Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Управление инновационным развитием муниципальных образований

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В программе развития муниципального образования должно содержаться определение источников и порядок финансирования выполнения программы. Отличием предлагаемого подхода к формированию финансового механизма обеспечения муниципальной инновационной профаммы является формирование в составе местного бюджет целевого бюджетного инновационною фонда, в котором аккумулируются бюджешые средства и доходы… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИЙ
    • 1. 1. гшреличгскиг, aciilki ы инновационного разви iия 1грри10рии
    • 1. 2. Механизмыформирова1шя koiikyi’liиных прьиму i iцттв iьрритории 30 1.3 Факторы экономим! скогоразвшия гьрриюрии и акшвизация экономич1 ckoi о поп нциала муниципальных оьразовапии
  • ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МЕХАНИЗМ ПОДДЕРЖКИ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ
    • 2. 1. Формирование ирриюриалыкл о рынка инновации и муниципальной и1iiiobai 1иоппои и11фра (1 рук i уры
    • 2. 211 рриюрии ипп0ваци0пп01 о развиi ия в сиси ml иод/ч р'/кки иппова11иоппои дьяIF JII. i ЮС I и
      • 2. 3. организациошю-экономичккии механизм функционирования науkoi радов как iгрриiорий и1шовацио! ii юг о развиi ия
  • ГЛАВА 3. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫМ РАЗВИТИЕМ ТЕРРИТОРИЙ
    • 3. 1. Mb iодичгский подход к разраьоikl сi pa 11 гии и1ihobai1ион1ioi о разви i ия мупиципалыюг о оьразова11ия
    • 3. 2. мглодишхкиг основы 01ц ики ипп0влци0пн01 о iiofi нциала муници11алы юг о онразова11ия
    • 3. 3. Инновационная iipoi рлмма какипсп>ум1 hi pl шпации u paii i ии инновационно! о развшия муниципалыю1 о образования
    • 3. 4. финансовый мгханизм Р1 ализации инповационнои IIPOI раммы разви гия муииципальноюоьразования

Управление инновационным развитием муниципальных образований (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность юмы исследования обусловлена необходимой ью 1еоретического обоснования и Meiодического обеспечения nociроения системы инновационного развития муниципальных образований, оценки их инновационною потенциала, формирования конкурентных преимуществ территорий в условиях продвижения жопомики к более высоким icxhojioi ичсским укладам, а также сложностью поднимаемой проблема1ики и разнообразием теоретических подходов к определению влияния инноваций на территориальное развитие. Положение усугубляется отсутствием общей концептуальной основы использования интеллектуального потенциала для перехода к экономике инновационного типа. Более 101 о, в рамках существующей концепции совершенс1вования системы публичной власIи, основанной па разграничении полномочий, проблема перехода к экономике инновационною шпа в полном объеме решена быть не может.

В настоящее время у большинства регионов и муниципальных образований России наблюдается тенденция к снижению темпов социально-экономического развития, что связано с постепенным исчерпанием природных сырьевых ресурсов,)С1ареванием технологий и оборудования в промышленности и жилищно-коммунальном хозяйстве, отсутствием необходимых финансовых средств для технического и технологическою перевооружения производства. Вследавис этого территории теряют свои конкурентные преимущества, падает объем инвестиций, органы местного самоуправления не могут обеспечить высокий уровень качества жизни населения. Формирующаяся юсударственная и муниципальная поли гика остается фрагментарной, в пей отсутствует системность, обеспечивающая изменение самой структуры экономики, придание ей инновационных качеств.

В большинстве муниципальных образований пока не создана целостная инфраструктура инновационною развития. Основным источником финансирования инноваций являются собственные средства предприятий. Роль бюджетов и частных инвестиций крайне мала, что тормозит рост конкурентоспособности территории.

Вместе с тем, практическая адаптация муниципальной экономики к новым рыночным условиям и перспектива активной интеграции в систему межрегиональных хозяйственных связей заставляет рассматривать дальнейшее развитие территории с точки зрения усиления управляемости, конкурентоспособности и структурно-технологической модернизации. Достижение лой цели возможно за счет rioeieneinioro, ебаланепронаиного перехода к инновациопно-ориешированной экономике, в которой взаимодействуют частые, государственные, муниципальные и общееi венные оркшизации.

Вполне очевидно, что необходим пересмотр механизмов и ипструменюв, применяемых в облааи управления терриюриальным развитием. Прежде всего, речь иде1 о выборе конкурентоспособной модели муниципальной экономики, о приоритешых отраслях, имеющих инновационный потенциал, о выявлении факторов и элементов, воздействующих на развитие конкуреншых отношений и механизмов. При этом следует учишвать, чю применение новых моделей может быть эффекшвно только при акжвизации внутренних резервов и по! енциала 1ерритории, в т. ч. инновационною, а также при использовании всего спектра механизмов юсударсшенно-частною партнере 1ва при определении основных направлений социально-экономическою развития 1срритории.

Степень разработанное! и проблемы. Теории инновационного развишя и экономическою роста 1ерригорий рассмотрены как в классической, так и в современной экономической литературе. Зарубежные исследова1ели П. Друкер,.

A.Клайнкнех1, Г. Менш, Х. Фримен, Т. Хегерстранд, Й. Шумпетер и др. определили роль инноваций как ведущею фактора экономического развишя.

Работы современных 01ечественных и зарубежных авторов С. Ю. Глазьева,.

B.В.Иванова, Н. И. Ивановой, Б. Н. Кузыка, Д. С. Львова, Г. Г. Фетсова, Ю. В. Яковца, Б. Лундвалла, Р. Нельсона, М. Портера, К. Фримена и др. развивают современные концепции инновационного развития терриюрий на основе смены техноло! ических укладов, организации кластеров и создания инновационных сиаем.

В работах Н. В. Балацкою, И. Г. Дежиной, 'Г.А.Исмаиловой, П. И. Комкова, Б. Г. Салтыкова, В. М. Юрьева и других отечесгвенных авюров анализируются условия и возможности перехода российских терри юрий к новой экономике.

Исследованию сущности инноваций, управления и регулирования инновационной деятельности посвящены рабош в области инновационного менеджмента таких авторов, как А. И. Гаврилов, Г. Я. Гольдштейн, А. Г. Городнов, П. И Завлин, А. К. Казанцев, С. А. Кузнецова, Н. И. Лапин, В. Д. Маркова, ЛЛ. Мендели, Г. И Морозова, Ю. П. Морозов, Б. Санто, Б. Твисс, Э. А. Уткин, Р. А. Фшхугдинов, О. М. Хогяшева и др.

Широкий круг теоретических и практических проблем развития терриюрий и факторов, влияющих на их экономический рост, рассмотрен в работах отечественных исследователей: А. Р. Батчева, В. А. Богомолова, А. В. Боюмоловой, 4.

Л.Н.Добрышиной, А. Г. Гранберга, С. М. Климова, А. Е. Когута, О. В. Кузнецовой, Т. Г. Моро юной, В. С. Рохчина, А. М. Ходачека и др.

Современным проблемам управления ра? ви1ием муниципальной экономики и подходам к рафабо1ке стратегическою планирования в муниципальных образованиях России посвящены работы отечее1 венных авторов: В. Б. Зоюва, А. Н. Коробовой, Н.Е.Кос1ылевой, B.11Лексина, И. А. Осфииой, В. Е. Рохчииа, О. М. Роя, А. П. Ряховской, А. Н. Швецова, В. ИЛ Псина и др.

Вопросы, связанные с ортани? ацией 1ерриторий с особыми условиями инновационной деятельности и выявлением роли оркшов власти в функционировании подобных 1ерриюрий, рассмотрены в работах А. А. Агирречу, Р. И. Зименкова, В. В. Иванова, М. И. Кузнецова, Б. И. Петрова, К. И. Плешева, Р. Г. Рыбакова, Ш. Тацуно.

Несмотря на существенный вклад этих ученых и полученные ими ре? улыа1ы, непосредственно вопросам управления инновационным рашитием муниципальных образований в научной литературе уделяется недостаточное внимание, что обуславливает необходимость проведения теоретико-методоло1ических исследований в этом направлении.

Таким обраюм, актуальность проблемы, ее научная и практическая значимость, недостаточная методическая прорабо1ка вопросов инновационною развития терриюрий в отечественной лигера1уре, необходимость поиска новых варианюв решений в сложившихся экономических условиях, наличие широкого круга дискуссионных вопросов предопределили выбор 1емы настоящего исследования, его предмет, цели, задачи и структуру.

Целью исследования является разработка методических положений и рекомендаций, направленных на акшвишцию инновационною потенциала и формирование инновационного подхода к управлению развитием территории в условиях перехода к новой экономике, основанной на юперации, распространении и использовании новых знаний.

В соответствии с поставленной целью в работе решались следующие задачи: — исследование теоретических основ и современных научных подходов к управлению развитием территорииопределение факюров, влияющих на конкурентоспособность терриюрий и выявление роли инноваций в обеспечении их конкурентных преимуществ;

— определение) Словий формирования и направлений развишя территориальной) рынка инновацийанализ факюров, определяющих ею эффективное функционирование;

— систематизация моделей терри юриальною инновационного развития, оценка их эффективное i и;

— обоснование методическою подхода к формированию стратегии инновационного развжия муниципального образования;

— разработка методики оценки инновационного по1енциала муниципальной) образования для определения направлений реализации инновационной стратегии;

— разработка методических рекомендаций по формированию муниципальной инновационной программы.

Объсклом исследования являются муниципальные образования, обладающие иниовационным потенциалом.

Предмстм исследования организационные и экономические отношения, возникающие при переходе экономики муниципальных образований на инновационный пуп" развития.

Теоретической и меюдологической основой исследования послужили современные научные концепции экономической теории, теории инноваций и теории управления, фундаментальные труды 01ечественных и зарубежных ученых, посвященные исследованию проблем муниципальной экономики и управления местным развитием, стратегическою управления, инновационного менеджмента, а также материалы научных конференций по данной проблеме.

Обоснование теоретических положений и ар1ументация выводов осуществлялись авюром на основе применения таких общенаучных методов и приемов, как системный и комплексный подходы, метод сравнительною анализа, метод научной абстракции, анализ и синтез, экономико-математические методы и др. Названные меюды использовались в различной комбинации на разных этапах исследования в зависимости от поставленных целей и задач.

Информационной базой исследования послужили официальные статистические данные, справочные материалы органов юсударствеппой и муниципальной власти, нормативные правовые документы Правительства Московской облааи, отчеты администраций муниципальных образованийматериалы, содержащиеся в монографиях и статьях, опубликованных в периодических изданиях и coin Интернет, маюриалы конференций, крутых сюлов, экспертные оценки, а также собственные исследования и расчеш автора.

Научная новизна диссертационной работы заключается в разработке теоретических и Meiодических положений, развивающих существующие подходы к организации управления развитием терриюрии в условиях инновационной экономики.

Автором получены новые научные результат:

— на основе обобщения 1еоретических подходов к управлению инновациями в территориальном аспекте обоснованы принципы управления инновационным развишем территории: иринцип приоршешосги долгосрочных целей, принцип государственною учасшя, принцип адаптации, принцип межчлраслевою взаимодействия, принцип эффективности;

— систематизированы модели территориально! о инновационного развития, на примере наукоградов доказана эффективное и, их государственной поддержки и необходимость их дальнейшего функционирования для формирования территориальной инновационной инфраструк1уры, для ограбо1ки новых технологий муниципального управления территориальным развитием;

— предложен методический подход к разработке концепции долгосрочного инновационного развития и методические рекомендации по формированию инновационной страieiии муниципального образования на основе технологии активного прогнозирования (форсаж а), позволяющей определить желаемое будущее социально-экономического развития территории за счет использования инновационною потенциала, выявить возможных потребителей инновационных продуктов, согласовав стратегические ишересы науки, бизнеса и местного сообщества, увязать муниципальные программы инновационною развития с региональной стратегией;

— разработка меюдика оценки инновационного потенциала территории, базирующаяся на индикаюрах инновационной активности и инновационной восприимчивости, что позволяет провести классификацию муниципальных образований и обосновать выбор того или иною типа инновационной стратегии;

— разработаны рекомендации по формированию инновационной программы муниципального образования и созданию организационной) механизма ее реализациипредложены новые механизмы финансирования инновационных мероприятий через единый бюджет реализации инновационной программы, включая муниципальный инновационный фонд и муниципальный венчурный инновационный фонд.

Достовернос1ь научных результатов и обоснованное! ь научных положений, выводов и рекомендаций, содержащихся в диссертации, подтверждаем применением научных методов исследования, доаатчпо преде гави тельным информационным обеспечением, полнотой анализа теоретических и практических разрабоюк, практической проверкой и внедрением результатов диесер1 анионного исследования.

Значение для теории и праюики научных результатов. Пол>чеппые автором научные результаты теоретически обосновывают необходимость совершенствования методических подходов к управлению развитием территрий муниципальных образований на основе инноваций. Практическая значимость исследования заключается в возможности сущее i венного повышения эффективности муниципального управления при использовании разработанной методики формирования и реализации инновационной страieiии и инновационных программ.

Материалы диссертации могут быть полезными при нодюювке учебных программ, лекционных курсов, методических материалов и учебных пособий по дисциплинам «Инновационный менеджмеш», «Система муниципального управления», а также по дисциплинам, затрагивающим проблемы муниципальной и региональной экономики, регулирования терриюриального развишя.

Апробация рабо1ы. Основные положения и резулыаш исследования обсуждались на Международных научно-практических конференциях «Актуальные проблемы управления» (г. Москва, 2003, 2005, 2006 гг.), на Всероссийских научно-пракшческих конференциях молодых ученых и С1>дептов «Реформы в России и проблемы управления» (г. Москва, 2003, 2004 гг.), на Межвузовской научной конференции молодых ученых и аспират ов (Институт экономики и предпринимательства, г. Москва, 2003).

Внедрение резулыатв исследования. Разработанные в диссертации методические положения используются Министерством по делам территориальных образований Московской области, а гакже МУП «Дирекция программы развития наукограда Дубна» при разработке рекомендаций по формированию инновационных стратегий и муниципальных инновационных программ, по включению инновационных проектов в программу развития муниципальных образований.

Материалы диссертации использую 1ся в учебном процессе в Государственном университете управления в ходе преподавания дисциплины «Антикризисное управление».

Публикации. Всею по теме диссер1ации автором опубликовано 6 научных работ общим объемом 2,05 пл. Содержание рабог раскрывает сущность инновационного развития территорий, подходы и методы формирования инновационной стратегии муниципальной) образования.

Объем и струкгура работы. Диссертация состоит из введения, грех глав, выводов и рекомендаций, списка литературы и приложений. Работа изложена на 178 страницах, содержит 23 рисунка, 16 таблиц и 17 приложений. Список лшера1>ры включает 279 наименований трудов отечественных и зарубежных авторов.

ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ.

1. В современном мире инновациям все больше отводится роль движущей силы социально-экономического развития 1ерригорий и повышения их конкурентоспособности. Способность инноваций к получению различного рода общественного эффект позволяет им воздействовать на повышение уровня и качества жизни людей, обеспечивать национальную безопасность. В свою очередь, эффективность национальной, региональной и муниципальной экономики определяется степенью развития инновационных процессов, для которых в равной мере важными компонентами являются как получение новых знаний, гак и передача их в производственную и социальную сферы. Таким образом, иод инновационным развитием территории, в том числе муниципального образования, в диссертации понимается управляемый процесс изменений в различных сферах жизнедеятельности территории, основанный на развигии наукоемких отраслей, широком внедрении новшеств, использовании существующих возможностей, реализация которых ipe6yer применения новых методов и технологий, направленных на достижение высокого качества жизни населения.

2. В теории инновационного развития существуют различные взгляды на сущность инноваций и их влияние на развитие территориальных экономических систем, однако отсутствие систематизированной информации не позволяет выработать целостное восприятие существующих подходов и методов ортанизации управления инновационным развитием территорий. Сформулированные в диссертации на основе проанализированных теоретических положений принципы управления инновационным развитием территории позволяют определиться с наиболее целесообразными механизмами активизации инновационной деятельности с целью достижения долгосрочного территориального развития.

3. Происходящее в последнее время усиление конкуренции между отраслями, расположенными на определенной территории, а гакже между самими территориями, которая проявляется в их соревновании с целыо завоевания различных групп потребителей местных ресурсов и услуг, а также привлечения новых источников финансирования для социально-экономического развития территории, обуславливает необходимость создания благоприятных условий, стимулирующих прогрессивные струкгурно-технологические изменения производства. Однако в современном мире, когда одним из главных факторов, обеспечивающих конкурентоспособность территории, является ее инновационность, выражающаяся как в способности 1ерриюрии к генерации собственных инноваций, так и в способности воспринимать инновации со стороны, недостаточно просто обеспечить базовые условия функционирования экономики. Необходимо добиться более высокой, чем у конкурентов, эффективности использования этих условий. Именно поэтому важным условием территориального развития является нахождение эффективною сочетания усилий по развитию и укреплению ресурсной базы высокотехноло1 ичных отраслей и сектора исследований и разработок наряду с осуществлением разнообразных институциональных и ортанизационно-хозяйственных преобразований, которые призваны активизировать имеющийся инновационный потенциал, создать реальный спрос на инновации внутри территории и обеспечить долгосрочное ее развитие.

4. В связи с существующим многообразием факюров (например, повышение конкурентоспособности хозяйствующего субъектаполучение в дол терочной перспективе дохода на капитал, вложенный в инновационный продуктизменение в производственном процессе, в cipyKiype управлениясовершенствование технологий производственного и ортапизационного процессаснижение ресурсоемкости выпускаемой продукцииповышение профессионализма менеджмента и работников), влияющих на появление спроса на 1ехноло1ические, продукювые, организационно-управленческие и другие инновации, и как следствие, обуславливающих необходимость формирования территориального рынка инноваций, можно сделать вывод о том, что в современных рыночных условиях разработка инновационного продукта должна быть сосредоточена на конкретных рыночных потребностях хозяйствующих субъектов.

5. Эффективность инновационной деятельности и способность реализовывать инновационный продукт на рынке инноваций определяется наличием инновационной инфраструктуры. Специфическим элемешом инфраструктуры рынка инноваций выступают территории инновационного развития (технопарки, технико-внедренческие зоны, технополисы и наукограды), на которых устанавливаются особые правовые, организационные и экономические условия для субъектов инновационной деятельности, что позволяет обеспечить системное применение финансовых и административных инструментов для экономического развития, основанного на знаниях и инновациях. На подобных территориях происходит эффективная интеграция науки и производства, способствующая сокращению сроков внедрения (коммерциализации) результатов научно-технических разработок в различных отраслях промышленности и сферах предоставления социальных услуг,.

158 за счет созданных благоприятных условий для ведения инновационной деятельности. В свою очередь, 1акие ор1анизационные струк1уры, как технополисы и наукограды, являются локальными рынками инноваций, на когорых существует широкий круг потреби Iелей инновационных технологий и услуг.

6. Проведенное в диссертации исследование терри горий инновационного развития в пределах муниципального образования доказало, чго подобные модели являются реальными «точками» муниципального развития и способны ифагь роль ценфов регионального и государственного развигия, а государственная поддержка таких территорий сопровождается получением высокого социально-экономического и бюджетного эффекта для всех уровней территориального развития. Так, например, в ходе проведенного анализа выполнения Программы развития г. Дубны как наукофада Российской Федерации отмечено превышение фактических значений социально-экономического развития наукофада над контрольными большинства показателей (собственные доходы местного бюджета, численность занятых в экономике, объем реализованной продукции и др.). Кроме этого, рассчитан бюджетный эффект государственной поддержки наукофадов, который составил 1475,53 млн руб. для федерального бюджета и 1310,07 млн руб. для pei ионального бюджета. Однако, снижение в 2005 году объема собственных доходов местного бюджета г. Дубны, а также офаничение в финансировании из федерального и регионального бюджетов свидетельствуют о необходимости разработки стратегического подхода к нахождению новых источников получения собственных доходов бюджета на основе имеющегося инновационного потенциала, которые могут быть направлены на научно-техническое и социально-экономическое развитие города.

7. Несомненно, в условиях инновационной экономики необходим и новый тип сфагегии развития территорий, направленный на усиление конкурентоспособности территории в долгосрочном периоде путем воздействия на инновационные факторы ее экономического роста. В отечественной и зарубежной практике активно применяется подход к государственному и региональному развитию в долгосрочной перспективе, базирующийся на использовании и развитии инновационного потенциала территории и определенный как государственная (региональная) инновационная стратегия. Однако в муниципальной практике управления такой подход практически не используется. Учитывая тот факт, что именно в пределах территории муниципального образования возможно создать наиболее благоприятные условия для поддержки инновационной деятельности с.

159 учетом потребностей хозяйствующих субъекюв, выявить потенциальные возможности и способности для долгосрочною развития местной экономики, а также обеспечить эффективное взаимодействие между органами муниципальной власти, предприятиями, населением и иными участниками экономического процесса, в диссертации разработана модель cipaieinn инновационною развития на уровне муниципального образования. Cipaieiический подход к инновационному развитию муниципального образования позволиг скоординировать усилия муниципальной админисфации и всего сообщества в достижении долгосрочных целей и наиболее оптимальным образом использовать потоки ресурсов в приоритетных для развития территории сферах.

8. Инновационное развитие муниципального образования, характеризуемое как интенсивное и эндогенное, должно проходить через поиск внутренних ресурсов для развития, поэтому при разработке инновационной стратегии муниципального образования помимо таких фадиционных способов оценки старювых условий для развития, как анализ рынка, отраслевой анализ, SWOTи PEST-анализы, особое внимание должно уделяться оценке инновационного потенциала территории. От состояния инновационного потенциала зависят масштаб и качество результатов научных исследований и научно-технических разработок, а, следовательно, и потенциальная возможность появления инноваций на территории муниципальных образований. Предложенный методический подход к оценке инновационного потенциала муниципального образования на основе использования индекса инновационной активности (определяющего способность территории к созданию инноваций) и индекса инновационной восприимчивости (определяющего степень готовности структур муниципального образования к внедрению инноваций), позволяет выявить максимальные возможности использования факторов инновационного развития территории и произвести выбор определенной инновационной стратегии.

Одним из определяющих условий выявления конкурентных преимуществ и приоритетных направлений долгосрочного муниципального развития, является активизация партнерства между всеми участниками жизнедеятельности территории при рассмотрении вопросов cipaiei ического характера, 3aipai ивающих аспекты ее социально-экономическою развития. Таким образом, при разработке инновационной стратегии муниципального образования необходима организация софудничества между различными участниками ее реализации (местной админисфации, населения, науки и бизнеса), в результате которого разрабатывается.

160 концепция долгосрочного инновационного развития терри юрии. Для формирования подобной концепции предлагается использовать 1ехноло1ию форсайта, являющуюся инструментом активного прогнозирования. Содержание форсайг-технологии сводится к работе высококвалифицированных экспертов с привлечением всех субъектов жизнедеятельности муниципального образования для выявления желаемого будущего социально-экономического развития территории на основе инноваций, непосредственного влияния инноваций па социально-экономическое развитие, согласования научно-технологических приоритетов с социально-экономическими и общественными приоритетами, выявления возможных потребителей инновационных продуктов, а также с целью увязки разрабатываемых муниципальных целевых программ со стратегическими интересами развигия региона. Применение форсайта в рамках разработки CTpaieinn инновационною развития муниципального образования позволит улучшить процесс принятия решений на основе анализа не только имеющихся возможностей, но и реальных потребностей муниципального образованиясоздать альтернативные направления для будущего развитияактивизировать и скооперировать всех участников процесса.

Важное место при разработке муниципальной инновационной стратегии отводится процессу выработки общественного видения вопросов долгосрочного развития, затрагивающих социальные аспекты, и определения основных направлений функционирования инновационной сферы, сконцентрированных на удовлетворении социальных потребностей населения. В диссертации такой процесс определен как социальный форсайт.

9. Муниципальная инновационная программа является оперативным инструментом реализации инновационной стратегии и позволяет соотнести доступные ресурсы, действительную и возможную структуру инновационного развития с долгосрочными целями, задачами и направлениями развития муниципального образования. Формирование организационною механизма реализации профаммы определяется принципом «баланса интересов», характеризующим обеспечение соблюдения интересов органов управления различного уровня и организаций различных форм собственности, участвующих в разработке, реализации и мониторинге результатов инновационной профаммы. Построение системы управления муниципальной инновационной профаммой предполагает взаимодействие местной администрации, выступающей в качестве заказчика профаммы, экспертного совета, совета инновационного развития, дирекции инновационной профаммы и субъектов инновационной деятельности и.

161 позволяет соблюсти принцип «баланса интересов», избежать дублирования функций, четко координировать их действия.

10.В программе развития муниципального образования должно содержаться определение источников и порядок финансирования выполнения программы. Отличием предлагаемого подхода к формированию финансового механизма обеспечения муниципальной инновационной профаммы является формирование в составе местного бюджет целевого бюджетного инновационною фонда, в котором аккумулируются бюджешые средства и доходы целевого назначения, направляемые в основном на финансирование проекюв, направленных на повышение эффективности производства товаров, работ, услуг, предназначенных для удовлетворения социальных нужд населения муниципальною образования. В условиях, когда не все муниципальные образования могут формировать бюджет развития в составе месшого бюджета, целевой бюджетный инновационный фонд призван обеспечшь приток дополни! ельных ресурсов для развития инновационной деятельности на территории муниципального образования. Кроме этого, с целью привлечения инвестиций для выполнения отдельных мероприятий профаммы предлагается формирование муниципальною венчурного инновационного фонда с прямым участием муниципального образования (подобное участие гарантирует снижение рисков частных инвесторов), средства которого, в первую очередь, должны направляться на финансирование предприятий малого инновационного бизнеса, а также инновационных проектов с высоким уровнем риска.

11.С целыо эффективного управления различными источниками финансирования инновационной профаммы муниципального образования предлагается консолидировать все средства, в рамках единого бюджета реализации инновационной протраммы муниципальною образования, при этом следует учитывать, что для снижения нагрузки на бюджет и максимальной экономии средств местного бюджета, в рамках протраммы следует отказаться от прямого финансирования муниципальным образованием iex прикладных НИОКР, которые могут иметь коммерческое применение и должны финансироваться из внебюджетных источников. Средства бюджета инновационной профаммы должны распределяться на конкурсной основе, и в зависимости от целевой, коммерческой и социальной направленности проекта будет определяться источник финансирования. Практическое применение предложенной схемы позволит оперативно управлять как бюджетными, так и внебюджетными средствами и направлять их на обеспечение финансовыми ресурсами приоригегных направлений инновационного развития муниципального образования.

12. В диссертации проведена экспериментальная апробация распределения финансовых средств из бюджет муниципальной инновационной программы в условиях типичной для большинства муниципальных образований ситуации дефицита, когда суммарный объем заявок превосходит имеющийся в распоряжении бюджета объем средств. В подобной ситуации простым и эффективным способом распределения финансовых ресурсов является применение механизма открытого управления, когда все исполнители получают финансирование из бюджета программы в зависимости ог приоритетности, а финансирующий орган получаег достоверную информацию о реальных запросах исполнителей инновационных проектов.

13. Предложенные в диссертации методики позволяют сформировать современную систему управления инновационным развитием муниципальных образований, создать предпосылки для повышения эффективности использования инновационного потенциала территории, а также для достижения устойчивого роста качества жизни населения на основе модернизации жономики, повышения конкурентоспособности и эффективности производства.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации.
  2. Бюджетный кодекс Российской Федерации.
  3. Гражданский кодекс Российской Федерации.
  4. Налоговый кодекс Российской Федерации
  5. Федеральный закон oi 22.07.2005 № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации».
  6. Федеральный закон от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки юваров, выполнение работ, оказание услуг для государс1 венных и муниципальных нужд».
  7. Федеральный закон oi 23.12.2003 № 186-ФЗ «О федеральном бюджете на 2004 год».
  8. Федеральный закон ог 06.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах ортанизации местного самоуправления в Российской Федерации».
  9. Федеральный закон от 24.12.2002 № 176-ФЗ «О федеральном бюджете на 2003 год».
  10. Федеральный закон от 30.12.2001 № 194-ФЗ «О федеральном бюджете на 2002 год».
  11. Федеральный закон ог 29.11.2001 № 156-ФЗ «Об инвестиционных фондах».
  12. Федеральный закон от 27.12.2000 № 150-ФЗ «О федеральном бюджете на 2001 год».
  13. Федеральный закон от 31.12.1999 № 227-ФЗ «О федеральном бюджете на 2000 год».
  14. Федеральный закон от 07.04.1999 № 70-ФЗ «О статусе пауксмрада Российской Федерации».
  15. Федеральный закон от 25.02.1999 № 39-Ф3 «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений».
  16. Федеральный закон от 28 08.1995 № 154-ФЗ «Об общих принципах ортанизации местного самоуправления в Российской Федерации».
  17. Закон РФ от 14.07.1992 № 3297−1 «О закрыюм административно-территориальном образовании».
  18. Указ Президента РФ oi 20.12.2001 № 1472 «О присвоении статуса наукограда Российской Федерации г. Дубне Московской области».
  19. Указ Президент РФ oi 06.05.2000 № 821 «О присвоении ciaiyca наукофада Российской Федерации i. Обнинску Калужской облаем и».
  20. Указ Президента РФ от 07.11.1997 № 1171 «О мерах по развитию наукотрадов как городов науки и высоких 1ехнолотий».
  21. Указ Президент РФ от 04.06.1992 № 548 «О некоторых мерах по развитию свободных экономических зон (СЭЗ) на территории Российской Федерации».
  22. Постановление Правительства РФ от 25.11.2004 № 682 «Об утверждении порядка предоставления субвенции из федерального бюджета для финансирования дополнительных расходов наукот радов Российской Федерации».23
Заполнить форму текущей работой