Сочетание химических и логико-психологических знаний в пропедевтическом курсе химии для 7 класса
В то же время средняя общеобразовательная школа уже готова к нововведениям в этой области. Предлагаемое распределение часов между темами внутри школьного курса химии приводит к перегрузке учащихся и учителей, снижению интереса к учебе, с одной стороны, снижению качества подготовки и проведения уроков — с другой, в то время как начало изучения химии имеет первостепенное значение для дальнейшего… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА I. Психолого-педагогические основы пропедевтики знаний по химии
- 1. 1. Состояние проблемы подготовки учащихся средней школы к восприятию систематического курса химии
- 1. 2. Возрастные особенности учащихся среднего подросткового возраста
- 1. 3. Региональные особенности обучения учащихся химии в сельских школах
- Выводы к главе 1
- ГЛАВА II. Концептуальная основа формирования пропедевтического курса химии с элементами логико-психологических знаний
- 2. 1. Система факторов, определяющих подход к созданию пропедевтического курса химии для семиклассников
- 2. 2. Основные положения концепции пропедевтического 73 курса химии
- 2. 3. Основные принципы, лежащие в основе построения и организации обучения в пропедевтическом курсе химии
- Выводы к главе II
- ГЛАВА III. Методические основы разработки содержания и организации обучения учащихся 7 класса пропедевтическому курсу химии с элементами логико-психологических знаний
- 3. 1. Ведущие идеи пропедевтического курса химии и принципы отбора содержания и конструирования учебного материала
- 3. 2. Блоковая система построения программы пропедевтического курса химии
- 3. 3. Методические приемы обучения учащихся 7 класса первоначальным химическим понятиям в сочетании с логико-психологическими знаниями
- Выводы к главе III
- ГЛАВА IV. Экспериментальное исследование влияния пропедевтической подготовки учащихся по химии и психологии на формирование их учебной деятельности и личностное развитие
- 4. 1. Общая характеристика экспериментального исследования
- 4. 2. Использование классов диагностических методик для определения эффективности обучения учащихся пропедевтическому курсу химии
- 4. 3. Результаты обучения учащихся 7 класса пропедевтическому курсу химии с элементами логико-психологических знаний
- Выводы к главе IV
Сочетание химических и логико-психологических знаний в пропедевтическом курсе химии для 7 класса (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность исследования. Современная парадигма обучения это личностно-ориентированное обучение, суть его — добиться личностного и осознанного усвоения знаний. Однако в подавляющем большинстве те курсы химии, которые существуют, не учитывают этого, они не ориентированы на использование самими учащимися своих личностных особенностей и умственных возможностей — для более успешного учения и в связи со спецификой предмета химии. На уроках недостаточное внимание обращается на обучение школьников мыслим-тельным приемам, тем более — на изучение особенностей своих психических процессов: памяти, внимания, воображения, от развития которых во многом зависит успешность обучения химии.
Соответственно имеется недостаточное количество исследований по этой проблеме.
В то же время средняя общеобразовательная школа уже готова к нововведениям в этой области. Предлагаемое распределение часов между темами внутри школьного курса химии приводит к перегрузке учащихся и учителей, снижению интереса к учебе, с одной стороны, снижению качества подготовки и проведения уроков — с другой, в то время как начало изучения химии имеет первостепенное значение для дальнейшего развития познавательного интереса сельских школьников, мотивов их действий, ориентации в будущем на сельскохозяйственные профессии, связанные с химией.
Для естественнонаучного образования особую важность представляет вывод о возможности повышения ценности научных знаний для учащихся, если эти знания станут для них человечески значимыми, то есть приобретут признаки гуманитарного знания. В частности, это могут быть знания о совершенствовании в процессе обучения своих психологических функций, овладение приемами мышления.
В настоящее время существует очень мало программ, которые включали бы специальную подготовку учащихся по химии перед изучением систематического курса в 8 классе. Химия же, в отличие от других предметов, в особенной мере нуждается в пропедевтике знаний из-за своей глубокой специфики, связанной с проведением химического эксперимента, изучением химического понятийного языка, установлением многообразных связей химии с наукой и практикой.
Отчасти пропедевтика химических знаний прослеживается в курсах естествознания, но она недостаточна.
В ряде научных работ имеется положительный опыт пропедевтического изучения химии /Л.Г. Таскаева, Г. В. Пичугина, М. Д. Трухина, JI.H. Нестерова/. Однако такие исследования немногочисленны.
Кроме того, ни одно из этих исследований не содержит в качестве составляющего элемента изучение учащимися собственных психологических функций как условия успешного обучения химии.
Все это привело к необходимости разработки пропедевтического курса химии для учащихся 7 класса, который, основываясь на изучении первоначальных химических понятий, содержит одновременно элементы логико-психологических знаний, служащих своеобразными инструментами для познания и совершенствования своих психических функций в применении к изучению нового для учащихся предмета химии.
Цель исследования .: определить содержание и методическое обеспечение пропедевтического курса химии для учащихся 7 класса сельской школы, основанного на идее сочетания химических и логико-психологических знаний и исследовать его воздействие на формирование готовности учащихся к изучению химии в 8 классе.
Объект исследования. .пропедевтика химической подготовки учащихся 7 класса сельской школы.
Предмет исследования: особенности усвоения семиклассниками пропедевтического курса химии при включении в него логико-психологических знаний.
Гипотеза. :Сочетание химического и логико-психологического содержания в пропедевтическом курсе химии будет способствовать не только пополнению химических знаний учащихся, но и усилит развивающую сторону обучения, что облегчит и ускорит включение учащихся в учебный процесс по химии в 8 классе.
Задачи исследования. : — отобрать материал для содержания пропедевтического курса химии 7 класса и построить его программу- - отобрать комплекс логико-психологических знаний для пропедевтического курса химии 7 класса- - создать адекватное содержанию методическое обеспечение /методические разработки уроков, перспективно-методическое планирование и т. д. /;
— разработать методику сочетания изучения химических понятий с логико-психологическими знаниями;
— построить структурно-функциональную модель пропедевтического курса химии с элементами логико-психологических знаний;
— исследовать эффективность обучения учащихся пропедевтическому курсу;
— разработать практические рекомендации учителям химии по обучению учащихся пропедевтическому курсу.
Для решения задач мы использовали комплекс теоретических и экспериментальных методов педагогического исследования. Из теоретических методов, помимо анализа литературы, использовался системный анализ и системно-структурный подход к конструированию содержания пропедевтического курса.
Из экспериментальных методов были отобраны те, которые являлись адекватными поставленным задачам: различные виды педагогического эксперимента, метод независимых характеристик, целенаправленное наблюдение, метод экспертных оценок, изучение учебной документации, психологические пробы /тест Торранса/ и другие.
В качестве методологической основы исследования принят лично-стно-деятельный подход.
При разработке пропедевтической программы мы провели исследование, которое проводилось в 4 этапа в период с 199^ по 1998 гг.
Первый этап — констатирующее исследование состояния проблемы пропедевтики химических знаний в период, предшествующий изучению школьниками систематического курса химии, и проблемы организации ими своей умственной учебной деятельности. На этом этапе проводилось изучение педагогической, психологической и методической литературы, анализ школьной документации, программ, анкетирование 24-х учителей различных предметов, диагностирование 192 учащихся из четырех школ Устьянского района Архангельской области.
Второй этап — теоретический — включал определение цели, задач, гипотезы, исходных методологотеоретических обоснований исследования, разработку концептуальной модели системы обучения учащихся 7 класса пропедевтическому курсу химии и на ее основе — создание экспериментальной программы пропедевтического курса. На данном этапе использовались системно-структурный анализ, моделирование, интегративный подход.
Третий этап — поисковый эксперимент, в рамках которого производилась экспериментальная проверка пропедевтической программы. В нем участвовало 104 учащихся 2-х школ поселка Октябрьский Устьянского района. На основе наблюдений за деятельностью учащихся, бесед и анкетирования учителей и учащихся, анализа результатов текущего контроля знаний и умений учащихся вносились коррективы в теоретическую модель обучения пропедевтическому курсу химии. Использовались 2 варианта программ: I вариант предусматривал сочетание химических и логико-психологических знаний, II вариант включал изучение только химических знаний. fc Четвертый этап — обучающий эксперимент, в котором участвовало 80 человек из 3 школ Устьянского района и 1 школы города Железногорска Курской области. На данном этапе проверялись эффективность разработанной методической системы обучения, обобщения и интерпретация полученных результатов теоретического и экспериментального исследования.
Всего в исследовании приняли участие 376 учащихся из 5 школ и 29 * учителей.
Новизна исследования.: Впервые разработано и научно обосновано * содержание пропедевтического курса химии с элементами логикопсихологических знаний для учащихся 7 класса с необходимым методическим обеспечением.
Создана структурно-функциональная модель обучения учащихся в i данном курсе.
Теоретическая значимость исследования. заключается в том, что построена и теоретически обоснована структурно-функциональная модель пропедевтического курса химии 7 класса в сочетании с элементами логико-психологических знаний.
Практическое значение исследования. заключается в создании специальной учебной программы пропедевтического курса химии для % учащихся 7 класса, дидактических материалов индивидуального пользования, а также методических разработок и рекомендаций для учителей химии общеобразовательных школ.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Содержание пропедевтического курса химии для 7 класса возможно и целесообразно сочетать с логико-психологическими знаниями.
Сочетание в пропедевтическом курсе химического и логико-психологического содержания создает условия не только для изучения химии, но и для изучения школьниками собственной личности, что способствует, наряду с осознанным усвоением знаний, и личностному развитию.
2. Пропедевтический курс химии с элементами логико-психологических знаний, благодаря вовлечению учащихся в активную учебно-познавательную деятельность, стимулирует развитие их мышления и способствует успешности обучения в 8 классе.
Апробация результатов исследования осуществлялась:
— на заседании совета Устьянского РОНО Архангельской области 15.01.1991 г.
— на заседании научно-методического семинара по методике обучения химии при МПГУ 25.03.1992 г. и 27.03.1996 г.
— на секции учителей химии средних и неполных средних школ Устьянского района Архангельской области 25.03.1995 г.
— на заседании руководителей методического объединения учителей химии зонального семинара, проходившем в Устьянском районе Архангельской области 2.02.1996 г.
— на заседании руководителей методического объединения учителей химии Московской области 17.05.1996 г.
— на заседании кафедры неорганической химии и методики обучения химии МПГУ 29.03.1999 г.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
В разработанной теоретической концепции пропедевтического курса химии получили отражение принципы совмещения химического содержания с логико-психологическими знаниями, которые впервые стали предметом особого изучения в школьном курсе химии.
В результате исследования получила подтверждение идея о том, что изучение собственных психических процессов не просто вызывает интерес учащихся, но служит стимулом к овладению химическими знаниями.
Вследствие того, что пропедевтический курс химии включает небольшой объем химических знаний, увязанных с окружающей учащихся действительностью, с особенностями региона и одновременно затрагивает основные химические понятия, облегчается адаптация к систематическому курсу химии 8−9 классов, и обучение становится более эффективным. Этому способствует расширение зоны ближайшего развития учащихся в ходе пропедевтики химических знаний.
Выявлено, что включение логико-психологического компонента в обучение оказывает долговременное развивающее воздействие на учащихся, это подтверждено анализом динамики развития мышления и личности учащихся в 8 и 9 классах, а также эффективностью усвоения ими химического содержания программных знаний.
Сочетание химического содержания с логико-психологическими знаниями помогает учащимся осваивать научные методы познания и одновременно совершенствовать собственные психические процессы, что доказано с помощью ряда психологических тестов.
Установлено, что включение логико-психологических знаний в учебный процесс по химии хорошо согласуется со всеми известными психологическими теориями развивающего обучения. Вместе с тем выявлено, что обучение учащихся приемам умственных действий, развитие наблюдательности, устойчивого внимания и т. п. можно и следует формировать на конкретном учебном материале.
Доказано, что включение в курс химии логико-психологических знаний требует внесения изменений в содержание и процесс обучения в направлении, связанном, во-первых, с усилением индивидуализации обучения, основанном на изучении учащимися своего «Я», а во-вторых, в направлении, связанном с развитием коммуникабельности в процессе совместной работы. Сочетание того и другого направлений в содержании и процессе обучения учащихся пропедевтическому курсу химии способствует самовоспитанию личности.
Список литературы
- Адаптация организма подростков к учебной нагрузке. /Под ред. Д.
- B. Колесова. М.: Педагогика. 1987. -152 С.
- Александрова М.М. Школа моей мечты (интервью). //Химия в школе: 1996. № 2 -С.З.
- Алексеев П.В., Панин А. В. Теория познания и диалектика: Учебное пособие для ВУЗов. -М.: Высшая школа, 1991, С. 104.
- Ананьев Б.Г. Сенсорно-перцептивная организация человека. -В кн: Познавательные процессы: ощущения, восприятие /Под ред. А. В. Запорожца, Б. Ф. Ломова, В. П. Зинченко. М., Педагогика, 1982,1. C.7-S, 19.
- Ананьев Б.Г. Психология чувственного познания. Издательство Академии педагогических наук РСФСР. М., 1960. С. 11,49,51.
- Ануфриева Е.Н. Нетрадиционная форма контроля знаний. Итоговая аттестация учащихся VII класса. //Химия в школе. 1997. № 3 С. 21.
- Артемьев В.П. Развитие интереса к профессии учителя химии, //Химия в школе. 1992, № 3−4 С. 26.
- Атаханов Р. Соотношение общих закономерностей мышления и математического мышления. //Вопросы психологии, 1995, № 5 С.41−49.
- Аугенберг И.В. Динамика формирования психофизических шкал у школьников. //Вопросы психологии., 1996, № 1 С.108−114 .
- Балашов М., Лукьянова М. Аттестация учащихся: цели, функции, методы. //Директор школы. 1998, № 6, С. 10 .
- Бетелева Т.Г., Дубровинская Н. В., Фарбер Д. А. Сенсорные механизмы развивающегося мозга. М., 1977. -176 С.
- Богатова Т.В., Зайцева Е. А. Давайте больше не будем красить химию чёрной краской! /Химия. Приложение к газете «Первое сентября». 1996. № 25, С. 1.
- Богоявленский Д.Н., Менчинская Н. А. Психология усвоения знаний в школе. М., 1959. С. 5,6 ¦
- Блонский П.П. Память и мышление. М., Л., 1935., С. 172 .
- Браун Т.Л., Лемей Г. Ю. Химия в центре наук: В 2-х частях. 4.1 /Перевод с англ. -М.: Мир 1983, С.6−8 •
- Bruner J. On Knowing. Cambridge, 1965. p. 120 .
- Брунер Дж. Процесс обучения. М., 1962. С. 73 .
- Виноградова Н.Р., Ивченкова Г. Г., Потапов И. В. Окружающий мир. /Программы общеобразовательных учебных заведений в Российской федерации начальные классы (I-IV) одиннадцатилетней школы. 1992. С.139−150.
- Возрастная и педагогическая психология. Учебное пособие для студентов пед. институтов. /Под ред. проф. А. В. Петровского. М., Просвещение. 1973. С.133−135.
- Волова Н.Ф., Чернобельская Г. М. Пропедевтический курс химии. /Химия: Приложение к газете «Первое сентября» 1993., № 19−20 С. 6 .
- Волова Н.Ф., Чернобельская Г. М. Пропедевтический курс для семиклассников. //Химия в школе. 1998. № 3 С.29−33.
- Выготский JI.C. Воображение и творчество в детском возрасте: Психологический очерк. М.: Просвещение, 1967. С.11
- Выготский JI.C. Избранные психологические исследования. -М., 1956. С.438−451.
- Выготский JI.C. Мышление и речь. Психологические исследования. М., Лабиринт, 1996. С. 120,124−125,132−133,246,254 .
- Выготский Л.С. Педагогическая психология. /Под ред. В. В. Давыдова -М.: Педагогика, 1991. С. 392 .
- Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. Т.4 М.: Педагогика, 1984 С-65,243,382,383.
- Габриелян О.С. Совершенствование речевой культуры учащихся на уроках химии. //Химия в школе. 1990 № 6 С.35−37.
- Гаркунов В.П. Эвристические проблемы в системе обучения химии /Химия в школе. Тематический сборник научных работ, Вып.2, Л., 1977 С.16−18.
- Гачев Г. Д. Книга удивлений, или Естествознание глазами гуманитария, или Образы в науке. М.: Педагогика, 1991, С. 116,149.
- Гельман З.Е. Кроме бинома и аброка: Книга для учителя. -М.: — Просвещение, 1990, 190 С.
- Гигиенические требования к расписанию уроков. //Вестник образования. 1997, № 10, С. 44.
- Гирин В.И., Дрижун И. Л. Профессиональная направленность учащихся сельской школы. //Химия в школе. 1982, № 6 С.27−29.
- Гоффман Р. Хвала синтезу. //Химия и жизнь. 1990, № 5 С.61−66.
- Грибакина JI.B., Кузнецова Н. Е. О причинах формализма в знаниях учащихся. //Химия в школе. 1988, № 6 С. 17−18 .
- Груденов Я.И. Психолого-дидактические основы усвоения учебного материала. //Химия в школе. 1985, № 4 С.20−24.
- Гуревич К.М. Что такое психологическая диагностика. -М.: Знание. Серия «Педагогика и психология" — № 4 1985 С.29−30−31.
- Гуревич А.Е., Исаев Д. А., Понтак Л. С. Физика и химия: Пробный учебник для 5−6 кл. общеобразовательных учреждений. -М.: Просвещение 1994,176 С.
- Давыдов В.В. Генезис и развитие личности в детском возрасте //Вопросы психологии. 1992 № 1 С. 22,23,26,30,31.
- Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. -М.: Педагогика, 1986 С. 36,163.
- Давыдов В.В. Учебная деятельность: состояние и проблемы исследования. //Вопросы психологии. 1991 № 6 С. 11.
- Дидактика Средней школы. /Под ред. М. А. Данилова и М. Н. Скаткина. М., 1975. С. 21.
- Драгунова Т.В. О некоторых психологических особенностях подростка. //Вопросы психологии личности школьника. М., 1961. С. 140.
- Дубровинская Н.В. Нейрофизиологические механизмы внимания. Л., 1985, 144 С.
- Дъякович С.В., Князева Р. Н. Комплексные экскурсии в сельской школе как средства реализации межпредметных связей. //Советская педагогика. 1979, № 7 С. 26.
- Загорский В.В. «Вальдорфское» преподавание химии. //Химия в школе. 1995, № 3 С. 11,13.
- Зак А. З. Как определить уровень развития мышления школьника. М.: Знание., 1982, Серия «Педагогика и психология» № 1 С. 19.
- Зимняя И. А. Психология обучения иностранным языкам в школе. -М.: Просвещение, 1991 С. 9.
- Зорский П.М. О фундаментальных понятиях химии. //Соровский образовательный журнал. 1996 № 9 С.47−50 .
- Зорникова М.И., Чернобельская Г. М. О пропедевтическом курсе методик и обучения химии в педклассах. //Химия в школе 1994, № 4 С. 54.
- Зуева М.В. Развитие учащихся при обучении химии. Пособие для учителей. -М.: Просвещение. 1978, 190 С.
- Зуева М.В. О формировании учебных умений учащихся. //Химия в школе. 1984, № 6 С.24−26.
- Иванова Р.Г. Первоначальные сведения по химии в курсе «Естествознание» //Химия в школе. 1995, № 2 С.26−27,28−29.
- Иванова Р.Г., Иодко А. Г. Система самостоятельных работ учащихся при изучении неорганической химии: Книга для учителя. -М.: Просвещение. 1988 -160 С. С.З.
- Ильенков Э.В. К истории вопроса о предмете логики как науки //Вопросы философии. 1966 № 1 С. 32.
- Исайчева Н.Д. Школа глазами учеников. //Вопросы психологии. 1990 № 4, С. 68.
- Кабанова-Меллер Е. Н. Формирование приёмов умственной деятельности и умственное развитие учащихся. М., 1968. С.139−140
- Калмыкова З.И. Психологические принципы развивающего обучения. М.: Знание. 1979, № 5 /Серия «Педагогика и психология» С. 5,7.
- Каптерев П.Ф. Избранные педагогические сочинения. -М., 1982 С. 497,516.
- Качалова Г. С. Базовый курс химии VIII класса как основа дифференциации обучения в старших классах //Химия в школе. 1994, № 2 С. 14.
- Кесаева С., Яничева Т. Психология и школа. Опыт сотрудничества //Журнал практического психолога. 1998, № 2 С. 35.
- Киреева З.В., Коробейникова JI.A. Программа кружка «Фарма-цевтичекая химия» //Химия в школе. 1992, № 3−4 С.51−52 .
- Кирюшкин Д.М., Полосин B.C. Методика обучения химии. Учебное пособие для пед. институтов. М.: Просвещение. 1970 С.206
- Кле М. Психология подростка: психо-сексуальное развитие. -М.: Педагогика. 1991 С.46
- Князева Р.Н. Как воспитывать интерес к химии у учащихся сельских школ. Журнал Всесоюзного химического общества Д. И. Менделеева. Т.VIII. 4. 1973 С. 449.
- Князева Р.Н. Обучение химии в условиях сельской школы: Книга для учителя. -М.: Просвещение. 1983 С. 8,9−10
- Князева Р.Н. Преподавание химии в малокомплектной школе: Пособие для учителя. -М.: Просвещение. 1987 С. 3,7 .
- Ковалёва Г. С., Корощенко А. С. Изучение химии в школах мира. //Химия в школе. 1997, № 7 С.5−6.
- Колесов Д.В., Сельверова Н. Б. Физиолого-педагогические аспекты полового созревания. М., 1978, 225 С.
- Кон И. С. Психология ранней юности: Книга для учителя. -М.: Просвещение. 1959, С.69
- Концепция и проекты программ курса «Естествознание» (Концепция курса «Естествознание») //Химия в школе. 1988, № 6 С.29−31
- Концепция общего среднего образования (проект) /Врем, науч.-исслед. кол. «Школа» 1988, С. 7.
- Концепция школьного химического образования. //Химия в школе. 1993 № 6 С.2−8.
- Конференция по проблемам психологии учения (к 90-летию со дня рождения Н.А. Менчинской) -Выступление Божович Е. Д., Вай-зер Г. А. //Вопросы психологии. 1996, № 2 С. 150.
- Коробейникова Л.А., Лисичкин Г. В. Развивать способности учащихся. //Химия в школе. 1982, № 4 С.45−46.
- Kohler W. Gestalt psychology. N. Y., 1929, 403 p.
- Краковский А.П. О подростках (содержание возрастного, полового и типологического в личности младшего и старшего подростка). -М.:Педагогика. 1970, С. 109.
- Крутецкий В.А. Психология: Учебник для учащихся пед. училищ. -М.: Просвещение. 1980 С. 282.
- Кузнецова Л.М. Причины формализма знанний учащихся и пути его устранения //Химия в школе. 1990, № 3 С. 16−1985. Ланге Н. Н. Закон перцепции. //Психологические исследования.1. Одесса, 1893, С. 1.
- Левитес Д. Педагогическое насилие. //Народное образование. 1997, № 10 С. 60.
- Леонов М.А. Очерк диалектического материализма. М., 1948, С.566•
- Леонтьев А.Н. Ощущения и восприятие как образы предметного мира. В кн. Познавательные процессы: ощущения, восприятие. /Под ред. А. В. Запорожца, Б. Ф. Ломова, В. П. Зинченко. -М.: Педагогика, 1982, С. 40.
- Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. Издание 3-е. М. 1972, С. 513.
- И.Я.Лернер. Зачем учителю дидактика? //Народное образование. 1990, № 12 С. 74.
- Лернер И.Я. Каким должно быть воспитывающее обучение? //Химия в школе. 1995, № 1 С. 16 .
- Львовский В.А., Рубцов В. В., Улановская И. М. Психологические особенности использования моделей при решении школьниками учебных задач. /Новые исследования в психологии и возрастной физиологии. -М.: Педагогика. 1989, № 1(1) С. 58.
- Лисичкин Г. В. Виновата ли химия? //Химия в школе. 1989, № 4 С. 13.
- Лисичкин Г. В., Коробейникова Л. А. Годитесь ли вы в химики? Часть вторая, практическая. //Химия и жизнь. 1981, № 5 С 71−75.
- Макареня А.А., Обухов В. Л. Методология химии: Пособие для учителя. -М.: Просвещение. 1985, С. 68,87,88,106,107,108, 126,129,132,154,155, 157.
- Маттес Г. О роли психодиагностики в преодолении неуспеваемости школьников //Вопросы психологии. 1984, № 4 С. 152−154.
- Менчинская Н.А. Обучение и умственное развитие. //Обучение и развитие. -М., 1966. С. 5.
- Менчинская Н.А. Проблемы учения и умственного развития школьника: Избранные психологические труды. -М.: Педагогика. 1989, С.39−40, 41,46,66−92 .
- Мельчаков Л.Ф., Скаткин М. Н. Природоведение: Учебник для 3−4 классов средней школы 3-е издание, перераб. -М.: Просвещение 1987.240 С.
- Методика преподавания химии. /Под ред. Н. Е. Кузнецовой. -М.: Просвещение. 1984 С.120−124.
- Методические приёмы организации учебной деятельности учащихся при обучении химии в средней школе и ПТУ (Методические рекомендации для учителей средней школы и преподавателей ПТУ). Ленинград. 1986, С. 3,8,19.
- Минченков Е.Е. О программе учебного предмета. //Химия в школе. 1996, № 2 С. 13,14−15.
- Миллер В.Д. Инвариантность и вариативность в восприятии (возрастной аспект) //Проблемы восприятия. Свердловск. 1991. С.115−127.
- Назаренко В.М. Химия, экология, нравственность: проблемы образования. //Химия в школе. 1995, № 3 С. З .
- Назаренко В.М., Малыхина З. В. Программа курса «Химия и экология» VII класс. //Химия в школе. 1993, № 4 С.42−44.
- Налимов В.В. Вездесуще ли сознание? //Человек. 1991, № 6 С. 1522.
- Nalimov V.V. Can Philosophy be Mathematized? Probabilistic Theory of Meaning and Semantic Architectonics of Personality. /Philosophia Mathematica II, 1989. v.4, № 2, 129−146 .
- Неживая природа. Экспериментальное учебное пособие по природоведению. IV класс. /Под ред. Н. А. Рыкова. -М.: Педагогика. 1975, 152 С.
- Никитюк Б.А., Черкасова Р. С. Взаимосвязь возрастных и сомато-типологических особенностей точности воспроизведения пространственных величин в детском возрасте. /Новые исследования в психологии и возрастной физиологии. М.: Педагогика. 1991, С.86−89
- Нифантьев Э.Е., Парамонова Н. Г. Прикладные знания в курсе химии: анализ проблемы, предложения. //Химия в школе. 1995, № 5 С.16
- Об итогах Всесоюзной конференции по проблемам методов обучения химии. //Химия в школе. 1983, № 2, март-апрель. С.74−76.
- Основные положения концепции очередного этапа реформирования системы образования. //Народное образование. 1997, № 8 С.4−19.
- Общая методика обучения химии: Учебно-воспитательные вопросы. Пособие для учителей /Т.В.Смирнова, М. В. Зуева, Т. З. Славина и др.- Под ред. Л. А. Цветкова. -М.: Просвещение. 1982 С. 49,53,172.
- Онищук В.А. Лабораторные работы в школе. //Советская педагогика. 1969, № 8 С. 39.
- Охитина Л.Т. Психологические основы урока. В помощь учителю. М.: Просвещение. 1977, 96 С.
- Оржековский П.А., Данилова Н. В., Разумеева В. Н., Нифантьев Э. Е. Кружок для семиклассников «Химия для нас» //Химия в школе. 1990, № 5 С. 65.
- Орлова Л.В. Интеллектуально пассивные учащиеся. //Вопросы психологии. 1991, № 6 С. 43.
- Отстающие в учении школьники (проблемы психического развития) /Под ред. З. И. Калмыковой, И. Ю. Кулагиной, -М., 1986, 206 С.
- Павлов А.П. О значении естествознания в системе народного образования. //Вестник воспитания. 1917, № 6−7 С. 26.
- Паламарчук В.Ф. Школа учит мыслить. 2-е изд., дополненное и переработанное. -М.: Просвещение. 1987, С. 68,76−77.
- Пасечник М.Д. Операционные структуры действия систематизации в процессе усвоения математического материала подростками. //Вопросы психологии. 1991, № 6 С. 137.
- Петкова Н.Н., Христова В. Т. О подготовке лаборантов-химиков в химическом кружке. //Химия в школе. 1990, № 2 С. 69 .
- Тыльдсепп А.А., Корк В. А. Мы изучаем химию: Кн. Для учащихся 7−8 кл. средн. шк. -М.: Просвещение, 1988. С.6−9.
- Пиаже Ж. Избранные психологические труды: перевод с французского. -М., 1969, С.579−591.
- Piaget J. Les mecanismes perceptifs. P., 1961. 453 p.
- Пирогов Н.И. Избранные педагогические сочинения. М.: Педагогика. 1985 С.56−57.
- Пичугина Г. В. Химия в нашем доме. //Химия: Приложение к газе. те «Первое сентября». 1997, № 16 С. 16.
- Познавательные процессы и способности в обучении: Учебное пособие для студентов пед. институтов /В.Д.Шадриков, Н. П. Анисимова, Е. Н. Корнеева и др.- Под ред. В. Д. Шадрикова. -М.: Просвещение, 1990. С80,83.
- Полосин B.C. Роль химического эксперимента в развитии познавательных интересов учащихся к химии. //Химия в школе. 1982, № 5 С.53−54.
- Полосин B.C. Формирование и значение экспериментальных умений учащихся. //Химия в школе. 1983, № 4 С. 58 .
- Поливанова К.Н. Психологическое содержание подросткового возраста. //Вопросы психологии. 1996, № 1 С.20−32.
- Поливанова К.Н. Психологический анализ кризисов возрастного развития. //Вопросы психологии. 1994, № 1 С. 67,69.
- Практикум по общей психологии: Учебное пособие для студентов пед. институтов. /А.И.Абраменко, А. А. Алексеев, В. В. Богословский и др.- Под ред. А. И. Щербакова. -М.: Просвещение, 1990, С114,189.
- Прихожан A.M., Толстых Н. Н. Подросток в учебнике и в жизни. -М.: Знание. 1990 (Новое в жизни, науке, технике. Серия «Педагогика и психология». № 5) С. 9.
- Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ. Химические кружки. М.: Просвещение. 1988, С. 12,16 .
- Программы общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия. С9−13.
- Программы средней школы. Химия. Издательство «Просвещение» М. 1972 С.5−12 .
- Программы восьмилетней и средней школы. Химия. М.: Просвещение. 1982, С. 1,3.
- Программы средней общеобразовательной школы. Химия. М.: Просвещение. 1990, С. 6.
- Программы средней общеобразовательной школы. Естествознание. Биология. Химия. Физика. М.: Просвещение. 1992, С.2−38
- Программы для средних общеобразовательных учебных заведений. Химия. М.: Просвещение. 1993, С. 1,5−6,7−14.
- Программы для средних общеобразовательных учебных заведений. Химия. М.: Просвещение. 1996, С.71−73.
- Попов JI.M. Интервью с самим собой как метод целостного исследования личности /Новые исследования в психологии и возрастной физиологии. 1990, № 2(4) С.8−11.
- MS. Психологический словарь /Под ред. В. В. Давыдова, А. В. Запорожца, Б. Ф. Лашова и др. -М.: Педагогика, 1983, С.24−25,262.
- Рабочая книга школьного психолога. //И.В.Дубровина, М. К. Акимова, Е. М. Борисова и др. Под ред. И. В. Дубровиной -М.: Просвещение. 1991, С. 131,136.
- Резницкая Г. И. Зависимость реализации принципа сознательности от характера предмета усвоения: Автореф. канд. дис. психол. наук. М.: 1984 .
- Рекомендации Комиссии по химии VI Пленуму УМСа (учебные программы) //Химия в школе. С. 79.
- Реформа школьного образования в Великобритании. //Советская педагогика. 1991, № 8 С.137−138. см. Scince for ages 5 to 16. L., 1988.
- Rimat F. Intelligenzuntersuchungen an schliessend an die Ach’sche Suchmetode. 1925 C. 112.
- Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. -М.: 1973. С. 192.
- Рубинштейн М.М. Очерк педагогической психологии в связи с общей педагогикой. -3-е пересмотренное и дополненное издание. -М.: 1920 С. 260,312.
- Рудзитис Г. Е., Фельдман Ф. Г. Химия: Неорганическая химия: Учебник для 8 класса средней школы. 2-е издание М.: Просвещение. 1991, С.5−47.
- Самарин Ю.А. Очерки психологии ума. М.:1962 С. 491.
- Сарманова К.А. Межпредметные связи курсов химии и природоведения. //Химия в школе. 1982, № 1 С.38−40
- Сельская школа: проблемы и перспективы развития. Материалы круглого стола: А. Цирульников, Е.Комарова. /Учительская газета, 15 декабря 1988.
- Сергиевский В.В., Ананьева Е. А., Сычев К. В. Особенности восприятия химии одаренными учащимися //Химия в школе. 1992, № 56 С.26−28- Комментарий к статье Л. А. Коробейниковой. С.28−29.
- Сеченов И.М. Элементы мысли. //Избранные философские и психологические произведения. -М.:Госполитиздат. 1947 С.398−537.
- Смирнов А.А. Проблемы корреляции в области памяти. -В кн.: Возрастные и индивидуальные различия памяти. М.1967, С.3−14.
- Смирнов А.А. Развитие памяти. -В кн.: Психологическая наука в СССР. М., 1959, т. 1 С.257−314.
- Совершенствование обучения химии в 7−8 классах средней школы: Книга для учителя /П.Н.Жуков, М. В. Зуева, Р. Г. Иванова и др. Под ред. Р. Г. Ивановой -М.: Просвещение. 1985 С.15−19.
- Сорокин В.В., Злотников Э. Г. Химия в тестах. С-Петербург, «Химия». С-Петербургское отделение. -1996- С.74−75 .
- Сосновский Б.А. Как и зачем человек учится? //Химия в школе. 1995, № 1 С. 20.
- Спиркин А.Г. Основы философии. М. 1988 С.131−132.
- Социально-психологические методы практической работы в коллективе: диагностика и воздействие /Отв. Редакторы: А. Л. Журавлев,
- B.А.Хащенкоо. М.:Институт психологии, Костромской педагогический институт им. Н. Некрасова, 1990. С.87−88.
- Способности и склонности: Комплексные исследования. /Под ред. Э. А. Голубевой. -М.: Педагогика. 1989. С. 57,75,81,82.
- Ставниченко Р.Д. Влияние психологических знаний на эффективность учебной деятельности школьников. / Тезисы Всесоюзной научно-практической конференции «Психология перестройке народного образования» (9−11 ноября 1989 г.), М., -1989,
- Секция «Моделирование педагогической деятельности». Секция «Профессиональная культура педагога» С. 145.
- Степанов В.Г. Закономерности перцептивной деятельности школьников и взрослых. //Вопросы психологии. 1992, № 1−2 С.48−49.
- Суворова Г. Ф. В центре внимания сельская школа. //Химия в школе. 1990, № 2 С.3−4.
- Суравегина И.Т., Иванова Р. Г. Идеи и структура интегрированного курса «Естествознание» (V-VII классы). //Химия в школе. 1990, № 6 С.44−45.
- Сухановский А. Этот жестокий Север. /Северный комсомолец. 1991, № 8, 16 февраля. С.4−5.
- Сухомлинский В.А. О Воспитании. /Сост. и авт. вступит, очерков
- C.Соловейчик. -5-е издание М.: Политиздат. 1985 С.74
- Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. Киев, «Разянська школа», 1969 С. 57.
- Стрильчик А.К. Развитие логического мышления учащихся при изучении химии. Киев. 1984, С.8−10.
- Стоуне. Психопедагогика. Психологическая теория и практика обучения. Перевод с англ. /Под ред. Н. Ф. Талызиной. -М.: Педагогика. 1984,472 С.
- Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности учащихся. -М.: Знание. 1983 (Серия «Педагогика и психология. № 3) С. 7,23.
- Таскаева Л.Г. Методические рекомендации к программе курса неорганической и общей химии (региональный компонент). Изд. «Родина Ломоносова», Архангельск, 1994, 159 С.
- Таскаева Л.Г., Нестерова Л. Н. Химия в младших классах. Программа спецкурса «Вода -самое удивительное вещество планеты Земля» //Химия. Приложение к газете «Первое сентября» 1994, № 2324 июнь С.3−4.
- Таскаева JI.Г., Чернобельская Т. М. Вещества в моём доме: Программа спецкурса по химии для младших классов. /Химия: Приложение к газете «Первое сентября» 1997, № 11 С.7−8.
- Тверитинов Д.М. Развитие диалектического мышления на уроках неорганической химии. //Химия в школе. 1990, № 2, С. 17,19.
- Теоретические основы процесса обучения в советской школе. /Под ред. В. В. Краевского, И. Я. Лернера. М.: Педагогика, 19 891. С. 105,134,141.
- Трухина М.Д. Пропедевтический курс для семиклассников. //Химия. Приложение к газете «Первое сентября». 1993, № 23−24 С. 6.
- Тыльдсепп А.А. К разработке учебной программы по химии. //Химия в школе. 1987, № 3 С. 41.
- Унт И. Э. Индивидуализация и дифференциация обучения. М.:Педагогика. 1990. С. 9.
- Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания. 1973. Т.1 С. 149.
- Фейербах Л. Избранные философские произведения. T.I. М.1955, С. 98,101−102.
- Фельдштейн Д.И. Психология воспитания подростка. М.:Знание. 1978 (Новое в жизни, науке, технике. Серия «Педагогика и психология» № 3) С. 13.
- Фельдштейн Д.И. Психология становления личности. -М.: Международная педагогическая академия, 1994. С. 132,157,158, 160.
- Фигурная форма теста творческого мышления П. Торренса -ТТСТ. НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР. М.1990 С.19−27.
- Ханс Боума. Пер. А. М. Смолеговского. Преподавание химии в Голландии. /Химия. Приложение к газете «Первое сентября». 1993, № 17−18 С. 6.
- Химия и общество. /Под ред. М. Г. Гольдфельда. Перевод с англ.
- М.Ю.Гололобова. М.: Мир. 1995, 560 С.
- Химия в школе: действительность и проблемы. (Статья-выступление Н.П.Гаврусейко) //Химия в школе. 1988, № 4 С. 5.
- Химия в школе: Сборник нормативных документов. /Составил В.И.Сушко- Под ред. М. А. Прокофьева, И. Н. Черткова. -М.: Просвещение. 1987, С8−9.
- Химия в базисном учебном плане общеобразовательных учреждений России. //Химия в школе. 1994, № 3 С.З.
- Цетлин B.C. Доступность и трудность в обучении. М.: Знание. т 1984,-80 С.
- Цукерман Г. А. Психология саморазвития: задача для подростков и их педагогов. Рига ПЦ «Эксперимент». 1995. С. 17.
- Челпанов Т.И. Современная психология мышления и её значение для педагогики. //Школа и жизнь. -1914, № 2 С. 6.
- Чернобельская Г. М., Трухина Н. Д., Шелехова Л. М. Пропедевтический курс химии с прикладным содержанием для 7 класса. //Химия в школе. 1995, № 4 С.19−21.
- Чернобельская Г. М. Современные проблемы методической подготовки учителя химии. //Химия в школе. 1994, № 5 С.2−3.
- Чудновский В.Э. О специфике типологических особенностей у детей дошкольного возраста. //Типологические особенности высшей нервной деятельности человека. М., 1967, Т.5 С.58−73.
- Чуприкова Н.И. Принцип дифференциации когнитивных структур в умственном развитии, обучение и интеллект. //Вопросы психологии. 1990, № 5 С. 31.
- Шейнис Г. В. Развитие отношений подростков с природой как условие нравственного становления личности. Автореферат канд. дис. М., 1993 С. 11.
- Ширикова О.И., Коробейникова Л. А. Химические кружки для учащихся V-VI классов. //Химия в школе. 1983, № 3 С. 58.
- Шмуклер Е. Методические уроки. //Народное образование. Январь-февраль, 1992 С.53−55.
- Экземплярский В.М. Проблемы наглядности обучения и психологии мышления. //Народное образование. 1916, № 3 С. 15.
- Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1989. С. 496.
- Эльконин Д.Б. Психология обучения младшего школьника. М.: Знание. 1974. (серия «Педагогика и психология» № 10) С. 59.
- Эльконин Д.Б. Послесловие. //В кн.: Выготский Л. С. Собрание сочинений в 6-ти томах. Т.4, М. 1984 С. 403.
- Эрисман Ф.Ф. Профессиональная гигиена или гигиена умственного и физического труда. -Спб, 1877 (избранные произведения. -Т.2 -М: Л., 1959 С.5−178.
- Эпштейн Д.А. Формирование химических способностей у учащихся. //Вопросы психологии. 1963, № 6 С. 107.
- Юркевич П.Д. Чтения о воспитании. -М., 1865. С. 167.
- Якиманская И.С. Знания и мышление школьника. -М.: Знание. 1985 (Новое в жизни, науке и технике. Серия «Педагогика и психология" — № 9) С.5−11,52−53,54.
- Якиманская И.С. Требования к учебным программам, ориентированным на личностное развитие школьников. //Вопросы психологии. 1994, № 2 С.64−77.
- Якиманская И.С. Разработка технологии личностно-ориентированного обучения. //Вопросы психологии. 1995, № 2 С.31−41.214' Я познаю мир: Детская энциклопедия: Химия. /Авт.-сост. Л. А. Савина, под общей ред. О. Г. Хинн. -М/.АСТ, 1966. С. 188 189.
- Приготовление коллекции минералов, гербария растений-индикаторов.
- Ощущение и восприятие вещества. Тест: гравитационные ощущения, глазомерная оценка массы и объема, линейный глазомер, цветоощущение и цветовосприятие, тепловые ощущения, обоняние.
- Тренировка гравитационных ощущений, глазомерной оценки массы, линейного глазомера, тепловых ощущений.12.213.2В14.2
- Качества химика: понятливость. Тест интеллекта «Понятливость"/Векслер/.Чис-тые вещества и смеси, разделение смесей.
- Отыскание нужной информации в энциклопедиях и справочниках.
- Примеры чистых веществ и смесей, опыт вымораживания солей из кипяченой воды в морозильной камере. Доклад о воздухе как смеси газов, о почвах как смесях.
- Практическая работа по разделению сме-си:"Очистка поваренной соли «.Обучение строгому следованию правилам работы.15.2
- Экскурсия в агрохимическую лабораторию. «Химия и жизньт
- Химический состав пищевых продуктов. Опыты с белком и углеводами. Биогенное значение химических элементов. азота, фосфора, железа, цинка, меди, калия идр. Влияние веществ на здоровье и психику человека.1. Экскурсия на хлебозавод.
- Заглянем в кухонный шкаф», приготовление столярного клея из костей, крахмала из картофеля. Отчет об экскурсии по плану дополнение необходимым материалом из периодических изданий.
- Запись экскурсии, подбор иллюстраций, описание домашней аптечки, название лекарств. Профессия фармацевта.
- Оформление экспозиции краеведческого уголка в кабинете химии на тему: «Химия родного края»,"Промышленные и сельскохозяйственные профессиидребую-щие знания химии»
- Атомно-молекулярное учение. Обобщение. Опора на межпредметную связь с физикой.32. 2 Закон сохранения массы веществ в свете атомно-молекулярной теории. Мировоззренческое значение закона.
- Общественный смотр знаний.34. 2 Итоговое занятие: анкетный опрос учащихся. Интересы и склонности. Карта интересов.30. 2 Контрольно-тренировочное занятие: химические игры на составление формул по валентности. Самопроверка, самоо-ценка.Взаимопроверка.
- Итого: 34 занятия каждое по 2 часа. Всего 68 часов