Обобщения в практической деятельности
![Диссертация: Обобщения в практической деятельности](https://gugn.ru/work/5112390/cover.png)
Ситуационная модель позволяет отобразить то обстоятельство, что субъект практической деятельности, фиксируя типичные последовательности событий, фиксирует и обобщает и способы построения действий, с помощью которых, эта последовательность событий была осуществлена. Эти знания практик использует как для анализа проблемных ситуаций, возникающих в процессе выполнения деятельности, так и для… Читать ещё >
Содержание
- 1. Введение
- 2. Гл. 1 Особенности процессов обобщения: уровни и формы
- 1. 1. Схема обобщения знаний с точки зрения формальной логики
- 1. 2. Проблема критериев мыслительного процесса (уровня обобщения)
- 1. 3. Связанная с деятельностью специфика процессов обобщения. Обобщение в практическом мышлении
- 3. Гл. 2 Ситуационная модель: новый взгляд на процесс обобщения
- 2. 1. Статус «события» в философских и лингвистических концепциях
- 2. 2. Понятие «ситуации» и «события» в психологии
- 2. 3. Ситуационная модель как возможный механизм обобщения
- 4. Гл. 3 Анализ проблемной ситуации и форма обобщения
- 5. Выводы
- 6. Литература
Обобщения в практической деятельности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность темы
исследования определяется недостаточной разработанностью теории практического мышления и теоретических положений, связанных со спецификой механизмов и форм обобщений, производимых субъектом практического мышления.
Общий контекст рассмотрения проблемы обобщения в отечественной психологии определялся допущением, что чем теоретичнее (абстрактнее) уровень обобщения, тем выше способность субъекта к решению познавательных задач. Однако экспериментально было доказано, что решение задачи в практической деятельности опосредуется специальными механизмами, которые связаны не столько с отражением устойчивых особенностей объекта как таковых, «сколько с процессами и особенностями конкретного соотнесения актуального синтеза характеристик объекта, а также субъективных факторов, «т.е. функциональными механизмами (формирующимися и реализующимися в актуальном процессе решения — задач)» [Д.Н.Завалишина, 1985].
Исследование «специальных механизмов», с помощью которых практик решает стоящие перед ним задачи, представляется важным, как в плане разработки теории мышления, так и в плане решения некоторых вопросов подготовки специалистов-профессионалов.
Цели работы конкретизируются следующим образом:
1) провести теоретический анализ различных подходов к проблемам мышления и обобщения,.
2) исследовать специфику процесса разрешения проблемной ситуации в зависимости от характера преобладающей деятельности субъекта (по критерию практичность — теоретичность),.
3) провести исследование специфических механизмов обобщения, используемых субъектом практического мышления.
Предметом исследования являются особенности обобщений в процессе разрешения проблемных ситуаций.
Объект исследования — школьники общеобразовательных школ № 1, 7, 14, 21, 23, 25, 43, 49, 64 г. Ярославля (70 человек), студенты 1−5-го курсов различных вузов г. Ярославля (70' человек), рабочие и служащие различных предприятий и организаций г. Ярославля (53 человека).
Методологическую основу исследования составили положения теории деятельности С. Л. Рубинштейна и А. Н. Леонтьева, некоторые положения философских концепций К. Р. Поппера, М. Хайдеггера, Ж. Делеза, а также положения о практическом мышлении С. Л. Рубинштейна, Б. М. Теплова, В. Н. Пушкина, Д. Н. Завалишиной, Ю. К. Корнилова, Стернберга и др.
В ходе исследования были использованы следующие методы: стандартизированное интервью, метод «мышления вслух», оригинальная методика решения задач, предложенная А. А. Васищевым [А.А.Васищев, 1994,.
1996], модернизированная нами методика «Газета» Е. В. Драпак [Е.В.Драпак, 1994; М. Г. Молчанова, 1994].
Научная новизна и теоретическая значимость работы заключается в том, что в ней:
• Проведен анализ традиционных подходов к рассмотрению процессов обобщения, который позволил конкретизировать ограничения области применения этих подходов.
• На основании особенностей процесса разрешения проблемной ситуации в зависимости от практического или теоретического характера целей, которые ставят перед собой субъекты, предложен механизм, объясняющий специфику протекания процесса обобщения в практической деятельности.
• Проведено исследование одного «из специфических механизмов обобщений, связанных с обобщением способов построения действия, направленного не только на познание, но и на преобразование объекта.
Положения, выносимые на защиту:
1. Для обобщений практического мышления характерно целостное отражение ситуации действия, включающее наряду со свойствами объектов действительности параметры производимого действия.
2. В процессе разрешения проблемной ситуации, практики анализируют последовательности событий и их взаимосвязи (ситуацию), обобщая тем самым в единое целое не только объекты и их свойства, но и действия, производимые с этими объектами.
3. Ситуационная модель, описывающая один из механизмов обобщений, позволяет отобразить то обстоятельство, что субъект практической деятельности, фиксируя типичные последовательности событий, фиксирует и обобщает и способы построения действий, с помощью 9 которых эта последовательность событий была осуществлена. Практическая значимость работы состоит в том, что предложенный в ней механизм процессов обобщения позволяет оптимизировать процесс подготовки специалистов и облегчить процесс адаптации молодых специалистов на производстве.
Апробация работы. Основные положения работы обсуждены и одобрены на кафедре общей психологиивключены в спецкурс «Психология практического мышления» — доложены на II Съезде РПО.
Публикации. Основное содержание работы отражено в 5 публикациях.
Выводы:
1. Данные, полученные в проведенных нами экспериментах, позволяют заключить, что знание способов взаимодействия с тем или иным объектом, основанное на знании способов построения действия с этими объектами, неразрывно связано с процессами обобщения.
2. Дифференциация испытуемых на «практиков» и «теоретиков» по типу преобладающей деятельности (трудовая или учебная), предложенная В. В. Чебышевой, позволяет интерпретировать различия процесса решения задач между школьниками, студентами и рабочими и служащими, как различия практического и теоретического мышления.
3. В процессе разрешения проблемной ситуации студенты больше внимания уделяют анализу структурных аспектов ситуации (наличие или отсутствие объектов, свойства объектов и ситуации, их отношения) практики же, в отличие от теоретиков, больше внимания уделяют анализу событийного аспекта ситуации (действиям и изменениям, которые происходили, последовательности событий).
4. При поиске решения в задачах, где решение связано с производством реальных действий, практики, прежде всего, предлагают те действия, которые представляются им наиболее выполнимыми. Теоретики же при решении подобных задач, если и предлагают действия, то только те, которые возможно произвести «в принципе».
5. В ходе анализа условий задачи, практики пытаются построить такую структуру, которая, смогла бы включить в себя решение предложенной задачи в качестве одного из событий некоторой целостной ситуации (последовательности событий). Данная структура позволяет им понять смысл того, что требуется найти в задаче.
6. Различие способов взаимодействия с объектами в теоретической и практической деятельности, а также различие между самими объектами, приводит к различию форм обобщений. Один из механизмов обобщений, производимых в практической деятельности, может быть описан с помощью ситуационной модели.
7. Ситуационная модель позволяет отобразить то обстоятельство, что субъект практической деятельности, фиксируя типичные последовательности событий, фиксирует и обобщает и способы построения действий, с помощью которых, эта последовательность событий была осуществлена. Эти знания практик использует как для анализа проблемных ситуаций, возникающих в процессе выполнения деятельности, так и для достижения конкретных результатов (целей деятельности).
Список литературы
- Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности, — М.: «Наука», 1980.- 336 с.
- Айзенк Г. Ю. Интеллект: новый взгляд//Вопросы психологии, — 1995,-№ 1, — С. 111−131.
- Атарханов Р. Соотношение общих закономерностей мышления и математического мышления//Вопросы психологии, — 1995, — № 5, — С.41−50.
- Артемьева Е. Ю. Психология субъективной семантики,— М.: МГУ, 1980.- 128 с.
- Артемьева Е. Ю., Стрелков Ю. К. Профессиональная составляющая образа мира// Мышление и общение: активное взаимодействие с миром. Ярославль, 1988,-С. 52−66.
- Артемьева Е. Ю., Стрелков Ю. К., Серкин В. П. Описание структуры субъективного опыта: контекст и задачи//Мышление, общение, опыт, — Ярославль, 1983, — С. 99−108.
- Артемьева Е. Ю., Стрелков Ю. К., Серкин В. П. Структура субъективного опыта: семантические и другие слои// Мышление и субъективный мир,-Ярославль, 1991,-С. 9−14.
- Арутюнова Н. Д. Типы языковых значений: Оценка, событие, факт,-М.: Наука, 1988, — 338 с.
- Аршинов В.И., Свирский Я. И. Синергетическое движение в языке// Самоорганизация и наука: опыт философского осмысления, — М., 1994, — С. 3348.
- Ю.Анисимова Н. А., Шрейдер Р. В. К вопросу о методиках диагностики практического мышления// Проблемы мышления в производственной деятельности,-Ярославль, 1980,-С. 17−20.
- П.Ахутина Т. В., Горелов И. И., Залевская О. Т. и др. Исследования речевого мышления в психолингвистике, — М., 1985, — 349 с.
- Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика.- М.: Издательская группа «Прогресс», «Универс», 1994, — 607 с.
- Базылевич Т. Ф. Задатки прогностических способностей в ситуации формирования стратегий деятельности// Психологический журнал, — 1996,-т. 17, № 6,-С. 102−110.
- Бочаров В.А., Маркин В. И. Основы логики,— М.: Космополис, 1994.272 с.
- Бейтсон Г., Бейтсон М. К. Ангелы страшатся,-М.: Технологическая школа бизнеса, 1994, — 230 с.
- Бернштейн Н. А. О построении движений,— М.: Медгиз, 1947.
- Брунер Дж. Принципы обучения, — М., 1965, — 108 с.
- Брунер Дж. Психология познания.- М., 1977, — 415 с.
- Брушлинский А. В. Мышление и прогнозирование,-М.: «Мысль», 1979.-232 с.
- Брушлинский А. В. Проблема деятельности и психология мышления// Мышление и общение в производственной деятельности, — Ярославль, 1981, — С. 3−10.
- Брушлинский А.В. Субъект: мышление, учение, воображение, — М.: Издательство «Институт практической психологии" — Воронеж: НПО „Модэк“, 1996.-392 с.
- Бендлер Р., Гриндер Дж. Структура магии, — Новосибирск, 1989, т.1,234 с.
- Быстрицкий Е. К. Практические знания в мире человека// Заблуждающийся разум: многообразие вненаучного знания, — М., 1990.
- Валлон А. От действия к мысли, — М., 1956, — 238 с.
- Ван Дейк Т. А. Язык, познание, коммуникация,-М.: „Прогресс“, 1989,-236 с.
- Варенов А. В. Практическое и теоретическое мышление. Новые перспективы// Психологические проблемы непрерывной профессиональной подготовки специалиста. Тезисы докладов Всероссийской конференции. Казань, 1995, — С. 23−24.
- Варенов А.В. О некоторых особенностях практического и теоретического мышления или нужна ли теоретику своевременность?//Психология и практика. Ежегодник Российского психологического общества, т.4, вып.4.- Ярославль, 1998, — С.128−132.
- Васищев А. А. Исследование процесса построения проблемной ситуации в практическом мышлении. Дис. канд. психол. наук. Ярославль. 1996 (не-опубликовано).
- Величковский Б. М. Современная когнитивная психология,-М.: МГУ, 1982.- 336 с.
- Виноград Т., Флорес Ф. О понимании компьютеров и познания// Язык и интеллект, — М.: Издательская группа „Прогресс“, 1996, — С. 185−229.
- Выготский Л. С. Собрание сочинений,— М.: Педагогика, 1983, т. 2,3.
- Выготский J1. С., ЛурияА. Р. Этюды по истории поведения,-М., 1993.- 223 с.
- Гийом Г. Принципы теоретической лингвистики,-М.: „Прогресс“, 1992, — 224 с.
- Годфруа Ж. Что такое психология?- М., 1992, т. 1.- 454 с.
- Голиков Ю. Я., КостинА. Н. Проблемности разных классов как детерминанты психической регуляции деятельности. Тезисы 3 Международного конгесса „Теория деятельности и социальная практика“,-М., 1995.С. 32−33.
- Григоренко Е. Л., Смирнов С. JI. Исследование процесса выдвижения и проверки гипотез при решении задач с неопределенными условиями. Вестник МГУ, 1988, сер. 14, № 1.-С. 61−68.
- Гришина Н. В. Психология социальных ситуаций// Вопросы психологии.» 1997,-№ 1.-С. 121−132.
- Гурова Л. J1. Исследование мышления как решения задач. Автореф. док. дис, — М., 1976.
- Давыдов В. В. Виды обобщений в обучении, — М., 1972, — 376 с.
- Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: опыт теоретического и экспериментального психологического исследования, — М.: «Педагогика», 1986.
- Данилов К.К. Моделирование сознания разумного существа,— М.: Международная Гермес-Академия, — Деп. в ВИНИТИ, 1995.
- ДелезЖ. Логика смысла.-М.: Издательский центр «Академия», 1995.-303 с.
- Доблаев Л. П. Смысловая структура учебного текста и проблемы его понимания,-М., 1982.
- Дольник В. Р. Непослушное дитя биосферы: Беседы о человеке в компании птиц и зверей,-М.: Международная педагогическая академия, 1994.208 с.
- Драпак Е. В. Практика как одна из детерминант мышления// Мышление и субъективный мир.- Ярославль, 1991.- С. 84−90.
- Драпак Е. В. Изучение индивидуальной специфики мышления как мышления практического. Автореф. канд. дис. Ярославль, 1994.
- Драпак Е. В. К проблеме внутренней детерминации практического мышления//Теория практического мышления. Вып.2./Под ред. Ю. К. Корнилова, Ярославский университет, Ярославль, 1994, — С. 2−18, — Рус, — Деп. в ИНИОН РАН 08.12. 94.
- Дружинин В. Н. Структура и логика психологического исследования, 1. М., 1994, — 164 с.
- Дункер К. Психология продуктивного мышления. Качественное (экспериментальное и теоретическое) исследование продуктивного мышления// Психология мышления./ Под ред. А. М. Матюшкина.-М.: «Прогресс», 1965.-С. 21−85.
- Дункер К., Кречевский И. О. О процессе решения задач// Психология мышления./Под ред. А. М. Матюшкина, — М.: «Прогресс», 1965.С. 235−243.
- Дэвидсон. Д. Об идее концептуальной схемы// Аналитическая философия: Избранные тексты, — М.: Изд-во МГУ, 1993, — С, 144−159.
- Емельянов Ю. Н. Эффект трансситуационного научения. Вестник ЛГУ, 1987, № 3, — С. 28−33.
- Ерастов Н. П., Корнилов Ю. К. К вопросу о развитии мышления в производственной обучению// Проблемы мышления в производственной деятельности, — Ярославль, 1980, — С. 3−7.
- Звягинцев В. А. Языки и лингвистическая теория,-М., 1973, — 343 с. 62.3инченко В. П. Миры сознания и структура сознания// Вопросы психологии, — 1991,-№ 2,-С. 15−37.
- Иванов Д. Т. Некоторые особенности экспертной оценки масте-ров//Мышление и общение в производственной деятельности, — Ярославль, 1981, — С.129−133.
- Иванов П. Н. Ретроспективное интервью как метод изучения мышления// Проблемы мышления в производственной деятельности, — Ярославль, 1980, — С. 117−119.
- Иванова А. Н. О методах психологического изучения содержания деятельности руководителя// Проблемы индустриальной психологии.- Ярославль, 1975, вып. 2, — С. 106−117.
- Иванова А. Н. О возможных причинах принятия неэффективных решений руководителем// Проблемы мышления в производственной деятельности, — Ярославль, 1980, — С. 86−99.
- Климина Т. Б. Психологический анализ мыслительной деятельности рабочих в условиях стандартизации// Проблемы мышления в производственной деятельности, — Ярославль, 1980, — С. 64−72.
- Кроник А. А. Субъективная картина жизненного пути как предмет психологического исследования// Психология личности и образ жизни, — М., 1987.
- Козлова Т. Личность как система конструктов. // Системные исследования. Ежегодник, 1975, — С. 128−148.
- Кольцова М. М. Обобщение как функция мозга.-Л.: Наука, 1967.184 с.
- Конев А. И. О некоторых особенностях мышления в связи с действием и социальной адаптацией// Мышление и субъективный мир. — Ярославль, 1991,-С. 97−100.
- Конева Е. В. О механизмах направленности на реализацию// Мышление, общение, практика,-Ярославль, 1984, — С. 47−54.
- Конева Е. В. Психологический анализ репродуктивных компонентов деятельности. Автореф. канд. дис., Киев, 1987.
- Конева Е. В. Исследование мышления в рабочих профессиях/УМетоды исследования мышления и общения в практической деятельности.- Ярославль, 1989,-С. 63−74.
- Корнилов Ю. К. Некоторые проблемы изучения мышления руководителя// Проблемы мышления в практической деятельности, — Ярославль, 1980,-С. 73−85.
- Корнилов Ю. К. О мышлении в производственной деятельности// Мышление и общение в производственной деятельности, — Ярославль, 1981.-С. 10−33.
- Корнилов Ю. К., Конева Е. В. Некоторые особенности решения мыслительных задач рабочими-профессионалами// Мышление. Общение. Опыт,-Ярославль, 1983, — С. 14−21.
- Корнилов Ю. К. Мышление руководителя и методы его изучения.-Ярославль, 1982, — 77 с.
- Корнилов Ю. К. Мышление в производственной деятельности.- Ярославль, 1984, — 76 с.
- Корнилов Ю. К. Исследования С. JI. Рубинштейна и новые подходы к изучению мышления//Методы исследования мышления и обучения в практи-чекой деятельности./ Под ред. Б. К. Корнилова, — Ярославль, 1989.С. 3−7.
- Корнилов Ю. К., Мехтиханова Н. Н. Процесс изучения мышления как объект психологического анализа// Методы исследования мышления и общения в производственной деятельности, — Ярославль, 1989, — С. 18−31.
- Корнилов Ю. К., Некрасова Е. В. К проблеме диагностики мышления в производственной деятельности// Познавательные процессы: теория, эксперимент, практика, — Ярославль, 1990, — С. 44−50.
- Корнилова С. Б. Об особенностях мышления в процессе воздействия на другого//Мышление и общение в производственной деятельности.- Ярославль, 1981, — 150 с.
- Коуэл М., Скрибнер С. Культура и мышление, — М., 1977, — 262 с.
- Коуэл М. Культурные механизмы развития//Вопросы психологии, 1995,-№ 3,-С. 5−20.
- Кудрявцев Т. В. Психология технического мышления,— М.: Республика, 1975.- 305 с.
- Кучинский Г. М. Диалог в процессе совместного решения мыслительных задач// Проблема общения в психологии, — М.: Наука, 1981, — С. 92−121.
- Лакофф Дж. Когнитивная семантика// Язык и интеллект, — М.: Издательская группа «Прогресс», 1996, — С. 143−184.
- Лебедева Н. М. Негативные факторы в совместной мыслительной деятельности// Познавательные процессы: теория, эксперимент, практика.- Ярославль, 1990, — С. 57−66.
- Леви-Строс К. Первобытное мышление, — М.: Республика, 1994,405 с.
- Леонтьев А.Н. Понятие отражения и его значение для психологии. Материалы XVIII Международного психологического конгресса, 4−11 августа 1966, — М.: «Наука», 1974, — С.8−20.
- Линдсей Н., Норман Д. Переработка информации у человека,-М.: «Мысль», 1974.-460 с.
- Лурия А.Р. Об историческом развитии познавательных процессов. Экспериментально-психологическое исследование, — М.: «Наука», 1974, — 172 с.
- Лурия А. Р. Язык и сознание,— М.: Изд-во МГУ, 1979, — 320 с.
- Лустина Е. А. Преодоление ситуации неопределенности в процессемышления и воображения// Вопросы психологии.- 1982, — № 3, — С. 22−30.
- Лычагина Г. Б. Оценивание в мыслительной деятельности руководителя// Проблемы мышления в производственной деятельности, — Ярославль, 1980,-С. 143−149.
- Ломов Б.Ф., Сурков Е. Н. Антиципация в структуре деятельности.-М., 1980,-278 с.
- Магазанник В. Д. Структурирование информации человеком при принятии решения// Психологический журнал.- 1997, — № 1.- С. 90−102.
- ЮО.Мазилов В. А. О деятельностной обусловленности локации ограничений в решении мыслительных задач// Проблемы мышления в производственной деятельности, — Ярославль, 1980, — С. 49−64.
- Ю1.Мазилова Г. Б. О процессе оценивания при решении неопределенных задач// Мышление и субъективный мир, — Ярославль, 1991.- С. 81−84.
- МайерН. Мышление человека// Психология мышления./Под ред. А. М. Матюшкина, — М.: «Прогресс», 1965, — С. 300−313.
- ЮЗ.Максимовская М. В. К вопросу об исследовании мышления в процессе освоения деятельности по управлению// Мышление и общение: активное взаимодействие с миром, — Ярославль, 1988, — С. 124−130.
- Ю4.Максимовская М. В. О методе исследования и формирования деятельности руководителя//Методы исследования мышления и общения в производственной деятельности.-Ярославль, 1989.- С. 84−89.
- Ю5.Максимовская М. В. Особенности мышления руководителя в процессе освоения управленческой деятельности. Автореф. канд. дис. Ярославль, 1990.
- Юб.Малкольм Н. Мур и обыденный язык// Аналитическая философия: Избранные тексты.- М.: Изд-во МГУ, 1993.- С. 84−100.
- Мансуров Н. С. Зависимость решения от формулировки и наглядного оформления задачи// Процесс мышления и закономерности анализа, синтеза и обобщения, — М., I960, — С. 153−167.
- Ю8.Матюшкин А. М. К проблеме порождения ситуативных познавательных потребностей.- М.: МГУ, 1979.
- Матюшкин А. М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении.-М.: «Педагогика», 1972.
- Мехтиханова Н. Н., ГрязеваН. М. Приемы и содержание обучения мастеров//Мышление. Общение. Опыт,-Ярославль, 1983, — С. 56−59.
- Мехтиханова Н. Н. Учет деятельностной детерминации мышления у представителей конкретных профессий// Мышление и общение: активное взаимодействие с миром, — Ярославль, 1991, — С. 78−90.
- Миллер Д., Прибрам К., Галантер Д. Планы и структура поведения,-М., 1965, — 248 с.
- Михеева И. Н. Амбивалентность личности: морально-психологический аспект, — М.: Наука, 1991, — 128 с.
- Молчанова М. Г. Практическое мышление: изучение природы и разработка диагностической методики. Дипломная работа.- Ярославль, 1994.
- Мышление и общение в производственной деятельности./ Под ред. Ю. К. Корнилова.- Ярославль, 1981, — 150 с.
- Мышление. Общение. Опыт./Под ред. Ю. К. Корнилова, — Ярославль, 1983, — 123 с.
- Мышление и субъективный мир./Под ред. Ю. К. Корнилова. Ярос-лавль, 1991.- 104 с.
- Мышление в производственной деятельности./ Учебное пособие под ред. Ю. К. Корнилова, — Ярославль, 1987, — 51 с.
- Ш. Найсер У. Познание и реальность, — М., 1981, — 238 с.
- Основные направления исследований психологии мышления в капиталистических странах./ Под ред. Е. В. Шороховой,-М.: Наука, 1966, — 300 с.
- Остин Дж. Значение слова// Аналитическая философия: Избранные тексты, — М.: Изд-во МГУ, 1993, — С. 105−120.
- Панкратов А. В. Деятельность мастера как системное образование// Мышление. Общение. Опыт,-Ярославль, 1983, — С. 34−43.
- Панкратов А. В. К проблеме методов исследования мышления в производственной деятельности// Познавательные процессы, теория, эксперимент, практика.-Ярославль, 1990, — С. 107−117.
- Панкратов А. В. Особенности познавательной регуляции индивидуальной системы деятельности руководителя// Мышление, общение, практика.-Ярославль, 1984, — С. 36−47.
- Панкратов А. В. Использование интервью при изучении мышления в профессиональной деятельности//Методы исследования мышления и общения в производственной деятельности.- Ярославль, 1989, — С.55−63.
- Петренко В. Ф. Введение в экспериментальную психосемантику сознания: исследование форм репрезентации в обыденном сознании,-М.: МГУ, 1985.-213 с.
- Петренко В. Ф. Психосемантика сознания,— М.: МГУ, 1988, — 213 с.
- Пиаже Ж. Избранные психологические труды,-М.: Международная педагогическая академия, 1994, — 680 с.
- Платонов К. К. Вопросы психологии труда, — М., 1970, — 264 с.
- Поваренков Ю. П. Психологический анализ закономерностей познания производственной ситуации// Познавательные процессы: теория, эксперимент, практика, — Ярославль, 1990, — С. 125−137.
- Подьяков Н. Н. Мышление дошкольника, — М., 1977, — 272 с.
- Познавательные процессы: теория, эксперимент, практика. /Сб.науч. тр./ Яросл. гос. ун-т, — Ярославль, 1990, — 149 с.
- Пономарев Я. М. К вопросу об исследовании психического механизма принятия решения// Проблемы принятия решения,-М., 1976, — С. 82−105.
- Пономарев Я. А. Роль непосредственного общения в решении задач, требующих творческого подхода// Проблема общения в психологии, — М.: Наука, 1981, — С. 79−91.141 .Поппер К. Р. Логика и рост научного знания, — М., 1986, — 386 с.
- Попович М. Ф. Философские вопросы семантики, — Киев: Наукова думка, 1975.- 229 с.
- МЗ.Портнов А. Н. Язык и сознание: Основные парадигмы исследования проблемы в философии XIX—XX вв., — Иваново, 1994, — 372 с.
- Психологическая наука в России XX столетия: проблемы теории и истории// под ред. А. В. Брушлинского. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 1997.- 576 с.
- Пушкин В. Н. Построение ситуативных концептов в структуре мыслительной деятельности// Проблемы общей, возрастной и педагогической психологии." М., 1978, — С. 106−120.
- Пушкин В. Н. Оперативное мышление в больших системах, — M.-JL: «Энергия», 1965.- 375 с.
- Проблемы мышления в практической деятельности./Под ред. Ю. К. Корнилова,-Ярославль, 1980.- 150 с.
- Психология мышления./Под ред. А. М. Маттошкина, — М.:"Прогресс", 1965, — 532 с.
- Рассел Б. История западной философии. Новосибирск, Издательство Новосибирского университета, 1994, в 2-х т., т. 1.
- Рейд Д. Экспериментальное исследование «анализа цели» при решении задач// Психология мышления./ Под ред. А. М. Матюшкина.-М.: «Прогресс», 1965,-С. 329−342.
- Ришар Ж.Ф. Ментальная активность. Понимание, рассуждение, нахождение решений, — М.: Издательство «Институт психологии РАН», 1998.232 с.
- Рибо Т. Психология внимания, — СПб, 1892.
- Розеншток-Хюси О. Речь и действительность,-М.: «Лабиринт», 1994.-234 с.
- Родионов А. В. Психодиагностика в спорте, — М., 1976, — 216 с.
- Родионов А. В. Психодиагностика спортивных способностей, — М., 1973.- 216 с.
- Рубинштейн С. Л. О мышлении и путях его исследования,-М.: Изд-во АН СССР, 1958.
- Рубинштейн С. Л. Основы психологии, — М., 1935, — 496 с.
- Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии, — 2-е изд.-М., 1946,704 с.
- Руднев В. Морфология реальности: Исследование по «философии текста». Серия «Пирамида»,-М.: Русское феноменологическое общество, 1996.- 207 с.
- СекейЛ. Знание и мышление// Психология мышления./ Под ред.
- А. М. Матюшкина.-М.: «Прогресс», 1965, — С.343−365.
- Секей Л. К проблеме доступности решения задачи и магическое тестирование. Там же, — С. 387−396.
- Секей Л. Продуктивные процессы в обучении и мышлении. Там же.-С. 366−386.
- Селиванов И.Н. Мышление как фактор личностного развития// Психология и практика. Ежегодник Российского Психологического общества, т.4, вып.4, — Ярославль, 1998, — С.277−282.
- Сепир Э. Избранные труды по языкознанию и культурологии,— М.: Издательская группа «Прогресс», «Универс», 1993, — 656 с.
- Сергиенко Е. А. Истоки познания: онтогенетический аспект, — 1996,-т.17, № 4, — С. 43−54.
- Славская К. А. Мысль в действии, — М., 1968, — 210 с.
- Смирнов А. А. Проблемы психологии памяти, — М., 1966.
- Смирнова Е.О. Теория привязанности: концепция и эксперимент/ЛЗопросы психологии, 1995, — № 3, — С. 139−150.
- Солондаев В.К. Индивидуальные обобщения в процессе решения практических задач// Психология и практика. Ежегодник Российского Психологического общества, т.4, вып.5, — Ярославль, 1998, — С.454−461.
- Солондаев В.К. Исследование индивидуальных обобщений впроцессе решение практических задач. Автореф. канд. дисс.- Ярославль, 1999.
- Солякин А. В. Понятийные аспекты категории «ситуация». Бюллетень Международной академии психологических наук, вып. IV, — Саратов-Ярославль, 1997, — С. 40−42.
- Современные модели психологии речи и психолигвистики,-М., 1990, — 276 с.
- Солсо P. JI. Когнитивная психология.- М.: Тривола, 1996, — 600 с.
- Сосновский Б.А. Мотив и смысл (психолого-педагогическое исследование).- М.: «Прометей», 1993, — 201 с.
- Степанов С. Ю. Проблема концептуально-методологического отображения процесса мышления// Вопросы психологии, — 1985, — № 5, — С. 38−45.
- Стрелков Ю. К. Перцептивный мир, действия и структуры профессионального опыта// Мышление и субъективный мир, — Ярославль, 1991.С. 1419.
- Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний, — М., 1975.
- Теория практического мышления: процессуальные особенности, специфика методов исследования. Вып. l./Под ред Ю. К. Корнилова, — Ярославский университет, Ярославль, 1993, — 143 е.- Деп. в ИНИОН РАН № 49 175 от2704.93.
- Теория практического мышления: процессуальные особенности, специфика методов исследования. Вып. 2./Под ред. Ю. К. Корнилова. Ярославский университет, Ярославль, 1994, — 130 с, — Деп. в ИНИОН РАН от0812.94.
- Теплов Б. М. Ум полководца// Проблемы индивидуальных различий.-М., 1961.-С. 252−344.
- Толочек В. А. Исследование индивидуального стиля деятельности//
- Вопросы психологии, — 1991, — № 3, — С. 92−195.
- Узнадзе Д. Н. Экспериментальные основы психологии установки.1. Тбилиси, 1961.
- Уивер Г., Мадден Е. О «направленности» при решении задач// Психология мышления./ Под ред. А. М. Матюшкина, — М.: «Прогресс», 1965, — 314 328.
- Урванцев Л. П. Влияние профессиональной деятельности на психику, факты, гипотезы, проблемы// Психические закономерности профессионализации, — Ярославль, 1991, — С. 31- 40.
- Францелла Ф., Баннистер Д. Новые методы исследования личности.-М., 1987.-234 с.
- Филиппов А. В., Ковалев С. В. Ситуация как элемент психологического тезауруса// Психологический журнал, — 1986, — № 1, — С. 14−22.
- Фишель В. Думают ли животные? —М.: «Мир», 1973, — 159 с.
- Фромм Э. Психоанализ и дзен-буддизм//Что такое дзен?//Сбор-ник:Пер. с англ.- Львов: Инициатива, К.: Airland, 1994, — С. 11−77.
- Хайдеггер М. Бытие и время// Сочинения, — М., 1993, — С. 3−45.
- Хайдеггер М. Разговор на проселочной дороге, — М., 1991, — 198 с.
- Хакинг Я. Представление и вмешательство. Введение в философию естественных наук, — М.: Логос, 1998, — 296 с.
- Холодная М.А. Ментальный опыт как основа интеллектуальной одаренности// Психологическое обозрение, — № 2(3).- 1996, — С.6−11.
- Холодная М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования.-Томск: Изд-во Том. ун-та. Москва: Изд-во «Барс», 1997, — 392 с.
- Хоффманн И. Активная память, — М., 1990, — 310 с. 199,Чалидзе В. Иерархический человек. Социобиологические заметки.-М.: «Терра"-"Тегта», 1991.-224 с.
- Чебышева В. В. О некоторых особенностях мыслительных задач в труде рабочих// Вопросы психологии, — 1963, — № 3, — С. 99−108.
- ЧебышеваВ. В. О мыслительных задачах в труде рабочих// Психологические вопросы обучения труду в школе,-М.: «Просвещение», 1968,-С. 184−199.
- Чуприкова Н. И. Изменение когнитивной репрезентации объекта в процессе умственного развития// Вопросы психологии, — 1987, — № 6, — С. 31−41.
- ШликМ. Поворот в философии// Аналитическая философия: Избранные тексты, — М.: Изд-во МГУ, 1993, — С. 28−32.
- Шумакова Н. Б. Роль вопроса в структуре мышления// Вопросы психологии." 1984, — № 1, — С. 91−95.2Ю.Щавелев С. П. Практическое познание. Филосовско-методологические очерки. Воронеж, 1994.
- Щавелев С. П. Личностное познание как феномен практики// Мышление и субъективный мир. Ярославль, 1991.- С. 90−93.
- Эйнштейн А. Мотивы научного исследования// Эйнштейн А. Собр. науч. тр. Т 4.
- Экспериментальная психология. Вып. 4./ Под ред. П. Фресс, Ж. Пиаже, 1974.- 343 с.
- Эльконин Б.Д. Введение в психологию развития (в традиции культурно-исторической теории Л.С.Выготского). М.: Тривола, 1994, — 168 с.
- Фуко М. Воля к истине: по ту сторону знания, власти и сексуальности. Работы разных лет.- М.: Касталь, 1996,-448 с. 21 б. АеЬН Н. Denken: das Ordnen des Tuns. Klett-Colla, Studgart, 1990.495 s.
- FordM. E. For all practicfl purposes: criteria for defining and walnating practical intelligence// Practical intelligence. Ed. R. G. Sternberg and R. K. Wagner, Cambridge Un. Press. 1986.
- Frederiksen N. Toward a broadder conception of human intelligence// Practical intelligence/ Ed. R. G. Sternberg and R. K. Wagner. Cambridge Un. Press. 1986.
- Flach J. M. Situation awarenes: Proceed with caution/ Humane Factor.-1995, — 37, № l.-s. 149−157.
- Gadamer H.-G. Truth and method. New York: Seabury Press, 1975.
- Hoffmann J. Die Welt der Begrife: Psuchologische Untersuchungen zur Organisation des menschlichen Wissens. Berlin, VEB Deutscher Verlag der Wissenschaften, 1986, — 172 s.
- Caliot M., Nglien-Xlian A. Adults understanding of electricity and electronics with advanced educaional technology. Berlin: Springer-Veriag, 1993.131−146 s.
- KlixF. Information und Verhalten. Berlin, VEB Deutscher Verlag der Wissenscheften, 1983, — 810 s.
- Wagner R. K., Sternberg R. G. Tacit Iholedge and intelligence in the wer у day wold// Practikal intelligence. Ed. R. G. Sternberg and R. K. Wagner. Cambridge Un. Press. 1986.