Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Организация управления экономической деятельностью подразделений по ремонту колесных пар железнодорожного подвижного состава

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Затраты на ремонт колесных пар со сменой элементов в расходах вагонного хозяйства занимают значительный удельный вес (более 19%), который сопоставим с расходами на деповской ремонт грузовых вагонов и превышает долю расходов на их капитальный ремонт. Поэтому исследование этих затрат с целью их оптимизации является важной задачей в системе управления затратами ОАО «РЖД», актуальность которой… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Общая характеристика вагоноколесных мастерских и их экономическое состояние на современном этапе
    • 1. 1. Классификация работ по содержанию колесных пар в исправном состоянии для решения экономических задач
    • 1. 2. Общая характеристика вагоноколесных мастерских
    • 1. 3. Направления совершенствования экономической деятельности вагоноколесных мастерских
  • Выводы по главе 1
  • Глава 2. Совершенствование организации информационного обеспечения экономической деятельности вагоноколесных мастерских
    • 2. 1. Анализ методологии и предложения по совершенствованию стоимостной оценки колесных пар и их ремонта
    • 2. 2. Анализ статистической документации в части ремонта колесных пар в вагоноколесных мастерских и разработка предложений по ее совершенствованию
    • 2. 3. Методические подходы к определению норм сменяемости колесных пар, отремонтированных со сменой элементов, при выполнении плановых видов ремонта грузовых вагонов
  • Выводы по главе 2
  • Глава 3. Разработка методических подходов к планированию расходов и калькулированию себестоимости ремонта колесных пар со сменой элементов
    • 3. 1. Система планирования расходов в вагоноколесных мастерских и пути ее совершенствования
    • 3. 2. Применение и развитие нормативного метода планирования и учета затрат в современных условиях
    • 3. 3. Разработка методики определения нормативной себестоимости ремонта колесных пар со сменой элементов в вагоноколесных мастерских
      • 3. 3. 1. Расчет затрат на оплату труда работников, занятых на ремонте колесных пар со сменой элементов
      • 3. 3. 2. Отчисления на социальные нужды
      • 3. 3. 3. Материальные затраты
    • 3. 4. Определение расходов на ремонт колесных пар со сменой элементов, зависящих от программы ремонта
    • 3. 5. Планирование перевозок колесных пар в ремонт и из ремонта с целью оптимизации затрат по их транспортировке
  • Выводы по главе 3
  • Глава 4. Совершенствование организационной структуры управления деятельностью вагоноколесных мастерских
    • 4. 1. Структура управления экономической деятельностью вагоноколесных мастерских. Предпосылки к ее реорганизации
    • 4. 2. Порядок проведения расчетов для экономического обоснования выделения вагоноколесных мастерских из состава вагонных депо
    • 4. 3. Разработка комплекса финансово-экономических показателей вагоноколесных мастерских для контроля за результатами их деятельности
  • Выводы по главе 4

Организация управления экономической деятельностью подразделений по ремонту колесных пар железнодорожного подвижного состава (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Обеспечение бесперебойной и безаварийной работы железнодорожного транспорта и освоение дополнительных объемов грузовых перевозок во многом определяет техническое состояние подвижного состава. Наиболее ответственными за безопасность движения деталями и узлами грузовых вагонов являются элементы ходовой части, основные из которых — колесные пары.

В настоящее время при производстве плановых видов ремонта грузовых вагонов депо испытывают дефицит в исправных колесных парах. Их недостаток приводит к увеличению времени нахождения вагонов в неисправном состоянии и, как следствие, к сокращению погрузочных ресурсов и потере потенциальных доходов ОАО «РЖД» от перевозок грузов.

Система содержания колесных пар в исправном состоянии предусматривает их техническое обслуживание и ремонт.

Ремонт колесных пар со сменой элементов — наиболее дорогостоящий вид ремонта, позволяющий практически полностью восстановить ресурс колесных пар. Основными подразделениями ОАО «РЖД», выполняющими ремонт колесных пар со сменой элементов, являются вагоноколесные мастерские (далее — ВКМ).

Затраты на ремонт колесных пар со сменой элементов в расходах вагонного хозяйства занимают значительный удельный вес (более 19%), который сопоставим с расходами на деповской ремонт грузовых вагонов и превышает долю расходов на их капитальный ремонт. Поэтому исследование этих затрат с целью их оптимизации является важной задачей в системе управления затратами ОАО «РЖД», актуальность которой повышается в условиях реформирования вагонного хозяйства.

Основной целью диссертационного исследования является разработка комплекса методических положений, направленных на повышение эффективности системы управления экономической деятельностью ВКМ. Как любая система, она основывается на ряде функций, важнейшими из которых являются: анализ, учет, нормирование, планирование и организационная структура управления. В соответствии с ними в диссертации определены задачи и обоснованы методические подходы, позволяющие, осуществлять перечисленные функции более эффективно:

— разработана программа обследования ВКМ. На основе полученных данных проведен комплексный анализ экономической деятельности ВКМ, выявлены ее недостатки и даны предложения по их устранению;

— в рамках экономической деятельности ВКМ исследован механизм ведения бухгалтерского и статистического учета и разработаны предложения по его совершенствованию;

— разработана и внедрена методика расчета нормативной себестоимости ремонта колесных пар со сменой элементов в части прямых затрат;

— определен порядок расчета доли затрат, зависящих от объема ремонта колесных пар со сменой элементов;

— разработаны методические подходы к расчету экономического эффекта при оптимизации перевозок колесных пар в ремонт и из ремонта;

— сформирована сбалансированная система финансово-экономических показателей для контроля за результатами экономической деятельности ВКМ и обеспечения ее соответствия стратегическим целям развития ОАО «РЖД»;

— в рамках III этапа реформы на железнодорожном транспорте определены направления совершенствования организационной структуры управления ВКМ с экономическим обоснованием их выделения из состава вагонных депо при передаче в непосредственное подчинение дорожным дирекциям по ремонту грузовых вагонов.

Объектом исследования является экономическая деятельность вагоноколесных мастерских ОАО «РЖД».

Предметом исследования являются функции системы управления экономической деятельностью вагоноколесных мастерских ОАО «РЖД».

Теоретической и методической основой диссертационного исследования являются научные труды в области управления затратами железнодорожного транспорта А. П. Абрамова, A.JI. Вольфсона, Б. М. Лапидуса, Л. П. Левицкой,.

JI.A. Мазо, Д. А. Мачерета, В. Н. Орлова, Н. Г. Смеховой, М. М. Толкачевой, Н. П. Терешиной, А. С. Чудова и др., а также в области экономики вагонного хозяйства: В. Д. Антоновой, В. П. Бугаева, В. И. Гридюшко, В. А. Дмитриева, Е. А. Химушкиной, Л. Г. Чупейкиной.

В диссертационном исследовании применены методы системного экономического анализа (группировка, сравнение, корректировка) и линейного программирования (решение транспортной задачи методом вычеркивающей нумерации).

Научная новизна. В диссертационной работе обоснованы и разработаны:

— алгоритм расчета норм сменяемости колесных пар со сменой элементов при выполнении плановых видов ремонта грузовых вагонов;

— методика определения стоимости колесных пар с учетом их износа;

— методика расчета нормативной себестоимости ремонта колесных пар со сменой элементов в ВКМ в. части прямых затрат и методические подходы к бюджетному планированию расходов ВКМ с применением нормативного метода;

— сбалансированная система финансово-экономических показателей для контроля за текущей деятельностью ВКМ и обеспечения ее соответствия стратегическим целям развития ОАО «РЖД».

Практическая ценность. Полученные в диссертации результаты позволяют:

— проводить комплексный анализ и оценку экономической деятельности ВКМ, выявлять резервы повышения ее эффективностиобеспечить высокое качество бюджетного планирования в вагоноколесных мастерских и оптимизировать расходы на ремонт колесных пар со сменой элементов на стадии их планирования;

— повысить эффективность структуры управления экономической деятельностью ВКМ, обеспечить соответствие их текущей деятельности стратегическим целям развития вагоноремонтного комплекса ОАО «РЖД».

Внедрение и апробация работы. Разработанная в диссертации методика определения нормативной себестоимости ремонта колесных пар со сменой элементов в части прямых затрат апробирована в вагоноколесных мастерских, утверждена МПС России 24.09.2001 г. и направлена для практического применения письмом Департамента вагонного хозяйства от 25.09.2001 г. №ЦВЭ-33.

Основные положения и результаты диссертационной работы использовались при выполнении НИР «Система управления финансово-экономической деятельностью цехов предприятий, ремонтирующих колесные пары» по заказу МПС России (шифр темы 5.5.05.01.01.01), докладывались и получили одобрение на научно-практических конференциях «Проблемы железнодорожного транспорта в современных условиях» (г. Щербинка, март 2003 г. и апрель 2004 г.).

Диссертация обсуждена и одобрена на заседании научно-технического совета комплексного отделения «Экономики и финансов» Всероссийского научно-исследовательского института железнодорожного транспорта 23 мая 2006 г.

Основные результаты исследования опубликованы в 7 печатных работах, из них 3 в соавторстве.

Выводы по главе 4.

1. Анализ организационной структуры управления ВКМ показал, что в современных условиях функционирование ВКМ в составе вагонных депо не позволяет обеспечивать выполнение заданной программы ремонта необходимыми ресурсами в полном объеме. В большинстве ВКМ штат производственного персонала остается недоукомплектованным, затруднено управление деятельностью ВКМ на основе принципа единоначалия, слабо задействованы принципы мотивации, способствующие росту выпуска колесных пар из ремонта при снижении его себестоимости.

2. Для повышения эффективности экономической деятельности ВКМ предлагается выделить их из состава вагонных депо в качестве обособленного структурного подразделения с непосредственным подчинением дорожной дирекции по ремонту грузовых вагонов. Решение о выделении конкретной ВКМ из состава депо предлагается приниматься на основе расчета экономической эффективности проведения реструктуризации в соответствии с разработанным автором методическим подходом.

3. В целях повышения результативности деятельности ВКМ, обеспечения контроля за соответствием решаемых вопросов текущей деятельности ВКМ стратегическим задачам развития вагоноремонтного комплекса в диссертации разработана система финансово-экономических показателей, основанная на общих принципах сбалансированной системы показателей (ССП, BSC).

Заключение

.

1. В условиях дефицита исправных колесных пар особое значение уделяется их ремонту со сменой элементов, выполняемому преимущественно в вагоноколесных мастерских.

2. В диссертации разработана программа обследования экономической деятельности вагоноколесных мастерских. На основе полученных данных проведен анализ и определены основные направления совершенствования их экономической деятельности, разработаны предложения и методические подходы по совершенствованию функций учета, нормирования, бюджетного планирования в вагоноколесных мастерских, а также их организационной структуры управления.

3. В результате анализа действующей нормативной правовой документации, была установлена необходимость разработки порядка расчета износа колесных пар для оценки их стоимости при принятии к учету. В диссертации разработана методика определения стоимости колесных пар с учетом их износа.

4. С целью повышения качества бюджетного планирования и поиска путей оптимизации расходов в диссертации разработана система гибкого планирования затрат на ремонт колесных пар со сменой элементов. В ее основу вошли разработанные автором: методика расчета нормативной себестоимости ремонта колесных пар со сменой элементов в части прямых затрат, которая утверждена в 2001 г. и используется в экономической деятельности вагоноколесных мастерскихпорядок расчета доли зависящих затрат от объема ремонта колесных пар со сменой элементовметодика определения норм сменяемости отремонтированных колесных пар при выполнении плановых видов ремонта, разработанная в целях обоснованного формирования программы ремонта колесных пар со сменой элементов в соответствии с заданным объемом плановых видов ремонта грузовых вагоновпредложения по совершенствованию статистических учетных и отчетных форм ВУ-51, ВУ-53, ВУ-54 и ВО-7 для целей планирования программы ремонта колесных пар со сменой элементовметодика оптимизации расходов на транспортировку колесных пар в ремонт и из ремонта.

В отличие от действующего на современном этапе планирования «от достигнутого», применение разработанной автором системы гибкого планирования позволяет определять расходы по ремонту колесных пар со сменой элементов на плановый период на основе применения прогрессивных норм и нормативов и стимулировать эффективное управление затратами.

5. В рамках III этапа реформы на железнодорожном транспорте в диссертации определены направления совершенствования организационной структуры управления вагоноколесных мастерских с экономическим обоснованием их выделения из состава вагонных депо при передаче в непосредственное подчинение дорожным дирекциям по ремонту грузовых вагонов.

6. Для контроля за результатами экономической деятельности ВКМ и обеспечения их соответствия решаемым задачам развития вагоноремонтного комплекса согласно стратегической программе развития ОАО «РЖД» в диссертации произведена группировка разработана сбалансированная система финансово-экономических показателей вагоноколесных мастерских.

Показать весь текст

Список литературы

  1. А.П. Зависимость расходов железных дорог от изменения объема работ// Экономика железных дорог, № 8, 1999.
  2. А.П. Затраты железных дорог и цена перевозки. М.: «Транспорт», 1974, с. 256
  3. А.П. Поведение расходов отраслевых железнодорожных хозяйств при изменении объема работы в краткосрочном периоде // Вестник ВНИИЖТ, № 3,2001.
  4. О.В. Управленческий учет: пособие для преподавателей. -Магадан: Изд-во МПУ, 1997. 26 с.
  5. Анализ хозяйственной деятельности железных дорог: Учебник для вузов ж.-д. трансп./Н.Г. Винниченко, В. Ф. Данилин, А. Ф. Иваненко, Е. В. Ларионова, И. М. Ряхов, Н.И. Силаев- Под ред. Н. Г. Винниченко.- 2-е изд., перераб. и доп. М.: Транспорт, 1982. — 335 с.
  6. Анализ хозяйственной деятельности предприятий железнодорожного транспорта: Учебник для техникумов ж.-д. трансп./ Н. Я. Клещ, М. М. Толкачева, И. С. Лысенко, С.А. Никулин- Под ред. Н. Я. Клеща. М.: Транспорт, 1987. — 232 с.
  7. Л.Е. Прогнозирование и планирование в условиях рынка. Учебное пособие. М.: Инфра-М, 2002. — 260 с. — (Серия «Высшее образование»).
  8. А.Л. Решение транспортной задачи методом вычеркивающей нумерации //Применение цифровых вычислительных машин в экономике. Транспортная задача линейного программирования. Под ред. И. С. Брука, М.: Издательство Академии наук СССР, 1962 г., стр. 68.
  9. B.C., Дементьев А. П., Макогон В. Д. Некоторые вопросы организации управленческого учета на железнодорожном транспорте.- Новосибирск: Изд-во СГУПСа, 2001. 224 с.
  10. С.А. Управление затратами железных дорог в условиях информатизации отрасли. автореф. на соиск. уч. степ, доктора экон. наук, Новосибирск, 2002 — 48 с.
  11. Вагонное хозяйство. П. А. Устич, И. И. Хаба, В. А. Ивашов и др.- Под ред. П. А. Устича. М.: Маршрут, 2003. — 560 с.
  12. Ф.П. Системы учета «Стандарт-кост» и нормативного метода -основа организации управленческого учета// Вестник Финансовой академии, № 4 (12) 1999.
  13. Л.П. Прогнозирование и планирование в условиях рынка: Учебное пособие. 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К0», 2005. — 400 с.
  14. В.А. Нормирование расхода запасных частей по сроку службы. Обзорная информация. Серия IV. М., ЦНИИТЭИМС, 1971. -22 с.
  15. Э.З. Принцип формирования договорной цены за капитальный ремонт подвижного состава // Вестник ВНИИЖТ № 5 2002 г.-с. 31−35.
  16. В.И. и др. Экономика, организация и планирование вагонного хозяйства: Учебник для техникумов ж.-д. трансп. /В.И. Гридюшко, В. П. Бугаев, А.Ф. Сузова- Под ред. В. И. Гридюшко. М.: Транспорт, 1980.-279 с.
  17. Д.К., Покараев Г. М. Нормирование материальных ресурсов. Словарь-справочник. -М.: Экономика, 1988. 200 с.
  18. Единый план счетов бухгалтерского учета всех видов деятельности железнодорожного транспорта и инструкция по его применению (ФБУ-8), утв. МПС России
  19. О.В. Корпоративное управление активами ремонтных заводов железнодорожного транспорта // Экономика железных дорог, № 2,2004, с. 66−71.
  20. О.В., Левицкая Л. П., Палкин С. В. Исследование ремонтных заводов с точки зрения инвесторов //Локомотив № 12,1996, с. 13−14.
  21. О.В., Левицкая Л. П., Пояркова М. А. Планирование текущих активов заводов по ремонту подвижного состава // Экономика железных дорог, № 6, 1999, с. 9−16.
  22. Н.А., Кузьмина Л. В., Левицкая Л. П. Стратегический подход к поиску организационных форм вагоноремонтного производства // Экономика железных дорог, № 5,2000, с. 17−28.
  23. В.Б. Организация управленческого учета по центрам ответственности и местам формирования затрат// Бухгалтерский учет, № 5, март 2000 г.
  24. Инструктивные указания о порядке составления отчетных и учетных форм по вагонному хозяйству. Л.: Транспорт, 1980. — 120 е.-
  25. Инструкция по организации ремонта колесных пар в вагоноколесных мастерских и вагонных депо, №ЦВРК-6, утв. МПС СССР 30.12.86 г.
  26. Инструкция по осмотру, освидетельствованию, ремонту и формированию вагонных колесных пар №ЦВ-944, утв. МПС России 20.06.2003 г. АСПИЖТ, 2004 г.
  27. О.Д. Организация бюджетирования на предприятии // Бухгалтерский учет, № 11, 2003
  28. Каплан Роберт С., Нортон Дейвид П. Сбалансированная система показателей. От стратегии к действию. 2-е изд., испр. и доп. / Пер. с англ. -М.-.ЗАО «Олимп-Бизнес», 2003, 320 е.: ил.
  29. В.Э., Епифанов А. А., Селиванов П. В., Крятов М. С. Управленческий учет производственной деятельности: Учебное пособие / Под ред. В. Э. Керимова М.: Издательство «Экзамен», 2002, с. 160.
  30. В.Э., Селиванов П. В., Крятов М. С. Организация управленческого учета по системе Стандарт-кост // Аудит и финансовый анализ, № 3,2001.
  31. О.Н. Эффективность управления вагонным хозяйством железнодорожного транспорта России в условиях его реформирования. Автореф. на соиск. учен. степ. канд. экон. наук. Москва, 2003.
  32. А.Н. Повышение качества управления расходами эксплуатации железных дорог. Диссерт. на соиск. уч. ст. канд. экон. наук. М., 2004−149 с.
  33. В.А., Палкин С. В. О повышении эффективности использования грузовых вагонов // Экономика железных дорог, № 7,2003, с. 58−61.
  34. Комментарии к новому плану счетов бухгалтерского учета/ А. С. Бакаев, Л. Г. Макарова, Е. А. Мизиковский и др.- Под ред. А. С. Бакаева. М.: Информационное агентство «ИПБ-БИНФА», 2002. -435 с.
  35. Комплексная программа по строительству, ремонту, сервисному обслуживанию, повышению надежности и увеличению ресурса колесных пар. ЦВ МПС России, ВНИИЖТ, ПКБ ЦВ. М., 2001 г.
  36. .М. Экономические проблемы управления железнодорожным транспортом России в период становлениярыночных отношений (системный анализ). 2-е изд., перераб. и доп. -М.: Изд-во МГУ, 2001.-301 с.
  37. .М., Мачерет Д. А., Вольфсон А. Л. Теория и практика управления эксплуатационными затратами железнодорожного транспорта/ Под ред. Б. М. Лапидуса. М.: МЦФЭР, 2002. — 256 с. -(Приложение к журналу «Экономика железных дорог»),
  38. Л.П., Ефимова О. В. Стратегии обеспечения выживаемости и развития заводов по ремонту подвижного состава // Экономика железных дорог, № 4, 1999, с. 31−42.
  39. Л.П., Палкин С. В., Ефимова О. В. Оценка качества реализации экономической стратегии ремонтных заводов МПС России // Экономика железных дорог, № 9, 2000, с. 22−29.
  40. Л.П., Романова Е. П., Ефимова О. В. Методические подходы к планированию и калькулированию себестоимости продукции // Экономика железных дорог, № 8,2003, с.48−57.
  41. Ю.А. Анализ производственно-хозяйственной деятельности вагоноколесных мастерских железных дорог сети в 2002 году // Железнодорожный транспорт. Сер. Вагоны и вагонное хозяйство. Ремонт вагонов. М.: ОИ/ЦНИИТЭИ, 2003 — вып. 4.-е. 113.
  42. Ю.А. Оптимизация затрат на перевозку грузов для структурных подразделений железных дорог// Экономика железнодорожного транспорта. Проблемы и решения / Под ред. Л. А. Мазо и Г. Е. Писаревского. М.: Интекст, 2005. — с. 148−155.
  43. Ю.А., Сафонова А. И. Методические особенности бухгалтерского учета колесных пар // Вестник ВНИИЖТ, № 3, 2006 г., с. 43−47.
  44. И.И., Шапиро В. Д. Реструктуризация предприятий и компаний. /Под общ. ред. И. И. Мазура М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2001. — 456 с.
  45. Методика определения внутриотраслевых нормативов в части прямых затрат на плановые виды ремонта подвижного состава, выполняемые в депо, и ремонт колесных пар со сменой элементов в вагоноколесных мастерских, утверждена ОАО «РЖД» 28.09.2004 г.
  46. Методические рекомендации по планированию расходов, общих для всех мест возникновения затрат и видов работ, и общехозяйственных расходов в обособленных подразделениях линейного уровня, утверждены ОАО «РЖД» 27.02.2004 г.
  47. Методические указания по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденные приказом Минфина России от 13.10.2003 г. № 91н.
  48. Методы и алгоритмы решения транспортной задачи. Сборник статей под ред. B.C. Немчинова, J1.E. Минца, J1.A. Серебровского. Вып. 1, М.: Госстатиздат ЦСУ СССР, 1963 г., стр. 152-
  49. Н.П., Флейшман Ф. М. Вопросы экономики ремонтных предприятий.-М.: Трансжелдориздат, 1959.- 144 с.
  50. А.А. Структура сбалансированной системы показателей фирмы// Экономические стратегии № 5−6 2004 г. с. 132−137.
  51. Е.П. Транспортные задачи линейного программирования, изд. 2, исправл. и дополн., М.: Транспорт, 1971 г., стр. 216-
  52. Номенклатура расходов основных видов хозяйственной деятельности железнодорожного транспорта. Утверждена приказом МПС России от 29.09.2003 г. № 68.
  53. Нормирование расхода материалов и запасных частей на железнодорожном транспорте. Матвеев В. Е., Пузыня И. Е., Воликов В. А., Бабкин А. Р. М.: Трансжелдориздат, 1957. — 464 с.
  54. Нормы расхода материалов и запасных частей на плановые виды и текущий ремонты грузовых вагонов (№ 663−2002 ПКБ ЦВ/РЖДС-64). Утверждены МПС России 19.07.02 г.
  55. Общероссийский классификатор основных фондов ОК 013−94 (ОКОФ), утвержденный постановлением Госстандарта России от 26.12.1994 г. № 359 с изменениями и дополнениями 1/98. Введен в действие с 01.01.1996 г.
  56. В.Ф. Основы калькулирования. М.: Финансы и статистика, 1987.-288 е.: ил. 5960,61
Заполнить форму текущей работой