Правовое регулирование государственного обеспечения лиц, уволенных с военной службы в Российской Федерации
Законодательство о государственном обеспечении лиц, уволенных с военной службы, представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих однородные общественные отношения, возникающие в процессе государственного обеспечения лиц, уволенных с военной службы. Длительное время основными элементами данного законодательства являлись подзаконные нормативные акты. Впервые правовое регулирование… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА I. Понятие государственного обеспечения лиц, уволенных с военной службы в Российской Федерации
- 1. Содержание государственного обеспечения лиц, уволенных с военной службы
- 2. Становление и развитие законодательства о государственном обеспечении лиц, уволенных с военной службы
- ГЛАВА II. Основные виды государственного обеспечения лиц, уволенных с военной службы в Российской Федерации
- 1. Обеспечение жилищем лиц, уволенных с военной службы
- 2. Социальное обеспечение лиц. уволенных с военной службы
- 3. Трудоустройство и профессиональное обучение лиц. уволенных с военной службы
Правовое регулирование государственного обеспечения лиц, уволенных с военной службы в Российской Федерации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность темы
исследования.
Во все времена развития нашего государства надлежащее государственное обеспечение лиц, уволенных с военной службы, являлось важнейшей функцией государства. Осуществление данной функции государства объективно связано с законностью и правопорядком в Вооруженных Силах Российской Федерации, обеспечение высокого уровня их боевой готовности, а в конечном итоге безопасности Российской Федерации.
В период осуществления в Российской Федерации социально-экономических преобразований государственное обеспечение лиц, уволенных с военной службы, приобретает особую актуальность. Это объясняется тем. что в настоящее время военнослужащие, лица, уволенные с военной службы, их семьи, являются одним из самых социально незащищенных групп населения Российской Федерации.
Современное состояние государственного обеспечения лиц, уволенных с военной службы, в Российской Федерации настоятельно требует исследования экономических, социальных, правовых и других слагаемых данной проблемы, разработки научно обоснованных предложений о создании более совершенной системы государственного обеспечения данной категории граждан и внесения их (предложений) в компетентные органы для рассмотрения и принятия положительных решений.
Настоящая рукопись посвящена исследованию правового регулирования государственного обеспечения лиц, уволенных с военной службы.
Следует отметить, что некоторые проблемы совершенствования правового регулирования государственного обеспечения лиц, уволенных с военной службы, исследованы в трудах Артамонова Н. В., Артамонова Д. В., Кузнецова.
Н.И., Коровникова A.B., Побежимова И. Ф., Романова П. И., Старова Б. Ф., Серегина В. П., Стрекозова В. Г., Тер-Акопова A.A. и других1.
Вместе с тем не все аспекты данной темы получили достаточную научную, теоретическую и законодательную разработку. В частности, не исследованы такие вопросы как, например, сущность государственного обеспечения лиц, уволенных с военной службыкруг лиц, имеющих право на государственное обеспечение в связи с увольнением с военной службыправовое положение данных лицосновные виды государственного обеспечения, лиц, уволенных с военной службы. Нуждаются в совершенствовании правовые основы государственного обеспечения лиц, уволенных с военной службы.
Актуальность диссертационного исследования обуславливается происходящим реформированием Вооруженных Сил Российской Федерации, которое осуществляется в соответствии с указом Президента Российской Федерации № 725 от 16 июня 1997 года «О первоочередных мерах по реформированию Вооруженных Сил Российской Федерации и совершенствованию их структуры», и другими нормативно-правовыми актами.
Проводимая военная реформа повлечет за собой значительное сокращение численности Вооруженных Сил Российской Федерации, что в свою очередь потребует усиления роли государства в обеспечении законных прав увольняемых с военной службы. Необходимость изучения реального состояния исполнения законодательства о государственном обеспечении лиц, уволенных с военной службы, причин и условий, способствующих невыполнению данного законодательства федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, местного.
1 Артамонов Н. В. Правовой статус советских военнослужащих. Дис. докт. юрид. наук. — М: ВИМО, 1986; Коровников A.B. Социальная защита военнослужащих (теоретико-правовой аспект). Автореферат канд. юр, наук. Санкт-Петербург, СПЮИ МВД России, 1995; Концепция социальной защиты военнослужащих Российской Федерации на рубеже 2000 года. М., 1996; Кузнецов Н. И. Социальное обеспечение лиц. проходивших военную службу и их семей // Военное право. Учебник. — М., ВУ, 1996, Стрекозов В. Г. Конституционные основы защиты социалистического Отечества. Дис. докт. юр. наук. -М.ВКИ, 1981, Романов ПИ. Правовые отношения в советском военном управлении. -М. ВКИ. и др. самоуправления и их должностными лицами приобретает особую значимость в современной Российской Федерации, где наблюдается несоблюдение законов, а на этой основе осложнение криминогенной обстановки.
Цель исследования состоит в том, что на основе анализа специальной литературы, законодательства, обобщения правоприменительной практики рассмотреть вопросы правового регулирования государственного обеспечения лиц, уволенных с военной службы, выявить вопросы, не нашедшие должного разрешения в законодательстве и правоприменительной практике, и предложить возможные пути их решения.
Поставленная цель определяет следующие задачи:
1. Провести исследование теоретических основ правового регулирования государственного обеспечения лиц, уволенных с военной службы в Российской Федерации и определить понятие и структуру законодательства, регулирующего государственное обеспечение лиц, уволенных с военной службы.
2. Исследовать сущность государственного обеспечения лиц, уволенных с военной службы.
3. Определить круг лиц, имеющих право на государственное обеспечение в связи с увольнением с военной службы и правовое положение данной категории лиц, а также основные виды государственного обеспечения лиц, уволенных с военной службы.
4. Выявить основные социально-правовые факторы, которые способствуют нарушениям требований законодательства о государственном обеспечении лиц, уволенных с военной службы.
5. Сформулировать и обосновать предложения и рекомендации по совершенствованию законодательства о государственном обеспечении лиц, уволенных с военной службы, и правоприменительной практики в рассматриваемой сфере.
Объектом диссертационного исследования является система государственного обеспечения лиц. уволенных с военной службы.
Предметом диссертационного исследования является правовое регулирование функционирования системы государственного обеспечения лиц, уволенных с военной службы.
Научная новизна диссертационного исследования заключается в том, что оно является первой попыткой комплексного монографического исследования правового регулирования государственного обеспечения лиц, уволенных с военной службы в Российской Федерации.
Теоретическая и практическая значимость исследования. Теоретическое значение диссертационного исследования состоит в том, что анализ специальной литературы, законов и других нормативно-правовых актов Российской Федерации, соответствующих норм международного права, правоприменительной практики позволил получить обобщенные выводы, разработать положения, обладающие научной новизной такие как, например:
— понятие и сущность государственного обеспечения лиц, уволенных с военной службы;
— структура законодательства, регулирующего государственное обеспечение лиц, уволенных с военной службы;
— правовое положение лиц, уволенных с военной службы, и имеющих право на государственное обеспечение;
— предложения по совершенствованию законодательства о государственном обеспечении лиц, уволенных с военной службы.
Практическое значение работы состоит в выработке рекомендаций по совершенствованию правоприменительной практики в рассматриваемой сфере.
Теоретическое и практическое значение диссертационного исследования заключается также в том, что основные его выводы, предложения могут быть использованы в учебном процессе в Военном университете и других высших военно — учебных заведениях Министерства обороны Российской Федерации при изучении таких учебных дисциплин как: Военная администрация. Прокурорский надзор в Вооруженных Силах Российской.
Федерации, Правовая работа в Вооруженных Силах Российской Федерации, Военное право.
Основные положения выносимые на защиту:
1. Необходимость разработки новой для военного права сферы — правового регулирования государственного обеспечения лиц, уволенных с военной службы. Надлежащее государственное обеспечение лиц, уволенных с военной службы и правовое регулирование данной сферы, является не менее важной гарантией добросовестного исполнения военнослужащим своего конституционного долга по защите Отечества, чем их права по материальному обеспечению в период прохождения ими военной службы. Отсутствие в настоящее время должной правовой основы правового регулирования государственного обеспечения лиц, уволенных с военной службы, бесспорно, снижает заинтересованность в добросовестном исполнении военнослужащим своих должностных обязанностей, что отрицательно влияет на состояние воинской дисциплины и законности в Вооруженных Силах Российской Федерации, снижает уровень их боевой готовности.
2. Законодательство о государственном обеспечении лиц, уволенных с военной службы, представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих однородные общественные отношения, возникающие в процессе государственного обеспечения лиц, уволенных с военной службы. Длительное время основными элементами данного законодательства являлись подзаконные нормативные акты. Впервые правовое регулирование государственного обеспечения лиц, уволенных с военной службы, на законодательном уровне урегулировано в Федеральном законе Российской Федерации «О статусе военнослужащих». В настоящее время законодательство о государственном обеспечении лиц, уволенных с военной службы, представляет собой системное образование элементами, которого являются: конституционные положения, нормы федеральных законов, указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства РФ и т. д.
Это влечет за собой сложность применения и исполнения данного законодательства. Кроме того многие аспекты государственного обеспечения лиц, уволенных с военной службы, в настоящее время не нашли своего законодательного закрепления. Все это существенно ущемляет права граждан данной категории. В целях усиления правовой гарантии государственного обеспечения лиц, уволенных с военной службы, было бы целесообразно рассмотреть вопрос о разработке и принятии Федерального закона «Кодекса социальной защиты военнослужащих Российской Федерации». Проект такого закона подготовлен диссертантом в ходе настоящего исследования и приложен к диссертации (смотри приложение № 2).
3. К числу лиц, имеющих право на государственное обеспечение в связи с увольнением с военной службы, следует отнести:
— лица, уволенные с военной службы, в связи с достижением предельного возраста состояния на военной службе;
— лица, уволенные с военной службы, по состоянию здоровья;
— лица, уволенные с военной службы, в связи с организационно-штатными мероприятиями;
— лица, уволенные с военной службы без права на пенсию.
4. Система органов социальной защиты лиц, уволенных с военной службы и правовые основы их переподготовки.
Методологическую базу исследования составляет Конституция Российской Федерации, законы Российской Федерации и другие нормативно-правовые акты РФ, законодательные акты других стран — членов СНГ, соглашения, заключенные в рамках Содружества Независимых Государств, а также статистические данные.
Кроме того, в ходе подготовки настоящей рукописи был осуществлен анализ писем и предложений, направленных в Комитет по делам ветеранов Государственной Думы Российской Федерации, а также материалов периодической печати. В работе использованы данные о деятельности различных структур Министерства обороны и Министерства внутренних дел Российской Федерации, относящиеся к вопросам правового регулирования государственного обеспечения лиц, уволенных с военной службы.
В ходе написания настоящей рукописи использована научная литерат7ра по общей теории государства и права, военному праву, труды юристов.
2 Конституция Российской федерации. М., Юридическая литература, 1993 г., Закон Российской федерации «О статусе военнослужащих» от 22.01.93 г., № 4338−1 // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. № 6, 11.02.3. — № 188- Закон Российской Федерации «Об обороне» от 31 мая 1996; Закон Российской Федерации «О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи по защите конституционных прав граждан в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах» от 21 января 1993; Закон Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, и их семей» от 12 февраля 1993; Закон Российской Федеращш «О воинской обязанности и военной службе» — «О мерах по обеспечению деятельности Фонда социальных гарантий военнослужащим» Постановление Правительства РСФСР: Российская газета от 14 ноября 1991 г.-" Об усилении социальной защищенности военнослужащих, проходящих службу на территории РСФСР." Распоряжение Президента РСФСР: Красная звезда 1991 от 31 августа-" Программа первоочередных государственных мер по усилению социальной защиты военнослужащих Российской Федеращш, лиц уволенных с военной службы, и членов их семей в условиях экономической и военной реформ.(Утверждена распоряжением Президента Российской Федерации от 27 марта 1993 г. 203 -рп Москва 1993) -Сборник актов Президента и Правотельства Российской Федеращш 1993;3. Федеральный Закон «О ветеранах» от 12.01.95, № 5-ФЗ // Сборник Законодательства Российской Федерации, № 3, 16.01.95 г. -№ 168- Указ Президента Российской Федерации от 19 мая 1995 года «Об утверждении порядка и условий присвоения звания «Ветеран военной службы». № 501. Соглашение между государствами-участниками Содружества Независимых государств о социальных и правовых гарантиях военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей от 14 февраля 1992; Соглашение о порядке пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей и государственного страхования военнослужащих государств — участников СНГ от 15.05.92 г. и др. дореволюционного, советского и современного периодов, работы зарубежных ученых.
Апробация результатов исследованияДиссертация обсуждалась на кафедре военного права Военного университета. Рад положений и выводов работы изложены в научных статьях и использованы при чтении лекций и проведении семинарских занятий со слушателями и курсантами Военного университета и других военно-учебных заведений.
Отдельные положения, выносимые на защиту, теоретические определения, выводы и рекомендации были изложены в докладах и выступлениях автора на кафедре военного права Военного гуманитарного университета.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, приложений и списка литературы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
Правовое регулирование отечественной системы государственного обеспечения лиц, уволенных с военной службы, наряду с социально-экономическим и морально-психологическим регулированием является наиболее значимым компонентом. Правовое регулирование — это базис, фундамент построения всей системы социальной защиты лиц, уволенных с военной службы.
Некоторая сложность разработки правового регулирования состоит в том, что военное законодательство представляет собой совокупность обособленных правовых норм, регулирующих комплекс общественных отношений, складывающихся в связи с реформированием и функционированием Вооруженных Сил.
Правовое регулирование государственного обеспечения лиц, уволенных с военной службы должно отражать в себе все те особенности, которые присущи нормам военного законодательства в целом:
Во-первых. правовое регулирование должно носить комплексный характер данной отрасли законодательства, воплощающий нормативно-правовые акты, регулирующие различные группы общественных отношений (государственных, административных, уголовных, финансовых и других).
Во-вторых, оно должно учитывать наиболее централизованный характер военного законодательства.
В-третьих, правовое регулирование должно учитывать и то, что военное законодательство наиболее детально регламентирует различные стороны общественных отношений, складывающихся в вооруженных силах и во внутренних войсках.
Система правового регулирования всего комплекса вопросов, связанных с государственным обеспечением лиц, уволенных с военной службы, охватывает все стороны их жизни, разнообразные аспекты взаимодействия государства и бывших военнослужащих, членов их семей, комплекс проблем социальноэкономического, правового и иного характера, а потому требует особого внимания с точки зрения научного осмысления и организации эффективного управления.
Как показывает анализ, современная государственная система обеспечения прав и интересов лиц, уволенных с военной службы находится на начальном этапе становления, в ее функционировании имеются существенные проблемы. Главные из них связаны с необходимостью совершенствования законодательства по ее обеспечению и отладка механизма осуществления на практике.
Государственное обеспечение лиц, уволенных с военной службы, является неотъемлемой составной частью социальной политики любого государства. Оно предусматривает собой систему подготовки лиц, уволенных с военной службы к жизни в гражданских условиях, закономерно востребуемой органами государственной власти и военного управления для обеспечения достойной жизни военному человеку после увольнения.
Сегодня, на этапе реформирования Вооруженных Сил, при наличии множества нерешенных проблем, особенно с жильем, — как никогда ранее актуальнейшей, острейшей необходимостью становится внедрение и укрепление и «по вертикали», и «по горизонтали» действенной системы правовой защиты лиц, уволенных с военной службы и членов их семьи.
Для повышения эффективности правового регулирования государственного обеспечения лиц, уволенных с военной службы целесообразно решение следующего комплекса задач:
• правовая оценка ситуации в стране с обеспечением защиты интересов данной категории граждан на основании научного анализа правовой практики, широкого крута статистических данных, моральной статистики (в том числе и Министерства обороны), а также на основании разнообразных исследований по данной проблематике. Это помогло бы улавливать импульсы для законодательной деятельности непосредственно из жизни, внося своевременные и необходимые коррективы;
• разработка краткосрочного, среднесрочного и долгосрочного прогнозов динамики социально-политической обстановки в стране, хода военной реформы и разработки законодательных актов, которые смогут обеспечить нормативно-правовую базу защиты военнослужащих, увольняемых в связи с реформированием Вооруженных Сил;
• выявление и оценку латентных проблем социальной защищенности лиц, уволенных в запас или отставку, в частности ущемления их прав и личного достоинства, отработка системы получения подобной информации;
• совершенствование критериев оценки результатов и выработка мер по улучшению работы различных звеньев системы государственного обеспечения, органов государственного и военного управления, выступающих гарантами реализации прав и льгот лицам, уволенным с военной службы;
• принятие Федерального закона «Об государственных гарантиях социальной защиты лиц, уволенных с военной службы без права на пенсию.
• принять Государственную Программу переподготовки и трудоустройства лиц, уволенных с военной службы;
• внедрение в отечественную практику лучшего зарубежного опыта в государственном обеспечении лиц, уволенных с военной службы.
• для лиц, подлежащих увольнению с военной службы в часы, отводимые для командирской и общественно-государственной подготовки, проводить занятия по специальной программе (См. приложение № 7).
• в целях коренного улучшения законодательства о государственном обеспечении лиц, уволенных с военной службы, и усиления эффективности его воздействия представляется необходимым и целесообразным принять «Кодекс социальной защиты военнослужащих Российской Федерации. Предлагаемая его структура имеется в приложении № 2.
Важная сторона взаимодействия законотворческой деятельности и практики в отношении увольняемых военнослужащих — наличие хорошо работающего механизма реализации законов. При принятии всех правовых актов должен быть определен и строго выполняться порядок их вступления в силу, выделения потребных ресурсов для их реализации.
Заслуживает специального исследования и вопрос о повышении эффективности деятельности военных комиссариатов в деле государственного обеспечения лиц, уволенных с военной службы. Не исключено, что понадобится специальный закон, который по-новому определит их статус, права и обязанности по решению на местах вопросов социальной защиты военнослужащих. Конечно же, военные комиссариаты должны иметь и больше прав. Это позволит им более эффективно разбираться с жалобами, что, несомненно, снизит количество писем в центр и число посетителей, вынужденных ехать «за правдой в Москву» .
Не менее острой является проблема выделения достаточных финансовых и материальных ресурсов для обеспечения реализации социально-экономических прав, предусмотренных лицам, уволенным с военной службы согласно законодательству.
В ходе данного диссертационного исследования предпринята попытка:
• сравнительного анализа перечня прав и льгот у лиц, уволенных с военной службы;
• углубленного изучения правовой практики обращения лиц, уволенных с военной службы в судебные органы по вопросам защиты своих прав;
• выработки рекомендаций по разработке региональных и федеральной программы по повышению эффективности защиты прав Лицам, уволенным с военной службы;
• исследования особенностей правового статуса и необходимости развития системы льгот для участников чеченского конфликта и т. п.
В настоящее время законодательное закрепление государственного обеспечения лйц, уволенных с военной службы, представлено совокупностью многочисленных правовых актов, изданных различными государственными органами, и поэтому имеющих различную юридическую силу и сферу действия. Следствием такого многообразия правовых источников является их малодоступность, а иногда и противоречивость соответствующих норм, что естественно затрудняет реальное осуществление гражданами своих прав и льгот. По этим причинам оставляет желать лучшего, на наш взгляд, и качество пропаганды по вопросу о государственном обеспечении лиц, уволенных с военной службы, занимающей в системе правового воспитания лиц, данной категории далеко не последнее место. Отсюда очевидна необходимость научной систематизации и совершенствования законодательства.
Совершенствование законодательства о государственном обеспечении во многом зависит от правильного, научно-обоснованного отбора соответствующих правовых норм на основе выяснения природы, сущности и особенностей льгот, их общих черт и взаимосвязи со смежными правовыми институтами.
Твердой гарантией исполнения законодательства о государственном обеспечении лиц, уволенных с военной службы служит, деятельность федеральных органов исполнительной власти, субъектов федераций, органов местного самоуправления, в точном соответствии с законом. Надзор за соблюдением законодательства о государственном обеспечении осуществляют военные и территориальные прокуроры.
Вместе с тем механизм их реализации еще отработан недостаточно, также недостаточны пока и средства, выделяемые на реализацию этих льгот.
Нуждается, по мнению автора, в более четком и универсальном правовом регулировании система гарантий фактического предоставления льгот. Соответствующие правовые отношения должны содержать не только право на льготу одного субъекта (гражданина), но и закрепленную законом обязанность по ее предоставлению другого субъекта (государственного органа или должностного лица). Кроме того, следует усилить контроль и за реализацией этих льгот. Необходимым условием совершенствования законодательства о государственном обеспечении является его систематизация и, в конечном счете, кодификация.
Нельзя не отметить, что качество законодательного регулирования государственного обеспечения уволенных военнослужащих оставляет желать лучшего. Законодательство изобилует оценочными понятиями (например, первоочередные, внеочередные права и льготы). Подобный правотворческий прием, воплощенный в названных законодательных актах, ввиду неблагоприятной экономической ситуации, спада промышленного и сельскохозяйственного производства, инфляционных процессов, из-за отсутствия четко продуманного механизма его реализации, явно декларативен. Очевидно, что данные понятия, не будучи конкретизированными, при переводе на юридический язык утрачивают свое социальное значение.
В целом нормы, закрепляющие социально-экономические гарантии государственного обеспечения лиц, уволенных с военной службы, нуждаются в дальнейшем развитии и специальном законодательном закреплении.
На сегодняшний день механизм реализации правовых актов по государственному обеспечению граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей остается пока наиболее уязвимым моментом в теории и практике.
Законодательная база государственного обеспечения граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей находится в постоянном обновлении и совершенствовании. Ее укрепление и системное развитие — настоятельная потребность сегодняшнего дня, одно из важнейших направлений законодательной деятельности органов власти.
По мнению автора, на сегодняшний день наиболее остро стоит вопрос реализации Федерального закона «О ветеранах» и Закона «О статусе военнослужащих», то есть именно тех законов, которые являются основополагающими в определении компенсаций, гарантий, прав, пособий и льгот, распространяющихся на лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей.
Необходимо также предпринять дополнительные усилия по сближению законодательств бывших союзных республик СССР по вопросам социального обеспечения военных пенсионеров. Создание модельных нормативно-правовых актов по государственному обеспечению бывших военнослужащих СССР облегчила бы положение миллионов бывших советских граждан, оказавшихся за пределами своего «этнического» Отечества.
В условиях всеобщей социально-экономической нестабильности в деле государственного обеспечения граждан, уволенных с военной службы нельзя все надежды возлагать только на федеральный бюджет. Свою роль могут и должны сыграть разного рода локальные социальные программы, формирование которых должно осуществляться при участии органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. г.
Пакет «военных законов», принятых в последние Ходы, в совокупности с другими нормативно-правовыми актами положил начало ныне действующей системе государственного обеспечения лиц, уволенных с военной службы, членов их семей. Процесс фактического наполнения находится под воздействием ряда обстоятельств:
— невозможности применения явно устаревших норм права бывшего СССР к новым складывающимся отношениям в военной сференаличие правовых пробелов в военном законодательстве, регулирующем социальную защиту лицам, уволенным с военной службы.
Следует еще раз подчеркнуть, что до сих пор в России нет единого основополагающего правового акта, регулирующего государственную политику по государственному обеспечению лиц, уволенных с военной службы и членов их семей.
Нужен не просто акт кодификационного характера, который вобрал бы воедино многочисленные нормы о правах и льготах лиц, уволенных с военной службы и членов их семей, но и акт, который бы четко сформулировал обязанности органов государственной власти по выполнению законодательных норм, выявлению социальных приоритетов в этой области и определению пути их реализации.
Список литературы
- Нормативно-правовые акты
- Международный билль о правах человека. Принят Генеральной Ассамблеей ООН 16 декабря 1966 г.
- Всеобщая декларация прав человека. Принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г.
- Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах. Принят Генеральной Ассамблеей ООН 16 декабря 1966 г.// Ведомости Верховного Совета СССР. М., 1976.-И 17, — ст. 291.
- Международный пакт о гражданских и политических правах. Принят Генеральной Ассамблеей ООН 16 декабря 1966 г.// Ведомости Верховного Совета СССР. М., 1976, — N 17.- ст. 291.
- Европейская конвенция прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г.
- Европейская социальная хартия от 16 октября 1961 г.
- Конвенции и рекомендации, принятые Международной Конференцией Труда. 1919−1956. т.1.-Женева: Международное Бюро Труда, 1991.- 1160 с.
- Соглашение между государствами-участниками СНГ от 14 февраля 1992 года «О социальных и правовых гарантиях военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей"// Российская газета, 1992, 21 февраля
- Соглашение между государствами-участниками СНГ от 13 марта 1992 года «О гарантиях прав граждан государств участников СНГ в области пенсионного обеспечения"// Красная звезда, 1992, 24 марта
- Конституция Российской Федерации.- М., 1993.
- Кодекс о льготах для военнослужащих и военнообязанных РККА и их семей. Постановление ЦИК и СНК СССР от 23.04.30 г. // Собрание законодательства СССР, 1930, № 23, ст. 252
- Кодекс законов о льготах и преимуществах для военнослужащих РККА и РККФ СССР и их семей. Постановление ЦИК СССР от 29.10.24 г.// Собрание законодательства СССР, 1924, № 21, ст. 198
- Закон Российской Федерации «Об обороне» от 31.05.96 № 61-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996, N 23, ст. 2750.
- Закон Российской Федерации «О воинской обязанности и военной службе» // Ведомости Верховного Совета Российской Федерации., 1993, № 9. ст. 325.
- Федеральный закон Российской Федерации от 29 апреля 1995 года «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О воинской обязанности и военной службе». № 89-ФЗ // Собрание законодательства, 1995, № 18, ст. 1597
- Федеральный Закон Российской Федерации от 12 января 1995 года «О ветеранах"// Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, № 3, ст. 168
- Федеральный закон Российской Федерации от 30 сентября 1997 года «О повышении минимального размера пенсии, порядке индексации и перерасчета государственных пенсий в Российской Федерации в 1997 году» // Собрание законодательства, 1997, № 40, ст. 4548
- Федеральный закон Российской Федерации «О железнодорожных войсках Российской Федерации'7/Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, № 32, ст. 3202
- Федеральный закон Российской Федерации «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации"// Собрание законодательства Российской Федерации. 1997.-N 6.- Ст. 711.
- Закон Российской Федерации от 12 января 1996 года «Об основах федеральной жилищной политики"// Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 9, ст.298
- Закон РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» // Ведомости съездов народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1990, № 27, ст. 351 с изменениями СЗ РФ 1997, № 30, ст. 3585
- Закон Российской Федерации «О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы» II Ведомости съездов народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1993. N 7. Ст. 247,
- Закон Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, и их семей» // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, № 9, — Ст. 328.
- Указ Президента Российской Федерации N 154 от 19 февраля 1992 г. «О мерах по усилению социальной защиты военнослужащих и лиц, уволенных с военной службы» // Красная звезда, 1992, 21 февраля.
- Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 1992 г. N 796 «О дополнительных мерах по финансированию строительства и приобретенияжилья для военнослужащих"// Собрание актов Президента и Правительства РФ, 1992, № 4, ст. 178.
- Указ Президента Российской Федерации от19 мая 1995 года № 501 «Об утверждении порядка и условий присвоения звания «Ветеран военной службы» // Собрание законодательства РФ, 1995, № 21, ст. 1960.
- Указ Президента Российской Федерации от 30 сентября 1997 года № 1062 «О совершенствовании порядка обеспечения жильем военнослужащих и некоторых других категорий граждан» // Собрание законодательства РФ, 1997, № 40, ст. 4582.
- Указ Президента Российской Федерации от 6 октября 1997 года № 1066 «О мерах по обеспечению деятельности федеральной службе специального строительства России» // Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, № 41, ст. 4676
- Постановление Совета Министров СССР от 17 февраля 1981 года № 193 «Положение о льготах военнослужащих, военнообязанных, лиц, уволенных с военной службы в отставку и их семей».// СП СССР. 1981, № 11, ст. 64
- Постановление Правительства Российской Федерации от 13августа 1996 года № 965 «О порядке признания граждан инвалидами» // Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 34, ст. 4127
- Постановление Правительства Российской Федерации от 22 февраля 1997 года № 218 «О программе социальных реформ в Российской Федерации на период 1996—2000 годов"// Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, № 10, ст. 1173
- Приказ Министра обороны Российской Федерации № 274 от 24.08.94 «О погребении погибших (умерших) военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, и лиц, уволенных с военной службы, изготовлении и установке надгробных памятников.
- Приказ Министра обороны Российской Федерации № 300 от 02.09.94 «О порядке реализации льгот по проезду и перевозкам личного имущества военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и их семей.
- Приказ Министра обороны Российской Федерации № 373 от 11.11.94 «О порядке возмещения расходов, связанных с оказанием медицинской помощи, санаторно-курортным лечением и отдыхом военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей.
- Приказ Министра обороны Российской Федерации № 350 от 8.10.94 г. «О порядке назначения и выплаты в МО РФ государственных пенсий, пособий и компенсаций лицам, проходившим военную службу и их семьям» (Изменения и дополнения вносились приказами
- Приказ Министра обороны Российской Федерации № 160 от 29.04.96 г. «Об установлении военнослужащим ВС РФ, имеющим право на пенсию за выслугу лет, ежемесячной надбавки к денежному содержанию»
- Приказ Министра обороны Российской Федерации № 284 от 31.07.96 «О льготном исчислении выслуги лет для назначения пенсии отдельным категориям военнослужащих»
- Приказ Министра социальной защиты населения Российской Федерации от 14 августа 1992 года № 1−2761−16 «Порядок представления и оформления документов для назначения пенсий» // Бюллетень Министерства труда Российской Федерации 1992, № 9−10
- Александров А. Социальная защищенность офицеров Турции. // Зарубежное военное обозрение. 1992. — N 9. — С. 19−23.
- Антонов Б.М. Социальное обеспечение военнослужащих и членов их семей. Автореф. дис. канд. эк. наук. М., — 1987.
- Армия. Общество. Государство. Информационно-аналитические материалы. Круглый стол. // РАН. Ин-т социологии. М., 1992. — 71 с.
- Артамонов Н.В. Вопросы совершенствования законодательства о льготах для военнослужащих. // Вопросы теории военного законодательства и практика его применения. Сб. науч. статей. Вып.2. М.: ВПА, 1974.- С.294−314.
- Артамонов Д.Н. Пенсионное обеспечение советских военнослужащих и их семей. -М.: ВПА, 1961.
- Артамонов Н.В. Правовой статус советских военнослужащих. Дис. докт. юрид. наук. М.: ВИМО, 1986.
- Артамонов Н.В. Советское законодательство о льготах гражданам в связи с выполнением воинских обязанностей и вопросы его совершенствования. Автореф. дис. канд. юрид. наук.- М.: ВПА, 1974.
- Батьковский А. и Хрусталев Е. Без чего невозможна военная реформа. // Независимове военное обозрение, 1996, 26 декабря
- Богатырев Е.Д. Утверждение социальной справедливости как условие и направление перестройки жизнедеятельности Вооруженных Сил. -М., ВПА, 1989
- Бровкин В. Социальное обеспечение военнослужащих Великобритании. // Зарубежное военное обозрение. 1991. — N 2.-С. 16−20.
- Викулов С.Ф. Социальная защита военнослужащих.// Политические исследования. 1992. — N 3. — С. 168−170.
- Военное право. Учебник для военных академий. Под редакцией Горного А. Г. М.: Воениздат, 1984. — 334 С.
- Военное право. Учебное пособие. / Под общ. ред. В. П. Серегина. М.: ВПА, 1988.-283 С.
- Военное право. Учебник. / Под общ. ред. Н. И. Кузнецова М.: ВУ, 1996
- Военная администрация. Учебник. / Под общ. ред. Г. Н. Колибаба -М.: ВКИ, 1980
- Воинова Л.Н. Исследование основных направлений финансирования вооруженных сил США (с учетом влияния инфляции). Дис. канд. экон. наук. М., 1980.
- Волков C.B. Русский офицерский корпус. М., Воениздат, 1993
- Воробьев В.В. Социальная защита военнослужащих: проблемы и способы их решения. // Военная мысль. 1992. — N 3. -С.2−5.
- Всероссийское совещание по вопросам социальной защиты военнослужащих и членов их семей (стенографический отчет). М.: Республика, 1993. — 78 С.
- Галагонов В.П. Российское социальное обеспечение : проблемы и перспективы развития. // Государство и право, 1992, № 12, с. 38−46
- Герасимов В. Государство обязано. Из истории пенсии в мире и в России. // Ветеран, 1992, № 33−34
- Герасимов A.B., Лоза Г. Г. Социальная защищенность советского военнослужащего. М.: Воениздат, 1991.
- Далов И. Материальное обеспечение итальянских военнослужащих. // Зарубежное военное обозрение. 1992. — N 2. -С. 16−17.
- Дзюба В.А. Льготы ветеранам войны, воинам-интернационалистам и другим категориям граждан СССР. М.: Юрид. литер., 1991.- 463 С.
- Дякин В. Социальная защищенность военнослужащих Франции. // Зарубежное военное обозрение. 1990. — N 8. — С.10−13.
- Законодательство Российской Федерации: теоретические вопросы, проблемы, перспективы развития. Круглый стол журнала «Государство и право». // Государство и право. 1992.- N 10−11.
- Как заботятся об увольняемых из армии США. // Армия.-1992 -N 7−8. С. 47.
- Кальченко Г. Защита на деле, а не на словах нужна сегодня военнослужащим, членам их семей. // Информационный бюллетень. 1992.-N 1. — С.24−29.
- Кибакин М.В. Социальная защищенность офицеров внутренних войск МВД России(социологический анализ). Автореферат канд. социол. наук. М., ВУ, 1995
- Колибаба Г. Н. Правовые основы военной службы. Дис. канд. юрид. наук. -М.: ВЮА 1955.
- Колибаба Н.Г. О кодификации военного законродательства. // Военная мысль, 1996, № 10
- Концепция программы расселения, обустройства и обеспечения занятости уволенных в запас военнослужащих в сочетании с социально-экономическим развитием Ленинградской, Московской, Новгородской, Тверской и
- Псковской областей («Москва-Санкт-Петербург»).- М.: ГАМО РФ. РИЦ. Армия, 1993.-65 С.
- Коровников A.B., Серегин В. П. Социальная защита военнослужащихправовой аспект) // Социальная защита военнослужащих: Сборникнормативно-правовых актов. / Сост. и вступ.ст. М.: Ин-т массовых коммуникаций, 1993.- С.3−10.
- Коровников A.B. Социальная защита военнослужащих (теоретико-правовой аспект). Автореферат канд. юр.наук. Санкт-Петербург, СПЮИ МВД России, 1995
- Котляр А.И., Боченков С. Г. Пенсии и льготы военнослужащим и их семьям. М.: Воениздат, 1984. — 304 С.
- Котляр А.И., Кожевников Б. В. Вопросы пенсионного обеспечения военнослужащих и членов их семей. М.: Воениздат, 1951.
- Корнеев А.П. Кодификация советского административного права (теоретические проблемы), -М., Госюриздат, 1970
- Кузнецов Н.И. Социальное обеспечение лиц, проходивших военную службу и их семей. Военное право. Учебник. — М., ВУ, 1996
- Кузнецов Н.И. Льготы, пенсии и пособия военнослужащим и членам их семей // Военное право. Учебник., -М., ВПА, 1977, глава 8
- Кузнецов Н.И. Пенсии и пособия военнослужащим и членам их семей // Военная администрация. Учебник. Глава 18, -М., ВКИ, 1980
- Малых В.А. Правовые основы службы офицерского состава Вооруженных Сил СССР. М.: ВПА, 1981. — 57 С.
- Овсянко Д.М. Правовое регулирование прохождения действительной военной службы офицерским составом Вооруженных Сил СССР. Дис. канд. юрид. наук. М.: ВПА, 1972.
- Павлов В. Вы решили снять погоны.//' Московская правда, 1994, 4 мая
- Пенсии военным: с учетом инфляций. Каким образом вести перерасчет. // Ваше право. 1993. — N 14. — С.4−5.
- Пенсионная реформа. Библиотечка журнала «Социальная защита». 1996, № 3
- Право социального обеспечения. (Под редакцией Тучковой Э.Г.) -М., Новый юрист, 1997
- Пчелинцева Л.М. Право военнослужащих на жилище и формы его реализации. Юридический справочник для военнослужащих. М. Издательство БЕК, 1997, раздел 7
- Романов П.И. Правовые отношения в советском военном управлении. Дис. канд. юрид. наук. М.: ВЮА, 1953.
- Российское законодательство о социальной защите населения. -М, Высшая школа, 1996
- Рыбчинский А. Государственный статус военнослужащих и его особенности. //Военный вестник. 1993. — N 5. — С.70−74.
- Соловьев С.Н. История России с древнейших времен. -М., 1965
- Социальная защита военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов России (сборник нормативно-правовых актов). М., 1995
- Справочник офицера по советскому законодательству (под редакцией Побежимова И.Ф.) М, ВИ, 1966
- Справочник. Обучение и трудоустройство. -М., ИИЦ «Раритет-политика», 1993
- Стариков В., Будаков Д. Пенсионное обеспечение военнослужащих США. // Зарубежное военное обозрение. 1990. — N 6 — С. 71- 77.
- Стрекозов В.Г. Конституционные основы защиты социалистического Отечества. Дисс. доктора юр. наук, М. ВКИ, 1973
- Стрекозов В.Г. Правовые основы обороны страны и военного строительства. Юридический справочник для военнослужащих. М.: Издательство БЕК, 1997, раздел 1
- Старов Б.Ф. Воинская обязанность в Российской Федерации и комплектование вооруженных сил личным составом. Военное право. Учебник. М.: Военный университет, 1996
- Структура и механизм системы социальной защиты военнослужащих и ветеранов вооруженных сил США. М.: Изд. ВС РФ, 1993. — 27 С.
- Сухов Н. Воинам-чернобыльцам социальную защиту. // Военный вестник. — 1992. -N 12. -С.81−83.
- Тучкова Э.Г. Право социального обеспечения. Учебно-методическое пособие. Нормативные акты о пособиях и компенсационных выплатах. -М., 1995
- Хропанюк В.Н., Шанин В. И. Теория государства и права. Фундаментальный курс. М.: Наука, 1992. — 356 С.
- Цалко A.B. Обеспечение социальной защиты военного человека -важнейшее дело государства, всего общества. // Информационный бюллетень МВК РФ по социальным вопросам военнослужащих и членов их семей. 1993. — N 1. -С.1−4.
- Чехутова B.C., Митькина Т. В. Финансовые ресурсы социального обеспечения. М.: Финансы и статистика, 19S6. -С.97−104.
- Шапиро Б.Д. Человек на пенсии,— М.: Мысль, 1980.-160 С.
- Шаповалов В. Льготы бывшим военнослужащим США. // Зарубежное военное обозрение. 1990. — N 11.-С. 13−17.
- Шелест Б.Е. Социальная адаптация офицеров запаса. Автореферат канд. дис., 1997
- I. Источники на иностранном языке
- Report of the Secretary of Defence Caspar W. Weinberger to the Congress on the FY 1984 Budget, FY 1987 and FY 1986−1990 Defence Programs. Wash., 1985.-335 p.
- Greedy, John. State pensions in Britain. Cambridge. 1982. Vol. 232.
- Hardy D.R. The future of social security//Social security bvll. Wash., 1987. -Vol. 50. — N 8. Pp.5−7.1.vL. Social security reforms in Japan // Social security bvll. Wash., 1987.-Vol. 50.-N 8. Pp.29−37.