Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Гражданско-правовой статус регионального пограничного управления

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Исследование гражданско-правового статуса регионального управления и составляющих его элементов, обусловливающих участие регионального управления в гражданских правоотношениях, а также проведенный анализ проблем, существующих в правовом обеспечении и правоприменительной практике реализации региональным управлением своих гражданских прав, которые вытекают из обладания его статусом субъекта… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГРАЖДАНСКО- ПРАВОВОГО СТАТУСА РЕГИОНАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ
    • 1. 1. Сущность гражданско-правового статуса регионального управления
    • 1. 2. Положение регионального управления в системе юридических
    • 1. 3. Специфика компетенции регионального управления в различных видах гражданских правоотношений
  • ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОГО СТАТУСА РЕГИОНАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ ЕГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
    • 2. 1. Правовой режим имущества регионального управления
    • 2. 2. Особенности участия регионального управления в обязательственных правоотношениях
    • 2. 3. Перспективы совершенствования гражданско-правового статуса регионального управления в современных условиях

Гражданско-правовой статус регионального пограничного управления (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования обусловлена рядом объективных факторов:

— во-первых, современными подходами к вопросам совершенствования государственного управления в области безопасности страны: глубокими изменениями всей системы охраны государственной границы, формированием ее нового облика, продолжающимися структурными преобразованиями пограничных органов и пограничных войск. В этих условиях особую значимость приобретает определение гражданско-правового статуса — пограничных войск, пограничных органов, подведомственных Пограничной службе ФСБ России (далее — Пограничная служба), в том числе и органов управления всех уровней;

— во-вторых, передачей ряда функций (управление служебно-боевой деятельностью, техническим обеспечением и других) региональным пограничным управлениям (далее — региональным управлениям), а также наличием объективных трудностей в централизованном обеспечении потребностей пограничных органов и пограничных войск материальными ресурсами и связанными с этим поисками возможностей их частичного самофинансирования за счет использования в допустимых пределах закрепленных за ними средств;

— в-третьих, особым функциональным предназначение регионального управления отражающемся на его правовом статусе. С одной стороны, региональное управление, являясь административно-территориальным объединением, непосредственно реализует в пределах своей компетенции государственную пограничную политику Российской Федерации по защите и охране определенного участка государственной границы, охране внутренних морских вод, территориального моря, исключительной экономической зоны, континентального шельфа Российской Федерации и их природных ресурсов. С другой — региональное управление является хозяйствующим субъектом с особым гражданско-правовым статусом, который необходим ему для удовлетворения материально-бытовых и культурных потребностей личного состава, входящих в него соединений и частей, а также для обеспечения правильной эксплуатации закрепленных за ним средств охраны государственной границы, то есть постоянного технического и материально-бытового обеспечения своей деятельности;

— в-четвертых, тем, что всестороннее обеспечение служебно-боевой деятельности, решение финансово-хозяйственных задач регионального управления было возложено на управление регионального управления, которое в соответствии с Уставом1 являлось юридическим лицом. Однако практика участия регионального управления в гражданских правоотношениях показывает, что до сих пор юридически не определен гражданско-правовой статус пограничных отрядов, других структурных элементов региональногоуправления, при этом фактически они выступали в качестве обособленных структурных подразделений юридического лица — управления регионального управления;

— в-пятых, подготовкой, в связи с проводимыми преобразованиями, новых редакций уставов юридических лиц, и необходимостью выяснения, определяют ли цели создания и деятельности регионального управления возможность наличия у него специальной компетенции в гражданских правоотношениях, а если да, то в каком объеме. Вместе с тем, если такие участники гражданских правоотношений, как физические и юридические лица, обладают равной гражданской правосубъектностью, то гражданская компетенция региональных управлений, других пограничных органов Пограничной службы, вероятно, должна быть различна, что обусловливается различием целей, для достижения которых они и создаются.

Степень научной разработанности проблемы. Проблеме исследования различных аспектов гражданско-правового статуса военных организаций (воинских частей) посвящены труды военных ученых-цивилистов: A.A. Беспалова, В. В. Бараненкова, А. Ю. Виноградова, Я. А. Гейвандова, A.B. Дозорцева, М. Г. Загорского, В. Н. Лейбы, В. В. Лесового, В. В. Манова, И. А. Нагорного, Л. Н. Сморчковой, Е. В. Субботкиной, В. Е. Чеканова, ДА. Шаповалова и других.

1 См.: Приказы ФПС от 9 августа 1999 года №№ 447−456.

2 См.: Беспалов A.A. Воинская часть как юридическое лицо (понятие и признаки): Ав-тореф. дис. канд. юрид. наук. — М.: Военно-полит. академ. им. В. И. Ленина, 1973; Баранен-ков В. В. Военная организация как юридическое лицо в составе Федеральной пограничной.

Исследование гражданско-правового статуса военной организации в условиях рыночной экономики, характеризующейся существенными изменениями в гражданском и военном законодательстве, были предприняты исследователями В. В. Бараненковым, А. Ю. Виноградовым, В. В. Мановым, Л. Н. Сморчковой, Е. В. Субботкиной, Д. А. Шаповаловым и др1.

В.В. Манов2, рассматривая признаки воинской части как юридического лица, а также гражданские правоотношения, в которые она вступает, в то же службы Российской Федерации: Дис. канд. юрид. наук. — М.: ВУ, 1999; Виноградов А. Ю. Гражданская правосубъектность воинской части: Дис.. канд. юрид. наук. — М.: ВУ, 2000; Гейвандов Я. А. Организации, обеспечивающие вооруженную защиту Российской Федерации (некоторые аспекты соотношения публично-правового содержания и организационно-правовой формы) И Государство и право. — 1999. — № 2- Дозорцев A.B. Имущественная ответственность военнослужащих за ущерб, причиненный войсковой части // Труды Военно-полит. академ. им. В. И. Ленина. — Вып. IX. — М.: РИО ВПА, 1949; Загорский М. Г. Организационно-правовые основы участия военных организаций в арбитражном суде: Дис. .' канд. юрид. наук. — М., 1997; Лейба В. Н. Ответственность воинской части по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда: Автореф. дис. канд. юрид. наук. — М.: ВПА, 1973; Лесовой В. В. Правовой режим имущества военных организаций: Дис.. канд. юрид. наук. — М.: ВУ, 1998; Манов В. В. Воинская часть Сооруженных Сил Российской Федерации как участник гражданских правоотношений: Дне. канд. юрид. наук. — М.: ВУ, 2000; Нагорный И. А. Воинская часть как субъект советского права: Дис.. канд. юрид. наук. — М., 1989; Сморчкова Л. Н. Правовой режим имущества, полученного организациями Пограничной службы Российской Федерации за счет внебюджетных источников: Дис. канд. юрид. наук. — М.: МВИ ФПС Poccira, 2002; Субботкина Е. В. Гражданская правосубъектность военного образовательного учреждения высшего профессионального образования: Дис. канд. юрид. наук. — М.: МВИ ФПС России, 2002; Чеканов В. Е. Правовые основы обеспечения пограничной безопасности// Правовое обеспечение пограничной безопасности России: Матер, межведомств, иаучно-практич. конф. — М.: МВИ ФПС России, 2001; Шаповалов Д. А. Особенности правового регулирования возмездного оказания образовательных услуг военным образовательным учреждением высшего профессионального образования Федеральной пограничной службы Российской Федерации: Дис. канд. юрид. наук. — М.: МВИ ФПС России, 2001.

1 См.: Бараненков В. В. Военная организация как юридическое лицо в составе Федеральной пограничной службы Российской Федерации: Дис.. канд. юрид. наук. — М.: ВУ, 1999; Виноградов А. Ю. Гражданская правосубъектность воинской части: Дис. канд. юрид. наук. — М.: ВУ, 2000; Манов В. В. Воинская часть Вооруженных Сил Российской Федерации как участник гражданских правоотношений: Дис.. канд. юрид. наук. — М.: ВУ, 2000; Сморчкова Л. Н. Правовой режим имущества, полученного организациями Пограничной службы Российской Федерации за счет внебюджетных источников: Дис. канд. юрид. наук. — М.: МВИ ФПС России, 2002; Субботкина Е. В. Гражданская правосубъектность военного образовательного учреждения высшего профессионального образования: Дис. канд. юрид. наук. — М.: МВИ ФПС России, 2002; Шаповалов Д. А. Особенности правового регулирования возмездного оказания образовательных услуг военным образовательным учреждением высшего профессионального образования Федеральной пограничной службы Российской Федерации: Дис. канд. юрид. наук. — М.: МВИ ФПС России, 2001.

•у.

См.: Манов В. В. Воинская часть Вооруженных Сил Российской Федерации как участник гражданских правоотношений: Дне. канд. юрид. наук. — М.: ВУ, 2000. время не проводил комплексного анализа гражданско-правового статуса военной организации.

Впервые вопрос о гражданской правосубъектности воинской части в условиях формирующейся рыночной экономики был подвергнут комплексному анализу в исследовании А.Ю. Виноградова1 на основе имеющейся практики и нормативной правовой базы. Рассматривая гражданскую правосубъектность воинской части, А. Ю. Виноградов освещает теоретические проблемы, касающиеся содержания и юридической природы гражданской правосубъектности воинской части, а также составляющих ее элементов и специфики, которая определяет особенности гражданской правосубъектности воинской части.

Однако исследования В. В. Манова и А. Ю Виноградова3 посвящены воинским частям Вооруженных Сил Российской Федерации и вопросы специфики гражданских правоотношений региональных управлений, органов и организаций Пограничной службы не затрагивают.

Исследованию вопросов гражданских правовых отношений войск, органов и организаций Пограничной службы посвящена работа В.В. Бараненкова4, который пришел к выводу, что гражданским правовым статусом юридического лица необходимо наделить те структурные элементы Пограничной службы, которые имеют право на осуществление разрешенной деятельности, приносящей доходы. Правосубъектность воинской части исследователь анализировал на примере военного образовательного учреждения высшего профессионального образования Пограничной службы. Комплексное исследование проблем правового регулирования отношений с участием организаций Пограничной службы.

1 См.: Виноградов А. Ю. Гражданская правосубъектность воинской части: Дис. канд. юрид. наук. — М.: ВУ, 2000.

2 См.: Там же.

3 См.: Манов В. В. Воинская часть Вооруженных Сил Российской Федерации как участник гражданских правоотношений: Дис.. канд. юрид. наук. — М.: ВУ, 2000; Виноградов.

А.Ю. Гражданская правосубъектность воинской части: Дисканд. юрид. наук. — М.: ВУ,.

2000.

4 См.: Бараненков В. Ё. Военная организация как юридическое лицо в составе Федеральной пограничной службы Российской Федерации: Дис— канд. юрид. наук. — М.: ВУ, 1999. при получении ими имущества за счет внебюджетных источников явилось целью исследования Л.Н. Сморчковой1. Объектом исследования Е.В. Суббот-киной2 стали общественные отношения, складывающиеся в сфере деятельности военных образовательных учреждений высшего профессионального образования Пограничной службы и основные положения теории и практики гражданской правосубъектности данных образовательных учреждений в сфере хозяйственной и образовательной деятельности. Рассматривая особенности гражданской правосубъектности военного вуза (на примере Московского военного института ФПС России), Д. А. Шаповалов утверждает, что военные образовательные учреждения высшего профессионального образования Пограничной службы в соответствии с гражданским законодательством являются субъектами возмездного оказания образовательных услуг. Заметим, что их платная деятельность не является основной, а носит вспомогательный, вынужденный характер.

Вышеназванные авторы, исследуя гражданские правоотношения, комплексного анализа гражданско-правового статуса регионального управления как основного структурного элемента Пограничной службы не проводили.

Исходя их вышеизложенного, выбор темы диссертационного исследования «Гражданско-правовой статус регаонального|пограничного управления» обусловлен как высокой актуальностью, так и недостаточной степенью научной разработанности, а также теоретической и практической значимостью проблемы.

Объектом исследования выступают общественные отношения с участием регионального управления, регулируемые гражданским законодательством.

1 См.: Сморчкова Л. Н. Правовой режим имущества, полученного организациями Пограничной службы Российской Федерации за счет внебюджетных источников: Дис.. канд. юрид. наук. — М.: МВИ ФПС России, 2002. л.

См.: Субботкина Е. В. Гражданская правосубъектность военного образовательного учреждения высшего профессионального образования: Дисканд. юрид. наук. — М.: МВИ.

ФПС России, 2002.

3 См.: Шаповалов Д. А. Особенности правового регулирования возмездного оказания образовательных услуг военным образовательным учреждением высшего профессионального образования Федеральной пограничной службы Российской Федерации: Дис.. канд. юрид. наук. — М.: МВИ ФПС России, 2001.

Предметом исследования является совокупность правовых норм, регулирующих гражданско-правовой статус регионального управления.

Цель и задачи исследования

Целью настоящего исследования является определение особенностей гражданско-правового статуса регионального управления как административно-территориального объединения пограничных органов и пограничных войск с акцентом изучения его специальной компетенции при вступлении в различные виды гражданских правоотношений.

Цель конкретизируется через систему взаимосвязанных задач, поэтому для достижения указанной цели поставлены следующие задачи:

1. Раскрыть сущность гражданско-правового статуса регионального управления.

2. Определить место регионального управления в системе юридических лиц и обусловленные этим особенности гражданско-правового статуса регионального управления.

3. Раскрыть специфику компетенции регионального управления в различных видах гражданских правоотношений и взаимосвязь компетенции и гражданско-правового статуса регионального управления.

4. Проанализировать правовой режим имущества регионального управления и охарактеризовать основные способы реализации гражданско-• правового статуса регионального управления в сфере имущественных прав.

5. Изучить специфику реализации гражданско-правового статуса регионального управления в обязательственных правоотношениях.

6. Определить перспективы совершенствования гражданско-правового статуса регионального управления в современных условиях.

Методологической основой диссертационного исследования является совокупность приемов и методов исследования социальных явлений и процессов, включающих исторический, сравнительно-правовой, формально-юридический, логический, а также системный подходы к изучению правовых норм и теоретических положений, касающихся понятия и сущности гражданско-правового статуса регионального управления, его реализации в правоотношений с участием регионального управления, особенностей и форм его участия в данных отношениях.

Эмпирическую базу исследования составляют практика деятельности регионального управления, доклады о состоянии правовой работы и деятельности правовых подразделений пограничных войск и пограничных органов Пограничной службы, статистические данные архивов структурных подразделений ФПС России, материалы судебной и арбитражной практики и другие данные, относящиеся к теме исследования.

Теоретической основой исследования послужили труды ученых-юристов В. В. Бараненкова, Ю. Г. Басина, A.A. Беспалова, С. Н. Братуся, М. И. Брагинского, A.B. Бенедиктова, В. В. Витрянского, Я. А. Гейвандова, Г. И. Загорского, О. С. Иоффе, O.A. Красавчикова, В. В. Кудашкина, В.З. Миль-нера, Е. А. Суханова, A.A. Тер-Акопова, Ю. К. Толстого и многих других1.

Научная новизна исследования заключается в том, что впервые рассмотрена сущность гражданско-правового статуса регионального управления в условиях рыночной экономики и реформирования пограничных органов и пограничных войскопределено место регионального управления в системе юридических лиц Пограничной службы и его влияние на особенности гражданско-правового статусавыявлена специфика компетенции регионального управления в различных видах гражданских правоотношенийпроведен анализ основных направлений реализации гражданско-правового статуса регионального.

1 Бараненков В. В. Указ. соч.- Басин Ю. Г. Правовые формы реализации оперативно-хозяйственной самостоятельности предприятий // Правоведение. — 1967. — № 6- Беспалов A.A. Указ. соч.- Гражданское право России. Курс лекций. Ч. I / Под ред. О. Н. Садикова. — М.: Юрид. лит., 1996; Венедиктов A.B. О государственной собственности в СССР и организации управления ею // Советское государство и право. — 1951. — № 2- Витряиский В. В. Гражданский кодекс о юридических лицах // Вестник Высшего Арбитражного Суда РФ. — М. -1995. — № 5- Гейвандов Я. А. Указ. соч.- Загорский М. Г. Указ. соч.- Иоффе О. С. Логические пределы понятий юридического лица, оперативного управления, хозяйственного обязательства // Правоведение. — 1972. — № 6- Красавчиков O.A. Сущность юридического лица // Советское государство и право. — 1976. — № 1- Кудашкин В. В. Специальная правоспособность субъектов гражданского права в сфере действия общего запрета // Государство и право. — 1995. — № 5- Мильнер В. З. Теория организации. — М.: ИНФРА, 1998; Гражданское право: Учебник / Под ред. проф. Е. А. Суханова. — М.1998; Уголовное право Российской Федерации: Учебник. -М.: Военная академ. экономики, финансов и права, 1993; Гражданское право: Учебник. Ч. I / Под ред. А. П. Сергеева, Ю. К. Толстого. — М.: ТЕИС, 1996. управления в сфере имущественных правизучена, специфика участия регионального управления в обязательственных правоотношеннияхопределены перспективы совершенствования гражданско-правового статуса регионального управления на современном этапе. Научная новизна исследования отражена в положениях, выносимых на защиту.

Положения, выносимые на защиту:

1. Авторский вывод о том, что статусом юридического лица должно обладать не управление регионального управления, а непосредственно региональное управление, обладающее признаками юридического лица и дефакто выступающее в гражданском обороте в качестве такового.

2. Авторское определение гражданско-правового статуса регионального управления как совокупности обусловленных компетенцией регионального управления прав и обязанностей, а также обеспеченных государством материальных активов (имущества), за исключением изъятого и ограниченного в обороте, для участия в гражданских правоотношениях.

3. Обоснование особенной гражданско-правовой компетенции регионального управления. Специфика гражданско-правовой компетенции регионального управления проявляется в возможности участия в гражданских правоотношениях только для реализации основного предназначения регионального управления — защиты и охраны государственной границы. Специальная компетенция регионального управления четко реализуется через конкретные его полномочия: полномочия требования, полномочия на собственные действия и полномочия на защиту, — представляющие собой единую триаду, неотъемлемо возникающую при участии регионального управления в гражданских правоотношениях в качестве территориального органа управления Пограничной службы ФСБ России, и обязанности в качестве участника гражданских правоотношений.

4. Вывод о том, что региональное управление в силу своего правового положения должно в полной мере обеспечиваться государством и дополнительно может осуществлять деятельность, приносящую доходы в строго ограниченных случаях (виды данной деятельности должны быть перечислены в учредительных документах). Иные сделки могут осуществляться региональным управлением только с письменного разрешения федерального органа исполнительной власти. При этом материальной основой вступления регионального управления в гражданские правоотношения служит часть его имущества, состоящая из безналичных денежных средств, а также совокупности имущества, находящегося в свободном обороте, включая приобретенное от приносящей доход деятельности. Средства, полученные из бюджета, используются строго по назначению и должны быть защищены от взыскания.

Правовой режим имущества регионального управления является институтом, который не только регулирует его участие в гражданском обороте, но и способствует устойчивости материального обеспечения жизнедеятельности соединений и частей, входящих в состав, регионального управления и сохранности всех видов их имущества.

Теоретическая и практическая значимость исследования определяется тем, что теоретические положения и выводы, сформулированные в нем, могут быть использованы:

— при подготовке нормативных правовых актов (на федеральном и ведомственном уровнях), учредительных документов региональных управлений, других пограничных органов как юридических лиц;

— в процессе преподавания курсов военного, гражданского, предпринимательского, коммерческого, финансового права и ряда спецкурсов, связанных с правовым регулированием деятельности различных видов организаций1, а также в качестве учебного пособия для курсантов, студентов, адъюнктов, аспирантов, интересующихся данной проблемой.

Апробация результатов исследования. Основные теоретические положения и выводы исследования обсуждены на кафедре общеправовых дисциплин Московского пограничного института ФСБ России и докладывались автором на межведомственной научно-практической конференции, посвященной проблемам создания и функционирования системы юридических лиц феде.

1 Военных учреждений и унитарных предприятий. рального органа исполнительной власти, на научногпрактических конференциях в Голицынском, Калининградском, Московском и Хабаровском военных институтах ФПС России в 2002;2003 годах1, излагались в научных статьях.

Полученные в ходе исследования результаты были использованы Правовым управлением ФПС России в ходе работы над проектом федерального закона «О правовом положении военных учреждений», разработке проектов устава ООПК «Москва» и уставов пограничных региональных управлений ФСБ России, а также при решении различных вопросов, связанных с использованием пограничными органами денежных средств и иного имущества, полученного за счет внебюджетных источников.

Структура диссертации обусловлена объектом, предметом, целью и задачами исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав (по три параграфа в каждой), заключения, библиографического списка использованной литературы и приложений.

Результаты исследования позволяют внести определенные практические предложения:

1. Внести изменения в пункт 2 статьи 298 Гражданского кодекса Российской Федерации и изложить его в следующей редакции:

2. Если в соответствии с учредительными документами учреждению предоставлено право осуществлять приносящую доходы деятельность, то доходы, полученные от такой деятельности или в качестве спонсорской помощи, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение учреждения и учитываются на отдельном балансе. Это может быть использовано только в целях основной деятельности учреждения", ф 2. Внести иЗхменения и дополнения в содержание проекта федерального закона «О правовом положении военных организаций», касающиеся следующих положений:

— пункт 1 статьи 3 «Военная организация как юридическое лицо» изложить в следующей редакции:

1. Военная организация считается созданной со дня внесения соответст-* вующей записи в единый государственный реестр юридических лиц";

— статью 11 «Особенности государственной регистрации военных организаций как юридического лица» изложить в следующей редакции:

1. Государственная регистрация военной организации как юридического лица осуществляется в соответствии с федеральным законом о государственной регистрации юридических лиц, настоящим Федеральным законом и издаваемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Россий-'Ш ской Федерации.

2. Специальный порядок государственной регистрации отдельных видов военных организаций как юридических лиц, а также перечень сведений, представляемых для их государственной регистрации, определяется органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц совместно с федеральным органом исполнительной власти, которому подведомственна данная организация.

3. Государственная регистрация в качестве юридического лица военной организации, дислоцированной на территории иностранного государства, осуществляется на территории Российской Федерации по месту государственной регистрации федерального органа исполнительной власти, которому данная организация подведомственна";

— дополнить пункт 3 статьи 5 следующим содержанием:

3. Особенности гражданско-правового положения федерального органа исполнительной власти, в том числе его территориальных органов, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, определяются правовыми актами руководителей соответствующих федеральных органов исполнительной власти. В состав указанных государственных учреждений по решению руководителей соответствующих федеральных органов исполнительной власти могут включаться подразделения обеспечения их деятельности";

— изложить пункт 2 статьи 12 в следующей редакции:

2. От имени Российской Федерации права собственника имущества военных организаций осуществляет Правительство Российской Федерации, а в случаях, установленных Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации, — федеральный орган исполнительной власти по управлению государственным имуществом и федеральный орган исполнительной власти, которому подведомственны военные организации в рамках своей компетенции, установленной актами, определяющими статус этих федеральных органов исполнительной власти".

3. Внести дополнения в генеральное разрешение на открытие текущих счетов по учету средств, полученных от приносящей доход деятельности, выдаваемое Пограничной службе ФСБ России Министерством финансов Российской Федерации 27 сентября 2001 г. № 191 037, руководствуясь положениями следующих нормативных и правовых актов:

— Указа Президента Российской Федерации «Об изменении порядка реализации высвобождаемого военного имущества, акционирования и приватизации предприятий военной торговли». Графы 2 и 3 пункта 5 генерального разрешения изложить в следующей редакции:

Источники образования:

Средства, получаемые от реализации высвобождаемого недвижимого военного имущества (кроме имущества, не подлежащего приватизации).

Направления использования:

На проведение мероприятий, связанных с реформированием пограничных войск и органов, в том числе на обеспечение социальной защиты увольняемых с военной службы военнослужащих (кроме военнослужащих по призыву)";

— Федерального закона «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации». Дополнить новым пунктом 19 следующего содержания:

Источники образования:

Денежные средства, поступающие государственным морским инспекциям региональных пограничных управлений Федеральной службы безопасности Российской Федерации от иностранных пользователей морских биоресурсов 7а работу должностных лиц органов морской охраны ФПС России на борту иностранных судов.

Направления использования:

На содержание пограничных органов морской охраны в соответствии со сметами доходов и расходов, утвержденными в установленном порядке";

— Закона Российской Федерации «О Государственной границе Российской Федерации" — Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Дополнить новым пунктом 22 следующего содержания:

Источники образования:

Средства, взыскиваемые Пограничной службой ФСБ России в соответствии с законодательством Российской Федерации в качестве штрафов за нарушение режима Государственной границы Российской Федерации, пограничного режима, режима в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерациисредства, поступающие от реализации имущества, конфискованного за указанные нарушения и контрабанды,-обнаруживаемой и задерживаемой в соответствии с подпунктом 9 части второй статьи 30 Закона Российской Федерации «О Государственной границе Российской Федерации», а также средства, полученные от взимания сбора за продление действия российских виз иностранным гражданам и лицам без гражданства.

Направления использования:

В федеральный бюджет";

— федеральных законов «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации», «О континентальном шельфе Российской Федерации», «О животном мире», Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Дополнить пунктом 23 следующего содержания:

Источники образования:

Средства, взыскиваемые Пограничной службой ФСБ России при охране морских биологических ресурсов континентального шельфа Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, а также средства, поступившие от реализации имущества, конфискованного за указанные нарушения.

Направления использования:

В федеральный бюджет";

— Гражданского кодекса Российской Федерации. Дополнить пунктом 24 следующего содержания:

Источники образования:

Средства, поступающие в порядке возмещения ущерба, причиненного имуществу, закрепленному за пограничными органами и пограничными войсками.

Направления использования:

В федеральный бюджет".

4. Придание статуса юридического лица региональному управлению:

— на базе существующего устава управления регионального управления разработать устав регионального пограничного управления путем внесения в него предлагаемых изменений и дополнений в соответствии с требованиями гражданского законодательства.

Сделанные теоретические выводы, практические предложения и рекоме-дации не являются бесспорными и окончательными.

Результаты проведенного исследования показывают, что наиболее перспективными направлениями в данной области могут быть следующие:

— реализация компетенции регионального управления в вещных правоотношениях;

— ответственность регионального управления по обязательствам, возникшим в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения договора и другие.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Исследование гражданско-правового статуса регионального управления и составляющих его элементов, обусловливающих участие регионального управления в гражданских правоотношениях, а также проведенный анализ проблем, существующих в правовом обеспечении и правоприменительной практике реализации региональным управлением своих гражданских прав, которые вытекают из обладания его статусом субъекта имущественных отношений, позволяют сделать следующие теоретические выводы и конкретные практические предложения, направленные на совершенствование гражданского законодательства Российской Федерации, регулирующего участие Пограничной службы ФСБ России в целом и регионального управления, в частности, в гражданском обороте, а также определить механизм совершенствования гражданско-правового статуса регионального управления и перспективы его дальнейшего развития.

Что позволяет сделать теоретические выводы:

1. Гражданско-правовой статус как правовая категория обозначает правовые возможности участников правоотношений.

Гражданско-правовой статус регионального управления — понятие многогранное, закрепляющее один из аспектов юридического качества лица — систему его юридических свойств, которая представляет собой обусловленную компетенцией совокупность его прав и обязанностей, а также обеспеченные государством материальные активы (имущество), за исключением изъятого и ограниченного в обороте, необходимые для участия в гражданских правоотношениях.

Наличие у регионального управления гражданско-правового статуса позволяет ему своими действиями реализовывать правовые возможности, заключенные в его правоспособности, то есть приобретать права и обязанности, распоряжаться ими, изменять или прекращать их, а также нести предусмотренную законом ответственность в случае совершения гражданского правонарушения.

Для того чтобы региональное управление являлось участником гражданских правовых отношений, наряду с правами и обязанностями, оно должно обладать необходимыми и достаточными признаками юридического лица, такими, как:

— организационное единство и автономия,.

— имущественная обособленность,.

— государственная регистрация в качестве юридического лица.

2. Система юридических лиц, подведомственных Пограничной службе ФСБ России, является не простой суммой составляющих ее частей, а именно единым целым, совокупностью, в которой взаимодействие отдельных частей образует новые свойства всей системы. Каждая часть системы достаточно дифференцирована и выполняет свои специализированные функции для достижения общей цели — обеспечить выполнение поставленных задач по защите и охране государственной границы, охране внутренних морских вод, территориального моря, исключительной экономической зоны, континентального шельфа Российской Федерации и ее природных ресурсов.

Особая роль в системе юридических лиц принадлежит региональному управлению, которое по своей правовой природе должно являться территориальным органом органа исполнительной власти, имеющим государственно-властные полномочия и осуществляющим функции, связанные с руководством деятельностью войск, органов и организаций, входящих в его состав, всесторонним обеспечением их оперативно — служебной и финансово-хозяйственной деятельности.

Не являясь юридическим лицом, региональное управление фактически несет ответственность по обязательствам соединений, воинских частей и организаций, входящих в его состав, реально выполняя функции юридического лица. При этом характер взаимоотношений регионального управления и управления регионального управления показывает, что региональное управление выступает в гражданско-правовых отношениях в качестве юридического лица через управление регионального управления, которое в настоящее время в структуре регионального управления выполняет функцию территориального органа управления воинскими формированиями и другими организациями, входящими в состав регионального управления как объединения.

3. Компетеция регионального управления в гражданских правоотношениях — это обеспеченная государством материальными и юридическими гарантиями его возможность быть участником гражданских правоотношений. Компетенция регионального управления в имущественных и обязательственных правоотношениях реализуется посредством присущих ему полномочий: полномочий требования, полномочий на собственные действия и полномочий на защиту, представляющих собой единую триаду его субъективных гражданских прав.

Компетенция регионального управления является юридической мерой его участия в гражданских правоотношениях и юридически определяет рамки данных возможностей. Юридическое регулирование рамок участия регионального управления в гражданских правоотношениях проявляется в его специальной компетенции, которая предполагает наличие у него прав и возможности нести только те обязанности, которые отвечают цели его деятельности.

Компетенция регионального управления имеет специальный характер, сущность которого заключается в ограниченных возможностях регионального управления осуществлять права и исполнять обязанности и конкретный, а не абстрактный перечень возможных видов деятельности, в том числе и при вступлении в гражданско-правовые отношения.

4. Региональное управление обладает комплексом имущественных прав и определенной оперативно-хозяйственной самостоятельностью, позволяющей ему в рамках специальной компетенции самостоятельно участвовать в гражданском обороте. Материальной основой для вступления регионального управления в гражданские правоотношения служит его имущество, состоящее в безналичных денежных средствах, а также совокупность имущества, находящегося в свободном обороте, влючая приобретенное от приносящей доход деятельности.

5. Правовой режим имущества регионального управления представляет собой закрепленный законодателем порядок регулирования деятельности соответствующих должностных лиц регионального управления в отношении имущества, закрепленного за ним, и содержит в себе комплекс правовых средств, которые характеризуются особым сочетанием дозволений, запретов и позитивных обязываний. Правовой режим имущества регионального управления служит институтом, который, призван не только регулировать его участие в гражданском обороте, но и обеспечить устойчивость материального обеспечения жизнедеятельности войск и органов регионального управления и сохранность всех видов их имущества.

Целью и основным предназначением правового режима имущества регионального управления является создание надежных правовых барьеров и обеспечивающих их мер, которые призваны не допустить необоснованное или: нецелевое расходование имущества регионального управления, а также предоставление начальнику регионального управления, соответствующим должностным лицам регионального управления возможности своевременного и полного удовлетворения потребностей регионального управления в материальных средствах и имуществе, необходимых для реализации задач по охране и защите государственной границы.

По основаниям, закрепленным п. 2 ст. 299 и главой 14 Гражданского кодекса Российской Федерации1, региональное управление полномочно иметь субъективные права участника правоотношений, связанные с владением, пользованием и распоряжением имуществом, а также с теми материальными (имущественными) требованиями, которые возникают между участниками гражданского оборота по поводу распределения этого имущества и обмена (товарами, услугами, работами, деньгами и др.).

6. Региональное управление, вступая в обязательственные правоотношения, заключает гражданско-правовые договоры. В сфере договорных связей ре.

1 Часть первая Гражданского кодекса Российской Федерации от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. — 1994. — № 32. — Ст. 3301. гионального управления наиболее распространенными являются факты его участия в качестве покупателя в договорах на закупку товаров, а также заказчика в договорах на производство работ и услуг для государственных нужд.

Порядок заключения договоров региональным управлением урегулирован Гражданским кодексом Российской Федерации. Однако специальный характер компетенции регионального управления обусловливает специфику заключения им гражданско-правовых договоров.

Специфика вступления регионального управления в обязательственные правоотношения состоит в том, что оно может заключать гражданско-правовые договоры только при наличии в региональном управлении денежных средств на указанные цели. Обязательства по указанным договорам учитываются органом Федерального казначейства только в части, исполненной за счет средств федерального бюджета. Обязательства регионального управления, не учтенные в территориальных органах федерального казначейства, исполнению за счет федерального бюджета не подлежат.

Особенность участия регионального управления в обязательственных правоотношениях проявляется в том, что региональное управление несет ответственность за их неисполнение только при наличии вины. При этом меры принудительного исполнения применимы только к денежным средствам, принадлежащим или предназначенным для регионального управления. В случае нехватки у регионального управления денежных средств субсидиарную ответственность несет федеральный орган исполнительной власти.

7. По полноте реализации присущего ему гражданско-правового статуса и совокупности признаков юридического лица региональное управление обладает достаточной правосубъектностью и может выступать в гражданском обороте в качестве юридического лица.

Наделение регионального управления статусом юридического лица позволит ему выступать не только в роли территориального органа управления воинскими формированиями и другими организациями, входящими в состав регионального управления как территориального объединения, но и в качестве единого юридического лица для организаций, являющихся его структурными подразделениями, входящих в него организационно, но не наделенных статусом юридического лица.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации: Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. // Российская газета. 1993. — 25 дек.
  2. Федеральный конституционный закон «О Правительстве Российской Федерации» (с изм. и доп.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1997.-№ 51. — Ст. 5712- 1998.-№ l.-Ст. 1.
  3. Гражданский кодекс РСФСР: С постатейными материалами. М.: Юрид. лит., 1990. — 512 с. (Утратил силу.)
  4. Основы Гражданского законодательства Союза ССР и республик // Ведомости Верховного Совета СССР. 1991. — № 26. — Ст. 733. (Утратили силу.)
  5. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая // Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. — № 32. — Ст. 3301- 1996. -№ 9. — Ст. 773- 1999. — № 28. — Ст. 3471- 2001. — № 17. — Ст. 1644, № 21. -Ст. 2063- 2002.-№ 12.-Ст. 1093.
  6. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть вторая // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. — № 5. — Ст. 410- 1997. — № 43. — Ст. 4903- 1999. — № 51. — Ст. 6288.
  7. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть третья // Собрание законодательства Российской Федерации. 2001. — № 49. — Ст. 4552.
  8. Гражданский процессуальный кодекс // Ведомости Верховного Совета РСФСР. 1964. — № 24. — Ст. 407. (Действует частично.)
  9. Бюджетный кодекс Российской Федерации // Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. — № 31. — Ст. 3823- 2000. — № 1. — Ст. 10- № 32. — Ст. 3339- 2001. — № 1. Ст. 2.
  10. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть первая // Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. -№ 31.- Ст. 3824.
  11. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть вторая // Собрание законодательства Российской Федерации. 2000. — № 32. Ст. 3340- 2001. -№ 1. — Ст. 18- № 33. — Ст. 3413- 2002. — № 1. — Ст. 4.
  12. Трудовой кодекс Российской Федерации // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. — № 1. — Ст. 3.
  13. Арбитражно-процессуальный кодекс Российской Федерации // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2002. — № 30. Ст. 3012.
  14. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2002. — № 46. Ст. 4532.
  15. Закон Российской Федерации от 5 марта 1992 г. № 2446−1 «О безопасности» (с изм. и доп. от 25 декабря 1992 г.) // Российская газета. —1992. -25 дек.
  16. Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 г. № 3266−1 «Об образовании» // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1992. — № 30. — Ст. 1797.
  17. Закон Российской Федерации от 21 июля 1993 г. № 5485−1 «О государственной тайне» (с изм. от 6 октября 1997 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. -№ 41. — Ст. 4673.
  18. Федеральный закон от 24 апреля 1995 г. № 52-ФЗ «О животном мире"// Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. — № 17. — Ст. 1462.
  19. Федеральный закон от 30 ноября 1995 г. № 187-ФЗ «О континентальном шельфе Российской Федерации» (с изм. от 10 февраля 1999 г., 8 августа 2001 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. — 1995. — № 49. — Ст. 4694.
  20. Федеральный закон от 31 мая 1996 г. № 61-ФЗ «Об обороне» (с изм. от 30 декабря 1999 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. — 1996.-№ 23.-Ст. 2750.
  21. Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (с изм. от 26 ноября 1998 г., 8 июля 1999 г., 21 марта 2002 г., 28 декабря 2002 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. — 1996.-№ 3.-Ст. 145.
  22. Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 119-ФЗ «Об исполнительном производстве» (с изм. от 24 декабря 2002 г., 10 января 2003 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. — № 30. — Ст. 3591.
  23. Федеральный закон от 17 декабря 1998 г. № 191-ФЗ «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации» (с изм. от 8 августа 2001 г., 21 марта 2002 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. -№ 51. -Ст. 6273.
  24. Федеральный закон от 22 февраля 1999 г. № Зб-ФЗ «О федеральном бюджете на 1999 год» // Собрание законодательства Российской Федерации. -1999.-№ 9. Ст. 1093.
  25. Федеральный закон от 6 мая 1999 г. № 97-ФЗ «О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд» // Собрание законодательства Российской Федерации. -1997. -№ 19. -Ст. 2302.
  26. Федеральный закон от 12 июля 1999 г. № 161-ФЗ «О материальной ответственности военнослужащих» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1999. — № 29. — Ст. 3682.
  27. Федеральный закон от 4 мая 2000 г. № 55-ФЗ «О Пограничной службе Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2000. — № 19. — Ст. 2021. (Утратил силу.)
  28. Федеральный закон от 27 декабря 2000 г. № 150-ФЗ 4.1 «О федеральном бюджете на 2001 год» // Собрание законодательства Российской Федерации.-2001.-№ 1. Ст. 2.
  29. Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2001. — № 33. — Ст. 3431.
  30. Федеральный закон от 30 декабря 2001 г. № 194-ФЗ «О федеральном бюджете на 2002 год» // Собрание законодательства Российской Федерации. -2001. -№ 53. Ст. 5030.
  31. Федеральный закон от 14 ноября 2002 г. № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. — № 48. — Ст. 4746.
  32. Положение о государственных промышленных трестах. Утверждено постановлением ЦИК и СНК СССР от 29 июня 1927 г. // Собрание законодательства СССР. 1927. — № 39. — Ст. 392.
  33. Указ Президента Российской Федерации от 2 марта 1995 г. № 232 «Об утверждении Положения о Федеральной пограничной службе Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. — № 10. -Ст. 863.
  34. Указ Президента РФ от 29 августа 1997 г. № 950 «О мерах по обеспечению охраны морских биологических ресурсов и государственного контроля в этой сфере"// Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. — № 35.-Ст. 4060.
  35. Указ Президента Российской Федерации от 30 сентября 1997 г. № 1063 «О Министерстве государственного имущества Российской Федерации"// Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. — № 40. — Ст. 4583.
  36. Указ Президента РФ от 11 марта 2003 г. № 308 «О мерах по совершенствованию государственного управления в области безопасности Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. -2003. -№ 12.-Ст. 1101.
  37. Указ Президента Российской Федерации от 17 мая 2000 г. № 867 «О структуре федеральных-органов исполнительной власти» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2000. — № 21. — Ст. 2168.
  38. Постановление Правительства Российской Федерации от 19 октября1996 г. № 1236 «О продовольственном обеспечении военных и приравненных к ним потребителей Российской Федерации» // Сборник законодательства Российской Федерации. 1996. — № 43. — Ст. 4927.
  39. Постановление Правительства Российской Федерации от 24 июня 1998 г. № 623 «О порядке высвобождения военного имущества» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. — № 26. — Ст. 3080.
  40. Положение о поставках продукции производственно-технического назначения: Утв. Постановлением Совета Министров СССР от 25 июля 1988 г. № 888 // Собрание постановлений Правительства СССР (отдел первый). — 1988. -№ 24−25.-Ст. 70.
  41. Постановление Правительства РФ от 23 сентября 2002 г. № 696 «Об утверждении федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. — № 39. — Ст. 3797.
  42. Приказ ФПС России от 30 июня 1997 г. № 450 «Об утверждении Временного положения о финансовом хозяйстве пограничного округа и соединения».
  43. Приказ директора ФПС России от 15 сентября 1997 г. № 580 «Об утверждении Типового положения о Региональном управлении Федеральной пограничной службы Российской Федерации».
  44. Приказ ФПС России от 26 августа 1998 года № 498 «О деятельности Центрального музея Федеральной пограничной службы Российской Федерации».
  45. Приказ ФПС России от 29 ноября 1998 г. № 662 «Об организации судебной защиты интересов Федеральной пограничной службы Российской Федерации».
  46. Приказ ФПС России от 1 апреля 1999 г. № 164 «Об утверждении Положения о Центральном спортивном клубе ФПС России».
  47. Приказ директора ФПС России от 9 августа 1999 г. № 447 «Вопросы деятельности Управления Арктического регионального управления Федеральной пограничной службы Российской Федерации».
  48. Приказ ФПС России от 9 августа 1999 г. № 448 «Вопросы деятельности Управления Северо-Западного регионального управления Федеральной пограничной службы Российской Федерации».
  49. Приказ директора ФПС России от 9 августа 1999 г. № 449 «Вопросы деятельности Управления Калининградского регионального управления Федеральной пограничной службы Российской Федерации».
  50. Приказ директора ФПС России от 9 августа 1999 г. № 450 «Вопросы деятельности Управления Западного регионального управления Федеральной пограничной службы Российской Федерации».
  51. Приказ директора ФПС России от 9 августа 1999 г. № 451 «Вопросы деятельности Управления Северо-Кавказского регионального управления Федеральной пограничной службы Российской Федерации».
  52. Приказ директора ФПС России от 9 августа 1999 г. № 453 «Вопросы деятельности Управления Забайкальского регионального управления Федеральной пограничной службы Российской Федерации».
  53. Приказ директора ФПС России от 9 августа 1999 г. № 454 «Вопросы деятельности Управления Дальневосточного регионального управления Федеральной пограничной службы Российской Федерации».
  54. Приказ директора ФПС России от 9 августа 1999 г. № 455 «Вопросы деятельности Управления Тихоокеанского регионального управления Федеральной пограничной службы Российской Федерации».
  55. Приказ директора ФПС России от 9 августа 1999 г. № 456 «Вопросы деятельности Управления Северо-Восточного регионального управления Федеральной пограничной службы Российской Федерации».
  56. Приказ ФПС России от 9 августа 1999 г. № 457 «Вопросы деятельности государственных морских инспекций региональных управлений ФПС России».
  57. Приказ ФПС России от 20 августа 1999 г. № 474 «Об утверждении Положения о Департаменте вооружения Федеральной пограничной службы Российской Федерации».
  58. Приказ ФПС России от 28 июля 1999 г. № 415 «Об утверждении Положения о Департаменте тыла Федеральной пограничной службы Российской Федерации».
  59. Приказ ФПС России от 9 августа 1999 г. № 444 «Об утверждении Положения о Финансово-экономическом управлении ФПС России».
  60. Приказ ФПС России от 30 декабря 1999 г. № 744 «Об утверждении Временного положения о центре материального и технического обеспечения».
  61. Приказ ФПС России от 9 февраля 2002 г. № 82 «Вопросы деятельности Государственного учреждения «Центральный дом отдыха Мещерено» Пограничной службы Российской Федерации».
  62. Приказ ФПС России от 24 июня 2002 г. № 391 «О порядке размещения в Пограничной службе Российской Федерации заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд».
  63. Распоряжение ФПС России от 20 апреля 2002 г. № 38-р «Об организации финансово-экономического обеспечения Пограничной службы Российской Федерации в 2002 году».
  64. Устав государственного учреждения «Книжно-журнальное издательство «Граница» ФПС России»: Утв. директором ФПС России 26 декабря 1997 г.
  65. Устав государственного учреждения «Главный клинический военный госпиталь ФПС России»: Утв. директором ФПС России 5 августа 1997 г.
  66. Устав государственного учреждения Центрального военного санатория «Солнечный» Федеральной пограничной службы Российской Федерации: Утв. директором ФПС России 3 марта 1997 г.
  67. Устав государственного учреждения Центрального дома отдыха «Пограничник России» Федеральной пограничной службы Российской Федерации: Утв. директором ФПС России 29 января 1998 г.
  68. Устав Государственного учреждения «Научно-исследовательский исторический центр ФПС России»: Утв. директором ФПС России 10 сентября 1998 г.
  69. Устав Федерального государственного унитарного предприятия 5 судоремонтного завода Пограничной службы Российской Федерации: Утв. директором ФПС России 6 мая 2002 г.
  70. Информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14 июля 1999 г. № 45 «Об обращении взыскания на имущество учреждения» // Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. 1999. — № 11.
  71. Письмо Министерства экономии Российской Федерации от 8 апреля 1999 г. № АС-353/2−301 «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд путем запроса котировок и из единственного источника».
  72. Письмо Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 9 января 1997 г. № С1−3/ОП-Ю.
  73. Письмо Министерства финансов Российской Федерации от 18 февраля 2003 г. № 13−5-3/612 // Текущий архив Финансово-экономического управления ФПС России.
  74. А.Б. Статус территориальных органов федеральной исполнительной власти в субъектах Российской Федерации // Труды Московской государственной юридической академии. М.: Юристь, 1998. — № 3. — С. 19−35.
  75. И.Ю., Коршунов Н. М., Хорев A.A. К вопросу об ограничениях и обременениях права собственности // Государство и право. — 2000. -№ 10.-С. 68−72.
  76. С.С. Теория права. М.: БЕК, 1994. — 224 с.
  77. С.С. Гражданское право в современную эпоху. М.: Юрайт, 1999.-40 с.
  78. B.K. Правовые проблемы распоряжения и управления федеральной собственностью // Государство и право. 1999. — № 4. — С. 43−52.
  79. Э. История европейского права. Пер. со швед. / Ин-т Европы. М.: Наука, 1996. — 395 с.
  80. C.B. Классификация вещных прав // Сб. науч. тр., посвящ. памяти В. А. Рясенцева / Моск. гос. юрид. академ. / Отв. ред.: А. Г. Калпин, А. И. Масляев, В. В. Долинская. М.: Юристъ, 1995. — С. 102−109.
  81. P.E. Об особенностях гражданско-правовой ответственности бюджетных учреждений //Финансовая газета. Региональный вып. — 1997. — № 30.-С. 5.
  82. З.А. Правовой статус имущества юридического лица: Дис. канд. юрид. наук. Казань, 1997.
  83. В.В. Совершенствование организационно-правовых- форм федеральных органов исполнительной власти в современных условиях // Тр. Моск. гос. юрид. академ. М.: Юристъ, 1998. — № 3. — С. 36−44.
  84. В.В. Проблемы гражданско-правового статуса структурных подразделений Федеральной пограничной службы России // Сб. научн. ст. № 2 / МВИ ФПС России. М.: МВИ ФПС России, 1998. — С. 3−27.
  85. В.В. Военная организация как юридическое лицо в составе Федеральной пограничной службы Российской Федерации: Дис.. канд. юрид. наук. М.: ВУ, 1999.
  86. В.В. Юридические лица: Учеб. пособие. — М.: Национальный ин-т бизнеса, 1999. 61с.
  87. В.В. Проблемы гражданско-правового статуса военных организаций // Юридическая газета 2000. — № 48 — С. 2.
  88. В.В. Система юридических лиц Пограничной службы Россини и перспективы ее совершенствования // Юридическая газета. — 2002. — № 12-С. 13.
  89. В.В. Государственная регистрация военных организаций в качестве юридических лиц // Юридическая газета. — 2002. — № 51- С. 4.
  90. В.В., Пучинский В. К. Основы российского гражданского права. Учеб. пособие. М.: Зерцало, ТЕИС, 1995. — 188 с.
  91. А. Органы государственной власти как юридические лица // Законность. 2000. — № 11. — С. 30−32.
  92. Ю.В. Правовые основы финансирования Пограничной ./ службы Российской Федерации: Дис. канд. юрид. наук. М.: МВИ ФПС России, 2002.
  93. A.A. Воинская часть как юридическое лицо (понятие и при- (г знаки): Дисс. канд. юрид. наук. М.: Военно-полит. академ. им. 1. В. И. Ленина, 1973.
  94. A.A. Воинская часть как юридическое лицо: Учеб. пособие. -М.:ВПА, 1974.-61 с.
  95. М. Воинская часть юридическое лицо? // Экономика и жизнь. — 1996.-№ 31.-С. 21.
  96. Большой юридический словарь / Под ред. А .Я. Сухарева, В. Д. Зорькина, В. Е. Крутицких. -М.: ИНФРА-М, 1997. С. 655. — VI, 790 с.
  97. М., Ярошенко К. Юридические лица // Хозяйство и право.- 1995.-№ 2.-С. 3−19.
  98. М.И., Витрянский В. В. Договорное право: Общие положения. М.: Статут, 1997. — С. 682.
  99. С.Н. Юридические лица в советском гражданском праве. -М., 1947.-217 с.
  100. С.Н. Субъекты гражданского права. М., 1950. — 367 с.
  101. С.Н. Субъекты гражданского права // Советское гражданское право. М.: Юрид. лит., 1984. — С. 11.
  102. A.B. О государственной собственности в СССР и организации управления ею // Советское государство и право. — 1951. — № 2. -С. 42−52.
  103. А. Место военных организаций в гражданских правоотношениях // Законность. 1999. — № 6. — С. 44−48.
  104. А.Ю. Правосубъектность воинской части: Дис.. канд. юрид. наук. М.: ВУ, 2000.
  105. А.Ю. Некоторые особенности участия военных организаций в договорных правоотношениях, связанные с переходом на казначейскую систему исполнения федерального бюджета // Право в Вооруженных Силах. — 2000.-№ 1.- С. 30−35.
  106. В.В. Комментарий к постановлению Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 1 июля 1996 г. № 6/8 // Хозяйство и право.'— 1996. -№ 9.-С. 92−109.
  107. В.В. Гражданский кодекс о юридических лицах // Вестник Высшего Арбитражного Суда РФ, 1995. -№ 5. С. 101−115.
  108. А. Проблема юридического лица в Вооруженных Силах // Русский адвокат. 1996. -№ 1. — С. 7−10.
  109. Я.А. Организации, обеспечивающие вооруженную защиту Российской Федерации (некоторые аспекты соотношения публично-правового содержания и организационно-правовой формы) // Государство и право. — 1999.
  110. Гражданский кодекс России. Проблемы. Теории. Практика: Сб. памяти С. А. Хохлова / Отв. ред. A.JI. Малковский, М., Междунар. центр финансово-экономического развития, 1998. — 480 с.
  111. Гражданское право: Учебник: В 2 т. / Под ред. Е. А. Суханова. М.: БЕК, 1993.-384 с.
  112. Гражданское право России: Курс лекций. 4.1 / Под ред. О.Н. Сад^-кова. М.: Юрид. лит., 1996. — 230 с.
  113. Гражданское право России: Курс лекций. Ч. 17 Под ред. О.Н. Сади-кова. М.: Юрид. Лит., 1996. — 189 с.
  114. Гражданское право: Учебник. Ч. I / Под ред. А. П. Сергеева, Ю. К. Толстого. -М: ТЕИС, 1996. 552 с.
  115. Гражданское право: Учебник. Ч. I / Под ред. А. П. Сергеева, Ю. К. Толстого. М.: ПРОСПЕКТ, 1997. — 472 с.
  116. Гражданское право: Учебник: В 2 т. Т. 1 / Отв. ред., проф. Е. А. Суханов. -М: БЕК, 1998.-816 с.
  117. В.П. Юридические лица. М., 1961. — 243 с.
  118. A.B. Имущественная ответственность военнослужащих за ущерб, причиненный войсковой части // Труды Военно-полит. академ. им. В. И. Ленина. Вып. IX. — М.: РИО ВПА, 1949. — С. 23−34.
  119. И.В. Предпринимательское (хозяйственное) право: Учеб. пособие. М.: Брандес, 1997.
  120. И.В. Имущество и финансы предприятия: Правовое регулирование: Учебно-практич. пособие.-М.: Юристъ, 1999.-397 с.
  121. Л.Г. О соотношении вещных и обязательственных прав // Государство и право. 1998. -№ 10. — С. 35−44.
  122. М.Г. Организационно-правовые основы участия военных J организаций в арбитражном суде: Дис. канд. юрид. наук. М., 1997.
  123. О.С. Логические пределы понятий юридического лица, оперативного управления, хозяйственного обязательства // Правоведение. — 1972. — № 6.-С. 104.
  124. О.С. Избранные труды по гражданскому праву: Из истории цивилистической мысли. Гражданские правоотношения. Критика теории «хозяйственного права» / МГУ им. М. В. Ломоносова. — М.: Статут, 2000. — 777 с.
  125. Ю.Х. Хозяйственный механизм и гражданское право. -Саратов: СУ, 1986. С. 26−27.
  126. С.Ф. Правоотношения в социалистическом обществе. М.: Академия Наук СССР, 1958. — 188 с.
  127. A.B. Воинская часть как субъект договора аренды // Право в Вооруженных Силах. 1998. — № 2. — С. 24−26.
  128. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации. 4.1 (постатейный) / Рук. авт. кол. и отв. ред. д-р юрид наук, проф. О. Н. Садиков. -М.: Контракт: ИНФРА-М, 1997. 778 с.
  129. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации. 4.1 (постатейный) / Рук. авт. кол. и отв. ред. д-р юрид наук, проф. О. Н. Садиков. — М.: ИНФРА-М-НОРМА, 1998. 800 с.
  130. С.М. Имущественная самостоятельность предприятий в ус- ^ ловиях экономической реформы. М.: Юрид. лит., 1969. — 104 с.
  131. O.A. Сущность юридического лица // Советское государство и право. 1976. -№ 1. — С. 47 — 55.
  132. В.В. Специальная правоспособность субъектов гражданского права в сфере действия общего запрета // Государство и право. — 1995. — № 5.-С. 46.
  133. H.A., Коган M.JI. Правовое положение распорядителей кредитов. М.: Госюриздат, 1960. — 305 с.
  134. В.Н. Ответственность воинской части по обязательствам, воз- ^ никающим вследствие причинения вреда: Автореф. дис.. канд. юрид. наук. — М.:ВПА, 1973.
  135. В.В. Правовой режим имущества военных организаций: Автореф. дис. канд. юрид. наук. М.: ВУ, 1998.
  136. B.B. К вопросу о гражданско-правовом статусе воинской части // Право в Вооруженных Силах. 1998. — № 3.
  137. В.В. Есть ли честь у юридического лица? // Право в Вооруженных Силах. 1999. — № 4.
  138. В.В. Воинская часть Вооруженных Сил Российской Федерации как участник гражданских правоотношений: Дис. канд. юрид. наук. — М.: ВУ, 2000.
  139. Материалы научно-практического семинара, посвященного 85-летию И. Ф. Побежимова (1912−1997). М., 1998.
  140. В.З. Теория организации. М.: ИНФРА, 1998. — 336 с.
  141. Д.А. К вопросу о необходимости государственной регистрации военных организаций в качестве юридических лиц // Право в Вооруженных Силах. 2000. — № 3.
  142. А.И. Договор на поставку продовольствия. Каким он должен быть? // Право в Вооруженных Силах. 1997. — № 6.
  143. И.А. Воинская часть как субъект советского права: Дис. канд. юрид. наук. М., 1989.
  144. Научно-практический комментарий к Федеральному закону «О пограничной службе Российской Федерации» / Под общ. ред. д-ра пед. наук A.C. Щербакова М.: Граница, 2001. — 63 с.
  145. А. Быть ли командиру истцом // Красная звезда. — 2001. -17 февр.
  146. Э.Г. Право оперативного управления государственным имуществом. М.: Юрид. лит., 1980. — 174 с.
  147. А. Юридическое лицо в Вооруженных Силах // Русский адвокат.- 1996.-№ с. 11−13.
  148. Проблемы современного гражданского права: Сб. ст. М.: Городец, 2000.-384 с.
  149. A.A., Якуб Д. Б. Об имущественных правах государственных хозяйственных организаций // Советское государство и право. — 1974. — № 3. — С. 49−57.
  150. Д.В. Гражданская правосубъектность хозяйственных публичных организаций и ее реализация при разграничении собственности: Дис.канд. юрид. наук. Барнаул: Алтайский гос. ун-т, 1999.
  151. А. Нормативно-правовые основы составления отдельного баланса небюджетного учреждения по учету доходов от разрешенной деятельности и приобретенного за этот счет имущества // Хозяйство и право. — 2001. -№ 1.-С. 89−93.
  152. В.А. Действующее право собственности и некоторые слож-ноструктурные модели собственности // Государство и право. 2001. — № 9. -С. 19−23.
  153. К.И. Собственность в гражданском праве. М.: Дело, 2000.-512 с.
  154. Л.Н. Правовой режим имущества, полученного организациями Пограничной службы Российской Федерации за счет внебюджетных источников: Дис. канд. юрид. наук. М.: МВИ ФПС России, 2002.
  155. E.JI. Право собственности муниципальных образований: Автореф. дис.. канд. юрид. наук. Екатеринбург: Уральская гос. юрид. академия, 2000.
  156. Словарь русского языка. Т. 3 / Под ред. А: П. Евгеньевой. — М.: Русский язык, 1983. 750 с.
  157. Словарь русского языка. Т. 4 / Под ред. А. П. Евгеньевой. М.: Русский язык, 1984.- 799 с.
  158. Словарь иностранных слов. M.: Русский язык, 1979. — 624 с.
  159. Советский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1981.-1600 с.
  160. A.A. Содержание права оперативного управления имуществом // Советское государство и право. 1978. — № 5. — С. 62−70.
  161. Е.В. Гражданская правосубъектность военного образовательного учреждения высшего профессионального образования: Дис. канд. юрид. наук. М.: МВИ ФПС России, 2002.
  162. Е.А. Система юридических лиц // Советское государство и право.-1991.-№ И.-С.42−50.
  163. Е.А. Право собственности в Гражданском кодексе // Закон. 1995. -№ 1.-С. 23−35.
  164. Е.А. Объекты права собственности // Закон. 1995. — № 3.
  165. Е.А. Общие положения о праве собственности и других вещных правах // Хозяйство и право. 1995. — № 6.
  166. C.B. Субсидиарная ответственность Министерства обороны Российской Федерации по обязательствам подведомственных воинских частей, предприятий и учреждений // Право в Вооруженных Силах. — 1999. -№ 10 С. 45−52- № 11. — С. 56−58.
  167. C.B. Некоторые вопросы, связанные с исполнением воинскими частями денежных обязательств // Право в Вооруженных Силах. -1999.-№ 4.-С. 43−47.
  168. Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н. И. Матузова, A.B. Малько. М.: Юристъ, 1999. — 672 с.
  169. Е.И. Реализация высвобождаемого военного имущества в Вооруженных Силах Российской Федерации // Право в Вооруженных Силах. — 2000.-№ 8.-С. 61−64- № 9.
  170. А.Н. Российское предпринимательское право: Учеб. пособи для вузов. М.: Экзамен, 2003. — 544 с.
  171. К.В. Граница России уникальна профессионалами // Ориентир. 2002. — № 7.
  172. Уголовное право Российской Федерации: Учебник. М.: Военная академия экономики, финансов и права, 1993. — 524 с.
  173. P.O. Государственное предприятие юридическое лицо, 9субъект права оперативного управления // Советское государство и право. — 1983.-№ 4.-С. 11−19.
  174. К. Разрешение хозяйственных споров с участием военных организаций // Право в Вооруженных Силах. 2000. — № 4. — С. 48−49.
  175. С.С. Организационно-правовые основы договорной работы в воинской части: Автореф. дис. канд. юридич. наук. М.: ВУ, 2000.
  176. O.A. Право оперативного управления и право хозяйственного ведения в системе органов внутренних дел: Автореф. дис.. канд. юрид. наук. М.: Академия управления МВД России, 1998.
  177. А.Ю. Гражданско-правовой статус регионального управления ФПС России // Итоги деятельности научного общества курсантов института в 2001/2002 учебном году: Матер, научно-практич. конф. М.: МВИ ФПС России, 2002. — С. 85−96.
  178. А.Ю. Компетенция регионального управления ФПС в различных видах правоотношений7/ Сб. науч. ст. № 8. М.: МВИ ФПС России, 2003.-С. 190−204.
  179. А.Ю. Перспективы совершенствования гражданско-правового статуса регионального управления ФПС России // Научно-метод. сб. № 14.- Голицыно: ГВИ ФПС России, 2003. С. 102−110.
  180. Е.Б., Бородин В. В. Понятие юридического лица: история и современная трактовка // Государство и право. 1993. — № 9. — С. 152−159.
  181. В.Е. Правовые основы обеспечения пограничной безопасности // Правовое обеспечение пограничной безопасности России: Матер, межведомств. научно-практич. конф. М.: МВИ ФПС России, 2001. — С. 27−34.
  182. Г. Ф. Учебник русского гражданского права (по изд. 1907 года). М.: СПАРК, 1995. — 556 с.
  183. А. Гражданско-правовая природа воинской части // Законность. 2000.-№ 2. — С. 43−47.
  184. В.Ф. Гражданско-правовой метод регулирования общественных отношений. Свердловск, 1972. — 256 с.
Заполнить форму текущей работой