Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Обобщения в практической деятельности

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Ситуационная модель позволяет отобразить то обстоятельство, что субъект практической деятельности, фиксируя типичные последовательности событий, фиксирует и обобщает и способы построения действий, с помощью которых, эта последовательность событий была осуществлена. Эти знания практик использует как для анализа проблемных ситуаций, возникающих в процессе выполнения деятельности, так и для… Читать ещё >

Содержание

  • 1. Введение
  • 2. Гл. 1 Особенности процессов обобщения: уровни и формы
    • 1. 1. Схема обобщения знаний с точки зрения формальной логики
    • 1. 2. Проблема критериев мыслительного процесса (уровня обобщения)
    • 1. 3. Связанная с деятельностью специфика процессов обобщения. Обобщение в практическом мышлении
  • 3. Гл. 2 Ситуационная модель: новый взгляд на процесс обобщения
    • 2. 1. Статус «события» в философских и лингвистических концепциях
    • 2. 2. Понятие «ситуации» и «события» в психологии
    • 2. 3. Ситуационная модель как возможный механизм обобщения
  • 4. Гл. 3 Анализ проблемной ситуации и форма обобщения
  • 5. Выводы
  • 6. Литература

Обобщения в практической деятельности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования определяется недостаточной разработанностью теории практического мышления и теоретических положений, связанных со спецификой механизмов и форм обобщений, производимых субъектом практического мышления.

Общий контекст рассмотрения проблемы обобщения в отечественной психологии определялся допущением, что чем теоретичнее (абстрактнее) уровень обобщения, тем выше способность субъекта к решению познавательных задач. Однако экспериментально было доказано, что решение задачи в практической деятельности опосредуется специальными механизмами, которые связаны не столько с отражением устойчивых особенностей объекта как таковых, «сколько с процессами и особенностями конкретного соотнесения актуального синтеза характеристик объекта, а также субъективных факторов, «т.е. функциональными механизмами (формирующимися и реализующимися в актуальном процессе решения — задач)» [Д.Н.Завалишина, 1985].

Исследование «специальных механизмов», с помощью которых практик решает стоящие перед ним задачи, представляется важным, как в плане разработки теории мышления, так и в плане решения некоторых вопросов подготовки специалистов-профессионалов.

Цели работы конкретизируются следующим образом:

1) провести теоретический анализ различных подходов к проблемам мышления и обобщения,.

2) исследовать специфику процесса разрешения проблемной ситуации в зависимости от характера преобладающей деятельности субъекта (по критерию практичность — теоретичность),.

3) провести исследование специфических механизмов обобщения, используемых субъектом практического мышления.

Предметом исследования являются особенности обобщений в процессе разрешения проблемных ситуаций.

Объект исследования — школьники общеобразовательных школ № 1, 7, 14, 21, 23, 25, 43, 49, 64 г. Ярославля (70 человек), студенты 1−5-го курсов различных вузов г. Ярославля (70' человек), рабочие и служащие различных предприятий и организаций г. Ярославля (53 человека).

Методологическую основу исследования составили положения теории деятельности С. Л. Рубинштейна и А. Н. Леонтьева, некоторые положения философских концепций К. Р. Поппера, М. Хайдеггера, Ж. Делеза, а также положения о практическом мышлении С. Л. Рубинштейна, Б. М. Теплова, В. Н. Пушкина, Д. Н. Завалишиной, Ю. К. Корнилова, Стернберга и др.

В ходе исследования были использованы следующие методы: стандартизированное интервью, метод «мышления вслух», оригинальная методика решения задач, предложенная А. А. Васищевым [А.А.Васищев, 1994,.

1996], модернизированная нами методика «Газета» Е. В. Драпак [Е.В.Драпак, 1994; М. Г. Молчанова, 1994].

Научная новизна и теоретическая значимость работы заключается в том, что в ней:

• Проведен анализ традиционных подходов к рассмотрению процессов обобщения, который позволил конкретизировать ограничения области применения этих подходов.

• На основании особенностей процесса разрешения проблемной ситуации в зависимости от практического или теоретического характера целей, которые ставят перед собой субъекты, предложен механизм, объясняющий специфику протекания процесса обобщения в практической деятельности.

• Проведено исследование одного «из специфических механизмов обобщений, связанных с обобщением способов построения действия, направленного не только на познание, но и на преобразование объекта.

Положения, выносимые на защиту:

1. Для обобщений практического мышления характерно целостное отражение ситуации действия, включающее наряду со свойствами объектов действительности параметры производимого действия.

2. В процессе разрешения проблемной ситуации, практики анализируют последовательности событий и их взаимосвязи (ситуацию), обобщая тем самым в единое целое не только объекты и их свойства, но и действия, производимые с этими объектами.

3. Ситуационная модель, описывающая один из механизмов обобщений, позволяет отобразить то обстоятельство, что субъект практической деятельности, фиксируя типичные последовательности событий, фиксирует и обобщает и способы построения действий, с помощью 9 которых эта последовательность событий была осуществлена. Практическая значимость работы состоит в том, что предложенный в ней механизм процессов обобщения позволяет оптимизировать процесс подготовки специалистов и облегчить процесс адаптации молодых специалистов на производстве.

Апробация работы. Основные положения работы обсуждены и одобрены на кафедре общей психологиивключены в спецкурс «Психология практического мышления» — доложены на II Съезде РПО.

Публикации. Основное содержание работы отражено в 5 публикациях.

Выводы:

1. Данные, полученные в проведенных нами экспериментах, позволяют заключить, что знание способов взаимодействия с тем или иным объектом, основанное на знании способов построения действия с этими объектами, неразрывно связано с процессами обобщения.

2. Дифференциация испытуемых на «практиков» и «теоретиков» по типу преобладающей деятельности (трудовая или учебная), предложенная В. В. Чебышевой, позволяет интерпретировать различия процесса решения задач между школьниками, студентами и рабочими и служащими, как различия практического и теоретического мышления.

3. В процессе разрешения проблемной ситуации студенты больше внимания уделяют анализу структурных аспектов ситуации (наличие или отсутствие объектов, свойства объектов и ситуации, их отношения) практики же, в отличие от теоретиков, больше внимания уделяют анализу событийного аспекта ситуации (действиям и изменениям, которые происходили, последовательности событий).

4. При поиске решения в задачах, где решение связано с производством реальных действий, практики, прежде всего, предлагают те действия, которые представляются им наиболее выполнимыми. Теоретики же при решении подобных задач, если и предлагают действия, то только те, которые возможно произвести «в принципе».

5. В ходе анализа условий задачи, практики пытаются построить такую структуру, которая, смогла бы включить в себя решение предложенной задачи в качестве одного из событий некоторой целостной ситуации (последовательности событий). Данная структура позволяет им понять смысл того, что требуется найти в задаче.

6. Различие способов взаимодействия с объектами в теоретической и практической деятельности, а также различие между самими объектами, приводит к различию форм обобщений. Один из механизмов обобщений, производимых в практической деятельности, может быть описан с помощью ситуационной модели.

7. Ситуационная модель позволяет отобразить то обстоятельство, что субъект практической деятельности, фиксируя типичные последовательности событий, фиксирует и обобщает и способы построения действий, с помощью которых, эта последовательность событий была осуществлена. Эти знания практик использует как для анализа проблемных ситуаций, возникающих в процессе выполнения деятельности, так и для достижения конкретных результатов (целей деятельности).

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности, — М.: «Наука», 1980.- 336 с.
  2. Г. Ю. Интеллект: новый взгляд//Вопросы психологии, — 1995,-№ 1, — С. 111−131.
  3. Р. Соотношение общих закономерностей мышления и математического мышления//Вопросы психологии, — 1995, — № 5, — С.41−50.
  4. Е. Ю. Психология субъективной семантики,— М.: МГУ, 1980.- 128 с.
  5. Е. Ю., Стрелков Ю. К. Профессиональная составляющая образа мира// Мышление и общение: активное взаимодействие с миром. Ярославль, 1988,-С. 52−66.
  6. Е. Ю., Стрелков Ю. К., Серкин В. П. Описание структуры субъективного опыта: контекст и задачи//Мышление, общение, опыт, — Ярославль, 1983, — С. 99−108.
  7. Е. Ю., Стрелков Ю. К., Серкин В. П. Структура субъективного опыта: семантические и другие слои// Мышление и субъективный мир,-Ярославль, 1991,-С. 9−14.
  8. Н. Д. Типы языковых значений: Оценка, событие, факт,-М.: Наука, 1988, — 338 с.
  9. В.И., Свирский Я. И. Синергетическое движение в языке// Самоорганизация и наука: опыт философского осмысления, — М., 1994, — С. 3348.
  10. Ю.Анисимова Н. А., Шрейдер Р. В. К вопросу о методиках диагностики практического мышления// Проблемы мышления в производственной деятельности,-Ярославль, 1980,-С. 17−20.
  11. П.Ахутина Т. В., Горелов И. И., Залевская О. Т. и др. Исследования речевого мышления в психолингвистике, — М., 1985, — 349 с.
  12. Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика.- М.: Издательская группа «Прогресс», «Универс», 1994, — 607 с.
  13. Т. Ф. Задатки прогностических способностей в ситуации формирования стратегий деятельности// Психологический журнал, — 1996,-т. 17, № 6,-С. 102−110.
  14. В.А., Маркин В. И. Основы логики,— М.: Космополис, 1994.272 с.
  15. Г., Бейтсон М. К. Ангелы страшатся,-М.: Технологическая школа бизнеса, 1994, — 230 с.
  16. Н. А. О построении движений,— М.: Медгиз, 1947.
  17. Дж. Принципы обучения, — М., 1965, — 108 с.
  18. Дж. Психология познания.- М., 1977, — 415 с.
  19. А. В. Мышление и прогнозирование,-М.: «Мысль», 1979.-232 с.
  20. А. В. Проблема деятельности и психология мышления// Мышление и общение в производственной деятельности, — Ярославль, 1981, — С. 3−10.
  21. А.В. Субъект: мышление, учение, воображение, — М.: Издательство «Институт практической психологии" — Воронеж: НПО „Модэк“, 1996.-392 с.
  22. Р., Гриндер Дж. Структура магии, — Новосибирск, 1989, т.1,234 с.
  23. Е. К. Практические знания в мире человека// Заблуждающийся разум: многообразие вненаучного знания, — М., 1990.
  24. А. От действия к мысли, — М., 1956, — 238 с.
  25. Ван Дейк Т. А. Язык, познание, коммуникация,-М.: „Прогресс“, 1989,-236 с.
  26. А. В. Практическое и теоретическое мышление. Новые перспективы// Психологические проблемы непрерывной профессиональной подготовки специалиста. Тезисы докладов Всероссийской конференции. Казань, 1995, — С. 23−24.
  27. А.В. О некоторых особенностях практического и теоретического мышления или нужна ли теоретику своевременность?//Психология и практика. Ежегодник Российского психологического общества, т.4, вып.4.- Ярославль, 1998, — С.128−132.
  28. А. А. Исследование процесса построения проблемной ситуации в практическом мышлении. Дис. канд. психол. наук. Ярославль. 1996 (не-опубликовано).
  29. . М. Современная когнитивная психология,-М.: МГУ, 1982.- 336 с.
  30. Т., Флорес Ф. О понимании компьютеров и познания// Язык и интеллект, — М.: Издательская группа „Прогресс“, 1996, — С. 185−229.
  31. Л. С. Собрание сочинений,— М.: Педагогика, 1983, т. 2,3.
  32. Выготский J1. С., ЛурияА. Р. Этюды по истории поведения,-М., 1993.- 223 с.
  33. Г. Принципы теоретической лингвистики,-М.: „Прогресс“, 1992, — 224 с.
  34. . Что такое психология?- М., 1992, т. 1.- 454 с.
  35. Ю. Я., КостинА. Н. Проблемности разных классов как детерминанты психической регуляции деятельности. Тезисы 3 Международного конгесса „Теория деятельности и социальная практика“,-М., 1995.С. 32−33.
  36. Е. Л., Смирнов С. JI. Исследование процесса выдвижения и проверки гипотез при решении задач с неопределенными условиями. Вестник МГУ, 1988, сер. 14, № 1.-С. 61−68.
  37. Н. В. Психология социальных ситуаций// Вопросы психологии.» 1997,-№ 1.-С. 121−132.
  38. Гурова Л. J1. Исследование мышления как решения задач. Автореф. док. дис, — М., 1976.
  39. В. В. Виды обобщений в обучении, — М., 1972, — 376 с.
  40. В.В. Проблемы развивающего обучения: опыт теоретического и экспериментального психологического исследования, — М.: «Педагогика», 1986.
  41. К.К. Моделирование сознания разумного существа,— М.: Международная Гермес-Академия, — Деп. в ВИНИТИ, 1995.
  42. ДелезЖ. Логика смысла.-М.: Издательский центр «Академия», 1995.-303 с.
  43. Л. П. Смысловая структура учебного текста и проблемы его понимания,-М., 1982.
  44. В. Р. Непослушное дитя биосферы: Беседы о человеке в компании птиц и зверей,-М.: Международная педагогическая академия, 1994.208 с.
  45. Е. В. Практика как одна из детерминант мышления// Мышление и субъективный мир.- Ярославль, 1991.- С. 84−90.
  46. Е. В. Изучение индивидуальной специфики мышления как мышления практического. Автореф. канд. дис. Ярославль, 1994.
  47. Е. В. К проблеме внутренней детерминации практического мышления//Теория практического мышления. Вып.2./Под ред. Ю. К. Корнилова, Ярославский университет, Ярославль, 1994, — С. 2−18, — Рус, — Деп. в ИНИОН РАН 08.12. 94.
  48. В. Н. Структура и логика психологического исследования, 1. М., 1994, — 164 с.
  49. К. Психология продуктивного мышления. Качественное (экспериментальное и теоретическое) исследование продуктивного мышления// Психология мышления./ Под ред. А. М. Матюшкина.-М.: «Прогресс», 1965.-С. 21−85.
  50. К., Кречевский И. О. О процессе решения задач// Психология мышления./Под ред. А. М. Матюшкина, — М.: «Прогресс», 1965.С. 235−243.
  51. . Д. Об идее концептуальной схемы// Аналитическая философия: Избранные тексты, — М.: Изд-во МГУ, 1993, — С, 144−159.
  52. Ю. Н. Эффект трансситуационного научения. Вестник ЛГУ, 1987, № 3, — С. 28−33.
  53. Н. П., Корнилов Ю. К. К вопросу о развитии мышления в производственной обучению// Проблемы мышления в производственной деятельности, — Ярославль, 1980, — С. 3−7.
  54. В. А. Языки и лингвистическая теория,-М., 1973, — 343 с. 62.3инченко В. П. Миры сознания и структура сознания// Вопросы психологии, — 1991,-№ 2,-С. 15−37.
  55. Д. Т. Некоторые особенности экспертной оценки масте-ров//Мышление и общение в производственной деятельности, — Ярославль, 1981, — С.129−133.
  56. П. Н. Ретроспективное интервью как метод изучения мышления// Проблемы мышления в производственной деятельности, — Ярославль, 1980, — С. 117−119.
  57. А. Н. О методах психологического изучения содержания деятельности руководителя// Проблемы индустриальной психологии.- Ярославль, 1975, вып. 2, — С. 106−117.
  58. А. Н. О возможных причинах принятия неэффективных решений руководителем// Проблемы мышления в производственной деятельности, — Ярославль, 1980, — С. 86−99.
  59. Т. Б. Психологический анализ мыслительной деятельности рабочих в условиях стандартизации// Проблемы мышления в производственной деятельности, — Ярославль, 1980, — С. 64−72.
  60. А. А. Субъективная картина жизненного пути как предмет психологического исследования// Психология личности и образ жизни, — М., 1987.
  61. Т. Личность как система конструктов. // Системные исследования. Ежегодник, 1975, — С. 128−148.
  62. М. М. Обобщение как функция мозга.-Л.: Наука, 1967.184 с.
  63. А. И. О некоторых особенностях мышления в связи с действием и социальной адаптацией// Мышление и субъективный мир. — Ярославль, 1991,-С. 97−100.
  64. Е. В. О механизмах направленности на реализацию// Мышление, общение, практика,-Ярославль, 1984, — С. 47−54.
  65. Е. В. Психологический анализ репродуктивных компонентов деятельности. Автореф. канд. дис., Киев, 1987.
  66. Е. В. Исследование мышления в рабочих профессиях/УМетоды исследования мышления и общения в практической деятельности.- Ярославль, 1989,-С. 63−74.
  67. Ю. К. Некоторые проблемы изучения мышления руководителя// Проблемы мышления в практической деятельности, — Ярославль, 1980,-С. 73−85.
  68. Ю. К. О мышлении в производственной деятельности// Мышление и общение в производственной деятельности, — Ярославль, 1981.-С. 10−33.
  69. Ю. К., Конева Е. В. Некоторые особенности решения мыслительных задач рабочими-профессионалами// Мышление. Общение. Опыт,-Ярославль, 1983, — С. 14−21.
  70. Ю. К. Мышление руководителя и методы его изучения.-Ярославль, 1982, — 77 с.
  71. Ю. К. Мышление в производственной деятельности.- Ярославль, 1984, — 76 с.
  72. Ю. К. Исследования С. JI. Рубинштейна и новые подходы к изучению мышления//Методы исследования мышления и обучения в практи-чекой деятельности./ Под ред. Б. К. Корнилова, — Ярославль, 1989.С. 3−7.
  73. Ю. К., Мехтиханова Н. Н. Процесс изучения мышления как объект психологического анализа// Методы исследования мышления и общения в производственной деятельности, — Ярославль, 1989, — С. 18−31.
  74. Ю. К., Некрасова Е. В. К проблеме диагностики мышления в производственной деятельности// Познавательные процессы: теория, эксперимент, практика, — Ярославль, 1990, — С. 44−50.
  75. С. Б. Об особенностях мышления в процессе воздействия на другого//Мышление и общение в производственной деятельности.- Ярославль, 1981, — 150 с.
  76. М., Скрибнер С. Культура и мышление, — М., 1977, — 262 с.
  77. М. Культурные механизмы развития//Вопросы психологии, 1995,-№ 3,-С. 5−20.
  78. Т. В. Психология технического мышления,— М.: Республика, 1975.- 305 с.
  79. Г. М. Диалог в процессе совместного решения мыслительных задач// Проблема общения в психологии, — М.: Наука, 1981, — С. 92−121.
  80. Дж. Когнитивная семантика// Язык и интеллект, — М.: Издательская группа «Прогресс», 1996, — С. 143−184.
  81. Н. М. Негативные факторы в совместной мыслительной деятельности// Познавательные процессы: теория, эксперимент, практика.- Ярославль, 1990, — С. 57−66.
  82. Леви-Строс К. Первобытное мышление, — М.: Республика, 1994,405 с.
  83. А.Н. Понятие отражения и его значение для психологии. Материалы XVIII Международного психологического конгресса, 4−11 августа 1966, — М.: «Наука», 1974, — С.8−20.
  84. Н., Норман Д. Переработка информации у человека,-М.: «Мысль», 1974.-460 с.
  85. А.Р. Об историческом развитии познавательных процессов. Экспериментально-психологическое исследование, — М.: «Наука», 1974, — 172 с.
  86. А. Р. Язык и сознание,— М.: Изд-во МГУ, 1979, — 320 с.
  87. Е. А. Преодоление ситуации неопределенности в процессемышления и воображения// Вопросы психологии.- 1982, — № 3, — С. 22−30.
  88. Г. Б. Оценивание в мыслительной деятельности руководителя// Проблемы мышления в производственной деятельности, — Ярославль, 1980,-С. 143−149.
  89. .Ф., Сурков Е. Н. Антиципация в структуре деятельности.-М., 1980,-278 с.
  90. В. Д. Структурирование информации человеком при принятии решения// Психологический журнал.- 1997, — № 1.- С. 90−102.
  91. ЮО.Мазилов В. А. О деятельностной обусловленности локации ограничений в решении мыслительных задач// Проблемы мышления в производственной деятельности, — Ярославль, 1980, — С. 49−64.
  92. Ю1.Мазилова Г. Б. О процессе оценивания при решении неопределенных задач// Мышление и субъективный мир, — Ярославль, 1991.- С. 81−84.
  93. МайерН. Мышление человека// Психология мышления./Под ред. А. М. Матюшкина, — М.: «Прогресс», 1965, — С. 300−313.
  94. ЮЗ.Максимовская М. В. К вопросу об исследовании мышления в процессе освоения деятельности по управлению// Мышление и общение: активное взаимодействие с миром, — Ярославль, 1988, — С. 124−130.
  95. Ю4.Максимовская М. В. О методе исследования и формирования деятельности руководителя//Методы исследования мышления и общения в производственной деятельности.-Ярославль, 1989.- С. 84−89.
  96. Ю5.Максимовская М. В. Особенности мышления руководителя в процессе освоения управленческой деятельности. Автореф. канд. дис. Ярославль, 1990.
  97. Юб.Малкольм Н. Мур и обыденный язык// Аналитическая философия: Избранные тексты.- М.: Изд-во МГУ, 1993.- С. 84−100.
  98. Н. С. Зависимость решения от формулировки и наглядного оформления задачи// Процесс мышления и закономерности анализа, синтеза и обобщения, — М., I960, — С. 153−167.
  99. Ю8.Матюшкин А. М. К проблеме порождения ситуативных познавательных потребностей.- М.: МГУ, 1979.
  100. А. М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении.-М.: «Педагогика», 1972.
  101. Н. Н., ГрязеваН. М. Приемы и содержание обучения мастеров//Мышление. Общение. Опыт,-Ярославль, 1983, — С. 56−59.
  102. Н. Н. Учет деятельностной детерминации мышления у представителей конкретных профессий// Мышление и общение: активное взаимодействие с миром, — Ярославль, 1991, — С. 78−90.
  103. Д., Прибрам К., Галантер Д. Планы и структура поведения,-М., 1965, — 248 с.
  104. И. Н. Амбивалентность личности: морально-психологический аспект, — М.: Наука, 1991, — 128 с.
  105. М. Г. Практическое мышление: изучение природы и разработка диагностической методики. Дипломная работа.- Ярославль, 1994.
  106. Мышление и общение в производственной деятельности./ Под ред. Ю. К. Корнилова.- Ярославль, 1981, — 150 с.
  107. Мышление. Общение. Опыт./Под ред. Ю. К. Корнилова, — Ярославль, 1983, — 123 с.
  108. Мышление и субъективный мир./Под ред. Ю. К. Корнилова. Ярос-лавль, 1991.- 104 с.
  109. Мышление в производственной деятельности./ Учебное пособие под ред. Ю. К. Корнилова, — Ярославль, 1987, — 51 с.
  110. Ш. Найсер У. Познание и реальность, — М., 1981, — 238 с.
  111. Основные направления исследований психологии мышления в капиталистических странах./ Под ред. Е. В. Шороховой,-М.: Наука, 1966, — 300 с.
  112. Дж. Значение слова// Аналитическая философия: Избранные тексты, — М.: Изд-во МГУ, 1993, — С. 105−120.
  113. А. В. Деятельность мастера как системное образование// Мышление. Общение. Опыт,-Ярославль, 1983, — С. 34−43.
  114. А. В. К проблеме методов исследования мышления в производственной деятельности// Познавательные процессы, теория, эксперимент, практика.-Ярославль, 1990, — С. 107−117.
  115. А. В. Особенности познавательной регуляции индивидуальной системы деятельности руководителя// Мышление, общение, практика.-Ярославль, 1984, — С. 36−47.
  116. А. В. Использование интервью при изучении мышления в профессиональной деятельности//Методы исследования мышления и общения в производственной деятельности.- Ярославль, 1989, — С.55−63.
  117. В. Ф. Введение в экспериментальную психосемантику сознания: исследование форм репрезентации в обыденном сознании,-М.: МГУ, 1985.-213 с.
  118. В. Ф. Психосемантика сознания,— М.: МГУ, 1988, — 213 с.
  119. . Избранные психологические труды,-М.: Международная педагогическая академия, 1994, — 680 с.
  120. К. К. Вопросы психологии труда, — М., 1970, — 264 с.
  121. Ю. П. Психологический анализ закономерностей познания производственной ситуации// Познавательные процессы: теория, эксперимент, практика, — Ярославль, 1990, — С. 125−137.
  122. Н. Н. Мышление дошкольника, — М., 1977, — 272 с.
  123. Познавательные процессы: теория, эксперимент, практика. /Сб.науч. тр./ Яросл. гос. ун-т, — Ярославль, 1990, — 149 с.
  124. Я. М. К вопросу об исследовании психического механизма принятия решения// Проблемы принятия решения,-М., 1976, — С. 82−105.
  125. Я. А. Роль непосредственного общения в решении задач, требующих творческого подхода// Проблема общения в психологии, — М.: Наука, 1981, — С. 79−91.141 .Поппер К. Р. Логика и рост научного знания, — М., 1986, — 386 с.
  126. М. Ф. Философские вопросы семантики, — Киев: Наукова думка, 1975.- 229 с.
  127. МЗ.Портнов А. Н. Язык и сознание: Основные парадигмы исследования проблемы в философии XIX—XX вв., — Иваново, 1994, — 372 с.
  128. Психологическая наука в России XX столетия: проблемы теории и истории// под ред. А. В. Брушлинского. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 1997.- 576 с.
  129. В. Н. Построение ситуативных концептов в структуре мыслительной деятельности// Проблемы общей, возрастной и педагогической психологии." М., 1978, — С. 106−120.
  130. В. Н. Оперативное мышление в больших системах, — M.-JL: «Энергия», 1965.- 375 с.
  131. Проблемы мышления в практической деятельности./Под ред. Ю. К. Корнилова,-Ярославль, 1980.- 150 с.
  132. Психология мышления./Под ред. А. М. Маттошкина, — М.:"Прогресс", 1965, — 532 с.
  133. . История западной философии. Новосибирск, Издательство Новосибирского университета, 1994, в 2-х т., т. 1.
  134. Д. Экспериментальное исследование «анализа цели» при решении задач// Психология мышления./ Под ред. А. М. Матюшкина.-М.: «Прогресс», 1965,-С. 329−342.
  135. .Ф. Ментальная активность. Понимание, рассуждение, нахождение решений, — М.: Издательство «Институт психологии РАН», 1998.232 с.
  136. Т. Психология внимания, — СПб, 1892.
  137. Розеншток-Хюси О. Речь и действительность,-М.: «Лабиринт», 1994.-234 с.
  138. А. В. Психодиагностика в спорте, — М., 1976, — 216 с.
  139. А. В. Психодиагностика спортивных способностей, — М., 1973.- 216 с.
  140. С. Л. О мышлении и путях его исследования,-М.: Изд-во АН СССР, 1958.
  141. С. Л. Основы психологии, — М., 1935, — 496 с.
  142. С. Л. Основы общей психологии, — 2-е изд.-М., 1946,704 с.
  143. В. Морфология реальности: Исследование по «философии текста». Серия «Пирамида»,-М.: Русское феноменологическое общество, 1996.- 207 с.
  144. СекейЛ. Знание и мышление// Психология мышления./ Под ред.
  145. А. М. Матюшкина.-М.: «Прогресс», 1965, — С.343−365.
  146. Л. К проблеме доступности решения задачи и магическое тестирование. Там же, — С. 387−396.
  147. Л. Продуктивные процессы в обучении и мышлении. Там же.-С. 366−386.
  148. И.Н. Мышление как фактор личностного развития// Психология и практика. Ежегодник Российского Психологического общества, т.4, вып.4, — Ярославль, 1998, — С.277−282.
  149. Э. Избранные труды по языкознанию и культурологии,— М.: Издательская группа «Прогресс», «Универс», 1993, — 656 с.
  150. Е. А. Истоки познания: онтогенетический аспект, — 1996,-т.17, № 4, — С. 43−54.
  151. К. А. Мысль в действии, — М., 1968, — 210 с.
  152. А. А. Проблемы психологии памяти, — М., 1966.
  153. Е.О. Теория привязанности: концепция и эксперимент/ЛЗопросы психологии, 1995, — № 3, — С. 139−150.
  154. В.К. Индивидуальные обобщения в процессе решения практических задач// Психология и практика. Ежегодник Российского Психологического общества, т.4, вып.5, — Ярославль, 1998, — С.454−461.
  155. В.К. Исследование индивидуальных обобщений впроцессе решение практических задач. Автореф. канд. дисс.- Ярославль, 1999.
  156. А. В. Понятийные аспекты категории «ситуация». Бюллетень Международной академии психологических наук, вып. IV, — Саратов-Ярославль, 1997, — С. 40−42.
  157. Современные модели психологии речи и психолигвистики,-М., 1990, — 276 с.
  158. P. JI. Когнитивная психология.- М.: Тривола, 1996, — 600 с.
  159. .А. Мотив и смысл (психолого-педагогическое исследование).- М.: «Прометей», 1993, — 201 с.
  160. С. Ю. Проблема концептуально-методологического отображения процесса мышления// Вопросы психологии, — 1985, — № 5, — С. 38−45.
  161. Ю. К. Перцептивный мир, действия и структуры профессионального опыта// Мышление и субъективный мир, — Ярославль, 1991.С. 1419.
  162. Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний, — М., 1975.
  163. Теория практического мышления: процессуальные особенности, специфика методов исследования. Вып. l./Под ред Ю. К. Корнилова, — Ярославский университет, Ярославль, 1993, — 143 е.- Деп. в ИНИОН РАН № 49 175 от2704.93.
  164. Теория практического мышления: процессуальные особенности, специфика методов исследования. Вып. 2./Под ред. Ю. К. Корнилова. Ярославский университет, Ярославль, 1994, — 130 с, — Деп. в ИНИОН РАН от0812.94.
  165. . М. Ум полководца// Проблемы индивидуальных различий.-М., 1961.-С. 252−344.
  166. В. А. Исследование индивидуального стиля деятельности//
  167. Вопросы психологии, — 1991, — № 3, — С. 92−195.
  168. Д. Н. Экспериментальные основы психологии установки.1. Тбилиси, 1961.
  169. Г., Мадден Е. О «направленности» при решении задач// Психология мышления./ Под ред. А. М. Матюшкина, — М.: «Прогресс», 1965, — 314 328.
  170. Л. П. Влияние профессиональной деятельности на психику, факты, гипотезы, проблемы// Психические закономерности профессионализации, — Ярославль, 1991, — С. 31- 40.
  171. Ф., Баннистер Д. Новые методы исследования личности.-М., 1987.-234 с.
  172. А. В., Ковалев С. В. Ситуация как элемент психологического тезауруса// Психологический журнал, — 1986, — № 1, — С. 14−22.
  173. В. Думают ли животные? —М.: «Мир», 1973, — 159 с.
  174. Э. Психоанализ и дзен-буддизм//Что такое дзен?//Сбор-ник:Пер. с англ.- Львов: Инициатива, К.: Airland, 1994, — С. 11−77.
  175. М. Бытие и время// Сочинения, — М., 1993, — С. 3−45.
  176. М. Разговор на проселочной дороге, — М., 1991, — 198 с.
  177. Я. Представление и вмешательство. Введение в философию естественных наук, — М.: Логос, 1998, — 296 с.
  178. М.А. Ментальный опыт как основа интеллектуальной одаренности// Психологическое обозрение, — № 2(3).- 1996, — С.6−11.
  179. М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования.-Томск: Изд-во Том. ун-та. Москва: Изд-во «Барс», 1997, — 392 с.
  180. И. Активная память, — М., 1990, — 310 с. 199,Чалидзе В. Иерархический человек. Социобиологические заметки.-М.: «Терра"-"Тегта», 1991.-224 с.
  181. В. В. О некоторых особенностях мыслительных задач в труде рабочих// Вопросы психологии, — 1963, — № 3, — С. 99−108.
  182. ЧебышеваВ. В. О мыслительных задачах в труде рабочих// Психологические вопросы обучения труду в школе,-М.: «Просвещение», 1968,-С. 184−199.
  183. Н. И. Изменение когнитивной репрезентации объекта в процессе умственного развития// Вопросы психологии, — 1987, — № 6, — С. 31−41.
  184. ШликМ. Поворот в философии// Аналитическая философия: Избранные тексты, — М.: Изд-во МГУ, 1993, — С. 28−32.
  185. Н. Б. Роль вопроса в структуре мышления// Вопросы психологии." 1984, — № 1, — С. 91−95.2Ю.Щавелев С. П. Практическое познание. Филосовско-методологические очерки. Воронеж, 1994.
  186. С. П. Личностное познание как феномен практики// Мышление и субъективный мир. Ярославль, 1991.- С. 90−93.
  187. А. Мотивы научного исследования// Эйнштейн А. Собр. науч. тр. Т 4.
  188. Экспериментальная психология. Вып. 4./ Под ред. П. Фресс, Ж. Пиаже, 1974.- 343 с.
  189. .Д. Введение в психологию развития (в традиции культурно-исторической теории Л.С.Выготского). М.: Тривола, 1994, — 168 с.
  190. М. Воля к истине: по ту сторону знания, власти и сексуальности. Работы разных лет.- М.: Касталь, 1996,-448 с. 21 б. АеЬН Н. Denken: das Ordnen des Tuns. Klett-Colla, Studgart, 1990.495 s.
  191. FordM. E. For all practicfl purposes: criteria for defining and walnating practical intelligence// Practical intelligence. Ed. R. G. Sternberg and R. K. Wagner, Cambridge Un. Press. 1986.
  192. Frederiksen N. Toward a broadder conception of human intelligence// Practical intelligence/ Ed. R. G. Sternberg and R. K. Wagner. Cambridge Un. Press. 1986.
  193. Flach J. M. Situation awarenes: Proceed with caution/ Humane Factor.-1995, — 37, № l.-s. 149−157.
  194. Gadamer H.-G. Truth and method. New York: Seabury Press, 1975.
  195. Hoffmann J. Die Welt der Begrife: Psuchologische Untersuchungen zur Organisation des menschlichen Wissens. Berlin, VEB Deutscher Verlag der Wissenschaften, 1986, — 172 s.
  196. Caliot M., Nglien-Xlian A. Adults understanding of electricity and electronics with advanced educaional technology. Berlin: Springer-Veriag, 1993.131−146 s.
  197. KlixF. Information und Verhalten. Berlin, VEB Deutscher Verlag der Wissenscheften, 1983, — 810 s.
  198. Wagner R. K., Sternberg R. G. Tacit Iholedge and intelligence in the wer у day wold// Practikal intelligence. Ed. R. G. Sternberg and R. K. Wagner. Cambridge Un. Press. 1986.
Заполнить форму текущей работой