Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Совершенствование государственного регулирования сельскохозяйственного производства с учетом опыта ЕС

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Практическая значимость исследования определяется значением проблемы совершенствования системы государственного регулирования сельскохозяйственного производства России в условиях развития рыночной системы хозяйствования. Основные положения данной работы могут быть использованы государственными органами для повышения эффективности экономического механизма регулирования сельскохозяйственного… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Роль государства в регулировании сельскохозяйственного производства
    • 1. 1. Теоретические аспекты государственного влияния на 9 рыночную экономику
    • 1. 2. Сущность, цели и необходимость государственного 15 регулирования сельскохозяйственного производства
    • 1. 3. Формы и методы государственного регулирования 23 сельскохозяйственного производства
  • ГЛАВА 2. Государственное регулирование сельскохозяйственного производства в странах Европейского Союза
    • 2. 1. Эволюция Единой Аграрной Политики (ЕАП)
    • 2. 2. Анализ современного состояния сельскохозяйственного 46 производства в странах ЕС
    • 2. 3. Формы и методы государственного регулирования 49 сельскохозяйственного производства в странах ЕС
    • 2. 4. Механизмы управления и финансирования 70 государственного регулирования сельскохозяйственного производства в странах ЕС
  • Глава 3. Государственное регулирование сельскохозяйственного производства России н пути повышения его эффективности
    • 3. 1. Оценка социально-экономического состояния 85 сельскохозяйственного производства России в современных условиях
    • 3. 2. Государственное регулирование сельскохозяйственного 94 производства России
    • 3. 3. Пути повышения эффективности государственного 107 регулирования сельскохозяйственного производства России с учетом опыта стран ЕС

Совершенствование государственного регулирования сельскохозяйственного производства с учетом опыта ЕС (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность проблемы. Поступательное движение мирового сообщества, но пути экономического, социального и технологического прогресса в современных условиях характеризуется возрастанием роли государства в управлении и регулировании национального хозяйства. Особенно это касается тех отраслей, которые непосредственно обеспечивают население продовольствием.

Исторический ход развития стран с рыночной экономикой опроверг догму об автономном восстановлении рыночного равновесия и создании условий для динамичного роста производительных сил в условиях превалирования рыночных принципов. Происходящие на фоне углубляющеюся кризиса в экономике страны перемены в структуре, потенциале, устойчивости и эффективности сельскохозяйственного производства диктуют необходимость интенсификации научного исследования состояния и перспектив его развития.

Эффективное государственное регулирование — важнейшее условие стабилизации и развития агропромышленного комплекса России, фактор роста благосостояния населения и обеспечения продовольственной безопасности государства. Особенно актуальными эти вопросы стали сегодня, когда коренным образом изменились экономические основы и механизмы функционирования не только АПК, но и всей экономики, когда осуществляегся переход к рыночным отношениям. Настоящие трудности в российском сельском хозяйстве в значительной мере объясняются именно непроработаниостью экономических механизмов государственного регулирования, недооценкой его значения и роли. Именно сейчас российской аграрной науке необходимо обратиться к изучению прогрессивного зарубежного опыта в области экономического, экологического и социального регулирования сельскохозяйственного производства.

Государственное регулирование сельскохозяйственного производства, проводимое странами Евросоюза, не может не вызывать заслуженного внимания любого аграрника-экономиста, как научного работника, так и практика. Изучение одной из наиболее успешных моделей становления и развития аграрной экономики в большой мере обязывает к поиску эффективных направлений формирования российской концепции аграрной политики в условиях слабого, еще далеко не оформившегося рыночного хозяйства, трудно входящего в быстро интегрирующуюся и глобализирующуюся мировую экономику.

Преодолев за короткий срок послевоенную разруху, западноевропейское сельское хозяйство превратилось в крупнейшего производителя продовольствия с огромным экспортным потенциалом. Все это стало возможным за счет эффективно разработанной и действенной системы государственного регулирования, унифицированной для всех стран ЕС, экономические инструменты которой, а также осознание стратегического значения аграрного сектора на государственном и надгосударственном уровне, обеспечили значительный успех.

Все это определяет своевременность и необходимость избранной темы для детальных исследований.

Цель и задачи исследования

Целыо настоящего исследования является разработка предложений, но совершенствованию системы мер государственного регулирования сельскохозяйственного производства России на основе изучения и обобщения опыта стран ЕС, а также разработка рекомендаций по укреплению аграрного сектора экономики, усилению роли государства в отечественном сельском хозяйстве.

Для достижения этой цели поставлены следующие задачи:

— исследовать теоретические аспекты роли государства в регулировании рыночной экономики развитых стран;

— обосновать необходимость государственного регулирования сельскохозяйственного производстваизучить и систематизировать формы и методы государственного регулирования сельскохозяйственного производства в развитых странах;

— исследовать действующую систему государственного регулирования сельскохозяйственного производства в интеграционном объединении стран Евросоюза, проследить ее эволюцию и особенности на современном этане, выявить се роль в обеспечении продовольственной безопасности этого интеграционного объединения;

— проанализировать особенности развития АПК России, а также систему государственного регулирования отечественного сельскохозяйственного производства на современном этапе;

— на основе изучения опыта ЕС и России разработать предложения по повышению эффективности государственного регулирования сельскохозяйственного производства России.

Объект исследования. В качестве объекта исследования выступает сельскохозяйственное производство стран ЕС, а также российское сельскохозяйственное производство в современных условиях. Обращение к странам Евросоюза, к его опыту в качестве основы исследования обусловлено тем, что это, прежде всего, страны, имеющие интенсивные формы ведения хозяйства на основе конкуренции, характерные социально-экономические отношения, базирующиеся на капиталистическом способе производства с развитыми рыночными отношениями.

Предметом исследовании является система мер государственного регулирования сельскохозяйственного производства в странах с рыночной экономикой.

Областью исследования является эффективность интеграционных объединений отдельных стран в системе мирохозяйственных связей: проблемы оптимизации их взаимодействия с этой системой и обеспечения их продовольственной безопасности.

Степень разработанности проблемы н методы исследования.

Проблеме государственного регулирования экономики и сельскохозяйственного производства, теоретическим и методологическим основам, инструментам, механизмам посвящен ряд трудов и публикаций в отечественной печати. Особенно следует отметить работы Л. И. Абалкина, В. Р. Боева, И. Н. Буздалова, А. М. Гатаулина, В. А. Добрынина, А. П. Зинченко, С. В. Киселева, Н. Я. Коваленко, М. А. Коробейникова, В. П. Коровкипа, В. И. Новичкова, А. Г. Папцова, А. Ф. Серкова, Е. В. Серовой, И. Н. Старикова, И. Г. Ушачева, А. II. Хитрова, Л. Г. Ходова, В. В. Шайкипа, Г. И. Шмелева и др. Изучению аграрного сектора стран ЕС также посвящен ряд публикаций в отечественной печати. Многие частные вопросы уже достаточно изучены и получили достойное место в библиографии, посвященной вопросам экономики сельского хозяйства зарубежных стран, а также анализу состояния российского сельскохозяйственного производства в современных условиях. Особую значимость получили труды В. Р. Боева, К. Г. Бородина, И. Д. Иванова, В. П. Коровкина, В. В. Круглова, А. И. Евдокимова, Б. П. Кузнецова, В. И. Назаренко, А. В. Петрикова, И. Г. Ушачева, Г. Л. Фактора, Е. Б. Хлебутина и других.

При исследовании использовались следующие методы: монографический, статистический, аналитический, расчетно-копструктивиый и абстрактно-логический. Основными источниками, которые использовались при подготовке диссертационной работы являются: официальные ежегодные издания государственных органов управления экономикой РФ, данные Росстата РФ, статистические ежегодники ООН, ФАО, ВТО, ОЭСР, материалы Комиссии ЕС (European Commission), Главного управления экономки и финансов ЕС (Directorate General for Economies and Financial affairs), базы данных EuroSlat.

Научная новизна представленной диссертационной работы заключается в следующем: обобщены теоретические и методологические положения по определению роли государства в регулировании сельскохозяйственного производства;

— разработана система классификации мер по государственному регулированию сельскохозяйственного производства в странах с рыночной экономикой;

— обоснована необходимость введения механизма регулирования цен, экспортных выплат, государственных закупок и компенсационных платежей, в целях повышения эффективности отечественного сельскохозяйственного производства;

— обоснована необходимость комплексного развития и поддержки сельскохозяйственного производства России накануне вступления в ВТО;

— предложен ряд мер по совершенствованию системы государственного регулирования сельскохозяйственного производства России с учетом опыта стран ЕС.

Практическая значимость исследования определяется значением проблемы совершенствования системы государственного регулирования сельскохозяйственного производства России в условиях развития рыночной системы хозяйствования. Основные положения данной работы могут быть использованы государственными органами для повышения эффективности экономического механизма регулирования сельскохозяйственного производства. Материалы диссертации могут быть использованы в научно-исследовательской деятельности, при разработке и чтении учебных курсов по тематике мировой экономики в системе вузовского образования, а также при чтении курсов «Мировая экономика», «Мировое сельское хозяйство», «Аграрная политика», «Государственное регулирование рыночной экономики».

Анробащш н публикации результатов. Основные положения работы были доложены на конференции молодых ученых и специалистов Московской сельскохозяйственной академии им. К. А. Тимирязева (2004г.). По материалам диссертации опубликовано 3 научные работы объемом 0,6 п.л.

Структура и объем работы. Структура диссертации предопределена целью и основными задачами исследования, логикой разработки, авторскими расчетами и состоит из введения, трех глав, выводов и предложений, приложений и библиографии. Объем диссертации 127 страниц, она содержит 28 таблиц, 13 рисунков и 2 приложения.

Положения, выносимые на защиту:

1. Необходимость государственного регулирования сельскохозяйственного производства определяется объективными факторами, среди которых выделяют следующие основные группы: аспекты, связанные с обеспечением населения продовольствием и продовольственной безопасностью государства, а также экологические и социальные аспекты.

2. Опыт развития стран Евросоюза убедительно показывает, что в условиях рыночной экономики жизнеспособность фермерских хозяйств, эффективность всего агронродовольствеппого комплекса, повышение уровня социальной сферы и улучшение экологии, в значительной мере обусловлены действием государственного регулирования сельскохозяйственного производства.

3. Доминирующая и наиболее действенная роль в комплексе мер по государственному регулированию сельского хозяйства в странах ЕС принадлежит системе регулирования цен.

4. Повышение эффективности сельскохозяйственного производства невозможно без государственного регулирования и поддержки сельскохозяйственного производства, в основу которых необходимо заложить систему гарантированных цеп с компенсационными выплатами, экспортными субсидиями и государственными закупками.

5. В преддверии вступления в России в ВТО необходимо применить комплексный подход к системе государственного регулирования сельскохозяйственного производства, усилить поддержку аграрного сектора, основываясь па опыте развитых стран, в целях защиты отечественного аграрного сектора и повышения его эффективности.

Выводы и предложення.

Опираясь на результаты, полученные в ходе проведенного исследования, можно сделать следующие выводы и внести предложения:

1. Многолетний опыт развития стран Евросоюза убедительно показывает, что в условиях рыночной экономики жизнеспособность фермерских хозяйств, эффективность всего агропродовольствеипого комплекса, повышение уровня социальной сферы, жизни села и улучшение экологии, в значительной мере обусловлены действием государственной поддержки сельскохозяйственного производства. На протяжении почти пяти десятилетий страны ЕС, настойчиво осуществляя и совершенствуя Единую Аграрную Политику, добиваются значительных результатов. Историю становления и развития ЕАП можно без преувеличения назвать «историей успеха». За это время Евросоюз превратился в одного из ведущих экспортеров продовольствия, при создании и обеспечении внутреннего спроса по основным продуктам за счет собственного производства.

2. Государственное регулирование и протекционизм в отношении отечественного производителя в Евросоюзе, несмотря на декларируемые либеральные принципы, сегодня продолжают оставаться определяющей характеристикой его сельскохозяйственного производства. Наднациональные органы ЕС придают приоритетное значение развитию сельского хозяйства и продовольственному обеспечению жителей своих стран, для чего в полной мере используется широкий арсенал мер государственного регулирования сельскохозяйственного производства.

3. Доминирующая и наиболее действенная роль в комплексе мер по государственному регулированию сельского хозяйства в ЕС принадлежит ценам и связанной с ними системе компенсационных платежей. ЕС проводит жесткую политику цепового протекционизма в интересах отечественных фермеров с целыо защиты внутреннего рынка от проникновения более дешевой сельскохозяйственной продукции.

4. В настоящее время системная проблема развития сельскохозяйственного производства России, состоит в том, что при сохранении сложившегося уровня конкурентоспособности АПК возможности его развития будут критически недостаточны для повышения уровня жизни сельского населения, гарантированного удовлетворения растущего спроса на продовольствие, устойчивого воспроизводства материально-технического, кадрового и природно-экологического потенциала сельского хозяйства.

5. В сложившейся в России экономической ситуации сохранение и повышение эффективности сельскохозяйственного производства невозможно без государственного регулирования и экономической поддержки аграрного сектора.

6. Для российского сельскохозяйственного производства в его текущем состоянии вступление в ВТО в ускоренном режиме на невыгодных условиях представляет собой серьезную опасность. Меры «зеленой корзины», позволяющие существенно улучшить социальные и производственные показатели села, используются недостаточно.

Для улучшения ситуации в аграрном секторе экономики, повышения эффективности государственного регулирования сельскохозяйственного производства, считаем необходимым сделать следующие предложения государственным органам, осуществляющим регулирование, развитие и контроль аграрного сектора России:

1) Внедрить систему компенсационных платежей и экспортных выплат, которые доказали свою высокую эффективность по защите отечественных производителей в странах ЕС, и могут существенно повысить экспортный потенциал отечественного аграрного сектора, для финансирования которой создать специальный фонд с прозрачной отчетностью.

2) Применить систему государственного вмешательства на аграрных рынках в виде закупок сельскохозяйственной продукции по установленным гарантированным ценам по образцу механизмов, применяемых в ЕС. При этом поддерживаемый уровень цен должен быть увязан с уровнем таможенной защиты.

3) Ввести систему поддержания доходов в сельской местности через прямые выплаты и программы адаптации населения и развития системы альтернативных источников дохода.

4) До вступления России в ВТО увеличить реальную поддержку аграрного сектора до 10 млрд долл. в год, а также повысить эффективность государственной поддержки через применение мер «зеленой корзины».

5) Уделить внимание освоению опыта стран ЕС по проведению Единой Аграрной Политики в образовательном процессе экономических специальностей сельскохозяйственных ВУЗов России, внести его изучение в следующие дисциплины: «Аграрная политика», «Государственное регулирование рыночной экономики», «Мировое сельское хозяйство», «Мировая экономика».

Показать весь текст

Список литературы

  1. Л. Единая аграрная политика Европейского Союза // ЛПК: экономика, управление. 1994.-№ 6.
  2. Аграрная политика / А. I I. Зинченко, В. И. Назаренко, В. В. Шайкин и др.- Под ред. А. П. Зинченко. М.:КолосС, 2004
  3. Д. Б. Государственное регулирование сельскохозяйственного производства в условиях перехода к рынку, С.-Пб, 1993.
  4. К. Г. Регулирование агропродовольственных рынков: внешнеэкономический аспект М.: ВИАПИ им. А. А. Никонова- Энциклопедия российских деревень, 2005 С. 48
  5. И. Н. Концепция государственного регулирования в аграрном секторе в условиях перехода к рынку // Международный сельскохозяйственный журнал. 1992.
  6. Л. И. Европейские сообщества: в поисках новой стратегии. М.: Международные отношения, 1990.
  7. И. Г. Необходимость государственной поддержки сельскохозяйственного производства и повышения эффективности использования бюджетных средств в АПК России, Бюллетень счетной палаты РФ, 6, 2001
  8. В. В. Государственное регулирование агропромышленного производства, М: Изд-во МСХА, 2000
  9. Е. Серова, Р. Япых. Кредитование сельского хозяйства в России: состояние и перспективы // Вопросы экономики. 1996. № 8. С. 59−73
  10. Ю.Жоголева Е. Е. Методология разработки приоритетов аграрной политики России. М.: Информатик, 1996
  11. П.Киселев С. В. Государственное регулирование сельского хозяйства в условиях переходной экономики, М., 1994.
  12. Н. Я. Экономика сельского хозяйства с основами аграрных рынков. М: ЭКМОС, 1999
  13. Коли11ысо О. А., Серова Е. В. Основные тенденции в агропродовольственном секторе России в 2004 г. // Бюллетень Центра А11Э, 1 (23), 2005.
  14. А. В. Продовольственная безопасность населения России: состояние, тенденции, проблемы// Аналитический вестник. -2002.-№ 256(182)
  15. М. М. Экономический механизм АПК: стратегия совершенствования. М.: КолосС, 2002
  16. В. П. Внешнеэкономическая деятельность в сфере АПК / Методическое пособие, М., 1994.
  17. В. П. Опыт экономической поддержки фермерских хозяйств в ЕС и других капиталистических странах // Международный сельскохозяйственный журнал. 1992. -№ 4.
  18. Мировая экономика: Учебник / Под ред. Проф. А. С. Булатова. -М.:Юристь, 2002.
  19. II. В. Политика экономического и социального сплочения ЕС после Маастрихта // МэиМО, 1997
  20. А. Г., Огнивцев С. Б. Мировая экономика: Учебник. М.: Финансы и статистика, 2001.
  21. В. И. Аграрная политика Европейского Союза/Институт Европы РАН. М.: Маркет ДС, 2004
  22. В. И. Аграрная политика ЕС.: ВНИИТЭИСХ, 2000.
  23. В. И., Папцов А. Г. Сельское хозяйство, продовольственная безопасность, внешняя торговля России и ВТО: Обзорп. информ.-М.:ВНИИТЭИагропром, 2002
  24. В. И., Шмелев Г. Государственная политика в аграрной сфере // Вопросы экономики, 1996. № 9.
  25. В. И., Калашников И. Б. Аграрная политика: Учебн. Пособие. -М.: Маркетинг, 2001.
  26. А. Г. Государственное регулирование сельского хозяйства (современные тенденции в отечественной и зарубежной практике)-М., 1998
  27. А. Г. Государственное регулирование сельского хозяйства в условиях проведения реформы аграрной политики ЕС. -М., 1996.
  28. П., Нордхаус В. Экономика / Пер. с англ. М.: Бином, 1997
  29. Е. Аграрная экономика: Учебное издание. М: Издательство Высшей школы экономики, 1999.
  30. Е. В. Специфика аграрных реформ в странах с различным типом экономики / Никоновские чтения, 1997, РАСХН, Москва.
  31. А. Исследование о природе и причинах богатства народов. ТТ.1, 2. М.:Соцэкгиз, 1935.
  32. М. Сельское хозяйство и продовольствие в экономике развитых стран: Введение в теорию, практику и политику/Пер. с англ. СПб.: Экономическая школа, 1995
  33. А. В. Избранные произведения/Соет. Е. В. Серова. -М.: Московский рабочий, 1989.
  34. Agra-Europe. 1993. Bd. 34. № 39. S. 19−24.
  35. Agricultural Outllook. 1996. April. 21 p.
  36. Agricultural Outlook 2000−2005 (2000) Paris: OECD
  37. Agricultural Policies in OECD countries/ Monitoring and Evaluation. New methodology. OECD, 1999.
  38. Agricultural Policies, Markets and Trade in OECD Countries. Monitoring and Evaluation. 1996. OECD. Paris. 233 p.
  39. Agricultural Policies, Markets and Trade. Monitoring and Oulliook.1993. OECD. Paris. 360 p.
  40. Agricultural Policies, Markets and Trade. Monitoring and Outlook. 1994.0ECD. Paris. 394 p.
  41. Agricultural Policies, Markeis and Trade. Monitoring and Outlook. 1994. in the central and eastern European countries (CEEDS), the New Independent States (NIS), Mongolia and China. Paris. OECD. Paris. 250 p. 133
  42. A2ri-food Persnectivcs. December 1993. Ottawa. 1993. 46 d.•w 1 1
  43. Baerd, N and Swinbank (2001) Decoupled payments to facilitate CAP Reform, in Food Policy, Vol.26, pp.121−145
  44. Borcll, B. and L. J Hubbard (2000) Global Economic Effects of the EU Common Agricultural Policy, in: Economic Affairs, Vol.20(2).
  45. Common organization of the market: financial mechanism // Legal aspects of agriculture in the EC. 1990. P. 53−90.
  46. Community poucics and mountain areas/ Proceedings of the confcrcncc.
  47. T nv^mK^'^urг^, nffipA «ffr rxPii^i»"! PiiKliootinnc rf lli^ Knmnoon Pommnnilipci/ Li: V W Ull/VJWl, ^lllww iV, M U11JV1U1 X U L/llVUllUll>.) vJl LUV U/Ul Will 1 VA>i 1 IlllUlllLlV^2003.
  48. , W. M. (1997) Trade Policy and Economic Welfare, 2nd edition, Oxford University Press, New York.
  49. Economics of the CAP (2004) // Economis Papers EC/Directorate-General for Economic and Financial Affairs, Brussels.
  50. EPSON Project (2003). The territorial impact of the CAP and Rurai Development Policy, 3rd interim report.
  51. EU agricultural policy for 21 century- European Economy-! 994, № 4
  52. I.European Agriculture Entering 2 lib century./ European Commission. nir/^f/-rof^r}pnprol fnr A irrtpulhtfi"1 OOO^iyil wwiuiulv VJ Lilwt Ul A W1 1 l^liviiliul
  53. European Comission (2004) Agriculture in the European Union Statistical and economic information 2003.
  54. European Comission (2004) FADT database (Farm Accountancy Data Network)
  55. Gardner Bruce. The Economics of Agricultural Policies. NY: Macmillan Publishing Company, 1987.1. ТТ.-" I I Т1 Л" 111рИлО/1^гт^ I1. ГГМ110 1 А х
  56. Финансово-экономические показатели деятельности сельхозпредприятий1. Показатель Год 2000 2001 2002 2003
  57. Число предприятий, тыс. 28,5 29,6 70 о 28,6
  58. Число прибыльных сельхозпредприятий, тыс. 13,3 13 12,5 14,0
  59. Число убыточных сельхозпредприятий, тыс. 15,2 16 17,4 14,6
  60. Удельный вес прибыльных предприятий в их общем числе, % 47 44 42 49
  61. Рентабельность по всей деятельности (с учетом дотаций и компенсаций), % 6,7 9,2 0,2 3
  62. Чистый результат по всей деятельности сельхозпредприятии (вкл. субсидии из бюджета), млн.руб. 13 858 23 922 621 10 128
  63. В том числе субсидии из бюджета, млн.руб. 8952 12 051 15 006 16 824
  64. Выручка от реализации всей продукции (работ, услуг), млрд. руб. 232 299 317 362
  65. Источ! п пс: 'л VVу/, ж с л .ш
Заполнить форму текущей работой