Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Развитие системы самоуправления в некоммерческих организациях жилищно-коммунального хозяйства

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В процессе исследований выявлено, что на реализацию стратегических программ развития ЖКХ до 2020 года влияют имеющиеся противоречия, связанные с не четкостью отражения в законодательных и нормативных документах определения «управление жилой недвижимостью» — недостаточным обеспечением методических материалов по организации системы самоуправления некоммерческих организаций и саморегулирования… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. РАЗВИТИЕ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ ЖКХ В СОВРЕМЕННЫХ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ
    • 1. 1. Роль и значение некоммерческих организаций в системе управления жилищно-коммунального хозяйства
    • 1. 2. Зарубежный опыт функционирования некоммерческих организаций в жилищной сфере
    • 1. 3. Проблемы развития эффективной системы самоуправления в некоммерческих организациях ЖКХ
  • ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ ЖКХ, РАБОТАЮЩИХ НА ПРИНЦИПАХ САМОУПРАВЛЕНИЯ
    • 2. 1. Концепция развития некоммерческих организаций ЖКХ, работающих на принципах самоуправления
    • 2. 2. Факторы, принципы, критерии и показатели эффективности некоммерческих организаций ЖКХ
    • 2. 3. Модель обоснования управленческих решений в некоммерческих организациях ЖКХ
  • ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ САМОУПРАВЛЕНИЯ В НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЯХ ЖКХ
    • 3. 1. Механизм развития самоуправления в некоммерческих организациях ЖКХ
    • 3. 2. Методика учета социально-экономических рисков в системе самоуправления некоммерческих организаций ЖКХ
    • 3. 3. Совершенствование направлений развития некоммерческих организаций ЖКХ, работающих на принципах самоуправления

Развитие системы самоуправления в некоммерческих организациях жилищно-коммунального хозяйства (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. В рамках государственной поддержки развития административно-территориальных образований формирование эффективной системы управления жилищно-коммунальным хозяйством (ЖКХ) является одним из его основных направлений. Это объясняется тем, что современное жилищно-коммунальное хозяйство по своей структуре является сложным территориально-хозяйственным комплексом, важнейшей системой жизнеобеспечения и безопасности населения.

Проведенные исследования показали, что переход к работе в рыночных условиях формирует качественно новые принципы функционирования ЖКХ, изменяет сложившиеся представления об управлении этой сложной составляющей социальной сферы в современных условиях, включает развитие новых эффективных организационных форм и структур управления в отрасли. Концептуальные направления модернизации и реформирования жилищно-коммунального хозяйства до 2020 года определяют развитие некоммерческих организаций ЖКХ, осуществляющих свою деятельность на принципах самостоятельного управления комплексом недвижимого имущества в многоквартирных домах.

Программа предусматривает инвестиционное участие собственников помещений многоквартирных домов в развитии ЖКХ. Эффективность данного участия может быть обеспечена при условии объединения собственников жилья и создания некоммерческих организаций в форме товариществ собственников жилья (ТСЖ). Это позволит снизить бюджетные затраты по эксплуатации жилищного фонда, сформировать эффективный механизм управления недвижимостью в муниципальных образованиях.

Однако в настоящее время недостаточно развиты институциональные основы механизма, обеспечивающего взаимодействие производителей и потребителей жилищно-коммунальных услуг, отсутствует отработанный механизм самоуправления и саморегулирования в сфере управления з многоквартирными домами в РФ, имеется несоответствие между нормативно-правовым обеспечением деятельности некоммерческих организаций ЖКХ, работающих на принципах самоуправления, и научно-методическими основами их развития. Указанные причины создают противоречия в постановке задач осуществлении реформирования ЖКХ и их реализации по развитию некоммерческих организационных структур (НКС) отрасли, функционирующих на принципах самоуправления.

Недостаточная разработанность методических основ системы самоуправления в некоммерческих организациях жилищно-коммунального хозяйства, затрудняющая развитие новых социальных рыночных институтов и отрасли, послужила основанием для проведения данного исследования и выбора темы диссертационной работы.

Диссертация выполнена в соответствии с Паспортом специальности ВАК 08.00.05 — Экономика и управление народным хозяйством: экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами (сфера услуг): п. 15.110. «Современные тенденции развития организационно-экономических форм хозяйствования в сфере услуг" — п. 15.119. «Экономические основы функционирования некоммерческих организаций в сфере услуг».

Степень теоретической разработанности проблемы. Научные основы исследования систем управления в рыночных условиях хозяйствования определены в работах зарубежных ученых — А. Смита, Ж. Б. Сэя, Д. Риккардо, К. Макконнелла, С. Брю, П. Друкера, А. Файоля, Г. Эмерсона, Ф. Тейлора и др.

Проблемные аспекты функционирования и управления в жилищно-коммунальной сфере стали предметом исследований таких ученых, как И. А. Башмакова, П. П. Бурак, В. С. Чёкалина, A.A. Горбунова, А. Ю. Жданьковой, B.C. Занадворова, В. Б. Зотова, Л. Э. Лимонова, Т. В. Малеевой, Е. Ф. Перфиловой, Д. Г. Родионова, A.C. Садыкова, П. П. Плюхина и др.

Экономическим проблемам теории и практики совершенствования управления ЖКХ в рамках проводимой реформы посвящены исследования.

Г. Д. Дроздова, B.B. Циганова, А. Н. Асаула, Е. Ф. Пивоварова, С. Н. Максимова, Е. И. Тарасевича, Д. Р. Акамова, С. И. Никитина, И. Ильина, Н. Белоусова и др.

Различные аспекты реформирования сферы ЖКХ рассматривались в трудах: В. З. Черняка, Н. В. Васильевой, Д. В. Шопенко, Е. А. Каменевой, Т. В. Попова, В. Н. Субботина, A.JI. Сысоева, Ф.Г. Тахи-Заде, А. Н. Ряховской, А. Н. Багаева, A.B. Сулоева, И. У. Шахгираева, И. В. Генцлер, Г. Р. Яруллиной.

Таким образом, отдельные аспекты исследования достаточно широко изучены в отечественной и зарубежной экономической литературе. Однако уровень разработки комплексного решения проблем развития самоуправления в некоммерческих организациях сферы потребления и оказания жилищно-коммунальных услуг, на наш взгляд, не достаточен.

Цели и задачи исследования. Целью исследования является разработка научно-методических основ развития системы самоуправления в некоммерческих организациях жилищно-коммунального хозяйства.

Для достижения указанной цели в ходе исследования были сформулированы и решены следующие задачи: проведен анализ развития системы самоуправления в некоммерческих организациях ЖКХ на современном этапеисследован отечественный и зарубежный опыт по управлению жилищным фондом в некоммерческих организациях, участие собственников в управлении общим имуществом в жилом домеразработана концепция развития системы самоуправления в некоммерческих организациях ЖКХ, обеспечивающая эффективную деятельность ТСЖ, сформулировано определение «система самоуправления в некоммерческих организациях ЖКХ" — определены факторы, влияющие на развитие института собственников имущества в многоквартирном домеустановлены принципы деятельности некоммерческих организаций ЖКХ, осуществляющие управление недвижимым имуществом в жилом домеопределены показатели и критерии эффективности деятельности 5 некоммерческих организаций ЖКХ, работающих на принципах самоуправленияразработана модель оценки эффективности управления некоммерческими организациями ЖКХ, работающими на принципах самоуправленияпредложена методика учета социально-экономических рисков в системе самоуправления некоммерческих организаций ЖКХопределен механизм развития системы самоуправления и саморегулирования организаций ЖКХ.

Объект исследования — некоммерческие организации жилищно-коммунального хозяйства, работающие на принципах самоуправления.

Предмет исследования — организационно-экономические отношения, возникающие в процессе развития системы самоуправления в некоммерческих организациях жилищно-коммунального хозяйства (на примере муниципального образования «Выборгский район» Ленинградской области).

Теоретической и методической основой исследования послужили: фундаментальные труды отечественных и зарубежных ученых в сфере государственного и муниципального управления, проблем производства и предоставления услуг, экономики и управления сферой услуг, жилищно-коммунального хозяйства, как ее частью.

При проведении диссертационного исследования применялись общие и специальныеметоды научного познанияиспользовался диалектический подход к изучению поведения субъектов управления и потребления услуг жилищно-коммунального хозяйства, методы логического, экономико-статистического и социального анализа, моделирования экономических явлений.

Информационной и статистической базой являются: Конституция РФГражданский кодекс РФЖилищный кодекс РФФедеральные законыУказы Президента РФПостановления и распоряжения Правительства РФданные Федеральной службы государственной статистики и б.

Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, документы региональных ведомств, материалы исследований отечественных и зарубежных ученых, авторские аналитические исследования, данные сети Интернет.

Научная новизна диссертационного исследования состоит в разработке научно-методических основ развития системы управления в некоммерческих организациях жилищно-коммунального хозяйства, осуществляющих свою деятельность на принципах самостоятельного управления недвижимым имуществом.

Наиболее существенными результатами диссертационного исследования составляющими научную новизну, являются следующие:

1.В результате исследований деятельности некоммерческих организаций ЖКХ выявлено основное противоречие между нормативно-правовым обеспечением управления жилой недвижимостью и системой организации этого управления. На основе противоречия сформулирована проблема неэффективного управления комплексом недвижимого имущества некоммерческими организациями ЖКХ в форме ТСЖ.

2.Разработана, концепция развития системы самоуправления в некоммерческих организациях ЖКХ, обеспечивающая эффективную деятельность института управления многоквартирным домом собственниками в форме товарищества собственников жилья. Сформулировано экономическое содержание определения «система самоуправления в некоммерческих организациях ЖКХ».

3.Определены и обобщены принципы самоуправления некоммерческих организаций ЖКХ: осознанного участия, демократичности управления, профессионализма, ответственности, пообъектного управления, раскрытия информации, недопущения конфликта интересов, саморегулирования.

4.Разработаны показатели и критерии эффективности функционирования некоммерческих структур ЖКХ, работающих на принципах самоуправления.

5.Разработана модель оценки эффективности управления.

7 ' деятельностью в некоммерческих организациях жилищно-коммунального хозяйства, работающих на принципах самоуправления. б. Разработана методика учета рисков в деятельности некоммерческих организаций ЖКХ, работающих на принципах самоуправления.

Практическая значимость результатов исследования состоит в разработке методических основ и практических рекомендаций развития системы самоуправления в некоммерческих организациях ЖКХ в форме товариществсобственников жилья. Предлагаемые решения могут быть использованы муниципальными органами власти при формировании программ социально-экономического развития, методических положений при разработке показателей эффективности деятельности муниципальных образований.

Основные научные результаты, выводы и рекомендации диссертационного исследования использованы в учебном процессе при подготовке кадров по специальности 100 110.65 — «Домоведение», специализации «Управление жилищно-коммунальным хозяйством» и по специальности 80 502.65 — «Экономика и управление на предприятии (в сфере сервиса)».

Научные положения, выносимые на защиту: научно — методические основы развития системы самоуправления в некоммерческих организациях жилищно-коммунального хозяйства, включающие: концепцию развития системы самоуправления в организациях ЖКХ, обеспечивающую эффективную деятельность некоммерческих структурфакторы, влияющие на развитие. эффективной системы управления некоммерческими организациями ЖКХ, работающими на принципах самоуправленияпринципы функционирования некоммерческих организаций ЖКХ на основе развития системы самоуправления недвижимостью в многоквартирном домемодель оценки эффективности управления деятельностью в некоммерческих организациях жилищно-коммунального хозяйства, 8 работающих на принципах самоуправленияметодика учета социально-экономических рисков некоммерческих организаций ЖКХ, работающих на принципах самоуправления.

Апробация результатов исследования. Основные положения диссертации апробированы в докладах, выступлениях и публикациях на Всероссийских и Международных научно-практических конференциях в г. Санкт-Петербурге (2008, 2009 гг.), г. Пензе (2007, 2008 гг.), г. Волгограде (2008г.) — при разработке основных показателей развития муниципального образования «Выборгский район" — на заседаниях круглых столов с председателями ТСЖ при Администрации МО «Город Выборг».

Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, включающего 206 наименований, 8 приложений. Основная часть работы изложена на 155 страницах машинописного текста. Работа содержит 10 рисунков и 22 таблицы.

выводы.

1. В деятельности товариществ собственников жилья можно выделить основные элементы формирования механизма управления: определение потребностей и выделение основных направлений деятельностирациональное расходование ресурсоворганизация квалифицированного управления ТСЖ — это построение системы отношений, связанных с оптимальной организацией взаимодействия собственников имущества в многоквартирном доме. При определении элементов механизма управления ТСЖ в структуре управления целесообразно выделить два направления: «хозяйственное» и «техническое», применимые к деятельности Товарищества. Исходя из этих направлений, необходимо определить модели деятельности Товарищества собственников жилья: первая модель предполагает самостоятельное осуществление всех функций управлениятехническое и финансовоевторая модель может быть представлена как «промежуточная». При ней функции управления многоквартирным домом разделены между Товариществом собственников жилья и третьим лицом (либо лицами) — выбранной ТСЖ управляющей организацией. Товарищество оставляет за собой хозяйственное (финансовое) управление, а функции по техническому управлению передаются организации, с которой заключен договор управления либо договор возмездного оказания услугтретья модель управления, предусматривает передачу всех функций, третьему лицу — организации или физическому лицу по договору управления, это предусматривается и в действующем законодательстве.

2. Рыночная система отношений в деятельности хозяйствующих субъектов жилищно-коммунального хозяйства обусловила значительный рост рисков в деятельности некоммерческих организаций. Прогнозирование развития социально-экономических процессов в условиях неопределенности с целью нахождения оптимальных способов их реализации и оптимальных решений участников этого процесса может быть реализовано с помощью моделирования и использование методов теории игр.

В качестве основных параметров анализа эффективности управления ТСЖ и оценки риска управленческих решений в диссертации предлагается выбор наиболее характерных вариантов, связанных с определением моделей управления и состоянием социально-экономической среды. В связи с тем, что на современном этапе развития ЖКХ основной акцент делается на развитие ТСЖ с привлечением в деятельность управляющих компаний, методики следует применять в системе управления Товариществ, использующих вторую и третью модель управления.

Вторая модель управления — «промежуточная» предполагает принятие управленческих решений в условиях риска с использованием теории игр и построение матрицы рисков исходной стохастической игры.

Третья модель, предусматривающая передачу Товариществом всех функций управления управляющей компании, предполагает использование в качестве основных показателей выбора вероятностный подход, критерий максимакса, максимальный критерий Вальда, критерий минимального риска Сэвиджа и критерий Гурвица.

Результатом решения является построение матрицы эффективности управления ТСЖ и матрицы рисков реализации принятых решений. Результаты позволяют определить степень оптимальности каждого выбора при условии стохастичности состояний социально-экономической среды и установить наиболее эффективную модель управления ТСЖ.

3. Основные положения реформы ЖКХ на современном этапе предусматривает развитие системы самоуправления и саморегулирования в отрасли В основе организационного механизма заложено построение системы защиты прав собственников жилья посредством создания специализированных ассоциаций ТСЖ (ЖСК, ЖК) и повышение ответственности управляющих компаний посредством создания саморегулируемых организаций управляющих компаний (СРО). Это повысит ответственность региональных и муниципальных органов власти за развитие ЖКХ на соответствующей территории, позволит решить проблемы по развитию некоммерческих организаций ЖКХ, работающих на принципах самоуправления, сформировать действенный механизм за контролем качества оказываемых жилищно-коммунальных услуг, обеспечить комфортное и безопасное проживание граждан в многоквартирных домах.

Использование принципов реализации стратегических подходов в системе самоуправления некоммерческих организаций ЖКХ в форме Товариществ, собственников жилья позволит обеспечить развитие основных направлений их деятельности и системы отношений путем формирования долгосрочных целей, выбора наиболее эффективных путей их достижения, адекватной корректировкой направлений формирования и использования финансовых ресурсов при изменении условий внешней среды.

Суммарный эффект от совершенствования системы самоуправления в некоммерческих организациях ЖКХ в форме товариществ собственников жилья приведет и к положительному эффекту в деятельности муниципального образования, включающий следующие аспекты: системный, экономический, экологический, социальный.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Реформирование жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации на современном этапе, предполагает развитие эффективных организационных форм хозяйствования и структур управления в отрасли. Одним из основных направлений является введение института управления многоквартирным домом собственниками и развитие некоммерческих организаций, — работающих на принципах самоуправления в форме товариществ собственников жилья (ТСЖ). Новый подход к управлению жилой недвижимостью направлен на сохранение и увеличение ее стоимости за счет комплексного похода в системе управления, включая функции содержания и ремонта многоквартирного дома, улучшении качественных характеристик жилищных и коммунальных услуг, предоставляемых в домах и на придомовой территории.

В диссертационной работе автором исследованы предпосылки развития некоммерческих организаций жилищно-коммунального хозяйства, основанных на объединении собственников имущества в многоквартирном доме. Исходной информацией послужили: данные общественных исследовательских организацийматериалы научных статей конференцийаналитические материалы, оценки и заключения отечественных и зарубежных специалистов по функционированию некоммерческих организаций в жилищной сферестатистические данные по экономическим показателям развития регионов и муниципальных образованийданные Федеральной ' службы государственной статистики о жилищном фонде Российской Федерации по видам собственности и вводе в действие жилых домов построенных населением за свой счет и с помощью кредитов.

В результате выявлены две основные тенденции: увеличение жилищного фонда в собственности граждан и не значительный рост некоммерческих организаций ЖКХ, работающих на принципах самоуправления, в форме товариществ собственников жилья. Развитие данных организаций позволит снизить бюджетную нагрузку местных администраций, усилить конкуренцию в отрасли, привлечь средства граждан в качестве источника финансирования затрат по содержанию жилищного фонда и проведению модернизации многоквартирных домов.

Анализ зарубежного опыта функционирования некоммерческих организаций в жилищной сфере отразил преимущества участия в управлении жилым домом ассоциированных собственников. Организация самоуправления жильцов во многих развитых странах оценивается как дополнительная выгода, так как домовладельцы приобретают право голоса в решении внутренних вопросов, возможность непосредственного участия в ассоциации, право влияния на качество и стоимость предоставляемых услуг, самостоятельный выбор управляющих и эксплуатирующих организаций.

В процессе исследований выявлено, что на реализацию стратегических программ развития ЖКХ до 2020 года влияют имеющиеся противоречия, связанные с не четкостью отражения в законодательных и нормативных документах определения «управление жилой недвижимостью" — недостаточным обеспечением методических материалов по организации системы самоуправления некоммерческих организаций и саморегулирования в ЖКХветхостью жилья и инженерной инфраструктурынеполным и порой не достоверным доведением информации до собственников жилья по управлению их имуществом в многоквартирном доменевозможностью привлечения в управление бизнес-структуры из-за отсутствия стимулов. Вышеприведенные причины способствуют возникновению проблем в развитии некоммерческих организаций, работающих на принципах самоуправления. Проблемы ТСЖ с позиции субъектов жилищных отношений необходимо рассматривать, на трех уровнях: жители, ТСЖ, администрация муниципального образования. Разрешение проблем будет способствовать дальнейшему развитию института собственников жилья и системы самоуправления в некоммерческих организациях ЖКХ муниципальных образований.

При определении концептуальных направлений развития некоммерческих структур ЖКХ, действующих на принципах самоуправления, установлено, что обеспечение эффективной деятельности института управления многоквартирным домом собственниками целесообразно в форме товарищества собственников жилья.

Концепция ТСЖ, как система научно обоснованных представлений об управлении деятельностью организаций, определяет развитие организационно-экономического механизма с учетом интересов собственников помещений, жильцов, членов товарищества и направлена на сохранение и увеличение стоимости недвижимого имущества в многоквартирном доме, на повышение качества обслуживания жильцов. Концепция определяет процесс управления имуществом, денежным оборотом, качеством жилищно-коммунальных услуг, формированием и использованием ресурсов конечными потребителями жилищно-коммунальных услуг, объединением собственников помещений в многоквартирном доме.

В результате исследования рынка жилой недвижимости в Российской Федерации выявлены факторы, влияющие на развитие системы самоуправления в некоммерческих организациях ЖКХ, включающие основные группы: гражданско-правовые, институциональные, экономические, коммуникационные, эксплуатационные и социальные.

Гражданско-правовые факторы: включение в Жилищный кодекс Российской Федерации четкого разделения функций между управлением и содержанием общего имущества жилого домачеткого описания системы и жизненных циклов управления жилой недвижимостьювведение ограничивающих условий для управляющих не имеющих специального образования и сертификатоввведение полномочий для органов местного самоуправления, позволяющих прогнозировать и сдерживать приход на рынок недобросовестных организаций, предоставляющих жилищно-коммунальные услуги.

Институциональные факторы: введение жестких санкций, связанных с отказом собственника от оплаты жилищно-коммунальных услуг, от участия в общем собрании собственников и принятии решений, с повреждением общего имущества и незаконной перепланировкой жилого помещения, квартирыобязательное заключение договора органов управления ТСЖ с собственниками многоквартирного дома, членами ТСЖвлияние института третейских судов.

Экономические факторы: определение источников дохода для развития организациивведение надбавки за «сбыт» коммунальных услуг потребителям через ТСЖвведение государственных мер стимулирования в период реализации инвестиционных проектов ТСЖрасширение перечня предоставляемых обязательных услуг дополнительными платными услугами (бытовых, по-, обновлению недвижимости) — четкое разграничение и учет затрат по видам деятельности.

Эксплуатационные факторы: влияние качественных эксплуатационных характеристик оборудования и материалов, используемых в системе ЖКХобеспечение технологической и экологической безопасности.

Коммуникационные факторы: система коммуникаций, содержащая характеристики информации, передаваемой от руководства ТСЖ жильцам (расходование средств, качество выполнения работ, управление имуществом).

Социальные факторы: социальная активность жильцов, потребительская культура, коммуникабельность руководства ТСЖ.

Функционирование деятельности некоммерческих организаций ЖКХ в форме товарищества собственников жилья, основывается на институциональных принципах определения ТСЖ — как деятельность некоммерческой организации, направленная на удовлетворение коллективных потребностей местного населения. В диссертации определены принципы самоуправления ТСЖ: осознанного участия, демократичности управления, профессионализма, ответственности, недопущения конфликта интересов, по объектного управления, прозрачности информации, саморегулирования. Принципы отражают концептуальные направления развития указанных организаций.

Для успеха и достижения намеченных целей, товарищество собственников жилья должно быть внутренне эффективной, то есть рационально использовать все виды ресурсов человеческих, материальных, финансовых, обеспечивая предоставление качественных жилищно-коммунальных услуг жителям с наименьшими затратами.

При определении результативности, эффективности деятельности некоммерческих организаций, в форме ТСЖ, автор выделяет три основных подхода к разработке показателей: целевой, процессный, ресурсный. Целевой подход определяет критерии, связанные прямо либо косвенно с основными целями организации. Процессный подход отражает выбор критериев, связанных с социальными процессами в организации: мотивации, коммуникации, работе в команде. Эффективность связана с оценкой использования человеческих ресурсов. Ресурсный подход связан с оценкой эффекта рационального использования (потребления) ресурсов — умение находить новые источники поступления ресурсов, прежде всего финансовых. При осуществлении деятельности некоммерческих организаций ЖКХ в форме ТСЖ по оказанию услуг самостоятельно, получаемые денежные средства направляются на обеспечение функционирования общего имущества, входящего в состав многоквартирного дома. Для оценки конечного результата эффективности деятельности организации предлагается использовать показатель рентабельности.

Учитывая инвестиционное участие собственников многоквартирных домов в реформировании и модернизации ЖКХ за счет привлекаемых кредитов коммерческих банков, предлагается использовать два основных критерия привлекательности инвестиционных проектов: экономическую оценку (эффективность инвестиций) и финансовую оценку (финансовая состоятельность проекта). Экономическая оценка инвестиций предполагает использование простых методов (статических) и методов дисконтирования. В качестве основных показателей используются: простая норма дохода, самоокупаемость, текущая стоимость проекта (NPV) — внутренняя норма дохода (IRR). При финансовой состоятельности проекта в качестве основных показателей рассматриваются коэффициенты финансовой оценки: показатели ликвидностиделовой активности (оборачиваемости) — финансовой устойчивости. Определение коммерческой составляющей деятельности некоммерческих организаций в ЖКХ обязательно должно сопровождаться необходимостью достижения точки безубыточности (самоокупаемости) при сохранении условий бесприбыльности.

Программа реформирования ЖКХ до 2020 года предусматривает участие собственников многоквартирных домов в ее софинансировании. Поэтому перед руководством ТСЖ стоит задача организации системы управления финансовыми ресурсами. Автором разработана модель оценки эффективности управления деятельностью в некоммерческих организациях жилищно-коммунального хозяйства, работающих на принципах самоуправления. Методика позволит для каждого из товариществ собственников жилья провести сопоставление уровня эффективности управления за исследуемый период за счет изменения объемов финансирования деятельности по основным источникам. В современных социально-экономических условиях формирование финансовых ресурсов ТСЖ зависит от эффективности их деятельности, которая связана с платежеспособностью жильцов, собственников, членов ТСЖ и с увеличением объема предоставления дополнительных услуг.

Проведенные исследования показали, что в системе принятия управленческих решений ТСЖ целесообразно учитывать риски свойственные всей системы ЖКХ: оперативного управления, технические, экономические, социальные, политические и инвестиционные. Реальная ситуация учета рисков в системе управления ТСЖ связана прежде всего с оперативной деятельностью и двумя особенностями:

1) социально-экономические процессы оказания жилищно-коммунальных услуг связаны с управлением этими процессами в условиях неопределенности, обусловленной объективным существованием рисков, формирующих среду реализации этих услуг;

2) участники этих процессов всегда находятся в конфликтной ситуации, обусловленной тем, что результаты, которых хочет достигнуть каждый их них, частично или полностью противоречит друг другу.

Метод принятия управленческих решений ТСЖ в условиях риска является стохастической матричной игрой. В качестве основных параметров анализа эффективности управления ТСЖ и оценки рисков соответствующих управленческих решений, автор предлагает методику выбора решения в условиях риска, когда каждое действие одного из участников конфликта приводит к конечному множеству возможных исходов. Возможный исход определяется состоянием рыночной среды, в котором реализуется конфликт и имеет вычисляемую или экспертно оцениваемую вероятность реализации, известную осознанно действующему участнику конфликта. Это соответствует реализации различных управленческих решений ТСЖ в социально-экономической среде, подверженной влиянию рисков всевозможного вида, при организации системы отношений с поставщиками коммунальных услуг (ресурсоснабжающими организациями), обслуживающими организациями, управляющей компанией, с жильцами многоквартирного дома.

Пподход в системе реформирования ЖКХ, предусматривающий совершенствование системы регулирования деятельности по управлению многоквартирными домами его собственниками, заключается в развитии механизма самоуправления и саморегулирования в сфере управления многоквартирными домами. В основе организационного механизма находится система защиты прав собственников жилья посредством создания специализированных ассоциаций ТСЖповышение ответственности управляющих компаний посредством создания саморегулируемых организаций управляющих компаний (СРО).

В диссертации на территории Муниципального образования «Выборгский район» предлагается развитие системы отношений некоммерческих организаций самоуправления в ЖКХ в форме товариществ собственников жилья посредством их объединения в региональную Ассоциацию .ТСЖ.

Развитие системы отношений в некоммерческих организациях ЖКХ, работающих на принципах самоуправления, позволит обеспечивать комфортные и безопасные условия проживания собственникам и нанимателям жилых помещений в многоквартирных домах, предоставлять им коммунальные услуги по доступным ценам.

В развитии системы самоуправления товарищества собственников жилья, предлагается предусматривать основные стратегические направления. Каждое направление имеет определенную характеристику:

— комплексный учет развития всех направлений деятельности, включающие услуги по управлению, содержанию общего имущества, предоставлению коммунальных услуг и системы отношений;

— обеспечение реализации основной миссии и цели организации по созданию необходимых условий, уровня и качества жизни собственников имущества многоквартирного дома с одной стороны, и поддержание (не вступая в противоречия) цели в предпринимательской зоне, с другой стороны;

— выбор стратегических решений путем поиска и оценок возможных альтернативных вариантов и их отбор по критерию максимизации рыночной стоимости имущества организации;

— учет основных факторов внешней среды и адекватное реагирование на изменения условий, с соответствующей корректировкой предусмотренных заданий по направлениям развития деятельности;

— корректировка направлений формирования и использования ресурсов организации.

Суммарный социально-экономический эффект от совершенствования системы самоуправления в некоммерческих организациях ЖКХ в форме товариществ собственников жилья на муниципальном уровне следует оценивать по системным, экономическим, экологическим и социальным показателям.

Таким образом, результаты исследования вносят теоретический и практический вклад в социально-экономическое развитие регионов и муниципальных образований, в развитие системы управления ЖКХ в условиях конкурентной средыопределяют перспективы совершенствования системы самоуправления и саморегулирования в сфере управления жилищным фондом, позволяющей организовать профессиональное управление многоквартирными домами и контроль финансовых потоков.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации части I, II (ст. 30, ст. 35). Доступ из справочно-правовой системы «Консультант-Плюс».
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации, часть I ст. 291,. 249. Доступ из справочно-правовой системы «Консультант-Плюс».
  3. Жилищный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 года N188−03, с изменениями от 04.05 2010 N 70-ФЗ. Доступ из справочно-правовой системы «Консультант-Плюс».
  4. Закон РФ от 07 февраля 1992 № 2300−1 «О защите прав потребителей» (редакция от 23.07.2008 № 160-ФЗ, с изменениями от 03.06.2009 № 121-ФЗ). Доступ из справочно-правовой системы «Консультант-Плюс».
  5. Закон РФ от 24 декабря 1992 г. N 4218−1. «Об основах федеральной жилищной политики» (с изменениями от 12.01.1996 г., 21.04.1997 г., 10.02. 1999 г, 17.06. 1999 г, 08.07. 1999 г.). Доступ из справочно-правовой системы «Консультант-Плюс».
  6. Федеральный закон от 21 апреля 1997 № 168-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об основах федеральной жилищной политики». Доступ из справочно-правовой системы «Консультант-Плюс».
  7. Федеральный закон от 6 октября 2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в российской
  8. Федерации». Доступ из справочно-правовой системы «Консультант-Плюс».
  9. Ю.Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. № 315-Ф3 «О саморегулируемых организациях», с изм., От 27.12.2009 № 374-Ф3. Доступ из справочно-правовой системы «Консультант-Плюс».
  10. Указ Президента РФ от 28 апреля 1997 № 425 «О реформе жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации». Доступ из справочно-правовой системы «Консультант-Плюс».
  11. Указ Президента РФ от 27 мая 1997 № 528 «О дополнительных мерах по реформированию жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации». Доступ из справочно-правовой системы «Консультант-Плюс».
  12. Указа Президента РФ от 28 апреля 2008 г. № 607 «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов». Доступ из справочно-правовой системы «Консультант-Плюс».
  13. Распоряжение Правительства РФ, от 17 ноября 2008 г. № 1662-р, «Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года». Доступ из справочно-правовой системы «Консультант-Плюс».
  14. Н.М. Инновационный менеджмент.- М.: РУДН.-2002 -175с.
  15. Алексеевский В. С Социокультурная концепция общей теории менеджмента // Менеджмент в России и за рубежом. 2004. — № 2.
  16. И.В. Современные тенденции реформирования жилищно-коммунального хозяйства муниципального образования в условиях рынка. Статья//Российское предпринимательство. М.: Креативная экономика. 2007. — № 12, с.133−137.
  17. P.P. Проблемы механизма государственного управления на современном этапе (вопросы теории и методологии) // Государство и право. 2005. — № 3. — С. 97−102
  18. В.В. Управление многоквартирными домами / В. В. Андропов, И. Б. Миронов // Труд .и право. 2006. — № 6. — С. 3−92.
  19. К., Кэрол Керр. Менеджмент, ориентированный на потребителя. М.: Гранд. — 2003. — 288с.
  20. И. Стратегическое управление. М.: Экономика. 1989. -519с.
  21. В.М., Дагаев A.A., Колоколов В. А. Инновационный менеджмент: Концепции многоуровневые стратегии и механизмы инновационного развития: Учебное пособие для вузов (под ред. Аныпина В. М., Дагаева A.A.) Изд. 3-е, перераб., доп.- М.: Дело. -2007 584 с.
  22. В. Л. Муниципальный менеджмент. М.: Инфра-М. — 2004−412с.
  23. Т.С., Никитин С. И. Экономико-математическое моделирование оптимизации риска в системе управления товариществ собственников жилья // Технико-технологические проблемы сервиса Выпуск 3(13) — СПб: Изд-во СПбГУСЭ, 2010
  24. Т.С. Совершенствование механизма управления товариществ собственников жилья. //Научный журнал «Вестник ИНЖЭКОНА» Серия: Экономика Выпуск 3(30). Санкт-Петербургский государственный инженерно-экономический университет. СПб, 2009.- с.372−375
  25. Т.С. Моделирование процессов управления и прогнозирование деятельности товариществ собственников жилья и их участие в расширении индустрии гостеприимства муниципального образования // Вестник Национальной академии туризма. СПб: БАТиП, 2010.
  26. Т. Комплексный подход к риск-менеджменту. М.: ИД Вильяме. — 2003 — 208 с.
  27. В.И., Бережная Е. В. Математические методы моделирования экономических систем. Учебное пособие.- 2-е изд., переаб. и доп.- М.: Финансы и статистика.- 2006.- 432с.
  28. И.А. «Финансовый менеджмент: Учебный курс"-2-е изд., перераб. и допол. К.: Эльга, Ника-Центр. — 2005. — 656с.
  29. И.А. «Финансовая стратегия предприятия», Киев., Ника -Центр Эльга. 2004. — 720с.
  30. P.E. Объединения жителей многоквартирных домов. М.: Ассоциация ТСЖ «Центр». — 2001. — 237 с.
  31. А.З. Финансовые управленческие технологии: Учебник -М.: ИНФРА-М. 2007. — 491с.
  32. В. И. Новый Менеджмент. Решение проблем управления. -М.: Экономика. 2004 — 362 с.
  33. В. И. Новый Менеджмент. Управление предприятиями на уровне высших стандартов. -М.: Экономика. 1997- 368 с.
  34. Болынаков А. С, Михайлов В. И. Современный менеджмент: Теория и практика. СПб: Питер. — 2002. — 219 с.
  35. В.В. Инвестиционный менеджмент.- СПб.: Питер. 2002−160с.
  36. В.В., Чекалин B.C. Экономика жилищной сферы. М.: ' Инфра-М.-2001.-256 с.
  37. Велихов JI А. Основы городского хозяйства. М.: Наука. -1996. -480с.
  38. Е.Е. Менеджмент.- М: Инфра- М. 1998.- 256с.
  39. X. Стратегический менеджмент и предпринимательство. М.: Финпресс. — 2000 — 272 с.
  40. A.A. Управление финансами (финансы организаций): Учебник — М.: Инфра-М. — 2006. — 504с.
  41. О.С. Стратегическое управление.- М.: Экономисты -2006. 293 с.
  42. А.Н. Финансы организации (предприятия) :учебник/ Гаврилова А. Н., Попов A.A. -Изд. 3-е, перераб., доп. М.: КноРУС.-2010,-608с.
  43. И.В., Лыкова Т. Б., Румянцева М. С. Фонд «Институт экономики города». Выбор исполнителей для управления, обслуживания и ремонт многоквартирных домов. Методическое пособие. — М.: Издательская группа «Праксис». 2009. — 124 с.
  44. И.В., Лыкова Т. Б. О некоторых вопросах управления многоквартирными домами. Международный опыт//Законы России: опыт- анализ, практика. 2008. ~№ 8. С.35−43
  45. И.В., Лыкова Т. Б., Румянцева М. С. Фонд «Институт . экономики города». Методическое пособие. Создание товариществасобственников жилья как реализация выбора способа управления многоквартирным домом. -М.: «Праксис», — 2008. 176 с.
  46. И.В. Управление кондоминиумом: О товариществах. собственников жилья. Учебное пособие / И. В. Генцлер,
  47. М.А.Колмейцева. Новосибирский государственный архитектурно-строительный университет (НГАСУ). М.: ИНФРА-М. 2003.
  48. И.Н. Менеджмент.- 2- е изд., перераб. и доп.- М.: Банки и биржи, ЮНИТИ. 1995 — 450с.
  49. Е.П. Сущность и характерные особенности управленческих решений // Менеджмент в России и за рубежом. -2003. № 2.
  50. П.Г. Основы организации и управления ЖКХ: Учебное пособие/Грабовой П.Г., Жуков H.H., Квачадзе Р. и др. М.: АСВ. -2004- 528с.
  51. В.В., Острина И. А., Руднев A.B. Управление муниципальной недвижимостью. М.: Дело. — 2001.
  52. А. Информационный менеджмент. М.: Юнити-Дана. -2003 -415 с.
  53. JI. Операционный менеджмент. Спб.: Питер. — 2002 -320с.
  54. Ю. Делопроизводство. Документационный менеджмент. -М.: Инфра-М. 2004 — 208с.
  55. П. Маркетинг менеджмент и стратегии. 3-е изд. — М.: Инфра-М. — 2003 — 544 с.
  56. О.В. Порядок формирования ТСЖ в период строительства//ЖКХ. 2000. -№ 1, с. 32−40.
  57. И.А. Обслуживание жилых помещений: гражданско-правовое регулирование. М: СТАТУТ. 2006. — с.236.
  58. A.A. О состоянии ЖКХ России и перспективах его реформирования.// Журнал руководителя и главного бухгалтера ЖКХ. -2006. -№ 6,7.-с.34−53.
  59. Друкер Питер Ф. Эффективное управление. М: Фаир-Пресс. -2003. -288с.
  60. В. М. Романов А.Н. Уровень жизни населения. Основные категории, характеристики и методы оценки./М.: ЮНИТИ-ДАНА.2002. 372с.
  61. Жилищно-арендная кооперация. Опыт новой экономической политики и возможность его применения в современной России. Жилищный альманах. М.: Ассоциация ТСЖ, ЖСК, ЖК, МЖК «Центр», Институт развития Москвы центр «Муниципалитет». -1999. -№ 4. — 181 с.
  62. П. Теория системного менеджмента. М.: Экзамен. -2002−512 с.
  63. В. Б. Самоуправление граждан в жилищной сфере, кондоминиум и товарищество собственников жилья: современное состояние, проблемы и пути их решения. Сборник докладов/ Под ред. д.э.н., проф Зотов В. Б. М.: Издательство Прима-Пресс-М. -2003.-48 с.
  64. Зуб А. Т. Стратегический менеджмент: Теория и практика.- М.: Аспект Пресс. -2002. 415 с.
  65. В.Н., Патрушев В. И. Социальный менеджмент. М., 1998. -215 с.
  66. Ильенкова СД Инновационный менеджмент. М.: Юнити-Дана. -2002 — 327 с.
  67. С.Д. Производственный менеджмент. М.: Юнити-Дана.-2002. — 583 с.
  68. А. Менеджмент в предпринимательстве. М.: Инфра-М. -2003.-230 с.
  69. А.К., Подлесных В. И., Серова Л. С. Практический менеджмент. М.: Инфра-М. — 2001.-С. 109.
  70. П., Голубев В. Управленческие решения в социально-экономических организационных системах// Предпринимательство:1. За и Против. 2000. — № 4
  71. М. Налоговый менеджмент. М.: Юнити-Дана. — 2001. — 477 с
  72. А. Менеджмент: теории управления организациями. М.: Гардарики. — 2002. — 270 с.
  73. Кириллов Э. Я Товарищество собственников жилья: Практическое ¦ пособие / Э. Я Кириллов. М.: ДИС. 2005. — 160 с.
  74. К., Голдсмит Дж. Конец менеджмента и становление организационной демократии. СПб.: Питер. — 2003. — 368с.
  75. В.В., Ковалев Вит.В. Финансы организации (предприятия):учебник для вузов. М.: ТК Велби, изд. Проспект, 2009.-352 с.
  76. В. Производственный менеджмент. М.: Инфра-М. -2003 — 574 с.
  77. JI.H. и др. Анализ финансового состояния жилищно• коммунального предприятия // ЖКХ. 2001. — № 6 — с. 10- 107 с.
  78. Э.М. Концепция менеджмента.- М.: Издательско-Консалтинговая Компания «Дека». 1997.- 304с.
  79. В. Менеджмент строительства. Ростов-на-Дону: Феникс. — 2002. -448 с.
  80. Ф. Маркетинг менеджмент. СПб.: Питер. — 2004 — 800 с.
  81. Кох Р. Менеджмент и финансы от, А до Я.- Спб.: Издательство «Питер». 1999.-496с.
  82. Н.В., Поляк Г. Б., Павлова Л. П. и др. Финансы• предприятий: Учебник для Вузов / Под ред. проф. Н. В. Колчиной -М.: Финансы, Юнити-Дана. 2001. — 447с.
  83. В.Г. Товарищество собственников жилья как одна из форм управления многоквартирным домом / В. Г. Коряковцев, М.: ГроссМедиа. 2006.
  84. А.В. ТСЖ оптимальная форма управления жильем // ЖКХ.- 1999. № 6, с.15−19.
  85. A.A. Государственная политика в сфере жилищно-коммунального хозяйства // Журнал руководителя и главного бухгалтера ЖКХ. 2000. — № 7 -c.97−100.-l 14 с.
  86. Н. Инновационный менеджмент. М.: РДЛ. — 2001 — 352 с.
  87. А.Б., Горенбургов М. А., Горенбургов Ю. М. Экономика недвижимости. СПб: Изд-во «Лань». — 2000. — 480с.
  88. В. И. Теория, практика и искусство управления. Учебник для вузов по специальности «Менеджмент». 2-е изд., изм. и доп. -М.: Издательство НОРМА. Издательская группа НОРМА-ИНФРА М.-2001.-528 с.
  89. Н. Менеджмент организации: современные технологии -М.: Юнити-Дана. 2002 — 480 с.
  90. Н. Стратегический менеджмент в строительстве. М.: Юнити-Дана. — 2004 — 336 с.
  91. Т.Б. Опыт создания кондоминиумов за рубежом // ЖКХ. -. 1999.-№ 4, с. 18−25
  92. М. и др. Менеджмент инвестиционных рисков. М.: МГИУ. — 2003 -187 с.
  93. Г. А. Самоуправление в многоквартирных домах // ЖКХ. 2000. — № 7, с. 45−50.
  94. С.А. Способы управления многоквартирным домом. Товарищество собственников жилья: с учетом нового законодательства. / С. А. Лушкин. Федоров С. И. М.: Юстицинформ, 2007. -224 с.
  95. Г. А. Что делать для создания системы самоуправления в жилищной сфере // ЖКХ. 2000. — № 3, с. 40−47
  96. В.И. Справочник для руководителей и членов товарищества собственников жилья / В. И. Магась., Ростов н/Д: Феникс.-2005.-288с.
  97. JI.P. Справочник современного инженера жилищно — коммунального хозяйства- изд. 3-е, доп. и перер. — Ростов н/Д: Феникс.-2006−380с.
  98. Юб.Малашихина Н., Белокрылова О. Риск-менеджмент. М.: Юнити-Дана. — 2004 -320с.
  99. Ю. Новые методы инвестиционного менеджмента. -М.: Юнити-Дана. 2002. — 208 с.
  100. А. Организационный менеджмент. СПб.: Питер, 2003 г. -336 с.
  101. Маслоу о менеджменте. Пер. с англ. Маслоу А. СПб.: Питер. -2003 -416 с.
  102. Материалы «1-Всероссийского совещания по управлению многоквартирными домами товариществ собственников жилья». Москва. 04.06.2007.
  103. JI.H. Организация ТСЖ: советы практика // ЖКХ. 2000. — № 3, с. 52−69
  104. М. Основы менеджмента. Пер с англ. М.- Дело. — 2004 -704 с.
  105. М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. Пер. с англ. М.: Дело. — 1997.-704 с.
  106. Т.Г. Муниципальный менеджмент. /Под ред. проф. Т. Г. Морозовой. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ. — 1997 — 424 с.
  107. И. В. Менеджмент профессиональных услуг: стратегия и тактика. Москва, ИКЦ «МарТ" — Ростов н/Д, Издательский центр «МарТ». — 2004 — 176 с.
  108. В. Инвестиционный менеджмент. М.: Академ, проект. -2003.-272 с.
  109. С. Основы кросскультурного менеджмента. М.: Инфра-М. — 2003 -256 с.
  110. П. Менеджмент региональной системы. М.: Юнити-Дана. — 2002 -365 с.
  111. И.А., Горлопанова JI.A., Морозова Н. Ю. Инженерные сети и оборудование территорий, зданий и стройплощадок. Учебное пособие. М.: Академия. 2005. — 215 с.
  112. JI. Инновационный менеджмент.-М.: Инфра-М. -2003. -238с.
  113. А. Менеджмент организации. М.: Юнити-Дана. — 2004 — 320с.
  114. В. Менеджмент качества. М.: Инфра-М. — 2003. -992с.
  115. Р. Основы менеджмента /Пер. с англ. Предисл. к русск. изд. д.э.н., проф. Голубкова Е.П.- М.: Издательство «Финпресс». -1999.- 320с.
  116. Основы менеджмента /Д.Д.Вачугов, Т. Е. Березкина, Н. А. Кислякова и др. Под ред. Д. Д. Вачугова. М: Высш.школа. -2001 -367 с.
  117. Оценка стратегических позиций и выбор направлений деятельности фирмы на базе матричных моделей / Б. И. Кузин, В. Н. Юрьев, Г. М. Шахназаров. Методы и модели управления фирмой.- СПб.: «Питер».-2001.- с.81−94.
  118. М.П., Шайденко НА., Басовский JI.E. Менеджмент.-М.: Инфра-М. 2002- 288с.
  119. П.П. Особенности антикризисного управления в городском хозяйстве./СПб.: изд-во СПбГУЭФ. 2004.
  120. Повышение эффективности управления городским хозяйством в условиях реформ./ Сборник научных трудов Санкт-Петербургскогогосударственного инженерно-экономического факультета. Спб. -2001.
  121. A.B. Товарищество собственников как юридическая форма, опосредующая правомочия собственников помещений в• многоквартирном доме: Автореф. дис.канд.юрид.н'аук: 12.00.03/Волгоград. М.: 2007, 22с.
  122. В.П., Евстафьева Е. В. Стратегия развития и целевой поддержки малого предпринимательства. СПб.: «Нестор». 2004.-267с.
  123. А. Налоговый менеджмент. М.: Инфра-М. — 2003. -442 с.
  124. А. Оценочный менеджмент. М.: Инфра-М. — 2004 -272 с.
  125. А.П. Перспективы развития российской модели управления // Менеджмент в России и за рубежом. 2003, № 2.
  126. B.C. Проблемы трансформации предметной области менеджмента// Менеджмент в России и за рубежом. 2004, № 1.
  127. С. Персональный менеджмент. М.: Инфра-М. — 2002. -622 с.
  128. Риск-менеджмент на предприятии. Теория и практика / Станйславчик Е. М.: Инфра-М: — 2002 г. — 80 с.
  129. Риски частных операторов в сфере жилищно-коммунального• хозяйства //Брусникин Н. РКС ОАО. Энергорынок 2006, № 4 •
  130. Н. Антикризисный менеджмент. М.: Юнити-Дана.-2001 — 223 с.
  131. М.С. Товарищества собственников жилья: опыт Новочеркасска // ЖКХ. 2000. — № 2, с. 10−14.
  132. Само-менеджмент. Пер. с немец. Бекман А. М.: Инфра-М. — 2002 — 152 с.
  133. В.В. Как создать и управлять ТСЖ / под общ ред. В. В. Семенихина.- 2-е изд., переработанное и дополненное. М.: Эксмо. -2007.-96с.
  134. С.Б., Трутнев Э. К. Государственная поддержка жилищного строительства и коммунальной инфраструктуры. Учебное пособие. Москва: «Дело». 2009. — 261с
  135. Ю.Ф., Дроздов Н. И. Жилищно коммунальный справочник, изд. центр «МартТ»., М. — Ростов н/Д. — 2004. — 272 с.
  136. И. Основы менеджмента программных проектов. М.: Инфра-М. — 2004 — 336 с.
  137. А. Менеджмент: основы организации. Инфра-М. -2000. — 248 с.
  138. B.C. Стратегический менеджмент. Учебник.- Ростов-на-Дону: Феникс.- 2002.- 448с.
  139. Справочник для руководителей и членов ТСЖ. Ростов на Дону: Феникс.-2010.-255 с.
  140. Социальные инновации в управлении: вопросы и ответы, структурно-логические схемы: Учебное пособие для вузов / Иванов В. Н., Мельников С. Б., Мельникова Н. С. и др. М.: Муниципальный мир.- 2004.
  141. Сулоев Алексей Валентинович. Управление комплексом городского хозяйства мегаполиса: диссертация. д-ра экон. наук: 08.00.05 Москва. 2006. — 287 с. РГБ ОД, 71:07−8/400
  142. A.B. Задачи и принципы стратегического управления комплексом городского хозяйства мегаполиса./Теоретические и прикладные проблемы сервиса. Специальное приложение. М.: МГУС. 2006.
  143. A.B. К вопросу о взаимодействии субъектов управления и субъектов потребления услуг комплекса городского хозяйства./ Сборник научных трудов «Социальная сфера: проблемы развития в современных условиях». М.: МГУС. 2006. — № 24.
  144. A.B. К вопросу о стратегическом управлении мегаполисом./ Сборник научных трудов «Социальная сфера: проблемы развития в современных условиях». М.: МГУС. 2006. -№ 23.
  145. A.B. Комплекс городского хозяйства как источник формирования условий и качества жизни населения./ Вестник МАРТИТ. М.: «МАРТИТ». 2005. — № 9 (21).
  146. A.B. Концептуальные основы совершенствования системы управления комплексом городского хозяйства мегаполиса./ Сборник научных трудов «Социальная сфера: проблемы развития в современных условиях». М.: МГУС. 2006. — № 24.
  147. A.B. Современные проблемы городского управления./Сборник трудов X международной научно-практической конференции «Наука-сервису», М.: МГУС. 2006.
  148. A.B. Современные проблемы жилищно-коммунального хозяйства как основной отрасли комплекса городского хозяйства./ Сборник научных трудов «Социальная сфера: проблемы развития в современных условиях». М.: МГУС. 2006. — № 22.
  149. С. Инвестиционный менеджмент. М.: Инфра-М. — 2004 -144 с.
  150. A.C. Эффективное использование ресурсов в жилищно-коммунальном хозяйстве -М.: Стройиздат, 1990. 152 с.
  151. Т.Н. Товарищества собственников жилья // ЖКХ. 2001.- № 3, с .42−47.
  152. Технологии кадрового менеджмента/ Под ред. И. В. Мишуровой. -Москва, ИКЦ «МарТ" — Ростов н/Д, Издательский центр «МарТ». -2004. 368 с.
  153. Технологии корпоративного менеджмента/ Под ред. И. В. Мишуровой, Н. Ф. Новосельской, Москва, ИКЦ «МарТ" — Ростов н/Д.- 2004. 544 с.
  154. В.П. Вовлечение населения в управление жилищным фондом в Красноярском крае // ЖКХ 2000. — № 3, с.24−28.
  155. К. Ключевые показатели менеджмента. М.: Дело. — 2001 -360 с.
  156. Уткин Э, Кравченко В. Проект-менеджмент. М.: Теис. — 2002 -208 с.
  157. P.A. Инновационный менеджмент. 6-е изд., испр. и доп. СПб.: Питер. — 2008. — 448 с.
  158. P.A. Производственный менеджмент. М: Дашков и К. — 2002. — 472 с.
  159. Р. А. Стратегический менеджмент. Учебник. М.: Дело.- 2005.- 448с.
  160. Ю.В., Авдеева Т. Т. Основы развития местного хозяйства. М.: Дело. — 2000.
  161. А. Риск-менеджмент. М.: Инфра-М. — 2004 — 292 с.
  162. Фонда «Бюро экономического анализа». «О ситуации в жилищно-коммунальной сфере» //Информационно-аналитический бюллетень БЭА. Февраль 2003. — № 34.
  163. Фонда «Бюро экономического анализа». «О ситуации в жилищно-коммунальной сфере» //Информационно-аналитический бюллетень БЭА. Ноябрь 2002. — № 31.
  164. А., Куликов Ю. Основы менеджмента качества. М.- Юнити-Дана. — 2003. — 304 с.
  165. Р.Х. Организации: структуры, процессы, результаты. -СПб.: Питер. 2001.- 278с.
  166. B.JI. Планирование финансово-хозяйственной деятельности ТСЖ / под ред. Хмыров B. JL, Соловьев В. Н., СП-б: Диалог. 2006.
  167. B.C. Экономика городского хозяйства: Учебное пособие для ' студентов вузов/СПб., — Государственный инженерно-экономический университет. 2003.
  168. . Менеджмент в сервисной экономике: сущность и содержание // Проблемы теории и практики управления. 2004. № 1.,, с. 6−8.
  169. JI.H. Управление жилищно-коммунальным хозяйством России. М.: АСВ. — 2003. — 416 с.
  170. JI.H. Для преодоления кризиса в ЖКХ необходим программный целевой подход // Журнал руководителя и главного бухгалтера ЖКХ. 2001. — № 8, с.52−64.226с.
  171. JI.H. О ходе и перспективах реформирования жилищно-коммунальной сферы // ЖКХ. 2001. — № 4, с.38−44
  172. В.З. Жилищно-коммунальное хозяйство: развитие, управление, экономика. Учебное пособие.- М.: КНОРУС. 2007.-392с.
  173. А. Менеджмент качества. От основ к практике. М.: Юнити. — 2004 -360 с.
  174. И. У. Новое качество управления в сфере услуг/Современные аспекты экономики № 21 (88). — 2005 — с. 131 -132.
  175. А.Д., Ионова А. Ф. Финансы предприятий: менеджмент и анализ: Учеб. пособие. 2-е изд., испр. и доп. — М.:ИНФРА-М. -2009. -479 с.
  176. И.П. Методические рекомендации по созданию товарищества собственников жилья в рамках реализации Жилищного кодекса РФ : общ.ред.: Шрамко И. П. М.: Прима-Пресс Экспо. 2007.
  177. Е. Экономика и менеджмент некоммерческих организаций. М.: Инфра-М. — 2004. -192 с.
  178. В. Коммуникационный менеджмент. М.: Инфра-М. -2004. — 352с.
  179. A.C., Мазаева Н. П. Математические методы и модели исследования операций: Учебник 3-е изд., — М.: Дашков и Ко. -2006. — 320 с.
  180. Эффективный тайм-менеджмент. Пер. с англ. Кук M. М.: Инфра-М.-2003.-336с.
  181. Федеральная служба государственной статистики (Росстат). Динамические таблицы. URL: http://www.gks.ru/. Дата обращения 01.07.2010.
  182. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по г. Санкт Петербургу и Ленинградской области (Петростат). Северо-Западный округ в цифрах. — URL: http://petrostat.gks.ru/default.aspx. Дата обращения 01.07.2010.
  183. Фонд «Институт экономики города», Urban Economics Institute. URL: http://www.urbaneconomics.ruf. Дата обращения 10.02.2010.
  184. Официальный сайт ОАО «Управляющая компания по жилищно-коммунальному хозяйству Выборгского района Ленинградскойобласти». URL: http://www.zkh.vyborg.ru/. Дата обращения 20.06.2010.
  185. Официальный сайт Ассоциация некоммерческих организаций. -URL: http://tsg-rf.ru/. Дата обращения 15.07.2010.
  186. Государственная корпорация Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства. — URL: http://www.fondgkh.rn/. Дата обращения 01.09.2010.
  187. Эффективность деятельности НКО. Жураковский В. — URL: http://www.actngo.info/en/node/52. — Дата обращения 15.07.2010, 02.09.2010.
  188. Свод основных принципов деятельности некоммерческих организаций.- Закон и НКО. URL: http://www.nkozakon.ru/. Дата обращения 15.07.2010, 02.09.2010.
  189. Центральная База Статистических Данных
  190. Жилищный фонд на конец года всего, миллион метров квадратных* Российская Федерация, значение показателя за год1990 1991 1992 1993 1994 1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008
  191. Всего 2425,1 2449,1 2492,5 2543,3 2604,4 2644,4 2676,8 2707,2 2732,3 2761,3 2786,6 2821,7 2852,8 2884,5 2917,2 2955,7 3003 3060 3116
  192. Частный жилищный фонд 791 802 886 1189 1313 1398 1466 1539 1628 1741 1819 1910 1993 2063 2145 2280 2394 2479 2562
  193. Жилищный фонд в собственности граждан 641 651 750 943 1078 1166 1234 1312 1418 1538 1620 1809 1897 1971 2055 2182 2298 2385,1 2462
  194. Государствен ный жилищный фонд 1011 1005 949 496 349 270 232 199 167 155 177 193 186 168 161 188 167 161,9 160
  195. Муниципальный жилищный фонд 611 629 630 664 732 783 827 854 861 807 739 680 643 626 586 487 437 412,8 388
  196. Общественный жилищный фонд 12 13 27 3 3 2 2 2 2 2 2 2 2 2 1
  197. Смешанная форма собственности 194 211 192 153 121 87 56 50 37 29 26 24
  198. Другой 4 4,6 6
  199. Центральная База Статистических Данных
  200. Общая площадь жилых помещений, приходящаяся в среднем на 1 жителя (на конец периода), метр квадратный, значение показателя за год1980 1985 1990 1991 1992 19 93 1994 1995 1996 J1997 1998 1999 (2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008
  201. Российская Федерация 13,4 14,9 16,4 16,5 16,8 17,3 17,7 18 18,21 18,5 18,7 18,9| 19,2 19,5 19,8 20,2 20,5 20,9 21,3 21,5 22
  202. Общая площадь жилых домов, находящихся в незавершенном строительстве, тысяча квадратных метров общей площади, значение показателя за год1994 1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009
  203. Российская Федерация 97 043,2 90 091,7 76 626,2 59 299,7 50 789,8 47 944,2 45 167,9 44 343,4 40 061 40 137,7 38 890,8 34 992,8 36 079,7 39 173,6 39 488,7 33 949,87
  204. Введено в действие общей площади жилых домов и общежитий, тысяча квадратных метров общей площади, Российская Федерация, значение показателя за год1990 1991 1992 1993 ?1994 1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009
  205. Жилые дома и общежития 61 694,5 49 422,6 41 518,3 41 808,2 |з9224,3 41 036,4 34 300,9 32 702,6 30 684,6 32 016,7 30 295,8 31 703,2 33 832,2 36 449,3 41 040,1 43 559,5 50 552,1 61 221,3 64 058,4 59 891,6
  206. Введено в действие общей площади жилых домов и общежитий, тысяча квадратных метров общей площади, Российская Федерация, значение показателя за год1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009
  207. Жилые дома и общежития в городах и поселкам городского типа, включая построенные населением за свой счет и с помощью кредитов, тыс м2 общ пл 24 226,6 23 101,1 24 279.6 26 237,8 28 333,2 32 300,7 34 073,8 40 517 47 491,8 48 948,1 43 817,7
  208. Центральная База Статистических Данных
  209. Сдача жилых домов в эксплуатацию после капитального ремонта всего (до 2000 г. — тыс.кв.метров), метр квадратный, значение показателя за год1992 |l993 1994 |l995 1996 1997 1998 1999 2000 2001 .2002 |2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009
  210. Российская Федерация 22 160 22 798 9022j11666 7349 6392 5060 4125 3 832 280,1 4 779 922,91 4 832 518,5 J 4 624 815,2 4 768 433,4 5 552 088,2 5 301 929,6 6 868 782,3 12 381 338,1 17 341 666,1
Заполнить форму текущей работой