Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Жизнеучение Л.Н. Толстого в контексте современной философской антропологии

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В советский период Л. Н. Толстой рассматривался в русле марксистско-ленинской методологии. В этом отношении определяющими явились известные статьи В. И. Ленина «Лев Толстой как зеркало русской революции» и др. В работах советских исследователей: В. Ф. Асмуса, Н. С. Козлова, Л. Мышковской, А. С. Полтавцева и др. — в поле зрения оказался главным образом социально-политический аспект философии Л. Н… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • Глава 1. Философские основания творчества Л.Н.Толстого
    • 1. 1. Философский реализм Л. Н. Толстого как теоретическая основа его человековедения
  • Л 1.2. «Истинная» религии Л. Н. Толстого и её нравственное содержание
    • 1. 3. Человек как родовое существо — основной объект внимания в жизнеучении Л.Н.Толстого
  • Глава 2. Проблема жизни и смерти в философском жизнеучении
  • Л.Н.Толстого
    • 2. 1. Л.Н.Толстой о сущностных характеристиках жизни человека
    • 2. 2. Л.Н.Толстой о смысле и значении смерти
    • 2. 3. Проблема смысла жизни как ключевой момент в философских исканиях Л.Н.Толстого

Жизнеучение Л.Н. Толстого в контексте современной философской антропологии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. С особой остротой философская антропология ставит проблему природы и сущности человека, его духовности, проблему осознания смысла человеческого бытия. Все настоятельнее встают перед человеком вопросы: «Кто я?», «Зачем я?», «Куда мы идем?» Особую значимость эти вопросы приобретают в наше время и в нашем отечестве, когда происходят глубокие перемены и смена ценностных ориентиров и мотиваций, затрагивающих фундаментальные (материальные и духовные) основы существования общества. Все острее чувствуется дефицит духовности, нравственности, истинных представлений о добре и зле. В этой связи возникает потребность переосмысления исторического пути нации и поиска общих, консолидирующих ценностей. А потому обращение к духовному опыту величайших умов России как никогда обретает свою значимость. Это тем более актуально, когда речь идет о серьезном освоении духовного наследия Л. Н. Толстого, быть может, единственного из русских классиков прошлого века, еще при жизни признанного всемирным чудом.1 Его искания, его бунтующая критика, как и сама жизнь, по словам Н. Бердяева, — явление великое, мировое. Л. Шестов резко выступал против тех, кто не считал Толстого философом. «Сказать про гр. Толстого, что он не философ, значит отнять у философии одного из виднейших ее деятелей. Вся его творческая деятельность была вызвана потребностью понять жизнь, т. е. именно потребностью, которая вызвала к существованию философию».

Жизнеучение, которое разрабатывает великий писатель, неизбежно связано с тремя великими проблемами мироздания, которые и вечны, и своевременны. Они в течение многих веков приковывают пристальное внимание человечества: 1) что есть человек? 2) в чем смысл и.

1 Лакшин В. Лев Толстой беседует с Америкой // Иностранная литература, М., 1978, № 8. С. 220.

2 См.: Бердяев Н. А. Ветхий и Новый завет в религиозном сознании Л.Толстого. М., 1912. С. 243.

3 Шестов Л. Добро в учении гр. Толстого и Ф. Ницше: философия и проповедь // Л. Н. Толстой: pro et contra: Личность и творчество Льва Толстого в оценке русских мыслителей и исследователей. Антология. СПб. 2000. С. 217. предназначение человека? 3) что такое жизнь и смерть? Не случайно проблема человека, его смысла жизни и смерти стала, по словам Г. Гейне, «проклятым вопросом философии и истории».

Л.Н.Толстой одним из первых определил симптоматику и предложил средство борьбы против основного недуга цивилизации XX века, ее обесчеловечивания. Однако современное общество не внемлет голосу духовного провидца, предав забвению толстовский нравственный императив. Безудержная погоня за материальными благами, стремление к обогащению, возвеличивание культа денег деформирует нравственность, духовность человека, что ведет к разложению личности и утрате человеком смысла своего подлинного бытия. И чтобы человечество не свыклось со своим бессмысленным и хрупким существованием, необходимо обращение к духовному наследию тех мыслителей, чья жизнь и творчество могут оказаться весьма своевременным шагом на пути к восстановлению утраченных современным человеком духовно-нравственных ценностей и к выявлению смысложизненных ориентиров. В этом отношении жизнеучение Толстого может служить и в качестве жизненно практических рекомендаций, и в качестве теоретических установок. Ведь если человек понимает, зачем и для чего он живет в этом мире, зачем и для кого он делает то, что делает, тогда он способен решить самые сложные личные и общественные задачи, вынести любые испытания, преодолеть соблазны. В этой связи уместна крылатая фраза Ницше: «Тот, кто имеет ЗАЧЕМ жить, может вынести любое КАК». Главный нравственный урок Л. Н. Толстого, вся суть его жизнеучения и заключаются в том, что он с гуманистических позиций ответил на этот вопрос: «Зачем жить».

Глубокие и во многом пророческие размышления философа о природе человека и его сущности, о подлинной духовности человека, о перспективах существования его в природе, обществе вписываются в контекст современной философской антропологии, приобретая все большую актуальность.

Вышеизложенное и обусловливает актуальность предпринятого нами исследования, представляющего собой попытку с точки зрения философской антропологии рассмотреть проблему человека, его сущности, смысла жизни и смерти, являющейся основополагающей и для всей жизни и всего творчества великого гуманиста.

Степень разработанности проблемы. В данной работе автор опирается на теоретические исследования, которые можно разделить на два смысловых блока. К первому относятся современные исследования по философской антропологии, в общем, ко второму — литература, посвященная анализу философской антропологии Л. Н. Толстого, в частности.

Среди весьма значительного количества работ, рассматривающих философскую антропологию, необходимо отметить те, которые непосредственно повлияли на позицию автора. К их числу относятся труды П. С. Гуревича, Н. В. Омельченко, Ю. Г. Волкова и В. С. Поликарпова Б.В.Маркова, Ю. В. Петрова, Б. Т. Григорьяна, В. Губина и Е. Некрасовой, М. Е. Моториной и др.1.

К первому смысловому блоку мы отнесем и исследования по русской антропологии конца XIXначала XX века, в которых предприняты попытки ее периодизации и систематизации, выявляется ее специфика. В этой связи необходимо назвать работы Г. А. Оспанова, Н. Ф. Третьякова и Н. Г. Плещеевой, М. И. Дробжева, С. К. Ломакина, А. Стрельцова и др.2 Однако философская антропология Л. Н. Толстого не находит должного освещения в указанной литературе, его имя лишь упоминается в связи с рассмотрением философских систем В. Соловьева, С. Франка, Н. Бердяева, И. Ильина и других.

1 Гуревич. П. С. Философская антропология. М., 1977; Омельченко H.B. Первые принципы философской антропологии. Волгоград, 1977; Григорьян Б. Т. Философская антропология: (Критический очерк). М., 1982; Волков Ю. Г., Поликарпов B.C. Интегральная природа человека. Ростов-на-Дону, 1994; Марков Б. В. Философская антропология: очерки истории и теории. СПб., 1997; Петров Ю. В. Антропологический образ философии. Томск, 1977; Губин В., Некрасова Е. Философская антропология М., 2000; МоторинаЛ.Е. Философская антропология. М., 2003.

2 Оспанов Г. А. Антропологическая проблема в русской философии Х1Х-начала XX века. Екатеринбург, 1997; Третьяков Н. Ф., Плещеева Н. Г. Человек и Россия в русской философии ХУ111-XX вв. Омск, 1998; Дробжев М. И. Проблема человека в русской философии XIX — первой половины XX в. Тамбов, 2000; Ломакин С. К. Проблема человека в русской философии. Тюмень, 2001; Стрельцов А. Философия культуры и русские мыслители Х1Х-нач. XX вв.: Интегральный анализ. М., 2003. представителей русской философской мысли конца XIX — начала XX века, тогда как именно Л. Н. Толстой стоит у истоков антропологической проблематики XIX — начала XX века.

Анализ литературы по данной проблематике позволяет сделать следующие выводы:

1. Большинство работ по философской антропологии представляют собой историко-философский анализ.

2.В трудах исследователей в основном представлены антропологические учения зарубежных философов.

3. Философское наследие Л. Н. Толстого только начинает включаться в современный антропологический контекст.

Ко второму смысловому направлению, как отмечалось выше, относится литература о философском творчестве Л. Н. Толстого. Исследования философского творчества Л. Н. Толстого обширны и чрезвычайно противоречивы. Достаточно указать на неоднозначные оценки философов серебряного века: Н. Бердяева, С. Н. Булгакова, Д. С. Мережковского, Г. Ф. Флоровского, С. Л. Франка, Л. Шестова, В. Ф. Эрна и др.1 Н. А. Бердяев видел в нем исток русской революционности, С. Л. Франк оценивал его как рационалиста-этика, Д. С. Мережковский писал о Толстом как о «духовидце плоти». Несмотря на конфликты Л. Н. Толстого с церковью, его отклонения от официального христианства, В. В. Зеньковский подчеркивал подлинность христианского мирочувствия Л. Н. Толстого, И. Шаховской — еретичество «великого Льва», Г. Ф. Флоровский вообще отказывал Л. Н. Толстому в каком бы то ни было религиозном чувстве. г.

1 См.: Бердяев Н. А. Русская идея. Основные проблемы русской философской мысли 19-нач 20 века // О России и русской философской культуре. М., 1990;

Булгаков C.H. Человекобог и человекозверь: По поводу последних произведений Л. Н. Толстого: «Дьявол» и «Отец Сергий» //Л.Н.Толстой: pro et contra: Личность и тв-во Льва Толстого в оценке русских мыслителей и исследователей. Антология. СПб., 2000; Мережковский Д. Л. Толстой и Достоевский. М. 2000; Франк С. Л. Русское мировоззрение. СПб., 1996. Шестов Л. Добро в учении гр. Толстого и Ф. Ницше: Философия и проповедь // Л. Н. Толстой: pro et contra. СПб.: РКГИ, 2000.

В советский период Л. Н. Толстой рассматривался в русле марксистско-ленинской методологии. В этом отношении определяющими явились известные статьи В. И. Ленина «Лев Толстой как зеркало русской революции» и др. В работах советских исследователей: В. Ф. Асмуса, Н. С. Козлова, Л. Мышковской, А. С. Полтавцева и др. — в поле зрения оказался главным образом социально-политический аспект философии Л. Н. Толстого. Учение мыслителя о духовном самосовершенствовании человека признавалось реакционным, не отражающим идею классовой борьбы. Однако умалять заслуги советских исследователей ни в коем случае не следует. Учеными был проведен анализ работ Толстого: философский (Д.Ю.Квитко, В. Ф. Асмус, П. Громов, А. А. Гусейнов, Г. Б. Курляндская, Е. Н. Куприянова Л.З.Немировская, Н. С. Козлов, А. С. Полтавцев, Е. И. Рачин, С.В.Симонова)1, психологический (С.Г.Бочаров, А. П. Скафтымов, В. Б. Шкловсий и др.), литературоведческий, в котором используется и психологический, и философский анализ (М.М.Бахтин, К. Н. Ломунов, А. И. Шифман, Б. И. Бурсов, М. Б. Храпченко, Б. Эйхенбаум и др.)3.

В последние годы интерес к творчеству Толстого возрос, появляются статьи и монографии по философским аспектам его творчества, в которых авторы преодолевают односторонний взгляд на философское творчество мыслителя. Это монография Г. А. Лескиса. «Лев Толстой: Личность и творчество раннего и зрелого Льва Толстого». М., 2000; Н. В. Панченко «Лев Николаевич Толстой: человек, поступок, личность». Пермь. 2000; Ю. И. Парахин, Е. Парахина «Лев Толстой: Россия на пути к Книге Бытия».

1 Квитко Д. Ю. Философия Толстого. М., 1930; Асмус В. Ф! Мировоззрение Толстого // Литературное наследство. М., 1966, T.69- Громов Л. П. О стиле Л.Толстого. Становление «диалектики души». Л., 1971; Гусейнов А. А. Великие моралисты. М., 1995; Купреянова Е. Н. Эстетика Л.Н.Толстого. М.-Л., 1966; Немировская Л. З. Религия в духовном поиске Л. Н. Толстого. М., Знание, 1992; Козлов Н. С. Лев Толстой как мыслитель и гуманист. М., 1985; Полтавцев А. С. Философское мировоззрение Л. Н. Толстого. Харьков, 1974; Рачин Е И. Философские искания Л.Толстого. М., 1993; Симонова С. В. Нравственная жизнь человека в философско-этических исканиях Л.Толстого. Л., 1988. 2.

Бочаров С. Г. Роман Л. Толстого «Война и мир». М., 1987; Скафтымов А. П. Нравственные искания русских писателей. Статьи и исследования о русских классиках. М., 1972; Шкловский В. Б. Лев Толстой. М., 1967.

3 Ломунов К. Н. Жизнь Льва Толстого. М., 1981; Бурсов Б. И. Лев Толстой. Идейные искания и творческий метод. 1847−1862. М., 1960; .Шифман А. И. Лев Толстой и Восток. М., 1971; Эйхенбаум Б. М. Лев Толстой. Семидесятые годы. Л., 1974.

Тула, 1998; А. Д. Сухов «Яснополянский мудрец. Традиции русского философствования в творчестве Л.Н.Толстого». М., 2001; И. Б. Мардов «Лев Толстой. На вершинах жизни». М., 2003. Необходимо отметить труды молодых ученых: М. Л. Клюзовой (об этическом рационализме Толстого), И. А. Белой (о проблеме сознания жизни), И. П. Чередниченко (о «движении жизни» как космопланетарном процессе), И. А. Некрасова (о философской антропологии) и др.

Необходимо отметить, что в последние годы были предприняты попытки проанализировать философскую антропологию Л. Н. Толстого.1 В работе Ли Со Ен рассматривается структура и проблемное содержание религиозно-философской антропологии Л. Н. Толстого, внимание акцентируется на проблеме смысла жизни и смерти человека, его родовых и социальных характеристиках. За пределами рассмотрения остались важные для современной антропологии проблемы, такие как проблема природы и сущности человека, единство человека и мироздания, многомерности духовного мира человека, проблема жизни — смерти — бессмертия в контексте смысла его бытия. Диссертационное исследование И. А. Некрасова посвящено анализу нравственно-антропологической концепции Л. Н. Толстого в контексте развития философской антропологии XIX века. При этом автор проводит сравнительную характеристику учения Л. Н. Толстого и учений И. Канта, И. Г. Фихте, славянофилов. Не находит отражения в исследовании проблема взаимоотношения человека и мира, сущность жизни и смерти, соотношение материального и духовного в человеке.

Как было отмечено выше, работ, посвященных жизнеучению Л. Н. Толстого, нет, но отдельные стороны его жизнеучения, в частности, смысложизненная проблематика, в последнее время становится предметом исследования. В этой связи необходимо отметить работы Н. В. Кудрявой. Она характеризует учение Л. Н. Толстого как «учение о смысле жизни и.

1 Ли Со Ен Религиозно-философская антропология Л. Н. Толстого: Автореф. дис. канд. филос. наук. М. 1996; Некрасов И. А. Философская антропология Л. Н. Толстого: Автореф дис. канд. филос. наук. М., 1998. нравственном поведении, условиях и этапах нравственного развития, механизмах овладения многообразием бытия".1 Смысл жизни человека реализуется у Толстого через идею Бога, которая разрешает все противоречия человеческого существования, «это идея смысла, закона, всеобщего, и его взаимосвязи с конечным, уникальным». Затрагивает проблему человека и его смысла жизни и А. А. Гусейнов, который пишет о том, что для Толстого смысл жизни заключается в вере: «Жизнь, имеющая смысл, и жизнь, основанная на вере, есть одно и то же».3 Эта же проблема рассматривается в диссертационном исследовании Н. И. Хагуровой (1995). Автор характеризует концепцию смысла и жизни смерти Л. Н. Толстого как философско-религиозную, концептуальным ядром которой выступает этика ненасилия.4.

Анализ литературы позволяет сделать следующие выводы:

1. В литературе нашли отражение лишь отдельные стороны жизнеучения Толстого.

2. Отсутствует комплексное рассмотрение жизнеучения Толстого.

3. При всем разнообразии работ, посвященных творчеству Л. Н. Толстого, нет основательных исследований, посвященных жизнеучению Толстого в контексте современной философской антропологии. Поэтому данная проблема требует, на наш взгляд, специального изучения.

Цель и задачи исследования

Целью диссертационного исследования является анализ философского жизнеучения Л. Н. Толстого и его значение для современной философской антропологии. Данная цель предполагает решение следующих задач:

1 Кудрявая Н. В. Лев Толстой о смысле жизни. Образ духовного и нравственного человека в педагогике Л. Н. Толстого. М., 1993. С.97−98.

2 Там же. С. 121.

3 Гусейнов А. А. Великие моралисты. М., 1995. С. 209.

4 Хагурова Н. И. Проблема смысла жизни и смерти в философии Л. Н. Толстого: Автореф дис. канд. филос. наук. М., 1995. С. 6.

— раскрыть философское мировоззрение Л. Н. Толстого, выступающее в качестве теоретической основы его жизнеучения, в контексте современного философского знания;

— выявить сущность и роль религиозных исканий в философском жизнеучении Л. Н. Толстого с позиций современной философии;

— рассмотреть целостную концепцию человека, тройственный характер его природы: биологическое, социальное и духовное;

— раскрыть многослойность и диалектику внутреннего духовного бытия человека: сознание, самосознание, душа, разум, воля, вера, совесть.

— проследить эволюцию взглядов Л. Н. Толстого на смысл и цель человеческого существованияпроанализировать содержание базовых понятий жизнеучения Л. Н. Толстого: жизнь и смерть — в их диалектической взаимосвязи. Объект исследования — философское наследие Н. Толстого в контексте современной философской антропологии.

Предмет исследования — жизнеучение Л. Н. Толстого, включающее в себя проблему человека, его природы и сущности, а также смысложизненную проблематику, выступающую в качестве ключевого момента в философских исканиях Л. Н. Толстого. При этом анализу подлежат не только теоретические положения философа, касающиеся целостного понимания им человека и его жизни, но и духовный опыт величайшего мыслителя, во многом опередившего свое время в понимании поставленных проблем. Методологическая основа и теоретическая база диссертации.

Исходной методологической установкой настоящего исследования является принцип объективного философского анализа, призванного гарантировать от крайностей критицизма и апологизма предпринятое изучение философского наследия Л. Н. Толстого.

Исследование выполнено на основе принципов системного подхода к анализируемому материалу, который дал возможность комплексно рассмотреть философские и нравственные проблемы, обозначенные в диссертации. По мере необходимости применялся метод синтетической реконструкции как способ фиксации логической связи фрагментов различных текстов мыслителя с общим концептуальным замыслом его учения. Кроме того, автором использовался и исторический метод, позволивший рассмотреть миропонимание Л. Н. Толстого сквозь призму господствовавшего в то время мировоззрения, которое философы конца Х1Х-начала XX века определяли как реалистическое (А.И.Герцен, С. Л. Франк, С. Н. Булгаков, Н.О.Лосский)1.

Источниками исследования являются произведения Л. Н. Толстого по общефилософской, социально-философской и нравственно-философской проблематике, а также художественные произведения, публицистика, дневники философа, воспоминания современников о Л. Н. Толстом. В круг источников, на материале которых проведено данное исследование, входят и труды по истории философской мысли, в том числе тех авторов, на которые ссылался Л. Н. Толстой (Библия, И. Кант, Ж.-Ж. Руссо, М. Монтень, Б. Спиноза, А. И. Герцен, В. Г. Белинский, Н. Г. Чернышевский, Г. Спенсер, О. Конт и др.).

Кроме того, методологической основой для освоения философского наследия Л. Н. Толстого служат труды ученых, философов прошлых времен (Аристотеля, Н. Кузанского, Дж. Бруно, Р. Декарта, Б. Спинозы, И. Г. Гердера, Г. В. Лейбница, А. Гумбольдта, И. Гете, Ф. Шеллинга, И. Канта), работы отечественных философов XIX века (Д.С.Аничкова, С. Н. Булгакова, А. И. Герцена, А. В. Луначарского, А. А. Богданова, Д. И. Менделеева, А. Л. Чижевского, К. Д. Циолковского, А. И. Вернадского, Н. О. Лосского и др.) и, наконец, современная литература по философской антропологии. Научная новизна исследования.

Автором на основе всестороннего и комплексного исследования, проведенного с учетом особенностей современной философской.

1 Булгаков С. Н. О реалистическом мировоззрении // Булгаков С. Н. Труды по социологии и теологии. В 2-х тт., М., 1977. Т 2- Лосский И. О. История русской философии. М., 1991; Франк С. Л. Русское мировоззрение. СПб., 1996. антропологии, представлено целостное философское жизнеучение Л. Н. Толстого, раскрывающее многоаспектность бытия человека.

Впервые раскрыто толстовское понимание двух основополагающих начал мира: природы и духа, существующих в единстве на всех уровнях организации бытия, что созвучно русской метафизике XIX века.

Обосновано фундаментальное положение Л. Н. Толстого о высшем единстве, которое есть космологическая и метафизическая реальность, включающая в себя и Природу, и Человека, и Абсолют.

Впервые рассмотрена толстовская концепция целостного понимания человека, созвучная современной философской антропологии, основывающейся на интегративном подходе.

Осмыслены и систематизированы представления Л. Н. Толстого о природе человека, его духовности, которая конструирует человека и объясняет его способность к творчеству и созиданию.

Прослежены основные этапы эволюции философских взглядов Л. Н. Толстого на смысл человеческого существования, который заключен в самой жизни, дарующей человеку способность к самоутверждению и совершенствованию.

Проанализировано содержание и методологическое значение базовых понятий философской антропологии Л. Н. Толстого: «жизнь» и «смерть» в их диалектической взаимосвязи. Положения, выносимые на защиту:

1.Философским основанием жизнеучения Л. Н. Толстого является его мировоззрение, тяготеющее к реалистическому, что созвучно общей тенденции развития русской метафизики конца XIX — начала XX века.

2.Жизнеучение Л. Н. Толстого представляет собой вариант философской антропологии, которая раскрывает концепцию целостного понимания человека.

3.Исследуя проблему духовности, как специфического атрибута, Л. Н. Толстой выявляет основные противоречия между «плотью» и «духом», конечным и бесконечным, преодоление которых обеспечивает личный духовный рост человека и его способность к творчеству и созиданию. 4.0ткрытие человеком в себе своей подлинной духовной сущности и ее бесконечности являются в толстовском учении тем высшим смыслом жизни, который можно обрести лишь в опыте собственного бытия в процессе самоутверждения и нравственного самосовершенствования, выступающих в качестве великого закона человеческой жизни на пути к вершине Разума и Любви.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что оно способствует дальнейшему развитию философской антропологии, акцентируя внимание на проблеме духовности человека, его нравственном совершенствовании и самоутверждении. В диссертации уточнены основные понятия, раскрывающие духовный мир человека: сознание, самосознание, воля, вера, совесть. Кроме того, актуализирован интегративный метод, использованный Толстым при раскрытии тройственного характера природы человека.

Практическая значимость исследования состоит в том, что материалы и выводы исследования могут быть использованы в преподавательской деятельности при подготовке общих курсов по философской антропологии и религиоведению, истории русской философии и философии культуры, а также при чтении следующих специальных курсов: «Философское жизнеучение Л.Н.Толстого», «Метафизика бытия человека в русской религиозной философии XIX — начала XX века», «Человек и его потребности», «Поиски смысла жизни в русской философии», «Проблема сознания в русской философии».

Апробация работы. Основные положения и выводы диссертации изложены в докладах и сообщениях автора на международной конференции, посвященной 280-летию со дня рождения и 200-летию со дня смерти И. Канта «Мировая и петербургская традиции реалистической философии» (СПбГУ, 19−20 ноября 2004 г.) — на международной научно-практической конференции.

У111 Царскосельские чтения, ЛГУ, СПб., Пушкин, 21−22 апреля 2004 г.) — на международной научно-практической конференции «Культура и образование» (СПбГАУ, 25−31 января 2005 г.) — на научной конференции «Навстречу 100-летию СПбГАУ» (СПб., 27−30 января 2004 г.) — на научной конференции СПбГАУ (СПб., 30−2 февраля 2006 г.).

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, содержащих шесть параграфов, заключения и списка литературы.

Заключение

.

Материал диссертационного исследования позволяет нам сделать следующие выводы:

1. Философским основанием жизнеучение Л. Н. Толстого является его мировоззрение, допускающее реальность существования и природы, и Бога, которые являются неотъемлемыми составляющими мироздания. При этом Толстой утверждает высший идеал мира, который есть космологическая и метафизическая реальность, включающая в себя и природу, и Бога. Это одно целое, это «Все», оно не ограничено категориями пространства и времени, а включает внепространственное, вневременное, то есть Абсолют, мировой дух, Бога. Именно Бог обеспечивает единство в дарованном человеку свойстве любви. Поэтому можно говорить о том, что Толстой явился одним из первых основателей концепции единства мира, раскрывающейся потом в работах В. Соловьева, В. Вернадского и др.

2. Жизнеучение Толстого представляет собой целостную философскую концепцию, в которой он стремится ясно выразить сущностное основание мироздания — предвечную Духотворную Плоть как моноединое целое, а не как отвлеченные в истории друг от друга, разведенные в разные стороны и поэтому жестоко противоборствующие две ипостаси — дух (рационально-абстрактную идею) и плоть (минеральную, неорганическую). Мыслитель стоит на пути проникновения в субстанциальную суть бытия, принимая во внимание необходимость рассмотрения его сущностных характеристик: материальной и духовной.

3. Философское жизнеучение Толстого является своеобразной формой философской антропологии, до сих пор не оцененной адекватно и не имеющей аналога в историческом опыте. Созданное философское жизнеучение Толстого является не только результатом его мировоззренческой позиции, а прозрением и тем духовным состоянием, в котором жил Толстой. Предназначено его жизнеучение для руководства в делах практической жизни конкретного человека.

4. Мы считаем, что основным лейтмотивом в жизнеучении Толстого является идея незамутненного величественного бытия, идея Природы, Универсума, вобравшего в себя человека, как составляющую природы. Природа по Толстому — это единый, самообновляющийся организм, олицетворяющий собой красоту, правду, добро. Роднит природу с человеком жизнь, движение, энергия, сила. Человек должен стремится, чтобы его внутренний мир отвечал безусловной гармонии природы. Данное положение актуально в современный период, период экологического кризиса, причиной которого стало нарушение гармонии биологического равновесия в природе и результатом негативного воздействия человека и техногенной цивилизации.

5. Самобытность жизнеучения Толстого проявляется в его религиозной направленности. Для Толстого религия, основанная на христианстве, обращена к человеку. Она способствует не связанности, а освобождению человеческого духа. Религия Толстого очищена от чудес и таинств и предполагает Бога внеконфессионального, внеперсоналистического. Бог Толстого не столько религиозный, сколько философский. И хотя в понимании Бога Толстой нередко противоречив, можно говорить об онтологических, гносеологических и моральных основаниях Бога.

6. Основным вопросом жизнеучения Толстого является вопрос о том, что есть человек. Несмотря на то, что человек, по словам Толстого, существо сложное и загадочное, он впервые в истории философии стремится создать целостную концепцию человека и приходит к результатам, близким современной науке. Бытие человека Толстой описывает через триединый образ-концепт: жизнь-смерть-бессмертие. Качественные характеристики человека Толстой связывает с конечным и бесконечным, временным и вечным, материальным и духовным, личным и мировым. Рассматривая природу человека, Толстой утверждает ее тройственный характер: биологический, социальный и духовный, тем самым, опережая науку своего времени. В своем жизнеучении Толстой впервые ставит и решает проблему духовного в человеке в различные периоды его жизни. Для того чтобы адекватно отразить сущность человека Толстой вводит новые понятия: внимающее сознание, сила жизни, разумная вера, сознание жизни и др. Не оставляет без внимания мыслитель понятия «дух», душа", которые выступают в качестве основы нравственной ценности человека.

7. Л. Н. Толстого интересовал, прежде всего, смысловой план человеческого существования, то есть природа человека, его сущность и смысл жизни и смерти. Следовательно, смысложизненная проблема выступает у Л. Н. Толстого как проблема философско-антропологическая, ибо только человек, возвышаясь над чисто животными инстинктами, выражает свою подлинную сущность. Вместе с тем, мыслитель включает в свои концепты не только мир человека, но и мир природы. Такая постановка вопроса была направлена как против позитивистского отрицания существования смысла в самой природе, так и против религиозного сомнения в правомерности раскрытия смысла созданного богом мира. Основная проблема для Л. Н. Толстого заключалась в том, способен ли человек выйти за пределы трехмерного пространства и ответить на вопрос о смысле бытия.

8. Особый интерес в понимании сущности человека вызывает проблема жизни, которая является методологическим ключом, с помощью которого Л. Н. Толстой стремился ответить на смысложизненные вопросы бытия человека. Л. Н. Толстой опирался в своем понимании жизни не только на совокупные знания человечества о жизни и ее смысле, о движении жизни, сознании жизни, но и на свой собственный трансперсональный опыт. Он стремился к наиболее оптимальному выражению сути жизни, заменяя, нередко переформулировывая и общее понятие «жизнь» и конкретно жизнь человека. В результате проведенного в диссертации анализе толстовского определения жизни, следует подчеркнуть, что жизнь, с точки зрения мыслителя, заключается в освобождении духовного начала от плоти. Проявляясь в различных существах, жизнь есть процесс беспрерывного развития, рождения и уничтожения. Но человеческая жизнь, считает Л. Н. Толстой, начинается задолго до его рождения и продолжается после его смерти. Следовательно, жизнь есть космопланетарный процесс, и отражается в таких понятиях, как: «движение жизни, «сила жизни», «сознание жизни». Диалектика жизни человека охватывает все ее составляющие: животную, личностную, групповую и разумную. Сущность же жизни человека ^ заключена во «все большем и большем расширении сознания», в непрерывном совершенствовании духовности и нравственности.

9. Толстой был убежден, что жизнь невозможно рассматривать без смерти человека. Смерть, полагает мыслитель, есть только перенесение сознания из отдельной личности в высшее существо, в высшее сознание. Кто же это существо? Это может быть и «люди вообще, все человечество, весь мир, которого мы составляем частичное проявление». Следовательно, в толстовском понимании, смерть есть прекращение ограничения, переход в высшую форму, слияние с началом всего. Умирает тело человека, но не его ^ духовное начало.

В учении Л. Н. Толстого о смерти лежит представление об особой реальности духа, духовной жизни, существующей по законам бесконечного совершенствования.

10. Признав смысл жизни в духовном совершенствовании, Толстой подчеркивает, что оно должно служить на общее благо. Идея самосовершенствования человека способствует и осуществлению наибольшего блага для отдельной личности. Л. Н. Толстой определяет г самосовершенствование как освобождение духа в себе, увеличение духовной силы, освобождение от тела, приближение к Богу, преобладание своего духовного «я» над телесным. Самосовершенствование направлено на единение и согласие людей в мире. Проявляется же самосовершенствование прежде всего в усилиях сознания, которое помогает держать «в порядке, чистоте, остроте правильность души». Эта цель, по мнению Толстого, достигается в результате выработки в себе любовного отношения к людям. А для этого каждому нужно быть высоконравственным человеком.

Нравственное самосовершенствование человека приобретает у Толстого статус великого закона человеческой жизни, который своей конструктивностью, позитивностью содержит реальную возможность его осуществления. Причем важным является не только само совершенствование, но и приближение к нему, дело, процесс, движение.

Проведенное исследование позволяет сделать вывод о том, что поиски Л. Н. Толстым смысла жизни и смерти свидетельствуют о безграничных возможностях духовного развития человека, который в опыте своего бытия может обрести свой собственный смысл, выстрадать его в процессе самоутверждения и духовного восхождения. И примером в данном случае служит жизнь Л. Н. Толстого. Он раскрыл пред человечеством новую возможность реализации духа, новый тип духовности и одухотворенности и сам достиг вершины человеческой жизни.

Показать весь текст

Список литературы

  1. .С. Человек как предмет познания. — СПб.: Питер, 2001. — 282 с.
  2. Аристотель. Метафизика. М.-Л. 1934.
  3. В.Ф. Мировоззрение Толстого // Асмус В. Ф. Избранные философские труды. В 2-х тт. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1969, Т. 1.
  4. Э.Г. Очерки эстетики и творчества Л.Н.Толстого. М.: Изд-во МГУ, 1981.-198 с.
  5. Е.П. Диалектика этического и художественного в прозе Л.Толстого: (Пособие для спецкурса). Воронеж, 1980. — 79 с.
  6. В.Г. Русская философия конца XIX начала XX веков о смысле жизни и назначении человека // Смысл жизни в русской философии. Конец XIX — начало XX века. Антология. — СПб.: Наука, 1995. -С.342−372.
  7. И.А. Проблема сознания жизни в моральном мировоззрении Л.Н.Толстого: Автореф. дис. канд. филос. наук. М., 2000.
  8. Белый Андрей. Лев Толстой и культура // Л. Н. Толстой: pro et contra: Личность и тв-во Льва Толстого в оценке русских мыслителей и исследователей. Антология. СПб.: Изд-во Рус. Христиан. Гуманит. Инта, 2000. — С.575−601.
  9. .И. Сокровенный Толстой: Религиозные видения и прозрения художественного творчества Льва Николаевича Толстого. М.: МП Гендальф, 1992.-205 с.
  10. Я.С. О творчестве Толстого. Очерки. Л.: Сов. писатель, 1959.-414 с.
  11. П.М. Проблема жизни и смерти в творчестве Толстого // Л. Н. Толстой: pro et contra: Личность и тв-во Льва Толстого в оценке русских мыслителей и исследователей. Антология. СПб.: Изд-во Рус. Христиан. Гуманит. Ин-та, 2000. — С.473−500.
  12. В. Человек и мир в романах Льва Толстого // В мире Толстого. Сост. С. Машинский. -М.: Сов. писатель, 1978. 528.
  13. С.Г. Роман Л.Толстого «Война и мир». М.: Худож. лит-ра, 1987.- 156 с.
  14. П.Булгаков С. В. Православие. М., 1994.
  15. С.Н. О реалистическом мировоззрении // Булгаков С. Н. Труды по социологии и теологии. Т.2, М., 1977.
  16. С.Н. Свет невечерний. Созерцания и умонастроения. М., 1917.-320 с.
  17. В. Критические этюды. СПб., 1888.
  18. .И. Лев Толстой. Идейные искания и творческий метод. 18 471 862. М.: Гослитиздат, 1960. — 407 с.
  19. И.Ф. Бытие человека: деятельность и смысл. Рига: Зинате, 1987.-212 с.
  20. В.В. Живая жизнь: О Достоевском, о Льве Толстом, о Ницше. -М.: Республика, 1999. 447 с.
  21. И.И. Критический анализ религиозно-философских взглядов Л.Н.Толстого. М.: Знание, 1981. (Новое в жизни, науке, технике. Сер. «Научный атеизм», № 4). — 64 с.
  22. Ю.Г., Поликарпов B.C. Интегральная природа человека. -Ростов/на/Д.: Изд-во Ростов, ун-та, 1994. 282 с.
  23. Т.Х. Три мыслителя. СПб.: БЛИЦ, 2000. — 254 с.
  24. Выдающиеся люди о вечном. Выпуск: Бог и Божественное. СПб, 2001.
  25. Л.С. Развитие высших психических функций. Из неопубликованных трудов. М.: Изд-во Акад. пед. наук, 1960. — 500 с.
  26. И. Пояснения к афористической статье «Природа» // Антология мировой философии. В 4-х т. М.: мысль, 1971. — Т.З. — С.64−68.
  27. Г. Я. Лев Толстой. Художественно-этические искания. Л.: Наука, 1981.-174 с.
  28. И.Г. Бог. Несколько диалогов // Антология мировой философии. В 4-х гг.-М., 1971.-Т.З,-С. 54−64.
  29. А.И. Письма об изучении природы // Герцен А. И. Избранные философские произведения в 2-х т. М.-Л., 1948. — С.270−294.
  30. Ги де Маллак. Мудрость Льва Толстого: Изложение жизненной философии Л. Толстого и др. мыслителей. М.: АСЛАН, 1995. — 144 с.
  31. А. Вблизи Толстого. Воспоминания. М.: Захаров, 2002. — 654 с.
  32. Я.А. Лев Толстой и русская история. Tenafly (N. У.): Эрмитаж, 1992.- 152 с.
  33. .Т. Философская антропология: Критический очерк. М.: Мысль, 1982.- 188 с.
  34. Л.П. О стиле Л.Толстого. Становление «диалектики души». Л.: Худож. лит-ра, 1971. — 390 с.
  35. С. За пределами мозга: Рождение, смерть и трансценденция в психотерапии. -М.: Рос. акад. наук, Ин-т философии, 2004. 504 с.
  36. Губин В. Д, Некрасова Е. Н Философская антропология: Учебное пособие для вузов. СПб.: ИМЛИ РАН, 2000. — 235 с.
  37. А.В. Лев Толстой и пути русской истории. М.: ИМЛИ РАН, 2004.-251 с.
  38. Г. И. Смысл жизни, счастье, мораль. М., 1981.
  39. П.С. Проблема целостности человека. М.:Рос. акад. наук. Ин-т философии, 2004. — 176 с.
  40. П.С. Философская антропология: Учебное пособие. — М.: Вестник, 1997.-443 с.
  41. А.А. Великие моралисты. М.: Республика, 1995. — 351 с.
  42. Р.Ф. Обитатель и чужак: Теология и художественное творчество Льва Толстого. СПб.: Академ проект, 2003. — 476 с.
  43. А.Г. Человек и его культурная самоиндификация // Культура и образование в XXI веке. 30 января 2 февраля 2005 г.: материалы научно-практической конференции / С-Петербургский государственный аграрный университет. — СПб., 2005. — С.13−17.
  44. Ю.Н. Страх смерти и смысл жизни // Толстой Л. Н. Путь жизни. М., 1993.
  45. Ю.Н. Этика любви и метафизика своеволия: Проблема нравственной философии. М.: Мол. гвардия, 1982. — 287 с.
  46. Р. Метафизика. Размышления // Декарт Р. Избранные произведения. М., 1950. — С.319−409.
  47. В.Д. Искусство человековедения: Из художественного опыта Толстого. Л.: Сов. писатель, 1985. — 288 с.
  48. М.И. Проблема человека в русской философии Х1Х-первой половины XX века. Тамбов: ТГУ, 2000. — 320 с.
  49. А., Обухов В. Л., Сугакова Л. И. Основы человековедения: человек как микрокосм М., 1999.
  50. А., Обухов В. Л., Сугакова Л. И. Манифест реалистической философии. СПб.: ХИМИЗДАТ, 2004. — 64 с.
  51. А.Д. Николай Гартман и его «критическая онтология» // Вопросы философии. 1957. — № 4.
  52. Духовная трагедия Л. Толстого: Сборник. М.: Подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры: Отчий дом, 1995. — 319 с.
  53. Иванов Вяч. Лев Толстой и культура // Л. Н. Толстой: pro et contra: Личность и тв-во Льва Толстого в оценке русских мыслителей и исследователей. Антология. СПб.: Изд-во Рус. Христиан. Гуманит. Инта, 2000.- С.563−575.
  54. В.Н. Миросозерцание графа Льва Николаевича Толстого. СПб.: Изд-во Русск. христ. гуманист, ин-та, 2000. — 478 с.
  55. История русской философии: Учебников для вузов / А. И. Абрамов, Л. Р. Авдеева, А. Л. Андреев и др. М.: Республика, 2001. — 638 с.
  56. Т.В. Прогресс общества и проблемы целостного биосоциального развития человека. М.: Медицина, 1978. — 247 с.
  57. Т.В. Этапы жизненного цикла человека // Что такое человек? Основы человековедения. СПб.: 1996. С.53−63.
  58. Д.Ю. Философия Толстого. М.: Изд-во коммунистической академии, 1930.-227 с.
  59. Н.С. Лев Толстой как мыслитель и гуманист. М.: Изд-во МГУ, 1985.- 136 с.
  60. Кон И. С. Открытие «я». М.: Политиздат, 1978. — 367 с.
  61. Краткий философский словарь. М., 2001.
  62. Н. Лев Толстой о смысле жизни: Образ духовного и нравственного человека в педагогике Л. Н. Толстого. М.: ПФ «Красный пролетарий», 1993. — 173 с.
  63. Кузанский Н. Об ученом незнании // Кузанский Н. Соч. в 2-х тт. Т.1.М., 1979.
  64. Е.Н. «Война и мир» и «Анна Каренина» Л.Н.Толстого // История русского романа. В 2-х т. Т. 2. М.-Л., 1964.
  65. Е.Н. Эстетика Л.Н.Толстого. М.-Л.: Наука, 1966. — 324 с.
  66. Г. Б. Нравственный идеал героев Л.Н.Толстого и Ф. М. Достоевского: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1988. — 255 с.
  67. Г. Б. Л.Н.Толстой и Ф. М. Достоевский: (Проблема метода и мировоззрения писателей). — Тула: Приок. кн. изд-во, 1986.-254 с.
  68. Г. А. Лев Толстой: Личность и творчество раннего и зрелого Л.Толстого. М.: ОГИ, 2000. — 638 с.
  69. А. «Смерть Ивана Ильича». Критический этюд // Русское богатство. 1881.№ 1.
  70. Ли Со Ен. Религиозно-философская антропология Л. Н. Толстого: Автореф дис. канд. филос. наук. М., 1996. 27 с.
  71. В.Я. Мир и человек в творчестве Л.Толстого и И.Бунина. М.: Изд-во МГУ, 1989.-172 с.
  72. С.К. Проблема человека в русской философии. Тюмень: Изд-во Тюмен. гос. ун-та, 2001. — 195 с.
  73. К.Н. Жизнь Льва Толстого. М.: Худ. лит-ра, 1981. — 255 с.
  74. К.Н. Духовные искания Л.Н.Толстого (Из истории их изучения и оценки) // Толстой и о Толстом. Материалы и исследования. Вып.1. -М.: Наследие, 1998. С.132−156.
  75. К.Н. Концепция бога в религиозно-философском учении Л.Н.Толстого // Толстой и о Толстом. Материалы и исследования. Вып. 2. М.: ИМЛИ РАН, 2002. — С.176−194.
  76. Н.О. История русской философии. М.: Высшая школа, 1991. -559 с. (Б-ка философа)
  77. А.В., Богданов А. А. Очерки реалистического мировоззрения. М., 1904.
  78. Г. С. Смысл жизни и жизнь смысла. Иркутск: Изд-во Иркут. ун-та, 1998.-246 с.
  79. М.К. Сознание и цивилизация. Тексты и беседы. М.: Логос, 2004. — 272 с.
  80. М.К. Эстетика мышления. М.: Моск. шк. полит, исслед.", 2000. — 416 с.
  81. И.Б. Лев Толстой на вершинах жизни. М.: Прогресс-Традиция, 2003.-429 с.
  82. .В. Философская антропология: очерки истории и теории. -СПб.: Издательство «Лань», 1997. 384 с.
  83. В.М. Человек в романах И.С.Тургенева. Л.: Сов. писатель, 1975.- 152 с.
  84. Е.Д. Проблемы этики и гуманизма в творчестве Л.Н.Толстого: Автореф. дис. канд. филос. наук. М., 1990.
  85. Д.И. Философия и наука // Антология мировой философии. В 4-х т. М.: Мысль, 1972. — Т. 4. — С.412−425.
  86. Д. Л. Толстой и Достоевский. М.: Наука, 2000. — 587 с.
  87. Д. Толстой и Достоевский. Вечные спутники. М.: Республика, 1995.-621 с.
  88. И.И. Этюды о природе человека. М.-Л.: Изд-во Акад. наук СССР, 1961.-290 с.
  89. Л. Философия науки: современная эпистемология. Научное знание в динамике культуры. М., 2005.
  90. Юб.Моторина Л. Е. Философская антропология: Учеб. пособие для студентов вузов. М.: Высшая школа, 2003. — 255 с.
  91. Т.Л. О мировом значении Л.Н.Толстого. М.: Сов. писатель, 1957.-726 с.
  92. Р. Жизнь до жизни. Жизнь после жизни. Киев: София, 1994. -352 с.
  93. Р. Жизнь после смерти. М.: Сов. писатель, 1990. — 320 с.
  94. Ю.Набиев Н. Г. Человек в мире Л. Н. Толстого. М.: Диалог-МГУ, 1999. -278 с.
  95. Ш. Некрасов И. А. Философская антропология Л. Н. Толстого Автореф дисс. канд. филос. наук. М., 1998.
  96. Л.З. Религия в духовном поиске Л.Н.Толстого. М.: Знание, 1992. — 62 с. — (Подписная научно-популярная серия «Культура и религия" — № 4, 1992).
  97. Л.З. Лев Толстой и проблемы гуманизма. М.: Знание, 1988. — 60 с. — (Новое в жизни, науке, технике. Этика- № 8, 1988).
  98. С.А. Метафизика веры в русской философии. М.: Изд. Рос. ун-та дружбы народов, 2001. — 352 с.
  99. Е.В. Художественный мир Л.Толстого: 1880−1890-е гг. М.: Флинта-Наука, 2000. — 269 с.
  100. О.Б. Религиозно-мифологические основы эпопеи Л.Н.Толстого «Война и мир»: Автореф. дис. канд. филол. наук. Томск, 2002.
  101. Н.В. Л.Н.Толстой: человек, поступок, личность. Пермь: Б.И., 2000.-145 с.
  102. В.М. К вопросу о системе Толстого // Л. Н. Толстой: pro et contra: Личность и тв-во Льва Толстого в оценке русских мыслителей и исследователей. Антология. СПб: Изд-во Рус. Христиан. Гуманит. Инта, 2000. — С. 794−818.
  103. Ю.И., Парахина Е. Лев Толстой: Россия на пути к Книге Бытия- Лев Толстой и Ясная Поляна: Новое, парадокс. О Л. Н. Толстом и духовности России. Тула: Б.и., 1998. — 325 с.
  104. Ю.В. Антропологический образ философии. Томск: Изд-во НТЛ., 1997.-448 с.
  105. А.С. Философское мировоззрение Л.Н.Толстого. Харьков: Вища школа, 1974. — 153 с.
  106. И. Лев Толстой: на пороге XXI столетия. — СПб.: Фирма КОСТА, 2004.-261 с.
  107. Д.Н. В сетях феноменологии. СПб., 2004.
  108. Е.И. Лев Толстой и русская идея. М.: Глобус, 2001. — 55 с.
  109. В.В. Цель человеческой жизни // Смысл жизни: Антология. -М.: Издательская группа «Прогресс-Культура», 1994. С. 19−65.
  110. В.В. О писательстве и писателях. -М: Республика, 1995.
  111. Руссо Ж.-Ж. Трактаты. М., 1969.
  112. С.В. Нравственная жизнь человека в философско-этических исканиях Л.Толстого. Л.: Ленингр. орг. об-ва «Знание» РСФСР, 1988. -16 с.
  113. В.Л. Реализм как путь познания реальной жизни // Мировая и петербургская традиции реалистической философии. СПб., 2005.
  114. О.В. «Война и мир» Л.Н.Толстого. Проблема человеческого общения.-Л.: ЛГУ, 1988.- 189 с.
  115. О.С. Феномен русского морализаторства. Этические очерки. — Новосибирск: Наука, 1995. 196 с.
  116. НО.Соина О. С. Этика самосовершенствования: Л. Толстой, Ф. Достоевский, 4
  117. B.C. Оправдание добра // Соловьев B.C. Соч. в 2-х т. М., 1990.
  118. B.C. Три разговора.//Соловьев B.C. Соч.: в 2-х т.-М., 1988.1. Т.2.
  119. Ф.А. Религиозная трагедия Льва Толстого // Л. Н. Толстой: pro et contra: Личность и тв-во Льва Толстого в оценке русских мыслителей и исследователей. Антология. СПб: Изд-во Рус. Христиан. Гуманит1. Ин-та, 2000. С. 445−470.
  120. А. Философия культуры и русские мыслители Х1Х-начала XX века: интегральный анализ. М.: Моск. философ, фонд, 2003. -260 с.
  121. А.Д. Яснополянский мудрец: Традиции русского философствования в творчестве Л. Н. Толстого. М.: ИФРАМ, 2001. —143 с.
  122. А.А. Страх смерти // Вопросы философии и психологии. Кн. 5. 1897.
  123. Г. Философия Л.Н.Толстого: Автореф. дис. канд. филос. наук. М., 1965.- 19 с.
  124. Л.Н. Анна Каренина // Толстой Л. Н. Полн. собр. соч. в 90-а тт. -М.: Гослитиздат, 1934.-Т. 18.
  125. Л.Н. Благо любви // Толстой Л. Н. Полн. собр. соч. в 90-а тт. -М.: Худ. лит-ра, 1956. Т.37. — С.363−366.
  126. Л.Н. Божеское и человеческое // Толстой Л. Н. Полн. собр. соч. в 90-а тт. М.: Худ. лит-ра, 1957. — Т.42. — С.518−532.
  127. Л.Н. Великий грех // Толстой Л. Н. Полн. собр. соч. в 90-а тт.- М.: Гослитиздат, 1936. Т.36. — С.206−231.
  128. Л.Н. Верьте себе (Обращение к юношеству) // Толстой Л. Н. Полн. собр. соч. в 90-а тт. М.: Худож. лит-ра, 1956. — Т.37. — С.63−67.
  129. Толстой J1.H. Война и мир // Толстой Л. Н. Полн. собр. соч. в 90-а тт. -М.: Худож. лит-ра, 1938−1940. -Т.10−14.
  130. Л.Н. О значении христианской религии // Толстой Л. Н. Полн. собр. соч. в 90-а тт. М.: Гослитиздат, 1936. — Т. 17. — С.353−357.
  131. Л.Н. О насилии // Толстой Л. Н. Полн. собр. соч. в 90-а тт. -М.: Гослитиздат, 1932. Т.7. — С.121−125.
  132. Л.Н. Определение религии-веры // Толстой Л. Н. Полн. собр. соч. в 90-а тт.-М.: Гослитиздат, 1936.-Т.17.-С.357−359.
  133. Л.Н. Где любовь, там и Бог// Толстой Л. Н. Полн. собр. соч. в 90-а тт.-М.: Гослитиздат, 1937.-Т:25. -С.35−46.
  134. Л.Н. Детство. Отрочество. Юность // Толстой Л. Н. Полн. собр. соч. в 90-а тт. М.: Гослитиздат, 1937. — Т. 5.
  135. Л.Н. Дневники // Толстой Л. Н. Полн. собр. соч. в 90-а тт. -М.: Худож. лит-ра, 1937−1954. Т.46−58.
  136. Л.Н. Единая заповедь // Толстой Л. Н. Полн. собр. соч. в 90-а тт. М.: Гослитизат, 1936. — Т.38. — С.100−119.
  137. Л.Н. Закон насилия и закон любви // Толстой Л. Н. Полн. собр. соч. в 90-а тт. М.: Худож. лит-ра, 1956. — Т.37. — С. 149−222.
  138. Л.Н. Зачем я живу // Толстой Л. Н. Полн. собр. соч. в90-а тт. -М.: Худож. лит-ра, 1958. Т.90. — С.133−138.
  139. Л.Н. Исповедь. В чем моя вера? Л., 1991.
  140. Л.Н. Казаки // Толстой Л. Н. Полн. Собр. соч. в 90-а тт. М.: Гослитиздат, 1929. — Т.6.
  141. Л.Н. Как и зачем жить // Толстой Л. Н. Полн. собр. соч. в 90-а тт. М.: Гослитиздат, 1936. — Т.36. — С.397−399.
  142. Л.Н. Круг чтения // Толстой Л. Н. Полн. собр. соч. в 90-а тт. -М.: Худож. лит-ра, 1957. Т.41−42.
  143. Л.Н. Наше жизнепонимание // Толстой Л. Н. Полн. собр. соч. в 90-а тт. М.: Худож. лит-ра, 1956. — Т.37. — С.23−31.
  144. Л.Н. Не могу молчать // Толстой Л. Н. Полн. собр. соч. в 90-а тт. М.: Худож. лит-ра, 1952. — Т.34. — С.83−97.
  145. Л.Н. О будущей жизни вне времени и пространства // Толстой Л. Н. Полн. собр. соч. в 90-а тт. М.: Гослитиздат, 1936. — Т.17. -С.338−340.
  146. Л.Н. О жизни // Толстой Л. Н. Полн. собр. соч. в 90-а тт Т.26.171 .Толстой Л. Н. О религии // Толстой Л. Н. Полн. собр. соч. в 90-а тт.
  147. М.: Гослитиздат, 1932.-Т.7.-С.125−128.
  148. Л.Н. О цели философии // Толстой Л. Н. Полн. собр. соч. в 90-а тт. -М.: Худож. лит-ра, 1935. Т. 1.
  149. Л.Н. Путь жизни. М., 1993.
  150. Л.Н. Религия и наука // Толстой Л. Н. Полн. собр. соч. в 90-а тт. М.: Худож. лит-ра, 1956. — Т.37. — С.360−363.
  151. Л.Н. Религия и нравственность // Толстой Л. Н. Полн. собр. соч. в 90-а тт. М.: Худож. лит-ра, 1956. — Т.39. — С.3−27.
  152. Л.Н. Соединение и перевод четырех Евангелий // Толстой Л. Н. Полн. собр. соч. в 90-а тт. М.: Худож. лит-ра, 1957. — Т.24.
  153. Л.Н. Смерть Ивана Ильича // Толстой Л. Н. Полн. собр. соч. в 90-а тт.-М.: Гослитиздат, 1940.-Т.12.-С.26−61.
  154. Л.Н. Сущность христианского учения // Толстой Л. Н. Полн. собр. соч. в 90-а тт. -М.: Худож. лит-ра, 1957.-Т.41.-С.65−83.181 .Толстой Л. Н. Так что же нам делать // Толстой Л. Н. Полн. собр. соч. в 90—а тт.-М.: Гослитиздат, 1937.-Т.25.-С.182−412.
  155. Л.Н. Три смерти // Толстой Л. Н. Полн. собр. соч. в 90-а тт. -М.: Гослитиздат, 1937. Т.5. — С. 53−67.
  156. Л.Н. Философические замечания на речи Ж.Ж.Руссо // Толстой Л. Н. Полн. собр. соч. в 90-а тт. М.:Худож. лит-ра, 1935. — Т.1. — С.221.
  157. Л.Н. Хозяин и работник // Толстой Л. Н. Полн. собр. соч. в 90-а тт. М.: Худож. лит-ра, 1954. — Т.29. — С.3−117.
  158. Л.Н. Христианское учение // Толстой Л. Н. Полн. собр. соч. в 90-а тт. М.: Худож. лит-ра, 1956. — Т.39. — С. 117−192.
  159. Л.Н. Царство божие внутри вас // Толстой Л. Н. Полн. собр. соч. в 90- тт. М.: Худож. лит-ра, 1957. — Т.28. — С. 1−294.
  160. С.А. Дневники: В 2-х т. -М.: Худож. лит-ра, 1978. Т.2.
  161. Л.Н. Что такое религия и в чем сущность ее // Толстой Л. Н. Полн. собр.соч. в 90-а тт.-М.: Гослитиздат, 1950.-Т.35.-С.157−199.
  162. Толстой и о Толстом. Материалы и исследования. Выпуск 1. — М.: Наследие, 1998.
  163. Н.Ф., Плещеева Н. Г. Человек и Россия в русской философии ХУ111-Хх вв. Омск: Наследие. Диалог-Сибирь, 1998. -401 с.
  164. Г. Л. Разум, воля, успех: О философии поступка. Л.: Изд-во ленинградского ун-та, 1990. — 216 с.
  165. Н.Ф. Сочинения. М., 1982.
  166. Философия и методология познания. СПб., 2003.
  167. Философия. Наука. Человек: Конфликт или гармония?: Учеб. пособие / З. С. Алябьева, Р. А. Зобов, А. Ф. Оропай и др. Под ред. В. Л. Обухова. -СПб.: Изд-во С-Петербургского гос. аграрного ун-та, 1992. 281 с.
  168. П.А. О типах возрастания // Богословский вестник. -1907. № 7.
  169. П.А. Столп и утверждение истины. — М., 1990.
  170. Г. Пути русского богословия. Париж, 1983.
  171. С.Л. Духовные основы общества. М., 1992.
  172. С.Л. Космическое чувство в поэзии Тютчева // Франк
  173. С.Jl. Русское мировоззрение. СПб., 1996.
  174. С.Л. Непостижимое. Дух и душа // Плотников В. И. Онтология. Хрестоматия. Екатеринбург-Москва, 2004.
  175. С.Л. Русское мировоззрение. СПб., 1996.
  176. И.Т. Перспективы человека: Опыт комплекс. Постановки проблем, дискуссии, обобщения. М.: МПГУ им. В. И. Ленина, 1983 350 с.
  177. Н.И. Проблема жизни и смерти в философии Л.Н.Толстого: Автореф. дис. канд. филос. наук. -М., 1995.
  178. Хайдеггер. Время и бытие. М.: Республика, 1993. — 447 с.
  179. Н. Философия человека: от метафизики к метаантропологии. М.: Ин-т общегуманит. исслед.- Киев: Ника-центр, 2002. — 334 с.
  180. И.П. «Движение жизни» как космопланетарный процесс: Автореф. дис. канд. филос. наук. Ростов-на-Дону, 2001.
  181. Н.Г. О Л.Н.Толстом. М.: Гослитиздат, 1959. — 31
  182. А.П. Полн. собр. соч. и писем в 30-ти т. Письма. Т.4. М., 1976.
  183. И.В. Нравственно-философские искания Л.Толстого в 60−70-егг. Саратов: Изд-во Саратов, ун-та, 1974. — 317 с.
  184. Л. Добро в учении гр. Толстого и Ф. Ницше: Философия и проповедь // Л. Н. Толстой: pro et contra. СПб.: РКГИ, 2000. С.216−229.
  185. Л. Киркегард и экзистенциальная философия: (Глаз вопиющего в пустыне). М., 1992.
  186. Л. Откровения смерти. На страшном суде. (Последние произведения Л.Н.Толстого) // Шестов Л. Сочинения в 2-х т. Т.2 М., 1993.
  187. А.И. Лев Толстой и Зосток. -М.: Наука, 1971. 552 с.
  188. В.Б. Лев Толстой. -М.: Молодая гвардия, 1967. 655 с. 216. Эйхенбаум Б. М. Лев Толстой. Семидесятые годы. — Л.: Худож. литра, 1974.-359 с.
  189. К. Смысл и назначение истории. -М., 1991.
  190. Bevilin I. Lev Tolstoy s, Historical Skepticism, Oxford Slavonic paper, 3v), 1979, Voll 11, p. 17−51 etc.
  191. Roszak T. Person planet: The creative disintegration of industrialsociety. N.U. 1979, p. 119. 220. Seeley F.F. Tolstoy s Philosophy of History // New Essays on Tolstoy, Cambvidge, Mass, 1979, p. 179−190.
Заполнить форму текущей работой