Рассмотрение судом жалоб военнослужащих на неправомерные действия и решения воинских должностных лиц и органов военного управления
Для укрепления законности в сфере военного управления и обеспечения защиты прав военнослужащих право на обращение с жалобой и ее разрешение в судебном порядке играет самостоятельную и важную роль. Законодательное решение вопроса о порядке рассмотрения военными судами жалоб военнослужащих в случае ущемления их прав органами военного управления или воинскими должностными лицами позволяет… Читать ещё >
Содержание
- ВВЕДЕНИЕ
- ГЛАВА 1.
- Обжалование в суд неправомерных действий и. 20 — 71 решений воинских должностных .лиц к органов военного управления как способ обеспечения конституционных прав и свобод вое н нос л ужа щих
- 1. 1. Развитие законодательства о праве военнослужа- 20 — 48 щего на обращение с жалобой в суд
- 1. 2. Содержание права военнослужащего на обрате- 4S нив с жалобой в суд: '
- ГЛАВА. 2,
- Процессуальный порядок рысстоцуттт: в суде 72 — 166 жглобь
- 2. 1. Принятие жалобы военнослужащего '
- 2. 2. Подготовка штерчгло&- дала по жалобе военно- 108 служащего к судебному разбирательству
- V. Д Судебное, но жеno6j эннослу
- Г’ЛАВ’Ч В,
- ". -" ri^'-jr ,):--, — >" у ч збо, Гк джащего ¦
- 5. 1. Прсцесед’тьньй порядок oeummn 1ST — 1С7 суда гi*o .кснсбе -а^л
- 3. 2. Судебный KOHTpD.'iiv правильные и овоевремен- 188- 2Ы ньм исполнением решеп:/"?1 суд* но жалобе, военнослужащего
Рассмотрение судом жалоб военнослужащих на неправомерные действия и решения воинских должностных лиц и органов военного управления (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ
.
В современных условиях важнейшей и неотложной задачей, которая непосредственно связана с укреплением российской государственности, является защита прав человека и гражданина. Это особенно важно с учетом того, что 1998 год объявлен Указом Президента РФ «Годом прав человека в Российской Федерации» и должен стать годом принятия реальных мер по решению проблем в этой области.
Конституцией Российской Федерации на государство и его органы возложена обязанность создавать необходимые юридические и организационные условия для реализации прав, свобод и законных интересов граждан. В соответствии с Конституцией (ст. 18) права и свободы человека и гражданина «определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием». Судебную защиту прав и свобод граждан РФ гарантирует ст. 46 Конституции, которая устанавливает, что решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации и Декларацией прав и свобод человека с принятием 27 апреля 1993 года Закона Российской Федерации «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» фактически был создан принципиально новый механизм, призванный обеспечить эффективную защиту прав и законных интересов граждан путем судопроизводства по жалобам и всеобъемлющего судебного контроля за деятельностью должносуных лиц и органов управления1.
Для укрепления законности в сфере военного управления и обеспечения защиты прав военнослужащих право на обращение с жалобой и ее разрешение в судебном порядке играет самостоятельную и важную роль. Законодательное решение вопроса о порядке рассмотрения военными судами жалоб военнослужащих в случае ущемления их прав органами военного управления или воинскими должностными лицами позволяет обеспечить: эффективную реализацию и гарантированную защиту конституционных и иных прав и свобод военнослужащихравенство военнослужащих и государства в лице органов военного управления и воинских должностных лиц перед законом и судомреальную возможность военнослужащих влиять на деятельность органов военного управления и воинских должностных лиц с целью обеспечения законности их деятельности, а также соблюдения прав и законных интересов военнослужащих.
Рассмотрение военными судами в современных условиях дел по жалобам военнослужащих является новым направлением осуществления судебной власти как одной из конституционных ветвей государственной власти.
Новизна этого направления деятельности военных судов обуславливается развитием и фактическим осуществлением административного судопроизводства, то есть функций административной юстиции в условиях Вооруженных Сил РФ.
Ранее до принятия 27 апреля 1993 года Закона «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан», военные суды не имели таких функций в сфере.
1 См.: Лебедев В. М Судебная власть на защите конституционного права граждан на свободу if личную неприкосновенность в уголовном процессе. Автореферат канд. дисс. М., 1998; Петухов Н. А. Судебная власть и ее осуществление в Вооруженных Силах. Автореферат канд. дисс. М., 1998. военно-служебных отношений. Их юрисдикция распространялась в основном на сферу уголовно-правового регулирования воинских отношений, а также частично на сферу гражданско-правовых отношений, в которых участвуют военнослужащие.
Коренные социально — экономические преобразования в Российском обществе обусловили принятие ряда новых Законов «Об обороне», «О воинской обязанности и военной службе», «О статусе военнослужащих» и других. С учетом нового законодательства происходит реформирование Вооруженных Сил. Конституция РФ, перечисленные законодательные акты, регламентирующие правоотношения в военной сфере, а также Закон РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права • и свободы граждан», обусловили появление связанного с рассмотрением судами жалоб военнослужащих нового вида судопроизводства в сфере военно-служебных отношений и определили его принципиальные отличия от конституционного, гражданского и уголовного судопроизводства.
Судопроизводство по жалобам военнослужащих является, по сути, новым административным судопроизводством, отражающим функции административной юстиции в условиях Вооруженных Сил РФ.
Динамика и специфика развития общественных отношений в сфере военного управления оказывала и оказывает существенное влияние на практику военных судов, связанную с судопроизводством по жалобам военнослужащих.
Возрастание объема рассматриваемых военными судами дел по жалобам военнослужащих, возникновение в связи с этим новых теоретических и практических вопросов обуславливает необходимость детальной разработки организационных и процессуальных вопросов деятельности военных судов при рассмотрении «» :поб военнослужащих.
Необходимость проведения исследований диссертационного характера по вопросам, связанным с рассмотрением военными судами жалоб военнослужащих также обусловлена недостаточной определённостью соотношения норм Закона РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» и гражданских процессуальных норм, применяемых при рассмотрении таких жалоб.
Кроме исследовательских задач в настоящей работе уделено внимание выработке предложений по совершенствованию действующего правового механизма реализации права военнослужащих на обращение с жалобой в суд, процедуры принятия жалобы к производству и возбуждения по ней дела, подготовки дела к судебному разбирательству, рассмотрения дела по жалобе военным судом, а также исполнения решения суда по жалобе.
НАУЧНАЯ РАЗРАБОТАННОСТЬ ПРОБЛЕМЫ.
Проблемы, касающиеся административной юстиции и вопросов судопроизводства по жалобам граждан, нашли своё отражение в работах: Н. И. Авдеенко, И. Авилиной, Д. Н. Бахраха,.
A.Т. Боннер, Т. А. Бочковой, М. А. Гурвича, Я. П. Елистратова, М. Д. Загряцкова, М. В. Карасева, Ю. М. Козлова,.
B.Л. Кобалевского, А. Ф. Клейнмана, В. М. Лебедева, И. А. Ледях, Е. А. Лукашова, В. В. Малькова, П. Е. Недбайло, М. И. Пискотина, Л. И. Ратнера, В. И. Ремнева, Н. Г. Салищевой, М. С. Строговича, П. Я. Трубникова, М. К. Треушникова, Н. Ю. Хаманёвой, Д.М. Че-чот, М. С. Шакарян, В. И. Шишкина, К. С. Юндельсона, Ц.А. Ям-польского и других ученых, исследования которых составили теоретическую базу для формирования правового механизма судебной защиты прав и интересов граждан.
Применительно к правовому статусу военнослужащих значительный вклад в разработку проблем, связанных с обеспечением гарантий реализации и защиты прав, свобод и законных интересов военнослужащих в сфере военного управления, внесли видные, военные ученые-юристы — представители науки военного права: Н. В. Артамонов, Х. М. Ахметшин, П. П. Гуреев, Г. И. Загорский, Н. И. Змиевский, Ю. Д. Казанчев, Г. Н. Колибаба, А. С. Кобликов, Н. И. Кузнецов, А. Е. Лунев, Н. И. Павлов, НА Петухов, И. Ф. Побежимов, П. И. Романов, Б. Ф. Старов, В.Г. Стреко-зов, А.А. Тер-Акопов и другие.
Эти вопросы частично рассматривались в кандидатских диссертациях В.Ю. Левченко2, И.В. Холодкова3 и A.M. Шевчука4. Однако в них не затрагивались вопросы методики принятия жалобы к производству и возбуждения по ней дела, подготовки дела к судебному разбирательству, рассмотрения дела по жалобе военным судом, а также исполнения решения суда по жалобе.
Исходя из этого, следует признать, что глубокие изменения в сфере военно-служебных отношений, обусловленные социально-экономическими преобразованиями в обществе, введение в новых общевоинских уставах правового механизма реализации права военнослужащего на обращение с жалобой в суд, а также несовершенство закрепленного в Законе РФ от 27 апреля 1993 года «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» (в ред. Федерального закона от 14 декабря 1995 года № 197 — ФЗ)5 правового механизма су.
2 См.: Левченко В. Ю. Судебный контроль в сфере военного управления. Автореферат канд. дисс. М., 1997.
3 См.: Холодкова И. В. Право жалобы военнослужащих и организационно-правовые формы его реализации в Российской Федерации. Автореферат канд. дисс. М., 1998.
4 См.: Шевчук А. М. Процессуальные гарантии прав личности при осуществлении правосудия в Вооруженных Силах. Автореферат канд. дисс. М., 1996.
5 См: Ведомости Съезда народных депутатов Российско Федерации и Верховного Сове Российской Федерации. 1993. № 19. Ст. 685. дебной защиты прав и свобод военнослужащих и существенные, характерные для частного права изменения в нормах ГК РФ, связанные с судопроизводством по жалобам, требуют самостоятельного комплексного исследования, осмысления и совершенствования практики и методики разбирательства жалоб в суде.
Необходимость самостоятельного комплексного, в самом широком смысле слова, исследования упомянутой проблемы обуславливается очевидной и закономерной необходимостью создания такого механизма судопроизводства по жалобам военнослужащих, который бы полностью соответствовал положениям ст. 118 Конституции РФ об административном судопроизводстве, а также идее создания административной юстиции. .
ЦЕЛЬ И ЗАДА ЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ, Цель диссертационной работы состоит в исследовании содержания, особенностей и основных стадий рассмотрения военными судами жалоб военнослужащих.
Для достижения поставленной цели предполагается рассмотреть следующие теоретические и практические вопросы:
1. Конституционные гарантии на судебную защиту военнослужащих от неправомерных действий (решений) органов военного управления и воинских должностных лиц.
2. Процессуальные особенности принятия жалобы военнослужащего.
3. Порядок подготовки материалов дела по жалобе военнослужащего к судебному разбирательству.
4. Процессуальный порядок судебного разбирательства материалов дела по жалобе военнослужащего.
5. Особенности исполнения судебного решения по жалобе военнослужащего.
Основной задачей диссертационного исследования является изучение организационно-правовых вопросов, связанных со спецификой судопроизводства по жалобам военнослужащих на незаконные действия воинских должностных лиц и органов военного управления.
В диссертации особое внимание уделяется существующим пробелам действующего законодательства, обоснованию предложений по совершенствованию судопроизводства по жалобам военнослужащих, применительно к его особенностям, связанным с его административной природой, а также организационно-методическим вопросам судебного разбирательства по жалобам военнослужащих и практики его применения .
МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА И МАТЕРИАЛЫ ИССЛЕДОВАНИЯ.
Методологической основой настоящего диссертационного исследования является диалектический метод познания. В ходе исследования использовались такие методы, как переход от общего к особенному и конкретному, а также от особенного и конкретного к общему, социологический метод, исторический, системно — логический, сравнительно-сопоставительный, структурный и описательный методы исследования.
Кроме того, исследование организационно-правовых вопросов судопроизводства по жалобам военнослужащих проводилось с использованием методов системного и функционального подхода, а также других специальных методов. Автором использованы обобщенные данные по 250 делам, рассмотренным военными судами: войсковая часть 36 822, Воркутинского, Московского и Тиксинского гарнизонов.
При разработке диссертации исследовались общепризнанные нормы международного права, касающиеся прав человеканормативно-правовые акты общего и военного законодательства России, историческая и юридическая отечественная и зарубежная литературадиссертационные исследования, монографии и другие научные труды военных ученых-юристов, а также аналитические документы и статистические данные Военной коллегии Верховного Суда РФ и военных судов округов и флотов.
НАУЧНАЯ НОВИЗНА, ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ И ПРАКТИЧЕСКОЕ.
ЗНАЧЕНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ.
Новизна диссертационного исследования и его теоретическое значение определяется тем, что предпринимается попытка самостоятельного комплексного и всестороннего исследования организационно-правовых вопросов, касающиеся судопроизводства по жалобам военнослужащих на незаконные действия органов военного управления и воинских должностных лиц.
В исследовании на основе анализа международно-правовых норм о правах человека, Конституции РФ, действующего общего и военного законодательства с учетом новых законов и иных нормативно-правовых актов, регламентирующих право военнослужащих на обращение с жалобой в суд и порядок его реализации, а также разработанных в юридической и военно-юридической науке теоретических положений, касающихся вопросов судопроизводства по жалобам как способа реализации принципа судебного контроля в сфере военного управления, предпринята попытка всесторонне исследовать организационно-правовой механизм реализации права военнослужащего на судебную жалобу как средства защиты его прав и свобод, установленных и гар? нтированных государством. При этом основное вниман! е уделя. ся процессуальному порядку рассмотрения в суде жалоб военнослужащих как средству судебной защиты его прав и законных интересов, определению основных направлений совершенствования организационно-правового механизма судопроизводства по жалобам военнослужащих и разработки научно-практических рекомендаций по его совершенствованию в целях повышения его эффективности.
Теоретическая значимость работы определяется комплексным научным исследованием общего и военного законодательства, а также судебной практики, касающейся реализации в сфере военно-административных отношений права военнослужащего на жалобу, а также организационно-правовых вопросов, связанных с принятием жалобы к производству и возбуждением по ней дела, подготовкой дела к судебному разбирательству, рассмотрением дела по жалобе военным судом, а также исполнением решения суда по жалобе.
Теоретическая значимость исследования также обуславливается тем, что оно основано на изучении и анализе научных трудов ученых-юристов, в том числе представителей науки военного права, обзоров Военной Коллегии Верховного Суда РФ, военных судов округов и флотов РФ, анкетных данных. На этой основе автором выработаны положения и выводы, обладающие научной новизной, а также научно-практические рекомендации по совершенствованию механизма судопроизводства по жалобам военнослужащих применительно к идее и характеру административного судопроизводства, связанному с созданием четкой структуры административной юстиции.
Практическая значимость исследования заключается также в возможности использования полученных научных выводов и положений, а также во внедрении разработанных научно-практических рекомендаций в правоприменительную деятельность военных судов военных г юкуратур, подразделений юридической службы, органов военного управления и воинских должностных лиц.
Кроме того, научные положения диссертации могут быть использованы при разработке новых законопроектов при проведении научных исследований, а также при обучении курсантов и слушателей Военного Университета по таким учебным дисциплинам как административное право, военная администрация, гражданское право и гражданский процесс.
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ, ВЫНОСИМЫЕ НА.
ЗАЩИТУ.
1. Подача в суд жалобы на неправомерные действия органов военного управления и воинских должностных лиц обеспечивает реализацию конституционного права военнослужащего, как гражданина Российской Федерации, лично обращаться в государственные органы. Это право объективно способствует обеспечению законности в сфере военно-служебных отношений. Реализация военнослужащим своего права обращения с жалобой и ее разрешение военным судом, как специальным государственным органом обусловлена закрепленной в ст. 2 Конституции РФ обязанностью государства признавать, соблюдать и защищать права военнослужащего как человека и гражданина, состоящего на военной службе, являющейся федеральной государственной службой особого вида.
2. Письменное обращение в суд с жалобой является формой реализации права военнослужащего на обжалование в суд незаконных действий (решений) органов военного управления или военных должностных лиц, нарушающих его права, свободы и законные интересы. Основанием судебной жалобы могут быть правомерные или неправомерные действия (решения) органов военного уп| авг"ния и воинских должностных лиц в военнослужебной сфере, порождающие спорные правоотношений, которые затрагивают права, свободы и интересы военнослужащего, обратившегося с жалобой в суд. Предметом судебной жалобы являются спорные правоотношения, обусловленные действиями (решениями) органов военного управления и воинских должностных лиц, в военно-служебной сфере, затрагивающими права, свободы и интересы военнослужащего.
3. Определенный Законом от 27 апреля 1993 года порядок рассмотрения судами таких жалоб, предусматривающий использование правил гражданского судопроизводства с учетом особенностей, установленных этим Законом, предполагает осуществление судебной власти посредством особого вида судопроизводства, который в ст. 118 Конституции РФ определен как административное судопроизводство, что обусловлено административным характером споров, разрешаемых судом при рассмотрении жалоб.
4. Концептуальное значение проявления судебной власти отражает ничем не ограниченное право военнослужащих обратиться в суд с жалобой на любые действия (решения) органов военного управления и воинских должностных лиц, затрагивающие права и свободы военнослужащего — заявителя в военно-служебной сфере. Это право предопределяет обязанность суда, как органа судебной власти, по определенным правилам разрешить связанные с жалобой спорные военно-служебные правоотношения, обусловленные действиями (решениями) органов военного управления и воинских должностных лиц, которые затрагивают права и свободы военнослужащего. Порядок разрешения судом таких споров существенно отличается от конституционного, гражданского и уголовного судопроизводства в силу особенностей характера и особенностей предмета спорных военно-служебных, в том числе военно-административных, правоотношений.
5. Принятие судьей жалобы — процессуальное действие, обеспечивающее реализацию военнослужащим своего консти-, туционного права на обращение в суд для защиты прав и свобод.
6. Положение п. 2 ст. 2393 ГПК РСФСР об ограничении права на обжалование индивидуальных и нормативных актов, касающихся обеспечения обороны (оперативного управления войсками, организации боевого дежурства, обеспечения боевой готовности) и государственной безопасности Российской Федерации, не является препятствием для обращения в суд военнослужащего, если он считает, что обжалуемое действие или решение, касающееся этой сферы нарушает его права и свободы. Этот пункт ст. 2393 ГПК РСФСР противоречит ст. 46 Конституции РФ и ст. 3 Закона РФ от 27 апреля 1993 года № 4866−1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан», которые не содержат ограничений для судебного обжалования действий и решений такого характера.
7. Ставшая обязательной в связи с изменениями, внесенными в ст. 141 ГПК РСФСР Федеральным Законом РФ от 27 октября 1995 года № 189 — ФЗ5, стадия подготовки дела по жалобе к судебному разбирательству, имеет ряд существенных особенностей по сравнению с гражданским судопроизводством, что требует отдельного законодательного регулирования.
8. Для быстрого и правильного разрешения судом жалоб и повышения эффективности наиболее продолжительной по времени и трудоемкой стадии судопроизводства, которой является стадия подготовки дела по жалобе к судебному разбирательст.
6 См.: Собранно законодательства Российской Федерации. 1995. № 49. ст. 4696. ву, целесообразно ввести в Закон от 27 апреля 1993 года «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» положение об обязательном предварительном обжаловании в вышестоящий в порядке подчиненности орган или должностному лицу, действий и решений, нарушающих права и свободы заявителя, и возможности обращения заявителя с аналогичной жалобой в суд, если вышестоящим органом или должностным лицом в удовлетворении жалобы было отказано полностью или частично, или когда гражданин не получил ответа в течении месяца со дня подачи жалобы вышестоящему органу или должностному лицу. Такой предварительный порядок обжалования дает возможность вышестоящему органу или должностному лицу наиболее быстро и эффективно восстановить права заявителя, если они были нарушены, т. е. выполнить свои обязанности по соблюдению законности в своей служебной деятельности и обеспечению контроля за законностью действий и решений подчиненных органов и должностных лиц, в том числе по разрешению жалоб военнослужащих.
9. Существенные отличия судопроизводства по жалобам на действия (решения), нарушающие права и свободы граждан и, в частности, военнослужащих от гражданского судопроизводства, предполагают необходимость создания специальной процедуры, которая была бы отделена по отраслевому принципу от процедуры рассмотрения дел, связанных со спорами о праве сугубо гражданского характера. Для обеспечения процедуры судопроизводства по жалобам, связанным с рассмотрением споров административно — правового характера, необходимо создание Административно-процессуального кодекса Российской Федерации. Принятие такого кодекса соответствует смыслу ст. 118 Конституции Российской Федерации о том, что судебная власть осуществляется, в том числе, посредством административного судопроизводства.
10. Исполнение судебных решений по жалобам является завершающей стадией судопроизводства, направленной на реальное восстановление нарушенных прав и свобод военнослужащих. Она имеет существенные особенности и является социально значимой правовой проблемой, от эффективности разрешения которой зависит укрепление законности в Вооруженных Силах Российской Федерации.
11. Объективные потребности социально — экономических преобразований и совершенствования законодательства, а также накопленный опыт рассмотрения судами дел по жалобам граждан, в том числе военнослужащих, предопределяет необходимость принятия комплекса мер по совершенствованию судопроизводства в этой сфере осуществления судебной власти, в частности: принятие Административно-процессуального кодекса Российской Федерации (АдПК РФ);
• внесение дополнений и изменений в действующее законодательство Российской Федерации, касающееся организационно-правовых основ административного судопроизводства по жалобам;
• подготовки инструкций, методических указаний и рекомендаций для воинских должностных лиц и органов военного управления по вопросам, связанным с разрешением жалоб военнослужащих в порядке административного судопроизводства;
• увеличение штатов юридической службы и выделение работы с жалобами военнослужащих, как одного из важнейших направлений их деятельности;
• дополнительное обобщение практики рассмотрения дел по жалобам военнослужащих и обсуждение ее на специальном Пленуме Верховного Суда РФ с принятием дополнительных разъяснений по вновь возникшим спорным вопросам административного судопроизводства по жалобам, как нового вида судопроизводства, существенно отличающегося от гражданского.
СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ И ЕЕ СТРУКТУРА.
Диссертация состоит из трех глав, введения, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Во введении обосновывается актуальность темы, определяется цель и задачи исследования, научная новизна, методологическая основа и источники исследования, сформулированы основные положения, выносимые на защиту.
В первой главе — «Обжалование в суд неправомерных действий и решений воинских должностных лиц и органов военного управления, как способ обеспечения конституционных прав и свобод военнослужащих», рассматривается исторический опыт становления и развития в нашей стране законодательства о праве военнослужащих на обжалование действий (решений), нарушающих их права и свободы, а также дается анализ содержания права военнослужащего на обращение с жалобой в суд.
Вторая глава: «Процессуальный порядок рассмотрения в суде жалобы военнослужащего» посвящена процессуальным особенностям рассмотрения в военных судах жалоб военнослужащих, в том числе реализации процессуальных прав заявителями, а также органами военного управления и воинскими должностными лицами и их представителями.
В третьей главе — «Исполнение решения суда по жалобе военнослужащего» рассматриваются прс l, ссу-.. ые оэбенности, связанные с исполнением судебного решения по жалобам военнослужащих, а также судебным контролем за правильным и своевременным исполнением решения суда по жалобам.
В заключении изложены основные выводы исследования и научно-практические рекомендации по совершенствованию действующего законодательства, определяющего организационно-правовые формы реализации военнослужащими права на обжалование в суд действий и решений, нарушающих их права и свободы, а также судопроизводства по жалобам.
Приложение содержит данные о судебной практике, справки, таблицы, гистограммы, дискограммы, анкетные данные, предложения по совершенствованию законодательства и иных нормативно-правовых актов, а также рекомендации по улучшению деятельности связанной с применением действующих правовых норм в судопроизводстве по жалобам военнослужащих.
АПРОБАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ.
Теоретические выводы и научно-практические рекомендации диссертационного исследования были апробированы в ходе выступлений на сборах судей военных судов Московского военного округа, на семинарах по военной администрации и гражданскому процессу перед офицерами — слушателями курсов усовершенствования военных судей на базе Военного Университета в ноябре 1997 года, на сборах командного и руководящего состава воинских частей Дальней авиации, перед офицерами других воинских частей и учреждений, а также во время осуществления автором судопроизводства по жалобам в качестве судьи и заместителя председателя военного суда — войсковая часть 36 822.
Основные положения диссертации опубликованы в следующих работах:
Цымбаренко И. Б. Законодательное обеспечение прав человека в Российской Федерации. Учебно-методическое пособие. М., МНЭПУ. 1995 г. — 1 п.л.;
Цымбаренко И. Б. Рассмотрение судом жалоб граждан на действия и решения, нарушающие их права и свободы. Методическое пособие. М., МНЭПУ. 1996 г. -1 пл.- Цымбаренко И. Б. Подача жалобы в суд как средство прав и свобод граждан. Тезисы выступления на научно-практической конференции «Правовое государство и проблемы его построения в Российской Федерации». М., МНЭПУ. 1996 г. -0,2 пл.;
Цымбаренко И. Б. Подача жалобы в суд как средство защиты конституционных прав военнослужащих. Тезисы выступления на научно-практической конференции «Безопасность человека». М., МНЭПУ. 1998 г. — 0,2 пл.;
Безнасюк А.С., Цымбаренко И. Б. Административная юстиция в военных судах Российской Федерации. Военная юстиция., № 1−3., М., 1998 г. — 0,25 пл.;
Цымбаренко И. Б. Вопросы совершенствования законодательства, касающегося административного судопроизводства. Бюллетень Управления военных судов и Военной коллегии Верховного Суда РФ. М., 1998 г. — 0,15 пл.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
На основании исследования проблем, связанных с судопроизводством по жалобам военнослужащих в военных судах, проведенного с учетом современных достижений правовой науки, истории развития административной юстиции в России, международного опыта и действующего нового законодательства, а также обобщений практики его применения военными судами, изучения опыта деятельности командования при рассмотрении судами дел по жалобам военнослужащих получены следующие теоретические выводы.
Право военнослужащего на обращение с жалобой в суд на неправомерные действия органов военного управления и воинских должностных лиц является его неотъемлемым конституционным правом обращаться лично в государственные органы в порядке, установленном ст. 33 Конституции РФ. Ему соответствует обязанность государства защищать права и свободы человека и гражданина, которая установлена ст. 2 Конституции РФ.
Специфика основанного на нормах Конституции РФ и общего законодательства права военнослужащего на обращение с жалобой в суд обуславливается нормами специально-го (военного) законодательства, которые определяют особенности правового статуса военнослужащих, как особой категории граждан, состоящих на государственной службе особого вида, имеющий право на обжалование действий и решений органов военного управления и воинских должностных лиц, нарушающих их права, свободы и законные интересы в сфере военно — служебных отношений.
Судебная жалоба военнослужащего на неправомерные действия органов военного управления и воинских должностных лиц является одним из видов письменных обрацний к суду, содержащих требование о защите или восстановлении нарушенных прав, свобод и законных интересов заявителя, которое предъявляется в установленном законом порядке, и является процессуальным отражением субъективного права военнослужащего на обращение в государственные органы за защитой своих прав и свобод.
Организационно-правовые формы судопроизводства по жалобам военнослужащих определяются совокупностью и взаимодействием общих и специальных правовых норм, которыми установлен порядок и правила рассмотрения жалоб судом. Организационно-правовые формы судопроизводства по жалобам военнослужащих призваны обеспечить законное и обоснованное разрешение связанного с жалобой спора военно-административного характера и имеют своей целью защитить права и свободы военнослужащего. В конечном итоге это позволяет оказывать позитивное влияние на вопросы, связанные с безопасностью и обороноспособностью страны.
В ходе разрешения жалоб военнослужащих на действия (решения) органов военного управления и воинских должностных лиц, нарушающих их права и свободы, неизбежно возникают специфические, отличные от гражданско-правовых и гражданских процессуальных, отношения, связанные с особенностями предмета жалобы, особенностями правового статуса участников спорных правоотношений, механизма функционирования органов военного управления и воинских должностных лиц, высоким уровнем правовой регламентации и детализации всех вопросов жизни, быта и деятельности войск, которые требуют соответствующего точного и всестороннего юридического регулирования различными нормативными актами, в том числе актами Федеральных органов исполнительной власти.
Регламентация различных сторон армейской жизни, которые могут затрагиваться в жалобах, осуществляется с помощью норм конституционного, общеправового, военно-правового, административного, гражданско-правового и гражданского процессуального характера различной юридической силы. В качестве основы всей этой системы должно выступать основанное на конституционных началах Федеральное законодательство. Именно в этом должно находить проявление в военной сфере основополагающего принципа правового государства — верховенство Закона. Специальные, а также частные вопросы могут и должны решаться только на его основе и должны соответствовать Закону.
Многие вопросы, относящиеся к регламентации военной службы еще не получили достаточно точного закрепления в нормативных актах военного законодательства. Поэтому в ходе переработки действующих приказов и директив Министерства обороны необходимо детально урегулировать все вопросы, связанные с прохождением военной службы и обеспечением военнослужащих всеми видами довольствия, устранить противоречия, дублирование и пробелы в них с учетом новых экономических отношений и, вступивших в силу Федеральных законов, отражающих в той или иной части эти вопросы.
Для обеспечения реализации военнослужащими своего права на обжалование в суд действий и решений, нарушающих их права и свободы, в настоящее время предусмотрен порядок судопроизводства по жалобам, определяющий правила принятия жалобы, подготовку дела по жалобе к судебному разбирательству и проведение судебного разбирательства по жалобе, установленные нормами гражданского судопроизводства. В силу ст. 6 Закона РФ «Об обжаловании в суд действий и рсний, нарушающих права и свободы граждан» они подлежат применению только с учетом особенностей, установленных этим Законом.
Проводимое единолично судьей принятие жалобы военнослужащего к производству, является процессуальным действием, которое предполагает проверку как общих условий необходимых для реализации субъективного права на обращение с жалобой, которые содержатся в ст. 1 Закона РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан», так и соблюдение требования ст. ст. 126, 127, 129 и 130 ГПК РСФСР.
Совокупность процессуальных действий организационно-правового характера, совершаемых единолично судей с целью обеспечения своевременного и правильного разрешения дела, обуславливают содержание и особенности подготовки дела возбужденного в связи с принятием жалобы военнослужащего к судебному разбирательству, и должны рассматриваться как самостоятельная стадия судопроизводства.
Судебное разбирательство является центральной стадией разбирательства жалобы по существу. В этой стадии непосредственно осуществляются цели и задачи предусмотренного Конституцией административного судопроизводства по жалобам, обеспечивающего защиту прав и свобод военнослужащего как человека и гражданина. Специфика военно-служебных отношений, связанных с обжалованными действиями (решениями) органов военного управления и воинских должностных лиц, обуславливает особенности судебного разбирательства дел по жалобам военнослужащих.
Для достижения цели и выполнения задач судебного разбирательства по жалобам, в каждой части судебного заседания, которая имеет свои задачи, свое содержание и место, разрешается определенный ряд вопросов.
В подготовительной части судебного заседания проверяется наличие необходимых условий для рассмотрения дела по существу в данном заседании.
При рассмотрении дела по существу суд решает задачи, связанные с уточнением требований военнослужащего — заявителя и возражений органов военного управления и воинских должностных лиц или их представителей, а также обусловленные необходимостью всестороннего, полного и объективного исследования собранных по делу доказательств с целью установления обстоятельств подлежащего разрешению спора, в основе которого лежат военно — административные отношения.
Судебные прения и заключение прокурора обеспечивают возможность всем лицам, участвующим в деле, на основе анализа исследованных доказательств, с учетом требований закона, регулирующего спорное отношение, руководящих положений Пленума Верховного Суда РФ и судебной практики высказать свое отношение к рассматриваемой жалобе и предложить суду свой вариант решения по существу спора.
В заключительной части судебного заседания суд, составляет и принимает в совещательной комнате специальный судебный акт, которым разрешает дело по существу жалобы. Это решение судом объявляется в зале судебного заседания.
Реализацию судебного решения по жалобе, вынесенного в защиту прав или интересов военнослужащего, призвано обеспечить исполнительное производство, которое является составной частью судопроизводства по жалобам военнослужащих и представляет собой установленный законом прядок принудительной реализации решения суда по жалобе с целью обеспечения реальной защиты субъективных прав и свобод военнослужащего, нарушенных действиями (решениями) органов военного управления или воинских должностных лиц.
К исполнительному производству по решениям суда по жалобам военнослужащих на неправомерные действия органов военного управления и воинских должностных лиц в полной мере применим, предусмотренный гражданским процессуальным законом и Законом РФ «Об исполнительном производстве», принцип правовой защищенности должника, согласно которому применение к воинскому должностному лицу, в том числе, входящему в орган военного управления, не могут применяться меры личного характера такие как арест, подписка о невыезде, иные ущемления его свободы и достоинства.
В ходе принятия жалобы военнослужащего к производству, во время подготовки дела по жалобе к судебному разбирательству и в ходе непосредственного разбирательства по жалобе в суде, а также исполнения решения суда по жалобе неизбежно возникают специфические, отличные от гражданско-правовых и гражданско-процессуальных, правоотношения, обусловленные спецификой предмета жалобы, особенностями правового статуса участников спорных военно-административных правоотношений, а также механизмов функционирования этих правоотношений, обеспечивающих правильное разрешение жалобы в судебном порядке.
Чем совершеннее, точнее и конкретнее будут правила этой специальной судебной процедуры по рассмотрению жалоб, тем успешнее будут выполняться конституционные задачи по защите прав и свобод человека и гражданина, в том числе военнослужащего. Поэтому для обеспечения вынесения судом законного и обоснованного судебного решения по жалобе важное значение имеет в достаточной степени разработанная и вместе с тем рациональная, внутренне согласованная и эффективная система административно — процессуальных норм, регламентирующих судопроизводство по жалобам.
Это требует выработки новой специальной процедуры для рассмотрения жалоб в служебном и административном, а также в судебном порядке, что предполагает создание Административно — процессуального кодекса, то есть специального законодательного акта, регламентирующего порядок принятия жалобы к производству, возбуждения дела по жалобе, подготовку дела к судебному разбирательству, проведение судебного разбирательства по жалобе, обжалования судебных решений и их исполнения. Это в конечном итоге обеспечит наиболее эффективную защиту, а также восстановление нарушенных прав и законных интересов военнослужащих.
Представляется, что в этой системе норм, относящихся к судопроизводству по жалобам, достаточное внимание должно быть уделено военным аспектам, характеризующихся своей комплексностью, спецификой предмета и правового статуса военнослужащих.
Чем совершеннее, точнее и конкретнее будут эти правила. Тем успешнее будут выполняться задачи по защите военнослужащих при разрешении их жалоб в суде. Следовательно для обеспечения законного и обоснованного судебного решения по жалобе военнослужащего на действия (решения) органов военного управления и воинских должностных лиц, важное значение имеет в достаточной степени разработанная и вместе с тем рациональная, внутренне согласованная система административно-процессуальных норм.
Наличие такой системы норм в объеме административнопроцессуального кодекса, как мы полагаем, достаточно для обеспечения правильного разрешения жалоб военнослужащих.
В строгом и точном соблюдении любого закона, в том числе административно — процессуальных норм, важное место принадлежит лицам, принимающим участие в их реализации применительно к каждой конкретной жизненной ситуации.
Законодатель нередко лишь определяет границы, в пределах которых суд вправе принять то или иное решение. В таких случаях большое значение имеет уровень подготовленности лиц, участвующих в подготовке материалов жалобы и непосредственном их рассмотрении как в порядке, предусмотренном ст. ст. 109 и 110 Дисциплинарного устава Вооруженных Сил РФ, так и в судебном порядке. С учетом этих обстоятельств, актуальное значение приобретает совершенствование юридической подготовки командиров и начальников, которые могут и должны при правильном применении действующего законодательства: во-первых, не допускать нарушений прав и законных интересов военнослужащих, влекущих подачу жалоб и, во-вторых, при подаче жалоб своевременно их разрешать своей властью, не допуская споров и конфликтов, разрешаемых в судебном порядке.
Принимая во внимание объективные потребности социально-экономического развития современного общества накопленного опыта рассмотрения военными судами дел по жалобам военнослужащих, представляется необходимым принять комплекс мер по совершенствованию судопроизводства, связанного с рассмотрением жалоб военнослужащих:
• разработать и ввести в действие административно-процессуальный кодекс;
• изложить ч. ч. 1,2 ст. 4 Закона от 27 апреля 1993 года «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» в следующей редакции: «Гражданин вправе обратиться с жалобой на действия (решения), нарушающие его права и свободы, в суд после обращения к вышестоящему в порядке подчиненности государственному органу, органу местного самоуправления, учрежден о, предприятию или объединению, общественному объединению, должностному лицу, государственному служащему, если он остался неудовлетворенным ее разрешением или не получил ответа по жалобе в течении месяца со дня подачи. Вышестоящие в порядке подчиненности орган, объединение, должностное лицо обязаны рассмотреть жалобу в месячный срок». дополнить ч. 5 ст. 4 Закона «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» и ч.5 ст. 2394 ГПК РФ после слова «Военнослужащий» словом «также" — внести дополнения и изменения в действующее законодательство РФ, относящееся к организационно-правовым основам административного судопроизводства по жалобам граждан и, в частности, военнослужащихисключить из ст. 2393 ГПК РСФСР п. 2, ограничивающий право на обжалование индивидуальных и нормативных актов, касающихся обеспечения обороны (оперативного управления войсками, организации боевого дежурства, обеспечения боевой готовности) и государственной безопасности Российской Федерации, как противоречащий ст. 46 Конституции РФ и Закону РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан" — исключить из ст. 109 Дисциплинарного устава Вооруженных Сил РФ формулировку о том, что: «Военнослужащий вправе также обратиться с жалобой в суд на неправомерные действия органов государственного управления, общественных объединений и должностных лиц» и с учетом нашей редакции эту формулировку включить в ст. 110 Дисциплинарного устава Вооруженных Сил РФ как отдельную часть 4 следующего содержания: «Военнослужащий вправе также обратиться с жалобой в военный суд на неправомерные действия органов военного управления и воинских должностных лиц, нарушающих его права и свободы" — принять ч. 5 ст. 214 главы XI Руководства по делопроизводству в военных судах в новой редакции следующего содержания: «На исполнение решений военных судов по жалобам военнослужащих на неправомерные действия воинских должностных лиц и органов военного управления распространяются требования Закона РФ «Об исполнительном производстве" — подготовить инструкции, методические указания и рекомендации для органов военного управления, воинских должностных лиц по проблемам, связанным с рассмотрением жалоб военнослужащих в служебном порядке и судопроизводством по жалобампровести научно-практические конференции в военных округах и на флотах по вопросам разрешения жалоб военнослужащих на действия (решения) органов военного управления и воинских должностных лиц, нарушающих их права и свободы, с участием командиров воинских частей, судей военных судов и военных прокуророврассмотреть вопрос об увеличении штатов военных судов, введя специализацию по административному судопроизводству, в том числе связанному с рассмотрением жалоб военнослужащихрассмотреть вопрос об увеличении штатов юридической службы со специализацией по рассмотрению жалоб военнослужащихулучшить военно-юридическую подготовку командиров воинских частей, предусмотрев в занятиях по основам законодательства тему: «Производство по жалобам военнослужащих в служебном и судебном порядке»;
• предусмотреть вопросы, связанные с разрешением жалоб военнослужащих на неправомерные действия (решения) органов военного управления и воинских должностных лиц в тематике военно-правовых исследований;
• ввести изучение аналогичной темы в учебные планы военных образовательных учреждений;
• подготовить к опубликованию в армейской печати серию материалов в помощь командирам по рассмотрению жалоб военнослужащих в служебном и судебном порядке и исполнению судебных решений по жалобам.
Реализация всех предлагаемых мероприятий, по нашему мнению, может оказаться существенной мерой, позволяющей достичь своевременного правильного и единообразного применения законодательства, регулирующего порядок разрешения жалоб военнослужащих на неправомерные действия (решения) органов военного управления и воинских должностных лиц, и обеспечить постановление по каждой рассматриваемой жалобе военнослужащего законного и обоснованного решения, что окажет влияние на укрепление законности в служебной деятельности командиров и начальников и будет способствовать в конечном итоге решению задачи, имеющей важное значение для обеспечения боеготовности Вооруженных Сил РФ.
Список литературы
- НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ АКТЫ:
- Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации1995 года с последующими изменениями и дополнениями. // Собрание законодательства Российской Федерации, 1995. № 19. Ст. 1709.
- Военная присяга. Утверждена Законом РФ «О воинской обязанности и военной службе» от 11 февраля 1993 года.
- Всеобщая декларация прав человека // Международная защита прав и свобод человека. Сборник документов, — М.: Юрид. лит., 1990.
- Гражданский кодекс РФ. Часть первая Гражданского кодекса
- Г ражданский кодекс РФ: часть 1- часть 2 // Собрание законодательства РФ. 1994. — № 32. — Ст. 3301, 3302- 1996. — № 5. — Ст. 410, 411.
- Гражданско-процессуальный кодекс РСФСР: С постатейнымиматериалами. М.: Юрид. лит., 1987.
- Декларация основных принципов правосудия для жертв преступления и злоупотребления властью // Рос. юстиция. -1992. № 6.
- Закон РСФСР «О гражданстве РСФСР» // Ведомости Съезданародных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1992. -№ 6.-Ст. 245.
- Закон РСФСР от 25 октября 1990 г. «О свободе вероисповедания» // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1990. — № 21. — Ст. 240.
- Закон РФ «О внесении изменений и дополнений в Гражданско-процессуальный кодекс РСФСР» // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ.- 1993. № 22. — Ст. 787.
- Закон РФ «О внесении изменений и дополнений в Закон
- РСФСР „О судоустройстве РСФСР“, Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР и Кодекс РСФСР об административных правонарушениях» // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1993.- № 33. Ст. 1313, 1314.
- Закон РФ «О некоторых вопросах организации и деятельности военных судов и органов военной юстиции» // Собрание законодательства РФ. -1994. № 32. — Ст. 3305.
- Закон РФ «О прокуратуре Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 1995. — № 47. — Ст. 4472.
- Закон РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. -1993. № 19. — Ст. 695.
- Закон РФ от 11 февраля 1993 г. N 4455−1 «О воинской обязанности и военной службе» (с изменениями от 24 декабря 1993 г., 3 декабря 1994 г., 29 апреля 1995 г., 9 мая 1996 г.)
- Закон РФ от 15 ноября 1995 г. «О внесении изменений идополнений в Закон РФ „Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан“ // Собрание законодательства. 1995. — № 51. — Ст. 4970.
- Закон РФ „О государственной пошлине“ // Собрание законодательства РФ. 1996. — № 1. — Ст. 49.
- Указ Президента РФ от 16 мая 1996 г. „О переходе к комплектованию должностей рядового и сержантского состава Вооруженных Сил и других войск Российской Федерации на профессиональной основе“ // Красная Звезда. -1996. 18 мая.
- Русская Правда // Российской законодательство Х-ХХ веков. Т. 1. — М.: Юрид. лит., 1984.
- Судебник 1497 года//Российское законодательство Х-ХХвеков. Т. 2. — М.: Юрид. лит., 1984.
- Соборное Уложение 1949 года // Российское законодательство Х-ХХ веков. Т. 2. — М.: Юрид. лит., 1984.
- Краткое изображение процессов или судебных тяжеб //
- Памятники русского права. Вып. 8. — М.: Госюриздат, 1961.
- Устав военно-судебный /с комментариями/. Спб., 1889.
- Устав дисциплинарный /с комментариями/. Петроград, 1915.-169 с.
- Положение полковых судах // СУ РСФСР. -1919. № 31−32.
- Указ Президиума Верховного Совета СССР от 21 июня1961 г. „О дальнейшем ограничении применения штрафов, налагаемых в административном порядке“ // Ведомости Верховного Совета СССР. 1961. -№ 44. — Ст. 909.
- Закон РСФСР „О судоустройстве РСФСР“ И Ведомости
- Верховного Совета РСФСР. 1981. — № 28. — Ст. 976- Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. — 1992. — № 27. — Ст. 1560- № 30. — Ст. 1794- 1993. — № 33. — Ст. 1313.
- Закон СССР от 30 июня 1987 г. „О порядке обжалования всуд неправомерных действий должностных лиц, ущемляющих права граждан“ // Ведомости Верховного Совета СССР. 19 877. — № 26. — Ст. 388.
- Постановление Пленума Верховного Суда СССР от 3 апреля 1987 г. „О строгом соблюдении процессуального законодательства при осуществлении правосудия по гражданским делам“ // Бюллетень Верховного Суда СССР.- 1987.-№ 3.
- Постановление Пленума Верховного Суда СССР от 5 декабря 1986 г. „О дальнейшем укреплении законности при осуществлении правосудия“ // Бюллетень Верховного Суда СССР. 1987.-№ 1.
- Постановление Пленума Верховного Суда РСФСР от 14апреля 1988 г. „О подготовке гражданских дел к судебному разбирательству“ // Бюллетень Верховного Суда РСФСР. 1988. — № 7.
- Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24 августа1993 г. „О сроках рассмотрения уголовных и гражданскихдел судами Российской Федерации“ // Рос. юстиция. -1994. № 1.
- Постановление Пленума Верховного Суда РФ 31 октября1995 г. „О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия“ // Бюллетень Верховного Суда РФ. 1996. -№ 1.
- Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 20 декабря 1994 г. „Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда“ // Бюллетень Верховного Суда РФ. 1995. — № 3:
- Архив гражданских дел военного суда войсковаячасть 36 822 /1993−1998 г. г./.
- Архив гражданских дел военного суда Московского гарнизона /1993−1998 г. г./.
- Статистические отчеты о работе военных судов Армии и
- Флота по рассмотрению жалоб военнослужащих на неправомерные действия органов военного управления и воинских должностных лиц за 1994−1998 г. г. 11 Архив Управления военных судов Министерства юстиции РФ. -1994−1998 г. г. Дело № 10.
- Справка о практике рассмотрения военными судами дел пожалобам военнослужащих с 1.12.1992 г. по 30.09.1993 г. // Архив Военной коллегии ВС РФ. 1994. • 40. Справка Военной коллегии ВС РФ за 1 полугодие 1994 г.
- Закон РФ от 22 января 1993 г. N 4338-I „О статусе военнослужащих“ (с изменениями от 24 ноября 1995 г.).
- Конституция Российской Федерации. Принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 года. Вступила в силу с момента опубликования. // Опубликована в „Российской газете“ 25 декабря 1993 года.
- Общевоинские уставы Вооруженных Сил Российской Федерации. Утверждены Указом Президента РФ от 14 декабря 1993 г. — М.: Воениздат, 1994.
- Общевоинские уставы, утвержденные Указом Президента
- РФ от 14 декабре ' 3 годя.
- Положение о военных трибуналах. М.: Юрид. лит., 1987.
- Обзор судебной практики рассмотрения дел по жалобамвоеннослужащих на действия и решения, нарушающие их права и свободы за 1994 г. // Архив ВК ВС РФ. 1995.
- Обзор судебной практики рассмотрения дел по жалобамвоеннослужащих на действия и решения, нарушающие их права и свободы, за 1995 год //Архив ВК ВС РФ. 1996.
- См. Указ Президента’РФ от 13 марта 1997 года № 232 „Обосновном документе, удостоверяющем личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации“.
- Указ Президента РФ „О первоочередных мерах по реформированию Вооруженных Сил РФ и совершенствованию их структуры“. // Российская газета, 7 марта 1997 г.
- Указ Президента РФ № 1066 от 30 сентября 1997 года „О
- Министерстве государственного имущества“.
- Федеральный закон от 31 мая 1996 г. N 61-ФЗ „Об обороне“.
- Федеральный закон Российской Федерации „О связи“ №
- ФЗ от 20 января 1995 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 8. Ст. 600.
- Федеральный закон Российской Федерации от 20 февраля1995 г. № 24-ФЗ „Об информации, информатизации и защите информации“. // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 8. Ст. 609.
- Федеральный закон РФ от 21 июля 1997 г. № 119-ФЗ „Обисполнительном производстве“. // Российская газета, 5 августа 1997 года. Вступил в силу 5 ноября 1997 года.
- Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 года № 1-ФКЗ „О судебной системе Российской Федерации“.
- Федеральный конституционный закон Российской Федерации „Об арбитражных судах в Российской Федерации“, ФКЗ-1 от 12 апреля 1995 года. // Собрание законодательства Российской Федерации, 1995. № 18. Ст. .1589.
- Алексеев С.С. „Механизм правового регулирования в социалистическом государстве“. // М., 1966 г.
- Абрамович-Барановский С. С. Военное судоустройство.1. Спб., 1908. -98.
- Абрамович-Барановский С. С. Лекции по военному судопроизводству. Спб., 1913. — 324 с.
- Авилина И. Судебное обжалование неправомерныхдействий, ущемляющих права граждан И Сов. юстиция. -1990. № 3.
- Айзенберг A.M., Карева М. П. Правовые нормы и правоотношения. М.: ВЮЗИ, 1949.
- Александров С.А. Правовые гарантии интересов гражданского истца и ответчика в уголовном процессе: Авто-реф. дис. канд. юрид. наук. Свердловск, 1968.
- Алжеев И.А. Защита конституционных прав граждан Российской Федерации: Автореф. дис.. канд. юрид. наук. -М., 1993.
- Артамонов Н.В. Правовой статус советских военнослужащих. Дисс. Докт. Юрид. Наук. МЮ.: ВКИ, 1986.
- Артамонов Н.В., Орлов Г. В. Проблемы правового статусавоеннослужащих в СССР // Сов. гос. и право. 1990. -№ 11.
- Ахметшин Х.М. Вопросы практики применения законом обуголовной ответственности за военные преступления. Уч. Пособие. // М., ВПА, 1968.
- Ахметшин Х.М. Квалификация воинских преступлений. //1. М., ВПА, 1977, 79 с.
- Ахметшин Х.М. Советское военно-уголовное законодательство.//М., 1972,93 с.
- Бахрах Д.Н. Судебное обжалование незаконных действийорганов государственного управления и должностных лиц, а Сов. юстиция. 1992. — № 21−22.
- Березина Н.В. Судебная защита прав в сфере „собственно“ административно-правовых отношений: Автореф. дис. 777 канд. юрид. наук. ЛГУ, 1984.
- Березина Н.В. К вопросу о способах судебной защитыправ граждан в сфере административно-правовых отношений II Судебно-правовая реформа и повышение эффективности правосудия. Тюмень: ТГУ, 1991.
- Беспалов А.А. Советское гражданское и семейное право. //1. М., Воен. ин-т, 1980.
- Беспалов А.А. Воинская часть как юридическое лицо (понятие и признаки). Дис. канд. юр. наук. // ВИ МО СССР. 1973.
- Беспалов А.А., Головин С. Н. Хозяйственное право (Общиеположения). Учебно-методическое пособие. // М., ВКИ МО СССР. 1990.
- Бойков А.Д., Карпец И. И. О законотворчестве, судебнойвласти и правосудии // Гос. и право. 1992. — № 11.
- Бойков А. В дебрях судебно-правовой реформы // Законность. -1993. № 3.
- Бойцова В. Нужна ли административная юстиция // Сов.юстиция. 1993.-№ 7.
- Бойцова В.В., Бойцова В. Я. Административная юстиция: кпродолжению дискуссии о содержании и значении // Гос. и право. 1994. — № 5.
- Боннер А. Подведомственность судам дел по жалобам нанеправомерные действия должностных лиц, ущемляющих права граждан // Соц. законность. 1988. — № 4.
- Бортенев А.И. Организационно-правовые основы осуществления исполнительной власти военными органами Вооруженных Сил Российской Федерации. Диссертация на 1 соискание ученой степени кандидата юридических наук.
- М., Военный Университет. 1996.
- Братусь С.Н. Субъекты гражданского права. // Госюриздат.1. М., 1950.
- Братусь С.Н. Юридические лица в советском гражданскомправе. М., Юр. изд., 1947, 364 с.
- Братусь С.Н. Субъекты гражданского права. М.: Госюриздат, 1950.
- Витрук Н.В. О категориях правового положения личности всоциалистическом обществе//Сов. гос. и право.-1974.-№ 12.
- Владимирский-Буданов М. Ф. Обзор истории русского права. Петроград-Киев, 1915.
- Военная администрация. Учебник под ред. профессора
- Н.И. Кузнецова. М.: ВКИ, 1990.
- Военное право. Учебник под ред. профессора Н.И.
- Кузнецова. М.: ВАЭФП, 1996.
- Военное право: состояние и перспективы развития.
- Круглый стол» журнала «Государство и право» // Гос. й право. 1994.-№ 8−9.
- Воронов В.А. О некоторых вопросах, возникающих прирассмотрении судами жалоб на неправомерные действия, нарушающие права и свободы граждан // Бюллетень Верховного Суда РФ. 1994. — № 4.
- Гагарский А. О работе судов Российской Федерации за 1-еполугодие 1994 года // Рос. юстиция. 1995. — № 1.
- Галеев В.Н., Симонян С. Л. Подведомственность и полномочия суда по жалобам и протестам на действия административных органов и должностных лиц. Ростов-на-Дону, 1995.
- Танеев В.Н. Участники гражданского и арбитражного процесса. Сравнительный анализ правового положения. // Ростов, 1988.
- Гарантии конституционных прав личности при осуществлении правосудия. Пермь: ПГУ, 1990.
- Голунский С.А. Основные понятия учения о суде и правосудии. Ашхабад: ВЮА, 1943.
- Гражданское процессуальное законодательство. Комментарий. М.: Юрид. лит., 1991.
- Гуценко К.Ф., Ковалев М. А. Правоохранительные органы.1. М.: Бек, 1995.
- Дамаскин О.В. Криминологические проблемы правовойработы в Вооруженных Сил Российской Федерации: Ав-тореф. дис.. д-ра юрид. наук. М., 1994.
- Джафаркулиев М.А. Проблемы национально языка в судопроизводстве. Баку, 1989.
- Дмитриевская С. Судебный контроль за действиями и решениями, нарушающими права и свободы граждан // Сов. юстиция. 1993.-№ 1.
- Доклад Комиссии по правам человека при Президенте РФ
- О соблюдении прав человека и гражданина в Российской Федерации за 1993 год" // Рос. газета. 1994. — 25 августа.
- Дурнев В. Нужен административный суд//Сов. юстиция.- 1988. -№ 6.
- Дьяченко М.С. Первые декреты о суде. М., 1957.
- Елистратов А.И. Административное право. Лекции. М., 1911.
- Епихин А. Судебный контроль-прогрессивный принцип//
- Рос. юстиция. 1995. — № 2.
- Ершов В. Суд в правовом государстве И Сов. юстиция.1990. № 24.
- Ершов В.В. Суд в системе органов государственной власти // Сов. гос. и право. 1992. — № 8.
- Ершов В. Альтернативное судопроизводство: первые шаги // Сов. юстиция. 1993. — № 2.
- Жеребцов В.В. Военная служба по контракту сегодняшняя действительность // Военная мысль.-1995.-№ 4.
- Жуйков В.М. Реализация конституционного права на судебную защиту. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. // М., 1996.
- Жуйков В. Новая Конституция и судебная власть в Российской Федерации // Рос. юстиция. 1994. — № 1.
- Жуйков В. Возмещение морального вреда // Бюллетень
- Верховного Суда РФ. -1994. -№ 11.
- Жуков А.А., Пашин С. А. Иски и претензии. // М., 1992.
- Загорский Г. И. Военные трибуналы в годы Великой Отечественной войны,— М.: ВКИ. 1985.
- Загорский Г. И. Совершенствование судебной процедурырассмотрения уголовных дел // Сов. Юстиция. 1987. -№ 12.
- Загряцков М.Д. Административная юстиция и право жалобы. В теории и законодательстве. М.: Изд-во «Право и жизнь», 1925.
- Зайцев И. Реальность судебной защиты // Сов. юстиция.-1991,-№ 5.
- Зайцев И. Судебная власть в гражданском процессе // Рос. юстиция 1994. № 2.
- Захаров В.Н. Гражданские процессуальные гарантиисубъективных прав и сторон и третьих лиц при рассмотрении и разрешении гражданских дел: Автореф. дис.. канд. юрид. наук. Саратов, 1980.
- Золотухин Г. А. Место и роль Юридической службы в период реформирования ВС РФ. // Право в Вооруженных Силах. № 4. 1997.
- Итоги работы судов Российской Федерации за 1993 год //1. Рос. юстиция. 1994.-№ 5.
- Казимиров Е. М. Правовая работа в Вооруженных Силах
- СССР. // М., 1983. Казимиров Е. М. «Правовая работа в Вооруженных Силах СССР», М., 1983 г., Юридическая служба Министерства обороны СССР (организационноправовые вопросы): Диссертация кандидата юридических наук, М., ВКИ, 1988 г.
- Карнаухов В. Рассмотрение жалоб на решения органоввоенного управления и воинских должностные лиц военным судом Выборгского гарнизона // Бюллетень Управления военных судов и Военной коллегии Верховного Суда РФ. 1994. — № 2/154/.
- Кобалевский В.Л. Административная юстиция в положительном советском праве // Вестник советской юстиции. -1923. -№ 81.
- Кобликов А.С. Судебное разбирательство. М.: ВПАим. В. И. Ленина, 1958.
- Кобликов А.С. Принципы социалистического правосудияи их осуществление в военных трибуналах СССР. М.: ВПА им. В. И. Ленина, 1966.
- Кобликов А.С. Законность конституционный принцип советского уголовного судопроизводства. М.: Юрид. лит., 1979.
- Кобликов А.С. Об основных направлениях судебноправовой реформы // Соц. законность. 1988. — № 6.
- Кобликов А.С. Судебная власть и процессуальные гарантии II Вестник Верховного Суда СССР. -1991. № 8.
- Ковалев В.А. Россия будет правовым государством. // Право. Всероссийский юридический журнал. № 1. 1997.
- Кожевников М.В. История советского суда. М.: Госюриздат, 1957.
- Колибаба Г. Н. Правовые основы советской военной службы: Дих. канд. юр. наук. М., ВЮА, 1955
- Концепция судебной реформы в Российской Федерации.- М.: Республика, 1992.
- Корф С.А. Административная юстиция в России: в 2-х томах. Спбм 1910.
- Котляревский С.А. Власть и право. М., 1915.
- Краткое обозрение истории судопроизводства и судопроизводства в России. // М., 1855.
- Круглый стол журнала «Государство и право» по вопросам:
- Верховный суд Российской Федерации и проблемы развития судебной системы II Гос. и право. 1996. — № 4.
- Кузнецов Н. И. Государственный контроль в Вооруженных
- Силах СССР, вопросы его организации и правового регулирования. М., ВПА им. В. И. Ленина, 1974.
- Кузнецов Н.И. Контроль в Вооруженных Силах СССР.
- Учебное пособие. М., 1976.
- Кузнецов Н.И. Контроль внутриведомственный. Советскаявоенная энциклопедия. М., Воениздат, 1977.
- Кузнецов Н.И. Конституционные основы народного контроля в СССР. Сборник статей № 16, ВИ, 1980.
- Кузнецов Н.И. Дисциплина и контроль в Вооруженных Силах СССР, Сборник статей № 20, М, ВИ, 1984.
- Кузнецов Н.И. Организационно-правовые основы осуществления исполнительной власти военными органами Вооруженных Сил Российской Федерации// Военное право. Изд-во ВИЦ ГУЛ, М., 1996.
- Лазарев Б. Закон об обжаловании в суд действий должностных лиц // Соц. законность. 1988. — № 3.
- Левченко В.Ю. Судебный контроль в сфере военногоуправления. Автореферат канд. дисс. IVL 1998.
- Лунев А.Е. Комплектование Вооруженных Сил: Дисс. канд.юр. наук. М., ВЮА, 1941.
- Мальков А. В. Об ограничениях прав и свобод человека игражданина в проекте Конституции Российской Федерации // Гос. и право. 1993. — № 3.
- Матузов Н.И. Личность. Права. Демократия. Саратов-1972.
- Матузов Н.И. Субъективные права граждан СССР. Саратов, 1966.
- Мельников А.А. Правовое положение личности в советскомгражданском процессе. М.: Наука, 1969.
- Михеенко М.М. В новом уголовно-процессуальном законодательстве использовать международные стандарты регулирования процессуально-правовых отношений // Совершенствование уголовно процессуального законодательства. — М.: МЮИ, 1991.
- Муранов А.И. О военных судах // Вестник Верховного Суда1. СССР. -1991. № 8.
- Муранов А.И. Военнослужащие нуждаются в правовой защите. Соц. Законность, 1990, № 12.
- Немцев Н. Революционная законность и работа суда вреконструктивный период // Еженедельник советской юстиции. 1929. — № 47.
- Никитин С.В. Судебная власть в механизме правового государства И Судебно-правовая реформа и повышение эффективности правосудия. Тюмень: ТГУ, 1991.
- Никулин П., Садовский В. Укреплять правовые гарантиизащищенности личности // Соц. Законность. -1988. № 12.
- О работе судов Российской Федерации за 1-е полугодие1995 // Рос. юстиция. 1995. -№ 11.
- Основы советского военного законодательства, Под ред.
- Максимова С.С., Глава XVI. Кобликов А. С. «Военная прокуратур и военные трибуналы. Их роль в укрепл ении аконности и правопорядка в Вооруженных Силах. // Военное издательство МО СССР. М. 1978.
- Мирошникова Н.И. Юридические лица в Российском гражданском праве. Ярославль, 1994, 48 с.
- Патюлин В.А. Государство и личность в СССР. -М., 1974.
- Петрухин И.Л. Правосудие: время реформ. М.: Наука, 1991.
- Петухов Н.А. Правосудие в Вооруженных Силах. Вестник
- Верховного Суда СССР. 1991. N 7.
- Правовая работа в Вооруженных Силах СССР, Учебник. //
- М., Военный институт, 1985 г.
- Правоохранительные органы в СССР. Отв. ред. проф.
- Кобликов А.С. М.: ВКИ, 1990.
- Правоохранительные органы в СССР. Под ред. проф.
- Гуценко К.Ф. М.: МГУ, 1991.
- Предложения по дополнению Закона «О судоустройстве
- Примерные методические рекомендации о порядке рассмотрения жалоб военнослужащих в соответствии с Законом Российской Федерации от 27 апреля 1993 года «Обобжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» // Военный суд МВО. 1994.
- Примов Н. Расширить сферу судебного обжалования //
- Рос. юстиция. 1996. — № 3.
- Проблемы теории государства и права. Под ред. С.С.1. Алексеева. // М., 1987.
- Романов П.И. Правовые отношения в советском военномуправлении: Дисс. канд. юр. наук. М., ВЮА, 1953
- Семенов В.М. Конституционные принципы гражданскогосудопроизводства. М., 1982.
- Семенов В.М. Правоохранительные органы в СССР. М.':1. Юрид. лит., 1990.
- Скитович В.В. Правосудие по делам, возникающим из административных отношений: исторический опыт и перспективы // Гос. и право. 1995. — № 8.
- Сначала альтернативное судопроизводство II Сов. юстиция. 1993. — № 1.
- Соболевский В.А. Правосудие и правовой порядок в войсках. Спб., 1882.
- Советский гражданский процесс. Отв. ред. проф.
- К.И. Комиссаров, проф. В. М. Семенов. М.: Юрид. лит., 1988.
- Старов Б.Ф. Надзор военного прокурора за исполнениемзаконодательства о всеобщей воинской обязанности. Дис. канд. юр. наук. М., Прокуратура СССР, Всесоюзный институт по изучению причин и разработке мер предупреждения преступности., 1982.
- Старов Б. Ф. Обеспечение боеготовности Вооруженных Сил
- РФ средствами прокурорского надзора: Дис. докт. юрид. наук. М. Военная академия экономики, финансов и права. — 1993.
- Степанов. В. От судов коммерческих до арбитражных. //
- Российская юстиция. М., № 9. 1997.
- Строгович М.С. Основные принципы организации советской военной юстиции // Труды ВЮА, 1945. Вып. 5.
- Строгович М.С. Демократические основы советского социалистического правосудия. М., 1965.
- Строгович М.С. Процессуальные гарантии //Избранныетруды в 3-х томах. Т. 2: Гарантии прав личности в уголовном судопроизводстве. — М.: Наука, 1992.
- Тер-Акопов А. А. Бездействие, как форма преступного поведения. М., Юр. лит., 1980, 20 е., 181 с.
- Тер-Акопов А. А. Правовые основания уголовной ответственности военнослужащих. М., 1981, 64 с.
- Тер-Акопов А. А. Правоые основания ответственности завоинские преступления: Докторская диссертация. М.: ВКИ. — 1982.
- Тер-Акопов А. А. Безопасность человека (теоретическиеосновы социально-правовой концепции). М. МНЭПУ. 1998.
- Тихомиров Ю.А. Власть в обществе: единство и разделение // Сов. гос. и право. № 2.
- Трубников П. Применение судами законодательства обобжаловании действий и решений, нарушающих права и свободы граждан // Законность. 1994. № 11.
- Федоров Н.В. О судебной реформе в России // Сов. гос. иправо. 1992. — № 6.
- Холодков И.В. Право жалобы военнослужащих и организационно-правовые формы его реализации в Российской Федерации. Автореферат канд. дисс. М. 1998.
- Чистяков О.И. Памятники процессуального права. Введение // Памятники русского права. Вып. 8. — Законодательные акты Пе^ра 1. — М.: Госюриздат, 1961.
- Шишкин СЛ. Признание и исполнение решений иностранных судов и арбитражей. // «Юридический мир», № 6. 1997.
- Шмуклер В. Судебная реформа и демократия // Соц. Законность,-1989.-№ 10.
- Эрделевский А. О размере возмещения морального вреда
- Рос. юстиция. 1994. — № 10.
- Юридический энциклопедический словарь. // М., 1984 г.
- Юридический энциклопедический словарь. // М., Советскаяэнциклопедия. 1987.
- Якимов А. Суды в системе органов административнойюрисдикции // Рос. юстиция. 1996. — № 1. Яковлев В. Ф. Утверждение в обществе права как идеи -есть величайшее достижение. // Юридический мир. Июнь-Июль. 1997.
- СТРУКТУРНАЯ МОДЕЛЬ АДМИНИСТРАТИВНО -ПРОЦЕССУАЛЬНОГО КОДЕКСА1. Раздел I Общие положения1. Глава 1
- Основные положения Глава 2
- Состав суда, отводы Глава 3
- Участники процесса их права и обязанности, представительство в суде Глава 41. Доказательства Глава 5
- Процессуальные сроки Глава 6
- Судебные извещения и вызовы Глава 71. Судебные расходы1. Раздел II
- Производство в суде первой инстанции
- Глава 8 Подсудность Глава 9
- Предъявление и принятие жалобы Глава 10
- Обеспечение жалобы Глава 11
- Подготовка дел к судебному разбирательству Глава 12
- Судебное разбирательство Глава 13 Решение суда Глава 14
- Заочное решение по жалобе Глава 15
- Приостановление производства по делу Глава 16
- Оставление жалобы без ргсмотрения1. Глава 17
- Прекращение производства по делу Глава 18
- Определение суда Глава 19 Протоколы Глава 201. Раздел ill
- Производство в кассационной инстанции1. Глава 21
- Обжалование и опротестование решений суда Глава 22
- Обжалование и опротестование определений суда1. Раздел III
- Пересмотр решений, определений и постановлений, вступивших в законную силу1. Глава 23
- Производство в надзорной инстанции Глава 24
- Пересмотр по вновь открывшимся обстоятельствам решений, определений и постановлений, вступивших в законную силу
- Раздел IV Исполнительное производство1. Глава 251. Общие положения Глава 26
- Исполнение решений в отношении государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений Глава 27
- Исполнение решений в отношении должностных лиц и государственных служащих Глава 28
- Распределение взысканных сумм между взыскателями Глава 39
- Защита прав взыскателя, должника и других лиц при исполнении решений суда