Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Содержание и динамика активности субъекта учебно-профессиональной деятельности: Сравнительное исследование студентов различных вузов и специальностей

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Апробация. Материалы исследования докладывались на научно-практической конференции Учредительного съезда Российского психологического общества (Москва, 1994 г.), на IV Европейском конгрессе психологов (Афины, 1995 г.), на российской научно-практической конференции «Образование — будущее России» (Уфа, 1996 г.), региональной научно-практической конференции «Фундаментализация образования… Читать ещё >

Содержание

  • 19. 00. 07. — педагогическая психология
  • Диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук
  • Научный руководитель Доктор психологических наук РОМАНОВА Е. С
  • Москва
    • ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ПРОБЛЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ КАК ЭТАПА СТАНОВЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛА
    • 1. Анализ основных подходов к изучению учебно-профессиональной деятельности в трудах отечественных и зарубежных психологов
    • 2. Психологические концепции профессионального самоопреления личности. vj
    • 3. Проблема профессионального сознания и самосознания студентов вуза в трудах отечественных психологов
    • 4. Содержательные характеристики мотивационной сферы будущего профессионала
  • ГЛАВА II. ОРГАНИЗАЦЯ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРОЦЕДУРЫ ИЗУЧЕНИЯ АКТИВНОСТИ СУБЪЕКТА УЧЕБНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
    • 1. Постановка проблемы, диагностическая модель и методический аппарат исследования
    • 2. Организация, цели и содержание формирующего эксперимента
  • ГЛАВА III. СОДЕРЖАНИЕ И ДИНАМИКА АКТИВНОСТИ СУБЪЕКТА УЧЕБНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (СРАВНИТЕЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СТУДЕНТОВ РАЗЛИЧНЫХ ВУЗОВ И СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ
    • 1. Уровни профессиональной самооценки, субъективного контроля, потрбеностного профиля деятельности студентов, их динамика в период профессионального обучения
    • 2. Особенности развития профессиональных интересов студентов различных вузов и специальностей
    • 3. Содержание и анализ учебно-профессиональной мотивации студентов, ее динамика
    • 4. Соедержание и д инамика ценностных и смысложизненных ориентаций будущего профессионала в процессе вузовского обучения
    • 5. Анализ результатов формирующего экспееримента
  • ВЫВОДЫ
  • Содержание и динамика активности субъекта учебно-профессиональной деятельности: Сравнительное исследование студентов различных вузов и специальностей (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

    Актуальность проблемы. Важнейшей миссией высшего образования как исторически сформировавшегося социального института является подготовка высоконравственных, интеллектуально развитых, творчески работающих профессионалов. Однако уровень подготовки молодых специалистов в настоящее время еще не всегда соответствует возрастающим требованиям жизни. Всесторонняя разработка проблемы профессионального обучения студента вуза не нашла еще должного отражения в психологических исследованиях. Вместе с тем сегодня она приобретает особое значение, так как нестабильность социально-экономических и политических процессов, протекающих в нашем обществе, изменяет отношение людей к пониманию своего места в обществе, к выбору профессии, к продуктам труда. В этом социальном контексте особое значение приобретает изучение активности субъекта профессионализации, основанной на способности человека превращать собственную жизнедеятельность в предмет практического преобразования, относиться к самому себе, оценивать способы деятельности, контролировать ее ход и результаты, способности мобилизовать свои возможности и реализовать их в конкретной деятельности.

    Значение проблемы изучения активности субъекта учебно-профессиональной деятельности состоит в том, что такие ведущие ее аспекты, как мотивация и личностный уровень самоконтроля, являются внутренним потенциалом, условием и результатом становления профессионала. Данные компоненты рассматриваются как движущая сила деятельности субъекта, как активность, которая проявляется в его отношении к содержанию и процессу обучения в вузе и будущей профессиональной деятельности, в стремлении к эффективному овладению знаниями и способами деятельности.

    Конкретизацией данного аспекта актуальности темы являются проблемы, связанные с принципиальными особенностями, своеобразием активности будущих профессионалов. Это прежде всего специфика будущей профессиональной деятельности, обусловливающей «разнотипные субъектные миры профессионалов» (Е.А. Климов) уже в процессе обучения в вузе, а также особенности профессионального обучения в различных типах высших учебных заведении системы образования — государственной и негосударственной.

    В работе было проведено комплексное исследование, посвященное изучению содержания и динамики основных компонентов активности студента вуза как субъекта учебно-профессиональной деятельности. При этом исходили из того, что глубокий анализ психологических составляющих активности на этапе обучения в вузе позволит выявить качественное своеобразие активности студентов в рамках различных типов будущей профессиональной деятельности и высших учебных заведений, особенности активности в процессе усвоения экспериментального курса психологии в сочетании с процедурой самоанализа, самодиагностики.

    Цель исследования — изучение содержания, динамики, своеобразия активности студентов различных специальностей (юрист, психолог, экономист) в рамках различных систем образования (государственной и негосударственной), также разработка приемов, позволяющих активизировать процесс профессионализации при изучении основ психологических знаний.

    Объектом нашего исследования является процесс профессионального становления студента вуза, а его предметом — содержание, динамика ведущих компонентов активности студента как субъекта учебно-профессиональной деятельности, приемы активизации будущего профессионала в процессе обучения в вузе.

    Основная гипотеза настоящего исследования состоит в том, что специфика будущей профессиональной деятельности, а также особенности обучения в рамках различных типов вузов определяют качественные особенности содержания активности субъектов учебно-профессиональной деятельностидинамика изменений психологических составляющих активности имеет различную степень интенсивностиэффективность профессионализации в вузе определяется активизацией самоанализа субъекта в процессе самодиагностики при изучении теоретического курса психологии.

    Для реализации намеченной цели и проверки выдвинутой гипотезы в исследовании были поставлены следующие задачи.

    1. Раскрыть основные подходы к изучению различных сторон профессионализации студента и по активности как субъекта учебно-профессиональной деятельности.

    2. Разработать комплекс диагностических методик для решения исследовательских задач.

    3. Составить диагностическую модель комплексного изучения ведущих компонентов активности субъекта учебно-профессиональной деятельности.

    4. Выявить и дать содержательную характеристику активности студента в зависимости от особенностей будущей специальности (юрист, психолог, экономист) и типа вуза, в котором он обучается (государственный, негосударственный).

    5. Определить динамику изменений всех исследуемых компонентов активности в процессе всего периода вузовского обучения.

    6. Разработать программу экспериментального курса по психологии с элементами программированной подачи материала, с введением процедуры самоанализа, самодиагностики.

    7. Оценить эффективность программы изучения общей психологии и процедуры самодиагностики по критерию изменений активности субъектов учебно-профессиональной деятельности.

    8. Разработать методическое пособие для преподавателей высших учебных заведений по работе со студентами различных факультетов.

    Методологической основой данного исследования является принцип деятельности, утверждающий необходимость изучения каждой стадии профессионального становления в контексте различных практических видов деятельностипринцип активности, представляющий профессионализацию специфической формой активности субъекта деятельности.

    Теоретической базой для изучения студента вуза как субъекта активности в контексте его профессионализации явились работы К.А. Абульхановой-Славской, Б. Г. Ананьева, Л. И. Анцыферовой, А. Г. Асмолова, P.P. Бибрих,.

    A.А. Бодалева, Л. И. Божович, Е. М. Борисовой, Л. С. Выготского, Ю. М. Забродина, А. Г. Здравомыслова, Е. И. Исаева, Е. А. Климова, И. С. Кона, С. П. Крегжде, Б. Б. Коссова, А. И. Крупнова, Т. В. Кудрявцева, А. Н. Леонтьева,.

    B.Г. Леонтьева, Д. А. Леонтьева, В. Ф. Ломова, А. К. Марковой, Н. И. Мешкова, Н. Н. Нечаева, Ю. М. Орлова, А. В. Петровского, В. А. Петровского, Ю. П. Поваренкова, Н. С. Пряжникова, Е. Н. Рогова, Е. С. Романовой, СЛ. Рубинштейна, В. Ф. Сафина, В. И. Слободчикова, В. В. Столина, O.K. Тихомирова, П. А. Шавира и многих других.

    Методы исследования.

    Для решения экспериментальных задач использовались разнообразные высокоформализованные методы психодиагностики, анкетирование, проективный метод незаконченных предложенийметоды выявления уровней самооценки, адаптированные к задачам исследованияметод включенного наблюдения.

    В решении задач были использованы следующие методические приемы: комплексность в подборе методик, позволяющая охватить разные аспекты проблемы исследованияметод срезов, обеспечивающий изучение компонентов активности в динамикесравнительный анализ особенностей становления студентов разных вузов и специальностейколичественный и качественный анализ результатов. Для решения экспериментальных задач был разработан формирующий эксперимент с элементами активизации студентов в процессе профессионального обучения.

    Экспериментальная база исследования. Исследованием охвачено более 3 ООО человек. В качестве испытуемых выступали студенты юридических, психологических, экономических факультетов шести вузов города Уфы:

    1. Башкирский государственный университет (БГУ).

    2. Башкирский государственный педагогический институт (БГПИ).

    3. Башкирский государственный аграрный университет (БГАУ).

    4. Восточный институт экономики, гуманитарных наук, управления и права (ВЭГУ (негосударственный вуз).

    5. Уфимский государственный авиационный технологический университет (УГАТУ).

    6. Уфимский юридический институт МВД РФ (УЮИ).

    Исследование проводилось в течение 7 лет.

    Достоверность и обоснованность научных результатов представленного диссертационного исследования обеспечивались исходными методологическими принципами, использованием комплекса научных методов, репрезентативностью выборки и тщательным анализом полученных данных.

    Научная новизна проведенного исследования заключается в комплексном сравнительном изучении интраиндивидного аспекта активности студентов, обучающихся разным специальностям в различных вузах — негосударственном и государственных, выявлении особенностей динамических изменений в изучаемых компонентах активности.

    К новым результатам можно отнести апробацию курса психологии с акцентом на самостоятельное его изучение и использование самодиагностики в качестве средства активизации профессионального становления студента вуза.

    Практическая значимость работы состоит в том, что в результате комплексной диагностики получен материал, отражающий состояние психологических составляющих активности современных студентов вузов, который может быть использован в последующих социально-психологических, междисциплинарных исследованиях становления профессионала на этапе их обучения в вузе. Возможно использование результатов исследования в лекционных курсах и семинарских занятиях по психологии труда и профориентации, а также в системе повышения квалификации специалистов различного профиля. Выявленные особенности содержания и динамики различных компонентов профессионального становления должны учитываться педагогами и психологами в практике работы со студентами. Программа изучения курса по психологии с элементами программированного самоконтроля и процедурой самодиагностики могут эффективно использоваться преподавателями в целях активизации профессионального становления студентов вузов.

    Основные положения, выносимые на защиту:

    1. Основными компонентами активности студента вуза как субъекта учебно-профессиональной деятельности являются мотивационные составляющие (ценностные и смысложизненные ориентации, потребностный профиль и предпочитаемые сферы деятельности, профессиональные интересы, учебно-профессиональная мотивация) и компоненты личностного уровня самоконтроля (удовлетворенность профессией, уровень самооценки профессионально-важных качеств, уровень личностной самооценки, уровень субъективного контроля).

    2. Содержание психологических составляющих активности будущих профессионалов — юристов, психологов, экономистов различно, но различия затрагивают не все исследуемые компоненты. Эти различия носят профессиональный характер.

    3. Существуют также различия в содержании активности субъектов учебно-профессиональной деятельности, обучающихся в различных типах высших учебных заведений — государственных и негосударственных.

    4. В процессе вузовского обучения происходят определенные изменения психологических составляющих активности субъекта учебно-профессиональной деятельности. Динамика изменений в различной степени затрагивает все ее компоненты: более интенсивные изменения наблюдаются в содержании мотивационных аспектов профессионализации, менее значимые изменения наблюдаются в личностном уровне самоконтроля.

    5. Учебная форма активности студента, составляющая структурную основу для организации учебной деятельности, развивается в процессе профессионального обучения более успешно, в отличие от профессиональной ее формы, соотнесенной с требованиями осваиваемой специальности.

    6. Эффективным приемом, позволяющим активизировать процесс профессионализации в процессе обучения в вузе, является целенаправленное освоение курса, включающего различные виды самостоятельной работы студентов, самоанализ, самодиагностику с целью самоактуализации развития профессионально-важных качеств и способностей субъектов учебно-профессиональной деятельности.

    Апробация. Материалы исследования докладывались на научно-практической конференции Учредительного съезда Российского психологического общества (Москва, 1994 г.), на IV Европейском конгрессе психологов (Афины, 1995 г.), на российской научно-практической конференции «Образование — будущее России» (Уфа, 1996 г.), региональной научно-практической конференции «Фундаментализация образования в современном обществе» (Уфа, 1997 г.), всероссийской научно-практической конференции «Ценностные ориентации в подготовке специалистов» (Уфа, 1997 г.), региональной научно-практической конференции «Проблемы высшего образования на пороге XXI века» (Уфа, 1998 г.), российской научно-практической конференции «Проблемы реализации права на высшее образование в Российской Федерации» (Уфа, 4 1999 г.), на заседаниях кафедры психологии Башкирского госпединститута.

    Теоретические и прикладные аспекты диссертации включались в лекционные курсы «Психология труда», «Основы профориентации», «Методика изучения личности», «Основы психодиагностики» на факультете психологии Бащ-госпединститута и Восточного института экономики, гуманитарных наук, управления и права. По итогам диссертационного исследования опубликовано 5 печатных работ.

    Внедрение материалов исследования. Результаты исследования внедрены в работу психологического, юридического и экономического факультетов Восточного института экономики, гуманитарных наук, управления и права, психологического факультета и спец. факультета по подготовке практических психологов Башкирского госпедуниверситета в виде фундаментальных программ изучения основ общей психологии и методики изучения личности ребенка и используются в педагогическом процессе.

    Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, трех глав и заключения, содержит список литературы и приложений. Общий объем диссертации составил 183 машинописных страниц.

    Список литературы

    содержит 172 наименования. Основной текст диссертации иллюстрирован 16 таблицами, 17 рисунками, 10 графиками. Общий объем приложений к диссертации составил 165 страниц. Приложения содержат 68 таблиц, 49 рисунков, 7 графиков.

    10. Результаты исследования позволяют рекомендовать включение дополнительных психологических дисциплин в учебные планы непсихологических факультетов.

    11. Проведение формирующего эксперимента наметило направления новых, творческих форм изучения психологических знаний в вузе и более широкого применения в практике профессионального обучения процедуры самодиагностики.

    12. Психологический анализ проявлений активности студентов различных специальностей, имеющих профессиональный характер, позволяет наметить индивидуальные направления активизации будущих профессионалов в процессе обучения в вузе, учитывающие специфику будущей деятельности.

    13. Данные результаты соответствуют начальному этапу изучения активности субъекта учебно-профессиональной деятельности. Перспективы работы связаны с разработкой общих методических принципов изучения и воздействия на сферу активности будущего профессионала в процессе обучения в вузе.

    Введение

    дополнительных социально-психологических параметров активности субъекта учебно-профессиональной деятельности позволит выявить новые типы и виды соотношения между различными показателями активности, типологию активности студента вуза, что и предполагается осуществить в дальнейшей работе над проблемой.

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    .

    В настоящей работе было проведено комплексное изучение содержания и динамики активности студента вуза как субъекта учебно-профессиональной деятельности.

    1. Были выделены основные психологические составляющие активности на этапе профессионального обучения — интраиндивидные, включающие показатели мотивационной сферы и личностного уровня самоконтроля студента, и интериндивидные, анализ которых позволил выявить особенности, своеобразие проявления активности студентов, обучающихся на различных факультетах в разных типах вузов.

    2. Дан подробный содержательный анализ всех выделенных компонентов активности студента вуза.

    3. Проведен сравнительный анализ проявлений активности студентов, обучающихся на юридическом, психологическом, экономическом факультетах в разных типах высших учебных заведений — государственных и негосударственных.

    4. В результате сравнительного анализа выявлена особая профессиональная мотивация студентов психологического факультета.

    5. Проведен анализ полученных результатов исследования в динамическом аспекте — в плане интенсивности развития изучаемых компонентов.

    6. Установлено, что отобранные исследовательские процедуры позволяют изучать содержание и динамику активности профессионала в процессе профессионального обучения в вузе, могут эффективно использоваться в индивидуальной психодиагностике данной содержательной области в высшей школе.

    7. Разработана программа экспериментального курса психологии с акцентом на самостоятельное углубленное изучение многих ее тем с программой самодиагностики, явившиеся эффективным средством активизации профессионального становления студента вуза.

    8. Проведен формирующий эксперимент с целью активизации потребности студентов в самоанализе в ситуации освоения профессии с организацией самодиагностики для обеспечения субъектов инструментом активизации.

    9. В ходе эксперимента выявилась потребность студентов в изучении различных отраслей психологических знаний для более глубокого освоения будущей профессии.

    Показать весь текст

    Список литературы

    1. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. -М.: Наука, 1980. 335 с.
    2. Абульханова-Славская К. А. Развитие личности в процессе жизнедеятельности. // Методологические проблемы формирования и развития личности. -М.: Наука, 1981. С.19−44.
    3. Абульханова-Славская К. А. Стратегии жизни. М.: Мысль, 1991.299 с.
    4. Г. В. Динамика профессионального сознания студентов и начинающих учителей // Формирование и развитие профессионального сознания студентов: Межвузовский сборник научных трудов / Отв. ред. Г. В. Акопов. -Самара: Изд-во Сам. ГПИ, 1991 С.5−21.
    5. . Вклад в будущее: приоритет образования. /Пер. с англ. И. В. Киталса. М.: 1993. — 168 с.
    6. .Г. Психология и проблемы человекознания. М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. -382 с.
    7. .Г. Избранные психологические труды. В 2-х т. Т. 1. — М.: Педагогика, 1980. — 232 с.
    8. Л.И. К психологии личности как развивающейся системы. // Методологические проблемы формирования и развития личности. М.: Наука, 1981.-С.З-19.
    9. Л.И. К психологии личности как развивающейся системы // Психология формирования и развития личности. М., Наука, 1981. — С. 319.
    10. Л.И. Психологическая опосредованность социальных воздействий на личность, ее развитие и формирование. // Психологические исследования социального развития личности. М.: Институт психологии АН СССР, 1991.-С.5−38.
    11. А.Г. Мотивация поведения и формирования личности. М.: 1976. — 158 с.
    12. А.Г. Психология личности. Принципы общепсихологического анализа. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1990. — 367 с.
    13. А.Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров. М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. — 768 с.
    14. Е.Ф., Голынкина Е. А., Эткинд A.M. Метод исследования уровня субъективного контроля. // Психол. журнал, 1983. Т. 5. № 3. С.152−162.
    15. P.P. Проблемы исследования процесса развития мотивацион-но-смысловой сферы личности. // Психологические исследования социального развития личности. М.: Институт психологии АН СССР, 1991. — С.39−57.
    16. Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1968. — 464 с.
    17. Л.И. Избранные психологические труды. М., 1995. — 207 с.
    18. Л.И. Проблемы развития мотивационной сферы ребенка. // Избранные психологические труды. М.: Международная педагогическая академия, 1995. — С.20−55.
    19. Е.М. Профессиональное самоопределение: личностный аспект: Автореф. дис.. д-ра психол. наук. М., 1995. — 46 с.
    20. Е.М. Профессиональное самоопределение: личностный аспект. Дне. д-ра психол. наук. М., 1995 — 389 с.
    21. В.Д. Влияние представлений о выбранной профессии на профессиональное самоопределение учащейся молодежи. Дис.. канд. психол. наук. М., 1976. — 187 с.
    22. Е.А. Ценностные ориентации личности в юношеском возрасте. Автореф. дис.. канд. психол. наук. Санкт-Петербург, 1993. — 16 с.
    23. В.В. Понятие установки, отношения и ценностной организации в социологической исследовании // Философские науки. 1968. — № 2.- С.48−54.
    24. Е.С. Психологические особенности развития ценностных ориентаций у студентов педвузов: Автореф. дис.. канд. психол. наук. М., 1983. — 16 с.
    25. А.Н., Сенин И. Г., Чирков В. И. Опросник профессиональных предпочтений. Руководство. Ярославль: НТЦ «Психодиагностика», 1993.- 52 с.
    26. Высшее образование России: состояние и проблемы развития. /Науч. ред. В. Г. Кинелев. -М.: 1994. 456 с.
    27. В.К. Обучение и мотивация в вузе // Психолого-педагог пческое обеспечение учебного процесса в высшей школе в условиях перестройки: Науч. сообщ. к межвуз. конф. Л.-М., 1988. — С.37−42.
    28. .С. Менталитет и образование. М.: 1996. — 144 с.
    29. .С. Философия образования для XXI века (В поисках ирактико-ориентированных образовательных концепций). М.: 1997. — 697 с.
    30. Е.П. Психологические особенности учебной самооценки студентов первого курса: Дис.. канд. психол. наук. М., 1988. — 194 с.
    31. А.Е. Выбор профессии и воспитание личности школьников. М.: Педагогика, 1979. — 158 с.
    32. В.Н. Психологические основы формирования профессионально-педагогической направленности студенческого коллектива: Автореф. дис.. канд. психол. наук. М., 1979. — 16 с.
    33. P.M. Элементы практической психологии. JI.: Изд-во ЛГУ, 1984.-392 с.
    34. И.Б. Особенности психологической диагностики в исследовании адаптации студентов: Дис. канд. психол. наук. Л., 1990. — 209 с.
    35. М.И., Кандыбович Л. А. Психология высшей школы. 2-е изд., пе) ераб. и доп. Минск: Изд-во БГУ, 1981. — 383 с.
    36. В.А. Психологические механизмы волевой регуляции. Учебное пособие. М.: Изд-во УРАО, 1998. — 144 с.
    37. С.Н., Лисовский В. Т. Молодежь о себе, о своих сверстниках. Л.: Лениздат, 1968. — 134 с.
    38. Л.А. Проблемы профессиональной ориентации школьников. -М.: Педагогика, 1983. 128 с.
    39. Е.А. Психолого-педагогические проблемы профессиональной консультации. М.: Знание, 1983. — 95 с.
    40. Е.А. Использование психологических знаний в педагогической деятельности. Методические рекомендации для слушателей университетов педагогических знаний. М., 1984. — 34 с.
    41. Е.А. Психологическое содержание труда и вопросы воспитания. -1 .: Знание, 1986. 80 с.
    42. Е.А. Введение в психологию труда. М., Изд-во МГУ, 1988.200 с. 159 с.
    43. Е.А. Образ мира в разнотипных профессиях: Учеб. пособие. -М.: Изд-во МГУ, 1995. 224 с.
    44. П.Климов Е. А. Основы психологии. М.: Культура и спорт, 1997.283 с.
    45. Г. С. Соотношение личностного и профессионального самоопределения у учителей (мотивационный аспект): Дис.. канд. психол. наук. -М.: 1993.- 181 с.
    46. Н.В. Развитие мотивации к овладению профессией в период обучения в вузе. JL, 1983. — 265 с.
    47. Кон И. С. Социология личности. М.: Политиздат, 1967. — 383 с.
    48. Кон И. С. Психология старшеклассника. М.: Просвещение, 1980.191 с.
    49. С.П. Психология формирования профессиональных интересов. Вильнюс: 1981. — 195 с.
    50. С.П. Психология формирования профессиональных интересов: Дис.. д-ра психол. наук. Вильнюс, 1982. — 343 с.
    51. .Б. Современная концепция высшего образования и проблемы психодиагностики. // Концептуальные вопросы развития высшего образования. Сборник научных трудов. М.: НИИВО, 1991. — С.18−28.
    52. А.И. Психологические проблемы исследования активности человека // Вопросы психологии. 1984. — № 3. — С. 25−33.
    53. Т.В. Психолого-педагогические проблемы высшей школы // Вопросы психологии. -1981. № 2. — С.20−30.
    54. Т.В., Шегурова В. Ю. Психологический анализ динамики профессионального самоопределения личности // Вопросы психологии. 1983. — № 2. — С.51−59.159 с.
    55. Е.А. Образ мира в разнотипных профессиях: Учеб. пособие. -М.: Изд-во МГУ, 1995. 224 с.
    56. Л.Климов Е. А. Основы психологии. М.: Культура и спорт, 1997.283 с.
    57. Г. С. Соотношение личностного и профессионального самоопределения у учителей (мотивационный аспект): Дис.. канд. психол. наук. -М.: 1993. 181 с.
    58. Н.В. Развитие мотивации к овладению профессией в период обучения в вузе. JL, 1983. — 265 с.
    59. Кон И. С. Социология личности. М.: Политиздат, 1967. — 383 с.
    60. Кон И. С. Психология старшеклассника. М.: Просвещение, 1980.191 с.
    61. С.П. Психология формирования профессиональных интересов. -Вильнюс: 1981. 195 с.
    62. С.П. Психология формирования профессиональных интересов: Дис.. д-ра психол. наук. Вильнюс, 1982. — 343 с.
    63. .Б. Современная концепция высшего образования и проблемы психодиагностики. // Концептуальные вопросы развития высшего образования. Сборник научных трудов. М.: НИИВО, 1991. — С.18−28.
    64. А.И. Психологические проблемы исследования активности человека // Вопросы психологии. 1984. — № 3. — С. 25−33.
    65. Т.В. Психолого-педагогические проблемы высшей школы // Вопросы психологии. -1981. № 2. — С.20−30.
    66. Т.В., Шегурова В. Ю. Психологический анализ динамики профессионального самоопределения личности // Вопросы психологии. 1983. — № 2. — С.51−59.
    67. Т.В. Психология профессионального обучения и воспитания. -М.: 1986.
    68. Н.В., Якунин В. А. Роль организаторской деятельности деканатов в предупреждении отсева и академической неуспеваемости студентов // Проблемы повышения успеваемости и снижения отсева студентов: Человек и общество. Вып. 20. Л., 1983. — С.139−153.
    69. Ю.Н. Психология обучения взрослых.. М.: Просвещение, 1985. — 128 с.
    70. A.M., Ценципер А. Б. Профессиональное самоопределение учащихся. Минск: Нар. асвета, 1976. — 127 с.
    71. ЛебедчукП.В. Особенности формирования профессионального самосознания студентов педвуза: Дис.. канд. психол. наук. М., 1995. — 145 с.
    72. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975.-304 с. 7 8. Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981.-48 с.
    73. А.Н. Проблемы развития психики. 4-е изд. — М.: Изд-во МГУ, 1981.- 548 с.
    74. А.Н. Избранные психологические произведения. В 2-х томах. Том II. / Под ред. В. В. Давыдова, В. П. Зинченко, А. А. Леонтьева, А. В. Петровского. -М.: Педагогика, 1983. 318 с.
    75. В.Г. Психологические механизмы мотивации учебной деятельности: Дис. д-ра психол. наук. Новосибирск, 1989. — 352 с.
    76. Д.А. Структурная организация смысловой сферы личности: Автореф. дис.. канд. психол. наук. М., 1988. — 24 с.
    77. Д.А. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО). М.: Смысл. 1992. — 16 с.
    78. В.Ф. Проблема личности в советской психологической науке // Проблемы психологии личности. М., 1982. — С.4−11.
    79. .Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. Ы.: Наука, 1984. — 444 с.
    80. А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1983. — 96 с.пЗ.Маркова А. К. Психология профессионализма. М.: 1996. — 308 с.
    81. B.C. Психология индивидуальности / Под. ред. Е. А. Климова М.: Изд-во «Институт практической психологии" — Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996.-448 с.
    82. Негосударственное образование в России. Материалы научно-практи1.ской конференции. Новосибирск, 1996. — 136 с.
    83. С.А. Системный анализ профессиональной готовности будущего учителя к педагогической деятельности. Дисс. канд психол. наук. -Киев, 1 '85. 158 с.
    84. Основы вузовской педагогики / Урклин И. А., Кузьмина Н. В., Есаре-ва З.Ф. — др. Л.: Изд-во ЛГУ, 1972. — 311 с.
    85. ОЗ.Панкрухин А. П. Маркетинг подготовки специалистов в высшей школе. М., 1994. — 114 с.
    86. А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. М.: Политиздат, 1 82. — 255 с.
    87. В.А. К психологии активности личности // Вопр. психологии, 1 >75. № 3. С. 26−38.
    88. J6.Петровский В. А. Психология неадаптивной активности. М.: Российски. открытый университет, 1992. — 223 с.
    89. Ю.П. Психология профессионального становления личности (основы психологической концепции профессионализации). Курск: КГПИ, 1991.-132 с.
    90. Подготовка специалиста в области образования. Анализ и оценка качества. Вып. III. /Отв. ред. Г. А. Бордовский. СПб: Образование, 1996. — 208 с.
    91. Подготовка специалиста в области образования: Основные направления совершенствования. Вып. IV. / Отв. ред. Г. А. Бородовский. СПб: Образование. 1996. — 176 с.
    92. ПО.Проблемы инновационного образования. Тезисы докладов научно-практической конференции. Уфа, 1995. — 170 с. 111 .Прокопчук А. Реформирование системы высшего образования России. //Высшее образование в Европе, 1994 Т. XIX. — № 4 — С. 38−44.
    93. Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. Москвл-Воронеж: 1996 — 253 с.
    94. Н.С. Профессиональное самоопределение в культурно-исторической перспективе. / Вопросы психологии, 1996. № 1. С.62−72.
    95. Психологические основы профессионально-технического обучения. -М., 19. 8.
    96. Психологические особенности самосознания подростка / Под ред. М. И. Бо шшевского. Киев, 1980. — 168 с.
    97. JI.B. Развитие и формирование ценностных ориентаций у студент в педвуза: Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1990. — 16 с.
    98. Е.Н. Профессиональные качества личности и профессиональные качества учителя // Формирование и развитие профессионального сознания студентов: Межвузовский сборник научных трудов. / Отв. ред. Г. В. Акопов. -Самара: Изд-во Сам. ГПИ, 1991. С.53−61.
    99. Ю.Романова Е. С. Психология профессионального становления личности: Дис.. д-ра психол. наук. М., 1992. — 602 с.
    100. Е.С., Суворова Г. А. Психологические основы профессио-графии (практикум). М., 1990. — 182 с.
    101. Е.С., Потемкина О. Ф. Графические методы в психологической диагностике. М.: Дидакг, 1992. — 256 с. 123 .Ростунов А. Т. Формирование профессиональной пригодности. -Минск,: 984. 176 с.
    102. СЛ. Проблемы общей психологии. М., 1973. — 423 с.. 25. Рубинштейн C.JI. Основы общей психологии. В 2-х томах. — М.: 1989.-Т. 11.-322 с.
    103. М.Н., Потапов В. П. После школы. Опыт социологического исследования. Социально-профессиональные ориентации молодежи. М., 1995. — 223 с.
    104. В.А. Высшая школа России: проблемы и перспективы. Позици- российского союза ректоров. // Образование в документах, 1996. -№ 5.-С.28−51.
    105. J ЗО. Сафин В. Ф. Психология самоопределения личности. Свердловск: 1986.- 42 с.
    106. И.Г. Опросник терминальных ценностей. Руководство. Ярославль: НТЦ «Психодиагностика», 1991. — 20 с.
    107. В.И., Исаев Е. И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности. М.: Школа-Пресс, 1995. — 384 с.
    108. С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности: Учебное пособие для слушателей факультетов и институтов повышения квалификации преподавателей вузов и аспирантов. М.: Аспект-Пресс, 1995. — 271 с.
    109. В.А. Динамика мотивов учебной деятельности студентов (на материале высшей педагогической школы): Автореферат канд.. психол. наук. -Л., 1974.-23 с.
    110. .А. Мотивационно-смысловые образования в мотивационной структуре личности: Автореф. дис.. д-ра психол. наук. М., 1992. -30 с.
    111. Зб.Спиркин А. Г. Сознание и самосознание. М., 1972. — 303 с.
    112. Тенденции развития психологической науки. / Отв. ред.: Б. Ф. Ломов, Л. И. Анцыферова. М., 1989. — 289 с.
    113. В .Я. Семья и формирование личности. М.: Мысль, 1987.-351с.
    114. М.Х. Выбор профессии как социальная проблема. М., 1975.-198 с.
    115. O.K. Понятие и принципы общей психологии. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1992. — 85 с.
    116. Н.Ю. Профессиональная направленность как личностное новообразование юношеского возраста: Дис.. канд. психол. наук. М., 1983. -230 с.
    117. В.П. Философия сознания. М., 1971. — С.57−59.
    118. Фан Ван Ньян. Роль ценностных ориентаций в регуляции процесса профессионального самоопределения (Сравнительное исследование учащихся ПТУ Вьетнама и России): Автореф. дис.. канд. психол. наук. М.: 1992. — 135 с.
    119. В.Д. Развитие мотивов профессионального самоопределения личности в условиях вуза: Авотреф. дис.. канд. психол. наук. Киев, 1982.-24 с.
    120. Формирование учебной деятельности студентов / Под ред. В. Я. Ляудис. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1989. — 240 с.
    121. Фундаментализация образования в современном обществе. Материалы Российской научно-практической конференции. Уфа, 1995. — Ч. 1. -170 с.
    122. Г. И. Педагогическое мастерство преподавателя: метод, способ. М.: Высшая школа, 1988. — 168 с.
    123. П.А. Психология профессионального самоопределения в ранней юности. Тюмень: Изд-во Тюмен. ун-та, 1980. — 87 с.
    124. И.Г. Психологические особенности самоопределения на этапе перехода от детства к взрослости: Авторефер. дис. канд. психол. наук. -М., 1989.-24 с.
    125. Е.В. Психологический анализ проблемы личности // Теоретические проблемы личности. М., 1974. — С.3−33.
    126. В.А. Социологическое исследование. Методология. Программы. Методы. М.: Наука, 1972. — 239 с.
    127. В.А. Социально-психологический портрет инженера. М., 1977.-231 с.
    128. Adler A. Praxis und Theorie der Individual Psychologie. Munchen, Berg-mann, 1 '27.
    129. Adler A. Science of Living. New York, Garden City, 1929.
    130. J Я. ВиЫег Ch. Meaningful living in the mature years / Asing and leasure. N.Y., 19 31.
    131. Cherulnik P.D., Cutrin M.M. Individual difference in psychological reactance: an interaction between locus of control and mode of elimination of freedom // J. Person. Soc. Psychol. 1974. — V.29. — P.381−391.
    132. Dabbs J.M., Kircsht J.P. Internal Control and the taking of influenza shots //Psychol. Rep. 1971. — V. 28. — № 3. — P.959−962.
    133. Hersberg T. The motivation to work. N.Y., 1963. — 157 p.
    134. Holland J.L. Major programs of research on vocational behaviour // Man in a world at work. Boston, 1964. — Ch.12. — P.259−284.
    135. Mirels H.L. Dimensions of internal versus external control // J. Consult. Clin. Psychol. 1970. — V. 34. — P.226−228.
    136. Roe A. The psychology of Occupations. N.Y., 1964. 340 p.. 71. Super D.E. Career development: occupational choice and vocational adjustment / Bull. AJOSP. Luxemburg, 1970. — № 22. — P.15−19.
    137. Vernon M. The relationship of occupation to personality / British. Psych. -1951. V. 31. — № 3−4. — P. 294−325.
    138. Московский городской педагогический университет
    139. Содержание и динамика активности субъекта учебно-профессиональной деятельности (сравнительное исследование студентов различных вузов и специальностей)
    Заполнить форму текущей работой