Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Организационно-экономический механизм совершенствования управления конкурентоспособностью предпринимательских структур: на примере среднего бизнеса

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Исследования, проведенные западными специалистами, однозначно показали, что в ближайшее десятилетие устойчивые позиции на меняющемся и усложняющемся рынке смогут занять только те предпринимательские структуры, производственно-управленческий потенциал которых позволит им согласованно решать ряд задач, считавшихся практически взаимоисключающими. Это, прежде всего, относится к постоянному обновлению… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Конкурентоспособность и пути повышения ее уровня
    • 1. 1. Анализ современного состояния конкуренции как экономического процесса
    • 1. 2. Уровни конкурентоспособности предпринимательских структур и их характеристика
    • 1. 3. Факторный анализ процесса достижения заданного уровня конкурентоспособности
  • Выводы по главе
  • Глава 2. Методические подходы к повышению уровня конкурентоспособности предпринимательских структур
    • 2. 1. Механизм получения информации о конкурентной среде
    • 2. 2. Планирование повышения уровня конкурентоспособности предпринимательских структур
    • 2. 3. Формирование стратегии конкурентного развития предпринимательской структуры
  • Выводы по главе
  • Глава 3. Методы повышения конкурентоспособности предпринимательских структур
    • 3. 1. Прогнозирование результатов управленческой деятельности по повышению уровня конкурентоспособности предпринимательских структур
    • 3. 2. Нормативы конкурентоспособности предпринимательских структур
    • 3. 3. Оценка разработанных предложений, обеспечивающих повышение уровня конкурентоспособности предпринимательских структур
  • Выводы по главе

Организационно-экономический механизм совершенствования управления конкурентоспособностью предпринимательских структур: на примере среднего бизнеса (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Одной из наиболее важных и сложных проблем современной экономики является проблема обеспечения управления конкурентоспособностью предпринимательских структур и поиска путей ее повышения. Россия на современном этапе проходит специфический путь развития рыночной экономики, усложненный тем, что в рыночные принципы хозяйствования довольно часто внедряется административный механизм. Негативными последствиями неумелого сочетания рынка и плана являются: экстенсивное развитие экономикинизкие технический уровень и качество товаров и услугнесовершенная законодательная и нормативно-правовая базанесформиро-ванная инфраструктура рыночной экономики.

Несбалансированность ряда процессов в структурной перестройке экономики привели к значительному снижению конкурентоспособности отечественных товаров и услуг. Из-за отсутствия механизмов государственного регулирования конкуренции в России не созданы социально-экономические условия для повышения уровня конкурентоспособности национальной экономики, в том числе и для адаптации отечественной продукции в мировом экономическом пространстве.

По оценке Всемирного экономического форума, в 2006 году Россия по конкурентоспособности занимала 68 место среди 102 стран. В последние годы рейтинг России по данному комплексному показателю неуклонно снижается. Актуальность проблемы возрастает еще и с предстоящим вступлением России во Всемирную торговую организацию, резко усилившим международную конкуренцию на всех рынках.

По проблеме обеспечения конкурентоспособности в отечественной и зарубежной экономической литературе имеется значительное количество научных исследований, раскрывающих различные аспекты теоретико-методологического подхода к анализу конкурентоспособности национальных экономик. Однако в них недостаточно четко представлены конкретные механизмы обеспечения управления конкурентоспособностью предпринимательских структур в условиях рыночной экономики.

Кроме того, сложность исследуемой проблемы, наличие большого числа дискуссионных вопросов, необходимость их объективного научного анализа свидетельствуют о необходимости активизации научных изысканий по данному актуальному для России направлению исследований, так как системным исследованиям в области управления процессом обеспечения конкурентоспособности в условиях трансформируемой экономики должного внимания не уделено.

Процесс обеспечения конкурентоспособности в предпринимательской среде связан с необходимостью согласования содержания связей систем управления качеством товаров (услуг) на уровне хозяйствующих субъектов с экономической и конкурентной политикой на федеральном и региональном уровнях. Вместе с тем важно учитывать, что современные объекты являются сложными организациями, успех деятельности которых зависит от усилий всех работников, направленных на достижение общей цели. В связи с этим существенное влияние на общую эффективность работы оказывает структура взаимодействий, а учесть данную структуру можно лишь подходя к проблемам организаций с позиций целостного системного подхода.

Обеспечение управления конкурентоспособностью предпринимательских структур, как элемента системы управления развитием, состоит в удовлетворении определенных потребностей общества в товарах и услугах, отличающихся высоким динамизмом. В тех отраслях, где отсутствует активное содействие государства, практически единственным и реальным направлением для выхода из состояния кризиса является обеспечение выпуска конкурентоспособных товаров и предоставления конкурентоспособных услуг. Для этого необходимо выбрать приоритетные направления в развитии сферы деятельности, позволяющие полностью использовать научно-технический и организационно-управленческий потенциал в России.

Одним из основных условий решения проблем эффективного управления процессом обеспечения конкурентоспособности в предпринимательстве в на4 стоящее время выступает как поэтапная реализация конкурентной политики государства, так и создание адекватного механизма обеспечения конкурентоспособности, который отвечал бы экономическим и социальным интересам предпринимательских структур.

Актуальность данных проблем обусловлена направленностью исследования на решение одной из важнейших экономических проблем — управление конкурентоспособностью предпринимательских структур на основе критического восприятия современных представлений о конкурентоспособности посредством использования новых организационных форм управления конкурентоспособностью товаров и услуг как основы перехода к рыночной экономике.

Вследствие этого, проведенные в диссертационной работе теоретические исследования и разработанные научно-методические основы обеспечения управления конкурентоспособностью предпринимательских структур в условиях формирования рыночного механизма хозяйствования представляются исключительно актуальными.

Актуальность исследования, таким образом, вытекает из необходимости решения таких важных народнохозяйственных задач, как научное обоснование и создание эффективно работающего механизма обеспечения управления процессом конкурентоспособности, формирования направлений оптимального управления, разработка методических рекомендаций обеспечения конкурентоспособности предпринимательских структур.

Степень разработанности проблемы. Исследований, посвященных конкурентоспособности предпринимательских структур, в нашей стране и в мире проводится достаточно много. Однако это не свидетельствует о том, что связанные с ним вопросы полностью изучены. Продолжающиеся исследования и их результаты свидетельствуют о сложности и незаконченности данного познания.

В процессе разработки теоретических и методических аспектов организационно-экономических проблем устойчивого развития предпринимательских структур изучены работы отечественных и зарубежных исследователей в области управления конкурентоспособностью, развития и повышения эффективности конкурентной борьбы.

Большой вклад в развитие теории конкурентоспособности внесли отечественные ученые Абчук В. А. [1,2], Азоев Г. Л. [3,4], Андрианов В. Д. [8], Багиев Г. Л. [12,13], Березин И. С. [20], Бондарев А. К. [22], Бункина М. К. [27,28], Гаицкий К. А. [43], Голубков Е. П. [50,51,52], Горбунов А. Р. [55,56], Гурков И. Б. [62], Перский Ю. К. [92], Короткое Э. М. [93], Круглов М. Г. [96], Лифиц И. М. [101], Маркова В. Д. [106,107], Мильнер Б. З. [115], Мишин Ю. В. [116,117], Моисеева Н. К. [118,119], Осипов Ю. М. [121], Спиридонов И. А. [155], Фатхутди-нов P.A. [160,161], Хруцкий В. Е., Корнеева И. В. [163], Юн Г. Б. [167].

Существенный вклад в развитие методологии и методики развития и повышения конкурентоспособности внесли зарубежные ученые Анклисс М., Белл Дж. [9], Ансофф И. [10,191], Брун М. [25], Вайсман А. [37], Гильберт А. [46], Гордон Я. [57,182], Грейсон Дж. [60], Дойль П. [65,66], Друкер П. [67], Карлофф Б. [82], Кинг У., Клилад Д. [83], Кирцнер И. [84], Котлер Ф. [94], Мес-кон М., Альберт М. [113], Нильсон Т. [120], Пилдич Дж. [127], Пласа А. [129], Поллард А. [130], Портер М. [131,132, 174,175,185,186], Робинсон Дж. [142], Сакс Дж. [147], Самуэльсон П. [148], Томпсон А., Формби Дж. [158], Хершген X. [162], Шумпетер Й. [165], Эванс Дж., Берман Б. [166].

Вместе с тем, несмотря на то, что вопросы конкурентоспособности хорошо изучены в отечественной и зарубежной литературе, следует учитывать, что к настоящему времени существенно расширился рынок товаров и услуг, развиваются новые технологии в работе с клиентами и конкурентами. Все это требует научного анализа и совершенствования укрепления связей с клиентами, выработки способов повышения уровня конкурентной борьбы и эффективности деятельности предпринимательских структур в конкурентной борьбе, выбора типового состава показателей конкурентоспособности предпринимательских структур, разработки рекомендаций по методике оценки конкурентоспособности предпринимательских структур.

Вышеуказанные обстоятельства определили выбор темы диссертационного исследования, его цели и задач.

Целью диссертационного исследования является разработка теоретических и методических основ механизма, обеспечивающего повышение уровня конкурентоспособности среднего бизнеса на основе системного подхода к принятию управленческих решений.

В соответствии с целью исследования в диссертационной работе были поставлены следующие задачи: выявить тенденции повышения уровня конкурентоспособности предпринимательских структуропределить направления повышения уровня конкурентоспособности среднего предпринимательства на основе анализа российского и зарубежного опытаобосновать инструменты повышения эффективности деятельности среднего предпринимательства в конкурентной борьберазработать управленческий механизм укрепления связей с клиентами, выявить субъектов, поддержка которых необходима для обеспечения победы над конкурентамиустановить перечень нормативов качества управления процессами разработки, производства, продажи и сервисного обслуживания товаров и услугвыработать типовой состав показателей конкурентоспособности предпринимательских структур среднего бизнесаразработать рекомендации по управленческой оценке конкурентоспособности предпринимательских структур среднего бизнеса.

Объектом исследования являются предпринимательские структуры среднего бизнеса.

Предметом исследования являются отношения, возникающие между субъектами управления предпринимательскими структурами в процессе формирования и развития среднего бизнеса.

Теоретической и методологической основой исследования являются труды отечественных и зарубежных ученых в области конкурентоспособности, управления и регулирования, законодательные и подзаконные акты Российской.

Федерации, материалы Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации.

В ходе диссертационного исследования были использованы: системный подход, методы теории управления и теории решений, структурный, факторный, функциональный анализ, а также методы экспертных оценок, экономической статистики, имитационного и экономико-математического моделирования.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в разработке научно обоснованных теоретических и методических основ повышения уровня конкурентоспособности предпринимательских структур среднего бизнеса на основе системного подхода к их управлению.

В ходе исследования получены следующие новые научные результаты:

1. Обоснованы тенденции и направления повышения уровня конкурентоспособности предпринимательских структур среднего бизнеса на внутреннем и международном рынках.

2. Установлены инструменты повышения эффективности деятельности среднего предпринимательства в конкурентной борьбе.

3. Усовершенствован управленческий механизм обеспечения победы над конкурентами посредством выявления связей с клиентами и определения субъектов воздействия.

4. Определен перечень нормативов качества управления процессами разработки, производства, продажи и сервисного обслуживания товаров и услуг, способствующий повышению уровня конкурентоспособности предпринимательских структур среднего бизнеса.

5. Выработан типовой состав показателей конкурентоспособности среднего предпринимательства.

6. Разработаны рекомендации по управленческой оценке конкурентоспособности предпринимательских структур среднего бизнеса, способствующие развитию рынка среднего бизнеса.

Теоретическая значимость диссертационного исследования заключается в разработке теоретических и методических основ повышения уровня конкурентоспособности предпринимательских структур среднего бизнеса, которые 8 вносят определенный вклад в совершенствование организационно-экономического механизма управления конкурентоспособностью.

Практическая значимость диссертационного исследования состоит в том, что разработанные практические рекомендации направлены на повышение эффективности конкурентоспособности предпринимательских структур среднего бизнеса.

Использование разработанных методик и рекомендаций позволит формировать и реализовывать сбалансированную политику в области обеспечения конкурентоспособности предпринимательских структур среднего бизнеса, что значительно ускорит социально-экономическое развитие региона и страны в целом.

Апробация и публикация результатов исследования. Основные положения и результаты диссертационного исследования обсуждались и получили положительную оценку на научно-практических конференциях, семинарах, заседаниях кафедр экономики, предпринимательства Балтийской академии туризма и предпринимательства.

Результаты исследования опубликованы в 8 трудах общим объемом 8,4 п.л.

Структура диссертации. Диссертационное исследование состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и приложений.

Выводы по главе.

1. В российской экономике наиболее конкурентоспособны на мировом рынке экспорториентированные отрасли и отрасли, которые базируются на сравнительно передовых технологиях и высокопрофессиональных кадрах. Основные отрасли российской экономики по степени конкурентоспособности на мировом рынке можно разделить на четыре категории: очень сильная конкурентная позиция — черная металлургиясильная конкурентная позиция — цветная металлургия, электроэнергетика, нефтехимическая, лесная, оборонная, связь и телекоммуникациипосредственная конкурентная позиция — химическая, автомобильная, судостроение (гражданское), машиностроение, приборостроениеслабая конкурентная позиция — авиационная (гражданская), электронная, текстильная.

2. Выявлено, что для повышения уровня конкурентоспособности России необходимо изменить институциональную основу, обеспечивающую создание и развитие предпринимательских структур среднего бизнеса. Чтобы в наиболее короткие сроки с минимальными вложениями выйти на намеченные рубежи, необходимо сосредоточить усилия на трех главных направлениях: государственная поддержка среднего бизнесасовершенствование форм и методов управленияразвитии кадрового потенциала при одновременном повышении квалификации, активности и лояльности каждого работника. Именно такая конкуренция ресурсов будет наиболее перспективной для того, чтобы создать адаптивные управленческие системы нового поколения.

3. Определено, что уровень квалификации менеджмента играет наиболее важную роль в обеспечении конкурентоспособности предпринимательских структур среднего бизнеса. Данная проблема может быть решена двумя путями: первый — повышение квалификации существующих управляющих, и второй — замена управляющих новыми, более квалифицированными. Замена управляющих наиболее простой и эффективный путь. Однако опыт показывает, что это не совсем так. Попытки создания в стране класса антикризисных управляющих, посредством обучения всех желающих на интенсивных краткосрочных курсах, не принесли ожидаемых результатов. Квалифицированных менеджеров с опытом антикризисного управления в России не существует. Попытки привлечения иностранных менеджеров часто не оправдывают себя вследствие существенных культурных различий и особенностей российского менталитета.

4. Исследования, проведенные западными специалистами, однозначно показали, что в ближайшее десятилетие устойчивые позиции на меняющемся и усложняющемся рынке смогут занять только те предпринимательские структуры, производственно-управленческий потенциал которых позволит им согласованно решать ряд задач, считавшихся практически взаимоисключающими. Это, прежде всего, относится к постоянному обновлению ассортимента выпускаемой продукции, безостановочной разработке и быстрому освоению новых образцов изделий и одновременно наращиванию производительности труда, повышению гибкости производства, эффективности, снижению всех видов издержек и затрат. Особое место занимают обеспечение стабильного роста качества и надежности новых изделий при одновременном снижении цен на новые виды продукции. Все это практически означает выпуск как можно большего количества новых, пользующихся повышенным спросом изделий, цены на которые будут ниже, чем у конкурентов, а качественные и эксплуатационные характеристики и надежность — выше.

5. Управленческие стратеги Запада считают, что необходимо создание производственных систем нового поколения, которые будут работать в режиме так называемого «нововведенческого конвейера». Суть данного подхода заключается в том, чтобы нацелить предприятия, во-первых, на постоянное внедрение в производство новых, более совершенных изделий, во-вторых, на неуклонное сокращение всех видов затрат на производство продукции, в-третьих, на повышение качественных и потребительских характеристик при снижении цен на выпускаемые изделия.

По существу, ставится задача объединить в рамках хозяйственных комплексов нового типа гибкость и адаптивность мелкосерийного производства с низкими издержками и высокой производительностью труда массового производства. Считается, что такое сочетание позволит обеспечить не только стабилизацию, но и снижение издержек во всех звеньях производственно-сбытовой цепочки при постоянном внедрении в серийное производство новых изделий, расширении номенклатуры выпускаемой продукции и изменении ассортимента, что и должно, в итоге, создать условия для победы в конкурентной борьбе.

6. В поисках детерминантов конкурентного преимущества страны в разных отраслях необходимо определить условия, благоприятствующие успеху в конкуренции. Зеркальным отражением ускоренного внедрения является быстрое насыщение рынка. Быстрое внутреннее насыщение ведет к постоянному поиску конкурирующих между собой компаний, внедрению новых моделей и образцов. Ведется борьба и за сокращение времени на запуск новых видов продукции и различных модификаций. Рынок становится ведущим индикатором условий, которые будут превалировать по всему миру. Внутреннее насыщение неизбежно оказывает влияние на экспортную стратегию, поскольку компании изо всех сил стремятся компенсировать внутренние потери и загрузить излишние мощности. Почти в каждой из рассмотренных отраслей экспорт существенно возрастал только там, где внутренний рынок был уже насыщен. Еще более важным, чем размер и темп роста национального рынка, является сегментарная структура спроса. В ней переплетаются как современная, так и отсталая инфраструктуры, порождающие как бы двоякую структуру спроса.

7. Следует выделить четыре основных уровня конкурентоспособности предпринимательских структур. Руководство предприятия первого уровня рассматривает организацию управления как нечто внутренне нейтральное. Свою роль руководители видят только в том, чтобы давать продукцию, не заботясь ни о каких сюрпризах для конкурентов и потребителей.

Компании второго уровня конкурентоспособности стремятся сделать свои производственные системы «внешне нейтральными». Это означает, что предприятия должны полностью соответствовать стандартам, установленным их основными конкурентами.

Предпринимательские третьего уровня конкурентоспособности, управление начинают активно воздействовать на производственные системы, содействует их развитию и совершенствованию. В данном случае успех будет целиком зависеть от того, насколько эффективно каждая из предпринимательских структур использует одну и ту же технику, какими сравнительными преимуществами обладает не только производственная структура предприятия, но и ее система управления.

Предпринимательские структуры, которым удалось достичь данной четвертой степени конкурентоспособности, оказываются впереди конкурентов на многие годы. Они не только стремятся копировать опыт других предпринимательских структур данной отрасли, не просто хотят превзойти самые жесткие из существующих здесь стандартов, но и готовы бросить вызов любому конкуренту в любом аспекте производства или управления.

8. Факторный анализ процесса достижения заданного уровня конкурентоспособности показал, что составляющими конкурентоспособности являются: качество продукции и услугналичие эффективной стратегии управленияуровень квалификации персонала и менеджментатехнологический уровень производстваналоговая среда, в которой действует предприятиетаможенное регулированиедоступность коммерческих источников финансированиягосударственные источники финансирования.

Традиционно низкое качество российских товаров есть не следствие национальной неспособности создавать и производить качественную продукцию. Если уровень развития инженерно-конструкторской службы предпринимательской структуры среднего бизнеса не позволяет создать конкурентоспособный продукт собственными силами, то ничто не мешает обратиться к другим, лидирующим на рынке, предприятиям с предложением о приобретении лицензии.

Российские предпринимательские структуры среднего бизнеса имеют все условия и возможности для решения задачи создания новой конкурентоспособной продукции и обеспечения высокого качества ее производства. Данная проблема может быть решена посредством исключительно организационно управленческих мер. Многие предпринимательские структуры среднего бизнеса, имеющие необходимый технологический потенциал и способные производить качественные продукты, не в состоянии эффективно действовать на рынке. Зачастую это вызвано тем, что предприятие не имеет четкой стратегии, ориентированной на определенные целевые группы потребителей, разработанной с учетом конкурентных преимуществ и существующих возможностей, включая: опыт работы в определенной отрасли, научно-технический потенциал, организационные и финансовые возможности.

Одним из важнейших факторов, определяющих потенциал российских предприятий среднего бизнеса, является уровень квалификации персонала. Наличие квалифицированного персонала является существенным преимуществом, способствующим обеспечению конкурентоспособности предпринимательских структур среднего бизнеса. Уровень квалификации менеджмента играет наиболее важную роль в обеспечении конкурентоспособности предпринимательских структур среднего бизнеса. Данная проблема может быть решена двумя путями: первый — повышение квалификации существующих управляющих, и второй — замена управляющих новыми, более квалифицированными. Замена управляющих — наиболее простой и эффективный путь. Однако опыт показывает, что это не совсем так. Попытки создания в стране класса антикризисных управляющих, посредством обучения всех желающих на интенсивных краткосрочных курсах, не принесли ожидаемых результатов. Привлечение иностранных менеджеров часто не оправдывает себя вследствие существенных культурных различий и особенностей российского менталитета. Более реальным способом решения проблемы квалификации менеджмента является переподготовка существующих управляющих и создание механизмов естественной ротации кадров, несмотря на то, что это более эволюционный и длительный процесс.

Способность производить продукцию высокого качества и с низкими затратами определяется уровнем развития технологии в предпринимательских структурах среднего бизнеса. Большинство предпринимательских структур среднего бизнеса используют только 15 — 35%, имеющихся в распоряжении производственных мощностей. Для них приобретение нового технологического оборудования, несмотря на высокий моральный и материальный износ основных фондов, далеко не всегда является первоочередной задачей. Фактически, эти предпринимательские структуры переинвестированы. Существенное влияние на процессы технологического перевооружения может оказать развитие лизинга. С одной стороны, лизинг является наиболее приемлемым способом долгосрочного финансирования предприятия, с другой — создает платежеспособный спрос на продукцию российских производителей оборудования.

Уровень налогообложения в России сопоставим с уровнем налогов в таких странах, как Швеция и Германия. Следует принимать во внимание то обстоятельство, что структура налогообложения зависит от текущего финансового положения предприятия, а подавляющее большинство российских предпринимательских структур среднего бизнеса находятся в депрессивном состоянии и обременены неподъемными долговыми обязательствами. Предприятию необходим минимум оборотных средств, чтобы покрыть первоочередные расходы на производственные издержки, выплатить минимальную заработную плату, расплатиться с кредиторами, а иначе предприятие будет вынуждено просто прекратить свою деятельность. Налоги должны играть не только фискальную, но и стимулирующую отечественную промышленность роль. Система налогообложения является одним из важнейших факторов, определяющих инвестиционный климат страны. Инвесторы, действующие на российском рынке, всерьез озабочены не столько отсутствием налоговых льгот для инвесторов, сколько негативным влиянием налогового законодательства, снижающего конкурентоспособность, а следовательно, инвестиционную привлекательность предприятий как объектов инвестирования.

В течение ряда лет нерациональная таможенная политика практически уничтожила потенциал ряда отраслей промышленности, конкурентоспособность которых и качество производимой продукции в значительной степени зависят от качества комплектующих изделий и сырья. Таможенное регулирование должно стимулировать развитие производства конкурентоспособных по цене и качеству потребительских товаров на территории страны. Это может быть достигнуто только в том случае, если все импортируемые товары потребительского спроса будут облагаться значительными импортными пошлинами.

Большинство российских предпринимательских структур среднего бизнеса ориентируются только на два источника финансирования — государство или банковские займы. Оба этих способа финансирования наименее реальны в существующих условиях. Обеспечение финансирования предприятия посредством акционерного капитала является наиболее реалистичным.

Процесс привлечения капитала посредством размещения акций требует значительных усилий, затрат времени и денег. Способность менеджмента привлекать капитал из внебюджетных источников является одним из наиболее важных факторов, обеспечивающих конкурентоспособные преимущества предпринимательской структуры среднего бизнеса. Проблема финансирования также является и проблемой качества управления предприятием.

В качестве возможного государственного источника финансирования предпринимательских структур среднего бизнеса можно рассматривать систему инвестиционных конкурсов.

9. В ходе исследования установлено, что существуют три основные причины, ограничивающие возможности привлечения средств из внебюджетных источников для предпринимательских структур среднего бизнеса. Во-первых, отсутствие ликвидного обеспечения, которое может быть предложено банкам за коммерческие кредиты. Во-вторых, невозможность обеспечить полное раскрытие финансовой и деловой информации для потенциальных инвесторов (выполнение требования обеспечения «прозрачности»). В-третьих, некоторые предпринимательские структуры среднего бизнеса объективно имеют низкую коммерческую эффективность и не могут сегодня представлять интерес для частных инвесторов без проведения работ по реструктурированию.

Глава 2 Методические подходы к повышению уровня конкурентоспособности предпринимательских структур

2.1 Механизм получения информации о конкурентной среде.

Преимущество предпринимательской структуры зависит от получения достоверных сведений, способствующих пониманию, прогнозированию, объяснению ситуации. Конкурентная разведка отличается от промышленного шпионажа тем, что использует публично доступные данные и информацию. Именно публичная доступность отличает разведку от шпионажа (рисунок 2.1). о и у о о. с И г.

ЕЗ о о. 1> с я о о. с л X со, а о, а с.

Задачи, исполнители, управление КР.

Оценка текущего состояния.

Видение и планирование КР.

Сбор данных.

Анализ, отчетность, распространение.

Целевая конкуренция и связанные с ней действия тг.

Утверждение задачи.

N у л У.

Обновление баз данных Ответ на запрос Характеристики конкурентов.

Данные для сравнительной оценки.

Планы целевой конкуренции компаний-конкурентов.

Теневые планы компаний-конкурентов ' Исправленные стратегический и бизнес-планы.

Усовершенствование процесса.

Рисунок 2.1 — Сущность конкурентной разведки.

Если можно легально собрать необходимую информацию и обеспечить сохранность данных без того, чтобы их исказить, то данная деятельность законна. Публично доступных сведений вполне достаточно.

Конкурентная разведка использует внутренние и внешние информационные источники и не должна зависеть от неэтично собранных данных. Все, что необходимо для получения конкурентного преимущества, имеется в разнообразных законных, публично доступных источниках. Вся необходимая информация, скорее всего, общедоступна, и, конечно, легче ее получить законным путем, чем шпионскими методами.

Все источники информации, которая может повысить конкурентоспособность, можно разделить на три группы: индивидуумы в собственной компаниитретьи лицаконкуренты.

Значительное количество информации уже имеется внутри каждой предпринимательской структуры. Необходимо сделать это неформальное знание формальным, документируя, архивируя и вводя совместное пользование знаниями о конкурентах. Следует постоянно находить все новые способы как систематически наносить поражение целевым конкурентам, особенно в глазах основных покупателей предпринимательской структуры. Конкуренцию необходимо сделать центральным, а не периферийным элементом в стратегии компании, как это было при неформальном наблюдении.

Многое из того, что следует знать относительно конкуренции, может быть доступно в собственной предпринимательской структуре. Осознав доступность определенных типов конкурентной информации в пределах предпринимательской структуры, руководитель формулирует ключевые вопросы относительно окружающей конкурентной среды, идентифицирует работников, которые смогли бы дать на них ответы, и выделяет специалистов, которые проверили бы данную информацию.

В таблице 2.1 приведены внутренние источники конкурентной информации.

Показать весь текст

Список литературы

  1. В.А. Менеджмент: Учебник. СПб.: Издательство «Союз», 2002.-267 с.
  2. В.А. Азбука маркетинга СПб: Издательство «Союз», 1998.232 с.
  3. Г. Л. Конкуренция: анализ, стратегия и практика. М.: Центр экономики и маркетинга, 1996.-312 с.
  4. Г. Л., Челенков А. П. Конкурентные преимущества фирмы. -М.: ОАО «Типография «Новости», 2000. 247 с.
  5. Академия рынка: маркетинг: пер. с фр. / А. Дайан, Ф. Букерель, Р. Ланкар и др.- Науч. Ред. А. Г. Худокормов. М.: Экономика, 1993. — 572с.
  6. М. М. Планирование деятельности фирмы. — М.: Финансы и статистика, 1997. 218 с.
  7. Т. Практический маркетинг / Пер. с англ. Под общей ред. Ю. Н. Каптуревского. СПб.: Издательство «Питер», 1999. — 268 с.
  8. В.Д. «Конкурентоспособность России в мировой экономике» //Мировая экономика и международные отношения// № 3, 2000. -С. 26−38.
  9. М., Белл Дж. Практический маркетинг: книга 4. Общение с Вашими потребителями. Жуковский: МЦДО ЛИНК, 1995. — 312 с.
  10. И. Стратегическое управление / Под ред. Л. И. Евенко. М.: Экономика, 1989.-345 с.
  11. Ассэль Гэнри Маркетинг: принципы и стратегии: Учебник для вузов. М.: ИНФРА-М, 1999. — 267 с.
  12. Г. Л., Аренков И. А. Основы современного маркетинга: Учебное пособие. СПб.: Издательство СПбГУЭФ, 1995. — 187 с.
  13. Г. Л., Тарасевич В. М., Анн X. Маркетинг: Учебник для вузов. Под общей ред. Багиева Г. Л. М.: Издательство «Экономика», 1999. — 249 с.
  14. М.И., Шеремет А. Д. Теория экономического анализа: Учебник. М.: Финансы и статистика, 1996 — 345 с.147
  15. И.Т. Оффшорные зоны в РФ. Оффшорные компании. -М.: Издательство «Внешнеэкономические связи», 1998. 168 с.
  16. П., Майджер Б. «Школа европейского бизнеса», «Лизинг-ревю», № 1, 1996.-С. 13−19.
  17. И.К., Непринцева Е. В. Производство и предложение. Издержки и прибыль. // «Российский экономический журнал», № 3, 1993. -С. 119−130.
  18. А.Н. Конкурентная стратегия современных компаний // Менеджмент в России и за рубежом, № 4, 2004ю С. 3 — 8.
  19. И.А. Прибыль предприятия. // «Финансы», № 3, 1993. -С. 40−48.
  20. A.A. Совершенствование управления промышленным предприятием на основе оценки эффективности маркетинговой деятельности, Дис. канд. экон. наук, Владимир, 2002. 167 л.
  21. А.К., Черенков В. И. Международный маркетинг: Учебное пособие. СПб.: Издательство СПбГУЭиФ, 1993.- 162 с.
  22. А.Б. Большой экономический словарь. М.: Книжный мир, 2002.-235 с.
  23. Е.Ф. Экономическая теория. М.: Юрайт, 1999. — 192 с.
  24. Брун Манфред Гиперконкуренция: характерные особенности. М.: Экономика, 2001. — 239 с.
  25. A.B., Берник В. Р., Головкин А. Н. Методы налоговой оптимизации. Изд.2-е, перераб. и доп. М.: «Аналитика-Пресс», 2000. — 264 с.
  26. М.К., Семенов A.M. Движение инвестиций и оффшорные компании М.: Издутельство «Внешнеэкономические связи», 1998. — 142 с.
  27. М.К., Семенов A.M. Движение инвестиций и оффшорные компании М.: Издательство «Внешнеэкономические связи», 1998. — 137 с.
  28. К.В. Особенности конкурентной разведки. Препринт. -СПб.: Издательство Балтийского международного института туризма, 2005. -65 с.
  29. К.В. Факторы и нормативы конкурентоспособности товаров, организаций, отраслей. Препринт. СПб.: Издательство Балтийского международного института туризма, 2005. — 22 с.
  30. К.В. Современное состояние конкурентоспособности в Российской Федерации //Труды кафедры экономики и организации производства. Выпуск № 1. СПб.: Издательство Ленинградского областного института экономики и финансов, 2006. — С. 67 — 73.
  31. К.В. Особенности развития конкурентоспособности за рубежом //Труды кафедры экономики и организации производства. Выпуск № 1. СПб.: Издательство Ленинградского областного института экономики и финансов, 2006. — С. 73 — 92.
  32. К.В. Рекомендации по повышению эффективности конкурентоспособности //Труды кафедры предпринимательства. Выпуск № 1. -СПб.: Издательство БАТиП, 2006. С. 18 — 38.
  33. К.В. Методические основы оценки конкурентоспособности объектов //Труды кафедры предпринимательства. Выпуск № 1. СПб.: Издательство БАТиП, 2006. — С. 12 — 18.
  34. К.В. Оценка конкурентоспособности объектов //Труды кафедры предпринимательства. Выпуск № 1. СПб.: Издательство БАТиП, 2006.-С. 38−56.
  35. К.В. Оценка конкурентоспособности организаций (реферативный) //Вестник Российской академии естественных наук. СПб.: Издательство ЛОИЭФ, 2006. № 10−5. — С. 172 — 175.
  36. А. Стратегия маркетинга: 10 шагов к успеху. Стратегия менеджмента: 5 факторов успеха. М.: Экономика, 1995.- 231 с.
  37. Э.М. Международный оффшорный финансовый сектор. //Банковское дело, № 10, 2000. С. 28 — 36.
  38. В. Р. Основы менеджмента. М.: ИМП, 1996. — 256 с.
  39. В.Р., Наумов А. И. Менеджмент. М.: Фирма Гардарика, 1996.-235 с.
  40. Всеобщее управление качеством: Учебник для вузов /О.П. Глудкин, Н. М. Горбунов, А. И. Гуров, Ю. В. Зорин. М.: Радио и связь, 1999.-423 с.
  41. В.Д. Лизинг: теория, практика, комментарии. М.: Фонд «Правовая культура», 1997. — 158 с.
  42. К.А. Экономика предприятия. М.: Информационно-внедренческий центр «Маркетинг», 1999. — 269 с.
  43. A.JI., Панкрухин А. П. Стратегическое управление: Учебник. М.: Омега-Л, 2004. — 278 с.
  44. В.Г. Маркетинг. Теория и практика. Киев: Высшая школа, 1994.-231 с.
  45. А. Черчилль Маркетинговые исследования. СПб: Издательство «Питер», 2000. — 243 с.
  46. Глобальные тенденции развития человечества до 2015 года. Прогноз ЦРУ США: Пер. с англ. М. Леоновича / Под ред. К. В. Жвакина. -Екатеринбург: У-Фактория, 2002. 216 с.
  47. А. Оценка конкурентоспособности товара и способы ее обеспечения. Маркетинг, № 2, 1999. С. 56 — 64.
  48. В. В. Менеджмент. Системные основы. М.: НПЦ Крылья, 1996.- 187 с.
  49. Е.П., Голубкова E.H., Секерин В. Д. Маркетинг: выбор лучшего решения. М.: Экономика, 1993. — 212 с.
  50. Е.П. Основы маркетинга: Учебник. М.: Издательство «Финпресс», 1999. — 656с.
  51. Е.П. Маркетинговые исследования: теория, методология и практика. М.: Издательство Финпресс, 1998. — 257 с.
  52. Г. Я. Стратегический менеджмент: Учебное пособие, Изд. 2-е, доп. Таганрог: Издательство ТРТУ, 2003. — 256 с.
  53. A.B. Перспективы использования стратегического маркетинга на предприятие /Маркетинг, № 5, 1996. С. 34 — 42.
  54. А.Р. Налоговое планирование и создание компаний за рубежом. М.: Издательская фирма «Анкил», 1999. — 168 с.
  55. А.Р. Дочерние компании, филиалы, холдинги. Методические рекомендации. Организационные структуры. Консалтинг. М.: Издательская фирма «Анкил», 2000. — 212 с.
  56. Гордон Ян Целевая конкуренция. М.: Вершина, 2006. — 368 с.
  57. Гражданский кодекс РФ: часть I от 30.11.94 (в ред. изменений и дополнений от 12.08.96), часть II от 26.01.96 (в редакции изменений и дополнений от 24.10.97).
  58. Ю.Н. Электронная коммерция и деятельность основных оффшорных центров.// Внешнеэкономический бюллетень, № 6, 2000. С. 22 -34.
  59. Дж., О’Делл К. Американский менеджмент на пороге 21 века. М.: Экономика, 1991. — 187 с.
  60. В.Н., Баранчеев В. П. Устинов В.А., Ляпина С. Ю. Управление инновациями. М.: ИНФРА-М, 2000. — 376 с.
  61. И.Б. Инновационное развитие и конкурентоспособность. Очерки развития российских предприятий. -М.: ТЕИС, 2003. 198 с.
  62. Т.Ю., Огуряев Д. Н. Зоны льготного налогообложения в России и за рубежом.// Бизнес и банки, № 39,1998. С. 34 — 42.
  63. A.B., Вихарев И. Н., Белов A.A. Интернет. Самоучитель. -СПб.: Питер, 2000−464 с.
  64. П. Маркетинг ориентированный на стоимость / Пер с англ. под ред. Ю. Н. Каптуревского. СПб.: Питер, 2001. — 167 с.
  65. П. Маркетинг-менеджмент и стратегия. СПб.: 2002. — 544 с.
  66. П. Эффективное управление. Экономические задачи. Оптимальные решения. М.: Экономика, 2002. — 288 с.
  67. А.П. Маркетинг в предпринимательской деятельности. -Минск: НПЖ «Финансы, учет, аудит», 1997. 246 с.
  68. C.B. США: международная конкурентоспособность национальной промышленности. 90-е годы XX века. М.: Международные отношения, 2001. — 235 с.
  69. Э.Дж., Линдсей Д. Микроэкономика. / Под ред. Б. Лисовика, В. Лукашевича. М.: Экономика, 1997. -178 с.
  70. Л.А., Демидов Д. Н. Формула успеха. Маркетинг: сто вопросов сто ответов, как действовать на внешнем рынке. — М.: Экономика, 1992.-214 с.
  71. Закон РФ «О налоге на добавленную стоимость» № 1992−1 от 06.12.91 (в ред. изменений и дополнений от 28.04.97).
  72. И.К. К характеристике труда современной России. Очерк социально-трудовой политики.// Вопросы экономики, № 2, 1996. С. 76 -91.
  73. Игер Билл Работа в Internet. /Пер.с англ. М.: БИНОМ., 2002.320 с.
  74. А.Б., Картышев C.B., Постников А. В. Стратегическое планирование и анализ эффективности инвестиций М.: Информационно-издательский дом «ФИЛИНЪ», 1996. — 214 с.
  75. Инновационный менеджмент: Учебник /Под ред. С. Д. Ильенковой. — М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997. 214 с.
  76. Инструкция ГНС РФ «О порядке исчисления и уплаты налогов, поступающих в дорожные фонды» № 30 от 15.05.95 (в ред. изменений и дополнений от 31.03.98).
  77. Инструкция ГНС РФ «О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость» № 39 от 11.10.95 (в ред. изменений и дополнений от 29.12.97).
  78. Информационные Интернет сайты www.standard.ru, www.marketingmix.ru, www.beermarket.ru
  79. Кабатова Е. В Лизинг: правовое регулирование, практика. М.: «Инфра-М», 1996.-257 с.
  80. Е.В. Лизинг: понятие, правовое регулирование. М.: Наука, 1991.-187 с.
  81. . Деловая стратегия. — М.: Экономика, 1991. 377 с.
  82. У., Клиланд Д. Стратегическое планирование и хозяйственная политика. — М.: Прогресс, 1982. 327 с.
  83. И. Конкуренция и предпринимательство: Пер. с англ. /Под ред. А. Н. Романова.-М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.-238 с.
  84. Классика маркетинга / Составители Энис Б. М., Кокс К. Т., Моква М. П. СПб.: Питер, 2001. — 136 с.
  85. Г. Б., Тамбовцев В. Л., Качалов Р. М. Предприятия в нестабильной экономической среде: риски, стратегия, безопасность. — М.: Экономика, 1997.-267 с.
  86. Г. Д. Инновационные коммуникации: Учебное пособие для вузов. -М.: ЮНИТА-ДАНА, 2000. 294 с.
  87. В.П. Проблемы формирования прибыли.// Экономист, № 3, 1994.-С. 49−60.
  88. Комментарии к I части Гражданского кодекса РФ (под ред. О.Н. Садикова). М.: «Инфра-М», 1997. — 122 с.
  89. Комментарии к проекту Налогового кодекса РФ (под ред. С.Д. Шаталова). М.: «Международный центр финансово-экономического развития», 1996. — 87 с.
  90. Комментарии ко II части Гражданского кодекса РФ (под ред. О.Н. Садикова). М.: «Инфра-М», 1997. — 105 с.
  91. Конкурентоспособность регионов: теоретико-прикладные аспекты /Под. ред. Ю. К. Перского, Н. Я. Колюжновой. М.: ТЕИС, 2003. — 282 с.
  92. Э.М. Концепция российского менеджмента. 2-е изд. М.: Издательство «ДеКа», 2004. — 371 с.
  93. Ф., Армстронг Г., Сондерс Д., Вонг В. Основы маркетинга: Пер. с англ.-2-e европ.изд. СПб.: Издательский дом. «Вильяме», 1999. — 105 с.
  94. Ф. Маркетинг, менеджмент. Анализ, планирование, внедрение и контроль. СПб.: Экономика, 1998. — 281 с.
  95. М.Г. Менеджмент систем качества. М.: Экономика, 1997. -134 с.
  96. Г. В. Японский менеджмент и теория международной конкурентоспособности /Отв. Ред.И. О. Фаризов. М.: ОАО «Издательство «Экономика», 2000. — 327 с.
  97. Курс экономической теории». Под ред. Чепурина М. Н. Киров: Издательство «Туран», 1994. — 218 с.
  98. Г. А. Молодежный рынок труда.// Экономист, № 8, 1996. С. 62 — 70.
  99. В.Н. Оптимизация при перспективном планировании и проектировании. М.: Экономика, 1983. — 245 с.
  100. И.М. Теория и практика оценки конкурентоспособности товаров и услуг. М.: Юрайт-М, 2001. — 327 с.
  101. В.Л. Тактика и стратегия управления фирмой. М.: Финпресс, НГАЗиУ, 1997.-356с.
  102. Ю.А. Основы экономики и организации бизнеса. СПб.: ФОРМИКА, 1992.-219 с.
  103. Маркетинг: Учебник /А.Н. Романов, Ю. Ю. Корлюгов, С. А. Красильников и др.: Под ред. А. Н. Романова. — М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1996.-278 с.
  104. Маркетинг /Г.Л. Багиев, В. М. Тарасевич, X. Анн / под общ. ред. Г. Л. Багиева, М.: ОАО Издательство «Экономика», 1999. — 264 с.
  105. В.Д. Маркетинг услуг. М.: Финансы и статистика, 1996.212 с.
  106. В.Д., Кузнецова С. А. Стратегический менеджмент: Курс лекций. М: ИНФРА-М, 2003. — 344 с.
  107. Е.М. Введение в историю экономической мысли. От пророков до профессоров. -М.: Финансы и статистика, 1996. 156 с.
  108. В.П., Титов А. Б. Формирование инновационной стратегии организации: Препринт. СПб.: Издательство СПбГУЭиФ, 2005. -62 с.
  109. Материалы Международной конференции по развитию лизинга в РФ.-М., 1996.- 178 с.
  110. С.Ю. Лизинг в экономике США. //США: политика, экономика, идеология, № 5, 1980. С. 43 — 56.
  111. Д.Ю. Налоговый менеджмент. М.: Финансы и статистика, 2000. — 138 с.
  112. М.Х., Альберт М. Основы менеджмента. М.: Высшая школа, 1988.-217 с.
  113. К. Формирование новой модели занятости. //Экономист, № 3, 1997. С. 47 — 52.
  114. .З. Теория организации: Учебник для вузов.-2-e изд., перераб. и доп. М.: ИНФРА-М, 2000. — 218 с.
  115. Ю.В. Слагаемые конкурентоспособности: Рекомендации по выработке стратегии развития производственных структур. //Риск., № 1, 1999. -С. 41−45.
  116. Ю.В. Экономические основы организации конкурентоспособного производства. М.: Новый век, 2001. — 187 с.
  117. Н.К. Международный маркетинг: Учебник. М.: Центр экономики и маркетинга, 1998. — 269 с.
  118. Н.К., Анискин Ю. П. Современное предприятие: конкурентоспособность, маркетинг, обновление. М: Внешторгиздат, 1993. -274 с.
  119. Т. Конкурентный брэндинг. СПб.: Питер, 2003 — 273 с.
  120. Ю.М. Конкурентоспособность наукоемкой машиностроительной продукции: экономика и менеджмент. Томск: Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники, 2002. -264 с.
  121. Основы предпринимательской деятельности. /Под ред. Власовой Т. И. М.: БМИТ, 1994.-154 с.
  122. A.A. Оффшорный бизнес: место, роль и формы в современных международных экономических отношениях. //Внешнеэкономический бюллетень, № 7, 1998. С. 24 — 34.
  123. В.А. Рынок труда. М.: Экономика 1992. — 178 с.
  124. А.П. Маркетинг: Учебник. М.: ИКФ «Омега-JI», 2002. -358 с.
  125. Дж. Практическая энциклопедия международного налогового и финансового планирования. М.: ИНФРА-М, 1999. — 264 с.
  126. Дж. Путь к покупателю. — М.: Прогресс, 1991. 187 с.
  127. P.A. Свободные экономические зоны, американский метод. //Российский экономический журнал, № 3,1998. С. 35 — 39.
  128. А. Практический маркетинг: книга 2. Точка зрения потребителя. Жуковский: МЦДО Л ИНК, 1995. -314 с.
  129. А. Практический маркетинг: книга 6. Реакция на факторы внешней среды. Жуковский: МЦДО ЛИНК, 1995.-367 с.
  130. М. Международная конкуренция: Пер. с англ. и с предисловием В. Д. Щетинина. М.: Международные отношения, 1993. — 245 с.
  131. М. Конкуренция: Пер. с англ. М.: Издательский дом «Вильяме», 2001. — 267 с.
  132. Постановление Правительства РФ «Об использовании механизма ускоренной амортизации и переоценке основных фондов» № 967 от 19.08.94.
  133. Постановление Правительства РФ «О развитии лизинга в инвестиционной деятельности» № 633 от 29.06.95.
  134. Постановление Правительства РФ «Об утверждении положения о лицензировании лизинговой деятельности в РФ» № 167 от 26.02.96.
  135. Постников C. JL, Попов С. А. Мировая экономика и экономическое положение России. //Сборник статистических материалов// М.: ОАО Издательство «Экономика», 2001. — 234 с.
  136. Практикум по финансовому менеджменту: Учебно-деловые ситуации, задачи и решения. Под ред. Стояновой Е. С. М.: Перспектива, 1998. -187 с.
  137. Предпринимательство. Учебник, /под редакцией М. Г. Лапусты.-2-e изд., испр. и доп. М.:ИНФРА-М, 2002. — 520 с.
  138. Е.И. Маркетинг на предприятиях. М.: «Международные отношения», 2004. — 184 с.
  139. Д. Дж., Мескон М. X., Боуви К. JL, Тилл Д. В. Современный бизнес: Учебник в 2-х томах: Пер. с англ. М.: Республика, 1999. — 281 с.
  140. Д.В. Экономическая теория несовершенной конкуренции.- М.: ОАО Издательство Экономика, 1998. 243 с.
  141. М.И. Научные основы управления конкурентоспособностью: Учебно-методическое пособие. Владимир: ООО «Фортуна», 2001. — 144 с.
  142. Романов J1.E. Методы построения стратегии конкуренции фирмы. //Вопросы экономики, № 7,2000. С. 45 — 52.
  143. З.П., Саломатина H.A. Менеджмент организации: Учебное пособие. М.: Инфра-М, 1996. — 102 с.
  144. Т. Принятие решений. Метод анализа иерархий. /Пер с англ.- М.: Радио и связь, 1993. -320 с.
  145. Дж. Рыночная экономика и Россия: Пер. с англ. М.: Экономика. 1994.- 188 с.
  146. П. Экономика: Том II. М.: НПО Машиностроение, 1997.382 с.
  147. В.Д. Практический маркетинг в России. М.: ОАО Издательство Экономика, 2002 — 496с.
  148. A.B. Курс экономической теории: Учебное пособие. М.: ДИС, 1997.-214 с.
  149. А.Д., Максимова В. Д. Рыночная экономика: Учебник в Зт. Т2, ч.2. Основы бизнеса. М.: СОМИНТЭК, 1992. — 347 с.
  150. Современная экономика. Общедоступный курс. Ростов-на-Дону: ФЕНИКС, 1997.-188 с.
  151. Социально-экономические проблемы России: Справочник. /Под ред. Бойко Т. М. СПб.: Норма, 1999. — 143 с.
  152. Социально-экономическая эффективность: опыт США. Роль государства. М.: Наука, 1999. — 289 с.
  153. И.А. Международная конкуренция и Россия. М.: Финансы и статистика, 1997. — 245 с.
  154. К.Г. Лизинг, бартер, товарообмен с зарубежными партнерами. М.: «Мировой океан», 1992. — 219 с.
  155. Д.Н. Информация как основной фактор формирования конкурентной стратегии //Менеджмент в России и за рубежом, № 1, 2005. -С. 10−16.
  156. А., Формби Дж. Экономика фирмы. — М.: Бином, 1998.212 с.
  157. Управление социально-экономическим развитием России: концепции, цели, механизмы /Рук. авт колл. Д. С. Львов, А. Г. Поршнев. М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2002. — 314 с.
  158. P.A. Инновационный менеджмент. СПб.: Питер, 2003.-262 с.
  159. Р.А. Стратегическая конкурентоспособность: Учебник. М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2005. — 504 с.
  160. X. Маркетинг: основы профессионального успеха: Учебник для вузов: Пер. с нем. М.: ИНФРА- М, 2000. — 288 с.
  161. В.Е., Корнеева И. В. Современный маркетинг: настольная книга по исследованию рынка: Учебное пособие. 2-е изд., перераб. и доп. -М.: Финансы и статистика, 2002. — 375 с.
  162. А.Е. Высокая цена конкурентоспособности. //Экономист, № 1,2003.-С. 24−29.
  163. Й.А. Теория экономического развития. М.: Прогресс, 1982.-266 с.
  164. Дж., Берман Б. Маркетинг: Сокр. пер. с англ. /Авт. предисл. и науч. ред. А. А. Горячев М.: Экономика, 2003. — 322 с.
  165. Юн Г. Б. Антикризисное управление в Российской экономике. -СПб.: ООО «Пиар», 2002. 205 с.
  166. Япония в современном мире: факторы стабильного развития и безопасности. М.: МАКС Пресс, 2000. — 258 с.
  167. B.J. Blanchard, W.J. Fabricky, «Systems Engineering and Analysis», 3rd Edition, Prentice-Hall, Inc., 1998, 738 p.
  168. Lawrence J. Law, «Sorces of Long-Term Economic Grouth» Mosaic of Economic Grouth, ed. R. Landau, Stanford, CA: Stanford University Press, 1996, p. 79−81.171. «Mr. Buffet on the Stock Market», «Fortune», November 22, 1999. P. 220−226.
  169. William T. Robinson, «Market Pioneering and Sustainable Market Share Advantages in Industrial Goods Manufacturing Companies», Purdue University, 1984.-P. 79−88.
  170. R.E. Miles and C.C. Snow, «Organizational Strategy, Structure and Process», McGraw Hill, New York, 1978. 386 p.
  171. Michael E. Porter, «Competitive Strategy: Techniques for Analyzing Industries and Competitors». New York: The Free Press, 1980. 427 p.
  172. Michael E. Porter, «Competitive Strategy», New York: The Free Press, 1980.-237 p.
  173. Akio Morita, «Made in Japan: Akio Morita and Sony». New York: E.P. Dutton, 1986.-315 p.
  174. E.M. Zacharias, «Secret Missions: The Story of an Intelligence Officer», New York: G.P. Putnam’s and Sons, 1946. 278 p.
  175. Schorr B, «How Law Is Being Used to Pry Secrets from Uncle Sam’s Files», «Wall Street Jornal», 9 May, 1977. P. 2 — 6.179. «Aftermarketing: How to keep customers for life through relationship marketing». Homewood: Business One Irwin, 1992. 392 p.
  176. David Aaker, «Managing Brand Equity: Capitalizing on the Value of f Brand Name». New York: Maxwell Macmillan, 1991. 372 p.
  177. David Aaker, «Building Strong Brands». New York: The Free Press, 1996.-385 p.
  178. Ian H. Gordon, «Relationship Marketing: New Strategies, Techniques and Technologies to Win the Customers You Want and Keep Them Forever». Toronto: John Wiley and Sons, 1998. 362 p.
  179. Peter C. Reid, «Well Made in America: Lessons from Harley-Davidson on Being the Best». New York: McGraw Hill, 1990. 289 p.
  180. Robert D. Buzzell and Bradley T. Gale, «The PIMS Principles: Linking Strategy to Performance». New York: The Free Press, 1987. 305 p.
  181. Porter M. E. The Competitive Advantage of Nations. — N.Y.: The Free Press 1990.-234 p.
  182. Porter M. What is strategy? — Harvard Business Review, November-December 1996. P. 38 — 52.
  183. Robert S. Kaplan and David Norton, «The Balanced Scorecard: Measures that Drive Performance». Harvard Business review, January-February, 1992. -P/ 71 -79.
  184. Michael Evans, «Double Dealing Aided the Allies». «Times» (London), 17 September, 1999.-P. 2−3.
  185. B. Joseph Pine, «Mass Customization: The New Frontier in Business Competition». Boston: Harvard Business School Press, 1993.-263 p.
  186. Jack O’Toole, «Forming the Future: Lessons from the Saturn Corporation». Cambridge, MA: Blackwell Publishers, 1996. P. 12−18.
  187. H.I. Ansoff, «Strategies for Diversification», Harvard Business Review, Sept.-Oct., 1957.-P. 113−127.
  188. Don Peppers and Martha Rogers, «The One to One Future: Building Relationships One Customer at a Time». New York: Currency Doubleday, 1993. -425 p.
  189. Susan Foirnier, Susan Dobscha and David Glen Mick, «Preventing the Premature Death of Relationship Marketing», Harvard Business Review, Jan.-Febr., 1998.-P. 41 -48.
  190. Пример расчета интегрального показателя эффективности использования ресурсов
  191. Показатели Условные обозначения Нормативные значения Фактические (с учетом Инфляции)
  192. Общий объем продаж, тыс. у.е. V 16 500 14 355
  193. Балансовая прибыль, тыс. у.е. пб 1705 1542
  194. Фонд оплаты труда (ФОТ), тыс. у.е. Ф, 3000 2635
  195. Среднегодовая численность персонала, человек ч 125 120
  196. Среднегодовая стоимость нематериальных активов, тыс. у.е. Аи 50 45
  197. Среднегодовая стоимость основных фондов, тыс. у.е. Ф 8320 8400
  198. Средний остаток оборотного капитала (на конец года), тыс. у.е. 1420 1465
  199. Себестоимость продукции, тыс. у.е. С 11 000 9761
  200. Доля материальных затрат в себестоимости продукции «3 0,63 0,61
  201. Доля ФОТ в себестоимости продукции 0,27 0,27
  202. И. Доля амортизации в себестоимости продукции а2 0,10 0,12
  203. Пш =ФГ +П6/Ч =3000+1705/125=37,64 (тыс. у.е.),
  204. ПТФ = 2635+1542/120=34,81 (тыс.у.е.), я = У/Фср + Ая = 16 500/8320+50=1,97 (тыс. у.е.), ф = 14 355/8400+45=1,70 (у.е.),
  205. Ои = У/Оср =16 500/1420=11,62 (раз),
  206. О^ = 14 355/1465=9,80 (раз), 1. Кп, =34,81/37,64=0,92,1. К оси =1,47/1,70=0,86,1. Коб= 9,80/11,62=0,84,30Н =0,27хКу/, +0,10хКосн +0,63хКой →1.
  207. Расчеты показывают, что нормативы эффективности использования ресурсов, установленные на стадии стратегического маркетинга, не выполнены на 14%. Значит, необходимо принимать дополнительные меры по повышению эффективности.
  208. Пример оценки конкурентоспособности менеджера (заведующего отделом) экспертной группой
Заполнить форму текущей работой