Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений об относительной значимости моральных норм

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Эта проблема широко обсуждается в педагогической научной литературе (Р.С. Буре, А. Д. Кошелева, Т. А. Репина, J1.M. Таджибаева, А. П. Усова, С. Г. Якобсон и др.). Совместная деятельность ставит детей в условия общей ответственности за результат, вызывает необходимость совместных обсуждений, распределения обязанностей, взаимоудовлетворения интересов участников. Такие условия содержат в себе… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ УСВОЕНИЯ МОРАЛЬНЫХ НОРМ ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
    • 1. 1. ПОИСКОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДОШКОЛЬНИКА, ЕЕ ЗНАЧЕНИЕ В ОСОЗНАНИИ МОРАЛЬНЫХ НОРМ
    • 1. 2. ФАКТОРЫ И СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ У ДЕТЕЙ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О МОРАЛЬНЫХ НОРМАХ
    • 1. 3. СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ, СООТВЕТСТВУКЗЦИХ МОРАЛЬНЫМ НОРМАМ
  • ГЛАВА II. СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ ОТНОСИТЕЛЬНОЙ ЗНАЧИМОСТИ МОРАЛЬНЫХ НОРМ
    • 2. 1. ЗАДАЧИ И ОРГАНИЗАЦИЯ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ
    • 2. 2. ПРОЦЕСС ФОРМИРОВАНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ ОТНОСИТЕЛЬНОЙ ЗНАЧИМОСТИ МОРАЛЬНЫХ НОРМ
    • 2. 3. ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ФОРМИРОВАНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ ОТНОСИТЕЛЬНОЙ ЗНАЧИМОСТИ МОРАЛЬНЫХ НОРМ
  • ВЫВОДЫ

Формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений об относительной значимости моральных норм (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Воспитание активной творческой молодежи, способной к самостоятельным решениям и ответственной за их выполнение, является актуальной задачей педагогики в настоящее время. Особенное значение имеет при этом удовлетворение потребности общества в формировании отношений между людьми, соответствующих моральным нормам.

Известно, что главными регуляторами этих отношений являются моральные нормы общества, которые имеют всеобщий, обязательный для всех людей характер.

Особое значение для усвоения моральных норм общества имеет дошкольный возраст, ибо именно этот период является начальным этапом становления морального облика человека. «Это сензитивный период, когда ребенок особенно чувствителен и восприимчив к моральному воспитанию» (С. Г. Якобсон).

По отношению к детям дошкольного возраста выдвигается задача формирования представлений о моральных нормах и осознанного отношения к ним. В литературе обсуждается вопрос о средствах передачи детям моральных норм. Активным средством такой передачи признается художественная литература. Художественные образы в доступной детям форме представляют конкретные поступки, соответствующие или противоречащие нормам морали, что позволяет дошкольникам оценивать их нравственную суть. Кроме того, рассказы, содержащие в себе мораль, вызывают социальные эмоции, влияют на чувства, что усиливает их воздействие на дошкольников (А.М. Виноградова, А. Д. Кошелева, Л. П. Стрелкова и др.). Исследователи разрабатывают условия, при которых представления о нормах морали не остаются формальными, а позволяют воспитывать осознанное отношение к ним, понимание их значимости в саморегуляции поведения.

Особенно активно усвоение моральных норм происходит в процессе совместной деятельности детей.

Эта проблема широко обсуждается в педагогической научной литературе (Р.С. Буре, А. Д. Кошелева, Т. А. Репина, J1.M. Таджибаева, А. П. Усова, С. Г. Якобсон и др.). Совместная деятельность ставит детей в условия общей ответственности за результат, вызывает необходимость совместных обсуждений, распределения обязанностей, взаимоудовлетворения интересов участников. Такие условия содержат в себе большие возможности для воспитания доброжелательных взаимоотношений. В то же время, как показывают авторы, в любой совместной деятельности возможно столкновение различных точек зрения, мнений и интересов. Если дети не могут прийти к компромиссу, разрешить возникшие противоречия, совместная деятельность распадается. Средством, предупреждающим ее распад, является внесение педагогом моральных норм, использование которых детьми помогает налаживать взаимоотношения, придавать им нравственно ценный характер.

Анализ исследований показывает, что авторы уделяют большое внимание так называемым «конфликтным ситуациям» (Г.П. Щедровицкий). Раскрывая это понятие, автор подчеркивает, что они возникают в детской совместной деятельности в связи с расхождением во мнениях, интересах, предложениях и т. д. Предлагая детям в качестве средства их согласования известные моральные правила, педагоги помогают им не только восстанавливать ход прерванной деятельности, но и способствуют, с одной стороны, накоплению опыта их самостоятельного употребления в качестве средств саморегуляции, а с другойосознанию их значимости в воспитании доброжелательных взаимоотношений. А. А. Рояк описывает виды ситуацийназываемых автором конфликтными: внешний конфликт между детьми в ситуации рассогласования во мнениях, внешний конфликт между ребенком и сверстником, не принимающим его предложений и переход его во внутренний конфликт, внутренний конфликт ребенка с самим собой в условиях выбора одной из двух норм. На последний тип конфликтов обратил особое внимание Н. Н. Поддъяков. Он также использует это понятие при описании возникающих противоречий у ребенка в ситуации, выход из которой требует от него выбора одной из двух моральных норм, причем каждая из них является положительной. Такие ситуации, подчеркивает ученый, довольно часто возникают в повседневной жизни дошкольников и позволяют им вместо ранее сложившегося у них понимания незыблемости моральных норм осознавать их относительность. Опыт поступков, заключающих в себе выбор между двумя моральными нормами, развивает у дошкольников самостоятельность, необходимость аргументации своего выбора, т. е. он способствует воспитанию активной позиции в саморегуляции своего поведения.

Изучение представленных в литературе работ позволяет сделать вывод о том, что процесс регуляции педагогом деятельности детей, находящихся в конфликтной ситуации, выглядит примерно следующим образом:

A) Обсуждение возможных способов устранения конфликта путем разъяснения причин его возникновения;

Б) Внесение моральных правил как средства регуляции поведения людей в конфликтной ситуации;

B) Рекомендации детям в использовании моральных правил с целью достижения с их помощью согласия, налаживания прерванной совместной деятельности и накопления практического опыта, а вместе с этим — осознания значимости этих правил.

В ряде психологических работ обсуждается возникающая у детей или отдельного ребенка особая проблемная «ситуация выбора», требующая от них поиска выхода. Такие ситуации обсуждаются в исследованиях ряда зарубежных ученых. Так, У Кольберг разработал метод изучения морального сознания на остове обоснованного им принципа «моральной дилемы» и описал ситуации, требующие морального выбора, при изучении морального развития испытуемых. Подобную ситуацию использует и Ж. Пиаже также при исследовании этой проблемы.

В настоящее время в отечественной психологии ситуация морального выбора обсуждается в ряде работ. А. Д. Кошелева, раскрывая ее суть, подчеркивает, что вариант ее решения не является единственным (возможны несколько вариантов). Нравственно ценный выбор предполагает, как правило, некоторое ущемление личных желаний и интересов.

В исследованиях С. Г. Якобсон, Л. С. Почеревиной, Н. А. Холиной также используется проблемная ситуация морального выбора с целью изучения психологических условий соблюдения дошкольниками норм морали.

Авторы приходят к выводу о том, что важнейшим фактором, способствующим моральному выбору дошкольниками, является отрицательная оценка себя при нарушении норм.

Однако в педагогике формирование у детей представлений о нормах морали связывается лишь с неукоснительным выполнением этих норм в своей деятельности и взаимоотношениях со сверстниками. Ситуация морального выбора, позволяющая ставить детей в поиск самостоятельного выхода, проявляя активность и собственное суждение, не используется.

Обнаруживается противоречие: с одной стороны, в теории педагогики и психологии доказывается воспитательная значимость ситуаций, требующих морального выбора, а с другой стороны — это важное средство крайне недостаточно используется в практике работы с детьми старшего дошкольного возраста.

В литературе еще недостаточно описаны такие типы ситуаций, отсутствует соответствующая методика использования подобных ситуаций в качестве средства воспитания у детей осознанного отношения к нормам морали и понимания их относительной значимости. Это положение является одной из причин формального усвоения детьми правил поведения, что не способствует их нравственному развитию.

Возникает проблема: какое содержание и методы педагогической работы обеспечивают формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений об относительной значимости моральных норм и достаточный опыт самостоятельного их использования в ситуациях, требующих поиска морально ценного выбора?

Решение каких типов ситуаций позволяет включать детей в поиск морально ценного выхода на основе использования моральных норм?

Решение этой проблемы составляет цель исследования.

Объект исследования: поисковая деятельность детей старшего дошкольного возраста в ситуациях, требующих морального выбора.

Предмет исследования: процесс формирования у старших дошкольников представлений об относительной значимости моральных норм.

В исследовании выдвинута следующая гипотеза: формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений об относительной значимости моральных норм может быть обеспечено в процессе поисковой деятельности, если:

— в качестве средства формирования используются рассказы, заключающие в себе ситуации морального содержания;

— поиск ребенком выхода из таких ситуаций вызывает необходимость сопоставления присутствующих в них двух моральных норм, т. е. ставит его в условия морального выбора;

— выбор ребенком поступка, соответствующего одной моральной норме, препятствует удовлетворению второй моральной нормы, что побуждает к оценке их относительной значимости в процессе самостоятельного поиска.

Задачи:

1. Изучить состояние проблемы усвоения моральных норм детьми старшего дошкольного возраста.

2. Обосновать значение ситуаций, требующих морального выбора как средства формирования относительной значимости моральных норм.

3. Определить и экспериментально проверить содержание и методы формирования у детей старшего дошкольного возраста представлений об относительной значимости моральных норм и активного использование их в ситуациях морального выбора.

Методологической основой исследования являются положения философии о нормах морали как объективных требованиях общества к его членам и гуманизме, как проявлении высоконравственного отношения к людямположение о человеке как высшей ценности обществаположение о педагогике как системной науке, включающей в себя содержание, средства и методы воспитания и обученияопора на теоретические и методические исследования в психологии и педагогике по проблемам самовоспитания, саморазвития, самосознанияпо проблемам нравственного воспитания и формирования личности ребенка, восприятия его как субъекта деятельности, а также на принцип ведущей роли деятельности и обучения в развитии личности.

Для реализации поставленной цели и решения выдвинутых задач использовались следующие методы исследования: теоретический анализ философской, психологической и педагогической литературы, педагогический эксперимент, (констатирующий, формирующий, контрольный) наблюдения за детьми, беседы с детьми и воспитателями, анкетирование, анализ решений детьми предлагаемых рассказов, заключающих в себе мораль, математическая обработка результатов.

База экспериментального исследования: педагогический эксперимент проводился в детском саду № 697 г. Москвы в старших группах в течение октября-марта каждого учебного года. Под наблюдением находились: в 1999;2000 уч. году 40 детей 5−7 летв 2002;2003 уч. году 40 детей того же возрастав 2003;2004 уч. году 40 детей того же возраста. Этапы:

Первый этап: изучение психологической и педагогической литературы, разработка научного аппарата исследования, содержания рассказов для детей, знакомство с детьми будущих экспериментальных групп, анкетирование и беседы с воспитателями с целью выявления их знаний о методах регуляции поведения детей в соответствии с общепринятыми моральными нормами.

Второй этап: проведение педагогическкой экспериментальной работы, обработка первичного полученного материала.

Третий этап: систематизация и обобщение полученных данных, формулировка выводов, оформление диссертации. Научная новизна заключается в том, что:

• получены новые данные о возможности формирования у старших дошкольников представлений об относительной значимости моральных норм;

• разработано научно-обоснованное содержание методической работы, направленной на организацию ребенком поисковой деятельности в ситуациях, требующих морального выбора (на основе анализа предлагаемых рассказов);

• определена последовательность мыслительных операций дошкольника, направленных на выход из ситуаций, требующих морального выбора, путем использования моральных норм и сопоставления их относительной значимости: ориентир на ранее усвоенную моральную норму, понимаемую ребенком как требование к ее неукоснительному следованиюпоиск возможных выходов из ситуаций, каждый из которых следует одной моральной норме, но препятствует удовлетворению другихосознанный выбор выхода на основе сопоставления относительной значимости присутствующих в ситуации моральных норм.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что:

• подтверждены и значительно дополнены теоретические положения педагогики и психологии о воспитательной значимости ситуаций, требующих морального выбора и побуждающих детей к активному поиску поступка, соответствующего более значимой моральной норме.

• Разработана и экспериментально апробирована последовательность поэтапного формирования у детей представлений об относительной значимости моральных норм на основе решения предлагаемых им постепенно усложняющихся ситуаций, решение которых требует морального выбора.

Практическая значимость состоит в том, что предложены содержание и методы педагогической работы, направленной на осознание детьми относительной значимости моральных норм. Разработано и апробировано содержание рассказов, заключающих в себе ситуации, имеющие нравственный смысл и позволяющие включать детей в деятельность, связанную с поиском морально ценного их разрешения.

Теоретические положения и выводы исследования могут быть использованы в практике работы дошкольных образовательных учреждений, а также в повышении квалификации специалистов в педагогических вузах и колледжах, при чтении лекций в курсе дошкольной педагогики.

Научная достоверность и обоснованность полученных данных обеспечена:

— методологическим подходом, опирающимся на философские положения о регулирующей роли моральных норм в жизни общества;

— опорой на ведущий принцип деятельностного подхода при разработке теории и методики воспитания и обучения;

— использованием достижений современной психологии и педагогики в изучении проблемы нравственного воспитания и формирования личности ребенка;

— использованием методов, соответствующих цели, объекту, предметам и задачам исследования.

— экспериментальной проверкой предлагаемых содержания и методов педагогической работы с детьми и получением положительных результатов, а также личным участием автора в экспериментальной работе.

Апробация и внедрение результатов исследования в практику:

Основные положения и результаты научно-исследовательской работы обсуждались на заседаниях кафедры дошкольной педагогики МП ГУ, докладывались на научнопрактической конференции МГПУ, на семинарских занятиях с магистрантами факультета дошкольной педагогики и психологии МПГУ. Разработанная методика внедрена в работу ДОУ № 692 г. Москвы. Материалы исследования отражены в двух публикациях автора.

На защиту выносятся следующие положения:

1. У детей старшего дошкольного возраста могут быть сформированы представления об относительной значимости моральных норм в противовес сложившихся у них ранее представлений об их незыблемости.

Такие представления способствуют развитию у дошкольников самостоятельности и независимости в регуляции собственного поведения.

2. Активным средством формирования таких представлений являются рассказы, содержащие в себе ситуации, решение которых требует от ребенка выбора поступка, соответствующего одной моральной норме, и вызывающего нарушение другой.

3. Предлагаемые ситуации должны постепенно усложняться при учете накапливаемого детьми опыта их разрешения за счет усиления социально-эмоционального воздействия на чувства, что побуждает к выбору более значимой моральной нормы.

4. Процесс осознания детьми относительной значимости моральных норм протекает постепенно: вначале дети оказываются «в плену» ранее сложившихся представлений о незыблемости ихзатем возникает осознание необходимости поиска выхода, который бы не противоречил ни одной из 2-х присутствующих в ней моральных норм. И, наконец, дети осознают относительную значимость моральных норм и определяют поступок, соответствующий более значимой моральной норме (в предложенной ситуации).

Структура работы: диссертация состоит из введения, двух глав, выводов, списка литературы (140 источников российской литературы и иностранной), 2 приложений, 2 таблиц. Общий объем текста составляет 142 страницы.

ВЫВОДЫ.

1. Проведенный анализ литературы обнаружил мнение ряда авторов о большом значении так называемых «конфликтных ситуаций» или ситуаций «морального выбора» в формировании у детей дошкольного возраста представлений о нормах морали. Такие ситуации побуждают ребенка к поиску выхода из них на основе усвоенной ими моральной нормы и тем самым помогают накапливать практический опыт использования моральных норм в качестве средства регуляции своих поступков.

2. Анализ представленных исследований позволил обобщить характеристики типов возникающих психологических конфликтов: внешний конфликт между детьми, который «возникает в ситуации рассогласования мнений, предложений и приводит к разрыву совместной деятельностивнешний конфликт между ребенком и сверстником (сверстниками), не принимающим его предложения, возможный переход его во внутренний конфликтвнутренний конфликт ребенка самого с собой в условиях выбора одной из двух, противостоящих норм в ситуации, когда следование одной норме ведет за собой нарушение второй.

3. Экспериментальная работа позволила обнаружить, что для детей дошкольного возраста существенные трудности представляет понимание конфликтных противоречивых социальных ситуаций. Дошкольники выделяют и оценивают лишь какую-либо одну сторону этих ситуаций в ущерб другой стороне. Данное обстоятельство обуславливает одностороннее и обедненное понимание таких ситуаций. Дети остаются «в плену» понимания моральных норм, как незыблемых, требующих беспрекословного подчинения им в собственном поведении.

4. Одним из важных средств формирования у детей старшего дошкольного возраста представлений об относительной значимости моральных норм является чтение и обсуждение специально разработанных рассказов, содержание и форма которых способствует пониманию дошкольниками взаимосвязи и соподчинения моральных норм. Интрига, заложенная в рассказе, наличие ситуации, требующей морального выбора, вызывает высокую длительную активность детей, далеко выходящую за временные рамки, как в ходе экспериментального занятия, так и после его окончания.

5. Экспериментальная работа подтвердила правомерность гипотезы.

Формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений об относительной значимости моральных норм осуществлялось на основе предъявления им рассказов, содержащих ситуации, заключающие в себе две моральные нормы. Причем выбор ребенком поступка, соответствующего одной моральной норме, препятствовал удовлетворению второй, что вызывало у дошкольника поисковую деятельность, связанную с определением относительной значимости этих норм в предложенной ситуации.

Накопление детьми опыта решения все более усложняющихся ситуаций в процессе коллективного обсуждения детьми предложенных рассказов (в котором педагог занимал позицию равноправного партнера) способствовало росту осознанности относительной значимости моральных норм, развитию самостоятельности социального мышления, что подтвердилось при сравнении констатации и контроля по завершении работы.

Расширение представлений и вместе с тем повышение самостоятельности в решении ситуаций, требующих морального выбора, на основе понимания относительной значимости моральных норм подтвердилось в процессе придумывания детьми подобных рассказов. Несмотря на то, что в них дети, особенно в начале выполнения таких заданий, использовали фрагменты знакомых историй, предложенных экспериментатором, их деятельность, поиск решений была достаточно самостоятельной (при учете возможностей возраста).

6. Исследование проводилось в разновозрастной группе (от 5 до 7 лет), что не позволило более точно определить развитие представлений об относительной значимости нравственных норм у детей разного дошкольного возраста, ибо не исключалось взаимовлияние детей друг на друга. Поэтому представляется важным проведение сравнительного исследования, которое бы могло раскрыть особенности формирования представлений об относительности моральных норм на каждом возрастном этапе.

Полученные результаты являются важным шагом в разработке теоретических положений о воспитании у дошкольников самостоятельности и независимости в регуляции собственного поведения.

7. Изучение состояния проблемы в педагогике и психологии в России, а также содержание и результаты исследования, проведенного в Московском дошкольном образовательном учреждении, представляют значительный интерес для обогащения теории и практики дошкольного воспитания в Бразилии. Об этом свидетельствуют и результаты некоторых бесед с детьми, которые удалось провести в бразильском детском саду. С этой целью необходимым становится апробация полученных материалов в бразильских детских садах, при учете особенностей региона.

Показать весь текст

Список литературы

  1. В.В. Совместная деятельность дошкольников как условие воспитания гуманного отношения к сверстникам// Вопросы психологии. 1980. № 5. С. 60−70.
  2. Т.В. Воспитание приветливости в общении со сверстниками//Дошкольное воспитание. 1971. № 5.
  3. Т.В. Роль общения в урегулировании отношений детей в дошкольном возрасте. Автореф. дисс. на соискание уч. ст. канд. псих. наук. М., 1983.
  4. Т. В. Иванкова Р.А. Формирование детского игрового общества// Игра дошкольника/ Под ред. С. Л. Новоселовой. М., 1989. С. 141−161.
  5. Е.А. Ребенок в дошкольные годы. М., 1968.
  6. А.Н. Проблема детской общительности и коллективной игры в системе психологии. Материалы симпозиума: Психология и педагогика игры дошкольника. М., 1966.
  7. Л.В. Усвоение правил поведения в процессе игры у старших дошкольников. Автореф. дисс. М., 1955.
  8. Т.С. Формирование взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста в подвижных играх. Автореф. дисс. М., 1983.
  9. Л.И. Социальная ситуация и движущие силы развития ребенка. Психология личности: тексты. М., 1982.
  10. М.И. Особенности отношения ребенка к правилам поведения в игровой ситуации// Вопросы психологии. 1965. № 4. С. 45−53.
  11. Р.С. Взаимоотношения детей в труде// Дошкольное воспитание, 1968, № 4.
  12. Р.С. Развитие взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста в совместном труде. Автореф. дисс. М., 1968.
  13. Р.С. О характеристике структуры детской совместной деятельности// Новые исследования в пед. науках -XIII/ Под ред. А. Р. Лурия. М., 1969.
  14. Р.С. Организация труда дошкольников// Воспитание дошкольника в труде/ Под ред. В. Г. Нечаевой. М., 1980.
  15. Р.С. Воспитание в процессе обучения на занятиях в детском саду. М., 1981.
  16. Р.С. Когда обучение воспитывает. СПб., 2002.
  17. Р. С. Островская Л.Ф. Воспитатель и дети.- М., 2002.
  18. Р. С. Костелова Л.Д. Развитие теории и методики воспитания нравственных качеств у детей.// Ярославский педагогический вестник. Ярославль. 2002. № 1. С. 123−129.
  19. А.А. Взаимосвязь эмпатии и усвоения нравственных форм детьми младшего дошкольного возраста. Автореф. дисс. Вильнюс, 1988.
  20. A.M. Воспитание чувств и формирование этических представлений // Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников / Под редакцией A.M. Виноградова. М., 1989.
  21. Л.С. Развитие высших психических функций. М., 1960.
  22. Л.С. Проблемы развития психики//Собр. соч. в 6 т-х. Т. 3. М., 1982.
  23. Л.С. Овладение собственным поведением// Собр. соч. в 6-ти т-х. Т. 3. Мм 1983. С. 386−398.
  24. В.М. Мораль и социальная психика. М., 1978.
  25. Газета «Труд». «Никогда не говори никогда», 3004.99.
  26. В.А. О дружбе среди детей// Дошкольное воспитание, 1940, № 5.
  27. В.А. Формирование поведения детей в детском саду. М., 1957.
  28. Н.М. Педагогические условия осознания нравственной ценности правил поведения детьми мл. дошк. возраста в детском саду. Автореф. дисс. М., 1992.
  29. О.А. направления изучения представлений о справедливости// Вопросы психологии. 2002. № 3. С. 123−131.
  30. В.Н. Формирование способов сотрудничества в совместной деятельности у детей ст. дошк. возраста// Дружные ребята/ Под ред. Р. С. Буре. М., 2004.
  31. Е.Ю. Воспитание сознательной дисциплины у детей старшего дошкольного возраста. Автореф. дисс. М., 1951.
  32. Дружные ребята: воспитание гуманных чувств и отношений у дошкольников: Пособие для воспитателей дошк. Образовательных учреждений и родителей/ Под ред. Р. С. Буре. М., 2004.
  33. С.А. Педагогические условия формирования самоконтроля в поведении детей старшего дошкольного возраста. Автореф. дисс. М., 1994.
  34. С.А. Формирование самоконтроляв поведении у детей старшего дошкольного возраста // Дружные ребята / Под ред. Р. С. Буре. М., 2004. С. 74−88.
  35. Т.И. Представления детей старшего дошк. возраста о правилах поведения и их влиянии на взаимоотношения со сверстниками// Отношения между сверстниками в группе детского сада/ Под ред. Т. А. Репиной. -М., 1978. С. 137−150.
  36. М. Враждебное братство// Педагогика. 2002. № 5−6. С. 73−76.
  37. В. Лидеры и изгои// Журнал прикладной психологии. 2002. № 4−5. С. 66−68.
  38. Н.У. Структурно-содержательные характеристики и психологические особенности конфликта// Мир психологии. 1998. № 4. С. 262−272.
  39. Н.У. Конфликт как непонимание себя и другого// Мир психологии. 2001. № 3 (27). С. 197−208.
  40. В.П. Воспитание дружного детского коллектива в творческой игре// Творческие игры в детском саду. -М., 1951.
  41. А.В. Актуальные проблемы возрастной психологии. М., 1978.
  42. А.В. Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста// Вопросы психологии ребенка-дошкольника. М., 1948.
  43. А.В. Воспитание эмоций и чувств у дошкольника// Эмоциональное развитие дошкольника: Пособиедля воспитателей детского сада / Под ред. А. Д. Кошелевой. -М., 1985.
  44. В. П. Мунипов В.М. Гордон В. М. Исследования визуального мышления// Вопросы психологии, 1973, № 2.
  45. Е.К. Педагогические условия осознания ребенком-дошкольником нравственной ценности поступка. Автореф. дисс. М., 1993.
  46. Р.А. Первые шаги общественных отношений//Дошкольное воспитание, 1964, № 5.
  47. Р.А. Зависимость структуры детских объединений от некоторых условий проведения совместных игр II Отношения между сверстниками в группе детского сада. / Под ред. Т. А. Репиной. М., 1978. С. 152−168.
  48. Г. В. Понимание сущности нравственных конфликтов в русле концепции возрастной периодизации// К проблеме формирования ценностных ориентаций и социальной активности личности. М., 1979.
  49. Истоки: Базисная программа развития дошкольника / Т. И. Алиева, Т. В. Антонова, Е. И. Арнаутова и др.- науч. ред. Л. А. Парамонова, А. И. Давидчук, К. В. Тарасова и др. -М., 1997.
  50. В.Д. Педагогическая оценка как средство формирования коллективистической направленности взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста. Автореф. дисс. Мм 1985.
  51. В.Д. Роль оценки педагога в воспитании доброжелательных взаимоотношений между детьми// Дружные ребята/ Под ред. Р. С. Буре. М., 2004. С. 6774.
  52. В.Я. Особенности усвоения социальных норм в дошкольном возрасте// Пед. аспекты социальной психологии. Минск, 1978.
  53. Е.А. Воспитание осознанного отношения к правилам поведения у детей 5−6 лет. Дисс. М., 1999.
  54. Е.А. Роль правил в воспитании гуманных чувств и отношений у дошкольников. // Дружные ребята / Под ред. Р. С. Буре. М., 2004. С. 44−48.
  55. Я.Л. Психология взаимоотношений в детском коллективе. Минск, 1969.
  56. Я.Л. Психология детского коллектива. Минск, 1984.
  57. Т.И. Зависимость социального поведения детей в группе сверстников от воздействия взрослого. Автореф. дисс. М., 1979.
  58. Конфликт. Российская педагогическая энциклопедия. В.2-х томах. / Гл. ред. В. В. Давыдов. Т. 1. М., 1993. С. 467−468.
  59. Л.Д. Исследование проблем воспитания нравственно-волевых качеств и взаимоотношений у детей дошкольного возраста в российской педагогике 50−80 гг. XX века. Автореф. дисс. М., 2001.
  60. А.Д. Организация деятельности детей и руководство ею при воспитании эмоциональной отзывчивости// Эмоциональное развитие дошкольника/ Под ред. А. Д. Кошелевой. М., 1985. С. 63−93.
  61. А.Д. Нравственное воспитание дошк. Ч. 2. Новокузнецк, 2000.
  62. Концепция дошкольного воспитания / Под ред. В. В. Давыдова и В. А. Петровского // Дошк. воспитание. 1994. № 5.
  63. Концепция дошкольного воспитания НИИ дошк. воспитания, 1989, № 9.
  64. Л.В. Формирование коммуникативной активности в условиях совместной продуктивной деятельности. //Дошк. восп. 1984, № 10.
  65. Л.В. Формирование нравственной активности у детей ст. дошк. возраста в совместной продуктивной деятельности. Автореф. дисс. М., 1985.
  66. Г. П. Роль эмоций в овладении дошкольниками правилами взаимоотношений со сверстниками. Автореф. дисс. Киев, 1982.
  67. А.Н. О социальной природе психики человека // Вопросы философии. 1961. № 1.
  68. А.Н. Проблема развития психики. М., 1965.
  69. А.Н. Проблема деятельности в психологии// Вопросы философии. 1972. № 9.
  70. А.А. Причинное мышление ребенка в действии. «Известия» АПН РСФСР, вып. 17,1948.
  71. А.А. Очерки психического развития.1. М., 1965.
  72. А.С. О воспитании. М., 1990.
  73. Т.А. Воспитание дружеских взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста // Формирование коллективных взаимоотношений детей ст. дошк. возраста. М., 1968. С. 36−132.
  74. .Г. Логико-семантический анализ концепции Л.С. Выготского. Самара, 1998.
  75. Н. Я. Короткова Н.А. Ориентиры и требования к обновлению содержания дошкольного образования: методические рекомендации // Дошкольное воспитание. 1992. № 5−6. С. 17−33.
  76. B.C. К проблеме социального развития ребенка II Психологический журнал. 1980. № 5.
  77. Р.Г. Роли в сюжете игры и их значение для развития ребенка // Новые исследования в пед. науках/ Под ред. А. Р. Лурия. М., 1969.
  78. Я.З. Некоторые психологические особенности овладения детьми нормами поведения в коллективе// Развитие познавательных и волевых процессов у детей дошкольного возраста. М., 1965.
  79. Я.З. Мотивация и эмоциональная регуляция деятельности у детей дошкольного возраста// Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста/ Под ред. А. В. Запорожца, Я. З. Неверович. М., 1986. С. 32−51.
  80. В.Г. Усвоение детьми младшего и среднего дошкольного возраста правил поведения и их влияние на детские взаимоотношения/ Нравственное воспитание дошкольников/ Под ред. Нечаевой В. Г. М., 1972. С. 21−62.
  81. Педагогические требования и возрастная адресованность игрушек: методические рекомендации. М., 1982.
  82. Н.Н. Особенности психического развития детей дошкольного возраста. М., 1966.
  83. Н.Н. Мышление дошкольника. М., 1977.
  84. Н.Н. Основное противоречие развивающейся психики ребенка. Учебный центр «Перспектива».
  85. Н.Н. Творчество и саморазвитие детей дошкольного возраста (Концептуальный аспект).
  86. Н.Н. Игровая позиция важнейшее качество личности дошкольника//Дошкольное воспитание. 1997. № 9.
  87. Т.И. Воспитание оценки поведения ст. дошкольников при формировании активного отношения к выполнению нравственных норм// Роль воспитателя в организации пед. процесса в детском саду. М., 1979. С. 42−43.
  88. Т.И. Усвоение нравственных норм ст. дошкольниками в совместной трудовой деятельности. Автореф. дисс. М., 1992.
  89. Т. О взаимосвязи этических представлений и поступков детей II Дошкольное воспитание. 1992. № 3−4.
  90. Л.П. Психологические условия соблюдения дошкольниками норм в ситуации морального выбора. Автореф. дисс. М., 1984.
  91. И.К. «Жизненные сценарии» воспитанников детских домов по материалам ранних детских воспоминаний// Журнал прикладной психологии. 2003. № 4−5. С. 75−80.
  92. Радуга: Программа воспитания и обучения детей от 3 до 6 лет в детском саду. М., 1991.
  93. Т.А. Развитие чувств в дошкольном возрасте// Психология личности и деятельности дошкольников. -М., 1965.
  94. Рочев Сорайа Гедес. Поисковое изменение социальной ситуации с целью снятия конфликта. Дисс. на соискание академ. ст. магистра пед. наук. М., 2000.
  95. А.А. Особенности отношений детей в игре в условиях психологического конфликта// Игра и ее роль в развитии ребенка дошкольного возраста. М., 1978.
  96. А.А. социально-психологические аспекты эгоистического поведения дошкольников// Психолого-педагогические вопросы совершенствования воспитания и обучения в детском саду: сб. науч. трудов. М., 1983.
  97. А.А. Социально-психологические аспекты эгоистического поведения дошкольников//Психолого-педагогические проблемы нравственного воспитания детей дошкольного возраста. М., 1983.
  98. А.А. Деятельность и отношения у дошкольников//Деятельность и взаимоотношения у дошкольников. М., 1987.
  99. А.А. Психологический конфликт и особенности индивидуального развития личности ребенка. М., 1988.
  100. Рубинштейн C. J1. Проблемы психологии в трудах К. Маркса//Вопросы психологии. 1983. № 2.
  101. С.Л. О мышлении и путях его исследования. М., 1958.
  102. И.А. Характер взаимоотношений в разных структурах совместной деятельности у детей пятого года жизни. Материалы III Всесоюзного съезда общества психологов СССР. Т. 2.-М., 1968.
  103. Современные образовательные программы для дошкольных учреждений / Под ред. Т. И. Ерофеева. М., 1990.
  104. Степанов Сергей. «Застенчивая или скромная». «Вечерняя Москва», 11 ноября 1999.
  105. Р.Б. Роль деятельности в формировании оценки у детей дошк. возраста. Автореф. дисс. -М., 1977.
  106. Е.В. Генезис морального поведения у дошкольников// Вестник МГУ. Психология. 1978. № 3.
  107. В.А. О воспитании. М., 1972.
  108. В.А. Сердце отдаю детям. М., 1972.
  109. Л.М. Формирование взаимоотношений у детей ст. дошк. возраста в совместной продуктивной деятельности. Дисс. канд. пед. наук. М., 1981.
  110. И.Б. О взаимоотношениях детей 2−3 года//Дошк. восп. 1964. № 5.
  111. А.И. Влияние нравственных представлений дошкольников на поведение// Дошк. воспитание. 1980. № 10. С. 32−34.
  112. С. А. Буре Р.С. Воспитание гуманистической направленности поведения у детей среднего дошкольного возраста // Дружные ребята / Под ред. Р. С. Буре. -М., 2004. С. 33−44.
  113. А.П. Воспитание общественности у детей в игре//Дошкольное воспитание. 1964. № 5.
  114. А.П. Общественная жизнь детей в играх//Дошкольное воспитание. 1964. № 5.
  115. А.П. Общение в детском саду. М., 1970.
  116. С.В. Трудные дети и подход к ним//Дошкольное воспитание. 1970, № 10.
  117. Н.А. Развитие у дошкольников морального выбора в условиях воображаемого действия. Автореф. дисс. М., 1999.
  118. Л. А я дедушку любил.// газ. «Трибуна», 2 окт., 2003.
  119. К.И. От двух до пяти. -М., 1990.
  120. X. Дети и семейный конфликт// Каким должен быть твой ребенок? М., 1987.
  121. X. Рудольф Р. Как воспитывать нравственное поведение? М., 1986.
  122. Щедровицкий Г. П.11 Психология и педагогика игры дошкольника/ Под ред. А. В. Запорожца и А. П. Усовой. М., 1966.
  123. Д.В. Детская психология. М., 1960.
  124. Д.В. Насущные вопросы психологии игры в дошкольном возрасте// Игра и ее роль в развитии ребенка дошк. возраста: Сб. науч. трудов. М., 1978.
  125. Е.К. Ориентация на моральную норму в действиях и высказываниях детей 5−7 лет// Вестник МГУ. Психология. 1988. № 1.
  126. С.Г. Моральное воспитание в детском саду: пособие для воспитателей детских садов. М., 2003.
  127. С. Г. Нежнов П.Г. Роль конфликтов в возникновении групповых норм// Психологические проблемы нравственного воспитания детей. М., 1977.
  128. С. Г. Прусс И.В. Последняя победа Буратино. М., 1980.
  129. С. Г. Воюева Л. Прокофьева Т. Материалы к программе морального воспитания детей 5−7 лет. // Дошкольного воспитания, 1999, № 4−6.
  130. Barros С. Pontos de psicologia. Sao Paulo, 1992.
  131. Cheyne J. A., Rubin К. H. Playful precursors of problem solving in preschoolers// Developmental Psychology,. 1983. Vol. 19(4). P.577−584.
  132. Handerson b. Exploration by preschool children: Peer interaction and individual differences// Merril-Palmer Quarterly. 1980. N27. P.241−255.
  133. Kohlberg L. Stage and seguence: The cognitive-developemental approach to socialization// Handbook of Socialization Theory and Reseach. Chicago, 1969. P. 347−480.
  134. Kohlberg I. The philosophy of moral development: Moral studies and the idea of justise. San Francisco, 1981.
  135. Mendel g. Children preferences for differing degress of novelty// Child development. 1965. Vol. 36. P.453−465.
  136. Piaget J. Le julgament et le roisonenement chez I’efant. Press universitaries de France, 1946.
  137. Piaget J. Julgamento moral. Sao paulo, 1986.
  138. Voss H. G. Keller H. Curiosity and exploration. Theories and results. New York, Academic Press, 1983.
Заполнить форму текущей работой