Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Социально-психологические особенности самоопределения в юношеском возрасте в ситуации нестабильности общества

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Эмпирическую базу исследования составляют, во-первых, материалы экспертного опроса учащихся старших классов и студентов, во-вторых, данные, полученные с помощью анкетирования и психологического тестирования учащихся старших классов, студентов, бесед с преподавателями школы и вузов, родителями школьников и студентов, в-третьих, результаты интерактивных, метафорических деловых игр, тренингов… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ЖИЗНЕННОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ МОЛОДЕЖИ
    • 1. 1. Категории «самоопределение» и «идентификация» в понятийном аппарате социальной психологии
    • 1. 2. Проблемы самоопределения молодежи в трудах отечественных и зарубежных ученых
    • 1. 3. Личностная и социальная идентичность как факторы самореализации личности
  • ГЛАВА 2. СТАНОВЛЕНИЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЯ КАК СИСТЕМНОГО ЛИЧНОСТНОГО КАЧЕСТВА
    • 2. 1. Целостность жизненного пути личности
    • 2. 2. Жизненные планы как способ конструирования перспектив
    • 2. 3. Профессиональное самоопределение в подростковом возрасте
    • 2. 4. Роль ценностей в самоопределении молодежи
  • Глава 3. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ САМООПРЕДЕЛЕНИЯ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ
    • 3. 1. Профессиональный выбор
    • 3. 2. Ценностные ориентации
    • 3. 3. Жизненные планы
    • 3. 4. Программа психодиагностики и психокоррекции различных аспектов юношеского кризиса самоопределения
    • 3. 5. Результаты апробации комплексной программы профессиональной и правовой социализации

Социально-психологические особенности самоопределения в юношеском возрасте в ситуации нестабильности общества (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. К числу важнейших проблем широкого социального звучания, находящихся на стыке психологии, педагогики, социологии, философии и других наук, относятся проблемы самореализации, выбора собственного пути развития, становления личности. Самоопределение как потребность и способность человека является особым психологическим феноменом, тесно связанным с феноменами сознания, самосозидания, самоутверждения.

Разработка проблемы жизненного самоопределения молодежи как социальной группы имеет принципиальное теоретическое и методологическое значение для решения важнейших задач общественной практики.

Юность — достаточно сложный период в развитии личности. Во многих литературных источниках указывается, что этот период является кризисным (Козлов, 1999). Кризис связан с такими качествами, как статусная и ролевая неопределенность, амбивалентность чувств, неуравновешенность Л-концепции, период стресса и неустойчивости социальных ценностей молодого человека. Автор разделяет точку зрения Э. Эриксона, который считает, что главная задача индивидуального развития в период юности — самоопределение и формирование идентичности. Психологическое содержание этого периода в целом определяется той ситуацией множественных социальных выборов, в которой оказывается молодой человек.

Актуальность диссертационного исследования определяется еще и тем, что в современных условиях юношеский период и процесс самоопределения проходит в ситуации нестабильности общества в целом и кризиса привычных норм и ценностей в частности. Таким образом, потенциальная объективная заданность трудностей юношеского самоопределения дополняется дестабилизацией социальной жизни, которая выражается, возможно, не только и не столько в отсутствии норм поведения, сколько в том, что сегодня они не образуют четко структурированных нормативных моделей.

Обострение кризисных процессов в экономике, нарастание социальной напряженности порождают негативные процессы во всех слоях общества, но в среде молодежи особенно. Изменение политической формы власти привело к уничтожению ранее существовавшей системы профилактики, основанной на сочетании различных форм участия государства и общества в предупреждении преступности. Новой системы профилактики в обществе до сих пор не создано.

Социальная нестабильность проявляется на трех взаимосвязанных уровнях: общества в целом, социальной группы и личности. В связи с этим общественные явления должны быть исследованы на индивидуально-психологическом (или личностном) уровне. Необходимо изучить их влияние на факторы жизненного самоопределения молодежи и на гражданское самочувствие этой социальной группы.

В результате разлома старого социально-экономического и общественно-политического устройства и формирования нового, принципиально иного общественного уклада, новой системы требований к личности, которым она не соответствует, образовался феномен разрыва поколений. Новые требования и не «стыкующиеся» с ними старые социальные установки породили множество проблем. Отсутствие инструментальных знаний, практических навыков, прагматического мышления делает молодежь неконкурентоспособной на рынке труда. В юношеской среде растет чувство агрессивности, раздражения, неуверенности в завтрашнем дне.

В то же время молодежь обладает значительным социально-психологическим потенциалом, стремится к познанию и гармонии с окружающим миром, творчеству, самопознанию, развитию. Все это объективно порождает необходимость активных действий со стороны общества и государства, направленных против негативных для нации процессов, способствующих сохранению, воспроизводству и развитию российской культуры, связи между поколениями, а также созданию условий для свободного развития личности и общества в целом. Эту функцию должна выполнять государственная молодежная политика.

Однако научно-практические рекомендации по формированию государственной молодежной политики реализуются в документах Российской Федерации и региональных органов крайне медленно и недостаточно эффективно. О молодежи всерьез вспоминают в основном в период кризисов, путчей и выборов. Высказывается мнение, что молодежные проблемы — это проблемы исключительно гражданского общества, его институтов: общественных объединений, партий, профсоюзов, церкви и т. д., при этом забывается, что в России оно еще не сложилось.

Актуальность темы

таким образом, определяется тем значением, которое имеет для реформируемого российского общества проблема жизненного самоопределения молодежи, сложностью и неоднозначностью психологической, социально-психологической, социально-экономической ситуации, в которой она реализуется.

Состояние научной разработанности проблемы. В психологической науке проблема жизненного самоопределения личности и ее идентификации представляла и представляет интерес для многих известных психологов, представителей разных научных школ и направлений, как отечественных, так и зарубежных.

Например, психоаналитики рассматривают влияние на идентификацию и самоопределение человека бессознательных процессов: желаний (3. Фрейд), целей (К. Юнг), стремления к лидерству (А. Адлер), межличностных. отношений (X. Салливан), социальных условий и потребностей (Э. Фромм). Представители гуманистической психологии подчеркивают ведущую роль стремлений человека к самосовершенствованию, самовыражению, реализации своего потенциала в процессе жизненного самоопределения (А. Маслоу, К. Роджерс). Сторонники интеракционизма основную роль в рассматриваемом процессе отводят коммуникации между людьми, приспособлению их друг к другу, обществу, окружающему миру (Дж. Мид, Т. Шибутани).

В отечественной науке проблема идентификации личности в процессе жизненного самоопределения освещена в трудах многих ученых-психологов. В данной работе исследование проблемы жизненного самоопределения основывается на научных взглядах В. С. Агеева, Б. Г. Ананьева, А. Г. Асмолова, Н. А. Бердяева, Л. И. Божович, Л. С. Выготского, М. Р. Гинзбурга, Л. Н. Гумилева, А. Н. Леонтьева, Б. Ф.

Ломова, В. Н. Мар-кина, В. Н. Мясищева, Ю. М. Орлова, А. В. Петровского, В. Ф. Сафина, Д. И. Фельдштейна, В. Э. Чудновского, В. А. Ядова и других.

На положения предлагаемого исследования оказали влияние идеи С. Л. Рубинштейна о том, что каждый этап жизни человека играет важную роль в жизненном пути личности. Главными понятиями в структуре жизни он считает жизненные отношения к миру, другим людям, самому себе, которые определяют зависимость личности от жизни и, наоборот, зависимость жизни от личности.

Представляются интересными взгляды К. А. Абульхановой-Славской, которая выделяет основные признаки стратегии жизниЕ. П. Авдуевской и Т. А. Араханцевой, объясняющих процесс самоопределения в самом широком его понимании как полоролевое самоопределение, профессиональный выбор, становление идентичности, ценностно-смысловое самоопределение.

Процесс идентификации как один из основных факторов жизненного самоопределения молодежи имеет особую значимость. Интересны теории кризисной идентичности Эриксона, социальной идентичности Тэджфела и Тэрнера, рассматривающих ее как основу межгруппового поведенияБ. Шефера и Б. Шлендера, исследующих групповое сознание. Автор разделяет идеи Эриксона, рассматривающего идентичность как тождественность и целостность индивидуального бытия, взаимосвязанного с социальными ценностями в определенный исторический период. Американский ученый характеризует психосоциальную идентичность как признак полноценного бытия личности.

Анализируя концепции индивидуального и общественного сознания (Я-концепция, Мы-концепция) как проявление идентичности, автор опирается на исследования И. С. Кона, Р. Бернса, Б. Д. Парыгина, Н. И. Бетанели и др. Специфика молодежных проблем в российском обществе раскрывается автором с учетом научных исследований Г. Ш. Бабочкина, Т. М. Барановой, И. М. Ильинского, В. Т. Лисовского, Б. А. Ручкина, В. И. Чупрова, А. В. Шаронова.

Процесс формирования идентификаций, развитие идентичности молодого человека, индивидуального и общественного молодежного сознания, взаимосвязь этих процессов с жизненным самоопределением остаются актуальной научной проблемой. Все это определило цель, задачи и логику диссертационного исследования.

Объект исследования — личностное самоопределение учащейся молодежи (ученики старших классов средней школы, студенты первого — второго курсов вузов).

Предмет исследования — социально-психологические составляющие (профессиональный выбор, ценностно-смысловое определение, жизненные планы) личностного самоопределения молодежи.

Гипотеза исследования.

Создание программы психодиагностики и психокоррекции различных проявлений кризиса самоопределения возможно на основе выявления социально-психологических механизмов жизненного самоопределения молодежи в условиях реформируемого российского общества.

Влияние на основные тенденции процесса самоопределения будет эффективным, если созданы социально-психологические условия для реализации основных направлений диагностико-коррекционной деятельности.

Цель исследования — изучить и проанализировать состояние социально-психологического самоопределения молодежи в условиях реформируемого российского общества на основе таких его составляющих, как профессиональный выбор, ценностно-смысловое самоопределение, жизненные планы и стратегии учащейся молодежи.

Задачи исследования.

1. Обосновать социально-психологические факторы и внутренние детерминанты личностного самоопределения.

2. Раскрыть социально-психологические особенности личностного самоопределения как интегративного процесса индивидуального развития и межличностного взаимодействия в юношеском возрасте.

3. Разработать и апробировать социально-психологические технологии формирования личностного самоопределения в юношеском возрасте в рамках модели оптимизации развития личности и совершенствования процесса социализации.

Теоретико-методологической основой исследования являются принципы детерминизма, развития, системности, идеи личностного, социального и деятельно-стного опосредования поисковой активности, саморегуляции человека, становления его индивидуальности, а также: научные положения о диалектическом характере социальных отношений формирования личности в деятельности и общении (К. Л. Абульханова-Славская, Б. Г. Ананьев, В. В. Давыдов, А. Дистервег,.

A. Н. Леонтьев, А. С. Макаренко, С. Л. Рубинштейн, В. А. Сухомлинский, К. Д. Ушинский и др.), психологические теории развития личности и особенностей юношеского возраста (Л. С. Выготский, Л. И. Божович. И. С. Кон, Л. В. Петровский), работы по психологии труда и профориентации (Ю. М. Забродин, Е. А. Климов, Г. В. Суходольский и др.), исследования проблем развивающего обучения и воспитания (Ю. К. Бабанский, В. В. Давыдов, Н. А. Менчинская, Д. Б. Эльконин и др.).

Теоретическую основу исследования процесса самоопределения в юношеском возрасте составили работы отечественных психологов О. С. Анисимова, А. Г. Асмолова, Ю. Л. Арзуманова, Б. Ц. Бадмаева, А. Д. Гло-точкина, А. И. Донцова, В. А. Иванникова, С. М. Кашапова, Н. В. Клюевой,.

B.В.Козлова, В. Т. Кудрявцева, В. Н. Лоскутова, В. С. Мухиной, Ю. Л. Миславского, А. Б. Мудрика, Р. С. Немова, Н. Н. Нечаева, Н. А. Носова, В. Ф. Перевалова, В. Ф. Пирожкова, Н. П. Поддъякова, А. И. Подольского, В. Л. Пономаренко, Н. С. Пряжникова, Е. С. Романовой, В. Ф. Сафина, И. Н. Семенова, С. И. Съедина, В. Д. Шадрикова, а также труды зарубежных ученых Р. Бернса, А. Маслоу, К. Роджерса, В. Франкла, Э. Эриксона и др.

Для реализации поставленных задач был задействован комплекс научных методов: теоретический анализ отечественной и зарубежной литературыэмпирическое исследование с использованием включенного наблюдения, индивидуальной беседыопроса, анкетирования, социометрической методики, стандартизированных самоотчетов (тест самоактуализации А. Маслоу, ценностные ориентации М Рокича), проективной методики (цветовой тест отношения), интервью. Результаты обрабатывались с помощью компьютерных программ математической статистики, с применениемкритерия Стьюдента и критерия углового преобразования Фишера для определения достоверности различий, корреляционного анализа (рангово-бисериальный коэффициент корреляции [Ггв].

Эмпирическую базу исследования составляют, во-первых, материалы экспертного опроса учащихся старших классов и студентов, во-вторых, данные, полученные с помощью анкетирования и психологического тестирования учащихся старших классов, студентов, бесед с преподавателями школы и вузов, родителями школьников и студентов, в-третьих, результаты интерактивных, метафорических деловых игр, тренингов коммуникативной компетенции, профессиональной идентичности. В настоящей работе также использованы статистические данные, полученные в ходе исследования профессиональных планов студентов высших учебных заведений г. Екатеринбурга в 1997, 2001 и 2003 гг. группой исследователей с участием соискателя. Число опрошенных составляет 1337 человек, среди них учащихся гимназии № 161 г. Екатеринбурга (16−17 лет) — 250, студентов 2-го курса Уральской государственной юридической академии, Юридического института МВД РФ, Уральского государственного технического университета, Гуманитарного университета г. Екатеринбурга (18−19 лет) — 905, учителей гимназии — 94, преподавателей вузов — 32, родителей старшеклассников — 56.

Надежность и достоверность исследования обеспечиваются системным подходом, обоснованными исходными методологическими принципами, адекватным выбором и использованием разнообразных надежных и валидных методов, репрезентативностью выборки, математической обработкой полученных данных с использованием компьютерных программ статистического анализа, эффективностью апробации и использования результатов исследования в работе с молодежью в ситуации жизненного самоопределения.

Научная новизна.

1. Эмпирически выявлена совокупность личностных и психологических особенностей: приоритетное регулятивное воздействие моральных ориентиров идеалов, ценностей, целей), превалирующая моральная ориентация на ценности семейно-лично-бытового плана, ориентация на авторитетных (избираемых) сверстниковисследована эмоциональная и мотивационно-потребностная сферы личностного самоопределения в юношеском возрасте и предложены эффективные программы, облегчающие прохождение кризисного периода.

2. Предложена продуктивная интегративная модель исследования социально-психологических особенностей жизненного самоопределения личности в юношеском возрасте, позволяющая выявить и проанализировать особенности самоопределения, осуществить позитивные изменения личности и оптимизировать социализацию в современных динамичных общественных условиях России.

3. Впервые создана и внедрена оптимизированная система работы по профилактике кризисных состояний в личностном самоопределении юношества.

Теоретическая значимость исследования определяется вкладом в разработку социально-психологических аспектов жизненного самоопределения молодежи. Во-первых, это анализ теоретических основ самоопределения учащейся молодежи в ситуации нестабильности современного общества, во-вторых, разработка современных методов его исследования и оптимизации (авторская комплексная программа профессиональной и правовой социализацииисследование иерархии ценностей и их корреляции с успешностью и неуспешностью в процессе обучения студентовмногостороннее рассмотрение жизненных планов как способов символического конструирования жизни, которые определяются жизненной позицией и жизненной стратегией личности).

Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные результаты и выводы диссертации могут быть использованы в работе с различными категориями молодежи, в разработке концепций молодежной политики как на уровне региона, так и в рамках отдельных учебных заведений, в практической деятельности общественных объединений молодежи и других социальных институтов.

Апробация и внедрение результатов исследования.

Результаты диссертации неоднократно обсуждались на методологических семинарах, научно-практических конференциях в Уральской государственной юридической академии, в Гуманитарном университете г. Екатеринбурга. Основные положения работы заслушивались на заседаниях кафедры социальной и политической психологии Ярославского государственного университета им. П. Г. Демидова (2004;2005 гг.) — кафедры теории и практики управления Уральской государственной юридической академии. Основополагающие идеи диссертации были представлены в качестве докладов или выступлений на международных и российских конференциях (г. Екатеринбург, 2003, 2004 гг., г. Москва, 2004 г., г. Ярославль, 2003,2004, 2005 гг.).

Материалы диссертации использованы при составлении спецкурсов и методических пособий в Уральской государственной юридической академии (г. Екатеринбург) — опубликовано 7 статей.

Положения, выносимые на защиту.

1. Анализ теоретико-методологических аспектов жизненного самоопределения молодежи выявляет необходимость создания и осуществления комплексных социально-психологических мер и мероприятий, способствующих преодолению кризисных состояний личности в ситуации самоопределения с учетом современных условий социально-экономического развития общества.

2. Деформация ценностей в российском обществе деструктивно повлияла на процесс реализации закономерного юношеского кризиса идентичности и вызвала негативные последствия жизненного самоопределения молодежи как социальной группы, проявляющиеся в психологической неподготовленности к жизни и труду в новых социально-экономических условиях.

3. Жизненное самоопределение современной молодежи складывается преимущественно по трем типам: личностное, личностно-групповое, личностно-общественное.

4. В условиях социальной нестабильности первичной функцией Мы-концепции становится защита личности, обеспечение ее социальной безопасности. Приоритет отдается ценностной системе, в которой преобладают личные ценности (я сам, мое здоровье, близкие мне люди).

5. Выявление социально-психологических детерминант, особенностей и специфических признаков личностного самоопределения в юношеском возрасте определяет необходимый уровень профессиональной помощи и является мерой преодоления кризисных ситуаций в процессе самоопределения современной молодежи.

Структура диссертации.

Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений. Текст диссертации изложен на 1 страницах, иллюстрирован гистограммами, таблицами, рисунками и графиками. Библиография содержит 244 наименования, из которых — 15 на английском языке.

Общие выводы по диссертационному исследованию.

1. Основным условием самоопределения — готовности к жизненному выбору — выступает способность индивида самостоятельно вырабатывать моральные принципы и руководствоваться ими в деятельности и поведении, поэтому помощь растущему человеку в выработке нравственных критериев в жизни — центральная задача общественного и семейного воспитания. Самостоятельно выработанные принципы жизнедеятельности облегчают поиски путей решения всех жизненных задач, сокращают сроки достижения психологической и социальной устойчивости, помогают находить средства гармонизации интересов собственного и общественного развития. На этой базе возникает возможность обучения навыкам самостоятельного принятия решений, умению выбирать. Без такого умения, без способности к самоопределению человек теряет возможность обрести культуру, реализовать себя как существо самобытное и активно преобразующее общественную жизнь.

2. Становление персонального самоопределения в юношеском возрасте является сложной психолого-педагогической задачей, для решения которой требуются специальная организация воспитательных воздействий в интересах продуктивного развития личности молодого человека, выработки мотивации и умения стать и быть самим собой, т. е. обеспечить удовлетворение высшей потребности «выполнить себя».

3. Основными психологическими особенностями персонального самоопределения в юношеском возрасте являются: приоритетное регулятивное воздействие моральных ориентиров (идеалов, ценностей, целей), концентрированно выражающихся в трех личностных качествах «значимого другого»: принимаемых как образец, интересный, устремляющийпревалирующая моральная ориентация на ценности семейно-лично-бытового плана при слабой значимости ведущей учебной деятельности и общественно-политического фактораориентация на авторитетных (избираемых) сверстников, обусловленная более высоким уровнем их личностного развития, способности к саморегуляции поведения и социально-психологической адаптации, авансируемого ими положительного отношения к «значимым другим" — ожидание проявления от «невалентных» (не избираемых в качестве значимых) ровесников доброты и уважения к другим и востребованность проявления «избираемыми» общительности, активности, увлеченности.

4. Закономерный юношеский кризис идентичности, усугубленный дефицитом и переоценкой ценностей в современном российском обществе, может быть значительно сглажен посредством целенаправленной и планомерной психолого-педагогической помощи, оказываемой молодежи в старших классах школы и на 1−2-х курсах вузов. Оптимизированная системная работа по профилактике кризисных состояний в жизненном самоопределении юношества дает отчетливо выраженный положительный результат, подтвержденный комплексным эмпирическим исследованием.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Комплексный характер настоящего исследования позволил рассмотреть такие социально-психологические составляющие личностного самоопределения, как профессиональный выбор, ценностно-смысловое самоопределение, жизненные планы студентов вузов и старших школьников в ситуации общественной нестабильности. Был проведен анализ состояния жизненного самоопределения молодежи в условиях реформируемого российского общества, теоретически разработаны и экспериментально проверены социально-психологические технологии обеспечения процесса формирования личностного самоопределения в юношеском возрасте.

Самоопределение представляет собой процесс выработки человеком своей позиции, отношения к окружающей действительности и как звено личностного развития тесно связано с самосознанием, самоактуализацией, самореализацией (самоутверждением). Посредством самоопределения обеспечивается удовлетворение высшей потребности «выполнить себя» в интересах реализации жизненного, видового предназначения — активного субъективного бытия в социуме и деятельности.

Под влиянием факторов развития, социализации, деятельности в инте-гративном процессе персонального (общеличностного) самоопределения выделяются три функциональных составляющих: внутриличностная, межличностнаяпрофессиональная.

Становление персонального самоопределения в юношеском возрасте является сложной психолого-педагогической задачей, для решения которой требуется специальная организация воспитательного воздействия в интересах продуктивного развития личности молодого человека, выработки мотивации и умения «стать и быть самим собой», самостоятельно проектировать и строить свою жизнь. При этом существенное значение имеет минимизация самопроизводства вреда своему «Я», другим людям, природе.

Основными психологическими особенностями персонального самоопределения в юношеском возрасте является:

— приоритетное регулятивное воздействие моральных ориентиров (идеалов, ценностей, целей), концентрированно выражающихся в трех личностных качествах «значимого другого»: принимаемый как образец, интересный, устремляющий;

— идентификация со «значимым другим» и обособление от личностного антипода;

— специфическое сочетание влияния внешних, организованных, а также стихийных факторов и внутренней детерминации, обусловленной индивидуальными характерологическими психическими процессами и свойствами личности каждого конкретного подростка;

— выделение в качестве поля межличностного самоопределения отношений ролевого взаимодействия «ведущий-ведомый» с актуализацией значимости четырех пар взаимодополняющих качеств: а) умение держать слово — сообразительностьб) решительность — готовность к рискув) независимость — храбростьг) ум — преданность;

— приоритетная моральная ориентация на ценности семейно-лично-бытового плана при слабой значимости ведущей учебной деятельности и общественно-политического фактора;

— отсутствие однозначной идентификации поведения юношей и девушек с феминной либо маскулинной полоролевыми моделями, межполовая социализация на основе взаимной привязанности, искренности, скромности и душевной близости;

— приоритетная ориентация на авторитетных (избираемых) одноклассников, обусловленная более высоким уровнем их личностного развития, способности к саморегуляции поведения и социально-психологической адаптации, авансируемая положительным отношением к «значимым другим»;

— ожидание проявления от невалентных (неизбираемых в качестве значимых) одноклассников доброты и уважения к другим и востребованность проявления избираемыми общительности, активности, увлеченности.

В рамках модели улучшения развития личности и совершенствования процесса социализации автором разработана и апробирована комплексная программа профессиональной и правовой социализации, цель которой: создать единую систему мер социально-психологического воздействия на личность, способствующую формированию личностного самоопределения в юношеском возрасте.

Различные методы выполнения программы позволяют регистрировать ее качественные результаты, свидетельствующие о том, какие именно средства психолого-педагогического сопровождения и в каких психолого-педагогических ситуациях оказываются наиболее эффективными для повышения готовности учащихся к профессиональному и правовому самоопределению: наличие общей удовлетворенности учащихся, педагогов, родителей от внесения в образовательно-воспитательный процесс инновационных элементов, ориентированных на повышение готовности учащихся и студентов к социально-профессиональному выбору и ценностному самоопределениюрасширение спектра версий профессионального становления или появление таких версий (при их отсутствии) — улучшение психологического климата, эмоционального благополучия субъектов образовательного процесса, связанное с актуализацией смыслов образовательной деятельностиреальные изменения в содержательной и операциональной сторонах профессиональных планов юношестваизменения в представлениях педагогов о значимости проблемы социально-профессионального и ценностного самоопределения молодежи и путях ее решенияобогащение практического опыта педагогического сопровождения социально-профессионального и правового самоопределенияпоявление новых возможностей (внутренних или внешних) для реализации «шанса» для самоизменения и саморазвития субъектов самоопределения.

В диссертационном исследовании проведен анализ теоретических и практических социально-психологических аспектов личностного самоопределения в юношеском возрасте, эмпирически выявлена совокупность личностных и психологических особенностей, исследована эмоциональная и моти-вационно-потребностная сферы личностного самоопределения юношества и предложена эффективная программа, облегчающая прохождение кризисного периода. Также предложена продуктивная интегративная модель исследования социально-психологических особенностей жизненного самоопределения личности в юношеском возрасте, позволяющая выявить и проанализировать особенности самоопределения, осуществить позитивные изменения личности и улучшить социализацию в современных динамичных общественных условиях России. Впервые создана и внедрена оптимизированная система работы с кризисными состояниями в личностном самоопределении юношества.

Теоретическая значимость работы выражается в исследовании социально-психологических аспектов жизненного самоопределения молодежи с использованием современных методов, в том числе авторских разработок.

Изучая проблемы профессионального выбора, ценностных ориентаций, жизненных планов учащихся старшей школы и студентов, т. е. выявляя социально-психологическую природу жизненного самоопределения молодежи в условиях реформируемого российского общества, автор обосновывает программу психодиагностики и психокоррекции некоторых составляющих кризиса самоопределения, тем самым доказывая выдвинутую в начале работы гипотезу.

Реализация комплексной программы профессиональной и правовой социализации способствует созданию социально-психологических условий для осуществления основных направлений диагностико-коррекционной деятельности по отношению к кризису юношеского самоопределения, эффективно влияющих на основные тенденции этого процесса.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абулъханова-Славская К. А. Отечественная социальная психология // Психологическая наука в России XX столетия. М.: ИП РАН, 1997. — С. 374 458.
  2. Абулъханова-Славская К. А. Развитие личности в процессе жизнедеятельности // Психология формирования и развития личности. М.: Наука, 1981. -С. 19−44.
  3. Абулъханова-Славская К. А. Социальное мышление личности: проблемы и стратегии исследования // Психологический журнал. 1994. Т. 14.
  4. Абулъханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991. -С. 231.
  5. В. С. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы. М.: Изд-во МГУ, 1990. — 240 с.
  6. А. Практика и теория индивидуальной психологии / Пер. с нем. М.: Фонд «За экономическую грамотность», 1995. — С. 296.
  7. Ю. Е., Коноводова А. С. Взаимоотношение подростков в школьном коллективе // Вопросы психологии. 1988. — № 3. — С. 64 — 71.
  8. . Н. Профилактика конфликтов в работе с педагогически запущенными учащимися: Учеб.-метод, пособие. М.: ВНМУ, 1991. -С. 51 -52.
  9. Альманах психологических тестов. М.: «КСП», 1996. — С. 400.
  10. . Г. Избранные психологические труды: В 2 т. / Под ред. А. А. Бодалева и др. М., 1980.
  11. . Г. Человек как предмет познания. Л., 1968.
  12. А. Психологическое тестирование. М.: Педагогика, 1982.
  13. Г. М. Социальная психология. М.: Изд-во МГУ, 1980. -С. 417.
  14. Г. М., Богомолова Н. Н., Петровская Л. А. Современная социальная психология на Западе (теоретические направления). М.: Изд-во МГУ, 1978.-С. 271.
  15. Л. В. Формирование профессионального самосознания юристов в условиях деятельности образовательной среды: Автореф. дис.. канд. психол. наук. Казань, 2000. — С. 20.
  16. П. О., Кокнаева Н. В. Экзистенциальная психология и психотерапия: Метод, пособие. Новосибирск, 1996. — С. 2.
  17. Н. В. Проблема личностной идентичности в интерпретации современного психоанализа, интеракционизма и когнитивной психологии//Вопросы психологии 1996.-№ 1.-С. 131 — 143.
  18. Л. И. Некоторые теоретические проблемы психологии личности // Вопросы психологии 1978. — № 1. — С. 37 — 49.
  19. Л. И. Способность личности к преодолению деформаций своего развития // Психологический журнал. 1999. — Т. 20. — № 1. -С. 6−19.
  20. М. Психология счастья / Пер. с англ. // Под ред. М. В. Кла-рина. М.: Прогресс, 1990. — 336 с.
  21. В. Г. Возрастная психология: Учеб. пособие. Иркутск, 1989. -С. 32−50.
  22. А. Г., Ягодин Г. А. Образование как расширение возможностей развития личности // Общее среднее образование России: Сб. нормат. документов 1992—1993 гг. В 2 кн./Сост. М. Р. Леонтьева М.: Просвещение, 1993.-Кн. 2.-С. 3−14.
  23. Д. 77. Типология учебной активности старшеклассников // Вопросы психологии 1988. — № 3. — С. 50−57.
  24. Т. М. Особенности формирования государственной молодежной политики России в условиях реформирования общества: Автореф. дис. канд. полит, наук / РАО. М., 1993. — 162 с.
  25. Ф. Б., Мирошников М. П., Рожанец Р. В. Методика многостороннего исследования личности. М., 1976.
  26. Р. В. Развитие Я-концепции и воспитание / Пер. с англ. М.: Прогресс, 1986.-С. 420.
  27. Л. И., Славина Л. С. Психологическое развитие школьника и его воспитание. М.: Знание, 1979. — С. 96.
  28. В. Ю. Психотренинг. Социодинамика, игры, упражнения. -СПб., 1994.
  29. Е. М. Профессиональное самоопределение учащихся // Рабочая книга школьного психолога / Под ред. И. В. Дубровиной. М.: Меж-дунар. педагогич. академия, 1995. — С. 307 — 336.
  30. . С. Нравственное сознание личности. М., 1985.
  31. . С. Психологические аспекты нравственного развития личности. М., 1977.
  32. А. В. Проблема субъекта в психологической науке // Сознание личности в кризисном обществе/Под ред. К. А. Абульхановой-Славской, А. В. Брушлинского, М. И. Воловиковой. М.: ИПРАН, 1995. -С. 28−41.
  33. С. С. Методика диагностики индивидуальной структуры ценностных ориентаций личности // Методы психологической диагностики / Под ред. А. Н. Воронина. М.: ИПРАН, 1994. Вып. 2. — С. 144 — 157.
  34. Л. Ф., Морозов С. М. Словарь-справочник по психодиагностике. СПб.: Питер Ком, 1999. — 528 с.
  35. Т. М., Зевина О. Г. Опыт утверждения общечеловеческих ценностей культурных символов — в индивидуальном сознании // Вопросы психологии. — 1997. — С. 44 — 56.
  36. В. М. Ценностные ориентации представителей коми и русского этносов // Психологический журнал. 1998. — Т. 19. — № 5 — С. 60 — -70.
  37. Г. А. Смысл жизни и «двойной кризис» в жизни человека // Психологический журнал. 1998. — Т. 19. — № 5. — С. 3 — 14.
  38. Ю. А. Особенности смысловой сферы личности при нарушении социальной регуляции поведения // Психологический журнал. -1997. Т. 18. — № 2. — С. 58 — 78.
  39. Ф. Е. Жизненный мир и кризис: типологический анализ критических ситуаций // Психологический журнал. 1995. — № 4. -С. 90−115.
  40. Ф. Е. Уровни построения переживания и методы психологической помощи // Вопросы психологии. 1988. — № 5. — С. 27 — 37.
  41. Н. В. Психодиагностика на службе профессии // Мир психологии. 1999.-№ 2.
  42. А. Л., Десятникова Ю. М. Групповая работа со старшеклассниками, направленная на их адаптацию к новым социальным условиям // Вопросы психологии 1995. — № 1. — С. 25 — 33.
  43. В. К. Психология эмоциональных явлений. М.: Изд-во МГУ, 1976.-С. 41−78.
  44. Е. Н., Рушас В. И. Место суицидального кризиса в системе личностных кризисов // Социальная психология: Практика, Теория. Эксперимент. Т. 1: Практика/Под ред. В. В. Козлова. Ярославль: МАПН, 2000. — С. 110.
  45. Л. С. Педагогическая психология. М., 1991. — С. 100 -102, 207 — 214, 245 — 249, 374 — 410.
  46. Л. С. Развитие высших психических функции. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960.
  47. Т. А. Новые исследования особенностей подросткового и юношеского возраста // Вопросы психологии 1984. — № 1. — С. 152 — 157.
  48. О. С. От авторитарного образования к педагогике свободы. -М., 1995.
  49. Э. В. Самореализация личности как предмет психологического познания // Социальная психология: Практика, Теория. Эксперимент. Т. 1: Практика / Под ред. В. В. Козлова. Ярославль: МАПН, 2000.-С. 128.
  50. В. А. Узловые моменты в проблеме неврозов//Сов. невропатология, психиатрия и психогигиена. 1934. — Вып. 2−3. — С. 74 — 86.
  51. М. Р. Личностное самоопределение как психологическая проблема // Вопросы психологии 1988. — № 2. — С. 19 — 26.
  52. М. Р. Психологическое содержание личностного самоопределения // Вопросы психологии 1994. — № 3. — С. 43 — 52.
  53. . Что такое психология М.: Мир, 1992. — Т. 1.
  54. Л. Я., Кроз М. В., Латинская М. В. Самоактуализационный тест.-М., 1995.-С. 44.
  55. Ю. Я., Костин А. Н. Особенности психической регуляции и классы проблемностей в сложной операторской деятельности // Психологический журнал. 1994. — Т. 15. -№ 2. — С. 3−16.
  56. В. Н. Психологические основы формирования профессионально-педагогической направленности студенческого коллектива: Автореф. дис.. канд. психол. наук. М., 1979. — С. 16.
  57. Т. М. Межличностные отношения старшеклассников в условиях трудового самоопределения и взаимной профориентации // Психология развивающейся личности / Под ред. А. В. Петровского. М.: Педагогика, 1987.-С. 138- 145.
  58. Р. М. Элементы практической психологии. Л.: Изд-во ЛГУ, 1984.-С. 380.
  59. С. Путешествие в поисках себя. Измерение сознания. Новые перспективы в психотерапии и исследовании внутреннего мира. М., 1994.
  60. Ю. М., Иовлев Б. В., Карвасарский Б. Д. и др. Эмоциональный стресс и условия нормы и патологии человека. Л., 1976.
  61. Гуг-Гельмут Г. Новые пути к познанию детского возраста / Пер. с нем. -Л., 1926.
  62. К. М. Индивидуально-психологические особенности школьников. М., 1988. С. 12−24.
  63. Н. Н. Функциональные состояния: механизмы и диагностика. -М., 1985.
  64. Н. Наркомания как форма личностного кризиса/Асоциальная психология: Практика, Теория. Эксперимент. Т. 2: Практика/Под ред. В. В. Козлова. Ярославль: МАПН, — 2000. — С. 195.
  65. Ю. М. Психологическое состояние старшеклассников при изменении социального окружения // Вопросы психологии 1995. — № 5. -С. 18−25.
  66. Ю. А. Характер патологии населения в XX веке и ее тенденции // Философские и социально-гигиенические аспекты учения о здоровье и болезни. М.: Медицина, 1975. — С. 333 — 350.
  67. . И. Эмоции как ценность. М., 1978. — С. 23 — 78.
  68. А. И. Проблемы групповой сплоченности. М.: Изд-во МГУ, 1979.
  69. А. И. Психология коллектива. М., 1984.
  70. В. Н. Структура и логика психологического исследования.-М., 1993.
  71. Н. П., Шевченко Ю. Г. Некоторые вопросы биосоциальной природы человека. М., 1976.
  72. И. В., Андреева А. Д., Данилова Е. Е., Толстых Е. Н., Юфеева Т. И. Психологический мониторинг. Вып. 1. Мироощущение подростков и старшеклассников. М., 1996.
  73. С. И. К проблеме групповой направленности и групповых норм // Социально-психологические проблемы личности и коллектива. -Ярославль: Ярославский педагогический институт, 1977. С. 136 — 142.
  74. А. Л. Социальная психология личности и малых групп: некоторые итоги исследования // Психологический журнал. 1993. Т. 14. № 4.
  75. А. В. Избранные психологические труды М., 1986. — Т. 1. -С. 16−247.
  76. А. В. Психология обучения старшеклассников. М., 1976. -С. 416.
  77. Э. Ф., Сымамок Э. Э. Кризисы профессионального становления личности // Психологический журнал 1997. — Т. 18. — № 6. — С. 35−44.
  78. Ф. Застенчивость. СПб.: Питерпресс, 1996. — 384 с.
  79. О. И., Бобнева М. И. Ценностные ориентации и механизмы социальной регуляции поведения // Методологические проблемы социальной психологии / Под ред. Е. В. Шороховой. М.: Наука, 1975. — С. 241 — 254.
  80. Л. В. Психологические особенности ценностных ориентаций подростков с различной направленностью личности: Автореф. дис.. канд. психол. наук. М., 1997. — С. 27.
  81. К. Эмоции человека / Пер. с англ. М., 1980.
  82. Исследование развития познавательной деятельности. М., 1971. — С. 25−99,272−306.
  83. История зарубежной психологии. 30−60-е годы XX века: Тексты. -М., 1986.-С. 232−292.
  84. И. Ю. Ценностные ориентации в личностной системе регуляции поведения // Психологические механизмы регуляции социального поведения / Под ред. М. И. Бобневой, Е. В. Шороховой. М.: Наука, 1979. — С. 252−267.
  85. В. Е. Психогенные формы школьной дезадаптации // Вопросы психологии. 1984. — №. 4. — С. 89 — 95.
  86. В. Е. Стереотипы мужественности-женственности и «образ Я» у подростков // Вопросы психологии. 1998. — № 3. — С. 53 — 62.
  87. Калмыкова 3. И. Продуктивное мышление как основа обучаемости. -М., 1981.-С. 140−144.
  88. С. А. Границы возможностей психологического консультирования // Вопросы психологии. 1993. — № 5. — С. 50 — 56.91. Карпова Н. Л. Психологические аспекты смысла жизни // Психологический журнал — 1996. — Т. 17 -№ 6. — С. 132−139.
  89. Н. А. Ценностные ориентации в структуре интегральной индивидуальности: Автореф. дис. канд. психол. наук. Пермь, 1997. — 20 с.
  90. Г. Введение в дифференциальную психологию учения. М., 1987.-С. 119−160.
  91. В. В. Возрастные закономерности клиники пограничных состояний у детей и подростков // Неврозы и нарушения характера у детей и подростков: Тр. ЦОЛИУВ- М., 1973.- С. 6−18. Т. 176.
  92. В. В. Дао трансформации. М.: МАПН, 1998.-С. 101.
  93. В. В. Истоки осознания. М., 1997. — С. 360.
  94. В. В. Методологические аспекты трансформационной работы // Ребенок и пространство: Сб. / Под ред. В. В. Козлова М., 1996. — С. 197.
  95. Козлов В, В. Социальная работа с кризисной личностью: Метод, пособие. Ярославль, 1999. — С. 238.
  96. В. В. Целостный подход в социальной работе // Социальная работа: история, теория и технологии / Под ред. И. Албеговой, В. Козлова. -Ярославль: ЯрГУ, 1997.
  97. В. В. Чарующее пространство внутренней целостности: Метод, пособие. Ярославль, 1996. — С. 52.
  98. В. В., Бубеев Ю. А. Измененные состояния сознания: психология и физиология. М., 1997. — С. 198.
  99. В. В., Лукин-Григорьев В. В. Кризис как фундаментальная категория жизни // Социальная психология: Практика, Теория. Эксперимент. Т. 2: Практика / Под ред. В. В. Козлова. Ярославль: МАПН, 2000. — С. 94.
  100. В. В., Шемет И. С. Применение интегративных психотехнологий в социальной работе. Ярославль: ЯрГУ, 1996. — С. 136.
  101. В. Интенсивные интегративные психотехнологии в социальной работе // Психотехнологии в социальной работе: Материалы Костромской конференции / Под ред. В. В. Козлова. Кострома, 1996. — С. 20−29.
  102. В. П. Психогигиенические аспекты воспитания детей и подростков // Психогигиена и психопрофилактика. Л., 1983. — С. 13−17.
  103. В. Три аспекта психотехнологий в социальной работе // Психотехнологии в социальной работе / Под ред. В. В. Козлова. Ярославль, 1997.-С. 12−13.
  104. Кон И. С. В поисках себя. М.: Педагогика, 1984. — С. 296−297.
  105. Кон И. С. Психология ранней юности. М.: Просвещение, 1989. -С. 235.
  106. Кон И. С. Социология личности. М., 1967.
  107. И. М. Диагностика профессиональных установок подростков // Вопросы психологии 1997. — № 2. — С. 122−130.
  108. М. Ю. Типологические особенности психосоциального развития подростков // Вопросы психологии 1997. — № 3. — С. 69−78.
  109. Ю. А. Некоторые различия в поведении студентов технического и гуманитарного вузов: Тезисы Всероссийской конференции. Хабаровск: ДВГУПС, 2001. — С. 220.
  110. Н. И. Словарь-справочник практического психолога -Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. С. 224.
  111. Краткий психологический словарь / Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. М.: Политиздат, 1985. — 431с.
  112. С. В. и др. Подросток на перекрестке эпох. М.: Генезис, 1997. 288 с.
  113. В. Т. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы. -М., 1992.
  114. В. И. Личность в экстремальных условиях. М.: Политиздат, 1989. 304 с.
  115. В. В. Нарушения психического развития у детей. М., 1985.
  116. Н. Д. Психическое состояние беспокойства, тревоги // Вопросы психологии. 1969. № 1. С. 131−138.
  117. Н. С. Умственные способности и возраст. М., 1971. -С. 45−86,129−220.
  118. Дж., Лаут Ф. Ребефинг, Или как познать и использовать всю полноту жизни. СПб., 1993. — 192 с.
  119. А. Н. Деятельность, сознание, личность. М.: Политиздат, 1975.
  120. А. Н. Избранные психологические произведения. М., 1983.-Т. 1.-С. 281−302.
  121. А. Н. Философия психологии: Из научного наследия / Под ред. А. А. Леонтьева, Д. А. Леонтьева. М.: Изд-во МГУ, 1994.
  122. Д. А. Очерк психологии личности. М., 1993.
  123. Е. Б. Самоактуализирующаяся личность // Научно-техническая революция и социальная психология. М., 1981. С. 76−84.
  124. В. Т., Дмитриев А. В. Личность студента. Л.: Изд-во ЛГУ, 1976.
  125. А. Е. Подростковая психиатрия. Л., 1985.
  126. А. Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. -Л., 1983.
  127. . Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1984.
  128. . Ф. Системность в психологии / Под ред. В. А. Барабан-щикова, Д. Н. Завалишиной, В. А. Пономаренко. М.: Институт практической психологии- Воронеж: НПО МОДЭК, 1996.
  129. Лукин-Григорьев В. В., Козлов В. В. Духовные кризисы и пограничная психопатология // Психотехнологии в социальной работе: Сб. / Под ред. В. В. Козлова. Ярославль: МАПН, 1999. — С. 94.
  130. А. К. Психология обучения подростка. М., 1975. — С. 16−26.
  131. А. Самоактуализация // Психология личности. Тексты/Ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, А. А. Пузырей. М., 1982. — С. 108−117.
  132. Межличностное восприятие в группе/Под ред. Г. М. Андреевой, 1. A. И. Донцова.-М., 1981.
  133. И. П. Возможности профессиональной самореализации выпускников школы // Психотехнологии в социальной работе / Под ред.
  134. B. В. Козлова. -Ярославль: МАПН- ЯрГУ, 2001. -Вып. 6. С. 124−128.
  135. И. П. Здоровье общества в твоих руках! // Психотехнологии в социальной работе: Сб. / Под ред. В. В. Козлова. — Ярославль: МАПН, 1999.-С. 142−145.
  136. И. П., Козлов В. В. Структура и феноменология детских страхов // Социальная психология XXI век- Ярославль: МАПН, 1999.-Т. 2.-С. 81.
  137. И. П., Козлов В. В. Характерологические особенности подросткового кризиса // Психотерапия в социальной работе / Под ред. В. В. Козлова. Ярославль: МАПН, ЯрГУ, 2000. — Вып. 5. — С. 169−176.
  138. Ю. Социальная компетентность как цель психотерапии: проблемы образа Я в ситуации социального перелома // Вопросы психологии. -1995.-№ 5.-С. 61−68.
  139. Е. Ю. Проблема классификации личностных кризисов // Социальная психология: Практика. Теория. Эксперимент. Т. 2: Практика/Под ред. В. В. Козлова. Ярославль: МАПН, 2000. — С. 128.
  140. Л. М. Личностное и профессиональное развитие человека в новых социально-экономических условиях // Вопросы психологии. 1997. -№ 4.-С. 28−38.
  141. Т. М. Семейные конфликты и семейная психотерапия // Психологические проблемы психогигиены, психопрофилактики и медицинской деонтологии. Л., 1976. — С. 94−95.
  142. Молодежный экстремизм / Под ред. А. А. Козлова. СПб.: Изд-во СПбУ, 1996.
  143. В. Ф., Ткачева Н. Д. Проблема периодизации развития личности.-М., 1981.-С. 33−67.
  144. А. В. О воспитании старшеклассников: Книга для классных руководителей. М.: Просвещение, 1981. — 176 с.
  145. В. И. Основные проблемы и современное состояние психологии отношений человека // Психологическая наука в СССР. М.: Наука, 1979.
  146. А. С. Эмоции в нашей жизни. М., 1974. — С. 9−39, 98−150.
  147. В. В. Кризис единой национальной идеи и возвращение к объекту социальной психологии/ЯТроблемы психологии и эргономики. -Тверь- Ярославль, 1999. -№ 1. С. 3−5.
  148. В. В. Социальная психология сегодня: отвечать действиями // Психологический журнал. 1993. — № 4.
  149. В. В. Социальная психология: феномен и наука. М., 1998.-464 с.
  150. H. Н. Межличностные отношения. Д., 1979.
  151. И. А., Туровская А. А. Коллективистическое самоопределение // Психологическая теория коллектива / Под ред. А. В. Петровского. М.: Педагогика, 1979. — С. 65−73.
  152. JI. Ф. Концепция Жана Пиаже: за и против. M., 1981.
  153. С. М. Словарь русского языка. М.: Сов. энциклопедия, 1970.
  154. А. К. Профессиональное ориентирование учащихся при специализации обучения // Вопросы психологии. 1998. -№ 3. — С. 136−148.
  155. Особенности обучения и психического развития школьников в 13−17 лет. М., 1988, — С. 34−36.
  156. Ф. С. Внутри и вне помойного ведра. СПб., 1995. — 232 с.
  157. Л. А. Компетентность в общении. М.: Изд-во МГУ, 1989.-216 с.
  158. А., Ярошевский М. История психологии: Учеб. пособие. М.: РГГУ, 1994. — 448 с.
  159. . Избранные психологические труды. Психология интеллекта. Генезис числа у ребенка. Логика и психология. М., 1969. — С. 210−221.
  160. Г. И. Затяжные реактивные состояния у детей и подростков.-М., 1982.
  161. Практикум по психодиагностике. Конкретные психодиагностические методы. М.: МГУ, 1989. — 176 с.
  162. Н. С. Профессиональное самоопределение. М., 1996.
  163. Психологическая наука в России XX столетия: проблемы теории и истории / Под ред. А. В. Брушлинского. М.: Институт психологии РАН, 1997.-576 с.
  164. Психологические средства выявления особенностей личностного развития подростков и юношества: Сб. науч. тр./Ред. Д. И. Фельдштейн и др.- М.: Изд-во АПН СССР, 1990. С. 104,115.
  165. Психологический словарь / Под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. 2 изд., перераб. и доп. — М.: Педагогика-Пресс, 1996. — 440 с.
  166. Психологический словарь. 2-е изд. / Под ред. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. М., 1997. — 440 с.
  167. Психология: Словарь / Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. М.: Политиздат, 1990. — 494 с.
  168. Психология: Словарь. 2 изд., испр. и доп. — М.: Политиздат, 1990. -494 с.
  169. Психотерапевтическая энциклопедия/Общ. ред. Б. Д. Корвасарского.- СПб.: Питер Ком, 1998.
  170. Е. И. Настольная книга практического психолога в образовании. М.: Владос, 1996.
  171. К. Р. Взгляд на психотерапию: становление человека / Пер. с англ. М.: Издательская группа «Прогресс" — «Универс», 1994. — 480 с.
  172. В. Е., Драпкин Б. 3. Особенности психотерапии детей и подростков: Руководство по психотерапии. М., 1974. — С. 259−272.
  173. Е. С., Суворова Г. А. Психологические основы профес-сиографии. М.: МГГГУ им. В. И. Ленина, 1990.
  174. С. Л. Бытие и сознание. М., 1957.
  175. С. Т. Основы общей психологии: В 2 тт. М., 1989. -Т. 1. — С. 400−442.
  176. К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика / Пер. с англ. М.: Прогресс, 1993. — 386 с.
  177. В. М. Проблема индивидуальности в становлении профессионала. Психологические исследования проблемы формирования личности профессионала / Под ред. В. А. Бодрова. М.: Ин-т психологии АН СССР, 1991.
  178. Е. Ф. Возрастная и дифференциальная психология: Учеб. пособие. Л.: Изд-во ЛГУ, 1990.
  179. Р. Восток, Запад и психотерапия // Вопросы саморазвития человека: Междисциплинарный теоретико-методологический сборник/Под ред. В. Данченко. Киев, 1990. Вып. 2. — С. 89−93.
  180. В. Ф., Ников Г. П. Психологический аспект самоопределения личности // Психологический журнал. 1984. — Т. 5. — № 4. — С. 65−73.
  181. Н. Психологические характеристики личностных кризисов //Социальная психология XXI век. — Ярославль: МАПН, 1999. — Т. 2 — С. 283.
  182. Е. В. Методы математической обработки в психологии. -СПб., 1996.-352 с.
  183. Е. Е. Реактивные состояния у детей и подростков. М., 1962.
  184. В. К, Цукерман Г. А. Интегральная периодизация общего психического развития // Вопросы психологии. 1996. -№ 5. — С. 38−50.
  185. Словарь практического психолога. СПб., 1995.
  186. Словарь современного русского языка. М.- Д.: Изд-во АН СССР, 1972.-Т. 13.
  187. Словарь-справочник по психологической диагностике/Под ред. Л. Ф. Бурлачук, С. М. Морозова. Киев, 1989. — 200 с.
  188. В. M. Формирование жизненных планов детей в условиях резких социальных изменений // Психологический журнал. 1995. — Т. 16. — № 2. -С. 60−69.
  189. Я. М. Анализ опыта разработки экспериментальных методов изучения ценностей // Психологический журнал. 1996. — Т. 17. — № 1. -С. 157−167.
  190. Т. В. Личностное самоопределение в старшем школьном возрасте // Вопросы психологии. 1989. -№ 2. — С. 27−35.
  191. Т. В. Старший школьный возраст // Рабочая книга школьного психолога / Под ред. И. В. Дубровиной. М.: Международная педагогическая академия, 1995.-С. 172−190.
  192. Л. Н. Методы психологической диагностики. М., 1991.
  193. Социология молодежи / Под ред. В. Т. Лисовского. СПб.: Изд-во СПбУ, 1996.-С. 171.
  194. В. К. Самосознание личности. М., 1983. — 284 с.
  195. Н. Ю. Интегративные психотехнологии как метод работы с кризисной личностью // Социальная психология: Практика. Теория. Эксперимент. Т. 2: Практика/Под ред. В. В. Козлова. Ярославль: МАПН, 2000.-С. 130.
  196. А. И. Диагностика структуры личности: К работам Р. Кеттелла. Психологическая диагностика. М.: Педагогика, 1981.
  197. Г. В. Основы классификации профессиографических методов: Методология исследований по инженерной психологии и психологии труда. Л.: Изд-во ЛГУ, 1974. — Ч. 1.
  198. С. В. Психологический анализ категориальных структур мировосприятия школьников // Вопросы психологии. 1998. — № 4. — С. 14−21.
  199. Е. К. Классификации кризисных состояний личности // Творчество воли / Под ред. В. В. Козлова. М.: МАПН, 1997. — С. 73.
  200. Г. Б. Проблема психологической адаптации студентов-первокурсников к учебному процессу в вузе: Сб. науч. ст. Омск.: ОмГУПС, 2000. -С. 333.
  201. А. А. Избранные труды: В 3 т. М.: Просвещение, 1994.
  202. А. А. Уловить содержание и смысл бытия // Психологический журнал. 1994. — Т. 15. — № 2. — С. 137−152.
  203. Дж., Фрейгер Р. Теория и практика личностно-ориенти-рованной психологии. Методика персонального и социального роста: В 2 т. — М.: «Три Л», 1996.-420 с.
  204. Д. И. Проблемы развития личности в современных условиях// Мир психологии и психология в мире. 1995. — № 3 (4). — С. 7.
  205. В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990. — 368 с.
  206. О. А., Ковалева Е. А., Тарасенко Е. А. Мотивационно-потребностные особенности современных студентов // Тез. Всерос. конф. Хабаровск: ДВГУПС, 2001. С. 220.
  207. Фрейд 3. Лекции по введению в психоанализ / Пер. с нем. М., 1922.-Вып. 1−2.
  208. Фрейд 3. Психология бессознательного. М.: Просвещение, 1989.
  209. А. Г., Мацковский М. С. Современная семья и ее проблемы.-М., 1978.
  210. К. Наши внутренние конфликты. Конструктивная теория невроза. СПб.: «Лань», 1997. — 240 с.
  211. К. Невротическая личность нашего времени. Самоанализ. -М., 1993.-486 с.
  212. Ценностный мир современного студента: Социологическое исследование / Под ред. В. Т. Лисовского, Н. С. Слепцова. М., 1992.
  213. А. С. Влияние развивающейся социальной среды на способность личности к выбору стратегий самореализации // Социальная психология XXI век. — Ярославль: МАПН, 1999. — Т. 2. — С. 419.
  214. А. С., Белянский Ю. В., Лунев Ю. А. и др. Программа подготовки молодежных лидеров и социально-психологической помощи подросткам и юношам. Курск, 1994.
  215. В. Э. Смысл жизни: Проблема относительной эмансипированное&trade- от «внешнего» и «внутреннего» // Психологический журнал. -1995.-Т. 16.-№ 2.-С. 15−26.
  216. В. Д. Проблемы профессиональных способностей // Психологический журнал. 1982. — № 5. — С. 13−26.
  217. В. Д., Дружинин В. Н. Формирование подсистемы профессионально важных качеств в процессе профессионализации. Проблемы индустриальной психологии. Ярославль: ЯрГУ, 1979.
  218. А. О. Развитие профессионального самосознания практического психолога образования в процессе обучения в вузе: Автореф. дис.. канд. психол. наук. Ставрополь, 2000. — 20 с.
  219. Л. Н. Психологические условия развития профессионально-важных качеств в процессе обучения и труда: Автореф. дис.. канд. психол. наук. М., 1980. — 31 с.
  220. Энциклопедия тестов. Тайны вашего характера/Сост. С. А. Касьянов. М.: Вече, 1997. — 464 с.
  221. Э. Идентичность: юность и кризис. Пер. с анг./Общ. ред. Толстых А. В. М.: Прогресс, 1996. — 344с.
  222. Юнг К. Г. Проблемы души нашего времени / Пер. с нем. М.: «Прогресс», 1996. — 336 с.
  223. Юнг К. Г. Психология бессознательного // Собр. соч./Пер. с нем. -М.: Канон, 1996.-320 с.
  224. В. А. О диспозиционной регуляции социального поведения личности // Методологические проблемы социальной психологии / Под ред. Е. В. Шороховой. -М.: Наука, 1975. С. 89−105.
  225. Alkov R. A., Borowsky М. S. A guestionnaire study of psychological background factors in US aircraft accidents//Aviat., Space and Environ. Med. -1980. Vol. 51. — № 3. — P. 860−869.
  226. Brown J. S. The motivation of behavior. N. Y., 1961.
  227. Capmblell J. P. An overview of the army selection and classification project (Project A) // Personnel Psychology. 1990. — Vol. 43. — № 2. — P. 231 239.
  228. Chan K. B. Individual differences in reactions to stress and their personality and situational determinants: Some implications for community mental health // Soc. Sci. Med. 1977. — № 11. — P. 89−103.
  229. Cofer Ch. N., Appley M. H. Motiwacja: Teoria i badania. Warzawa, 1972.
  230. DregerR. M. Psychology of the scientist: LXXXIV: Raymond Bernard Cattell / R.M. Dreger, I.A. Berg // Psychol Rep. 2002 Jun- 90 (3 Pt l):841−8.
  231. Erikson E. N. Identiti and life cycle. N. Y.: L., 1980.
  232. Hess W. R. The functional organisation of the diencephalon. N. Y., 1957.
  233. Kanner L. Child Psychiatry, 3d ed. Oxford, 1957.
  234. Maslow A. H. Field theory and experiment in social psichology//Am. J. Sociology. 1939. — Vol. 44.
  235. Masserman J. H. Principles of dynamic psychiatry. Philadelphia, L., 1961.
  236. Tache I., Selye H. On stress and coping mechanismus // Stres and anxiety. Washington, D. C., 1978. — Vol. 5.
  237. Tajfel H., Turner J. The social identity theory of intergroup behav-ior/S. Worchel & W. Austin. Psychology of Intergroup Relations. Chicago, 1979. -P. 7−24.1. АНКЕТА1. Ф.И.О.2. Пол3. Возраст
  238. Семейное положение и состав семьи
  239. С какими оценками Вы закончили школу? а) одни пятеркиб) в аттестате оценки «4» и «5"в) в аттестате больше четырех оценок «3"г) оценок «3» больше, чем пять
  240. С какими трудностями Вы столкнулись при поступлении в университет?
  241. Чем обусловлен выбор данной специальности? а) престижность-б) интерес к экономике-в) влияние родителей-г) считаю, что на этом факультете легче учиться-д) за компанию с друзьями-е) другие варианты ответов (обозначьте какие)
  242. Какие оценки Вами были получены конце 2-ой экзаменационной сессии? а) одни пятерки-б) в аттестате оценки «4» и «5"-в) не больше четырех оценок «3"-г) оценок «3» больше, чем пять-
  243. Какие оценки Вы получили в ходе 4-ой экзаменационной сессии? а) одни пятерки-б) в аттестате оценки «4» и «5"-в) не больше четырех оценок «3"-г) оценок «3» больше, чем пять-
  244. Какие предметы из программы 1-го и 2-го курса пользуются у Вас большим предпочтением?1. 2.
Заполнить форму текущей работой