Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Компьютерные программы учебного назначения как средство активизации учебной деятельности студентов вуза: На примере психолого-педагогических дисциплин

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Новые информационные технологии как средства активизации учебной деятельности обладают более широкими, по сравнению с традиционными, педагогическими возможностями: энергономичностью в развитии умений и навыков самоорганизации, самоуправления, самоконтроля учебной деятельности благодаря ее алгоритмизацииприучают к осознанному выбору способов, средств учебной деятельностиразвивают способность более… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ АКТИВИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КОМПЬЮТЕРНЫХ ПРОГРАММ УЧЕБНОГО НАЗНАЧЕНИЯ
    • 1. 1. Современное состояние проблемы активизации учебной деятельности студентов в процессе профессиональной подготовки
    • 1. 2. Концепции формирования информационной культуры как теоретическая база организации исследования
    • 1. 3. Социально-педагогические особенности внедрения информационных технологий в образовательный процесс
    • 1. 4. Педагогическая целесообразность как принцип внедрения новых информационных технологий в процесс профессиональной подготовки студентов
    • 1. 5. Педагогические возможности информационных технологий обучения в системе образования
  • ВЫВОДЫ
  • ГЛАВА 2. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ АКТИВИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН
    • 2. 1. Анализ опыта применения информационных технологий как средства активизации учебной деятельности
    • 2. 2. Моделирование учебной деятельности студентов на основе компьютерных технологий
    • 2. 3. Методика применение компьютерных технологий в процессе изучения психолого-педагогических дисциплин в вузе
    • 2. 4. Экспериментальная работа по применению компьютерных технологий в практике преподавания психологии и педагогики
    • 2. 5. Опытно-экспериментальное обоснование эффективности применения компьютерных программ в процессе психологопедагогической подготовки студентов
  • ВЫВОДЫ

Компьютерные программы учебного назначения как средство активизации учебной деятельности студентов вуза: На примере психолого-педагогических дисциплин (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Подготовка современных специалистов осуществляется в условиях перехода общества к информационной стадии" «» развития. Основной характеристикой формирующегося постиндустриального общества является внедрение новых информационных технологий во все сферы жизнедеятельности человека. В связи с чем, принципиально изменяются средства представления, способы понимания и преобразования человеком окружающего мира, создаются новые типы знаний и способов деятельности.

В изменившейся социально-экономической ситуации система высшего профессионального образования, обеспечивающая формирование интеллектуального потенциала общества, не может оставаться неизменной. Это связано, прежде всего, с необходимостью поиска новых, прогрессивных форм и методов преподавания учебных дисциплин. Основополагающими для разработки современных проблем совершенствования образовательного процесса являются исследования общих закономерностей развития высшей школы С. И. Архангельского, О. Абдуллиной, С. А. Бешенкова, А. В. Беляева, Б. С. Гершунского, В. И. Горовой, В. А. Сластенина, Н. Ф. Талызиной, Ф. Р. Филиппова и других ученых.

Реализация многих из стоящих перед системой образования на современном этапе задач невозможна без использования методов и средств информатизации.

В методологическом плане проблемы информатизации рассмотрены в трудах Е. П. Велихова, А. П. Ершова, В. Г. Кинелева, Ф. И. Перегудова, Б. С. Гершунского, B.C. Леднева, В. Г. Разумовского и др.

Психологическим аспектам информатизации образования, информационных технологий обучения посвящены работы В. В. Давыдова, П. И. Образцова, В. В. Рубцова, Н. Ф. Талызиной, O.K. Тихомирова, Е. И. Машбица, В. Я. Ляудис, Т. В. Габай и др.

Дидактические и методические вопросы информатизации раскрываются в докторских диссертациях Ю. С. Брановского, A. JL Денисовой, М. И. Жалдака, Т. И. Шапошниковой, научных исследованиях А. И. Берга, С. А. Бешенкова, А. Борка, Я. А. Ваграменко, В. А. Извозчикова, Е. В. Оспенниковой, Е. С. Полат, И. В. Роберт, А. В. Стародубцева, А. Соловова, О. Б. Тыщенко, А. Ю. Уварова и др.

Однако механизмы эффективного использования возможностей новых информационных технологий для активизации учебной деятельности студентов при изучении психолого-педагогических дисциплин в вузе исследованы недостаточно, что затрудняет внедрение их в практику обучения. Создавшееся положение значительно снижает общий уровень подготовки студентов по психолого-педагогическим дисциплинам.

Кроме того, следует выделить и некоторые противоречия, имеющие место в профессиональной подготовке студентов и требующие специального изучения:

• между высоким уровнем развития современных информационных технологий и недостаточной степенью их использования в учебном процессе для активизации учебной деятельности при изучении дисциплин психолого-педагогического цикла;

• между традиционными методами обучения и творческим характером будущей деятельности;

• между темпами развития информационных технологий и степенью готовности преподавателей психолого-педагогических дисциплин к их использованию;

• между необходимостью усиления психолого-педагогической составляющей в содержании подготовки специалиста и степенью сформированности потребностно-мотивационной готовности студентов при изучении психолого-педагогических дисциплин в вузе.

Необходимость разрешения названных противоречий позволило выявить проблему исследования: какова совокупность педагогических условий, методических средств, необходимых для реализации потенциальных возможностей информационных технологий в целях активизации учебной деятельности студентов в процессе психолого-педагогической подготовки? Цель работы состоит в разработке и обосновании эффективности компьютерных программ учебного назначения как средства активизации учебной деятельности при изучении психолого-педагогических дисциплин. Объектом исследования является учебная деятельность студентов вуза. Предметом исследования являются педагогические условия активизации учебной деятельности студентов при изучении психолого-педагогических дисциплин посредством компьютерных программ учебного назначения. Гипотеза исследования: эффективность учебной деятельности студентов в процессе изучения психолого-педагогических дисциплин может быть существенно повышена, если.

— выявлены потенциальные педагогические возможности информационных технологий как средства активизации учебной деятельности студентов;

— внедрение новых информационных технологий осуществляется на основе требований принципов достаточности и педагогической целесообразности;

— в психолого-педагогической подготовке студентов используются как традиционные, так и новые средства обучения, связанные с информационными технологиями;

— компьютерные программы учебного назначения применяются не только при изучении базовых дисциплин, но и в сочетании с изучением курсов по выбору;

— предложен комплекс программных средств и научно обоснованы условия их применения в процессе психолого-педагогической подготовки студентов. Исходя из цели исследования и выдвинутой гипотезы, были поставлены следующие задачи:

1. Проанализировать современное состояние проблемы активизации учебной деятельности студентов средствами новых информационных технологий, систематизировать научные подходы к ее решению с целью определения исходных позиций организации исследования;

2. Выявить педагогические возможности новых информационных технологий как средства активизации учебной деятельности и определить пути, способы их реализации в процессе психолого-педагогической подготовки студентов;

3. Разработать и проверить опытно-экспериментальным путем эффективность авторской методики применения компьютерных программ в целях активизации учебной деятельности студентов в процессе изучения психолого-педагогических дисциплин;

4. Определить и обосновать педагогические условия повышения эффективности применения компьютерных программ учебного назначения в процессе психолого-педагогической подготовки студентов вуза.

Методологической базой исследования послужили положения теории познания, личностно-деятельностного подхода к организации процесса обучения (J1.C. Выготский, СЛ. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов и др.), системный подход к исследованию процессов обучения и воспитания (В.Г. Афанасьев, И. Б. Блауберг, Э. Г. Юдин и др.), фундаментальные исследования о влиянии информатизации на личность и общество (Е.П. Велихов, В.Г. А. П. Ершов, В. А. Извозчиков, Кинелев, Ф. И. Перегудов, Б. Г. Гершунский и др.), Концепция информатизации образования, концепции активизации учебной деятельности студентов вуза (Машбиц, А. А. Вербицкий, М. М. Анцибор, А. В. Беляев, В. И. Горовая, И. А. Шаповалова и др.).

Методы исследования. Теоретические методы: анализ, синтез, моделирование, систематизация, изучение философской, психолого-педагогической, методической литературы, а также эмпирические методы: анкетирование, беседы, тестирование, метод экспертных оценок, наблюдение, педагогический эксперимент, шкалирование.

Этапы исследования.

На первом этапе (1996;1998 гг.) осуществлялись подбор, изучение и анализ философской, психолого-педагогической и методической литературы, рассматривалось современное состояние проблемы, оценка степени ее новизны, определялась теоретическая и методологическая база исследования.

На втором этапе (1999;2001 гг.) основу исследовательской деятельности составила экспериментальная работа с целью проверки и уточнения рабочей гипотезы исследования, проведение контрольных и экспериментальных срезов.

На третьем этапе (2002;2004 гг.) осуществлялся анализ и обобщение результатов исследования, корректировались выводы, полученные на предыдущих этапах исследования, и практические рекомендации, выполнялась их статистическая обработка, полученные итоговые результаты графически интерпретировались, теоретический и практический материал оформлялся в диссертационную работу.

Опытно-экспериментальная база исследования. Данное исследование осуществлялось в Ставропольском государственном университете на факультете романо-германских языков и физико-математическом факультете. Исследованием было охвачено около 310 студентов и преподавателей названных факультетов. В качестве материально-технической базы оборудования использовались компьютерные классы СГУ.

Научная новизна исследования заключается в выявлении особенностей влияния новых информационных технологий на когнитивную и эмоциональную сферу личности, в результате технологии применения программных средств в целях активизации познавательной деятельности студентов вуза при изучении психолого-педагогических дисциплин, в обосновании условий повышения эффективности учебной деятельности студентов, организованной и управляемой посредством информационных технологий.

Теоретическая значимость исследования заключается в уточнении и конкретизации содержания понятия программно-методический комплексв типологизации способов, приемов интеграции содержания психолого-педагогических дисциплин на основе применения информационных технологий, в выявлении потенциальных педагогических возможностей информационных технологий, характера их влияния на потребностно-мотивационную сферу личности учащегося.

Практическая значимость исследования состоит в разработке программных средств, которые могут быть использованы преподавателями при подготовке и проведении практических занятий, а также во время самостоятельной контролируемой работы студентов по базовым психолого-педагогическим дисциплинам в компьютерных классах, в разработке методических рекомендаций по организации и управлению учебной деятельностью студентов.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Применение новых информационных технологий в образовательном процессе способствует повышению эффективности учебной деятельности благодаря превращению студентов в субъект процесса перевода информации в знание, что объективно требует усиления внутренней активности. Применение информационных технологий на основе принципов педагогической целесообразности, достаточности активизирует у студентов функции самоуправления, самоорганизации, что придает учебной деятельности активный характер. В технологическом плане применение новых информационных технологий как средства активизации учебной деятельности реализуется в процессе самостоятельного решения студентами задач в системе «информация — знание — информация»;

2. Новые информационные технологии как средства активизации учебной деятельности обладают более широкими, по сравнению с традиционными, педагогическими возможностями: энергономичностью в развитии умений и навыков самоорганизации, самоуправления, самоконтроля учебной деятельности благодаря ее алгоритмизацииприучают к осознанному выбору способов, средств учебной деятельностиразвивают способность более точно оценивать степень полезности информации, возможностей ее практического использованияформируют потребность в овладении недостающими знаниямиобогащают опыт преодоления барьеров в процессе усвоения знанийразвивают профессиональные мотивы, что, в конечном счете, обеспечивает целостность, системный характер процесса усвоения знаний.

3. Реализация педагогических возможностей новых информационных технологий достигается посредством комплекса специально разработанных методических мер и организации педагогических условий: разработки педагогического сценария компьютерной программы с учетом требований принципов целесообразности и достаточностивыбора вида покадрового описания сценария в зависимости от содержания изучаемого материала, дидактических целейобоснованного выбора инструментальных средств 111 1Сметодического обеспечения организации занятия с применением информационных технологий, предусматривающего преодоление негативных факторов компьютерного обученияоптимального сочетания различных форм представления учебной информациимоделирования процесса обучения с учетом специфики предметного содержания и индивидуальных особенностей студентовразработки системы заданий для самостоятельной работы, изменения функций преподавателя в ходе проведения компьютерного занятия. Указанные меры и условия реализуются в авторской методике применения компьютерной программы, включающей обучающий, развивающий и контролирующий модули.

Апробация и внедрение результатов исследования в практику осуществлялись в ходе экспериментальной работы в Ставропольском государственном университете, результаты и выводы исследования обсуждались на заседаниях кафедры педагогики и психологии высшей школы, освещались на региональных научно-методических конференциях «Университетская наука — региону» (г. Ставрополь, 1999 — 2004 гг.).

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений. Общий объем диссертации составляет 201 страницы. Работа содержит 11 таблиц, 15 рисунков.

Список литературы

включает 154 источника.

ВЫВОДЫ.

Итоги проведенного педагогического эксперимента можно сформулировать следующим образом:

1. Качество подготовки при использовании разработанных информационных технологий по сравнению с традиционными методами может возрастать на 10,3% (Психология), 11,4% (Педагогика).

2. Разработанная программа содержит как тренирующие задания, так и контроль их выполнения, а также оказывает оперативную помощь в виде ссылки к соответствующему теоретическому материалу, подсказок, и т. п. При этом возникает значительный эффект, т.к. применение компьютерных технологий вовлекает обучаемого в активную когнитивную деятельность, заключающуюся в осмыслении учебного материала и выработке навыков по применению полученных теоретических знаний на практике.

3. Наиболее эффективными применяемые информационные технологии обучения оказались для слабоуспевающих студентов и студентов, имеющих изначально более низкий уровень подготовки, т.к. индивидуализация обучения позволяет каждому обучаемому выбирать оптимальный для него способ и темп освоения учебного материала.

4. Практические и самостоятельные занятия с использованием НИТ развивают поисковую активность студентов по пополнению имеющихся знаний дополнительными сведениями.

5. Студенты имеют возможность приобретать навыки владения компьютером.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Подводя итог теоретическому и экспериментальному исследованию, можно констатировать, что проблема эффективности использования средств НИТ в системе образования является одной из актуальных проблем педагогики. Интенсивное развитие информационной индустрии, ее воздействие на науку, культуру, образование приводит к необходимости изменения направленности деятельности системы образования с учетом социального заказа, диктуемого информационным обществом. Этап развития, на котором находится сегодня педагогическая теория и практика, характеризуется состоянием вариативности, постоянной динамикой, требующей от преподавателя проявления креативности как нормативного профессионального свойства личности, а от студента — умения эффективно обрабатывать огромные массивы информации.

Последнее десятилетие выявило в образовании несколько линий инновационного развития. Мощный инновационный стимул возник в результате появления и развития новых научных достижений и технических средств, способных поднять уровень образования на качественно новую ступень. Такими достижениями являются информационные образовательные технологии, которые можно рассматривать как способ изменения качества образования. Сутью современной информационной революции является не технологическое развитие, а радикальное совершенствование интеллектуальных способностей людей. Новые технологии предоставляют мощные средства развития умственных способностей личности.

Пересмотр взглядов на саму суть и содержание образования во многом определяется информатизацией образования, внедрением в обучение новых информационных технологий. «Во-первых, они изменяют способы представления информации.- во-вторых, изменяют способы анализа, исследования проблемв-третьих, поскольку они влияют на постановку и методы исследования проблемы, постольку они могут изменить способы принятия решений. Таким образом, новые информационные технологии предстают как новые интеллектуальные средства, тем самым затрагивая саму суть образования» [78].

Внедрение в образовательный процесс новейших информационных технологий позволяет [55]: получать доступ к самым разнообразным источникам информации в области экономики, науки, образования, культуры и др., а также к правительственным, университетским, общественным, коммерческим базам и региональным хранилищам информацииобщаться с коллегами, специалистами, работающими в самых разнообразных областяхпринимать участие (или получать информацию) в электронных конференцияхполучать информацию из различных районов земного шара по интересующей проблемеиметь доступ к электронным архивам программного обеспечения для персональных компьютеровполучать информацию от коллег других учебных заведений и направлять обратно.

Кроме того, становится возможным решить следующие задачи: индивидуализировать процесс обученияналадить действенную обратную связь (как в случае отрицательных, так и положительных ответов на вопрос) — увеличить скорость знакомства обучаемых с учебным материалом и эффективность его усвоенияповысить мотивацию к обучениюразнообразить наглядные средства обучения, своевременно и объективно осуществлять контроль знаний, умений и навыков по изучаемой дисциплине.

Результаты проведенного эксперимента, подверженные количественной и качественной обработке, продемонстрировали эффективность применения НИТ в образовательном процессе и подтвердили выдвинутую гипотезу. Разработанная методика показала свою целесообразность, т.к. с помощью применения НИТ повысился уровень сформированности мотивационной, операционной, когнитивной, эмоциональной сферы студентов.

Этот факт позволяет нам сделать вывод, что предлагаемые научно-методические подходы к разработке, конструированию и использованию компьютерных технологий в учебном процессе являются перспективными, а педагогически обоснованные программные продукты способны обеспечить требуемое качество усвоения учебного материала, активизировать учебную деятельность студентов.

Мы считаем, что теоретические и эмпирические результаты, излагаемые в данной работе, ни в коей мере не исчерпывают проблематику использования НИТ в педагогическом процессе и требуют дальнейших комплексных исследований в данной области.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. — М.: Мысль, 1991. — 299 с.
  2. B.C. Теоретические основы разработки заданий в тестовой форме.-М.,. 1995.
  3. О., Кривошеев А.,. Ушаков А. Проектно-созидательная модель обучения // Alma Mater (Вестник высшей школы). 1994. — № 1.-е. 1822.
  4. .Г. Избранные психологические труды. В 2-х т. М.,. 1977.
  5. А.А. Введение в дистанционное обучение. М.: Изд-во ВУ, 1997.
  6. А.А. Компьютерные и телекоммуникационные технологии в сфере образования // Школьные технологии. 2001. -№ 3. — с. 154−170.
  7. А.А. Педагогика высшей школы: (Прикладная педагогика): Учеб. пособие. М., 2000.
  8. Н.С., Сидоркина И. Г. Психолого-педагогические аспекты использования Интернет-технологий в образовании //Информатика и образование. 2002. — № 9. — с. 46−50.
  9. Ю.Анцибор М. М. Активизация учебно-познавательной деятельности студентов при изучении дисциплин психолого-педагогического цикла. — Москва, 1989,238 с.
  10. П.Аркадьев Г. Психологические проблемы современных подростков в пространстве информационных технологий. //Развитие личности. 2000. — № 2. — с. 141−147.
  11. С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы. М.: Высшая школа. 1980. — 367 с.
  12. А.И., Шапошникова Т. Д., Лаврентьев А. В. Типология педагогических программных продуктов и этапы их проектирования. // Педагогическая информатика. 2002. — № 4. — с. 40−45
  13. Ю.К. Оптимизация процесса обучения: Общедидактический аспект. М., 1977. — 256 с.
  14. Г. А. Об основных положениях и некоторых применениях теории познавательных задач //Вопросы психологии. 1984. — № 3.
  15. Н.В. Педагогика и практическая психология. — Ростов-на-Дону. Феникс, 19 999.-414 с.
  16. Под ред. Ю. Г. Круглова. М.: МГОПУ им. М. А. Шолохова, изд. центр «Альфа», 2002, -240 с.
  17. А.В. Образовательный процесс в контексте научно-информационной деятельности. //Вестник Ставропольского государственного университета. — выпуск 16. 1998. — с. 55−65.
  18. В.П. Основы теории педагогических систем. Воронеж: Изд-во Воронежского ун-та, 1977. — 304 с.
  19. С.А. Школьное образование: информатика и информационные технологии // Информатика и образование. 2000. — № 7.-с. 7−10.
  20. С.А., Гейн А. Г., Григорьев С. Г. Информатика и информационные технологии: Уч. пособие для гуманитарных факультетов пед. вузов. — Екатеринбург, 1995. — 160 с.
  21. Д.И. Информация: миф или реальность? //Научно-техническая информация. Серия 2. Информационные процессы и системы. М., 1985.
  22. В.И. Педагогическая технология: Изд-во ПГЛУ, Пятигорск, 1997 г.-245 с.
  23. Н.В., Реан А. А. Педагогика. Учебник для вузов. СПб.: Питер, 2001.-304 с.
  24. Р.В., Киселев Г. М. ЭВМ в учебном процессе: Учеб.пособие. -Саранск: Мордов. кн. изд., 1997.
  25. Ю.С. Педагогическая информатика. Ставрополь, 1996. — 206 с.
  26. Ю.С., Шаповалов В. А. Информационные технологии в обучении студентов гуманитарных факультетов //Педагогическая информатика. 1993. — № 1. — с. 49−54.
  27. Ю.С., Шапошникова Т. Л. Информационные инновационные технологии в профессиональном образовании: Учеб. пособие /Кубан. гос. технол. ун-т. Краснодар: Изд-во КубГТУ, 2001 г. -415с.
  28. М.М. Научно-методические основы проектирования разветвленно-диалоговых обучающих систем: Дис.. д-ра пед. наук. — М., 1992.-350 с.
  29. Я.А. Фонд компьютерных учебных программ ресурс развития образования //http://wwwjnformika.ru/windows/magaz/comprog/nl-20/nls05−06.html.
  30. Е.П. Новая информационная технология в школе // Информатика и образование. 1986. — № 1. — с. 21.
  31. В.М. Современная когнитивная психология. М.: МГУ, 1982.-336 с.
  32. А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. М.: Высшая школа, 1991. — 205 с.
  33. Т.П., Кашицин В. П., Молчанова О. П. Образование в эпоху новых информационных технологий (Методологические аспекты). М., 1995.-203 с.
  34. В.В. Формы представления знания в педагогическом образовании. //Педагогика. 1999. — № 4. — с. 66−73.
  35. JI.C. Педагогическая психология. /Под ред. В. А. Давыдова. -М.: Педагогика Пресс, 1996. — 536 с.
  36. Т.В. Педагогическая психология / Учебное пособие. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1995. -160 с.
  37. Т.В. Учебная деятельность и ее средства. М., 1988.
  38. П.Я. Введение в психологию. М., 1976.
  39. .С. Компьютеризация в сфере образования: Проблемы и перспективы. М.: Педагогика, 1987. — 264 с.
  40. .С. Философия образования для XXI века. М., 1997. -127 с.
  41. С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию /Отв. ред. и сост. П. В. Алексеев. М., 1995.
  42. В.М. Основы безбумажной информатики. М.: Наука, 1987. -552 с.
  43. В.И. Высшее педагогическое образование: проблемы и перспективы. Ставрополь: СГУ, 1995. — 160 с.
  44. А.А., Краморов С. О., Черкезов С. Е. Информационная культура учителя //Педагогическая информатика. — 1999. № 1.-е. 3−10.
  45. В., Довгяло А. Пути развития информатизации образования. //Информатика и образование. — 1989. № 6. — с. 3−12.
  46. Г. Р. Очерки информационной технологии. М., 1993.
  47. Р.Д., Чебышева Б. П. Компьютерная технология обучения //Информатика и образование. 2000.-№ 5.- с.44−45)
  48. В.В., Маркова А. К. Концепция учебной деятельности школьников. //Вопросы психологии. 1981. — № 6.
  49. У.В. Методологические предпосылки и сущностные характеристики информационной культуры педагога // Педагогика.2003.-№ 1.-с. 65−73.
  50. Л.И. Компьютерные тесты успеваемости как средство оптимизации учебного процесса //Вестник Московского университета.2004.-№ 1. -с.35−73
  51. Е. Возможности компьютерных технологий обучения. //Народное образование. 1997. — № 9.
  52. А. Современное информационное общество. // Высшее образование в России.-2001.- 4, с. 77−85.
  53. О.В., Кириллов А. И. Рекомендации по созданию электронного учебника. Академия XXI век. http://www/academiaxxi/ru/methpapers/AOrecomt/htm
  54. А.А. Решение кроссвордов как способ проверки знаний //Информатика и образование. 2002. — № 8. — с. 19−25
  55. B.JI. Структура электронного учебника. //Информатика и образование. -2001. № 6. — с. 62−71.
  56. B.JI. Электронный учебник: системы контроля знаний. //Информатика и образование. 2002. — № 1.-е. 71−72.
  57. В.А., Лаптев В. В., Потемкин М. А. Концепция педагогики информационного общества //Наука и школа. 1999. — № 1.
  58. Г. Проективное образование и становление личности //Высшее образование в России. 2001. — № 4. — с. 85−93.
  59. Г. Л. В зеркале собственной истории //Высшее образование в России. 1997. -№ 1.
  60. И.И. Структура процесса учения. М., 1986.
  61. Информатика: Учебное пособие (под ред. Макаровой).- М., 1998.
  62. Информационные технологии для гуманитариев /Под ред. В. Л. Акимова, Н. М. Арсентьева, Л. И. Бородкина, И. М. Гарсковой. М. Саранск, 1998.
  63. М.С. Системный подход и гуманитарное знание. Л.: Изд-во ленинградского университета. — 1991.
  64. С.Д. Информационная культура в контексте общей теории культуры личности // Педагогическая информатика. 2000. — 2.- с.41−55
  65. Е.В. Информационная культура и ее роль в формировании новых качеств знаний специалиста образования. //Наука и школа. -2002.-№ 4.-с. 43−48.
  66. В.Г. Контуры системы образования XXI века. //Информатика и образование, № 5 2000, с. 3−7.
  67. В.З., Уханов В. А. Человек: информация, потребность, деятельность. Новосибирск, 1981.
  68. Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2000. — 176 с.
  69. Г. М., Петров К. В. Технические средства обучения и методика их использования: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 256 с.
  70. Концепция информатизации сферы образования Российской Федерации // Бюллетень «Проблемы высшей школы» 1998. — № 3 — 4.
  71. A.M. Основные направления учебной деятельности в компьютерной среде // Наука и школа. — 2003. № 6. — с. 42−46.
  72. Н.В. Методы исследования педагогической деятельности. -Л.: ЛГУ, 1970.- 114 с. 81 .Культурология. XX век. Словарь. СПб: Университетская книга, 1997. -640 с.
  73. М., Околелов О. Дидактический инструментарий новых образовательных технологий // Высшее образование в России. 2001. -№ 1.- с. 125.
  74. Н.А., Немчин Т. А. Оценка психической активации, интереса, эмоционального тонуса, напряженности и комфортности //Практикум по экспериментальной и прикладной психологии /Под ред. Крылова А. А. СПб.: СПб. ГУ, 1997. — с. 50−56
  75. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. — М., 1975. — 304 с.
  76. И.Я. Процесс обучения и его закономерности. М.: Знание, 1980.-96 с.
  77. И.Я. Философия дидактики и дидактика как философия. М., 1995.
  78. А. Книга и видео: союз или конкуренция? //Искусство и кино. -1997.- № 6. -с. 40−42.
  79. М.И. Проблема онтогенеза общения //НИИ общ. и пед. психологии АПН СССР. М.: Педагогика, 1986. — 143 с.
  80. Г. Н. Информационные технологии в экономике: учебно-практическое пособие /МЭСИ. М.: МЭСИ, 1999, — 136 с.
  81. И.И. Компьютерная технология обучения. //Советская педагогика. 1990. — № 5. — с. 11−15.
  82. Н.П. Ноосферное образование: технология, методология, методика. -М.: РАЕН, 1998.
  83. Е. И. Методические рекомендации и проектирование обучающих программ. Киев: Госпрофобр, 1986. — 111с.
  84. Е. И. Психологические основы управления учебной деятельностью. Киев: Высшая школа, 1987. — 223с.
  85. Е.И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения: (Педагогическая наука реформе школы). — М.: Педагогика, 1988.- 192с.
  86. П., Аленичева Е. Этапы создания электронных учебников. // Высшее образование в России. 2001. — № 5. — с. 103.
  87. В.В. Разработка программных педагогических средств // Информатика и образование. 1999. — № 3. — С. 36−40.
  88. Р.С. Психология. Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 2 кн. Кн. 1: Общие основы психологии. М.: Просвещение: Владос, 1994.-576 с.
  89. Р.А. Активность студента в учебном процессе. -. В кн.: Вопросы вузовской педагогики и психологии- Казань, 1973, вып. 2, с. 15.)
  90. Р.А. Дидактические основы активизации учебной деятельности студентов. Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1975. — 302с.
  91. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие для студентов педагогических вузов и системы повышения квалификации педагогических кадров /Е.С. Полат,
  92. М.Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, А.Е. Петров- Под ред. Е. С. Полат. -М.: Издательский центр «Академия», 1999. 224 с.
  93. П.И. Дидактический комплекс информационного обеспечения учебной дисциплины в системе ДО. //Открытое образование. 2001. — № 5. — с. 39−44.
  94. П.И. Обеспечение учебного процесса в условиях информатизации высшей школы. //Педагогика. 2003. — № 5. — с. 27−32.
  95. С.И. Словарь русского языка. М., «Сов. Энциклопедия», 1970.
  96. О.П. Электронный учебный курс. // Высшее образование в России. 1999, № 4. с. 126−129.
  97. В. Основы проблемного обучения. М.: Просвещение, 1968. -208 с.
  98. Е.В. Информационная поддержка профессиональной подготовки учителя. //Наука и школа. —2004. № 4. — с. 31−35.
  99. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и колледжей. Под ред. П. И. Пидкасистого М.: РПА, 1996. — 604с.
  100. Педагогическая энциклопедия. М., 1964.
  101. Педагогические технологии: Учебное пособие для студентов педагогических специальностей /Под общей ред. B.C. Кукушина. -Серия «Педагогическое образование». Ростов н/Д: издательский центр «Март», 2002. — 320 с.
  102. Ф.И. Системная деятельность и образование //Информатика и образование. 1990. — № 5. — с. 10
  103. Н.И. Педагогические условия активизации познавательной деятельности студентов в системе дистанционного образования: Дис.. канд. пед. наук. Ставрополь, 2002. — 176 с.
  104. Е.С. Дистанционное образование: организационный и педагогический аспекты //Информатика и образование. 1996. — № 3. — с.87−91
  105. Практическая психология для преподавателей / Под ред. М. К. Тутушкиной. М.: Филинг, 1997. — 328 с.
  106. М.М. Обучающие программы как фактор совершенствования образовательного процесса. //Информатика и образование. 2000. — № 9. — с. 39−40)
  107. Психология. Словарь / Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. 2-е изд., испр. и доп. — М.: Политиздат. 1990. — 404 с.
  108. A.M. Методическая система обучения геометрии в начальной школе. М., 1975
  109. Ракитина Е. А, Лыскова В. Ю. Информационные поля в учебной деятельности. // Информатика и образование. 1999. — № 1.-е. 19−25.
  110. А.И. Философия компьютерной революции. М.: Политиздат, 1991.-287 с.
  111. И. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы, перспективы использования. М., 1994.
  112. И.В. Экспертно-аналитическая оценка качества программных средств учебного назначения. // Педагогическая информатика. — 1993. -№ 1.- с. 54−62.
  113. В.М. Азбука педагогического труда (Пособие для начинающего преподавателя технического вуза). М.: Высш. шк., 1990. -112 с.
  114. Российская педагогическая энциклопедия т. 1, М. — 1993
  115. C.JI. Основы общей психологии. М.: Учпедгиз, 1946. -704 с.
  116. С.В., Миндоров Н. И. Кибернетическая модель практического занятия в компьютерном классе. // Педагогическая информатика. 2002. — № 3. — с. 35−42.
  117. Самостоятельная работа студентов в условиях классического университета: Организация. Управление. Перспективыкомпьютеризации: Учебное пособие. Ставрополь: Изд-во СГУ, 2002. -116с.
  118. И.Ю. Активизация познавательной деятельности студентов колледжа в процессе преподавания естественно научных дисциплин. Дис.. канд.пед.наук. Брянск, 1998. — 186 с.
  119. М.Н. Активизация познавательной деятельности учащихся в обучении. -М.: Просвещение, 1985. 96 с.
  120. А. Информационные технологии обучения в профессиональной подготовке. //Высшее образование в России. 1995. -№ 2.-с. 31−35.
  121. В., Федоров А., Чернов И. Инновационный программно-методический комплекс //Высшее образование в России. — 2003. № 1. — с. 146−151.
  122. Н.Ф. Компьютеризация и программированное обучение // Вопросы психологии. — 1986. № 6. — с. 43.
  123. Н.Ф. Педагогическая психология. М., 1999, 287 с.
  124. Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. М.: Знание, 1975.-343 с.
  125. Е.Т. Информационные образовательные технологии: представления и реалии. //Вестник высшей школы. 2004. — № 2. — с. 2731.
  126. О.Б. Электронный лекторий. //Педагогика. 2002. — № 8. — с.39−43.
  127. А.Ю. Компьютерная коммуникация в учебном процессе. //Педагогическая информатика. 1993. — № 1.-е. 12−21.
  128. Управление качеством образования: Практикоориентированная монография и методическое пособие / Под ред. М.М. Поташника/. — М.: Педагогическое общество России, 2000. — 448 с.
  129. А.В. Школьники и компьютерные игры с «экранным насилием». //Педагогика. 2004. — № 6. — с. 45−50
  130. O.K. Информатизация технологий обучения в высшей школе. -М., 2001.-283 с.
  131. O.K. Основные направления информатизации современных технологий обучения. // Информатика и образование. 1999. — № 2 — с. 3−6.
  132. Философский словарь / Под ред. И. Т. Фролова. 5-е изд. — М.: Политиздат, 1986. — 590 с.
  133. Формирование учебной деятельности студентов /Под ред. В. Я. Ляудис. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1989. 210 с.
  134. JI.M. Педагогический опыт глазами психолога. М., 1987
  135. С.А. Информатизация образования // Информатика и образование. 1994. — № 1.-е. 13−19.
  136. Д.В. Дидактические технологии в высшей школе: Учебное пособие для вузов. М.: ЮНИТА-ДАНА, 2002. — 437 с.
  137. Т.И. Активизация учения школьников. М.: Педагогика, 1982.- 136 с.
  138. В.А. Социокультурные аспекты информатизации образования. Ставрополь: изд-во СГУ, 1996. — 68 с.
  139. Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. М. 1977. — 62 с.
  140. Г. И. Исследование активизации учебно-познавательной деятельности. //Советская педагогика. 1983. — № 3. — с. 36−37.
  141. Экономическая информатика и вычислительная техника: учебник Г. А. Титоренко, Н. Г. Черняк, JI.B. Еремин и др. /Под ред. В. П. Косарева, А. Ю. Королева. -М.: Финансы и статистика, 1998.
  142. Д.Б. Избранные психологические труды. М., 1989. — 245с.
  143. Е.В. Подростки в Интернете: специфика информационного взаимодействия // Педагогика. 2001. — № 4. — С. 55−62.
  144. Hemes G. The new century: societal paradoxes and major trends // II Publ. 2003.
  145. Mayer R.E. and Massa L.J. Three Facets of Visual and Verbal Learners: Cognitive Ability, Cognitive Style, and Learning Preference // Educational Psychology. December. 2003. V. 95, № 4. P. 833−847.
  146. Schneider R.A. Test Too Far // OECD Observer. 2004. № 242. P. 12−15
Заполнить форму текущей работой