Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Совершенствование механизма государственного регулирования внешнеэкономической деятельности в Российской Федерации

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Степень научной разработанности проблемы. Вопросам государственного регулирования внешнеэкономической деятельности (ВЭД) национального хозяйства посвящено большое количество зарубежной и отечественной научной литературы: монографий, статей в сборниках трудов вузов и научно-исследовательских институтов, в научных и специальных журналах. Теоретическое обоснование выбора курса развития национальной… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретико-методологические основы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности
    • 1. 1. Эволюция роли государства во внешнеэкономической деятельности и ее отражение в экономической мысли
    • 1. 2. Государственная политика рыночной трансформации и интеграции России в мировое экономическое пространство
    • 1. 3. Влияние глобализации мировой экономики на международную экономическую деятельность государства
  • Глава 2. Современные инструменты государственного регулирования внешнеэкономической деятельности на федеральном и региональном уровнях
    • 2. 1. Механизм государственного воздействия на эффективность внешнеэкономической деятельности
    • 2. 2. Регулирующие функции специальных инструментов стимулирования внешней торговли
    • 2. 3. Роль внешнеэкономического фактора в развитии региональной экономики
  • ГЛАВА 3. Специфика организации и управления внешнеэкономической деятельностью на региональном уровне (на примере Ставропольского края)
    • 3. 1. Анализ динамики развития внешнеэкономической деятельности
  • Ставропольского края
    • 3. 2. Оценка влияния внешнеэкономического фактора на состояние региональной экономики
    • 3. 3. Проблемы и перспективы развития особой эколого-охраняемой зоны
  • Кавказские Минеральные Воды"

Совершенствование механизма государственного регулирования внешнеэкономической деятельности в Российской Федерации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Ликвидация государственной монополии на внешнюю торговлю и последовавшие затем экономические реформы по внедрению рыночной системы хозяйствования явились детерминантами перехода России к экономике открытого типа. Этот процесс требовал постепенной либерализации внешнеэкономической сферы деятельности.

Однако инертность государственного аппарата наряду с непрофессиональными подходами к организации внешнеэкономической деятельности в новых условиях привели к ухудшению структуры производства и внешней торговли, крупным потерям валютных средств. Меры государственного регулирования оказались недостаточно эффективными для защиты ряда отраслей национальной промышленности от иностранной конкуренции.

Несмотря на интенсивное движение к открытости экономики, стране до сих пор не удалось решить основные макроэкономические задачи: глубокой интеграции в мировое экономическое сообщество, увеличения экспорта готовой продукции высокой степени обработки. Не отрегулированы до конца торгово-экономические отношения с Европейским Союзом, США, рядом других стран и региональными экономическими группировкамивопросы вступления в ВТО.

В основе этих проблем лежат: несовершенство законодательной базы, недостатки системы государственного регулирования внешней торговли, общая экономическая нестабильность в стране.

При этом интеграция России в мировое хозяйство — важнейшее и безальтернативное направление структурной перестройки национальной экономики. Комплекс стратегических целей и задач, необходимых для этого процесса, связан с обретением страной международной конкурентоспособности. В этой связи исключительно актуальным для российского государства становится выработка методов и направлений государственной внешнеэкономической политики включения страны и ее регионов в глобальную систему мирохозяйственных отношений с учетом национальных интересов, целенаправленного воздействия государственных органов власти всех уровней на обеспечение формирования прогрессивной структуры интернационализации региональной экономики.

Разработка внешнеэкономической политики страны не только на федеральном уровне, но и на уровне субъектов Федерации требует повышения организационных функций местных органов власти. Расширение международной деятельности российских регионов обусловливает, в свою очередь, проведение анализа и оценки эффективности внешнеэкономической деятельности на местах, поэтому актуальность исследования заключается в изучении реализации региональных преимуществ через внешнеэкономическую составляющую производственно-хозяйственной деятельности субъектов Федерации.

Степень научной разработанности проблемы. Вопросам государственного регулирования внешнеэкономической деятельности (ВЭД) национального хозяйства посвящено большое количество зарубежной и отечественной научной литературы: монографий, статей в сборниках трудов вузов и научно-исследовательских институтов, в научных и специальных журналах. Теоретическое обоснование выбора курса развития национальной экономики и ее интеграции в мировое экономическое сообщество сделано в трудах классиков экономической теории и современных зарубежных исследователей: А. Смита, Д. Рикардо, Дж. С. Милля, Р. Вернона, А. Гидценса, Дж. Кейнса, Р. Кеохане, В. Леонтьева, Дж. Пая, Б. Олина, М. Познера, Дж. Розенау, П. Самуэльсона, Г. Хаберлоу, Р. Харрода, Э. Хекшера, а также в работах крупных отечественных специалистов в этой сфере научных знаний: JI. Абалкина, А. Аганбегяна, С. Глазьева, О. Давыдова, А. Илларионова, К. Семенова, И. Фаминского, С. Шаталина, Г. Явлинского. Заметный вклад в развитие теории и практики региональной внешнеэкономической деятельности внесли отечественные экономисты: О. Воронкова, В. Игнатов, Т. Игнатова, В. Овчинников, Е. Пузакова,' Э. Рубинская, Г. Солодков, JI. Султанова, И. Юсупов и другие исследователи. В работах ведущих российских экономистов нашли широкое отражение вопросы рыночной трансформации, обеспечения экономической стабилизации в стране, влияния внешнеэкономической деятельности на интеграцию государства и его регионов в мировое хозяйство.

Тем не менее, многие проблемы останется все еще мало изученными. Как показал анализ публикаций по проблеме исследования, в научной литературе недостаточно внимания уделяется макроэкономическим аспектам внешнеторговой политики. Оценка роли государства в регулировании внешнеэкономической деятельности в условиях трансформации экономики в работах российских и зарубежных ученых часто не совпадает. Недостаточно исследована специализация и структурные особенности регионов России, а также применение практических механизмов государственного регулирования ВЭД на федеральном и региональном уровнях.

Актуальность указанных проблем и незавершенность их научной разработанности определили цель и задачи диссертационного исследования, внутреннюю логику и структуру.

Цель и задачи исследования

Целью диссертационного исследования является выявление наиболее эффективного механизма государственного регулирования процессов реформирования отечественной экономики в сфере внешнеторговой политики, привлечения иностранного капиталаразработка инструментария совершенствования региональной внешнеэкономической политики, призванной вывести из кризисного состояния конкретного субъекта РФ и способствовать его включению в мирохозяйственные отношения.

Исходя из цели диссертационного исследования, в работе определяются следующие основные задачи: представить эволюцию теоретических концепций государственного регулирования ВЭД, определить цели и методы регулирования, а также факторы, влияющие на формирование внешнеэкономической политикиобосновать значимую роль государства в процессах реформирования российской экономики и вхождения страны в систему мирового хозяйства, влияния современной интернационализации и глобализации на развитие международных экономических отношенийдать всесторонне взвешенную оценку процесса либерализации внешнеэкономической деятельности и определить перспективные направления дальнейшего развития ВЭД в страневыявить влияние современных инструментов таможенно-тарифного и валютного регулирования на решение возникающих проблем в области внешней торговли и выработать предложения по усовершенствованию их применения в Россииопределить основные направления развития государственной региональной внешнеэкономической политики в контексте общефедеральной стратегииисследовать внешнеэкономический потенциал Ставропольского края, определить формы и направления в сфере внешнеторгового, рекреационно-туристического и инвестиционно-производственного сотрудничества, оценить влияние внешнеэкономического фактора на экономику регионасформировать предложения по совершенствованию концепции развития ВЭД Ставропольского края с учетом особенностей и современных тенденций социально-экономического развития региона.

Объектом исследования является теория и практика государственного регулирования ВЭД, деятельность государства, направленная на содействие развития внешнеэкономической деятельности субъекта федерации.

Предметом исследования являются приоритетные направления и методы государственного воздействия на внешнеэкономическую составляющую, повышающую эффективность экономики страны и ее регионов.

Методологической и теоретической базой диссертационного исследования послужили классические, современные концепции и идеи, представленные и обоснованные в фундаментальных и прикладных трудах отечественных и зарубежных ученых в области теории мировой и региональной экономики, теории и практики управления ВЭД, законодательные акты во внешнеэкономической сфере Российской Федерации и ее субъектов.

В работе использовались концептуальные положения системного подхода и системного анализа, классические макроэкономические теории, теории влияния глобализации на национальные экономики, методы экономической статистики, экспертных оценок, моделирования экономических процессов. В качестве частных приемов экономических разработок при решении поставленных задач применялись методы корреляционно-регрессионного анализа, индикативного планирования и др. Р.

В ходе написания работы использовались информационно-компьютерные технологии обработки региональной базы статистических данных.

Информационно-эмпирическую базу исследования составили обобщенные статистические данные за период 1992;2002 гг. Госкомстата.

РФ и Ставропольского комитета по статистикесправочные сведения и документы международных экономических организаций, Министерства экономического развития и торговли Ставропольского края и.

Администрации Кавказских Минеральных Водфедеральные и региональные нормативно-правовые акты, регулирующие внешнеэкономическую сферу России и ее субъектовматериалы монографий и статей, содержащиеся в научных публикациях и периодической печати.

Рабочая гипотеза диссертации заключается в обосновании системы взглядов автора, согласно которой определяется место, роль и значение внешнеэкономической деятельности в национальной экономике, выявлении возможных форм и методов организации ВЭД в регионе с целью, А максимального использования его потенциала для совершенствования экономического развития как отдельных регионов, так и страны в целом. На основании вышеизложенного автор выносит на защиту следующие положения исследования. ,.

Основные положения диссертации, выносимые на защиту: По специальности 08.00.05 — экономика и управление народным хозяйством (макроэкономика). '4 1. Происходящий в России процесс трансформации хозяйственной жизни, переход к стабильному и устойчивому экономическому росту, а также последовательная интеграция страны в мировую экономику требуют формирования целостной системы государственного регулирования, в которой особое место занимает корректировка государственного участия в вопросах внешнеэкономической деятельности с целью создания наиболее эффективной и гибкой внешнеэкономической политики, максимально отвечающей задачам экономических преобразований и развития национального хозяйства, свободной от недостатков и просчетов прошлых лет, способной вывести страну из кризисного состояния, направленной на адаптацию отечественной экономики к качественно меняющейся системе мирохозяйственных связей.

2. Система взглядов на происходящие изменения в социально-экономической жизни страны и степень участия государства в процессах реформирования отечественной экономики отличается некоторой ограниченностью и в государственно-рыночной, и в радикально-либеральной концепциях. В наибольшей степени существующим реалиям соответствует некая промежуточная модель «стратегии модернизации», основанная, с одной стороны, на дальнейшем высвобождении частной инициативы и рыночной конкуренции, с другой, — на усилении роли государства в обеспечении «правил игры», создании благоприятных условий хозяйствования. Однако и эта концепция имеет определенные недостатки, акцентируя внимание в основном на государственной поддержке наиболее перспективных отраслей и направлений научно-хозяйственной деятельности, упуская из внимания, что поддержка, на первый взгляд, менее * перспективных отраслей и видов деятельности способна принести более быструю и существенную отдачу.

3. Под давлением международных экономических и финансовых организаций государственное регулирование экономики внутри стран сокращается, а регулирование на уровне мирового хозяйства в интересах крупного капитала расширяется. Идя на уступки международным институтам, поддерживаемые крупным капиталом, правительства лишаются традиционных рычагов воздействия на общественные интересы и постепенно теряют контроль над социально-экономической и политической ситуацией в своих странах. В этом аспекте особое значение приобретает вопрос о месте и функциях государства в условиях глобализации. Необходимость принятия комплекса согласованных мер способствует активному развертыванию процессов (регионализации. Участники интеграционных группировок, координируя объединение своих усилий, стараются занять более прочные мирохозяйственные позиции с учетом прогрессирующей глобализации.

4. В современном мировом хозяйстве наблюдается тенденция к усилению роли государства во всех сферах экономики, в том числе и, возможно, в большей степени, в области внешнеэкономических связей. Однако эта тенденция не прямолинейная. Государственное вмешательство используется тогда, когда собственно рыночные механизмы дают сбой. Соотношение между степенью рыночных свобод и масштабами государственного регулирования хозяйственной деятельности страны в значительной степени зависит от характера экономической политики властей. Ориентация на создание устойчивой саморегулирующейся экономики не может оставаться единственным определяющим компонентом внешнеэкономической политики России. В ее арсенале должны присутствовать меры, направленные на защиту национального производства и внутреннего рынка от неблагоприятных воздействий извне.

По специальности 08.00.14 — мировая экономика.

1. Вследствие трудности приспособления к возрастающим процессам глобализации из-за отсутствия необходимых средств, низких темпов активизации инновационных процессов и внедрения новейших технологий большинство стран мировой цивилизации подверглись функциональной стратификации в зависимости от их места в глобализирующейся экономике. Формируется неблагоприятная специализация России в международном разделении труда, складываются условия все более возрастающей зависимости отечественной экономики от экспорта топливно-энергетических сырьевых ресурсов и импорта широкого круга готовых промышленных изделий, некоторых видов продовольствия. В этой связи Россия должна воспользоваться всеми теми преимуществами, которые может дать глобализация, и одновременно разработать мероприятия, способные свести до минимума ее отрицательные последствия.

2. Интересы российской экономики требуют создания эффективной системы внешнеторгового регулирования, сочетающей применение фискальных функций с формированием мер, стимулирующих внешнюю торговлю, способствующих, поддержке национальных производителей и созданию равноправных конкурентных условий на внутреннем и внешнем рынках для отечественных и иностранных товаров, предотвращающих утечку капитала из страны. Такая система, прежде всего, будет учитывать российские интересы и одновременно отвечать требованиям международных стандартов, в частности, принятыми во Всемирной торговой организации (ВТО). При этом темпы движения России к членству в ВТО должны реально соизмеряться с ее возможностями и быть жестко увязаны с обязательствами стран-членов ВТО по устранению дискриминирующих Россию положений в национальных законодательствах этих стран. •.

3. Доминирующими направлениями государственной поддержки внешнеэкономической деятельности в российских регионах является стимулирование экспорта и привлечение иностранного капитала. При этом происходит перенос центра тяжести экономических преобразований на региональный уровень, где механизм государственного регулирования ВЭД не является совершенным и достаточным. Проведение же государственной инвестиционной политики требует активного участия целого ряда государственных административных учреждений и общественных организаций. Отсутствие согласованности в их действиях и постоянно меняющиеся правовые нормы регулирования инвестиций влияют на эффективность реализации принимаемых проектов. Региональная неравномерность размещения прямых иностранных инвестиций указывает на ярко выраженные предпочтения зарубежных инвесторов центральным мегаполисам. и.

4. Совершенство структуры и эффективности развития ВЭД Ставропольского края будет происходить только при условии максимального использования имеющихся в регионе финансовых, производственных, трудовых ресурсов, преимуществ территориально-географического расположения края, его сырьевого потенциала и повышения конкурентоспособности производимой продукции. В этой связи возникает необходимость учета внешнеэкономического фактора в развитии экономики региона посредством применения методов эконометрического анализа, разработки и реализации наиболее перспективных направлений развития края в сфере внешнеэкономической деятельности.

Научная новизна диссертационного исследования состоит в разработке методологических подходов и конкретных рекомендаций по совершенствованию системы государственного воздействия на федеральном и региональном уровнях на внешнеэкономическую составляющую национального хозяйства. Элементы научной новизны состоят в следующем.

По специальности 08.00.05 — экономика и управление народным хозяйством (макроэкономика): в ходе проведенного анализа выявлены крайние позиции современных концепций государственного участия в процессах экономических преобразований в стране в 'контексте совершенствования промежуточной, уравновешивающей модели — «стратегии модернизации», предполагающей сочетание и практическое применение наиболее действенных государственных инструментовустановлена степень взаимозависимости российской экономики и конъюнктуры мирового рынка, возможность нарушения макроэкономического равновесия и возникновения осложнений функционирования национальной экономики в случае изоляции России от внешних рынковобоснована и аргументирована необходимость смены экономической парадигмы, смещения акцентов в сторону социально-рыночного хозяйства, создания модернизированной, устойчивой и саморегулирующейся российской экономики на базе использования возможностей нарастающей глобализации.

По специальности 08.00.14 — мировая экономика: определена эффективность активизации применения фискальных инструментов кратковременного воздействия, способных восстановить утраченный баланс экономики России, в сочетании с формированием мер, стимулирующих развитие благоприятной внешнеэкономической среды в странеразработана комбинированная интровертно-экстравертная модель стратегии развития внешнеэкономической деятельности региона с упором на формирование долговременного инвестиционного капитала и производственной специализации на базе его природных и экономических особенностей, способствующая стабилизации социально-экономической жизни при условии выполнения разработанных автором мервыявлены региональные особенности развития внешнеэкономической деятельности Ставропольского края и дана оценка ^ влияния экзогенных факторов на внутреннее развитие экономики края с помощью построения эконометрической модели на базе количественного метода корреляционно-регрессионного анализа с учетом специфики регионавыработаны конкретные рекомендации по восстановлению функционирования особой эколого-охраняемой зоны «Кавказские Минеральные Воды» и ее приоритетного участия в развитии внешнеэкономической деятельности края., v* Теоретическая и практическая значимость работы определяется актуальностью исследуемого направления и достигнутым уровнем разработки проблем. Выдвинутые предложения и мероприятия могут быть использованы в учебном процессе при изучении дисциплин «Макроэкономика», «Региональная экономика», «Управление внешнеэкономической деятельностью», ряда специальных курсов, а также в практической деятельности отделов внешнеэкономических связей и * инвестиций краевого Министерства экономического развития и торговли при дальнейшей разработке и совершенствовании Концепции развития внешнеэкономической деятельности и туризма Ставропольского края, нормативно-правовой базы регулирования ВЭД региона.

Отдельные разделы работы могут послужить базой для дальнейших исследований как в методологическом, так и в методическом плане применения механизма государственного регулирования ВЭД.

Апробация работы осуществлялась в виде участия автора в международных и межвузовских научнопрактических конференциях в гг. Ростов-на-Дону, Пятигорск, Пенза.

По теме диссертации опубликовано шесть работ в сборниках научных работ, общим объемом 3,2 п. л.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, включающих девять параграфов, заключения, списка использованных источников, трех приложений, содержит пять рисунков и две таблицы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Функции государства, регулирующие экономические процессы, рассматриваются в экономической науке с самого начала ее возникновения. Развитие теории внешней торговли отражает и эволюцию регулирующей роли государства: от жестких ограничений и вмешательства во внешнюю торговлю до политики полного невмешательства и осознания необходимости поддержки экспортных и импортозамещающих производств.

Кроме меркантилистов, полагавших, что государство должно стимулировать приращение национального богатства исключительно за счет экспорта, все остальные концепции рассматривают преимущества международного обмена товарами и международного разделения труда между странами.

В начале XX в. сформировались два устойчивых направления во взглядах на проблему развития внешней торговли. К ним относились сторонники «открытой экономики» (Г. Хаберлоу,. Э. Хекшер, Б. Олин, Д. Лендлер А. Линдбек, П. Буомбергер и др.) и ее противники — приверженцы активного вмешательства государства в экономические процессы (Дж. Кейнс, К. Ламмерс, Б. Лаум и др.).

К середине XX в. прочные позиции заняла идея эффективности «открытой экономики» (П. Самуэльсон, В. Леонтьве, Р. Верной, Г. Хафбауэр, М. Портер), приверженцы которой утверждали, что внешняя торговля не просто взаимовыгодный обмен, но и способствует уменьшению различий в уровнях экономического развития стран, повышению технического прогресса.

Широкое распространение получила также теория внешнеторгового мультипликатора, в соответствии с которой эффект, оказываемый внешней торговлей на динамику роста национального дохода и прочие факторы, характеризуется для каждой страны определенными количественными зависимостями, может быть вычислен и выражен в виде определенного коэффициента — мультипликатора.

Представленные экономистами-теоретиками учения подтверждались на практике развитием необычайно высокими темпами международной торговли.

В итоге были сделаны выводы о том, что государственное воздействие на процесс международного торгового обмена может выступать дополнительным инструментом национальной экономики.

Дальнейшая эволюция теоретических воззрений на исследуемый аспект в значительной степени связана с такими тенденциями, как либерализация торговли, изменение структуры внешней торговли в результате сдвигов в производстве, углубление МРТ, растущая научно-производственная кооперация, усиление глобализации и др.

Появившиеся в результате экономических преобразований в России концепции (либерально-радикальная, государственно-рыночная и стратегия модернизации), несмотря на определенные различия в методах и подходах, единодушно сводились к мнению о скорейшем устранении государственной монополии на внешнюю торговлю, предоставлении регионам и их хозяйствующим субъектам юридических и финансовых возможностей для развертывания внешнеэкономической деятельности. Придерживаясь позиций реалистических путей перехода к рынку, ведущие экономисты страны постоянно подчеркивали социальную ориентацию и необходимость эффективного государственного регулирования трансформационных процессов и, в первую очередь, внешнеэкономической деятельности страны и ее регионов.

В настоящее время федеральные органы власти России из множества предлагаемых моделей остановили свой вы{5ор на некоей промежуточной модели — «стратегии модернизации», предлагающей усилить частную инициативу и рыночную конкуренцию с одновременным повышением роли государства в решении тех вопросов, которые общество и экономика самостоятельно решить не могут. При этом государственная политика должна быть направлена на широкую интеграцию России в мировое экономическое сообщество с применением соответствующих методов защиты отечественных товаропроизводителей от недобросовестной конкуренции со стороны зарубежных участников рынка.

Не умаляя достоинств концепции, сфера внешнеэкономической деятельности, на наш взгляд, потребует не просто определенных корректив, как представляется авторам концепции, а серьезного государственного вмешательства. Внешнеэкономическая политика должна быть сконцентрирована на формировании благоприятных условий для создания не только наукоемких экспортоориентированных, но и импортозамещающих отраслей, а также малого предпринимательства в тех отраслях и сферах народного хозяйства, которые способны ролучать быструю отдачу на вложенные средства.

К тому же темпы движения России к членству в ВТО должны реально соизмеряться с ее возможностями, обязательства по открытию отечественного рынка должны быть жестко увязаны с обязательствами стран ВТО по устранению дискриминирующих Россию положений в их законодательствах.

На наш взгляд, государство не должно придерживаться фанатической приверженности или категорически отвергать ту или иную модель развития. Необходимо применять эффективное сочетание открытости с неопротекционизмом, государственное участие в либерализационных процессах с неизбежными законами рынка, принимать во внимание социально-культурные аспекты и исторические контексты развития страны.

Развитие процессов глобализации подталкивает государства к усилению координации их политики во всех сферах человеческой деятельности. Такая координация, не ослабляя внешнеполитическую роль современного государства, требует усиления той стороны института государственной власти, которая связана с международным сотрудничеством.

Россия, являясь неотъемлемой частью мировой экономической системы, должна «учиться использовать преимущества нового состояния мировой экономики», использовать в своих интересах все положительное, что несет глобализация и уметь одновременно противостоять негативным факторам ее влияния.

Интеграция России в мировое хозяйство — одно из важнейших направлений структурной перестройки национальной экономики. При этом комплекс стратегических целей и задач, необходимых для этого процесса, связан с обретением Россией международной конкурентоспособности и включает в себя: целенаправленное содействие государства структурной перестройке экономикиизменение характера присутствия России в мировой экономике как по линии товарной специализации, так и в отношении договорно-правовых и политических условийобеспечение экономической безопасности страны.

Для достижения этих целей государству необходимо: сформировать новую структуру экспортавыявить и целенаправленно использовать наиболее перспективные для российского экспорта товарно-страновые ниши на мировом рынкеобеспечить благоприятный торговый режим в отношениях с зарубежными странами, торгово-экономическими группировками, организациями и союзамиоказывать государственную поддержку импорта товаров, имеющих важное экономическое и социальное значениеурегулировать валютно-финансовые проблемы во взаимоотношениях как со странами и международными организациями-кредиторами, так и с должниками Россиисформировать эффективную систему защиты внешнеэкономических интересов страны посредством развертывания валютного, экспортного, таможенного и других форм контроля ВЭДобеспечить доступ российских предприятий на мировые рынки машин и оборудования, технологий и информации, капитала, минерально-сырьевых ресурсов, к транспортным коммуникациям в качестве экспортеров и импортеров.

Открытое соприкосновение России с мировым рынком выявило низкую конкурентоспособность отечественных технологий и наукоемкой продукции во многих жизнеобеспечивающих отраслях. Преодоление кризисного состояния научно-технологической сферы России, перевод промышленности на инновационный путь развития требуют не только заимствования передовых зарубежных инновационных технологий, управленческого опыта и финансовых средств, но и, прежде всего, максимального использования национальных ресурсов, а, следовательно, развития долговременной стратегии государства в этой области.

Вывод российской экономики из кризиса возможен только при условии оживления реального сектора, создания условий для стабилизации и последующего роста производства. Основой стратегической политики экономического развития на перспективу с целью аккумулирования финансовых средств для реализации Ътруктурной перестройки и технологического перевооружения промышленности, роста объемов производства и поступления валюты является создание условий для стимулирования экспорта.

Однако при всей привлекательности экспортоориентированного пути развития отечественной экономики в нынешней ситуаций вряд ли можно всерьез рассчитывать на реализацию в полном объеме принятой несколько лет назад специальной программы развития экспорта — государство не располагает необходимыми для этого финансовыми ресурсами.

Тем не менее, государство должно поддерживать отечественных экспортеров на всех уровнях, превратить внешнеэкономические связи из источника накопления криминального капитала в источник финансирования экономического роста страны, предотвратить утечку высоких технологий, усилить за ними экспортный контроль и контроль по защите прав на интеллектуальную собственность. Необходима срочная перестройка структуры экспорта на основе подъема, модернизации и структурных преобразований отечественного производства, поскольку топливно-сырьевая база как основа развития экспорта себя изживает. Об этом свидетельствует снижение российской доли в мировой торговле.

С целью расширения производства экспортной продукции и ее выхода на зарубежные рынки, государственным органам было бы целесообразно предоставить отечественным производителям такой продукции льготные условия в кредитовании, налогообложении, получении валютных средств для модернизации производства.

Во внешнеэкономических связях России крайне важно развивать сотрудничество с иностранными государствами с учетом своих национальных интересов. В перспективе занять позицию связующего звена между Европой и Азией. Активизировать интеграционные процессы со странами СНГ.

Все более важной составной частью промышленной стратегии государств и их регионов становится политика в области привлечения иностранных инвестиций. Без значительного притока высокоэффективных инвестиций вряд ли удастся решить задачи устойчивой макроэкономической стабилизации, реконструкции народного хозяйства и возобновления экономического роста.

Несмотря на острую потребность в инвестиционных ресурсах, в России за годы реформ не удалось сформировать благоприятный климат для их притока из-за рубежа. Привлекательным российский инвестиционный климат (до августа 1998 года) стал лишь для вложения спекулятивных капиталов, основной объем которых так и не дошел до реального сектора экономики. Прямые иностранные инвестиции идут или в стратегически важные отрасли (топливно-сырьевой комплекс и производство полуфабрикатов), или в отрасли с быстрой окупаемостью капиталовложений (пищевая промышленность, торговля, сфера обслуживания).

Создание благоприятного климата для деятельности иностранного и отечественного капитала в России — ключевой фактор для формирования позитивного имиджа страны в глазах инвесторов. Этот процесс должен идти в рамках четко и конкретно сформулированной политики по привлечению инвестиций, включающей как институциональные, так и административные меры на федеральном и региональном уровнях, при этом государственная политика должна быть направлена не только на наращивание инвестиционных объемов, но и на эффективность их использования, на создание условий для интенсификации вложений дополнительных средств в наиболее конкурентоспособные отрасли, производства, сферы деятельности, позволяющие получить быструю отдачу, максимально увеличить доходы предприятий, населения, бюджета.

Первостепенной задачей государственного регулирования инвестиционной деятельности является объединение преимуществ рыночного и государственного регулирования инвестиций. Там, где государственные меры неэффективны, их необходимо дополнять частными и смешанными формами инвестирования. И наоборот, если рынок не в состоянии обеспечить оптимальное распределение инвестиционных ресурсов, рыночное саморегулированиедолжно быть дополнено различными формами государственного участия в инвестиционных процессах.

Разумная и взвешенная поддержка государством ключевых отраслей и секторов развивающейся экономики вполне совместима с рыночным хозяйствованием. Политика протекционизма — широко распространенный способ поддержки наиболее важных участков национальной экономики. В видоизмененных формах и более ограниченных масштабах протекционизм проводится во всех промышленно развитых странах и сегодня. Однако в современных условиях динамичного развития НТП протекционистская политика должна обладать большей гибкостью и осторожностью.

В процессе либерализации внешнеэкономической деятельности Россия присоединилась к ряду международных договоров по вопросам регулирования ВЭД, отменены административные ограничения выхода российских предприятий на внешний рынок, исключая случаи угрозы национальной безопасности.

Система таможенно-тарифного и нетарифного регулирования в России находится еще в процессе становления, носит не систематизированный, отрывочный, противоречивый, достаточно сложный и ярко выраженный фискальный характер.' В этой связи самой важной задачей является проведение радикальных изменений тарифного и нетарифного регулирования в ВЭД России с тем, чтобы параллельно с его фискальной функцией формировалась необходимая экономическая среда, создающая возможность развития внешней торговли и всей экономики государства в целом.

Развитые страны, предоставляя России преференциальный режим в отношении тарифного регулирования импорта, одновременно продолжают использовать нетарифные ограничения с целью защиты национальных производителей от конкуренции российских товаров. В этих условиях.

России необходимо разработать такую систему защиты собственных интересов, которая поставила бы страну в равные условия доступа как отечественного товара на мировые рынки, так и импортного товара на российский рынок. Тем более что правила ГАТТ в редакции 1994 года разрешают использовать защитные, антидемпинговые, компенсационные меры.

Вступление в ВТО требует от Роосии значительного снижения тарифных ставок и выполнения ряда требований по отказу от нетарифных ограничений. На наш взгляд, ускоряемый правительством процесс вступления в ВТО не способен разрешить ряд сложнейших проблем отечественной экономики. И поэтому непродуманное принятие повышенных обязательств может лишь осложнить развитие и модернизацию российской экономики.

Сохраняется объективная необходимость в усилении валютного контроля в отдельные периоды развития России, в повышении его эффективности и использовании в качестве одного из инструментов управления за оптимальным соотношением экспортно-импортных операций.

С момента введения таможенно-банковского контроля наблюдается положительная тенденция снижения недопоступления валютной выручки, сократился срок оплаты по сделкам, а также сроки поставки товаров против авансовых платежей.

С целью предотвращения утечки валюты из страны нами предлагается введение ряда мер, касающихся усовершенствования законодательной базы, введения контроля за внешнеторговыми операциями со странами СНГ, усиления ответственности уполномоченных банков, обеспечения контроля за поступлением валютной выручки от экспорта услуг и работ и прочее.

Действующий механизм государственного регулирования внешнеэкономических отношений в России представляет собой интегративную модель федеративно-регионального регулирования ВЭД, требующую дальнейшей разработки и усовершенствования.

Субъекты Российской Федерации наделены в соответствии с законодательством РФ определенными полномочиями в осуществлении внешнеэкономической деятельности на своей территории.

Каждая из ветвей региональной власти (законодательная, исполнительная, судебная) управляет и контролирует деятельность хозяйствующих субъектов региона в сфере ВЭД. Большая ответственность в вопросе оперативного управления ВЭД возложена на администрацию региона и специально созданные для этого структурные подразделения.

Анализ внешнеэкономической деятельности Ставропольского края выявил ряд негативных моментов: сохранение за регионом функции поставщика топливно-сырьевых ресурсов и сельскохозяйственной продукции, причем исключительно через посреднические биржи, лишая тем самым край возможности пополнять региональный бюджет за счет валютных поступленийналичие на большинстве предприятий морально и физически устаревшего оборудования и невозможность его обновления из-за отсутствия финансовых средствувеличение в импорте доли продовольствия и товаров народного потребления при снижении закупок прогрессивных технологийкрайне незначительная доля услуг во внешнеторговом обороте при наличии в регионе уникального по своим рекреационным возможностям действующего санаторно-курортного комплекса и возможностей развития многих видов туризманедостаточное развитие инфраструктуры региона, близость военных действий в Чечне и отсутствие дополнительных таможенно-тарифных и налоговых льгот уменьшают возможность привлечения значительного числа инвесторов в край, в частности, в район Кавминвод.

Исследования внешнеэкономической деятельности региона позволили нам на основании эконометрического анализа определить направления внешнеэкономической активности, интенсификация которых позволит создать условия для экономического подъема региона. К этим направлениям относятся: формирование положительного имиджа края у потенциальных инвесторовопределение и реализация геополитических интересов развития международного сотрудничества краяулучшение производственной базы региона на основе импорта передового технологического оборудования, развития различных форм международной кооперацииобновление инфраструктуры региона как основы постоянного притока денежных средств со стороны потребителей товаров и услуг (внутри региона и за его пределами) и рыночных преобразований в регионепроведение сбалансированной внешнеэкономической политики на федеральном и региональном уровне с учетом закономерностей и тенденций развития мировой экономической системы и адаптационных возможностей страны и региона.

Как показывает мировая практика, удобным местом применения внешнеэкономической политики является создание свободных экономических зон (СЭЗ). Однако за прошедшие годы не удалось добиться ощутимых результатов в их использовании^ на территории РФ для целей реструктуризации экспортного производства, освоения производства импортозамещающих товаров, оздоровления региональной экономики.

В условиях отсутствия единого правового поля власти субъектов РФ организуют зоны разного типа с целью привлечения на территорию финансовых ресурсов, что объясняется большим и разнообразным экономическим пространством страны. На наш взгляд, в России может иметь место только комплексное использование широкого набора всевозможных видов зон от оффшорных и торгово-производственных до особых специального назначения с использованием разнообразных, в первую очередь финансовых, льгот. .".

Попытки создания в России особых специфических зон закончились неудачно. Наглядным примером таких попыток является образование в порядке проведения эксперимента и в целях реализации федеральной программы особой экономической зоны «Кавказские Минеральные Воды» .

С целью восстановления функционирования ОЭЗ «КМВ» нами разработан ряд мероприятий, осуществление которых может способствовать реальному возрождению курортно-рекреационной зоны. Эти мероприятия затрагивают вопросы изменения самой концепции организации ОЭЗ и экологической безопасностисоздания комплексной зоны в регионе.

Кавминвод, которая сочетала бы в себе характеристики особой экономической зоны и технопаркачеткого очертания границы зоны только в пределах Кавминвод Ставропольского края в связи с нестабильностью политической ситуации в соседних районахреорганизации научных и санаторно-курортных учреждений.

Таким образом, для достижения интенсивного экономического роста решающее значение имеет выбор субъектами Федерации внешнеэкономических приоритетов, которые максимально содействовали бы решению ключевых задач экономики региона на текущем и последующих этапах ее развития.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Л. Качественные изменения структуры финансового рынка и бегство капиталов из России // Вопросы экономики. 2000. — № 12.
  2. Э. Б. Социально-экономическая география. Понятийно-терминологический словарь. М.: Мысль, 1983.
  3. Анализ и прогнозирование экономики региона / Отв. Ред. В. П. Чичканов, П. А. Минакир. М.: Наука, 1984.
  4. В. Всемирная торговая организация и Россия // Общество и экономика. 2001. — № 3−4.
  5. В. Место и роль иностранного капитала в России // Общество и экономика. 2001. — № 1.
  6. В.Д. Россия в мировой экойомике: Учеб. Пособие. М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 1999.
  7. Антология экономической классики. М.: Экономика, 1992.
  8. С.П. Теория перехода к рынку. М.: SvR — Аргус, 1995.
  9. С. Проблема глобального управления мирохозяйственной системой: теоретические аспекты // Мировая экономика и международные отношения. № 5. — 2001.
  10. Ю.Батчиков С., Петров Ю. Промышленная политика в реформационном выборе России // Российский экономический журнал. 1997. — № 10.
  11. Ближнее и дальнее зарубежье геоэкономической стратегии России. -М., 2001.
  12. О. Российской нормой, должна стать социально-ориентированная экономика // Экономическая наука современной России. 2000. — № 5.
  13. И. Россия в условиях глобализации//Власть. 2002. — № 3.
  14. П. Современные экономические теории буржуазные концепции: Пер. с англ. — М.: Экономика, 1987.
  15. Н.И. Роль налогового и тарифного регулирования во внешнеэкономической деятельности России. Автореф. дис. к-та эконом, наук Москва, 1999.
  16. В.И., Игнатов В. Г., Кетова Н. П. Основы региональной экономики. Ростов н/Д.: «МарТ», 2000.
  17. А. Глобализация и регионализация: российские интересы и перспективы евразийской интеграции // Российский экономический журнал. 2001. — № 7.
  18. Л.Б. Внешнеэкономические факторы и состояние экономикирегионов России // Внешняя торговля. 1995. — № 12.
  19. Г. И., Галанов С. С. Новый механизм расчетов и кредитования внешнеэкономического комплекса. М.: Финансы и статистика, 1992.
  20. А. Что стоит за так называемым антиглобализмом? // Мировая экономика и международные отношения. -2001. № 12.
  21. Е.Н. Государственные экономические стратегии. М.: Деловая книга, 1998.
  22. И.Г. Глобализация мировой экономики: проблемы и последствия //Менеджмент. 2001. — № 3.
  23. А. Таможенно-тарифная политика в контексте новых макроэкономических реальностей // Российский экономический журнал. -2000. № 5−6.
  24. Ф. Идейно-политические процессы внутри антиглобалистских движений // Мировая экономика и международные отношения. 2003. — № 2.
  25. Н.Н. Современное состояние экономики и внешнеэкономической деятельности регионов России и проблемы их развития // Внешнеэкономический бюллетень. 2000. — № 9.
  26. А. Индустриальная, инновационная и инвестиционная независимость // Экономист. 1999. — № 4.
  27. О.Н., Пузакова Е. П. Внешнеэкономические связи регионов России: теоретические и методологические основы: Монография / РГЭУ. Ростов н/Д., 2002.
  28. Всемирная торговая организация: документы и комментарии. М.: АНО «Издательский дом НР», 2001.
  29. С., Батчиков С. Что сулит углубление либералистской реформы в России? (Прогнозные соображения в контексте отечественного и зарубежного реформационного опыта) // Российский экономический журнал. 2000. — № 7.
  30. С. Пути преодоления инвестиционного кризиса // Вопросы экономики. 2000. — № 11.
  31. С. Российская реформа и новый мировой порядок // Российский экономический журнал. 1997. — № 7.
  32. М. Что нужно для создания в России нормальной рыночной экономики // Проблемы теории и практики управления. 2000. — № 1.
  33. М., Гуриев С., Юдаева К. Россия и ВТО: мифы и реальность // Вопросы экономики. 2002. — № 2.
  34. Государственное регулирование рыночной экономики: федеральный, региональный и муниципальный уровни (вопросы теории и практики). Под ред. Н. А Волгина, В. И. Кушлина, А. Н. Фоломьева. М.: Изд-во РАГС, 1997.
  35. А., Масакова И., Зайцева Ю. Валовой региональный продукт как индикатор дифференциации экономического развития регионов // Вопросы статистики. 1998. — № 9.
  36. А., Максимов В., Шишков А. Вопросы разграничения полномочий в регулировании внешнеэкономических связей (опыт зарубежных федераций) // Внешняя торговля. 1995. — № 1.
  37. B.C. Применение эконометрических методов для анализа и моделирования социально-экономического развития регионов. М.: Наука, 1987.
  38. С. Глобализация экономики: новое слово или новое явление? М.: Экономика, 1998.
  39. А.Г., Ионов Ч. Х., Сонькин B.C. Налоговая составляющая структурных инноваций в экономике Ставропольского края//Известия вузов. Северо-Кавказский регион. Обществ. Науки. 2001. — № 1.
  40. B.JI. Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности и ее региональная специфика. Авторред. дисс. на соискание ученой степени кандидата экономических наук. — Ростов н/Д., 2001.
  41. О.О., Толстопятенко А. В., Черемных Ю. Н. Математические методы в экономике: Учебник. М.: «ДИС», 1998.42.3евин J1., Ушакова II. О внешнеэкономических аспектах модели экономического развития России/Юбщество и экономика. 2000.-№ 1.
  42. В., Наливайский В., Чебанова Э., Невская Н., Бабаян Э. Экономические условия развития федерализма в России. Ростов н/Д., 1998.
  43. В.Г., Бутов В. И. Регионоведение (методология, политика, экономика, право). Ростов н/Д.: МарТ, 1998.45.Известия. 1998. 29 мая.
  44. А. Как Россия потеряла XX столетие // Вопросы экономики. -2000.-№ 1.
  45. Инвестиционный климат Ставрополья. Ставрополь: ОАО «Полиграфсервис», 2001.
  46. И не друг, и не враг, а так. // Экономика и жизнь. 2002. — № 13.
  47. История экономических учений. М.: Ин-т экономики АН СССР, 1963.
  48. Дж. М. Общая теория занятости, процента и денег. М.:1. Экономика, 1992.
  49. Ф. Избранные экономические произведения. М.: Соцэскиз, 1960.
  50. Н.П., Горшнева О. В. Развитие сферы инновационной деятельности в регионе // Изв. вузов Северо-Кавказский регион. Обществ. Науки. 2001. — № 1.
  51. .Н., Ляпина С. Ю. Инвестиционные аспекты стратегического развития России в XXI веке // Финансы и кредит.- 2000. № 12.
  52. В. Эволюция западных концепций глобализации // Мировая экономика и международные отношения. 2002. -№ 1,2.
  53. А.В. Роль субъектов Российской Федерации в осуществлении внешнеэкономической деятельности // Внешнеэкономический бюллетень. 1998. — № 6.
  54. Конституции зарубежных государств. М.: БЕК, 1996.
  55. Конституция Российской Федерации. — М.': Проспект, 1997.
  56. Концепция национальной безопасности Российской Федерации. Утверждена Указом Президента РФ от 10.01.2000 г. // Российская газета. 2000. 18 января.
  57. Концепция развития внешнеэкономической деятельности и туризма Ставропольского края на период 2002—2006 гг.// http//www/ stavinvest. ru/rus/vnesh-tourconcept. Html.
  58. Концепция стратегического развития России до 2010 года. — М.: Издательство BCGY, 2001.
  59. Краевой закон от 6 декабря 2002 г. № 61-кз. «О государственной поддержке инвестиционной деятельности в Ставропольском крае». В Сборнике законов и других правовых актов Ставропольского края № 1 (103), январь 2003.
  60. Краевой закон от 10 ноября 2002 г. № 49-кз «О привлечении иностранных инвестиций в экономику Ставропольского края» // Ставропольская правда. 2002. 13 ноября.
  61. П.Р., Обсфельд М. Международная экономика. Теория и политика: Учебник для вузов / Пер. с англ. Под ред. В. П. Колесова, М. В. Кулакова. М.: Экономический факультет МГУ, ЮНИТИ, 1997.
  62. Крупнейшие инвестиционные проекты в Российской Федерации сучастием иностранного капитала: региональные и отраслевые предпочтения // Инвестиции в России. 2000. — № 10.
  63. В. Место России в мировой экономике в начале XXI века // Мировая экономика и международные отношения. 2000. — N 5.
  64. О. Кто будет инвестировать Ставрополье? // Бизнес пятница.2002. 28 февраля.
  65. В. Задачи экономического роста /'/ Экономист. 2001. — № 1.
  66. Н.И., Кисельникова А. А. Региональная политика в странах рыночной экономики: Учеб. Пособие. М.: Экономика, 1998.
  67. В. Исследования структуры американской экономики. М.: Госстатиздат, 1958.
  68. Н.Н., Лисоволик Я. Д. Россия и ВТО альянс в условиях глобализации // Внешнеэкономический бюллетень. — 2002. — № 2.
  69. П.Х. Экономика мирохозяйственных связей. М.: Прогресс, 1992.
  70. Л. Регулирование иностранных инвестиций в России // Вопросы экономики. 2003. № 2.
  71. Л.И. Экономико-математический словарь. М.: Изд-во ABF, 1996.
  72. Е.М. Введение в историю экономической мысли. / Академия народного хозяйства при правительстве РФ. М.: Дело, 1996.
  73. Д. Проблемы безопасности Юга России: региональный и глобальный аспекты // Мировая экономика и международные отношения. -2001.- № 2.
  74. Мау В. Экономико-политические итоги 2002 года и особенности экономической политики в преддверии выборов // Вопросы экономики.2003.-№ 2.
  75. Дж. С. Основы политической экономии. В 3 т. М., 1980, 2 т.
  76. Н.Н. Математические методы и модели разработки программ регионального развития. М., 1987.
  77. Т. Процессы глобализации и российский бизнес (в изложении) // Внешнеэкономический бюллетень. 2002. — № 5.
  78. С.Ю. Внешнеэкономические связи регионов России на современном этапе. Автореф. дис. к-та эконом, наук Москва, 2000.
  79. В.М., Назаренко К. С. Таможенное обслуживание внешнеэкономической деятельности. М.: Экзамен, 2001.
  80. На пороге XXI века. Доклад о мировом развитии 1999/2000 года. Всемирный банк. М., 2000.
  81. А. От квазирынка к рынку (концептуальные вопросы стратегии экономического развития России в начале XXI века) // Российский экономический журнал. — 2001. — № 2.
  82. А. Процесс глобализации и выбор странами СНГ сценариев социально-экономического развития // Общество и экономика.-2002.-№ 2.
  83. P.M. Экономика развития: модели становления рыночной экономики: Учебное пособие. М.: ИНФРА-М, 2001.
  84. Обзор экономики России И Информационный бюллетень БЭА.- март 2003. № 36.
  85. В. Внешнеэкономическая политика России на пороге нового века // Мировая экономика и международные отношения. 2000. — № 2.
  86. В. Глобализация мировой экономики и Россия // Мировая экономика и международные отношения. 2001. — № 3.920 валютном регулировании и валютном контроле // Информационно-аналитический бюллетень БЭА. март 2003. — № 35.
  87. Основные направления единой государственной кредитно-денежной политики на 2001 г. //Деньги и кредит. 2000. — № 12.
  88. Основы таможенного дела: Учебник/Под общ. ред. В.Г.Драганова- Рос. тамож. акад. ГТК РФ.-М.:ОАО «Изд-во «Экономика», 1998.
  89. Р. Внешнеторговая политика для переходной экономики сырьевой направленности // http: // www. Undp/ uz / сег / Review / 9803 R / ru / p. 34. htm. ¦
  90. M. Международная конкуренция. M.: Инфра, 1993
  91. И.Т. Книга о скудости и богатстве. Антология экономической мысли. В.2 т. Т. 1. М., 1991.
  92. Постановление Губернатора Ставропольского края от 23.05.2000 г. № 98.п «Об утверждении порядка государственной регистрации коммерческих организаций с иностранными инвестициями» // Ставропольская правда. 2000. 25 мая.
  93. Постановление Правительства РФ «Об активизации работы по привлечению иностранных инвестиций в экономику Российской Федерации». В Собрании законодательств РФ. № 24 1994 г., ст. 2637.
  94. Постановление Правительства РФ «О введении в действие Положений, регулирующих проведение экспортно-импортных операций». В Собрании законодательств РФ. № 6 1996, ст. 5250.
  95. Постановление Правительства РФ «О введении единой системы обязательной экспертной оценки количества, качества и цены экспортируемых товаров» от 26 ноября 1995 г. № 1267 // Российская газета. 1995. 2 декабря.
  96. Постановление Правительства РФ от 20.01.1996 г. № 295 «О дополнительной поддержке отечественного экспорта товаров и услуг» // Российская газета. 1996. 26 января.
  97. Постановление Правительства РФ «О мерах по государственному регулированию внешнеторговых бартерных сделок» от 31 октября 1996 г. № 1300. В Собрании законодательств РФ. № 46 1996, ст. 5250.
  98. Постановление Правительства Ставропольского края от 20.04.2001 г. № 68-п «О координационном совете по развитию инвестиционной деятельности на территории Ставропольского края» // Ставропольская правда. 2001. 22 апреля.
  99. Постановление Совета Министров РФ от 23 октября 1993 г. № 1063 «О федеральной программе «Развитие особо охраняемого эколого-курортного региона Российской Федерации Кавказских Минеральных Вод» // Ставропольская правда. 1993. 27 октября.
  100. В.Ю. Государственное регулирование внешней торговли России в условиях перехода к рыночной экономике: проблемы и перспективы. М.: РИО РТА, 1997.
  101. Приоритеты государственного регулирования экономики / Колл. Авторов. Ростов н/Д.: Изд-во СКАГС, 1998.
  102. Е.Ф. Внешнеэкономическая деятельность. -М.: ИВЦ «Маркетинг», 1999.
  103. В.В. Международные связи субъектов Российской Федерации и их правовое регулирование // Государство и право. 1994. -№ 7.
  104. Путь в XXI век: стратегические проблемы и перспективы российской экономики / Рук. Авт. Колл. Д. С. Львова. М.: Экономика, 1999.
  105. Развитие федеративных отношений в России: проблемы и перспективы // Федерализм. 1997. — № 1.
  106. Рекомендации парламентских слушаний «О стратегии социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочную перспективу» // Российский экономический журнал. 2001. — № 4.
  107. А.П. История экономических учений. М.: Высшая школа, 1972.
  108. Д. Начала политической экономии и налогового обложения. / Соч. вЗт.-М., 1955. Т. 1.
  109. России надо быть сильной и конкурентоспособной. Послание Президента РФ В. В. Путина Федеральному Собранию РФ // Российская газета. 2002. 19 апреля.
  110. Российская экономика: прогнозы и тенденции. М.: Издательство ООО «МАКС Пресс». Центр анализа данных. — 2002. — № 10 (115), 12 (117).
  111. Э.Т., Солодков Г. П. Внешнеэкономическая деятельность Ростовской области (организация, управление, перспективы): Учеб. Пособие. Ростов н/Д: СКАГС, 1999.
  112. Дж., Ларрен Ф. Б. Макроэкономика. Глобальный подход. М., 1996.
  113. П., Нордхаус В. Экономика. М., 1999.
  114. А. К оценке управления экономикой в свете результатов реформ 90-х годов // Экономист. 2000. — № 9.
  115. A.M. О некоторых возможностях развития и регулирования внешнеэкономических межрегиональных связей // Внешняя торговля. -2000. № 2−3.
  116. В.К. Глобализация и позиция России // ЭКО.- № 2.
  117. А. Исследование о природе и причинах богатства народов. В 5 кн. М.: Наука, 1993.
  118. И.Г. Системное единство форм и функций государственного регулирования экономики: Ростов н/Д.: Изд-во СКАГС, 2000.
  119. Социально-экономическое положение Южного федерального округа в 2002 году. М.: Государственный комитет Российской Федерации по статистике, 2003.
  120. В. Кривая дорога прямых инвестиций // Вопросы экономики. 2003. — № 1.
  121. Стратегия развития государства на период до 2010 года // Российский экономический журнал. 2001. — № 1. ,
  122. Таможенный Кодекс Российской Федерации. Утвержден Президентом РФ 18 июня 1993 г. № 5221−1. — В полном сборнике кодексов Российской Федерации. — М.: Информэкспо. — 1999.
  123. Теория переходной экономики. Т. 2 / Под ред. Е. В. Красниковой. М.: ТЕИС, 1998.
  124. Указание ГТК РФ от 8 июня 1995 г. № 01−12/748 «О порядке перечисления таможенных пошлин, НДС и акцизов» // Ставропольская правда. 1995. 11 июня.
  125. Указ Президента от 23 мая 1994 года N 1007 «Об отмене квотирования и лицензирования поставок товаров и услуг на цены экспортируемых товаров» от 26 декабря 1995 г. № 1267 // Российская газета. 1995. 30 декабря.
  126. Указ Президента РФ «О государственном регулировании внешнеторговых бартерных сделок» от 18 августа 1996 г. № 1209. В Собрании законодательств РФ. № 35 1996 г., ст. 4141.
  127. Указ Президента РФ от 14 июня 1994 г. № 1229 «О курортах федерального значения региона Кавказских Минеральных Вод» // Ставропольская правда. 1994. 17 июня.
  128. Указ Президента РФ от 30.11.1995 г. № 1204 «О первоочередных мерах по поддержке экспортеров» // Российская газета. 1995. 2 декабря.
  129. Указ Президента РФ «О первоочередных мерах по усилению системы валютного контроля в Российской Федерации». В собрании законодательств РФ. № 48 1995 г., № 4654.
  130. Указ Президента РФ от 3 июня 1996 г. № 803 «Основные положения региональной политики в Российской Федерации» // Российская газета. 1996. 11 июня.
  131. Указ Президента РФ от 17.05.1997 г. № 249 «О совершенствовании структуры федеральных органов исполнительной власти» // Экономика и жизнь. 1995. -№ 12.
  132. Федеральная программа развития экспорта. Одобрена Постановлением Правительства РФ от 08.02.1996 г. № 123, В Собрании законодательств РФ. № 8 1996 г., № 770.
  133. Федеральный закон от 25.02.1999 г. № 39 «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемый в форме капитальных вложений» // Российская газета. 1999. 3 марта.
  134. Федеральный закон «от 9 июля 1999 г. № 160 «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» // Российская газета. 1999. 14 июля.
  135. Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле» В Собрании законодательств РФ. № 19 1999 г., ст. 1035.
  136. Федеральный закон «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» В Собрании законодательств РФ. № 42 1995 г., № 3923.
  137. Федеральный закон «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации» // Российская газета. 1999. 16 января.
  138. Федеральный закон «О лизинге» // Российская газета. 1998. 5 ноября.
  139. Федеральный закон № 101-ФЗ от 15 июля 1995 г. «О международных договорах Российской Федерации» // Российская газета. 1995. 21 июля.
  140. Федеральный закон «О мерах по защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли товарами» // Российская газета. 1998. 22 апреля.
  141. Федеральный закон «О таможенном тарифе» // Российская газета. 1993. 16 сентября.
  142. Федеративный договор: Сб. норм. Актов и договоров. М.: БЕК, 1996.
  143. Н. Вопросы экономической теории. М.: Наука, 1994.
  144. И.В. Концепции «открытой экономики». М., 1991.
  145. П. Прямые иностранные инвестиции для России: стратегия возрождения промышленности. М.: Финансы и статистика, 1999.
  146. Н.Т. Определение стратегии развития внешнеэкономической деятельности России в процессе интеграции в мировое хозяйство // Внешнеэкономический бюллетень/- 2002. № 9.
  147. Экономическая стабилизация и развитие региональной экономики / Под ред. B.C. Золотарева, В. Ю. Наливайского Ростов н/Д: РГЭА, 1999.
  148. Эконометрическое моделирование / Под ред. Ю. П. Иванилова. М.: ВЦ РАН, 1992.
  149. А. К вопросу об интеграции России в мировую экономику // Мировая экономика и международные отношения. 2001. — № 10.
  150. И.В. Российская практика и зарубежный опыт стимулирования внешнеэкономической деятельности на региональном уровне // Внешнеэкономический бюллетень. — 2000. № 5.
  151. Е., Алексашенко С., Гавриленков Е., Дворцович А. Реализация либеральной стратегии при существующих экономических ограничениях // Вопросы экономики. 2000. — № 7.
  152. Anderson S.(ed). Views from the South: The Effect of Globalization and the WTO in the Third World Countries Oakland (Ca), 2000.
  153. Corden W.M. The Theory of Protection. Oxford: Clarendon Press, 1971.
  154. Cordon W.M. Trade Policy and Economic Welfare. Oxford: Clarendon Press, 1974.
  155. См.: David G. Tarr A. General equilibrium Analysis of the Welfare and Employment Effects of U.S. Quotas in Textiles, Autos and Steel. Washington, D. C.: Federal Trade Commission, 1989.
  156. David Ricardo. The principles of Political Economy and Taxation. Homewood, IL: Irwin, 1963. ,»
  157. Dicken P. Global Shift. Transforming the World Economy. N. Y., 1998.
  158. Dobson W., Jacquet P. Financial Services Liberalization in the WTO. Institute for International Economics. Washington, D.C., June, 1998.
  159. Drucher P. The Unseen Revolution. N. Y. 1975.
  160. Galbraith J.K. Economic in Perspective: a Critical History. Boston, 1987.
  161. Financial times. 3.05.1997.
  162. Information Technology and Global Interdependence. N.Y., 1993.
  163. Paul Samuelson «International Trade and the Equalization of Factor Prices.», Economic Journal 58 (1948).
  164. Porter M.E. The Competitive Advantage of Nations. The Free Press. N.Y., 1990.
  165. Rodrik D. The Rush to the Free Trade in Developing World. In: Haggard S. Webb S. Eds. Voting for Reform: Democracy, Political Liberalization and Economic Adjustment. N. Y., 1994.
  166. Stonier T. The Wealth of Information: Profile of a Postindustrial Economy. London, 1983.
  167. The Earth in Transition: Patterns and Processes of Biotic Impoverishment. * Cambridge: Cambridge University Press, 1990.
  168. The Handbook of Economic Sociology. N: Y., 1994.
  169. World Bank. The State in a Changing World. World Development Report Washington, D.C., 1997.
  170. Yergin D., Stanislav J. The Commanding Highs. The Battle Between
  171. Government and the Marketplace that is Remarking the Modern World. N.Y., 1998.164
Заполнить форму текущей работой