Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Культурологическая направленность процесса формирования гражданской позиции школьников в обучении гуманитарным предметам

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Организационно-технологический блок культурологической модели включает формы и педагогический инструментарий (задания, ситуации, упражнения, учебные проекты и др.) организации индивидуальной и групповой учебно-познавательной деятельности учащихся, схемы и способы координации учителей гуманитарных предметов. Инструментально-технологическое обеспечение процесса формирования гражданской позиции… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Формирование гранеданской позиции школьников как психолого-педагогическая проблема
    • 1. 1. Сущность и особенности формирования гражданской позиции школьников
    • 1. 2. Культурологический подход к процессу формирования гражданской позиции школьников
    • 1. 3. Практика формирования гражданской позиции школьников
  • Глава II. Педагогическое проектирование процесса формирования гражданской позиции школьников в обучении гуманитарным предметам
    • 2. 1. Культурологическая модель формирования гражданской позиции школьников в обучении гуманитарным предметам
    • 2. 2. Инструментально-технологическое обеспечение процесса формирования гражданской позиции школьников в обучении гуманитарным предметам
    • 2. 3. Опытно-экспериментальная апробация культурологической модели формирования гражданской позиции школьников

Культурологическая направленность процесса формирования гражданской позиции школьников в обучении гуманитарным предметам (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Решение многих актуальных проблем в жизни страны существенным образом зависит от социальной активности и гражданской компетентности населения. Высокая социальная значимость гражданского воспитания обусловлена его ценностно-целевой и функциональной направленностью не только по отношению к государству и обществу (воспроизведение определенного типа социальности в конкретном обществе), но и по. отношению к отдельно взятому человеку. Обострение противоречий национального, социального и экономического характера, сопровождающее перемены в нашем обществе, усложнение социальной структуры, усиливающееся влияние глобальных проблем по-новому ставят вопросы относительно ценностно-целевой направленности и содержания гражданской позиции, подходов к ее формированию средствами современного школьного образования. Если ранее, в советское время, гражданская позиция в своих главных ориентирах четко и идеологически однозначно задавалась государством и, соответственно, транслировалась основными социальными институтами, то сегодня адекватно определиться со своими социально-гражданскими установками подрастающему поколению нелегко. Деятельная, адекватно осознанная гражданская позиция, наряду с мотивацией социальной активности, предполагает ориентацию в социальной сфере. Широкая социокультурная ориентация закладывает основу для понимания сложных, противоречивых процессов и явлений общественной жизни, создает содержательные предпосылки для нравственного выбора, построения стратегий собственного поведения. Не случайно ряд исследователей (З.Я. Капустина, И. Ф. Кефели, Ю. М. Резник, Ю. В. Рождественский, А. Я. Флиер и др.) в ряду основных свойств, присущих гражданину, выделяют черты, так или иначе связанные с социокультурной ориентацией: дифференцированное восприятие информации, понимание специфики нашей страны, осознание гражданственности как высшей формы субъектности человека, культуросообразное миропонимание, смысложизненное видение социальной реальности. В этой связи актуализируются культурообразующая функция процесса формирования гражданской позиции и культурологический подход в структуре школьного образования.

Проблема исследования. Феномен активной гражданской позиции привлекает внимание философов (Л.П. Буева, И. С. Кон, Г. Д. Парыгин, Ю. М. Резник, В. Н. Сагатовский и др.), социологов (И.В. Бестужев-Лада, Ж.Т. То-щенко, В. АДдов), психологов (К.А. Абульханова-Славская, Г. М. Андреева, М. Р. Гинзбург, А. Н. Леонтьев, В. И. Слободчиков и др.), педагогов (В.П. Бе-дерханова, И. М. Брызгалова, Н. И. Васильев, Б. З. Вульфов, К.Ф. Габдрахма-нова, Г. Я. Гревцева, В. Е. Гурин, С. И. Краснов, В. А. Сластенин и др.).

Многие исследователи рассматривают социальную направленность образования в качестве важного фактора, существенно влияющего на формирование гражданской позиции (М.С. Каган, Д. А. Леонтьев, Ю. В. Рождественский, Г. Н. Филонов и др.), указывают на необходимость переосмысления целей и результатов школьного образования и воспитания (Е.В. Бондаревская, Б. С. Гершунский, З. Я. Капустина и др.), отмечают важность налаживания системных взаимодействий школы и социума (Р.Г. Гурова, А. Л. Журавлев, М. С. Каган, Л. С. Каширская, О. Н. Козлова, А. В. Мудрик, Т. И. Петракова, М. М. Поташник, Н. А. Савотина, Ю. А. Сенько, Г. Н. Филонов и др.).

В современных разработках представлены теоретические основы гражданского воспитания и обучения (А.С. Гаязов, Н. В. Иванова, М. И. Рожков и др.), формирования гуманистического мировоззрения и ценностных ориентации личности (Е.В. Бондаревская, М. А. Дмитриева, И. Н. Кондратенко, И. М. Осмоловская, Т. А. Панкова, P.M. Рогова, Ч. А. Шакеева и др.), обсуждаются педагогические условия, содержание и особенности воспитания гражданской зрелости учащихся в системе учебной и внеучебной работы (М.А. Бажинов, Н. И. Васильев, Т. П. Каптан, Т. Ю. Сайпуллаева, Ю. Г. Сокольников, Ю.А. Та-нюхин и др.), критерии гражданской воспитанности (И.М. Брызгалова, B.C. Мухина, P.M. Нугаев, Т.А. Панкова), принципы формирования гражданской позиции, уровни и механизмы ее реализации (О.И. Мартынюк, Т.А. Мерца-лова, Ю. М. Резник и др.).

Проблемы формирования гражданственности, связанные с механизмом осознания учащимися норм морали и права, воспитанием правосознания и уважения к закону, нашли свое отражение в исследованиях О. С. Богдановой, Ф. А. Ильдархановой, З. Я. Капустиной, О. И. Карпухина и др.

В последнее десятилетие особую актуальность приобрела проблема усиления культурологической направленности образования. Поиск новых подходов к решению задач формирования гражданской позиции затрагивает культурологические основания школьного образования, включая его содержание, методы, педагогические технологии, и вместе с тем — гуманизацию образовательной сферы, отношений между педагогами и учащимися. Именно культурологический подход и гуманизация педагогических отношений создают важные предпосылки для гражданского самоопределения школьников, формирования у них нравственных качеств личности, осмысленной деятель-ностной позиции. В этой связи активно обсуждаются варианты культурологического подхода к построению учебной (А.Б. Есин, О. Н. Зайцева, Е. В. Попова, Н. В. Свирина и др.) и воспитательной (JI.B. Байбородова, Н.М. Талан-чук, Н. Е. Щуркова и др.) работы, культурологические основания интеграции содержания гуманитарных предметов (И.И. Аркин, О. О. Кузнецова, Б. М. Неменский, В. В. Сафронова, Ю. А. Юрченко и др.).

Определенный интерес представляют разработки зарубежных исследователей: концепция подготовки информированного, ответственного гражданина, способного реализовать себя в демократическом обществе (М. Бренсон, С. Шехтер) — возрождение духовного и нравственного потенциала нации, воспитание гражданина в условиях открытого и свободного общества (JI. Хьелл, Д. Зиглер) — трехкомпонентные национальные стандарты (знания, умения, гражданский характер), предложенные APSA (американской ассоциацией политических наук).

Несмотря на многоплановость проводимых по данному направлению исследований, проблема формирования гражданской позиции школьников остается слабо разработанной в ряде ключевых вопросов. Прежде всего следует уточнить сущностные признаки, функции, структуру гражданской позиции в современном социокультурном контекстеопределить принципы и педагогические условия ее формирования, опираясь на культурологический потенциал гуманитарных предметов и возможности гуманизации педагогических отношений. Вполне понятно, что культурологический подход к формированию гражданской позиции предполагает определенную организацию процесса обучения гуманитарным предметам, наличие систематизированного педагогического инструментария, адекватных педагогических технологий, хорошо скоординированных действий педагогов. Вместе с тем, как показал теоретический анализ, реализация культурологического подхода делает необходимым переосмысление существующих моделей обучения гуманитарным предметам, моделей и схем педагогической интеграции гуманитарных знаний и прежде всего в контексте магистральных задач формирования гражданского самосознания учащихся с опорой на развитие у них способности к рациональному постижению действительности, пониманию сущности и тенденций развития социальных процессов и явлений.

Изучение школьной практики показывает, что процессу формирования гражданской позиции присущи серьезные недостатки: он не имеет четких ценностно-целевых ориентиров, осуществляется без определенной системы, без должной педагогической координации. В обучении гуманитарным предметам слабо представлен социокультурный контекст, не предусмотрены культурологические межпредметные связи, побуждающие учащихся к анализу реальных обстоятельств жизни, самостоятельному смыслополаганию и смыслоизвлечению. Многие учителя затрудняются вычленить и реализовать в необходимом объеме культурологическую составляющую гуманитарных предметов, установить их связь с социальной практикой. Нередко в образовательном процессе отсутствует открытое взаимодействие с учащимися, построенное на принципах демократизации, создающее необходимые условия для продуктивных межличностных контактов и становления гражданского самосознания учащихся. Следует констатировать, что значительная часть старшеклассников воспринимает гражданскую позицию как нечто абстрактное, не связанное с повседневной жизнью и лежащее за пределами их личных интересов. Вполне очевидно, что слабая культурологическая направленность гуманитарных предметов, оторванность образовательного процесса от проблем социума, авторитарный стиль педагогического общения отрицательно сказываются на всем процессе формирования гражданской позиции.

Изучение состояния проблемы формирования гражданской позиции в педагогической теории и практике позволяет выделить противоречия, которые актуализируют основные направления нашего исследования:

— между потребностью общества в социально активных личностях, ориентирующихся в социуме, готовых к гражданскому самоопределению, ответственному социальному действию, и реальным состоянием гуманитарного образования школьников, которое в изменившихся условиях общественного развития должным образом это не обеспечивает;

— между потенциальными возможностями гуманитарных предметов в развитии гражданского самосознания учащихся, фиксируемого в их гражданской позиции, и недостаточной разработанностью методологических, теоретических и практических основ данного процесса.

Обозначенные противоречия определяют суть проблемы исследования: каковы сущностные характеристики гражданской позиции современной личности? Как влияет готовность учащихся к социокультурной ориентации на становление гражданской позиции? Каковы возможности и специфика культурологического подхода в построении и реализации процесса формирования гражданской позиции в условиях обучения гуманитарным предметам?

Объект исследования: теория и практика формирования гражданской позиции учащихся в обучении гуманитарным предметам.

Предмет исследования: культурологическая направленность процесса формирования гражданской позиции учащихся в обучении гуманитарным предметам, включая сущностные и проектные характеристики данного процесса и условия его реализации.

Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально апробировать культурологическую модель процесса формирования гражданской позиции школьников в обучении гуманитарным предметам.

Гипотеза исследования: поскольку изменившаяся в стране социальная ситуация диктует необходимость формирования гражданской позиции в новом ценностно-смысловом, функциональном и содержательном наполнении, то эффективность осуществления такого процесса в общеобразовательной школе, вероятно, может быть достигнута за счет культурологического подхода, предусматривающего проектные и организационные согласования всех составляющих процесса обучения гуманитарным предметам с сущностными характеристиками, функциями и структурными компонентами гражданской позиции. Ожидаемыми результатами такого согласования, по-видимому, должны стать обновленная система педагогических целей, интеграция гуманитарных знаний в едином тематическом контексте, комплексная технология формирования гражданской позиции, включающая модули социокультурной ориентации, гражданской самоидентификации, ценностно-смысловой саморегуляции.

Задачи исследования:

1. Выявить характерологические признаки, функции и структуру гражданской позиции как социально обусловленного качества личности учащихся.

2. Раскрыть особенности, принципы и условия формирования гражданской позиции учащихся в обучении гуманитарным предметам.

3. Разработать культурологическую модель формирования гражданской позиции школьников в обучении гуманитарным предметам, отражающую концептуальную основу данного процесса, проектных характеристик и совокупность необходимых педагогических условий.

4. Определить педагогический комплекс инструментально-технологического обеспечения процесса формирования гражданской позиции школьников в обучении гуманитарным предметам.

5. Экспериментально проверить эффективность разработанной модели.

Методологической основой исследования являются научные представления о сущности образования как социальном явлении и его определяющей роли в личностном развитии человека (Ю.К. Бабанский, Л. П. Буева, В. Е. Турин, В. А. Караковский, Л. Г. Костюченко, Б. Т. Лихачев и др.) — концепции ценностного подхода к личности, процессу ее самоформирования (Л.Л. Лу-зянин, А. Г. Маслоу, Т. И. Петракова, Г. Салливен, Э. Фромм и др.) — диспози-ционная концепция регуляции социального поведения личности (В.А.Петровский, В.А. Ядов) — принципы системности, научности и целостности в образовательном процессе (B.C. Ильин, Н. В. Кузьмина, И. Я. Лернер и др.) — личностный (Ю.Г. Ананьев, Л. И. Божович, В.Н. Мясищев) и деятельно-стный (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн) подходы.

Теоретической основой исследования послужили идеи гуманизации образования (Е.А. Александрова, Ш. А. Амонашвили, В. П. Бедерханова, О. С. Газман, Н. Б. Крылова и др.) и гражданского воспитания (Л.А. Белякова, Б. С. Гершунский, Е. В. Известнова, З. Я. Капустина и др.) — концепции личностно-ориентированного образования (Е.В. Бондаревская, С. В. Кульневич, В. В. Сериков и др.) — теоретические основы педагогического проектирования (В.П. Беспалько, И. И. Ильясов, А. А. Кирсанов, Ю. С. Тюнников и др.).

Методы исследования. В соответствии с целями и задачами исследования использовались теоретические методы — теоретический анализ предмета исследования, спецификация проблем, моделирование педагогического процесса, теоретическое обобщение результатов исследования с учетом новых факторов и конкретных условийэмпирические методы — анализ практики реализации культурологического подхода к формированию гражданской позиции учащихся, анкетирование, наблюдение, анализ содержания образовательных программ, беседы, изучение и обобщение педагогического опыта, педагогический эксперимент.

Личный вклад автора в получении научных результатов определяется разработкой концептуальных положений исследования, планированием и проведением эксперимента по данной проблеме, разработкой дидактических и диагностических материалов, руководством и непосредственным участием в экспериментальной работе.

Организация, база и этапы исследования. Исследование выполнялось в 2002;2006 гг. на базе общеобразовательных школ №№ 14, 20, 24 г. Сочи и включало три этапа. На первом этапе (2002;2003 гг.) изучалось состояние проблемы в педагогической теории и практике, уточнялись исходные понятияразрабатывался научно-исследовательский аппаратопределялись основные подходы к организации процесса формирования гражданской позиции учащихся в условиях обучения гуманитарным предметам с опорой на культурологический подход и гуманизацию педагогических отношенийразрабатывались и апробировались дидактические средствапроводился констатирующий эксперимент, моделировался формирующий эксперимент. На втором этапе (2003;2004 гг.) разрабатывались блочная модель и проектные характеристики процесса формирования гражданской позиции учащихся в обучении гуманитарным предметамопределялись и разрабатывались педагогические условия и технология формирования гражданской позиции учащихся в процессе обучения гуманитарным предметамвыполнялась программа формирующего эксперимента. На третьем этапе (2005;2006 гг.) был завершен формирующий экспериментуточнялись теоретико-экспериментальные выводыобобщались, систематизировались и оформлялись полученные результаты.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

— выявлена психолого-педагогическая сущность гражданской позиции как социально обусловленного качества личности и ценностно-целевого компонента гражданского воспитания школьников, раскрыты ее характерологические признаки (социальная детерминированность, диспозиционная обусловленность, субъективная значимость, ценностно-смысловая устойчивость, проблемно-поисковая ориентированность, рефлексируемость) — функции, раскрывающие ее педагогические возможности (социальноидентифицирующая, ценностно-формирующая, социально-активизирующая, поведенческо-регулятивная, прогностико-эвристическая) — структурные компоненты гражданской позиции (ориентационно-ценностный, мотивационно-смыслообразующий, рефлексивно-смыслопреобразующий);

— показаны приоритетные направления формирования гражданской позиции учащихся и в логике этих направлений определена единая тематика педагогической интеграции гуманитарных знаний («гражданская позиция как способ саморегуляции общественного и личного развития»), систематизированы объекты культурологического анализа и определены требования к их отбору;

— разработана культурологическая модель формирования гражданской позиции учащихся, включающая проектно-методологический, целеобразую-щий, содержательно-интегративный, организационно-технологический блоки и систему проектных характеристик, посредством которых показаны особенности построения процесса формирования гражданской позиции в гуманитарных предметах;

— раскрыты принципы формирования гражданской позиции учащихся, регулирующие системную целепостановку, отбор культурологического содержания гуманитарных предметов, инструментально-технологическое обеспечение, развитие системы дидактических взаимодействий с опорой на гуманизацию педагогических отношений.

— разработана технология формирования гражданской позиции учащихся, базовые модули которой воспроизводят в обучении гуманитарным предметам преемственно повторяющуюся триаду «социокультурная ориентация — гражданская самоидентификация — ценностно-смысловая саморегуляция».

Теоретическая значимость исследования состоит в обосновании значимости культурологического подхода к процессу формирования гражданской позиции школьников в обучении гуманитарным предметам, уточнении содержания понятия «гражданская позиция», определении влияния готовности к социокультурной ориентации на структурные компоненты формируемой позицииразработке культурологической модели формирования гражданской позиции учащихся в обучении гуманитарным предметам и условий ее реализации, позволяющих осуществлять целенаправленное включение учащихся в окружающий их социум.

Практическая значимость заключается в проектном описании процесса формирования гражданской позиции учащихся в условиях усиления культурологической направленности гуманитарных предметов и гуманизации педагогических отношенийв систематизации педагогических средств, демонстрирующих культурологические возможности гуманитарных предметов в логике основных задач процесса формирования гражданской позициив определении комплекса педагогических условий формирования гражданской позиции школьников.

Апробация результатов исследования. Основные положения и результаты исследования обсуждались на международной научно-методической конференции «Проектирование инновационных процессов в социокультурной и образовательной сферах» (Сочи, 2002;2005) — заседаниях кафедр педагогики, социальной педагогики и педагогики начального образования, общей и профессиональной педагогики Социально-педагогического института Сочинского государственного университета туризма и курортного делазаседаниях методических объединений классных руководителей, учителей русского языка и литературы, истории МОУ СОШ №№ 14, 20, 24 г. Сочинаучно-методических семинарах директоров, заместителей директоров по воспитательной работе при Сочинском региональном Центре развития образования (2003;2006).

Достоверность результатов исследования обеспечивается ориентацией на современные методологические подходы к проблемам формирования ценностно-смысловой сферы личности учащихся и педагогического проектированияиспользованием теоретических и практических методов, адекватных целям и задачам исследования, а также методов статистической обработки результатов исследованиясистематической проверкой результатов исследования на различных этапах экспериментальной работы, получением конкретных позитивных изменений в уровнях сформированности гражданской позиции учащихся.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Гражданская позиция является важным показателем социальной зрелости учащихся. Сущность и педагогический концепт данного феномена раскрывают социально-педагогические функции (социально-идентифицирующая, ценностно-формирующая, социально-активизирующая, поведенческо-регулятивная, прогностико-эвристичекая), характерологические признаки (социальная детерминированность, диспозиционная обусловленность, субъективная значимость, ценностно-смысловая устойчивость, проблемно-поисковая ориентированность, рефлексируемость) и структурные компоненты (ориентационно-ценностный, мотивационно-смыслообразующий, рефлек-сивно-смыслопреобразующий) гражданской позиции.

2. Согласно культурологическому подходу формирование гражданской позиции в обучении гуманитарным предметам основывается на мотивации социальной активности и овладении учащимися социокультурной ориентацией. Готовность к социокультурной ориентации выступает как обязательная предпосылка осознания учащимися своих возможностей и ответственности перед обществом, своего места в социальных процессах. На основе культурологического подхода разработаны и применены система педагогических целей (как проектно-педагогический эквивалент структурных компонентов гражданской позиции), принципы построения и реализации данного педагогического процесса, приоритетные направления и общая тематика интеграции гуманитарных знаний, педагогическая технология, критерии и уровни сформированности гражданской позиции.

3. Реализация на практике культурологической модели процесса формирования гражданской позиции предполагает применение модульной педагогической технологии. Взаимосвязь базовых модулей педагогической технологии (социокультурная ориентация, гражданская самоидентификация, ценностно-смысловая саморегуляция) определяют три типа культуролого-педагогических последовательностей, актуализирующие в логике основных этапов структурные компоненты гражданской позиции.

4. В процессе обучения гуманитарным предметам на формирование гражданской позиции учащихся существенное влияние оказывают следующие педагогические условия:

— усиление культурологической направленности содержания гуманитарных предметов за счет интеграции гуманитарных знаний согласно приоритетным направлениям формирования гражданской позиции и общей тематической проблематики «гражданская позиция как способ саморегуляции общественного и личностного развития»;

— усиление культурологической направленности процесса обучения гуманитарным предметам за счет драматизации социально значимых событий и организации учебно-познавательной деятельности, предполагающей социокультурную ориентацию, гражданскую самоидентификацию и ценностно-смысловую саморегуляцию учащихся;

— гуманизация педагогических отношений в системе дидактических взаимодействий посредством использования различных форм группового взаимодействия со сменой ролевых позиций, создания ситуаций личностного выбора.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Диалектика связи личности с обществом полнее всего проявляется в ее гражданской позиции. Гражданская позиция в решающей степени определяет социальную зрелость человека, выражает направленность его отношений с обществом. В проведенном исследовании проблема формирования гражданской позиции школьников рассматривается в контексте задач усиления культурологической направленности гуманитарных предметов.

Решение поставленных в исследовании задач потребовало уточнения содержания понятия гражданская позиция. Предпринятый теоретический анализ показал, что гражданскую позицию необходимо рассматривать в нескольких аспектах и прежде всего как обусловленные внешними и внутренними факторами отношение человека к социокультурной реальностипроцесс самоидентификации и саморазвития человека как гражданинасоциокультурную ориентацию в общем пространстве общественного развитияинтегративный образ жизнедеятельности государства и общества, имеющий единый личностный смысл для всех членов социального сообществасмыс-лообразующие мотивы, побуждающие к социальной активности.

Сущность гражданской позиции как социально обусловленного качества личности и ценностно-целевого компонента гражданского воспитания школьников раскрывают ее характерологические признаки (социальная детерминированность, диспозиционная обусловленность, субъективная значимость, ценностно-смысловая устойчивость, проблемно-поисковая ориентированность, рефлексируемость). В контексте социализации гражданская позиция выполняет ряд ключевых функций, определяющих ее педагогический потенциал — социально-идентифицирующую, ценностно-формирующую, социально-активизирующую, поведенческо-регулятивную, прогностико-эвристическую.

Систематизация различных подходов к определению структуры гражданской позиции позволила выявить в качестве основных следующие структурные компоненты: ориентационно-ценностный (система знаний и умений, обеспечивающая культурологический анализ социокультурной реальности), мотивационно-смыслообразующий (иерархия социальных и личностных мотивов, определяющих жизненные стратегии личности, стремление к гражданской компетентности, социально-ответственным действиям), рефлексив-но-смыслопреобразующий (способность к гражданскому самоопределению, саморегуляции личностного развития с опорой на гражданскую позицию).

В работе обоснована закономерная взаимосвязь гражданской позиции и готовности к социокультурной ориентации. Формирование гражданской позиции предполагает включение учащимися в пространство социума, а значит — обучение основам культурологического анализа различных социальных явлений и процессов. Широкая социокультурная ориентация имеет решающее значение для «культуросообразного миропонимания», «смысложизненного видения социальной реальности», построения стратегий собственного поведения и вместе с тем оказывает существенное влияние на гражданское самоопределение личности, на процессы становления ее гражданской позиции. В этой связи культурологический подход в обучении гуманитарным предметам выступает важной предпосылкой не только для подготовки учащихся к общей ориентации в социокультурной сфере, но также и для выработки собственных жизненно-смысловых ориентиров, важных с точки зрения становления и функционирования их гражданской позиции.

Согласно культурологическому подходу к формированию гражданской позиции учащихся в обучении гуманитарным предметам необходимо предусмотреть расширение системы педагогических целей, изменение моделей обучения и общего контекста интеграции содержания гуманитарных знаний, а также применения специальной технологии.

Процесс формирования гражданской позиции учащихся в обучении гуманитарным предметам следует рассматривать как относительно самостоятельный объект педагогического моделирования. Построение такого рода модели опирается на культурологический подход и взаимосвязанные с ним подходы — интегративный, системный и блочно-модульный. Культурологический подход (при условии его последовательной реализации) определенным образом конституирует процесс обучения гуманитарным предметам в его основных компонентах и характеристиках (целяхобщей логики моделируемого процессапредметном и межпредметном содержаний гуманитарного знанияформах, методах и приемах обучения). Интегративный подход опирается на позиции и предписания культурологического подхода, служит теоретической основой для успешного решения задач формирования гражданской позиции с опорой на резервы педагогической интеграции гуманитарных предметов. Системный подход позволяет создать проектный образ педагогического процесса формирования гражданской позиции учащихся и детально рассматривать его в системе проектных характеристик (целе-функциональных, содержательных, структурно-логических и др.). Блочно-модульный подход направлен на группировку проектных процедур и установление последовательности моделирования и практической реализации межпредметного процесса формирования гражданской позиции в относительно завершенных и взаимосвязанных разделах (блоках, модулях).

Целостное представление о построении и организации процесса формирования гражданской позиции школьников дает культурологическая модель данного процесса, включающая проектно-методологический, целеобразую-щий, содержательно-интегративный, организационно-технологический блоки.

Проектно-методологический блок культурологической модели задает исходные теоретические основания моделируемого процесса, принципы построения и организации данного процесса. В общем плане основные регуля-тивы по созданию модели процесса формирования гражданской позиции и обеспечению необходимых педагогических условий задает система принципов: ценностно-смысловой генерализации гражданской позиции, интеграции социокультурной ориентации в практике формирования гражданской позиции, полифункциональности гражданской позиции, гуманизации педагогических отношений, драматизации гражданской позиции.

Целеобразующий блок культурологической модели включает трехуровневую систему педагогических целей процесса формирования гражданской позиции. Первый уровень составляет генеральная цель — формирование гражданской позиции. Второй уровень целей определяют структурные компоненты гражданской позиции. Третий уровень конкретизирует педагогические цели применительно к конкретному содержанию отдельно взятых занятий.

Содержательно-интегративный блок культурологической модели включает интегративное содержание гуманитарных предметов, отобранное и структурирование в логике приоритетных направлений формирования гражданской позиции учащихся. Интеграция содержания гуманитарных предметов осуществляется с позиций культурологического подхода за счет определения приоритетных направлений формирования гражданской позиции и единой тематики педагогической интеграции гуманитарных знанийотбора объектов, сюжетов и частных тем культурологического анализавычленения функционально-ролевых диспозиций учащихся, определяющих единство процессуально-содержательных и мотивационно-ценностных сторон процесса формирования гражданской позиции учащихся. Приоритетные направления моделируемого процесса соответствуют второму уровню педагогических целей и образуют триаду «социокультурная ориентация — гражданская самоидентификация — ценностно-смысловая саморегуляция». Согласно приоритетным направлениям и единой тематики педагогической интеграции («гражданская позиция как способ саморегуляции общественного и личного развития») выполняется отбор объектов культурологического анализа, конкретизируются темы и сюжеты по каждому объекту в соответствии со спецификой и логикой гуманитарных предметов, определяются функционально-ролевые диспозиции для осуществления учащимися процедур смыслопола-гания-смыслоизвлечения, гражданского самоопределения, ценностно-смысловой регуляции своей гражданской позиции. Функционально-ролевые диспозиции помогают учащимся представить свое место в той или иной социальной группе, определить ценностные ориентиры в зоне коллективной и индивидуальной ответственности, главные линии своего общения и поведения. Отбор объектов культурологического анализа выполняются согласно требованиям типичности социокультурного объекта, его значимости для гражданского самоопределения, соответствия познавательным возможностям учащихся, соотнесенности с программным содержанием гуманитарных предметов.

Организационно-технологический блок культурологической модели включает формы и педагогический инструментарий (задания, ситуации, упражнения, учебные проекты и др.) организации индивидуальной и групповой учебно-познавательной деятельности учащихся, схемы и способы координации учителей гуманитарных предметов. Инструментально-технологическое обеспечение процесса формирования гражданской позиции осуществляется с применением модульной педагогической технологии. Базовые модули технологии разработаны, исходя из структурных компонентов гражданской позиции, и соответствуют приоритетным направлениям ее формирования. Модуль «социокультурная ориентация» включает систему дидактических приемов, заданий, упражнений, проблемных ситуаций, направленных на подготовку школьников к социокультурной ориентации, на овладение умениями культурологического анализа различных социальных факторов, процессов и явлений. Модуль «гражданская самоидентификация» представлен системой педагогических методов и приемов, заданий, проблемных ситуаций, способствующих гражданскому самоопределению учащихся. Учащиеся выполняют основные процедуры — функционально-ролевое позиционирование, ценностно-смысловое моделирование, презентация своей позиции. Модуль «ценностно-смысловая саморегуляция» представлен системой приемов, упражнений, заданий, ситуаций, создающих предпосылки для самоанализа, самоконтроля и самокоррекции учащимися своей гражданской позиции.

В педагогической технологии используются две группы приемов. Первая группа включает приемы обучения культурологическому анализу (анализ, синтез, сравнение, аналогия, классификация, оценивание, иллюстрация, экстраполяция, обобщение, мысленное моделирование и др.). Вторая группа включает приемы педагогической драматизации — драматизация через противопоставление, смещение акцентов, предъявление общественного образца, принятия и смены ролей, выявление противоречий, гиперболизацию, смещение перспектив и др. Особая роль в педагогическом инструментарии отводиться ситуации личностного выбора, которую характеризуют социокультурная контекстность, событийность, проблемность, ценностно-ролевое самопроявление, эмоциональная окрашенность. Такие ситуации применимы в гуманитарных предметах в различных формах организации учебно-познавательной деятельности — игровой, дискуссионной, проектной и др.

Для взаимосогласования базовых модулей педагогической технологии и обеспечения преемственности формирования гражданской позиции в практике обучения гуманитарных приемов целесообразно применять три типа культуролого-педагогических последовательностей. Первый тип КПП актуализирует механизмы гражданской позиции с опорой на доминирующие элементы — распознавание (социокультурная ориентация), позиционирование (гражданская самоидентификация), самоанализ (ценностно-смысловая саморегуляция). Второй тип КПП — с опорой на распознавание — оценивание (социокультурная ориентация), позиционирование — моделирование (гражданская самоидентификация), самоанализ — самоконтроль (ценностно-смысловая саморегуляция). Третий тип КПП — с опорой на все структурные элементы гражданской позиции: распознавание — оценивание — преобразование (социокультурная ориентация), позиционирование — моделирование — самопрезентация (гражданская самоидентификация), самоанализ — самоконтроль — самокоррекция (ценностно-смысловое саморегулирование).

Культурологическая модель процесса формирования гражданской позиции учащихся в условиях обучения гуманитарным предметам прошла опытно-экспериментальную апробацию и показала свою эффективность, о чем свидетельствуют данные сравнительных показателей экспериментальной и контрольной групп.

Выполненное исследование показало, что перспективным направлением дальнейшей работы является научное обоснование культурологического подхода к формированию гражданской позиции в образовательном процессе различных образовательных учреждений (школа, лицей, колледж, вуз).

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни /К.А. Абульханова-Славская. — М.: Мысль, 1991. — 252 с.
  2. Абульханова-Славская К. А. Психология и сознание личности /Проблемы методологии, теории и исслед. реал, личности /К.А. Абульханова-Славская. М.: МО-ДЭК, 1990. — 216 с.
  3. Ю.П. Семейная педагогика /Ю.П. Азаров. М.: Политиздат, 1989.-238 с.
  4. Е.А. Основы теории эвристических решений. Подход к изучению и построению искусственного интеллекта /Е.А.Александрова. М.: Сов. Радио, 1975.-256 с.
  5. Ш. А. Размышления о гуманной педагогике /Ш.А. Амо-нашвили. М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 1995. — 496 с.
  6. .Г. Человек как предмет познания /Б.Г.Ананьев. Л.: Изд-воЛГУ, 1968.-338 с.
  7. .Г. Избранные психологические труды: в 2 т. /Б.Г. Ананьев. -М.: Педагогика, 1980.-Т.1.-230е.-Т.2. -287с.
  8. В.И. Педагогика творческого саморазвития. Инновационный курс. Кн. 2 /В.И.Андреев. Казань: Изд-во КГУ, 1998. — 320 с.
  9. Г. М. Социальная психология / Г. М. Андреева. М.: Аспект Пресс, 2004. — 365 с.
  10. Е.А. Социальный статус и активность личности //Личность как объект и субъект социальных отношений /Е.А. Ануфриев. М.: МГУ, 1984.-330 с.
  11. Аристотель. Политика- Афинская политика /Серия «Из классического наследия» М., Издательство: Мысль, 1997.
  12. А.Г. Психология личности: принципы общепсихологического анализа: Учебник для вузов /А.Г. Асмолов. М.: Смысл /Академия, 2002.-416 с.
  13. А.Г. По ту сторону сознания: Методологические проблемы неклассической психологии: учеб. пособие /А.Г. Асмолов. М.: Смысл, 2002,-480 с.
  14. Ю.К. Личностный фактор оптимизации обучения /Ю.К. Бабанский // Вопросы психологии. 1984. — № 1. — С. 51−57.
  15. В.Г. Воспитание педагогически запущенных подростков /В.Г.Баженов. Киев: Радянська школа, 1986. — 176 с.
  16. М.А. Гражданское общество и местное самоуправление: опыт концептуального анализа /М.А. Бажинов // Вестник Московского университета. Серия 12. «Политические науки». 2002. — С. 34, — С. 82−90.
  17. JI.B. Взаимодействие педагогов и учащихся в школьном коллективе: учеб. пособие / Л. В. Байбородова. Ярославль, Изд-во: ЯГПИ им. К. Д. Ушинского, 1991. — 111 с.
  18. Л.В. Социальное взаимодействие в разновозрастных группах школьников педагогический аспект /Л.В. Байбородова, М. И. Рожков // Ярославский педагогический вестник. — 1194. — № 1. — С. 29−35.
  19. B.C. Основы социально-философской антропологии / B.C. Барулин. М.: Академкнига, 2002, — 455 с.
  20. B.C. Педагогика. Проективная педагогика. Учебное пособие для инженерно-педагогических институтов и индустриильно-педагогических техникумов /B.C. Безрукова. Екатеринбург: Издательство «Деловая книга», 1996. -344 с.
  21. В.П. Познание человека человеком: Возрастной, тендерный, этнический и профессиональный аспекты /В.П. Бедерханова. -Краснодар: Издательство: Речь. 2005. — 267 с.
  22. Е.П. Гуманистические основания педагогической подготовки учителя / Е. П. Белозерцев // Гуманизация образования. 1994. — № 2. -С. 34−42.
  23. А.А. Социокультурная антропология (историко-теоретическое введение) //Энциклопедия социального образования, Т.7/А.А. Белик, Ю. М. Резник. М.: Союз, 1998. — 257с.
  24. В.Г. Умом и сердцем. Мысли о воспитании /В.Г. Белинский.- М&bdquo- 1989, С. 78−116.
  25. А.В. Социально-педагогические основы формирования гражданственности учащейся молодежи /А.В. Беляев. Ставрополь: СГУ, 2001. — 204 с.
  26. А.А. Принципы разработки учебно-программной документации для подготовки квалифицированных рабочих в учебных заведениях профессионально-технического образования /А.А. Беляева, Г. Шнайдер, X. Филиппович и др. — М.: Высшая школа. — 1983. — 47с.
  27. А.П. Интегративно-модульная педагогическая система профессионального образования /А.П. Беляева. СПб.: Радом, 1997. — 225 с.
  28. Беляева J1.A. Философия воспитания как основа педагогической деятельности /Л.А. Беляева. Екатеринбург: УрГПУ. — 1993. — 264 с.
  29. Р. Развитие Я концепции и воспитание /Р. Берне. Пер. с англ. — М.: Прогресс, 1986. — 422 с.
  30. В.П. Слагаемые педагогические технологии / В. П. Беспалько. М.: Педагогика, 1989. — 192с.
  31. Бестужев-Лада И. В. Альтернативная цивилизация /И.В. Бестужев-Лада. М.: Алгоритм, 2003. — 448 с.
  32. Бестужев-Лада И.В. В школе XXI века. Размышление социолога / И.В. Бестужев-Лада. М.: Педагогика, 1988. — 260 с.
  33. B.C. Целостная концепция школы диалога культур. Теоретические основы программы /B.C. Библер // Психология, наука и образование. -1996. № 4. — С.66−78.
  34. Бим-Бад Б. М. Образование в контексте социоляции /Б.М. Бим-Бад, А. В. Петровский //Педагогика. 1996. -№ 1. — С.3−8.
  35. О.С. Нравственное воспитание старшеклассников /О.С.Богданова, С. В. Черенкова. М.: Просвещение, 1998.- 204 с.
  36. Н.Н. Массовая коммуникация и общение /Н.Н. Богомолова. М.: Знание, 1988. — 80 с.
  37. А.А. Восприятие и понимание человека человеком /А.А. Бо-далев.-М.: МГУ, — 1982.-199 с.
  38. Бодалев А. А О коммуникативном ядре личности /А.А. Бодалев //Советская педагогика. 1990. -№ 12(5). — С.77−81.
  39. А.А. Личность и общение /А.А. Бодалев. М.: Международная академия, — 1995. — 328 с.
  40. Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте /Л.И. Божович. М.: Просвещение, 1968. — 464 с.
  41. Е.В. Воспитание как возрождение гражданина, человека культуры, нравственности (Основные положения концепции воспитания в изменяющихся социальных условиях) /Е.В. Бондаревская //Научно-методический сборник. Ростов н/Д, РГПУ, -1995. — С.8−9.
  42. Е.В. Основы формирования базовой культуры личности. Ценностные основания личностно ориентированного воспитания /Е.В. Бондаревская //Педагогика. 1995. — № 4. — С.З.
  43. Е.В. Развитие теории воспитания в современной России /Е.В. Бондаревская. М.: Педагогика. 1998 — 268 с.
  44. Е.В. Ценностные основания личностно-ориентиро-ванного воспитания / Е. В. Бондаревская //Педагогика. 1995. — № 4. — С. 3.
  45. Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте /Л.И. Божович. М.: Просвещение. — 1968. — 464 с.
  46. М. Гражданское общество, публичная политика и глобализация /М. Бренсон, Т. Вонсом, С.Шехтер. М.: Просвещение. — 1998.
  47. И.М. Формирование и развитие у обучающихся активной и ответственной гражданской позиции / И. М. Брызгалова // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» 2004−2005уч.г.- сайт ИД «Первое сентября» сайт Фестиваля 2003−2004. С. 1−4.
  48. А.В. Исходные основания психологии субъекта и его деятельности. /А.В. Брушлинский //Психологическая наука в России XX столетия: проблемы теории и истории. М.: Институт психологии РАН, 1997. -С. 208−269.
  49. Л.П. Человек, культура и образование в кризисном социуме / Л. П. Буева //Alma mater. 1997. — № 4. — С. 11−17.
  50. А.Х. Гражданское общество в России как собственничество граждан: Социологическая публицистика /А.Х. Бурганов // Социологические исследования. 2000. — № 1. — С. 99−106.
  51. Е.А. Исторический материализм и категория культуры: Теоретико-методологический аспект /Е.А.Вавилин, В. П. Фофанов. Новосибирск: Наука, 1983. — 199 с.
  52. И.И. Традиционная духовная культура в современной педагогической системе /И.И. Валеев, М. Г. Тайчинов, Э. Ш. Хамитов //Современная школа: опыт, проблемы, поиски. -М.: Педагогика, 1997. С. 13−38.
  53. А.П. Культоротворческая школа: концепция и модель образовательного процесса /А.П. Валицкая //Педагогика. 1998. -№ 4.-С. 3−9.
  54. Н.И. Педагогические условия формирования гражданских качеств старшеклассников (на материалах внеклассной работы по истории и политологии) — Автореф. дисс. канд. пед. наук. 13.00.01 / Н. И. Васильев. -Якутск, 1995.- 18 с.
  55. Л.Б. Гуманность, деликатность, вежливость и этические ценности культуры и морали /Л.Б. Волченко. М.: МГУ, 1992. — 119 с.
  56. М.В. Нормативно-гуманистические воспитательные системы: опыт экспериментального изучения /М.В.Воропаев. Тамбов: Изд-во ТОИГЖРО, 2003.-70с.
  57. .З. Цель и сущность гражданского воспитания //Воспитание гражданина в советской школе /Под ред. Г. Н. Филонова. М.: Знание, 1990.-С. 29−35.
  58. .З. Школа и социальная среда: взаимодействие /Б.З. Вуль-фов, В. Д. Семенов. М.: Знание, 1981. — 96 с.
  59. JI.C. Педагогическая психология / JI.C. Выготский. М.: Просвещение, 1991. — 480 с.
  60. О.С. Гуманизм и свобода. Введение в гуманистическую педагогику /О.С. Газман //Гуманизация воспитания в современных условиях. -М.: УВЦ Инноватор, 1995. — С. 3−14.
  61. О.С. Общественное гражданское воспитание: взгляд в будущее /О.С. Газман //Советская педагогика. 1990. — № 7. — С. 38−44
  62. О.С. Педагогика свободы: путь в гуманистическую цивилизацию /О.С. Газман //Новые ценности образования. М., 1996. — № 6. -С. 10−39.
  63. Г. И. Культурологический подход в теории и практике педагогического образования: Дис. д-р пед. наук: 13.00.01 / Г. И. Гайсина. Московский государственный педагогический институт 2002. — 366 с.
  64. С.М. Интегративный подход к организации обучения в начальной школе как средство развития младшего школьника. Автореф. дисс. канд. пед. наук. 13.00.01 /С.М. Гапеенкова. — Казань, 1994. — 20 с.
  65. А.С. Формирование гражданина: теория, практика, проблемы: Монография /А.С. Гаязов. Челябинск: «Факел», 1995. -238 с.
  66. .С. Общечеловеческие ценности в образовании /Б.С. Гершунский, Р. Шейерман //Педагогика.-1982-№ 5.-С. 3.-№ 6 -С. 18.
  67. .С. Философия образования для XXI века. В поисках практико-ориентированных образовательных концепций /Б.С. Гершунский. -М.: Совершенство, 1998. 616 с.
  68. С.В. Тренинг развития креативности. Гимнастика чувств /С.В. Гиппиус. СПб.: Изд-во «Речь», 2001.-346 с.
  69. З.Т. Формирование гражданского общества в условиях российского региона /З.Т. Голенкова //Социологические исследования. -1997. -№ 6. -С. 69−83.
  70. З.Т. Гражданское общество в России /З.Т. Голенкова // Социологические исследования. 1997. № 3. — С. 25.
  71. В.В. Проблема субъекта в педагогике /В.В.Горшкова. -Л.: Изд-во ЛГПУ, 1991.-64 с.
  72. Г. Я. Воспитание гражданственности у старшеклассников средствами общественных дисциплин. Автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.01 / Г. Я. Гревцева. -Челябинск, 1998.-25 с.
  73. Д.В. Феномен воспитания в контексте современности /Д.В.Григорьев- http://churap.ru/kopilk/Molodoy/statGrigor.htm/ 25.11.2006.-2 с.
  74. Гуманистические воспитательные системы: вчера и сегодня (в описаниях их авторов и исследователей) /Под общей ред. Н. М. Селивановой. -М.: Педагогическое общество России, 1998. 336 с.
  75. В.Е. Управление саморазвитием личности в структуре содержания образования / В. Е. Гурин //Вестник Кубанского регионального отделения Академии педагогических и социальных наук. Краснодар, Майкоп:
  76. Изд. Академии пед. и соц. наук (Кубанское регион, отдел.). 1999. — № 1 -С.24−37.
  77. В.Е. Формирование нравственного сознания и поведения старшеклассников /В.Е. Гурин. М.: Педагогика, 1988. — 134 с.
  78. Р.Г. Социологические проблемы воспитания /Р.Г. Гурова-
  79. М.: Педагогика, 1981. 176 с.
  80. Т.А. Развитие самостоятельности как свойства личности на ранних этапах онтогенеза //Новые исследования в психологии /Т.А. Гуськова. -М., 1988. -№ 1. С. 56−60.
  81. В.В. Виды обобщения в обучении (логико-психологические проблемы построения учебных предметов) /В.В.Давыдов- М.: Педагогика, 1972. — 424 с.
  82. В.В. Проблемы развивающего обучения: учеб. пособие /В.В. Давыдов. М.: АКАДЕМИЯ, 2004. — 288 с.
  83. В.В. Теория развивающегося обучения /В.В. Давыдов- -М.: ИНТОР, 1996.-511 с.
  84. М.И. Энциклопедия. Общая и социальная психология /М.И. Еникеев. М.: «Издательство ПРИОР», 2002. — 560 с.
  85. О.Ю. Математическая статистика для психологов: учебник /О.Ю. Ермолаев. 3-е изд., испр. Московский психолого-социальный институт. Изд-во: Флинта, 2004. — 332 с.
  86. А.Л. Совместная деятельность как объект социально-педагогического исследования /А.Л. Журавлев //Совместная деятельность: методология, теория, практика. М.: Просвещение, 1988. — С. 19−36.
  87. И.К. Дидактическая концепция содержания базового образования /И.К. Журавлев //Дидактические проблемы построения базового образования /Под ред. И. Я. Лернера, И. К. Журавлева. М.: ИТП и МИО, 1993. -С. 162−210.
  88. Заир-Бек Е. С. Основы педагогического проектирования: Учебное пособие для студентов педагогического бакалавриата / Е.С.Заир-Бек. СПб.: РГПУ им. Герцена, 1995. — 234 с.
  89. Заир-Бек Е.С. педагогическое проектирование в системе образования: Метод. Рекомендации /Е.С. Заир-Бек. СПб.: ГДЦТЮ, 1994. — 19 с.
  90. С.И. Игровая терапия. Совсем не детские проблемы /С.И. Заморев. СПб.: Речь, 2002. — 135 с.
  91. И.Д. Межпредметные связи в современной школе /И.Д. Зверев, В. Н. Максимова. М.: Педагогика, 1981. — 320 с.
  92. Дж. Столкновение разных подходов к понятию о гражданственности: трудности развития у учащихся критического мышления /Дж. Зевин //Гражданское образование: содержание и активные методы обучения. М.: Просвещение, 1997.
  93. И.А. Психология оптимизации обучения иностранным языкам / И. А. Зимняя. М.: Просвещение, 1969. — 279 с.
  94. И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе /И.А.Зимняя. М.: Просвещение, 1991. — 220 с.
  95. В.В. Субъект-объектный и субъект-субъектный типы понимания высказываний в межличностном общении /В.В. Знаков //Психология индивидуального и группового субъекта /Под ред. А. В. Брушлинского, М. И. Воловиковой. М.:ПЕР СЭ, 2002. — С. 144−160.
  96. Н.В. Процесс самопринятия и гуманистические ценностные ориентации педагога / Н. В. Иванова // Гуманизация воспитания в современных условиях. М.: УВЦ Инноватор, 1995. — С. 101−115.
  97. Е.Ф. Формирование гражданского достоинства учащихся 8−11 классов при изучении истории культуры белорусского народа. Ав-тореф. дис. пед. наук 13.00.01 /Ивашкевич Е.Ф. — Витебск, 1998. — 17 с.
  98. К.С. Политический лидер и гражданское общество: проблемы и противоречия регионального развития /К.С. Идиатуллин //Социально-гуманитарные знания. М., 2003. — № 3. — С. 38−46.
  99. Е.В. Формирование гражданственности восьмиклассников в процессе правового воспитания. Автореф. дисс.. канд. пед. наук 13.00.01/Е.В. Известнова. -М., 1988.-23 с.
  100. И.А. Воспитание гражданственности в условиях обновляющейся России /И.А. Ильин, Г. Кершенштейн, З. Я. Капустина //Педагогика. -2003. -№ 9.- С. 45−47.
  101. B.C. Формирование личности школьника (Целостный процесс) / B.C. Ильин. М.: Педагогика, 1984. -144 с.
  102. Ф.А. Взаимодействие семьи и государства в условиях развития российского региона (опыт социального анализа) /Ф.А. Ильдарханова. Казань: УНИПРЕСС, 2004. — 131 с.
  103. И.И. Проектирование курса обучения по учебной дисциплине: Пособие для преподавателей / И. И. Ильясов, Н. А. Галатенко. М.: Логос, 1994.-208 с.
  104. Д.Ф. Принципы регулируемого эволюционирования в педагогике / Д. Ф. Ильясов, Г. Н. Сериков. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.-336 с.
  105. М.С. Гражданское общество как культурная форма социальной системы / М. С. Каган //Социально-гуманитарные знания. 2000. — № 6. -С. 47−61.
  106. И.С. Формирование готовности к саморазвитию информационной культуры у студентов педагогического вуза. Автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.08 /И.С. Казаков — Майкоп. — 2006. — 28 с.
  107. Кан-Калик В. А. Учителю о педагогическом общении /В.А. Кан-Калик. М.: Педагогика, 1987. — 170 с.
  108. Кан-Калик В. А. Педагогическая деятельность как творческий процесс /В.А. Кан-Калик. М.: Педагогика, 1992. — 186 с.
  109. Кан-Калик В. А. Педагогическое творчество / В.А. Кан-Калик, Н. Д. Никандров. М.: Педагогика, 1990. — 144 с.
  110. Т.Н. Формирование духовных потребностей у учащихся старшего школьного возраста /Т.Н. Каптан, Т. И. Щуркова. М.: Педагогика. -2003.- 172 с.
  111. З.Я. Воспитание гражданственности в условиях обновляющейся России /З.Я.Капустина // Педагогика. 2003. — № 9. — С. 45−49.
  112. В.А. Воспитательная система школы: педагогические идеи и опыт формирования / В. А. Караковский. М.: Творческая педагогика, 1991.-125 с.
  113. А.А. Понятие гуманизации образования: поиски смысла /А.А.Касьян //Понятийный аппарат педагогики и образования. Екатеринбург: УГУ, 1998.-С.53−63.
  114. Е.В. Духовное развитие школьников / Е. В. Квятковский //Советская педагогика. 1991. — № 1. — С. 21−26.
  115. М. Драматерапия. Театр как инструмент решения конфликтов и способ самовыражения /М. Кипнис. М.: Ось — 89, 2002. — 192 с.
  116. И.Ф. Судьба России в глобальной геополитике /И.Ф. Кефе-ли. СПб: Издательство: Северная звезда. — 2004. — 286 с.
  117. А.А. Индивидуализация учебной деятельности как педагогическая проблема /А.А. Кирсанов. Казань: Изд-во КГУ, 1982. — 224 с.
  118. М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках /М.В.Кларин. М.: Арена, 1994. — 222с.
  119. Г. М. Педагогический словарь: для студ. высш. и сред пед. учеб. заведений / Г. М. Коджаспиров. М.: Издательский центр «Академия».-2001. — С. 115.
  120. О.Н. О методах анализа социокультурных явлений /О.Н.Козлова //Социологические исследования. 1993. -№ 11. — С. 13 8−146.
  121. И. Интегрированный курс: как его разработать /И. Ко-ложвари, Л. Сеченикова //Школьные технологии. 1999. — № 2. -С. 219−225.
  122. Кон И. С. Открытие «Я» /И.С. Кон. М.: Политиздат, 1978. — 367с.
  123. Н.И. Логический словарь-справочник /Н.И. Кондаков. -М.: Наука, 1975.-203 с.
  124. С.И. Культурно-ценностный подход к проектированию /С.И.Краснов /Под ред. Имакаева В. Р. В 2 кн. Пермь: Изд-во ПОИПКРО, 2002. Кн.1, 124 с.-Кн.2,104 с.
  125. Н.Б. Новые ценности образования: культуросообразная школа / Н.Б. Крылова/Научно-методический сборник. Выпуск № 11. М.: Изд. Наука. -2002.-192 с.
  126. Л.В. Истоки гражданственности /Л.В.Кузнецова. М.: Педагогика, 1986. — 158 с.
  127. Н.В. Методы системного педагогического исследования: учеб. пособие /Н.В. Кузьмина. Издательство: народное образование. Серия: Профессиональная библиотека учителя. — 2002, -208 с.
  128. О.О. Культурологическая интеграция гуманитарных знаний в школьном образовании. Автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 /О.О. Кузнецова. — Сочи. — 2002. — 23 с.
  129. Т.Ф. Философия и проблемы гуманизации образования / Т. Ф. Кузнецова. -М.:МГУ, 1990.-216 с.
  130. С.В. Педагогика личности от концепций до технологий /С.В. Кульневич. Ростов н/Д: Учитель. — 2001. — 160 с.
  131. А.А. Совместная деятельность общения, взаимодействия: к обоснованию «педагогики сотрудничества» /А.А.Леонтьев //Вестник высшей школы. 1989. -№Ц.- С.39−48.
  132. А.Н. Философия психологии /А.Н.Леонтьев. М.: Изд-во Московского университета, 1994. — 228 с.
  133. Д.А. Психология смысла: Природа, строение и динамика смысловой реальности /Д.А. Леонтьев. М.: Издательство: Смысл, — 2003, -487с.
  134. Леонтьев А. А. Общение как объект психологического исследования /А.А. Леонтьев //Методологические проблемы социальной психологии. М.: Наука, 1975.-С. 106−123.
  135. А.А. Психология общения / А. А. Леонтьев. Тарту- изд-во Тартуского университета, 1974. — 220с.
  136. И.Я. Проблемное обучение и его закономерности /И.Я. Лернер. М.: Знание, 1980. — 96 с.
  137. И.Я. Пути совершенствования методов обучения /И.Я. Лернер //Народное образование. 1969. -№ 6, — С. 17−79.
  138. .Т. Введение в теорию и историю воспитательных ценностей: (Теоретико-исторический анализ воспитательных ценностей в России в XIX и XX вв.) /Б.Т. Лихачев. Самара: Изд-во СИУ, 1997. — 85 с.
  139. .Т. Воспитательные аспекты обучения: учеб. пособие / Б. Т. Лихачев. М., Просвещение. — 1982. — 191с.
  140. .Т. Основные категории педагогики Б.Т. Лихачев //Педагогика.- 1999.-№ 1. -С. 10−19.
  141. .Т. Социология воспитания и образования. Курс лекций по социальной психологии / Б. Т. Лихачев. Рязань: Изд-во РГПУ, 1999. -288 с.
  142. .Т. Философия воспитания / Б. Т. Лихачев. М.: Прометей, 1995.- 280 с.
  143. A.M. Вероятностное образование //Народное образование/ A.M. Лобок. 1996.-№ 3.-С. 13−21.
  144. A.M. Содержание образования. Конфликт парадигм /A.M. Лобок, http://archive.lseptember.ru/upr/2000/no45.htm.
  145. .Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии общения со взрослыми и сверстниками / Б. Ф. Ломов //Вопросы психологии.-1982-№ 4.-С. 18−35.
  146. Л.Л. Ценностное отношение к обучаемому как компонент коммуникативной культуры учителя /Л.Л. Лузянин //Вестник Омского университета. Изд-во: Омский государственный университет. 1999. — Вып. 4. -С. 116−118.
  147. И.А. Интегративные процессы в науке: история и современность / И. А. Майзель //Диалектика как основа интеграции научного знания: межвузовский сборник /Под ред. А. А. Королькова, И. А. Майзеля. Л.: Изд-во ЛГУ, 1984. — № 12. — С. 12−26.
  148. А.С. Воспитание гражданина /А.С.Макаренко. М.: Просвещение, 1988. — 301 с.
  149. JT.B. Словарь по социальной педагогике: учеб. пособие для студ. Высш. учеб. заведений /Авт.- сост. JI.B. Мардахаев. М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 368 с.
  150. О.И. Сценарная культура режиссеров театрализованных представлений и праздников: учеб. пособие /О.И. Марков. Краснодар: Изд. КГУКИ, 2004.-408 с.
  151. А.Г. Мотивация и личность /А.Г. Маслоу. СПб.: Евразия, 1999. — 478 с.
  152. Л.И. Личность и оценочные способности старшеклассников /Л.И. Мнацаканян. М.: Просвещение. — 1991. — 117с.
  153. М.К. Формирование коллегиальных отношений преподавателей и студентов в процессе профессиональной подготовки будущих учителей. Автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.08 /М.К. Мойся. — Майкоп. -2006.-24 с.
  154. А.В. Введение в социальную педагогику: учеб. пособие /А.В. Мудрик. М.: Институт практической психологии, 1997. — 365 с.
  155. А.В. Общение как фактор воспитания школьников/А.В. Мудрик. М.: Педагогика, 1984. — 112 с.
  156. А.В. Социализация и воспитание /А.В. Мудрик. М.: «Сентябрь», 1997.-95 с.
  157. А.В. Социальная педагогика: учебник/ А. В. Мудрик. М.: Академия. — 2003. — С. 8−31.
  158. А.В. Учитель: мастерство и вдохновение: кн. для старшеклассников /А.В. Мудрик. М.: Просвещение, 1986. — 160 с.
  159. В. С. Основы воспитания и развития личности подростка в условиях временных объединений /B.C. Мухина // Развитие личности. 1999. -№ 3. — С. 4−14.
  160. В.Н. Психология отношений /В.Н. Мясищев. М.: Изд-во института практической психологии, Воронеж: НПО МОДЭК, 1995.-356 с.
  161. Р.С. Социально-психологический анализ эффективности деятельности коллектива /Р.С. Немов //Научно-исследовательский институт общей и педагогической психологии Академии пед. наук СССР. М.: Педагогика, 1984.-200 с.
  162. .М. Пути очеловечивания школы / Б. М. Неменский //Новое педагогическое мышление /Под ред. А. В. Петровского. М.: Просвещение- 1989.-С. 129.
  163. Е. Классный час: «Человек. Личность. Гражданин» / Е. Никитенко //Воспитание школьников. -2002. № 8. — С. 22−27.
  164. А.Ф. Культура общения или искусство диалога. Программа нравственного воспитания школьников /А.Ф. Никитин. М.: Московская школа прав человека, 1996. — 25 с.
  165. С.И. Словарь русского языка: ок. 57 000 слов./ С. И. Ожегов / Под ред. Н. Ю. Шведовой. -14-е изд., стереотип. М.: Рус. яз., 1983. — 816 с.
  166. Д.В. Политико-психологический словарь /Д.В. Ольшанский. М.: Академический Проект- - Екатеринбург: Деловая книга, 2002. — 576 с. (Серия «Gaudeamus»).
  167. И.И. Произведения искусства в социальном развитии учащихся на уроках отечественной истории /И.И. Павлова //Современная школа: опыт, проблемы, поиски. -М.: Педагогика, 1997. -С. 106−110.
  168. Т.А. О становлении нравственных и гражданских позиций школьников / Т. А. Панкова //Социологические исследования. 2002. — № 5. -С. 111−114.
  169. А.А. Культура как система /А.А. Пелипенко, И.Г. Яко-венко. М.: Издательство «Языки русской культуры», 1998. — 376 с.
  170. В.А. Личность, деятельность, коллектив /В.А. Петровский. М.: Политиздат, — 1982. — 255 с.
  171. В.А. Личность в психологии: парадигма субъективности /В.А. Петровский. Ростов н/Д: Издательство: Ростов-на-Дону, Феникс, -1996.-512 с.
  172. П. Драматические игры. В 2 ч. /П. Подервянский. СПб., 1996.
  173. Положение о V Всероссийской акции «Я гражданин России» //Воспитание школьников. — 2005-№ 1.-С. 16−21.
  174. Е.В. Введение в культурологию: учеб. пособие для вузов /Е.В.Попова. М.: Изд-во Владос, 996, — 335 с.
  175. Н.Н. Формирование мыслительных операций у старшеклассников / Н. Н. Поспелов, И. Н. Поспелов. М.: Педагогика, 1989 — 152 с.
  176. М.М. Система воспитательной работы общеобразовательной школы (аспект оптимизации). Дис.. д-ра пед. наук /М.М. Поташник. — М., 1987. — 347 с.
  177. Примерные программы основного общего образования /Состав. A.M. Водянский, Н. Н. Гара. М.: Изд-во «Дрофа», 1998. — 448 с.
  178. Психологический словарь. /Под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Педагогика-Пресс, 1996. — 440 с.
  179. Психологический словарь /авт.- сост. В. Н. Копорулина, М. Н. Смирнова, И. О. Гордеева, JI.M. Балабанов. /Под общей ред. Ю. Л. Неймера. Ростов н/Д: Феникс, 2003. — 640 с.
  180. В.Е. Нетрадиционное педагогическое проектирование: учеб. пособие / В. Е. Радионов. СПБ.: СПб. гос. техн. ун-т, 1996.- 140 с.
  181. Ю.М. Гражданское общество как феномен цивилизации /Ю.М.Резник. М.: Изд-во МГСУ «Союз». 4.1. — 1998. — 599 с.
  182. Ю.М. Гражданское общество как понятие / Ю. М. Резник //Социально- гуманитарные знания. 2002. — № 2. — С. 140−157.
  183. К.Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека /К.Р. Роджерс /Перевод с английского. М.: Изд-во Группа «Прогресс», «Ун-тверс», 1994.-480 с.
  184. Ю.В. Введение в культуроведение. 2-е изд. /Ю.В. Рождественский. М.: Издательство Добросвет. — 2000. — 288 с.
  185. М.И. Теоретические основы воспитательного процесса: учеб. пособие /М.И. Рожков. Ярославль: Изд-во Ярослав, гос. пед. ун-та им. К. Д. Ушинского, 1999.-117с.
  186. Российская педагогическая энциклопедия /Под ред. В. В. Давыдова. М.: Большая российская энциклопедия, 1993. — 575 с.
  187. Рубинштейн C. J1. Основы общей психологии: в 2-х т. /С.Л. Рубинштейн. М.: Педагогика. — 1989. — 596 с.
  188. Н.А. Гражданское воспитание: традиции и современные требования /Н.А.Савотина //Педагогика. 2002 .- № 4. — С. 39−44.
  189. В.Н. Философия развивающейся гармонии: (философские основы мировоззрения): В Зч СПб. Ч. З: Антропология: (Человек и мир. Укоренена ли Вселенная в Человеке?) /В.Н. Сагатовский. — СПб.: С-Петербургского университета. — 1999. — 288 с.
  190. Ю.И. Диалогика культур и политическое сознание современной молодежи / Ю. И. Салов. //Проектирование инновационных процессов в социокультурной и образовательной сферах: Матер, междунар. науч.-метод. конф. Сочи: РИЦ, СГУТиКД — 1998. — С.221−222.
  191. Н.И. Позиция личности и установка: опыт построения структурно-динамической концепции личности/Н.И.Сарджвеладзе /Известия АН ГССР, серия философии и психологии. -1985, -№ 2, С. 81−93.
  192. В.В. Личностный подход в образовании: концепция и технологии: монография / В. В. Сериков. Волгоград: Перемена, 1994- 152 с.
  193. В.И. Реальность субъективного духа /В.И. Слободчи-ков //Человек. 1994. — № 5. — С. 21−38.
  194. Словарь по этике / Под ред. А. А. Гусейнова и И. С. Кона. М., Политиздат, 1989. — 447 с.
  195. И.В. Теория и практика гражданского образования в общеобразовательных учреждениях (Историко-педагогические аспекты). Ав-тореф. диссертации на соискание ученой степени доктора педагогических наук / И. В. Суколенов. — М., 2001. — 32 с.
  196. В.А. Рождение гражданина /В.А. Сухомлинский. -М.: Молодая гвардия, 1979. С. 173−174.
  197. Н.М. Введение в неопедагогику: Пособие для педагогов-новаторов /Н.М. Таланчук. М.: АПН СССР, 1991. — 183 с.
  198. .Т. Социология /Ж.Т. Тощенко. М.: Изд-во: ЮНИТИ, 2005. — 639 с.
  199. А.Н. Школа Самоопределения. Первые шаги 4.1 /А.Н. Тубельский. М.: Политекст- - 1991. — 191с.
  200. Ю.С. Формирование культурно-образовательной среды педагогического вуза: проблемы проектирования и функционирования системы «ЦПК-ВУЗ»: монография /Ю.С. Тюнников, И. В. Чугай. Сочи: РИО СГУТиКД, 2001.- 195 с.
  201. Ю.С. Культурологическая подготовка будущего учителя: системное проектирование процесса формирования у студентов культурологических умений /Ю.С. Тюнников, Ю. А. Юрченко. Сочи: РИО СГУТиКД, 2000.- 163 с.
  202. Ю.С. Методика выявления и описания интегративных процессов в учебно-воспитательной работе СПТУ / Ю. С. Тюнников. М.: Академия педагогических наук СССР, 1986. — 47 с.
  203. Д.Н. Психологические исследования /Д.Н. Узнадзе М.: Наука, 1966.-450 с.
  204. С.Р. Педагогическая драматизация. 200 этюдных приемов воспитания /С.Р. Фейгин. Ярославль: Издательство: Академия развития, 2004.-271 с.
  205. Д.И. Психология современного подростка /Д.И Фельд-штейн. М.: Педагогика, 1998. — 114 с.
  206. Г. Н. Феномен гражданственности в структуре личностного развития /Т.Н. Филонов //Педагогика. 2002. — № 10. — С.24−29.
  207. Г. Н. Гражданственность в структуре самосознания личности / Г. Н. Филонов //Воспитание школьников. 2004. — № 6. — С.2−5.
  208. Флиер А. Я Современная культурология: объект, предмет, структура /А.Я Флиер//Общественные науки и современность- 1997-№ 2-С.121−128.
  209. В. Человек в поисках смысла /В. Франкл. М.: Прогресс, 1990.-368 с.
  210. Э. Душа человека /Э. Фромм. М.: Республика, 1992 — 432 с.
  211. Д.Н. Системы и моделирование /Пер. с англ./ Д.Н. Хора-фас. -М.: Мир, 1967.- 19 с.
  212. Л., Зиглер Д. Теории личности (Основные положения, исследования и применение) /Л. Хьелл, Д. Зиглер. Спб.: Изд-во Питер, 1997.
  213. И.М. Гуманизация и демократизация деятельности ученика /И.М. Чередов Омск: Омский государственный университет. — 1991 — 34с.
  214. Ч.А. Ценностные ориентации и самочувствие молодежи в новых общественно-экономических условиях /Ч.А. Шакеева. М., Воронеж: «Институт практической психологии», 1998, — С. 167.
  215. Н.Е. Воспитание: Новый взгляд с позиции культуры /Н.Е. Щуркова. -М.: Педагогический поиск, 1997 167с.
  216. В.А. О диспозиционной регуляции социального поведения личности /В.А. Ядов // Методологические проблемы социальной психологии. М., 975.-С. 89−105.
  217. Е.А. Школа для всех: адаптивная модель: (теоретические основы и практическая реализация) /Е.А. Ямбург. М.: Новая школа, 1996.
  218. В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию / В. А. Ясвин. М.: Изд-во «Смысл» — 2001. — 365 с.
  219. Secondary Heads Association, SHA Survey of Intake Tests in Secondary Schools, SHA, Leicester, 1996.
  220. Frank, V.E.: The Doktor and Soul: An Introduction to Logothrapy New York, Knopf, 1955.-P. 3−11.
  221. Winrel R. Antinomische Padagogik und kommunikative Didaktik: Studien zu den Widerspruchen und Spannungen in Erziehung und Schule. Dussel-dorf, Schwann, 1988.
Заполнить форму текущей работой