Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Контекст в архитектуре, дизайне, искусстве XX века

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Усиливается индивидуализация жизни («изоляция личности», как выразился В. Гропиус), поддерживаемая системой либеральных ценностей и новой идеологией политкорректности. Индивидуализация и либерализация бытия дополняются социальной стратификацией, а также дроблением культур, особенно развившимися в конце XX века, что, в свою очередь, дало эффект умножения числа творческих направлений, субъективации… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Понятие и время контекста
    • 1. 1. К понятию контекста
    • 1. 2. Время контекста
  • Глава 2. Искусство и природа контекстного мышления
    • 2. 1. Искусство как модель мира
    • 2. 2. Эпоха романтизма: предпосылки контекстного сознания
    • 2. 3. Проектная цивилизация как контекстная среда
    • 2. 4. Компьютерные технологии — матрица контекстного мышления
    • 2. 5. Функции искусств и направления контекстной интерпретации
  • Глава 3. Особенности контекстного мышления
    • 3. 1. Контекстное мышление в искусствах XX века
    • 3. 2. Контекст и проектные жанры XX века
    • 3. 3. Контекст как «управляющая система» искусств
    • 3. 4. Типология художественных контекстов
    • 3. 5. Культурный контекст

Контекст в архитектуре, дизайне, искусстве XX века (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Работа посвящена исследованию контекста пластических искусствархитектуры, дизайна, живописи и отчасти тех, которые принято называть актуальными искусствами. В работе рассматриваются проблемы специфической природы искусств, их места в современной цивилизации, а также изменения природы искусств и их положения в современном обществе, которые стали очевидны в последнее десятилетие XX века.

Актуальность исследования. Понятие контекста и связанные с ним контекстное восприятие, контекстное мышление прочно вошли в нашу жизнь в 1990;е годы. В это время мировое политико-экономическое и социально-культурное развитие стало быстрым и плохо предсказуемым. Контекстное мышление формировалось в этих обстоятельствах как едва ли не преобладающий способ восприятия, оценки явлений, обещающий достоверные и критически неуязвимый результаты: оно позволяло соединить узкодисциплинарные подходы с новой реальностью, опыт со стихией живой жизни, сфокусировать прошлое, настоящее и будущее в единых познавательных конструктах.

В новейшей цивилизации художественная культура в разных ее формахот массового творчества до элитарного искусства, такого как авангардная музыка или экспериментальная архитектура, заняла совершенно особое место в социальной жизни. Изменились искусства: они все более нацелены на выражение и пересоздание мира, и все менее заняты его изображением (отображением) — а взамен целей эстетического созерцания нередко выдвигают идеи непосредственного воздействия искусств на зрителя и общество. Многие мастера 1990;х гг. широко пользуются понятием «контекст», настаивают на его важности (Р. Кулхас, Б. Чуми, А. Мендини, Э. Соттсасс и др.). Деятельный, проблемно-ориентированный, проектный характер современных искусств, гибкие подвижные отношения их с обществом, его институциями и нормами настойчиво требуют изучения контекста.

Но и в общественном сознании происходят тектонические перемены: доминанты абсолютного знания и универсальных ценностей сменяются либералистскими. Одномерность любого рода уступила место множественности, дискретности, полицентризму, сложности, которые по аналогии с естествознанием определяют как нелинейность. В числе значимых оказались ценности объективного порядка, но и субъективно-личные, а также случайные, подвижные и непредсказуемые явления. Гуманитарная культурасинхронно с естествознанием — увлеклась энтропией, познавательными и визуальными парадоксами, новым и непривычным, — освоением стихии жизни, и многие из творцов и даже ученых поменяли олимпийские и академические кресла на живую практику.

Общество сегодня склонно понимать художества не только как акты личного творчества, но и как явления в системе человеческих деятельностей со своими иерархиями, способами принятия решений, общественными последствиямисо своей эффективностью, — то есть всем тем, что зависит не только от творческой воли автора, но от глобальных и локальных контекстов. Еще недавно — в 1976 году А. Ф. Лосев отмечал, что проблема контекста, хотя и разрабатывается многими учеными, является одной из наиболее сложных [96, с. 123]. При этом он даже сформулировал «аксиому контекста» (порядковый номер VI в числе базовых лосевских аксиом знаковых структур): «Всякий знак получает свою полноценную значимость только в контексте других знаков, понимая под контекстом широчайший принцип» [там же]. Существо контекста — бесконечное богатство смыслов, «начиная от нуля до бесконечности», которые приобретают слова (знаки), «если их брать не статически, а динамически, то есть в процессе живого языка и живой речи» [96, с. 121].

Невозможно представить публикацию, в которой сегодня не было бы слова «контекст». В научной и периодической печати, дискуссиях и эссеистике, в разговорной речи мы встречаем его всюду. В поисковой системе Yandex обнаруживается по состоянию на 03.02.2005 года 2 136 838 страниц, в которых присутствует слово «контекст" — 5555 сайтов с этим словом. В названном информационном массиве собственно слово «контекст» употребляется 4 006 163 раз. Система Rambler дает уже 72 736 сайтов с этим словом, 1 618 207 документов, в том числе 2 704 новых. Складывается ощущение, что в гуманитарном сознании наступила эпоха контекстуальности. «Исторический контекст», «культурный», «жизненный», «социальный" — «архитектурный», «контекст городского пространства" — «художественный», «формальный», «профессиональный», «научный», «экологический», «гуманитарный», «временной», «общемировой» и другие, еще более узко сфокусированные контексты, занимают все большее место в нашем сознании, чтобы не сказать — в жизненной рефлекторике. Эта тенденция является общемировой: суждения с позиций контекстности, определение контекста проблем, предметов и явлений присутствуют в самых разных знаниях как залог обстоятельности и широты.

В 1960;х — 1970;х годах монополией на контекст владели представители языкознания (JO.M. Лотман и др.) и постструктуралисты (Р. Барт, Ж. Деррида, У. Эко). С началом 1990;х годов терминология и мышление, использующие понятие контекста, стали привычными в художественной практике: в деконструктивистской архитектуре (Я. Айзенманн, Б. Чуми и др.) и архитектурной теории (Ч. Дженкс, Р. Кулхас и др.) — в авангардной музыке (В. Мартынов и др.) и в концептуальных художественных течениях. Распространившись из элитарной художественной культуры и науки в массовую практику, язык, сознание, контекст в 1990;х годах стал феноменом всех творческих цехов, наук, бытового и профессионального сознания.

Степень разработанности проблемы. При безграничном ареале использования контекста в научной и культурно-творческой практике его природа до сих пор изучена недостаточно. Сам термин применяется с 1920;х годов в языкознании (В.В. Виноградов, Ю. М. Лотман и др.), структурализме и постструктурализме (К. Леви-Стросс Р. Барт, Ж. Деррида, У. Эко и др.). Но исследования собственно контекста начались лишь с 1970;х годов, преимущественно в рамках языкознания. Априори считалось и считается, что контекст способствует пониманию вещей, а инвариантность определяется до сих пор как основное его свойство. В 1960;е — 1970;е гг. A.A. Зализняк, изучая диагностические особенности контекстов применительно к падежам русского языка, явлениям одушевленности и неодушевленности, выявил эвристические функции контекстов. В 1980;е годы филологи Н. Д. Арутюнова, О. Г. Ревзина, Н. Э. Энквист, Е. М. Вольф и другие на литературном материале изучали изобразительные, семантические, структурные и познавательные стороны контекста. Не случайно языковеды первыми пришли к выводам о подчиненности контекста познавательным задачам, о невозможности и ненужности замкнутой его классификации {О.Г. Ревзина).* По утверждению О. Г. Ревзиной, контекст релевантен и переменчивособую актуальность он приобретает в процессе преобразования текста в порождаемый им художественный универсум — при возвышении восприятия от синтагматических (линейных) форм к парадигмальным (пространственным). К параметрам контекста О. Г. Ревзина относит объем, содержательную характеристику, назначение, форму воздействия, авторство и степень приемлемости.**.

Генезис и природа контекста применительно к пластическим искусствам: архитектуре, искусству, дизайну, по настоящему не изучены, что, возможно, объясняется широко распространенными предубеждениями о «принципиальной „неизмеряемости“ искусства»,*** страхом перед огромностью и трудной постигаемостью его вещества. В последнее десятилетие распространены исследования искусств в некотором контексте, например, социокультурном, или в контексте неких аспектов: исторических, религиозных, семиологических и др., при этом контекст используется как межевая линия исследования. Но О. Г. Ревзина. Контекст / Русский язык. Энциклопедия/ Гл. ред. Ю. Н. Караулов. — 2-е изд., перераб. и доп.

М.: Большая Российская энциклопедияДрофа, 1998. С. 198−200. «Там же. П. В. Симонов, П. М. Ершов. Темперамент. Характер Личность. — М.: Наука, 1984. С. 35. специфической особенностью искусств является их контекстуальность: в них изначально заложены взаимосвязи с многочисленными внешними факторами (контекстами) социальной, личной жизни и природы. Классическое искусствознание исходило из осознания связанности искусств с процессами бытия, что позволяло Конраду Фидлеру определять искусство как способ «производства действительности», при котором «в высшей духовной переработке» чудовищная масса и «бесконечные ряды жизненных форм и жизненных явлений возвышаются до света разумности и ясности"*. Историки искусств, критики, иконологи, исследуя искусство в системе контекстов, начали использовать термин «контекст» в 1970;х годах, заимствовав его в языкознании и структурализме. Исследования природы контекста и контекстного мышления применительно к пластическим искусствам нам не известны, вопреки тому, что в творческой практике второй половины XX века, в особенности с 1980;х годов, понятие контекста применяется чрезвычайно широко: в концептуальном искусстве и в целом в неоавангарде, в архитектуре и дизайне постмодерна и деконструктивизма (Я. Айзенман, Р. Вентури, Р. Кулхас, Б. Чуми Э. Соттсасс, А. Бранци и др.).

Цель исследования. В основу работы положен принцип целостного рассмотрения пластических искусств в их многообразных связях с действительностью, представляющейся по отношению к художнику системой контекстов. Цель работы состоит в изучении контекста как системы: предпосылок ее формирования, особенностей функционирования контекста в современных искусствах.

Задачи исследования. Задачи исследования продиктованы идеей рассмотрения искусств в новых социально-культурных обстоятельствах: в условиях нарастающей интеллектуализации и рационализации творческих процессов, развития проектных начал цивилизации, превращения Цит. по: Г. А. Недошивин. Генрих Вельфлин / История европейского искусствознания. Вторая половина XIXначало XX века: В 2-х кн.: Кн. I. — М.: Наука, 1969. С. 47. художественной культуры в один из существенных факторов социально-экономической жизни. В связи с этим определены и задачи:

— исследовать основные этапы развития контекстного мышления, его природу применительно к пластическим искусствамсформулировать понятие контекста- -изучить перемены в понимании искусств в XIX — XX вв. и в особенности в последнее десятилетиевыявить социальные, культурные и творческие основания использования контекста;

— установить специфические особенности функционирования контекста в пластических и проектных искусствах;

— описать отношения искусств с действительностью и действительности с искусствами при посредстве контекста и контекстного мышления- -сформировать типологию контекстов применительно к искусству.

Объектом исследования являются процессы становления и функционирования контекста как феномена современной художественной и познавательной действительности.

Предметом исследования являются пластические искусства: архитектура, дизайн, живопись, отчасти творческие явления авангарда и неоавангарда, рассматриваемые в системе контекстных взаимосвязей с окружающим миром и собственной спецификой.

Методологические и теоретические основания исследования. Исследовательской базой диссертации послужили произведения искусств (архитектуры, живописи, дизайна) — теоретические высказывания мастеров (живописцев, архитекторов, музыкантов) — труды по теории, истории искусствхудожественная критика и публицистика. Объемную часть составили междисциплинарные гуманитарные исследования (культурологические, эстетические, социологические, политологические, экономическиелитература по бизнесу, менеджменту) — естественнонаучные исследованияпублицистика (часть источников отражена в Библиографии и Указателе имен). 3 из них относятся к художественной литературе.

Теоретические суждения и работы мастеров искусств (от K. HJIedy и Э. Л. Булле, Н. С. Гончаровой и Ф. Л. Райта до Б. Чуми и А. Мендини) рассматриваются с точки зрения концепций проектного характера новой и новейшей цивилизации, разработанных Б. Арчером, Т. П. Щедровицким, В. Ф. Сидоренко, О. И. Генисаретским, В. Л. Глазычевым и др., а также в разрезе социально-политических теорий современного инновационного общества (А. Бард и Я. Зодерквист, 77. Друкер, А. Зиновьев, В. Л. Иноземцев, С. П. Капица, М. Кастельс, Э. Тофлер, Ф. Фукуяма, С. Хантингтон и др.).

При изучении генезиса и природы современных искусств использованы сравнительно-исторический и синхронистический методы, а функции искусств рассмотрены с помощью статистического и структурно-генетического методов. Акцент сделан на межвидовом (генетическом) родстве искусств, предполагающем единство творческих целей, познавательных задач, социально-культурных и личностных функций. Природу искусства помогают конкретизировать идеи отечественных социопсихологов Д. К. Беляева, A.A. Ухтомского, развитые П. В. Симоновым, U.M. Ершовым применительно к художественному творчеству. Теория, названная П. В. Симоновым «вероятностным детерминизмом», развивает учение о доминирующих личностных потребностях, вводит понятия сверхсознания и творческих сверхзадач как бессознательных реализаций личности. На этой основе автором диссертации выстраивается структура контекстных каналов взаимодействия искусств с действительностью (социальных, природных, творческих, личностных, временных).

Важную роль в исследовании играет идея П. В. Симонова о необходимости в современной науке отказа от «от взгляда на мышление человека, как на первоисточник и движущую силу его деятельности, признание потребностей [выделено нами. — Г.В.] исходной причиной человеческих поступков"* и критическая позиция С. П. Капицы по отношению к редукционизму методов гуманитарных наук. Искусство рассмотрено как П. В. Симонов, П. М. Ершов. Темперамент. Характер Личность. — М.: Наука, 1984. С. 13. детерминированный, взаимозависимый системный вид деятельности, в отличие от представлений о нем как о подобии некоей спонтанной спиритуализации.

Идеи Н. Винера, А. В. Гулыги, С. П. Капицы, С. П. Курдюмова, Г. Г. Малинецкого, Ж. Пуанкаре, IJ.B. Симонова, А. Эйнштейна о природе мышления обусловили обращение автора диссертации к сравнительному рассмотрению контекста в гуманитарной и техногенной сферах. Важную роль в осмыслении культурных контекстов сыграли исследования А. Зиновьева, К. Касьяновой, С. Хантингтона, Ф. Тромпенаарса, Ч. Хэмпден-Тернера, предложивших понимание природы культурных противоречий в сегодняшнем мире. Исследования JI.A. Бажанова, B.JI. Глазычева, Ч. Дженкса, JI.A. Жадовой, Н. А. Дмитриевой, Д. Б. Дон дурея, М. С. Кагана, В. В. Кириллова, Е. И. Кириченко, Г. Г. Курьеровой, И. Л. Маца, Т. Манна, М. Рагона, М. Семиль, Н. К. Соловьева, В. Н. Турбина, B.C. Турчина, М. Н. Яблонской и др. авторов послужили теоретической основой для понимания специфики искусства XX века.

Научная новизна работы. На материале пластических искусств в диссертации исследованы феномены контекста, контекстного мышления и восприятия, ставшие новыми познавательными и творческими феноменами и, вместе с тем, новыми социальными реакциямиописаны природа, функции, ареал, типология художественных контекстов.

Контекст искусств изучен параллельно с тенденциями экономической, социально-психологической действительности, развитием общества и познания. В результате между художественными и социальными явлениями обнаружены не столько линейное взаимодействие, сколько подвижное синергетическое взаимодействие-равновесие, внутри которого исторические и социальные перемены вызывают реактивные (компенсаторные) изменения. На основе выявленных данных построена пространственно-динамическая модель искусств, описывающая базовые аспекты взаимодействия искусств и действительности.

В диссертации впервые искусства (живопись, скульптура, графика и др.) рассмотрены с позиций родства с проектной культуройв свою очередь в проектных жанрах (дизайне, архитектуре) выявлены качества, роднящие их с чистыми искусствами, в то время как до сих пор преобладает точка зрения о противоположности изящных и проектных искусств.

На защиту выносятся следующие положения:

1) Контекст в современном обществе стал системным познавательным инструментом, способствующим переработке, осмыслению и структурированию информации и противостоящим информационному манипулированию. Он определят прозрачность художественных и познавательных конструктов.

2) В современном обществе и художественной культуре контекст выполняет функцию интерактивного (синергетического) регулирования задач, функций, места искусств в системе общественных институтов и в целом отношений с действительностью.

3) Не будучи специфически художественным инструментом, контекст влияет на мировоззрение, творческие позиции и методы искусств. В силу бесконечного числа каналов взаимодействия с действительностью контекст корректирует художественные языки и коммуникативные инструменты искусствпредопределяет познавательную ценность, значение искусств, их восприятие зрителями.

4) Контекст дает основания для системной научной интерпретации искусств, наряду с эмпирической интерпретацией, так как выявляет уникальность художественных явлений, их сущностную, структурную и деятельную взаимосвязь с действительностью.

Практическая значимость работы. Основные положения работы использованы в творческой практике и учебно-методической деятельности: разработке учебных планов и программ, методологий обучения художников и дизайнеровв преподавании теоретических и практических дисциплин архитекторам, художникам и дизайнерам.

Выводы работы способствуют более тесной интеграции проектной и художественно-творческой деятельностей как между собой, так и с современной действительностью, что реализуется в деятельности тюменской художественно-дизайнерской школыпри организации творческо-просветительских акций: выставок и межрегиональных фестивалей искусства и дизайна (в 1997;2003 гг. в Уральском федеральном округе проведено 7 Межрегиональных фестивалей и 44 выставки искусства и дизайна).

Апробация работы. Теоретические положения диссертации докладывались в выступлениях на Всероссийской научно-практической конференции «Архитектура, дизайн, искусство» (Тюмень, 2001) — Международной конференции «Постмодернизм и судьбы художественной словесности на рубеже тысячелетий» (Тюмень, 2002) — региональной научно-практической конференции «Культура эпохи романтизма» (Екатеринбург, 2002) — Международной конференции образовательной ассоциации Cumulus (С.Петербург, 2003) — Международной конференции «Глобализация и проблемы архитектуры, дизайна, искусства» (Тюмень, 2003) и других.

Рассмотрению процессов явлений художественной культуры посвящены более 40 публикаций автора, в том числе: «Современное искусство и критерии его оценки» (1998) — «Странности романтизма» (2001) — «Постмодернизм в визуальной культуре или О двух постмодернах» (2002) — «О провинциальном и столичном» (2003) — «Российский дизайн в контексте культурной типологии» (на англ. яз., 2003) — «О дизайне: 90-е годы» (2003) — «Русский дух как ограничение (в оригинальном тексте — „враг“. — Г.В.) дизайна» (2003) и др.

Объем и структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, указателя имен, списка использованной литературы. Общий объем работы — 226 машинописных страницыв библиографическом списке использованной литературы — 228 источника. В указателе имен 210 биографических справок и ссылок. В работе 24 иллюстрации, 6 графических моделей, 7 таблиц.

— 164-ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Возвращаясь к определению контекста, мы видим, что реальный смысл этого слова сегодня изменился. Под контекстом вернее понимать систему, управляющую представлениями, знаниями, корректирующую сложившееся понимание вещей и явлений. В таком виде контекст является способом соотнесения новых явлений, фактов, объектов с общепринятыми и, как правило, теоретически обоснованными, представлениями. Речь идет о сопоставлении новых, слабо понятых явлений с известными, понятными, изученными и глобальными. Контекст стал способом аналитического осмысления явлений и вещей через их сопоставление: малых с большими, общих с локальными и дискретными. Контекст стал инструментом объективации, выстраивания закономерностей, структурирования понятий и представлений — мышлением в рамках системы знаний и общественных отношений, в границах культурного опыта и потребностей развития.

Контекст не является панацеей. Знания постоянно дробятся и меняются, поэтому усложняются и каналы контекстных сопоставлений, что усложняет интерпретацию. В известном смысле контекст призван упростить ее, выстраивая систему ссылок на общепринятое. Но на примере культурного контекста мы показали, что, во-первых, существующие представления не являются едиными и неизменными. Во-вторых, любая из контекстных категорий является сложно устроенной системой, параметры и структура которой находятся в переменном состоянии. На него влияют не только знания, но и время, задачи и приоритеты развития общества, наконец, общие явления природы и времени, которые, если верить физикам (С.П. Капица) влияют на нас более существенно, чем личности или тенденции общественного и культурного развития. Искусство выражает их в образах и метафорах, емко, опираясь на художественно-творческую интуицию, но и на рациональные данные.

Искусство новейшего времени развивалось как часть общих проблем эпохи. Ими стали: переход в фазу проектной культуры и усвоение элементов проектного мышления различными видами искусств, в том числе теми, которые прежде основывались на эмпирике, ощущенияхусложнение системных отношений искусства с обществомрационализация взглядов на искусство, творческих методовпревращение художественной культуры и сопутствующей ей инфраструктуры в особую важную часть общества. Следствием этого явились прагматизация сознания, а также и художественно-творческих механизмов, формирование контекстных взглядов и контекстного мышления художников.

Важнейшими предпосылками развития контекстности стали процессы отчуждения — превращения результатов человеческой деятельности в самостоятельную силу, разрывы в сознании (между ожиданиями, притязаниями и этическими нормами, между индивидуальными устремлениями и общественными интересами и т. д.). XX век усилил рассогласования человеческого бытия и сознания, усугубил формы отчуждения человека от природы и социальных институтов, от продуктов собственного труда, религии, морали, красоты, перейдя во второй половине столетия к формированию искусственной среды обитания человека, искусственных каналов и способов коммуникации в непрерывном режиме, в реальном времени и с обратной связью. Контекст в этих обстоятельствах стал интеллектуальным способом восстановления равновесия, взаимосвязывания отчужденных сфер хотя бы на уровне понятий и представлений, — замещением целостности.

Усиливается индивидуализация жизни («изоляция личности», как выразился В. Гропиус [50, с. 89]), поддерживаемая системой либеральных ценностей и новой идеологией политкорректности. Индивидуализация и либерализация бытия дополняются социальной стратификацией, а также дроблением культур, особенно развившимися в конце XX века, что, в свою очередь, дало эффект умножения числа творческих направлений, субъективации творческих процессов и расширения границ искусства, с одной стороны, до границ всего общества, с другой — до глубины личности. Это создало проблемы историкам, критикам, теоретикам, ведь единство теоретических и критических подходов, единство методологий оценки утрачены. Множественность языков искусств не способствует развитию научных взглядов на него, а познавательные возможности гуманитарных наук явно отстают от развития наук естественных. Искусства какой-то период (с 1980;х годов) развивались преимущественно в деятельном и коммерческом форматах, отказавшись от амбициозных гуманитарных целей, которые питали их в I половине XX века. (Немаловажной предпосылкой для этого была та, что социальные идеалы и модели I половины XX века были осуществлены в социальных порядках развитых европейских стран).

В XX веке происходила кинестетизация восприятия — понятийные, вербальные каналы информации ослабевали, визуальные и виртуальные, деятельные и метафорические, — то есть художественно образные — напротив, развивались, причем эта тенденция стала особенно заметной в 1990;х годах. В первой половине века визуализации мышления способствовал кинематограф, во второй половине века — телевидение и Интернет. Новые каналы распространения информации от масскультурной, вроде рекламы, до сверхэлитарной, вроде интеллектуального романа или авангардной музыки и артхауса, создали конкуренцию художественных средств: художественный гул, в котором шансы быть замеченными остались у произведений, наделенных броским аудиовизуальным характером. (Это дало повод итальянскому исследователю Омаро Калабрезе определить художественный процесс как необарокко. Впрочем, в элитарной культуре конца 1990;х годов появилась противоположная тенденция к минимализации художественных средств, что заставляет задуматься о внутренних синергетических механизмах искусства). Принципиальное отрицание художественности, образности, красоты, распространенное с 1910;х годов в европейском искусстве, утрачивается к 1980;м годам естественным путем с появлением семантики, зрелищности, мощной эмоциональности. В конце XX века многократно усилилось значение искусства и различных его институцийумножились его функции и на первой план вышли такие, как развлекательная, информационная, заместительная, утешительная, основывавшиеся на художественно-образных началах и зрелищной притягательности.

Важнейшая черта искусства XX века — постоянное развитие массовых жанров, массового художественного творчества, приход во все виды творчества дилетантов, привносящих с собой свободное и критические отношение к сложившимся стереотипам. В XIX, но в особенности в XX веке, важным фактором стал фактор дилетантизма, в свою очередь дилетантизм стал следствием постановки принципиально новых задач, которые не могли быть решены лишь развитием традиционных внутрицеховых навыков. Теорию дизайна выстрадал художник-самоучка У. Моррис, а сам дизайн создавался живописцами В. Татлиным, А. Родченко, В. Степановой и К. Малевичем. Архитектуру XX века создавали самоучки Ф. О Шехтель, Ф. Л. Райт, Ле Корбюзьеизобразительную культуру — философ В. В. Кандинский, не получившие академического образования 77. Пикассо и С. Дали', кино — его любители У. Гриффит, Л. А. Кулешов или Д. Вертов. Все они и сотни им подобных (впоследствии классиков) очень быстро, в течение нескольких лет, формировали новый язык профессий и их правила. Профессионализация происходила почти мгновенно — по сравнению с временем трансформации греческой архаики в классику или искусства периодов Меровингов и Каролингов в готику.

Для новых дилетантов искусство становится способом самореализации, а для зрителей — актуальным действом, а также утешением, приближением мечты, иллюзорным бытием. С этими процессами связана и широкая диффузия жанров, творческих цехов и слоев искусства, в том числе способствовавшая его жизнеспособности и интеграции в общественную жизнь. Так, архитектура впервые стала литературной, фабульной, философской (магазин Шулина в Вене Ханса Холляйна, его же музей в Мёнхенгладбахе) и даже ироничной (Площадь Италии в Новом Орлеане Чарльза Мура).

Важнейшими факторами, определявшими развитие искусств, стали факторы и функции, связанные с психологическим их воздействием, с функциями катарсиса, утешения, замещения, развлечения, наслаждения и т. п. Никогда в прошлом иллюзорность существования не была столь велика, как в XX веке, в особенности с началом процессов глобализации в 1990;х годах. К этому времени большинство населения развитых стран мира проживало в искусственно созданном мире — городах и городках, мегаполисахпроводило трудовые будни в оболочках, созданных архитекторамиотдыхало в пространствах, придуманных дизайнерами, погружалось в представления, сконструированные кинематографом и массмедиа. Искусство стало в этой среде фрактальной оболочкой жизни и ее школой, последствия уроков которой находились в соответствии с их непредсказуемостью.

Целостность мира, нарушенная в XIX веке (по сути, еще раньше, начиная с эпохи Возрождения) предпринимательской культурой и монетизацией отношений, восстанавливалась на художественно-чувственном уровне. Природа и биологические привычки в этом искусственном мире (мирах) заменялись имитациями, рационализациями, деятельность — потреблением, отсутствующая реальность — виртуальностью. Этот новый мир не представлял угрозы человеку, как иногда представляется, напротив, он сам был синергетической реакцией на изменение основ человеческой жизни и обеспечивал относительную стабильность общества и психологии людей. Но он состоял не только из вещества, может быть, в большей мере из понятий и представлений — замещений физического существования. Интернет и компьютерные игры, телевидение и в особенности телевизионные сериалы с 1990;х годов широко заменяют достоверность иллюзиями.

Перемены как угроза человечности впервые были осознаны художниками эпохи романтизма, которые попытались реанимировать многие из исторических пластов прошлого, активизировать воздействие искусства на человека. Романтики осознали способности искусства не только отражать мифы и идеальные ситуации, но и переконструировать реальность, создавать, так сказать, храм будущего. С начала XIX века искусство все более питается идеями и импульсами, рождающимися вне него — в обществе, социальных и эстетических учениях. Эта особость опробуется в романтической изоляции от бытовой реальности, культивируемой в искусственных художественно-бытовых колониях назарейского братства или йенского кружка романтиков, во множестве других «башен из черного дерева» или «башен из слоновой кости" — усиливается культом искусства и создаваемой им реальности и ее духовным воздействием, а сегодня — в создании субкультур и субцивилизаций сетевых сообществ, противостоящих господствующей культуре.

Чистота, кажущаяся устойчивость эстетических принципов искусства прошлого сменились с началом XIX века познавательным азартом новейшего времени, историческим голодом, всеядностью, уравнивавшими прошлые эпохи в глазах зарождавшихся тогда же европейских наций. Нациям нужны были мифология, зримое вещество самосознания, фрактальная скорлупа единого коллективного разума, культурный скреп, который не мог быть обнаружен в сегодняшнем дне, слишком конкретном, лишенном воображения и не-трансформируемом. Европейские народы начали дележку мирового культурного наследия, экспроприируя его в политически одряхлевших колыбелях европейской цивилизации или придумывая национальную генеалогию вроде Колоннады Аполлона в Павловске. Искусству предназначалась мифо-восстановительная и новая мифотворческая роль. Китайское, готическое, но в особенности византийское и древнерусское прошлое, восставали из небытия в постройках российских архитекторов: К.А. ТонаиА.Н. Померанцева, молодого Ф. О Шехтеля и других. Восстанавливалось греко-римское прошлое в творчестве их европейских коллег — К. Ф. Шинкеля.

— ПОили французского архитектора-новатора П. Ф. А. Лабрустсг, в живописи академиста Ф. Жерара, символиста Г. Мороисторических очерках живописца В. И. Сурикова, мифотворчестве художников Талашкинского и Абрамцевского кружков, деятельности художников многих других направлений.

Вопреки общественным ожиданиям, самое существенное в искусствах создавалось не в основном, структурированном Академиями или официальными процессами потоке, а на альтернативной основе. Самоценная эстетическая реальность произведений романтизма, импрессионизма и т. д., отдельные, противоречащие деловой морали представления о добре, красоте, правде — о сущности бытия, питавшие самые важные инициации искусств, оказались в оппозиции своему времени. При этом художественное вещество и воздействие символизма или социально-критического реализма, модерна и многих других направлений было очень сильным, пронзительно эмоциональным, во многом потому, что инициировались осознанием конфликта непрочности человеческой жизни и особого предназначения личности — сверхзадачи существования — с возможностями ее осуществления.

Искусство очень быстро утвердилось как самоценный вид духовно-творческой деятельности — это происходило усилиями русских и французских писателей конца XIX века, архитекторов, дизайнеров 1910;х- 1920;х годов и других. Благодаря урокам романтиков, оно осознало свои выдающиеся способности воздействовать на человека синестетическими ассоциациями, богатством значений и эмоций, — мощной выразительностью звука, интонации, цвета, тона, формы, масштаба, ритма — художественного образа. Сила и техника художественного воздействия со времени романтиков интересовала многих — как мастеров, так и исследователейот мастеров стиля модерн и организаторов советской художественной группы «Октябрь» до специалистов сегодняшних фабрик грез.

Тенденции — к изменению функций искусства, расширению его присутствия в общественной и личной жизни людей — лишь усиливаются, чему способствует относительное социальное благополучие во многих развитых и развивающихся странах. Искусство превращается в познавательный инструмент: в 1960;е годы художники левого политического толка отрицают художественный вымысел, признают лишь документальные формыдокументальное кино, литературу, живопись действия (термин «поп fiction — не выдуманное» появится в начале 1990;х годов). Документальность, непридуманность оказались новыми гранями искусств, наряду с разного рода формами фантастичности и виртуальности: все вместе они развиваются в направлении развития достоверности в искусстве и, как ни парадоксально, его манипулятивных способностей. Впрочем, независимо от каких бы то ни было личных усилий, исторической тенденцией XX века оставалось расширение «царства искусства», о чем скептически в начале века говорил Томас Манн: «Царство искусства на земле расширяется, а царство здоровья и простодушия становится все меньше. Надо было бы тщательно оберегать то, что еще осталось от него, а не стараться обольщать поэзией людей, которым всего интереснее книги о лошадях, иллюстрированные моментальными фотографиями» [104, с. 128]. Контекст при этом выражал тенденцию к онаучиванию знаний и познавательной объективности.

Вероятно, искусство уровня Т. Манна или Ф. Л. Райта так и оставалось бы автономным царством, если бы не появление и развитие кино, телевидения, массовых коммуникаций — в целом духовной сферы, в том числе образовательных учреждений, гуманитарных наук. В 1960;х годах процесс обособления искусства в специфическую индустрию человеческой деятельности завершился. Этому способствовало появление массовых видов искусств и осознание его манипулятивного потенциала промышленностью, политикой, идеологическими институтами, а сегодня и глобальными корпорациями. Язык искусств стал более зрелищным, многосложным и разнообразным. Классическая ясность, содержательная доступность сменились формальной и смысловой энтропиейместо общепонятных средств заняли инновационные приемы, сознательно спроектированные в сочетании новизны и общепринятых качеств. Особенностями XX века стали полистилизм, творческая многовекторность.

Изменились и творческие методики — во второй половине XX века они больше ориентированы вовне, в общество, поэтому часто нацелены на внешний успех, тиражирование, предсказуемость гуманитарного, социального и коммерческого результатов. Поэтому искусства не могут как прежде основываться лишь на свободной творческой эмпирике и интуиции, напротив, опираются на технологии проектирования искусства — искусства в широком смысле, а не только его проектных видов — архитектуры и дизайна, а вообще художественных продуктов. Это не означает полного исчезновения традиционных эмпирических подходов, но ареал их сужается. Все искусства развивались в XX веке как системные виды деятельности (а не просто творчества), и в связи с этим создание творческих продуктов и их восприятие также осуществляются в рамках системы.

В новых — спроектированных художественных продуктах — при строгом рассмотрении заметны манипулятивные приемы (формальная чрезмерностьэксплуатация распространенных образов, знаков и брэндовупрощение художественного вещества и т. д.). Но все слои искусства, виды и жанры ориентированы на свои потребительские группы, выполняют многообразные социальные роли, среди которых в конце XX века на первый план, кроме иллюзорного замещения действительности, выходят эмоционально-психологические (заместительные, компенсационные, утешительные).

Контекстное мышление в этой ситуации стало увеличительным стеклом восприятия современного человека — способом объективации общих и личных реалий, познавательным инструментом осознания социальных и личных ролей искусства в системе современных реалий, в какой-то мере и методологией творческого мышления. Контекст в системах общественной деятельности, познания и творчества выполняет роль и отдельной управляющей надстройки (системы, программы). Он позволяет исследовать сложно организованные художественные произведения (образы, вещества), их строй, семантику, индивидуальные и общие черты в условиях, когда языков и адресатов искусства стало почти бесконечно много, а нормативные эстетические критерии утратили свой познавательный смысл. Одновременно контекст выполняет и функцию системного связующего, дающего образ целого в жизни, искусстве, миропонимании.

Необходимо также отметить, что многие творческие направления XX века как бы вышли из соответствующих контекстов: функционализм — контекста социального переустройства обществапоп-арт — феноменов массового потребленияконцептуальное искусство — из контекста социологических моделей общества (верее даже сказать — социологических рационализации) — массовое искусство — из контекста эмоционального истощения бытовой реальности векапостмодерн — из контекста возвращения искусствам их целостности и художественной полноты.

Образ, художественность искусства — трудно постигаемый рациональными способами многослойный материал контекстов. Художественный образ своей неотчётливостью позволяет, конечно, по-разному его трактовать. Даже такие невинные, как часто они воспринимаются сегодня, вещи, как «Троица» Андрея Рублёва или одноименный собор в Сергиевом Посаде, были больше, чем просто идеальной художественной моделью, декларированием красоты, но, прежде всего, мировоззренческой и политической декларацией (идеи объединения Руси, раздиравшейся в то время различными «элитами»). Сверхсознание всегда давало знать о некоей содержательной субстанции, таившейся в художественных продуктах. Художественная история свидетельствует: независимо от того, осознавалось или не осознавалось в художественных установках значение внутренней «начинки» искусств, на уровне коммуникационных каналов — уровне сверхсознания и аппроксимации в искусстве всегда виделся один из самых важных человеческих институтов, позволявших выстраивать и регулировать отношения с окружающим миром.

— 174.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Алвар Аалто. Архитектура и гуманизм / Перевод / Сост. А. П. Гозак. М.: Прогресс, 1978.-221 е.: ил.
  2. О.Н. Контекст как основа познания: Социокультурный аспект: Автореф. дис. .канд. философ, наук: 09.00.01 / Том. гос. ун-т. Томск, 1999. -16 с.
  3. Д.К. Современное искусство 1770−1970. — М.: Искусство, 1999. 756 е.: ил.
  4. В.Р. Художник и предметное творчество. Проблемы взаимодействия материальной и художественной культуры XX века. М.: Сов. худож., 1987. -232 е.: ил.
  5. Л. А., Турчин В. С. К суждению об авангардизме и неоавангардизме // Советское искусствознание'77 / Сб. ст./ Ред. Л. А. Бажанов. Вып. 1. — М.: Советский художник, 1978. С. 16 — 54.
  6. А., Зодерквист Я. № 1-ократия: Новая правящая элита и жизнь после капитализма. СПб.: Стокгольмская школа экономики в Санкт-Петербурге, 2004. — 252 с.
  7. М.М. Эстетика словесного творчества / Сост. С.Г. Бочаров- Текст подгот. Г. С. Бернштейн и Л.В. Дерюгина- Примеч. С. С. Аверинцева и С. Г Бочарова. М.: Искусство, 1979. — 424 с. — (Из истории сов. эстетики и теории искусства).
  8. Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования / Пер. с англ. М.: Academia, 1999. — 956 с.
  9. Бестужев-Лада И. В. Альтернативная цивилизация. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. — 352 с.
  10. A.A. Десять поэтических книг/ Сост.: В. П. Енишерлов. М.: Моск. рабочий, 1980. -496 с., 1 л.ил.
  11. A.A. Всеобщая организационная наука (тектология). 4.1−2. -М., 1913−1917. -Ч.З.- Берлин- Пг., 1923.
  12. A.A. Системная организация материи (из книги «Всеобщая организационная наука (тектология)») / В сб.: На переломе. Философские дискуссии 20-х годов: Философия и мировоззрение / Сост. П. В. Алексеев. М.: Политиздат, 1990. С. 422−435.
  13. К.Г. Камиль Писсарро и его время / В кн.: Камиль Писсарро: Письма. Критика. Воспоминания современников / Сост., вст. ст., примеч. и хронол. жизни и творч. К. Г. Богемской. М.: Искусство, 1974. С. 3 -43.
  14. Ю.Б. Эстетика: / Юрий Бореев. М.: Русь-Олимп: ACT: Астрель, 2005.-829, 3. с.
  15. Е.А. Русская архитектура второй половины XIX века. М.: Наука, 1979.-320 е.: ил.-17 622. Бонно Э. Нестандартное мышление: Самоучитель / Пер. с англ. Мн.: ООО «Попурри», 2000. — 224 е.- ил. — (Серия «Живите с умом»).
  16. Т.Ю. Феномен вещи в дизайне: философско-культурологический анализ: Автореф. дис. .док. философ, наук: 09.00.13 / Ур. гос. ун-т. Екатеринбург, 2003.-44 с.
  17. Р. Новый брутализм: этика или эстетика? / Пер. с англ. М.: Стройиздат, 1973.-200 е., ил.
  18. И.В. Кино и телевидение в современной культуре / Искусство в системе культуры: Сб. ст. / Сост. и отв. ред. М. С. Каган. JL: Наука, 1987. Сс. 159−163
  19. Г. Основные понятия истории искусств: Проблема эволюции стиля в новом искусстве. СПб.: ТОО «Мифрил», 1994. — XYIII + 398 е., ил.
  20. Р. Вентури. Сложность и противоречия в архитектуре / Мастера архитектуры об архитектуре. Зарубежная архитектура: Конец XIX XX век / Сост. и ред. A.B. Иконникова. — М.: Искусство, 1972.
  21. Вехи- интеллигенция в России: Сб. ст. 1909−1910 / Сост., коммент. Н. Казаковой- Предисл. В. Шелохаева. М.: Мол. Гвардия, 1991. — 462 2. с. -(Звонница: Антология русской публицистики).
  22. Н. Творец и будущее: Пер. с англ. М.: ACT, 2003. — 732, 4. с. -(Philosophy).
  23. .Р. Итальянский Ренессанс. XIII XYI века. — Т. I- II. — М.: Искусство, 1977. — (Курс лекций по истории изобразительного искусства и архитектуры).
  24. Вопросы технической эстетики: Дизайн как предмет научных и социально-философских исследований / Сб. ст./ Под ред В. Р. Аронова. М.: ВНИИТЭ, 1970. — Вып. 2. — 336 с.
  25. Г. Г. Твоя информационная культура. М.: Мол. гвардия, 1988. — 3031. с. — (Молодежь: проблемы и перспективы).
  26. Я. Мифы и утопии архитектуры XX века / Пер. с польск. М.В. Предтеченского- под ред. B.JI. Глазычева. М.: Стройиздат, 1990. — 286 е.: ил.
  27. Гадамер Г.-Г. Актуальность прекрасного. М.: Искусство, 1992.
  28. Г. Д. Национальные образы мира. Кавказ. Интеллектуальные путешествия из России в Грузию, Азербайджан и Армению. М.: Издательский сервис, 2002. — 416 с.
  29. О.И. Проектная культура и концептуализм // Социально-культурные проблемы образа жизни и предметной среды. М., 1987. — (Труды ВНИИТЭ. Сер. «Техническая эстетика" — Вып. 52).
  30. О.И. Вещь, образ и переживание в художественном проектировании // Художественное моделирование комплексного объекта. М., 1981. — (Труды ВНИИТЭ. Сер. «Техническая эстетика" — Вып. 31).
  31. М.Ю. Модернизм. Искусство первой половины XX века. — СПб.: Азбука-классика, 2003. 480 е.: ил.
  32. И.Ф. Об искусстве. Сост., вступит, статья и примеч. A.B. Гулыги. — М.: Искусство, 1975. 623 с.
  33. B.JI. Художник и публика (Нетнетизм в искусстве Запада) // Советское искусствознание'73: Сб. ст. / Ред. Ю. М. Овсянников, В. И. Савицкая. -М.: Советский художник, 1974. Сс. 120−140.
  34. B.JI. О дизайне. Очерки по теории и практике дизайна на Западе. М.: Искусство, 1970. — 192 с.
  35. B.JI. Архитектура. Энциклопедия / B.JI. Глазычев. М.: ИПЦ «Дизайн. Информация. Картография" — ООО «Издательство Астрель" — ООО «Издательство ACT», 2002. — 672с., ил.
  36. Э.М. Историческое самоопределение графического дизайна в проектной культуре России (1880−1980-е гг.): Автореф. дис. док. искусств.: 17.00.06 / СПГХПА. СПб., 2001. — 65 с.
  37. А.Ф. Франк Ллойд Райт. М.: Стройиздат, 1973, — 136 е.: ил.
  38. A.A. Концепции современного естествознания. М.: Центр, 2000. -208 с.
  39. Греймас А.-Ж. Структурная семантика: Поиск метода / Пер. с фр. Л. Зиминой. М.: Академический Проект, 2004. — 368 с. — («Концепции»),
  40. Р., Перчи О., Шухов Ф. В.Г. Шухов (1853 1939): Искусство конструкции / Под ред. Р. Грефе, М. М. Гаппоева, О. Перчи. — М.: Мир, 1994. -192 е.: ил.
  41. В. Границы архитектуры/ Пер A.C. Пинскер, В. Р. Аронова, В.Г. Калиша- Сост., науч. ред. и пред. В.И. Тасалова- Коммент и указатели В. Р. Аронова. М.: Искусство, 1971. — 286 с. — (Проблемы материально-художественной культуры).
  42. A.B. Искусство в век науки. М.: Наука, 1978. — 182 с.
  43. A.B. Принципы эстетики. М.: Политиздат, 1987. — 286 с. — (Над чем работают, о чем спорят философы).
  44. A.B. Гегель. 2-е изд., испр. и доп. — М.: Соратник, 1994. — 256 с.- (Серия избранных биографий).
  45. A.B. Шеллинг. 3-е изд., испр. — М.: Соратник, 1994. — 316 4. с. -(Серия избранных биографий).
  46. И.Е. Лексико-семантическое поле «прекрасное — уродливое"в русском языке: Автореф. дис. канд. филолог, наук: 10.02.01 / Тюм. гос. ун-т.- Тюмень, 2002. 22 с.
  47. . Письмо и различие / Пер. с франц. А. Гараджи, В. Лапицкого и С. Фокина. Сост. и общая ред. В. Лапицкого. СПб.: Академический проект, 2000.-432 с.
  48. Ч. А. Язык архитектуры постмодернизма / Пер. с англ. A.B. Рябушина, М.В. Уваровой- Под ред. A.B. Рябушина, В. Л. Хайта. М.: Стройиздат, 1985. — 136 е.: ил.
  49. Ч.А. Новая парадигма в архитектуре // Проект international. 2002.- № 5. С. 9 112.- 17 959. Дизайн. Документы-2: Архитектура. Дизайн. Искусство- Сб. мат. Всероссийской науч.-практ. конференции и круглого стола. Тюмень: Дизайн-центр, 2002. — 136 с.
  50. Дизайн. Документы-3: Архитектура. Дизайн. Искусство- Сб. мат. -Тюмень: Тюм. колледж иск., 2003. 160 е., 192 ил.
  51. Дизайн. Документы-4: Архитектура. Дизайн. Искусство- Сб. мат. конф. «Глобальный вызов и проб, архитектуры, дизайна, искусства». Тюмень: Тюм. колледж иск., 2004. — 320 е., 295 ил.
  52. Д. К проблеме исследования функции искусства // Советское искусствознание'79. / Сб. ст./ Ред. JI.A. Бажанов. Вып. 1.- М.: Советский художник, 1980. С. 216 — 237.
  53. В.Н. Когнитивные способности: структура, диагностика, развитие. М.: ПЕР СЭ- СПБ.: ИМАТОН-М, 2001. — 224 с.
  54. П.Ф. Задачи менеджмента в XXI веке / Пер. с англ.: Уч. пос. М.: Изд. дом «Вильяме», 2001. — 272 с: ил. — Парал. тит. англ.
  55. Д. В. Модернизм и постмодернизм: Мысли об извечном коловращении изящных и неизящных искусств. Харьков: Фолио- М.: ACT, 2000. — 256 с. — (книжная серия «Мастера»).
  56. Г. Практическая эстетика / Пер. В.Г. Калиша- Сост., вс. ст. и комментарии В. Р. Аронова. М.: Искусство, 1970. — 320 с. — (Проблемы материально-художественной культуры).
  57. A.A. Запад. М.: ЗАО изд-во Центрполиграф, 2000. — 509 с.
  58. A.B. Архитектура Москвы. XX век. М.: Моск. рабочий, 1984. — 222 е., ил.
  59. В.Л. На рубеже эпох. Экономические тенденции и их неэкономические следствия / В. Л. Иноземцев. М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2003. — 776 с.
  60. Искусство в контексте информационной культуры / Сб. ст.- науч. ред. Ю.Н. Parc, В. М. Петров. М.: Смысл, 1997. — 204 с.
  61. Искусство в системе культуры: Сб. ст. / Сост. и отв. ред. М. С. Каган. JL: Наука, 1987.-272 с.
  62. Искусство в ситуации смены циклов: междисциплинар. аспекты исслед. худож. культуры в переход, процессах: Сб. ст. — М.: Наука, 2002. 467 с.
  63. Искусство и научно-технический прогресс: Сб. ст. / Ред.-сост. Л. И. Новикова, B.C. Соколов. М.: Искусство, 1973. — 464 с.
  64. Искусство XX века. Итоги столетия: избр. материалы конф., дек. 1999 г. / Сост. C.B. Кудрявцева. СПб.: ГЭ, 2003. — 311 с.
  65. М.С. Социальные функции искусства. Л., 1978- Искусство в системе культуры: Сб. ст./Сост. и отв. ред. М. С. Каган. — Л.: Наука, 1987 — 272 с.
  66. В. Точка и линия на плоскости. СПб.: Азбука, 2001. — 560 е.: ил. + вклейка (32 е.).
  67. С.П., Курдюмов С. П., Малинецкий Г. Г. Синергетика и прогнозы будущего. — Изд. 3-е. М.: УРСС, 2003. — 288 с. (Синергетика: от прошлого к будущему).
  68. Кара-Мурза С. Г. Советская цивилизация. Книга вторая. От Великой Победы до наших дней. М.: Алгоритм, 2002. — 688 с. — (Серия «История России»),
  69. К. О русском национальном характере. М.: Институт национальной модели экономики, 1994. — 367 с.
  70. К. О чем молчит народ // Культура. 1994. — 29 октября.
  71. В.В. Архитектура русского модерна (опыт формологического анализа). М.: Изд-во Моск. ун-та, 1979. — 214 е.: 38 ил.
  72. Е.И. Федор Шехтель. М.: Стройиздат, 1973. — 141 е.: ил.
  73. Е.И. Русская архитектура 1830−1910-х годов. М.: Искусство, 1978.-399 е.: ил.
  74. И. Эпоха необарокко / В сб. Дизайн на Западе. М.: ВНИИТЭ, 1994. С. 7 — 18.
  75. К., Голдсмит Дж. Конец менеджмента и становление организационной демократии / Пер. с англ. СПб.: Питер. — 368 е.: ил.
  76. Е.Ф. Романтическая битва. Очерки французской романтической живописи 1820-х годов. JI.: Издательство «Искусство», Ленингр. отд., 1969. — 272 е.: ил.
  77. П.А. Северная деревня в XY первой половине XIX века. -Вологда: Северо-Западное книжное издательство, 1976.-416 с.
  78. Критика современной буржуазной социологии искусства / Сост. A.B. Михайлов. М.: Издательство «Наука», 1978. — 272 с.
  79. Г. Г. Что впереди?/ Дизайн на Западе. М.: ВНИИТЭ, 1992. С. 47−66.
  80. Ле Корбюзье. Архитектура XX века / Пер. с фр.- под ред К. Т. Топуридзе. -М.: Прогресс, 1977. -304 е.: ил.
  81. М.Я. Венская школа искусствознания / История европейского искусствознания. Вторая половина XIX начало XX века- В 2-х кн.: Кн. I. — М.: Наука, 1969.
  82. К. Оборотная сторона зеркала: Пер. с нем./ Под ред. A.B. Гладкого- Сост. A.B. Гладкого, А.И. Федорова- Послесловие А. И. Федорова. М.: Республика, 1998.-393 с. — (Мыслители XX века).
  83. А.Ф. Проблема символа и реалистическое искусство. — М.: «Искусство», 1976. 367 с.
  84. Ю.М. Семиосфера. СПб., «Искусство-СПБ», 2001. — 704 с.
  85. Т.Г. Архитектура двадцатого века- Учебное пособие для вузов /Т.Г. Маклакова. -М.: Изд-во АСВ, 2001.-200 е.: ил.
  86. К. Черный квадрат. СПб.: Азбука, 2001. — 576 с. + вкл. (64 е.).
  87. И.А. Знак коммуникации. Дискурсивные матрицы. — М.: Едиториал УРСС, 2004. 240 с.
  88. А. Зеркало лимба: Сборник: Пер. с фр. / Сост. Е.П. Кушкин- Авт. пред. Л. Г. Андреев. М.: Прогресс, 1989. — 520 е., 1,5 л. ил. — (Зарубеж. худож. публицистика и докум. проза).
  89. Т. Новеллы / Пер. с нем.- Предисл. С. Апта. М.: Худож. лит., 1973. -384 с.
  90. Н. Б. Эстетика постмодернизма. СПб.: Алетейя, 2000. -347 с. — (Серия «Gallicinium»).
  91. Мартин Г.-П., Шуманн X. Западня глобализации: атака на процветание и демократию / Пер. с нем. М.: Издательский Дом «Альпина», 2001. — 335 с.
  92. Мастера архитектуры об архитектуре. Зарубежная архитектура. Конец XIX — начало XX века: Избранные отрывки из писем, статей, выступлений и трактатов / Под общ. ред. A.B. Иконникова, И. Л. Маца, Г. М. Орлова. М.: Искусство, 1972.-688 е.: ил.
  93. И.Л. Проблемы художественной культуры XX века. М.: Искусство, 1968.-208 с.
  94. .С. На рубеже науки и искусства. Спор о двух сферах познания и творчества. Л.: Издательство «Наука», Ленингр. отд., 1971. — 248 с.
  95. .С. Процесс творчества и художественное восприятие: Комплексный подход: опыт, поиски, перспективы / Предисл. Б. Кедрова. — М.: Искусство, 1985.-318 с.
  96. А.Ю., Разлогов К. Э. Контркультура и «новый» консерватизм. -М.: Искусство, 1981.-264 с.
  97. Мерло-Понти М. Феноменология восприятия / Пер. с фр.- под ред. И. С. Вдовиной, C. J1. Фокина. СПб.: «Ювента" — «Наука», 1999. — 608 с. — (Сер. «Французская библиотека»).
  98. С.М. История дизайна: Уч. для вузов. М.: Союз Диз. России.- Т. 1, 2000. 264 е.: ил. — Т. 2, 2003. — 270 е.: ил.
  99. . Ф.М. Три проблемы в творчестве Г.П. Щедровицкого// Вопросы философии. 2004.-№ 3.-С. 156−169.
  100. У. Искусство и жизнь. Избранные статьи, лекции, речи, письма. Пер., коммент. Р. Усмановой. М.: Искусство, 1973. — 512с- 8 л. ил. — (История эстетики в памятниках и документах).
  101. На переломе. Философские дискуссии 20-х годов: Философия и мировоззрение / Сост. П. В. Алексеев. М.: Политиздат, 1990. — 528 с.
  102. М. Сто архитекторов московского модерна. Творческие портреты. М.: Издательство «Жираф», 2000. — 304 е.: ил.
  103. Г. А. Генрих Вельфлин / История европейского искусствознания. Вторая половина XIX начало XX века: В 2-х кн.: Кн. I. М.: Наука, 1969.
  104. Д. Проблемы дизайна / Пер Д. Э Куниной и Д.В. Сильвестрова- Под ред. и с предисл. К. М. Кантора. М.: Искусство, 1971. — 208 с. -(Проблемы материально-художественной культуры).
  105. Ю.В. Введение в теорию системных исследований искусства / Ю. В. Осокин. М.: Алетейя, 2003. — 397 с.
  106. О современной буржуазной эстетике: Сб. ст. / Сост. В. И. Тасалов. Вып. 3. — М.: Искусство, 1972. — 368 с.
  107. Ортега-и-Гассет, X. Эстетика. Философия культуры / Вступ. ст. Г. М. Фридлендера- Сост. В. Е. Багно. М.: Искусство, 1991. — 588 с. — (История эстетики в памятниках и документах).
  108. Ортега-и-Гассет, X. Восстание масс: Пер с исп. / X. Ортега-и-Гассет. — М.: ООО «Издательство ACT», 2002. 509, 3. с. — (Philosophy).
  109. Е.Э. Дизайн рекламы: стратегия проектного творчества: Автореф. дис.. док. искусств.: 17.00.06 / Ур. гос. арх.-худ. акад. -Екатеринбург, 2003. 56 с.
  110. В. Дизайн для реального мира / Пер. с английского. М.: Издатель Д. Аронов. — 416 е.: ил.
  111. В. Конец антифункционализма // Декоративное искусство СССР.-1975.-№ 11.
  112. Л.Б. Проектная мифопластика предметного мира жилища как комплексного объекта // Художественное моделирование комплексного объекта. М., 1981. — (Труды ВНИИТЭ. Сер. «Техническая эстетика" — Вып. 31).
  113. Ю. Диалоги красного домика: Интервью с Бернаром Чуми // Эксперт-Вещь. 2004. № 7−8. С. 25−26.
  114. Психолингвистика за рубежом / Сб ст.- под ред. A.A. Леонтьева, Л. В. Сахарного. М.: Издательство «Наука», 1972. — 128 с.
  115. М.В. Семиотические принципы формирования архитектурного пространства: Автореф. дис.. канд. арх.: 18.00.01 / Ур. гос. арх.-худ. акад. -Екатеринбург, 2003. 24 с.
  116. М. Города будущего / Пер. с фр. В. Г. Калиша и Ж.С. Розенбаума- под ред. Д. Б. Хазанова. Предисл. И. М. Смоляра. М.: Мир, 1969. — 296 е.: ил.
  117. Реальный дизайн: Сб. мат. IY Межрег. фестиваля иск-ва и дизайна. -Тюмень: Тюм. диз.-центр. 2001. 128 с.
  118. П. Герменевтика. Этика. Политика: Московские лекции и интервью.- М.: АО «KAMI" — Изд. центр Academia, 1995. 160 с.
  119. Р., Ратцка X. История прикладного искусства нового времени / Пер. с англ.- Предисл. и указатели Д. В. Сильвестрова. -М.: Искусство, 1971. -272 е.: ил. (Проблемы материально-художественной культуры).
  120. Э.М. Парадоксы протеста. Очерки о молодежи Запада. М.: АПН, 1985.-272 е., ил.
  121. Е.А. Художник в дизайне. Опыт работы Центр, учеб.-эксперимент. студии худож. проектирования на Сенеже- Предисл. Л. Жадовой.- М.: Искусство, 1974. 176 е.- 24 л. ил.
  122. В.М. Эволюция взглядов и особенности философии Г.П. Щедровицкого // Вопросы философии. 2004. — № 3. — С. 144−155.
  123. М.А. Рожденный мыслить / Вопросы философии. 2004. — № 3. -С. 133−143.
  124. Русская художественная культура второй половины XIX века / В. Г. Кисунько, М. Н. Бойко, JI.3. Корабельникова и др. -М.: Наука, 1988.-388 с.
  125. Русский язык. Энциклопедия / Гл. ред. Ю. Н. Караулов. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Большая Российская энциклопедия- Дрофа, 1998. — 703 е., 16 с. вкл.
  126. Самосознание европейской культуры XX века: Мыслители и писатели Запада о месте культуры в совр. об-ве. М.: Политиздат, 1991. — 366 с.
  127. Д.В. О национальных особенностях романтизма в русской живописи начала XIX века // Советское искусствознание'73: Сб. ст. / Ред. Ю. М. Овсянников, В. И. Савицкая. -М.: «Советский художник», 1974. С. 141−163.
  128. М. О хэппенинге без комментариев// Театр 1968.-№ 2. -С. 157 162.
  129. Семиотика пространства: Сб. науч. тр. Междунар. ассоц. семиотики пространства / Под ред. А. А. Барабанова. Екатеринбург: АРХИТЕКТОН, 1999.
  130. С.И. Мои дизайнеры. М.: Линия График, 2002. — 398 с.
  131. С.И. Стиль в графическом дизайне. 60-е 80-е годы. — М.: ВНИИТЭ, 1991.-116 е.: ил.
  132. Н.В. Светоцветовая терапия. Смысл и значение цвета: информация цвет — интеллект. — 2-е изд., перераб. — СПб.: Речь, 2002. — 160 е., ил., табл.
  133. В.Ф. Проблема художественного образа в дизайне // Проблемы образного мышления и дизайн. М., 1978. — (Труды ВНИИТЭ. Сер. «Техническая эстетика" — Вып. 17).
  134. В.Ф. Дизайн как общеобразовательная дисциплина: По следам поисковой программы Королевского колледжа искусств / Дизайн в общеобразовательной системе. М.: ВНИИТЭ, 1994. С. 9−14.
  135. В.Ф. Лекция «Некоторые аспекты истории и теории дизайна» / В сб. Реальный дизайн: Сб. мат. IY Межрег. фестиваля иск-ва и дизайна. -Тюмень: Тюм. диз.-центр. 2001. С. 36−73.
  136. П. В. Метод К.С. Станиславского и физиология эмоций. М.: Изд-во АН СССР, 1962.
  137. П.В. Эмоциональный мозг. М.: Наука, 1981.
  138. П.В. Познание неосознаваемого // Наука и жизнь. 1980. — № 1. -С. 60−67.
  139. П.В., Ершов П. М. Темперамент. Характер. Личность. — М.: Наука, 1984.- 160 с.
  140. П.В. Мозг, душа и созидание // Известия. 1989. — 1 мая.
  141. Т.А. Константин Тон. Л.: Стройиздат, Ленингр. отделение, 1989. — 224 е., ил. — (Мастера архитектуры).
  142. Современный словарь иностранных слов: Ок. 20 000 слов. М.: Рус. яз., 1992.-740 с.
  143. Н.К., Турчин B.C., Фирсанов В. М. Современная архитектура Франции. М.: Стройиздат, 1981. — 303 е.: ил.
  144. Социально-культурный контекст искусства: ист.-эстет. анализ: Сб. науч. ст. /АН СССР, Ин-т философии. М.: Б.и., 1987.
  145. С.С. Психология в лицах. М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. -384 с.
  146. Д. Театр для людей. Мысли записанные, высказанные и осуществленные / Пер. с итал. и коммент. С. Бушуевой. М.: Радуга, 1984. -312.
  147. М. Деньги: крушение политики / Пер. с фр. O.E. Волчек и С. Л. Фокина. СПб.: «Наука», 2001. — 138 с. — (Сер. «Французская библиотека»).
  148. Э. Третья волна: Пер. с англ./ Э. Тофлер. М.: ООО «Фирма «Издательство ACT», 1999. — 784 с.
  149. Э. Шок будущего: Пер. с англ./ Э. Тофлер. М.: ООО «Издательство ACT», 2001. — 560 с.
  150. Ф., Хэмпден-Тернер Ч. Национально-культурные различия в контексте глобального бизнеса / Ф. Тромпенаарс и Ч. Хэмпден-Тернер // Пер. с англ. Е. П. Самсонов. Мн.: ООО «Попурри», 2004. — 528 е.: ил. (на обложке: Ч. Хампден-Тернер. — Г.В.).
  151. B.C. Искусство и политика во взглядах «новых левых» // Советское искусствознание'75: Сб. ст. / Ред. Л. А. Бажанов. -М.: «Советский художник», 1976. С. 95−116.
  152. Д.Н. Общая психология / Пер. с грузинского Е.Ш. Чомахидзе- Под ред. И. В. Имедадзе. М.: Смысл- СПб.: Питер, 2004. — 413 е.: ил. — (Серия «Живая классика»).
  153. .А. Поэтика композиции. СПб.: Азбука, 2000. — 352 с.
  154. Ф. Теории информационного общества / Фрэнк Уэбстер- Пер. с англ. М. В. Арапова, Н.В. Малыхиной- Под ред. Е. Л. Вартановой. М.: Аспект Пресс, 2004. — 400 с.
  155. Дж. Аристос. М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2002. — 432 с. — (Серия «Антология мудрости»).
  156. Э. Анатомия человеческой деструктивности: Перевод / Авт. вступ. ст. П. С. Гуревич. М.: Республика, 1994. — 447 с. — (Мыслители XX века).
  157. Э. Мужчина и женщина. М.: ООО «Фирма «Издательство ACT», 1998. — 512 с. — (Классики зарубежной психологии).
  158. Э. Величие и ограниченность теории Фрейда. М.: ООО «Фирма «Издательство ACT», 2000.-448 с. — (Классики зарубежной психологии).
  159. Ф. Великий разрыв / Ф. Фукуяма- Пер. с англ. под общ. ред. A.B. Александровой. -М.: 000"Издательство ACT», 2003. -474, 6. с. -(Philosophy).
  160. А. Гуру менеджмента / Пер. с англ. под ред. Ю. Каптуревского.- СПб.: Питер, 2002. 480 е.: ил. — (Серия «Теория и практика менеджмента»).
  161. Хан-Магомедов С.О. М. Я. Гинзбург. JL: Стройиздат, Ленингр. отделение, 1972. — 184 е., ил. — (Мастера архитектуры).
  162. Хан-Магомедов С.О. В. Кандинский о восприятии и воздействии средств художественной выразительности // Проблемы образного мышления и дизайн.- М., 1978. (Труды ВНИИТЭ. Сер. «Техническая эстетика" — Вып. 17).
  163. Хан-Магомедов С. О. Илья Голосов. М.: Стройиздат, 1988. — 232 е., ил. — (Мастера архитектуры).
  164. С.П. Запад уникален, но не универсален // Мировая экономика и международные отношения. 1997. — № 8. — С .84 — 93.
  165. Г. Гауди тореадор искусства. — М.: Изд-во Эксмо, 2004. -352 е.: ил.
  166. . Стиль XX века. М.: Слово/Slovo, 2004. — 240 е.: ил.
  167. Хисамова 3. Что подумает сосед Василий // Эксперт. 2002. — № 38. — С. 50−56.
  168. Л., Зиглер Д. Теории личности. Основные положения, исследования и применение / Л. Хьелл, Д. Зиглер. 3-е изд. — СПб.: Питер, 2003.-608 с.
  169. Дж. Конец науки: Взгляд на ограниченность знания на закате Века Науки / Пер. с англ. М. Жуковой. СПб.: АМФОРА, 2001. — 479 с.
  170. П.Я. Статьи и письма / Сост., вступ. ст. и коммент. Б. Н. Тарасова. 2-е изд., доп. — М.: Современник, 1989. — 623 с.
  171. А.Г. Братья Веснины. -М: Стройиздат, 1970. 180 е., ил.- (Мастера архитектуры).
  172. Г. П. Интеллект и коммуникация // Вопросы философии. 2004. — № 3. — С. 170−183.
  173. Шишков И. З. Современная западная философия. Очерки истории. М.: Едиториал УРСС, 2004. — 336 с.
  174. А.Н. Архитектура Запада и мир искусства XX века. — М.: Стройиздат, 1989.-318 е.: ил.
  175. Эко У. Отсутствующая структура. Введение в семиологию / Пер. с итал. В. Г. Резник и А. Г. Погоняйло. СПб.: «Симпозиум», 2004. — 544 с.
  176. JI. Благосостояние для всех: Репринт, воспроизведение: Пер. с нем./ Вступ. ст. Б. Б. Багаряцкого, В. Г. Гребенникова. М.: Дело, 2001. — 352 с.
  177. Эстетика: Словарь/ Под общ. ред. A.A. Беляева и др. М.: Политиздат, 1989.-447.
  178. Эстетические ценности предметно-пространственной среды / A.B. Иконников, М. С. Каган, В. Р. Пилипенко и др.: Под общ. ред. A.B. Иконникова- ВНИИТЭ. М.: Стройиздат, 1990. — 355 е.: ил.
  179. Юнг К. Г. Алхимия снов / Пер. с англ. Семиры. СПб.: Тимошка, 1997.- 352 с. (Момент истины).
  180. М.Н. Творчество молодых художников на новом этапе развития советского изобразительного искусства // Советское искусствознание'77 // Сб. ст./ Под ред. JI.A. Бажанова. — Вып. 1. — М.: Советский художник, 1978. С. 5 15.
  181. Bonta J. Ludvig Mies van der Rohe / Aus dem ungar. ubers, von Miklos Marosszeki. Berlin: Henschelverlag Kunst und Gesellschaft, 1983. — 96 S., Abb.
  182. Designing the 21 'st Century. Edited by Charlotte and Peter Fiell. Koln: Taschen GMBH, 2001. — 576 S.: Ab.
  183. Jododio Ph. Architecture Now! Koln: Taschen GMBH, 2001. — 576 S.: Ab.
  184. Farbgestaltung / Autorenkollektiv unter der Leitung von W. Arnold: Zweite, bearb. Aufl. Berlin: VEB Verlag fur Bauwesen, 1977.
  185. Fiell Ch., Fiell P. Design of the 20th Century. Koln: Taschen GMBH, 1999. -768 S., Ab.
  186. Fossati P. II design in Italia: 1945−1972. Torino: Giulio Einaudi editori s.p.a., 1972.-267 p., 508 s.
  187. Goldsamt E. William Morris und sozialen Ursprunge der modernen Architektur / Aus dem rus. Manuskr. ubers, von Lena Schoche. — Dresden: VEB Verlag der Kunst, 1976. 260 S.: Ab.
  188. Hauffe T. Dumont-Schnellkurs Design. Koln: Dumont, 1995. — 192 S.: Ab.
  189. In the World of Objects // Domus. 2004. -№ 869.
  190. The Hutchison Dictionary of the Arts. M.: Внешсигма, 1996. — 534 с.
  191. Jodidio P. Architecture NOW! Koln: Taschen GMBH, 1999. — 576 S.: Ab.
  192. Junghanns К. Der deutsche Werkbund: Sein erstes Jahrzehnt. Berlin: Henschelverlag Kunst und Gesellschaft, 1982. — 192 S.: Ab.
  193. Kron J., Slesin S. HIGH-TECH: The industrial Style and source Book for the Home. London: Penguin, 1980. — 288 p.: ph.
  194. Mejer H. Bauen und Gesellschaft: Schriften, Briefe, Projekte. Dresden: VEB Verlag der Kunst, 1976. — 414 S.: Ab.
  195. Marcus G.H. Le Corbusier im inneren der Wohmaschine: Mobel und Interieurs. Нет данных.: Schirmer/Mosel. — 184 S.: 210 Ab. — (Klassiker des 20. Jahrhunderts bei Schirmer/Mosel).
  196. Preisich G. Walter Gropius / Aus dem ungar. ubers, von Miklos Marosszeki. — Berlin: Henschelverlag Kunst und Gesellschaft, 1982. 104 S.: Ab.
  197. Альберс Йозеф (Albers, 1986/88/89 1976). Немецкий дизайнер, художник. Создатель курса формообразования в Баухаузе (упражнения с материалами) — в дальнейшем занимался живописью, монументальным искусством, теорией искусств. 28.
  198. Альберти Леон Баттиста (Alberti, 1404 1472). Итальянский писатель-гуманист, ученый, архитектор, теоретик архитектуры, музыкант. Автор «Десяти книг о зодчестве» (1440−1452). 58, 132.
  199. Герри Фрэнк (Gehry, 1929). Американский архитектор-экспрессионист, создающий в различных странах выразительные здания-объекты. 38, 69, 70, 89, 85.
  200. Гиймар Гектор (Гимар / Guimard, 1867−1942). Французский архитектор модерна, дизайнер, художник-декоратор, создатель наземных вестибюлей парижского метрополитена, один из наиболее тонких стилистов европейского модерна. 120, 121.
  201. Жарр Жан Мишель (Jarre, 1946). Французский композитор, музыкант, работающий в широком диапазоне музыкальных форм от исторических стилизаций до электронного хай-тека. Исполнение музыки у Жарра сопровождается визуальными зрелищами. 54.
  202. Иванов Александр Андреевич (1806 1858). Выдающийся русский живописец-мыслитель, график, акварелист, оказавший огромное влияние на российское искусство и общественную мысль. 43.
  203. Кандинский Василий Васильевич (1866- 1944). Российский художник, педагог, теоретик искусства- создатель абстрактного экспрессионизма- классик искусства XX века. 99, 103, 167.
  204. Ларионов Михаил Федорович (1881 1964). Известный русский художник, график, работавший в созданных им методологиях, называемых «примитивизм», «лучизм" — театральный художник, работавший с С.Дягилевым. С 1910-х годов жил и работал во Франции. 24, 73.
  205. Лисицкий Лазарь Маркович (псевд. Эль Лисицкий, 1890 1941). Советский архитектор, живописец, дизайнер книги, экспо-дизайнер, плакатист. Преподаватель ВХУТЕМАСа и ВХУТЕИНа. Классик архитектуры и дизайна XX века. 156.
  206. Лосев Алексей Федорович (1893 1988). Российский филолог, философ, историк античной философии, эстетик. 4.
  207. Мазаччо (Томмазо ди Джованни ди Симоне Гвиди / Masaccio, 1401-ок. 1428), флорентийский живописец-реформатор, создатель живописи Раннего Возрождения. 133.
  208. Мельников Константин Степанович (1890 1974). Советский архитектор-конструктивист, теоретик и публицист- автор классических проектов и построек XX века. 72, 157.
  209. Репин Илья Ефимович (1844 1933). Живописец, рисовальщик, классик критического реализма XIX века, педагог. Член Товарищества передвижных художественных выставок. Ученик 77.77. Чистякова. 58.
  210. Сартр Жан Поль (Sartre, 1905 1980). Французский философ-экзистенциалист, писатель, критик, общественный деятель, властитель умов европейской интеллигенции 1960-х годов. 79.
  211. Одна из авторов книги-каталога «HIGH-TECH» (1980), выполнившей роль манифеста стиля «хай-тек». 150.
  212. Фостер Норман (Foster, 1935), всемирно известный английский архитектор, представитель функционализма, один из создателей хай-тека, работающий в различных странах- декоратор. Глава одной из крупнейших проектно-архитектурных фирм. 38, 67, 69.
  213. Франческа Пьеро дела-Ф. (Пьеро ди Бенедетто / Piero di Benedetto, прозв. P. della Francesca, 1410/15/16/20 1492), живописец, теоретик искусства, математик. 133.
  214. Фридрих Каспар Давид (Friedrich, 1774 1840), немецкий живописец-романтик, автор пейзажных циклов и работ с серьезным религиозно-философским подтекстом, противопоставлявшимся непосредственно-эмпирическому существованию. 18, 49, 50.
  215. Холляйн (Холлайн) Ханс (Hollein, 1934), австрийский архитектор, один из лидеров архитектурного постмодерна, венского неоавангардного дизайна 1960-х- 1970-х годов. 168.
  216. Чаадаев Петр Яковлевич (1794−1856). Русский философ, социолог, историк, публицист, автор знаменитых «Философических писем», оказавших огромное влияние на русскую гуманитарную культуру. 111.
  217. Шлегель Фридрих (Schlegel, 1772 1829). Немецкий критик, писатель- философ- теоретик романтизма, исповедовавший идеи «философии жизни" — создатель совместно с братом Августом Шлегелем йенского кружка романтиков и романтизма. 18, 43, 46, 50, 54, 55, 72.
  218. Ил. 1. Ч. Мур. Площадь Италии в Новом Орлеане. 1978. С. 27.
  219. Ил. 2. Ф. Герри. Музей Гугенхейма. Бильбао, Испания. 1993 -1997 гг. С. 38.
  220. Ил. 3. Т. Жерико. Эскиз картины «Плот «Медузы». 1818 г. С. 48.
  221. Ил. 4. К. Д. Фридрих. Двое на паруснике. 1818 1920 гг. — С.49
  222. Ил. 5. К. Н. Леду. Макеты застав для Парижа. Фрагмент выставки
  223. Воображаемый город. Атлас Парижа. XYIII -XX вв.». 1989−1990 гг. С. 50.
  224. Ил. 6. Фрагмент архитектурного ландшафта, смоделированного на основепроектов К. Н. Леду в 1989 г.- Э. Л. Булле. Проект кенотафа Ньютона. Общий вид, разрез. 1784 г. С. 52.
  225. Ил. 7. Ф. Старк. Отель St. Martins Lane в Лондоне. 1999 г. С. 68.
  226. Ил. 8. Ф. Герри. Жилой дом в Праге. 1995 г. С. 69.
  227. Ил. 9. Ф. Герри. Центр музыкальных опытов в Сиэтле. 1995−2000. С. 85.
  228. Ил. 10,11. Странные аттракторы. — С. 99.
  229. Ил. 12. Ф. Л. Райт. Дом Роби в Чикаго. 1909. С. 112.
  230. Ил. 13. М. А. Врубель. Сирень. 1900 г. Холст, масло. С. 114.
  231. Ил. 14. В. Гропиус, А. Майер. Фабрика Фагус. 1910−1914 гг. С. 118.
  232. Ил. 15. Ф. Л. Райт. Дом-водопад, шт. Пенсильвания. 1935 1939 гг. — С. 122.
  233. Ил. 16. Ф. Брунеллески. Воспитательный дом во Флоренции. 1419. С. 131.
  234. Ил. 17. Ф. Брунеллески. Санта Мария дель Фьоре. 1418 1436 гг. — С. 132.
  235. Ил. 18. А. Мендини и др. Музей в Гронингене. 1995 г. С. 138.
  236. Ил. 19. А. Мендини и др. Музей в Гронингене. 1995 г. С. 140.
  237. Ил. 20. Coop Himmelb (l)au. Музей в Гронингене. Зал классического искусства.1995 г.-С. 141.
  238. Ил. 21. Coop Himmelb (l)au. Музей в Гронингене. Зал классического искусства. 1995 г.-С. 142.
  239. Ил. 22. Р. Пиано, Р. Роджерс. Центр искусств им. Жоржа Помпиду (Бобур). Париж. 1971 1977 гг. — С. 151.
  240. Ил. 22. Р. Пиано. Культурный центр им. Жаиа-Мари Тжибао. Нумеа (Новая Каледония). 1991−1998 гг. С. 153.
  241. Ил. 24. К. С. Мельников. Клуб им. Русакова в Москве. 1928 г. С. 157.1. Модели
  242. Мод. 1. Искусство и мир. С. 129.
  243. Мод. 2. Проектная культура (по В.Ф. Сидоренко). С. 130. Мод. 3. Контекст как управляющая система искусств. — С. 134. Мод. 4а. Искусство как часть структуры. — С. 135. Мод. 46. Искусство — часть системы. — С. 136.
  244. Мод. 5. Развитие общества и характер проектного мышления. С. 147.1. Таблицы
  245. Таб. 1. Три культуры (по В.Ф. Сидоренко). С. 62.
  246. Таб. 2. Функции искусств (по Д.Б. Дондурею). -С. 89- 90.
  247. Табл. 3. Развитие функций искусств. — С. 100 101.
  248. Табл. 4. Формы контекста. С. 145.
  249. Табл. 5. Культура как нормальное распредление. С. 161.
  250. Табл. 6. Культура и стереотипы. С. 161.
  251. Табл. 7. Кого вы предпочитаете видеть вокруг себя? С. 163.
Заполнить форму текущей работой