Военно-политическая элита в процессах формирования оборонной политики
См.: Свечин A.A. Стратегия. — М.: Кучково Поле, 2003; Кокошин A.A. О стратегическом планировании в политике. — М: Комкнига, 2007; Он же. Очерк политики как феномена общественной жизни. — М. Ленанд, 2008; Он же. Политология и социология военной стратегии. — М/ Комкнига, 2005; Он же. Стратегическое управление: теория, исторический опыт, сравнительный анализ, задачи для России. — М.: Росспэн, 2003… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА 1. ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЭЛИТА КАК СУБЪЕКТ ОБОРОННОЙ ПОЛИТИКИ
- 1. Теоретико-методологические основания позиционирования военно-политической элиты
- 2. Специфика функциональной сферы деятельности российской военно-политической элиты
- ГЛАВА II. МОДЕЛИ И МЕХАНИЗМЫ УЧАСТИЯ ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЭЛИТЫ В РАЗРАБОТКЕ ОБОРОННЫХ СТРАТЕГИЙ
- 1. Основные модели влияния военно-политической элиты на разработку оборонных стратегий
- 2. Механизмы и технологии участия военно-политической элиты в принятии военно-стратегических решений
- ЗАКЛЮЧЕНИЕ
- СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Военно-политическая элита в процессах формирования оборонной политики (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность исследования. Одним из наиболее значимых результатов политических, социальных и экономических реформ в постсоветской России явилась системная трансформация механизмов и методов формирования, легитимации и реализации государственной политики. В свою очередь, коррекция сфер ответственности элитных групп, моделей взаимодействия между ними в процессах стратегического целеполагания обусловила изменение структуры и состава правящей элиты. Самым непосредственным образом эти модификации отразились и на осуществлении оборонной политики, являющейся одним из важнейших направлений в деятельности политической элиты.
Опыт новейшей политической истории страны наглядно продемонстрировал, что условия формирования оборонных стратегий, состав участников данных процессов претерпели значительные изменения. В частности, усиление открытости механизмов целеполагания в военной сфере привело к политизации значительного числа военно-стратегических и военно-технических вопросов. В обсуждение оборонных проблем ныне вовлекаются широкие социальные аудитории, многочисленные общественно-политические движения и группы интересов, характер участия и требования которых зачастую влекут непродуктивные последствия для функционирования различных военных структур.
Динамика подобного рода трансформаций во многом опередила процессы их научного осмысления. Как заметил А. Кокошин, принятие большей части военно-стратегических решений в настоящее время осуществляется лицами, не обладающими достаточными научными знаниями и информацией относительно содержания и специфики функционирования современных процессов и механизмов формирования оборонной политики.1 Не случайно выбор конфигурации и механизмов разработки оборонных стратегий, выход на оптимальные режимы реализации последних в значительной степени осуществляется методом проб и ошибок, без должного привлечения теоретических инструментов. При постановке военно-стратегических целей и задач не в полной мере учитывается и роль субъективных параметров, обусловленных неготовностью, а порой и неспособностью, правящей элиты (особенно ее политико-административного, ведомственного компонента) обеспечить соответствие оборонных стратегий национальным приоритетам и реально располагаемым ресурсам, разработать и осуществить их эффективную реализа.
1 «Во многих сегментах российского политического класса, государственного аппарата и крупного бизнеса. отсутствует понимание. процесса формирования стратегии». Кокошин A.A. О стратегическом планировании в политике. — М.: КомКнига, Институт проблем международной безопасности РАН, 2007. С. 12. цию. Недостаточно внимания уделяется и действиям корпоративных акторов и групп интересов внутри элитарных коалиций, накладывающим ограничения на эффективность функционирования механизмов выработки и реализации оборонной политики.
Констатируя сложившееся положение, можно говорить о возникшем расхождении между реальным состоянием элитарной структуры, характером участия её элементов в процессе формирования оборонных стратегий и институциональными основаниями их деятельности. В частности, такое несоответствие находит отражение «в конфликте командной логики, на которой по-прежнему основана система экспектаций всех институтов государственной власти, с реальным поведением. акторов, которые либо должны. быть инструментами государства, либо претендуют на этот статус при ее воплощении в жизнь».2.
Для более адекватной оценки как нынешнего, так и перспективного состояния оборонной политики нашей страны, понимания специфики применяемых здесь механизмов и технологий целеполагания следует выявить характер влияния различных сегментов политической элиты на содержание военно-стратегических решений. В свою очередь, такая постановка вопроса требует учета особенностей поведения и мотивов участия группировок (коалиций) правящей элиты, обладающих различными функциональными нагрузками в процессе формирования оборонной политики. Однако влияние функциональной дифференциации правящей элиты на государственное регулирование в сфере обороны, а также проблемы перевода политических установок в конкретные управленческие решения довольно слабо отражены в научных исследованиях.
Такое положение дает все основания утверждать, что изучение характера и механизмов участия различных сегментов высшего военного руководства в формировании оборонной политики российского государства позволит глубже понять процессы планирования военно-стратегических целей, увидеть возможности и формы привлечения к этому процессу иных государственных и гражданских структур. По нашему мнению, решение подобного типа задач требует концептуализации дополнительных понятийных инструментов для более точного и корректного описания процессов и механизмов формирования оборонной политики и деятельности их участников.
2 Салмин A.M. Изнанка внешней политики / Российская политическая наука. В 5 томах / Под общ. ред. А. И. Соловьева. — М.: РОССПЭН, 2008. Том 5. С. 701.
Степень научной разработанности проблемы. Обзор научных, во многом западных источников, свидетельствует о наличии значительных достижений' в области исследования правящей элиты, ее структуры и каналов комплектования, механизмов и процедур осуществления управляющим слоем политической власти.3 Однако, обращаясь к отмеченным научным разработкам, необходимо учитывать национальную специфику элитарных структурразнообразие моделей и практик их взаимодействия друг с другом при выполнении своих политических ролей и функций. В то же время следует видеть, что тематика и направленность научных исследований в значительной степени задаются сложившимися в обществе традициями, отражающими в свою очередь характер исторической эволюции национальных политий. Они-то и обуславливают несовпадение ракурсов изучения взаимодействий внутри правящей элиты по поводу формирования различных направлений государственной политики.
Так, в развитых демократических странах с устойчивыми политическими системами центральным предметом исследований являются сами политические системы, направляющие функционирование государственной власти и правящей элиты. В транзитных странах, к которым большинство ученых относит и Россию, ключевое место занимают иные проблемы организации политической власти и ее составляющих, главным из которых выступает политическая элита.4 Соответственно, в западной традиции взаимодействие военных и политических структур рассматривается в основном в формате военно-гражданских отношений, 5 а в России — в категориях военно-политической элиты.
3 См. Миллс Р. Властвующая элита. — М.: Изд-во иностр. лит., 1959. Dye Т. Who’s Running America? The Bush Era. — Englrwood Cliffs, Prentice Hall, 1990; Putnam R. The Comparative Study of Political Elites. -N.Y., 1976; Marger M. N. Elites and Masses. An introduction to Political Sociology. -N.Y., 1981; Вебер M. Избр. произв., — M., 1990; Сартори Дж. Вертикальная демократия. Полис, 1993. № 2- Бурдье, П. Социология политики. — М.: Socio Logos, 1993; Пинто, Д. Элиты в демократических обществах // Вестник Московской школы политических исследований. — 1995. — № 1- Field, L, Highly, J. Elitism. L., 1980; Дай Т., Зиглер Л. Демократия для элиты.
Введение
в американскую политику. — М.: Юридическая литература, 1984; Роберт А.Даль. Поли-архия: участие и оппозиция. — М-.: Издательский дом ГУ-ВШЭ, 2010 и др.
4 «Можно спорить о качестве военной политики, но, в основном, не о легитимности механизмов ее формирования. Этого нельзя сказать о России. Качество результатов ее военной политики не главный вопрос, он вторичен относительно качества функционирования демократических государственных институтов в целом». David J. Betz. Civil-Military Relations in Russia and Eastern Europe. — L.: Routledge, 2004. C. 67.
5 См. Cohen, Eliot A. Civil-Military Relations: Are U.S. Forces Overstretched?- Huntington, Samuel P. Reforming Civil-Military RelationsОн же. The Soldier and the State: The Theory and Politics of Civil-Military RelationsKohn, Richard H. Out of Control: The Crisis in Civil-Military RelationsSchiff, Rebecca L. Civil-Military Relations Reconsidered: A Theory of ConcordanceSmith, Louis B. American Democracy and Military Power: A.
Причем в рамках концепта военно-гражданских отношений деятельность высшего военного руководства анализируется, прежде всего, с точки зрения обеспечения гражданского контроля над силовыми структурами. При этом практические аспекты участия военного истеблишмента в формировании оборонной политики — то есть, сами модели и механизмы участия — зачастую остаются закрытыми для научных исследований. Значительное число зарубежных научных разработок, посвященных проблемам политической роли российского военного руководства, 6 являются скорее критическим, отчасти идеологизированным по своему содержанию, обобщением работ независимых отечественных исследователей. Указанные факторы накладывают серьезные ограничения на заимствование из западной политологии понятий и категорий, обозначающих специфичные элементы их политических систем, практик и процессов, для описания специфических явлений российской политики.7.
В советский период по цензурным соображениям отечественные ученые в области общественных наук крайне редко и лишь намеками признавали факт существования, а тем более исследовали национальную элиту. Одним из исключений явился труд М. Восленского «Номенклатура. Господствующий класс Советского Союза», впервые вышедший в свет в 1980 году на немецком языке в издательстве Fritz Molden. Разработка категории «элита» в российской политической науке в основном началась с распадом советского строя. С середины 1990;х годов появляются систематизированные исследования, посвященные отдельным ключевым направлениям элитологиик настоящему времени количество опубликованных работ в данной научной области перевалило за тысячу. Путем постепенного освоения потенциала классических и современных западных теорий, интенсивного накопления и осмысления эмпирических данных относительно процессов ком.
Study of Civil Control of the Military Power in the United StatesAndrew J. Bacevicy. The new American militarism.
6 Cm. Taylor, Brian D. Politics and the Russian Army. Civil-Military Relations, 1689−2000. Cambridge: Cambridge University Press, 2003; Сборник «Вооруженные силы России: власть и политика / Под ред. Стивена Э. Миллера и Д.Тренина. Американская академия гуманитарных и точных наук. МТИ-пресс. Кембридж, штат Массачусетс, 2005; Robert Arnett. Russia After the Crisis: Can Civilians Control the Military? // Orbis 38 /Winter 1994/: 50- Anton Bebler. On the Evolution of Civil-Military Relations in Eastern and Central Europe. Inter-University Seminar Newsletter 23 /Fall 1994/: 9- Zoltan Barany. Superpresidentialism and the Military: The Russian Variant. Presidential Studies Quarterly, Vol. 38, 2008 и др.
7 Пляйс Я. А. О генезисе, предмете и современном состоянии политической науки в России / Российская политическая наука. В 5 томах / Под общ. ред. А. И. Соловьева. — М.: РОССПЭН, 2008. Том 5. С.691−699. плектования и ротации правящей элиты отечественная школа элнтологии сумела окончательно сформироваться к концу 1990;х годов.8.
Так, концептуальное содержание классических и современных теорий элиты было подвергнуто детальному исследованию Г. Ашиным, предложившим ряд подходов к систематизации их эвристического потенциала.9 Анализ трансформации проблемного поля эли-тистских исследований выполнен В.Моховым.10 Изучение проблематики концепций власти применительно к функционированию властных элит представлено в работах В.Ледяева.11 Институциональный подход к политико-социологическому анализу властных элит отражен в исследованиях А.Дуки.12 Совмещение институциональных характеристик российских элит и параметров постсоветских политических режимов заявлено в аналитическом подходе А.Зудина.13 Исследование патрон-клиентских отношений в системе взаимодействия массовых и элитных групп стало основным содержанием работ М.Афанасьева.14 Вопросы концептуального осмысления истории и практики российского.
8 Ашин Г. К. Элитология: Учебное пособие, — М.: МГИМО-Университет МИД России, 2005. С. 19.
9 См. Ашин Г. К. Элитология: Учебное пособие. — М.: МГИМО-Университет МИД России, 2005; Он же. Формы рекрутирования политических элит // Общественные науки и современность. — 1998. — № 3. С.85−96- Он же. Дилемма элиты: истинные и мнимые проблемы // Власть. — 2000. — № 3. С. 13−21- Он же. Толерантность и элита // Власть. — 2002. — № 5. С.28−36.
10Мохов В. П. Современный российский элитизм: трансформация проблемного поля / Властные элиты современной России. Ростов-на-Дону, 2004; Он же. Элитизм и история. Проблемы изучения советских региональных элит. Пермь: ПГТУ, 2000. Ледяев В. Г. Власть: концептуальный анализ. — М.: РОССПЭН, 2001; Он же. Социология властных элит: концептуальные проблемы / Властвующие элиты современной России в процессе политической трансформации / Отв. ред. В. Г. Игнатов, О.В.Гаман-Голутвина, А. В. Понеделков, А. М. Старостин. Ростов-на-Дону: Изд-во СКАГС, 2004, — Он же. Власть, авторитет и господство в России: основные характеристики и формы / Административная реформа в контексте властных отношений: сравнительная перспектива / Под ред. А. Н. Олейника и О.В. Гаман-Голутвиной. — М.: РОССПЭН, 2008.
Дука A.B. Институционализация политико-административной элиты в Санкт-Петербурге // Политая. — 2003. — № 2- Он же. Проблемы институционализации российской политико-административной элиты: экономический и глобальный аспекты // Власть и элиты в современной России: Сб. науч. статей / Под ред. А. В. Дуки. — СПб: Социологическое общество им. М. М. Ковалевского, 2003; Он же. Элита третьего пути: вызовы и ответы российской элиты / Властные элиты современной России в процессе политической трансформации / Отв. ред. В. Г. Игнатов, О.В.Гаман-Голутвина, А. В. Понеделков, А. М. Старостин. — Ростов-на-Дону: Изд-во СКАГС, 2004.
Зудин А. Ю. Российские элиты при В. Путине / Властные элиты современной России. Ростов-на-Дону, 2004. Он же. «Советское наследство» и особенности первичной дифференциации / Россия: вчера, сегодня, завтра. С точки зрения экспертов. — М.: ЦПТ, 2008. Афанасьев М. Н. Клиентелизм и российская государственность. М.: МОНФ, 1997. Он же. Изменения в механизме функционирования правящих региональных элит // Политические исследования. — 1997. элитогенеза, глубокой систематизация понятийно-категориального аппарата элитологии представлены в работах О. Гаман-Голутвиной.15 Основные принципы элитистской парадигмы, социальные и антропологические факторы детерминации элит, цивилизационного своеобразия и принципов циркуляции элит, механизмы элитогенеза уточнены.
А.Понеделковым и А.Старостиным.16 В результате научной деятельности российских эли/ тологов фундаментальные аспекты теории элиты разработаны достаточно полно.
Тем не менее, анализ содержания источников исследования позволяет говорить об определенном дефиците научных работ, посвященных концептуальному описанию механизмов и технологий принятия государственных решений, разработке моделей участия политической элиты в осуществлении функций стратегического целеполагания, предполагающих анализ соотношения властных и управленческих процессов.17 Одновременно стоит отметить и определенную несбалансированность в подходах к описанию предметно-ролевых функций российской элиты. Как правило, проблемы правящей элиты рассматриваются в отрыве от содержания и функционирования процессов и механизмов стратегического целеполагания, причем анализ их сущностных факторов «подменяется исследовани.
1 55 ем методик решения встающих. управленческих проблем". Широкое распространение приобрели как сугубо политизированные (в значительной степени, критически оценивающие объективно складывающиеся властные практики), так и формально-юридические подходы, ставящие во главу угла описание институциональных норм и процедур, фор
6. С.59−66. Он же. Правящая элита России: образ действия // Мировая экономика и международные отношения. — 1998,-№ 4. С.46−57.
15 Гаман-Голутвина О. В. Политические элиты России в историческом процессе. Закономерности формирования и тенденции развития И Россия XXI.- 1996, — № 5. С. 53−66- Она же. Политические элиты: эволюция теоретических концепций. — М.: РАГС, 1996. Она же. Политическая элита России. Вехи исторической эволюции. — М.: Интеллект, 1998; Она же. Российские элиты в зеркале политической науки. Политические элиты в условиях электорального формата трансформации власти. Тамбов, 2009.
16 Понеделков A.B. Политико-административные элиты России в середине 90-х гг. XX века и 10 лет спустя. Теоретический и прикладной аспекты анализа. Ростов-на-Дону: СКАГС, 2005; Старостин A.M. Эффективность деятельности административно-политических элит: критерии оценки и анализ состояния в современной России. Ростов-на-Дону: СКАГС, 2003.
17 Анализ существующих научных подходов и теорий процессов и механизмов принятия государственных (политических) решений достаточно подробно представлен в работах А. Соловьева и А. Дегтярева. См.: Соловьев А. И. Принятие государственных решений: учебное пособие. — М.: КНОРУС, 2006; Дегтярев A.A. Принятие политических решений: учебное пособие. — М.: КДУ, 2004; Он же. Механизм принятия политических решений: попытка разработки комплексной модели / Российская политическая наука. В 5 томах / Под общ. ред. А. И. Соловьева. — М.: РОССПЭН, 2008. Том 5. С.806−825.
18 Соловьев А. И. Колебательно-маятниковый механизм принятия государственных решений: к обоснованию когнитивных моделей // Политические исследования. — 2005. — № 4. С. б-7. мально определяющих служебные роли и статусы высших должностных лиц в системе государственного управления.
Не получили должного освещения и соответствующие механизмы и процессы участия элит в военно-стратегическом целеполагании.19 Отдельные аспекты данной проблематики фрагментарно затрагиваются в ряде трудов военных ученых, посвященных формированию военной политики в России.20 Из опубликованных в последнее время в открытой печати работ по данной тематике стоит отметить диссертационные исследования И. Харичкина, 21 В. Колесникова, 22 И. Бродкина, 23 С. Маслова, 24 В. Шерпаева, 25 а также сборник научных статей, подготовленный ЦВСИ ГШ ВС РФ.
19 Одной из редких в данном отношении является работа Щипалова В. В. Исследование методов поддержки принятия решений высшим военно-политическим руководством по стратегическим вопросам военной безопасности Российской Федерации / Военная безопасность Российской Федерации в XXI веке. Сборник научных с гатей / Под общ.ред. А. В. Квашнина — М: ГШ ВС РФ, 2004. С. 191−210.
20 См.: Свечин A.A. Стратегия. — М.: Кучково Поле, 2003; Кокошин A.A. О стратегическом планировании в политике. — М: Комкнига, 2007; Он же. Очерк политики как феномена общественной жизни. — М. Ленанд, 2008; Он же. Политология и социология военной стратегии. — М/ Комкнига, 2005; Он же. Стратегическое управление: теория, исторический опыт, сравнительный анализ, задачи для России. — М.: Росспэн, 2003; Барабин В. В. Военно-политическая деятельность государства в системе национальной безопасности (соц. — фил. анализ). Автореф. дис. канд. филос. наук. — М: ВУ, 1999; Золотарев В. А. Военная безопасность Государства Российского. — М.: Кучково поле, 2001; Емельяшин В. П. Армия и политическая власть в современной России: проблемы взаимодействия и тенденции развития. Автореф. дис. канд. полит, наук. — М.' РАГС, 2000; Кривенко A.M. Военная организация России в условиях социальной трансформации (политологический анализ). Автореф. дис. д-ра полет, наук. — М.: ВУ, 2003; Макаренков Е. В. Военно-политическое решениеподготовка, принятие, проблемы реализации. Автореф. дис. д-ра филос наук. — М.: ВУ, 1999; Ми-хайленок О. М. Вооруженные силы в переломные эпохи российской государственности (конец XIX — начало XXI в.): историко-политологический анализ.- М.: ВУ, 2002; Бельков O.A. О военной безопасности // Власть. — 2003. — № 10- Каверин Б. И. Политика и вооруженные силы: философские аспекты.- М.: ВУ, 1995 и др.
21 Харичкин И. К. Политическая элита и ее роль в обеспечении национальной безопасности России. Автореф. дис. д-ра филос. наук. — М.: ВУ, 1999.
22 Колесников В. В. Социально-политические аспекты военного элитообразования в современной России. Автореф. дис. канд. социолог, наук, — Саратов: Саратовский ГУ. 2008.
23 Бродкин И. А. Политическая и военная элиты современного российского общества: проблемы взаимодействия. Автореф. дис. канд. полит, наук. — М.: ВУ, 2005.
24 Маслов С. В. Военная элита. Политологический анализ формирования. Автореф. дис. канд. филос. наук. — М.: ВУ, 1995.
25 Шерпаев В. И. Военная элита в политическом процессе современной России. Автореф. дис. д-ра полит. наук. Екатеринбург: Екатеринбургский ГУ, 2008.
26 Военная безопасность Российской Федерации в XXI веке. Сборник научных статей / Под общей редакцией Квашнина A.B. — М: ГШ ВС РФ, 2004.
В большинстве современных российских научных работ, относящихся к формированию оборонного курса, рассматриваются, главным образом, вопросы содержания военной политики, условия, формы и способы применения Вооруженных сил, но отнюдь не конкретные субъекты, обладающие собственными интересами, и подходами в процессе ее формирования и реализации. Проблемы взаимодействиями соотношения политических и военно-стратегических факторов в содержании оборонных решений затрагиваются, в основном, в рамках классической формулы К. Клаузевица «война есть продолжение политики».27 Между тем в странах с устоявшимися демократическими режимами особую актуальность и общественную значимость приобретают проблемы эффективности механизмов и инструментов формирования и реализации военной политики, качественное состояние элитарной страты, от которой, собственно, и зависят конкретные механизмы целеполага-ния, инструменты контроля, технологии взаимодействия и проч.
Таким образом, необходимость разработки теоретических моделей формирования и принятия военно-стратегических решений, отражающих характер и содержание участия в них высшего военного руководства, обусловлена не только потребностями оптимизации и рационализации механизмов формирования и реализации оборонной политики, но и фактическим отсутствием подобных научных исследований.
Цель исследования — выявление места и роли военно-политической элиты в процессах и механизмах формирования оборонной (военной) политики в современной России.
Задачи, вытекающие из поставленной цели, предполагают:
— выделение и концептуализацию понятия «военно-политическая элита», определение механизмов и инструментов выполнения данной группой своих управленческих функций в ходе формирования и реализации оборонной (военной) политики;
— характеристику состава и структурных особенностей военно-политической элиты, отражающих специфику выполняемых ею функций и деловой среды профессиональной деятельностивыявление политических и военно-стратегических факторов, влияющих на процессы перевода заданных политических установок в формат ведомственных стратегий;
— выявление специфики существующих механизмов и технологий участия основных субъектов в формировании оборонной политики, раскрытие факторов и перспектив (ограничений) повышения их эффективности при решении военно-стратегических задач;
— выделение этапов и стадий военно-стратегического целеполаганияуточнение процедур и технологий, применяемых участниками разработки оборонной политики для продвижения собственных подходовопределение каналов и характера представительства со.
27Клаузевиц К. О войне. — М.:АСТ, 2002. С. 11. циальных интересов в сфере обороны и их влияния на эффективность выработки оборонных решений;
— выделение факторов и причин влияния военно-политической элиты на содержание и оформление военно-стратегических целей, функционирование механизмов формирования оборонной политики;
— теоретическое описание современных практик и технологий взаимодействия (коммуникаций) высшего военного руководства с основными контрагентами, перспектив их эволюции в процессе разработки и реализации оборонных стратегий.
Объектом исследования выступают процессы формирования оборонной политики (военно-стратегического целеполагания) в современной России.
Предмет исследования — функции и роль, механизмы и технологии участия военно-политической элиты в процессах формирования российской оборонной политики.
Теоретико-методологические основания диссертационного исследования представляет совокупность подходов и способов научного анализа, определяемых целью и задачами данного исследования, сущностью и особенностями объекта и предмета изучения. В качестве основного использован структурно-функциональный подход, рассматривающий военно-политическую элиту в качестве функциональной группы, реализующей функцию стратегического целеполагания в сфере обороны. Данный метод позволил описать функциональные и структурные свойства моделей участия военно-политической элиты в процессах военно-стратегического целеполагания, наметить пути совершенствования механизмов и процедур формирования оборонных стратегий. Среди других методов политической науки, позволивших адаптировать разнообразные теоретические концепты и прикладные модели к целям исследования, использовались социологический, сравнительный, системный, институциональный и др., а также методы включенного наблюдения.
Эмпирическая база исследования представлена массивом документальных источников, в том числе нормативно-правовыми актами Российской Федерации, регулирующими сферу обороны, официальными документами и заявлениями высших руководителей государства и министерства обороны, материалами политических, социологических и экономических исследований, опубликованных в открытой печати. Дополнительные информационные источники составили статистические и биографические данные представителей российской политической элиты, мемуары политических и общественных деятелей, крупных военачальников, публикации в периодических изданиях и сети Интернет. Особо ценными оказались замечания и пояснения А. Кокошина, других представителей руководства военного ведомства, а также результаты включенного наблюдения, личные впечатления и опыт работы диссертанта во время прохождения им военной службы.
Научная новизна исследования заключается в разработке оснований теоретической модели, позволяющей путем использования новых когнитивных инструментов раскрыть характер участия высшего военного руководства в разработке российской оборонной политики, теоретически описать специфику использования данным субъектом механизмов военно-стратегического целеполагания при выполнении ведомственных функций.
В данном контексте к наиболее существенным результатам, полученным лично исследователем, относятся:
— обоснование и введение в научный лексикон понятия «военно-политическая элита», отражающее позиционирование в составе правящей элиты высшего руководства министерства обороны, принимающего/оказывающего влияние на содержание и разработку военно-стратегических решений;
— структурирование и характеристика роли военно-политической элиты как ведущего субъекта трансформации политических целей в ведомственные стратегииописание институциональных и неинституциональных особенностей данного типа представительства социальных интересов в сфере обороныч.
— выделение перечня политических и военно-стратегических факторов (возможностей и условий оптимизации их соотношения), влияющих на содержании принимаемых решений;
— раскрытие специфики содержания и функционирования механизмов формирования оборонной политики, а также применяемых участниками этого процесса механизмов и технологийопределение резервов (ограничений) повышения эффективности системы военно-стратегического целеполагания;
— теоретическое описание основных моделей участия военно-политической элиты в процессах и механизмах формирования оборонных стратегийвыявление особенностей ее взаимодействия с основными контрагентами при оформлении и реализации военно-стратегических целей (задач), определение перспективных направлений и условий их взаимодействия.
Положения, выносимые на защиту:
1. Военно-политическая элита, представляющая совокупность лиц, занимающих ключевые позиции в структуре управления министерством обороны, является ведущим субъектом военно-стратегического целеполагания (принятии решений в оборонной сфере).
2. Базовые основания влияния руководства военного ведомства на содержание военно-стратегических целей заключаются в институционально закрепленном положении в структуре управления вооруженными силами государства и соответствующих функциях по операционализации задаваемых политических целей. Будучи институциональным каналом трансляции государственных интересов в оборонной сфере, военно-политическая элита обладает возможностями продвижения собственным групповых потребностей в рамках обозначенных стратегий.
3. Наряду с реализацией государственных целей существенным содержанием участия военно-политической элиты в процессах разработки оборонной политики является борьба за ресурсы, продвижение собственных подходов к оценке форм и методов решения существующих проблем в оборонной сфере, групповая институализация и сохранение позиций во властном пространстве.
4. Содержание, формы и методы взаимодействия военно-политической элиты с контрагентами последовательно изменяются под влиянием внешних и внутренних факторов. На смену методам доминирования в сфере обороны и недопущения сторонних участников к разработке и реализации целей оборонной политики приходят манипулятивные подходы и практики, обеспечивающие контроль над политической повесткой дня и благоприятное позиционирование ведомственных инициатив среди внешних и внутренних контрагентов, обеспечение комфортной среды их принятия и последующей реализации.
Теоретическое значение диссертации состоит в расширении понятийного аппарата при изучении правящей элиты и ее деятельности по выполнению властно-управленческих функций. Основные положения диссертации способствуют углубленному описанию сущностных и операциональных параметров механизмов формирования оборонного курса, моделей взаимодействия политических субъектов и выполняемых ими ролей в процессах принятия военно-стратегических решений.
С практической точки зрения выводы и результаты работы могут быть использованы при выборе механизмов и моделей решения широкого спектра прикладных проблем оборонной политики в целях оптимизации взаимодействия их основных участников, усиления влияния институциональных норм на процессы военно-стратегического целепола-гания. Основные положения диссертации также могут применяться для обновления и разработки ряда курсов политологического цикла в высшей школе.
Заключение
.
Анализ содержания государственной политики и функционирования современных механизмов ее выработки показал, что отраслевой критерий дифференциации правящей элиты не вполне отражает специфику участия ее группировок в принятии стратегических решений. В нынешних условиях дифференциация правящей элиты на «функциональные группы» более точно передает диверсификацию механизмов принятия государственных решений, связанную с отдельными направлениями деятельности и сферами ответственности разнородных сегментов политического класса. Различающиеся спецификой исполняемых функций и ведомственной принадлежностью функционально-ведомственные элиты оказывают существенное влияние на принятие стратегических решений, что позволяет выделить их в особую группу политической элиты. Регулируя соотношение политических и макроэкономических факторов в содержании ведомственных стратегий, данные группы выступают в качестве инструмента, призванного минимизировать риски неоправданного вмешательства политики в сферу разработки военной стратегии, а равно военно-стратегических факторов в определение исходных политических ориентиров.
Рассмотрение руководства министерства обороны как функциональной группы позволяет позиционировать его в качестве военно-политической элиты в рамках более общего класса явлений — функционально-ведомственных элит. С точки зрения принятого статусного подхода военно-политическая элита определяется как совокупность лиц, занимающих ключевые позиции в структурах управления министерством обороны, полномочия и ресурсы которых позволяют участвовать/оказывать влияние на принятие/непринятие стратегических решений в военной сфере, а также на их содержание. Ее основными функциями являются перевод политических целей и установок в военные стратегии, управление вооруженными силами и обеспечение политического контроля над ними. Трансформируя политические решения в ведомственные стратегии, обеспечивая их реализацию, она призвана обеспечить оптимальное сочетание в решениях политических и военно-стратегических факторов.
Специфика функционирования военно-политической элиты на стыке политического и военно-стратегического уровней механизмов целеполагания оказывает существенное влияние на состояние ее качественного состава, формируемого за счет двух категорий лиц, выполняющих различные функции в сфере формирования и реализации оборонных стратегий: политических назначенцев и высшего генералитета. Присутствие в ее составе двух ядер, с резко несовпадающими профессиональными и социокультурными качествами, выделяют данный элитный сегмент среди остальных функционально-ведомственных элит. Данные различия неизбежно приводят к перманентному оппонированию сторон, которое объективно выступает инструментом сдерживания и уравновешивания политических и военно-стратегических факторов в деятельности ведомственного руководства.
Характер (масштаб и частота) участия членов военно-политической элиты в процессах принятия и оформления военно-стратегических решений представляется наиболее точным критерием ее дифференцирования с точки зрения задач настоящего исследования. Разная степень включения этих лиц в механизмы и процессы разработки военной политики, масштаб рассматриваемых сюжетов предопределяют отличия элитарных уровней между собой, модели и масштабы их взаимодействия с внешними и внутренними контрагентами. Проведенное структурирование и анализ взаимоотношений группировок военно-политической элиты указывают на расхождение, а порой и несовместимость их позиций и установок. Данное состояние обусловлено различием выполняемых функций, а также взаимоисключающим характером задач подчиненных видовым элитам сил в системе обороны страны.
Представленные схема и принципы структурирования представляет теоретическую основу для дальнейших социологических исследований особенностей и закономерностей функционирования каналов и механизмов комплектования различных группировок военно-политической элиты, процессов формирования групповых ценностей, норм и моделей управления, форм и практик их взаимодействия при принятии стратегических решений.
Присутствие высшего военного руководства в политическом пространстве наиболее наглядно проявляется в двух аспектах: вовлеченность в политические процессы на стороне конкретных сил и влияние на содержание оборонных стратегий. Участие высшего генералитета в четко очерченных рамках в формировании оборонного курса неизбежно вследствие объективной зависимости содержания политических целей от состояния и возможностей вооруженных инструментов их достижения. В целях достижения оптимального соотношения политических и военно-стратегических факторов в содержании принимаемых решений следует четко разграничивать на институциональном уровне сферы деятельности, функции и полномочия структур министерства обороны, занятых административно-политическими вопросами деятельности военного ведомства и оперативным управлением войсками. Тем самым предельно сужаются возможности группировок военно-политической элиты по вторжению в чужую область компетенции и политизации сугубо управленческих проблем.
Вмешательство ведомственного руководства в политические процессы носит исключительно «инструментальный, а не самостоятельный характер, как правило, на стороне и под контролем конкретных политических сил, связанных с высшим командованием и использующих силовой ресурс как инструмент реализации собственных интересов. Тем самым. предназначенное для обеспечения военной безопасности оборонное ведомство специфично встраивается в систему властного доминирования определенного социального слоя и используется для реализации его интересов силовыми методами. Поэтому усиление контроля над военными структурами заключается не столько в ограничении участия высшего генералитета в политике, сколько в демократизации самого политического процесса, устранении силового ресурса из сферы регулирования социальных и политических отношений.
Субъективный контроль главы государства над военно-политической элитой должен постепенно заменяться системой объективного гражданского контроля за счет усиления прозрачности процедур и механизмов выработки оборонной политики, расширения числа участвующих субъектов. При этом часть полномочий главы государства, связанных с формированием военного бюджета, комплектованием высшего военного руководства, оценки эффективности военных программ, следует разделить с Федеральным собранием, что послужит созданию эффективной системы сдержек и противовесов в сфере планирования и реализации оборонного курса.
Исследование механизмов и процессов военно-стратегического целеполагания позволило уточнить роль и место руководства военного ведомства в формировании оборонной политики, а также осмыслить формы, технологии и процедуры его взаимодействия с основными политическими субъектами в ходе ее выработки. Сама модель участия военно-политической элиты в формировании оборонного курса представляет основу для дальнейших научных разработок схем взаимодействия её различных группировок с основными контрагентами на различных этапах принятия военно-стратегических решений.
Ведущая функция военно-политической элиты состоит в согласовании политических и военно-стратегических параметров принимаемых решений, а коридор возможностей ограничен жесткими рамками задаваемых социально-политических и экономических требований. Поэтому оценивая ее деятельность, эффективность существующих механизмов выработки оборонных стратегий, следует учитывать влияние не только сугубо функциональных, но и социально-политических и макроэкономических аспектов принимаемых решений, а также накладываемые ими ограничения.
Критика излишне затратной, относительно других стран, российской оборонной политики не учитывает объективно более низкий порог эффективности механизмов. ее формирования и осуществления. При. этом, как показывают результаты исследования, одним из основных факторов их недостаточной результативности является гипертрофированное участие высшего руководства военного ведомства в качестве одного из элементов1 неформальной системы представительства социальных интересов. Причем данная роль в значительной степени навязана военно-политической элите вследствие деформаций и дисфункций институциональной системы и доминирующих практик социальной презентации, обусловленных в свою очередь разбалансированностью полномочий ветвей власти в оборонной сфере.
Существующая нормативно-правовая база, регулирующая компетенции различных властных институтов в сфере формирования военной политики и фактически реализуемая модель взаимодействия между ними исключают основных контрагентов из формальных процессов разработки и контроля над ходом реализации военной политики. Сокращение состава формальных участников процедур выработки оборонных решений оборачивается ростом числа разнообразных групп интересов, стремящихся к взаимодействию с руководством военного ведомства, только осуществляемому вне институализированных и контролируемых процедур и практик. Перевод основных процессов согласования целей и их оформления в слабо контролируемое пространство теневых взаимодействий дополнительно деформирует рациональные основания деятельности механизмов принятия военно-стратегических решений. Усиливающееся влияние краткосрочных политических факторов над долговременными военно-стратегическими параметрами оборонного курса приводит к противоречивости последнего в целом, к постоянному несоответствию его содержания существующим потребностям оборонной сферы и национальным приоритетам.
Несомненно, что полностью избавить военно-политическую элиту от представительских функций невозможно. Ее деятельность охватывает не только военно-стратегический уровень механизмов целеполагания, но и, в значительной степени, политический, предполагающий по своей природе селекцию и продвижение групповых интересов. Приемлемой целью может быть только снижение меры влияния групповых интересов на функциональные аспекты решений в процессе согласования на различных уровнях военно-политической элиты, а также в ходе межведомственных взаимодействий. Необходимо перенаправить основные потоки представительства интересов через институциональные каналы, избавив тем самым руководство оборонного ведомства от исполнения несвойственных ему функций и сократив возможности должностных злоупотреблений. Перенесение основных процедур обсуждения военного бюджета и рассмотрения оборонных программ на площадку Федерального собрания* обеспечит и необходимую степень открытости процессов военно-стратегического целеполагания, и расширение числа участников, позволит более корректно вырабатывать «матрицу интересов» и задавать военно-политические цели и граничные условия их достижения.
С появлением эффективно действующих институциональных каналов презентации интересов отпадут многие проблемы взаимодействия руководства оборонного ведомства с контрагентами, особенно с обществом и посредническими между ними структурами, особенно связанные с продвижением групповых интересов. Потребность в подобных интеракциях фактически исчезнет. Станут надуманными претензии большинства групповых акторов на сотрудничество с руководством военного ведомства. Восстановление приоритета ведомственных функций в деятельности военно-политической элиты будет способствовать повышению уровня рациональности и эффективности механизмов выработки оборонного курса. Вместе с тем, снижение статуса и возможностей видовых группировок, как неформального канала продвижения групповых интересов, неизбежно вызовет их негативную реакцию и сопротивление, выражающиеся в стремлении сохранить доминирование оборонного ведомства в процессах военно-стратегического целеполагания.
Так как участие видовых группировок в процессе целеполагания направлено, прежде всего, на увеличение/сохранение размера контролируемых ресурсов, зависящего от объема видовых функций в системе обороны страны, особый контроль следует обращать на вопросы распределения военного бюджета и планирования функциональной нагрузки видов вооруженных сил. Решением данных вопросов, по возможности, должны заниматься Федеральное собрание и независимые от военного ведомства экспертные структуры. Тем самым будет достигаться значительная экономия средств за счет отказа от дорогостоящих, излишних для поддержания достаточного уровня обороноспособности страны вооружений и военной техники.
Необходимо создание институциональных форумов для обсуждения насущных военно-политических проблем и формирования предложений по их разрешению с участием, как представителей оборонного ведомства, так и независимых экспертных структур, общественно-политических объединений, чьи интересы не связаны с результатами обсуждения. Привлечение дополнительного экспертного и творческого потенциала, расширение числа представленных подходов только повысят эффективность и рациональность выработанных решений и будут способствовать их дополнительной легитимации.
Эффективность механизмов целеполагания в оборонной сфере серьезно сдерживают и доминирующие модели участия руководства министерства обороны в данных процессах, процедуры и технологии его взаимодействия с контрагентами. Исключительные прерогативы президента в военной сфере, ориентированность военно-политической элиты на преимущественное взаимодействие с данным институтом власти не стимулирует развитие с ее стороны консенсусных практик, что фактически лишает ее поддержки со стороны остальной части правящей элиты и основных политических субъектов. Оптимизация взаимодействия государственного и ведомственного руководства видится в последовательной регламентации компетенций субъектов, процедур и практик руководства и контроля над вооруженными силами, в том числе и со стороны законодательной власти и гражданского общества.
Сбалансированность полномочий высших органов исполнительной и законодательной властей в военной сфере создаст эффективную систему сдержек и противовесов, усиливая контроль над деятельностью участников процессов целеполагания, а также над инструментами оформления и реализации оборонных стратегий. Несомненно, что отчасти увеличивается объем согласительных процедур, потребных для принятия решений. Тем не менее, расширение в разумной степени числа участников, повышая краткосрочные ресурсные и временные издержки, способствует более адекватному учету интересов социальных слоев и властных групп и повышению социально-политической и экономической эффективности процессов целеполагания в долговременной перспективе.
Изменения механизмов и принципов формирования государственного курса обусловили трансформацию моделей ведомственного коммуницирования с социумом и общественно-политическими движениями, его представляющими. В нынешних условиях элитного плюрализма и ведомственной конкуренции за ресурсы военно-политическая элита вынуждена самостоятельно выстраивать диалог с ведущими социальными аудиториями и основными контрагентами, формируя благоприятную среду выполнения ведомственных функций. Со своей стороны, общество получает дополнительные каналы трансляции собственных интересов в содержание оборонной политики, а также возможность блокировать требования военных, превышающих допустимый уровень социально-экономического напряжения.
Этим и обусловлена существующая тенденция расширения ведомственных коммуникаций с различными сегментами сетевых структур гражданского, общества, путем создания при военном ведомстве различных площадок (форумов) и т. п. При этом исключительно широкие полномочия в оборонной сфере и отсутствие институциональных противовесов ведомственному монополизму, позволяют ВПЭ подбирать потенциальных контрагентов среди общественно-политических организаций в зависимости от их способности и готовности обслуживать интересы ведомства-либо явочным порядком трансформировать под' себя предписанные модели и форматы взаимодействия с «ними. Следует ожидать дальнейшего расширения применения манипулятивных практик и технологий со стороны ведомственного руководства во взаимодействии со • своими контрагентами. Средством противодействия подобной манипуляции, в том числе и за. счет варьирования, рамками секретности* и сокрытия важной информации, выступает усиление прозрачности механизмов формирования оборонной политики, а также расширение числа участников процессов целеполагания.
Список литературы
- Арбатов А.Г. Безопасность: российский выбор. М., ЭПИцентр. 525 с.
- Арбатов А.Г., Ромашкин П. Б. Оборонный бюджет на 2007 год и тенденции военной политики РФ / Ежегодник СИПРИ: вооружения, разоружение и международная безопасность: Пер. с англ./ Ин-т мировой экономики и междунар. отношений РАН. М.: Наука, 2007. С.945−960.
- Афанасьев М.Н. Клиентелизм и российская государственность. М.: Центр конституционных исследований МОНФ, 1997. 301 с.
- Афанасьев М.Н. Изменения в механизме функционирования правящих региональных элит// Политические исследования. 1997. — № 6. С.59−66.
- Афанасьев М.Н. Правящая элита России: образ действия // Мировая экономика и международные отношения. 1998.- № 4. С.46−57.
- Ахромеев С. Ф., Корниенко Г. М. Глазами маршала и дипломата. Критич. взгляд на внеш. политику СССР до и после 1985 г. — М.: «Международные отношения», 1992. 320 с.
- Ашин Г. К. Дилемма элиты: истинные и мнимые проблемы // Власть. 2000. — № 3. С.13−21.
- Ашин Г. К. Толерантность и элита // Власть. 2002. — № 5. С.28−36.
- Ашин Г. К. Формы рекрутирования политических элит // Общественные науки и современность. 1998. -№ 3. С.85−96.
- Ашин Г. К. Элитология: Учебное пособие. М.: МГИМО — Университет МИД России, 2005. 544 с.
- Ашин Г. К., Кравченко С. А., Лозанский Э. Д. Социология политики: Сравнительный анализ российских и американских политических реалий. М.: Экзамен, 2001. 608 с.
- Балуевский Ю.Н. С НАТО воевать не собираемся // Российская газета. 2005 г. -1 ноября.
- Барабин В.В. Военно-политическая деятельность государствам системе-национальной безопасности (соц. фил. анализ). Дис. канд. филос. наук. — М.: ВУ, 1999. 191 с.
- Баранец В.Н. Генштаб без тайн. В 2-х т. М.: Вагриус, 1999.463 с.
- Безбородое Н.М. Состояние армии все еще критическое // Военно-промышленный курьер. 2006 г. — № 9 (125). — 08 — 14 марта.
- Бельков O.A. О военной безопасности // Власть. 2003. — № 10. С.29−37.
- Бордюжа H.H. В поисках модели безопасности // Военно-промышленный курьер. 2005 г. — № 2 (69). 19−25 января.
- Бродкин И.А. Политическая и военная элиты современного российского общества. проблемы взаимодействия. Автореф. дис. канд. полит, наук. М.: ВУ, 2005. 28 с.
- Бурдье, П. Социология политики. M.: Socio-Logos, 1993. 336 с.
- Вебер М. Избранные произведения. M., 1990. 644 с.
- Волошко B.C. Военная политика и проблемы обеспечения военной безопасности Российской Федерации / Военная безопасность Российской Федерации в XXI веке. Сборник научных статей / Под общ. ред. A.B. Квашнина. М: ГШ ВС РФ, 2004. С.153−179.
- Гаман-Голутвина О. В. Политическая элита России. Вехи исторической эволюции. М.: Интеллект, 1998. 416 с.
- Гаман-Голутвина О. В. Политическая элита определение основных понятий // Политические исследования, 2000. № 3. С.97−103.
- Гаман-Голутвина О. В. Политические элиты и политическое лидерство. / Политология: лексикон / Под. ред. А. И. Соловьева. М.: РОССПЭН, 2007. С.503−514.
- Гаман-Голутвина О. В. Политические элиты России в историческом процессе. Закономерности формирования и тенденции развития // Россия XXI.- 1996.- № 5−6. С. 53−66.
- Гаман-Голутвина О. В. Проблема субъекта модернизации в России: историко-концептуальные аспекты и современное состояние // Власть и элиты в российской трансформации: сб. научных статей. / Под ред. А. В. Дуки. — СПб.: Интерсоцис, 2005. С. 94−109.
- Гаман-Голутвина О. В. Российские элиты в зеркале политической науки. Политические элиты в условиях электорального формата трансформации власти. Тамбов, 2009.
- Гареев М.А. Опыт победителей в Великой войне не может устареть // Независимое военное обозрение. 2010 г. — 12 марта.
- Гареев М.А. Структура и основное содержание новой военной доктрины России. Доклад на военно-научной конференции, Академии военных наук 20 января 2007 года в Москве // Вестник академии военных наук. 2007. — № 1.
- Голдгейр Дж., Макфол М. Цель и средства. Политика США в отношении России-после «холодной войны». М.: Международные отношения, 2009. 520 с.
- Грачев П.С. Не надо учиться у тех, кто хочет нас завоевать // Независимое военное обозрение. 2009 г. — 20 марта.
- Грачев П.С. Меня назначили ответственным за войну // Труд. 2001 г. — № 48. -15 марта.
- Дегтярев A.A. Принятие политических решений: Учебное пособие. М.: КДУ, 2004.416 с.
- Дегтярев A.A. Механизм принятия политических решений: попытка разработки комплексной модели / Российская политическая наука. В 5 т. / Под ред. А. И. Соловьева. Том 5. М.: РОССПЭН, 2008. С.230−249.
- Дука A.B. Институционализация политико-административной элиты в Санкт-Петербурге // Политая. 2003. № 2. С.126−149.
- Дука A.B. Исследование политических элит: поиск теоретических подходов / Власть и элиты в российской трансформации: сб. научных статей / Под ред. A.B. Дуки. -СПб.: Интерсоцис, 2005.
- Дука A.B. Проблемы институционализации российской политико-административной элиты: экономический и глобальный аспекты // Власть и элиты в современной России: Сб. науч. статей-/ Под ред. А. В. Дуки. СПб: Социологическое об-во им. М. М. Ковалевского, 2003.
- Дука A.B. Теоретические проблемы в исследованиях властных элит // Журнал социологии и социальной антропологии. 2008. — Том XI. — № 1.
- Дука A.B. Элита третьего пути: вызовы и ответы российской элиты / Властные элиты современной России в процессе политической трансформации / Отв. ред.
- В.Г.Игнатов, О.В.Гаман-Голутвина, А. В. Понеделков, А. М. Старостин. Ростов-на-Дону: Изд-во СКАГС, 2004.
- Емельяшин В.П. Армия и политическая власть в современной России: проблемы взаимодействия и тенденции развития. Автореф. дис. канд. полит, наук. М.: РАГС, 2000. 26 с.
- Ефимов H.H. Политико-военные аспекты национальной безопасности России. — М.: КомКнига, 2006 г. 240 стр.
- Золотарев В.А. Военная безопасность Государства Российского. М.: Кучково поле, 2001.484 с.
- Зорькин В.Д. Апология Вестфальской системы. // Российская газета. 2004 г. — 13 июля.
- Зудин А.Ю. Российские элиты при В.Путине / Властные элиты современной России. Ростов-на-Дону, 2004.
- Зудин А.Ю. «Советское наследство» и особенности первичной дифференциации / Россия: вчера, сегодня, завтра. С точки зрения экспертов. М.: ЦПТ, 2008.
- Каверин Б.И. Политика и вооруженные силы: философские аспекты.- М.: ВУД995.
- Клаузевиц К. О войне. В 2 т. М.:АСТ, 2002.
- Кокошин A.A. О политическом смысле победы в современной войне. — М.: Еди-ториал УРСС, 2004 г. 104 стр.
- Кокошин A.A. В поисках выхода: Военно-политические аспекты международной безопасности. М.: Политиздат, 1989. 271 с.
- Кокошин A.A. О стратегическом планировании в политике. М.: КомКнига, Институт проблем международной безопасности РАН, 2007. 224 с.
- Кокошин A.A. Очерк политики как феномена общественной жизни. М.: Ленанд, 2008. 208 с.
- Кокошин A.A. Политология и социология военной стратегии. М.: КомКнига, Институт проблем безопасности РАН, 2005. 616 с.
- Кокошин A.A. «Размышление о технократии и технократах». М.: Ленанд, 2008.40 с.
- Кокошин A.A. Стратегическое управление: теория, исторический опыт, сравнительный анализ, задачи для России. М.: РОССПЭН, 2003. 528 с.
- Колесников В.В. Социально-политические аспекты военного элитообразования в современной России. Автореф. дис. канд. социолог, наук.- Саратов: Саратовский ГУ. 2008. 32 с.
- Кривенко A.M. Военная организация России в условиях социальной трансформации (политологический анализ). Дис. д-ра полит, наук. М.: ВУ, 2003. 359 с.
- Крыштановская О.В. Анатомия российской элиты. М.: Захаров, 2005. 384 с.
- Ледяев В.Г. Власть: концептуальный анализ. М.: РОССПЭН, 2001. 384 с.
- Ледяев В.Г. Власть, авторитет и господство в России: основные характеристики и формы / Административная реформа в контексте властных отношений: сравнительная перспектива / Под ред. А. Н. Олейника и О.В. Гаман-Голутвиной. М.: РОССПЭН, 2008. С.58−93.
- Ледяев В.Г. Социология властных элит: концептуальные проблемы / Властвующие элиты современной России в процессе политической трансформации / Отв. ред. В. Г. Игнатов, О.В.Гаман-Голутвина, А. В. Понеделков, А. М. Старостин. Ростов-на-Дону: Изд-во СКАГС, 2004.
- Льюке, С. Власть: радикальный взгляд / Пер. с англ. М.: Изд. дом ГУ-ВШЭ, 2010. 240 с.
- Макаренков Е.В. Военно-политическое решение: подготовка, принятие, проблемы реализации. Автореф. дис. д-ра филос. наук. М.: ВУ, 1999. 36 с.
- Макаров Н.Е. Армия 21 века // Военно-промышленный курьер. 2009 г. — № 23 (289). — 17−23 июня.
- Макаров Н.Е. К годовщине образования ГШ. Главный орган военного управления // Красная Звезда. -2009 г. 24 января.
- Маслов С. В. Военная элита. Политологический анализ формирования. Автореф. дис. канд. филос. наук. М.: ВУ, 1995. 26 с.
- Материалы круглого стола: Актуальные проблемы и логика военной реформы. Экспертное сообщество размышляет над перспективным обликом Вооруженных сил // Независимое военное обозрение. 2009 г. — 24 апреля.
- Меликова Н.А. Путин расставил приоритеты // Независимое военное обозрение. -2005 г. 7 июня.
- Миллс Р. Властвующая элита. М.: Изд-во иностр. лит., 1959. 543 с.
- Морозов О.В. Кабинетные споры // Российская газета. 2010 г. — 3 ноября.
- Моска Г. Происхождение доктрины политического класса и причины, которые препятствовали ее распространению // Личность. Культура. Общество.- 2003.- Т. V.- Вып. 1−2(15−16).- С. 157−166.
- Мохов В.П. Современный российский элитизм: трансформация проблемного поля / Властные элиты современной России. Ростов-на-Дону, 2004.
- Мохов В.П. Элитизм и история: Проблемы изучения советских региональных элит. Пермь: ПГТУ, 2000. 204 с.
- Мухин В.С. Парламентарии ушли в оппозицию к Минобороны //Независимое военное обозрение. 2009 г. — 18 июня.
- Мясников В., Мухин В., Трофимов А. Олигархия в погонах // Независимое военное обозрение. 2005 г. — 29 ноября.
- Падерин А.А. Политика и военная стратегия: урок единства // Военная мысль. -2006.-№ 5. С.30−38.
- Парето В. Компедиум по общей социологии // Антология мировой политической мысли / Под ред. Т. А. Алексеевой. М., 1997, т. 2. С.59−79.
- Патрушев Н.П. Военная доктрина в третьем варианте // Российская газета. 2009 г. — № 5044 (220). — 20 ноября.
- Печуров С.Л. Англо-саксонская модель управления в военной сфере: история и современность. М.: КомКнига, 2005. 232 с.
- Печуров С.Л. Особенности англосаксонской системы руководства вооруженными силами государства // Независимое военное обозрение. 2008 г. — 28 ноября.
- Печуров С.Л. В Пентагоне служить нелегко, но очень выгодно // Независимое военное обозрение. 2009 г. — 23 января.
- Печуров С.Л. Когда военные и гражданские вынуждены работать вместе // Независимое военное обозрение. 2008 г. — 31 октября.
- Пинто, Д. Элиты в демократических обществах // Вестник Московской школы политических исследований. 1995. — № 1.
- Пляйс Я.А. Новый проект реконструкции властной элиты России: содержание и перспективы реализации / Демократия. Власть. Элиты: Демократия уэ элитократия: сб. ст / Под ред. Я. А. Пляйса. М.: РОССПЭН, 2010. С.87−112.
- Радаев В.В., Шкаратан О. И. Социальная стратификация. М.: Наука. 1995.237 с.
- Ривера Ш., Ривера Д. К более точным оценкам трансформаций в российской элите // Полис. 2009. — № 5. С. 149−157.
- Роберт А.Даль. Полиархия: участие и оппозиция. М.: Издательский дом ГУ-ВШЭ, 2010. 288 с.
- Рябошапко В.А., Фомин А. Н., Малеев В. М. Экономические аспекты военной безопасности / Военная безопасность Российской Федерации в XXI веке. Сборник научных статей / Под общ. ред. A.B. Квашнина М: ГШ ВС РФ, 2004. С.232−249.
- Салмин A.M. Изнанка внешней политики / Российская политическая наука. В 5 т. / Под ред. А. И. Соловьева. Том 5. М.: РОССПЭН, 2008. С.701−732.
- Сартори Дж. Вертикальная демократия // Полис.- 1993 .-№ 2. С. 80−89.
- Свечин A.A. Стратегия. М.: Кучково Поле, 2003. 656 с.
- Сердюков А.Э. Эффективность и рациональность это не пожелание, а требование дня // Красная звезда. — 2007 г. — 11 апреля.
- Соловьев А.И. Государственная политика / Политология: лексикон / Под ред. А. И. Соловьева М.: Росспэн, 2007. С.70−83.
- Соловьев А.И. Колебательно-маятниковый механизм принятия государственных решений: к обоснованию когнитивных моделей // Полис. 2005. — № 5. С.6−22.
- Соловьев А.И. Принятие государственных решений: Учебное пособие. М.: КНОРУС, 2006. 344 с.
- Старостин A.M. Эффективность деятельности административно-политических элит: критерии оценки и анализ состояния в современной России. Дис. д-ра .полит, наук. Ростов-на-Дону: СКАГС, 2003. 351 с.
- Харичкин И.К. Политическая’элита и ее роль в обеспечении национальной безопасности России. Автореф. дис. д-ра филос. наук. М.: ВУ, 1999. 36 с.
- Хейвуд, Эндрю. Политология: Учебник для студентов ВУЗов / Пер: с англ. -М.':ЮНИТИ-ДАНА, 2005. 544 с.
- Цымбурский B. J1. Сверхдлинные военные циклы Нового и новейшего времени / Российская политическая наука. В 5 т. / Под ред. А. И: Соловьева. Том 5. М.: РОССПЭН, 2008. С.922−940.
- Чирикова А.Е. Региональные элиты России: Учебное пособие для студентов вузов. М.: Аспект Пресс, 2010. 271 с.
- Шварценберг Р.-Ж. Политическая социология: в 3-х ч. М.: РАУ, 1992.
- Шерпаев В. И. Военная политика в политическом процессе современной России. Автореф. дис. д-ра полит, наук. Екатеринбург: Екатеринбургский ГУ, 2008. 34 с.
- Якунин В.И. К вопросу о качестве государственной политики // Свободная мысль. 2007. № 7. С. 5−20.
- Alfred Stepan. The Military in Politics: Changing Patterns in Brazil. Princeton: Princeton University Press, 1971. 313 p.
- Andrew J.Bacevich. The new American militarism: how Americans are seduced by war. N.Y.: Oxford university press, 2005. 278 p.
- Anton Bebler. On the Evolution of Civil-Military Relations in Eastern and Central Europe. Inter-University Seminar Newsletter 23 /Fall 1994.
- Bachrach P., Baratz M.S. Power and Poverty: Theory and Practice. N.Y.: Oxford University Press, 1970. 220 p.
- Crenson M.A. The Un-Politics of Air Pollution: A Study of Non-Decisionmaking in the Cities. Baltimore MD: Johns Hopkins Press, 1971. 376 p.
- Dalil R.A. Who Governs? Democracy and Power in an American City. New. Haven CT: Yale Univercity Press, 1961. 355 p.
- David J. Betz. Civil-Military Relations in Russia and Eastern Europe. London- New York: Routledge, 2004. 203 p.
- Dye T. Who’s Running America? The Bush Era. Englrwood Cliffs, Prentice Hall, 1990.291 р.
- Field, L, Highly, J. Elitism. L" 1980.
- Finer S.E. The Man on Horseback. The Role of Military in Politics. L. — 1962. 268 p.
- Huntington, Samuel P. The Soldier and the State: The Theory and Politics of Civil-Military Relations. The Belknap press of Harvard University press, 1995. 534 p.
- Huntington, Samuel P. Reforming Civil-Military Relations // Journal of Democracy, Volume 6, Number 4, October 1995, pp. 9−17.
- Keller S. Beyond the Ruling Class/ Strategic Elites in Modem-Society. Wan Brunswick, 1991. 397 p.
- Marger M. N. Elites and Masses: An
- Putnam R. The Comparative Study of Political Elites. N.Y., 1976. 246 p.
- Robert Arnett. Russia After the Crisis: Can Civilians Control the Military? // Orbis 38 /Winter 1994.
- Smith, Louis. American Democracy and Military Power. A Study of Civil Control of the Military Power in the United States. -N.Y.: Arno Press, 1979. 370 p.
- Smith P.M., Gerstein D.M. Assignment. Pentagon: How to Excel in a Bureaucracy. Wash.: Potomac Books, DC, 2007. 272 p.
- Taylor, Brian D. Politics and the Russian Army: Civil-Military Relations, 1689−2000. Cambiidge: Cambridge University Press, 2003. 355 p.
- Zoltan Barany. Superpresidentialism and the Military: The Russian Variant. Presidential Studies Quarterly, Vol. 38, 2008.1. Материалы Интернета:
- Медведев Д.А. Выступление на заседании Совета Безопасности по вопросу «О Стратегии национальной безопасносги Российской Федерации до 2020 года и комплексе мер по её реализации». 24 марта 2009 года, http://www.kremlin.ru/transcripts/3529.
- Медведев Д.А. Интервью телекомпании Би-Би-Си 26 августа 2008 года. Сочи. http://aichive.kremlin.ru/appears/2008/08/26/2236type63379type63380205775.shtml.
- Путин В.В. Выступление на расширенном заседании Государственного совета «О стратегии развития России до 2020 года». 8 февраля 2008 г. http://archive.kiemlin.ru/text/appears/2008/02/159 528.shtml.1. Нормативно-правовые акты:
- Военная доктрина Российской Федерации. Утверждена указом Президента Российской Федерации от 5 февраля 2010 г. N 146.
- Конституция Российской Федерации.
- Положение о военном округе Вооруженных Сил Российской Федерации. Утверждено Указом Президента Российской Федерации от 27 июля 1998 г. N 901.
- Положение о Военно-промышленной комиссии при Правительстве Российской Федерации. Утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 мая 2006 г. N 278.
- Положение о Министерстве обороны Российской Федерации. Утверждено Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 г. N 1082.
- Положение о Совете Безопасности Российской Федерации. Утверждено Указом Президента Российской Федерации от 7 июня 2004 х ода N 726.
- Указ Президента Российской Федерации от 10 сентября 2003 г. N 1058 «Вопросы Министерства обороны Российской Федерации и Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации».
- Устав внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации. Утвержден Указом Президента Российской Федерации от 10 ноября 2007 года. № 1495.
- Федеральный закон от 31 мая 1996 г. N 61-ФЗ «Об обороне».
- Федеральный закон от 28.03.1998 N 53-Ф3 «О воинской обязанности и военной службе».
- Федеральный закон от 11 июля 2001 г. N 95-ФЗ «О политических партиях».
- Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации».
- Федеральный закон от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих».