Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Экономические и методические аспекты совершенствования управления конкурентоспособностью вуза: на примере негосударственного высшего учебного заведения

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

К наиболее существенным проблемам негосударственного сектора относятся: неоднозначность трактовок понятия «негосударственное образование» — недостаточное внимание власти к проблемам негосударственных учрежденийущемление негосударственных вузов по принципу учредительстванеравноправие аккредитованных негосударственных вузов и государственных вузовотсутствие прав и гарантий у выпускников… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретические предпосылки развития конкурентоспособности в сфере высшего образования
    • 1. 1. Тенденции развития системы высшего профессионального образования в Россини
    • 1. 2. Экономические и методические подходы к оценке конкурентоспособности вуза
    • 1. 3. Проблема совершенствования управления конкурентоспособностью вуза в современных условиях
  • Глава 2. Исследование методических основ проблемы оценки и управления конкурентоспособностью вуза
    • 2. 1. Анализ существующих методик оценки конкурентоспособности
    • 2. 2. Классификация факторов и формирование системы признаков конкурентоспособности вуза
    • 2. 3. Принципы построения методики управления конкурентоспособностью вуза
  • Глава 3. Методические и экономические подходы к совершенствованию управления конкурентоспособностью вуза
    • 3. 1. Теоретическое обоснование построения методики управления конкурентоспособностью вуза
    • 3. 2. Совершенствование управления конкурентоспособностью вуза на основе выбора модели управления конкурентоспособностью
  • Заключение

Экономические и методические аспекты совершенствования управления конкурентоспособностью вуза: на примере негосударственного высшего учебного заведения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Постановка проблемы и актуальность исследования.

Проводимая в нашей стране реформа образовательной системы, прежде всего, направлена на увеличение степени самостоятельности вузов. Повышение самостоятельности вузов, в свою очередь налагает дополнительные требования на качество образовательного процесса, осуществление которого возможно только за счет более рационального использования имеющихся ресурсов.

Ухудшение демографической ситуации в стране, изменение характера финансирования системы образования, пересмотр налоговых льгот установленных законодательно для высших учебных заведений в сторону их ужесточения, рост благосостояния населения, формирующий предпочтения потребителей в выборе качества образования порождает усиление конкуренции на рынке образовательных услуг.

Проистекающие процессы требуют проведения вузом, прежде всего мониторинга внешней среды, как в части качества, так и структуры образовательных услуг. Мониторинг внешней среды мы рассматриваем как базу повышения конкурентоспособности, улучшения качества и изменения структуры образовательных услуг вуза. Повышение конкурентоспособности в условиях ограниченности ресурсов, вызывает необходимость оптимизации их использования.

Конкурентоспособность это свойство вуза, отражающее степень его реальной и потенциальной способности оказывать образовательные услуги с качественными характеристиками, соответствующим требованиям потребителей по более привлекательным ценовым и неценовым параметрам, чем у конкурентов, и получать при этом эффект, позволяющий постоянно обеспечивать конкурентоспособность вуза. Конкурентоспособность рассматривается как результат оценки проводимой потребителями образовательных услуг.

Эффективность — это интегральная характеристика вуза, отражающая успешность его деятельности, соответствие миссии, целям и задачам. Эффективность отражает внутреннюю оценку деятельности вуза.

Все сказанное вызывает необходимость совершенствования системы управления вузом, посредством формирования эффективных конкурентных стратегий. При разработке конкурентных стратегий перед вузом стоит противоречивая задача, с одной стороны повышения конкурентоспособности, а с другой — обеспечения эффективности деятельности вуза.

Повышение конкурентоспособности основано на вложении средств в развитие конкурентных преимуществ образовательного учреждения, и чем больше эти вложения, тем выше показатели, характеризующие конкурентные позиции вуза. Рост эффективности предполагает оптимизацию расходов с одновременным ростом отдачи использования ресурсов. Нами выявлена возможность в качестве критерия оптимальности использования ресурсов принимать соотношение показателей конкурентоспособности и эффективности деятельности вуза.

Существующие методы оценки эффективности и конкурентоспособности построены на раздельном их расчете.

Проведенное исследование показало необходимость разработки инструментария, позволяющего увязывать между собой уровень конкурентоспособности и эффективности деятельности вуза с последующим формированием на его основе эффективной конкурентной стратегии развития вуза. В усложнившихся условиях функционирования вуза проведение оценки и управления конкурентоспособностью отдельно от оценки и управления эффективностью деятельности вуза не приносит ожидаемого эффекта.

Возникает проблема несовершенства действующего инструментария управления конкурентоспособностью вуза позволяющего более тщательно увязывать показатели эффективности и конкурентоспособности.

Недостаточная изученность указанных вопросов обусловила актуальность диссертационного исследования.

Разработанность проблемы. Исследованию проблем конкурентоспособности и эффективности посвящены труды многих отечественных ученых, среди которых: Азоев Г. JI., Безруков И. С., Жигун JI. А., Липсиц И. В., Медведева Е. С., Моисеева Н. К., Савицкая Г. В., Панкрухин А. П.,.

Сазонов В. Г., Фасхиев X. А, Фатхутдинов Р. А., Фисенко А. И., Хруцкий В. Е., Яскевич Е. В., и др. Значительный вклад в исследование данной темы внесли такие зарубежные экономисты как: Аакер Д. А., Ансофф И., Котлер Ф., Ламбен Ж. Ж., Маршалл А., Портер М. и др.

Несмотря на решение многих теоретических и прикладных задач, вопросы, связанные с необходимостью разработки экономических и методических подходов к совершенствованию управления конкурентоспособностью вуза исследованы недостаточно.

Актуальность проблемы, недостаточная научная разработанность отдельных ее аспектов определили выбор темы, объекта, предмета, цели и задач диссертационного исследования.

Объект исследования — экономические условия, формирующие конкурентоспособность вуза в системе рыночных отношений.

Предметом исследования являются экономические и методические вопросы управления конкурентоспособностью вуза.

Цель и задачи диссертационного исследования.

Целью диссертационного исследования является разработка экономических и методических подходов к совершенствованию управления конкурентоспособностью вуза.

Поставленная цель предопределила основные задачи исследования:

— проанализировать современное состояние и тенденции развития высшего образования, в том числе негосударственного;

— изучить взаимоотношения государственных и негосударственных вузов с государством, выявить проблемы негосударственного образования в России;

— определить взаимосвязь конкурентоспособности, эффективности деятельности вуза;

— рассмотреть и обобщить современные методы оценки конкурентоспособности, определить возможность использования данного опыта при формировании системы управления конкурентоспособностью вуза в современных условиях;

— исследовать факторы внешней и внутренней среды, влияющие на конкурентоспособность вуза;

— классифицировать факторы, формирующие конкурентоспособность вуза;

— классифицировать состояния уровня конкурентоспособности вуза;

— сформулировать принципы и разработать методику управления конкурентоспособностью вуза на основе одновременного учета показателей эффективности и конкурентоспособности;

— апробировать на примере НОУ ВПО «Институт технологии и бизнеса» методику управления конкурентоспособностью.

Теоретическая и методологическая основа исследования При разработке методических положений, обосновании выводов и практических рекомендаций использовались труды российских и зарубежных ученых-экономистов и специалистов-практиков по теории конкурентоспособности предприятий различных сфер деятельности, стратегического управления, эффективности, методам оценки эффективности деятельности предприятий, нормативно-правовые документы в области образования и другая научно-практическая информация по теме исследования.

Выполнение данного научной работы проводилось с применением системного метода, предполагающего изучение объекта во взаимосвязи с окружающей средой. Так же использовались приемы научного обобщения, экономического анализа, методы группировок, сравнений, экспертных оценок.

Информационную базу диссертационной работы составили данные органов государственной статистики: о развитии рынка образовательных услуг в России, в том числе в Приморском крае, отчетные данные о деятельности вузов и филиалов г. Находки, информационные ресурсы сети Internet.

Наиболее существенные результаты работы:

— исследованы современное состояние и тенденции развития высшего образования, в том числе негосударственного;

— рассмотрены взаимоотношения государственных и негосударственных вузов с государством, обозначены проблемы негосударственного образования в России;

— установлена взаимосвязь конкурентоспособности, эффективности деятельности вуза;

— рассмотрены и обобщены современные методы оценки конкурентоспособности, определена возможность использования данного опыта при формировании системы управления конкурентоспособностью вуза в современных условиях;

— исследованы факторы внешней и внутренней среды, влияющие на конкурентоспособность вуза;

— классифицированы факторы, формирующие конкурентоспособность вуза;

— классифицированы состояния уровня конкурентоспособности вуза;

— сформулированы принципы, разработана методика управления конкурентоспособностью вуза на основе одновременного учета показателей эффективности и конкурентоспособности;

— апробирована на примере НОУ ВПО «Институт технологии и бизнеса» методика управления конкурентоспособностью вуза.

Научная новизна работы включает:

— классификацию факторов, влияющих на конкурентоспособность вуза на факторы первого и второго порядка;

— классификацию состояний уровня конкурентоспособности вуза;

— методику управления конкурентоспособностью вуза, в основе которой лежит одновременный учет показателей эффективности и конкурентоспособности.

Практическая значимость результатов работы заключается в том, что:

— использование полученных результатов диссертационного исследования может способствовать формированию научно обоснованной концепции управления конкурентоспособностью высшего учебного заведения, учитывающей эффективность деятельности вуза, внутренний потенциал конкурентоспособности и скорость его развития;

— разработанная методика позволяет проводить оценку конкурентоспособности вуза и на ее основе выбирать стратегию управления конкурентоспособностью;

— применение методики позволяет повысить эффективность управления конкурентоспособностью вуза.

Апробация работы.

Результаты проведенного исследования, в соответствии со списком, рекомендованным ВАК РФ, опубликованы в межотраслевом научно-практическом журнале «Интеграл». Различные аспекты исследования были представлены и обсуждались: на международной научно-практической конференции «Конкурентоспособность предприятий и территорий в меняющемся мире» (Екатеринбург, 2002), в сборнике научных трудов «Проблемы и перспективы развития науки Азиатско-Тихоокеанского региона» (Находка, 2004), на IV международной научно-практической конференции «Проблемы открытого образования» (Владивосток, 2004), на IV международной научно-практической конференции «Макроэкономические проблемы современного общества (федеральный и региональный аспекты) (Пенза, 2005), на III международной научно-практической конференции «Управление в социальных и экономических системах» (Пенза, 2005), на международной научно-практической конференции «Проблемы и перспективы негосударственного сектора образования» (Хабаровск, 2007).

Результаты диссертационного исследования используются в процессе управления конкурентоспособностью НОУ ВПО «Институт технологии и бизнеса».

Публикации.

По теме диссертации опубликовано 7 печатных работ общим объемом 2,2 п.л.

Структура и объем диссертации

.

Содержание диссертации представлено на 160 страницах, состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка использованной литературы и приложений. Работа содержит 23 таблицы, 30 рисунков, 7 приложений.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Реформирование образовательной системы России направленное на увеличение степени самостоятельности вузов, что налагает дополнительные требования к качеству предоставляемых услуг. В условиях ограниченности ресурсов повышение качества возможно только за счет рационального использования ресурсов.

Ухудшающаяся демографическая ситуация, изменение системы государственного финансирования системы образования, ужесточение условий функционирования вузов порождает усиление конкуренции на рынке образовательных услуг.

Проистекающие процессы требуют от вузов совершенствования системы управления вузом.

Анализ существующих методик оценки конкурентоспособности и эффективности показал, что те методы, которые используются, позволяют анализировать уровень конкурентоспособности вузов на основе критериев учитываемых государственными органами при проведении аккредитации вузов. Существуют методы оценки эффективности деятельности вузов, построенные на основе оптимальности использования материально-технических ресурсов. Некоторые методы являются смешанными, в них используется совокупность показателей отражающих и эффективность деятельности, и конкурентоспособность вуза. Но вопросам соотношения показателей эффективности деятельности и конкурентоспособности в проводимых исследованиях отводится мало места. А в сложившихся условиях, руководителям вузов необходимо отслеживать эти качественные показатели в совокупности и взаимодействии. Такая оценка деятельности позволит увеличить эффективность использования ресурсов с одновременным повышением конкурентоспособности вуза.

В связи со сказанным выше актуальность исследований по проблемам совершенствования управления конкурентоспособностью вузов неуклонно повышается. Рост конкуренции на рынке образовательных услуг, повышение требовательности потребителей, а также макроэкономические изменения, предъявляющие все более жесткие требования к качеству образования — все это делает вузы все более зависимыми от объемов реализации образовательных услуг.

Исследования по проблемам управления конкурентоспособностью вузов становятся частью научно-исследовательской деятельности. В результате проведенных исследований были получены следующие основные результаты:

— современная система взаимоотношений государства и системы высшего образования свидетельствуют о том, что к негосударственным вузам государство относится как к полноценным коммерческим предприятиям, в то время как введение для государственных вузов мероприятий по укреплению финансовой дисциплины, введение налогов расценивается госвузами как функционирование в условиях «жесточайшего пресса проверяющих структур и правоохранительных органов»;

— к наиболее существенным проблемам негосударственного сектора относятся: неоднозначность трактовок понятия «негосударственное образование" — недостаточное внимание власти к проблемам негосударственных учрежденийущемление негосударственных вузов по принципу учредительстванеравноправие аккредитованных негосударственных вузов и государственных вузовотсутствие прав и гарантий у выпускников неаккредитованных негосударственных вузовотсутствие социального «веса» диплома об окончании обучения неаккредитованных высших учебных заведенийпроблема повышения качества учебного процессаукрепления материально-технической базысмещение приоритетов образования с молодежи на людей более зрелого возрастапроблема поиска инструментария управления вузом, для достижения им конкурентоспособности и эффективности использования ресурсов;

— для высшего образования России можно выделить следующие тенденции: внутренняя диверсификация деятельности вузов по направлениямпереход международного сотрудничества на новый уровень как в сфере научных исследований так и в области образованияразвитие процесса формирования основных моделей высшего учебного заведенияпереход системы высшего образования к новой многоступенчатой структуре. Помимо тенденций, характерных для всей системы образования, отмечено ряд изменений, отражающий развитие негосударственного сектора образования: увеличение числа негосударственных высших учебных заведений, и сохранение их доли в общей массе вузов странырост численности студентов, отдающих предпочтение негосударственным образовательным учреждениямнаблюдаются высокие темпы подготовки специалистов, при продолжающемся росте абитуриентов;

— в рыночной экономике, где разворачивается напряженная конкуренция между участниками рынка образовательных услуг, важным показателем деятельности организаций является их конкурентоспособность. В зарубежной и отечественной литературе даются различные определения категории «конкурентоспособность». Анализ структуры и содержания трактовок понятия «конкурентоспособность организации (предприятия)» позволяет сделать следующие выводы:

3. понятия «конкурентоспособность организации» предлагаемые различными авторами свидетельствуют о том, что разные исследователи изучают это явление с разных точек зрения, т. е. они характеризуют только один из множества аспектов конкурентоспособности;

4. существует многообразие подходов к формулированию понятия: одни авторы понимают под конкурентоспособностью свойство объекта, другие — напрямую связывают конкурентоспособность организации с конкурентоспособностью продукции, и определяют последнюю важнейшим фактором, влияющим на конкурентоспособность предприятия в целом, а остальные внутренние факторы компании игнорируются, третьи — связывают конкурентоспособность с умением эффективно использовать свои потенциалы и т. д.

Проведенный анализ позволил автору сформулировать определение конкурентоспособности применительно к высшему учебному заведению. Конкурентоспособность вуза — это свойство вуза, отражающее степень его реальной и потенциальной способности оказывать образовательные услуги с качественными характеристиками, соответствующими требованиям потребителей по более привлекательным ценовым и неценовым параметрам, чем у конкурентов, и получать при этом эффект, позволяющий постоянно обеспечивать конкурентоспособность вуза.

Конкурентоспособность рассматривается автором как результат оценки проводимой потребителями образовательных услуг;

— в отечественной литературе последних десятилетий понятие эффективность входит в группу самых распространенных. Ему посвящено множество научных трудов и исследований, даны общие и частные трактовки, рассмотрены основы формирования и предложены различные методы измерения, но основополагающим остается соотношение результата и затрат экономического объекта;

— на основе проведенного анализа автором уточнена формулировка понятия «эффективность деятельности вуза». Эффективность деятельности вуза — это интегральная характеристика вуза, отражающая успешность его деятельности, соответствие миссии, целям, задачам. Эффективность отражает внутреннюю оценку деятельности вуза;

— между явлениями конкурентоспособность и эффективность деятельности вуза существует взаимосвязь, которая была выявлена при анализе, как существующих определений, так и процесса функционирования вуза в процессе оказания образовательных услуг;

— в настоящее время, когда уровень подготовки специалистов по вузам примерно одинаков, число вакантных мест меньше или соответствует количеству выпускников школ, основным фактором конкурентоспособности является уровень рейтинга специальности и престижности вуза. В такой ситуации приходится признать, что важнейший фактор конкурентоспособности — качество подготовки специалиста не является основополагающим. На основании проводимых демографических прогнозов в ближайшее время ожидается снижение количество выпускников школ, и тогда конкурентоспособность будет определяться совокупностью факторов, среди которых качество подготовки специалиста будет играть решающую роль. Осуществление длительной и четко спланированной работы направленной на повышение качества и эффективности деятельности может быть осуществлена на базе стратегического управления развитием вуза. К резкому возрастанию значения стратегического управления привел ряд факторов: развитие конкуренции за ресурсы, появление новых запросов потребителей, интернационализация образования, развитие информационных сетей, развитие образовательных технологий, изменение роли человеческих ресурсов и т. д.;

— проведенный анализ показал, что существует довольно большое количество методик оценки конкурентоспособности организаций (предприятий). Стандартов же оценки, как и единой методики не существует. Все существующие методы оценки конкурентоспособности по способу получения и отражения результатов можно разделить на две группы: графические и аналитические;

— все количество принципов, которое может быть положено в основу формирования системы управления конкурентоспособностью вуза можно разделить на основополагающие и неосновополагающие. Если несоблюдение первых приводит к состоянию когда функционирование объекта становится не эффективным, нарушение вторых вызывает необходимость иметь «запас прочности» в системе, что приводит к снижению предельной эффективности вуза. Первый уровень принципов включает в себя принципы: целостности, коммуникативности, закономерности возникновения цели, иерархичности. Второй уровень принципов, с помощью которых формируется система управления конкурентоспособностью включает в себя принципы: восхождения от абстрактного к конкретному, конечности, дискретности, объективной субъективности, системообразующей функции цели, детерминированности взаимосвязей, «необходимого эффективного разнообразия», полиструктурности, деления показателей на соизмеримые и несоизмеримые, причинной связи явлений, аддитивности и мультипликативности показателей, идентификации показателей, комплексности управления и планирования, не снижающейся конкурентоспособности, эффективности конкурентоспособности;

— факторы, оказывающие воздействие на конкурентоспособность вуза автором предлагается разделять на факторы первого и второго порядка. Основанием такой классификации служит роль факторов в управлении конкурентоспособностью. Классификация факторов по степени воздействия на конкурентоспособность вуза позволяет разделять управляемые факторы на те, значения которых определяются внешней средой, и те которыми вуз в состоянии управлять для достижения желаемых значений — факторы второго порядка. Факторы первого порядка определяют конкурентоспособность, по ним производится идентификация вуза. С номощыо воздействия на факторы второго порядка осуществляется управление системой, с целью выхода на удовлетворительные значения факторов первого порядка;

— показатели оценки факторов второго порядка конкурентоспособности в методике предлагается условно разделять на несколько групп. Весомость каждого фактора из этих групп определяются с помощью метода экспертных оценок. По каждой группе показателей рассчитывается интегральный показатель конкурентоспособности;

— автором предлагается за результаты при расчете эффективности деятельности вуза считать средства направленные расширение и развитие вуза. Все расходы вуза целесообразно разделить на три группы: защищенные статьи расходов, обязательные статьи расходов, расходы на развитие, расширение, усовершенствование учебного процесса. Объем денежных средств, направляемых вузом на финансирование третьей группы расходов, предлагается считать за результат при расчете эффективности деятельности вуза. Чем больше доля средств направляемых на покрытие этих расходов, при условии поддержания прочих статей на приемлемом уровне, тем выше эффективность работы вуза в целом;

— для оценки развития вуза в работе рассчитываются и сравниваются между собой индексы конкурентоспособности и эффективности деятельности вуза. Если темпы роста показателя эффективности ниже, чем темпы роста показателя конкурентоспособности, то вложения в факторы, повышающие конкурентоспособность не оправданы, вкладываемые средства не приносят ожидаемого эффекта;

— построение модели управления конкурентоспособностью вуза в данном исследовании предлагается строить на двух вариантах стратегического поведения: максимизации прибыли при наиболее эффективном использовании ресурсов, которое реализуется в условиях ограниченности ресурсов при неограниченном спросемаксимизации эффективности использования ресурсов при достижении предельного объема спроса, такое поведение характерно для вузов, существующих в условиях ограниченности спроса;

— в результате исследования получен инструмент управления конкурентоспособностью с точки зрения эффективности использования ресурсов.

По результатам диссертационного исследования на сформулированы следующие научные положения:

1. Оценку конкурентоспособности вуза необходимо проводить с учетом эффективности вложений в факторы повышения конкурентоспособности. Это обусловлено взаимосвязью этих явлений. Конкурентоспособность будет выше, чем больше средств вкладывается в развитие факторов, влияющих на нее. Но в то же время эффективность деятельности определяется отношением полезного эффекта, полученного от деятельности, к затратам.

2. Конкурентоспособность и эффективность деятельности вуза следует рассматривать в динамике, что обусловлено неодинаковой скоростью реагирования вузов на изменяющиеся условия среды. На первое место выходят не объемы предоставляемых услуг и завоеванные доли рынка, а способность быстрого реагирования, эффективного формирования и использования конкурентных преимуществ. Для определения изменений значений показателей конкурентоспособности и эффективности деятельности вуза используется индексный метод.

3. На конкурентоспособность вуза оказывают воздействие факторы первого и второго порядка. Факторы первого порядка отражают требования внешней среды, оценка вуза в соответствии с этими факторами позволяют идентифицировать вуз. Оказывая управляющие воздействия на факторы второго порядка, вуз достигает заданных значений факторов первого порядка с целью достижения желаемого уровня конкурентоспособности и удовлетворения спроса потребителей.

4. Эффективность деятельности вуза определяется отношением полезного эффекта, полученного вузом, к затратам вуза. Нами предлагается под полезным эффектом принимать совокупность средств, направляемых вузом на расширение, совершенствование и развитие деятельности.

5. Мы исходим из того, что оценка развития характеризуется уровнем соотношения скорости изменения конкурентоспособности и эффективности деятельности вуза.

6. Нами предложены две возможные модели управления конкурентоспособностью вуза: на основе ресурсного подхода, который предполагает моделирование поведения вуза в условиях дефицита ресурсовна основе требований, формируемых внешней средой. При которой, в роли ограничительного параметра выполняет ограниченный спрос.

По мнению автора, все результаты и выводы, полученные в ходе исследований, должны постоянно уточняться и дополняться по мере развития исследований в данной области.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Анализ демографической ситуации: тенденции и последствия Общероссийская общественная организация «Деловая Россия», http://www.demographia.ru/razdel/index.html?idR=19
  2. А. Запесоцкий Ставка будущее России. Азартная игра — Болонский процесс.// Высшее образование в России. — 2005. № 9. — с. 3−16
  3. Аналитический обзор Центра проблем развития образования Белорусского государственного университета № 9, www.charko.narod.ru
  4. А. Эфендиев, И. Кратко, JI. Латышова. Маркетинговая активность вуза на рынке образовательных услуг и рынке труда.// РЭЖ. 2004. № 8. с. 78−91.
  5. И. Критерии конкурентоспособности однородных банковских услуг.// Маркетинг № 1 1998 г.- с. 35−40.
  6. Г. Привлечение внебюджетных средств образовательными учреждениями (факторы и методы планирования).// РЭЖ. 2003. № 2. с. 74−84.
  7. В. А., Синельников А. В. Развитие организации в конкурентной среде, http://www.dis.ru/manag/arhiv/2000/6/1 .html
  8. И. С., Веролайнен С. И., Добровольский И. И. Международный маркетинг. Учебное пособие Владивосток: Издательство Дальневост. Ун-та, 2002.-210 с.
  9. Е. В. Оценка конкурентоспособности высшего учебного заведения на региональном рынке образовательных услуг Дисс. на соискание уч. степ. канд. экон. наук. — Владивосток: ВГУЭС, 2005
  10. Л. А. Управленческие решения: Учеб. пособие М.: Дело, 2004−208с.
  11. С. Г., Ковалик Л. Н. Маркетинговые исследования. СПб.: Питер, 2004−304с.
  12. В. Гуров. Качество образования в негосударственных вузах.// Высшее образование в России. 2004. № 6. — с. 148−152.
  13. В. Зернов. Негосударственный сектор: анализ, прогноз развития.//14
Заполнить форму текущей работой