Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Проблемы борьбы с религиозным экстремизмом в Ферганской долине в условиях глобализации

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Научная новизна работы заключается в том, что в диссертации впервые делается попытка исследовать теоретико-методологическую основу генезиса проблемы религиозного экстремизма, изучаются особенности религиозных тенденций в регионе в период независимости Кыргызской Республики, разработаны эффективные механизмы ослабления влияния религии на политическую ситуацию и региональную безопасность. Сделана… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Генезис религиозного экстремизма и теоретико-методологические основы его исследования
    • 1. 1. Исторические и теоретические основы исследования возникновения религиозного экстремизма
    • 1. 2. Источниковедческие и методологические проблемы исследования ислама
  • Глава II. Ислам и религиозный экстремизм в социально-политической жизни Ферганской долины
    • 2. 1. Религиозный терроризм в современной политической жизни в условиях глобализации
    • 2. 2. Религиозный экстремизм в Ферганской долине
    • 2. 3. Ислам в социально-политической жизни юга Кыргызстана
  • Глава III. Проблемы борьбы с религиозным экстремизмом
    • 3. 1. Роль идеологической борьбы против религиозного экстремизма в условиях глобализации
    • 3. 2. Политические перспективы религиозного образования в борьбе против религиозного экстремизма
    • 3. 3. Роль ислама в разрешении конфликтов в религиозно-политической сфере Кыргызстана

Проблемы борьбы с религиозным экстремизмом в Ферганской долине в условиях глобализации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

В первые годы суверенитета Кыргызстана, вставшего на путь демократизации и формирования рыночной экономики, начинает стремительно складываться совершенно новая религиозная ситуация, связанная с проникновением в республику нетрадиционных конфессий вследствие активизации деятельности миссионерских организаций США, Южной Кореи, Германии, Турции, Саудовской Аравии, Пакистана, Кувейта, Ливии и Ирака.

По данным Государственного агентства по делам религий при Правительстве Кыргызской Республики, в своей структуре Духовное управление мусульман Кыргызстана (ДУМК) в настоящее время имеет 9 казыятов, 1674 мечети, 77% которых приходится на юг республики, 49 фондов, центров и объединений ислама, а также 3 зарубежных миссии.

Кроме того, действует 362 христианских объекта, в том числе 46 православных храмов, иудейская и буддистская общины, 12 общин «Бахай», 311 протестантских объектов (баптисты — 49, лютеране — 21, пятидесятники — 53, адвентисты седьмого дня — 31 и др.). Вместе с тем точное количество сект и религиозных течений трудно установить, так как имеет место неконтролируемое строительство религиозных объектов.

Наиболее распространены такие нетрадиционные конфессии, как методизм и протестантизм, индуизмтакие движения и культы, как «Бахай», «Махариши», Церковь Иисуса Христа, адвентисты седьмого дня, свидетели Иеговы, Церковь «Новая жизнь», Церковь Наукологии (Саентологии). В Кыргызстане также действуют последователи сатанизма, «Белое братство», кришнаиты, «Церковь Муна», представители учения «Фалунгунь» и пр. секты. Среди мусульманских течений подпольно действуют организации экстремистского толка, такие как «Хизб ут-Тахрир», Исламское движение Узбекистана (ИДУ), «Таблиги Джаамат», Акромия.

Таким образом, в эпоху глобализации Кыргызстан оказался включенным и в мировые религиозные процессы, поскольку открытость государства как Западу, так и Востоку создала условия для укоренения и развития различных религиозных движений, не известных республике до 1991 г., однако имеющих свои глубокие корни, свою историю за рубежом и субсидируемых исламскими и христианскими странами.

Появление в Кыргызстане нетрадиционных религиозных течений привело к тому, что в последнее время наметилась тенденция к оттоку славянского населения из традиционного православия. В то же время часть азиатского населения стала отходить от мусульманства и принимать западные течения христианства, в том числе и протестантство.

Пришлые" конфессии, обладая крупными финансовыми средствами, мощной материально-технической базой и огромным опытом миссионерской деятельности, свободно закупают эфирное время на радио, коммерческих каналах телевидения, арендуют престижные залы для открытого проведения массовых миссионерских акций. Идет самая настоящая борьба между конфессиями за умы и духовную жизнь населения, что вполне может привести к межконфессиональным конфликтам.

С другой стороны, такие тарикаты (суфийские братства, направления) ислама, как шия, ваххабизм, ахмадия пропагандируют нетрадиционные для региона идеи ислама, которые находят все больше приверженцев среди мусульман Кыргызстана. На данный момент в политическом русле республики полномасштабно работает пока только одна официально не признанная исламская партия «Хизб ут-Тахрир Аль-Ислами», идеологические основы которой создают угрозу государственной безопасности и развитию гражданского общества. Эти секты, помимо распространения утопических идей о создании халифата (теократического государства), одержимы идеей джихада, используемой как идеология террористической войны, направленной против представителей других религий, что создает угрозу исламу, формируя у мировой общественности мнение о нем как об агрессивной религии, и приводит к падению его авторитета. Думается, в данном случае имеет место использование ислама в политических целях.

Противостояние между капитализмом и социализмом, сложившееся после Второй мировой войны, сменилось, после распада СССР, появлением нового, теперь уже общего, врага — международного терроризма и экстремизма. За последние восемнадцать лет не осталось ни одного континента, который не пострадал бы от террористических акций. Совершенный «Аль-Каида» 1^сентября 2001 г. в США террористический акт шокировал мировое сообщество. Эти трагические события вынудили Америку и другие страны поставить на повестку дня вопрос о начале совместной борьбы с международным религиозным терроризмом и экстремизмом. Исследователь Центральной Азии С. Морозов, подчеркивая высокую степень общественной опасности террористической угрозы, писал, что называется, «по горячим следам»: «Трагические события 11 сентября. 2001 г. в Нью-Йорке и Вашингтоне, а также террористические акты, совершаемые по сей день в Афганистане, Израиле, России, Турции и других государствах мира, являются неоспоримым доказательством наличия единой сети террористов, ликвидация которой становится первостепенной задачей всего мирового сообщества"1.

В настоящее время весь Центральноазиатский регион представляет собой наиболее сложный в политическом отношении регион планеты, что, бесспорно, связано с проблемой распространения различных форм экстремизма и терроризма, не обошедшей стороной и Ферганскую долину. Так, исламский фактор стал одной из причин, вызвавшей гражданскую войну в Таджикистане в начале 90-х гг. XX в. В дальнейшем организация «Хизб ут-Тахрир» распространила свое влияние и на соседний Узбекистан, а затем и на юг Кыргызстана.

1 Морозов С. В. США в Центральной Азии // Новости разведки и контрразведки. — 2002. — № 11−12.

Объективными причинами того, что религиозный экстремизм, идеи «Хизб ут-Тахрир» находят своих приверженцев среди населения Ферганской долины, исповедующего традиционный ислам, являются, с одной стороны, проблемы так называемого переходного периода, характерные для государств Центральной Азии: массовая безработица, снижение уровня жизни большой части населения и т. п. С другой стороны, в некоторых постсоветских республиках тоталитарный и авторитарный режимы политической власти установились прежде, чем пустили свои корни процессы демократизации. Комплекс причин роста влияния пропагандистских идей «Хизб ут-Тахрир» вызван также неосведомленностью многих среднеазиатских мусульман о внутренней природе и гуманистических идеях исламской религии. Несмотря на то, что имеются существенные различия между традиционным исламом и религиозными экстремистскими идеями, последние обрели достаточно много сторонников среди населения.

Очевидно, что деятельность нетрадиционных религиозных конфессий представляет серьезную угрозу национальной безопасности государств, а действий правоохранительных органов и силовых структур явно недостаточно для организации эффективной борьбы с религиозным экстремизмом. К примеру, исламовед Б. Бабаджанов, анализируя ситуацию в Республике Узбекистан, отмечает, что «. не имея никакого опыта в работе с фундаменталистами, силовые и иные структуры республики по традиции стараются применять репрессивные меры против имамов. Эти и подобные им меры правительственных органов побудили радикальное крыло фундаменталистов Ферганы конспирировать свою деятельность, объединяться в тайные несанкционированные общины, усиливать подпольную и полулегальную контридеологическую работу"1.

1 Бабаджанов Б. Ферганская долина: источник или жертва исламского фундаментализма // Центральная Азия и Кавказ. — 1999. -№ 4(5). — С. 128.

Актуальность исследования подчеркивается и тем, что 23 сентября 2009 г. в Бишкеке состоялось совещание аппарата Совета безопасности Кыргызской Республики по проблемам религиозного экстремизма. По мнению секретаря Совбеза А. Мадумарова, «в Кыргызстане растет религиозный фанатизм, в который члены различных религиозных течений вовлекают все большее количество людей, в том числе, и своих малолетних родственников» 1. Совет безопасности Кыргызстана принял решение предложить прокуратуре республики ходатайствовать перед Верховным судом о признании «Таблиги Джамаат» незаконной организацией на территории страны.

Вышеперечисленные факторы и обстоятельства определяют актуальность исследования и подчеркивают необходимость своевременного решения обозначенного комплекса проблем, в связи с чем большое значение должно придаваться ликвидации общественных условий, способствующих распространению влияния идей религиозного экстремизма, а также разъяснительной работе среди населения, раскрывающей, с одной стороны, содержание и сущность философских ценностей ислама, а с другой, негативные стороны идеологии экстремизма, тем самым ослабляя позиции последнего.

Степень научной разработанности проблемы. Теоретические основы и исторические причины появления исламского экстремизма описаны как в трудах мусульманских ученых и теологов эпохи средневековья (Абдулкахир Багдад и), так и в работах современных ученых разных стран мира: египтянина Мухаммед Абу Зехра, арабского ученого Мевлана Мухаммед Фадлрасул, турецких ученых Этхем Рухи Фыглалы, Ибрахим Жанан, Сабри Хизметли, Аднан Демиржи и Харун Йылдыз, кыргызстанских ученых С. Мамбеталиева, О. Молдалиева" и др.

1 http://pravda.kg/index.php?newsid= 1791.

2 Bagdadi Abdulkahir. Mezhepler arasindaki farklar (Einel firak beinel firak). ?ev. Ethem Ruhi Figlali.-Ankara:TDV y., 2001; MuhanwiedA. Ebu Zehra. Islamda Siyasi ve Itikadi Mezhepler Tarihi. <-ev. Ethem Ruhi Figlali-Osman Eskicioglu. — Istanbul: Yagmur, 1974; Mevlana Muhammed Fadlurresul,.

Проблемы источниковедения и методики понимания ислама нашли отражение в трудах таких исламских теологов, как Йылдырым Енбия, Унал.

Я вуз, Талат Кочийгит, Мужтеба Угур, Лутфи Чакан Исмаил, Коксал М. 1.

Асым, Кандемир М. И., Исмаил Керрахоглу, Атеш Сулайман .

Основные теоретические положения политического ислама, роль и влияние исламского экстремизма в Центральной Азии, Ферганской долине и Кыргызстане освещены в трудах российских ученых А. Малашенко, С. Модестова, В. Пономарева, С. Прозорова, В. Ушакова, в сборнике «Ислам на постсоветском пространстве: взгляд изнутри» (под ред. А. Малашенко)", а также в работах кыргызстанских ученых А. Акунова, М. Артыкбаева, В. Киютина, С. Мамбеталиева, О. Мамаюсупова, И. Мирсаитова, О. о.

Молдалиева и др.

В конце XX — начале XXI в. в средствах массовой информации хотя и рассматривались вопросы религиозного экстремизма и международного.

Vesikalarla Vehhabilgin if yiizii. Terceme A. Faruk Meyan. -Istanbul: Berakat yayinevi, 1976; Canan Ibrahim. Kuran ve Hadise gore Ahir zaman fitnesi ve Anar§ i. -istanbul, 1982; Demircan Adnan. Haricilik Mezhebinin Dogu§ u Baglaminda Din Siyaset ili§ kisi. -istanbul: Beyan, 2000; Yildiz Hanm. Din Siyaset ve ideoloji: haricilik dii§ uncesinin dogu§ u. — Samsun: Sidre, 1999; Мамбеталиев С. Мусульманские секты в Кыргызстане (на кырг. яз.): Дис. .докт. филос. наук. — Фрунзе, 1968; Молдалиев О. А. Исламизм и международный терроризм: угроза ислама или угроза исламу? -Бишкек, 2004; его же: Ислам и Политика: политизация ислама или исламизация политики? -Бишкек, 2008.

1 Yildirnn ЕпЫуа. Hadis Problemleri. — istanbul: Umran yay., 1996; Unal Yavuz. Hadisin dogu§ ve geli§ im tarihine yeniden baki§. — Samsun, 2001; Talat Kogyigit. Hadis Usulu. — Ankara: TDV yay., 1997; Talat Kogyigit. Hadis Usulu. — Ankara: ilmi yayinlarMiicteba Ugur. imam Buhari. — Ankara: TDV yay., 1994; Liitfi Qakan Ismail. Hadis Usulu § ekil ve Orneklerle. — istanbul, 1990; Kandemir M.Y. Mevzu Hadisler: Men§ eyi tanima yollari tenkidi. 5-baski. — Ankara, 1991; Cerrahoglu 1. Tefsir Usulu, lO. baskiAnkara: TDV yay., 1995; Ate§ Suleyman. Kuran Nizami. ikinci baski. — istanbul: Dergah yayinlari.

2 Ислам на постсоветском пространстве: взгляд изнутри / Под ред. Малашенко А. В., Олкотт М. Б. — М., 2001; Малашенко А. Ислам и политика в государствах Центральной Азии // Центральная Азия и Кавказ. — 1999. — № 4(5) — Модестов С. Геополитика ислама. — М., 2003; Пономарев В. Угроза «исламского экстремизма» в Узбекистане: Мифы и реальность. — М., 1999; Прозоров С. «Правоверие» и «заблуждение» в раннем исламе // Ислам как идеологическая система.

— М.: Восточная литература, 2004. — С. 7−22- Ушаков В. Политический ислам в Центральной Азии.

— МоскваБишкек: КРСУ, 2005.

3 Акунов А., Кгиотин В., Прыткое В., Токтомыгиев С. Постсоветский Кыргызстан глазами зарубежных политологов. — Бишкек, 1998. — С. 83−99- Артыкбаев М., Гимазитдннов И. Ислам и политика: Ислам в социально-политическом процессе суверенного Кыргызстана. — Бишкек, 2004; Ислам в Кыргызстане: тенденции развития / Под общ. ред. О. Мамаюсупова. — Ош, 2004; Мамаюсупов О. Вопросы (проблемы) религии на переходном периоде. — Бишкек, 2003; Мирсаитов И. Особенности формирования политического ислама в Ферганской долине. — Бишкек, 2004; Молдалиев О. Современные вызовы безопасности Кыргызстана и Центральной Азии. — Бишкек, 2001. терроризма в Ферганской долине, однако они не имели в то время статуса глобальной проблемы. Только после террористических актов 11 сентября 2001 г. в США религиозный экстремизм и международный терроризм, без сомнения, стали глобальной проблемой, угрожающей безопасности всего человечества1.

В настоящее время существует много различных сект, относящихся к исламу. В советский период в Кыргызстане исламских сект почти не было, однако исследования в этой сфере все же проводились. Так, в 1968 г. в Институте философии и права Академии наук Киргизской ССР С. Мамбеталиевым было завершено исследование на тему «Мусульманские секты в Кыргызстане», в котором ученый, характеризуя особенности некоторых мусульманских течений, раскрывает деятельность так называемых «волосатых эшенов», еще в 80-х гг. XIX в. пропагандировавших идеи газавата в Ферганской долине.

До Октябрьской революции секты встречались редко, но в период борьбы против Советской власти они стали формироваться как контрреволюционные силы. С. Мамбеталиев в этой связи писал: «.лячии (тайные люди) живут в Кадамжайском, Баткенском и Сузакском районах. В последние годы существования Кокандского ханства Лячи-эшен начал проповедовать новое учение. Последователей этого учения хан и духовенство стали преследовать как еретиков. Некоторые эшены были повешены, остальные — ушли в подполье"2.

Надо сказать, что исследования исламских сект ведутся многими центральноазиатскими учеными, но работы, касающиеся религиозного.

1 Беляев М. И. О терроризме. — http://www.milogiya.narod.ru/terrorl.litmДобаев И. Новый терроризм: опыт противостояния. — http://www.novopol.ru/material677.htmlЛутовипов В.И., Панин И. Н. Международный терроризм: особенности проявления и пути военного противодействия. — http://www.e-journal.ru/besop-st4−13.htmlОмаров Н. М. Гуманитарные аспекты безопасности Кыргызской Республики в XXI в.: вызовы и ответы. — Бишкек, 2001; Петрищев В. Е. Терроризм в СНГ // Организованная преступность, терроризм и коррупция. — 2003. — № 2- Рева С. И. Антитеррористическое сотрудничество в условиях глобализации (на материалах государств Центральной Азии). — Бишкек: КРСУ, 2007; Сажин В. И. О некоторых особенностях современного международного терроризма. — http://www.iiines.ru/rus/stat/2004/04- 10−04.htm.

2 Мамбеталиев С. Мусульманские секты в Кыргызстане. — С. 268. экстремизма, появились только в последнее десятилетие. В этой связи необходимо отметить исследования С. Абашина, Г. Бухарбаевой, Д. Карманова, А. Князева, религиозного деятеля М. Жуманова и др., некоторые аналитические материалы, раскрывающие структуру, идеологию и методы политической деятельности радикальной религиозной организации «Хизб ут-Тахрир"1.

Монография политолога О. Молдалиева «Исламизм и международный терроризм: угроза ислама или угроза исламу?» посвящена вопросам религиозного экстремизма и международного терроризма. Автор дает дефиниции понятий свобода вероисповедания, экстремизм, фундаментализм, исламизм и терроризм, глубоко анализирует религиозную ситуацию в Центральной Азии, исламский фактор религиозного экстремизма. Ценность этой работы заключается в том, что автор широко использовал религиозные источники, некоторые аяты Корана и привел примеры из хадисов, тогда как другие исследователи, как правило, затрагивают только политические аспекты данного вопроса. О. Молдалиев справедливо отмечает, что в борьбе с религиозным экстремизмом и международным терроризмом использование только Вооруженных сил не является эффективным средством и не может способствовать их искоренению". Ученый убедительно доказывает, что вборьбе с экстремизмом, являющимся источником терроризма, очень актуальны использование хадисов и разъяснительная работа среди.

1 Абашин С. Исламский фундаментализм в Центральной Азии: причины распространения, прогнозы на будущее // Центральная Азия и Кавказ. — 2002. — № 2(20) — Бухарбаева Г. Узбекистан: исламская группа загнана в подполье // IWPR. — 2002. — 7 августаЖуманов Муратами ажы. Хизб ут-Тахрир деген ким. — Бишкек, 2002; Карманов Д. Радикальные исламские организации Центральной Азии // Центральная Азия и Кавказ. — 2004. — № 6(36) — Касыбеков А. Опухоль по имени «Хизбут» // Вечерний Бишкек, 26.08.2002; Князев А. Афганский конфликт и радикальный ислам в Центральной Азии // Сборник документов и материалов. — Бишкек, 2001; его же: Ваххабизм в Центральной Азии: реалии политики и перспективы развития // Труды института мировой культуры. Вып. И. — БишкекЛейпциг, 2000; Мирсаитов И. Особенности деятельности Хизб ут-Тахрир аль исламийа в Кыргызстане // Ислам в Центральной Азии: Сборник материалов конференции. 21—22 мая 2004 г. Вестник ОшГУ. Специальный выпуск. — Ош, 2004; Пономарев В. Ислам Каримов против Хизб ут-Тахрира. — М., 1999; Сухов А. Особенности партии «Хизб ут-Тахрир» в Кыргызстане // Республика. — 2001. — 9 октябряИслам в Центральной Азии: ответ на появление Хизб ут-Тахрир // Отчет № 58, МГПК — Азия. — 30 июня 2003.

2 Молдалиев О. А. Исламизм и международный терроризм. — С. 150. населения.

А. Артыкбаев и И. Гимазитдинов в книге «Ислам и политика: Ислам в социально-политическом процессе суверенного Кыргызстана» всесторонне исследовали вопрос о месте ислама в кыргызском обществе, а также отметили угрозы и особенности религиозного экстремизма в Кыргызстане1.

Необходимо отметить и безусловно заслуживающие внимания работы, связанные с изучением распространения ислама среди кыргызов: Э. Урманов «Ислам и кыргызы» (Бишкек, 2001), Ж. Урманбетова «Истоки духовного бытия кыргызов» (Бишкек — Лейпциг, 2000), материалы сборника статей «Восточные авторы о кыргызах» (Бишкек, 1994).

Казахстанский институт России и Китая и Агентство политических исследований Центральной Азии, изучив проблемы религиозного экстремизма и международного терроризма, в 2000 г. издали обобщающую работу под редакцией казахского ученого К. Бурханова «Экстремизм в Центральной Азии» (Алматы, 2000). В этом исследовании вместе с оценкой социально-экономической и политической ситуации в Центральной Азии отмечаются угрозы для безопасности региона со стороны различных радикальных исламских религиозных организаций. Авторы различают политический, религиозный и криминальный экстремизм, отмечая сходство истоков и целей политического и религиозного экстремизма.

До последнего времени считалось, что Кыргызстан является одним из наиболее стабильных и относительно спокойных регионов Центральной Азии. Однако это не дает основания считать, что религиозный экстремизм проник в республику недавно. По мнению исследователей, экстремистские течения «Даваатуль Ислам» и «Ваххабизм» отмечены на юге Кыргызстана еще в 1995 г. В указанном выше источнике проводится также анализ политических аспектов религиозного экстремизма, однако не даются определения религиозным идеологическим понятиям, нет информации о.

1 Артыкбаев М., Гимазитдинов И. Ислам и политика. — Бишкек, 2004. путях и методах борьбы с этим явлением, лишь прилагается закон Российской Федерации о борьбе с терроризмом.

Изучению проблемы, кроме солидного количества монографических работ, указанных выше, посвящен целый ряд статей российских и центральноазиатских ученых (JI. Артемьева, А. Васильева, Н. Касенова, К. Мартина, Н. Наматова, Т. Папуашвили, Т. Слащевой, В. Хадисова и др.) в сборниках международных конференций, в научных журналах, печатных СМИ, а также в Интернет-изданиях.

Следует отметить, что политологи и ученые СНГ разрабатывают и предлагают методы борьбы с религиозным экстремизмом, но в их работах отсутствуют рекомендации об использовании хадисов ислама. Многие исследования посвящены изучению различных аспектов религиозного экстремизма и международного терроризма, однако работ, носящих комплексный, системный характер, непосредственно касающихся проблематики проведенного нами исследования, явно недостаточно, что, в очередной раз подчеркивает актуальность настоящего диссертационного исследования.

Цели и задачи исследования. С учетом актуальности и состояния научной разработанности проблемы основной целью данной диссертации является раскрытие сущности религиозного экстремизма в Ферганской долине и определение наиболее оптимальных методов борьбы с ним.

В соответствии с целью, автор ставит перед собой следующие задачи:

• определить историко-теоретические основы исследования генезиса религиозного экстремизма;

• установить круг источниковедческих и методологических проблем, связанных с изучением идей ислама;

• определить факторы, влияющие на распространение религиозного экстремизма в Ферганской долине в условиях глобализации;

• проанализировать религиозную ситуацию в Кыргызстане;

• изучить деятельность религиозных организаций на юге Кыргызстана;

• раскрыть роль ислама в обеспечении стабильного развития региона и мирного сосуществования различных конфессий;

• выявить политические перспективы религиозного образования и определить возможность применения хадисов в борьбе с религиозным экстремизмом;

• разработать приемлемые практические рекомендации по организации эффективной борьбы с религиозным экстремизмом.

Объектом исследования является религиозный экстремизм в Ферганской долине.

Предмет данного исследования составляют теоретико-методологические основы изучения генезиса религиозного экстремизма, основных тенденций его развития в южном регионе республики и выработка путей решения данной проблемы на основе идей традиционного ислама. Основные гипотезы исследования:

• отсутствие эффективного государственного механизма контроля религиозной ситуации приводит к усилению конфликтогенного потенциала в регионе, способствующего активизации деструктивной деятельности религиозных организаций, сект, течений и пропаганде ими экстремистской идеологии;

• идеологический вакуум и снижение социально-экономического уровня жизни в условиях рыночных отношений способствуют вовлечению большей части мусульманского населения, исповедующей традиционный ислам, в различные нетрадиционные религиозные течения, секты и экстремистские организации;

• существование реальной угрозы политической стабильности и национальной безопасности Кыргызстана в условиях глобализации настоятельно требует разработки мер не только силового характера для борьбы с проявлениями религиозного экстремизма и терроризма, но и использования в этих целях философии «официального» ислама и возможностей качественного религиозного образования.

Методологическую основу диссертации составили такие основополагающие принципы научного познания как историзм и объективизм. Большое значение имеет применение критического анализа процессов и явлений истории человеческого общества. В работе широко использованы методы индукции и дедукции, сравнительно-сопоставительный, статистический и социологический методы. Проведение исследования предполагает использование различных методов, что позволяет рассмотреть проблему всесторонне, во всех ее противоречиях и изменениях.

Источниковую базу исследования составили законы, законодательные и нормативные акты Правительства Кыргызской Республики, касающиеся религии и религиозных организацийнаучная, научно-популярная литературасборники материалов научно-практических конференций, семинаров, Круглых столовматериалы периодических и Интернет-изданий. Широко использовались религиозные источники, а также материалы социологических исследований, проведенных лабораторией теологии Ошского госуниверситета при участии студентов теологического факультета и автора.

Научная новизна работы заключается в том, что в диссертации впервые делается попытка исследовать теоретико-методологическую основу генезиса проблемы религиозного экстремизма, изучаются особенности религиозных тенденций в регионе в период независимости Кыргызской Республики, разработаны эффективные механизмы ослабления влияния религии на политическую ситуацию и региональную безопасность. Сделана попытка комплексного анализа взаимосвязи и взаимозависимости различных факторов, воздействующих на усиление влияния религиозного экстремизма на общество. На основе анализа большого фактологического материала, зачастую впервые вводимого в научный оборот, раскрываются позитивные и негативные тенденции реисламизации общества. Предлагаются оптимальные механизмы и методы решения проблемы религиозного экстремизма путем использования возможностей современного религиозного образования, просвещения, в частности изучения религиозных источников (хадисов) — предлагаются конкретные рекомендации по разрешению религиозной ситуации в Ферганской долине.

Основные положения диссертации, выносимые на защиту.

• Деструктивные силы, проникающие в республику из различных стран мира, манипулируя религиозным сознанием населения, пропагандируют, по их заверениям, идеи ислама, которые в действительности не всегда совпадают с основополагающими идеями и ценностями традиционного ислама.

• Глубокое и всестороннее изучение исламских сект, течений, определение идей, на которых они основываются, выявление их коренных целей и задач дают возможность выработать эффективные, наиболее приемлемые механизмы ослабления влияния негативных религиозных тенденций на социально-экономическую и политическую ситуацию в регионе.

• Современный терроризм, выросший на почве религиозного экстремизма, выходит за пределы религии, демонстрируя непростые формы взаимоотношения политики и религии, зачастую вызванные намеренной политизацией ислама.

• Религиозный экстремизм как деструктивное социально-политическое явление, распространившееся в Ферганской долине, создает реальную угрозу социальной стабильности граждан, дружеским межнациональным и межконфессиональным отношениям, безопасности республики и региональной безопасности в целом.

• Южные регионы Кыргызстана, в силу своеобразия геополитического положения, историко-культурного развития и социально-экономических процессов, наиболее подвержены воздействию явлений агрессивной реисламизации, влиянию идей религиозного экстремизма, что требует особой государственной идеологической политики.

•Существующие официальные методы противодействия экстремистским силам зачастую способствуют дестабилизации обстановки в обществе и могут угрожать безопасности государства, поэтому ослаблению позиций религиозного экстремизма должны содействовать комплексные мероприятия, связанные с выявлением деструктивных сторон экстремизма и пропагандой философских ценностей ислама.

• Высокий уровень современного религиозного образования и прогрессивное отношение к нему в обществе могут изменить религиозную ситуацию в положительную сторону и ослабить влияние религиозного экстремизма среди населения и особенно молодежи.

• Заметную позитивную роль в сохранении безопасности Кыргызской Республики, в организации успешной деятельности против религиозного экстремизма могут сыграть специальные государственные и межгосударственные программы в сфере религии.

Теоретическая и практическая значимость данного исследования определяется комплексным анализом исторических и теоретических основ генезиса религиозного экстремизма, раскрытием сущности и значения хадисов ислама в религиозном образовании и воспитании, внедрением новых подходов в борьбе с религиозным экстремизмом в условиях глобализации.

Отдельные выводы и рекомендации могут быть использованы государственными структурами, политическими партиями, институтами гражданского общества, религиозными организациями при разрешении религиозных конфликтов, для урегулирования межконфессиональных отношений и ослабления влияния на население религиозной экстремистской идеологии. Некоторые положения работы могут быть учтены при выработке законодательных актов и законов о религии и религиозных организациях, для определения перспектив государственной политики в сфере религии, отношений между государством и религией.

Материалы диссертационного исследования и идеи, заложенные в нем, могут стать основой учебно-методических комплексов и программ в системе подготовки студентов-теологов и переподготовки религиозных деятелей.

Данное диссертационное исследование может найти применение при разработке учебных программ аналогичного направления, а также в качестве специального курса в вузах, в целях просвещения молодежи по религиозным вопросам, может служить отправной точкой для проведения дальнейших исследований, в частности, при написании научных работ, посвященных изучению различных аспектов исследуемой проблематики.

Апробация результатов диссертации прошла на многих международных и региональных научно-практических конференциях, Круглых столах, на семинарах проекта «Религиозная толерантность», а также в лекционных материалах и на практических занятиях в курсах «Современные течения в исламе», «Современный подход к изучению политического ислама», читаемых автором в Ошском государственном университете. Материалы исследования легли в основу проектов и социологических исследований Лаборатории теологии Института культурологии Ошского государственного университета, в течение десяти лет занимающейся изучением религиозной ситуации в южном регионе Кыргызстана. По исследуемой теме были опубликовано 17 статей в различных сборниках научных трудов, в материалах международных и региональных научно-практических конференций, общим объемом около 13 п. л. Две из них напечатаны в рецензируемых научных журналах, рекомендованных Высшей Аттестационной Комиссией Министерства образования и науки Российской Федерации: «Ислам в социально-политической жизни юга Кыргызстана: от истоков до современности» (Вестник КРСУ, Бишкек) и «Современные проблемы религиозно-политической жизни на юге Кыргызстана» (Религиоведение, Благовещенск). В 2005 г. вышло третье издание монографии «Мудрые мысли пророка Мухаммеда о воспитании и образовании» (6,0 п. л.), в 2008 г. опубликована монография «Проблемы борьбы с религиозным экстремизмом в Ферганской долине в условиях глобализации» (8,75 п. л.).

Структура и объем диссертации

Исследование, общим объемом 171 страница, состоит из введения, трех глав (8 параграфов), заключения и библиографии, включающей 223 наименования.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проведенный в данном исследовании комплексный анализ особенностей возникновения религиозного экстремизма в Ферганской долине и методов борьбы с ним показал, что в настоящее время в Кыргызстане происходит активная исламизация населения, особенно молодежи. Религиозные институты, организации и общества начинают играть важную роль в социальной жизни, превращаясь в один из политических рычагов. Количество верующих заставляет задуматься о качественном уровне получаемого религиозного образования в исламских учебных заведениях, поскольку, не находя квалифицированных и убедительных ответов на свои вопросы, молодежь ищет их за пределами официальных мечетей, пополняя ряды представителей радикальных течений.

Тенденция нарастания экстремизма под религиозным знаменем в Ферганской долине во многом обусловлена существующими противоречиями во взаимоотношениях как между конфессиями, так и внутри них, активизацией некоторых иностранных религиозных организаций, практическая деятельность которых имеет явно выраженный деструктивный характер. В связи с этим современная общественно-политическая обстановка с учетом глобальных геополитических перемен последнего времени характеризуется расширением масштабов угроз национальной безопасности государств. Назрела необходимость в более эффективном и разностороннем диалоге между мусульманским и западным миром, чтобы прийти к лучшему пониманию интересов друг друга.

Борьба с терроризмом должна стать партнерством между Востоком и Западом, так как основная масса исламистских террористических группировок происходит из мусульманского, в особенности из арабского мира, поэтому специалисты из этого региона, вероятно, больше знают о методах, технологиях и орудиях успешного противостояния террористическому мировоззрению. Работая с общинными и религиозными лидерами, а также с арабскими и мусульманскими правительствами, лидеры и мыслители должны стремиться донести до сознания мусульман мысль, что насильственный и экстремистский джихад принесет мусульманам лишь страдания и боль. Запад должен стремиться к работе в тесном контакте с умеренно настроенной мусульманской интеллигенцией и прогрессивными партиями мусульманских государств.

В случае возникновения конфликтов государство не всегда оказывается способным противостоять угрозам радикально-экстремистских организаций, так как подавление конфликтов только силовыми методами не решает проблему кардинально. Властные структуры не всегда правильно выстраивают свои отношения с религиозными организациями, а нередко и уходят от новых проблем, не обеспечивая соблюдения законности, не налаживают взаимодействия в решении общих задач.

Необходимо разработать систему конкретных мер профилактики религиозного экстремизма: нужна своеобразная идеологическая иммунизация населения через привитие правильного и точного понимания ислама. Назревает и необходимость проведения в ближайшее время реформы в мусульманской образовательной сфере, иначе все усилия государства по борьбе с проявлениями религиозного экстремизма не приведут к желаемому позитивному результату.

Можно много и пространно рассуждать об укреплении идеологии толерантности в обществе, однако в сфере конфессиональных отношений должен быть принцип равноправия, создания одинаковых условий обитания, возможностей доступа к работе, образованию и т. д.

На основании выводов и заключений проведенного исследования предлагаем некоторые практические рекомендации для решения проблем борьбы с религиозным экстремизмом и международным терроризмом на юге Кыргызстана.

• Необходима разработка на научной основе учебных программ по преподаванию ислама, других религий и религиозных течений, введение их в учебный процесс школ, специальных и высших учебных заведений.

• Во всех учебных заведениях Духовного управления мусульман Кыргызстана (ДУМК) в обязательном порядке давать обучающимся информацию о религиозном экстремизме, о методике борьбы с ним, чтобы после окончания обучения выпускники могли проводить квалифицированную разъяснительную работу, способствующую ослаблению влияния идеологии религиозных экстремистских организаций.

• Особое внимание необходимо уделять укреплению материально-технической базы негосударственных частных религиозных учебных заведений, обеспечивать их учебными пособиями, отвечающими современным требованиям с включением цикла дисциплин, предусмотренных государственным образовательным стандартом.

• Религиозные учебные заведения должны быть обеспечены высококвалифицированными кадрами. Назрела необходимость проведения аттестации преподавательского состава ДУМК с привлечением к этой работе Госагентства по делам религий.

• Усилить деятельность соответствующих государственных структур по ведению разумного контроля агитационно-пропагандисткой деятельности мечетей.

• Активизировать проведение регулярных специальных исследований по актуальным религиозным проблемам, организовывать научные семинары, публичные слушания, Круглые столы и конференции.

• Создать межгосударственный Научно-исследовательский институт по аналитическому изучению религиозной ситуации в Ферганской долине и единый межгосударственный Координационный центр по решению религиозных проблем.

• Расширить разъяснительную работу по вопросам религиозного экстремизма через СМИ, проводить специальные просветительские курсы или семинары для работников СМИ с целью более углубленного понимания ими проблем религиозного экстремизма и международного терроризма, основ и принципов учения ислама.

• Использовать международный опыт в борьбе с религиозным экстремизмом, проводить специальные мероприятия по обмену опытом.

• Создать Координационный совет для контроля мероприятий, связанных с проблемами религиозного экстремизма, вовлекать в эту структуру компетентных специалистов, особенно работающих в религиозной сфере.

• Необходимо активнее привлекать к работе Государственного агентства по делам религий специалистов-религиоведов и теологов.

Таким образом, для нейтрализации многосторонних идеологических, разрушительных и деструктивных действий религиозного экстремизма следует выработать основанные на сбалансированности широкомасштабные способы борьбы для последовательного ослабления негативного влияния данного явления на общество, активнее проводить профилактическую работу в религиозной сфере общественной жизни.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Нормативные документы
  2. Государственная программа по предотвращению религиозного экстремизма в Кыргызской Республике (2004−2005 г.) // Постановление Правительства КР от 5 апреля 2004 г. № 226.
  3. Договор о коллективной безопасности. — Ташкент, 1992. 15мая. — http://www.mid.ru
  4. Закон о свободе вероисповедания и религиозных организаций № 656 — XII (в редакции Закона КР от 19 ноября 1997 г. № 79). Бишкек, 1991. — 19 ноября. -http://www.religion.gjv.kg/index.ptp
  5. Комплексное исследование религиозной жизни в Кыргызской Республике // Отчет Лаборатории теологии Исследовательского института культурологии при ОшГУ. Ош, 1998.
  6. Концепция создания Союза центральноазиатских государств (проект). -http://eng.president.kg/en/president/
  7. Неизбежен ли радикальный ислам в Центральной Азии? Приоритеты действия//Отчет МГПК по Азии № 72. Ош- Брюссель. -22 декабря 2003.
  8. Протокол заседания Совета улемов мусульман Кыргызстана. Протокол № 9 от 15 октября 2002 г.
  9. Протокол Ошской областной администрации. 2005. — № 12 ПС. — 21 июля.
  10. Ю.Радикальный ислам в Центральной Азии: ответ на появление Хизб ут-Тахрир.
  11. Отчет № 58. МГПК. Ош- Брюссель. — 30 июня 2003 г.
  12. И. Монографии, научные статьи
  13. Абдылдаев Мелис Курманалы уулу. Теологиялык создук-маалыматтама. — Бишкек: Илим, 2004. 165 с.
  14. Актуальные проблемы Центральноазиатского региона в условиях глобализации / Под ред. Элебаевой А. Б. Бишкек, 2005.
  15. А., Киютин В., Прыткое В., Токтомышев С. Постсоветский Кыргызстан глазами зарубежных политологов. Бишкек, 1998. — 152 с.
  16. А., Ожукеева Т., Байболов К. Политология: Кыскача сездук. Бишкек, 1996.-400 с.
  17. Д.Ю. Этноконфессиональный фактор в Центральной Азии в оценке русских военных исследователей XIX—XX вв.. // Восток. 2003. — № 3.
  18. М.Т., Ггшазитдинов И. Р. Ислам и политика: Ислам в социально-политическом процессе суверенного Кыргызстана. Бишкек, 2004. — 204 с.
  19. . Ферганская долина: источник или жертва исламского фундаментализма? // Центральная Азия и Кавказ. 1999. — № 4(5).
  20. А. Кыргыз тарыхынын лекциялары. Бишкек: Учкун, 1992. — 128 с. 21. Баялиева Т.Дж. Религиозные пережитки у киргизов и их предоление.
  21. Фрунзе: Илим, 1981. 100 с.
  22. А. Исламский экстремизм как выражение кризиса мусульманской цивилизации //Азия и Африка сегодня. 2003. — № 5. — С. 2−12.
  23. И.В. Основные направления и перспективы интеграции Центральной Азии в глобальные мировые процессы: этноконфессиональный аспект. По материалам Кыргызской Республики. Бишкек, 2008.
  24. Доган Режаи. Билим беруу системасында диний сабактын зарылчылыгы // Теология факультетинин илимий журналы. — Ош, 2000. № 1. — С. 40−50.
  25. Ъ2.Жамгерчинов Б. Присоединение Киргизии к России. — М., 1959.
  26. ЗЗ.Жуманов Муратали ажы. Хизб ут-Тахрир деген ким? — Бишкек, 2002.
  27. Ислам в Кыргызстане: тендеции развития / Под общ. ред. О. Ш. Мамаюсупова. -Ош, 2004.-350 с.
  28. Ислам кыскача маалыматтама / Которгондор Абдылдаев М., Бекбоев А. -Фрунзе: Кыргызстан, 1990. 140 с.
  29. Ислам на постсоветском пространстве: взгляд изнутри / Под ред. Малашенко А. В., Олкотт М. Б. М., 2001. — 320 с.
  30. Ислам: Словарь атеиста / Под общей ред. Пиотровского М. Б. и Прозорова С. М. -М.: ИПЛ., 1988.-254 с.
  31. Ислам в современной политике стран Востока (конец 70-х начало 80-х годов XX в.). — М., 1986.41 .Карманов Д. Радикальные исламские организации Центральной Азии // Центральная Азия и Кавказ. — 2004. — № 6(36).
  32. А2.Касенова Н. Религиозный экстремизм в Центральной Азии предсказание, которому помогают сбыться? // Центральная Азия и Кавказ. — 2000. — № 5 (11). — С. 50−57.
  33. АЪ.Князев А. Афганский конфликт и радикальный ислам в Центральной Азии // Сборник документов и материалов. Бишкек, 2001.
  34. А1 .Колиха Э. Исламское образование в Кыргызстане: вопросы структуры и подходов религии // Ислам в Центральной Азии: Сборник материалов конференции. Вестник ОшГУ. Спецвыпуск. — Ош, 2004. — С.119—121.
  35. Коран: Перевод смыслов и комментарии / Перевод с арабского В. Пороховой. -М., 2003.-800 с.
  36. . Религия и социально-политические процессы в Кыргызстане. -Бишкек, 2002. 148 с.
  37. О. Вопросы (проблемы) религии на переходном периоде. -Бишкек, 2003.-353 с.
  38. О. Религиозная ситуация в Кыргызской Республике // Ислам в Центральной Азии: Сборник материалов конференции. Вестник ОшГУ. Спецвыпуск. Ош, 2004. — С. 31−37.
  39. О. Религиозный экстремизм: субъективное и объективное. // Ислам в Центральной Азии: Сборник материалов конференции. Вестник ОшГУ. Спецвыпуск. Ош, 2004. — С. 65−70.
  40. С. Суфизм жана анын кыргызстандагы агымдары. — Фрунзе, 1972.
  41. К. Куда идут исламские радикалы Центральной Азии? (Сравнительная схема для исследования политического ислама в Центральной Азии) // Центральная Азия и Кавказ. 1999. — № 4 (5).
  42. И.Э. Особенности деятельности Хизб ут-Тахрир аль исламийа в Кыргызстане // Ислам в Центральной Азии: Сборник материалов конференции. Вестник ОшГУ. Спецвыпуск. Ош, 2004. — С. 171−174.
  43. И.Э. Особенности формирования политического ислама в Ферганской долине. Бишкек, 2004. — 104 с.
  44. С.А. Геополитика ислама. М., 2003. — 190 с.
  45. О. Современные вызовы безопасности Кыргызстана и Центральной Азии. Бишкек, 2001. — 142 с.
  46. О.А. Ислам и Политика: политизация Ислама или исламизация политики? Бишкек, 2008. — 347 с.
  47. С.В. США в Центральной Азии // Новости разведки и контрразведки. 2002. — № 11−12.
  48. А. Традиционные и современные религиозно-теологические школы в Центральной Азии // Центральная Азия и Кавказ. 1999. — № 24 (5).
  49. Набхоний Такийюддин. Ислам мамлекети. 1953. — 230 с.
  50. С. Политический ислам в обществе и государстве: диалог или конфронтация // Центральная Азия и Кавказ. 2001. — № 6 (18).
  51. В. Такой разный ислам.// Центральная Азия и Кавказ. 2000. — № 5(11).
  52. Ф. Религия и безопасность // Ислам в Центральной Азии: Сборник материалов конференции. Вестник ОшГУ. Спецвыпуск. Ош, 2004. -С.71−76.
  53. В. А. Ислам в Узбекистане. 1989−1995 // Политические исследования. 1996. — № 2.11 .Пономарев В. Ислам Каримов против Хизб ут-Тахрира. — М., 1999. 20 с.
  54. В. Угроза «исламского экстремизма» в Узбекистане: Мифы и реальность. — М., 1999.
  55. Прощальная Хутба (речь) Пророка Мухаммеда в Мекке. Во время хаджа Умра.
  56. Которгондор: Досболов М., Сооронов О. Бишкек, 1996. ЪЪ. Салиев АЛ. Проблемы безопасности Ближнего и Среднего Востока в условиях глобализации (религиозно-политический аспект) / Под общей ред. В. М. Плоских. — Бишкек: КРСУ, 2006. — 216 с.
  57. . Кыргыз тарыхы. Бишкек: Архи инновациялык борбору, 2003. -208 с.
  58. А. Новые независимые государства // Казахстан и мировое сообщество. Алматы, 1995. — № 3(4).
  59. Супертерроризм', новый вызов нового века / Под общ. ред. Федорова А. В. -М., 2002.
  60. О. Тарых кыргыз Шадмания. Кыргыз санжырасы. Фрунзе: Кыргызстан, 1990.
  61. JI.P. Шариат: религия, нравственность, право // Государство и право. 1996.-№ 8.
  62. JI.P. Шариат и «современное» мусульманское право // Ислам и право в России. Вып.2: Материалы научно-практического семинара «Мусульманское право в мире и России». М., РУДН, 2004.
  63. А. Вера в Туркестане. (Очерк истории религий Средней Азии и Казахстана). Бишкек, 1993, 1999.
  64. В.Н. Политический ислам в Центральной Азии. — Москва- Бишкек: КРСУ, 2005.-208 с.
  65. Ю. Философский дискурс о модерне. — М., 2003.
  66. Хадисы пророка / Перевод и комментарий Порохова В. М. М., 2003. — 311 с.
  67. Хизб ут-Тахрир. Хизб ут-Тахрир басылмаларынан. — 195 с.
  68. Центральная Азия: геоэкономика, геополитика, безопасность. Терроризм и политический экстремизм: вызовы и поиски адекватных ответов. — М.: Институт политического и военного анализа, 2002.
  69. ЧотаеваЧ. Роль ислама в общественно-порлитической жизни Кыргызстана // Центральная Азия и Кавказ. 2003. — № 6 (30).
  70. Р. Сравнительное исследование взаимоотношений между христианскими и мусульманскими сообществами в Центральной Азии и на Балканах // Центральная Азия и культура мира. 2000. — № 1−2.
  71. Экстремизм в Центральной Азии / Под общей ред. К. Н. Бурханова. — Алматы, 2000.- 108 с.
  72. А.А. Проблемы безопасности Кыргызстана и Центральной Азии в контексте истории афганской войны (1900-е гг.). Автореф. дисс. .канд. ист. наук. — Бишкек, 2002.
  73. С. Кыргызстандагы мусулман секталары: Дис. .докт. филос. наук. Фрунзе, 1968. — 268 с.
  74. В.И. Региональная безопасность: история и проблемы новых независимых государств Центральной Азии. Автореф. дисс. .канд. полит, наук. — Бишкек, 2001.
  75. В.Н. Политический ислам в Центральной Азии: основные факторы и перспективы. Автореф. дисс.. .канд. полит, наук. — Бишкек, 2005.
  76. К. Ваххабизм // Кыргыз руху. 1997. — 3−9 декабря.
  77. И.Акматов А. Диний диверсия // Ордо. — 1997. — № 1, май. — С. 7.
  78. Ал-ваъй журнал. — 2002. № 177, январь.
  79. Г. Узбекистан: исламская группа загнана в подполье // IWPR. -2002. — 7 августа.
  80. Вечерний Бишкек. 14 мая 1998 г.
  81. О., Оторбаева А. Жихад: Курмандык жана барымталар // Ош жацырыгы. 21 мая 1998.1. б. Касыбеков А. Опухоль по имени «Хизбут» // Вечерний Бишкек. 26.08.2002.
  82. Кыргыз Туусу. 15 октября 1999.
  83. М. Понятие ислама в Кыргызстане // Слово Кыргызстана. 9.11.2003.119.Ордо. -№ 1 (16) 1998.
  84. Орунбай уулу Т. Биз биримдикке муктажбыз //Заман Кыргызстан. 13 декабря 1997.121 .Пиримов Э. Ваххабизм // Асаба. 12 декабря 1997.
  85. Т. Как бороться с религиозным экстремизмом в Кыргызстане. // Слово Кыргызстана. 7 июля 2004.
  86. А. Особенности партии «Хизб ут-Тахрир» в Кыргызстане // Республика. 9.10.2001.
  87. Т. Кыргыз болгонума сыймыктанам // Слово Кыргызстана. № 28. 15 апреля 2004.
  88. Ходжи Акбар Тураджонзода. Ислам, противоречащий Корану / Перевод с таджикского Абдулло Хакима // Независимая газета. Религии. № 14. 04.08.2004.
  89. У. Материалы на иностранных языках
  90. Arnold Т. W. Inti§ ar-i islam tarihi. Ankara: Matba§, 1982. — 424 с. Yll .Ate§ Suleyman. Kuran Nizami. ikinci baski. — Istanbul: Dergah. — 84 c.
  91. Bagdadi Abdulkahir. Mezhepler arasindaki farklar. /Qev. Ethem Ruhi Figlali-Ankara:TDV y., 2001. 316 c.
  92. Ba§ aran S., Sonmez M.A. Hadis Usulii ve Tarihi. — Bursa: Uludag Universitesi Basimevi, 1993.-196 c.
  93. Bennigsen A. Sufi ve Komiser. Terciime Osman Turer. — Ankara, 1998. 131. Bilgin B. SelgukM. Din Ogretimi. Ankara, 1995. — 225 c.
  94. Canan Ibrahim. Kuran ve Hadise gore Ahir zaman fitnesi ve Anar§ i. istanbul, 1982.-504 c.
  95. Cerrahoglu /. Tefsir Usulu, lO. baski Ankara: TDV, 1995. — 319 c. YhA. Qorotekin T. «Kirgiz Cumhuriyeti». /(^eviren Moldalieva N. // Tiirkler. 19.cilt.1. Ankara, 2002.
  96. Demircan A. Haricilerin siyasi faaliyetleri. istanbul: Beyan, 1996. — 287 c. 13e. Demircan Adnan. Haricilik Mezhebinin Dogu§ u Baglaminda Din Siyaset ili§ kisi. — istanbul: Beyan, 2000. — 140 c.
  97. Din Egitimi Genel Mudurliigu Brifingi. -Mayis 1990.
  98. Din Egitimi Raporu. Ankara, 1995.- 197 c.139.Ebu Davut, Cihad 2.140.Ebu Davut, Salat 242.
  99. El-Acluni Ismail ibnu Muhammed. Ke§ ful-hafa ve Muzillul-ilbas Amma i§ terehe Minel Ehadisi ala Elsinetin-Nas. 2 baski. Beyrut.
  100. A2.Erdem M. Kirgizlarda dini ve sosyal hayat / Turkler. 3.cilt. Ankara, 2002. — C. 167−176.
  101. Erdem M. Kirgiz Turkleri: antropoloji ve sosyal ara§ tirmalar. Ankara: ASAM, 2000.-225 c.
  102. Esposito John L. The Islamic Threat: Myth or Reality? New York: Oxford University Press, 1992.
  103. Figlali Ethem Ruhi. ?agimizda Itikadi islam Mezhepleri Tarihi. lO.baski. -istanbul: Bile§ ik, 1999. 444 c.
  104. Gibb H.A.R. Orta Asyada arap fiituhati. /Inglizceden Turk^cye 9eviren M.Hakki. -Istanbul: Evkaf, 1930. 85 c.
  105. Gilnay Unver. Din Sosyolojisi. istanbul, 2000. — 551 c.
  106. Hizmetli S. islam Tarihi: ilk donem. Ankara, 1999. — 507 c.
  107. HokelekliH. Din Psikolojisi. Ankara, 1998. — 350 c.
  108. Is Radical Islam Inevitable in Central Asia? Priorities foe Engagement // An ICG report. Brussels. December 22, 2003.
  109. Kandemir M.Y. Mevzu Hadisler: Men§ eyi tanima yollan tenkidi. 5-baski. -Ankara, 1991.-215 c.
  110. XSl.Kdksal M.Asim. islam’da Iki Ana Kaynak Kitap ve Siinnet. -Ankara, 1994.-314 c.
  111. Kuran-i Kerim ve atpiklamali meali. Ankara: TDV, 1993. — 604 c.
  112. Lewis Bernard. The Crisis of Islam. London: Weidenfeld & Nicolson, 2003.
  113. Liitfi Qakan ismail. Hadis Edebiyati. 2.baski. istanbul, 1989. — 332 c.161 .Liitfi Qakan Ismail. Hadis Usulu § ekil ve Orneklerle. istanbul, 1990. — 167 c.
  114. A.FarukMeyan. istanbul: Berakat, 1976. 66. Muhammed A. Ebu Zehra. islamda Siyasi ve itikadi Mezhepler Tarihi. /Qev.
  115. Ethem Ruhi Figlali-Osman Eskicioglu. istanbul: Yagmur, 1974. — 308 c. 1 ei. Mucteba Ugur. Imam Buhari. — Ankara: TDV, 1994. — 173 c.168.Nesai. iman 8,9,11.
  116. Oy men H.R., Erman N. Umumi Ogretim Usiilleri. Ankara: Maarif, 1941.
  117. Ozbek A. Bir Egitimci olarak Hazreti Muhammed. 4.baski. Konya: Esra, 1995. -231 c.lll.Oztiirk Ya§ ar Nuri. islam Nasil Yozla§ tirdi, istanbul: Yeni boyut, 2000. — 675 c.172.Sahihi Buhari, Iman 4,5.173 .Sahihi Buhari, Menakib 23.
  118. Sahihi Muslim, iman 64, 65.175.Sahihi Muslim, Iman 78.
  119. TalatКодуigit. Hadis Usulii. -Ankara: ilmi. 268 c.
  120. Talat Кодуigit. Hadis Usulii. Ankara: TDV, 1997. — 168 c. %2.Tirmizi, Fedaiiu’l-Cihad 2, (1621).
  121. Unal Yavuz. Hadisin dogu§ ve geli§ im tarihine yeniden baki§. Samsun, 2001. -368 c.
  122. Vehbi Ecer A. Osmanli Tarihinde Vehhabi Hareketi. (Doktora tezi). Ankara, 1976.
  123. YavuzK. Giiniimuzde Din Egitimi. Adana, 1998. — 327 c.
  124. Yazici Nesimi. ilk Turk-islam devletleri tarihi. ikinci baski. Ankara: TDY, 2002. — 447 c.
  125. Yildmm Enbiya. Hadis Problemleri. Istanbul: Umran, 1996. — 352 c.
  126. AKnpress. 16.01.2008. http://fergana.akipress.org/?id=26 645
  127. AKHpress. 17.01.2008. http://fergana.akipress.org/?id=26 676
  128. AKHpress. 14.07.2008 r. http://fergana.akipress.org/?id=29 567
  129. Анализ баткенских событий, -http://www.ksnu.it.kg/cipca/chronicle-9.html 193 Артемьев JI. Наблюдается радикализация исламистского движения в
  130. И. Новый терроризм: опыт противостояние. http://www.novopol.ru
  131. Интервью Каныбека Османалиева ИА 24 от 02/05−2008. http://www.24.kg/politic/2008/05/02/83 767.html
  132. И. Выступление на саммите Глав Государств участников ШОС. Июнь 2001 г. //http://www.press-service.uz/rus/laiigi/9tom/9tom22.htm.
  133. Кто такие дагестанские «ваххабиты» и прочие религиозные факторы. -http://www.temadnya.ru/spravka/17dec2003/3475.html
  134. КыргызИнфо. 18.10.2004. http://www.kyrgyzinfo.kg/?art=l098094260
  135. КыргызИнфо. 25.10.2004. http://www.kyrgyzinfo.kg/7art-1 098 689 823
  136. КыргызИнфо. 25.10.2004. http://www.kyrgyzinfo.kg/7art-1 098 697 604
  137. Кыргызинфо. 27.10.2004. http://www.kyrgyzinfo.kg/7art-1 098 850 665
  138. В.И., Панин И. Н. Международный терроризм: особенности проявления и пути военного противодействия. — http://www.e-journal.ru/besop
  139. Н. Религиозный экстремизм в Центральной Азии //Центральная Азия и Кавказ, -http://www.ca-c.org/datarus/namatov.shtml.
  140. Н. Аналитика: Борьба с терроризмом неотделима от развития демократических институтов гражданского общества // Российские вести. -09.09.2004. http://www.fergana.ru/detail.php7id-3161
  141. Н. Борьба с международным терроризмом: необходимо объединить усилия. http://www.fsb.gov.ru/smi/liders/patrush2.html
  142. В.Е. Терроризм в СНГ // Организованная преступность, терроризм и коррупция 2003. — № 2. — http://www.satcor.ru/anthology
  143. ИЪ.Сажин В. И. О некоторых особенностях современного международного терроризма. http://www.iimes.ru/rus/stat/2004/04−10−04.htm
  144. В. Диний экстремизм: кенулдун борборунда Фергана ереону-Айрым концептуалдык жоболор. -http://www.assamblea.kg/eml0-l6.htm
  145. Экстремизм в Исламе, -http://www.tvc.ru/v2/series/id/40 105 000 010 029.html
Заполнить форму текущей работой