и одновременно спрос на них. Определение принципов информационной безопасности является основой для: формирования государственной политики и подготовки предложений по совершенствованию правового, методического, научно-технического и организационного обеспечения информационной безопасности РФразработки целевых программ обеспечения информационной безопасности Российской Федерации.
Сформулируем еще раз Принципы государственной политики (национальной стратегии) в области телекоммуникаций. Они должны включать:
1) Государственную поддержку развития телекоммуникаций (выраженную не столько в целевом бюджетном финансировании или целевом льготировании отрасли, сколько в государственных гарантиях благоприятного предпринимательского (инвестиционного) климата);
2) Сочетание государственного регулирования (в тех областях, где затрагиваются интересы безопасности государства или используются ресурсы ограниченного характера) и саморегулирования (там, где нет необходимости вмешиваться во взаимоотношениях между операторами электросвязи и пользователями их услуг),.
3) Ограничение государственного вмешательства в деятельность субьектов рынка электросвязи (имеется в виду в первую очередь установление общих правил деятельности в области телекоммуникаций и контроль — в реально необходимых пределах — за соблюдением таких правил),.
4) Полноту учета опыта отечественного и зарубежного опыта регулирования телекоммуникаций (как положительного, так и отрицательного — с целью недопущения повторения ошибок),.
5) Универсальное обслуживание (содействие в достижении максимально возможного для России уровня приобщения населения к телекоммуникационным и информационным услугам, оказание универсальных услуг = предоставление универсального доступа к услугам).
Список литературы
- Закон РФ от 27. 12. 95 № 2116−1 «О связи» (с изменениями и дополнениями от 14. 12. 96, 10. 01. 97, 28. 06. 97, 31. 07. 98, 29. 12. 98, 06. 01. 99, 10. 02. 99, 03. 03. 99).
- Законодательство Российской Федерации, Компьютерная база данных «Гарант».
- Указ Президента РСФСР от 15.11.91. № 213 «О либерализации внешнеэкономической деятельности на территории РСФСР» // ВВС РСФСР, 1991. -№ 47. Ст. 1612.
- Directive 96/9/ЕС of the European Parliament and of the Council on legal protection of databases, OJ L 77/20 of 27.03.1996.
- Europe and global information society: Recommendations to the European Council. 1994.
- Europe at the Forefront of the Global Information Society: Rolling Action Plan // Communication from the European Commission to the Council, the European Parliament, the Economic and Social Committee, and the Committee of the Regions. 1996.
- Green Paper. Living and Working in the Information Society: People First // European Commission. Belgium. 1996.
- Green Paper on the Protection of Minors and of Human Dignity in New Audiovisual and Information Services // COM (96), 483. 16.10.1996.1. Научные монографии
- Brown R., Irving L., Probhakar A., Katzen S. The Global Information Infrastructure: Agenda for Cooperation, 1995
- Hammer M, Champy J. Reengineering the corporation: A manifesto for business revolution // Harper Business. 1993. P. 223. Robinson K. G. Building a Global Information Society // The Aspen Institute, 1996, 65 p.
- Molander R. C, Riddile A. S., Wilson P. A. Strategic Information Warfare. A New Face of War // RAND. 1996.
- Toffler A. The Adaptive Corporation. McGraw-Hill, 1985.
- Werbach К. Digital Tornado: The Internet and Telecommunications Policy. USA. Federal Communications Commission, 1997. 84 p.
- Ананьев M. «Невидимый экспорт» и международные отношения. Изд-во «Международные отношения», М., 1971, с. 269.
- Арский Ю. М., Гиляревский Р. С., Егоров В. С. Информационный рынок в России, М., ВИНИТИ, 1996, 293 с.
- Барр Н. Роль государства в рыночной экономике. В «Рынок труда и социальная политика в Центральной и Восточной Европе». М., ИКЦ «ДИС», 1997.
- Бартенев С. А. Экономические теории и школы. М.: 1996.
- Богомолов О. Т. Глобализация вызов мировому экономическому порядку. — М: ИМЭПИ РАН, 1999.
- Богомолов О. Т. Мировое социалистическое хозяйство: вопросы политической экономии. М.: Экономика, 1988, 638 с.
- Булгак В., Варакин Л., Ивашкевич Ю., Москвитин Ю., Осипов В. Концепция развития связи Российской Федерации. М., Изд во «Радио и связь», 1995, с. 224.
- Долгов С. И. Глобализация экономики: новое слово или новое явление? -М.: Экономика, 216 с.
- Костюк В. Н. Информация как социальный и экономический ресурс. М., Магистр, 1997, 48 с.
- Лаврухин А. Н. Информационное общество надежды и результаты информатизации. Сборник трудов ВНИИСИ, 1989, вып. 12. С. 42−52.
- Леонтьев В. Межотраслевая экономика. М.:1997.
- Макконнелл К. Р., Брю С. Л. Экономикс. Т. 1−2. М.: Республика, 1992.
- Маршалл А. Принципы экономической науки (пер. с англ.), М., Прогресс, Универс, 1993, т. 1,2,3.
- Мелюхин И. С. Информационные технологии и бизнес. М., Гарант-Парк, 1997,12,5 п. л.
- Моисеев Н. Н. Россия на новом рубеже. М., Горбачев-фонд, 1995, 286 с.
- Некипелов А. Очерки по экономике посткоммунизма. ЦИСН Минэкономики России, 1996.
- Портер М. Международная конкуренция. Пер с англ. (Под ред. и с предисловием В. Д. Щетинина). М.: Международные отношения, 1993, 528 с.
- Ракитов А. И. Философия компьютерной революции. М., Прогресс. 1991, 451 с.
- Рикардо Д. Начала политической экономии / Пер. с англ. М. Политиздат, 1955. — т.1, 2, 3.
- Смит А. Исследование о природе и богатствах народа / Пер. с англ. М., Соцэкгиз, 1935 — т. 1,2.
- Шенаев В. М. Концепция экономического развития России в теории и на практике. М.: Институт Европы РАН, 1997, 47 с.
- Бизнес—Форум «Мобильные системы» (доклады Международной конференции), М&bdquo- 1997, 1998, 1999, 2000, 2001, 2002
- A European Initiative in Electronic Commerce. Communication to the Parliament, the Council, the Economic and Social Committee and the Committee of the Regions 15.04.97. (http://www.ispo.cec.be/Ecommerce),
- Access to Information Commissioner 1992−1993 11 Ministry of Supply and Services. Canada, 1993.
- Annual Report Privacy Commissioner 1992−1993, Canada Communication Group, 1993.
- Building the Information Society: Moving Canada into the 21st Century. Ministry of Supply and Services. Canada, 1996,
- ITU Sub-Regional Seminar, 1 June, 1999, Tbilisi, Geogia, G Sollai «Towards the infocommunications: sectoral and regulatory implications».
- Введение в рыночную экономику. Под ред. Лившица А. Я., Никулиной И. Н., М&bdquo- Высшая школа, 1994, 447 с.
- Европа и Россия (под ред. В. Н. Кудрова, В.. Шенаева, Л. Н. Володина). -М.: 1996.
- Материалы конференции «Настоящее и будущее телекоммуникаций в России», М&bdquo- 1997.
- Материалы Международной конференции «К диалогу о российской национальной политике в области связи», М., 1998,
- Мировая экономика: тенденции 90-х годов. М.: Наука, 1999, 304 с.
- Основы международного бизнеса (под ред. С. И. Долгова). М.: 1997.
- Основы теории переходной экономики (под ред. Е. Киселевой, М. Чепурина). М: Киров, 1996.
- Право и информатика. М., МГУ, 1990, 144 с.
- Путь стабилизации экономики России (под ред. Г. Б. Клейнера). М.: Информэлектро, 1999, 188 с.
- Реформы глазами американских и российских ученых, (под ред. Богомолова О. Т.), М.: Российский экономический журнал, фонд «За экономическую грамотность», 1996.
- Реформы и иностранные инвестиции в телекоммуникациях и электроэнергетике: практика России в зеркале мирового опыта (исследовательский проект ИМЭПИ РАН), 1997, 1 и 2 том.
- Услуги и их социально экономическая роль. Изд — во «Прогресс», М., 1967, с. 308.
- Helman Е. And Р Krugman (1985). Market Structure and Foreign Trade (Cambridge. MA: MIT Press)
- Кейнс Дж.М. Избранные произведения/ Пер. с англ. М.: Экономика, 1993.- 543 с.
- Леонтьев В. Экономические эссе. Теория, исследования, факты и политика.- М: Политиздат, 1990. 415 с.
- Милль Дж.С. Основы политической экономии науки / Пер. с англ. М. Прогресс, Универс, 1980. — т.1. — 495 с, т.2. — 480 с.
- Мэннью Н.Г. Макроэкономика. М.: Изд-во Московск. Университета, 1994.- 736 с.
- Нижегородцев Р. Теоретические основы информационной экономики. Владикавказ, изд-во «Проект — Пресс», 1998, 248 с.
- Пиндайк Р., Рубинфельд Д. Микроэкономика. М.: Экономика, Дело, 1992. -510 с.
- Селигмен Б. Основные течения современной экономической мысли. М.: Прогресс, 1968.-600 с.
- Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика. М.: Дело, 1993. 830 с.
- Банковское дело. Под ред. О. И. Лаврушина. М.: Банковский и биржевой научно-консультационный центр, 1992. — 475 с.
- Банковское дело. Справочное пособие. Под ред. Ю. А. Бабичевой. М.: Экономика, 1994. — 396 с.
- Политическая экономика под ред. А. В. Сидоровича, Ф. М. Волкова. — М.: МГУ, 1993.-407 с.
- I. Статьи, обзоры, иные публикации
- Graack С. Structure of the Telecoms Sector and DEGREE OF Intel-nationalization in europe and Russia, Discussion Paper 1997, No. 17, European Institute for International Economic Relations/University of Potsdam.
- Kontkiewicz-Chachulska H., The Recent Evolution of Telecommunications in Poland, Discussion Papers No 8,1998, Oxford: RPRC.
- Nielsen R. P. Peters M. P. Hisrich R. D. Interapreneurship Strategy for Internal Markets- Corporate, Non-profit and Government Institution Cases. «Strategic Management Journal», 6, n 2, 1985.
- Welfens, P. J. J. Privatization, Structural Change and Productivity: Toward Convergence in Europe?, in Black, S.W., ed., Europe’s Economy Looks East, Cambridge: Cambridge University Press, 212 257.
- Белов Г. В. От информационной доктрины к информационной политике.// Межотраслевая информационная служба, 1996, № 2.
- Булгак В. Отрасль «Связь»: пять лет в новых условиях // Мир связи и информатики.1996, № 11,с. 7−9.
- Гринберг Р. С. Макроэкономическая стабилизация на востоке Европы: результативный опыт и неусвоенные уроки. № 1, 1997, М., МАИК НАУКА, с. 119 128.
- Кириченко В. Реформационный процесс и становление государственной промышленной политики России. Российский экономический журнал. № 8, 1999, с.3−21.
- Колесников А. Капитализм нового типа: «Связьинвест1 на аукционе // Новое время, 1997, № 52, стр. 6−9.
- Колин К. Информационные ресурсы в системе опережающего образования // Информационные ресурсы России, 1997, № 5, стр. 5−10.
- Курносов И. Н. Информационный потенциал России: стартовые условия // Информ-Ревю. 1997, № 2 (22), с, 4−5.
- Магомедов Ш., Петросян Д., Шульга В. Государственное регулирование рыночной экономики. Экономист. 1999, № 8, с.29−35.
- Мухетдинова Н. К оценке новой правительственной программы стимулирования отечественных и иностранных инвестиций. Российский экономический журнал, № 10, 1995, с.19−36.
- Некипелов А. Д. Общие условия и факторы промышленной политики в современной России. Вопросы формирования промышленной политики России на современной этапе. -М: «ЭПИКОН», 1999, с.8−29.
- Нисневич Ю. А. О необходимости государственной информационной политики // Межотраслевая информационная служба. 1991, № 1−2, с.7−10.
- Осадчая И. Государство в переходной экономике: между Левиафаном и анархией. Мировая экономика и международные отношения, № 1, 1998.
- Сажин Д. Государственная поддержка развития промышленности и технологий в США. Мировая экономика и международные отношения, 1999, № 12, с.58−61,
- Смирнов С. Промышленная политика: проблемы и перспективы. Вопросы экономики, 2000, № 9 с.4−17.
- Смолян Г. Л., Черешкин Д. С. Путь России к информационному обществу (экономические и социальные предпосылки). Межотраслевая информационная служба. 1997. Вып. 3 (100), с, 16−30.
- Стоуньер Т. Информационное богатство: профиль постиндустриальной экономики. Новая технократическая волна на Западе. М., Прогресс, 1986, с. 392 409.
- Урсул А. Д. Становление информационного общества и модель опережающего образования. Научно-практическая информация. Серия 1. Организация и методика информационной работы. 1996, N° 2.
- Шишков Ю. Экономическая роль государства в современном мире. -Экономист, 1999, № 1, с. 25−34.
- Эльянов А. Место и роль государства в экономическом развитии. Опыт развивающихся стран и Россия. Общество и экономика, № 12, 1999, с. 148−174.
- Белая книга по проблемам связи России. Мир связи и информации, 1996, № 1, с, 38−40
- Концепция информационной безопасности Российской Федерации// Вестник РОИВТ. 1995, № 6, с. 53−78.
- Обзор экономической политики в Российской Федерации за 1997 г. (А. 3. Астапович, С. А. Афонцев, А. А. Блохин и др.). БЭА, М., 1998.
- Россия — 2000. Экономическая конъюнктура. Центр экономической конъюнктуры при Правительстве РФ. М, 2001, № 1−2.
- Россия в цифрах. М.: Госкомстат России, 1997, 1998, 1999, 2000.
- Eaion J. And G. Grossman (1986). «Optimal Trade and Industrial Policy under Oligopoly», Quarterly Journal of Economics. 101. 383−406.
- Eastman H. And S. Slykolt (1960). «A Model for the Study of Prelected Oligopolies». Economic Journal. 70. 336−347.
- Horsimann I. And J. Markusen (1986), «Up the Average Cost Curve: Inefficient Entry and the New Protectionism». Journal of International Economics. 20. 225−247.
- A Guide to the World Trade Organization, Software Database, 1996, Version 1.1, Inquit Pty Ltd., Australia.
- International competition in Services: a constitutional framework, 1988, John H. Jackson, AEI Studies, 478, Washington, D.C., USA
- ВТО и интересы предпринимателей. Материалы Международной конференции, МИД и МВЭС РФ, Москва, 1998.
- Приоритеты внешнеторговой политики, статья в «Экономикс и жизни, № 42, октябрь 1997 г.
- Присоединение России к ВТО и его влияние на ТЭК, статья в журнале «Нефть и бизнес» № 2, 1998 г.
- European Commission. Universal Service for Telecommunications in the Perspective of a Fully Liberalised Environment, Brussels, 1996.
- Financial Times. Telecom Markets, 1996, 01. 02., p. 7.
- Global Telecom Business, 1998, N 15- № 3, 1999.
- Global Telephony, vol.7, N 3, 1999.
- Government Finance Statistics Jarbook, 1995, 1997 1999.
- MPT News, 1999, v. 10, N 9.
- OECD Observer, February-March, 1997.
- OECD workshop on the economics of the Information Society. Tokyo, March1996. OECD. Paris. 1996. 127 p.- Seoul, Korea, 22−23 October 1996. OECD. Paris.1997.110. Politeconom, 1998−2001.
- Бернар Ив и Колли Ж. К. Толковый экономический и финансовый словарь. В 2-х тт. пер. с фр. М.: Международные отношения, 1994. — 784 е. 720 с,
- Вестник связи, 1997−2001, № 1 -12.
- Данные Международного Союза Электросвязи, 1998, № 1, 2001, № 1.
- Данные Фонда Freedom Channel Inc., 1998. № 3.
- Информационные Ресурсы России, 1996−2001, № 1−12.
- ИнформКурьерСвязь, 1998−2001, № 1 12.
- Материалы Пресс — Службы Департамента связи и информатики РФ, 1997, № 8, 1998−2001, № 1−4, 2002 № 1.
- Мир связи (Connect), 1997, № 1 12,1998, № 1 — 10.
- Российский статистический ежегодник. М.: Финансы и статистика, 1991, 1999, 2000.
- Сети Network World, 1998, № 1 10.
- Сети и системы связи, 1997, № 1 12- 1998−2001, № 1 — 12.
- Системы безопасности, 1996−2001, № 1 -12.
- Статистический сборник о деятельности администраций связи, М., Исполком Регионального содружества в области связи, 1997 2001,
- Экспертные исследования компании Frost@ Sullivan.