Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Защита конституционных прав граждан Российской Федерации в сфере труда

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Государство обязано гарантировать и содействовать эффективному осуществлению трудовых прав граждан. Особую актуальность приобретают вопросы более четкого регулирования законодательной защиты трудовых прав. Обосновывается положение о том, что при разработке нового трудового законодательства необходимо, прежде всего, исходить из того, что сфера трудаэто главная сфера признания и реализации… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Правовое регулирование конституционных прав граждан Российской Федерации в сфере труда
    • 1. 1. Историческое развитие и современное состояние основных трудовых прав граждан Российской Федерации
    • 1. 2. Конституционные основы государственной защиты прав граждан в сфере труда
    • 1. 3. Роль Федерального Собрания, Президента и Правительства
  • Российской Федерации в защите трудовых прав граждан
    • 1. 4. Деятельность судебных органов по защите трудовых прав граждан
  • Глава II. Трудовое законодательство как основной инструмент защиты конституционных прав в сфере труда
    • 2. 1. Соотношение законодательства о труде с Конституцией Российской Федерации и международными актами о правах человека
    • 2. 2. Конституционное гарантирование реального осуществления прав в сфере труда
    • 2. 3. Ограничение трудовых прав граждан как условие нормального функционирования общества и государства
    • 2. 4. Защита трудовых прав граждан в условиях перехода к рыноч
    • I. ным отношениям

Защита конституционных прав граждан Российской Федерации в сфере труда (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Достоинство российской Конституции состоит в том, что человек, его права и свободы рассматриваются в ней как высшая ценность. Категория «высшая ценность» — нравственная категория. Но когда она выражена в тексте Конституции, то превращается в категорию общеправовую, т. е. в обязательное требование для всех. Отсюда следует, что ветви власти, все звенья государственного механизма служат главной цели: обеспечению прав и свобод человека и гражданина. Государственная защита прав и свобод согласно конституционным нормам понимается как деятельность упра-вомоченных государственных органов и должностных лиц по соблюдению, обеспечению и охране основных прав и свобод. Защищенность государством как самой мощной силы придает правам человека и гражданина значительную надежность и гарантию их реального осуществления в полном объеме.

Все главные изменения в содержании экономических и социальных прав рассматриваются в диссертации на основе анализа общей системы данной группы прав и свобод, закрепленных в Конституции РФ 1993 г. Социально-экономические права представлены в виде единства (совокупности) следующих групп прав:

1. Рыночно-экономические права и свободы, обеспечивающие свободу предпринимательской, трудовой деятельности.

2. Социальные права, гарантирующие человеку достойную жизнь, защиту от негативного воздействия рынка.

3. Социальные права-гарантии, обеспечивающие нормальное физиологическое развитие личности.

4. Права, способствующие достижению социального партнерства в обществе.

Экономические и социальные права олицетворяют собой второе поколение прав человека. Рассматриваются следующие особенности данных прав: имеют общесоциальную направленностьнередко выступают как права-гарантии, так как обеспечивают реализацию других прав и свободтребуют, как правило, подробной конкретизации в текущем законодательстве.

Проблема утверждения прав и свобод личности — в значительной степени проблема обеспечения единства государственной политики на всех стадиях механизма правового регулирования, начиная с официального закрепления указанных прав и свобод и заканчивая их практической реализацией. Отсюда актуальной задачей является дальнейшее совершенствование механизмов координации правотворческой и правоприменительной деятельности, установление контроля за процессами реализации правовых норм, затрагивающих права и свободы личности.

Соблюдение этой категории прав человека возможно в том случае, когда экономическое развитие общества позволяет реально обеспечить большинству его членов достойный жизненный уровень, и когда создан эффективный механизм для их осуществления. Именно действенные гарантии социально-экономических прав и законных интересов граждан являются предпосылкой и важнейшим условием формирования правового государства и гражданского общества.

Конституционное закрепление обязанности Российского государства признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека — есть выражение сущности нового конституционного строя, в котором учредительная власть принадлежит многонациональному народу. Показатель демократичности общества — не в провозглашении, а в обеспечении условий для реализации прав человека. Становление демократического правового государства невозможно без решительного поворота к признанию приоритета социальной защищенности граждан. Российское государство объявляет себя правовым государством.

Как известно, государство становится таковым, если не нарушает прав человека, а укрепляет и защищает их.

Защита трудовых прав является одним из приоритетных направлений правовой политики государства. К сожалению, проблеме защиты конституционных прав в сфере труда не уделялось должного внимания в юридической литературе. Вопреки конституционному принципу приоритета прав человека, случаи нарушения прав и свобод человека на практике многочисленны и разнообразны. По данным Всероссийского Центра изучения общественного мнения, в 1999;2000 годах около 40% работающего населения сталкивалось со случаями ущемления своих трудовых прав. В 1996;1998 годах эта цифра составляла 55%.' Указанные обстоятельства приводят к несоблюдению положений Конституции РФ, закрепляющим принципы основных прав и свобод человека и гражданина. Нарушения трудовых прав влекут за собой попрание и ряда других конституционных прав и свобод. Этим, а также недостаточностью узкоспециализированного исследования анализируемых вопросов объясняется интерес диссертанта к проблематике защиты конституционных прав в сфере труда.

Очевидной становится необходимость не только устранения имеющихся пробелов в действующем законодательствеприведения его в соответствие с российской Конституцией, но и разработки и принятия ряда федеральных законов, регламентирующих порядок реализации трудовых правустановление системы гарантий и их неуклонное совершенствование. Современное законодательство должно конкретизировать конституционные положения о правах человека в сфере труда, указать систему гарантий, а также способы защиты.

Актуальность исследования в этой области получила убедительное подтверждение в разработке Трудового кодекса России, который должен на новой.

1 См.: Доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации в 2000 году // Российская газета, 2001. 16 мая. основе закреплять и конкретизировать систему трудовых прав и свобод, устанавливать государственные гарантии их соблюдения и защиты.

Вышеизложенные обстоятельства свидетельствуют об актуальности темы диссертационной работы.

Степень разработанности темы и круг ее источников. Тема диссертационной работы носит комплексный, многоплановый характер. Отдельные аспекты прав граждан в сфере труда, объективно находясь в центре внимания ученых, стали предметом исследования юриспруденции, социологии, политологии, экономики, истории, психологии.

Общетеоретической основой исследования послужили работы в области прав человека и гражданина таких отечественных правоведов, как: С. С. Алексеев, М. В. Баглай, Н. В. Витрук, В. М. Жуйков, В. Т. Кабышев, В. А. Карташкин, Е. И. Козлова, О. Е. Кутафин, Е. А. Лукашева, А. В. Малько, Н. И. Матузов, А. С. Мордовец, В. С. Нерсесянц, Н. Ю. Хаманева, Б. С. Эбзеев и других.

Комплексный характер рассматриваемой проблемы предполагает многоплановость поставленных в данной работе вопросов, необходимость обращения к специальной юридической литературе, освещающей различные аспекты темы. Для раскрытия правовых проблем в области защиты конституционных прав в сфере труда большую роль сыграло использование работ В. А. Абалдуева, Э. В. Аметистова, С. С. Алексеева, М. В. Баглая, Н. С. Бондаря, Н. В. Витрука, В. В. Глазырина, К. Н. Гусова, В. В. Ершова, В. М. Жуйкова, С. А. Иванова, Р. 3. Лившица, Е. А. Лукашевой, Н. И. Матузова, Ю. П. Орловского, В. А. Карташ-кина, С. В. Полениной, О. В. Смирнова, И. О. Снигиревой, А. И. Ставцевой, В. Н. Скобелкина, Л. А. Сыроватской, В. Н. Толкуновой, Н. Ю. Хаманевой, Н. П. Черноморченко и других.

Труды названных авторов позволили осмыслить и раскрыть специфику исследуемой темы и учесть особенности защиты конституционных прав в сфере труда в условиях перехода к рыночной экономике.

На сегодняшний день появились исследования, отражающие те или иные аспекты реализации трудовых прав граждан на современном этапе, что подтверждает то, что права в сфере труда остаются объектом пристального внимания многих ученых. Названными авторами внесен существенный вклад в изучение вопросов содержания трудовых прав в контексте с международными нормами, в исследование причин нарушений социально-экономических прав. Ими рассматривались и отдельные вопросы совершенствования действующего законодательства, касающегося реализации конституционных прав российских граждан.

Тем не менее, такие вопросы, как содержание, место в системе конституционных прав и свобод, система гарантий (в том числе на уровне Основного Закона), особенности реализации и защиты конституционных прав в сфере труда в условиях рынка, а также соотношения отраслевого законодательства и правоприменительной практики исследованы не в полном объеме. Вместе с тем следует учесть, что рассматриваемые социально-экономические права являются объектом правового регулирования некоторых отраслей права, основу которого составляют нормы конституционного права. В связи с этим реализация, обеспечение и защита прав граждан в сфере труда требует глубокого анализа фундаментальных норм, в части конституционного механизма реализации прав и свобод человека и гражданина, исследования гарантий трудовых прав в общей системе социально-политического гарантирования.

Цель исследования. Целью данной работы является научное осмысление и анализ форм реализации и системы гарантий прав в сфере труда, а также выявление пробелов правового регулирования трудовых отношений, так как отраслевое законодательство в отдельных случаях противоречит интересам обеспечения основных прав и свобод человека.

Для достижения поставленной цели были определены следующие основные задачи:

— раскрыть содержание прав человека в сфере труда, закрепленных в Конституции;

— проанализировать историческое развитие и современное состояние конституционных прав граждан Российской Федерации в сфере труда, определить перспективы их развития;

— изучить вопросы согласования правоприменительной практики с общепризнанными международными трудовыми стандартами и нормами Конституции Российской Федерации;

— исследовать действующее законодательство по данной теме;

— провести сравнительно-правовой анализ общего и специального законодательства, обеспечивающего реализацию трудовых прав;

— показать роль качества законодательства, правовой культуры в обеспечении признания, соблюдения и защиты основных прав в сфере труда;

— оценить обеспеченность трудовых прав граждан и более глубоко изучить причины их нарушений в современных условиях;

— рассмотреть особенности реализации и проблемы защиты конституционных прав в сфере труда в условиях перехода к рыночным отношениям;

— показать необходимость создания эффективного механизма социальной защищенности граждан;

— раскрыть защитную функцию трудового права, полагая, что трудовое законодательство является основным инструментом защиты трудовых прав граждан;

— определить систему гарантий исследуемых прав и рассмотреть судебную защиту в качестве особой гарантии конституционных прав;

— изучить и проанализировать правоприменительную практику в соответствующей сфере;

— разработать и предложить конкретные рекомендации по совершенствованию законодательства, регулирующего вопросы, связанные с реализацией и защитой трудовых прав.

Методологическая основа исследования. Для решения поставленных задач в диссертации использовались научные методы познания объективной реальности, такие как исторический, сравнительно-правовой, статистический, социологический, формально-логический, а также метод правового прогнозирования.

Нормативную базу исследования составили Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные и федеральные законы, подзаконные нормативные акты, законы субъектов Федерации. Использованы международно-правовые акты: Всеобщая декларация прав человека 1948 г., Европейская конвенция 1950 г. «О защите прав человека и основных свобод», Международные пакты 1966 г., конвенции Международной организации труда. В диссертации широко применена судебная правозащитная практика, привлечены постановления и определения Конституционного Суда Российской Федерации.

В диссертации широко использовались источники трудового права. Нормам и принципам трудового права отведена важная миссия — быть гарантом осуществления широкого комплекса провозглашенных в Конституции социально-экономических прав и свобод, которыми наделен человек — участник трудового процесса. Трудовому законодательству принадлежит первостепенная роль в обеспечении прав работников, так как оно конкретизирует и развивает многие конституционные права, определяет условия их использования, охраны и восстановления в случае нарушения. Выводы, к которым пришел соискатель, опираются на подробный анализ законодательства, на обобщения правотворческой и правоприменительной практики.

Научная новизна работы обусловлена самой постановкой проблемы, а также намеченными задачами и заключается в том, что данное исследование является одним из первых комплексных исследований, рассматривающих проблемы конституционных прав в сфере труда в условиях перехода к рынку. Новизна темы заключается в том, что отдельные положения диссертационного исследования способствуют дальнейшему развитию перспективных направлений правоведения.

Учитывая сложность и многогранность проблемы, автор не стремился к постановке и рассмотрению всех аспектов выбранной темы. Работа посвящена исследованию ее наиболее важных и дискуссионных вопросов. Рассматриваются конституционные основы государственной защиты прав в сфере труда, роль Федерального Собрания, Президента и Правительства Российской Федерации и деятельность судебных органов по защите трудовых прав граждан, конституционное гарантирование реального осуществления названных прав, несудебные формы их защиты.

В результате проведенного исследования были установлены некоторые аспекты конституционных прав в сфере труда:

1. Определены содержание и их юридическая природа. Показано историческое развитие и исследовано современное состояние трудовых прав российских граждан.

2. Обосновано место этих прав в системе конституционных прав и свобод, выявлены направления их взаимодействия.

3. Выделены и охарактеризованы конституционные гарантии осуществления прав в сфере труда. Доказывается, что судебная защита выступает в качестве конституционной гарантии трудовых прав. Рассматриваются специальные гарантии как организационно-правовые средства, призванные обеспечить реальное осуществление права на труд конкретных категорий граждан. Обосновывается, что в какой бы форме гарантии не выступали, они являются условием и средством превращения юридической возможности, заложенной в общеобязательной норме, в фактические отношения.

4. Проведен комплексный анализ нормативно-правовых актов, регламентирующих конституционные права в сфере труда. Рассмотрен механизм реализации трудовых прав, разработаны выводы и рекомендации по совершенствованию действующего законодательства, правоприменительной деятельности в области обеспечения прав человека в данной сфере.

5. Исследованы отдельные направления правозащитной деятельности Конституционного Суда РФ, Уполномоченного по правам человека, органов прокуратуры, профессиональных союзов.

6. Ознакомление с выводами диссертационного исследования позволит исследователям и практическим работникам по-новому подойти к решению целого ряда вопросов, трактовка которых ранее не вызывала больших сомнений, а ныне являющихся сложными и дискуссионными.

7. Доказывается, что ограничения конституционных прав и свобод в сфере труда, имеющие негативные последствия для человека, могут быть на разных уровнях: в правотворчестве, правоприменении, при непосредственной реализации. Однако в любом случае они должны быть обоснованными и опираться на правовые нормы.

8. Показана возможность применения гражданского права по межотраслевой аналогии закона к трудовым отношениям. При этом обосновывается невозможность разрешения сложившейся системы защиты работников под предлогом реформирования экономики. Трудовое право нельзя относить к инструментам экономического развития. Оно должно рассматриваться как инструмент обеспечения трудовых прав граждан.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Одним из важнейших вопросов теории и практики государственного строительства является вопрос об обеспеченности прав и свобод человека и гражданина. В настоящее время в области теории прав и свобод человека наблюдается прогресс, особенно в аспектах их законодательного оформления, общественного внимания, политического осмысления. Вместе с тем реальность такова, что многие права грубо нарушаются, не соблюдаются, слабо защищены, не обеспечены экономически. Главное в правозащитной сфере на современном этапе — это не теоретическая разработка или законодательное закрепление, а создание необходимых условий, гарантий, механизмов реализации социально-экономических прав, среди которых особое место отведено правам в сфере труда.

Государство обязано гарантировать и содействовать эффективному осуществлению трудовых прав граждан. Особую актуальность приобретают вопросы более четкого регулирования законодательной защиты трудовых прав. Обосновывается положение о том, что при разработке нового трудового законодательства необходимо, прежде всего, исходить из того, что сфера трудаэто главная сфера признания и реализации конституционных прав и свобод человека и гражданина, поскольку активная жизнедеятельность человека проявляется в наибольшей мере именно в трудовом созидательном процессе и в период трудовой активности. Государство на законодательном уровне в целях реализации ст. 37 Конституции РФ должно установить характер и объем трудовых прав для того, чтобы, с одной стороны, не превратить работника в социального иждивенца, а с другой — обеспечить заинтересованность работника в развитии общественного производства, индивидуальной деятельности. Поступательное развитие рыночной экономики не должно привести к уходу государства с рынка труда. Оно не должно быть просто наблюдателем в правовом регулировании экономических и социально-трудовых отношений. Государство призвано осуществлять и защитную функцию, используя контроль и надзор за соблюдением законодательства. Диссертант поддерживает предложение отечественных правоведов, что в связи с отсутствием механизмов, обеспечивающих принудительную реализацию требований об устранении нарушений трудового законодательства, необходимо установить нормы об ответственности работодателей за невыполнение предписаний государственных инспекторов труда.

Анализируемые конституционные права в сфере труда — это субъективные права, реализуемые в рамках конкретных правоотношений, возникающих на основе прямого действия конституционных норм. В отдельных случаях одной из сторон правоотношений выступает само государство.

2. Самыми нарушаемыми на практике являются конституционные права: на защиту от безработицына индивидуальные и коллективные трудовые спорына труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиенына вознаграждение за труд. В ряде российских субъектов Федерации не изжита порочная практика массовой невыплаты заработной платы, социальных пособий.1.

Автор констатирует, что Конституцией Российской Федерации определен эффективный механизм защиты прав человека, основные положения которого соответствуют международно-правовым стандартам. Однако острый кризис экономики и социальной сферы привел к обострению таких негативных явлений, как:

— нарушение права человека на достойный жизненный уровень;

— несоблюдение права на равный доступ к государственной и муниципальной службе;

— грубое попрание прав в сфере труда, в том числе права на справедливую равную оплату труда за равный труд, права на безопасные условия труда;

— слабая социальная защищенность работников;

— нарушение принципа равенства всех перед законом и судом;

— дискриминация прав человека по половому, возрастному и другим признакам.

1 См.: Доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации в 2000 году // Российская газета. 2001. 16 мая.

В большей степени это обусловлено несовершенством отраслевого законодательства (КЗоТ РФ, Федеральных законов: «О занятости населения в Российской Федерации», «Об индексации денежных доходов и сбережений граждан РСФСР», «О порядке разрешения коллективных трудовых споров» и др.). Вследствие этого нами приводятся новые аргументы необходимости внесения изменений и дополнений в действующие источники конституционного и трудового права.

3. В условиях перехода к рыночным отношениям трудовые права работников нарушаются посредством заключения гражданских договоров вместо трудовых контрактов. Отказ от закрепленных трудовым законодательством гарантий в современных условиях, по мнению автора, представляет собой попытку переложить на работников негативные последствия кризисного состояния экономики и прямо противоречит конституционному положению о социальном государстве. Представляется правильным применять гражданское право по межотраслевой аналогии закона к трудовым отношениям лишь в случаях пробелов в трудовом праве, но при обязательном условии не ухудшения положения работников и соблюдения гарантий, закрепленных законодательством.

4. Способы защиты трудовых прав не всегда достаточно эффективны, поэтому предлагаются меры по упрочению их охраны и защиты. Ставится проблема не только совершенствования уже имеющихся методов и средств, но и поддерживается высказанная в литературе идея создания новых структур, например института Уполномоченного по защите прав в сфере труда. Отмечается, что в трудовом законодательстве средства для самозащиты работниками своих прав весьма ограничены.

5. Доказывается, что термин «защита» прав и свобод граждан во многих случаях является синонимом термина «охрана», поскольку законодателем оба эти термина используются для обозначения деятельности, которая состоит в обеспечении, соблюдении прав и свобод человека и гражданина.

6. Указывается на недостаточную эффективность судебной системы, которая для многих людей труднодоступна из-за дороговизны адвокатских услуг, перегруженности судов, неисполнения многих решений, а также на низкую правовую культуру граждан, большинство из которых не привыкли активно отстаивать свои права, используя правовые формы судебной и административной защиты. В этой связи называется обязанность государства развивать возможности судебной защиты, в частности, как предусмотрено в Программе социальных реформ, 1 создать специализированные суды по трудовым делам, что способствовало бы более полной реализации конституционных прав на рассмотрение трудовых споров и на судебную защиту. Субъективное право на судебную защиту представляет собой важный этап в развитии конституционных прав гражданина. Это фундаментальное положение является главным направлением в дальнейшем совершенствовании трудового законодательства о порядке разрешения трудовых споров.

Автор указывает на низкую правовую культуру граждан, большинство из которых не привыкли отстаивать свои права, используя правовые формы судебной и административной защиты. Признавая в государственной политике приоритет прав человека, надо учить граждан отстаивать свои законные интересы, всемерно развивать «правовой всеобуч», повышать уровень политической и правовой культуры.

6.Обосновывается необходимость проведения реформ в сфере регулирования трудовых правоотношений и защиты трудовых прав. Для чего в первую очередь предлагается провести коренное обновление действующего законодательства о труде. В связи с подготовкой проекта Трудового кодекса РФ ставится задача согласовать трудовое законодательство с Конституцией Российской Федерации и международными нормами.

1 Программа социальных реформ в Российской Федерации на период 1996;2000 годов // Бюллетень Министерства труда и социального развития Российской Федерации. 1997. №З.С.14.

В целях наиболее эффективной реализации прав в сфере труда предлагается, основываясь на положении ч.4 ст. 15 Конституции РФ, назвать статью 14 проекта Трудового кодекса1 «Соотношение международного и трудового законодательства Российской Федерации». В данной статье необходимо конкретизировать конституционную норму, т. е. указать не только на соотношение национального законодательства с международными договорами, но и иными источниками международного права. При этом указать, что источники международного права применяются в качестве непосредственного регулятора трудовых отношений в тех случаях, когда такие договоры включают нормы прямого действия, когда нормы национального законодательства ухудшают положение граждан по сравнению с соответствующими международными правилами (т.е. когда устанавливают более низкий уровень правовых гарантий), а также в случаях пробелов в российском трудовом законодательстве.

Научная значимость исследования заключается в том, что разработан ряд теоретических положений, имеющих значение для общей теории прав человека, конституционного права (показано содержание конституционных прав в сфере труда в современных условиях рыночной экономики, определено их особое место среди социально-экономических прав). Выводы могут быть использованы для совершенствования конституционного и трудового законодательства в вопросах защиты основных прав в сфере труда, в том числе и при обеспечении доступа к правосудию.

Научная значимость диссертации состоит в возможности использования ее материалов в дальнейшей научной разработке проблем защиты трудовых прав граждан, при подготовке Трудового кодекса Российской Федерации, ряда отраслевых законопроектов.

Практическая ценность исследования. В комплексе задач, стоящих сегодня перед обществом, подчеркивается необходимость обеспечить защиту от нарушений прав и свобод граждан, закрепленных в Конституции РФ и отрасле.

1 Российская газета. 1999. 28 апреля. вом законодательстве. К сожалению, многие права и свободы, будучи формально предоставленными, оказались лишенными должных социально-юридических гарантий. Здесь имеются серьезные проблемы, требующие практического разрешения и теоретического осмысления. С учетом этого круг вопросов, освещенных в диссертации, представляет интерес не только для науки, но и для практики. Автором разработаны предложения, направленные на совершенствование гарантий реализации прав в сфере труда, способы их защиты, которые могут быть использованы при разработке новых нормативно-правовых актов, внесении изменений и дополнений в действующее законодательство. В работе также высказаны предложения по совершенствованию судебной практики в части применения международных норм по делам, связанным с реализацией отдельных конституционных прав.

Практическая ценность диссертации состоит в возможности применения отдельных положений ее работниками кадровых служб организаций, профессиональными союзами в их практической деятельности. Материалы проведенного исследования могут быть использованы также в учебном процессе высших учебных заведений при чтении курсов по конституционному, трудовому праву, а также в рамках повышения квалификации государственных и муниципальных служащих, руководителей организаций, главных специалистов кадровых служб, профсоюзных работников.

Апробация результатов исследования. Основные положения, выводы. Предложения и рекомендации, сформулированные в диссертации, отражены в опубликованных автором научных работах. Они были изложены на научно-практических форумах: на Международной научно-практической конференции «Права человека: пути их реализации» (Саратов, СГАПД998) — межвузовской научно-практической конференции «Конституционные чтения» (Саратов, ПАГС, 2000) — межвузовской научно-практической конференции «Россия на рубеже XXI века: проблемы управления глазами молодых» (Саратов, ПАГС,.

2000), а также на ежегодных итоговых научных конференциях профессорско-преподавательского состава, проводимых в Поволжской академии государственной службы. По теме диссертации автором опубликованы статьи и сообщения в журналах «Российская юстиция», «Человек и труд», «Трудовое право», «Служба кадров». Некоторые положения диссертационного исследования были изложены в учебно-практическом комментарии «Трудовое законодательство и социальная защита прав граждан» (Саратов, ПАГС. 1999). Предложения и замечания на проект Трудового кодекса Российской Федерации направлены в Комитет по законодательству Федерального Собрания — парламента Российской Федерации.1.

Отдельные выводы и предложения использованы при проведении занятий по трудовому праву и социальной защите прав граждан в учебных заведениях г. Саратова.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, включающих 8 параграфов, заключения, библиографического списка и приложения.

Заключение

.

В результате проведенного исследования представляется необходимым обратить внимание на следующие моменты.

Институт прав человека является комплексным государственно-правовым институтом, ядро которого составляют конституционные права, свободы и обязанности человека и гражданина, их ограничения, гарантии реализации и способы защиты.

Важнейшее направление конституционной реформы, зафиксированное в Основном Законе, — признание и формирование института прав человека в соответствии с международными стандартами. Реализация этой цели, основанной на положениях ст. 2, 7, ч. 3 ст. 15, главы 2, потребует не только широкомасштабной законодательной работы, глубокой реформы судебной системы, но и изменений в национальном мировоззрении. Человек должен стать центром и целью социальных интересов. Общество может считаться благополучным и здоровым, если каждый индивид в нем обладает реальными гарантиями нормального развития и защищенности. Конституция закрепила несколько важнейших принципов, раскрывающих содержание данного направления реформы: человек, его права и свободы являются высшей ценностьюосновные права и свободы неотчуждаемы и принадлежат каждому от рожденияправа и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение законов, деятельности законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления.

Российское общество от состояния, когда человек использовался как средство осуществления целей Советской власти, должно перейти к состоянию, при котором механизм государства станет средством защиты человека. Нужно предпринять все меры для того, чтобы права человека стали главным ориентиром в деятельности государства, всех властных структур российского общества и должностных лиц. Обеспечение прав человека в стране — это не второстепенная задача преобразований в обществе, а основная их цель, призванная изменить положение человека, создать ему достойные условия для жизни, гарантировать свободу и социальную защищенность.

Одним из главных условий, призванных обеспечить достойную жизнь и свободное развитие человека, является труд. Государство и общество должны принимать экономические, организационные и правовые меры, которые способствовали бы, во-первых, признанию собственно трудовых прав человека и, во-вторых, эффективной защите этих прав в случае нарушения. Россия, провозгласив человека, его права и свободы высшей ценностью, приняла на себя обязанность признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина, закрепив этот основополагающий правовой императив в статье 2 Конституции Российской Федерации. Защита трудовых прав — конституционная обязанность государства и общества.

Закрепление социально-экономических прав в российской Конституции и законодательстве — первый этап их защиты. Особое значение приобретает механизм реального осуществления этих прав в России.

В действующей формуле взаимоотношений личности и российского государства («признание — соблюдение — защита прав и интересов человека и гражданина») необходимо скорректировать заключительный элемент: «. защита интересов индивидов через уважение их прав». Цель каждого общественного союза, состоящая в признании и обеспечении естественных и неотчуждаемых прав и свобод человека, труднодостижима, если между их признанием и обеспечением нет связывающего звена, каковым является уважение прав человека.

Базовой предпосылкой уважительного отношения к личности служит соблюдение законности. Соблюдение законности и правопорядка в государстве, обществе, зависит от уровня правовой культуры граждан, их законопослуша-ния. Законопослушания добиться невозможно, если государство не способно обеспечить гражданам пользование правами и свободами, закрепленными законами и подзаконными актами.

Найти связь между такими понятиями, как права человека, конституция, закон, достойная жизнь может не каждый, учитывая многовековое угнетение большей части народа в России. Необходима планомерная разъяснительная работа, литература на доступном языке, поясняющая законы и пути реализации их в повседневной жизни. Из этого следует, что одним из ключевых является вопрос о том, должно ли правовое государство заниматься воспитанием своего народа. Государство должно быть заинтересовано в исполнении законов, поэтому оно обязано направлять свои усилия для воспитания законопослушания у людей. Именно знания должны помочь защитить нарушенное законное право гражданина Российской Федерации и убедить его в том, что его Величество Закон способен и защищать, и воспитывать, и регулировать общественные отношения. Особое внимание следует обратить на повышение самосознания, объяснение прав человека, законов, необходимых ему в повседневной жизни. На Международной научной конференции, проводимой в Москве в 1999 году, состоялось представление Фонда по защите прав человека им. Э. М. Аметисто-ва. Целями и задачами Фонда является преподавание в качестве дополнительной образовательной дисциплины теории и практики защиты прав человека, привлечение студентов и выпускников к участию в практической работе органов и организаций, занимающихся защитой прав человека. Действительно, если мы признаем в государственной политике приоритет прав человека, то надо учиться прививать это и в сознание людей. Как справедливо отмечал И. А. Ильин, «если человек хочет видеть свои личные права защищенными, то он должен вложиться своим правосознанием в эту общественную правовую жизнь и верно участвовать в ее устроении».1 Действительно, общество и каждый гражданин должны постоянно непрерывно бороться за собственные права,.

1 Ильин И. А, О правосознании // Собр. соч. В 9-ти томах. М., 1993. Т.1. С. 26. ибо, согласимся с А. В. Малько, «правовое государство — это больше процесс, чем результат».1.

В современном мире право на труд признано одним из основных прав человека. Такое признание оно получило во Всеобщей декларации прав человека. Право на труд признано первым социальным правом в перечне социальных прав, закрепленных в Европейской социальной хартии.

Трудовые права должны всегда иметь конкретный, нормативно-предписывающий характер и ни в коем случае не походить на лозунги, отражающие определенные мировоззренческие позиции. Поэтому закрепление в Конституции РФ принципа свободы труда в такой формулировке представляется наиболее правильным.

Конституционное право граждан на защиту от безработицы является неотъемлемым элементом права на труд. Отношения в сфере занятости регулируются законодательством, которое требует внесения существенных изменений и дополнений. Так, Закон о занятости РФ допускает возможность введения принудительного труда при определенных условиях, тогда как Конституция РФ запрещает принудительный труд. Объектом регулирования названного закона является не занятость, а безработица. В законодательстве отсутствуют нормы, регулирующие спрос на труд, поэтому необходимо законодательно определить критерии подбора персонала и принять меры, направленные на повышение ответственности работодателей при необоснованно высокой текучести кадров. Перед обществом все более ощутимо встают вопросы защиты прав работников с неполной занятостью, однако Закон о занятости населения в России не содержит даже терминов для временно или частично безработных.

Серьезную тревогу вызывает проблема соблюдения трудовых прав слабо защищенных слоев населения: несовершеннолетних, инвалидов, беременных женщин, женщин-матерей. Должна быть обеспечена специальная защита мо.

1 Малько А. В. «Правовая категория» как важнейшая категория юриспруденции // Журнал российского права. 2000. № 2. С. 53. лодежи от физических и моральных опасностей, которые прямо или косвенно проистекают из их трудовой деятельности. В связи с тем, что занятость для желающих трудиться инвалидов очень важна, в первоочередном порядке необходимо в российском законодательстве установить нормы, направленные на защиту инвалидов от дискриминации, от необоснованного отказа в приеме на работу, установить дополнительные гарантии при увольнении их по инициативе администрации. В целях защиты трудовых прав лиц с пониженной трудоспособностью необходимо, чтобы суд, признавая лицо недееспособным в области гражданско-правовых отношений, не касался его трудовой дееспособности в случае сохранения способности к труду.

Во Всеобщей декларации прав человека закреплено, что каждый работающий имеет право на справедливое и удовлетворительное вознаграждение, обеспечивающее достойное человека существование. В Российской Федерации устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, который в несколько раз ниже прожиточного минимума. Этот уровень не отвечает провозглашенным в статье 7 Конституции целям социального государства. Таким образом, закрепленное в международных документах право на достойное человеческое существование в действующей Конституции РФ четко не прописано. Чтобы обеспечить реальную защиту прав работников в сфере оплаты труда, нужно разработать механизм индексации своевременно невыплаченной заработной платы, ввести в трудовое законодательство нормы об ответственности работодателя за несвоевременную выплату зарплаты, за выплату заработка в формах, не предусмотренных законом или соглашением сторон трудового договора, за задержку расчета при увольнении работника.

Важное значение имеет конституционное признание прав и свобод граждан непосредственно действующими. Этот принцип позволяет гражданам РФ защищаться, отстаивать свои права в суде. В России выстроена система законодательного обеспечения трудовых прав граждан, закрепленных в Конституции, в которую входят Конституционный Суд РФ, суды различных инстанций, вплоть до Верховного Суда, прокуратура, профсоюзные организации, Федеральная инспекция труда.

Главным способом защиты трудовых прав выступает судебная защита. Конституционное право на судебную защиту служит своеобразной гарантией других прав и свобод, поэтому его можно рассматривать как процессуально-охранительное право. Наше государство обязуется развивать возможности судебной защиты. Субъективное право на судебную защиту представляет собой определенный этап в развитии конституционных прав гражданина. Это конституционное положение является главным направлением в дальнейшем совершенствовании трудового законодательства о порядке разрешения трудовых споров. Реализация конституционного права на судебную защиту требует повышения эффективности судебной деятельности в области охраны трудовых прав граждан и совершенствования процедуры разрешения трудовых споров. Закрепление в Конституции РФ права на индивидуальные и коллективные трудовые споры явилось важным шагом в направлении государственного регулирования социальных конфликтов и создания необходимого института их разрешения. Нормы Федерального закона «О порядке разрешения коллективных трудовых споров» в части организации, проведения забастовки и связанных с ней действий сторон спора непосредственно увязаны с основами конституционного строя России, с вопросами обеспечения обороноспособности страны и безопасности государства, нравственности, обеспечения здоровья, прав и законных интересов других граждан.

Необходимость проведения реформы в сфере защиты трудовых прав не вызывает сомнения. Однако к реформе трудового законодательства следует подходить очень осторожно, руководствуясь принципом: «Не навредить». В условиях современного российского общества это предполагает определение этапов реформирования. Для этого в первую очередь необходимо провести коренное обновление действующего трудового законодательства и сформировать специальные органы по рассмотрению трудовых споров, в частности создать специализированные суды по трудовым делам. В новом законе о трудовых судах целесообразно отразить особенности рассмотрения трудовых дел. Так, рассмотрение трудовых споров требует участия представителей работников и работодателей, достижение компромисса и примирения сторон на любой стадии процесса, а судебные слушания могут начинаться лишь после того, как завершится примирительная процедура. Создание самостоятельной специализированной системы судопроизводства в социально-трудовой сфере — одно из предлагающихся нововведений для совершенствования механизмов юридической защиты трудовых прав.

Говоря о защитной функции конституционного правосудия, следует заметить, что Конституционный Суд РФ не может по собственной инициативе реагировать даже на массовые нарушения прав человека в стране. Поэтому представляется необходимым скорректировать Закон о Конституционном Суде РФ с той целью, чтобы он мог играть более активную роль в утверждении идей законности в стране и противостоянии нарушениям прав человека.

Российское государство, порвав с прежней практикой декларативного признания международных документов в области прав человека, на конституционном уровне закрепляет прямое действие основополагающих норм и принципов международного права и приводит в соответствие с ними законодательство и правоприменительную практику. Международные конвенции в области прав человека, имеющие для России обязывающий характер, присоединение Российского государства к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, а также внесение в российское законодательство о труде необходимых изменений, вытекающих из конвенций Международной организации труда, могут стать прочной основой для защиты трудовых прав граждан России. Представляется целесообразным дополнение и уточнение ст. 15 Конституции РФ. Так, необходимо уточнить источники принципов и норм международного права, установить верховенство в сравнении с национальным законодательством не только международных договоров, но и иных источников международного права. Необходимо указать, что международные договоры применяются в качестве непосредственного регулятора общественных отношений в тех случаях, когда такие договоры включают нормы прямого действия, когда нормы национального законодательства ухудшают положение граждан в сравнении с международными правилами, т. е. устанавливают более низкий уровень правовых гарантий и социальной защиты. Сейчас ставится задача согласовать трудовое законодательство с международными нормами о труде и тем самым использовать достижения мировой науки и практики в правовом регулировании трудовых отношений в нашей стране. Особую актуальность вопросы учета международных норм в российском законодательстве приобретают в связи с подготовкой Трудового кодекса.

Статья 4 КЗоТ, согласно которой законодательство РФ о труде состоит из Кодекса и иных актов трудового законодательства Российской Федерации и республик в составе РФ, не соответствует Конституции, так как нарушен принцип равноправия субъектов Федерации. Последовательное проведение в жизнь данного принципа позволит избежать существенных различий уровня трудовых прав и социальных гарантий в разных регионах. Федеральное законодательство о труде должно закладывать принципиальные основы правового регулирования трудовых отношений, определять базовые положения и понятия, необходимый минимум трудовых прав и гарантий. К компетенции регионов должны быть отнесены конкретизация и дополнение нормативных положений федерального законодательства, и восполнение его пробелов.

Кодекс законов о труде РФ содержит множество пробелов и противоречий. Говоря об их устранении, заметим, что общий критерий разрешения правовых коллизий в пользу нормы, имеющей большую юридическую силу, не всегда применим. В федеральном законодательстве следует закрепить правило, согласно которому при возникновении коллизий правоприменитель обязан руководствоваться нормой, создающей для работника более благоприятные условия. В настоящее время ввиду того, что КЗоТ РФ «устарел», происходит вмешательство гражданского законодательства в регулирование трудовых отношений. Гражданское право не содержит прямого запрета для его применения по межотраслевой аналогии закона к трудовым отношениям. В ряде случаев это даже необходимо. Но нельзя забывать, что защищать интересы работников призвано трудовое право, которое является по своей сути «правом социальной защиты», так как предусматривает ряд защитных мер по отношению к наемным работникам, чего не может обеспечить в сфере реализации способностей к труду гражданское право, базирующееся на принципе абсолютного равенства сторон.

В связи с разработкой концепции реформирования трудовых отношений в России и проекта Трудового кодекса особую актуальность приобретают вопросы более четкого регулирования законодательной защиты трудовых прав. Отдельные проекты Трудового кодекса РФ имеют множество примеров удачных решений актуальных проблем в области регулирования трудовых отношений, но, с другой стороны, присутствуют отступления от достигнутого уровня гарантий трудовых прав. Поэтому на современном этапе экономического, политического и правового развития России целесообразно ограничиться внесением необходимых изменений и дополнений в действующий КЗоТ РФ по наиболее злободневным вопросам в сфере труда. Проект Трудового Кодекса РФ требует тщательной доработки. При разработке нового трудового законодательства необходимо, прежде всего, исходить из того, что сфера труда — это главная сфера признания и реализации конституционных прав и свобод человека и гражданина, поскольку активная жизнедеятельность человека проявляется в наибольшей мере именно в сфере труда и в период труда. Качество правового регулирования имеет важное значение для обеспечения конституционных прав граждан.

Юридический механизм защиты трудовых прав граждан определен в различных законодательных и иных нормативных правовых актах. Составной частью механизма защиты трудовых прав является контроль и надзор за соблюдением действующего законодательства. В этой связи целесообразно закрепить в ст. 210 КЗоТ РФ право направлять в судебные органы исковые заявления по фактам нарушений законодательства о труде государственным инспекторам Федеральной инспекции труда РФ.

Если в СССР в законодательстве был закреплен принцип «человек для государства», то в России сформулированный принцип «государство для человека» на практике реализуется не в полную силу. Немалое количество нарушений норм трудового законодательства обусловлено экономическими причинами. Но большинство из них имеют корни в несовершенстве правовой регламентации трудовых отношений. Правовые причины массовых нарушений скрыты в содержании материальных норм трудового законодательства, а также в обеспечении их реализации. Причем процесс реализации предписаний любой отрасли права должен быть регламентирован процессуальными нормами. Автор считает, что указанные причины имеют материальный и процессуальный характер. К первой группе причин можно отнести: снижение роли государственной регламентации труда, многочисленные противоречия в содержании трудового законодательства и несовершенство отдельных норм материального права. Причины процессуального характера следующие: отсутствие специального нормативного правового акта, регламентирующего процесс реализации трудового законодательстваограничения для самозащиты работниками трудовых правнесовершенство процедуры рассмотрения трудовых споров. Следует заметить, что в ходе реформы трудового законодательства должны измениться не только материальные нормы права, но и процессуальные, обеспечивающие их реализацию.

Среди перспектив развития прав человека в России и их защиты можно выделить Федеральную концепцию прав человека в России в XXI веке, разработка которой завершается Комиссией по правам человека при Президенте Российской Федерации. Положение с правами человека является показателем уровня развития общества. Соблюдение конституционных прав и свобод граждан возможно в том случае, когда экономическое развитие общества позволяет реально обеспечить большинству его членов достойный жизненный уровень, и когда создан эффективный правовой механизм для их осуществления. Именно действенные гарантии социально-экономических прав и законных интересов граждан являются предпосылкой формирования правового государства и гражданского общества.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. М., 1993.
  2. Всеобщая декларация прав человека. Принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г. // Российская газета. 1998. 10 декабря.
  3. Конвенция о защите прав человека и основных свобод (Рим, 4 ноября 1950 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. № 14.
  4. Международный Пакт об экономических, социальных и культурных правах. М., 1966.
  5. Международный Пакт о гражданских и политических правах. М., 1966.
  6. Конвенции и рекомендации, принятые Международной Конференцией Труда. Женева. 1991.Т.1.
  7. Права человека: Сборник международных документов. М., МГУ, 1986.
  8. Декларация прав и свобод человека и гражданина Российской Федерации от 22 ноября 1991 г. // Ведомости Верховного Совета РСФСР. 1991. № 52. Ст. 1865.
  9. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30 ноября 1994 г. // СЗ РФ. 1994. № 32. Ст. 3301.
  10. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26 января 1996 г. // СЗ РФ. 1996. № 5. Ст. 410.
  11. Гражданский процессуальный кодекс РСФСР от 11 июня 1964 г. // Ведомости Верховного Совета РСФСР. 1964.№ 24. Ст. 407.
  12. Кодекс законов о труде Российской Федерации от 9 декабря 1971 г. //
  13. Ведомости Верховного Совета РСФСР. 1971. № 50. Ст. 1007.
  14. Кодекс об административных правонарушениях РСФСР. М., 2000.
  15. Уголовный кодекс Российской Федерации. М., 1999.
  16. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации. М., 1997.
  17. Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации» от 21 июля 1994 г. // СЗ РФ. 1994. № 13. Ст. 1447.
  18. Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» от 26 декабря 1996 г. // СЗ РФ. 1997. № 1. Ст. 1.
  19. Федеральный конституционный закон «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» от 26 февраля 1997 г. // СЗ РФ. 1997. № 9. Ст. 1071.
  20. Федеральный конституционный закон «О Правительстве Российской Федерации» от 17 декабря 1997 г. //СЗ РФ. 1997. № 51. Ст. 5712- 1998. № 1. Ст. 1.
  21. Закон РСФСР «О судоустройстве РСФСР» от 8 июля 1981 г. // ВВС РСФСР. 1981. № 28. Ст. 976- СЗ РФ. 1994. № 32. Ст. 3300.
  22. Федеральный закон «Об индексации денежных доходов и сбережений граждан РСФСР» от 24 октября 1991 г. // Ведомости Верховного Совета РСФСР. 1991. № 45. Ст. 1488.
  23. Закон РФ «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР» от 25 сентября 1992 г. // Российская газета. 1992. 6 октября.
  24. Закон РФ «О прокуратуре Российской Федерации» от 17 января 1992 г. в ред. от 17 ноября 1995 г. // СЗ РФ. 1995. № 47. Ст. 4472.
  25. Закон РФ «О порядке обжалования в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» от 27 апреля 1993 г. в ред. от 14 декабря 1995 г. // Ведомости Верховного Совета РФ. 1993. № 19. Ст. 685- СЗ РФ. 1995. № 51. Ст. 4970.
  26. Основы законодательства Российской Федерации «Об охране здоровья граждан» от 22 июля 1993 г. в ред. от 2 марта 1998 г. // Ведомости Верховного Совета РФ. 1993. № 33. Ст. 1318- Российская газета. 1998. 5 марта.
  27. Федеральный закон «Об общественных объединениях» от 19 мая 1995 г. в ред. от 17 мая 1997 г. // СЗ РФ. 1995. № 21. Ст. 1930- СЗ РФ.1997. № 20. Ст. 2231.
  28. Федеральный закон «О порядке разрешения коллективных трудовых споров» от 23 ноября 1995 г. // СЗ РФ. 1995. № 48. Ст. 4557.
  29. Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 г. // СЗ РФ. 1995. № 48. Ст. 4563.
  30. Федеральный закон «Об акционерных обществах» от 26 декабря 1995 г. // СЗРФ. 1996. № 1. Ст. 1.
  31. Федеральный закон «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» от 12 января 1996 г. // СЗ РФ. 1996. № 3. Ст. 148.
  32. Закон РФ «Об образовании» от 10 июля 1992 г. в ред. от 16 ноября 1997 г. // Ведомости Верховного Совета РФ. 1992. № 30- Российская газета. 1997. 22 ноября.
  33. Федеральный закон «О занятости населения в Российской Федерации» от 19 апреля 1991 г. в редакции от 20 апреля 1996 г. // СЗ РФ. 1996. № 17. Ст. 1915.
  34. Федеральный закон «Об исполнительном производстве» от 21 июля1997 г.//СЗ РФ. 1997. № 30. Ст. 3519.
  35. Федеральный закон «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» от 24 октября 1997 г. // Российская газета. 1997. 29 октября.
  36. Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» от 8 января1998 г. // СЗ РФ. 1998. № 2. Ст. 222.
  37. Федеральный закон «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» от 24 июля 1998 г. // Российская газета. 1998. 12 августа.
  38. Федеральный закон «О мировых судьях в Российской Федерации» от 17 декабря 1998 г. // СЗ РФ. 1998. № 51. Ст. 6270.
  39. Федеральный закон «Об основах государственной службы в Российской Федерации» от 31 июля 1995 г. // СЗ РФ. 1995. № 31. Ст. 2990.
  40. Федеральный закон «О внесении изменений в Кодекс законов о труде Российской Федерации» от 30 апреля 1999 г. // Бюллетень Министерства труда РФ. 1999. № 5. С. 17.
  41. Федеральный закон «Об основах обязательного социального страхования» от 16 июля 1999 г. // Бюллетень Министерства труда РФ. 1999. № 5. С. 65−72.
  42. Федеральный закон «Об основах охраны труда в Российской Федерации» от 17 июля 1999 г. // СЗ РФ. 1999. № 29. Ст. 3702.
  43. Федеральный закон «Об упорядочении оплаты труда работников организаций бюджетной сферы» от 4 февраля 1999 г. // Российская газета. 1999.11 февраля.
  44. Указ Президента Российской Федерации «О дополнительных мерах по защите трудовых прав граждан Российской Федерации» от 21 апреля 1993 г. // Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1993. № 17. Ст. 1448.
  45. Указ Президента Российской Федерации «Об ответственности за нарушения трудовых прав граждан» от 10 марта 1994 г. // Российская газета. 1994.12 марта.
  46. Указ Президента Российской Федерации «О проверках соблюдения законодательства об оплате труда» от 19 февраля 1996 г. // СЗ РФ. 1996. № 9. Ст. 1434.
  47. Указ Президента Российской Федерации «О подготовке программы социальных реформ» от 18 июня 1996 г. // СЗ РФ. 1996. № 26. Ст. 3062.
  48. Указ Президента Российской Федерации «О Российской трехсторонней комиссии по урегулированию социально-трудовых отношений» от 27 января 1997 г. // СЗ РФ. 1997. № 4. Ст. 521.
  49. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации «Порядок во власти порядок в стране (О положении в стране и основных направлениях политики Российской Федерации)». М., 1997.
  50. Указ Президента Российской Федерации «О структуре федеральных органов исполнительной власти» от 30 апреля 1998 г. // СЗ РФ. 1998. № 18. Ст. 2020.
  51. Указ Президента Российской Федерации «О повышении тарифной ставки первого разряда Единой Тарифной Сетки» от 20 марта 2000 г. // Бюллетень Министерства труда РФ. 2000. № 4.
  52. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации «Не будет ни революций, ни контрреволюций» // Российская газета. 2001. 4 апреля.
  53. Постановление Верховного Совета Российской Федерации «Об утверждении Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации» от 23 декабря 1992 г. // Ведомости Верховного Совета РФ. 1993. № 2. Ст. 70.
  54. Постановление Совета Министров СССР «О работе по совместительству» от 22 сентября 1988 г. // СП СССР. 1988. № 33. Ст. 93.
  55. Постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении Положения о целевой контрактной подготовке специалистов с высшим и средним профессиональным образованием» от 19 сентября 1995 г. // СЗ РФ. 1995. № 35. Ст. 3524.
  56. Постановление Правительства Российской Федерации «О Программе социальных реформ в Российской Федерации на период 1996—2000 годов» от 26 февраля 1997 г. // Бюллетень Министерства труда РФ. 1997. № 3. С. 4.
  57. Постановление Правительства Российской Федерации «О службе по урегулированию коллективных трудовых споров» от 15 апреля 1996 г. в ред. от 21 марта 1998 г. // СЗ РФ. 1996. № 17. Ст. 1999.
  58. Постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении Положения о порядке регистрации безработных граждан и условиях выплаты пособия по безработице» от 22 апреля 1997 г. // Российская газета. 1997. 15 мая.
  59. Постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении Положения о Министерстве труда и социального развития Российской Федерации» от 23 апреля 1997 г. // СЗ РФ. 1997. № 17. Ст. 2019.
  60. Постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении Положения об организации общественных работ» от 14 июля 1997 г. // Российская газета. 1997. 7 августа.
  61. Постановление Правительства Российской Федерации «О повышении тарифных ставок Единой Тарифной Сетки» от 18 марта 1999 г. // Бюллетень Министерства труда РФ. 1999. № 3. С. 18.
  62. Постановление Правительства Российской Федерации «О государственном надзоре и контроле за соблюдением законодательства Российской Федерации о труде и охране труда» от 9 сентября 1999 г. // СЗ РФ. 1999. № 10. Ст. 560.
  63. Постановление Правительства Российской Федерации «О Федеральной инспекции труда» от 28 января 2000 г. // СЗ РФ. 2000. № 6. Ст. 760.
  64. Закон Республики Татарстан «О прожиточном минимуме в Республике Татарстан» от 20 октября 1993 г. // Сборник нормативных актов Республики Татарстан. Казань, 1994.
  65. Закон Свердловской области «О защите трудовых прав граждан на территории Свердловской области» от 19 марта 1997 г. // Сборник нормативных актов Российской Федерации и Свердловской области. Екатеринбург, 1997.
  66. Закон Саратовской области «Об охране труда» от 25 июля 1997 г. // Саратовские вести. 1997. 30 июля.
  67. Постановление Саратовской областной Думы «О Положении о посредниках и трудовых арбитрах Саратовской области» от 23 сентября 1998 г. № 17−445 // Саратовские вести. 1998. 15 октября.
  68. Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О судебной практике по делам о возмещении вреда, причиненного повреждением здоровья» от 28 апреля 1994 г. // Бюллетень Верховного Суда РФ. № 7.
  69. Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия» от 31 октября 1995 г. // Бюллетень Верховного Суда РФ. 1996. № 1.
  70. Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации «Некоторые вопросы судебной практики по гражданским делам» 1998 г. // Бюллетень Верховного Суда РФ. 1998. № 10.
  71. Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О внесении изменений и дополнений в некоторые постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации» от 15 января 1998 г. // Бюллетень Верховного Суда РФ. 1998. № 3.
  72. Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации «Некоторые вопросы судебной практики по гражданским делам» 1999 г. // Бюллетень Верховного Суда РФ. 1999. № 5. С. 4.
  73. Конституция (Основной Закон) СССР. М., 1936.
  74. Конституция (Основной Закон) РСФСР. М., 1937.
  75. Конституция (Основной Закон) СССР. М., 1977.
  76. Конституция (Основной Закон) РСФСР. М., 1978.
  77. Декрет СНК РСФСР «О трудовых книжках для нетрудящихся» от 5 октября 1918 г. // Собрание узаконений и распоряжений рабочего и крестьянского Правительства. 1918. № 73. Ст. 792.
  78. Декрет СНК РСФСР «Об отделах распределения рабочей силы» от 29 октября 1918 г. //СУ РСФСР. 1918. № 73. Ст. 793.
  79. Постановление СНК РСФСР «О воспрещении безработным отказываться от работы» от 3 сентября 1918 г. // СУ РСФСР. 1918. № 72. Ст. 789.
  80. Декрет СНК РСФСР «О воспрещении самовольного перехода советских служащих из одного ведомства в другое» 1919 г.// Декреты Советской власти. В 3-х томах. М., 1964.
  81. Декрет СНК РСФСР «О борьбе с прогулами» 1920 г. // Декреты Советской власти. В 3-х томах. М., 1964.189. КЗоТРСФСР. М., 1918.190. КЗоТРСФСР. М., 1922.
  82. Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде 1970 г. М, 1970.
  83. Основы законодательства Российской Федерации «Об охране труда» от 6 августа 1993 г. //Российская газета. 1993. 1 сентября.
  84. В. А. Правовая защита труда и заработной платы в Российской Федерации // Права человека: пути их реализации: Материалы международнойнаучно-практической конференции (8−10 октября 1998 г.). Саратов: СГАП, 1999. Ч. 2.
  85. М. И. Международно-правовой контроль в области защиты прав человека // Правоведение. 1999. № 1.
  86. С. С. Общая теория права: В 2-х томах. М., 1981. Т. 1.
  87. С. С. Общая теория права. М., 1994.
  88. Э. М. Защита прав человека в деятельности Конституционного Суда Российской Федерации: Материалы международного симпозиума // Государство и право. 1998. № 7.
Заполнить форму текущей работой