Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Исследование механизма формирования конкурентных преимуществ предприятий: На примере пищевой промышленности

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Продовольственная сфера за прошедшее десятилетие подверглась наиболее разрушающему воздействию кризиса и давлению импорта. Это поставило на повестку дня в качестве важнейшей задачи обеспечение продовольственной безопасности и независимости страны. Составляя вместе с сельским хозяйством основу жизнеобеспечения населения продовольствием, имея высокий потенциал импортозамещения, пищевая… Читать ещё >

Содержание

  • 1. Теоретические основы исследования конкурентных преимуществ
    • 1. 1. Сущность и источники конкурентных преимуществ
    • 1. 2. Конкурентоспособность на разных уровнях конкурентных отношений
    • 1. 3. Механизм формирования конкурентных преимуществ в транзитивной экономике
  • 2. Анализ конкурентоспособности российской пищевой промышленности
    • 2. 1. Особенности структуры рынка
    • 2. 2. Факторы конкурентных преимуществ отрасли
    • 2. 3. Конкурентные стратегии и модели экономического поведения предприятий
  • 3. Ключевые направления формирования конкурентных преимуществ предприятий пищевой промышленности
    • 3. 1. Совершенствование методического обеспечения оценки конкурентоспособности
    • 3. 2. Формирование конкурентоспособных кластеров в продовольственной сфере Саратовской области
    • 3. 3. Особенности и роль субъективного восприятия конкурентных преимуществ

Исследование механизма формирования конкурентных преимуществ предприятий: На примере пищевой промышленности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

На современном этапе перехода к рынку возрастает значение формирования конкурентной среды и конкурентоспособности отечественных товаропроизводителей. В рыночной экономике конкуренция играет исключительную роль и является основополагающим элементом функционирования и развития всего общества. Интенсификация мирохозяйственных связей обусловила глобализацию экономической конкуренции, когда каждая нация является огромной корпорацией, конкурирующей на мировом рынке. Сложилось положение, при котором промышленная политика государств, по сути, выступает политикой подъема его мирохозяйственной конкурентоспособности. Общепризнанно, что Россия сегодня реально конкурентоспособна в трех областях: топливно-энергетическом комплексе, военно-космических технологиях и фундаментальной науке. Но даже в этих областях резко ухудшаются ее конкурентные позиции не только на мировом, но и на собственном национальном рынках. Очевидно, что нормализация развития обрабатывающих отраслей промышленности и повышение их конкурентоспособности становятся ключевым направлением выхода из глубокого кризиса российской экономики.

Продовольственная сфера за прошедшее десятилетие подверглась наиболее разрушающему воздействию кризиса и давлению импорта. Это поставило на повестку дня в качестве важнейшей задачи обеспечение продовольственной безопасности и независимости страны. Составляя вместе с сельским хозяйством основу жизнеобеспечения населения продовольствием, имея высокий потенциал импортозамещения, пищевая промышленность рассматривается одной из точек роста национальной экономики России, имеющей высокий мультипликатор воздействия за счет широких воспроизводственных связей и замыкающего положения в воспроизводственном процессе. Формируя подавляющую массу розничного товарооборота на потребительском рынке и свыше десятой части валовой продукции промышленности России, пищевая индустрия приобретает высокий общественный статус при построении социально ориентированной экономики. В связи с этим, проблемы реализации потенциала конкурентоспособности этой важнейшей народнохозяйственной отрасли страны становятся на современном этапе одними из самых актуальных. Перед отечественными предприятиями пищевой промышленности стоит задача детального анализа факторов и условий, в которых формируются конкурентные преимущества, выбора и реализации эффективных стратегий конкурентного поведения. Конечная цель — стабилизация продовольственного рынка и гарантированное обеспечение населения страны качественными и экономически доступными продуктами питания — не может быть достигнута без целенаправленного формирования конкурентных преимуществ у национальной пищевой промышленности, усиления конкурентных позиций основной массы ее предприятий.

Слабая включенность России в международную конкурентную гонку определяет и недостаточную теоретико-методологическую разработанность проблемы. Трансформация российской экономической системы оказалась настолько стремительной и радикальной, что наука не успевала осмыслить новые реальности. В западной экономической мысли теоретические основы конкурентоспособности были заложены еще в работах А. Смита, А. Маршалла, Дж. Робинсон, Й.Шумпетера. Формированию конкурентоспособности в сложившейся рыночной системе посвящены многочисленные публикации с начала 80-х годов. Наиболее значительный вклад в создание концепции конкурентных преимуществ и конкурентной стратегии внесли М. Портер, П. Кругман, Р. Нельсон, В. Оучи, Ж.-Ж. Ламбен.

Среди российских авторов, чьи работы касаются различных аспектов конкурентоспособности, следует отметить М. И. Гельвановского, Н. И. Герчикову, Г. В. Куликова, И. В. Липсица, Б. Мильнера, И. Фаминского, Н. С. Яшина. Однако до сих пор не выработано единого подхода, увязывающего в стройную систему понятия конкурентоспособности различных субъектов конкурентной борьбы, особенности конкурентных полей разного уровня. Основное внимание уделяется исследованиям микроэкономической конкурентоспособности товара и макроэкономической конкурентоспособности национальной экономики. Наименее разработанными остаются проблемы конкурентоспособности отраслей (мезоуровень), хотя именно отраслевой рынок определяет особенности конкурентной среды и формирует ключевые факторы успеха как нации, так и отдельных предприятий и продуктов. Это касается и рынков отраслей пищевой промышленности. Сложился определенный разрыв между практической деятельностью большинства перерабатывающих предприятий, методом проб и ошибок вырабатывающих эффективные конкурентные стратегии, и теорией конкурентоспособности в транзитивной экономике. Науке только предстоит выработать ясную программу повышения конкурентоспособности, охватывающую все уровни ее формирования. Данные предпосылки обусловили выбор темы диссертационной работы.

Целью диссертационной работы является исследование теоретико-методологических основ создания конкурентных преимуществ предприятий пищевой промышленности как важнейшего сектора региональной экономики и обоснование их эффективных конкурентных стратегий в современных условиях.

В соответствии с выдвинутой целью в работе были поставлены следующие задачи:

— изучение категорий «конкурентная среда», «конкурентное преимущество» и «конкурентоспособность» применительно к субъектам разного уровня, обоснование системообразующих элементов механизма их взаимодействия;

— выявление особенностей структуры и факторов развития рынка отраслей пищевой промышленности России;

— определение ключевых факторов успеха в отраслях пищевой промышленности, классификация формируемых конкурентных преимуществ и используемых предприятиями конкурентных стратегий;

— исследование конкурентных преимуществ региональных производителей продовольствия (на примере Саратовской области);

— оценка роли субъективных факторов при выборе и реализации конкурентных стратегий;

— разработка методики оценки конкурентоспособности предприятий пищевой промышленности;

— обоснование стратегических направлений повышения конкурентоспособности пищевой промышленности Саратовской области и предложений по согласованию целей региональной продовольственной политики и субъектов рынка продукции пищевой промышленности.

Объект исследования — отрасли и предприятия пищевой промышленности России и Саратовской области.

Предмет исследования — конкурентные отношения предприятий на отраслевых рынках пищевой промышленности, факторы, формирующие конкурентные преимущества на этих рынках.

Теоретико — методологической основой исследования являются положения современной экономической теории конкуренции, научные труды отечественных и зарубежных ученых по проблемам транзитивной экономики, формирования и регулирования конкурентной среды на отраслевых рынках, стратегического управления фирмой, конкурентоспособности товаропроизводителей, а также правительственные решения и законодательные акты на федеральном и региональном уровне государственного управления по вопросам развития продовольственного рынка и пищевой промышленности.

В процессе исследования применялись следующие методы: математической статистики, экспертного опроса, монографический. Расчеты выподнялись в информационно-вычислительном центре СГСЭУ. Информационной базой исследования служили статистические данные Госкомстата РФ, Саратовского областного Комитета государственной статистики, Министерства сельского хозяйства и продовольствия Саратовской области, Саратовского областного Союза потребительских обществ, материалы внутренней управленческой отчетности и опросы руководителей предприятий пищевой промышленности, выборочные обследования продовольственных рынков.

В работе использовались результаты научных исследований СГСЭУ, Института аграрных проблем РАН, Поволжского кооперативного института Московского университета потребительской кооперации.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в реализации системного подхода к формированию конкурентных преимуществ, суть которого заключается в рассмотрении предприятия как элемента системы более высокого уровня — отрасли, региона, национальной г экономики. Это позволило выявить дополнительные источники конкурентных преимуществ, связанные с институциональными, отраслевыми и региональными особенностями российского продовольственного рынка. Вклад соискателя в разработку проблемы состоит в следующем:

— обоснована система факторов, формирующих устойчивые конкурентные преимущества, включающая позиционирование предприятия, сочетание видов деятельности на основе корпоративной стратегии, создания территориально локализованных кластеров взаимосвязанных отраслей;

— выявлены современные закономерности и особенности развития основных товарных рынков пищевой промышленности России, к которым отнесены постепенное преодоление их территориальной замкнутости, растущая дифференциация спроса, усиление процессов централизации капитала, сохранение точечной монополии производителей на локальных рынках;

— обобщен и критически оценен опыт экономического поведения производителей продовольствия разного типа, осуществлен сравнительный анализ используемых ими конкурентных стратегий. К ключевым факторам успеха отнесены активный поиск потребительской ниши на рынке, развитие постпроизводственной деятельности, создание собственной сырьевой базы, переход от затратного метода ценообразования к ценностному, инвестирование в обновление технологических линий, инновации в области качества имеющегося продуктового ассортимента;

— дана оценка силы и направления влияния основных детерминантов конкурентных преимуществ российской пищевой промышленности: неблагоприятность условий ресурсных факторов и параметров родственных и поддерживающих отраслей, существенность позитивного влияния спроса и внутриотраслевой конкуренции;

— по результатам социологического опроса руководителей пищевых предприятий получены обобщенные экспертные оценки конкурентной среды и конкурентных преимуществ по различным товарам, в том числе повышенная сила внутриотраслевой конкуренции на рынке колбасных изделий, превалирование методов ценовой конкуренции, сохранение затратного метода ценообразования, сильные конкурентные позиции небольших диверсифицированных предприятий со стратегией фокусирования на конкретном сегменте рынка;

— предложены направления повышения конкурентоспособности пищевой промышленности Саратовской области, приоритеты региональной продовольственной политики на основе формирования кластеров в зерновом, масложировом и плодоовощном секторах экономики;

— разработана и апробирована методика экспресс-оценки конкурентоспособности предприятий пищевой промышленности путем построения и статистической оценки динамики доли прибыли, получаемой с рынка.

Практическая значимость диссертации состоит в разработке основных методических принципов и подходов к оценке конкурентоспособности на уровне предприятия, практических рекомендаций по формированию конкурентных преимуществ пищевых предприятий Саратовской области. Данные предложения могут быть использованы органами управления в процессе разработки концепции и программы развития пищевой промышленности региона, мер по антимонопольному регулированию и формированию конкурентной среды продовольственного рынка отбора эффективных инвестиционных проектов,.

Апробация результатов исследования. Основные положения диссертационного исследования опубликованы в 6 печатных работах общим объемом 6.5 п.л.

Результаты диссертационного исследования докладывались и обсуждались на Международной конференции «Экономическая реформа в России» (г.Санкт-Петербург, апрель 2000 г.), научно-практической конференции «Потребительская кооперация — социально ориентированная система» (г. Энгельс, февраль 2000). Основные выводы работы использованы в Программе стабилизации и развития потребительской кооперации РФ на1998;2002 годы, бизнес-плане развития Саратовского областного союза потребительских обществ, концепции развития пищевой промышленности Саратовской области. Материалы диссертационной работы использованы при подготовке спецкурса на кафедре менеджмента и маркетинга Поволжского кооперативного института.

Заключение

.

1. Категория конкурентного преимущества является фундаментальным устоявшимся понятием в теории конкуренции. Она отражает характеристики превосходства товара, марки или предприятия над конкурентами в рыночной борьбе. Эти свойства или атрибуты могут быть самыми различными и относиться как к самому базовому товару, так и к дополнительным услугам, формам производства и сбыта, специфичным для фирмы или товара. Чтобы добиться успеха и процветания, любая фирма должна найти источники этого превосходства, создать условия для его устойчивости и на этой основе разработать свою конкурентную бизнес-стратегию. В основе конкурентного преимущества лежит специфический опыт работы и навыки, профессионализм компании, которыми не обладают конкуренты и которые они не могут приобрести за короткий отрезок времени. Майкл Портер выделил 2 типа или области конкурентных преимуществ: снижение издержек и способность предлагать покупателям что-либо, отличное от конкурентов. Конкурентная стратегия выступает способом реализации определенного конкурентного преимущества. Поэтому область используемого конкурентного преимущества и рыночная сфера, в которой оно достигается, выступают и признаком типологии стратегий.

2. Движущей силой конкуренции, дающей конкурентное преимущество, являются новации. К причинам новаций можно отнести новые технологии, изменившиеся запросы покупателей, появление нового сегмента отрасли, изменение стоимости или наличия факторов производства, а также изменение правительственного регулирования в сфере стандартов, охраны окружающей среды, таможенной и налоговой системы и др.

Выявить конкурентное преимущество обычно бывает проще, чем удержать его. Вышеперечисленные причины часто приводят к переходу конкурентного преимущества из рук в руки. Важной проблемой конкурентоспособности предприятия является возможность удерживать конкурентное преимущество длительное время, то есть формирования устойчивых преимуществ высокого ранга: патентованной технологии, дифференциации продукции, репутации предприятия, тесных связей с потребителями.

3.Детерминанты конкурентных преимуществ содержатся не только во внутренней среде предприятия, но и в его внешнем окружении. Однако само по себе наличие факторов недостаточно для обеспечения конкурентоспособности. Получение конкурентных преимуществ зависит от того, насколько эффективно они используются в практической деятельности предприятия.

Если рассматривать внутренние детерминанты конкурентного преимущества предприятия, то необходимо заметить, что оно может быть следствием как операционной эффективности, так и стратегии. Операционная эффективность связана с использованием наиболее экономически эффективных приобретенных факторов производства, применением передовых методов управления и т. д. Составной частью для стратегии является необходимость повышения операционной эффективности на основе обеспечения глобальными источниками ресурсов, информации, передачи знаний.

Новая парадигма конкуренции как динамического процесса базируется на обновлении и поиске стратегических различий. Утрата факторами производства решающей роли в формировании сравнительных преимуществ сопровождается одновременно усилением влияния тесноты связей с покупателями, поставщиками, а также с другими институтами локального рынка, в том числе правилами, стимулами и нормами, управляющими типом и интенсивностью локальной конкуренции.

4. Все многообразие конкурентных отношений, возникающих в сфере экономики, подразделяют на три уровня: микроуровень (конкретные виды продукции, производства, предприятия) — мезоуровень (отрасли, корпоративные объединения предприятий и фирм конгломератного типа) — макроуровень (народнохозяйственные комплексы). Таким образом, конкурентные характеристики и факторы, их определяющие, условно подразделяются на микроуровневые (отражающие собственно качество и цены продукции) — мезоуровневые (обеспечивающие устойчивое улучшение показателей эффективности использования имеющихся производственных ресурсов отраслей) и макроуровневые (воплощающие общее состояние хозяйственных систем, их сбалансированность, инвестиционный климат, налоговый режим, тарифно-таможенную политику и т. п.).

Приведенное структурирование субъектов конкурентной борьбы, а также факторов и характеристик конкурентоспособности, позволяет более четко охарактеризовать состав элементов этой сложной категории и выявить их взаимосвязи. Это в свою очередь помогает обосновать эффективные подходы к ее анализу в зависимости от конкурентного поля, что открывает дополнительные возможности раскрытия имеющихся резервов и определения стратегических направлений повышения конкурентоспособности на каждом из уровней. Такое структурирование тем важнее, чем сложнее конкурентное поле и взаимосвязи между субъектами конкуренции, чем выше уровень агрегирования.

5. В отличие от товара фирма является субъектом нескольких рынков, в том числе рынков сбыта производимых товаров, рынка труда и рынка капитала. Как показывает анализ современной хозяйственной практики, многие фирмы в настоящее время являются диверсифицированными, следствием чего выступает необходимость разработки общей корпоративной стратегии как оптимального сочетания отдельных товарных бизнес-стратегий. Присутствие на разных рынках обусловливает многоаспектность конкурентоспособности предприятия, множественность показателей его рыночной позиции.

Источники конкурентного преимущества существенно варьируются в пределах крупных отраслей. Так, в состав пищевой промышленности входят более 20 подотраслей, имеющих различные ключевые факторы успеха. Рассматривая взаимосвязи элементов этой системы, следует подчеркнуть, что конкурентоспособность фирмы выступает внешним фактором по отношению к товару, определяя возможности реализации различных маркетинговых стратегий. В свою очередь, конкурентоспособность отрасли через структуру отраслевого рынка и тенденции изменения отраслевого спроса существенно влияет на конкурентные позиции действующих на этом рынке фирм. Соответственно конкурентоспособность национальной экономики во многом определяет конкурентоспособность отдельных отраслей и предприятий, является макроэкономическим фактором их конкурентоспособности. Вместе с тем, очевидно и обратное влияние элементов более низкого ранга на конкурентоспособность следующего уровня.

6. Проведенный в работе анализ внешних условий и факторов конкурентных преимуществ применительно к предприятиям пищевой промышленности позволил сделать следующие выводы.

С точки зрения межотраслевой и международной конкуренции пищевая промышленность не обладает конкурентными преимуществами в группе факторов, связанных с ресурсной обеспеченностью. Роль этих факторов наиболее значительна в отраслях, находящихся в самом начале вертикальной цепочки производства добавленной стоимости. Пищевая промышленность занимает промежуточное положение между сельским хозяйством и торговлей, поэтому данная группа факторов не является определяющей. Следует отметить, что данный вывод не касается таких пищевых производств как икорнобалычная, кондитерская, ликероводочная промышленность, которые успешно конкурируют как на мировом, так и на внутреннем рынках.

Наиболее существенное влияние на конкурентоспособность пищевой промышленности оказывают на современном этапе параметры спроса. Наличие большого потенциального спроса является начальным стимулом для инвестирования и внедрения новшеств, позволяет использовать эффект масштаба. Структурные сдвиги в потребительских предпочтениях определяют темпы развития и ассортимент продукции в подотраслях пищевой промышленности, формируют ключевые факторы успеха действующих компаний. Сегментирование покупателей по различным критериям является основой позиционирования пищевых товаров, формирования их имиджа и целенаправленной рекламной политики.

Несмотря на негативную тенденцию снижения потребления основных продуктов питания, величина текущего спроса на внутреннем рынке России создает преимущества пищевой промышленности относительно других отраслей. Это связано с тем, что продукты питания удовлетворяют базовые, жизненно важные потребности населения, приоритетные с точки зрения первоочередности расходования средств. Так, на фоне снижения среднедушевых денежных доходов россиян, доля расходов на питание увеличилась за годы реформ на 18 процентных пункта и составляет в настоящее время 53%, а для беднейших слоев населения — до 70%.

Изменение структуры продовольственного спроса в пользу более дешевых продуктов питания растительного происхождения обусловило динамику развития подотраслей пищевой промышленности. В условиях неразвитой транспортной инфраструктуры и административных ограничений на перемещение пищевых товаров близость предприятия к местам концентрированного платежеспособного спроса является дополнительным конкурентным преимуществом.

Если параметры спроса в целом благоприятно сказываются на конкурентоспособности пищевой промышленности, то параметры со стороны родственных поддерживающих отраслей — негативно. Опыт развитых стран свидетельствует, что конкурентоспособность развивается не в отдельной отрасли, а вокруг отдельных кластеров взаимосвязанных отраслей. Формирование кластеров возможно на основе вертикальных (поставщик — потребитель) и горизонтальных связей (общая база потребления, технология и дистрибуция). Отдельная высококонкурентная ключевая отрасль способствует в результате внутрикластерного взаимодействия развитию своих межотраслевых партнеров. Причем интеграционные процессы развиваются на региональном уровне. В роли интегратора может выступать как агробизнес и пищевая промышленность, так и крупный торговый капитал.

7. Обобщение современного российского опыта позволяет выделить следующие ключевые факторы успеха пищевых предприятий:

— концентрация усилий менеджмента на повышении качества уже имеющегося ассортимента выпускаемой продукции. Так, компании, оценивающие своей продукции на «4» и «5» по пятибалльной шкале, полагают, что в ближайшие годы их продажи составят более 110%, а компании со средним и низким по сравнению с конкурентами качеством рассчитывают лишь на 85% темпы роста. Это направление более актуально, чем разработка новых продуктов и инвестиции в продуктовые инновации;

— приоритетность инвестирования в обновление технологических линий и комплексов, закупка новейших технологий производства, позволяющих увеличивать прибыль в пределах заданной рынком цены и добиваться конкурентоспособного качества продукции по мировым стандартам;

— тяготение к сосредоточению на определенном сегменте рынка, переход от пассивной позиции ожидания к активному поиску потребительской ниши, изменение структуры платежеспособного спроса в свою пользу;

— развитие постпроизводственной деятельности, связанной с организацией продаж. Предприятия, имеющие свои магазины и развитые дилерские сети, имеют и прогнозируют рост продаж намного выше, чем предприятия, замкнутые только на производственном процессе;

— конструирование и контроль всей технологической цепочки «поставщик — производитель — потребитель» за счет тиражирования эффективных ценовой, маркетинговой и ассортиментной политик, передачи партнерам собственных управленческих технологий, их кредитование и инвестирование;

— создание собственной сырьевой базы за счет присоединения мелких региональных предприятий по первичной переработке, покупки элеваторов, включения в состав компании сельскохозяйственных подразделений, налаживания устойчивых связей с сельскохозяйственными производителями путем их снабжения оборудованием и кормами;

— использование эффекта девальвации национальной валюты для переключения спроса с импортной продукции на отечественные аналоги. Стратегия импортозамещения основана на ценовом конкурентном преимуществе до 200%;

— переход от затратного метода ценообразования к ценностному на основе позиционирования товара и факторного анализа покупательских предпочтений. Изучая эластичность спроса и емкость рынка, компания постоянно корректирует объемы выпуска и цены, добиваясь оптимального соотношения затрат и прибыли (технология direct costing).

Таким образом, динамично развивающаяся компания, занятая в продовольственном бизнесе, — это компания-производитель, активно занимающаяся продажами и нацеленная на интенсивный рост в пределах базового рынка через улучшение качества своих товаров, подтягм?^ющая партнеров по всей воспроизводственной цепочке и манипулирующая ценами за счет увеличения объема продаж.

8. Предлагаемая методика зкспресс-оценки конкурентоспособности может использоваться как на уровне предприятия, так и региональными органами управления. На микроэкономическом уровне она позволяет фиксировать конкурентные позиции на отраслевом рынке, оценить их устойчивость и диагностировать необходимость изменения конкурентной стратегии. Такой экспресс-анализ можно рассматривать в качестве первого этапа принятия управленческих решений. Далее возможно использование факторного анализа конкурентоспособности. На мезоуровне она может быть использована для обоснования региональных стратегических планов, инвестиционной политики, отраслевых программ развития.

В авторском подходе к оценке конкурентоспособности предприятия на первом этапе в результате маркетингового исследования определяются тип рынка, его территориальные границы, количество производителей, объем предложения и средняя рентабельность реализации. Учитывая особенности рынка пищевой продукции, в диссертации предложена типология отдельных товарных рынков в зависимости от степени их локальности и выделяются рынки в рамках района, межрайонные, областной и общероссийский. Это позволяет рассчитать «законную» долю предприятия по прибыли, получаемой с рынка. Особенностью предлагаемого подхода является то, что считается не концентрация производства, часто используемая в типологиях предприятий, а концентрация прибыли. Это позволяет учитывать как масштабы деятельности, так и способность получения дохода. Сравнение фактической доли рынка с «законной» позволяет отнести предприятия к одной из трех групп: конкурентоспособное, относительно конкурентоспособное и неконкурентоспособное. Очевидно, что результатом данного этапа является «фотографирование» текущего состояния конкурентоспособности. Существенную роль играет устойчивость нахождения предприятий в этих группах. Поэтому важным является мониторинг процессов конкуренции и построения динамических рядов таких отклонений. На наш взгляд, такая работа может осуществляться ежеквартально.

Второй этап оценки конкурентоспособности состоит в выявлении тенденций и закономерностей изменения доли рынка с помощью статистических методов выравнивания динамических рядов. Предприятия попадают в группы с положительными, отрицательными и неустойчивыми темпами роста показателей доли рынка. Результатом этого этапа является типологии предприятий в матрице «состояние конкурентоспособноститенденции изменения» .

Динамика изменения доли рынка косвенно отражает результирующее влияние всех факторов конкурентоспособности предприятия, в том числе соотношение «цена — качество» по сравнению с конкурентами, умение работать на заказ, учет требований специфических клиентов и т. д. Ее анализ позволяет выявить критические периоды в развитии предприятия, хотя и не дает ответа на вопросы о причинах такого состояния.

9. Устойчивые конкурентные позиции ряда предприятий пищевой промышленности Саратовской области связаны именно с развитием конкурентоспособности кластеров взаимосвязанных отраслей. Комплекс связей сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности составляет объективное необходимое условие воспроизводства и их нормального функционирования.

Пищевая промышленность Саратовской области исторически формировалась в соответствии со Схемой размещения производительных сил, ориентированной на первичную переработку сельскохозяйственного сырья в местах его концентрированного производства, а производство готовых к употреблению продуктов питания — в местах концентрированного потребления. Поэтому для структуры межрегиональных продовольственных связей области было характерно преобладание ввоза продовольствия с высокой добавленной стоимостью и вывоза промежуточных продуктов.

Несмотря на тенденции последних лет к самообеспечению и локализации областного рынка в административных границах это положение во многом сохранилось. Можно говорить лишь о точечной конкурентоспособности саратовских пищевых предприятий на национальном рынке. Авторская позиция в отношении концепции повышения конкурентоспособности пищевой промышленности области заключается в дифференцированном подходе участия государства на основе выделения конкурентоспособных кластеров.

Проведенный в работе анализ взаимосвязей предприятий Саратовской области показывает, что конкурентоспособными кластерами выступают следующие межотраслевые группы:

— зерновое хозяйство — мукомольно-крупяная промышленностьмакаронная промышленность;

— маслосемена — масложировая промышленность.

Потенциально конкурентоспособными могут стать кластеры «овощеи плодоводство — плодоовощная промышленность» и «мясное животноводство — мясная промышленность» .

Устаревшие основные производственные фонды и технологии, хронический недостаток оборотного капитала не позволяют саратовским предприятиям быстро перестроиться на выпуск рентабельных, конкурентоспособных продуктов питания. Необходимо общее реформирование отрасли, включающее структурную перестройку предприятий на основе адаптации к рыночному спросу, появление новых эффективных собственников путем вторичной приватизации, гармонизацию сырьевого обеспечения в соответствии с биоклиматическим потенциалом сельского хозяйства, укрепление материально-технической, финансовой и технологической базы отрасли при активной поддержке государства.

Показать весь текст

Список литературы

  1. С. П. Бурков В.Н. Кондратьев В. В. Черкашин A.M. Механизмы функционирования организационных систем. М.: ИПУ, 1984.
  2. А. Настоящее и будущее аграрной сферы России. // Перспективы развития экономики России. Российская академия наук, Отделение экономики. М.: 2000
  3. С.Авдашева, Н.Розанова. Подходы к классификации рыночных структур в экономике России. //Вопросы экономики. 1997. -№ 6. С. 138.
  4. Е. Авраамова., И.Гурков. Адаптация промышленных предприятий к рыночным условиям. // Вопросы экономики. 1996. -№ 11. — С. 145−152.
  5. И. Стратегическое управление/ Под ред. Л. И. Евенко. М.: Экономика, 1989.
  6. И. Новая корпоративная стратегия. -СПб: Изд-во «Питер», 1999.
  7. В.Н., Котлов В. А. Производственный потенциал промышленного предприятия. М.6 Экономика, 1989.
  8. Г. Л. Конкуренция: анализ, стратегия и практика. -М.: Центр экономики и маркетинга, 1996.
  9. В.Архипов, Ю.Ветошнова. Стратегия выживания промышленных предприятий. //Вопросы экономики. 1998. -№ 12. -С.139−142.
  10. Ю.Аукционек С. Рыночная реформа и переходный кризис // Мировая экономика. 1994. № 3.
  11. ЬС.Аукционек. Убыточное производство в российской промышленности. // Вопросы экономики. 1996. -№ 11. -С. 153.
  12. В.Г. Общество: системность, познание и управление. М.: 1991.
  13. Г. Концепция хозяйственного управления АПК // АПК: экономика и управление. 1998. N 6.
  14. И.Т. Анализ и планирование финансов хозяйствующего субъекта. М.: Финансы и статистика, 1994.
  15. И. Статистика товарного рынка: оценка рыночной конъюнктуры. // Вопросы статистики. 1997. № 4. С. 20−25.
  16. Е.К. Мотивация и поведение российских предприятий // Вопросы экономики. 1995. N6.
  17. В.Н., Кондратьев В. В. Механизмы функционирования организационных систем. М.: Наука, 1981.
  18. М. Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990.
  19. О.С., Наумов А. И. Менеджмент: Учебник для экон. спец. вузов. М.: Высш.шк., 1994.
  20. Вудкок М&bdquo- Френсис Д. Раскрепощенный менеджер. М.: Дело, 1991.
  21. М.И.Гельвановский, В. М. Жуковская, И. Н. Трофимова. Конкурентоспособность в микро-, мезо- и макроуровневом измерении // РЭЖ. 1998. -№ 3. — с.67−77.
  22. М.И.Гельвановский, В. М. Жуковская, И. Н. Трофимова, Н. Т. Чертко. Национальная конкурентоспособность: понятие, факторы, показатели // Вопросы статистики. 1999. -№ 12. — с. 15−21.
  23. И.Н. Маркетинг. М.:Банки и биржи: ЮНИТИ, 1994.
  24. В. Политика российского менеджмента в сфере занятости // Мировая экономика и международные отношения. 1994. № 6.
  25. Е.А. Конкурентоспособность промышленной продукции. Л.: Изд-во СПУЭиФ, 1991.
  26. Государство в меняющемся мире (Всемирный банк. Отчет о мировом развитии 1997. Краткое содержание) // Вопросы экономики. 1997. № 7. С. 4−34.
  27. Гражданский кодекс Российской Федерации. С.-Петербург: Изд-во «Комета». 1995.
  28. JI. К новому этапу трансформации // Вопросы экономики. 2000. № 4. С.4−20.
  29. Л.Григорьев. В поисках пути к экономическому росту// Вопросы экономики, №, 1998, с.37
  30. И., Абраамова Е. Стратегия выживания промышленных предприятий в новых условиях //Вопросы экономики. 1995. N6.
  31. Т.Гурова, Д. Медовников, А. Новиков, Д.Рогачков. Новости национального потребления. //Эксперт. 2000. -№ 5. -С. 17−22.
  32. В.А.Динес, В. М. Ларин, Р. ЮЛоскутов, Н. С. Яшин. Конкурентоспособность и экономическая устойчивость предприятия. Саратов: Изд. Центр СГСЭУ, 1999.
  33. Я. Проектирование и конструирование. Системный подход. М.: Мир, 1981.
  34. Э., Линдсей Д. Рынок: микроэкономическая модель. СПб.: Авто-комп, 1992.
  35. В.Л. Теория организаций: Учебное пособие. М., 1995.
  36. Т., Евсеева И. Экономическое поведение промышленных предприятий в переходной экономике // Вопросы экономики, 1994. N8.
  37. Т.Долгопятова. Переходная модель поведения российских промышленных предприятий (поданным эмпирических исследований 1991−1995 гг.) // Вопросы экономики. 1996. -№ 11. С. 119.
  38. А.Ю. Комплексный анализ в системе маркетинговой деятельности. М.: СП «Вся Москва „, 1994.
  39. С., Крупнов В. Как стать бизнесменом. Минск, 1990.
  40. Т.И. Экономика сквозь призму социологии // ЭКО. 1985. № 7.41.3дравомыслов А. Г. Методология и процедура социологических исследований. М.: Мысль, 1969.42.3лобин Е. Рыночные структуры регионального АПК. М.: АгриПресс, 1995.
  41. А.Б. Методика анализа результатов обследования товарных рынков (выходные таблицы, схемы и алгоритмы расчета показателей) // Вопросы статистики. 1999. № 3. С. 9−20.
  42. Бернар Ив и Колли Жан-Жак. Толковый экономический и финансовый словарь. В 2-х томах. М.: Международные отношения, 1997, с. 209
  43. Иноземцев B. J1. К теории постэкономической общественной формации. М.: Таурус, 1995
  44. Исаксен А&bdquo- Гамильтон К&bdquo- Гульфасон Т. Экономика переходного периода. Кн. 1. Т. 3, 4. М.: СОВ-ВИП, 1993.
  45. Как работают японские предприятия. М.: Экономика, 1989.
  46. Как продавать товар на внешнем рынке: Справочник /Отв. Ред. Савинов Ю.А.-М.: Мысль, 1990.
  47. Р., Аукционек С. Российские промышленные предприятия на рынке труда // Вопросы экономики. 1995. N6.
  48. Качество и конкурентоспособность: Теория, методология, практика. М: ТПП СССР, 1987.
  49. Ф. Основы маркетинга / Пер. с англ. Общ. ред. и вступ. ст.
  50. В.А. Система систем. Очерки общей теории и методологии. М.: Прогресс-академия, 1995.
  51. Д. Тенденции производительности в США. М.: Статистика, 1967.
  52. Г. Клейнер. Механизмы принятия стратегических решений и стратегическое планирование на предприятиях. //Вопросы экономики. 1998. -№ 9. С. 46.
  53. Г. Эволюция и реформирование промышленных предприятий:! О лет спустя // Вопросы экономики. 2000. № 5. С. 62−74.
  54. М. Экономический анализ формирования рынка сельскохозяйственной продукции и продовольствия в России // Вопросы статистики. 1997. № 9. С. 55−64.
  55. Т. Экономика организаций. М.: Инфра-М, 1996.
  56. Ковриго Ф. П“ Крышталев В. К» Фатеев А. Е" Фатеев Д. А. Экономическая парадигма, а условиях рыночных отношений. М.: НИИЭИР, 1992.
  57. Конкуренция на товарных рынках России. М., 1998.
  58. Т. Стратегия и структуры японских предприятий. М.: Прогресс, 1987.
  59. Я. Путь к свободной экономике. М.: Наука, 1990.
  60. А.В. Статистическая методология в маркетинговых исследованиях товарных рынков // Вопросы статистики. № 3. 1999. С. 20−32.
  61. . Р. Фирма. Рынок. Право. М.: «Дело ЛТД». 1993, 192 с.
  62. Р. Природа фирмы // США: Экономика, политика, идеология. 1993. № 3,4, 5.
  63. Кротов В. Ф" Лагоша Б. А" Лобанов С. М. и др. Основы теории оптимального управления. М.: Высшая школа, 1990.
  64. Х.Э. Математика для экономистов. М.: Статистика, 1970.
  65. Г. Предпосылки продовольственной обеспеченности // Экономист. 1999. N 8.
  66. Г. Факторы мирохозяйственной конкурентоспособности японской экономики // Российский экономический журнал. -1998. -№ 1. -с.77−81.
  67. Л.Кухнаренко, К.Фэй. Интенсификация роста. //Эксперт. — 2000. -№ 9. -С.34−36.
  68. Кучин Б. Л" Якушева Е. В. Управление развитием экономических систем: технический прогресс, устойчивость. М.: Экономика, 1990.
  69. Ламбен Жан-Жак. Стратегический маркетинг. Европейская перспектива./ Пер. с франц. -СПб.: Наука, 1996.
  70. И. Японский экономический феномен: роль государства // Проблемы теории и практики управления. 1995. № 1.
  71. П. Экономика мирохозяйственных связей: Пер. с англ./ Общ. ред. и предисл. О. В. Ивановой. М.: Прогресс, 1992. 520 с.
  72. Д. Экономика России, свободная от стереотипов монетаризма // Вопросы экономики. 2000. № 2. С. 90−106.
  73. И.Липсиц, А. Нещадин, А.Эйкельпаш. Конкурентная стратегия фирмы. //Вопросы экономики. 1998. -№ 9. -С.87.
  74. Лиухто. Влияние размера, возраста и отраслевой принадлежности предприятия на его эффективность // ВЭ. 2000. -№ 1. -С. 120−136.
  75. Г. Система управления агропромышленным комплексом в переходный период (методология и региональный уровень). М.: АгриПресс. 1998.
  76. МакконенК., Брю С. Экономикс. Т. 1,2. М.: Республика, 1992.
  77. М.В., Махалина О. М. Производственный менеджмент: Учеб. пособие для вузов. М.: «Издательство ПРИОР», 1998.
  78. В.Малышев, А.Ларин. Россия и мир: тренды экономического роста. //Вопросы экономики. 1997. № 4. -С.84.
  79. В.А., Передерий П. М. Оценка конкурентоспособности промышленной продукции.Донецк: ТПО «Тереза», 1991.
  80. Маркетинг: учебник/ Под ред. А. Н. Романова.- М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1996, с. 167
  81. В.Я., Желудкова Л. А., Кутынина Т. П., Лебедь В. В., Шумило С. А. Пути повышения конкурентоспособности экспортной продукции. Киев: Наукова думка, 1988.
  82. Менеджмент организации: Учебное пособие /Под ред. Румянцева З. П., Саломатин Н. А., Акбердин Р. З. и др. М.: ИНФРА-М, 1996.
  83. Менеджмент в малом бизнесе. М.: ИКК «ДеКА «, 1993.
  84. М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента /Пер. с англ. М.: Дело, 1993.
  85. Методические рекомендации по повышению уровня финансовой устойчивости сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. М.: ВНИЭТУСХ, ГУП «Агропресс», 1998.
  86. О.В. Основы мировой конкурентоспособности. М.: Познавательная книга плюс, 1999.89.фон Нейман Дж. Моргенштерн В. Теория игр и экономическое поведение. М.: Наука, 1970.
  87. А.Нестеренко. Переходный период закончился. Что дальше? // ВЭ. -2000. № 6. — С.4−17.
  88. Л.Ф. Самоорганизация мягких систем. М.: Экономика, 1992.
  89. Основные направления развития рыночных отношений в агропромышленном комплексе России // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 1998. N 2
  90. П. О новом типе мышления хозяйственного руководителя // Российский экономический журнал. 1992. N 4.
  91. А.И. Современная социология организаций: Учебник. М., 1995.
  92. В. Сравнительный многомерный анализ в экономических исследованиях М.: Статистика, 1980.
  93. М. Международная конкуренция. пер. с англ. / Под ред.
  94. B.Д.Щетинина. М.: Международные отношения, 1993.
  95. Майкл Э.Портер. Конкуренция. СПб., М., Киев: Вильяме, 2000,1. C.495.
  96. Портфель конкуренции и управления финансами // Книга конкурента. Книга финансового менеджера, Книга антикризисного управляющего / Отв. ред. Ю. Б. Рубин. М.-.СОМИНТЭК, 1996.
  97. Постановление Правительства РФ от 26.09.97 № 1224 «О создании государственного унитарного предприятия «Федеральное агентство по регулированию продовольственного рынка» при Министерстве сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации».
  98. Постановление Правительства РФ от 16.03. 99 № 295 «О ценовой политике в сфере агропромышленного производства».
  99. Постановление Государственной Думы ФС РФ от 20.02.97 № 114 411 гд «О критической ситуации в агропромышленном комплексе Российской Федерации».
  100. С.П. Корпоративные интересы и государство // Независимая газета. 1997.3 июня.
  101. Программа стабилизации и развития агропромышленного производства Российской Федерации на 1996−2000 годы. М.: Информагробизнес, 1995.
  102. Продовольственная безопасность России // Экономика сельского хозяйства России. 1998. N 4.
  103. Промышленная политика: выбор пути развития на ближайшие два года (доклад Экспертного института)//Вопросы экономики.№ 11, 1996.
  104. В.И. Проектная культура Америки. Конкуренция, координация, кооперация // США: Экономика, политика, идеология. 1994. № 8,9.
  105. А. Различные подходы к построению общей теории систем: элементаристский и организмический // Сборник «Системные исследования». М.: Наука, 1983.
  106. Э. Агарваль-Роджерс Р. Коммуникации в организациях. М.: Экономика, 1980.
  107. Региональные проблемы аграрной реформы в России. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1999.
  108. О. Модели интеграции сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. М.: РосНИИкадры. 1998.
  109. Н., Авдашева С. Применение традиционной методологии анализа рыночных структур к условиям России (на примере исследования ранка молока Ставропольского края и Белгородской области) // Вопросы статистики. 1997. № 5. С. 70−76.
  110. Н. Взаимодействия фирм на товарных рынках в переходной экономике России. М., 1998.
  111. Н., Авдашева С. Квазиконкурентные рынки реальность российской экономики // Вестник московского университета. Сер. 6. Экономика. 1998. № 1. С. 30−50.
  112. Н.М. Теория отраслевых рыночных структур: опыт французской республики. // Вестник московского университета. Сер. 6. Экономика. 1998. № 4. С. 3−11.
  113. Н.М. Поведение фирмы в условиях переходной экономики // Вестник московского университета. Сер. 6. Экономика. 1997. N 2.
  114. Г. О неотложных мерах по стабилизации и развитию агропромышленного производства // Международный сельскохозяйственный журнал. 1999. N 3.
  115. Рыночная экономика: Учебник в трех томах. Т.1. Теория рыночной экономики. Часть 1. Микроэкономика./ В. Ф. Максимова М.: «Сомин-тэк», 1992.
  116. Г., Смитбург Д., Томпсон В. Менеджмент в организациях. М.: Экономика, 1995.
  117. Самуэльсон П&bdquo- Нордхаус В. Экономикс. М.: НПП Экотехсервис, 1992.
  118. А.З. Конкурентные позиции и инфраструктура рынка России. М.: Юристъ, 1999.
  119. А. Инфраструктура рынка и конкурентоспособность России //Экономист. № 2. 1996.
  120. Сельское хозяйство России и зарубежных стран. М.: НИИТЭИагро-пром, 1996.
  121. Е., Храмова И. Структура и функции агропродовольственных рынков в России // Вопросы экономики. 2000. № 7. С.45−66.
  122. Е. Аграрная экономика: учебник для студентов экономических вузов, факультетов и специальностей. М.: ГУ ВШЭ, 1999. 480 с.
  123. С.А.Смирнов. Актуальные проблемы промышленной политики в современной России. Перспективы развития экономики России. Российская академия наук. Отделение экономики. М.:2000.
  124. Состояние и меры по развитию агропромышленного производства Российской Федерации. Ежегодный доклад МСХиП. М., 1999.
  125. Социально-экономические проблемы регионального АПК.- М.: Наука, 1985.
  126. Совершенствование межотраслевой структуры регионального АПК. М.: Наука, 1988.
  127. В. Контрактная модель стратегии фирмы. М.: ТЕИС, 2000. -83с.)
  128. Теория организации: Учебник / Под ред. В. Г. Алиева. М.: Луч, 1999.
  129. А.А.Томпсон, А.Дж.Стрикланд.
  130. М. Сельское хозяйство и продовольствие в экономике развитых стран: Введение в теорию, практику и политику / Пер. с англ. СПб.: Экономическая школа, 1995. 431 с.
  131. Уровень жизни населения Российской Федерации. М.: Госкомстат России, 1996.
  132. В.И. Основы построения организационных систем. М.: Экономика, 1991.
  133. А. Общее и промышленное управление //Управление это наука и искусство. М.: Республика, 1992.
  134. Р.Фатхутдинов. Менеджмент как инструмент достижения конкурентоспособности. //Вопросы экономики. 1997. -№ 5. -С.118.
  135. Федеральный закон от 14.07.97 № 100-ФЗ «О государственном регулировании агропромышленного производства»
  136. Ф. Конкуренция как процедура открытия // МЭМО. 1989. -№ 12. — с.5−18.
  137. П. Экономический образ мышления. М., 1991.
  138. А. Курс предпринимательства: Практическое пособие /Пер. с англ. М.: Между нар. отношения, 1993.
  139. И.Храмова, П.Верхайм. Рыночные структуры продовольственного комплекса России в условиях переходной экономики. //Вопросы экономики. 1997. -№ 8. -С.112.
  140. А.А., Дворкин Б. З., Глебов И. П. Кооперация в АПК: уроки прошлого и проблемы ее возрождения // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 1997. № 11. С. 38−40.
  141. А.Шмаров. Эксперт-1 ОО.Репутация. // Эксперт. -1999. -№ 18. -С.23
  142. А.Д., Сайфулин Р. С. Методика финансового анализа. М.:ИНФРА-М, 1995.
  143. Ф., Росс Д. Структура отраслевых рынков / Пер. с англ. М.: ИНФРА-М, 1997. 698 с.
  144. Г. И.Шмелев, В. Н. Назаренко. Пищевая и перерабатыввающая промышленность: неотложные проблемы. // Проблемы прогнозирования. — 1999. -№ 5. -С.68−81.
  145. А.Яковлев. Промышленные предприятия на рынке: сдвиги в структуре хозяйственных связей, состояние и перспективы конкуренции. //Вопросы экономики. 1996. -№ 11. С. 131.
  146. Competitive Advantage: Creating and Sustaining Superior Performance. New York: Free Press. 1985
Заполнить форму текущей работой