Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Самоактуализация психологов в процессе обучения в вузе

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Сопоставительный анализ результатов полученных до и после тренинга позволил сделать следующие выводы: у респондентов отмечается тенденция к возрастанию понимания экзистенциональной ценности жизни «здесь и теперь» — наблюдается динамика в стремлении к гармоничному бытию и здоровым отношениям с людьми, далёким от желания манипулировать ими в своих интересахповышается вера в человеческие… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • Глава I. Основные теоретические подходы к самоактуализации в психологии
    • 1. 1. Теория самоактуализации — ключевая составляющая гуманистической психологии
    • 1. 2. Самоактуализация в контексте теории личности К. Роджерса
    • 1. 3. Концепция самоактуализации личности А. Маслоу
    • 1. 4. Самоактуализация в контексте жизненного пути человека
    • 7. 1.5 Самоактуализация специалиста
  • Выводы по 1-ой главе 1
  • Глава II. Экспериментальное исследование самоактуализации студентов-психологов
    • 2. 1. Организация и методики исследования
    • 2. 2. Анализ результатов констатирующего эксперимента 117−121 2.3. Результаты тренинга самоактуализации студентов и их обсуждение
  • Выводы по 2-ой главе 1

Самоактуализация психологов в процессе обучения в вузе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность. В переломные моменты истории у общества обостряется особое чувство — чувство ценности человеческой личности. В наше время в психологии оказался исчерпанным ресурс адаптационных схем и стратегий, так как в связи с кризисом в социологии и культуре стало совершенно неясно, к чему следует приспосабливаться не только в среднесрочной, но даже в краткосрочной перспективе.

Человек остался наедине со всем комплексом жизненных проблем, и ему негде и не у кого больше искать «спасения», кроме как в своих личных силах и способностях. Это делает актуальным возвращение к теме самоактуализации, как концепции развития человека и общества, основывающейся на идее опоры на саморазвитие и самоорганизацию, предполагающей максимально эффективное использование человеком всей совокупности своих сил, способностей, навыков и иных ресурсов в своей индивидуально неповторимой ситуации с целью достижения внешней и внутренней гармонии.

Возврат интереса к теории самоактуализации связан в современной науке, прежде всего, с переосмыслением ранее накопленного опыта и концепций. Человек рассматривается современной наукой как «открытая система» обменивающаяся энергией, веществом и информацией с окружающей средой, обладающая определенным внутренним содержанием, множеством внутренних состояний. Открытость системы «человек» определяет необходимость рассматривать динамику его «развития» как процесс приобретения им качественно новых свойств, роста самосознания и разнообразия форм активности, через сознательную деятельность по овладению социальными и индивидуальными компетентностями, самоактуализацию.

И неудивительно, что одной из основных тенденций современной педагогической психологии стало выдвижение на первый план вопросов психологической поддержки личности, содействия ее развитию, становлению и самореализации. Основной задачей современного образования является развитие и саморазвитие человека как личности в процессе обучения. (И.А.Зимняя).

Теория самоактуализации является ключевым системообразующим элементом гуманистического направления в психологии и педагогике. Основополагающей для гуманистического направления является идея о том, что осознанное стремление к максимально возможному раскрытию своего человеческого потенциала и его реализации в практической жизнедеятельности на благо общества путем самоактуализации является необходимым фактором полноценного развития человека.

Проблема гуманизации образования, в первую очередь, связана с восстановлением его культурообразующей и личностно-развивающей функцией. Идеи гуманизма в отечественном образовании не новы. Но они «были деформированы и гипертрофированы идеологическими установками советского общества» (Е.Н.Шиянов, И. Б. Котова, 1995).

Тем не менее, отечественным ученым принадлежит важный вклад в развитие теории самоактуализации.

В философско-методологическом и культурологическом аспектах теория самоактуализации развивается в работах Л. И. Антроповой, Л. Г. Брылевой, И. А. Витина, Н. Л. Кулик, К. Ч. Мухаметджанова. В психологии и педагогике теорию самоактуализации развивают А. Г. Асмолов, П. И. Пидкасистый, В. И. Слободчиков, Л. М. Фридман, М. Г. Гарунов и другие. В акмеологии (Б.Г.Ананьев, А. А. Бодалев, А. А. Деркач, М. И. Дьяченко, Н.В.Кузьмина) исследуются закономерности, тенденции, условия и факторы, влияющие на самоосуществление человеком своего творческого потенциала в процессе профессиональной деятельности.

Идеи теории самоактуализации сегодня широко развиваются и применяются в гуманистической и экзистенциальной психотерапии, акмеологии, педагогике, логопсихотерапии (А.А.Бодалев, Б. С. Братусь,.

Д.Быодженталь, Н. Л. Карпова, А. Н. Леонтьев, Д. А. Леонтьев, А. Маслоу, Ю. Б. Некрасова, В. А. Петровский, К. Роджерс, В. Франкл, В. Э. Чудновский и другие).

Если современность диктует человеку необходимость уметь «расшифровывать» свое психическое состояние и оказывать на него необходимое воздействие, знать свои наиболее сильные и слабые характерологические особенности, уметь беспристрастно, адекватно оценить подлинный уровень своих физических и психических возможностей, управлять своим психическим здоровьем (Г.С.Никифоров), то для психолога это должно быть профессиональным качеством.

Проблема организации психической деятельности и дисциплинирования своих эмоций, чтобы возникающие переживания не только не разрушали здоровье, но, наоборот, являлись мощным стимулом, придающим вкус к жизни особенно актуальна для самого психолога. Это предъявляет особые требования к уровню личностного здоровья самого психолога.

Современные педагоги и психологи должны иметь максимальную самореализацию, осознавать перспективы своего личностного и профессионального развития, открытости для профессионального обучения и педагогического творчества, реализации принципов гуманизации образования, проявлений толерантности, психологической грамотности и компетентности.

Зная уровень своего стремления к самоактуализации, личность всегда может более четко наметить стратегию жизненного пути и оценить успехи.

Вместе с тем молодые специалисты часто не рефлексируют возможности личностного развития в процессе профессионального обучения, не применяют эталон профессионала к своим личностным характеристикам. Студент-психолог, наряду с усвоением безличных психологических знаний, должен приобрести навыки «самознания» (Г.А.Цукерман, В.М.Мастеров), самоактуализации.

Таким образом, актуальность темы исследования обусловлена противоречием между высокими требованиями, предъявляемыми содержанием психологической деятельности к личности специалиста и наличием существенных психологических проблем у психологов-практиков. Необходимостью психологического сопровождения гармоничного развития личности студентов-психологов и недостаточной разработкой этой проблемы на теоретическом и эмпирическом уровнях.

Несмотря на широту исследовательской проблематики, в психологической науке довольно скудно представлены исследования о самоактуализации психологов вообще и в процессе обучения в вузе, в частности.

В этой связи, проблема исследования состоит в определении характера и тенденций самоактуализации психологов и условий стимулирующих и сдерживающих ее в процессе обучения в вузе.

Решение данной проблемы составило цель исследования.

Объектом исследования является самоактуализация личности, а предметом — самоактуализация психологов в процессе обучения в вузе.

В соответствии с целью, объектом и предметом исследования нами была выдвинуты следующие гипотезы исследования.

1. Образовательный процесс вуза не ориентирован на развитие личностно-значимых характеристик студентов-психологов, необходимых в будущей профессиональной деятельности психолога в современных условиях, в том числе и на самоактуализацию личности.

2. Самоактулаизация студентов психологов в процессе обучения в вузе будет более эффективной, если:

— будет выявлен реальный уровень самоактуализации студентов-психологов на всех курсах обучения и проведен сопоставительный анализ этих уровней.

— студентам будет оказана помощь в осознании специфики профессиональной деятельности психолога в современных условиях;

— будут определены основные принципы и условия повышения самоактуализации студентов в период обучения в вузе посредством психологического тренингабудет организован специальный психологический тренинг самоактуализации студентов-психологов с учетом существующих (выявленных в ходе исследования) уровней самоактуализации.

В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой исследования решались задачи:

1. Провести анализ основных подходов к самоактуализации в отечественной и зарубежной психологии.

2. Провести теоретический анализ структуры и уровней самоактуализации личности представленных в работах отечественных и зарубежных психологов.

3. Выявить уровни и структуру самоактуализации студентов-психологов в процессе обучения в вузе.

4. Определить пути и условия достижения самоактуализации в процессе специально организованного психологического воздействия.

5. Разработать программу тренинга по развитию самоактуализации у студентов-психологов.

6. Провести социально-психологический тренинг и выявить изменения в степени развития самоактуализации у студентов-психологов, если таковые имеются.

Методологической основой исследования явились: гуманистическая психология и ее ведущие принципы: принцип целостности, принцип позитивности, принцип развития, принцип активности (А.Маслоу, К. Роджерс,) — системный историко-эволюционный деятельностный подход к изучению развития личности (А.Г.Асмолов) — личностно-деятельностный подход (А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн);

Теоретическую основу исследования составили:

— концепция понимания человека как «мира человека», порождаемого в ходе естественноисторического процесса становления человечества (К.Маркс);

— культурно-историческая концепция развития высших психических функций (Л.С.Выготский);

— теория о человеке, как и объекте и субъекте социального развития (Л.С.Выготский, А. В. Петровский, С. Л. Рубинштейн, Д.Б.Эльконин);

— теория личности и ее развития (А.Г.Асмолов, А. Н. Леонтьев, А. Маслоу, А. В. Петровский, И. Б. Котова, В. В. Белоус, В.С.Чудновский);

— теории гуманизации образования (Ш.А.Амонашвили, Е. В. Бондаревская, М. Н. Берулава, Е. В. Бондаревская, Г. М. Гогоберидзе, В. В. Давыдов, Н. Д. Никандров, Н. П. Клушина и др.).

Для решения поставленных задач и проверки исходной гипотезы исследования использовалась совокупность следующих методов: обзорно-аналитический метод, включающий теоретический анализ литературы по проблеме исследования, анкетирование, беседа, тренинг, математическая статистика.

Научная новизна исследования состоит в следующем:

— выявлены и описаны реальные уровни и структуры самоактуализации студентов психологов 1−5 курсов;

— представлены психологические условия повышения самоакутализации студентов-психологов посредством видеотреннига, который включает в себя четыре уровня: понятийный, оценочный, поведенческий уровни и уровень групповых процессов;

— выявлены условия (равный статус участников группыколичественный состав в диапазоне от 12 до 15 человекзакрытость группы) и принципы добровольность, ответственность, активность, равенство позиций и открытость участников, конфиденциальность личностной информации, работа по принципу «здесь и теперь», личная защищенность) эффективности проведения тренинга самоактуализации;

— выделены и представлены основные психологические параметры повышения уровня самоакутализации студентов посредством специализированного тренинга (осознание особенностей профессионального общенияизменение представлений о себе или другом как партнере по общению и как равных субъектах общенияосознание равной меры собственной ответственности и ответственности партнера в возникновении и разрешении профессиональных ситуацийкоррекция стереотипов восприятия в общении и деятельностиразвитие навыков субъект-субъектного взаимодействияформирование мотивации к собственному личностному росту).

Теоретическая значимость состоит в следующем:

— обобщен и систематизирован теоретический материал как в рамках теории самоактуализации личности К. Роджерса и А. Маслоу, так и контексте современных тенденций развития теории самоактуализации в отечественной педагогике и психологиивыделены и описаны ранее мало привлекавшие внимание исследователей проблемы самоактуализации, такие как психологическое время личности, самоактуализация в контексте жизненного пути человека и самоактуализация специалиста (в частности психолога);

— доказана возможность повышения самоактуализации студентов-психологов посредством психологического тренинга;

— описаны основные психологические параметры изменения уровня самоактуализации.

Практическая значимость исследования состоит в том, что:

— результаты исследования могут быть использованы в процессе обучения студентов на факультетах психологии в ВУЗах, в работе психологических служб.

— полученные материалы исследования могут использоваться в учебных целях при изучении курсов «Психология личности», «Социально-психологический тренинг», «Психология социального познания», «Психология общения».

— научные результаты эмпирического исследования могут составить основу разработки типовых и индивидуальных программ подготовки психологов.

Достоверность результатов исследования обеспечивалась теоретико-методологической проработанностью исходных позиций, логикой построения теоретико-методологических оснований работы на всех этапах ее осуществления. Аргументацией концептуального замысла с привлечением эмпирических данных, комплексным подходом к исследованию проблемыприменением апробированного и надежного инструментария, использованием комплекса методов исследования, репрезентативностью представленной выборки, сопоставлением полученных данных с результатами, опубликованными ранее в научной литературе, разнообразием источников информации, статистической значимостью данных.

Экспериментальной базой исследования явились студенты 1−5 курсов факультета психологии Карачаево-Черкесского государственного университета в количестве 152 человек в возрасте от 17 до 21 года.

Организация и этапы исследования. Исследование проводилось в период с 2003 по 2006 гг. и включало 4 этапа.

На первом этапе (октябрь 2003 г.- май 2004 г.) проведен теоретический анализ психологической, педагогической, социологической и философской литературы по вопросам профессионального развития психолога, феноменологии самоактуализации, основным подходам изучения самоактуализации. Определены объект, предмет, цель и задачи программы экспериментального изучения самоактуализации в контексте профессионального развития студентов-психологов.

На втором этапе (сентябрь 2004 г. — январь 2005 г.) были подобраны методы и диагностические методики, позволившие исследовать самоактуализацию студентов, в частности, ориентацию во времениценностивзгляд на природу человекапотребность в познаниикреативность (стремление к творчеству) — автономностьспонтанностьсамопониманиеаутосимпатию, контактность: гибкость в общении.

На третьем этапе (февраль 2005 г. — сентябрь 2005 г.) разработаны: содержание и программа тренинга по развитию самоактуализации студентов-психологов.

Четвертый, аналитический этап, (октябрь 2005 г. — март 2006 г.) включал в себя описание экспериментальной работы, качественный и количественный анализ данных, а также математическую обработку результатов исследования, обобщение результатов и формулирование выводов.

Положения, выносимые на защиту:

1. Самоактуализация студентов-психологов представлена многочисленными пунктами (креативность, автономность, спонтанность, контактность, ориентация во времени и др.), но ведущим мотивом самоактуализации как у юношей, так и у девушек является потребность в познании.

2. Степень самоакутализации студентов-психологов не зависит от курса обучения и является стабильно средним, что позволяет утверждать, что классический процесс подготовки психологов в вузе не детерменирует (или слабо детерминирует) самоактуализацию студентов-психологов, поэтому для повышения уровня самоактуализации студентов необходимо организация специального психологического воздействия.

3. Повышению уровня самоактуализации студентов психологов способствует психологический тренинг, который включает в себя четыре уровня: понятийный, оценочный, поведенческий уровни и уровень групповых процессов.

4. Эффективность самоактуализации студентов-психологов можно повысить посредством психологического тренинга при обеспечении ряда условий (равный статус участников группыколичественный состав в диапазоне от 12 до 15 человекзакрытость группы) и соблюдении ряда принципов (добровольность, ответственность, активность, равенство позиций и открытость участников, конфиденциальность личностной информации, работа по принципу «здесь и теперь», личная защищенность).

5. В процессе социально-психологического видеотренинга самоактуализация студентов-психологов повышается через осознание особенностей профессионального общенияизменение представлений о себе или другом как партнере по общению и как равных субъектах общенияосознание равной меры собственной ответственности и ответственности партнера в возникновении и разрешении профессиональных ситуацийкоррекцию стереотипов восприятия в общении и деятельностиразвитие навыков субъект-субъектного взаимодействияформирование мотивации к собственному личностному росту.

Апробация результатов исследования. Результаты исследования отражены в программе учебной дисциплины «Социально-психологический тренинг» (Карачаевск, 2005), в учебно-методических рекомендациях «Психология саморазвития» (Карачаевск, 2006), кроме того, докладывались на всероссийских и региональных научных и научно-практических конференциях: «Алиевские чтения», (Карачаевск, 2004, 2006) — «Теоретические и прикладные аспекты психологической науки в ВУЗе и школе» (Карачаевск, 2005) — «Молодежь и образование XXI века» (Ставрополь, 2006). Материалы диссертации отражены в 7 публикациях.

Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, 2-х глав, заключения, списка использованной литературы из 223 наименований, из них 5 на иностранных языках, приложения. Объем основного текста диссертации составляет 146 страниц.

Выводы по 2-ой главе.

Осмысление идей А. Маслоу, К. Роджерса и отечественных ученых о самоактуализации дает нам основание утверждать, что стремление студента реализовать себя, проявить свои возможности, обусловливающее (стремление) реализацию его потребности в самоактуализации, способствует и его личностному росту и профессионализации.

Реализация личностного потенциала есть диалог потенциального и актуального в личности с окружающим миром и другими людьми, человека с самим собой.

В результате проведенной экспериментальной работы, полученные нами данные показывают, что формирование потребности студентов в самоактуализации позволяет изменять у них оценку своих возможностей, развивать у них пристрастное отношение к человеку и к миру, способствует переходу потенциального в актуальное, становлению «ответственно-великодушного», «дружелюбного» типа межличностных отношений, благодаря чему снимается рассогласованность между реальным Я и идеальным Я.

Самоактуализация психолога определяется содержанием его профессиональной деятельности. У студентов она осуществляется как спонтанный процесс, они реализуют свои возможности, не осознавая самого процесса. В то время как у специалиста — психолога, на наш взгляд, этот процесс должен быть осмыслен. Самоактуализация как особая деятельность психолога направлена на осознание собственных профессионально-значимых личностных особенностей, адекватное и активное проявление их в профессиональной деятельности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Основные события отрочества, происходящие на границе детстваэто открытие собственного «Я» на социальном, личностном и экзистенциальном уровне, это поиск своего места в системе человеческих отношений, идентичность, ощущение себя автором, творцом собственной биографии. Умение понять себя, свою внутреннюю природу и научиться «сонастраиваться» в соответствии с этой природой и строить свое поведение, исходя из него соотносится с понятием самоактуализация.

Самоактуализация — одно из центральных понятий гуманистической психологии, согласно которой природа человека изначально позитивна (по крайней мере, нейтральна), и любые деструктивные тенденции возникают вследствие деформации естественного развития. А, следовательно, ничто неизменное и порочное не может быть развернуто естественным путем. Ответственность за деформации человека, за его пороки несет общество, которое искусственными условностями и ограничениями порой и прямыми репрессиями подавляет и искажает подлинные проявления человеческого естества. В этом принципиальное отличие гуманистической теории от психоанализа.

Теория самоактуализации возникла в американской гуманистической психологии как ответ на социальную потребность в личности, решившей свои адаптационные проблемы, обретшей творческую инициативу и креативность и имеющей значимый успех в любой сфере жизнедеятельности.

Возникновение гуманистической психологии связано с поиском более жизнеутверждающих методов анализа и изучения личности как целостного, переживающего существа.

Существуют три главные причины возникновения гуманистической психологии: 1) общественная ситуация, востребовавшая идеи гуманистической психологии- 2) широкое распространение экзистенциализма- 3) логика развития социальных наук, в том числе психологии, требующая ее «очеловечивания».

В гуманистической психологии существует точка зрения, что личность развивается непрерывно. Человек рождается с огромными внутренними ресурсами и способностью к саморазвитию. Природа личности такова, что ее развитие осуществляется не путем присвоения чего-то извне, а прежде всего через самораскрытие, развитие внутренней сущности. Понятия «личность» и «развитие» объединяются в понятие «личностный рост» — сложный, динамичный и часто драматический процесс обретения человеком самого себя, своих потенциальных возможностей и принятия на себя ответственности за это самоосуществление.

Развивающаяся личность развивает свое общение с другими. Она строит его на основе диалога и тем самым развивает этих других. Личность, развивая других, обогащается сама. Поэтому каждый человек заинтересован в личностном развитии партнера. Делая добро другим, человек тем самым заботится и о собственном благополучии. Развиваясь и обогащая окружающий мир, человек тем самым изменяет его, но не путем социальных революций, а культивируя добро, создавая доверительные отношения. Именно это позволило сторонникам движения «за актуализацию человеческого потенциала» говорить о возможности мирного изменения общества.

Самоактуализация не одномоментный акт, а процесс, не имеющий конца, это способ проживания, работы и отношения с миром, а не единичное достижение. Наиболее значимые моменты в этом процессе, изменяют отношение человека к самому себе и к миру и стимулируют личностный рост (А.Маслоу). Это может быть мгновенное переживание -«пик-переживание» или длительное — «плато-переживание». Но стремление к самоактуализации, к реализации своих способностей наталкивается на препятствия, на непонимание окружающих и собственные слабости. Многие люди отступают перед трудностями, что не проходит бесследно для личности, останавливает ее рост. Невротикиэто люди с неразвитой или неосознанной потребностью в самоактуализации.

В отечественной психологии синонимом самоактуализации является самореализация. Самореализация играет важнейшую роль на всем жизненном пути личности, по сути дела, определяя его. Предпосылки к самореализации заложены в самой природе человека. Они существуют как задатки, которые с формированием личностных свойств человека становятся основой способности к самореализации. Самореализация — это осуществление индивидных и личностных возможностей «Я» посредством собственных усилий, а также содеятельности с другими людьми. Условием успешной самореализации является функциональное динамическое единство, где образ мира и образ «Я» как бы уравновешены через адекватное понимание своего места в мире и использование адекватных социальных умений. При тех или иных нарушениях этого равновесия человеку для решения проблем самореализации приходится искать условно-компенсаторные пути по типу психологической защиты. Самореализация в профессиональной деятельности не сводится только к набору знаний, умений и норм поведения, а связана с более глубинными, смысловыми выборами личности.

Осмысление идей А. Маслоу, К. Роджерса и отечественных ученых о самоактуализации дает нам основание утверждать, что стремление студента реализовать себя, проявить свои возможности, обусловливающее (стремление) реализацию его потребности в самоактуализации, способствует и его личностному росту и профессионализации.

Реализация личностного потенциала есть диалог потенциального и актуального в личности с окружающим миром и другими людьми, человека с самим собой.

В результате проведенной экспериментальной работы, полученные нами данные показывают, что формирование потребности студентов в самоактуализации позволяет изменять у них оценку своих возможностей, развивать у них пристрастное отношение к человеку и к миру, способствует переходу потенциального в актуальное, становлению «ответственно-великодушного», «дружелюбного» типа межличностных отношений, благодаря чему снимается рассогласованность между реальным Я и идеальным Я.

Полученные в ходе проведенного исследования данные позволили нам сформулировать следующие выводы:

1. В основе существования, жизнедеятельности любого организма лежит принцип активности. В процессе созревания личности расширяется ее «поле активности»: от действий, направленных на ближайшее окружение, — к поступкам, затрагивающим все более отдаленные объекты и пространства. Существенным элементом психологической зрелости является не только правильное, или адекватное самоотражение, но и оценка достижимости цели и соотнесение предполагаемого результата с затраченными усилиями. Для такой личности А. Маслоу предлагает термин «самоактуализация», который выражает «полноценное развитие человека». Понятие самоактуализация означает, прежде всего, особый вид деятельности, реальный процесс развития и саморазвития человека. Самоактуализация как процесс и как результат имеет описуемые характеристики, сопровождается «вещественными», измеримыми поступками и достижениями. Любое достижение в процессе самоактуализации не рассматривается как финальное, окончательное, не дающее возможности иных, в том числе еще более высоких достижений.

2. В отечественной психологии синонимом самоактуализации является самореализация. Самореализация — это осуществление индивидных и личностных возможностей «Я» посредством собственных усилий, а также содеятельности с другими людьми. Условием успешной самореализации является динамическое функциональное единство, где образ мира и образ «Я» как бы уравновешены через адекватное понимание своего места в мире и использование адекватных социальных умений.

3. Специфика профессиональной деятельности психолога определяется, прежде всего, особенностями ее объекта, каким выступает человек, нуждающийся в психологической помощи. Необходимость анализа других предъявляет особые требования к уровню личностного здоровья самого психолога. Профессиональному психологу важно иметь адекватную самооценку, понимать индивидуальные особенности своей личности, свои способности, сильные и слабые стороны характера, при этом нужно знать способы компенсации собственных личностных недостатков. Молодые специалисты часто не рефлексируют возможности личностного развития в процессе профессионального обучения, не применяют эталон профессионала к своим личностным характеристикам.

4. Анализ полученных по методике «САМОАЛ» результатов показал, что по всем шкалам у студентов с 1 по 5 курс показатели средние и значительных различий от курса к курсу не наблюдается, что позволяет утверждать, что классический процесс подготовки психологов в вузе не детерменирует (или слабо детерминирует) самоактуализацию студентов-психологов.

5. На констатирующем этапе исследования выявлено, что у студентов отсутствует динамика в стремлении к гармоничному бытию и здоровым отношениям с людьмивера в человеческие возможности имеет тенденцию к понижениюне прогрессирует способность к бытийному познанию, интерес к объектам, не связанный прямо с удовлетворением каких-либо потребностейстуденты не достигли достаточной степени креативности, автономности, свободы и независимости. Студенты не свободны от психологической защиты, отделяющей личность от собственной сущностиреспонденты не осознают в полной мере свою яконцепцию как позитивнуюснижена предрасположенность к взаимно полезным и приятным контактам с другими людьми.

6. В ходе исследования нами выделены тендерные особенности самоактуализации студентов-психологов. Как оказалось, наибольшее значение, как у юношей, так и у девушек имеет потребность в познании, то есть, студентам характерна жажда нового, интерес к объектам, не связанный прямо с удовлетворением каких-либо потребностей. Отличительной особенностью у юношей является отсутствие стойкой веры в людей, в могущество человеческих возможностей и автономность, а у девушек привязанность к прошлому.

7. Повышению уровня самоактуализации студентов психологов способствует психологический тренинг, который включает в себя четыре уровня:

— понятийный уровень — познание предполагаемой модели поведения и ситуаций ее применения на словесном уровне, в поведении других, в собственном поведении на тренинге.

— оценочный уровень — положительное оценочное осмысление модели на тренинге с точки зрение личных потребностей и применимости ее в повседневном профессиональном общении;

— поведенческий уровень — осознанное поведение согласно модели и безотносительно к ситуации ее применениянеосознанное поведение согласно модели в одних типах ситуаций и вопреки модели в других ситуациях, которые ее требуютнеосознанное поведение согласно модели во всех ситуациях ее применения;

— уровень групповых процессов — развитие групповой динамики на тренинге — не самоцель, а средство повышения обучаемости каждого тренируемого.

Тренинг считается эффективным не только при достижении неосознанного, адекватного ситуации, применения модели в повседневной работе, но и при достижении более высокого по сравнению с началом уровня.

8. Цель программы социально-психологического видеотренинга и ее задачи заключаются в следующем: осознание особенностей профессионального общенияосознание равной меры собственной ответственности и ответственности партнера в возникновении и разрешении ситуаций общениякоррекция стереотипов восприятия в общенииразвитие навыков субъект-субъектного взаимодействияформирование мотивации к собственному личностному росту.

9. Сопоставительный анализ результатов полученных до и после тренинга позволил сделать следующие выводы: у респондентов отмечается тенденция к возрастанию понимания экзистенциональной ценности жизни «здесь и теперь" — наблюдается динамика в стремлении к гармоничному бытию и здоровым отношениям с людьми, далёким от желания манипулировать ими в своих интересахповышается вера в человеческие возможностиповышается интерес к объектам, не связанным прямо с удовлетворением личных потребностейповышается уверенность в себе и доверие к окружающему мируувеличивается свобода от своих психологических защит. Повышается аутосимпатия — естественная основа психического здоровья и цельности личности, отмечается увеличение способности к установлению прочных и доброжелательных отношений с окружающими.

Анализ данных, полученных до и после тренинга позволяет говорить об увеличении уровня самоактуализации у студентов в ходе и в результате прохождения видео-тренинга, что позволяет сделать общий вывод о том, что гипотеза нашего исследования получила подтверждение. Полученные нами результаты могут быть использованы при дальнейшей разработке проблемы профессионального развития студентов-психологов.

Показать весь текст

Список литературы

  1. И.В., Ермаков П. Н. О становлении толерантной личности в поликультурном образовании // Ж-л Вопр.психол. — 2003. № 3. — С.78−82.
  2. Г. С. Практическая психология: Уч-к для студ-в вузов. М.: Академический Проект, 2002.
  3. Абульханова-Славская К. А. О субъекте психической деятельности. М., 1973.
  4. Абульханова-Славская К. А. Личностный аспект проблемы общения // Проблема общения в психологии. М.: Наука, 1981.С. 218−241.
  5. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М., 1991.
  6. А. Индивидуальная психология // История зарубежной психологии: Тексты. М., 1986. С.131−140.
  7. А. Практика и теория индивидуальной психологии. М.: Фонд «За экономическую грамотность», 1995.
  8. А. Наука жить. К.: Port-Royal, 1997.
  9. А. Понять природу человека. СПб.: Академический проспект, 1997.
  10. В.М. Опыт теоретической психологии. СПб., 1993.
  11. А.Н.Леонтьев и современная психология. Сборник статей памяти А. Н. Леонтьева / Под ред. А. В. Запорожца, В. П. Зинченко, О. В. Овчинниковой, О. К. Тихомирова. И.: Изд-во Молск. Ун-та, 1983.
  12. Н.Ананьев Б. Г. Структура человека как субъекта.// Человек и общество, вып. 2. Л., 1967.
  13. .Г. Человек как предмет познания. М.: Наука, 2000
  14. Г. М. Психология социального познания: Учеб. пособие для студентов высших учебных заведений. Издание второе, перераб. И доп. — М., Аспект-Пресс, 200.
  15. JI. И. Психология самоактуализирующейся личности в работах Абрахама Маслоу // Вопр. психол. 1973. № 4. С. 173—180.
  16. Анциферова J1. И. К психологии личности как развивающейся системы // Психология формирования и развития личности. М.: Наука, 1981. С.3−19.
  17. А. С. Размышления о работе С. J1. Рубинштейна «Человек и мир» / Вопр. филос.1993. № 5.
  18. В.Г. Мотивация поведения и формирования личности. М., 1976.
  19. А.Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа. М.: Смысл, 2001.
  20. .Ц. Методика преподавания психологии. Уче.пособие. М., Владос. 2004.
  21. В.М., Короленко Ц. П. Эмоции и воображение. М., 1975.
  22. Ф.В. Значащие переживани я и проблема собственно психологической закономерности // Вопр.психологии. 1972.
  23. Ф. Личность как функция проектирования человеком самого себя // Вопросы психологии. 1990. № 2.
  24. М. Автор и герой. К философским основам гуманитарных наук. -СПб.: Азбука, 2000
  25. М. М. К философии поступка // Философия и социология науки и техники. Ежегодник. 1984—1985. М. 1986. С. 80—160.
  26. М. М. Эстетика словесного творчества. М., 1979.
  27. В.Т. Это неповторимое «Я». М., 1989.
  28. Н. А. Смысл творчества. М., 1989.
  29. Н.А. Самопознание (опыт философской автобиографии). М., 1990.
  30. Э. Игры в которые играют люди. М., 1986.
  31. Э. Введение в психиатрию и психоанализ для непосвященных. СПБ.: Талисман, 1994.
  32. Р. Развитие Я-концепции и воспитание. Пер. с англ. М. Прогресс. 1986.
  33. М.И. Социальные нормы и регуляция поведения. М.: Наука, 1978.
  34. А.А. Вершина в развитии взрослого человека: характеристики и условия достижения. М.: Флинта, 1998
  35. А.А. Личность и общение: Избранные труды. М., 1983.
  36. Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968.
  37. Л. И. Избранные психологические труды: Проблемы формирования личности / Под ред. Д. И. Фельдштейна. М., 1995.
  38. Л. И. Проблемы формирования личности. М.: Изд-во «Ин-т практ. психол." — Воронеж: НПО „МОДЭК“ 1997.
  39. Большой толковый психологический словарь / Под ред. А.Ребер. Т. М. 2003.
  40. .С. Русская, советская, российская психология: Конспективное рассмотрение. М.: Флинта, 2000
  41. Дж. Психология познания. М., 1977.
  42. А.Ф. Исследование личности в клинической психологии. Киев, 1979.
  43. Л.Ф., Грабская И. А. Основы психотерапии. Киев: Ника-Центр, 2001.
  44. Л.Ф., Коржова Е. Ю. Психология жизненных ситуаций. М.: Российское педагогическое агентство, 1998.
  45. Д. Наука быть живым. М.: Независимая фирма „Класс“, 1998.
  46. Валеология человека: здоровье любовь — красота. Т. З- Физическое и психическое здоровье. Спб., 1996.
  47. Ф.Е. Психология переживания. М., 1984.
  48. Е.Е. Активизирующая методика „Построй свою вселен-ную“//Школьный психолог, 2001, № 48- с. 7−10.
  49. Е.Е. Вершины жизни и пути их достижения: Самоактуализация, акме и жизненный путь человека//Прикладная психология и психоанализ, 2001 г. № 4 (с. 18−23) — 2002 г. — № 1 (с. 5−14), № 2 (с.5−18).
  50. Е.Е. Гуманистическая психология в контексте эволюции психологических идей XX века.
  51. Е.Е. Проблема и методология исследования человеческого потенциала // Потенциал личности: комплексный проблема. Материалы второй Всероссийской Internet конференции / Отв. Ред Е. А. Уваров. -Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г. Р. Державина, 2003, с.341−345.
  52. Е.Е. Понятия „самоактуализация“ и „самореализация“ в психологии// Потенциал личности: комплексный подход: Материалы Всероссийской Internet-конференции/Отв. ред. Е. А. Уваров. Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г. Р. Державина, 2002 — с. 129−133.
  53. Е.Е. Проблема психологического здоровья в работе школьного психолога//Потенциал личности: комплексный подход: Материалы Всероссийской Internet-конференции/Отв. ред. Е. А. Уваров. Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г. Р. Державина, 2002 — с. 15−19.
  54. Е.Е. Проблема человека: самость и Я в психологии//Мир психологии, 2002. № 2-с. 30−43.
  55. Е.Е. Психологические концепции развития человека: теория самоактуализации. М.: Международная педагогическая академия, 2001. -160с.
  56. Е.Е. Самоактуализация и жизненный путь чело-века//Современные проблемы смысла жизни и акме. М.: ПИРАО, 2002 (с. 147−164)
  57. Е.Е. Экзистенциальные мотивы аномального поведения. Психологическая помощь жертвам тоталитарных и культовых организа-ций//Прикладная психология и психоанализ 2001 г. № 1 (с. 5−18), № 2 (с. 18−32).
  58. И. Основы группового тренинга. М.: Ось-89, 2000.
  59. В. К. Психология эмоциональных явлений. М.: Изд-во МГУ, 1976.
  60. Ф. Фрейд. Его личность, учение и школа. Л.: Эго, 1991.
  61. Л. С. Собр. соч. Т. 1. М., 1982. 487 с.
  62. П.Б. Клиника психопатий. Н. Новгород: НГМА, 2000
  63. Э. Социология. -М.: Эдиториал УРСС, 1999
  64. М. Р. Личностное самоопределение как психологическая проблема // Вопр.психол. 1988. № 2.
  65. М.Р. Психологическое содержание личностного самоопределения //Вопросы психологии, № 3,1994, стр.43−52.
  66. . Что такое психология. М., 1992. Т.1.
  67. Головей J1.A. Психология становления субъекта деятельности в периоды юности и взрослости. Докт. дтсс. СпбГу, 1996.
  68. P.M. Элементы практической психологии. 3- изд., — СПб.: Свет, 1997.-Стр. 606с.
  69. Т. История и задачи гуманистической психологии // Вопросы психологии. 1988. № 4. С.161−167.
  70. Гуманистическая и трансперсональная психология: Хрестоматия. / Сост. К. В. Сельченок. -М.: ACT, 2000.
  71. Н.И. Личностная рефлексия как один из механизмов самосознания // Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту. М., 1987.
  72. X., Курцмен Д. Время жить. Искусство продления жизни. СПб., 1996.
  73. В.В., Зинченко В. М. Принцип развития в психологии // Вопросы философии. 1980, № 12.
  74. В. Научные основы психологии. СПб, 1902.
  75. Л.Н. Структура и опыт деятельности школьной психологической службы // Вопросы психологии. 1989. № 4.
  76. Жизненный путь личности / Под ред. Л. В. Сохань, Киев, 1987.83.3ахаров Л. И. Психотерапия неврозов у детей и подростков. М., 1982.
  77. Иванова H. J1., Конева Е. В. Профессиональная идентичность и профессиональное пространство // Мир психологии / Научно-методический журнал. М. — Воронеж. — 2004. № 2. С. 148−157.
  78. С. Карл Роджерс человек и его идеи // К. Роджерс Клиентоцен-трированная терапия. „Рефл-бук“ „Ваклер“. 1997. С.5−10.
  79. Э.В. Что же такое личность? // С чего начинается личность. М., 1979.
  80. А. Личность и социальная структура // Американская социология (перспективы, проблемы, методы). М.: Прогресс. 1972. С.37−54.
  81. История зарубежной психологии: Тексты. М., 1986.
  82. .В. Психологические основы развития самопонимания в юношеском возрасте. Астрахань, 1999.
  83. В.Е. Тоталитарное сознание и ребенок: семейное воспитание // Вопросы психологии. 1992, № 2.
  84. Ф. О самоактуализации личности // Маслоу А. Психология бытия."Рефл-бук""Ваклер». 1997. Стр.283−300.
  85. Р.Б. Психологическое исследование роли оценочной эмпа-тии в педагогическом процессе: Автореф. канд.дис. Алма-Ата, 1984.
  86. В.Н. Психология: Введение в профессию. М.: Смысл, 2000.
  87. .Д. Психотерапия. Л., 1985.99.Катаева Л. И., Полозова
  88. А. Гуманистическая психология третий путь психологии? // психологические исследования познавательных процессов и личности. М., 1983. С.136−144.
  89. A.M. Профессиональная самореализация учителя в условиях трансформирующегося Российского общества. Автор. дис.педаг.наук. Ставрополь. 2005.
  90. Китаев-Смык Л. А. Психология стресса М.: Наука, 1983.
  91. В. Как подготовить ребенка к жизни. М.-Л., 1991.
  92. В.В. Психиатрия детского возраста. М.: Медицина, 1995.
  93. Кон И. С. В поисках себя. М. 1984.
  94. Кон И. С. Открытие «Я». М., 1980.
  95. В.Э., Узденов А. З., Шидакова Ф.М.Психологическое сопровождение самоактуализации студентов-психологов. Методические рекомендации. Карачаевск: КЧГУ, 2006 .
  96. С.Н. психологическое сопровождение в системе образования / Северо-западный вестник образования. 2002.
  97. И.Б., Канаркевич О. С., Петриевский В. Н. психология. Серия «Учебники, учебные пособия». Ростов-на-Дону: Феникс, 2003.
  98. Г. Психология развития. СПб.: Питер, 2000.
  99. Ю.С., Третьяков В. П. Грамматика общения. JT., 1990.
  100. С., Карвло Р. де. Проблема метода в гуманистической психологии // Психологический журнал. 1993. «2. С.113−115.
  101. Е.С. Основы социальной психологии. JI., 1967.
  102. А.Г. Психология внутреннего диалога. Минск. 1988.
  103. Я. Психодиагностика: проблемы содержания и методов. М., 1996.
  104. А.В. Психолого-педагогические проблемы развития личности в современных условиях // Психология и педагогика в общественной практике. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2000. с. 29−36).
  105. К. Теория поля в социальных науках. СПб.: Речь, 2000.
  106. К. Акцентуированные личности.
  107. А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975.
  108. А.Н. и современная психология. (Сборник статей памяти А.Н.Леонтьева) / Под ред. А. В. Запорожца и др. М., Изд-во Моск. ун -та, 1983.
  109. А.Н. Избранные психологические произведения. В двух томах. Т.2. М. 1983. Стр.251−261.
  110. А.Н. Философия психологии. Из научного наследия. М.: Изд-во МГУ. 1994.
  111. Д.А. Развитие идеи самоактуализации в работах А.Маслоу // Вопросы психологии. 1987. № 3.
  112. Д.А. Методики изучения ценностных ориентации. М., 1992.
  113. Д.А. Психология смысла: строение и динамика смысловой реальности. М.: Смысл, 2003.
  114. Д.А. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО). М., 1992.
  115. .Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1989.
  116. Лук А. Н. Эмоции и личность. М.: Знание, 1982. Стр. 6−13.
  117. В.В. Образ-Я как детерминанта профессионального роста личности студентов. Дис. на соиск. уч. степ. Канд. психол. наук., Ставрополь, 2000.
  118. Д. Социальная психология. СПб., 1998.
  119. А.Г. Основы психологического обеспечения профессионального здоровья военнослужащих. Автореф. докт. дисс. СПб., 1996.
  120. П. 25 ключевых книг по психоанализу. Челябинск: Урал LTD, 1999
  121. А. Дальние пределы человеческой психики СПб., 1997
  122. А. Самоактуализация // Психология личности. Тексты / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, А. А. Пузырей. М.: Изд-во МГУ. 1982. С. 108 117.
  123. А. Мотивация и личность СПб., 1999.
  124. А. Психология бытия М., 1997.
  125. Ю. Социальная компетентность как цель психотерапии: проблема образа «Я» в ситуации социального перелома // Вопросы психологии. -1995. № 5. с.61−68.
  126. Мерло- Понти М. Временность // Историко-филос. ежегодник — 1990. М.: Наука, 1991. С. 271−293.
  127. А.Н., Ротенберг B.C. Особенности психологической защиты в норме и при соматических заболеваниях // Вопросы психологии. 1990. № 5.
  128. Т.Д. Диагностика, предупреждение и преодоление дезадаптации подростков. М., 1999.
  129. А.В. Образ жизни детей и подростков Российской Федерации. М., 1992.
  130. Нельсон-ДжонРичард Теория и практика консультирования. СПб., Питер, 2002.
  131. Г. С. Психология здоровья. Уч.пособие. СПб.: Речь, 2002.
  132. Общее среднее образование России: Сборник нормативных документов 1995—1996 гг.-М., 1995.
  133. Общая психодиагностика / Под ред. В.В.столина, А. А. Бодалева. М., 1987.
  134. Оганесова H. JL, Узденов А. З. Этапы профессионального самовоспитания студентов // Материалы Всероссийской научной конференции «Теооретические и прикладные аспекты психологической науки в вузе и школе». -Карачаевск: КЧГУ, 2005.
  135. Г. В. Личность в психологии. М.: КСП± СПб.: Ювента, 1998.
  136. А.Б. К.Роджерс и современный гуманизм // Вестник МГУ. 1990. № 2. С.55−58.
  137. Л., Джон О. Психология личности. М.: Аспект-пресс, 2000.
  138. Л.А. Компетентность в общении. М., 1989.
  139. А. В. Психологическая теория коллектива. М., 1979.
  140. А.В., Ярошевский М. Г. Основы теоретической психологии. М.: Инфра-М, 1998.
  141. В.А. Личность в психологии Р.-н.-Д.: Феникс, 1996
  142. Ю.В., Вид В.Д. Современная клиническая психиатрия. М.: Экспертное бюро, 1997.
  143. Практическая психология для менеджеров / Отв. Ред. М. К. Тутышкина -М: Инфор-мационно-издательский дом «Филинь», 1996.
  144. Практическая психология образования. Под ред. И. В. Дубровиной -М.: Сфера, 1998.
  145. Профессиональный кодекс этики для психологов. Бонн, ФРГ, 1986 // Вопросы психологии. 1990, № 5.
  146. Прикладная социальная психология. /Под ред. А. Н. Сухова и А. Д. Деркача. — М., 1998.
  147. Психологический энциклопедический словарь. М., 1983.
  148. Психология здоровья / Под ред. Г. С. Никифорова. СПб., 1998.
  149. Психология личности. Тексты / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, А. А. Пузырей. -М: Изд-во МГУ. 1982.
  150. Психология личности в трудах зарубежных психологов /Сост. А. А. Реан, СПб.: Питер, 2000
  151. Психология личности в трудах отечественных психологов /Сост. JI.B. Куликов — СПб.: Питер, 2000
  152. Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии. /Под ред. Д. А. Леонтьева, В. Г. Щур. -М.:Смысл, 1997.
  153. Психология человека от рождения до смерти. Полный курс психологии развития / Под. ред. А. А. Реана. СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2003.
  154. Психология: Учебник / В. М. Аллахвердов, С. И. Богданова и др.- Отв.ред. А. А. Крылов. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004.
  155. Психологическая диагностика /Под ред. К. М. Гуревича, Е. М. Борисовой. — М.: Изд. УРАО, 2000.
  156. А.А. Культурно-историческая теория Л.С.Выготского и современная психология. М., 1968.
  157. Дж. Педагогическое тестирование. М.: Когито-центр, 1999.
  158. А.А. психология изучения личности: Уч. пособие. СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 1999.
  159. К. К науке о личности // История зарубежной психологии. Тексты. М., Изд-во МГУ. 1986. С. 200−208.
  160. К. Взгляд на психотерапию. Становление человека М.: Прогресс, 1998.
  161. К. Клиент-центрированная терапия. М., 1997.
  162. В.М. Рефлексия в структуре сознания личности // Проблемы рефлексии. Новосибирск, 1987.
  163. В.М. Психология: теория и практика: Уч. пос. для выс. шк. М.: Издательский Дом «ФОРУМ», 1997.
  164. С. JI. Проблемы общей психологии. М., 1973.
  165. СЛ. Бытие и сознание. М.: Изд-во АН СССР, 1957. 236с.
  166. СЛ. Избранные философско-психологические труды. -М.: Наука, 1997
  167. СЛ. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 1998
  168. Л.И. Самовоспитание личности . М., 1984.
  169. Рудестам К. Групповая психотерапия. М., 1990.
  170. Л.И. Гуманистическая психология личности // Социальная психология личности в вопросах и ответах: Учеб. пособие/Под ред, проф. В. А. Лабунской.-М.:Гардарики, 1999.С.93−110.
  171. В. Как строить себя и свою семью: Пер. с англ. М.: Педагогика-пресс, 1992.
  172. Синергетика и психология. Тексты. Вып. 1,2. /Под ред. И. Н. Трофимовой и В.Г. Буданова-М., 1997, 2000
  173. Т. В. Критический анализ проблемы эмансипированности личности в некоторых исследованиях «гуманистической» психологии // Вопр. психол. 1976. № 5. С. 163—170.
  174. Э.В. Культура и личность. Л.: Наука, 1972.
  175. Социальная психология личности в вопросах и ответах: Учеб. пособие/Под ред, проф. В. А. Лабунской.-М.:Гардарики, 1999.
  176. С. Популярная психологическая энциклопедия. М.: Из-во Эксмо, 2003.
  177. В.В. Самосознание личности М. Изд-во МГУ.1983.
  178. А.З. Проблема самоактуализации: этический аспект // Алиевские чтения/Материалы научной сессии. Карачаевск: КЧГУ, 2004.
  179. А.З. Осознание целей обучения студентами-психологами // Материалы Всероссийской научной конференции «Теооретические и прикладные аспекты психологической науки в вузе и школе». -Карачаевск: КЧГУ, 2005.
  180. А.З. Психологическое время личности // Алиевские чтения/Материалы научной сессии. Карачаевск: КЧГУ, 2006.
  181. А.З. Коммуникативная компетентность психолога. // Вестник КЧГУ № 19 Карачаевск: КЧГУ, 2006.
  182. Д. Бихевиоризм: Хрестоматия по истории психологии. -М., 1980.
  183. Дж., Фрейгер Р. Личность и личностный рост. М., 1994. Вып.4.
  184. Д.И. Психология становления личности. М., 1994.
  185. Д.И. Психология взросления. М., 1999.
  186. Фрейд 3. Психология бессознательного. М., 1990.
  187. А. Психология «Я» и защитные механизмы. М.: Педагогика-Пресс, 1993.
  188. С. Л. Сочинения. М. 1990.
  189. Э. Психология человеческой деструктивности. М., 1994.
  190. М. Время и бытие: статьи и выступления. М.: Республика, 1993.
  191. К. Принципы поведения // История зарубежной психологии: Тексты. М., 1986. С.38−58.
  192. X. Мотивация и деятельность. Т. 1,2. М., 1986.
  193. Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб., 1997.
  194. В.Э., Бодалев А. А., Вайзер Г. А., Вахромов Е. Е., Карпова H.JL, Суворов А. В. Роль смысложизненных ориентаций и акме в профессиональной деятельности (опыт теоретико-экспериментального исследо-вания)//Психологический журнал, 2004, т.25, № 1.
  195. Цукерман А. Психология саморазвития: задача для подростков и их педагогов. 1994.
  196. Г. А., Мастеров Б. М. Психология саморазвития. М.: Мнтерпракс, 1995.
  197. Т. Социальная психология. -М. 1969.2Ю.Шпет Г. Явление и смысл: феноменология как основная наука и ее проблемы (1914). Томск: Водолей, 1996.
  198. В. Персоналистическая психология // История зарубежной психологии: Тексты. М., 1986. С.186−198.
  199. Т.И., Слот В., Спаниярд X. Методика работы с детьми «группы риска». -М.:УРАО, 1999
  200. Э. Детство и общество. СПб.: Летний сад, 2000
  201. Юнг К. Аналитическая психология // История зарубежной психологии: Тексты. М., 1986. С. 142−170.
  202. Юнг К. Сознание и бессознательное. СПб.: Университетская книга, 1997.
  203. Юнг К. Проблемы души нашего времени. М.: Прогресс, Универс, 1994.
  204. И. Экзистенциальная психотерапия. М.: Независимая фирма «Класс», 1999.
  205. К. Общая психопатология. М.: Практика, 1997.
  206. Gordon Т. Teacher effectiveness training? N.Y.: Peter H. Wyden, 1974.
  207. Nuttin J. Motivation et perspectives d’avenir. Louvain, 1980.
  208. Rogers C. Client-centered therapy. Comprehensive Textbook on Psychiatry, 5 edited by H.I.Kaplan & B.J.Sadock. Baltimore: Williams & Wilkins, 1988. P. 3−40.
  209. Rogers C. Client-centered therapy. Boston: Houghton Mifflin, 1951.
  210. Rogers С. Freedom to learn for the 80'S: Columbus, Ohio, 1983. 312 p.
Заполнить форму текущей работой