Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Организация процесса обучения математике учащихся первого класса с учетом результатов педагогической диагностики

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Обучение математике учащихся первого класса сопряжено с трудностями, обусловленными абстрактностью формируемых понятий, таких как число, отношение, числовой луч, сложение, вычитание, точка, отрезок, прямая, кривая, ломаная, фигура, длина, масса, измерение длины (массы) и др., недостаточной сформированностью предпосылок учебной деятельности, а также различными уровнями готовности к обучению… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Психолого-педагогические основы процесса обучения первоклассников математике
    • 1. 1. Особенности формирования математических понятий у младших школьников
    • 1. 2. Проблема готовности детей к обучению в первом классе
    • 1. 3. Анализ программ математической подготовки детей 6−7 лет
  • Глава 2. Педагогическое диагностирование как средство организации процесса обучения первоклассников
    • 2. 1. Понятие педагогической диагностики и ее методы
    • 2. 2. Характеристика диагностик, выявляющих уровень математической подготовки детей 6−7 лет
    • 2. 3. Характеристика диагностики, выявляющей уровень математической подготовки детей, поступивших в первый класс
  • Глава 3. Методика организации процесса обучения первоклассников математике с учетом результатов педагогической диагностики
    • 3. 1. Выявление уровня математической подготовки детей, поступивших в первый класс
    • 3. 2. Пособия для организации самостоятельной работы первоклассников и их использование при обучении математике с учетом результатов педагогической диагностики
    • 3. 3. Результаты экспериментального обучения

Организация процесса обучения математике учащихся первого класса с учетом результатов педагогической диагностики (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Изменения в социально-экономической сфере нашей страны, развитие техники, увеличение объема информации привели к необходимости перестройки системы образования. Обществу нужен не просто человек, имеющий определенный объем знаний, а высоко культурный, умеющий самостоятельно добывать знания.

Математика и свойственный ей стиль мышления являются частью общей культуры современного человека, поэтому в настоящее время процесс обучения математике в школе ориентирован не столько на собственно математическое образование, сколько на образование с помощью математики. Такие качества математического стиля мышления как доказательность, критичность, лаконизм, абстрактность необходимы человеку любой профессии. Средствами математики можно развить логическое мышление, внимание, воображение, способность сосредоточиватьсяобеспечить воспитание настойчивости и привычки работать упорядоченно. Не случайно, в Стандарте начального общего образования по математике (2004 г.) на первое место поставлена задача развития логического мышления и воображения учащихся.

Основу математики как науки и учебного предмета составляют математические понятия, которые характеризуются высокой степенью абстрактности. Уже в первом классе учащиеся оперируют такими понятиями, как натуральное число, величина, форма, отношение, первичное знакомство с которыми происходит еще в дошкольном возрасте. Именно поэтому начальной школе как преемнику дошкольной ступени обучения необходимо строить работу с учетом достижений ребенка-дошкольника. Современные формы организации дошкольного развития, воспитания и образования многообразны — это семья, подготовительные группы детского сада, подготовительные классы при школе, группы развития досуговых учреждений. Для обучения дошкольников родители и педагоги используют различные программы и пособия. В связи с этим в первый класс поступают дети разного уровня дошкольной подготовки, для выявления которого учителю необходимо использовать педагогическую диагностику.

В настоящее время возросло внимание к проблемам педагогической диагностики. Е. А. Михайлычев [103, 104] в своем исследовании рассмотрел теоретические аспекты педагогической диагностики и поднял проблему стандартизации диагностических методик. В. Н. Царьковым [173] педагогическая диагностика охарактеризована как средство совершенствования образовательного процесса. В исследовании Е. Э. Кочуровой [82] диагностика выступает как средство обеспечения преемственности между детским садом и начальной школой. Различные аспекты педагогической диагностической деятельности представлены в работах К. Ингенкампа [70], Е. И. Кикоин [76], Т. В. Куприянчик [88], И. И. Легостаева [90], Н. Ф. Талызиной [161], Д. Б. Эльконина [57] и др. С 2002 года выходит научно-педагогический журнал «Педагогическая диагностика».

Педагогическую диагностику следует отличать от психологической диагностики и традиционно проводимых в школе контрольных работ. Она проводится учителем и направлена на определение условий для организации целенаправленного, планомерного и результативного процесса обучения и реализации индивидуально-дифференцированного подхода к обучению, а психологическая диагностика — на психологические особенности человека. В отличие от контрольных работ педагогическая диагностика позволяет получить более достоверные сведения о результатах обучения с помощью таких методов, как наблюдение, беседа, анализ продуктов деятельности, анкетирование, тестирование. Возможности педагогической диагностики позволяют использовать ее на различных этапах обучения с целью выявления исходного состояния познавательной деятельности учащегосяполучения сведений о ходе процесса усвоения знанийоценивания результатов обучения в конце работы над темой, разделом, курсом.

Анкетирование учителей начальных классов, проведенное нами, показало, что большинство из них (70%) признают значимость педагогической диагностики для организации индивидуально-дифференцированной работы учащихся, но испытывают затруднения в ее применении. Основными причинами этого являются: отсутствие специальных знаний и умений у педагоговнехватка средств обучения, позволяющих учитывать в практической деятельности полученные данныенесовершенство используемых педагогических диагностик: они составлены без проверки на надежность, достоверность и валидность, часто не содержат инструкций по обработке данных.

Таким образом, имеется ряд противоречий:

1) между объективной потребностью в использовании методов педагогической диагностики на различных этапах обучения и отсутствием соответствующих диагностических методик;

2) между необходимостью строить процесс обучения первоклассников математике с учетом уровней их подготовленности и отсутствием соответствующих средств обучения.

Выявленные противоречия позволили определить проблему исследования: каковы средства совершенствования процесса обучения математике учащихся первого класса?

Многоаспектность проблемы обучения первоклассников, с одной стороны, и необходимость ориентации обучения математике на личность ученика, с другой стороны, обусловили выбор темы исследования: «Организация процесса обучения математике учащихся первого класса с учетом результатов педагогической диагностики».

Объектом исследования является процесс обучения математике первоклассников.

Предметом — средства организации процесса обучения первоклассников математике с учетом результатов педагогической диагностики.

В качестве гипотезы выдвинуто предположение о том, что результаты обучения первоклассников математике можно повысить при:

— регулярном применении педагогических диагностик, отражающих цели и содержание предыдущих этапов обучения;

— учете полученных результатов в дальнейшем педагогическом процессе;

— использовании средств обучения, позволяющих организовывать самостоятельную работу учащихся.

Цель исследования: разработать педагогическую диагностику, выявляющую уровень математической подготовки детей, поступающих в первый класс, и методику организации процесса обучения первоклассников математике с учетом результатов диагностики.

Цель и гипотеза потребовали решения следующих задач:

1. Выявить особенности организации процесса обучения первоклассников математике.

2. Разработать диагностические методики для выявления результатов обучения математике детей 6−7 лет.

3. Разработать дидактические пособия для организации самостоятельной работы первоклассников на уроках математики и методику их использования в процессе обучения. Проверить ее эффективность в экспериментальном обучении.

Теоретико-методологическую основу исследования составили положения: о противоречивости этапов познания — конкретного и абстрактного, эмпирического и теоретического, чувственного и рационального (И. Кант) — теории деятельности и концепции проблемно-развивающего обучения (Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, А. Н. Леонтьев, Д.Б.Эльконин) — методики преподавания математики в начальной школе.

Н. Б. Истомина, А. М. Пышкало, А. А. Столяр, Л. М. Фридман) — концепции непрерывного образования между дошкольным и начальным звеньями (Н. Ф. Виноградова, Т. И. Ерофеева, Л. Е. Журова, Л. П. Стойлова, В. И. Яшина и др.) — методы статистической обработки данных (Дж. Гласс) — концепции стандартизации диагностических методик (А. Анастази, Е. А. Михайлычев, А. Г. Шмелев).

В ходе решения поставленных задач использовались методы: изучение педагогической, психологической, математической, методической литературы по теме исследованияизучение опыта работы учителей по формированию математических понятий у младших школьниковпедагогический экспериментколичественный и качественный анализ полученных результатов исследования с использованием методов математической статистики.

Исследование проводилось поэтапно.

I этап (1999;2001 гг.) предусматривал: изучение и анализ педагогической, психологической, математической, методической литературы по теме исследования с целью определения общей методологической основы и ~соминологического аппарата исследованиявыдвижение предварительной гипотезы исследования и конкретизация задач исследования.

II этап (2001;2004 гг.) включал: теоретическую разработку материалов констатирующего этапа экспериментапроведение и обработку результатов констатирующего экспериментауточнение выдвинутой гипотезыразработку последовательности формирующего эксперимента и средств, позволяющих организовать целенаправленное формирование математических понятий у первоклассников;

— экспериментальное обучение первоклассников на основе результатов педагогической диагностики.

III этап (2004;2006 гг.) содержал:

— статистическую обработку результатов экспериментальной работы;

— оформление материалов диссертационного исследования.

Научная новизна исследования состоит в том, что: предложена методика организации самостоятельной работы первоклассников с учетом результатов педагогической диагностикиразработана диагностика, выявляющая уровни математической подготовки детей, поступающих в 1 класс, отвечающая требованиям стандартизации и отражающая цели и содержание дошкольного периода обучения и воспитания, а также диагностика, которую можно использовать в конце 1 полугодия для выявления результатов обучения первоклассников, занимающихся по учебникам, в которых реализован теоретико-множественный подход к понятию натурального числаразработаны дидактические пособия, которые можно использовать для организации на уроках математики самостоятельной работы первоклассников с учетом результатов диагностики.

Теоретическая значимость исследования состоит в следующем:

— конкретизировано на методическом уровне содержание понятия педагогической диагностики как деятельности педагога, направленной на выявление уровня усвоения знаний и сформированности определенных видов деятельности у учащихся, определение условий для организации целенаправленного и планомерного процесса обучения;

— разработаны принципы использования и содержание дидактических пособий, позволяющих организовывать самостоятельную работу первоклассников с учетом результатов педагогической диагностики.

Практическая значимость исследования состоит в том, что разработаны рекомендации для учителя по использованию педагогической диагностики в процессе обучения математикедиагностические методики, дидактические пособия для учащихся первых классов могут быть использованы в практической деятельности учителей начальных классов, воспитателей дошкольных образовательных учреждений, управленческо-методических служб системы образованияразработанная программа курса по выбору: «Использование диагностических методик в процессе обучения математике в начальной школе» может быть использована в практике обучения студентов факультетов начальных классов педагогических учебных заведений.

Достоверность и обоснованность результатов и выводов исследования обеспечивается применением комплекса методов, адекватных его проблеме, объекту, предмету, целям и задачамвнутренней непротиворечивостью результатов исследования, их соответствием теоретическим положениям и выводам базисных наукдлительным характером опытно-экспериментальной работы и учетом инновационной деятельности учителей.

Экспериментальной базой диссертационного исследования явились: образовательный центр «Солнечный ветер» г. Москвы, начальная школа-детский сад № 31 г. Твери, средняя общеобразовательная школа № 23 г. Мичуринска, прогимназия «Сказка» г. Мичуринска, лицей г. Мичуринска, средняя общеобразовательная школа № 16 г. Мичуринска, дошкольное образовательное учреждение № 1 г. Мичуринска, дошкольное образовательное учреждение № 11 г. Мичуринска, дошкольное образовательное учреждение № 26 г. Мичуринска. Исследованием было охвачено 117 воспитанников дошкольных образовательных учреждений, 136 учащихся первых классов. Выяснялась позиция по данной проблеме учителей начальных классов (72 человека).

Апробация результатов исследования.

Основные положения и результаты научно-исследовательской работы докладывались и обсуждались на научных конференциях преподавателей и аспирантов Московского педагогического государственного университета (1999;2004 гг.), Московского городского педагогического университета (2003 г.), Мичуринского государственного педагогического института (2004г.), на занятиях курса по выбору для учителей-студентов вечернего отделения факультета начальных классов МГПУ (2004 г., 2005 г.).

Результаты данного исследования внедрены в практику работы образовательного центра «Солнечный ветер» г. Москвы, начальной школы-детского сада № 31 г. Твери, прогимназии «Сказка» г. Мичуринска, лицея г. Мичуринска, детского сада № 11 «Олененок» г. Мичуринска, детского сада № 26 «Колосок» г. Мичуринска, детского сада № 1 «Пчелка» г. Мичуринска, факультета начальных классов Московского городского педагогического университета.

На защиту выносятся следующие положения:

1. При организации процесса обучения математике учащихся первого класса следует учитывать следующие особенности: абстрактность изучаемых математических понятий, несформированность учебной деятельности первоклассников, различные уровни дошкольной математической подготовки.

2. Решение задач умственного развития учащихся первого класса средствами математики целесообразно осуществлять с помощью регулярной диагностической деятельности учителя. При этом необходимо использовать такие методики, которые отражают образовательные и развивающие задачи обучениясодержат различные виды заданий, требующих применения знаний, умений и навыков в нестандартной ситуацииобладают валидностью, надежностью и простотой применения.

3. Эффективность процесса обучения первоклассников математике может быть усилена за счет организации самостоятельной работы учащихся с учетом результатов регулярно проводимой педагогической диагностики и использования дидактических пособий, формирующих навыки самоконтроля и взаимооценивания.

Выводы по главе.

Опытно-экспериментальная работа проходила в 3 этапа.

Первый этап — констатирующий эксперимент, он заключался в выявлении имеющегося уровня математической подготовки у 136 первоклассников через проведение диагностического обследования с помощью разработанной нами методики. Полученные результаты позволили судить об уровне сформированности математических понятий по содержательным линиям: «Количество и счет», «Форма», «Величина», «Ориентирование в пространстве».

Второй этап — формирующий эксперимент, он заключался в организации самостоятельной работы первоклассников. Обучение математике, как в экспериментальных первых классах, так и в контрольных проходило по выбранным учителями программам и учебникам по математике, но в экспериментальных классах была специальным образом организована самостоятельная работа учащихся с помощью пособий. В зависимости от полученных результатов входного обследования работать с пособиями предлагалось либо на этапе первичной проверки понимания изученного, либо на этапе закрепления, либо на этапе применения.

Третий этап — контрольный эксперимент, он выявлял результаты экспериментального обучения. Для проведения контрольного обследования в конце первого полугодия был разработан тест, состоящий из семи заданий. Результаты выполнения каждого задания заносились в таблицу. Они показали, что у учащихся экспериментальных классов более высокие показатели усвоения программного материала, развития аналитико-синтетической деятельности, умения работать самостоятельно, чем у учащихся контрольных классов.

В результате проведения и анализа экспериментальной работы нами были сформулированы методические рекомендации учителям начальной школы по использованию результатов педагогической диагностики в процессе обучения первоклассников математике: обучение следует начинать с проведения входной диагностики, которая бы определяла наряду со знаниями, умениями, приобретенными в дошкольном возрасте, сформированность предпосылок учебной деятельности (произвольность поведения, умение следовать инструкциям учителя, действовать при решении задач по внешнему правилу и образцу) — учет результатов диагностики можно осуществить при организации самостоятельной работы учащихсяпри организации самостоятельной работы первоклассников на уроках математики следует использовать пособия: задания пособий должны быть сформулированы понятно и лаконичноспособ работы с пособием должен быть новым и интересным для детей, способствовать развитию учебной мотивации, самоконтроля и оценочно-контролирующей деятельностиконтроль над процессом усвоения знаний должен осуществляться систематически.

Заключение

.

На основе анализа психолого-педагогической и методической литературы выделены различные подходы к процессу обучения и усвоения знаний.

В данном исследовании использовалась ассоциативно-рефлекторная теория, поскольку в ней процесс усвоения знаний рассматривается как установление ассоциаций между представлениями и понятиями, имевшимися в прежнем опыте ребенка, и вновь усваиваемыми посредством установления сходства и различия между ними. Кроме того, исследование опиралось на положения теории поэтапного формирования умственных действий, согласно которой процесс усвоения знаний — это выполнение учащимися определенных познавательных действий, формирующихся с помощью преобразования исходного практического действия в действие в форме внешней речи, затем внешней речи про себя и, наконец, в форме свернутого внутреннего действия. В качестве основного критерия усвоения знаний выступает их практическое применение.

Обучение математике учащихся первого класса сопряжено с трудностями, обусловленными абстрактностью формируемых понятий, таких как число, отношение, числовой луч, сложение, вычитание, точка, отрезок, прямая, кривая, ломаная, фигура, длина, масса, измерение длины (массы) и др., недостаточной сформированностью предпосылок учебной деятельности, а также различными уровнями готовности к обучению в школе. Преодолеть эти трудности помогает использование педагогических диагностик. Но для осуществления диагностической деятельности учителю необходимы специальные диагностические методики, которые не только выявляют уровни усвоения знаний и сформированность определенных видов деятельности у младших школьников, но и обладают валидностью, надежностью, простотой применения. Этим требованиям отвечает разработанная нами в ходе исследования диагностика, определяющая уровни математической подготовки детей, поступивших в 1 класс.

Знание уровня готовности первоклассников к обучению математике требует специальной организации учебного процесса. В данном исследовании предложен один из возможных вариантов, а именно: организация индивидуальной самостоятельной работы первоклассников с использованием специально разработанных дидактических пособий.

Экспериментальное обучение математике первоклассников, в котором учитывался выявленный с помощью педагогической диагностики уровень их дошкольной подготовки, показало эффективность использования в этом процессе дидактических пособий для самостоятельной работы (индивидуальной и работы в парах).

Таким образом, доказано, что процесс обучения математике первоклассников будет более эффективным, если он будет организован с учетом уровня математической подготовки детей, поступивших в школу, а в качестве средства обучения будут использованы дидактические пособия, обеспечивающие их самостоятельную работу.

Показать весь текст

Список литературы

  1. B.C. Композиция тестовых заданий: Учеб. пособие. — М.: Ассоциация инженеров-педагогов, 1996.- 134с.
  2. А.Д. О геометрии //Математика в школе. 1980. — № 3, с.56
  3. .Г. Избранные психологические труды: в 2 томах. Т.2. М.: Педагогика, 1980. — 287с.
  4. А. Психологическое тестирование: Книга 1- Пер. с англ./ Под ред. K.M. Гуревича, В. И. Лубовского. М.: Педагогика, 1982. -318с.
  5. А. Психологическое тестирование: Книга 2- Пер. с англ./Под ред. K.M. Гуревича, В. И. Лубовского. — М.: Педагогика, 1982.-295с.
  6. И.И., Бенесон Е. П., Итина Л. С. Математика. Учебник для 1 класса четырехлетней начальной школы. В 4 частях. 4.1. Самара: Издательский дом «Федоров», 2000. — 64с.
  7. И.И., Бенесон Е. П., Итина Л. С. Математика. Учебник для 1 класса четырехлетней начальной школы. В 4 частях. 4.2. Самара: Издательский дом «Федоров», 2000. 48с.
  8. И.И., Бенесон Е. П., Итина Л. С. Математика. Учебник для 1 класса четырехлетней начальной школы. В 4 частях. Ч. З. Самара: Издательский дом «Федоров», 2000. — 64с.
  9. И.И., Бенесон Е. П., Итина Л. С. Математика. Учебник для 1 класса четырехлетней начальной школы. В 4 частях. 4.4. Самара: Издательский дом «Федоров», 2000. — 48с.
  10. Ю.Ахутина Т. В., Манелис Н. Г., Пылаева Н. М., Хотылева Т. Ю. Путешествие Бима и Бома в страну Математику: пособие по подготовке детей к школе. — М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1999.- 80 с.
  11. П.Басов М. Я. Избранные психологические произведения. М.: Педагогика, 1975. — 432 с.
  12. М.М., Ефимова С. П. Знаете ли вы своего ученика? М.: Просвещение, 1991. — 176 с.
  13. М.М., Кузнецова М. И., Кочурова Е. Э. Грамота: Рабочая тетрадь № 1 к учебнику «Грамота» для 1 класса четырехлетней начальной школы (1 полугодие). -М.: Вентана-Граф, 2000 -48с.
  14. М.Безруких М. М., Кузнецова М. И., Кочурова Е. Э. Грамота: Рабочая тетрадь № 2 к учебнику «Грамота» для 1 класса четырехлетней начальной школы (1 полугодие). М.: Вентана-Граф, 2000 — 64с.
  15. A.B. Занятия по развитию математических способностей детей 5−6 лет: Пособие для педагогов дошк. учреждений: в 2 кн. — М.: ВЛАДОС, 2004. Кн.:1 Конспекты занятий. Методические рекомендации. Программа.
  16. A.B. Методика обучения математике в начальной школе: курс лекций: учебное пособие для студентов высш.пед.учеб.заведений. М.- Гуманитарный издательский центр «Владос», 2005 445 с.
  17. A.B. Развитие математических способностей дошкольников: вопросы теории и практики. М.: Изд. Московского психолого-социального института- Воронеж: Изд. НПО «МОДЭК», 2004−352с.
  18. Беседы с учителем. Методика обучения: Первый класс четырехлетней начальной школы./ Под ред. Л. Е. Журовой. — М.: Вентана-Граф, 2001. -384с.
  19. В.П. Слагаемые педагогической технологии. — М.: Педагогика, 1989. 192 с.
  20. B.C. Творческое мышление как предмет логики(проблемы и перспективы)//Научное творчество. — М., 1969.
  21. П.П. Избранные психологические произведения. М.: Просвещение, 1964. — 547 с.
  22. Д.Н., Менчинская H.A. Психология усвоения знаний в школе. М.: АПН РСФСР, 1959. — 347с.
  23. Е.Д. Практико-ориентированная диагностика учения: проблемы и перспективы. // Педагогика. 1997. — № 2. — С.14−20.
  24. Г. А. Диагностика и коррекция умственного развития в начальных классах. Ереван, 1985. — 215с.
  25. Введение в психодиагностику: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений/ Под ред. K.M. Гуревича, Е. М. Борисовой.- М.: Изд. центр «Академия»", 2000.- 192 с.
  26. Введение в психологию. /Под общ. ред. проф. А. В. Петровского. — М.: Изд. центр «Академия», 1996. — 496 с.
  27. JI.A. Развитие способности к наглядному пространственному моделированию.// Психология дошкольника. Хрестоматия./Сост. Г. А. Урунтаева. М.: Академия, 1997. — 246−259с.
  28. Л.А., Марцинковская Т. Д., Венгер А. Л. Готов ли ваш ребенок к школе. -М.: Знание, 1994.- 192 с.
  29. Н.Ф. Как реализовать личностно-ориентированное образование в начальной школе?// Начальная школа. 2001. — № 9. -С.10−16.
  30. Возрастные возможности усвоения знаний (младшие классы школы)./ Под. ред. Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова. М.: Просвещение, 1966. -144с.
  31. Е.К. Понятие как форма мышления: логико-гносеологический анализ. М.: Изд — во МГУ, 1989.-238с.
  32. Е.К., Дегтярев М. Г. Логика: Учебник для вузов. М.: ВЛАДОС, 1998.-528 с.
  33. Л.С. Избранные психологические исследования. М.:АПН РСФСР, 1956.-386 с.
  34. Л.С. Собр.соч в 6 т. Т.2. Проблемы общей психологии /Под ред. В. В. Давыдова. М.: Педагогика, 1982. — 504 с.
  35. Л.С. Педагогическая психология. М.: Педагогика-Пресс, 1996. — 533 с.
  36. Л.С. Обучение и развитие в дошкольном возрасте. (Антология гуманной педагогики.) — М.: Изд.дом.Ш.Амонашвили, 1996.- 222с.
  37. Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. -СПб.: Союз, 1997.-96 с.
  38. Я.П. Основные результаты исследований по проблеме «Формирование умственных действий и понятий». М., 1965 (на правах рукописи).
  39. П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий. // Исследования мышления в советской психологии. — М., 1966. -476с.
  40. С.Г. Проблемы тестирования. Инф. бюл.18// Психология труда. 4.2. М., 1969.
  41. .С. Педагогическая диагностика. Киев: Высшая школа, 1986.-236 с.
  42. Дж., Стенли Дж. Статистические методы в педагогике и психологии. М.: Прогресс, 1976. — 494 с.
  43. Л.Г. Мыслительный процесс классификации у детей дошкольного возраста. // Психология дошкольника. Хрестоматия. / Сост. Г. А. Урунтаева. М.: Академия, 1997. — 232−245с.
  44. Готов ли ваш ребенок к школе? Математика. Речь: Тесты./ Сост. Е. В. Колесникова. М.: Ника-Пресс, 1997. — 16 с.
  45. Готов ли ваш ребенок к школе? Мышление. Моторика: Тесты./ Сост. Е. В. Колесникова. М.: Ника-Пресс, 1997. — 14 с.
  46. М.И., Краснянская К. А. Применение математической статистики в педагогических исследованиях. Непараметрические методы. М.: Педагогика, 1977. — 136с.
  47. K.M. Что такое психологическая диагностика. М.: Знание, 1985.-80с.
  48. Н.И. Психологическая готовность к школе. — М.: Академический Проект, 2000. 184 с.
  49. В.В. Виды обобщения в обучении. М.: Педагогика, 1972. -423 с.
  50. В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. М.: Педагогика, 1986. — 239 с.
  51. В.В. Психологическая теория учебной деятельности и методов начального обучения, основанных на содержательном обобщении. Томск: Пеленг, 1992. — 142 с.
  52. В.В. Теория развивающего обучения. М.: ИНТОР, 1996. -544с.
  53. В. В. Кудрявцев В.Т. Развивающее образование: теоретические основы преемственности дошкольной и начальной школьной ступеней. // Вопросы психологии. -1997. № 1. — С. З —18.
  54. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду ./Под ред. Т. И. Бабаевой, З. А. Михайловой, Л. М. Гурович. СПб: Изд-во «Акцидент», 1995. — 288 с.
  55. Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей: Сб. научных трудов. / Под ред. Д. Б. Эльконина, А. Л. Венгера. -М.: АПН НИИ общей педагогики, 1981.- 152с.
  56. О.М. Об основных направлениях развития воображения дошкольника.// Психология дошкольника. Хрестоматия. /Сост. Г. А. Урунтаева. М.: Академия, 1997. — 184−193с.
  57. Т.И., Павлова JI.H., Новикова В. П. Математическая тетрадь для дошкольников: Кн. для воспитателей дет. сада и родителей. М.: Просвещение, 1993. — 79 с.
  58. JI.E., Евдокимова А. О., Кочурова Е. Э., Рудницкая В. Н. Грамота: учебник для 1 класса четырехлетней начальной школы./ Под ред Л. Е. Журовой. М.: Вентана-Граф, 2001. — 208 с.
  59. JI.E., Кочурова Е. Э., Кузнецова М. И. Педагогическая диагностика готовности детей к обучению в школе и методические рекомендации по преодолению выявленных трудностей.// Начальная школа. 1999. — № 8. — С.5−11., — № 11. — С.70−76.
  60. A.B. Развитие ощущений и восприятий в раннем и дошкольном детстве. // Избр. психолог, труды. Т.1. М.: АПН РСФСР, 1986.-91−99с.
  61. A.B. Развитие рассуждения в дошкольном возрасте. //Психология дошкольника. Хрестоматия./ Сост. Г. А. Урунтаева. — М.: Академия, 1997.-212−222с.
  62. A.A., Никифоров A.JI. Словарь по логике. М.: Владос, 1997. -384с.
  63. Ю.В. Логика: Учебник. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1992. — 270 с.
  64. Изучение развития учащихся учителем. (Метод, рекомендации для учителей начальных классов)./ Под ред. М. В. Зверевой. М.: АПН НИИ общей педагогики, 1992. — 94 с.
  65. К. Педагогическая диагностика: пер. с нем. — М.: Педагогика, 1991.-240с.
  66. З.М. К вопросу о развитии произвольной памяти у детей дошкольного возраста.//Психология дошкольника. Хрестоматия./Сост. Г. А. Урунтаева. М.: Академия, 1997. — 175−184с.
  67. Н.Б. Индивидуальные самостоятельные работы на уроках математики. // Начальная школа. — 1979. № 1. — С.33−36.
  68. Н.Б. Математика. 1 класс: Учебник для четырехлетней начальной школы. — Смоленск: «Ассоциация ХХЗ век», 2000. — 176с.
  69. И. Трактаты и письма. -М.: Наука, 1980. 710 с.
  70. Качество знаний учащихся и пути их усовершенствования./Под ред. М. Н. Скаткина, В. В. Краевского. -М.: Педагогика, 1978. 208 с.
  71. Е.И. Формирование диагностического умения учителя начальных классов в процессе изучения психолого-педагогических дисциплин. Дисс. канд. пед. наук. М., 1992. — 153 с.
  72. Н.И. Логический словарь-справочник. М.: «Наука», 1975. -720с.
  73. Е.В. Диагностика математических способностей детей 67 лет. М.: ТЦ Сфера, 2003. — 32 с.
  74. Е.В. Развитие математического мышления у детей 5−7 лет. Опорные конспекты 18 занятий. — М.- Акалис, 1996. 125с.
  75. Коллективная учебно-познавательная деятельность школьников./ Под ред. И. Б. Первина. -М.: Педагогика, 1985. 144с.81 .Кочетов А. И., Коломинский Я. Л. и др. Педагогическая диагностика в школе. Минск: Нар асвета, 1987. — 223 с.
  76. Е.Э. Преемственность методик обучения математике младших школьников и дошкольников. Дисс. кан. пед. наук. М., 1995.- 155с.
  77. Г. Г. Психологические проблемы начального образования. -Красноярск, 1994 .
  78. Краткий психологический словарь./ Под А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. -М.: Политиздат, 1985. 431 с.
  79. В.И., Старченко A.A. Логика./ Учебное пособие для юридических вузов и факультетов университетов М.: Высшая школа, 1987.-270с.
  80. В.А. Психология обучения и воспитания школьников. Книга для учителей и классных руководителей. — М.: Просвещение, 1976−303с.
  81. В.А. Психология: Учеб. для учащихся пед. училищ. — М.: Просвещение, 1986. 336с.
  82. Т.В. Аналитико-диагностическая деятельность учителя и учащихся как фактор обновления воспитательной работы в школе. Дисс. канд. пед. наук. Красноярск, 1990. — 190 с.
  83. А. Об измерении величин, пер. с франц. С предисловием А. Н. Колмогорова. -М.: Учпедгиз, 1960
  84. И.И. Педагогические основы стандартизации и оперативной диагностики подготовки учителя: Дисс. док. пед. наук. — М., 1996. — 351 с.
  85. A.A. Психология учения и обучения в дошкольном возрасте.//Начальная школа: плюс-минус.- 1999. -№ 3.-С.18−21.
  86. A.A. О некоторых особенностях развития логического мышления у детей. // Психология дошкольника. Хрестоматия. /Сост. Г. А. Урунтаева. -М.: Академия, 1997. — 223−232с.
  87. В.Г. Педагогическая диагностика в школе: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Изд. центр «Академия», 2002. -272 с.
  88. З.В. Развитие произвольного поведения у детей дошкольного возраста// Известия АПН РСФСР. Вып 14. Вопросы детской психологии. Дошкольный возраст. — М., 1948. с.
  89. Т.Д. Диагностика психического развития детей. Пособие по практической психологии. М.: Линка-Пресс, 1997. — 176с.
  90. Математика для обучения детей в детском саду и дома. Учебное пособие для педагогов, воспитателей, родителей./ Составители: М. А. Серебрякова, И. А. Муратова. Екатеринбург: У-Фактория, 1998. — 136 с.
  91. Математика. 1 класс. Автор И. И. Аргинская.// Вестник образования. — 2000. № 15. — С.40−53.
  92. Математика. Автор Э. И Александрова.// Вестник образования. 2000. — № 18. — С.36- 56.
  93. H.A. Психология обучения арифметике. М.: Гос. Уч-пед. изд. Мин. просвещения РСФСР, 1955. — 432 с.
  94. H.A. Проблемы обучения, воспитания и психического развития ребенка/ Под ред. Е. Д. Божович. М.: Изд-во «Ин-т практической психологии" — Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2004. -452с.
  95. Методика преподавания математики: Общая методика. Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. 2104 «Математика» и 2105 «Физика"/ А. Я. Блох, Е. С. Канин, Н. Г. Килина и др.-Сост. Р. С. Черкасов, A.A. Столяр. -М.: Просвещение, 1985 336 с
  96. Л.С. Как подготовить ребенка к школе. Пособие для родителей и воспитателей детских садов. Упражнения, задачи, игры, тесты. Волгоград: издательство Гринина А. Е., 2001. — 64с.
  97. Е.А. Теоретические основы педагогической диагностики: Дис. док. пед. наук. Бухара, 1991. — 401с.
  98. Е.А. Дидактическая тестология. М.: Народное образование, 2001. — 432 с.
  99. В.И. Моделирование и методы теории измерения в педагогике. М.: Высшая школа, 1987. — 143 с.
  100. В.М. Технологические основы проектирования и конструирования учебного процесса. Волгоград: Перемена, 1995.
  101. B.C. Шестилетний ребенок в школе: Кн. для учителя нач. классов. М.: Просвещение, 1986. — 144с.
  102. P.C. Психология. Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений. В 3 кн. Кн. 2. Психология образования. -М.:ВЛАДОС, 1995.- 496с.
  103. P.C. Психология. Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений. В 3 кн. Кн. 3. Психодиагностика. -М.:ВЛАДОС, 1998.- 632с.
  104. Н.В., Шадриков В. Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе: Пособие для практических психологов, педагогов и родителей. М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001.-256 с.
  105. H.H. Межличностные отношения. JL: Изд-во ЛГУ, 1979. -234с.
  106. Образовательная работа в детском саду по программе «Развитие»: Методическое пособие для воспитателей дошкольных учреждений/ Под ред. О. М. Дьяченко, В. В. Холмовской. М.: Новая школа, 1996. — 64 с.
  107. В. Введение в общую дидактику. М.: Высшая школа, 1990. -366с.
  108. И.С. Диагностика результатов обучения как условие индивидуализации познавательной деятельности младших школьников: Дисс. канд. пед. наук. М., 1999. — 229с.
  109. Особенности психического развития детей 6−7 летнего возраста./ Под ред. Д. Б. Эльконина, A.JI. Венгера. М.: Педагогика, 1988. — 136с.
  110. H.H. Готовимся к школе. М.: ЭКСМО, 2004. — 216 с.
  111. Педагогика: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. /Под ред. С. П. Баранова, В. А. Сластенина. М.: Просвещение, 1986. — 336 с.
  112. Педагогическая диагностика по программе «Развитие». Рекомендации и материалы к проведению: Старший дошкольный возраст. М., «ГНОМ и Д», 2000.- 112с.
  113. Педагогическая энциклопедия: в 4 томах. Т.2. М.: Сов. энциклопедия, 1965. — 911с.
  114. В.Я. Философия и основания математики. — М.: Прогресс-традиция, 2001. 320 с.
  115. Л.Г. Самостоятельные и контрольные работы по математике в начальной школе 1−3 и 1−4. Выпуск 1. Вариант 1. М.: Баласс, 1997. — 80с.
  116. Л.Г. Самостоятельные и контрольные работы по математике в начальной школе 1−3 и 1−4. Выпуск 1. Вариант 2. М.: Баласс, 1998. — 80с.
  117. Л.Г. Математика, 1 класс: Учебник для 1 класса четырехлетней начальной школы. 4.1. М.: Баласс, 2000 — 64с.
  118. Л.Г. Математика, 1 класс: Учебник для 1 класса четырехлетней начальной школы. 4.2. М.: Баласс, 2000. — 64с.
  119. Л.Г. Математика, 1 класс: Учебник для 1 класса четырехлетней начальной школы. Ч.З. М.: Баласс, 2000. — 64с.
  120. Л.Г., Кочемасова Е. Е. Раз ступенька, два — ступенька./ Методические рекомендации. — М.: Баласс, 2002. — 176с.
  121. Л.Г., Кочемасова Е. Е. Раз ступенька, два — ступенька. Ч. 1. — М.: Баласс, 2002. — 64 с.
  122. Л.Г., Кочемасова Е. Е. Раз ступенька, два — ступенька. 4.2. — М.: Баласс, 2002. — 64 с.
  123. В.А. Личность в психологии. — Ростов н/Д: Феникс, 1996.-509 с.
  124. Подготовка к школе: речь, письмо, математика./ Составители Парамонова Л. Г., Головнева Н. Я. СПб.: Дельта, 1999. -208 с.
  125. H.H. Мышление дошкольников. М.: Педагогика, 1977. -271 с.
  126. К.Н. Такие разные шестилетки. Индивидуальная готовность к школе: диагностика и коррекция. — М.: Генезис, 2003. -271с.
  127. C.B. Уроки математической «Гармонии». Опыт работы по учебнику «Математика. 1 класс» автор Н. Б. Истомина. — Смоленск: Ассоциация XXI век, 2003 288 с.
  128. М.М. Качество образования: проблемы и технология управления (В вопросах и ответах). — М.: Педагогическое общество России, 2002.-352 с.
  129. Программа «Развитие» (основные положения). — М.: Новая школа, 1994. 64 с.
  130. Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы (1−4) в двух частях. 4 1.- М.: Просвещение, 2001. 320с.
  131. Программы по математике для 1 класса.// Начальная школа. 20O1. — № 8. — С.7−18.
  132. Психическое развитие младших школьников: Экспериментальное психологическое исследование./ Под ред. В. В. Давыдова. М.: Педагогика, 1990. — 160с.
  133. Психодиагностика: теория и практика./ Под ред. Н. Ф. Талызиной. -М.: «Прогресс», 1986. 208с.
  134. Психологические проблемы построения школьных учебников. Сб.статей. /Ред. Г. Г. Граник. М.: Просвещение, 1979. — 182с.
  135. Психологический словарь. /АПН НИИ общ. и пед. психологии: Редкол. В. В. Давыдов и др./.- М.: Педагогика, 1983. 447 с.
  136. Психология: Словарь. М.: Политиздат, 1990.-494 с.
  137. Д. Педагогическое тестирование: Проблемы, заблуждения, перспективы./ Пер. с англ. М.: «Когито-Центр», 2001. -142с.
  138. Радуга: Программа и методическое руководство по воспитанию, развитию и образованию детей 6−7 в дет. саду./Т.И. Доронова, В. В. Гербова, Т. И. Гризик и др. М.: Просвещение, 1994. — 208 с.
  139. Н.М. Проблемы измерений в дидактике./Под ред. Д. А. Сметанина. Киев: Головное изд-во. изд-ского. объед. «Вища школа», 1979.-176 с.
  140. Е.С. Диагностика психической готовности шестилетних детей к обучению в школе (методическое пособие). М., 1994. — 34 с.
  141. Российская педагогическая энциклопедия. В 2 томах. Т.2.: М-Я. -М.: Науч. изд. «Болыи. Рос. Энциклопедия», 1999. 672 с.
  142. СЛ. Основы общей психологии: В 2 томах./Сост. К.А.Абульханова-Славская, А. В. Брушлинский. Т.2. М.: Педагогика, 1989.-322с.
  143. В.Н. Математика: Рабочая тетрадь № 1 к учебнику «Математика» для 1 класса четырехлетней начальной школы (2 полугодие). М.: Вентана-Граф, 2000. — 64с.
  144. В.Н. Математика: Рабочая тетрадь № 2 к учебнику «Математика» для 1 класса четырехлетней начальной школы (2 полугодие). — М.: Вентана-Граф, 2000. 64 с.
  145. В.Н. Математика. Учебник для 1 класса четырехлетней начальной школы. -М.: Вентана-Граф, 2001. 112 с.
  146. JI.H. Лекции по методике начального обучения математике. Учебное пособие. — М.: Ml НИ, 1969. 68 с.
  147. В.А., Исаев И. Ф., Мищенко A.M., Шиянов E.H. Педагогика: учеб. пособие для студентов пед. учеб. зав. М.: Школа-Пресс, 1998.-512 с.
  148. В.А., Подымова JI.C. Педагогика: инновационная деятельность. М.: Магистр, 1997. — 221 с.
  149. A.A. Проблемы психологии памяти. — М.: Просвещение, 1966.-423 с.
  150. Современные образовательные программы для дошкольных учреждений: Учеб. пособие для студ.высш.и сред.пед.учеб.заведений. /Под ред. Т. И. Ерофеевой. — М.: Академия, 2000. — 344с.
  151. Л.П. Математика: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Академия, 1999. — 424 с.
  152. Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. М.: Изд-во МГУ, 1975.-344 с.
  153. Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1988. -175 с.
  154. Н.Ф. Педагогическая психология: Учеб. для студ.сред.пед.учеб.заведений. М.: Изд. центр «Академия», 2003. -288с.
  155. Т.И., Соколова Е. И. Что необходимо знать к 1 классу? -Ярославль: Академия развития, 2000. — 208с.
  156. К.Е. Общая методология процесса диагностики как специфического вида познания. Дисс. докт. пед. наук, М., 1968. -750с.
  157. .М. Психология и психофизиология индивидуальных различий. М.: Изд. «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998. — 544 с.
  158. Тесты для детей: сборник тестов и развивающих упражнений./ Составители М. Н. Ильина, Л. Г. Парамонова, Н. Я. Головнева. — СПб.: «Дельта», 1998. -384 с.
  159. Л.Ф. Развитие внимания и воображения у дошкольников. Ярославль: Академия развития, 1996.- 208 с.
  160. Унт И. Э. Индивидуализация и дифференциация обучения. М.: Педагогика, 1990. — 188 с.
  161. Г. А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для уч.ср.пед.учеб. заведений. М.: Академия, 1996. — 336с.
  162. Г. А. Диагностика психологических особенностей дошкольника: Практикум для студ. сред, и высш. пед. учеб. заведений. М.: Академия, 1999. — 96 с.
  163. Философский словарь/ Под ред. И. Т. Фролова. М.: Политиздат, 1987. -590с.
  164. Философско-психологические проблемы развития образования./ Ред. В. В. Давыдов. М.: Педагогика, 1981. — 176 с.
  165. Л.М. Учитесь учиться математике: Кн. для учащихся. -М.: Просвещение, 1985. 112 с.
  166. В.Н. Педагогическая диагностика как средство совершенствования образовательного процесса: Дисс. канд. пед. наук. -М., 1999.- 173 с.
  167. А.Л., Мерзон А. Е. Здравствуй, математика! Ч.1./ Под ред. И. И. Аргинской. Самара: Корпорация «Федоров», 1998. — 48с.
  168. А.Л., Мерзон А. Е. Здравствуй, математика! Ч.2./Под ред. И. И. Аргинской. Самара: Корпорация «Федоров», 1998. — 48с.
  169. А.Л., Мерзон А. Е. Здравствуй, математика! Ч.З./Под ред. И. И. Аргинской. Самара: Корпорация «Федоров», 1998. — 48с.
  170. А.Л., Мерзон А. Е. Здравствуй, математика! Методическое пособие./ Под ред. И. И. Аргинской. — Самара: Корпорация «Федоров», 1999.-84с.
  171. Я.Ф. Обучение арифметике детей шестилетнего возраста. Методические указания. М.: Изд. АПН РСФСР, 1963. — 152 с.
  172. Н.И. Умственное развитие и обучение (к обоснованию системно-структурного подхода). — М. Изд-во Московского психолого-социального института- Воронеж «МОДЭК», 2003. 320 с.
  173. Т.И., Давыденко Т. М., Шибанова Г. Н. Управление образовательными системами: Учеб. пособие для студ.высш.пед.учеб. заведений. /Под ред. Шамовой Т. И. — М.: Изд. центр «Академия», 2002. 384с.
  174. С.О. Введение в анализ. Одесса: Матезис, 1923. — 244с.
  175. Л.И. Диагностика уровней усвоения. Дисс. канд. пед. наук.- М., 1973.- 170 с.
  176. А.Г., Похилько В. И. Анализ пунктов при конструировании и применении тест-опросников. // Вопросы психологии. 1985.- № 4.1. С. 126−134.
  177. Д.Б. Детская психология. М.: Учпедгиз, 1960. — 328 с.
  178. Д.Б. Психология обучения младших школьников. — М.: Знание, 1974.-63с.
  179. Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах./ Под ред. Д. И. Фельдштейна. М.: Изд-во «Инст. практ. психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995. — 416с.
  180. Д.Б. Психологические вопросы дошкольной игры.// Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста: Сб. ст. / Под ред. А. Н. Леонтьева, A.B. Запорожца. М.: Международный Образовательный и Педагогический Колледж, 1995. — С. 26−43.
Заполнить форму текущей работой