Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Психофизиологическое обоснование использования новой модели школьной парты в учебном процессе у младших школьников

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Впервые проведено исследование по изучению влияния рабочей позы на функциональное состояние школьников при посадке учащихся за новую модель одноместной школьной парты, разработанную коллективом врачей. Показано преимущество новой модели парты в сравнении с широко используемым в школах России комплектом «стол9 стул» по показателям функционирования сердечно-сосудистой системы и психофизиологическим… Читать ещё >

Содержание

  • Список сокращений
  • Глава 1. Обзор литературы
    • 1. 1. Влияние рабочей позы на функциональное состояние человека
    • 1. 2. Психофизиологические критерии оценки утомляемости
    • 1. 3. Взаимозависимость и взаимообусловленность физического развития и состояния здоровья детей. Особенности физического развития детей в условиях Севера
    • 1. 4. Развитие костно-мышечной системы у детей. Критические периоды. Уровень развития костно-мышечной системы у детей младшего школьного возраста
    • 1. 5. Описание имеющихся образцов школьной мебели, используемой в настоящее время для оснащения учебно-воспитательного процесса. Анализ с учётом эргономических принципов
  • Глава 2. Материал и методы обследования
    • 2. 1. Объект исследования
    • 2. 2. Методы обследования
  • Глава 3. Результаты исследований и их обсуждение
    • 3. 1. Обеспеченность детей дошкольного и младшего школьного возраста детской мебелью
    • 3. 2. Физиологические и психофизиологические показатели школьников в процессе апробации новой модели школьной парты
      • 3. 2. 1. Динамика показателей сердечно-сосудистой системы в зависимости от рабочей позы
      • 3. 2. 2. Изменение показателей скорости ответной реакции на световой раздражитель в процессе эксплуатации новой модели школьной парты
      • 3. 2. 3. Диагностика активации и функциональной асимметрии полушарий головного мозга
      • 3. 2. 4. Исследование психомоторных процессов в зависимости от удобства рабочей позы
      • 3. 2. 5. Анализ состояния психических процессов и уровня психоэмоционального напряжения учащихся в эксперименте
    • 3. 3. Биомеханические показатели оценки рабочей позы
      • 3. 3. 1. Обусловленность правильной посадки с позиции эргономики
      • 3. 3. 2. Результаты изучения позной активности в процессе урока
    • 3. 4. Динамика физического состояния детей в зависимости от условий организации обучения

Психофизиологическое обоснование использования новой модели школьной парты в учебном процессе у младших школьников (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования.

В последние годы внимание исследователей, изучающих процессы адаптации взрослых и детей, было сосредоточено в основном на характеристике воздействия экстремальных специфических климатогеографических и экологических факторов, характерных для северного региона.

По данным медицинских исследований прослеживается, что обусловленный северными геофизическими и климатическими условиями обитания хронический стресс при воздействии дополнительных социальных или техногенных негативных факторов переходит в предпатологические, а затем и в патологические состояния. В этих условиях истощение резервных возможностей организма происходит очень быстро. Изучение роли экстремальных климатических и антропогенных факторов на рост, развитие и состояние здоровья детей показало, что у данной популяции северных регионов наблюдается катастрофическое ухудшение состояния здоровья. Темп прироста заболеваемости по Архангельской области выше показателей по Российской Федерации (Гневашева Т.В., 1997; 1999), по г. Архангельску отмечен прирост заболеваемости по 13 нозологическим классам болезней (Цимбаленко Н.В., 1997).

Поступление ребёнка в школу как необходимый социально организованный институт добавляет к комплексу климатических и антропогенных воздействий на организм ряд специфических школьных" факторов, усугубляющих напряжение регуляторных механизмов. В настоящее время недостаточно раскрыты вопросы динамики работоспособности, функциональной активности головного мозга, изменения вегетативных функций, функционального состояния 6 сердечно-сосудистой системы, причинно-следственной связи между высокой степенью утомительности статической нагрузки и изменениями гемодинамики, обменных процессов, а также сдвигами в компонентах, характеризующих состояние здоровья учащихся в процессе адаптации к учебной нагрузке (Хрипкова А.Г., Антропова М. В., 1982). Характер психофизиологических реакций ребёнка в период обучения в школе, особенно в условиях Европейского Севера, мало изучен и представляет собой проблему, решение которой имеет научное, практическое и социальное значение.

В настоящее время управление процессом обучения осуществляется главным образом с учётом результатов успеваемости, на основе тестирования успешности обучения. При этом вне поля зрения остаётся вопрос о том, является ли выбранный педагогом режим обучения оптимальным с точки зрения биологических критериев. Каковы те энергетические затраты, которые сопровождают процесс обучения и которые могут быть оценены через изменения функционального состояния (ФС) учащегося. Положение о значимости ФС для процесса обучения в условиях школы впервые было проверено в 1988 г. канадским психофизиологом К. Мангиной (С. Маг^та, 1988), предпринявшим попытку оптимизировать обучение за счёт ведения его в коридоре оптимального состояния. Он предполагает, что, управляя ФС учащегося можно существенно повысить эффективность обучения.

В текущий момент с особой остротой стоят вопросы сохранения здоровья школьников в связи с продолжающимся количественным ростом патологии, обусловленной школьными факторами (Алтунин В.П.1995; Базарный В.Ф.1991; Волокитина Т. В. с соавт., 1995). При проведении значительной части времени в стенах детских образовательных учреждений, на детей оказывают непрерывное и существенное влияние факторы окружающей среды. Ведущими 7 формами хронической патологии детей школьного возраста Архангельской области являются нарушение осанки и зрения, уровень которых не имеет тенденции к снижению. По данным официальной статистической отчётности лечебно-профилактических учреждений (ЛПУ) к моменту окончания школы у 25−33% детей установлены нарушения со стороны органов зрения и по некоторым исследованиям, до 58,1% на Крайнем Севере (Базарный В.Ф., 1982; 1985). Обращают на себя внимание высокие показатели нарушения осанки у детей дошкольного и младшего школьного возраста (до 60%) по данным Т. В. Гневашевой (1999), что связано с незавершёнными морфологическими процессами в мышцах. По свидетельству Центра санитарно-эпидемиологического надзора Архангельской области (1997), дети младшего школьного возраста не обеспечены мебелью, соответствующей росто-возрастным особенностям, в 58,8% случаях. Рассаживание учащихся в учебных заведениях Архангельской области проводится без учёта физиологических особенностей растущего организма (Непомилуева О.П., Лазарева Н. К., 1997; 1998).

Анализ литературы по данной проблеме позволяет утверждать, что одной из основных причин возникновения школьной патологии является значительное ограничение двигательной активности детей, продолжительное нахождение учащихся в статичной напряжённой позе сидя с низко опущенной головой за мебелью, не соответствующей росто-возрастным особенностям детей. Кумулятивный эффект ограничений двигательной активности закономерно приводит к повышенному риску потери здоровья (Шапков Ю.Т., 1996). Обобщение данных позволяет считать обоснованным отнесение рабочей позы к важным экологическим и гигиеническим факторам.

В этой связи были начаты исследования, касающиеся изучения зависимости функционального состояния школьников в зависимости от 8 рабочей позы и особенностей школьной мебели. Для проведения исследований была использована новая модель одноместной школьной иарты, разработанная авторским коллективом врачей (Свидетельство № 2718 от 16.09.96 на полезную модель «Парта» Комитета РФ по патентам и товарным знакам (ГОСПАТЕНТ) и ВНИИГПЭ).

Цель и задачи исследования

.

Физиологическое и психофизиологическое обоснование использования новой модели одноместной школьной парты в учебном процессе при обучении детей младшего школьного возраста. Для достижения цели решались следующие задачи:

1. Проанализировать в динамике функциональные показатели сердечно-сосудистой системы и психофизиологическое состояние учащихся в процессе эксплуатации новой модели одноместной школьной парты и комплекта «стол-стул».

2. Изучить динамику физического развития и состояния опорно-двигательного аппарата учащихся в зависимости от рабочей позы за разными видами школьной мебели во время учебного процесса.

3. Определить и проанализировать эргономические показатели при посадке учащихся за изучаемыми моделями школьной мебели и динамику позной активности учащихся в процессе учебного дня.

4. Выявить зависимость роста патологии нарушения осанки от несоответствия школьной мебели росто-возрастным особенностям детей.

Научная новизна.

Впервые проведено исследование по изучению влияния рабочей позы на функциональное состояние школьников при посадке учащихся за новую модель одноместной школьной парты, разработанную коллективом врачей. Показано преимущество новой модели парты в сравнении с широко используемым в школах России комплектом «стол9 стул» по показателям функционирования сердечно-сосудистой системы и психофизиологическим характеристикам. Выявлена благоприятная тенденция к отсрочке времени наступления утомления у детей, занимающихся за новой моделью школьной парты, предусматривающей соблюдение основных эргономических принципов.

Проведённое анкетирование учителей начальных классов Архангельской области по вопросу значимости правильной посадки на рабочем месте учащихся и влиянии её на состояние здоровья и работоспособность показало, что большинство учителей недооценивают данный фактор.

Установлена количественная зависимость развития нарушений осанки от несоответствия рабочих мест росто-возрастным особенностям детей, Б=64,0%. Практическая значимость.

На основании проведенных исследований разработан вариант количественного подбора школьной мебели для учащихся начальных классов, основанный на особенностях морфофункционального развития организма.

Предложены практические рекомендации авторам конструкции данной школьной парты по совершенствованию модели. С учетом физиологически обоснованных доработок (изменение угла наклона подставки для ног на 5°), парта рекомендована к использованию в учебном процессе для учащихся начальной школы.

Практические положения могут быть использованы в преподавании курса школьной гигиены в АГМА и АО ИППК РО, могут быть полезны при разработке методических рекомендаций для учителей начальных классов с целью улучшения условий на рабочем месте школьника.

Основные положения диссертации, выносимые на защиту.

1. Статическое напряжение, связанное с поддержанием позы, во время обучения во многом зависит от посадки на рабочем месте, и влияет на функционирование сердечно-сосудистой системы и психофизиологическое состояние ребенка, изменяющиеся в динамике учебного процесса. Правильная посадка учащегося должна обеспечивать оптимальное функционирование всех систем организма школьника.

2. Наибольший процент функциональных отклонений у детей начальной школы, увеличивающийся из года в год, — это нарушение осанки и снижение остроты зрения, что может быть обусловлено неправильной посадкой детей на рабочем месте, с учётом всё более увеличивающихся нагрузок за счет интенсификации процесса обучения.

3. Посадка учащегося за рабочим местом при неправильном подборе школьной мебели не обеспечивает приемлемые биомеханические характеристики, что приводит к более быстрому утомлению школьника, и как результат — к ухудшению состояния здоровья.

4. Обеспечение детей новой моделью школьной парты, имеющей подлокотники, наклонную поверхность столешницы, соответствующей анатомо-физиологическим особенностям растущего организма, позволит улучшить состояние здоровья, снизить рост нарушений осанки у школьников.

Апробация работы.

Результаты работы докладывались на конференциях и совещаниях: 30-й научно-практической конференции, Архангельск: АГМА, апрель, 1999 г.- Международной научно-практической конференции «Дети Севера: образование и здоровье», Архангельск, сентябрь, 1999 г.- межкафедральной научно-практической конференции «Моделирование учебновоспитательного процесса в ДОУ», Архангельск: АО ИППК РО, ноябрь, 1999 гзаседании кафедры валеологии АО ИППК РО, протокол № 5 от 29 октября 1999 г., расширенном заседании проблемной комиссии АГМА (Медико-биологические проблемы Севера), 2000 г.

Список работ, опубликованных по теме диссертации.

1. Внедрение новой модели одноместной школьной парты в учебный процесс школ // Бюллетень Архангельской государственной медицинской академии. — № 1. — Архангельск. — 1999 г. — С.42−43.

2. Влияние рабочей позы ребёнка на показатели его работоспособности во время учебного процесса // Материалы международной научно-практической конференции «Дети Севера: образование и здоровье». — Архангельск: Издательство АГМА, 1999 г. -С. 57−59.

3. Новая современная одноместная школьная парта // Материалы международной научно-практической конференции «Дети Севера: образование и здоровье». — Архангельск: Издательство АГМА, 1999 г. -С. 97−99. /Соавт. Теддер Ю. Р., Дёгтева Г. Н., Кудря Л. И., Непомилуева О.П./.

Объём и структура диссертации. Диссертация состоит из введения, 3 глав, заключения, выводов и практических рекомендаций. Материалы изложены на 172 страницах машинописного текста,.

ВЫВОДЫ.

1. Обеспеченность учащихся в школах Архангельской области соответствующей росто-возрастным особенностям школьной мебелью на протяжении последних пяти лет снижается с 68,9% в 1995 году до 53,8% в 1999 году.

Неправильная посадка детей на рабочем месте, с учётом все более увеличивающихся информационных нагрузок за счет интенсификации процесса обучения, приводит к повышенному риску потери здоровья, в частности, нарушений осанки. Коэффициент детерминации количественной зависимости развития нарушений осанки от несоответствия рабочих мест росто-возрастным особенностям детей равен 64,0%.

2. Статическое напряжение, связанное с поддержанием позы во время обучения, зависит от правильной в физиолого-гигиеническом отношении посадки учащегося на рабочем месте и влияет на функционирование сердечно-сосудистой системы. Новая модель одноместной школьной парты способствует обеспечению в процессе обучения у детей более стабильных параметров артериального давления и частоты сердечных сокращений по сравнению с детьми, обучающимися за учебным комплектом (стол-стул).

3. Использование в учебном процессе новой модели школьной мебели позволяет сохранять у школьников более высокий уровень умственной работоспособности, чем при обучении за учебным комплектом «стол-стул», а также способствует сохранению на протяжении более длительного периода способности чувственного восприятия, обусловленного удобством рабочей позы.

4. Утомляемость школьников в динамике учебной недели находится в зависимости от организации обучения в соответствии с.

158 обоснованными в физиолого-гигиеническом отношении нормативами, в частности от рабочей позы за мебелью. При посадке за вновь разработанными партами, соответствующими антропометрическим данным учеников, выявлена тенденция к сокращению латентного времени рефлекторных реакций и увеличение скорости переключения нервных процессов.

5. Увеличение угла наклона подставки для ног на 5° в новой модели одноместной школьной парты способствует улучшению эргономических показателей и обеспечивает при посадке ребенка за партой более физиологичную рабочую позу.

При посадке за учебным столом наблюдается уменьшение зрительной рабочей дистанции (ниже нормативов), что связано с большим наклоном корпуса к столешнице из-за неудобства рабочей позы, приводящей к развитию утомления, обусловленного статическим компонентом. Более приемлемым вариантом для функционирования опорно-двигательного аппарата и зрительного анализатора является парта.

6. Обеспечение детей школьной мебелью, соответствующей физиолого-анатомическим особенностям детского организма, снижает рост нарушений осанки у школьников (за один год обучения детей начальной школы риск роста данной патологии опорно-двигательного аппарата уменьшается до 54,7%). В условиях Архангельской области при комплектации учебных классных комнат для учащихся 1−3 классов необходим набор школьной мебели, включающий 3 функциональных размера парт.

Практические рекомендации.

1. Рекомендовать внедрение в учебный процесс новую модель одноместной школьной парты с учтенными предложениями по изменению угла наклона подставки для ног (патент на промышленный образец № 4695, зарегистрированном в Государственном реестре промышленных образцов Российской Федерации от 16 марта 2000 г.).

2. Оснащение классных комнат школьной мебелью для учащихся начальной школы в Архангельской области целесообразно производить, включая 3 размера парт согласно следующей таблицы:

Потребность школьных парт по номерам (в %).

Классы Номер парты.

1 2 3 4.

Рост учащихся (см).

100−115 115−130 130−145 145−160.

1 класс 1,5 90,0 8,5.

2 класс — 62,5 37,0 0,5.

3 класс — 25,0 65,0 10,0.

Цвет маркировки мебели.

Оранжевый Фиолетовый Жёлтый Красный.

3. Для пролонгации времени работоспособности необходимо использовать в учебном процессе кроме рекомендуемых в санитарных нормах и правилах (СанПиН 2.4.2.-576−96) динамических физкультминуток также технологии, включающие в себя периодическую смену рабочей позы как один из приемов активного отдыха.

Показать весь текст

Список литературы

  1. A.A., Бобров А. И., Бружес А. П. Скольжение подошвы как фактор утомления при ходьбе. Центр. Научно исслед. ин-т заменителей кожи. — Научно-исследовательские труды. — М. — 1952. -сб.4. — C.8O.
  2. H.A. Адаптация человека в условиях Севера // Физиология человека. 1980. — № 3. — С. 272−274.
  3. Адаптация организма учащихся к учебной и физической нагрузкам / Хриикова А. Г., Антропова М. В., Безруких М. М. и др. М.: Педагогика, 1982.- 238 с.
  4. Г. А. Математические методы в инженерной психологии. -Уфа: йзд-во Башкир, ун-та. -1982. С. 19.
  5. М.В. Работоспособность учащихся и её динамика в процессе учебной и трудовой деятельности. М., 1968.- 232с.
  6. М.В. Режим дня, работоспособность и состояние здоровья школьников. М., 1974.- 136с.
  7. М.В., Манке Г. Г. и др. Инновации, учебная нагрузка и здоровье детей // Народное образование.-1998, — № 9−10, — С. 171−174.
  8. Н.Ф., Теддер Ю. Р. К вопросу об оснащении школ новой мебелью // Сб. научных трудов «Охрана здоровья детей и женщин в условиях Европейского Севера». Л. — 1983. — С.5−8.
  9. P.M. Прогнозирование состояний на грани нормы и патологии. М. — Медицина. — 1979. — 298 с.
  10. В.Ф. Главная опасность для цивилизации // Народное образование 1998.- № 9−10. С.157−159.
  11. В.Ф. Профилактика отклонений в развитии зрения и формирования рефлекса низко склонённой головы в процессе овладения детьми навыками чтения письма: Методические рекомендации. -М, 1982.-10 с.
  12. В.Ф. Трагедия детей, порождённая традиционным образом организации учебного процесса // Школа здоровья -1996, — № 4, — С. 44−47.
  13. В.Ф., Уфимцева Л. П., Оладо Э. Я., Гуров В. А. Повышение уровня здоровья школьников за счёт построения учебного процесса в режиме «динамических поз» //Новые исследования по возрастной физиологии. 1988. — № 2 (31). — С. 69−73.
  14. A.A., Сухарева Л. М. Образ жизни и репродуктивное здоровье подростков // Народное образование.-1998.- № 9−10.- С. 177−179.
  15. М. М., Ефимова С. П. Как помочь ребёнку с ослабленным здоровьем преодолеть школьные трудности //161
  16. Гувернёр", пособие № 3. M.: Аурюс. — Изд-во «Айсберг». — 1991. -99с.
  17. H.A. О построении движений. М. 1947.
  18. H.A. Общая биомеханика. Основы учения о движениях человека. М. 1926.
  19. В.М. К физиологии равновесия тела. Отправление центрального серого вещества 3-го мозгового желудочка // Военно -мед. ж., 1883. CXIII. — кн. 7. — С. 178.
  20. В.М. Значение органов равновесия в образовании представлений о пространстве. СПб., 1896.
  21. В.М. Избранные произведения. М. 1954.
  22. A.A., Винокуров Ю. М. Функциональное состояние сердечно-сосудистой системы у детей 7−10 лет, проживающих в условиях резко континентального климата // Новые исследования по возрастной физиологии .- 1982.- № 2.- С. 21−25.
  23. В. Уровни бодрствования и внимание // Экспериментальная психология. М. 1980. — С. 97−146.
  24. JI.C. Влияние сна различной продолжительности на высшую нервную деятельность и вегетативную реактивность учащихся 7−8 лет./ Известия АПН РСФСР. 1954. — № 47.
  25. Е.И. Возрастные изменения времени реакции у детей и у взрослых. // Пограничные проблемы психологии и физиологии. М. -Изд-во АПН РСФСР.-1961.-С. 162−169.
  26. Е.И. Время реакции человека. История, теория, современное состояние и практическое значение хронометрических исследований. М.-Медицина. 1964.-С.281−310.
  27. М.Д. Гигиена детей и подростков. / Под. ред. проф. С. М. Громбаха. М. Медицина. — 1966. — 312 с.
  28. В.П., Боровиков И.П. Statistica. Статистический анализ и обработка данных в среде Windows. M. ИИД «Филинъ». — 1997. -608 с.
  29. Г. Г. Физическое развитие детей-северян младшего школьного возраста // Север, дети, школа. Под. ред. проф. A.B. Грибанова, 1994. С.39−48.
  30. Л.Ф., Морозов С. М. Словарь справочник по психодиагностике. Изд-во «Питер-Ком». 1999. — 518 с.
  31. Ю.Е., Фокеева В. В. Экология и здоровье детей // Материнство и детство. 1992. — Т.37. — № 12. — С.30−35.
  32. В.Г. Акцелерация роста и развития детей. М.: Изд-во МГУ. — 1976.-229 с.
  33. Т.В., Бральнина Г. Г. с соавт. Оценка здоровья младших школьников // Север, дети, школа. Архангельск: ПГУ, 1997.- выпуск 2.- С. 21−23.163
  34. A.A., Леонтьева H.H., Маринова K.B. Руководство к лабораторным занятиям по общей и возрастной физиологии. М. -Просвещение. — 1990. — С.84.
  35. Гуринович J1.A., Кулак А. И. Изменение сердечных циклов в процессе умственной деятельности. // Совершенствование режимов труда и отдыха студентов. Минск. 1972.
  36. В.А. Влияние учебных занятий в режиме динамических поз на психофизиологическое развитие детей младшего школьного возраста: Автореферат дис. на соиск. уч. степ. канд. биол. наук. -Новосибирск, 1995 .- 25 с.
  37. B.C., Коц Я.М., Шик M.JI. Регуляция позы человека. -М.:Наука.-1965.- 255 с.
  38. Е. Ваше рабочее место // Народное образование .-1998. -№ 4.-С. 178−180.
  39. H.H. Психофизиологическая диагностика функциональных состояний. М. 1994.
  40. H.H. Психофизиология: Учебник для вузов. Москва. -Аспект Пресс. — 1999. — С.324−334.
  41. Ю.И. Основы возрастной физиологии мышечной деятельности. // Детская спортивная медицина. Под ред. С. Б. Тихвинского.- М.: Медицина, 1980.- с. 12−34.
  42. Г. Н., Кудря Л. И. Гигиеническая оценка мебели детских дошкольных учреждений и школ: Методическая разработка. Архангельск. Изд-во АГМА.- 1995.- 13 с.
  43. Детская спортивная медицина. Под ред. проф. Тихвинского С. Б., проф. Хрущёва C.B., М.: Мед.-1980.-439 с.
  44. В.В. Практическое руководство к тесту Люшера. Кишинёв. -Периодика. — 1990. — 174 с.
  45. В.Н. Четыре модели медицины. Л.: Медицина. — 1987. -288 с.
  46. Д.Д. Биомеханика. М.- Проев. 1975.- 239с.
  47. И.С. Гигиеническая оценка новых форм организации учебного процесса в начальных классах общеобразовательных школ // Рефераты НИР и ОЭР, № 3, 1999 г.
  48. A.C., Загрядский В. П. Психофизиология умственного труда. Ленинград. Изд-во «Наука».- 1973. — С. 18−24.
  49. Жданова Л. А, Русова Т. В., Солнцев A.A. Возрастные особенности адаптации детей к началу обучения в школе и пути профилактики её нарушения // Педиатрия.- 1990.- № 6.- С. 50−57
  50. Ю.Д. Световой и ультрафиолетовый климат в помещениях для детей и подростков. М. — Медицина. — 1978. — 36с.162
  51. Л.Г., Соловьёва Л. Ф. Частота сердечных сокращений в прогнозировании работоспособности //Физиология человека. 1981. — Т.7. — С.61−65.
  52. JI.C. Развитие высших психических функцй. М.6 Изд-во АПН.- 1960.-499 с.
  53. Е. Гигиенические требования к организации рабочего места учащихся при работе с компьютером //Народное образование.-1998.-№ 9−19.-С. 252−254.
  54. И.М., Гурфинкель B.C., Коц Я.М., Кринский В. И., Цетлин M. JL, Шик M.JI. Исследование позной активности. Биофизика. -1964.-Т.9.-№ 6.-710 с.
  55. Гигиена детей и подростков: руководство для санитарных врачей / Сердюковская Г. Н. и др. М. — Медицина. — 1986. — 496 с.
  56. Гигиеническая оценка обучения учащихся в современной школе. М., 1975.- 170с.
  57. Гигиенические вопросы начального обучения в школе. М., 1978.-вып.5.- 109с.
  58. Е.К. Гигиена урока. // Гигиенические аспекты реформы общеобразовательной школы. Обзорная информация. М. -ВНИИМИ. — 1985. — С. 15−22.
  59. Т.В., Цимбаленко Н. В. Основные тенденции состояния здоровья детей в организованных коллективах. // Дети Севера: образование и здоровье. Материалы международной научно -практической конференции, 24−25 сентября 1999 г. Архангельск. -С. 9−11.
  60. A.B., Бральнина Г. Г. О ретардации физического развития младших школьников г. Архангельска // Дети Севера: здоровье, рост и развитие. Материалы I научно-методической конференции. -Архангельск. 1995. — С.8−10.
  61. .Н. Физическое развитие детей и подростков разных национальностей в СССР. // Гигиена и санитария. 1986. — № 5. -С.44−47.
  62. М.А., Волокитина Т. В. Задание по школьной гигиене для педагогической практики: Методические рекомендации. Архангельск. Изд-во ПМГУ.- 1994.- 20 с.
  63. P.A. Школьная медицина. // Руководство для врачей-педиатров. М.: Мед. — 1975.- 392 с.
  64. P.A. Физиология и патология сердечно-сосудистой системы детей и подростков. М.-1973.- 325 с.
  65. JI.C. Статистическая обработка лабораторных и клинических данных. JT. Медицина. — 1964. — С.63, 141−155.71 .Кардашенко В. Н. Гигиена детей и подростков. М., Медицина. -1980.
  66. Т.В. Прогресс общества и проблемы целостного биосоциального развития современного человека. М.: Медицина. -1978.-234 с.
  67. В.В. Болезнь как недостаток культуры // Частная школа. -1995. № 5. — С.14.
  68. К.Х. Гигиена умственного труда. М. Изд-во «Наука». -1948.
  69. А.И. Умственно-эмоциональное напряжение за пультом управления. М. 1967.
  70. К. Некоторые электроэнцефалографические критерии утомления при умственном труде. // Журн. высшей нервной деятельности. 1964. — № 14.
  71. Клиническая биомеханика. Под. ред. В.И. Филатова- Л.: Медицина, 1980.-200 с.
  72. Н.И. Возрастные особенности автоматизации двигательной условной реакции. // Опыт систематического экспериментального исследования онтогенетического развития корковой динамики человека. Под ред. А. Г. Иванова Смоленского. — М. — 1940.165
  73. Г. JI. Физиологические основы утомления. М. 1963.
  74. Г. П. Регуляция сосудистого тонуса. Л., 1973.-213 с.
  75. Т.С. Физиологические аспекты адаптации первоклассников к обучению в школе в условиях Севера: Автореферат на соиск. учён, степ. докт. биол. наук. Архангельск, 1999.- 43 с.
  76. Т.С., Звягина Н. В., Морозова JI.B. Психофизиологические особенности развития детей младшего школьного возраста // Архангельск: Изд-во ПГУ им. Ломоносова, 1997.- 157с.
  77. В.М. с соавт. Потребление основных пищевых веществ, состояние здоровья и физическая работоспособность учащихся средних школ // Вопросы питания. 1989. — № 5. — С.40−43.
  78. Н.И. О зависимости времени реакций от вида условных связей. Известия АПН РСФСР. 1954. — С. 53, 64−68.
  79. Л.М. Некоторые показатели функционального состояния нервной системы у школьников в динамике учебного года // Проблемы умственного труда. Вып.4. — М. — Изд-во МГУ. — 1977. -С. 62−67.
  80. И.А. Психические и физиологические функции организма человека и система НОТ. Минск. Изд-во «Беларусь». — 1974. — С. 163 169, 237−244.
  81. Ф.Г. Рост и развитие населения Европейского Севера СССР (Дети, подростки, молодёжь): Автореф. дис. .докт. мед.наук. -М., 979.-41 с.
  82. Ф.Г., Белогорский В. Я., Немзер М. П. с соавт. Физическое развитие детей детских садов Мурманска в 1969 г. В кн.: Вопросы краевой патологии. — Арх-ск.: Сев.-зап. кн. изд-во, 1972. — С.137−140.
  83. Л.В. Влияние кратковременной работы на мышечный «тонус», тремор и колебания тела. // Гигиена, безопасность и патология труда. 1930. — № 3. — С.З.
  84. В.А. Проблема утомляемости. Гигиена труда. — 1926. -№ 1,4.
  85. П.О. Влияние нервно мозгового утомления на возбудимость зрительных нервных центров человека. — Сов. невропатол., психиатр, и психогигиена. — 1934.- III, 1.
  86. В.И. Развитие и формирование здоровья детей дошкольного возраста в условиях Европейского Севера: Дис. на соиск. уч. ст. докт. мед. наук. Архангельск, 1995. — 266 с.
  87. Т.М., Янина В. Н. К методике построения единых таблиц для оценки физического развития детского населения //Здравоохранение Российской Федерации. 1984. — № 11. — С. 12−15.
  88. М.С. Детский организм и среда. В кн.: «Руководство по педиатрии», т.1. — М. — Медгиз. — 1960.166
  89. Материалы по физическому развитию детей и подростков городов и сельских местностей Российской Федерации. Выпуск 5. Под ред. проф. Максимовой Т. М. Москва. — ПИИ социальной гигиены, экономики и управления здравоохранением им. H.A. Семашко. -1998.- 192с.
  90. Мебель детская дошкольная. Функциональные размеры. Издание официальное. // Госстандарт России. Москва. — Изд-во стандартов. -1995.-4 с.
  91. Ф.З. Общий механизм адаптации и профилактики. М. -1973.- 180с.
  92. Ф.З. Теория индивидуальной адаптации к среде и профилактика стрессорных повреждений сердца. (Текст лекции). М.- Университет дружбы народов. 1981. — 47с.
  93. В.В., Большакова Т. Д., Эрез В. П. Влияние велоэргометрической нагрузки «до отказа» на показатели активности симпато-адреналовой системы у лиц с различной степенью физической подготовки. Проблемы эндокринологии. — 1973. — т. 19.- № 1. С.45−51.
  94. ЮО.Методы контроля и управления санитарно- эпидемиологическим благополучием детей и подростков. // Практическое руководство по гигиене детей и подростков под ред. проф. Кучмы В. Р. Москва. -ВУНМЦ.- 1999.-606 с.
  95. Методы оценки физического развития в комплексной оценке состояния здоровья школьников // Байдалова Н. Ф., Колосова Т. С., Тендитная Л. В., Кононюк H.H. Л.: ЛСГМИ, 1987. — 64 с.
  96. С. В классе и парты, и конторки //Народное образование.- 1998, — № 9−10 .- С.209−211. .
  97. Н.И. Психическая напряжённость. М. 1979. — 112 с.
  98. О.П., Лазарева Н. К. Гигиеническая оценка учебной нагрузки в общеобразовательных школах // Дети Севера: образование и здоровье. Материалы международной научно-практической конференции. Архангельск. — 1999. — С.64−67.
  99. Т.М. Проявления функциональных состояний человека в свойствах и структуре психомоторных процессов. // Диагностика здоровья. Сборник научных трудов. Воронеж. — Изд-во Воронежского университета. — 1990. — С. 90−98.
  100. .А., Бевзюк В. В. Влияние механического фактора на изменение величины костей кисти // Вопр. антропол. 1971. — № 38. -С. 75−91.
  101. А.П. Влияние социальных факторов на физическое развитие детей. «Госиздат Украины». Киев. — 1925.
  102. Обучение детей шестилетнего возраста в детском саду и в школе: Опыт физиологического и гигиенического исследования. -Под ред. O.A. Лосевой.- М.: Педагогика.-1987.-160 с.
  103. Ш.Орбели JI.A. Адаптационно- трофическая роль симпатической нервной системы и мозжечка и высшая нервная деятельность. -Физиол. журн. СССР, 1949, т. 35, № 5, с. 594−595.
  104. Парты. Типы и функциональные размеры. Издание официальное.// Межгосударственный совет по стандартизации, метрологии и сертификации. Минск. — Изд-во стандартов. — 1994. — 6с.
  105. Переладова O. JL, Корецкая JI.P., Кулинич Т. Э. Особенности психоэмоциональных реакций детей при обучении с 6-и летнего возраста // Педиатрия. 1985. — № 10. — С.44−46.
  106. Н.М., Сапожникова Г. М. Гигиенические требования к организации учебных занятий. // Школа и психическое здоровье учащихся. Под ред. проф. С. М. Громбаха. М. — Медицина. — 1988. -С.54−78.
  107. Практикум по инженерной психологии и психологии труда: Учебное пособие / Зинченко Т. П., Сухо дольский Г. В., Дмитриева М. А. и др. JL: Изд-во Ленингр. университета, 1983.- 208 с.
  108. Ю.М. Умственное утомление школьников. М. -«Медицина». 1964.
  109. Ю.М. Определение работоспособности учащихся. М. — Медицина. — 1985. — 126с.
  110. Психофизиологические основы физического воспитания и спорта: Сб. научных работ. Под ред. Ильина Е. П., Семёнова М.И.Л.: Изд-во ЛГПИ им. Герцена. 1972. — С.5−15.
  111. .Ж. Адаптация ребёнка на Севере. Л.: Медицина, 1979.- 192 с.
  112. .Ж., Прахин Е. И. Особенности физического и полового развития детей Севера. // Некоторые аспекты здоровья детей на Севере. М. — Мед. — 1978. — С. 31−53.
  113. В.В. Проблема утомления. М.: Медицина. 1975.- 239 с.
  114. В.В. Исследования феномена Сеченова при статической работе (изменения работоспособности утомлённых и неработавших168мышц человека под влиянием разных форм работы других мышечных групп). «Бюлл. экспер. биол.», 1951, № 11, С. 339.
  115. Д.Е., Мендюк К. С. Кефалография и методы её оценки. -Гигиена труда, 1928. т.З. — С. 16.
  116. Рост и развитие ребёнка. (По данным антропологии). Под ред. H.H. Миклашевской. М. — Изд-во Московского университета. — 1973. -219 с.
  117. Руководство для среднего медицинского персонала школ /Ананьева H.A., Вишневская E. JL, Сазанюк З. И. и др. М.: Медицина, 1991.- С. 79−86.
  118. Санитарные правила и нормы (СанПиН 2.4.2.-576- 96) .- Вестник образования № 10.- 1997.
  119. Р.Г. Гигиена обучения в школе. М., 1972.- 191с.
  120. А.Г. Гигиенические принципы нормирования двигательной активности школьников: Автореф. докт. дис. М. 1972. — 39с.
  121. Сердце и спорт. Очерки спортивной кардиологии. Под ред. Карпмана B.JI. и Куколевского Г. М. М.: Мед. — 1968.- 519 с.
  122. Г. Н. Влияние факторов внешней среды на уровень артериального давления у детей и подростков. Вестник АМН СССР. — 1978. — № 8. — С.63−67.
  123. И.М. Избранные труды. М., 1935. С. 162.
  124. Р.В. Гигиеническое значение двигательной активности школьников: Автореф. докт.дис. Тарту. — 1968. — 59с.
  125. Е.И., Подачин В. П., Белова Е. В. Эмоциональное напряжение и реакции сердечно-сосудистой системы. М. 1980. -242 с.
  126. Спортивная метрология. Под ред. проф. Зациорского В. М. М. -Физкультура и спорт. — 1982. — С.37.
  127. .М., Анищенко С. А., Акимова H.A., Змеева J1.H., Кудаева JI.M. Комплексные динамические исследования сердечнососудистой системы у студентов. // Проблемы умственного труда. -Вып.4. Изд-во МГУ. — 1977.- С. 17−27.
  128. Ц. Трудности приспособления первоклассников к школе. // Труды международного симпозиума школьной и университетской гигиены и медицины. Под ред. Г. Н. Сердюковской, СМ. Громбаха, B.C. Залевского. М. — 1978. — С.88−90.
  129. А.Г. Здоровье и физическое воспитание детей и подростков // Школа здоровья. № 1.- 1997.- С.7−13.
  130. А.Г. Гиподинамия современного школьника. // Детский организм и среда. (Материалы II научно-метод. конференции преподавателей школьной и детской гигиены). Вильнюс. 1971.
  131. А.Г. Состояние здоровья школьников и факторы его формирующие // Гигиена и санитария. 1982.- № 5. — С.70−72.169
  132. Ю.Р., Гудков А. Б., Дёгтева Г. Н., Симонова H.H. Актуальные вопросы физиологии и психологии вахтового труда в Заполярье. Архангельск. Труды АГМА. — 1996. — 126 с.
  133. С.И. Общие принципы регуляции регионарного кровообращения. // Современные проблемы физиологии кровообращения. М. — 1975. — С.79−90.
  134. Н.В., Самодова О. В. Регуляция ритма сердца и биоэлектрическая активность миокарда у детей-северян при обучении в начальной школе. / Север, дети, школа. Под ред. проф. Грибанова A.B. Архангельск. — ПТУ. — 1994. — С.49−58.
  135. НЗ.Усищева Ц. Л. Влияние умственной (учебной) нагрузки на некоторые показатели функционального состояния сердечнососудистой системы // Проблемы умственного труда, вып. 2. Изд-во МГУ.- 1972.
  136. Ц.Л. О причинах утомительности школьных уроков. // Гигиена детей и подростков. Под ред. Г. Н. Сердюковской, С. М. Громбаха. М. — 1978. — вып.6. — С.24−33.
  137. A.A. Современное состояние проблемы утомления // Тез. докл. Всес. съезда физиологов. Л. — 1934.
  138. Учебное пособие по медицинской статистике. Под ред. проф. Белицкой Е. Я., Л.: Мед.-1972.-174 с.
  139. C.B. Влияние систематических занятий спортом на сердечно-сосудистую систему детей и подростков. // Детская спортивная медицина. Под ред. проф. С. Б. Тихвинского, проф. C.B. Хрущёва М. — Медицина. — 1980. — С.89−92.
  140. А.Г. Физическое развитие детей и подростков. М. -Медгиз. 1963.
  141. Ю.Т. Разработка принципов и методов контроля и прогнозирования состояния человека, включённого в различные экосистемы в процессе обучения и трудовой деятельности // Рефераты НИР и ОЭР, № 6, 1995 г.170
  142. Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. Москва. Изд-во «Владос». — 1998. — С. 335−380, 81−158.
  143. Школа и психическое здоровье учащихся. Под ред. проф. С. М. Громбаха (СССР-ГДР).- М. Медицина. — 1988. — 272с.155.1Пмальгаузен И. И. Организм как единое целое в индивидуальном и историческом развитии. М. Л. — Изд-во АН СССР. — 1942. — С. 210.
  144. В.Г. Влияние голодания на подрастающее поколение России.- Симферополь. 1923.
  145. Эргономика. Лабораторные работы. Под ред. проф. Дуганова Г. В. -Киев.: Изд-во «Вища школа».- 1976.- 173 с.
  146. И.Ш., Александрова И. Э., Кабанец О. Л. Профилактика заболеваний, связанных с учебным процессом. // Школа здоровья. Опыт. Проблемы. Перспективы. (Методическое пособие). Нижний Новгород. Нижегородский гуманитарный центр. — 1996. — С. 24−31.
  147. Ю.А. Тенденция физического развития девочек г. Москвы в последние два десятилетия и их прогноз в ближайшие годы // Гигиена и санитария. 1986. — № 9. — С.24−26.
  148. Ю.А. Динамика уровня полового созревания девушек Москвы //Гигиена и санитария. 1997. — № 3. — С.29−31.
  149. Acheson R.M., Hewitt D. Physical development in the Englisch and the American pre-school child. A comparison between the findings in Oxford and the Brusch Foundation. Surveys. «Hum. Biol.», 1954, No.26.
  150. Appenzeller О. The autonomic nervous system. An introduction to basic and clinical concepts. N.Y., 1970.
  151. Bartley S.N., Chute E. Fatigue and impairmentin man. New York, 1947.
  152. Bills A.G. A new principle in mental fatigue. Amer. J. Psychol., 1931, vol. 43, p.230.171
  153. Birkmayer W. Vegetative Dystonie, Syndrom oder verlengenhein? Schweiz med. Wschr., 1967, Bd. 97, 45.
  154. Born H. Vegetative distonic. Berlin, 1967.
  155. Braune W., Fischer O. Ueber den Schwerpunkt des menschlichen Korpers mit Rucksicht anf die Aufrustung des deutschen Infanteristen. -Abh. d. Kgl. Sachs. Ges. Wissensch. Math. Phys. Klasse, 1889. 561.
  156. Fick A. Handbuch der Anatomie und Mechanik der Gelenke. In:"Bardeleben's Handbuch der Anatomie des Menschen", Jena, 1911, Bd.2.
  157. Grandjean E. Schuweizmed, Wechr., 1959.
  158. Greenberg B. D., Breyan A.H. Methodology in the study of physical measurements of schoolchildren. «Hum. Biol.», 1951, vol. 23.
  159. Hammond W. H. Some aspects of growth with norms from birth to 18 years. «Brit. I. Prev. Soc. Med.», 1957, vol.11.
  160. Harless E. Lehrbuch der plastischen Anatomie fur akademische Anstalten und zum Selbstunterricht. 2 Aufl. Stuttgart, 1876, Kap. 16, 351.
  161. Lee F.S. Fatigue. «Harvey lect.», 1906, v. l, p.169.
  162. Lindemann H., Rutenfraz J., Mocellinn R. Metabolische Untersuchungen zur inderekten Bestimmung der maximalen O2 -Aufname. Europ. J. Physiol., 1973, v.32, p. 25−53.
  163. Lindhard J. Untersuchungen uber statische Arbeit. «Scand. Arch.
  164. Mangina C.A., Beuzeron-Mangina J. H. Learning Abilities and Disabilities: Effective Diagnosis and Treatment // International Journal of Psychophisiology. 1988. Vol. 6. P. 79−89.
  165. Meyer H. Das aufrechte Stehen. Arch. Anat. Physiol, u. wiss. Med., 1853.-p. 44.
  166. Muller E.A. Das Arbeitsmaximum bei statischer Haltearbeit. -Arbeitsphysiologie. 1932. — 5. — 605.
  167. Murray Gh. J. L., Lopez A. D. The Global burden of disease. WHO, 1996 (Summary).
  168. Schmidt F., Mobl H. Atlas der normalen und pathologischen Handskeletentwicklung. Berlin: Springer, 1960.
  169. Sjoberg H. Relations between heart rate, reaction- speed, and subjectiv effort at different work loads on a bicyclle ergometer. Journal of Human Stress, 1975.- 1,21−27. old.
  170. Tuttle W.W., Wilson M., Daum K. Effect of altered breakfast habits on physiological response. J. appl. Physiol., 1949. 1. — 545−559.
  171. Undervood B., Schulz R.J. exp. Psychol, 1959. p. 58,106.
  172. Weston H.C. Visual fatigue with special reference to lighting. In: symposium on fatigue. London, 1953, p. 117.
  173. Wolanski N. Kinetyka i dynamika rozrostu oraz roznicowania sie proporeji ciala u dzieci i mlodzyezy warszawskiej (w wieku od 3 do 20 lat172wlacznie). Streszczenie «Prace i mater, naukowe Inst. Matki i Dziecka», 1964, t.2.
  174. Woordworth R.C. a. Schlosber H. Experimental psychology. Rev. Ed. N. Y., 1955.
Заполнить форму текущей работой