Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Сочетание химических и логико-психологических знаний в пропедевтическом курсе химии для 7 класса

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В то же время средняя общеобразовательная школа уже готова к нововведениям в этой области. Предлагаемое распределение часов между темами внутри школьного курса химии приводит к перегрузке учащихся и учителей, снижению интереса к учебе, с одной стороны, снижению качества подготовки и проведения уроков — с другой, в то время как начало изучения химии имеет первостепенное значение для дальнейшего… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. Психолого-педагогические основы пропедевтики знаний по химии
    • 1. 1. Состояние проблемы подготовки учащихся средней школы к восприятию систематического курса химии
    • 1. 2. Возрастные особенности учащихся среднего подросткового возраста
    • 1. 3. Региональные особенности обучения учащихся химии в сельских школах
  • Выводы к главе 1
  • ГЛАВА II. Концептуальная основа формирования пропедевтического курса химии с элементами логико-психологических знаний
    • 2. 1. Система факторов, определяющих подход к созданию пропедевтического курса химии для семиклассников
    • 2. 2. Основные положения концепции пропедевтического 73 курса химии
    • 2. 3. Основные принципы, лежащие в основе построения и организации обучения в пропедевтическом курсе химии
  • Выводы к главе II
  • ГЛАВА III. Методические основы разработки содержания и организации обучения учащихся 7 класса пропедевтическому курсу химии с элементами логико-психологических знаний
    • 3. 1. Ведущие идеи пропедевтического курса химии и принципы отбора содержания и конструирования учебного материала
    • 3. 2. Блоковая система построения программы пропедевтического курса химии
    • 3. 3. Методические приемы обучения учащихся 7 класса первоначальным химическим понятиям в сочетании с логико-психологическими знаниями
  • Выводы к главе III
  • ГЛАВА IV. Экспериментальное исследование влияния пропедевтической подготовки учащихся по химии и психологии на формирование их учебной деятельности и личностное развитие
    • 4. 1. Общая характеристика экспериментального исследования
    • 4. 2. Использование классов диагностических методик для определения эффективности обучения учащихся пропедевтическому курсу химии
    • 4. 3. Результаты обучения учащихся 7 класса пропедевтическому курсу химии с элементами логико-психологических знаний
  • Выводы к главе IV

Сочетание химических и логико-психологических знаний в пропедевтическом курсе химии для 7 класса (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Современная парадигма обучения это личностно-ориентированное обучение, суть его — добиться личностного и осознанного усвоения знаний. Однако в подавляющем большинстве те курсы химии, которые существуют, не учитывают этого, они не ориентированы на использование самими учащимися своих личностных особенностей и умственных возможностей — для более успешного учения и в связи со спецификой предмета химии. На уроках недостаточное внимание обращается на обучение школьников мыслим-тельным приемам, тем более — на изучение особенностей своих психических процессов: памяти, внимания, воображения, от развития которых во многом зависит успешность обучения химии.

Соответственно имеется недостаточное количество исследований по этой проблеме.

В то же время средняя общеобразовательная школа уже готова к нововведениям в этой области. Предлагаемое распределение часов между темами внутри школьного курса химии приводит к перегрузке учащихся и учителей, снижению интереса к учебе, с одной стороны, снижению качества подготовки и проведения уроков — с другой, в то время как начало изучения химии имеет первостепенное значение для дальнейшего развития познавательного интереса сельских школьников, мотивов их действий, ориентации в будущем на сельскохозяйственные профессии, связанные с химией.

Для естественнонаучного образования особую важность представляет вывод о возможности повышения ценности научных знаний для учащихся, если эти знания станут для них человечески значимыми, то есть приобретут признаки гуманитарного знания. В частности, это могут быть знания о совершенствовании в процессе обучения своих психологических функций, овладение приемами мышления.

В настоящее время существует очень мало программ, которые включали бы специальную подготовку учащихся по химии перед изучением систематического курса в 8 классе. Химия же, в отличие от других предметов, в особенной мере нуждается в пропедевтике знаний из-за своей глубокой специфики, связанной с проведением химического эксперимента, изучением химического понятийного языка, установлением многообразных связей химии с наукой и практикой.

Отчасти пропедевтика химических знаний прослеживается в курсах естествознания, но она недостаточна.

В ряде научных работ имеется положительный опыт пропедевтического изучения химии /Л.Г. Таскаева, Г. В. Пичугина, М. Д. Трухина, JI.H. Нестерова/. Однако такие исследования немногочисленны.

Кроме того, ни одно из этих исследований не содержит в качестве составляющего элемента изучение учащимися собственных психологических функций как условия успешного обучения химии.

Все это привело к необходимости разработки пропедевтического курса химии для учащихся 7 класса, который, основываясь на изучении первоначальных химических понятий, содержит одновременно элементы логико-психологических знаний, служащих своеобразными инструментами для познания и совершенствования своих психических функций в применении к изучению нового для учащихся предмета химии.

Цель исследования .: определить содержание и методическое обеспечение пропедевтического курса химии для учащихся 7 класса сельской школы, основанного на идее сочетания химических и логико-психологических знаний и исследовать его воздействие на формирование готовности учащихся к изучению химии в 8 классе.

Объект исследования. .пропедевтика химической подготовки учащихся 7 класса сельской школы.

Предмет исследования: особенности усвоения семиклассниками пропедевтического курса химии при включении в него логико-психологических знаний.

Гипотеза. :Сочетание химического и логико-психологического содержания в пропедевтическом курсе химии будет способствовать не только пополнению химических знаний учащихся, но и усилит развивающую сторону обучения, что облегчит и ускорит включение учащихся в учебный процесс по химии в 8 классе.

Задачи исследования. : — отобрать материал для содержания пропедевтического курса химии 7 класса и построить его программу- - отобрать комплекс логико-психологических знаний для пропедевтического курса химии 7 класса- - создать адекватное содержанию методическое обеспечение /методические разработки уроков, перспективно-методическое планирование и т. д. /;

— разработать методику сочетания изучения химических понятий с логико-психологическими знаниями;

— построить структурно-функциональную модель пропедевтического курса химии с элементами логико-психологических знаний;

— исследовать эффективность обучения учащихся пропедевтическому курсу;

— разработать практические рекомендации учителям химии по обучению учащихся пропедевтическому курсу.

Для решения задач мы использовали комплекс теоретических и экспериментальных методов педагогического исследования. Из теоретических методов, помимо анализа литературы, использовался системный анализ и системно-структурный подход к конструированию содержания пропедевтического курса.

Из экспериментальных методов были отобраны те, которые являлись адекватными поставленным задачам: различные виды педагогического эксперимента, метод независимых характеристик, целенаправленное наблюдение, метод экспертных оценок, изучение учебной документации, психологические пробы /тест Торранса/ и другие.

В качестве методологической основы исследования принят лично-стно-деятельный подход.

При разработке пропедевтической программы мы провели исследование, которое проводилось в 4 этапа в период с 199^ по 1998 гг.

Первый этап — констатирующее исследование состояния проблемы пропедевтики химических знаний в период, предшествующий изучению школьниками систематического курса химии, и проблемы организации ими своей умственной учебной деятельности. На этом этапе проводилось изучение педагогической, психологической и методической литературы, анализ школьной документации, программ, анкетирование 24-х учителей различных предметов, диагностирование 192 учащихся из четырех школ Устьянского района Архангельской области.

Второй этап — теоретический — включал определение цели, задач, гипотезы, исходных методологотеоретических обоснований исследования, разработку концептуальной модели системы обучения учащихся 7 класса пропедевтическому курсу химии и на ее основе — создание экспериментальной программы пропедевтического курса. На данном этапе использовались системно-структурный анализ, моделирование, интегративный подход.

Третий этап — поисковый эксперимент, в рамках которого производилась экспериментальная проверка пропедевтической программы. В нем участвовало 104 учащихся 2-х школ поселка Октябрьский Устьянского района. На основе наблюдений за деятельностью учащихся, бесед и анкетирования учителей и учащихся, анализа результатов текущего контроля знаний и умений учащихся вносились коррективы в теоретическую модель обучения пропедевтическому курсу химии. Использовались 2 варианта программ: I вариант предусматривал сочетание химических и логико-психологических знаний, II вариант включал изучение только химических знаний. fc Четвертый этап — обучающий эксперимент, в котором участвовало 80 человек из 3 школ Устьянского района и 1 школы города Железногорска Курской области. На данном этапе проверялись эффективность разработанной методической системы обучения, обобщения и интерпретация полученных результатов теоретического и экспериментального исследования.

Всего в исследовании приняли участие 376 учащихся из 5 школ и 29 * учителей.

Новизна исследования.: Впервые разработано и научно обосновано * содержание пропедевтического курса химии с элементами логикопсихологических знаний для учащихся 7 класса с необходимым методическим обеспечением.

Создана структурно-функциональная модель обучения учащихся в i данном курсе.

Теоретическая значимость исследования. заключается в том, что построена и теоретически обоснована структурно-функциональная модель пропедевтического курса химии 7 класса в сочетании с элементами логико-психологических знаний.

Практическое значение исследования. заключается в создании специальной учебной программы пропедевтического курса химии для % учащихся 7 класса, дидактических материалов индивидуального пользования, а также методических разработок и рекомендаций для учителей химии общеобразовательных школ.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Содержание пропедевтического курса химии для 7 класса возможно и целесообразно сочетать с логико-психологическими знаниями.

Сочетание в пропедевтическом курсе химического и логико-психологического содержания создает условия не только для изучения химии, но и для изучения школьниками собственной личности, что способствует, наряду с осознанным усвоением знаний, и личностному развитию.

2. Пропедевтический курс химии с элементами логико-психологических знаний, благодаря вовлечению учащихся в активную учебно-познавательную деятельность, стимулирует развитие их мышления и способствует успешности обучения в 8 классе.

Апробация результатов исследования осуществлялась:

— на заседании совета Устьянского РОНО Архангельской области 15.01.1991 г.

— на заседании научно-методического семинара по методике обучения химии при МПГУ 25.03.1992 г. и 27.03.1996 г.

— на секции учителей химии средних и неполных средних школ Устьянского района Архангельской области 25.03.1995 г.

— на заседании руководителей методического объединения учителей химии зонального семинара, проходившем в Устьянском районе Архангельской области 2.02.1996 г.

— на заседании руководителей методического объединения учителей химии Московской области 17.05.1996 г.

— на заседании кафедры неорганической химии и методики обучения химии МПГУ 29.03.1999 г.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В разработанной теоретической концепции пропедевтического курса химии получили отражение принципы совмещения химического содержания с логико-психологическими знаниями, которые впервые стали предметом особого изучения в школьном курсе химии.

В результате исследования получила подтверждение идея о том, что изучение собственных психических процессов не просто вызывает интерес учащихся, но служит стимулом к овладению химическими знаниями.

Вследствие того, что пропедевтический курс химии включает небольшой объем химических знаний, увязанных с окружающей учащихся действительностью, с особенностями региона и одновременно затрагивает основные химические понятия, облегчается адаптация к систематическому курсу химии 8−9 классов, и обучение становится более эффективным. Этому способствует расширение зоны ближайшего развития учащихся в ходе пропедевтики химических знаний.

Выявлено, что включение логико-психологического компонента в обучение оказывает долговременное развивающее воздействие на учащихся, это подтверждено анализом динамики развития мышления и личности учащихся в 8 и 9 классах, а также эффективностью усвоения ими химического содержания программных знаний.

Сочетание химического содержания с логико-психологическими знаниями помогает учащимся осваивать научные методы познания и одновременно совершенствовать собственные психические процессы, что доказано с помощью ряда психологических тестов.

Установлено, что включение логико-психологических знаний в учебный процесс по химии хорошо согласуется со всеми известными психологическими теориями развивающего обучения. Вместе с тем выявлено, что обучение учащихся приемам умственных действий, развитие наблюдательности, устойчивого внимания и т. п. можно и следует формировать на конкретном учебном материале.

Доказано, что включение в курс химии логико-психологических знаний требует внесения изменений в содержание и процесс обучения в направлении, связанном, во-первых, с усилением индивидуализации обучения, основанном на изучении учащимися своего «Я», а во-вторых, в направлении, связанном с развитием коммуникабельности в процессе совместной работы. Сочетание того и другого направлений в содержании и процессе обучения учащихся пропедевтическому курсу химии способствует самовоспитанию личности.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Адаптация организма подростков к учебной нагрузке. /Под ред. Д.
  2. B. Колесова. М.: Педагогика. 1987. -152 С.
  3. М.М. Школа моей мечты (интервью). //Химия в школе: 1996. № 2 -С.З.
  4. П.В., Панин А. В. Теория познания и диалектика: Учебное пособие для ВУЗов. -М.: Высшая школа, 1991, С. 104.
  5. .Г. Сенсорно-перцептивная организация человека. -В кн: Познавательные процессы: ощущения, восприятие /Под ред. А. В. Запорожца, Б. Ф. Ломова, В. П. Зинченко. М., Педагогика, 1982,1. C.7-S, 19.
  6. .Г. Психология чувственного познания. Издательство Академии педагогических наук РСФСР. М., 1960. С. 11,49,51.
  7. Е.Н. Нетрадиционная форма контроля знаний. Итоговая аттестация учащихся VII класса. //Химия в школе. 1997. № 3 С. 21.
  8. В.П. Развитие интереса к профессии учителя химии, //Химия в школе. 1992, № 3−4 С. 26.
  9. Р. Соотношение общих закономерностей мышления и математического мышления. //Вопросы психологии, 1995, № 5 С.41−49.
  10. И.В. Динамика формирования психофизических шкал у школьников. //Вопросы психологии., 1996, № 1 С.108−114 .
  11. М., Лукьянова М. Аттестация учащихся: цели, функции, методы. //Директор школы. 1998, № 6, С. 10 .
  12. Т.Г., Дубровинская Н. В., Фарбер Д. А. Сенсорные механизмы развивающегося мозга. М., 1977. -176 С.
  13. Т.В., Зайцева Е. А. Давайте больше не будем красить химию чёрной краской! /Химия. Приложение к газете «Первое сентября». 1996. № 25, С. 1.
  14. Д.Н., Менчинская Н. А. Психология усвоения знаний в школе. М., 1959. С. 5,6 ¦
  15. П.П. Память и мышление. М., Л., 1935., С. 172 .
  16. Т.Л., Лемей Г. Ю. Химия в центре наук: В 2-х частях. 4.1 /Перевод с англ. -М.: Мир 1983, С.6−8 •
  17. Bruner J. On Knowing. Cambridge, 1965. p. 120 .
  18. Дж. Процесс обучения. М., 1962. С. 73 .
  19. Н.Р., Ивченкова Г. Г., Потапов И. В. Окружающий мир. /Программы общеобразовательных учебных заведений в Российской федерации начальные классы (I-IV) одиннадцатилетней школы. 1992. С.139−150.
  20. Возрастная и педагогическая психология. Учебное пособие для студентов пед. институтов. /Под ред. проф. А. В. Петровского. М., Просвещение. 1973. С.133−135.
  21. Н.Ф., Чернобельская Г. М. Пропедевтический курс химии. /Химия: Приложение к газете «Первое сентября» 1993., № 19−20 С. 6 .
  22. Н.Ф., Чернобельская Г. М. Пропедевтический курс для семиклассников. //Химия в школе. 1998. № 3 С.29−33.
  23. JI.C. Воображение и творчество в детском возрасте: Психологический очерк. М.: Просвещение, 1967. С.11
  24. JI.C. Избранные психологические исследования. -М., 1956. С.438−451.
  25. JI.C. Мышление и речь. Психологические исследования. М., Лабиринт, 1996. С. 120,124−125,132−133,246,254 .
  26. Л.С. Педагогическая психология. /Под ред. В. В. Давыдова -М.: Педагогика, 1991. С. 392 .
  27. Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. Т.4 М.: Педагогика, 1984 С-65,243,382,383.
  28. О.С. Совершенствование речевой культуры учащихся на уроках химии. //Химия в школе. 1990 № 6 С.35−37.
  29. В.П. Эвристические проблемы в системе обучения химии /Химия в школе. Тематический сборник научных работ, Вып.2, Л., 1977 С.16−18.
  30. Г. Д. Книга удивлений, или Естествознание глазами гуманитария, или Образы в науке. М.: Педагогика, 1991, С. 116,149.
  31. З.Е. Кроме бинома и аброка: Книга для учителя. -М.: — Просвещение, 1990, 190 С.
  32. Гигиенические требования к расписанию уроков. //Вестник образования. 1997, № 10, С. 44.
  33. В.И., Дрижун И. Л. Профессиональная направленность учащихся сельской школы. //Химия в школе. 1982, № 6 С.27−29.
  34. Р. Хвала синтезу. //Химия и жизнь. 1990, № 5 С.61−66.
  35. JI.B., Кузнецова Н. Е. О причинах формализма в знаниях учащихся. //Химия в школе. 1988, № 6 С. 17−18 .
  36. Я.И. Психолого-дидактические основы усвоения учебного материала. //Химия в школе. 1985, № 4 С.20−24.
  37. К.М. Что такое психологическая диагностика. -М.: Знание. Серия «Педагогика и психология" — № 4 1985 С.29−30−31.
  38. А.Е., Исаев Д. А., Понтак Л. С. Физика и химия: Пробный учебник для 5−6 кл. общеобразовательных учреждений. -М.: Просвещение 1994,176 С.
  39. В.В. Генезис и развитие личности в детском возрасте //Вопросы психологии. 1992 № 1 С. 22,23,26,30,31.
  40. В.В. Проблемы развивающего обучения. -М.: Педагогика, 1986 С. 36,163.
  41. В.В. Учебная деятельность: состояние и проблемы исследования. //Вопросы психологии. 1991 № 6 С. 11.
  42. Дидактика Средней школы. /Под ред. М. А. Данилова и М. Н. Скаткина. М., 1975. С. 21.
  43. Т.В. О некоторых психологических особенностях подростка. //Вопросы психологии личности школьника. М., 1961. С. 140.
  44. Н.В. Нейрофизиологические механизмы внимания. Л., 1985, 144 С.
  45. С.В., Князева Р. Н. Комплексные экскурсии в сельской школе как средства реализации межпредметных связей. //Советская педагогика. 1979, № 7 С. 26.
  46. В.В. «Вальдорфское» преподавание химии. //Химия в школе. 1995, № 3 С. 11,13.
  47. Зак А. З. Как определить уровень развития мышления школьника. М.: Знание., 1982, Серия «Педагогика и психология» № 1 С. 19.
  48. И. А. Психология обучения иностранным языкам в школе. -М.: Просвещение, 1991 С. 9.
  49. П.М. О фундаментальных понятиях химии. //Соровский образовательный журнал. 1996 № 9 С.47−50 .
  50. М.И., Чернобельская Г. М. О пропедевтическом курсе методик и обучения химии в педклассах. //Химия в школе 1994, № 4 С. 54.
  51. М.В. Развитие учащихся при обучении химии. Пособие для учителей. -М.: Просвещение. 1978, 190 С.
  52. М.В. О формировании учебных умений учащихся. //Химия в школе. 1984, № 6 С.24−26.
  53. Р.Г. Первоначальные сведения по химии в курсе «Естествознание» //Химия в школе. 1995, № 2 С.26−27,28−29.
  54. Р.Г., Иодко А. Г. Система самостоятельных работ учащихся при изучении неорганической химии: Книга для учителя. -М.: Просвещение. 1988 -160 С. С.З.
  55. Э.В. К истории вопроса о предмете логики как науки //Вопросы философии. 1966 № 1 С. 32.
  56. Н.Д. Школа глазами учеников. //Вопросы психологии. 1990 № 4, С. 68.
  57. Кабанова-Меллер Е. Н. Формирование приёмов умственной деятельности и умственное развитие учащихся. М., 1968. С.139−140
  58. З.И. Психологические принципы развивающего обучения. М.: Знание. 1979, № 5 /Серия «Педагогика и психология» С. 5,7.
  59. П.Ф. Избранные педагогические сочинения. -М., 1982 С. 497,516.
  60. Г. С. Базовый курс химии VIII класса как основа дифференциации обучения в старших классах //Химия в школе. 1994, № 2 С. 14.
  61. С., Яничева Т. Психология и школа. Опыт сотрудничества //Журнал практического психолога. 1998, № 2 С. 35.
  62. З.В., Коробейникова JI.A. Программа кружка «Фарма-цевтичекая химия» //Химия в школе. 1992, № 3−4 С.51−52 .
  63. Д.М., Полосин B.C. Методика обучения химии. Учебное пособие для пед. институтов. М.: Просвещение. 1970 С.206
  64. Кле М. Психология подростка: психо-сексуальное развитие. -М.: Педагогика. 1991 С.46
  65. Р.Н. Как воспитывать интерес к химии у учащихся сельских школ. Журнал Всесоюзного химического общества Д. И. Менделеева. Т.VIII. 4. 1973 С. 449.
  66. Р.Н. Обучение химии в условиях сельской школы: Книга для учителя. -М.: Просвещение. 1983 С. 8,9−10
  67. Р.Н. Преподавание химии в малокомплектной школе: Пособие для учителя. -М.: Просвещение. 1987 С. 3,7 .
  68. Г. С., Корощенко А. С. Изучение химии в школах мира. //Химия в школе. 1997, № 7 С.5−6.
  69. Д.В., Сельверова Н. Б. Физиолого-педагогические аспекты полового созревания. М., 1978, 225 С.
  70. Кон И. С. Психология ранней юности: Книга для учителя. -М.: Просвещение. 1959, С.69
  71. Концепция и проекты программ курса «Естествознание» (Концепция курса «Естествознание») //Химия в школе. 1988, № 6 С.29−31
  72. Концепция общего среднего образования (проект) /Врем, науч.-исслед. кол. «Школа» 1988, С. 7.
  73. Концепция школьного химического образования. //Химия в школе. 1993 № 6 С.2−8.
  74. Конференция по проблемам психологии учения (к 90-летию со дня рождения Н.А. Менчинской) -Выступление Божович Е. Д., Вай-зер Г. А. //Вопросы психологии. 1996, № 2 С. 150.
  75. Л.А., Лисичкин Г. В. Развивать способности учащихся. //Химия в школе. 1982, № 4 С.45−46.
  76. Kohler W. Gestalt psychology. N. Y., 1929, 403 p.
  77. А.П. О подростках (содержание возрастного, полового и типологического в личности младшего и старшего подростка). -М.:Педагогика. 1970, С. 109.
  78. В.А. Психология: Учебник для учащихся пед. училищ. -М.: Просвещение. 1980 С. 282.
  79. Л.М. Причины формализма знанний учащихся и пути его устранения //Химия в школе. 1990, № 3 С. 16−1985. Ланге Н. Н. Закон перцепции. //Психологические исследования.1. Одесса, 1893, С. 1.
  80. Д. Педагогическое насилие. //Народное образование. 1997, № 10 С. 60.
  81. М.А. Очерк диалектического материализма. М., 1948, С.566•
  82. А.Н. Ощущения и восприятие как образы предметного мира. В кн. Познавательные процессы: ощущения, восприятие. /Под ред. А. В. Запорожца, Б. Ф. Ломова, В. П. Зинченко. -М.: Педагогика, 1982, С. 40.
  83. А.Н. Проблемы развития психики. Издание 3-е. М. 1972, С. 513.
  84. И.Я.Лернер. Зачем учителю дидактика? //Народное образование. 1990, № 12 С. 74.
  85. И.Я. Каким должно быть воспитывающее обучение? //Химия в школе. 1995, № 1 С. 16 .
  86. В.А., Рубцов В. В., Улановская И. М. Психологические особенности использования моделей при решении школьниками учебных задач. /Новые исследования в психологии и возрастной физиологии. -М.: Педагогика. 1989, № 1(1) С. 58.
  87. Г. В. Виновата ли химия? //Химия в школе. 1989, № 4 С. 13.
  88. Г. В., Коробейникова Л. А. Годитесь ли вы в химики? Часть вторая, практическая. //Химия и жизнь. 1981, № 5 С 71−75.
  89. А.А., Обухов В. Л. Методология химии: Пособие для учителя. -М.: Просвещение. 1985, С. 68,87,88,106,107,108, 126,129,132,154,155, 157.
  90. Г. О роли психодиагностики в преодолении неуспеваемости школьников //Вопросы психологии. 1984, № 4 С. 152−154.
  91. Н.А. Обучение и умственное развитие. //Обучение и развитие. -М., 1966. С. 5.
  92. Н.А. Проблемы учения и умственного развития школьника: Избранные психологические труды. -М.: Педагогика. 1989, С.39−40, 41,46,66−92 .
  93. Л.Ф., Скаткин М. Н. Природоведение: Учебник для 3−4 классов средней школы 3-е издание, перераб. -М.: Просвещение 1987.240 С.
  94. Методика преподавания химии. /Под ред. Н. Е. Кузнецовой. -М.: Просвещение. 1984 С.120−124.
  95. Методические приёмы организации учебной деятельности учащихся при обучении химии в средней школе и ПТУ (Методические рекомендации для учителей средней школы и преподавателей ПТУ). Ленинград. 1986, С. 3,8,19.
  96. Е.Е. О программе учебного предмета. //Химия в школе. 1996, № 2 С. 13,14−15.
  97. В.Д. Инвариантность и вариативность в восприятии (возрастной аспект) //Проблемы восприятия. Свердловск. 1991. С.115−127.
  98. В.М. Химия, экология, нравственность: проблемы образования. //Химия в школе. 1995, № 3 С. З .
  99. В.М., Малыхина З. В. Программа курса «Химия и экология» VII класс. //Химия в школе. 1993, № 4 С.42−44.
  100. В.В. Вездесуще ли сознание? //Человек. 1991, № 6 С. 1522.
  101. Nalimov V.V. Can Philosophy be Mathematized? Probabilistic Theory of Meaning and Semantic Architectonics of Personality. /Philosophia Mathematica II, 1989. v.4, № 2, 129−146 .
  102. Неживая природа. Экспериментальное учебное пособие по природоведению. IV класс. /Под ред. Н. А. Рыкова. -М.: Педагогика. 1975, 152 С.
  103. .А., Черкасова Р. С. Взаимосвязь возрастных и сомато-типологических особенностей точности воспроизведения пространственных величин в детском возрасте. /Новые исследования в психологии и возрастной физиологии. М.: Педагогика. 1991, С.86−89
  104. Э.Е., Парамонова Н. Г. Прикладные знания в курсе химии: анализ проблемы, предложения. //Химия в школе. 1995, № 5 С.16
  105. Об итогах Всесоюзной конференции по проблемам методов обучения химии. //Химия в школе. 1983, № 2, март-апрель. С.74−76.
  106. Основные положения концепции очередного этапа реформирования системы образования. //Народное образование. 1997, № 8 С.4−19.
  107. Общая методика обучения химии: Учебно-воспитательные вопросы. Пособие для учителей /Т.В.Смирнова, М. В. Зуева, Т. З. Славина и др.- Под ред. Л. А. Цветкова. -М.: Просвещение. 1982 С. 49,53,172.
  108. В.А. Лабораторные работы в школе. //Советская педагогика. 1969, № 8 С. 39.
  109. Л.Т. Психологические основы урока. В помощь учителю. М.: Просвещение. 1977, 96 С.
  110. П.А., Данилова Н. В., Разумеева В. Н., Нифантьев Э. Е. Кружок для семиклассников «Химия для нас» //Химия в школе. 1990, № 5 С. 65.
  111. Л.В. Интеллектуально пассивные учащиеся. //Вопросы психологии. 1991, № 6 С. 43.
  112. Отстающие в учении школьники (проблемы психического развития) /Под ред. З. И. Калмыковой, И. Ю. Кулагиной, -М., 1986, 206 С.
  113. А.П. О значении естествознания в системе народного образования. //Вестник воспитания. 1917, № 6−7 С. 26.
  114. В.Ф. Школа учит мыслить. 2-е изд., дополненное и переработанное. -М.: Просвещение. 1987, С. 68,76−77.
  115. М.Д. Операционные структуры действия систематизации в процессе усвоения математического материала подростками. //Вопросы психологии. 1991, № 6 С. 137.
  116. Н.Н., Христова В. Т. О подготовке лаборантов-химиков в химическом кружке. //Химия в школе. 1990, № 2 С. 69 .
  117. А.А., Корк В. А. Мы изучаем химию: Кн. Для учащихся 7−8 кл. средн. шк. -М.: Просвещение, 1988. С.6−9.
  118. . Избранные психологические труды: перевод с французского. -М., 1969, С.579−591.
  119. Piaget J. Les mecanismes perceptifs. P., 1961. 453 p.
  120. Н.И. Избранные педагогические сочинения. М.: Педагогика. 1985 С.56−57.
  121. Г. В. Химия в нашем доме. //Химия: Приложение к газе. те «Первое сентября». 1997, № 16 С. 16.
  122. Познавательные процессы и способности в обучении: Учебное пособие для студентов пед. институтов /В.Д.Шадриков, Н. П. Анисимова, Е. Н. Корнеева и др.- Под ред. В. Д. Шадрикова. -М.: Просвещение, 1990. С80,83.
  123. B.C. Роль химического эксперимента в развитии познавательных интересов учащихся к химии. //Химия в школе. 1982, № 5 С.53−54.
  124. B.C. Формирование и значение экспериментальных умений учащихся. //Химия в школе. 1983, № 4 С. 58 .
  125. К.Н. Психологическое содержание подросткового возраста. //Вопросы психологии. 1996, № 1 С.20−32.
  126. К.Н. Психологический анализ кризисов возрастного развития. //Вопросы психологии. 1994, № 1 С. 67,69.
  127. Практикум по общей психологии: Учебное пособие для студентов пед. институтов. /А.И.Абраменко, А. А. Алексеев, В. В. Богословский и др.- Под ред. А. И. Щербакова. -М.: Просвещение, 1990, С114,189.
  128. A.M., Толстых Н. Н. Подросток в учебнике и в жизни. -М.: Знание. 1990 (Новое в жизни, науке, технике. Серия «Педагогика и психология». № 5) С. 9.
  129. Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ. Химические кружки. М.: Просвещение. 1988, С. 12,16 .
  130. Программы общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия. С9−13.
  131. Программы средней школы. Химия. Издательство «Просвещение» М. 1972 С.5−12 .
  132. Программы восьмилетней и средней школы. Химия. М.: Просвещение. 1982, С. 1,3.
  133. Программы средней общеобразовательной школы. Химия. М.: Просвещение. 1990, С. 6.
  134. Программы средней общеобразовательной школы. Естествознание. Биология. Химия. Физика. М.: Просвещение. 1992, С.2−38
  135. Программы для средних общеобразовательных учебных заведений. Химия. М.: Просвещение. 1993, С. 1,5−6,7−14.
  136. Программы для средних общеобразовательных учебных заведений. Химия. М.: Просвещение. 1996, С.71−73.
  137. JI.M. Интервью с самим собой как метод целостного исследования личности /Новые исследования в психологии и возрастной физиологии. 1990, № 2(4) С.8−11.
  138. MS. Психологический словарь /Под ред. В. В. Давыдова, А. В. Запорожца, Б. Ф. Лашова и др. -М.: Педагогика, 1983, С.24−25,262.
  139. Рабочая книга школьного психолога. //И.В.Дубровина, М. К. Акимова, Е. М. Борисова и др. Под ред. И. В. Дубровиной -М.: Просвещение. 1991, С. 131,136.
  140. Г. И. Зависимость реализации принципа сознательности от характера предмета усвоения: Автореф. канд. дис. психол. наук. М.: 1984 .
  141. Рекомендации Комиссии по химии VI Пленуму УМСа (учебные программы) //Химия в школе. С. 79.
  142. Реформа школьного образования в Великобритании. //Советская педагогика. 1991, № 8 С.137−138. см. Scince for ages 5 to 16. L., 1988.
  143. Rimat F. Intelligenzuntersuchungen an schliessend an die Ach’sche Suchmetode. 1925 C. 112.
  144. С.Л. Проблемы общей психологии. -М.: 1973. С. 192.
  145. М.М. Очерк педагогической психологии в связи с общей педагогикой. -3-е пересмотренное и дополненное издание. -М.: 1920 С. 260,312.
  146. Г. Е., Фельдман Ф. Г. Химия: Неорганическая химия: Учебник для 8 класса средней школы. 2-е издание М.: Просвещение. 1991, С.5−47.
  147. Ю.А. Очерки психологии ума. М.:1962 С. 491.
  148. К.А. Межпредметные связи курсов химии и природоведения. //Химия в школе. 1982, № 1 С.38−40
  149. Сельская школа: проблемы и перспективы развития. Материалы круглого стола: А. Цирульников, Е.Комарова. /Учительская газета, 15 декабря 1988.
  150. В.В., Ананьева Е. А., Сычев К. В. Особенности восприятия химии одаренными учащимися //Химия в школе. 1992, № 56 С.26−28- Комментарий к статье Л. А. Коробейниковой. С.28−29.
  151. И.М. Элементы мысли. //Избранные философские и психологические произведения. -М.:Госполитиздат. 1947 С.398−537.
  152. А.А. Проблемы корреляции в области памяти. -В кн.: Возрастные и индивидуальные различия памяти. М.1967, С.3−14.
  153. А.А. Развитие памяти. -В кн.: Психологическая наука в СССР. М., 1959, т. 1 С.257−314.
  154. Совершенствование обучения химии в 7−8 классах средней школы: Книга для учителя /П.Н.Жуков, М. В. Зуева, Р. Г. Иванова и др. Под ред. Р. Г. Ивановой -М.: Просвещение. 1985 С.15−19.
  155. В.В., Злотников Э. Г. Химия в тестах. С-Петербург, «Химия». С-Петербургское отделение. -1996- С.74−75 .
  156. .А. Как и зачем человек учится? //Химия в школе. 1995, № 1 С. 20.
  157. А.Г. Основы философии. М. 1988 С.131−132.
  158. Социально-психологические методы практической работы в коллективе: диагностика и воздействие /Отв. Редакторы: А. Л. Журавлев,
  159. B.А.Хащенкоо. М.:Институт психологии, Костромской педагогический институт им. Н. Некрасова, 1990. С.87−88.
  160. Способности и склонности: Комплексные исследования. /Под ред. Э. А. Голубевой. -М.: Педагогика. 1989. С. 57,75,81,82.
  161. Р.Д. Влияние психологических знаний на эффективность учебной деятельности школьников. / Тезисы Всесоюзной научно-практической конференции «Психология перестройке народного образования» (9−11 ноября 1989 г.), М., -1989,
  162. Секция «Моделирование педагогической деятельности». Секция «Профессиональная культура педагога» С. 145.
  163. В.Г. Закономерности перцептивной деятельности школьников и взрослых. //Вопросы психологии. 1992, № 1−2 С.48−49.
  164. Г. Ф. В центре внимания сельская школа. //Химия в школе. 1990, № 2 С.3−4.
  165. И.Т., Иванова Р. Г. Идеи и структура интегрированного курса «Естествознание» (V-VII классы). //Химия в школе. 1990, № 6 С.44−45.
  166. А. Этот жестокий Север. /Северный комсомолец. 1991, № 8, 16 февраля. С.4−5.
  167. В.А. О Воспитании. /Сост. и авт. вступит, очерков
  168. C.Соловейчик. -5-е издание М.: Политиздат. 1985 С.74
  169. В.А. Сердце отдаю детям. Киев, «Разянська школа», 1969 С. 57.
  170. А.К. Развитие логического мышления учащихся при изучении химии. Киев. 1984, С.8−10.
  171. Стоуне. Психопедагогика. Психологическая теория и практика обучения. Перевод с англ. /Под ред. Н. Ф. Талызиной. -М.: Педагогика. 1984,472 С.
  172. Н.Ф. Формирование познавательной деятельности учащихся. -М.: Знание. 1983 (Серия «Педагогика и психология. № 3) С. 7,23.
  173. Л.Г. Методические рекомендации к программе курса неорганической и общей химии (региональный компонент). Изд. «Родина Ломоносова», Архангельск, 1994, 159 С.
  174. Л.Г., Нестерова Л. Н. Химия в младших классах. Программа спецкурса «Вода -самое удивительное вещество планеты Земля» //Химия. Приложение к газете «Первое сентября» 1994, № 2324 июнь С.3−4.
  175. JI.Г., Чернобельская Т. М. Вещества в моём доме: Программа спецкурса по химии для младших классов. /Химия: Приложение к газете «Первое сентября» 1997, № 11 С.7−8.
  176. Д.М. Развитие диалектического мышления на уроках неорганической химии. //Химия в школе. 1990, № 2, С. 17,19.
  177. Теоретические основы процесса обучения в советской школе. /Под ред. В. В. Краевского, И. Я. Лернера. М.: Педагогика, 19 891. С. 105,134,141.
  178. М.Д. Пропедевтический курс для семиклассников. //Химия. Приложение к газете «Первое сентября». 1993, № 23−24 С. 6.
  179. А.А. К разработке учебной программы по химии. //Химия в школе. 1987, № 3 С. 41.
  180. Унт И. Э. Индивидуализация и дифференциация обучения. М.:Педагогика. 1990. С. 9.
  181. К.Д. Человек как предмет воспитания. 1973. Т.1 С. 149.
  182. Л. Избранные философские произведения. T.I. М.1955, С. 98,101−102.
  183. Д.И. Психология воспитания подростка. М.:Знание. 1978 (Новое в жизни, науке, технике. Серия «Педагогика и психология» № 3) С. 13.
  184. Д.И. Психология становления личности. -М.: Международная педагогическая академия, 1994. С. 132,157,158, 160.
  185. Фигурная форма теста творческого мышления П. Торренса -ТТСТ. НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР. М.1990 С.19−27.
  186. Ханс Боума. Пер. А. М. Смолеговского. Преподавание химии в Голландии. /Химия. Приложение к газете «Первое сентября». 1993, № 17−18 С. 6.
  187. Химия и общество. /Под ред. М. Г. Гольдфельда. Перевод с англ.
  188. М.Ю.Гололобова. М.: Мир. 1995, 560 С.
  189. Химия в школе: действительность и проблемы. (Статья-выступление Н.П.Гаврусейко) //Химия в школе. 1988, № 4 С. 5.
  190. Химия в школе: Сборник нормативных документов. /Составил В.И.Сушко- Под ред. М. А. Прокофьева, И. Н. Черткова. -М.: Просвещение. 1987, С8−9.
  191. Химия в базисном учебном плане общеобразовательных учреждений России. //Химия в школе. 1994, № 3 С.З.
  192. B.C. Доступность и трудность в обучении. М.: Знание. т 1984,-80 С.
  193. Г. А. Психология саморазвития: задача для подростков и их педагогов. Рига ПЦ «Эксперимент». 1995. С. 17.
  194. Т.И. Современная психология мышления и её значение для педагогики. //Школа и жизнь. -1914, № 2 С. 6.
  195. Г. М., Трухина Н. Д., Шелехова Л. М. Пропедевтический курс химии с прикладным содержанием для 7 класса. //Химия в школе. 1995, № 4 С.19−21.
  196. Г. М. Современные проблемы методической подготовки учителя химии. //Химия в школе. 1994, № 5 С.2−3.
  197. В.Э. О специфике типологических особенностей у детей дошкольного возраста. //Типологические особенности высшей нервной деятельности человека. М., 1967, Т.5 С.58−73.
  198. Н.И. Принцип дифференциации когнитивных структур в умственном развитии, обучение и интеллект. //Вопросы психологии. 1990, № 5 С. 31.
  199. Г. В. Развитие отношений подростков с природой как условие нравственного становления личности. Автореферат канд. дис. М., 1993 С. 11.
  200. О.И., Коробейникова Л. А. Химические кружки для учащихся V-VI классов. //Химия в школе. 1983, № 3 С. 58.
  201. Е. Методические уроки. //Народное образование. Январь-февраль, 1992 С.53−55.
  202. В.М. Проблемы наглядности обучения и психологии мышления. //Народное образование. 1916, № 3 С. 15.
  203. Д.Б. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1989. С. 496.
  204. Д.Б. Психология обучения младшего школьника. М.: Знание. 1974. (серия «Педагогика и психология» № 10) С. 59.
  205. Д.Б. Послесловие. //В кн.: Выготский Л. С. Собрание сочинений в 6-ти томах. Т.4, М. 1984 С. 403.
  206. Ф.Ф. Профессиональная гигиена или гигиена умственного и физического труда. -Спб, 1877 (избранные произведения. -Т.2 -М: Л., 1959 С.5−178.
  207. Д.А. Формирование химических способностей у учащихся. //Вопросы психологии. 1963, № 6 С. 107.
  208. П.Д. Чтения о воспитании. -М., 1865. С. 167.
  209. И.С. Знания и мышление школьника. -М.: Знание. 1985 (Новое в жизни, науке и технике. Серия «Педагогика и психология" — № 9) С.5−11,52−53,54.
  210. И.С. Требования к учебным программам, ориентированным на личностное развитие школьников. //Вопросы психологии. 1994, № 2 С.64−77.
  211. И.С. Разработка технологии личностно-ориентированного обучения. //Вопросы психологии. 1995, № 2 С.31−41.214' Я познаю мир: Детская энциклопедия: Химия. /Авт.-сост. Л. А. Савина, под общей ред. О. Г. Хинн. -М/.АСТ, 1966. С. 188 189.
  212. Приготовление коллекции минералов, гербария растений-индикаторов.
  213. Ощущение и восприятие вещества. Тест: гравитационные ощущения, глазомерная оценка массы и объема, линейный глазомер, цветоощущение и цветовосприятие, тепловые ощущения, обоняние.
  214. Тренировка гравитационных ощущений, глазомерной оценки массы, линейного глазомера, тепловых ощущений.12.213.2В14.2
  215. Качества химика: понятливость. Тест интеллекта «Понятливость"/Векслер/.Чис-тые вещества и смеси, разделение смесей.
  216. Отыскание нужной информации в энциклопедиях и справочниках.
  217. Примеры чистых веществ и смесей, опыт вымораживания солей из кипяченой воды в морозильной камере. Доклад о воздухе как смеси газов, о почвах как смесях.
  218. Практическая работа по разделению сме-си:"Очистка поваренной соли «.Обучение строгому следованию правилам работы.15.2
  219. Экскурсия в агрохимическую лабораторию. «Химия и жизньт
  220. Химический состав пищевых продуктов. Опыты с белком и углеводами. Биогенное значение химических элементов. азота, фосфора, железа, цинка, меди, калия идр. Влияние веществ на здоровье и психику человека.1. Экскурсия на хлебозавод.
  221. Заглянем в кухонный шкаф», приготовление столярного клея из костей, крахмала из картофеля. Отчет об экскурсии по плану дополнение необходимым материалом из периодических изданий.
  222. Запись экскурсии, подбор иллюстраций, описание домашней аптечки, название лекарств. Профессия фармацевта.
  223. Оформление экспозиции краеведческого уголка в кабинете химии на тему: «Химия родного края»,"Промышленные и сельскохозяйственные профессиидребую-щие знания химии»
  224. Атомно-молекулярное учение. Обобщение. Опора на межпредметную связь с физикой.32. 2 Закон сохранения массы веществ в свете атомно-молекулярной теории. Мировоззренческое значение закона.
  225. Общественный смотр знаний.34. 2 Итоговое занятие: анкетный опрос учащихся. Интересы и склонности. Карта интересов.30. 2 Контрольно-тренировочное занятие: химические игры на составление формул по валентности. Самопроверка, самоо-ценка.Взаимопроверка.
  226. Итого: 34 занятия каждое по 2 часа. Всего 68 часов
Заполнить форму текущей работой