Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Совершенствование гражданского воспитания курсантов военных вузов

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Сегодня становится актуальной проблема воспитания гражданственности будущих военных специалистов. Его организация позволяет не только повысить гражданскую ответственность обучаемых за качество их подготовки как специалистов, но и существенно снизить издержки системы высшего военного образования, связанные с тем, что значительное число выпускников выбирает работу не по специальности. Возникает… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Теоретико-методологические основы совершенствования гражданского воспитания курсантов военных вузов
    • 1. 1. Сущность гражданского воспитания и социально-педагогическое обоснование его основных понятий
    • 1. 2. Современное состояние гражданского воспитания в ввузах и направления его развития в современных социокультурных условиях
    • 1. 3. Моделирование как необходимое звено совершенствования процесса гражданского воспитания (социально-педагогическая характеристика)
  • Выводы по первой главе
  • Глава II. Опытно-экспериментальная работа по проверке модели гражданского воспитания курсантов в военных вузах
    • 2. 1. Организация опытно-экспериментального исследования гражданского воспитания курсантов в ввузе
    • 2. 2. Пути совершенствования модели гражданского воспитания в ввузах на основе интеграции традиционных и инновационных технологий
    • 2. 3. Итоги реализации опытной модели гражданского воспитания и ее перспективы в современных социокультурных условиях
  • Выводы по второй главе

Совершенствование гражданского воспитания курсантов военных вузов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность и постановка проблемы исследования. Кардинальные изменения основных направлений и приоритетов социально-экономического развития России, начавшиеся в 90-е годы XX века, затронули функционирование всех социальных институтов, привели к возникновению новых проблем в сфере социального воспитания подрастающего поколения. Решение задач социализации молодежи в современных условиях жизни нашего общества диктует необходимость изменения характера деятельности социальных учреждений в сфере формирования готовности подрастающего поколения занять достойное место в системе общественных отношений. В период обострения кризисных явлений в современном мире, инновационной общественной перестройки, поиска национальной идеи и становления общегражданских ценностей все большую социальную значимость приобретает разработка новых теоретико-методологических и практических подходов к изучению проблемы гражданского воспитания молодежи и определению основных путей осуществления этого воспитания различными социальными институтами.

Сегодня становится актуальной проблема воспитания гражданственности будущих военных специалистов. Его организация позволяет не только повысить гражданскую ответственность обучаемых за качество их подготовки как специалистов, но и существенно снизить издержки системы высшего военного образования, связанные с тем, что значительное число выпускников выбирает работу не по специальности. Возникает противоречие между потребностью российского общества в эффективной организации воспитания гражданина — военного специалиста, способного дать адекватные ответы на изменившиеся вызовы окружающего мира, и неспособностью высшего военного образования к выполнению этого социального заказа. Система гражданского воспитания в военных высших учебных заведениях (ввузах) теоретически не разработана, организационно не оформлена и функционально не отлажена. Все обозначенное всемерно актуализирует проблему определения совершенствования модели гражданского воспитания курсантов ввузов. Создание эффективной модели гражданского воспитания предполагает обращение к историческому опыту отечественной и зарубежной военной школы, обобщение современного опыта воспитания в России, анализ социальной ситуации в стране и в регионе, проведение научно-педагогических исследований по вопросам построения систем гражданского воспитания разного уровня.

Анализ научно-педагогической литературы в области гражданского воспитания позволил выделить исследования, особенно значимые при выполнении диссертационного исследования по проблеме организации гражданского воспитания курсантов военных вузов.

Общеметодологические подходы к гражданскому воспитанию молодежи нашли отражение в трудах А. К. Быкова, В. Я. Гревцевой, В.И. Лутовино-ва, И. В. Суколенова, Г. Н. Филонова и др.

Следующую группу составляют труды ученых, посвященные разнообразным аспектам и направлениям гражданского воспитания и проблемам его организации (Л.И. Аманбаева, В. И. Анисимов, В. Р. Ахмадуллин, А. К. Быков, О. И. Воленко, A.C. Гаязов, Т. В. Гурская, Ф. Б. Горелик, Г. П. Давыдова, А. П. Дмитриев, А. П. Жигадло, Т. М. Иванова, Е. В. Известнова, И. П. Иванов, A.M. Князев, И. Л. Котов, Ю. А. Конаржевский, Г. Б. Корнетов, А. Б. Кочетков, А. Д. Лопуха, Л. В. Мардахаев, И. В. Метлик, С. С. Невская, В. П. Сергеева, И.В. Су-кол енов, Л. И. Токарская, Г. Н. Филонов, Л. Л. Хоружий, Н. Е. Щуркова, В. И. Лутовинов, Р. В. Руглова, H.A. Савотина, А. Ю. Тиранов, И. Г. Трофимова, М. В. Чельцов, Б. А. Федулов др.).

Третья группа представлена исследованиями гражданского воспитания в профессиональном и военном образовании (В.И. Анисимов, А. П. Жигадло, Т. М. Иванова, И. Л. Котов, А. Б. Кочетков, А. Д. Лопуха, В. И. Лутовинов, Р. В. Руглова, H.A. Савотина, И. Г. Трофимова, А. Г. Шабанов, В. Н. Филиппов др.).

Педагогическая наука до настоящего времени не дает аргументированных ответов на многие вопросы, относящиеся к сущностным характеристикам гражданского воспитания в военных вузах, средствам и педагогическим условиям ее совершенствования, что привело к возникновению ряда противоречий:

— между признанием на государственном уровне потребности в военных специалистах, ответственных за судьбу страны, ее военное могущество и процветание, и распространенностью среди курсантов военных вузов эгоизма, ориентаций на личное благополучие и прагматичные ценности, равнодушного отношения к обществу и его нормам;

— между социально-педагогическим потенциалом гражданского воспитания и отсутствием научного обоснования возможностей последнего в этом процессе и педагогических условий, способствующих их эффективной реализации и совершенствования.

Названные противоречия определили проблему исследования: каковы возможности совершенствования гражданского воспитания курсантов военных вузов в развитии гражданственности будущего военного специалиста и педагогические условия их эффективной реализации в вузе?

Представленная проблема определила тему диссертационного исследования «Совершенствование гражданского воспитания курсантов военных вузов».

Объект исследования — учебно-воспитательный процесс военного вуза.

Предмет исследования — процесс совершенствования гражданского воспитания курсантов в высшем военном учебном заведении.

Цель исследования — определить содержание и разработать модель совершенствования гражданского воспитания курсантов ввуза.

Гипотеза исследования. Эффективность совершенствования гражданского воспитания будущего офицера может быть обеспечена, если:

— учебно-воспитательный процесс организован с учетом тенденций развития российского гражданского общества;

— обеспечивается комплексный подход в решении задач гражданского воспитания курсантов;

— разработана модель процесса совершенствования гражданского воспитания курсантов и соответствующая ей технология;

— созданы необходимые социально-педагогические условия гражданского воспитания в ввузе.

В соответствии с объектом, предметом, целью и гипотезой исследования определены задачи исследования:

1. Раскрыть сущность и особенности содержания гражданского воспитания курсантов ввуза в современных условиях.

2. Выявить тенденции гражданского воспитания курсантов военных вузов.

3. Разработать модель процесса совершенствования гражданского воспитания курсантов и соответствующую ей технологию на основе комплексного подхода.

4. Экспериментально проверить эффективность реализации модели гражданского воспитания в высшем военном учебном заведении.

5. Определить социально-педагогические условия эффективности гражданского воспитания в современной социокультурной среде.

Теоретико-методологическая база исследования. В методологическом отношении диссертационное исследование основано на диалектическом осмыслении сущности социальных явлений, системно-структурно-функциональном подходе к анализу социальных систем, ценностном подходе к организации гражданского воспитания. Теоретическую базу исследования составляют не противоречащие друг другу идеи философских, педагогических, социологических и психологических учений: а) идеи о сущности гражданственности, гражданского воспитания и образования (Л.И. Аманбаева, И. А. Алехин, A.C. Гаязов, Б. С. Гершунский, С. И. Григорьев, О. И. Воленко, A.B. Иванов, A.M. Егорычев, А. М. Князев, А. Б. Кочетков, Б. Т. Лихачев, И. В. Метлик, Р. Г. Макаров, Л. В. Мардахаев, С. С. Невская, М. В. Николаев, A.A. Павлов, С. Н. Плохов, В. К. Савельев, H.A. Савотина, В. П. Сергеева, М. А. Ступич, И. Г. Трофимова, В. Н. Турченко, B.C. Шилова, М. А. Шуленкова и др.). б) теории мотивации деятельности (В.В. Бобров, А. Н. Леонтьев, А. К. Маркова, А. Маслоу, B.C. Мерлин, А. Я. Найн, A.A. Реан, У. Роджерс, В. Франкл, И. К. Шалаев, Т.И. Шамова) — в) теоретических и методологических оснований исследования эффективности педагогических систем: измерения, анализа и оценки их основных показателей и реального состояния (Ю.К. Бабанский, В. П. Беспалько, А. Г. Гостев, В. В. Краевский, Л. Ф. Колесников, А. Я. Найн, М. М. Поташник, A.A. Реан, М. Н. Скаткин, В. И. Слободчиков, И. К. Шалаев, Т. И. Шамова и др.) — г) теории развития воспитательных систем (О.С. Газман, В.А. Караков-ский, А. Д. Лопуха, Л. И. Новикова, Н. М. Таланчук, Н. И. Резник, и др.).

Методы исследования. Использованы теоретические и эмпирические методы исследования. Теоретические методы применялись при формулировке теоретической базы и программы исследования. Выполнен содержательный анализ философской, педагогической, социологической и естественнонаучной литературы, на основании которого определена методология исследования. На этапе проведения опытно-экспериментальной работы использованы эмпирические методы: системного анализа, включенного наблюдения, изучения документов, экспертных оценок, проведения социологических опросов в форме стандартизированного интервьюирования. Использованы методы вторичного анализа результатов ранее проведенных исследований и фокус-групповых дискуссий. Осуществлено моделирование современной системы гражданского воспитания, проанализированы статистические материалы. Проведена опытно-экспериментальная проверка модели гражданского воспитания в ввузе, эффективности используемых технологий, анализ и интерпретация ее результатов.

База исследования. Основная опытно-экспериментальная работа осуществлялась в Новосибирском высшем военном командном училище (военном институте) (НВВКУ (ВИ)), Новосибирском военном институте Внутренних войск МВД (НВИ ВВ МВД), Сибирском независимом институте (СНИ) и Новосибирском филиале Современной гуманитарной академии (НФ СГА).

Организация и этапы исследования. Исследование проводилось в несколько этапов в течение 2008—2011 годов.

Первый этап (2008;2009 гг.) — поисково-теоретический. На этом этапе было изучено состояние проблемы, выполнен анализ литературных источников. На основе анализа результатов, полученных путем наблюдения, индивидуальных и групповых бесед, анкетирования, изучения статистических сведений и контент-анализа педагогической печати, выявлены показатели, характеризующие состояние гражданского воспитания курсантов в военных вузах и его эффективность. Все это позволило определить проблему исследования, сформулировать его программу. Проведен констатирующий эксперимент по изучению состояния гражданского воспитания студентов и курсантов и возможности его оптимизации.

Второй этап (2009;2010 гг.) — опытно-экспериментальный. На данном этапе создана экспериментальная модель системы гражданского воспитания курсантов, подвергнута эмпирической проверке и уточнению общая гипотеза исследования, выполнены формирующий и контрольный этапы эксперимента. Исследована эффективность авторской модели системы гражданского воспитания, разработаны критерии и методика ее оценки.

Третий этап (2011 гг.) — обобщающий. Он связан с анализом и интерпретацией результатов исследования, уточнением теоретических выводов, систематизацией и обработкой материалов диссертации, ее литературным оформлением, разработкой рекомендаций и их внедрением в практику гражданского воспитания. На конференциях, семинарах и круглых столах осуществлялась апробация результатов исследования.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в том, что в ней:

— уточнены и дополнены сущность и содержание гражданского воспитания и гражданственности курсантов ввуза как социально-педагогических понятий;

— выявлены характерные тенденции становления гражданского воспитания курсантов военно-учебных заведений России;

— разработана модель и технология гражданского воспитания курсантов ввуза на основе комплексного подхода (системного, средового, процессуального, социального, личностно-ориентированного, деятельностного);

— определены социально-педагогические условия, эффективные для совершенствования гражданского воспитания курсантов в условиях ввуза (организационно-педагогические, социально-психологические, социально-средовые).

Теоретическая значимость исследования. Углублено знание в области теории и методики социального воспитания. Научно разработаны и экспериментально проверены содержание и авторская модель процесса совершенствования гражданского воспитания, ее специфические функции, условия эффективности, этапы и принципыразработаны критерии оценки эффективности, которые дополняют теорию и методику профессионального образования, что дополняет раздел теории гражданского воспитания учащейся молодежи в вопросах понимания ее сущности, уровней проявления, динамики развития, характерных для военного вуза. В исследовании сформулированы теоретические основы модели процесса гражданского воспитания, адекватные современным социокультурным условиямперспективы использования информационно-компьютерных технологий, что вносит вклад в развитие теории педагогических технологий. Разработан качественно новый подход к гражданскому воспитанию курсантов ввузов, что существенно дополняет раздел социальной педагогики «Социализация молодежи».

Практическая значимость исследования состоит в том, что содержащиеся в нем теоретические положения и выводы создают реальные предпосылки для организации модели гражданского воспитания в вузах на основе научно обоснованной концепции, органично охватывающей в рамках государственной программы гражданского воспитания все его виды (правовое, воинское, патриотическое, нравственное и др.), обеспечивая его органичную целостность. Основные выводы и рекомендации могут быть использованы: при актуализации института воспитания в современной Россиидля выполнения государственных программ гражданского (комплексного) воспитания населениякак руководство по организации современных систем гражданского воспитаниякак основа для дальнейших научных исследований проблем гражданского воспитанияв качестве спецкурсов для переподготовки кадров работников образования.

Надежность и достоверность полученных результатов обеспечены: исходными методологическими позициями и теоретической базой исследованиякомплексной методикой, адекватной логике и задачам исследованияприменением оптимального набора методов и инструментария, эмпирической проверкой теоретических выводоввыводами сделанными на основании качественного и количественного анализа полученных данныхвзаимодополняемостью методов исследования. Авторская модель системы гражданского воспитания в ввузе проверена в ходе проведения опытно-экспериментальной работыполученные результаты сопоставлены с педагогическим опытом гражданского воспитания курсантов.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Гражданское воспитание курсантов военных вузов представляет собой процесс формирования гражданских качеств будущих офицеров, способных к защите государственности, целостности и суверенитета страны, на основе общегражданских и военно-профессиональных ценностей.

Обоснованные и выявленные в ходе исследования теоретические основы гражданского воспитания исследуются путем интеграции теоретических подходов: системного, средового, ориентированных на совершенствование процесса гражданского воспитанияпроцессуального, позволяющего исследовать цели, этапы, принципы и критерии эффективности совершенствования гражданского воспитаниясоциального, личностно-ориентированного, деятельностного, раскрывающих содержание и результат взаимодействия субъектов, влияющих на качественное развитие гражданственности в соответствии с особенностями социума.

Результатом гражданского воспитания в военном вузе является качественная характеристика личности будущего офицера — гражданственность, характеризующая его позицию как гражданина-патриота, готового и способного выполнить свой долг по защите Отечестваотношение к государству и обществуготовность к социально-политической активности.

Отличительными особенностями содержания гражданского воспитания военных вузов являются: особенности взаимодействия субъектов (уставные отношения), особенности воспитательной среды военного вуза (военная материально-предметная среда, воинские традиции, атмосфера иерархической подчиненности), особая (централизованная, строго регламентированная) система управления.

Совершенствование гражданского воспитания определяется основными направлениями — формированием гражданских качеств военнослужащего (гражданственности курсантов), особенностями взаимодействия преподавателей и курсантов ввузов, воспитательной средой военного учреждения (уставные отношения, военные традиции, иерархическая система управления, милитаристская материально-предметная сфера).

Содержанием гражданского воспитания курсантов ввуза является: общегражданские (свобода, законность, порядок в обществе, дружба, поддержка, социальная справедливость) и военно-профессиональные ценности (дер-жавность, порядок, долг, законность, честь, компетентность), а также направления (освоение гражданских знаний, духовно-нравственное воспитание, информационное воспитание, военно-средовая социализация, гражданское самовоспитание), формы и методы работы, обеспечивающие развитие гражданских качеств и чувств, волевой сферы будущего офицера.

2. Гражданское воспитание курсантов военного вуза определяется следующими социокультурными тенденциями: цивилизационными изменениями планетарной социальной средысоциальными противоречиями современной Россиитрансформационными процессами в Российской Армии, затрагивающими все ее структуры, мировоззренческие основы, морально-идеологические установки, общую стратегию реформирования ВС РФ, сопровождающиеся проблемами в системе высшего военного образованияповышением роли гражданского воспитания в деятельности военных вузов в связи с нарастающим отставанием качества подготовки офицеров, низким качеством воинской деятельности и жизни военных профессионалов, падением престижа военной профессии, консервативностью системы высшего военного образования, падением патриотических мотиваций офицерского состава к службе, снижением морально-психологического состояния курсантских коллективовглубоким реформированием современной инфраструктуры военных вузов.

3. Модель процесса совершенствования гражданского воспитания курсантов ввузов представляет собой совокупность взаимосвязанных и взаимообусловленных компонентов (цель, принципы, технология, направления ГВ, критерии, уровни оценки, результат), обеспечивающих реализацию комплексного подхода в решении поставленной цели и задач.

В процессе экспериментальной работы была разработана технология гражданского воспитания, которая включает цели, задачи, этапы, инновационные и традиционные методы, планы, программы и формы и результат гражданского воспитания. Технология предложенной модели имеет пять взаимосвязанных этапов: социально-педагогическое обеспечение профориентации курсантов и возможных абитуриентовсоциально-педагогическое и психологическое исследование качества профессиональной пригодности и готовности курсантов к условиям профессиональной и учебной деятельностисоциально-педагогическое и психолого-педагогическое обеспечение процессов формирования профессионально значимых гражданских качеств обучаемыхмониторинг динамики развития гражданских качеств и подготовки выпускников (будущих офицеров) к самостоятельной профессиональной деятельностикорректировка педагогических технологий гражданского воспитания.

4. Педагогическими условиями, обеспечивающими эффективность процесса совершенствования гражданского воспитания курсантов ввуза являются: организационно-педагогические (организационно-административные ресурсы, развитие кадрового и материального потенциала), социально-психологические (формирование мотивов выполнения гражданских инициатив курсантов военных вузов, формирование ценностных отношений к своей профессиональной деятельности), социально-средовые (наличие общегосударственной стратегии развития страны и ценностей государственно-патриотической направленностиучет социальных и этнических особенностей в военно-педагогической практикеформирование профессионально-ориентированной воспитательной среды гражданско-патриотического поведенияминимизация негативных влияний среды).

Апробация и внедрение результатов исследования.

Результаты исследования систематически докладывались на научных конференциях, на заседаниях ученых советов СНИ и НФ СГА, кафедры педагогики НВВКУ, на теоретических и учебно-методических конференциях профессорско-преподавательского состава. Основные теоретические положения и практические рекомендации по проблеме гражданского воспитания обсуждались и получили одобрение научно-педагогического сообщества на международных конференциях, конгрессах, семинарах, в Новосибирске в 2008, 2009, 2011 гг.

По теме диссертации издано 17 печатных работ общим объемом более 50 авторских листов, в том числе 4 из них по перечню изданий, рекомендованному ВАК РФ. Модель гражданского воспитания внедрена в качестве конкретной модели и методик в НВВКУ (ВИ), НФ СГА, СНИ.

Структура и объем диссертационного исследования. Диссертационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений. Общий объем диссертации составляет 181 страницу (без приложений). В работе приведено 7 рисунков, 1 диаграмма, 17 таблиц и 12 приложений.

Список литературы

содержит 234 источника.

Выводы по второй главе.

Задачи исследования решены, поскольку:

1. Исследованы сущностные характеристики и логика модели процесса совершенствования гражданского воспитания.

2. Внедрена и апробирована современная модель, с использованием информационно-компьютерных технологий и с учетом действия современных социокультурных условий, выявлена ее эффективность с применением разработанных критериев оценки.

3. Определена степень эффективности используемых в модели технологий с использованием информационно-компьютерных технологий.

4. Выявлены социально-педагогические условия эффективности модели.

5. Полученные данные позволили автору диссертационного исследования сформулировать основы современной модели процесса совершенствования гражданского воспитания в вузах Министерства обороны РФ.

6. Опыт внедрения модели в вузе показал, что процесс гражданского воспитания будет успешным, если:

— преподаватели владеют современными технологиями и методикой гражданского воспитания курсантов, и обеспечена их мотивационная готовность к работе по реализации целей управления воспитанием;

— разработан необходимый методический материал и создана база гражданского воспитания;

— созданы оптимальные социально-педагогические условия гражданского воспитания;

— вскрыты и реализованы факторы эффективности гражданского воспитания.

Подводя итоги опытно-экспериментальной работы, можно сделать вывод, что решены 4, 5 задачи исследования, подтверждены 3, 4 положения, выносимые на защиту.

Проблема гражданского воспитания будущих офицеров является актуальной в сфере подготовки военных кадров. Данная проблема стала объектом исследований различных ученых (Л.И. Аманбаева, А. К. Быков, В.Я. Гревце-ва, A.C. Гаязов, В. И. Лутовинов, Л. В. Мардахаев, A.B. Мудрик, И.В. Суко-ленов, В. Н. Турченко, В. Н. Филиппов, Г. Н. Филонов и др.).

Идеи и опыт воспитания гражданина, берущие начало в глубокой древности в народной педагогике, в деятельности и идеях русских и советских просветителей и педагогов и сегодня продолжают волновать российскую общественность, помогают решать проблемы гражданского воспитания в современных сложных условиях.

В результате проведенного исследования, мы пришли к следующим выводам.

1. Гражданское воспитание является важной составляющей образовательно-воспитательного процесса. В постсоветский период в системе высшего военного образования России оно фактически отсутствовало, что привело к нарастанию негативных явлений в курсантской среде и снижению уровня подготовки специалистов. Главной задачей гражданского воспитания курсантов является воспитание гражданственности как их сопричастности к общим делам государства, ощущение себя гражданином общества, включенным в его дела и проблемы. Гражданское воспитание военных имеет свои особенности, выявленные в ходе теоретического анализа проведенного исследования, такие как: особенности взаимодействия субъектов (уставные отношения), особенности воспитательной среды военного вуза (военная материально-предметная среда, воинские традиции, атмосфера иерархической подчиненности), особая система управления (централизованная, строго регламентированная система управления). Гражданское воспитание в военных вузах необходимо организовывать на основе интеграции теоретических подходов: системного, средового, ориентированных на совершенствование процесса гражданского воспитанияпроцессуального, позволяющего исследовать цели, этапы, принципы и критерии эффективности совершенствования гражданского воспитаниясоциального, личностно-ориентированного, деятель-ностного, раскрывающих содержание и результат взаимодействия субъектов, влияющих на качественное развитие гражданственности в соответствии с особенностями социума.

2. Выявлены тенденции гражданского воспитания курсантов военных вузов, их ценностные ориентации. Основными тенденциями актуализирующими значимость совершенствования процесса гражданского воспитания курсантов военных вузов выступают: цивилизационные изменения планетарной социальной средысоциальные противоречия в Российском государстве и обществетрансформационные процессы в Российской Армииповышение роли гражданского воспитания в ввузахреформирование современной инфраструктуры военных вузов.

3. На основе теоретического анализа научной литературы нами было определено понятие гражданского воспитания курсантов военных вузов как формирование гражданских качеств будущих офицеров, способных к защите государственности, целостности и суверенитета страны на основе общегражданских и военно-профессиональных ценностей. Содержанием гражданского воспитания курсантов ввуза является: общегражданские (свобода, законность, порядок в обществе, дружба, поддержка, социальная справедливость) и военно-профессиональные ценности (державность, порядок, долг, законность, честь, компетентность). Направлениями гражданского воспитания являются: освоение гражданских знаний, духовно-нравственное воспитание, информационное воспитание, военно-средовая социализация, гражданское самовоспитание.

4. Результатом гражданского воспитания курсанта военного вуза является гражданственность, т. е. развитие гражданских качеств, таких как: направленность личности на выполнение профессиональных задач (защита Отечества с оружием в руках), патриотизм, этноцентризм (любовь и уважение народа своей страны), коллективизм, дисциплинированность, ответственность, законопослушность, профессионализм, самопожертвование, востребованных профессией офицера. Гражданственность курсанта — это совокупность гражданских качеств личности будущего офицера, характеризующая его позицию гражданина-патриота, готового и способного выполнить свой долг по защите Отечества, его отношение к государству и обществу, готовность к социально-политической активности. Сущность и содержание гражданственности личности военнослужащего рассматривается как: гражданское самосознание, мировоззрение, гражданская позиция, патриотизм, гражданская самоидентификация, вера институтам государства и гражданского общества, гражданские чувства, гражданское поведение.

Это послужило основанием для авторского понимания гражданственности курсанта военного вуза как системно-комплексного качества личности, включающего совокупность морально-нравственных, социально-политических, социально-психологических свойств, характеризующих позицию будущего офицера — патриота, готового и способного выполнить свой долг по защите Отечества.

Совершенствование гражданского воспитания определяется основными направлениями — формированием гражданских качеств военнослужащего (гражданственности курсантов), особенностями взаимодействия преподавателей и курсантов ввузов, воспитательной средой военного учреждения (уставные отношения, военные традиции, иерархическая система управления, милитаристская материально-предметная сфера). В исследовании определены компоненты совершенствования гражданского воспитания: когнитивный, духовно-нравственный, эмоциональный, деятельностнный.

5. Внедрена и апробирована современная модель, с использованием информационно-компьютерных технологий и с учетом действия современных социокультурных условий, выявлена ее эффективность с применением разработанных критериев оценки. Применение информационнокомпьютерных технологий повышает эффективность формирования граж-данско-патриотических качеств курсантов.

Разработанная нами модель совершенствования гражданского воспитания курсантов ввуза является теоретической конструкцией. В ходе реализации модели были определены цель, задачи, этапы проведения опытно-экспериментальной работы, описан ход формирующего эксперимента, в котором предусматривается реализация комплекса мер, обеспечивающего совершенствование гражданского воспитания курсантов ввуза. Итоги диагностики ее эффективности, представленные в § 2.2. и § 2.3, свидетельствуют о ее результативности. В интересах исследования была:

— создана методика диагностики исходного уровня и динамики гражданских качеств курсантов на основе методики экспертизы любых педагогических систем И. К. Шалаева [209];

— разработан и проведен комплекс диагностических процедур, на основе методов экспертной оценки, дающих представление о направленности интересов обучаемых и их смысложизненных ценностей;

— выделен и обоснован комплекс педагогических условий, оптимизирующих гражданское воспитаниепроверена их эффективность в процессе опытно-экспериментальной работы;

— определен исходный уровень гражданско-профессиональной культуры выпускниковвыявлено единство компонентов процесса;

— выявлено содержание данных компонентов и представлено как совокупность общего (присущего формированию гражданской культуры в России), особенного (профессиональная составляющая) и единичного (учет особенностей личности конкретного курсанта и возможностей данного учебного заведения).

6. Технология реализации модели гражданского воспитания курсантов ввуза строится поэтапно, она ориентируется на важнейшие государственные приоритеты в единстве задач воинского, нравственного, патриотического, правового, эстетического и физического воспитания личности будущего офицера, способного гармонично сочетать личные интересы с общественными, отдавая приоритеты государственному служению и воинскому долгу.

7. Определены социально-педагогические условия эффективности модели процесса совершенствования гражданского воспитания курсантов в военном вузе, включающие организационно-педагогические, социально-психологические, социально-средовые блоки гражданского воспитания в современной социокультурной среде.

Проведенное исследование не исчерпывает настоящей проблемы, дальнейшими направлениями исследовательской деятельности могут быть: развитие самоуправления курсантов ВВУЗов в процессе гражданского воспитаниясоциально-педагогическое руководство воспитательно-образовательной деятельностью преподавательского состава военного вуза по обеспечению эффективности гражданского воспитания и др.

Цель достигнута, модель процесса совершенствования гражданского воспитания и технология ее реализации показали свою эффективность. Это свидетельствует о подтверждении основных положений гипотезы исследования и положений, вынесенных на защиту.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , Л. И. Гражданское воспитание учащейся молодежи в новых социальных условиях Текст.: автореферат дис.. док.пед. наук / Л. И. Аманбаева. Якутск: [б. и.], 2002. — 44 с.
  2. , Л. И. Теоретические основы гражданского воспитания Текст.: монография / Л. И. Аманбаева. М.: Академия, 2001. — 310 с.
  3. , С. И. Лекции по научной организации учебного процесса в высшей школе Текст. / С. И. Архангельский. М.: Высшая школа, 1976. — 200 с.
  4. , С. И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы Текст. / С. И. Архангельский. М.: Высшая школа, 1980.-200 с.
  5. , Ю. К. Оптимизация процесса обучения Текст. / Ю. К. Ба-банский. — М.: Педагогика, 1977. — 254 с.
  6. , А. В. О закономерностях процесса обучения Текст. / А.
  7. B. Барабанщиков // Научно-методический сборник. М., 1971. — № 3.1. C. 13−32.
  8. , А. В. Методика исследования проблем военной педагогики и психологии Текст. / А. В. Барабанщиков, В. П. Давыдов, Н. И. Конюхов, Н. Ф. Феденко. М.: ВПА, 1981. — 123 с.
  9. , А. В. О закономерностях военно-педагогического процесса Текст. / А. В. Барабанщиков, В. Г. Демин. М.: ВПА, 1967. — 35 с.
  10. , Б. П. Оптимизация логико-дидактической структуры учебных предметов в вузе: на материалах курса психологии и педагогики Текст.: автореф. дис.канд. пед. наук / Б. П. Бархаев. М.: [б. и.], 1989.-21 с.
  11. , В. Г. О детских книгах Текст. / В. Г. Белинский // Педагогическое наследие / сост. А. Ф. Смирнов. — М., 1987. — С. 25−32.
  12. , В. П. Слагаемые педагогической технологии Текст.: монография / В. П. Беспалько. М.: Педагогика, 1989. — 192 с.
  13. , В. М. Объективная психология Текст. / В. И. Бехтерев. М.: Наука, 1991.-480 с.
  14. Бжезинский, 3. Великая шахматная доска Текст.: пер. с англ. / 3. Бже-зинский. М.: Международные отношения, 1998. — 256 с.
  15. , И. Ф. О воспитании юношества Текст. / И. Ф. Богданович // Антология педагогической мысли России первой половины XIX в. -М., 1990.-С. 101−114.
  16. , Н. Н. Ситуационно-ролевая игра как активный метод социально-психологической подготовки Текст. / Н. Н. Богомолова //Теоретические и методологические проблемы социальной психологии. М., 1977. — С. 170−205.
  17. Большой юридический словарь Текст. / под ред. А. Я. Суханова и В. Е. Крутских. М.: Инфра-М, 2003. — 704 с.
  18. , Е. В. Воспитание как возрождение гражданина человека культуры и нравственности (исходные посылки поиска подхода к воспитанию) Текст. / Е. В. Бондаревская. Ростов н/Д., 1993. — 34 с.
  19. , Н. В. Педагогика Текст.: Учебник для ВУЗов / Н. В. Бор-довская, А. А. Реан. СПб: Питер, 2000. — 304 с.
  20. , Т. Под прицелом 120 миллионов русских душ: На информационной войне убивают наше национальное сознание Текст. / Т. Борисова // Завтра. — 2001. — № 30. С. 4−5.
  21. , О. Е. Социальное проектирование как фактор формирования гражданской позиции студентов Текст.: автореф. дисс.канд. пед. наук / О. Е. Бочаров. Кострома: [б. и.], 2009. — 19 с.
  22. , Дж. Общественные организации и развитие гражданского общества в дореволюционной России Текст. / Дж. Бредли // Общественные науки и современность. М., 1994. — № 5. — С. 77−89.
  23. , Ю. В. Социальная педагогика: курс лекций Текст.: учебное пособие для студ. вузов / Ю. В. Василькова, Т. А. Василькова. 5-е изд., стер. — М.: Изд. Центр «Академия», 2006. — 440 с.
  24. , В. А. Принципы моделирования и высшее образование Текст. / В. А. Венников // Вестник высшей школы. М., 1962. — № 11. -С. 15−31.
  25. , В. И. Начало и вечность жизни Текст. / В. И. Вернадский. М.: Советская Россия, 1989. — 704 с.
  26. Вестник Петровской академии наук и искусств Текст. Новосибирск, 1998, № 4.-280 с.
  27. , С. Н. Графическое моделирование философского знания и проблем понимания Текст.: автореф. дис.канд. филос. наук / С. Н. Виноградов. М.: [б. и.], 1989. — 24 с.
  28. Внедрение в образовательный процесс вузов современных педагогических технологий: методическое пособие Текст. / авт.-сост. Н. Э Касаткина, Т. К. Граду сова [и др.]- отв. ред. Н. Э. Касаткина. Кемерово: ГОУ «КРИРПО», 2007. — 171 с.
  29. Военная доктрина Текст.: указ Президента Российской Федерации от 5 февраля 2010 г. № 146 // Рос. газ. -2010.-10 февраля. С. 2.
  30. Военная педагогика Текст.: учеб пособие / под общ. ред. А. А. Башла-кова. М.: Изд. Дом «Красная звезда», 2008. — 504 с.
  31. Военно-социальная работа: методология, теория и практика Текст. / под общ. ред. В. А. Кузнецова. М.: ВУ, 2000.
  32. Военно-социологические исследования Текст. — М.: 2009. № 2 (24). — С. 23−27.
  33. , С. И. Гражданское воспитание курсантов на основе военных традиций Текст.: автореф. дисс.канд. пед. наук / С. И. Волгин. Кострома: [б. и.], 2007. — 24 с.
  34. , Ю.Г. Социология Текст.: Учебник для ВУЗов / Ю. Г Волков, И. В. Мостовая. М.: Гардарики, 1998. — 432 с.
  35. Воспитание гражданина главная педагогическая задача государства и гражданского общества Текст.: [сборник] / Моск. пед. ун-т- сост. Е. И. Хаванов. — М.: МГПУ, 2007. — 161 с.
  36. Воспитание гражданской позиции молодого поколения Текст.: сб. науч. ст. / Департамент образования г. Москвы, Моск. гор. пед. ун-т, Моск. ин-т открытого образования. М.: Компания Спутник+, 2009. -133 с.
  37. , Б. 3. Основы педагогики Текст.: Учебное пособие / Б. 3. Вульфов, В. Д. Иванов. Изд. 2-е, перераб. и доп. — М.: УРАЛ, 1999. -616 с.
  38. , В. В. Реформирование военного образования российской Федерации: нормативно-правовые аспекты Текст. / В. В. Гаврищук // Право и образование: Журнал. М.: СГУ, 2010. — № 3 — С. 4−9.
  39. , Ю. Из Москвы не уеду! Текст. / Ю. Гаврилов // Российская газета. -2011. -№ 200 (5576).-С. 3.
  40. , А. А. Комсомол как исторический феномен Текст. / А. А. Га-лаган // Комсомолу — 80 / под ред. В. К. Криворученко, Б. А. Ручкина. -М.: Институт молодежи, 1999. 174 с.
  41. , Ю. А. Гогоморфизмы и модели Текст. / Ю. А. Гастев. М., Наука, 1975.- 149 с.
  42. , А. С. Теория и практика гражданского воспитания учащейся молодежи на современном этапе Текст.: автореф. дисс. д-ра пед. наук / А. С. Гаязов. Челябинск: [б. и.], 1996. — 29 с.
  43. , Г. В. Ф. Философия права Текст. / Г. В. Ф. Гегель. М.: Мысль, 1990. — 528 с.
  44. , С. И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию Текст. / С. И. Гессен. -М.: «Школа-Пресс», 1995. 448 с.
  45. Ги, Э. Культура и демократия Текст. / Э. Ги. М.: Наука, 1994. — 167 с.
  46. , С. Геноцид Текст. / С. Глазьев. М.: Терра, 1998. — 320 с.
  47. , В.Н. Россия, Ленин и современный мир Текст. / В. Н. Гончаров, В. Н. Филиппов. Барнаул, БГПУ, 1996. — 463 с.
  48. , В. Н. Философия образования в условиях духовного возрождения России Текст. / В. Н. Гончаров, В. Н. Филиппов. Барнаул: БГПУ, 1994.-376 с.
  49. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования Текст. / Специальность 03.10.00 «Педагогика и психология» № 671 от 31.01.2005 г.-М.: МОиН, 2005.
  50. Гражданское воспитание в вузе Текст. / под ред. И. Я. Копылова. -Новосибирск: изд-во НГТУ, 1998. 28 с.
  51. Гражданское образование: содержание и активные методы обучения Текст. / под ред. Шехтера и Н. Воскресенской, при участии А. Иоффе и Ч. Уайта. М.: Учительская газета, 1997. — С. 12−13.
  52. Гражданское общество и духовное развитие личности Текст. — Омск: Омск. Гос. Ун-т, 2002. 295 с.
  53. Гражданское общество и модернизация образования в современной России Текст. / А. Г. Антипьев [и др.] - науч. ред. H. Н. Захаров [и др.]. Пермь: ПСИ, 2009. — 139 с.
  54. Гражданско-правовое образование Текст.: сборник / С.-Петерб. гума-нитар.-политол. центр «Стратегия». СПб.: Норма, 2009. — 77 с.
  55. , Г. Я. Гражданское воспитание как фактор социализации школьников Текст.: автореф. дисс.док. пед. наук / Г. Я. Гревцева. -Челябинск: [б. и.], 2006. 44 с.
  56. , С. И. Молодежь России 1990-х годов на дыбе: «Либерализм- антилиберализм» Текст. / С. И. Григорьев, С. В. Миронова // Вестник алтайской науки: проблемы социологии и психологии. 2001. — № 1.-С. 60−71.
  57. , Т. В. Гражданское воспитание студентов в системе вузовских общественных объединений Текст.: автореф. дисс.канд. пед. наук / Т. В. Гурская. Магнитогорск: [б. и.], 2006. — 22 с.
  58. , В. В. Виды обобщения в обучении Текст. / В. В. Давыдов. -2-е изд. М.: Педагогическое общество России, 2000. — 480 с.
  59. , Б. А. Гражданское и патриотическое воспитание в условиях современного общества Текст. / Б. А Дейч, М. В. Чельцов [и др.]. -Новосибирск: ГБУ НСО «Центр патриотического воспитания граждан», 2007.-154 с.
  60. , В. X. Этический, культурологический, аксиологический и психологический аспекты гражданственности Текст. / В. X. Джаббаров // Образование и саморазвитие. 2011. — Т. 1. — № 23. — С. 116−123.
  61. , Р. Ш. Теория этнического самосознания в советской этнографической науке (основные аспекты проблемы) Текст. / Р. Ш. Джарылгасинова // Советская этнография. 1987. — № 4. — С. 9−22.
  62. , А. Н. Развитие образования в современном мире Текст. / А. Н. Джуринский. М.: ВЛАДОС, 1999. — 240 с.
  63. , А. П. Метод моделирования в военной теории и практике Текст.: автореф. дис.канд. философ, наук/ А. П. Дмитриев. -М.: [б. и.], 1965.-21 с.
  64. , Дж. Демократия и образование Текст.: пер. с англ. / Дж. Дьюи.- М.: Педагогик-Пресс, 2000. 384 с.
  65. , Е. С. Моделирование системы патриотического воспитания курсантов высших военно-учебных заведений Текст.: дисс.канд. пед. наук / Е. С. Евстропов- Кузб. гос. пед. акад. Новокузнецк: [б. и.], 2005. — 220 с.
  66. , А. П. Гражданское воспитание: современная постановка проблемы Текст. / А. П. Жигадло. Новосибирск, Изд-во «Архивариус-Н», 2005. — 132 с.
  67. , А. Г. Потребности. Интересы. Ценности Текст. / А. Г. Здравомыслов. М.: Наука, 1996. — 386 с.
  68. , А. В. Социальная педагогика Текст.: Учеб. Пособие / А. В. Иванов. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2010. — 424 с.
  69. , А. С. Гуманитарные технологии формирования гражданской позиции личности Текст. / А. С. Игонин // Российский научный журнал. 2011. -№ 20. — С. 232−238.
  70. , И. А. Русский учитель Текст.: Опыты православной педагогики / И. А. Ильин. М.: Лит. учеба, 1993.
  71. , И. Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя высшей школы: воспитательный аспект Текст.: Учеб. пособие / И. Ф. Исаев. Белгород: Изд-во БГПИ, 1992. — 102 с.
  72. История Отечества Текст.: Учебное пособие для студентов вузов / отв. ред. В. Н. Шевелев. Изд. 2-е, доп. и перераб. — Ростов н/Д: Феникс, 2004. — 608 с.
  73. История России XVIII XIX вв. Текст.: Хрестоматия / под ред. А. Н. Сахарова. — М.: «Вербум-М», 2003. — 408 с.
  74. История России с древнейших времен до конца XVII века Текст.: Хрестоматия / под ред А. И. Сахарова. М.: «Вербум-М», 2003. — 336 с.
  75. , Е. А. Педагогическая концепция развития гражданской позиции будущего учителя Текст.: автореф. дисс.док. пед. наук / Е. А. Казаева. Челябинск: [б. и.], 2010. — 40 с.
  76. , В. П. Космопланетарный феномен человека: проблемы комплексного изучения Текст. / В. П. Казначеев. Новосибирск: Наука, 1991.-304 с.
  77. , В. В. Образовательные инновации в современной России с позиции теории конфликта Текст. / В. В. Калякин, А. Д. Лопуха, В. Н. Турченко. Новосибирск: Изд-во «Архивариус-Н». — 2010. — 312 с.
  78. , В. В. Молодое поколение и молодое пополнение Текст.: Монография / В. В. Калякин, Т. Л. Лопуха, В. 3. Шурбе. Новосибирск: Изд-во Архивариус-Н, 2010. — 283 с.
  79. , В. А. История педагогики Текст.: учеб. пособие / В. А. Капранова. -3-е изд., испр. М.: Новое знание, 2007. — 240 с.
  80. , Э. В. Моделирование в общественных науках Текст. / Э. В. Каракозова. М.: Высшая школа, 1986. — 213 с.
  81. , М. П. Телеобучение Текст.: монография / М. П. Карпенко. М.: СГА, 2008. — 780 с.
  82. Качество жизни: здоровье Текст. // Уровень жизни населения регионов России: научно-практический журнал. 2010. — № 2 (144). — 102 с.
  83. , М. В. Педагогическая технология в учебном процессе Текст. / М. В. Кларин. М.: Педагогика, 1989. — 225 с.
  84. , А. М. Акмеолого-педагогическая концепция воспитания гражданственности в системе российского образования Текст.: автореф. дисс.док. пед. наук / А. М. Князев. Москва, 2008. — 69 с.
  85. , Л. Ф. Эффективность образования Текст.: монография / Л. Ф. Колесников, В. Н. Турченко, Л. Г. Борисова. М.: Педагогика, 1991.-272 с.
  86. , Е. М. Демократизация образования в советской школе (на материалах Петрограда Ленинграда 1917−1929 гг. Текст.: автореф. дис. канд. пед. наук / Е. М. Колосова. — СПб.: [б. и.], 1993. — 23 с.
  87. Конституция Российской Федерации Текст.: принята всенар. голосованием 12 дек. 1993 г. М.: Норма: Норма-Инфра-М, 2002. — 128 с.
  88. , Е. Н. Влияние видеоигр на мировоззренческие представления молодежи: от манипуляции сознанием к воспитанию патриотизма и воинского долга Текст. / Е. Н. Концова // Военно-социологические исследования. 2005. — № 1 (19).-С. 51−61.
  89. , Э. Н. Современные методы в учебном процессе академии Текст. / Э. Н. Коротков. М.: ВПА им. В. И. Ленина, 1988. — 203 с.
  90. , А. Б. Формирование гражданской направленности студентов в условиях применения компьютерных технологий образования Текст.автореф. дис.канд. пед. наук / А. Б. Кочетков. Волгоград, 2007. — 23 с.
  91. , О. В. Формирование гражданской направленности студентов в компьютерных средах Текст. / О. В. Кочеткова, А. Б. Кочетков, А. А. Эпов. Волгоград: ВолгГТУ, 2008. — 223 с.
  92. Краткий политический словарь Текст. / под ред. JI. Н. Оникова и Н. В. Шишлина. М.: Политиздат, 1989. — 428 с.
  93. Краткий словарь по научному коммунизму Текст. / под ред. В. Г. Афанасьева. М.: Политиздат, 1989. — 509 с.
  94. , В. С. Теория и методика воспитания Текст. / В. С. Кукушин. Ростов нУД: Феникс, 2002. — 508 с.
  95. , В. С. Теория и методика воспитательной работы Текст.: учеб. пособие / В. С. Кукушин. — Ростов н/Д. Изд. Центр Март. 2002. — 320 с.
  96. , Н. И. Модернизация базовых ценностей россиян Текст. / Н. И. Лапин // СОЦИС. 1996. — № 5. — С. 3−19.
  97. , П.А. Школа и педагогическая мысль России первой половины XIX в. (до реформы 60-х гг.) Текст. / П. А. Лебедев // Антология педагогической мысли России первой половины XIX в. 1985. — С. 7−26.
  98. , Е. В. Гражданское воспитание студентов в современном педагогическом вузе Текст.: автореф. дисс.. канд. пед. наук / Е. В. Левкина. Арзамас: [б. и.], 2009. — 23 с.
  99. , В. А. Третья мировая информационно-психологическая война Текст. / В. А. Лисичкин, Л. А. Шелепин. М.: Институт социально-политических исследований ACH, 2000 — 304 с.
  100. , Б. Ф. О путях развития психологии Текст. / Б. Ф. Ломов // Вопросы психологии, 1978. № 5. — С. 31−43.
  101. , А. Д. Жизненные силы патриотизма в современной России Текст.: опыт социологического исследования / А. Д. Лопуха. М.: Русаки, 2000. — 144 с.
  102. , А. Д. Теоретические основы современной системы воспитания патриотизма военных кадров Текст.: монография / А. Д. Лопуха- под ред. д.п.н., профессора И. К. Шалаева. Новосибирск, 2001. — 243 с.
  103. , А. С. Демократия: сущность и методологические проблемы исследовании Текст. / А. С. Мадатов. -М.: [б. и.], 2000.
  104. , А. С. О воспитании Текст. / А. С. Макаренко. М.: Политиздат, 1988. — 256 с.
  105. , А. С. Избранные педагогические сочинения Текст. / под ред. А. И. Каирова.-М.: Педагогика, 1977. в 2-х т. — Т. 1. — 397 с.
  106. , В. Видеоигры в информационной и психологической борьбе Текст. / В. Макаренкова // Зарубежное военное обозрение. -2005,-№ 2.-С. 17−25.
  107. , Р. Г. Гражданское воспитание учащихся учреждений среднего профессионального образования в мультикультурной образовательной среде Текст.: автореф. дис.канд. пед. наук / Р. Г. Макаров. — Воронеж: [б. и.], 2008. 24 с.
  108. , С. М. История государства и права России Текст. / С. М. Меламед. М.: СГУ, 1996. — 2-е изд. — 72 с.
  109. , В. Н. Моделирование и количественные характеристики дидактических объектов Текст.: автореф. дис.канд. пед. наук / В. Н. Мизинцев. М.: [б. и.], 1970. — 21 с.
  110. , Л. И. Социология культуры : учебное пособие / Л. И. Михайлова. М.: ИТК «Дашков и Ко», 2006. — 344 с.
  111. , А. И. Педагогический процесс как целостное явление Текст.: учеб. пособие / А. И. Мищенко. М.: МОСУ, 1993. — 152 с.
  112. , Е. П. Подготовка учителей к инновационной деятельности Текст. / Е. П. Морозов, П. И. Пидкасистый // Педагогика. 1991. — № 10.-С. 88−93.
  113. , А. В. Социализация и воспитание Текст. / А. В. Мудрик. -М.: Сентябрь, 1997. 96 с.
  114. , А. В. Социальная педагогика Текст.: учеб. для студ. вузов / А. В. Мудрик- под ред. В. А. Сластенина- М.: Изд. Центр «Академия», 2003. 4-е изд., доп. — 200 с.
  115. , А. В. Социальная педагогика Текст.: учебник для студ. пед. вузов / А. В. Мудрик- под ред. В. А. Сластенина. М.: Изд. Центр «Академия», 2000. — 3-е изд., перераб. и доп. — 200 с.
  116. , Ф. А. Социальная педагогика Текст.: учебник для вузов / Ф. А. Мустаева. — М.: Академический проспект- Екатеринбург: Деловая книга, 2003. 528 с.
  117. , Н. В. Философия образования. Некоторые проблемы формирования концепции Текст. / Н. В. Наливайко. — Новосибирск: Изд-во ГЦРО, 2000. 141 с.
  118. , С. Ю. Гражданское и патриотическое воспитание молодежи Текст.: учеб. пособие для вузов / С. Ю. Наумов, Н. Я. Чернышкина. -Саратов: ПАГС, 2010. 248 с.
  119. Национальная доктрина образования в Российской Федерации (одобрена постановлением Правительства РФ от 4 октября 2000 г. № 751) // Бюллетень Министерства образования Российской Федерации, 2000 г., № 11.
  120. , С. С. Гражданское воспитание личности в творчестве A.C. Макаренко Текст.: автореф. дисс.док. пед. наук / С. С. Невская. М.: [б. и.], 2006.-37 с.
  121. , И. Н. Моделирование и творчество Текст. / И. Н. Нечаев. — М.: Знание, 1987.-276 с.
  122. , Н. Д. Гражданское воспитание в современной России Текст. / Н. Д. Никандров // Образование и наука. Известия Уральского отделения Российской академии образования. 2011. — № 2. — С. 3−15.
  123. , М. В. Гражданское воспитание учащихся общеобразовательных учреждений в современный период Текст.: автореф. дисс.канд. пед. наук / М. В. Николаев. Москва, 2006. — 26 с.
  124. , И. Б. Моделирование сложных систем Текст. / И. Б. Новик. -М.: Мысль, 1965.-334 с.
  125. , В. Н. Стратегическое управление качеством образования Текст. Стат. Вторая: [из опыта Ивановского государственного энергетического университета] / В. Н. Нуждин, Г. Г. Кадамцева // Высш. образование сегодня. 2003. — № 5. — С. 2−10.
  126. О благотворительной деятельности и благотворительных организациях Текст.: федер. закон от 11 авг. 1995 г. № 135-Ф3 (ред. от 23.12.2010) // Рос. газ. 1995. — 17 авг. — С. 2−3.
  127. О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений Текст.: федер. закон от 28 июн. 1995 г. № 98-ФЗ (ред. от 22.08.2004) // Рос. газ. 1995. -04 июл. — С. 10.
  128. О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» на 2005−2010 годы Текст.: постановление Правительства Российской Федерации от 05 декабря 2005 г. № 101 // Рос. газ. 2005. — 10 дек. — С. 8−10.
  129. О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» на 2011−2015 годы Текст.: постановление Правительства Российской Федерации от 5 октября 2010 г. № 795 // Рос. газ 2010. — 10, окт.
  130. О Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года Текст.: приказ Минобразования РФ от 11.02.2002 № 393) // Бюллетень Минобразования РФ, № 2, 2002.
  131. О методологических проблемах общественных наук Текст. / под ред. И. И. Матвеенкова. Новосибирск: Наука, 1969. — 231 с.
  132. О некоммерческих организациях Текст.: федер. закон от 12 янв. 1996 г. № 7-ФЗ (ред. от 29.12.2010) // Рос. газ. 1996. — 24 янв.
  133. О Федеральной целевой программе развития образования на 2011−2015 годы Текст.: постановление Правительства РФ от 07.02.2011 № 61 // Собр. законодательства Рос. Федерации. -2011. № 10. — С. 1377.
  134. Об образовании Текст.: закон РФ от 10 июл. 1992 г. № 3266−1 (ред. от 29.12.2010)//Рос. газ, 1992.-31 июл.
  135. Об общественных объединениях Текст.: федер. закон от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ (ред. от 22.07.2010) // Рос. газ. 1995.-25 мая.
  136. Об утверждении общевоинских уставов Вооруженных сил российской федерации Текст.: указ Президента Российской Федерации от 10 но-яб. 2007 г. № 1495 (ред. от 23.10.2008) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2007. — 19 нояб. — С. 5749.
  137. , A.A. Развитие гражданского воспитания в условиях коренных преобразований постсоветской России конца ХХ-начала XXI вв. Текст.: автореф. дисс.канд. пед. наук / А. А. Павлов. Майкоп: [б. и.], 2007.-25 с.
  138. , М. «Почему Россия не Америка» Текст. / М. Паршев. М.: «Форум», 2000. — 410 с.
  139. Педагогика и психология высшей школы Текст. / под ред. М. В. Булановой-Топорковой. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2002. 544с.
  140. Педагогика Текст.: учеб. пособие для студ. пед. институтов / под ред. Ю. Н. Бабанского. -М.: Просвещение, 1983. 608 с.
  141. Педагогика Текст.: учеб. пособие для студ. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Е. Н. Шиянов. М.: Школа-Пресс, 2004. — 4-е изд. — 512 с.
  142. , В. С. Некоторые проблемы ценностных ориентаций военной молодежи Текст. / B.C. Петрикас // СОЦИС. 1995. -№ 12. — С. 32−36.
  143. , С. H. Формирование гражданской позиции у студентов в образовательном пространстве педагогического колледжа Текст.: автореф. дис.канд. пед. наук / С. Н. Плохов. Уфа: [б. и.], 2007. — 23 с.
  144. , И. П. Педагогика. Новый курс Текст.: учеб. для студентов педвузов / И. П. Подласый. М.: «Владос», 2000. — 256 с.
  145. Права человека и гражданское воспитание в средней школе Текст. // Философия. РЖ. — 1996. — № 4.
  146. , И. Порядок из хаоса: Новый диалог человека с природой: пер. с англ. / И. Пригожин, И. Стенгерс // под ред. В. И. Аршинова, Ю. JI. Климонтовича, Ю. В. Сачкова. М.: Прогресс, 1986. — 432 с.
  147. , В.А. Гражданское воспитание учащихся профессиональных училищ средствами социально-культурной деятельности: автореферат дисс.. канд.пед.наук: 13.00.05. Санкт-Петербург: б. и., 2009. — 218 с.
  148. Развитие техники в СССР (1917−1977 г.) Текст. М.: Наука, 1978. -200 с.
  149. Ракурс Текст.: Сборник ГУВР ВС РФ / отв. ред. В. Т. Тимофеев. М.: 12 ЦТ МО, 1997.-48 с.
  150. , Ю. М. Гражданское общество как феномен цивилизации. Идея гражданского общества в социальной мысли Текст. / Ю. М. Резник. -М.: Союз, 1993.
  151. Реформа Вооруженных сил России (2008) Электронный ресурс. // Режим доступа: http://ru.wikipedia.oгg/wiki/PeфopмaBoopyжeнныx силРоссии (2008).
  152. Россия и россияне в новом столетии: вызовы времени и горизонты развития Текст.: Исследования Новосибирской экономико-социологической школы / отв. ред. Т. И. Заславская, 3. И. Калугина, О. Э. Бессонова. Новосибирск: СО РАН, 2008. — 748 с.
  153. , В. К. Гражданское воспитание курсантов как фактор обеспечения национальной безопасности России Текст.: автореф. дис.канд. пед. наук / В. К. Савельев. Кемерово: [б. и.], 2004. — 22 с.
  154. , Н. А. Гражданское воспитание студенческой молодежи в современном вузе Текст.: автореф. дис.док. пед. наук / Н. А. Савотина. Москва: [б. и.], 2006. — 44 с.
  155. , Ф. X. Гражданское воспитание студентов технического вуза средствами иностранного языка Текст.: автореф. дисс.канд. пед. наук / Ф. X. Сахапова. Казань: [б. и.], 2004. — 26 с.
  156. , В. Д. Взаимодействие школы и социальной среды Текст. / В. Д. Семенов. -М.: Педагогика, 1986.
  157. , А. Компьютерные игры полезны Электронный ресурс. // Режим доступа: http://www.seagullmag.com/article (2003. 2 авг.)
  158. , В. А. Педагогические технологии производственного обучения Текст. / В. А. Скакун. М.: Изд-во ЦНОУ ИСОМ, 2003. — 52 с.
  159. , В. А. Педагогика: инновационная деятельность Текст. / В. А. Сластенин, Л. С. Подымова. М.: Педагогика, 1997. — 224 с.
  160. , В. А. Педагогика Текст.: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов- под ред. В. А. Сластенина- М.: Издательский центр «Академия», 2007. 6-е изд., стер. — 576 с.
  161. Словарь по социальной педагогике: учеб. пособ. для студ. вузов Текст. / авт.-сост. Л. В. Мардахаев. М.: Изд. Центр «Академия», 2002. — 368 с.
  162. , О. Н. Три трагедии российской демократии Текст.: систематизированный сборник / О. Н. Смолин. М.: ООО «ИПТК „Логос“ ВОС», 1999.-320 с.
  163. , Е. И. Гражданская позиция личности как социальный феномен Текст. / Е. И. Сморгова // Современная высшая школа: инновационный аспект. 2011. — № 1. — С. 128−131.
  164. Современный словарь по педагогике Текст. / сост. Е. С. Рапацевич. -Мн.: «Современное слово», 2001. 928 с.
  165. , Е. В. Ориентации студенческой молодежи на ценностные переживания Текст. / Е. В. Соколова // Социология- Журнал РСА. -2005.-№ 2.-С. 191−195.
  166. , С. Трансформация ценностей военной службы Текст. / С. Соловьев // СОЦИС. 1996. — № 9. — С. 15−20.
  167. Социальная педагогика Текст.: Учеб. пособие для студ. вузов / под ред. В. А. Никитина. М.: ВЛАДОС, 2002. — 272 с.
  168. Социальная педагогика Текст.: учебник / под общ. ред. И. А. Алехина. М.: ВУ, 2006. — 269 с.
  169. Социальная педагогика: курс лекций Текст.: учеб. пособ. для студ. вузов / под общ. ред. М. А. Галагузовой. М.: ВЛАДОС, 2003. — 416 с.
  170. Социальное проектирование как средство развития активной гражданской позиции молодежи Текст.: метод, пособие / авт.-сост. 3. М. Молчанова [и др.]. М.: Глобус, 2009. — 110 с.
  171. Социальные технологии Текст.: Толковый словарь / под ред. В. Н. Иванова. — Белгород: Луч-Центр социальных технологий, 1995. 309 с.
  172. Справочно-аналитический материал по проблемам стабилизации офицерских кадров ГУВР ВС РФ. М.: ЦТ МО, 1998. — Вып. 3. — 36 с.
  173. , М. А. Гражданское воспитание старшеклассников как направление деятельности классного руководителя Текст.: автореф. дис.канд. пед. наук / М. А. Ступич. Москва, 2010. — 23 с.
  174. , А. И. Россия и человечество на «перевале» истории в преддверии третьего тысячелетия Текст. / А. И. Субетто. СПб.: ПАНИ, 1999.-827 с.
  175. , А. И. Социальная педагогика Николая Ивановича Пирогова в контексте задач будущего российского образования Текст.: Мифылиберализма и судьба России / А. И. Субетто. СПб.- Кострома: б. и., 2000.-С. 120−132.
  176. , Г. Т. Исторические условия развития современного гражданского образования в Российской Федерации Текст.: автореф. дис.канд. пед. наук / Г. Т. Суколенова. М.: [б. и.], 1997.
  177. , В. А. Рождение гражданина Текст. / В. А. Сухомлин-ский. М.: Молодая гвардия, 1979. — 335 с.
  178. Теория и практика коммунистического воспитания Текст. / под ред. Ж. Т. Тощенко. М.: Мысль, 1980. — 367 с.
  179. , Ю. П. Хрестоматия по истории государства и права России Текст. / Ю. П. Титов. М.: Проспект, 1999. — 472 с.
  180. , А. О. демократии в Америке Текст. / А. О. Токвилль. М.: Прогресс, 1987, — 130 с.
  181. , И. Г. Формирование гражданственности как интегративно-го качества личности студентов технического вуза в процессе изучения иностранного языка Текст.: автореф. дис.канд. пед. наук / И. Г. Трофимова. Йошкар-Ола: [б. и.], 2006. — 22 с.
  182. , В. Н. Фундаментальные основы современного социологического знания Текст. / В. Н. Турченко. Барнаул-Новосибирск: Изд-во «АзБука», 2004. — 496 с.
  183. , А. И. Логические основы метода моделирования Текст. / А. И. Уемов. -М.: Мысль, 1971.-311с.
  184. , А. К. Духовная жизнь общества : проблемы методологии исследования Текст. / А. К. Уледов. М.: Мысль, 1980. — 271 с.
  185. , К. Д. Избранные педагогические сочинения Текст.: Теоретические проблемы педагогики / под ред. А. И. Пискунова. М.: Педагогика, 1974. — В 2-х т. — Т. 2. — 584 с.
  186. , К. Д. Соч. в 6 т. Текст. / К. Д. Ушинский.- М.: Педагогика, 1988.-Т. 1.-507 с.
  187. , Дж. Реформа образования и нравственное воспитание Текст. / Дж. Фаутс- под ред. М. Мацковского, А Эллиса.// Мораль и образование. М.: Междунар. центр общечеловеч. ценностей, 1993.
  188. Федеральный Закон «О статусе военнослужащих» Текст. Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2009. — 64 с.
  189. , Б. А. Личностно профессиональное развитие курсантов вву-зов Текст.: автореф. дисс.докт. пед. наук/Б. А. Федулов. Барнаул: [б. и.], 2000. — 37 с.
  190. Философия Текст.: учеб. пособ. для вузов / отв. ред. В. П. Коханов-ский. Ростов н/Д: Феникс, 2007. — Изд. 16-е — 574 с.
  191. , И. В. Основные направления формирования гражданского самосознания личности в условиях современного вуза Текст. / И. В. Фокина // Вестник института: преступление, наказание, исправление. — 2011. -№ 13.-С. 48−54.
  192. , С. Избранные педагогические сочинения Текст.: пер. с фр. / сост. Б. Л. Вульфенсон. М.: Прогресс, 1990. — 304 с.
  193. , Л. М. Моделирование в психологии и психология моделирования Текст. / Л. М. Фридман // Вопросы психологии. -1977. № 2. -С. 26−30.
  194. , И. Д. Введение в теорию и практику демократического образования Текст. / И. Д. Фрумин. Красноярск: [б. и.], 1998.
  195. , С. Столкновение цивилизации Текст. / С. Хантингтон // Полис. 1994. -№ 1. — С. 27−33.
  196. , А. С. Об общественном воспитании в России Текст. / А. С. Хомяков // Антология педагогической мысли России первой половины XIXв.-М, 1990.-С. 500−513.
  197. , В. К. История отечественного государства и права Текст. / В. К. Цечоев, В. И. Власов. Ростов н/Д, Феникс, 2003. — 576 с.
  198. Человек и общество: ноосферное развитие Текст.: Монография / О. С. Анисимов, Г. В. Атаманчук, В. К. Батурин [и др.]- под ред. В. Н. Василенко и др. Москва- Белгород: Белгор.обл.типогр., 2011. — 485 с.
  199. , М. В. Формирование гражданской позиции студенческой молодежи высшего учебного заведения Текст.: автореф. дисс.канд. пед. наук / М. В. Чельцов. М.: [б. и.], 2006. — 27 с.
  200. , И. В. Развитие гражданственности морских специалистов как их профессиональной компетенции Текст.: автореф. дисс.канд. пед. наук / И. В. Черникова. Калининград: [б. и.], 2007. — 27 с.
  201. , А. Г. Дистанционное обучение в системе непрерывного образования Текст. / А. Г. Шабанов. М.: Изд-во СГА, 2003. — 259 с.
  202. , И. К. Мотивационное программно-целевое управление: основы теории и экспертиза эффективности Текст. / И. К. Шалаев. Барнаул: БГПУ, 2004. — 318 с.
  203. , И. К. Программно-целевая психология управления Текст. / И. К. Шалаев. Барнаул: изд-во БГПУ, 1998 — 216 с.
  204. , И. К. Программно-целевая технология управления Текст.: учеб. пособие / И. К. Шалаев. Барнаул: изд-во Барн. гос. пед. ун-та, 2006.-341 с.
  205. , С. П. Об отношении семейного воспитания к государственному Текст. / С. П. Шевырев // Антология педагогической мысли России первой половины XIX в. М. — 1990. — С. 338−346.
  206. , Е. Н. Гуманизация педагогического образования: Формирование профессиональной культуры учителя Текст. / Е. Н. Шиянов. М.: Прометей, 1993.-С. 17−38.
  207. , В. А. Моделирование и философия Текст. / В. А. Штоф. M.-JI.: Наука, 1966.-301 с.
  208. , М. А. Формирование гражданской культуры студентов ссуза в процессе изучения дисциплин гуманитарного цикла Текст.: автореф. дис.канд. пед. наук / М. А. Шуленкова. Казань, 2009. — 21 с.
  209. , Н. Е. Новые технологии воспитательного процесса Текст. / Н. Е. Щуркова, В. Ю. Питюков. М.: Педагогика-Пресс, 1998. — 87 с.
  210. Энциклопедия профессионального образования Текст.: в 3 т. / под ред. С. Я. Батышева. М.: АЛО, 1998. — Т. 1. — 568 с.
  211. , Д. И. Изучение и активные методы формирования гражданских и патриотических ценностных ориентаций у студенческой молодежи Текст./ Д. И. Юров, И. А. Юров. Сочи: Кривлякин С. П., 2010. -122 с.
  212. , В. А. Социально-структурные общества как субъекты жизнедеятельности / В. А. Ядов //Социологические исследования. 1989. — № 6. -С. 60−63.
  213. Bahmueller, С. F. Civitas: a framework for civic education Text. / gen. red. C. F. Bahmueller. -Calabasas, CA: Center for Civic Education, 1991. P. 3.
  214. Barber, R. B. Participatory Democracy Text. / B. Barber // Encyclopedia of Democracy. -N.Y., 1995. Vol. 3.
  215. Dewey, J. Democracy and Education: an introduction to the philosophy of education Text. / J. Dewey. -N.Y.: The Macmillan Company, 1957.
  216. Durkheim, A. Les formes elementaires de la vie religieuse Text. / A. Durkheim. London, 1912.
  217. Freeman, B.R. National Standarts and Civic Education in the United States Text. / F. Freeman // International Journal of Social Education. -Winter, 1993.
  218. Freire, P. Pedagogy of the oppressed Text. / P. Freire. Seabury Press, 1970.
  219. Gutman, A. Democratic Education Text. / A. Gutman. Princeton University Press, 1987.227. http://www.utro.ru/news/2005/05/18.
  220. Jefferson, T. First Inaugural (1801) Text. // Basic Readings in U.S. Democracy / Ed. Melvin I. Urofsky. Washington, D.C.: United States Information Agency., 1994.
  221. Maslow Abraham H. Motivation and Personality (1954) and Toward a Psychology of Beig (1962). The New Encyclopedia Britannia Text.: Volume 7. Chicago, 1994.
  222. Peters, R. Democratic Values and Educational Aims Text. / R. Peters. -Teachers College Records. 1979. — Vol. 80. — No 3.
  223. Pitts, M. Nationanality and Values Preferences: Pleminary Report of Differences in Rankings by Russian and American Secondary Students Text. / M. Pitts. Seatle: Center For Curriculum Studies, SPU, 1995.
  224. Rebul, O. De philosophie l’education Text. / O. Rebul. P.: RUF, 1989. — P. 127.
  225. Sehr, D. Education for Public Democracy Text. / D. Sehr. Sunny PRESS, 1997.
Заполнить форму текущей работой