Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Экономические аспекты миграции из стран Северной Африки в государства ЕС

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Таким образом, в странах-участницах ЕС приоритетными становятся программы не только по борьбе с самой нелегальной миграцией, но и по предотвращению причин, ее порождающих, в значительной степени — причин экономического характера. Вместе с тем учитывается, что среди мигрантов, включая нелегальных, значительна доля лиц, вынужденно решившихся на переселение, лиц, не совершавших правонарушений. Для… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Количественные и качественные характеристики миграции из стран
  • Северной Африки в ЕС в 1990—2007 гг.
    • 1. Основные причины миграции из стран Северной Африки в
  • Европу
    • 2. Объем и динамика миграции из Северной Африки в ЕС
    • 3. Структура миграционных потоков из Северной Африки
    • 4. Оценки численности, направленности и социально-экономической структуры нелегальной миграции
  • Глава 2. Влияние миграции из стран Северной Африки в государства ЕС на экономическое положение стран-доноров и стран-реципиентов
    • 1. Влияние миграции на экономическое положение стран ЕС
    • 2. Влияние миграции на экономическое положение стран Северной
  • Африки
    • 3. Способы преодоления негативного влияния миграционных процессов на экономику стран ЕС и Северной
  • Африки
  • Глава 3. Миграционная политика государств Северной Африки и ЕС: социально-экономический аспект
    • 1. Изменения в миграционном законодательстве ЕС и стран Северной
  • Африки
    • 2. Регулирование трудовой миграции отдельными странами ЕС
    • 3. Борьба с нелегальной миграцией из Северной Африки

Экономические аспекты миграции из стран Северной Африки в государства ЕС (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Проблема миграции населения является одной из самых актуальных на сегодняшний день во всем мире. Миграцию следует рассматривать не просто как географическое передвижение людей, а как социально-экономическое явление, затрагивающее все стороны жизни общества. Миграционные процессы занимают ведущую роль в истории многих государств, так как:

— миграция связана с процессами заселения и освоения новых земель;

— миграция воздействует на развитие производительных сил;

— миграция способствует образованию и смешению различных народов, языков и рас.

При этом под воздействием миграции изменяется численность населения многих стран и регионов, именно с ней во многом связан приток капиталов и предпринимателей в принимающую страну. Миграция обладает и мощной цивилизационной составляющей, так как многие сообщества, которые ранее были мононациональными, становятся полиэтническими.

Во всем мире в течении XX века миграционные потоки набирали силу и постоянно увеличивались, а в XXI веке проблема переросла в глобальную и требует новых подходов к миграционной политике для более эффективного сотрудничества стран-доноров и стран-реципиентов.

Для многих государств Евросоюза проблема миграции, в том числе и нелегальной, беженцев и внутренне перемещенных лиц, которые стали достаточно крупной по численности группой мигрантов в современном европейском обществе, является одной из самых сложных.

Страны ЕС тратят огромные средства на обустройство и интеграцию мигрантов, а также несут затраты, связанные с возвращением нелегальных мигрантов на родину.

Миграция и проблемы ее регулирования стали темой острых политических дискуссий в мире, что актуализирует необходимость изучения данной проблемы. Ключевое значение миграции в социально-экономических, политических процессах стран в полной мере очевидно на примере государств Европейского Союза.

Актуальность диссертации обусловлена:

— значением дальнейшего исследования миграционных потоков из стран Северной Африки в государства Евросоюза, их качественного и количественного анализа за последние годы;

— возможностью выявления социально-экономических последствий и влияния миграционных потоков на страны Северной Африки и государства Евросоюза;

— необходимостью правовой оценки миграционной политики стран Северной Африки и государств Евросоюза для обозначения методов борьбы с нелегальной миграцией.

Целью исследования является выявление факторов, особенностей и тенденций современных миграционных потоков из государств Северной Африки в страны Евросоюзаоценка социально-экономических последствий миграции для стран-доноров и стран-реципиентов и эффективности борьбы с нелегальной миграцией.

Соответственно, научными задачами работы являются:

1. Исследование развития миграционных процессов из стран Северной Африки в страны Евросоюза: выявление основных причин миграции, ее объема и динамикиопределение структуры миграционных потоковоценки численности, направленности и социально-экономической структуры нелегальной миграции.

2. Анализ влияния миграции из стран Северной Африки в государства ЕС на их экономическое положение. Оценка степени влияния миграции на социально-экономическое развитие и взаимосвязи миграции с рынком труда, демографической ситуацией, неформальным сектором экономики, преступностью и другими параметрами социально-экономического развития.

3. Оценка способов, которые используют страны Северной Африки и государства Евросоюза для преодоления негативного влияния миграционных процессов на экономику данных стран.

4. Выявление изменений в миграционном законодательстве в странах Евросоюза и Северной Африки.

5. Систематизация и обобщение методов борьбы с нелегальной миграцией из стран Северной Африки.

Объектом исследования выступили миграционные потоки из стран Северной Африки в государства Европейского Союза.

Предметом исследования является количественный и качественный анализ миграции из стран Северной Африки в ЕС, а также характеристика миграционной политики между Европейским Союзом и Северной Африкой, направленной на социально-экономическую стабилизацию стран-доноров и борьбу с нелегальной миграцией.

Методология и теоретическая база исследования.

Методологической основой исследования стал концептуальный подход, который состоит в комплексном анализе миграционных процессов из стран Северной Африки в страны Евросоюза.

В диссертационной работе использовались следующие общенаучные и экономические методы:

— синтез,.

— нормативный метод,.

— исторический подход,.

— логический анализ,.

— сравнительный анализ,.

— социологический метод,.

— картографический метод,.

— статистический метод.

Теоретической базой исследования явились труды отечественных ученых-африканистов по вопросам экономического и социальнодемографического развития стран с переходной экономикой: И. О. Абрамовой, М. И. Баранника, B.C. Баскина, С. А. Бессонова, Е. А. Брагиной, Т. А. Демченко, Ж. А. Зайончковской, В. А. Ионцева, А. Н. Кокшарова, Ю. М. Кобищанова, Е. С. Красинца, В. Ю. Кукушкина, В. В. Лопатова, А. И. Малашенко, В. П. Масленникова, В. А. Мельянцева, А. В. Мосейкина, В. В. Павлова, Т. И. Покатаевой, В. К. Поспелова, Ю. В. Потемкина, С. В. Рязанцева, В. Г. Растянникова, Г. Е. Рощина, О. А. Скопич, В. Г. Солодовникова, А. А. Ткаченко, JI.JI. Фитуни, JI.A. Фридмана, JI.B. Шквари и др.

Несмотря на то, что в диссертации использовались труды российских ученых, основной базой исследования стали зарубежные источники в области миграции населения и миграционных потоков из стран Северной Африки в государства Евросоюза. Среди них такие авторы, как: Р. Блэк, X. Бубакри, Б. Гхош, X. Джает, К. Коданьоне, Д. Моппс, Р. Мюнц, К. Нанц, Х. К. Расмуссен, С. Спенсер, П. Сталкер, К. Сторслеттен, М. Тандонне, Дж. Уильям, Н. Харрис, и др.

В диссертации использовалась значительная исследовательская база российских ученых по странам Африки.

Таким образом, в отечественной и зарубежной литературе накоплен значительный материал, который послужил основой разработки указанной проблемной области, определил выбор темы, цели и задачи представленного диссертационного исследования.

Эмпирическую базу исследования составили статьи и монографии зарубежных и отечественных ученых по проблемам миграции населения из стран Северной Африки в государства Евросоюза, использованные автором для вторичного анализа.

Информационную базу исследования составили следующие статистические материалы:

— материалы страновых обследований в области миграции и миграционных процессов,.

— данные статистики миграционных потоков из стран Северной Африки в государства Евросоюза,.

— нормативно-правовые акты, международные договоры и соглашения по вопросам миграционной политики и борьбе с нелегальной миграцией из стран Северной Африки в государства Евросоюза,.

— информация отечественной и зарубежной прессы по проблеме исследования,.

— данные Всемирного Банка и Института Миграционной политики в области миграционных потоков в Евросоюзе и др. публикации Международной организации труда (МОТ), Международной организации по миграции (MOM), Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев (УВКБ ООН), информационные источники служб, занимающихся вопросами миграции: в ЕС — Комитет гражданских свобод и внутренних дел Европейского парламента, в Совете Европы — отдел по вопросам населения, занятости и миграции, данные системы постоянного наблюдения за миграцией (СОПЕМИ), которая создана в рамках ОЭСР и др.

Степень научной разработанности темы. Проведенный анализ публикаций и научных исследований, посвященных вопросам современных миграционных процессов как отечественных, так и зарубежных ученых и специалистов свидетельствует о комплексном характере данной проблемы, поскольку ее различные аспекты изучаются в работах экономистов, демографов, правоведов, философов, социологов, политологов, психологов и представителей других наук (А.И. Гинсбург, В. И. Козлов, Ю. И. Левада, Н. М. Лебедева, Г. Ф. Морозова, Н. Р. Маликова, И. А. Субботина, В. В. Степанов, Г. У. Солдатова, В. А. Тишков и др.).

Одновременно с этим, тема диссертации остается недостаточно изученной, т.к. миграционные потоки из стран Северной Африки в государства Евросоюза с каждым годом увеличиваются, а миграционное законодательство указанных стран постоянно меняется и ужесточается соответственно миграционным реалиям.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в следующем:

1. Впервые комплексно исследована миграционная ситуация, сложившаяся в Европе в конце XX — начале XXI вв., связанная с миграцией населения из стран Северной Африки в страны Евросоюза. Выявлены основные причины миграции.

2. Изучены факторы, динамика, тенденции и региональные особенности современных миграционных процессов в странах Европы.

3. Проведена оценка численности, направленности и социально-экономической структуры миграции, в том числе и нелегальной, из стран Северной Африки в государства Евросоюза.

4. Проведена оценка экономического влияния миграции на экономику стран Северной Африки и государств Евросоюза. Показано, что миграция населения стала одним из важнейших факторов социально-экономического и политического развития как стран-доноров, так и стран-реципиентов.

5. Установлен вклад миграции в общий прирост населения европейских стран и их экономическое развитие. Разработан прогноз по данным показателям на среднесрочную перспективу. Выявлено влияние миграции на различные параметры социально-экономического развития европейских стран и стран Северной Африки, в том числе на национальные и региональные рынки труда, демографическую ситуацию, этническую структуру населения, неформальный сектор экономики, преступность и т. д.

6. Исследованы изменения законодательной базы в области миграционной политики и борьбы с нелегальной миграцией Евросоюза и Северной Африки. Проанализирована правовая регламентация миграционной политики Евросоюза на наднациональном уровне. Проведен комплексный анализ основополагающих договоров и вторичного законодательства по вопросам миграционной политики и борьбы с нелегальной миграцией из стран Северной Африки в страны Евросоюза.

Теоретическая и практическая значимость исследования состоит в комплексном анализе и научном обобщении материалов по международной миграции населения из Северной Африки в страны Евросоюза, а также в оценке влияния миграции на социально-экономическое развитие стран-доноров и стран-реципиентов.

Диссертация может представлять определенный интерес для дальнейших социально-экономических исследований по проблемам трудовой миграции в условиях глобализации, а также в практических целях, в частности, в преподавательской деятельности: в лекционных курсах, спецкурсах и семинарах по мировой экономике.

Положения и выводы исследования могут быть использованы государственными органами для поиска и применения наиболее эффективных форм и методов сотрудничества России на мировом рынке трудовых ресурсов, научными организациями — для дальнейшей разработки проблем участия России в международном трудовом обмене.

Реализация полученных результатов исследования позволит обеспечить:

— проведение научных исследований по социально-экономическим аспектам миграции населения из стран Северной Африки в государства Евросоюза;

— прогнозирование количественных и качественных параметров миграционных потоков из стран Северной Африки;

— подготовку специалистов по проблемам мировой экономики, социологии, этнографии, по исследованию проблем миграции населения из стран Северной Африки в государства Евросоюза.

Результаты исследования могут быть использованы в целях разработки оптимизации процессов миграции населения из стран Северной Африки в государства ЕС.

Структура работы.

Диссертационная работа состоит из введения, десяти параграфов, объединенных в три главы, заключения и библиографического списка.

Заключение

.

Миграция населения издавна привлекает внимание исследователей: демографов, экономистов, социологов, географов, градостроителей, юристов, медиков, психологов, историков. Объясняется это не только тем, что в своей сущности процесс миграции населения является сложным, интегрирующим в себе множество частных процессов и потому представляющим интерес для специалистов разных областей знания, но и той важной ролью, которую играет миграция в развитии общества.

Одним из важнейших центром международной миграции рабочей силы является Европа.

Миграционные процессы по линии Юг-Север становятся все более сложным и многосторонним явлением в результате глобализации, войн, различных конфликтов, изменений на рынке рабочей силы, расширения сети транснациональных корпораций. Политическая нестабильность, притеснения со стороны различных группировок, религиозная и этническая дискриминация и гражданские войны — главные факторы, формирующие масштабные потоки вынужденной миграции. Одновременно с этим бедность и безработица становятся основными причинами добровольной миграции.

Жители терпящих бедствие регионов Ближнего Востока и Африки часто через Алжир, Марокко, Тунис, Египет, Ливию и другие страны стремятся перебраться в более благополучные страны Европы.

Это делает Северную Африку важным регионом с точки зрения транзитной миграции. Транзитная миграция — это миллионы незарегистрированных трудовых мигрантов, беженцы и жертвы торговцев людьми, поэтому особое внимание правительств стран — членов ЕС сегодня обращено на Средиземноморский регион, в первую очередь на южное побережье, которое служит главной транзитной территорией для мигрантов и беженцев, мечтающих проникнуть в Европу.

Иммиграция для стран Евросоюза — важный источник дополнительных трудовых ресурсов, особенно в периоды экономического подъема и дефицита местных рабочих рук. Вместе с тем устойчивый рост иммиграции свидетельствует о том, что она стала автономным, мало зависимым от хозяйственной конъюнктуры процессом.

Современная иммиграция в развитые страны складывается из того, что часть миграционных потоков инициируется самой принимающей стороной, и тогда они подвержены регулированию, однако существенная доля пришлого населения принимается по гуманитарным соображениям или прибывает нелегально, не подвергаясь отбору или контролю.

В структуре миграции выделяются четыре основных типа: экономические мигранты, воссоединяющиеся члены семей, беженцы и нелегальные мигранты, соотношение между которыми существенно различается в конкретных странах. Первые составляют около половины всех мигрантов в Европейском союзе.

Мигранты делятся на временных и приезжающих на постоянное местожительство. Хотя поселенцы обычно быстро становятся на ноги на новом месте и по мере интеграции в принимающее общество приносят ему все более ощутимую прибыль, развитые государства все большее предпочтение отдают временной миграции. Ее объем, структура и продолжительность могут более оперативно регулироваться с учетом экономического спроса.

В национальном составе иммигрантов, как правило, преобладают группы, этнически далеко отстоящие от основной части населения стран приема. Иноэтничности нередко сопутствуют не только альтернативные типы демографического поведения мигрантов (например, многодетность), но и немалые сложности при адаптации мигрантов к новой для них среде.

С последним обстоятельством связаны, с одной стороны, дополнительные расходы принимающих государств, а с другой — активное использование мигрантами традиционно-альтернативных способов обустройства, содействующих широкому распространению в среде иммигрантов видов хозяйственной деятельности, базирующихся на этнической солидарности (этническая экономика).

Хотя уровень образования и профессиональной квалификации иммигрантов, как и коренного населения, имеет очевидную тенденцию к повышению, он обычно в целом более низок, чем у местных жителей, а профессионально-квалификационный состав пришлых жителей более поляризован. Вместе с тем, в Южной и Центральной Европе, наблюдаются обратные тенденции. Такая степень дифференциации отчасти отражает поляризованность современного спроса на иностранную рабочую силу:

— с одной стороны — на высококвалифицированных специалистов,.

— с другой — на низкоквалифицированных временных, в том числе сезонных работников.

Несмотря на то, что часть приезжего населения настроена иждивенчески, социально-психологическая характеристика типичного мигранта включает его склонность к территориальной и социальной мобильности, высокую мотивацию к напряженной работе и успеху, зарабатыванию денег и сбережениям. Эти черты иностранных работников обусловливают весьма позитивное для принимающего общества сочетание их производительности с относительно небольшим с их стороны эффектом инфляции спроса.

Влияние миграции на экономику стран-доноров очень существенное. Денежные переводы мигрантов оказывают глубокое воздействие на качество жизни миллионов бедных семей в развивающихся странах. Денежные переводы также становятся источником накоплений и капиталовложений, что, в свою очередь, оказывает стимулирующее воздействие на местную и национальную экономику стран-экспортеров рабочей силы.

Денежные переводы мигрантов реально влияют на социальную структуру стран выхода, увеличивая слой среднего класса и соответственно уменьшая категории бедных и очень бедных. Большинство мигрантов отмечают очень плохое или плохое материальное положение, которое было у них на родине до эмиграции. Анализ субъективных оценок мигрантами своего материального положения до и после миграции однозначно говорит о том, что миграция помогла большинству мигрантов поправить свои материальные дела и перебраться из группы с низшим доходом в группу с более высоким доходом.

В результате количество людей в Северной Африке с «очень плохим» и «плохим» материальным положением уменьшилось более чем вдвое, причем группа с «очень плохим» положением практически опустела, а группа мигрантов со «средним» материальным положением — значительно выросла Доходы страны-экспортера рабочей силы далеко не ограничиваются переводами эмигрантов из-за рубежа, хотя они и составляют их основную долю. В числе прочих доходов, которые увеличивают совокупный ВВП и благоприятно сказываются на платежном балансе, — налоги, прямые и портфельные инвестиции мигрантов в экономику родной страны, сокращение расходов на обучение, здравоохранение и других расходов социального характера, которые покрываются для мигрантов другими странами. Возвращаясь на родину, мигранты привозят с собой столько же накоплений, сколько ими было переведено через банки. Более того, приобретя опыт работы за рубежом и повысив свою квалификацию, мигранты привозят этот опыт домой, в результате чего страна бесплатно получает дополнительные квалификационные кадры.

Несмотря на наличие положительных качеств в миграции населения из Северной Африки в Евросоюз, были выявлены и недостатки, которые негативно влияют на экономику стран ЕС и Северной Африки. К ним относятся неофициальные денежные переводы, которые могут быть использованы в криминальной и террористической деятельности, негативные последствия нелегальной миграции, а также «утечка умов».

И развитые, и развивающиеся страны заинтересованы в формировании эффективных систем денежных переводов мигрантов, которые вовлекли бы в свой оборот те средства, которые сейчас идут по неофициальным каналам. Это касается как частного банковского сектора, так и государств, и самих мигрантов.

Во-первых, речь идет об экономической выгоде для стран выхода и назначения. Пока доминирующие на глобальном рынке финансовые системы, такие как Western Union, явно оказываются невыгодными для мигрантов.

Во-вторых, все более очевидной становится связь различных международных финансовых трансакций с вопросами национальной и личной безопасности. На этой почве много как реальных опасностей, так и спекуляций для получения политических дивидендов и пропаганды экстремистских идей.

С увеличением числа мигрантов, миграция и все, что с ней связано, все теснее соотносится в общественном сознании с угрозами криминогенного характера, и в первую очередь с угрозой терроризма.

В-третьих, приобщаясь к цивилизованным формам денежных операций через услуги по пересылке денег, мигранты будут скорее предъявлять спрос на другие возможные финансовые услуги (кредитование, страхование, операции с ценными бумагами и т. п.).

В конечном итоге это может стимулировать более активные формы использования полученных за рубежом доходов на родине — переход к более прогрессивным и цивилизованным формам потребления, а затем и к инвестированию капиталов.

Правительства стран происхождения мигрантов прилагают значительные усилия к тому, чтобы стимулировать национальные банки к активному участию в бизнесе денежных переводов за счет открытия зарубежных филиалов в развитых странах и введения на законодательном уровне особых условий обслуживания соотечественников, живущих за рубежом.

Инновации в финансовой сфере являются ключевым инструментом привлечения денежных переводов в официальную финансовую систему и прежде всего в банки, а это означает рост их возможностей в финансировании реальной экономики.

Многие корпорации разрабатывают стратегию бизнеса, ориентирующуюся на денежные переводы. Например, создана новая ниша для бизнеса. Она возникла благодаря тому, что мигранты платят транснациональным фирмам за товары длительного пользования с прямой поставкой их родственникам и партнерам в странах происхождения.

Некоторые развивающиеся страны для привлечения средств мигрантов регулирования денежных потоков используют особые финансовые инструменты.

Это суверенные облигации для диаспоры, облигации, обеспечиваемые денежными переводами, а также депозитные счета в иностранной валюте. Некоторые страны проводят активную политику регулирования процентной ставки по отношению к этим счетам, чтобы гарантировать для их владельцев привлекательную прибыль, превышающую проценты, получаемые на мировых финансовых рынках.

Многие страны Северной Африки стремятся возвратить специалистов, проживающих за рубежом. Постепенно формируется система организации возврата национальных специалистов.

Мигранты становятся все более важным фактором политики стран происхождения. Проживающие за рубежом граждане, объединяясь в диаспоры, организуют сильное лобби, защищающее интересы страны. В ответ посылающие страны стремятся обеспечить мигрантам права, защиту и признание, в надежде на их долгосрочную поддержку и взаимодействие в реализации совместных программ развития национальной экономики. В рамках глобальных экономических связей все большую силу набирают экономические отношения, вовлекающие в себя сообщества мигрантов.

Специфика этих отношений и их масштаб позволяют говорить о формировании новой экономики миграции — диаспорной экономики.

Несмотря на постоянное ужесточение миграционной политики в Евросоюзе, основной проблемой, как для стран ЕС, так и для государств Северной Африки продолжает оставаться нелегальная миграция.

Именно нелегальные мигранты представляют собой угрозу национальной безопасности принимающих и транзитных стран, поскольку они не поддаются государственному учету, исключены из системы официального трудоустройства, налогообложения и социальной защиты государства.

Нелегальная миграция питает теневой сектор экономики, провоцирует обострение в обществе конфликтов на этнической почве, несет в себе угрозу ухудшения криминогенной и эпидемиологической обстановки и является питательной средой для ксенофобии и радикального национализма, а транзитная нелегальная миграция через страны Северной Африки превратилась в одну из самых доходных статей мирового криминального бизнеса.

В Евросоюзе растет понимание того, что миграция — процесс двусторонний, охватывающий как страны-доноры, так и государства-реципиенты. А это требует более широкого взаимодействия и партнерства всех заинтересованных сторон.

Европейский парламент в июне 2008 года одобрил общие для стран Евросоюза правила миграционной политики, согласно которым власти стран ЕС получат возможность перед депортацией заключать нелегальных иммигрантов под стражу на срок до полутора лет.

Положения законопроекта разрешают заключение лишь тех нелегалов, которые не депортировались добровольно в течение 30 дней после полученного предписания. В таких случаях иммигрантов могут заключить под стражу на полгода, и уже этот срок может быть «в определенных случаях» продлен в три раза. Если в течение полутора лет нелегала так и не депортировали, он должен быть выпущен на свободу. Государства также получают возможность запретить нелегалу, не пожелавшему добровольно депортироваться, въезд на территорию ЕС на срок до пяти лет.

Решение Европарламента вызвало большое недовольство у правозащитников, которые считают, что новые правила способствуют излишне продолжительному тюремному заключению мигрантов.

Европейские демографические тенденции — массовый приток жителей мусульманских стран и переселение жителей стран Европы в ее западную часть — приводят к острым конфликтам между иммигрантами и местным населением. В частности, напряженная ситуация сложилась в Италии, где граждане крайне неприязненно относятся к приезжим из Северной Африки.

Только Великобритания и Ирландия от установления новых стандартов миграционной политики отказались.

Со стороны государств Северной Африки принимаются очень слабые меры по регулированию миграционного законодательства.

Правительство Марокко приняло меры по сокращению числа лодок и плотов, на которых контрабандисты живым товаром переплавляют беженцев на север через Гибралтарский пролив, однако одновременно резко возросло число попыток проникнуть на территорию Сеуты и Мелильи.

В Ливии основными центрами по организации нелегальной миграции располагаются в портах Триполитании. Как правило, граждане этой страны I пытаются незаконно въехать на территорию Италии, используя в качестве транзитной территории о. Мальта. Между Италией и Ливией существует договор о совместном патрулировании территориальных вод силами безопасности. В то же время Ливия сохраняет соглашения с партнерами в Центральной Африке о свободном визовом режиме, как части политики сближения со странами Африканского Союза. Это способствует росту значения Ливии как транзитной страны для мигрантов из африканских стран.

Возрастает роль Туниса как транзитной страны для нелегальных эмигрантов из стран Африки южнее Сахары. Тунис — небольшая страна, урбанизированная, что для мигрантов, проделывающих опасные путешествия через пустыни Ливии или Алжира, имеет большое значение. Страна имеет достаточно обширную систему портов и расположена близко к Италии (до Лампедузы, самого южного острова страны — около 113 км). Наряду с Марокко, Ливией и Тунисом, Алжир и Египет также выступают в качестве важных транзитных территорий и источников нелегальной миграции.

Одним из достижений Евросоюза в политике по борьбе с нелегальной иммиграцией считается открытие в Варшаве в 2005 году нового специализированного учреждения ЕС, именуемого Европейское агентство по управлению сотрудничеством на внешних границах (ФРОНТЕКС).

Главное направление интересов ФРОНТЕКСа — предотвращение нелегальной иммиграции. Пока это агентство будет оказывать техническую и оперативную помощь национальным пограничникам, заниматься анализом соответствующих рисков. Так, уже более десятка кораблей и три самолета, контролирующие пространство у берегов Африки, координируются из Варшавы, помогая предотвращать проникновение нелегальных иммигрантов через южные рубежи ЕС.

Одновременно с этими решительными мерами в борьбе с нелегальной иммиграцией следует назвать систему отпечатков пальцев при въезде в страну-участницу ЕС.

В 2009 году вступит в действие новая система получения виз в Евросоюз, для получения которых желающие посетить страны ЕС будут сдавать отпечатки пальцев. Новые визы призваны усилить контроль за «посетителями» ЕС.

Таким образом, в странах-участницах ЕС приоритетными становятся программы не только по борьбе с самой нелегальной миграцией, но и по предотвращению причин, ее порождающих, в значительной степени — причин экономического характера. Вместе с тем учитывается, что среди мигрантов, включая нелегальных, значительна доля лиц, вынужденно решившихся на переселение, лиц, не совершавших правонарушений. Для укрепления внутренней безопасности Евросоюза целесообразно проводить скоординированные действия, направленные на борьбу с незаконной иммиграцией, предпринимая уже сейчас необходимые предупредительно-профилактические меры.

Однако не стоит забывать, что в проблемах совершенствования миграционного законодательства должны принимать участие не только страны ЕС, но и страны Северной Африки. Только обоюдно возможно вести эффективную борьбу с нелегальной иммиграцией. Для это следует разрабатывать совместные соглашения и законы, которые не будут противоречить друг другу.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Закон № 98−349 от 11 мая 1998 г. в отношении въезда, пребывания иностранных граждан в Франции и права убежища
  2. Право Европейского союза: документы и комментарии. 1960−2008 гг.
  3. Материалы Совета Европы: «К стратегии управления миграцией», CDMG (2000) 11 rev, Брюссель, 2000.
  4. African Bank for Development, African Development Report, African Bank for Development, Abidjan, 2008
  5. CARIM, Mediterranean migration 2005 report
  6. CARIM, Mediterranean migration 2006−2007 report
  7. CARIM, Mediterranean migration 2008−2009 report8. CIA World Factbook 20 079. CIA World Factbook 200 810. CIA World Factbook 2009
  8. Commission of the EC, Green Paper on a Community Return Policy on Illegal Residents, COM (2002)
  9. Commission of the EC, Communication from the Commission to the Council and the European Parliament Integrating Migration Issues in the EU’s Relations with third Countries, COM (2002)
  10. Commission of the EC, Policy paper on immigration, integration and employment, COM (2003)
  11. Commission of the EC, Communication from the Commission: European Neighborhood Policy, COM (2004)
  12. Commission of the EC, Green Paper on an EU approach to managing economic migration, COM (2004)
  13. Commission of the EC, A Common Agenda for Integration Framework for the Integration of Third-Country Nationals in the European Union, COM (2005)
  14. Commission of the EC, The Hague Programme: ten priorities for the next five years. The Partnership for European renewal in the field of Freedom, Security and Justice, COM (2005)
  15. Commission of the EC, «Migration and Development: Some Concrete Orientations», COM (2005)
  16. Commission of the EC, «Consultation on the Future of EU», Development Policy Issues Paper, 2005
  17. Commission of the EC, Policy Plan on Legal Migration, COM (2005)
  18. Commission of the EC, «The Global Approach to Migration one year on: Towards a comprehensive European migration policy», 30 Nov. 2006, COM (2006)
  19. Commission of the EC, Communication on policy priorities in the fight against illegal immigration of third-country nationals, COM (2006)
  20. Commission of the EC, Communication from the Commission to the Council and the European Parliament: On Circular Migration and Mobility Partnerships between the European Union and Third Countries, COM (2007)
  21. Commission of the EC, «Applying the Global Approach to Migration to the Eastern and South-Eastern Regions Neighboring the European Union», COM (2007)
  22. Commission of the EC, Common standards and procedures in Member States for returning illegally staying third-country nationals, COM (2008)
  23. Commission of the EC, Directive 2003/86/EC on the right to family reunification
  24. Commission of the EC, Directive 2003/109/EC on a long-term resident status for third country nationals
  25. Commission of the EC, Directive 2008/115/EC on common standards and procedures in Member States for returning illegally staying third-country nationals
  26. Commission of the EC, Directive 2009/50/EC on introduction of the EU Blue Card
  27. Commission of the EC, Second Annual Report on Migration and Integration, SEC (2006)
  28. European Pact on Immigration and Asylum, 15 Oct. 2008
  29. Eurostat yearbook 2007, Europe in figures
  30. Eurostat yearbook 2008, Europe in figures
  31. Global Development Finance Report, 2006, Migrant Remittances
  32. Global Development Finance Report, 2007, Migrant Remittances
  33. Global Economic Prospects. Economic Implications of Remittances and Migration 2006. W., 2006
  34. Home Office, Secure Borders, Safe Haven: Integration with Diversity in Modern Britain, 2008
  35. House of Commons International Development Committee, Migration and Development: How to make migration work for poverty reduction, Sixth report of Session 2003−2004, vol. 1. 8 July 2004
  36. House of Commons International Development Committee, Written evidence to the House of Commons International Development Committee, February 2004
  37. Human Rights Watch World Report. 2005. Africa: overview
  38. International Monetary Fund, World Economic Outlook. W. April 2005
  39. International Monetary Fund, Balance of Payments Statistics Yearbook, 2007. Washington, DC.
  40. International Organization for Migration, Arab Migration in a Globalized World, 2004
  41. International Organization for Migration, Assessing the Costs and Impacts of Migration Policy: An International Comparison, 2008
  42. International Organization for Migration, International Dialogue on Migration № 8 Mainstreaming Migration into Development Policy Agendas, 2005
  43. International Organization for Migration, International Dialogue on Migration № 9 Migration and Human Resources for Health: From Awareness to Action, 2007
  44. International Organization for Migration, International Dialogue on Migration № 10 Expert Seminar: Migration and the Environment, 2008
  45. International Organization for Migration, International Dialogue on Migration № 11 Migrants and the Host Society: Partnerships for Success, 2008
  46. International Organization for Migration, International Migration Law № 12 -Migration and the Right to Health: A Review of European Community Law and Council of Europe Instruments, 2007
  47. International Organization for Migration, International Migration Law № 15 -Human Rights of Migrant Children, 2008
  48. International Organization for Migration, International Migration Law № 16 -Laws for Legal Immigration in the 27 EU Member States, 2009
  49. International Organization for Migration, Migration Initiatives Appeal 2006
  50. International Organization for Migration, Migration Initiatives Appeal 2007
  51. International Organization for Migration, Migration Initiatives Appeal 2008
  52. International Organization for Migration, Migration Initiatives Appeal 2009
  53. International Organization for Migration, MRS № 10 Moroccan Migration Dynamics: Prospects for the Future, 2002
  54. International Organization for Migration, MRS № 22 Migration and Development: Opportunities and Challenges for Policymakers, 2006
  55. International Organization for Migration, MRS № 32 Irregular Migration from West Africa to the Maghreb and the European Union: An Overview of Recent Trends, 2008
  56. International Organization for Migration, MRS № 34 Migration and Development: Achieving Policy Coherence, 2008
  57. International Organization for Migration, MRS № 35 Migration, Development and Environment, 2008
  58. International Organization for Migration, World Migration Report 2005
  59. International Organization for Migration, World Migration Report 2006
  60. International Organization for Migration, World Migration Report 2007
  61. International Organization for Migration, World Migration Report 2008
  62. International Organization for Migration, Handbook on Establishing Effective Labour Migration Policies in Countries of Origin and Destination, 2006
  63. International Organization for Migration, Migration and Development Conference: Final Report, 2006
  64. International Organization for Migration, Female Migrants: Bridging the Gaps Throughout the Life Cycle, 2006
  65. International Organization for Migration, Migration, Challenges and Responses for People on the Move, 2007, Geneva.
  66. International Organization for Migration, Migration for Development in Africa, 2004
  67. International Organization for Migration, Migration Health Annual Report 2007, 2008
  68. International Organization for Migration, Migrants' Remittances and Development: Myths, Rhetoric and Realities, 2006
  69. International Organization for Migration, Return migration: policies and practices in Europe, 2004
  70. ILO Migration Survey 2003: Country summaries, 2004
  71. International Labour Organisation (ILO) 2004. 'Towards a Fair Deal for Migrant Workers in the Global Economy'. International Labour Conference, 92nd Session.
  72. MOT, Key Indicators of the Labour Market, 2003
  73. MOT, Key Indicators of the Labour Market, 2004
  74. MOT, Key Indicators of the Labour Market, 2005
  75. MOT, Key Indicators of the Labour Market, 2006
  76. MOT, Key Indicators of the Labour Market, 2007
  77. MOT, Key Indicators of the Labour Market, 2008
  78. Migration Policy Institute, Hamilton K., Simon P., Veniard C. The Challenge of French Diversity. May 2007
  79. Migration Policy Institute / Migration information source, 2005
  80. Migration Policy Institute / Migration information source, 2006
  81. Migration Policy Institute / Migration information source, 2007
  82. Ministry of Manpower and Emigration and International Organization for Migration, Attitudes of Egyptian Youth Towards Migration to Europe, Ministry of Manpower and Emigration and International Organization for Migration, Cairo, 2006
  83. OECD, A Profile of Immigrant Populations in the 21st Century: Data from OECD Countries, OECD Publishing, 2008
  84. OECD, Jobs for Immigrants (Vol. 1): Labour Market Integration in Australia, Denmark, Germany and Sweden, OECD Publishing, 2007
  85. OECD, Jobs for Immigrants (Vol. 2): Labour Market Integration in Belgium, France, the Netherlands and Portugal, OECD Publishing, 2008
  86. OECD Factbook 2005: Economic, Environmental and Social Statistics
  87. OECD Factbook 2006: Economic, Environmental and Social Statistics
  88. OECD Factbook 2007: Economic, Environmental and Social Statistics
  89. OECD Factbook 2008: Economic, Environmental and Social Statistics
  90. OECD Factbook 2009: Economic, Environmental and Social Statistics
  91. OECD, From Immigration to Integration: Local Solutions to a Global Challenge, OECD Publishing, 2006
  92. OECD, The Future of International Migration to OECD Countries, OECD Publishing, 2009
  93. OECD, Gaining from Migration: Towards a New Mobility System, OECD Publishing, 2007
  94. OECD Insights, International Migration: The human face of globalization, OECD Publishing, 2009
  95. OECD, Policy Coherence for Development Migration and Developing Countries, OECD Publishing, 2007
  96. OECD in Figures 2003: Statistics on the Member Countries, OECD Publishing, 2003
  97. OECD in Figures 2004: Statistics on the Member Countries, OECD Publishing, 2 004 101.0ECD in Figures 2005: Statistics on the Member Countries, OECD Publishing, 2005
  98. OECD in Figures 2006: Statistics on the Member Countries, OECD Publishing, 2007
  99. OECD in Figures 2007, OECD Publishing, 2007
  100. OECD in Figures 2008, OECD Publishing, 2008
  101. OECD in Figures 2009, OECD Publishing, 2009
  102. OECD, SOPEMI 2004, Trends of International Migration, 2004
  103. OECD, SOPEMI 2005, Trends of International Migration, 2005
  104. OECD, SOPEMI 2006, Trends of International Migration, 2006
  105. OECD, SOPEMI 2007, Trends of International Migration, 2007
  106. OECD, SOPEMI 2008, Trends of International Migration, 2008
  107. OECD, SOPEMI 2009, Trends of International Migration, 2009
  108. The World Bank, Global economic prospects 2006: economic implications of remittances and migration, 2005
  109. The World Bank, Migrants' Capital for Small-Scale Infrastructure and Small Enterprise Development in Mexico. W., 2002
  110. The World Bank, Migration and remittances factbook 2008
  111. The World Bank, World Development Report 2009: Reshaping Economic Geography, 2008
  112. UNCTAD, Contribution of migrants to development: trade, investment and development linkages, Ad-hoc expert meeting on Contribution of migrants to development: trade, investment and development linkages, Geneva, 29 July 2009
  113. UNDP, Human Development Report 2004. United Nations Development Programme
  114. UNDP, Human Development Report 2009. United Nations Development Programme
  115. UN, World Economic and Social Survey 2004
  116. UN, World Economic and Social Survey 2005
  117. UN, World Economic and Social Survey 2006: Delivering Growth and Development
  118. UN, World Economic and Social Survey 2007: Development in an Ageing World
  119. UN, World Economic and Social Survey 2008: Overcoming Economic Insecurity
  120. UN, World Economic Situation and Prospects 2008
  121. UN, World Economic Situation and Prospects 2007
  122. UN, World Economic Situation and Prospects 2006
  123. UN, World Economic Situation and Prospects 2005
  124. UN, World Economic Situation and Prospects 2004
  125. UN, International Migration Report 2006, 2007
  126. UN, World Population Policies 2007, United Nations, Department of Economic and Social Affairs, 20 081. Монографии, исследования, статьи
  127. И.О. «Исторические особенности и современные противоречия процесса урбанизации в АРЕ». «Арабский Восток: ислам и реформы», (сборник статей), ИИИиБВ и Институт Африки РАН, М., 2000
  128. И., Штоль К. Арабская миграция в Германии: стимулятор экономического роста или социальная угроза? // Азия и Африка сегодня. -2003
  129. И.О. Африканская миграция: региональный вопрос или глобальная проблема? // Проблемы современной экономики, № 4(24)
  130. И.О. Страны Северной Африки: социальные сдвиги М., 1993
  131. М.И. Обзор по проблеме незаконной трудовой миграции в Европе / Организованная преступность, миграция, политика под ред. А. И. Долговой. М.: Мировая экономика, 2006
  132. Вестфаль В.-Р. Миграция и внутренняя безопасность в концепции Европейского Союза / Миграция и внутренняя безопасность. Аспекты взаимодействия. М.: Экспо, 2003.
  133. В. К. Африка. Национальное богатство и международное перераспределение ресурсов / Отв. ред. Фитуни JI. JI. — М., 2004
  134. . Миграция как глобальный вызов и европейская дилемма / Глобализация: контуры XXI века. М., 2002
  135. Т.А. Глобализация социально-экономических процессов. М.: Инфа-М, 2006
  136. К. Опыт иммиграционной политики Италии и некоторые уроки для России // Иммиграционная политика западных стран: альтернативы для России / Под ред. Г. Витковской. М., 2002. С. 134.
  137. Е.С. Международная миграция населения в России в условиях перехода к рынку. М.: Инфо, 1997
  138. В. В. Экспортно-импортный потенциал стран Африки. М., 2004
  139. М.В. Влияние миграции на социально-экономические проблемы / Миграция и внутренняя безопасность. Аспекты взаимодействия. М., 2003
  140. В.И. Международные миграции в глобализирующемся мире / Дилеммы глобализации. Социумы и цивилизации: иллюзии и риски. М., 2002
  141. Ю. В. Гусаров В. И., Муштук О. 3., Рыбалкина И. Г., Громова О. Б., Туманова Л. К. Социология производительности: африканскийвариант / Ю. В. Потемкин, В. И. Гусаров, О. 3. Муштук, И. Г. Рыбалкина, О. Б. Громова, Л. К. Туманова. -М., 1996
  142. Ю.В. Африка: социальные изменения на исходе XX века.//Восток.-1994.-№ 2
  143. Ю.В. Миграции в Африке //Страны Африки 2002. М., 2002
  144. Ю.В. Социальный кризис в Африке: безысходность или переходность? Восток 1999 № 4, с. 65
  145. Г. Е. Внешнеэкономические аспекты регулирования хозяйственного развития стран Африки. / Отв. ред. Морозов В. П. — М., 2004
  146. Г. Е. Иностранный капитал в экономике стран Африки.
  147. Л.Л. Миграция населения (вопросы теории). М.: Экономика, 2003
  148. С.В. Влияние миграции на социально-экономическое развитие Европы: современные тенденции. М., 2005.
  149. Л. Л. Бегство капитала из Африки
  150. Т.В. Миграционная динамика эпохи глобализации. Саратов, 2002
  151. R., «International Migration, Remittances and the Brain Drain: A Study of 24 Labour Exporting Countries», World Bank Policy Research Working Paper 3069, World Bank, 2003
  152. Adams R., Migration, Remittances and Development: the critical nexus in the Middle East and North Africa, UN/POP/EGM/2006/01, 18 April 2006
  153. Becker H., Guide to Selected EU Legal and Policy Instruments on Migration, International Organization for Migration (IOM), 2005
  154. Benjemia M., La migration de retour en Tunisie: aspects juridiques, MIREM-AR, 2008
  155. Bel Hadj Zekri A., La dimension politique de la migration circulaire en Tunisie. Les points de vue des acteurs sociaux et politiques, CARIM Analytic and Synthetic Notes, 2008
  156. Bel Hadj Zekri A., Les competences tunisiennes a l’etranger, CARIM Analytic and Synthetic Notes, 2009
  157. Bel Hadj Zekri A., La migration de transit en Tunisie: etat des lieux et impacts et avancement de la recherche sur la question, EUI RSCAS, CARIM Analytic and Synthetic Notes, 2009
  158. Ben Cheikh F. and Chekir H., La migration circulaire dans le contexte juridique tunisien, Circular Migration Series, Legal Module, Carim Analytic & Synthetic Notes, 2008
  159. , R. 2004. 'Making Migration More «Development-Friendly»: Temporary Mobility Schemes'.
  160. Boeri T. and Briicker H., «Migration, Co-ordination Failures and EU Enlargement», IZA Discussion Papers 1600, Institute for the Study of Labor (IZA), 2005
  161. Bonifazi N., Okolski M., Schoorl J. and Simon P., International migration in Europe: new trends and new methods of analysis, Amsterdam University Press, 2008
  162. H., 'Le Maghreb et les nouvelles configurations migratoires internationales: mobilite et reseaux'. Correspondances No. 68, 2001
  163. Boubakri H., Transit migration between Tunisia, Libya and Sub-Saharan Africa: study based on Greater Tunis, 2004, Council of Europe
  164. Caldwell C., Reflections on the Revolution in Europe: Immigration, Islam, and the West- Knopf Doubleday Publishing Group (IOM), 2009
  165. Carrington W.J. and Detragiache E. How Extensive is the Brain Drain? Finance and Development, June/1999. Mediterranean migration 2006−2007 report
  166. Cassarino J.P., Migration and Border Management in the Euro-Mediterranean Area: Heading Towards New Forms of Interconnectedness, in Med. 2005, Fundacio CIDOB, 2005
  167. J.P., «Informalising Readmission Agreements in the ETJ Neighborhood», The International Spectator, vol. 42, no. 2, 2007, p. 179−196
  168. Cassarino J.P., Patterns of Circular Migration in the Euro-Mediterranean Area: Implications for Policy-Making, Circular Migration Series, Political and Social Module, CARIM Analytic & Synthetic Notes, 2008
  169. J.P. (ed.), Return migrants to the Maghreb: reintegration and development challenges, MIREM Global Report, RSCAS/EUI, 2008
  170. Chamie J. and Powers M., International Migration and Development: Continuing the Dialogue: Legal and Policy Perspectives, International Organization for Migration (IOM), 2008
  171. Chiuri M.C., De Arcangelis G. and Ferri G., Crisis in countries of origin and illegal immigration into Europe via Italy, Global Migration Perspectives, no. 53, Oct. 2005
  172. Cremona M., Circular Migration: A Legal Perspective, Circular Migration Series, Legal Module, CARIM Analytic and Synthetic Notes, 2008
  173. DeBardeleben J., Soft or hard borders?: managing the divide in an enlarged Europe, Ashgate Publishing, Ltd., 2005
  174. Doukoure O. and Oger H., The EC External Migration Policy: The Case of the MENA Countries, CARIM-RR, 2007
  175. Dumont J.C. and G. Lemaitre G., «Counting Immigrants and Expatriates in OECD Countries: A New Perspective», Directorate for Employment, Labour and Social Affairs, OECD, 2004
  176. Edgar В., Doherty J. and Meert H., Immigration and homelessness in Europe, The Policy Press, 2004
  177. Fargues P., Temporary Migration: Matching Demand from the EU with Supply from MENA, CARIM Analytic and Synthetic Notes, 2005
  178. Fargues P., Circular Migration: Is it relevant for the South and East of the Mediterranean?, CARIM Analytic and Synthetic Notes, 2008
  179. Gallina A., The (missing) kink between remittances and local development: The case of North African countries, BIT/Alger, April 2005
  180. Gallina A., Migration, financial flows and development in the Euro-Mediterranean area, Journal of North African Studies, vol. 11, no. 1, 2006, p. 26−42
  181. Gallina A., Enhancing Workers' Remittances for Development in the Mediterranean Partner Countries, CARIM Analytic & Synthetic Notes, 2008
  182. Geronimi, E., L. Cachon and E. Texido 2004. 'Acuerdos bilaterales de migracion de mano de obra: Estudio de casos'. Working Paper 66S. Geneva: ILO.
  183. Guild E., The legal elements of European identity: EU citizenship and migration law, Kluwer Law International, 2004
  184. Guild E. and Selm J.V., International migration and security: opportunities and challenges, Routledge, 2005
  185. Giuliano P. and Ruiz-Arranz M., «Remittances, Financial Development, and Growth,» IZA Discussion Papers 2160, Institute for the Study of Labor (IZA), 2006
  186. Gubert F. and Nordman C.J., Return migration and small enterprise development in the Maghreb, Background Paper, The World Bank, 2008
  187. Gubert F. and Nordman C.J., Who Benefits Most from Migration? An Empirical Analysis Using Data on Return Migrants in the Maghreb, MIREM-AR2008
  188. Hamood S., African Transit Migration through Libya into Europe: The Refugee Dimension, Forced Migration and Refugee Studies Program, American University in Cairo, 2006
  189. , N. (2004) «Migration without borders: The economic perspective». Discussion Paper, UNESCO, Paris.
  190. D.H., «Morocco's migration transition: trends, determinants and future scenarios», Global Migration Perspectives, no. 28, April 2005
  191. Hein D.H., Migration, remittances and regional development in Southern Morocco, Geoforum, 2006
  192. D.H., «Morocco's Migration Experience: A Transitional Perspective», International Migration 45 (4), 2007 p. 45
  193. Heinz Werner. From Guests to Permanent Visitors? From the German Guestworker Programmes of the Sixties to the Current Green Card Initiative for IT Specialists? 2002
  194. Hendrik V.D., Groenewold G. and Fokkema Т., Remittances and Their Effect on Immigration Intentions in Egypt, Morocco and Turkey, Tinbergen Institute, Discussion Paper TI 2005−030/1, Amsterdam, 2005
  195. Kahanec M. and Zimmerman K.F., EU Labor Markets After Post-Enlargement Migration, Springer, 2009
  196. Katseli L., Lucas R. E. B and Xenogiani Т., Policy Brief No. 30, Policies for Migration and Development: A European Perspective, OECD, 2006
  197. Katseli L., Lucas R.E.B. and Xenogiani Т., «Effects of Migration on Sending Countries: What Do We Know?», Working Paper No. 250, OECD Development Centre, 2006
  198. Kerdoun A., La protection juridique de la migration en Algerie, CARIM Analytic & Synthetic Notes, 2008
  199. Khachani M., Migration, transfert et developpement au Maroc, CARIM Research Report, 2005
  200. Khachani M. and Mghari M., L’immigration marocaine en Espagne, CARIM Research Report, 2006
  201. Khachani M., La Migration Circulaire: cas du Maroc, Circular Migration Series, Demographic and Economic Module, CARIM Analytic & Synthetic Notes, 2008
  202. Khachani M., La migration clandestine au Maroc, CARIM Analytic and Synthetic Notes, 2008
  203. Kuptsch C. and Pang E.F., Competing for global talent, International Institute for Labour Studies, 2006
  204. Labdelaoui H., La dimension socio-politique de la migration circulaire en Algerie, Circular Migration Series, Demographic and Economic Module, CARIM Analytic and Synthetic Notes, 2008
  205. M., (2004), Le Maghreb, nouveau espace d’immigration, World Congress Human Movements and Immigration (HMI), Barcelona 2−5 September 2004
  206. Lahlou M., Les migrations irregulieres entre le Maghreb et l’Union Europeene, RSCAS/EUI research report, 2005
  207. D., «Policing Migration in the Mediterranean», Mediterranean Politics, vol. 11, no. 1, 2006, p. 59−82
  208. Maimbo S.M. and Ratha D. (ed.)., Remittances: development impact and future prospects, World Bank Publications, 2005
  209. Martin P.L., Martin S.F. and Weil P., Managing migration: the promise of cooperation, Lexington Books, 2006
  210. McCormick B. and Wahba J., «Return International Migration and Geographical Inequality: The Case of Egypt», Journal of African Economies, 12 (4), Special Issue, p. 500−532, 2003
  211. Mernissi, F. ONG Rurales du Haut-Atlas: Les Ait Debrouille Marsam, Rabat. 2003
  212. Miambo S.M. and Ratha D., Remittances. Development Impact and Future Prospects, The World Bank, 2005
  213. Moppes D., The African Migration Movement: Routes to Europe, Radboud University Nijmegen, 2007
  214. Morrison A.R., Schiff M. and Sjoblom M., The international migration of women, World Bank, 2008
  215. Munz R. Migrants, labor markets and integration in Europe: a comparative analysis. Regional Report for the Global Commission on International Migration (GCIM), Working paper, Regional Hearing on Europe. Budapest, December, 2004.
  216. Nabli M.K., Breaking the barriers to higher economic growth: better governance and deeper reforms in the Middle East and North Africa, World Bank Publications, 2007
  217. Nanz K-P. The Schengen Agreement: Preparing the Free Movement of Persons in the European Union // Bieber R., Monar J. (ed.). Justice and Home Affairs in the European Union: The Development of the Third Pillar. Brussels: European University Press, 1995
  218. Nassar H., Migration, Transfers and Development in Egypt. Research report, EUI/RSCAS, 2005
  219. Nassar H., Temporary and Circular Migration: The Egyptian Case, Circular Migration Series, Demographic and Economic Module, CARIM Analytic and Synthetic Notes, 2008
  220. Ozden C. and Schiff M. (ed.), International Migration, Remittances, and the Brain Drain, World Bank Publications, 2005
  221. Ozden C. and Schiff M. (ed.), International Migration, Economic Development & Policy, World Bank Publications, 2007
  222. Perrin D., Aspects juridiques de la migration circulaire dans l’espace Euro-Mediterraneen. Le cas de la Libye, Circular Migration Series, Legal Module, CARIM Analytic and Synthetic Notes, 2008/23
  223. Portes A. and DeWind J., Rethinking migration: new theoretical and emperical perspectives, Berghahn Books, 2007
  224. Ratha D., Mohapatra S. and Silwal A., Migration and Remittance Trends 2009, Migration and Development Brief 11, The World Bank, 3 Nov. 2009
  225. Rasmussen H.K. No Entry. Immigration Policy in Europe. Copenhagen, 1997
  226. Rodier С., Analysis of the external dimension of the EU’s asylum and immigration policies summary and recommendations for the European Parliament, Directorate-General for external policies of the Union Directorate B, Policy Department, 2006
  227. Rogers N. and Peers S. (ed.), EU immigration and asylum law: text and commentary, Martinus Nijhoff Publishers, 2006
  228. Roman H., Italian-Egyptian Model in Managing the Emigration from Egypt to Italy: Discussions and Prospects. Analytics and Synthetic Notes Circular Migration Series, Political and Social Module, CARIM-AS, 2008
  229. Roman H., Irregular Migration of Egyptians, Analytics and Synthetic Notes -Circular Migration Series, Socio-Political Module, CARIM-AS, 2008
  230. Sadiqi F., Intentions, Causes and Consequences of Moroccan Migration, CARIM Analytic & Synthetic Notes, 2007
  231. Shah P. and Menski W., Migration, diasporas and legal systems in Europe, Routledge-Cavendish, 2006
  232. Sorensen N.N., Migrant Remittances as a Development Tool: The Case of Morocco, Danish Institute for Development Studies (DIID), International Organization for Migration (IOM), 2004
  233. Sorensen N.N., The Development Dimension of Migrant Remittances, Danish Institute for Development Studies (DIID), International Organization for Migration (IOM), 2004
  234. Spencer S. Recent Changes and Future Prospects in UK Migration Policy. Paper to be presented at the Ladenburger Discourse on Migration 14−15 February 2002
  235. Stalker P., Workers Without Frontiers. The Impact of Globalization on International Migration, ILO, Lynne Rienner Publishers, USA, 2000
  236. Venturini A., Circular Migration as an Employment Strategy for Mediterranean Countries, CARIM Analytic and Synthetic Notes, 2008/39
  237. Wahba J. and McCormick В., «Return International Migration and Geographical Inequality: The Case of Egypt», Journal of African Economies, Dec. 2003, vol. 12, no. 4, p. 500−532
  238. Watt A. and Galgoczi В., EU Labour Migration Since Enlargement: Trends, Impacts and Policies, Ashgate Publishing, Ltd., 2009
  239. Zohry A. and Harrel-Bond В., Contemporary Egyptian migration An overview of voluntary and forced migration, The Development Research Centre on Migration, Globalization and Poverty, University of Sussex, Dec. 2003
  240. Zohry A., Migration Without Borders: North Africa as a reserve of cheap labour for Europe, UNESCO, Paris, 2005
  241. Zohry A., The Migratory Patterns of Egyptians in Italy and France, CARIM Research Report, EUIRSCAS, 20 091.I. Периодические издания
  242. .А. Трудовая миграция в СНГ с позиций общества, семьи и личности / Миграция населения под ред. О. Д. Воробьевой. Вып. 2. М., 2001.
  243. В.А. Международная миграция населения и демографическое развитие России / Международная миграция населения: Россия и современный мир. 2000. Вып. 5.
  244. А.Н. Европа на игле иммиграции // Эксперт, 7 октября 2002.
  245. А.И. Тень ислама над Европой // Международная жизнь, № 9, 2004.
  246. В., Нечай А.Закономерности современной международной миграции и особенности ее регулирования // Белорусский журнал международного права и международных отношений, № 7, 2002.
  247. А.В. Нелегальная иммиграция как фактор экономического развития / Международная миграция населения: Россия и современный мир. 2002. Вып. 9.
  248. Д. Единая пограничная служба Европы //Независимое военное обозрение. 2003. — 26 июля.
  249. В.В. Этническое предпринимательство: мировой опыт и Россия // Полис. 1993. № 5. С. 80.
  250. С.В. Миграция в странах Европы, Международная Жизнь, № 6, 2003.
  251. М. Иммиграционная политика во Франции и проблема нелегальной миграции // Иммиграционная политика западных стран: Альтернативы для России / Под ред. Г. Витковской. М., 2002. С. 206−207.
  252. Africa Renewal. United Nations Department of Public Information. N.Y. -Vol. 19. No. 4. — January 2006
  253. The Development Dimension of Migrant Remittances //Migration Policy Research. No. l June 2004
  254. Jaet H., Ragot L., Rajaonarison D. L’immigration: quels effets economiques // Revue d’economie politique. 2007. № 4
  255. Official Journal of the European Union L 105, 13.4.2006
  256. Journal officiel des Communautes europeennes L 318 du 5.12.2002, p. 1 et p.
  257. Revue d’economie politique. 2008. № 4
  258. Smith W. and Hallward-Driemeier M., Understanding the Investment Climate /IMF, Finance and Development, March 2005
  259. Storesletten K. Sustaining Fiscal Policy Through Immigration // Journal of Political Economy. 2000. № 2
  260. The New York Times, E.U. Passes Tough Migrant Measure, 19.06.2008
  261. The Washington Post, E.U. Moves to Standardize Immigrant Policy, 19.06.2008
Заполнить форму текущей работой