Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Взаимовлияние стиля принятия решения и организационной культуры в процессе управления командой

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Практическая значимость исследования заключается в том, что разработана и апробирована структурная модель взаимовлияния стиля принятия решения и организационной культуры. Подтверждена ее реализация на практике. Результаты исследования служат основанием определения направления психолого-акмеологического сопровождения взаимовлияния стиля принятия решения и организационной культуры. Результаты могут… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретические основы исследования команды в современных процессах управления
    • 1. Методология современных подходов и принципы исследования процесса управления
    • 2. Системно-структурная модель процесса управления и самоуправления команды
  • Выводы по первой главе
  • Глава 2. Психологические особенности формирования и развития команды
    • 1. Этапы формирования команды
    • 2. Характер взаимодействия самоорганизующейся команды со средой организации
    • 3. Организационная культура как феномен команды
  • Выводы по второй главе
  • Глава 3. Опытно-экспериментальная работа по исследованию стиля принятия решения и организационной культуры в управлении самоорганизующейся команды
    • 1. Методы и методика исследования психологических самоорганизующихся явлений
    • 2. Экспериментальная работа по измерению взаимовлияния стиля принятия решения и организационной культуры
  • Выводы по третьей главе

Взаимовлияние стиля принятия решения и организационной культуры в процессе управления командой (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Управление в настоящее время выступает важнейшим средством как для решения теоретических проблем, так и для постановки практических задач на пути стабилизации российского общества. В значительной мере именно посредством эффективного управления решаются самые насущные экономические, политические, психологические и другие проблемы, что с неизбежностью обостряет необходимость акмеологической рефлексии как процесса управления, так и его феноменов развития.

В практике управления как одним из важных групповых феноменов в организации рассматриваются команды. Актуальность командной работы обусловлена тем, что организационные процессы становятся сложными, комплексными и требуют творческого подхода к их регулированию с использованием различных механизмов, среди которых особое место занимают стиль принятия решения, организационная культура. Это объясняется тем, что в последние десятилетия в производственной сфере все более возрастает потребность в кооперации и сотрудничестве на рабочем месте. В связи с этим значительно возрастает интерес к управлению командой.

В работах по менеджменту, психологии, акмеологии подчеркивается важная роль команд и командной работы в современном бизнесе. Однако до недавнего времени построение команд было скорее уделом ученых, чем насущной потребностью и деятельностью практиков. Идея командной работы казалась привлекательной, но не рассматривалась как фактор успешной деятельности, хотя в современных условиях командная работа играет ведущую роль в достижении ощутимых организационных результатов, способствует поддержанию конкурентных преимуществ компаний, является инструментом снижения уровня конфликтности и повышения эффективности современных организаций.

Вместе с организационными изменениями появляется необходимость в скорейшей адаптации людей к работе в новых ситуациях во вновь образованных командах. Организациям нужны люди, качественно выполняющие работу с самого начала изменений, а также условия, позволяющие создавать оптимальную атмосферу сотрудничества, среди которых выступают стиль принятия управленческого решения и организационная культура.

Проблема заключается в недостаточном акмеологическом осмыслении в психологической науке взаимовлияния стиля принятия решения и организационной культуры в процессе управления командой.

Актуальность и значимость рассматриваемой проблемы обусловлена противоречиями между:

— объективными потребностями общества в высококвалифицированных специалистах, умеющих управлять командой, и недостаточным уровнем профессиональной подготовки в области управления;

— потребностью современных организаций в командной деятельности и сложностью в создании командного управления в связи с недостаточным исследованием данного феномена в психологической науке;

— потребностью личности менеджера в оптимизации командной деятельности и недостаточной изученностью взаимовлияния стиля принятия решения и организационной культуры.

Актуальность, недостаточная теоретическая и методологическая разработанность проблемы, ее практическая значимость обусловили выбор темы исследования «Взаимовлияние стиля принятия решения и организационной культуры в процессе управления командой».

Цель работы — выявить взаимовлияние между стилем принятия решения и организационной культурой в процессе управления командой.

Объект исследования — команда как акмеологический феномен.

Предмет исследования — процесс взаимовлияния стиля принятия решения и организационной культуры в процессе управления командой.

В основу исследования положена следующая рабочая гипотеза: в процессе управления командой возникает структурообразующий феномен взаимовлияния стиля принятия решения (авторитарного, командно-демократического, опекунского и смешанного) и организационной культуры (адхократической, клановой, иерархической, рыночной), который оказывает воздействие на формирование и развитие команды.

Исходя из цели объекта, предмета, гипотезы исследования в диссертации поставлены следующие задачи:

1. На основе теоретического анализа управленческой, психологической и акмеологической литературы обосновать базисные положения процесса управления.

2. Разработать модель принятия решения.

3. Обосновать организационную культуру как самоорганизующийся 'феномен команды.

4. Провести опытно-экспериментальную работу по определению взаимовлияния стиля принятия решения и организационной культуры в самоорганизующейся команде.

Теоретическую основу исследования составили: разработки в области организационного подхода (А.А. Богданов) — основы общей теории систем и руководства (И.В. Блауберг, Р. Джонсон, В. А. Карташев, Ф. Каст, Б. З. Мильнер, Э. Г. Юдин и др.) — стиль принятия управленческого решения (А.Г. Костинская, Б. Г. Литвак, П. П. Мицич, Н. А. Скок, П. Скотт, Р. Фишер, У. Юри и др.) — особенности стиля руководства в управлении персоналом (Э.А. Гребенникова, А. В. Маржине, В. В Шадрин и др.) — проблемы психологического воздействия в процессе управления (Н.М. Клуниченко, В. Н. Куликов, А. А. Леонтьев, Е. А. Ханин и др.) — формирование и развитие команды (Дж. Голдсмит, К. Клок, Р. Кропп, Дж. Льюис, Р. Осборн, Г. Паркер,.

К. Пембртон, Дж. Шермерорн, П. Херриот, В. В. Авдеев, Т. Зинкевич-Евстигнеева, А. И. Кочеткова, И. Д. Ладанов, К. Морозова, Л. Фаткин, Д. Фролов и др.) — исследования организационной культуры (К. Голд, Д. Ньюстром, К. Камерон, Р. Куинн, Ю. Т. Базаров, О. С. Виханский, Л. Г. Ионин,. Р. Л. Кричевский, Б Малиновский, А. И. Наумов, В. А. Спивак, М. Пакановский, и др.) — анализ ценностей (С.Ф. Анисимов, А. Г. Асмолов,.

A.З. Здравомыслов, М. С. Каган, Р. Л. Кричевский, А. В. Маржине,.

B.В. Розанов, В. А. Сластенин, В. П, Тугаринов, Г. И. Чижакова и др.) — акмеологический подход к изучению закономерностей и механизмов развития человека на этапе его зрелости и творческого профессионализма (К.А. Абульханова, Б. Г. Ананьев, О. С. Анисимов, С. А. Анисимов, А. С. Гусева, А. А. Деркач, В. Г. Зазыкин, Р. Л. Кричевский, Н. В. Кузьмина, А. К. Маркова, Н. Т. Селезнева и др.).

Методологическая основа исследования. В процессе выполнения диссертационной работы использовались общенаучные методы (анализ, обобщение, моделирование процесса), психологические методы (тестирование, наблюдение, экспертные оценки, опрос, эксперимент), методы сбора эмпирических данных (методика «Инструмент оценки организационной культуры ОСА1» (К. Камерон, Р. Куинн), методика «Оценка стиля принятия решения» (А. Рове), методы обработки и интерпретации данных (корреляционный анализ Спирмена, критерий знаков G) исследования организаций.

Организация, база и этапы исследования.

Базой исследования явились: группы студентов ГОУ ВПО «Сибирский государственный технологический университет» (СибГТУ) гуманитарного факультета четвертого курса специальности «Менеджмент организации" — экономического факультета второго курса специальности «Управление персоналом" — руководящий состав научной библиотеки, структурного подразделения СибГТУперсонал коммерческих организаций ООО.

Енисейский ЦБК", коммерческий банк «Сиб.О.Б.К.», ООО «Боулинг-центр». Общая выборка составила 173 человека.

Исследование проводилось с 2004 по 2006 годы и включало три этапа:

На первом этапе (2004 — 2005 гг.) изучалась теория и практика исследуемой проблемы, где были определены предмет, цель, основные задачи, сформулирована рабочая гипотеза.

Второй этап (2005 — 2006 гг.) посвящен организации опытно-экспериментальной работы по выявлению взаимовлияния стиля и организационной культуры в управлении командой.

Третий этап (2006 г.) оформлялись результаты исследования и внедрялись в практику разработанные рекомендации.

Основные результаты, полученные соискателем, их научная новизна:

1. Обоснованы базисные положения процесса управления, его всеобщими условиями выступают: нестабильность, неопределенность и неравновесность.

2. Разработана теоретическая модель принятия решения командой, сущность которой заключается в логической последовательности использования элементов системы в процессе принятия решения.

3. Обосновано выделение организационной культуры как самоорганизующегося феномена команды на основе взаимовлияния стиля принятия решения и культуры организации.

4. Проведена опытно-экспериментальная работа по определению взаимовлияния управленческого стиля выработки решения и организационной культуры. Выявлены частотные совпадения корреляционных связей в исследуемых организациях, построена структурно-функциональная модель взаимовлияния стиля принятия решения и организационной культуры.

Теоретическая значимость исследования заключается в углублении теоретических знаний по проблеме взаимовлияния стиля принятия решения и организационной культуры в процессе управления командой, что обогащает теорию психологии развития (раздел «Ранняя зрелость») и акмеологии, (раздел «Профессиональное самостановление и саморазвитие»).

Практическая значимость исследования заключается в том, что разработана и апробирована структурная модель взаимовлияния стиля принятия решения и организационной культуры. Подтверждена ее реализация на практике. Результаты исследования служат основанием определения направления психолого-акмеологического сопровождения взаимовлияния стиля принятия решения и организационной культуры. Результаты могут быть использованы при подготовке, переподготовке, повышении квалификации менеджеров различных уровней управленияпри создании благоприятного социально-психологического климатапри формировании, развитии и изменении организационной культурыпри повышении эффективности командной деятельности.

Достоверность результатов обеспечивается их согласованностью с фундаментальными положениями и ведущими идеями психологии развития и акмеологии, обусловлена взаимозависимостью данных, применением валидных и надежных диагностических средств, содержательным анализом результатов исследования с математическими методами обработки, экспериментальной апробацией разработанных положений.

Апробация и внедрение результатов исследования. Материалы и результаты диссертационного исследования опубликованы в 8 статьях (общий объем 3,73 п.л.), докладывались на международных, Всероссийских и межрегиональных научно-практических конференциях: II Всероссийской научно-практической конференции «Концептуальные аспекты управления персоналом: предмет, современное состояние, перспективы», (Санкт-Петербург, 2004) — IV Межрегиональной научно-практической конференции (Красноярск, 2004) — «Профессиональная педагогика и психология: теория и практика» (Красноярск, 2004) — «Право. Личность. Культура» (Красноярск, 2005) — XLIII Международной научно-практической конференции «Студент и научно-технический прогресс» (Новосибирск, 2005) — Всероссийской научной конференции молодых ученых «Наука. Технологии. Инновации» (Новосибирск, 2005).

Основные положения, выносимые на защиту:

1. В диссертации выделяются всеобщие условия процесса управления, при которых протекают процессы самоорганизации, где небольшой сигнал на входе системы вызывает значительный отзыв на ее выходе. Поэтому стабильность, равновесность и однозначная определенность являются характеристиками только для частного случая.

2. На основе системного, структурного, кибернетического и акмеологического подходов разработана модель принятия решения, состоящая из следующих элементов: мотив, цель, уровни организации, прямые и обратные связи, управленческая ситуация, накопленный опыт и память в системе, организационная культура и синергетические явления. Особое внимание уделяется прямым и обратным связям, создающим новые функции и свойства в системе.

3. Организационная культура связана с доминирующими в ней коллективными нормами и ценностями, стандартами поведения, миссией, философией менеджмента и выступает самоорганизующимся феноменом командной деятельности. При раскрытии данного явления, было уточнено, что самоорганизация происходит при наличии условий, имеющих в команде достаточно сильное проявление: командный стиль принятия решений, командные коммуникации, согласованность, сотрудничество, оптимальный социально-психологический климат, мотивация командной деятельности и т. д. За счет сложного взаимодействия этих условий с организационной культурой достигается синергетический эффект коллективного «акме» и повышается эффективность командной деятельности.

4. Анализ прямых корреляционных связей между стилем принятия решения и организационной культуры показал, что имеются характерные особенности взаимовлияния, а именно: чаще всего существующий стиль обладает корреляционной связью с аналогичным прогнозируемым стилем в будущемсуществующий стиль коррелирует с настоящей культуройпрогностический стиль коррелирует с культурой будущего. В команде с ярко выраженной клановой культурой обозначена возможность изменения стиля принятия решения на новый, в зависимости от целей организации.

Объем и структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка и приложений. Текст сопровождается таблицами и рисунками.

Выводы и рекомендации по проведенным конкретным исследованиям — это начало пути, чтобы претворить в жизнь стремление подготовить новую смену менеджеров, обладающими высокими психологическими характеристиками, умеющими строить командную деятельность и получать эффективный результат.

Описаны основные перспективы работы, в качестве которых мы видим исследование в области различной типологии команд и определения взаимовлияния стиля принятия решения и организационной культуры виртуальных команд.

Заключение

.

Открытое общество, развитие которого идет в России, нуждается в пересмотре очень многих управленческих аспектов. Раньше понятие «менеджер» считалось иностранным термином. Таким же термином сейчас считается и понятие «команды». В настоящее время профессия менеджера, в условиях постепенной стабилизации общества становится массовой. В скором времени командная деятельность также заменит некоторые функциональные особенности бюрократического менеджмента.

К настоящему времени как в России, так за рубежом, накоплен богатейший эмпирический материал по проблемам управления и менеджмента, который требует теоретического осмысления. Несмотря на его фундаментальность, он противоречив, так как не имеет единой концептуальной основы. Поэтому возникла необходимость рассмотрения данной проблемы с точки зрения акмеологического подхода, который позволил выявить этапы и закономерности развития не только процесса управления, но и его опосредованных характеристик, напрямую влияющих на эффективность деятельности организации, которыми выступают организационная культура и стиль принятия решения.

Характеристики процесса управления вытекают из основных положений структурно-функционального подхода к исследованию управления и объединяют достижения системного, кибернетического и синергетического подходов. В рамках процесса управления выделяются три основных блока: информационный, функциональный и энергетический. Управление необходимо рассматривать, во-первых, как взаимодействие двух материальных подсистем — управленческой и управляемой (системный подход), во-вторых, как процесс, важнейшими характеристиками которого являются информация и энергия, а также коммуникативное пространство и время (кибернетический подход), в-третьих, как процесс, осуществляющийся в конкретной управленческой ситуации, которая, как правило, характеризуется неопределенностью, нестабильностью, неравновесностью.

Построена функциональная модель принятия управленческого решения самоорганизующейся командой, которая включает в себя следующие элементы: мотив, цель, прямые и обратные связи, управленческую ситуацию, накопленный опыт, память, организационную культуру, синергетические явления.

Выявлен волновой характер взаимодействия факторов внешней и внутренней среды организации с командной деятельностью как субъектом управления. На основе процесса самоорганизации описаны механизмы становления, функционирования и развития многоуровневой культурной системы.

Воздействие команды на функционирование организации подчиняется закону резонанса: в масштабе организации возникает усиливающий эффект возрастания влияния интегрированных действий команды таким образом, что на выходе управляемой системы возникают изменения, многократно усиленные воздействием внутренней среды организации.

Структурообразующий феномен, включающий в себя организационную культуру и стиль принятия решения, воздействует на структуру команды и обеспечивает: сбалансированность неформальных (психологических) и формальных (должностных) отношений так, что их влияние дополняет и усиливает друг другадецентрализацию коммуникативных потоковналичие норм и ценностей, ориентирующих членов команды на эффективное выполнение заданий, коллективный характер действийбаланс и взаимодополнение основных лидерских ролей, их встроенность в систему эффективного управления командой. Все эти структурные особенности отражаются, в конечном счете, на росте эффективности команды, развитии коллективного «акме». Акмеологический подход в исследовании психологических характеристик командной деятельности опирается на проводимый опытно-экспериментальный материал психологических исследований государственных и коммерческих предприятий.

Полученные результаты позволили обосновать взаимовлияние стиля принятия решения и организационной культуры на примере исследуемых организаций, что нашло свое отражение в реализации структурной модели взаимовлияния стиля принятия решения и организационной культуры.

Разработана методика совершенствования организационной культуры и стиля принятия управленческого решения и предложены рекомендации по ее реализации на практике.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , Р.Ф. Генезис механизма управления, его системоорганизующая роль и философский статус Текст. / Теория, методология и практика системных исследований. Тез. докл. Всесоюзн. Конф. Философско-методологические проблемы. М.: ВНТШСИ, 1984. — С. 167.
  2. , Р.Ф. Философия информационной цивилизации Текст. / Р. Ф. Абдеев. -М.: ВЛАДОС, 1994. 275 с.
  3. , Н.Т. Целостность и управление Текст. / Н. Т. Абрамова. -М.: Наука, 1974.-364 с.
  4. , К.А. Время личности и время жизни Текст. / К. А. Абульханова, Т. Н. Березина. СПб.: Алетейя, 2001. — 301 с.
  5. , К.А. Категория деятельности в советской психологии Текст. / К.А. Абульханова// Психологический журнал. 1980. -№ 4.-С. 11−28
  6. , В. А. Менеджмент Текст./ В. А. Абчук СПб.: Союз, 2002. — 462 с.
  7. , В.В. Управление персоналом: технология формирования команды Текст. / В. В. Авдеев. М.: Финансы и статистика, 2002. — С. 19.
  8. , B.C. Межгрупповое взаимодействие Текст. /B.C. Агеев. -М.: МГУ, 1990.-240 с.
  9. , P.M. Методологические основы системологии Текст. / P.M. Айдинян. Л: ВПШК, 1978. — С.28 — 33.
  10. , Т.А. Теория организации Текст.: учеб. пособие для студентов вузов/ Т. А. Акимова. М.: ЮНИТИ, 2003. — 367 с.
  11. , Л.Ф. Психолого-педагогические основания инновационной подготовки преподавателей вузов / Л. Ф. Алексеева. Томск:1. STT, 2005.-268 с.
  12. Ананьев, Б. Г. Избранные психологические труды Текст./ Б. Г. Ананьев. -М., 1980. Т. 1−2.
  13. , А.П. Биология и нейрофизиология условного рефлекса Текст. / А, П. Анохин М.: Медицина, 1968.-300 с.
  14. , П.К. Социальное и биологическое в природе человека Текст. / П. К. Анохин // Соотношение биологического и социального в человеке: материалы симпозиума. -М., 1975.-С. 301−308.
  15. , Е.Ю. Психологические методы описания профессии Текст. / Е. Ю. Артемьева, Ю. Г. Вяткин // Вопросы психологии. 1965. — № 3. -С. 127−133.
  16. , Н. И. Менеджмент (Управление персоналом). Часть 2 Текст.: Учебно-методический модуль / Н. И. Архипова, О. Л. Седова. М.: Издательство Ипполитова, 2003. — 360 с.
  17. , В.И. Синергетическое знание: между сетью и принципами. Синергетическая парадигма. Многообразие поисков и подходов Текст. / В. И. Аршинов, В. Э Войцехович. М.: Прогресс-Традиция, 2000. -С. 109−110.
  18. , А.Г. Неодеятельностная парадигма в мышлении XXI в.: Деятельность как существование Текст. / А. Г. Асмолов // Мир психологии. -2003.-№ 2.-С. 155−158.
  19. , В.Г. Мир живого: системность, эволюция и управление Текст. / В. Г. Афанасьев. М.: Политиздат, 1986. — С. 334
  20. , В.Г. Общество: системность, познание, управление Текст. / В. Г. Афанасьев. М.: Политиздат, 1981. — С. 195.
  21. , Д. Организационные основы субъект-субъектной технологии обучения Текст. / Д. Бадарч, Б. А. Сазонов // Материалы X международной конференции «Современные технологии обучения «СТО-2004». Том1. — 2004. — С.79−81.
  22. Барабанщиков, В, А. Принцип системности в современной психологии Текст./В.А. Барабанщиков // Психология. Т. 1. — 2005. — № 3. -С. 6−7.
  23. , М.Ф. Концепция структурных уровней в биологии. Развитие концепции структурных уровней в биологии Текст. / М. Ф. Веденов, В. И. Кремянский, А. Т. Шаталов. М., 1972. — С. 44.
  24. , Ю.Н. Активные методы обучения Текст. / Ю. Н. Белокопытов, Г. В. Панасенко // Высшее образование в России. -2004.-№ 4.-С. 167−169.
  25. , Ю.Н. История и культура менеджмента Текст.: учебник для учащихся средних школ, учебно-производственных центров, лицеев, школ менеджеров / Ю. Н. Белокопытов, Г. В. Панасенко. -Красноярск: Кн. Изд-во, 1994 352 с.
  26. , Ю.Н. Синергетика фрактальных систем в процессе управления Текст.: монография/ Ю. Н. Белокопытов. Красноярск: СибГТУ, 2001.-240 с.
  27. , Н.А. Новые линии развития в физиологии и их соотношение с кибернетикой Текст. // Вопросы философии, 1962. N 8. -С. 80.
  28. , Е.А. Человеческое сообщество в свете теории самоорганизованной критичности Текст. // Всесоюзн. научн. практ. конф. «Проблемы химико-лесного комплекса» Сборник научных трудов. Красноярск: СТИ, 1993. — Т. 1. — С. 77 — 78.
  29. Бир, С. Мозг фирмы Текст. / С. Бир. М.: Радио и связь, 1993. -С. 416.
  30. , Б.В., Кибернетика в гуманитарных науках Текст. / Б.В.
  31. , Е.С. Геллер. М., 1973. — С. 10.
  32. , Б. Структура процесса воспитания (Методологический аспект.) Текст. / Б. Битинас. Каунас: Швиеса, 1984. — С. 17.
  33. , А.А. Тектология: (Всеобщая организационная наука) Текст.: в 2-х кн. / А. А. Богданов. М.: Экономика, 1989. Кн.1. — С. 269 -271.
  34. , Е.Н. Психология личности в конфликте Текст.: учеб. Пособие / Е. Н. Богданов. 2-е изд. — М.- СПб.- Н. Новгород: Питер, 2004. -221 с.
  35. Бодал ев, А. А. Рабочая книга практического психолога: пособие для специалистов работающих с персоналом Текст. / А. А. Бодалев, А. А. Деркач. М.: Речь, 2005. — 324 с.
  36. , А.А. Познание человека человеком Текст. / А. А. Бодалев. М.: Институт психотерапии, 2006. — 640 с.
  37. , Е.Н. Менеджмент персонала: учебное пособие для студентов вузов Текст. / Е. Н. Брянцева. Омск: ОмГТУ, 2003. — 48 с.
  38. Бурлачук, Л. Ф. Психология жизненных ситуаций Текст./ Л. Ф. Бурлачук, Е. Ю. Коржова. М.: Российское педагогическое агентство, 1998.-263 с.
  39. , А. Стратегия маркетинга: 10 шагов к успеху. Стратегия менеджмента: 5 факторов успеха Текст. / А. Вайсман. М.: Экономика, 1995.-С. 280.
  40. Вебер, Макс. Политика как призвание и профессия Текст.: В кн. Вебер М. Избранные произведения / М.Вебер. М.: Прогресс, 1990. С. 691.
  41. , А.Г. Процесс принятия решения Текст. / А. Г. Венделин. Таллин: 1973. — С. 59−76.
  42. , В. Р. Основы менеджмента Текст.: учеб. / В. Р. Веснин. -4-е изд., испр. и доп. М.: ЭЛИТ, 2004. — 552 с.
  43. , Б.М. Современная когнитивная психология Текст. / Б. М. Величковский. М.:1982, — С. 152 — 159.
  44. , X. Менеджмент в подразделениях фирмы: Предпринимательство и координация в децентрализ. компании Текст.: пер. с англ./ X. Виссема. -М.: Инфра-М, 1996. 288 с.
  45. , О.С., Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс Текст.: учебник / О. С. Виханский, А. И. Наумов. М.: МГУ, 2000. -563 с.
  46. , О.С. Менеджмент: Учеб. для студентов вузов, обучающихся по экон. направлениям и специальностям / О. С. Виханский. -3-е изд. М.: Экономиста, 2004. — 528 с.
  47. , О.С. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс Текст.: учеб. для вузов / О. С. Виханский, А. И. Наумов. М.: Изд-во МГУ, 1996.-416 с.
  48. , М. Раскрепощенный менеджер: Для руководителя-практика/ Пер. с англ. Текст. / М. Вудкок, Д. Фрэнсис. М.: Дело ЛТД, 1994.-320 с.
  49. , П.Я. Психология как объективная наука Текст. / П. Я. Гальперин. М.: Московский психолого-социальный институт- Воронеж: МОДЭК, 1998. — 480 с.
  50. , В.П. Как эффективно управлять организацией? Текст. /
  51. B.П. Галенко, О. А. Страхова, С. И. Файбушевич. М.: Бератор-Пресс, 2003.1. C. 35.
  52. , В.М. О кибернетике как науке Текст. / В. М. Глушков // Кибернетика, мышление, жизнь. М., 1964. — С. 54.
  53. , Е.И. Психологическое время личности Текст. / Е. И. Головаха, А.А. Кроник-Киев, 1984.
  54. , С.Ю. Словарь психолога-практика / С. Ю. Головин М.: Харвест, 2005.-С.256
  55. , В.В. Важнейшие понятия и концепции в современном управлении Текст. / В. В. Гончаров. М.: МНИИПУ, 1998. — 176 с.
  56. Грейсон, Дж.К. Американский менеджмент на пороге XXI века
  57. Текст.: пер с англ./ Дж.К. Грейсон, К. О’Делл, Б. З. Мильнер. М.: Экономика, 1991. — 319 с.
  58. , Л.П. Общение с собой: Начала психологии активности Текст. / Л. П. Гримак. М.: Политиздат, 1991. — 320 с.
  59. , Р. Системы и руководство: Теория систем и руководство системами Текст. / Р. Джонсон, Ф. Каст., Д. Розенцвейг. М.: Советское радио, 1971, — С. 648.
  60. , B.C. Управленческие решения: неопределенность, модели, интуиция Текст. / B.C. Диев. Новосибирск: НИИ МИОО НГУ, 1998. — С. 8.
  61. , А.А. Акмеологические основы Развития профессионализма Текст. / А. А. Деркач. М.: Изд-во Московского психолого-социального института, 2004. — 752 с.
  62. , B.C. Ситуационные структуры в организации Текст. / Системные исследования. Методологические проблемы. Ежегодник. 1983.-М.: Наука, 1983. -С.243.
  63. Дункан, Джек У. Основополагающие идеи в менеджменте. Уроки основоположников менеджмента и управленческой практики Текст. / Джек У. Дункан. М.: Дело, 1996. — С. 196 — 197.
  64. , Б.А. Социально-психологические и педагогические основы профсоюзной работы в трудовом коллективе Текст.: учеб. пособие / Б. А. Душков, Д. И. Купов М.: Профиздат, 1990. — С. 213
  65. , Л.И. Уроки американского менеджмента (вступительная статья) Текст. / Л. И. Евенко. М.: «Дело», 1992. — С. 15.
  66. , С.В. Основные принципы системного анализа// Проблемы научной организации управления социалистической промышленностью Текст. / С. В. Емельянов, Э. Л. Наппельбаум. М.: Экономика, 1974. — С. 96.
  67. , А.Л. Социально-психологические проблемы управления Текст. / А. Л. Журавлев // Прикладные проблемы социальной психологии. М.: Наука, 1983. — С. 76.
  68. , Ю.М. Слойно-ступенчатая модель переработки информации человеком Текст. / Ю. М. Забродин, О. Ф. Потемкина, В. Ф. Рубахин Когнитивная психология. Материалы финско-советского симпозиума. М.: Наука, 1986. С. 32 — 33.
  69. , А. Н. Организационная психология Текст.: учеб. пособие для вузов/ А. Н. Занковский. 2-е изд. — М.: Флинта: МПСИ, 2002. -647 с.
  70. , Е.П. Психология физического воспитания Текст. / Е. П. Ильин. М.: Просвещение, 1987. — С. 82 — 83.
  71. , М.С. Мир общения: Проблема межсубъектных отношений Текст. / М. С. Каган. М.: Политиздат, 1988. — С. 298 — 310.
  72. , М.С. Система и структура Текст. / М. С. Каган // Системные исследования. Методологические проблемы. Ежегодник 1983 -М.: Наука, 1983.-С. 104−105
  73. , К. Диагностика и изменение организационной культуры Текст. / К. Камерон, Р. Куинн: пер. с англ. СПб.: Питер, 2001.- С. 47−68.
  74. , А.Н. Многофакторная личностная методика Р. Кэттелла Текст. / А. Н. Капустина. СПб., 2001. — С. 54.
  75. , Г. А. Игровая деятельность как средство формирования профессиональной деятельности учителя Текст. / Г. А. Караханов // Материалы X международной конференции «Современные технологии обучения «СТО-2004». Том1. — 2004. — С. 151 153
  76. , Д. Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей Текст. / Д. Карнеги. М.: Прогресс, 1989. — 720 с.
  77. Карпичев, B.C. Личная тектология в канун XXI века Текст./ B.C. Кирпичев // Истоки российского менеджмента. М.: Луч, 1997. — С. 68.
  78. , А.В. Психология менеджмента Текст.: учеб. пособие / А. В. Карпов. М.: Гардарики, 2005. — 584 с.
  79. , А.Я. Управление персоналом организации Текст.:учебник / А. Я. Кибанов. М.: ИНФРА-М, 2002 — 638с.
  80. , А.И. Психология управления Текст. / А. И. Китов. М.: Академия МВД СССР, 1983. — 490 с.
  81. , А.И. Социально-психологическая концепция руководства Текст. / А. И. Китов // Социально-психологические проблемы руководства и управления коллективами. М.: Изд-во АПН СССР, 1984. — С. 127
  82. , К. Конец менеджмента Текст. / К. Клок, Дж. Голдсмит. -СПб.: Питер, 2004. С. 246−248.
  83. , Е.Н. Синергетика как новое мировидение: диалог с И. Пригожиным Текст. / Е. Н. Князева, С. П. Курдюмов // Вопросы философии.- 1992.-№ 12.
  84. , В.Н. Психологические основы ситуационного подхода к управлению персоналом Текст. / Автореф. Дис. докт. псих. наук. М.: ГАУ, 1998.-С. 35.
  85. , M.JI. Ключ к самосозиданию Текст. / M.JI. Князева. М.: Молодая гвардия, 1990. — С. 55.
  86. , П.В. Общечеловеческий идеал: сущность, функции, специфика формирования в современных условиях Текст. / П. В. Конаныхин.- Тверь: ТГУ, 1992.-С. 80.
  87. , Г. С. Социально-психологические факторы управления социальной деятельностью производственного коллектива Текст. / Г. С. Котанджян. Автореф. дис. канд. филос. наук М., 1981. С. 6.
  88. , А.И. Введение в организационное поведение и организационное моделирование Текст. / А. И. Кочеткова. М.: Дело, 2003.- С. 722.
  89. , В.И. Методологические проблемы системного подхода к информации Текст. / В. И. Кремянский. М., 1977. — С. 126 — 127.
  90. , В.И. Структурные уровни живой материи Текст. / В. И. Кремянский. -М.: Наука, 1969. С. 151.
  91. , P.JI. Психология малой группы: теоретический иприкладной аспекты Текст. / P.JI. Кричевский, Е. М. Дубовская. М.: МГУ, 1991.-С. 117−126.
  92. , Р.Л. Психологические факторы эффективности руководства первичным коллективом Текст. / Р. Л. Кричевский, А. В. Маржине. Кишинев: Штиинца, 1991. — С. 14 — 16.
  93. , P.JI. Если Вы руководитель. элементы психологии менеджмента в повседневной работе Текст. / P.JI. Кричевский. — М.: Дело, 1996.-384 с.
  94. , P.JI. Личностные характеристики руководителя как фактор эффективности его взаимодействия с коллективом Текст. / Р. Л. Кричесвкий, А. В. Маржине // Вопросы психологии межличностного познания и общения. Краснодар, 1985.
  95. , Ю. Занятость и организация Текст. //Человек в социальной и физической среде. Таллин: ЭООП СССР и ТПедИ, 1983. -С. 69−96.
  96. Кун, Т. Структура научных революций Текст. / Т. Кун. М.: Прогресс, 1977. — 58 с.
  97. Кучин, Б. Л. Управление развитием экономических систем: технический прогресс, устойчивость Текст. / Б. Л. Кучин, Е. В. Якушева. -М.: Экономика, 1990.
  98. , И. Человек в системе управления Текст. / И. Кхол. Прага: Ин-т управления, 1973. — С. 44.
  99. , А. Формирование системы управления персоналом Текст. / А. Лапин // Проблемы теории и практики управления. 2000. — № 5. — С.24−32.
  100. , А.Я. Начала кибернетики Текст. / А. Я. Лернер. М.: Наука, 1967.
  101. , Б.Ф. Актуальные проблемы психологии управления Текст. / Б. Ф. Ломов, А. И. Китов, А. В. Филиппов. М.: Изд-во АПН СССР, 1977.
  102. , Б.Ф. О путях построения теории инженерной психологии на основе системного подхода: Хрестоматия по инженерной психологии Текст. / Под ред. Б. А. Душкова: Учеб. пособие.- М.: Высш. шк., 1991. С. 9 -26.
  103. , В.В. Мотивация преступного поведения Текст. / В. В. Лунев. М.: Наука, 1991. — С. 90.
  104. , Ф. Организационное поведение Текст. / Ф. Лютенс. М.: ИНФРА-М, 1999.-С. 297.
  105. , М.И. Современные персонал-технологии Текст./ М. И. Магура. М.: Интел-Синтез, 2001. — 376 с.
  106. , Э. Контроллинг как система мышлени и управления Текст. / Э. Майер.- М.: Финансы и статистика, 1993. С. 24.
  107. Макаренко, А. С. Педагогические сочинения Текст.: в 8-ми т./ А. С. Макаренко.-М.: Педагогика, 1983.-Т. 1. С. 102−111.
  108. , А.А. Значение общей теории систем в биологических науках Текст. //Системные исследования. Методологические проблемы. Ежегодник 1984. М.: Наука, 1984. — С. 83 -115.
  109. , И.С. Организатор и организаторская деятельность Текст. / И. С. Мангутов, Л. И. Уманский. Л.: ЛГУ, 1975. — 312 с.
  110. , В.А. Принципы сохранения в кибернетике Текст. // Системно-кибернетические аспекты познания. Рига: Зинатне, 1985. — С. 219 -249.
  111. , М. Теория социального управления Текст. / М. Марков. -М., 1978.-С. 380.
  112. , Е.В. Управление персоналом предприятия Текст.: учебное пособие / Е.В. Маслов- Под ред. П. В. Шеметова. М.: ИНФРА-М- Новосибирск: НГАЭиУ, 1999. — 312с.
  113. , B.C. Очерки теории темперамента Текст. / B.C. Мерлин. -Пермь, 1973.
  114. , М.Х. Основы менеджмента Текст./ М. Х. Мескон,
  115. М. Альберт, Ф. Хедоури. М.: Дело, 1992. — 702 с.
  116. НЗ.Мехонцева, Д. М. Самоуправление и управление: Вопросы общей теории систем Текст. / Д. М. Мехонцева. Красноярск: КГУ, 1991. — С. 6.
  117. , Дж. Планы и структуры поведения Текст. /Дж. Миллер, Е. Галантер., Прибрам К. М., 1965.
  118. Е.Г. Управление карьерой менеджера Текст. / Е. Г. Молл. -СПб.: Питер, 2003.-356 с.
  119. , Е.Г. Психические особенности оперативной управленческой деятельности Текст. / Автореф. дис. канд. псих. наук. -Л.:ЛГУ, 1982.
  120. Монди, УэйнР. Управление персоналом Текст./ У. Р. Монди, М. Н. Роберт, Р.П. Шейн- пер. с англ. под ред. И. В. Андреевой, С. В. Кошелевой. СПб.: Нева, 2004. — 640 с.
  121. , С.К. Управление персоналом Текст.: современная российская практика: Учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению «Менеджмент» / С. К. Мордовии. СПб.: Питер, 2003. — 288 с.
  122. , В.В. Исследование систем управления Текст./
  123. B.В. Мыльник, Б. П. Титаренко, В. А. Волочиенко. М.: Академический Проект- Екатеринбург: Деловая книга, 2003. — 352 с.
  124. , П. Психология, профессия, карьера Текст. / П. Мучински. СПб.: Питер, 2004. — 539 е.: ил. — С. 310.
  125. , Р.С. Психология Текст.: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: в 3 кн. 4-е изд. — М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2003.1. C. 389
  126. , Н.Н. Психология работы с людьми. Советы руководителю Текст. / Н. Н. Обозов, Г. В. Щекин. Киев, 1990. — С. 141.
  127. , К. Психологическая теория и развития личности Текст. / К. Обуховский // Психология формирования и развития личности. -М.: Наука, 1981.-С. 47−48
  128. , С.И. Словарь русского языка: 70 000 слов/ Под ред. Н. Ю. Шведовой. 22-е изд., стер. — М.: Рус.яз., 1990. — 921 с.
  129. , A.M. Руководитель. Размышления о стиле управления Текст. / А. М. Омаров. М.: Политиздат, 1987.
  130. Организационная психология Текст. / Сост. и общая редакция JI.B. Винокурова, И. И. Скрипюка. СПб.: Питер, 2001. — 512с.
  131. , Г. В. Исследование личности менеджера: многоуровневый подход Текст. / Г. В. Панасенко, Ю. Н. Белокопытов // ЭКО. -2003.-№ 8.-С 98−111.
  132. , Г. В. Философия и психология менеджмента Текст.: монография / Г. В. Панасенко. Красноярск: КГТА, 1996. — 180 с.
  133. , Г. В. Личность менеджера как объект философского исследования: автореф. дис.. док. философ, наук: 09.00.11 / Г. В. Панасенко. -М., 1999.-С. 11
  134. Пер, Б. Самоорганизованная критичность Текст. / Б. Пер, К. Чен. // В мире науки, 1991. N 3. — С. 16 — 24.
  135. , Л. А. Принцип обратной связи Текст. / Л. А. Петрушенко. М., 1967. — С. 12.
  136. , И. Порядок из хаоса: Новый диалог человека с природой Текст. / И. Пригожин, И. Стенгерс. М.: Прогресс, 1986.
  137. , П.Т. Азбука исследовательского труда Текст. / П. Т. Приходько. Новосибирск: Наука, 1979. — 94 с.
  138. Психологическая энциклопедия. 2-е изд. / Под ред. Р. Корсини, А. Ауэрбаха. СПб.: Питер, 2006. — 1096 с.
  139. Психологический словарь/Под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещеряков. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ООО «Издательство Астрель, 2004. — 479 с.
  140. Психологическая теория коллектива Текст. / Под ред. А. В. Петровского. М., 1979.
  141. Психология и работа Текст. / Д. Шульц, С. Шульц. 8-е изд. -СПб.: Питер, 2003.-560 с.
  142. , А. Математические аспекты абстрактного анализасистем. Исследования по общей теории систем Текст. / А. Раппопрот. М., 1969.-С. 98.
  143. , К.К. Энергия Энтропия — Среда обитания Текст. / К. К. Ребане. — Таллин: Валгус, 1984.
  144. Розенблют, А.,. Поведение, целенаправленность и телеология. Кибернетика, или управление и связь в животном и машине Текст. / А. Розенблют, Н. Винер, Д. Бигелоу. М., 1968. — С.286.
  145. , Г. И. Методология научного исследования Текст./ Г. И. Рузавин. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1999. — 317 с.
  146. , Г. И. Синергетика и принцип самодвижения материи Текст. //Вопросы философии, 1984. N 8. — С. 39 — 51.
  147. Руководство сотрудниками фирмы Текст.: учебное пособие для студентов, аспирантов и преподавателей экономических вузов и факультетов/ Т. А. Родионова, Ю. А. Цыпкин, Н. Д. Эриашвили. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002.- 352 с.
  148. , Ф.М. Менеджмент и самоменеджмент в системе рыночных отношений Текст. / Ф. М. Русинов, Л. Ф. Никулин, Л. В. Фаткин. -М.: ИНФРА-М, 1996. С. 138 — 139.
  149. , М.Р. О вещественном пространстве Текст. / Человек, общение и жилая среда. Таллин: ТГПИ, 1986. — С. 104.
  150. , В.Н. Принцип системности, системный подход и общая теория систем/ Системные исследования: Ежегодник, 1978. М.: Наука, 1978.-С. 7−25.
  151. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности Текст. / Под ред. В. А. Ядова.- Л., 1979.
  152. , Е.В. Методы математической обработки в психологии Текст. / Е. В. Сидоренко. СПб.: ООО «Речь», 2004. — С. 83, 323.
  153. , Т.Д. Управление персоналом в малом бизнесе Текст.: учебное пособие для студентов вузов. Омск: ОмГУ, 2002. — 204 с.
  154. , Н.Т. Психологическая культура руководителя системыобразования Текст. / Н. Т. Селезнева. М., Красноярск: Международная академия акмеологических наук, 1997. — 284 с.
  155. , Н.Т. Регуляция психологической культуры руководителя в системе социально-психологического взаимодействия Текст. / Н. Т. Селезнева. М., Красноярск: Международная академия акмеологических наук, 1997. — 142 с.
  156. , В.А. Введение в педагогическую аксиологию Текст. / В. А. Сластенин, Г. И. Чижакова. М.: ИЦ «Академия», 2003. — С. 5.
  157. Словарь-справочник менеджера Текст. / Под ред. М. Г. Лапусты. -М.: ИНФРА-М., 1996.-С. 342.
  158. Советский энциклопедический словарь Текст. / гл.ред.
  159. A.M. Прохоров. 4-е изд. М.: Сов. Энциклопедия, 1989. — 1632 с.
  160. Современная западная философия: Словарь Текст. / Сост. Малахов B.C., Филатов В. П. М.: Политиздат, 1991. — С. 276 — 277.
  161. Современный словарь иностранных слов Текст. / Изд-во «Рус. яз.». ок. 20 ООО слов. — М.: Рус.яз., 1993. — 740 с.
  162. , В. С. Сочинения в 2-х томах. Т. 2 Текст./
  163. B.C. Соловьев. М.: Мысль, 1990. — С.585.
  164. , Д. Советская система: к открытому обществу Текст. / Д. Сорос, — М.: Политиздат, 1991. С. 219.
  165. Социология: Практикум Текст. М.: Соц.-полит. журн., 1993.1. C. 152- 154.
  166. , В.А. Организационное поведение и управление персоналом Текст. / В. А. Спивак. СПб: Питер, 2000. — 416с.
  167. , О. Наука и изменение Текст. / О. Тофлер. М.: Прогресс, 1986.-С. 13−32.
  168. , Д. Ролевые игры. Практическое руководство Текст. / Д. Турнер. СПб: Питер, 2002. — 352 с.
  169. , М. Индивидуальный опыт, культура и развитие личности Текст. / М. Тышкова // Психология личности в социалистическомобществе: Личность и ее жизненный путь. -М.: Наука, 1990. С. 70.
  170. Умеете ли вы организовать совещание? Текст. // Наука и жизнь. -1990.-N 12.-С. 126.
  171. Управление персоналом: концепции, технологии, развитие Текст.: монография / Панасенко Г. В. [и др.]. Томск: Изд-во ТГУ, 2005. — 360 с.
  172. , А. Общее и промышленное управление Текст. / А. Файоль. Л.- М., 1924.
  173. , А.В. Работа с кадрами: психологический аспект Текст. / А. В. Филиппов М.: Экономика, 1990 — 167 с.
  174. Философский энциклопедический словарь Текст. М.: Сов. Энциклопедия, 1983. — С. 541 — 542.
  175. , Р. Фактор Справедливости, или «И это после всего, что я для тебя сделал.» Текст. / Р. Хьюсман, Д. Хэтфилд. М.: Знание, 1992. — С. 75 — 76.
  176. Цуканов, Б. И. Фактор времени и природа темперамента Текст./ Б. И. Цуканов // Вопросы психологии. 1988. — N 4.
  177. Е.В. Психологические особенности затрудненного общения в условиях совместной деятельности Текст. / Е. В. Цуканова. М.: 1980.
  178. , Ю. А. Управление персоналом Managing staff Текст.: Учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям / Ю. А. Цыпкин. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. — 446 с.
  179. , Э.С. Социально-психологические особенности профессиональной деятельности и проблемы творческой активности Текст. / Э. С. Чугунова // Психологический журнал.- 1985.- № 4.
  180. , Р.Х. Социально-психологические проблемы руководства педагогическим коллективом Текст. / Р. Х Шакуров. М., 1982.
  181. , Дж. Организационное поведение Текст. / Дж. Шермерорн, Р. Осборн. СПб.: Питер, 2004. — С. 234
  182. , В.А. Моделирование и философия Текст. / В. А. Штоф.1. М.:Наука, 1966. С. 19.
  183. , Г. П. Проблемы построения системной теории сложного «популятивного» объекта Текст. / Г. П. Щедровицкий // Системные исследования. М.: Наука, 1976. — С. 210 — 211.
  184. , У.Р. Конструкция мозга Текст. / У. Р. Эшби. М.: 1984.1. C. 96.
  185. , Э.Г. Методологические проблемы системного подхода в социальных исследованиях// Структурно системные исследования педагогических явлений и процессов Текст. / Э. Г. Юдин. — М., 1970.
  186. , JI. Карьера менеджера Текст.: пер. с англ. / JI. Якокка, У. Новак. Мн.: ООО «Попурри», 2002. — 416с.
  187. , В.А. Обучение как процесс управления: Психологические аспекты Текст. / В. А. Якунин. Л.: Изд-во ЛГУ, 1988. — С. 23.
  188. Argiris, С. Overcoming Organizational Defenses Facilitating Organizational Learning / C. Argiris Needham, MA: Allyn & Bacon, 1990. — P. 44
  189. Antoni M. Unternehmenskultur im Spannungsfeld von Geschichte und Lebenszyklus der Unternehmung. In: CB, Freiburg, 3/1988.
  190. D’Epinay, L. Time space and socio-cultural identity: The ethos of proletariat, small owners a. peasantry in an aged population/ L. D’Epinay// Inern. social sciences j.- Paris, 1986. Vol.38, N 1. P. 19−32.185. Elbing op. Cit.-p. 282.
  191. Jagues, E. The form of time / E. Jagues. N.Y.: Crane Russak- L.: Heinemann, 1982. -XV. P. 41−42.
  192. , J.R. Тне Discipline of Teams Текст. / J.R. Kanzenbach,
  193. D. Smith. Boston, Mass.: Harvard Business School Press, 1993. — p. 112.
  194. Kolmogoroff A.N. Sulla teoria di Volterra della lotta per L’esistenzo. G. Inst, degli Attuari, 1936, a.7, N 1, p. 74 — 80.
  195. Lewicka, M. Niktore wyznaczniki tolerancji na nizgodnosc// Prz. psychol.1975. -N 18. S. 40.
  196. Piaget, J. Le structuralisme / J. Piaget. Presses Univ, 1968. — pp. 9596.
  197. White, R. Leader behavior and member reaction climates. N.Y.: 1968. m
Заполнить форму текущей работой