Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Теория и технология индивидуально-педагогического развития личности будущего учителя в процессе педагогической подготовки

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Обоснованность и достоверность результатов исследования обеспечены теоретико-методологической обоснованностью исходных теоретических позиций и путей решения проблемыиспользованием комплекса взаимодополняющих методов, адекватных целям, задачам и гипотезе исследованиясопоставлением теоретических и экспериментальных результатов исследования с результатами других психолого-педагогических… Читать ещё >

Содержание

  • В
  • ВВЕДЕНИЕ
  • ГЛАВА 1. Социально-биологические и психолого-педагогические основы индивидуализации развития личности будущего учителя в процессе профессиональной подготовки
    • 1. 1. Теоретико-методологическое обоснование социально-биологических и педагогических проблем образования
    • 1. 2. Современные социально-биологические проблемы образования
    • 1. 3. Биологические и социальные факторы в развитии личности
  • Краткие
  • выводы по первой главе
  • ГЛАВА 2. Системно-концептуальное обоснование индивидуализации профессионально-педагогического развития личности будущего учителя
    • 2. L Системный подход к индивидуализации профессиональнопедагогического развития личности будущего учителя
      • 2. 2. Сущность и содержание диспозиционной концепции индивидуального профессионально-педагогического развития личности будущего учителя
      • 2. 3. Психолого-педагогический мониторинг диспозиционной концепции индивидуализации, развития личности будущего учителя
  • Краткие
  • выводы по второй главе
  • ГЛАВА 3. Педагогические условия индивидуально-педагогического развития личности будущего учителя в процессе профессиональной подготовки
    • 3. 1. Развитие личности будущего учителя в условиях развивающего обучения
    • 3. 2. Принципы и приемы саморазвивающей деятельности будущего учителя как основа развивающего обучения
    • 3. 3. Саморазвивающая творческая индивидуальность будущего учителя в условиях развивающего обучения
  • Краткие
  • выводы по третьей главе
  • ГЛАВА 4. Технология инди видуализации педагогического развития личности будущего учителя в процессе профессиональной подготовки: теоретическое обоснование и ее экспериментальное исследование
    • 4. 1. Структура и содержание принципа индивидуализации учебно-познавательной деятельности в профессионально-педагогической подготовке будущего учителя
    • 4. 2. Модельно-индивидуализированный подход к педагогической технологии в профессионально-педагогической подготовке будущего учителя
  • Краткие
  • выводы по четвертой главе
  • Математическая обработка результатов педагогического эксперимента

Теория и технология индивидуально-педагогического развития личности будущего учителя в процессе педагогической подготовки (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

На современном этапе социально-экономических преобразований в обществе, построении рыночных отношений в производственной и коммерческой деятельности, построении демократических общественных отношений, значительно актуализировалась проблема личностно-ориентированного образования, подготовки школьников к профессиональной деятельности, дальнейшему совершенствованию самостоятельности, индивидуально-творческой деятельности в учебно-познавательном процессе.

Проблема активизации и индивидуализации в области развития личности, познавательной деятельности в сфере среднего и высшего образования разрабатывалась и ранее, но в условиях коллективно-личностной деятельности. Личность, индивид в определенной степени были завуалированы и подавлены коллективом, его установками и требованиями, планированием, ответственностью и деятельностью.

Сегодня пытаемся положить в основу воспитания и образования личностно-ориентированные общественные отношения. Это потребует новых социальных, культурно-просветительских, производственно-экономических преобразований, новых коммуникативных отношений и общения, в области науки, культуры и образования.

В наше время по-новому понимается роль личности в истории развития общества, ее социально-экономическое, научно-образовательное совершенствование с учетом требований мирового сообщества. Для этого становится недостаточным, чтобы личность владела определенным количеством знаний и умений, надо, чтобы она владела умениями реализации своего творческого потенциала, была воспитана в духе своих и общественных потребностей, понимала социальный заказ общества и могла его реализовать.

Личность XXI века должна более четко представлять: 1) Свое место и назначение в определенной области предстоящей профессиональной деятельности, а также реальные условия и возможности своего профессионального роста, развития и совершенствования.

2) Свои творческие возможности и способности, чтобы иметь более четкую программу их реализации в условиях избранной профессии и биолого-психологических особенностей.

3) Для будущего учителя очень важно знать свои особенности и возможности реализации индивидуализированного профессионально-педагогического развития.

4) Формирование творческой самостоятельности, активности, контроля и самоконтроля, реальной самооценки индивидуальной инновационной деятельности.

5) Изучение и реализацию биологических факторов в развитии и саморазвитии личности.

6) Участие в индивидуальных и коллективных мероприятиях дидактического и воспитательного характера, согласованных с требованиями современного общества.

Актуальность исследования. Значимость осуществленного исследования соотносится:

— со своеобразием нынешнего этапа российского образования — этапа радикальных преобразований, обусловленных переходом общества от технократической к гуманистической (человекоцентристской) модели социального развития;

— с глобальной важностью для отечественного и мирового сообщества проблемы формирования самостоятельной деятельностной личности, способной адаптироваться в условиях нарастающей сложности, системности и информационной перегруженности бытия;

— с проблемами современной дидактики, нуждающейся в разработке комплекса основополагающих идей, способных обеспечить ее продуктивное развитие в соответствии с изменяющимися требованиями общества к образовательной подготовке личности и возрастающими требованиям личности к качеству образовательных услуг. Обозначенные реалии выдвигают на повестку дня необходимость осмысления ведущих тенденций развития отечественного образования. В ряду приоритетно важных из них следует отметить тенденции личностной ориентации и индивидуализации, проявляющиеся в научных исследованиях и (фрагментарно) на практике через антропологическое насыщение подходов к организации учебно-воспитательной деятельности, сопряжение аспектов интеграции и дифференциации образовательных областей, поиск природосообразных методов, форм и средств обучения, воспитания и раз-витияДанные тенденции детерминируют глобальную перестройку учебного и воспитательного процессов в образовательных учреждениях всех типов и видов. Для того чтобы осуществить эту перестройку не на словах, а на деле, необходимо:

— углубить теоретико-методологическую базу личностно ориентированной концепции образования с учетом основополагающей роли в ней принципов личностно-коллективного единства и индивидуального творческого саморазвития;

— наработать новые технологии, методики, модели и модули индивидуально-коллективного обучения, воспитания и развития.

В свете перечисленных стратегических задач становится очевидной исключительная важность проблемы индивидуализации профессиональной подготовки учителей, ибо от уровня индивидуального развития учителя и его способности к продуктивному личностному взаимодействию с учеником зависит успех перестройки образовательной деятельности в профессиональной и общеобразовательной школе.

Степень разработанности проблемы и теоретическая база исследования.

Проблема индивидуализации профессионально-педагогической подготовки неразрывно связана с проблемой индивидуализации учебно-познавательной деятельности на всех уровнях, во всех типах и видах современного образования не только в силу диалектической обусловленности широких образовательных процессов процессами, развертывающимися в высших педагогических учебных заведениях, но и потому, что аспекты индивидуализации во многом едины для разных ступеней обучения, воспитания и развития, а значит, и исследоваться должны во взаимосвязи друг с другом.

Проблему индивидуализации процесса познания изучали известные педагоги и методисты Н. ФБунаков, В. И. Водовозов, ВЛ. Стаюнин и др.

С позиций повышения успеваемости данная проблема была рассмотрена в трудах А. А. Бударного, С. Р. Ривеса, П. О. Эфрусси и др.

Психологическое направление в исследовании вопросов индивидуализации обучения представлено всемирно известными открытиями Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, Д. Н. Узнадзе и др.

Фундаментальные работы по индивидуализации познавательного развития опубликовали Ю. К. Бабанский, Л. В. Занков, А. В. Усова и др.

Индивидуализацию как средство формирования самостоятельной познавательной активности рассматривали А. А. Кирсанов, В. В. Краевский, А. С. Лында, Е. С. Рабунский, И. Э. Унт и др. Индивидуализация как средство активизации учебно-познавательной деятельности исследована Л. П. Аристовым, М. А. Даниловым, Т. И. Шамовой и др.

Вопросы творческого индивидуального отношения к учению поставлены и разрешены В. И. Загвязинским, Л. П. Кныш, Т. М. Николаевой и др. Проблемам индивидуальной саморегуляции и развития индивидуальных способностей и склонностей посвятили свою научную деятельность Б. Г. Ананьев, А. В. Запорожец, Б. Ф. Ломов и др. Особенности индивиду ал изации в условиях развития познавательных потребностей раскрыты В. С. Ильиным, А. К. Марковой, Н. Г. Морозовой, Г. И. Щукиной и др.

Роль компьютеризации и программирования в процессе индивидуального обучения показана В. М. Глушковым, Г. А. Данилочкиной,.

A.П.Ершовым, В. В .Ивановым, А. Н. Леонтьевым, Дж. Маккарти и др. Индивидуальный стиль деятельности изучался А. И. Липкиной,.

B.А.Сухомлинским и др. Закономерности процесса обучения описаны П. Я. Гальпериным, В. А. Крутецким, И. А. Лернером, Г. И. Щукиной и др. Индивидуализацию как фактор саморазвития личности исследовали В. И. Андреев и др. Взгляд на индивидуализацию как на процесс социализации личности обосновали В. Д. Семенов и др.

Что же касается специальных вопросов индивидуализации профессионального развития личности будущего учителя в процессе педагогической подготовки, то они современной психолого-педагогической наукой ставятся и раскрываются недостаточно.

Это выводит на обоснование актуальности темы проведенного исследования.

1. Сегодня одной из наиболее важных в профессиональной подготовке учителей становится проблема формирования комплексных, интегральных дидактических умений и личностных педагогических свойств, обеспечивающих полноту и целостность индивидуального профессионально-педагогического становления личности.

Разрывы между дидактическими умениями, равно как и между педагогически важными личностными свойствами в едином внутреннем мире выпускника педвуза обусловливают низкий профессиональный уровень начинающих учителей: отсутствие у них четкой системы дидактической деятельности, неразвитость научных основ педагогического мышления, неспособность следовать профессиональным нормам и образцам поведения. Результатом становится слабая профессиональная мотивация, неудачная профессиональная адаптация и текучесть кадров в образовании.

2. Практика работы учителей свидетельствует о том, что и они испытывают определенные затруднения в реализации своего дидактического потенциала, нередко используют его на интуитивном уровне.

Такое положение, на наш взгляд, следует рассматривать как результат прочно укоренившегося в образовательной практике педвузов коллективист-сколичностного подхода к организации учебно-познавательной деятельности. В высшей педагогической школе явно недостаточное внимание уделяется диагностике, прогнозированию и коррекции индивидуального развития студентов, а это значит, что в подготовке учителей далеко не в полной мере реализуются идеи индивидуально ориентированного образования.

3. Усугубляется данное положение общими ограничениями, свойственными на современном этапе теории и практике индивидуального подхода к обучаемым:

— индивидуальный подход понимается как учет индивидуальных особенностей учащихся и приспособление к ним обучения и совершенно недостаточное внимание уделяется целенаправленному формированию желаемых индивидуальных особенностей, их зарождению, выявлению, формированию, реализации и развитию;

— методики индивидуального подхода слабо коррелированны с биологическими, социологическими и психологическими факторами развития личности;

— проблема индивидуального подхода в большинстве своем рассматривается в узкодидактическом плане.

Эти общие ограничения в использовании индивидуального подхода играют роль своеобразного тормоза развития при решении проблем его экстраполяции на процессы педагогической подготовки учителей.

С позиций обоснования актуальности темы исследования становится очевидным противоречие между социально-педагогической потребностью в перестройке педагогического образования на основе идей и требований индивидуально-личностного подхода и устойчивым сохранением в системе подготовки учителей коллективистско-личностных методик, форм и приемов организации учебно-познавательной деятельности, затрудняющих удовлетворение запросов общества в части подготовки самостоятельных, творческих педагогических кадров и личных запросов студентов педагогических вузов в части своего профессионального развития.

Данное противоречие обусловлено несоответствием между:

— нормативно заданным государственными правовыми актами в области образования требованием личностной (и индивидуальной) ориентации обучения, воспитания, развития и недостаточным методологическим и методическим обеспечением аспектов индивидуализации образовательного процесса;

— значимыми резервами интеграции и дифференциации, которые содержат в себе включенные в подготовку будущих педагогов циклы, курсы, предметы, и закрепленной Госстандартом системой их структурирования и включения в образовательный процесс, препятствующей выявлению и реализации их индивидуально развивающего потенциала;

— рефлексивной обусловленностью процесса освоения личностью профессиональных умений и навыков и недостаточной разработанностью психологических механизмов включения студентов ©-§-шнавржщдае. противоречие актуализирует проблему исследования, детерминируя необходимость теоретико-методологического, научно-методического и технологического обеспечения процесса индивидуализации профессиональной подготовки будущих учителей.

Вышесказанное обусловило выбор темы исследования: Теория и технология индивидуально-педагогического развития личности будущего учителя в процессе педагогической подготовки.

Целью исследования является теоретико-методологическое обоснование и разработка научно-практических основ процесса индивидуализации профессионально-педагогического развития личности будущего учителя.

Объект исследования — профессионально-педагогическая подготовка будущего учителя.

Предмет исследования — процесс индивидуализации профессионально-педагогического развития личности будущего учителя в условиях развивающего обучения.

Гипотеза исследования. Процесс индивидуализации профессионально-педагогического развития личности будущего учителя будет более прогрессивным и управляемым, если в теории и практике профессиональной подготовки учителей:

— произведено теоретико-методологическое обоснование сущности, содержания и организации данного процесса;

— исследование данного процесса опирается на изучение социальных, биологических, психологических и педагогических предпосылок индивидуального профессионального развития как ведущих факторов устойчивого реформирования образования на индивидуально-личностных началах;

— индивидуально-педагогическое развитие личности будущего учителя осуществляется на базисе общепедагогического принципа индивидуализации, позволяющего: а) осуществлять обучение с учетом биологических, социальных и психологических особенностей его субъектовб) приспосабливать обучение к возможностями и потребностям обучаемыхв) целенаправленно формировать желаемые индивидуальные свойства и качества личности обучаемых путем их выявления, прогнозирования, развития и реализации;

— процесс индивидуально-педагогического развития выстраивается как динамичная индивидуально ориентированная дидактическая система, ядром которой, наряду с принципом индивидуализации, являются принципы интенсификации, регуляции информационного потока и самодетерминации;

— в основу конструирования системы положены диспозиционная концепция деятельности и имплицитная теория личности, позволяющие: а) четко определить перспективы, этапы и средства индивидуально-коллективного развития и б) осуществить последовательное, диагностически прогнозируемое восхождение от имплицитных (не выраженных явно) педагогических задатков к целостным личностным качествам будущего учителя;

— функционирование системы поддерживается педагогическими условиями успешности педагогического развития: 1) реализация в процессе обучения студентов интегративного подхода к организации и построению учебно-познавательной деятельности- 2) целенаправленное формирование у будущих учителей в процессе их подготовки индивидуальных основ научного стиля педагогического мышления- 3) активизация дидактического развития и саморазвития студентов;

— средством реализации выявленных педагогических условий служит модельно-индивидуализированная технология профессионально-педагогического развития, в основу проектирования которой положены идеи полипредметности (интеграции ключевых понятий, составляющих содержание обучения) и дифференциации обучения посредством использования учебно-познавательных модулей.

Для достижения, цели исследования и проверки гипотезы были поставлены следующие задачи:

1. Изучить состояние проблемы индивидуализации профессиональнопедагогической подготовки будущего учителя в отечественной и зарубежной науке и практике.

2. Раскрыть историко-аналитический, проблемно-теоретический и лич-ностно-практический аспекты социально-педагогических основ индивидуализации обучения и развития.

3. Определить социальные, биологические, психологические и педагогические предпосылки индивидуального обучения и развития.

4. Обосновать, разработать и внедрить индивидуально ориентированную имплицитно-личностную дидактическую систему профессионально-педагогического развития, проверить в ходе внедрения ее эффективность.

5. Обосновать и разработать диспозиционную концепцию индивидуального профессионально-педагогического развития, подкрепленную психолого-педагогическим мониторингом.

6. Выявить и обосновать педагогические условия успешности индивидуально-педагогического развития в условиях имплицитно-личностной системы.

7. Разработать научно-обоснованную технологию индивидуализации профессионально-педагогического развития будущего учителя, обеспечивающую реализацию выявленных педагогических условийапробировать ее эффективность.

Методологическая основа исследования. Методология осуществленного исследования обусловливается сущностью системообразующих масштабных понятий, на языке которых описывается тема: «индивидуализация», «индивидуальное развитие», «саморазвитие», — а также основной целью и задачами исследования.

В соответствии с гипотезой и целью исследования его методологию в значительной степени предопределили: совокупность исторически закрепившихся идей в области теории и практики индивидуального обучения и развития (А.Дистервег, Я. А. Коменский, Й. Г. Песталоцци, Ж.-Ж.Руссо, КДУшинский и др.), фундаментальные исторические исследования биологической ориентации (В.М.Бехтерев, Ш. Бюлер, Н. А. Рыбников, И. П. Павлов и др.), а также современные философские, социологические, биологические и психологические концепции и теории, посвященные исследованию сущности человека, общества и среды обитания (Б.Л.Астауров, Н. П. Дубинин,.

A.Р.Лурия, С. Л. Рубинштейн, П. Н. Федосеев, Э. Фром и др.).

Важное значение для формирования базисной концепции исследования имел ряд сложившихся психолого-педагогических теорий. К их числу следует отнести теорию деятельностного подхода к формированию личности (В.В.Давыдов, Э. В. Ильенков, А. Н. Леонтьев, С. В. Швырев и др.), теорию развивающего обучения (Л.С.Выготский, Л. В. Занков, Н. Н. Тулькибаева, Д. Б. Эльконин и др.), теорию поэтапного формирования умственной деятельности (П.Я.Гальперин, Н. Ф. Талызина и др.), теорию индивидуальной саморегуляции (В.Г.Ананьев, А. В. Запорожец, Б. Ф. Ломов и др.), теорию индивидуального стиля деятельности (Е.А.Климов, Ю. А. Самарин и др.), теорию творческого саморазвития (В.И.Андреев и др.), теорию гражданского воспитания (А.В.Беляев, А. С. Гаязов, С. Е. Матушкин и др.).

Кроме того, в своих изысканиях мы опирались на психолого-педагогические исследования в области индивидуализации учебно-познавательной деятельности (Ю.К.Бабанский, М. А. Данилов,.

B.В.Краевский, И. Я. Лернер, М. Н. Скаткин и др.), формирования научных понятий (А.В.Усова и др.), педагогической диагностики (А.С.Белкин, Б. П. Битинас, Л. М. Кустов и др.), педагогического профессионального поведения (Э.Ф.Зеер и др.).

Принципиальную роль в организации и проведении исследования сыграли труды, в которых рассматриваются актуальные проблемы вузовской дидактики и профессионально-педагогической подготовки студентов (Г.Д.Бухарова, Н. В. Кузьмина, А. Я. Найн, В. А. Сластенин,.

Г. Д.Бухарова, Н. В. Кузьмина, А. Я. Найн, В. А. Сластенин, Н. М. Яковлева и др.), труды, посвященные формированию индивидуальных педагогических умений у студентов педвузов (О.А.Абдуллина, В. А. Андреев, В. И. Загвязинский, Н. Н. Кузьмин, И. Т. Огородников и др.).

Определенное методологическое значение для данного исследования имеют современные теории системного, модельно-модульного и личностно-деятельностного характера.

В ходе исследования применялись различные теоретические и эмпирические методы, в том числе: теоретические (концептуальный, историко-аналитический, системный, модельно-модульный подходы) — праксиологические (изучение текущего опыта организации индивидуализированного обучения и развития) — эмпирические (изучение документации и полученных по ходу исследования результатов, анкетирование, наблюдение, интервьюирование, беседа, оценка экспертов. Статистические методы обеспечили обработку результатов исследования.

Базой исследования явились естественно-технологический и математический факультеты Челябинского государственного педагогического университета (ЧГПУ). Изучался и обобщался опыт индивидуально-педагогического развития студентов в Челябинском и Башкирском государственных педагогических университетах, в Курганском педагогическом институте и других педвузах России.

В эксперименте приняли участие 288 человек, из них: 278 чел. — студенты 1−5-го курсов указанных факультетов ЧГПУ- 10 чел. — преподаватели дисциплин психолого-педагогического и биологического циклов ЧГПУ.

Избранная методологическая основа и поставленные задачи определили ход исследования, которое проводилось в несколько этапов в период с 1985 по 2001 гг.

На первом, предварительном, этапе (1985;1991 гг.) были сформулированы цель, предмет, объект, гапотеза и задачи исследования. Проводился теоретический анализ опубликованных по проблеме исследования работ, изучалось состояние процесса организации индивидуализированной учебно-познавательной деятельности, выявлялись его противоречия. Уточнялись ключевые и рядополагающие понятия, выбирались методологическая, теоретическая и концептуальная основы исследования. В результате была построена имплицитно-личностная система профессионально-педагогической подготовки. Определялась программа проведения дальнейшего исследования.

Данный этап явился также периодом осуществления констатирующей части эксперимента: анкетирования студентов и преподавателей и бесед с нимианализа результатов их работыобоснования, разработки и апробации методики диагностики уровней личностного и профессионально-педагогического развития студентовпостроения выводов о исходном состоянии данного развития.

На втором, основном, этапе (1991;1998 гг.) осуществлялось внедрение системы в образовательный процесс базового университета, отслеживались эффективность ее функционирования, качество развития студентов в ее условиях. Производилась частичная корректировка системы. В целях повышения эффективности системы были выявлены педагогические условия успешности индивидуально-педагогического развития и разработана обеспечивающая их реализацию модельно-индивидуализированная технология. В ходе апробации технологии проверялась адекватность выявленных педагогических условий требованиям имплицитно-личностной системы развития, вносились соответствующие коррективы.

Третий, заключительный, этап (1998;2001 гг.) включал: итоговую проверку эффективности влияния системы, поддержанной педагогическими условиями, на процесс личностного и профессионального развития студентовобработку и диссертационное оформление теоретико-методологических положений и экспериментальных выводовразработку учебно-методических пособий по проблеме исследования, а также определение перспектив дальнейшей работы над проблемой.

Обоснованность и достоверность результатов исследования обеспечены теоретико-методологической обоснованностью исходных теоретических позиций и путей решения проблемыиспользованием комплекса взаимодополняющих методов, адекватных целям, задачам и гипотезе исследованиясопоставлением теоретических и экспериментальных результатов исследования с результатами других психолого-педагогических исследованийдлительным этапным характером работы и воспроизводимостью ее результатоввнедрением результатов исследования в практику работы высшей педагогической школы. Достоверность количественных результатов экспериментального исследования подтверждена методами математической статистики. На защиту выносятся следующие положения:

1. Теоретико-методологическое обоснование индивидуализации профессионально-педагогического развития личности будущего учителя, осуществленное на основе интеграции социальных, биологических, психологических и педагогических факторов личностного развития, способствует целостному совершенствованию личности студента педагогического вуза.

2. Принцип индивидуализации обучения и развития, рассмотренный с биологических, социальных, психологических и педагогических позиций, расширяет и углубляет представление о содержании, сущности и структуре индивидуально направленного учебного процесса и в силу этого выступает одним из главных факторов преобразования данного процесса в условиях реализации личностно ориентированной парадигмы образования.

3. Использование диспозиционно-концептуального и имплицитно-личностного подходов к организации процесса индивидуализированного профессионального развития учителей позволяет: а) определить диспозицию развития при обязательной мотивации каждого студента к осмыслению перспектив, этапов и средств освоения профессионального мастерстваб) осуществить построение данного процесса как динамичной имплицитно-личностной дидактической системы, в условиях которой становится возможным поэтапное, диагностически прогнозируемое, психологически осознанное индивидуально-коллективное восхождение от имплицитных (не выраженных явно) педагогических задатков и склонностей студента к целостным, интегральным профессиональным и личностным качествам выпускника, обеспечивающим адекватную адаптацию к профессиональной образовательной среде и дальнейшее продуктивное саморазвитие.

4. Успешность функционирования имплицитно-личностной системы профессионально-педагогического развития зависит от соблюдения следующих педагогических условий: 1) реализация в процессе обучения студентов интегрального подхода к организации и построению учебно-познавательной деятельности- 2) целенаправленное формирование у будущих учителей в процессе их подготовки индивидуальных основ научного стиля педагогического мышления- 3) активизация дидактического развития и саморазвития будущих учителей.

5. Средством реализации выявленных педагогических условий служит модельно-индивидуализированная технология профессионально-педагогического развития, в основу проектирования которой положены идеи полипредметности и дифференциации обучения посредством использования учебно-познавательных модулей.

Научная новизна исследования состоит в следующем:

1. Дано теоретико-методологическое обоснование индивидуально ориентированного профессионально-педагогического развития личности будущего учителя.

2. Выявлена, теоретически обоснована и экспериментально проверена возможность использования диспозиционно-концептуального и имплицитно-личностного подходов к построению индивидуализированной системы профессионально-педагогической подготовки будущего учителя средствами психолого-педагогического мониторинга.

3. Определены педагогические условия успешности индивидуализированной профессионально-педагогической подготовки:

1) реализация в процессе обучения студентов интегративного подхода к организации учебно-познавательной деятельности;

2) целенаправленное формирование у будущих учителей в процессе их подготовки индивидуальных основ научного стиля педагогического мышления;

3) активизация дидактического развития и саморазвития будущих учителей.

4) Определены и научно обоснованы принципы построения индивидуально ориентированной системы профессионально-педагогического развития (индивидуализации, интенсификации, регуля-ции информационного потока и самодетерминации).

Теоретическая значимость исследования обусловлена:

— уточнением с биологических, социальных, психологических и педагогических позиций сущности и структуры понятия «принцип индивидуализации обучения и развития»;

— раскрытием системных оснований процесса индивидуально-педагогического развития, обеспечивающих взаимосвязь и взаимообусловленность его методологических, содержательно-инструментальных, конструктивных и мониторинговых составляющих как компонентов единой дидактической системы;

— обоснованием и разработкой теоретико-практических основ модельно-индивидуализированной технологии профессиональнопедагогического развития, позволяющей выстраивать профессиональную подготовку учителей с учетом полипредметных связей и вариативности содержания, форм, средств и методов обучения;

— обогащением методических аспектов профессионально-педагогической подготовки путем адаптации к процессу ее индивидуализации традиционных и обоснования инновационных форм и методов организации учебного процесса.

Практическая значимость исследования заключается:

— во внедрении результатов исследования в практику подготовки студентов педагогических специальностей;

— в разработке программно-методического обеспечения модельно-индивидуализированной технологии профессионально-педагогического развития личности, позволяющего использовать данную технологию в качестве полноценного конструкта в реальном педагогическом процессе;

— в использовании результатов исследования в практике высших педагогических учебных заведений через опубликование массовым тиражом научных и научно-методических работ автора, в том числе: 1) монографии «Индивидуализация практической подготовки учителя к профессионально-педагогической деятельности» (2001 г.) — 2) методического пособия «Организация индивидуальной учебно-познавательной деятельности» (2001 г.) — 3) методического пособия «Принцип индивидуализации в профессионально-педагогической подготовке учителя» (2001 г.) и др.

Апробация и внедрение результатов исследования. Апробация основных идей и результатов исследования осуществлялась на межвузовских научно-практических конференциях по итогам и перспективам перестройки преподавания педагогических дисциплин и педагогической практики (Челябинск — 1988;1999 гг.- Курган — 1988 г.- Ташкент — 1991 г.- Шадринск — 1997 г.;

Ставрополь — 1998 г.- Горно-Алтайск — 1998 г.- Екатеринбург — 1998 г.- Уфа -1999 г.).

Основные результаты научно-исследовательской деятельности докладывались на итоговых конференциях ЧГПУ (ежегодно), а также на республиканских научно-практических конференциях, организованных в Челябинске в 1998, 1999, 2000 гг.

Диссертация выполнена в соответствии с целевыми исследовательскими проблемами, осуществляемыми кафедрой педагогики ЧГПУ.

Внедрение результатов исследования осуществлялось — по ходу исследовательской работы — в процесс преподавания биологических и педагогических дисциплин. Результаты внедрения неоднократно обсуждались на заседаниях кафедр педагогики и ботаники ЧГПУ.

Структура и объем диссертации

Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения, библиографии. Содержит 53 таблицы и 14 рисунков. Библиография включает 312 источника, в том числе 8 работ зарубежных авторов.

Результаты исследования показателей саморазвития творческой индивидуальности будущего учителя в условиях развивающего обучения (табл.35.С.247) представлены на диаграмме 12 с проверкой эффективности полученных результатов при помощи критерия знаков в таблице 51. начало Вход? результат.

Диаграмма 12. Показатели саморазвития творческой индивидуальности будущего учителя в условиях развивающего обучения (общие средние).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В исследовании на семантическом уровне раскрыты специфика и взаимосвязь индивидуального и личностного развития, в соответствии с которыми личностное развитие выступает преимущественно как процесс социализации — приобщения человека к общественному опыту и миру культуры, а индивидуальное развитие заключает в себе культивирование совокупности неповторимых, присущих только данному человеку признаков, черт, особенностей и является основой успешного протекания процессов социализации.

Осуществлен анализ генезиса социально-педагогических основ индивидуального развития личности в образовательном процессе, определены исторические приоритеты индивидуально ориентированной парадигмы образования, к числу которых отнесены: индивидуализация обучения путем его профессионализациипостроение образовательной деятельности с учетом ее рефлекторного характерадифференциация учащихся в зависимости от уровня подготовленности и развитости интеллектакомплексный подход к развитию личности на основе совокупности психологических, педагогических, анатомо-физиологических, биологических, социологических концепций ее развитияреконструкция в процессе обучения личного опыта учащихсяперсонификация процесса обучения и др. Обоснована зависимость коллективно-индивидуального и индивидуально-коллективного подходов к организации обучения от целей и потребностей общественного развития.

Выявлены социальные, биологические, психологические и педагогические предпосылки индивидуального развития личности в образовательном процессе, такие, как: детерминированность психического онтогенеза личности деятельностью высокоорганизованного мозгаведущая роль биоэнергетического подкрепления в достижении личностью учебного и социального успехазависимость познавательных процессов от процессов интериориза-цииформирование фенотипа (совокупности всех свойств) личности на основе ее генотипа (наследственной основы) и опосредованность данного формирования влиянием внешней средывзаимосвязь между биологическим и социальным созреваниемвлияние на формирование индивида стратификационных признаков (социальных факторов становления личности).

Уточнена сущность и структура принципа индивидуализации обучения на основе привнесения в его трактовку социальных, биологических, психологических и педагогических аспектов понимания личности. В результате данный принцип рассмотрен в единстве разных позиций, позволяющих: а) осуществлять обучение с учетом биологических, социальных и психологических особенностей его субъектовб) приспосабливать обучение к возможностями и потребностям обучаемыхв) целенаправленно формировать желаемые индивидуальные свойства и качества обучаемых путем их выявления, прогнозирования, развития и реализации.

Обоснована целесообразность имплицитно-личностного и диспозици-онно-концептуального подходов к построению системы индивидуализированной педагогической подготовки как диагностико-про гностического образовательного феномена, предполагающего диспозиционно осмысленное индивидуально-коллективное восхождение от имплицитных (не выраженных явно) педагогических предрасположенностей и склонностей студента педаго-гиче-ского вуза к интегральным педагогическим и личностным качествам выпускника, способным обеспечить успешную адаптацию к профессиональной образовательной среде и дальнейшее профессиональное саморазвитие.

Разработана имплицитно-личностная дидактическая система индивидуально-педагогического развития будущих учителей, включающая методологический, содержательно-инструментальный, диспозиционный и мониторинговый компонентысформулированы и обоснованы принципы ее построения: индивидуализации, интенсификации, регуляции информационного потока и самодетерминации. Экспериментально подтверждена успешность функционирования системы.

Выявлены педагогические условия индивидуально-педагогического развития личности будущего учителя, поддерживающие эффективность функционирования имплицитно-личностной дидактической системы, а именно: 1) реализация в процессе обучения студентов интеграгавного подхода к организации и построению учебно-познавательной деятельности- 2) целенаправленное формирование у будущих учителей в процессе их профессиональной подготовки индивидуальных основ научного стиля педагогического мышления- 3) активизация дидактического развития и саморазвития будущих учителей.

В ходе эксперимента внедрена в практику модельно-индивидуализированная технология профессионально-педагогической подготовки, являющаяся средством реализации выявленных педагогических условий и построенная на основе интеграции центральных понятий, закономерностей и законов, составляющих содержание педагогической подготовки и осваиваемых посредством использования вариативных модулей, включающих соразмерное потребностям индивидуальности соотношение усваиваемых и присваиваемых компонентов учебного материала. Установлена высокая эффективность данной технологии.

Выполненное диссертационное исследование имеет теоретико-методологический и научно-практический уровень значимости. Вместе с тем оно не исчерпывает всех аспектов поднятой проблемы и открывает следующие перспективы теории и практики индивидуально-педагогического развития личности будущего учителя в процессе профессиональной подготовки: — разработка и реализация частнометодического и специальнометодиче-ского обоснования и обеспечения феноменов имплицитно-личностного и диспозиционного подходов к индивидуально-педагогическому развитию будущих учителей;

— выявление, обоснование и разработка новых педагогических условий успешности индивидуально-педагогического развития личности будущего учителя;

— разработка и реализация эффективных альтернативных технологических моделей индивидуально-педагогического развития личности будущего учителя.

Разработка предложенных перспективных направлений развития научно-практических основ индивидуализации профессионально-педагогической подготовки будущих учителей имеет большое значение не только в аспекте радикальных изменений в образовательном процессе высших педагогических учебных заведений, но и, более того, в аспекте дальнейшего совершенствования образования в целом на основе идей и принципов личностно ориентированной образовательной парадигмы.

Показать весь текст

Список литературы

  1. О.А. Мониторинг качества профессиональной подготовки // Высшее образование в России. 1998. № 3. С. 13−15.
  2. О.А. Общепедагогическая подготовка в системе высшего педагогического образования: Для пед. спец. вузов. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Просвещение, 1990. — 141 с.
  3. Н.Ю. Функции рефлексии в стиле научного мышления // Анализ системы научного знания. Свердловск, 1984. — С.82−90.
  4. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. М.: Наука, 1980. — 335 с.
  5. А.Н. Системное познание мира: Методические проблемы. — М.: Политиздат, 1985. 263 с.
  6. Ю.П. Искусство воспитывать. М.: Просвещение, 1985. — 448 с.
  7. Г. Ю. Интеллект: Новый взгляд // Вопросы психологии. 1995. -№ 1. — С.111−132.
  8. A.M. Активные методы воспитания и обучения: Деловая игра. — М.: Изд-во Моск. гос. ун-та, 1989. 40 с.
  9. Активность личности в обучении / Под ред. А. А. Вербицкого. М.: НИ-ИВШ, 1986. — 120 с.
  10. Ю.Алексеев Н. М. Эмпирическое и теоретическое в педагогике // Сов. педагогика, 1972. № 6. — С.39−58.
  11. Г. С. Найти идею. Новосибирск: Наука, 1986. — 209 с.
  12. Г. С., Верткин И. М. Как стать еретиком: Жизненная стратегия творческой мысли. — Петрозаводск: «Карелия». 1991. — С. 11−16.
  13. А.Ф. Теория и практика непрерывного эколого-экономического образования. Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 1996, 153 с.
  14. Ш. А. Здравствуйте, дети: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1988. — 207 с.
  15. Ш. А. Как живете, дети? М.: Просвещение, 1986. — С.11.
  16. .Г. О проблемах современного человекознания. М.: Наука, 1977.-380 с.
  17. .Г. Психология и проблемы человекознания / Под ред. А. А. Бодалева. -М.: Изд-во «Институт практической психологии», 1996. -484 с.
  18. .Г. Человек как предмет познания. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1968.-339 с.
  19. В.И. Педагогика творческого саморазвития. Казань.: Изд-во Казанского гос. ун.-та, 1996. — 565 с.
  20. В.И. Саморазвитие творческой конкурентноспособности личности менеджера. Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1992. — 207 с.
  21. В.Н., Силкина Н. В. Основы менеджмента в дополнительном образовании школьников: Учебн. пособие / Под ред М. А. Галагузовой. Челябинск: Изд-во ЧГПУ «Факел», 1997. — 116 с.
  22. Т.И. Методологический аспект проблемы способностей. М.: Наука, 1977. — С.8−47, 94−151
  23. С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы. М.: Высш.шк., 1980. — 368 с.
  24. В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. М.: Просвещение, 1976. — 139 с.
  25. А.Г. Психология личности: принципы общепсихологического анализа. М.: Изд-во МГУ, 1990. — 367 с.
  26. К.Ш. Народная педагогика и современная школа. Уфа: Баш-ГПУ, 2000.-328 с.
  27. Ю.К. Интенсификация процесса обучения. — М.: Знание, 1987. -80 с.
  28. Ю.К. Как оптимизировать процесс обучения. М.: Знание, 1978.-48 с.
  29. С .Я. Реформа профессиональной школы (Опыт, поиск, задачи, пути реализации). М.: Высшая школа, 1987. — 343 с.
  30. И.Л. Функция органов управления. М.: Юрид.лит., 1976. — 198 с.
  31. В.Г. Полное собрание сочинений в 13-ти т., т.4. М.: Академия наук СССР, 1954. — 675 с.
  32. А.С. Основы возрастной педагогики: В 2 ч. / Екатеринбург, Урал. гос. пед. ун-т, 1992. — Ч. 2. — 85 с.
  33. А.С. Ситуация успеха. Как ее создать?: Кн. для учителя. М.: Просвещение. 1991.- 176 с.
  34. Д.А. Основы личностно-ориентированной педагогики. — М.: ТО-дек, 1996.-318 с.
  35. Ю.А. Иоганн Кеплер. М.: Наука, 1971. — 295 с.
  36. Н.А. Биохимика и физиология движений / Под ред. В. П. Зинченко. М.: Изд-во «Институт практической психологии».- Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. — 608 с.
  37. В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989.- 192 с.
  38. В.М. Проблемы развития и воспитания человека / Под ред. А. В. Брушлинского, В. А. Кольцовой. — М.: Изд-во «Институт практической психологии». Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. — 416 с.
  39. К.О., Кочетков И. В. Школы учебы и школы творчества // Научно-исследовательская работа в системе подготовки учителя инновационного типа. Л., ЛГПИ 1990. — С. 15−27.
  40. И.В., Юдин Э. Г. Становление и сущность системного подхода. -М.: Наука, 1973.-270 с.
  41. П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения в 2-х т. Т.1 / Под ред. А. В. Петровского. М.: Педагогика, 1979. — 304 с.
  42. Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. Ростов-на-Дону: Изд-во Ростовск. ун-та, 1984. — 173 с.
  43. А.А. Личность и общение. Изб. труды. М.: Педагогика, 1983. — 272 с.
  44. Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. — М.: Просвещение, 1968. 464 с.
  45. Н.И., Гончаров Н. К., Есипов Б. П., Королев Ф. Ф. Педагогика: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. М.: Просвещение, 1968. — 526 с.
  46. А.В. Психология поведения и кибернетика. — М.: Мысль, 1970.-189 с.
  47. В.А. Алгоритмы педагогического творчества: Кн. для учителя. — М.: Просвещение, 1993. 94 с.
  48. В.В. Научный эксперимент. М.: Наука, 1989. — 174 с.
  49. К. Духовное развитие ребенка. Перев. с 3-го немец, изд. Под ред. В. Е. Смирнова. М.: «Новая Москва», 1924. — 556 с.
  50. К.Я. Коллективная мысль деятельность: Модель саморазвития человека. — М.: Педагогика, 1990. — 196 с.
  51. Е.Д. Изучение и внедрение опыта учебно-воспитательной работы. — М.: Высшая школа, 1978. 32 с.
  52. Н.К. Генезис научного знания. Фкт, идея, теория. М.: Наука, 1973.-286 с.
  53. А.А. Игровые формы контексного обучения. М.: Знание, 1983.- 132 с.
  54. О. Дидактика как теория образования в ее отношениях к социологии и истории образования: Пер. с немецкого. М., 1904. — 470 с.
  55. В.Г. Научное предвидение: Гносеологический анализ. М., Педагогика, 1979. — 157 с.
  56. В. Г. Гончарук С.И. Законы общества и научное предвидение. М.: Педагогика, 1972. — 216 с.
  57. И. Общество, культура, социология. М.: Прогресс, 1984. — 208 с.
  58. С.М. Основы комплексного прогнозирования. М.: Педагогика, 1977.-231 с.
  59. И.П. Много ли в школе талантов? М.: Знание, 1989. — 80 с.
  60. М.И. Мышление как процесс и познавательная мотивация // Мышление: Процесс, деятельность, общение. М.: Наука, 1982. — 387 с.
  61. Вопросы изучения учителя / Под ред. Г. О. Прозорова. М.: Учпедгиз, 1935.-216 с.
  62. Вопросы общепедагогической подготовки будущих учителей / Под ред. А.И.Пискунова- Моск.гос.пед.инс-т. — М., 1972. 260 с.
  63. .Б. Исследовательский подход к природе и жизни. М.: Работник просвещения, 1926. — 78 с.
  64. .З., Семенов В. Д. Школа и социальная среда: взаимодействие. -М.: Знание. 1981.-95 с.
  65. JI.C. Воображение и творчество в детском возрасте. — М.: Просвещение, 1967. 93 с.
  66. JI.C. Основы дефектологии // Соб. соч. — М.: Педагогика, 1983. Т.5.-369 с.
  67. Л.С. Педагогическая психология // Под ред. В. В. Давыдова. — М.: Педагогика. 1991. 480 с.
  68. Л.С. Собрание сочинений. T.IV. М.: Просвещение, 1984. -422 с.
  69. Т.В. Учебная деятельность и ее средства. М.: Изд-во Моск. гос. ун-та, 1998.-380 с.
  70. С.А., Зорин Т. А. От деловой игры к профессиональному творчеству. — Минск: Изд-во «Университетское», 1989. — 124 с.
  71. П.Я. Введение в психологию. — М.: Изд-во МГУ, 1976. 151 с.
  72. П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий // Исследование мышления в советской психологии / Под ред. Е. Ф. Шороховой. М.: Наука, 1966. — С. 236−277.
  73. А.С. Формирование гражданина: теория, практика, проблемы. -Челябинск: Изд-во ЧГПУ «Факел», 1995.-238 с.
  74. Г. В. Сочинения. М.-Л., Соцэкгиз, т.2. — 1934. — 634 с.
  75. А.И. Система и методика изучения и распространения передового педагогического опыта. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1956. — 176 с.
  76. И.Г. Научное исследование. М.: Политиздат. 1972.- 279 с.
  77. И.Ф. Избр. пед. сичинения. М.: Учпедгиз, 1940. — 292 с.
  78. .С. Прогностические методы в педагогике. М.: Знание, 1987.-240 с.
  79. В.Е. К вопросу о понятиях «закон», «принцип», «правило» в педагогике // Сов. педагогика, 1971. № 4. — с.37−5 5.
  80. В.Н. Законы в системе научного знания. — М.: «Мысль», 1970. -231 с.
  81. Я.К. Марсианин. М.: Молодая гвардия. 1985. — 226 с.
  82. Е.В. Комплексное исследование способностей // Вопросы психологии. 1986. — № 5. — с. 18−30.
  83. Ф.Н. Книга об учителе. М.: Просвещение, 1965. — 260 с.
  84. Ф.Н. Психологический анализ педагогических способностей: Способности и интересы. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1962. — С.63−64.
  85. Н.Н. Дидактический принцип индивидуальности. Метод, реко-менд. для студентов и учителей школ. Челябинск, изд-во Челяб. гос. пед. инст-та, 1990. — 40 с.
  86. Н.Н. Индивидуализация практической подготовки будущего учителя к профессионально-педагогической деятельности: Монография. -М.: Издательский центр Академии профессионального образования, 2001. 193 с.
  87. Н.Н. Индивидуально-педагогическое развитие личности будущего учителя: теория, опыт, исследование: Монография. Челябинск. Изд-во ЧГПУ, 2001. — 305 с.
  88. Н.Н. Организация индивидуальной учебно-познавательной деятельности: Методическое пособие. Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та «Факел», 2001. — 145 с.
  89. Н.Н. Принцип индивуализации в профессионально-педагогической подготовке учителя: Метод. пособие для студентов педвузов и учителей школ. Челябинск: Изд-во Чел. гос. пед. ун-та «Факел», 2001.- 187 с.
  90. Н.Н. Технология организации индивидуальной учебно-познавательной деятельности. Челябинск, Изд-во Челяб. гос. пед. инс-та, 1991.-165 с.
  91. Т. Д. Раффенспергер М.Д. Построение дерева целей для планирования теоретических научных исследований: Руководство по науч.-технич.прогнозированию. М., 1977.
  92. B.C., Урсул А. Д. Общенаучное понятие и их роль в познании. — М.: Педагогика, 1975. — 192 с.
  93. А. Избранные произведения: В 3-х т. М.: пер с итал., Изд-во иностр.лит., 1959. — 565 с.
  94. А.К. Формирование у школьников готовности к самообразованию: Учебное пособие к спецкурсу для студентов пед. ин-тов. М.: Просвещение, 1983. -144 с.
  95. К.М. Профессиональная пригодность и основные свойства нервной системы. М.: Наука, 1970. — С. 5−44.
  96. Р.Г. О методологии и методах исследования проблемы воспитания. М.: ВКШ, 1989. -67 с.
  97. В.В. Воспитание молодежи в новых социально-экономических условиях // Сов.педагогика. 1991. — № 7. — С.3−14.
  98. В.В. Образование. Мышление. Культура: Новое педагогическое мышление. М.: Педагогика, 1989. — С.98−136.
  99. В.В. Развивающее обучение. М.: Педагогика. 1989. — 238 с.
  100. М.А. Некоторые методологические вопросы педагогических исследований // Сов.педагогика. 1967. — № 10. — С.3−14.
  101. Данилов-Данильян В. И. Бегство к рынку. М.: Дело, 1991. 112 с.
  102. И.А. О месте потребности, эмоций и чувств в мотивации личности // Теоретические проблемы психологии личности. — М.: Наука, 1979. С. 146−269.
  103. А. Избр, пед.соч. М.: Учпедгиз, 1956. — 374 с.
  104. Н.А. Педагогические сочинения. М.: Педагогика. 1986. -346 с.
  105. И.А. Самовоспитание личности: Философско-эстетические проблемы. М.: Политиздат, 1984. — 244 с.
  106. Ю.Н. Теория формирования и практика совершенствования коммуникативной компонентности: Автореф. дисс.. докт.психол.наук / Ленинград, гос. ун-т. Л., 1991. — 389 с.
  107. Е.И., Сидорина Т. В., Силкина Н. В., Худорошко Л. А. Общие основы психологии управления: Учеб.пособие. Екатеринбург, 1977. -116 с.
  108. Е.И., Силкин С. В., Силкина Н. В. Основы малого предпринимательства и перспективы его развития. Новосибирск «Сибирский хропи-кер», 1997. — 159 с.
  109. Ю.Есипов Б. П., Гончаров Н. К. Педагогика. М.: Учпедгиз, 1939. — 352 с.
  110. Ш. Журавлев В. И. Взаимосвязь педагогической науки и практики. М.: Педагогика, 1984. — 176 с. 112.3агвязинский В. И. Педагогическое предвидение. М.: Знание, 1987. 78 с.
  111. В.И. Педагогическое творчество учителя. — М.: Педагогика, 1987.-160 с.
  112. В.И. Учитель как исследователь. М.: Знание, 1980. — 96 с. 115.3амошкин Ю. А. За новый подход к проблеме индивидуализма // Вопр.филос., 1989. № 6. — С. 3−17.
  113. Л.В. Дидактика и жизнь. — М.: Просвещение, 1968. 176 с.
  114. Л.В. Обучение и развитие. М.: Педагогика, 1975. — 410 с.
  115. Зарубежный и отечественный опыт подготовки школьников к труду в условиях рыночных отношений: Аналитический обзор. М.: Изд-во АПН СССР, 1991.-135 с.
  116. Н.Н. Профессиональная ориентация школьников. М.: Просвещение, 1988. — 270 с.
  117. А.Г. Методология и процедура социологических исследований. -М.: «Мысль», 1969.-205 с. 121.3еер Э. Ф. Профессиональное становление личности инженера-педагога. Свердловск: Изд-во Уральского ун-та, 1988. — 120 с.
  118. Э.Ф. Психология профессий: Учебное пособие. Екатеринбург: Изд-во Урал.госпроф.-пед.ун-та, 1997. — 244 с.
  119. С.И. Учебный процесс в советской высшей школе. М.: высш.шко., 1975.-314 с.
  120. A.M. Российские менеджеры должны учиться в России: Проблемы развития бизнесс-образования // Российский экономический журнал, 1992. -№ 12.-С.75.
  121. В.П. Человеческая деятельность. Познание. Искусство. — Киев: «Наук думка», 1977. 251 с.
  122. И.П. Энциклопедия КТД. М.: Педагогика, 1989. — 208 с.
  123. Е.М. Основы психологического изучения профессиональной деятельности. М.: Изд-во МГУ, 1986. — 208 с.
  124. А.А. Искусство правильно мыслить. М.: Просвещение. 1986. -224 с.
  125. В.П. Стиль деятельности: Новые подходы к аспектам // Вопр.психологии. 1983. — № 6. — С.92−98.
  126. Е.Н. Как вырастают Гоголи // Учит.газета. 1989. — 30 марта.
  127. Т.А. Педагогика. Курс лекций / Учебное пособие для студентов пединститутов. М.: Просвещение, 1984. — 496 с.
  128. В.Г. К вопросу о трактовке способностей в общей психологии творчества // Научное творчество. М.: Наука, 1969. — С.66−72.
  129. Использование в учебном процессе высшей школы методов активного обучения И Метод.: Сбор, научных трудов. Л.: 1990. — 98 с.
  130. История педагогической технологии. НИИ теории и истории педагогики.-М.: 1992.-133 с.
  131. Кабанова-Миллер Е. Н. Психология формирования знаний и навыков у школьников. М.: АПН РСФСР, 1962.- 367 с.
  132. М.С. Человеческая деятельность. М.: Политиздат, 1974. — 328 с.
  133. А.П. Школьнику о рыночной экономике: Учебное пособие для старшеклассников. М.: Знание, 1993. — 196 с.
  134. Как добиться успеха?: Практические советы деловым людям / Под ред.
  135. B.Е.Хруцкого. -М.: Политиздат, 1991. 520 с.
  136. З.И. Психологические принципы развивающего обучения: Продуктивное мышление как основа обучения. М.: Педагогика, 1981. — 132 с.
  137. Э.Ш. Молодежь как объект и субъект социальной деятельности // Сов. педагогика, 1988. № 9. — С.56−60.
  138. Кан-Калик В. А. Педагогическая деятельность как творческий процесс. -Грозный. Изд-во Грозн.гос.пед.ин-та, 1976. 147 с.
  139. Кан-Калик В.А., Никандров Н. Д. Можно ли научиться творчеству?: О профессиональном мастерстве учителя // Народ.образ., 1989. № И.1. C.62−66.
  140. . Деловая стратегия: Пер. с англ. М.: Экономика, 1991. — 239 с.
  141. .М. Дидактика — теория познания: Проблемы научного метода. М.: Наука, 1964. — 502 с.
  142. А.А. Индивидуализация учебной деятельности школьников. -Казань, Татарское кн. изд-во, 1980. 207 с.
  143. Е.А. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических особенностей свойств нервной системы. Казань, 1969. -С. 150−229.
  144. А.Г. Психология личности. М.: Просвещение, 1970. — 39 с.
  145. А.Г., Бодалев А. А. Психология и педагогика самовоспитания. -Л., Изд-во Ленинград, ун-та, 1958. 90 с.
  146. Я.А. Избранные педагогические сочинения. В 2-х т. т.1. -М.: Педагогика, 1982. — 656 с.
  147. Кон И.С. В поисках себя: Личность и ее самосознание. М.: Политиздат, 1984.-335 с.
  148. Ю.А. Система. Урок. Анализ. Псков: ПОИ ПКРО, 1996. — 440 с.
  149. К.Н. Воспитание воли и характера. — М.: Учпедгиз, 1950. -151 с.
  150. В.В. Вопросы соотношения дидактики и методики обучения иностранным языкам: Автореф.дис.. канд.пед.наук. — М.: 1967. — 20 с.
  151. А.А. К вопросу об объеме и содержании педагогического образования преподавателя школы. — М.: Изд-во индустр.-пед.ин-та им. К.Либкнехта, 1928. С.5−56.
  152. Н.К. Об учителе: Избр. статьи, речи и письма. Т.1. — М.: Изд-во АПН РСФСР, 1957. — 360 с.
  153. Н.К. Пед.соч. в 10-ти т. / Под ред. Н. К. Гончарова и др. / т.1. -М.: Изд-во АПН РСФСР, 1957. 510 с.
  154. Е.С. Основы социальной психологии. Л.: Изд-во Ле-нингр.гос.ун-та, 1967. — 173 с.
  155. Н.В. Методы исследования педагогической деятельности. -Л.: Изд-во Ленингр. гос. ун-та, 1970. 114 с.
  156. Н.В. Очерки психологии труда учителя. Л.: Изд-во Ленинг. гос. ун-та, 1967. — 183 с.
  157. Н.В. Формирование педагогических способностей. Л.: Изд-во Ленингр. гос. ун-та, 1961. — 98 с.
  158. Ю.П. Психологические знания и учитель // Вопр.психол., 1983.-№ 3.-С.37−44.
  159. Ю.П. Психология обучения взрослых. — М.: Просвещение, 1988. 128 с.
  160. Кун Т. Структура научных революций / Пер. с англ И. З. Налешова /. 2-е изд. М.: Прогресс, 1977. — 299 с.
  161. Лакин Г. Ф. Биометрия: Учебное пособие для биологических специальностей вузов. — 3-е изд. перераб. и доп. М.: Высш. школа, 1980. — С.97−100.
  162. Н.Д. Психология труда. М.: Учпедгиз, 1963. — 240 с.
  163. Н.С. Умственные способности и возраст. М.: Педагогика, 1971. -279 с.
  164. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975.-304 с.
  165. А.Н. Понятие отражения и его значение для психологии // Вопр.филос. 1966. — № 12. — С.53−58.
  166. А.Н. Психологические механизмы мотивации учебной деятельности. — Новосибирск, 1987. 40 с.
  167. И.Я. Проблемное обучение. — М.: Знание, 1974. 48 с.
  168. И.Я. Процесс обучения и его закономерности. М.: Знание, 1980. — С.85−86.
  169. И.В. Экономика без тайн: Учебник для старшеклассников. -М.: Дело, 1993.-350 с.
  170. Р.А. Дети (в детских организациях, профессиональных училищах), семья, социальный работник. Челябинск, Изд-во Челяб. гос. пед. ин-та, 1995.-177 с.
  171. Р.А. Теоретико-методологические основы деятельности детских общественных организаций. Челябинск: изд-во Челяб. гос. пед. ун-та «Факел», 1997. — 139 с.
  172. .Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. -М.: Наука, 1984. 445 с.
  173. Л.М. Формирование творческой индивидуальности учителя в педагогическом вузе. Ташкент: ФАН, 1996. — 96 с.
  174. Лук А. Н. Мышление и творчество. М.: Полтиздат, 1977. — 138 с.
  175. А.В. О народном образовании. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1958.-559 с.
  176. Майр Э Зоологический вид и эволюция. М.: Знание, 1968. — С.6.
  177. А.С. Некоторые выводы из моего педагогического опыта // Макаренко А. С. Пед. соч. в 7 т. т.5. — М.: Изд-во АПН РСФСР, 1958. — С. 197−251.
  178. А.С. Пед.соч. в 7 т. Т.5. — М.: Изд-во АПН РСФСР, 1958. -С.251−277.
  179. В.Н. Межпредметные связи в учебно-воспитательном процессе. Л.: Изд-во Ленинг.гос.пед.ин-та, 1979. — 30 с.
  180. В.Н. Межпредметные связи и совершенствование процесса обучения. М.: Просвещение, 1984. — 143 с.
  181. З.А. Современная школа в США. М.: Педагогика, 1971. — 367 с.
  182. З.А. Школа и педагогика за рубежом. М.: Просвещение, 1983.- 191 с.
  183. Т.Н. Социальная активность старшеклассников. — М.: Педагогика, 1988. 144 с.
  184. А.К. Актуальные проблемы психологии труда учителя // Советская педагогика. 1986. — С.13−26.
  185. A.M. Мозайка для делового человека. М.: Педагогика -Пресс, 1992.-224 с.
  186. А. Условия творческого труда: Пер. с польск. М.: Мир, 1970. -240 с.
  187. С.Е. Психологическая структура, динамика и развитие познавательной активности // Вопр.психол. 1982. — № 4. — С. 16−22.
  188. A.M. Теоретические вопросы проблемного обучения // Сов.педагогика. 1971. — № 7. — С.27−38.
  189. М.И. Организация проблемного обучения в школе. М.: Просвещение, 1977. — 240 с.
  190. М.И. Проблемное обучение: Основные вопросы теории. — М: Педагогика, 1975. 367 с.
  191. Методологические и теоретические проблемы изучения, обобщения и использования передового педагогического опыта / НИИ общей педагогики АПН СССР. М.: Изд-во АПН СССР, 1978. — 172 с.
  192. Методы педагогических исследований / Под ред. А. И. Пискунова. Г. В. Воробьева. М.: Педагогика, 1979. — 255 с.
  193. С.И. Дидактические принципы обучения методу моделирования // Прикладные психолого-педагогические исследования в вузе. — Новосибирск. 1988. С.76−80.
  194. Е.А. Психология формирования общетрудовых политехнических умений. М.: Педагогика, 1975. — 299 с.
  195. Е.З. Противоречивость научного творчества // Научное творчество. М.: Наука, 1969. — С. 290−311.
  196. A.M. Повышение педагогического мастерства учителей в условиях реформы школы // Совершенствование учителей в условиях реализации реформы школы. М.: Пед. об-во России, 1981. — 230 с.
  197. С.Г. Способы познавательной деятельности составная часть содержания образования // Инновационные процессы в образовании и педагогическое изобретательство. — Челябинск: Международный центр пед. изобретательства, Челяб. гос. ун-т, 1997.- 230 с.
  198. З.М. проектирование и внедрение новых технологий обучения в школе // Сов.педагогика. 1990. — № 7. — С. 17−22.
  199. Э.И. Методологические и теоретические вопросы изучения, обобщения и использования педагогического опыта. М.: Педагогика, 1994. — С.57−82.
  200. А.В. Обобщение как фактор воспитания школьников. М.: Педагогика, 1984. — 111 с.
  201. А .Я. Обучение как управляемый процесс / Урал.гос.акад.физ.культуры. — Челябинск, 1996. — 63 с.
  202. А. Я. Клюев Ф.Н. Проблемы реализации профессионального образования: Региональный аспект / Чел.ИРПО. Челябинск, 1998. — 264 с.
  203. Р.Г. Воображение как фактор поведения. Тбилиси: Мицниер-ба, 1972.-206 с.
  204. И. Л. Система практической пдготовки молодого учителя. — Саранск: Мордовское кн. изд-во, 1972. — 262 с.
  205. Р.С. Психология: Учебн. для студ. педвузов: в 3 кн. 3-е изд., 3 кн. Психодиагностика. — М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 1999. — 632 с.
  206. Г. Н. Формирование индивидуального стиля деятельности студентов / Челяб.гос.агро-инженерный ун-т. Челябинск. 1997. — 148 с.
  207. Р.А. Дидактические основы активизации учебной деятельности студентов. Казань: изд-во Казан.гос.ун-та, 1975. — 302 с.
  208. Н.Д. Програмированное обучение и идеи кибернетики: Анализ зарубежного опыта. М.: Наука, 1970. — 232 с.
  209. Нововведения в организации управления образованием. — М.: НИИ управления, экономики и развития образования РАО, 1992. — 167 с.
  210. Новое педагогическое мышление / Под ред. А. В. Петровского. Педагогика, 1989. — 280 с.
  211. Общие основы психологии управления: учебное пособие. Екатеринбург, 1999.- 116 с. 215.0конь В. Введение в общую дидактику. М.: Высшая школа, 1990. -СЛ12−114.
  212. Основы вузовской педагогики / Под ред. Н. В. Кузьминой, И. А. Урклиной. Л.: Изд-во ЛГУ, 1972. — 311 с.
  213. Основы педагогического мастерства: Учебное пособие / И. А. Зязюн, И. Ф. Кривонос, Н. Н. Тарасевич и др.: Под ред. И. А. Зязюна. М.: Просвещение, 1989.-301 с.
  214. Основы предпринимательского дела. Благородный бизнесе / Под ред. Ю. М. Осипова. — М.: Ассоциация «Гуманитарное знание», 1992. 432 с.
  215. Основы профессиональной педагогики / Под ред. С. Я. Батышева, С. А. Шапоринского Изд. 3-е, перераб. и доп. М.: Просвещение, 1969. -659 с.
  216. М. Рыцарь и буржуа. М.: Прогресс, 1987. — 527 с.
  217. И.П. Полн.собр.сочинений, зд. 2-е доп., т. 3. кн. 2. — М.-Л., Изд-во Акад. наук СССР, 1951. 438 с.
  218. Педагогика высшей школы / Ред. Н. Д. Никандров. Л.: ЛГПИ, 1974. -116 с.
  219. Педагогика развития личности // Под общ.ред. В. А. Ван. Уфа. 1993. -122 с.
  220. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся (Ред.кол: Г. И. Щукина и др. — М.: Педагогика, 1988. — 208 с.
  221. И.М. Роль различных факторов в развитии профессиональной адаптации учителя: Автореф. дис. канд.пед.наук. Тарту, 1973. — 20 с.
  222. Перспективы развития системы непрерывного образования / Под ред. Б. С. Гершунского. М.: Педагогика, 1990. — 300 с.
  223. И.Г. Избранные педагогические сочинения. Т.2. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1963. — 278 с.
  224. А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. М.: Политиздат, 1982.-255 с.
  225. В.А. К психологии активности личности / Вопросы психол.- 1975. № 3. — С.27−33.
  226. Пидкасистый Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении. Теоретико-экспериментальное исследование. М.: Педагогика, 1980. — 240 с.
  227. Д.И. Соч. в 4-х т., т.З. М.: Госметиздат, 1956.- С. 148.
  228. А.И. Усовершенствование педагогической подготовки студентов педагогических институтов и университетов. // Сов. педагогика, 1975, № 2. С.79−86.
  229. К.К. Структура и развитие личности. М.: Наука, 1986. -С.155−168.
  230. Т.С. Анализ затруднений в педагогической деятельности начинающихся учителей. М.: Педагогика, 1983. — 129 с.
  231. С. Сознание и социальная среда. М.: Прогресс, 1979.- 232 с.
  232. Проблемы методологии и методики исследований / Под ред. М. А. Данилова и Н. И. Болдырева. М.: Педагогика, 1971. — 350 с.
  233. Проблемы совершенствования системы психолого-педагогической подготовки учителя / Под ред. А. И. Щербакова. Л.: ЛГПИ, 1980. — 166 с.
  234. Психология. Словарь / Под ред А. В. Петровецкого, М. Г. Ярошевского. -М.: Политиздат, 1990. 494 с.
  235. Е.С. Индивидуальный подход в процессе обучения школьников. М.: Педагогика, 1975. — 182 с.
  236. Л.В. Проблемный подход при изложении учебного материала // Биология в школе. 1971. — № 2. — С.29.
  237. Л.А. Прогностическая способность учителя и ее диагностика. -Л.: ЛГПИ, 1989.-78 с.
  238. Л.А. Развитие способности к прогнозированию в познавательной деятельности. Л.: ЛГПИ, 1983.- 134 с.
  239. Российская педагогическая энциклопедия: В 2-х т. / Гл.ред. В. В. Давыдов. Т. 1: А — Я. — М.: БРЭ, 1993. — 608 с.
  240. С.Л. О мышлении и путях его исследования. М.: Изд-во АПН СССР, 1958.-147 с.
  241. С.Л. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1973. 416 с.
  242. С.Л. Человек и мир. М.: Наука, 1997. — 191 с.
  243. В.В. Основы социально-генетической психологии. М.: изд. «Институт практической психологии» — Воронеж: ППО «МОД ЭК», 1996.- 384 с.
  244. Е.И. Трудовое политехническое обучение школьников. М.: Изд-во Моск.гос.ун-та, 1961. — 133 с.
  245. А.Д. Профессиональная ориентация учащихся в советской школе. Учебное пособие. — Челябинск. Изд-во Челяб.гос.пед.инс-т, 1974. -332 с.
  246. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности / Под ред. В. А. Ядова. Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1979. — 264 с.
  247. И.М. Избранные философские и психологические произведения. М.: Госполитиздат, 1947. — 642 с.
  248. Е.В. Методы математической обработки в психологии. -СПб «Бень», 2000. 350 с.
  249. Н.В., Силкин С. В., Пачикова Л. П. Малый бизнес в России: Анализ состояния и региональные особенности. Екатеринбург: Уральск.гос.проф.-пед.ун-т, 1995.- 142 с.
  250. В.Д. Рыночная экономика и подготовка учителя труда // Школа и производство. — 1992. № 2. — С.5−8.
  251. М.Н. Методология и методика педагогического исследования. -М.: Педагогика, 1986. 150 с.
  252. М.Н., Щацкий С. Т. О всестороннем развитии детей. — М.: Знание, 1977.-96 с.
  253. В.А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки. М.: Просвещение, 1976. — 159 с.
  254. В.А., Подымова Л. С. Педагогика: Инновационная деятельность. М.: Изд-во «Магистр», 1997. 234 с.
  255. A.M. О методах количественной оценки эффективности учебных обобщений // Сов.педагогика. 1977. — № 2. — С. 14−22.
  256. A.M. Логическая структура учебного материала. М.: Педагогика, 1974.- 192 с.
  257. Социальная педагогика Ред. В. Д. Семенов. Екатеринберг: изд. «Уральский университет». — 1989. — 194 с.
  258. Э. Психопедагогика: Психологическая теория и практика обучения: Пер. с англ. / Под ред. Н. Ф. Талызиной. М.: Педагогика, 1984. — 472 с.
  259. А.И. Введение в квалиметрию высшей школы. Кн.1. Общие обоснования квалиметрии высшей школы. — М.: Наука, 1991. — 94 с.
  260. Г. В. Понятийная система психологической теории деятельности // Психологический журнал. — Т.2. 1981 — № 3. — С. 12−23.
  261. В.А. Избр.пед.соч. в 4-х т. Т.1. — М.: Педагогика, 1979. -668 с.
  262. М.Г. Воспитание и самовоспитание школьников. М.: Просвещение, 1982. — 160 с.
  263. В.Э. К вопросу о соотношении понятий «закон» и «принцип» в дидактике // Вопросы повышения эффективности теоретических исследований в педагогической науке. М.: НИИ ОП, 1976. — 223 с.
  264. .М. Избранные труды. В 2-х т. / Ред.-сост. Н. С. Лейтес /, т.1. -М.: Педагогика, 1985. 329 с.
  265. В. А. Социальное и национальное в историко-антропологической перспективе / Вопр.филос. 1990. — № 12. — С.3−15.
  266. Л.Н. Полное собр.соч. Пед.соч. т.8. М.-Л.: Изд-во АПН РСФСР, 1948.-665 с.
  267. В.И. Сократ и мы. 2-е изд. М.: Политиздат, 1986. — 383 с.
  268. Н.А. Организация производительного труда школьников. Челябинск: ЮУКИ, 1970. — 288 с.
  269. Н.А. Педагогические основы производительного труда школьников. Челябинск: ЮУКИ, 1970. — 219 с.
  270. Н. А. Яковлева Н.М. Понятие модельно-модульного принципа в педагогике // Вопросы методологии и методики формирования научных понятий у учащихся школ и студентов вузов: Сб.тез.докл. и сообщ. Челябинск: Изд-во ЧГПИ, 1990. — 4.1. — С.32−33.
  271. З.И., Аменд А. Ф. Я человек, ты — человек, мы — люди: Учебное пособие. — Челябинск: Изд-во ЧГПУ «Факел», 1996. — 196 с.
  272. М. Американские изобретатели. М.: Знание, 1975. — С.59.
  273. А.В. Пути повышения качества знаний и способы их проверкм. -Челябинск: Изд-во Челя.гос.пед.ин-та «Факел», 1996. — 50 с.
  274. А.В. Формирование у школьников научных понятий в процессе обучения. М.: Педагогика, 1986. — 176 с.
  275. К.Д. Собр.соч., Т.З. М.-Л.: Изд-во АПН РСФСР, 1950. — 776 с.
  276. О.Ф. Активизация учащихся в процессе обучения. М.: Высшая школа, 1969. — 75 с.
  277. Д.И. Психология развития личности в онтогенезе. М.: Педагогика, 1989. 206 с.
  278. Н.А. Физиология человека. 3-е изд. М.: Просвещение. Владос, 1995.-416 с.
  279. Франселла, Фей, Баннистер Д. Новый метод исследования личности: Руководство по репертуарюличност.методикам. Пер с англ. / Общ. ред и предисл. Ю. М. Забродина, В. И. Похалько. М.: Прогресс, 1987. — 232 с.
  280. С. Избр.пед.соч.: Пер. с франц. Сост., общ. ред и вст. слово Б. Л. Вульфсона. — М.: Прогресс, 1990. 301 с.
  281. К.Э. Черты из моей жизни // Грезы о земле и небе. Тула: Приок. изд., 1986. — С. 389.
  282. Н.Г. Изб.пед.соч. М.: Педагогика, 1983.- 335 с.
  283. Н.Г. Полн.соб.соч. в 15-ти Т. / Под общ.ред. В. Я. Кирпотана / т. 10. — М.: Госполитиздат, 1951. 1094 с.
  284. Т.И. Активизация учения школьников. М.: Педагогика, 1982. -208 с.
  285. С.Т. На пути к трудовой школе. Изб.пед.соч. в 2-х т., / Под ред. Н. П. Кузана и др. — М.: Педагогика, 1980. — 414 с.
  286. С.Т. Пед.соч. в 4-х т. / Под ред. И. А. Канрова и др./ т.1. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1962. — 503 с.
  287. И.Е. Внушение в педагогическом процессе. Пермь: изд. Перм. гос. пед. ин-т, 1971. — 304 с.
  288. B.C. Педагогика творчества учащихся. М.: Знание, 1988. -79 с.
  289. Г. И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. М.: Педагогика, 1988. — 208 с.
  290. Г. И. Проблема познавательного интереса в педагогике. — М.: Педагогика, 1971.-351 с.
  291. Д.Б. Избранные психологические труды. М.: педагогика, 1989.-560 с.
  292. П.К. Теория творчества. СПб., 1910. — С. 64.
  293. Ф. Анти-Дюринг. Переворот в науке, произведенный господином Евгением Дюрингом. М.: Политиздат, 1989. — 482 с.
  294. Э.Г. Системный подход и принцип деятельности. М.: Наука, 1978.-392 с.
  295. В.А. О диспозиционной регуляции социального поведения личности // Методологические проблемы социальной психологии. М.: Наука, 1975.-295 с.
  296. В.А. Социологическое исследование: Методология, программа, методы. Самара: Самарский ун-т, 1995. — 328 с.
  297. И.С. Разработка технологии личностно-ориентированного обучения // Вопросы психологии. 1995. № 2. — С.31−42.
  298. П.М. Психологические проблемы мотивации поведения. М.: Просвещение, 1969. — 317 с.
  299. E.JI. Эмоциональные механизмы личностного и творческого развития // Вопросы психологии, 1997. № 14. С.20−27.
  300. Н.М. Подготовка студентов к творческой воспитательной деятельности. Челябинск: Изд-во Челяб. пединститут, 1991. — 128 с.
  301. Barth R. Run school run. Cambridge (Mass.) 1980.
  302. Combs A. Humanistic education: too tender for a tough world? // Phi Delta Kappan, 1981. Vol. 62. N6.
  303. Green T. F. School and communities: A look forward // Harvard Educational Review. 1969. Vol. 39. N 2.
  304. Maslow A. Motivation and personality N. Y. 1970.
  305. Maslow A. Some educational implications of the humanistic psychology //Harvard Educational Review. 1968. Vol. 38. N 4.
  306. O.Patterson С. H. Foundations for a theory of instruction and educational psychology. N. Y., 1977.
  307. Patterson С. H. Humanistic education. Englewood Chiffs (N.-Y.), 1973.
  308. Rogers S. R. Freedom to, learn: A view of what education might become. Columbus (Ohio), 1969.
Заполнить форму текущей работой