Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Особенности системного рыночного управления стратегическим и тактическим маркетингом ремонтно-строительных коммерческих фирм, функционирующих в рекреационных зонах России

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Актуальность поднятой проблемы вытекает из публикуемых в официальных источниках Минэкономразвития и Минфина РФ (В.А.Гон-чарук, 1998; О. И. Волков, 1999; А. И. Ковалёв, В. В. Войленко, 2000; В. М. Семёнов, О. Е. Васильева, 2001;Г. И. Букаев, 2002; А. А. Петросян, 2003; Н. Н. Решенцев, 2004; С. И. Суздалев, 2005; и др.) данных о структуре доходо-образующих отраслей хозяйствования в Российской… Читать ещё >

Содержание

  • Оглавление. стр
  • Введение. стр

Глава 1. Роль комплексных маркетинговых исследований в объективизации влияния различных причинно-факторных кластеров, определяющих темпы и направления развития современного рынка ремонтно-строительных услуг в рекреационных зонах России. стр. 13

1.1. Основные экономические аспекты социальной стратификации населения как факторный маркетинговый анализ чувствительности потребителя к уровню цен в ремонтно-строительном бизнесе на территории федеральных рекреационных зон. стр. 13

1.2. Ранжирование и кластерификация причин, формирующих маркетинговую структуру потребительских предпочтений на рынке услуг ремонтно-строительных фирм, осуществляющих лицензированную деятельность на рекреационных территориях Южного федерального округа

РФ. стр. 27

1.3. Экономические характеристики типов территориальных сегментов рынка ремонтно-строительных услуг в федеральных рекреационных зонах России и формы получения маркетинговой информации о них. стр. 46-

Глава 2. Современная динамика сущностного содержания мероприятий стратегического и тактического маркетинга на рынке ремонтно-строительных услуг в рекреационных зонах Юга России. стр. 77

2.1. Альтерация маркетинговой функции субъектов рынка ремонтно-строительных услуг. стр. 77

2.2. Стратегический маркетинг как системный компонент антимонопольного регулирования цен и создания конкурентной среды на рынке ремонтно-строительных услуг в рекреационных зонах Южного федерального округа РФ. стр. 83−96 2.3 Использование приёмов тактического маркетинга для совершенствования показателей прибыльности и рентабельности ремонтно-строительных предприятий. стр. 96-

Глава 3. Методологический арсенал научных приёмов стратегического и тактического маркетинга как инструментарий обеспечения конституционных и коммерческих гарантий потребителя на рынке ремонтно-строительных услуг. стр. 102

3.1. Системное развитие коммуникативных связей на рынке ремонтно-строительных услуг как магистральный ингредиент мероприятий стратегического и тактического маркетинга профильных предприятий, функционирующих в федеральных рекреационных зонах России. стр. 102

3.2. Динамика потребительской удовлетворенности (ситуационная и отсроченная оценка) качеством и стоимостью конечного продукта ремонтно-строительных фирм, использующих научно-обоснованную программу реализации прогрессивных форм стратегического и тактического маркетинга на соответствующем сегменте рынка в рекреационных зонах Юга России. стр. 108−110

Заключение. стр. 111−124

Выводы и рекомендации. стр. 125−128

Список литературы. стр. 129−141

Приложения. стр. 142

Особенности системного рыночного управления стратегическим и тактическим маркетингом ремонтно-строительных коммерческих фирм, функционирующих в рекреационных зонах России (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность поднятой проблемы вытекает из публикуемых в официальных источниках Минэкономразвития и Минфина РФ (В.А.Гон-чарук, 1998; О. И. Волков, 1999; А. И. Ковалёв, В. В. Войленко, 2000; В. М. Семёнов, О. Е. Васильева, 2001;Г. И. Букаев, 2002; А. А. Петросян, 2003; Н. Н. Решенцев, 2004; С. И. Суздалев, 2005; и др.) данных о структуре доходо-образующих отраслей хозяйствования в Российской Федерации, где в течение последних 5−7 лет отмечается приоритет сферы ремонтно-строительных услуг (М.Ахматова, Е. Попов, 2003). Одновременно ведущие зарубежные маркетологи, специализирующиеся на исследовании строительного рынка экономически развитых европейских стран (G.C.Murray, J. Lott, 1999; F.V.Meyer, D.C.Cerner, T.S.Parker, 2000; S. Harmon, 2001; C.M.Mason, R.T.Harrison, 2001; M. Bromvich, 2002; В. Майкл-сон, 2003; J. Krippendorf, 2004; et al.) указывают на всё возрастающую роль использования научных приемов стратегического маркетинга наиболее финансово благополучными компаниями, работающими в строительном бизнесе. Вместе с тем, отечественные экономические эксперты (Е.П.Чураков, 2000; Г. Я. Гольдштейн, 2001; Б. А. Еремин, 2002; А. А. Горчаков, И. В. Орлова, 2003; В. Г. Гуляев, 2003; В. С. Ефремов, 2004; А. Т. Кириллов, Л. А. Волкова, 2005; и др.) констатируют некоторую хаотичность задействования маркетингового инструментария на бурно развивающемся российском рынке ремонтно-строительных услуг, что по мнению С. Б. Авдашевой и соавт.(2004) впрямую связано со слабой подготовкой менеджеров по маркетингу в этой производственной сфере. При этом руководители крупных экономических профильных НИИ и ВУЗов России (А.Г.Аганбегян, 2002; А. И. Клебанов, 2003; Л. С. Тарасевич, 2005; и др.) делают акцент в процессе обучения студентов-маркетологов на практические навыки применения научных приемов тактического маркетинга в различных (наиболее доходных) градообразующих отраслях народного хозяйства, имея в виду, прежде всего, строительство. Однако анализ специальных периодических изданий, публикующих данные о состоянии рынка маркетинговых услуг в сфере строительства (А.Н.Федотов, 2002; А. Г. Туровец, 2003; Г. Н. Чубаков, 2004; Ю. П. Маркин, 2006; и др.), свидетельствует о том, что более 50% предприятий, работающих на российском рынке ремонтно-строительных услуг, задействуют, буквально, «допотопные» маркетинговые технологии, резко снижающие показатели доходности и рентабельности названных коммерческих фирм (В.А. Шапошников, 2002). Всё вышеизложенное послужило мотивацией для проведения дополнительных научных исследований по избранной проблеме.

Целью представленного исследования являлись моделирование и реализация современной системы рыночного управления стратегическим и тактическим маркетингом ремонтно-строительных коммерческих фирм, лицензированно функционирующих в рекреационных зонах России.

Указанная цель определила решение следующих задач:

• изучить роль комплексных маркетинговых исследований в объективизации влияния различных причинно-факторных кластеров, определяющих темпы и направления развития современного рынка ремонтно-строительных услуг в рекреационных зонах России;

• провести ранжирование и кластерификацию причин, формирующих маркетинговую структуру потребительских предпочтений на рынке услуг ремонтно-строительных фирм, осуществляющих лицензированную деятельность на рекреационных территориях Южного федерального округа РФ;

• дать научное обоснование использованию модифицированных схем стратегического маркетинга как системному компоненту антимонопольного регулирования цен и создания конкурентной среды на рынке ремонтно-строительных услуг в рекреационных зонах Южного федерального округа РФ;

• сформировать технологию реализации приёмов тактического маркетинга для совершенствования показателей прибыльности и рентабельности ремонтно-строительных предприятий;

• проанализировать системное развитие коммуникативных связей на рынке ремонтно-строительных услуг как магистрального ингредиента мероприятий стратегического и тактического маркетинга профильных предприятий, функционирующих в федеральных рекреационных зонах России;

• на статистически достоверном уровне наблюдений представить динамику потребительской удовлетворенности критериями (ситуационную и отсроченную оценки) качества и стоимости конечного продукта ремонтно-строительных фирм, использующих научно-обоснованную программу реализации прогрессивных форм стратегического и тактического маркетинга на соответствующем сегменте рынка в рекреационных зонах Юга России.

Цель и задачи исследования

позволили сформировать в рамках представленной диссертационной работы систему методологических подходов, основными из которых были следующие профильные дисциплинарные научные приёмы: метод концептуального маркетингового моделированияметод перманентного маркетингового тестирования различных социальных групп населения на территориальном сегменте рынка ремонтно-строительных услугметоды маркетинговой экспертной оценки мероприятий антимонопольного регулирования ценметод рангового анализа эффективности маркетинговых коммуникативных связейметод маркетинговой кластерификации структуры потребительских предпочтений на профильном сегменте рынкаи др. Цель работы, достигнутая путем решения (с помощью вышеописанного инструментария) совокупности поставленных задач, обусловила следующую структуру исследования: введение, три главы собственных исследований, заключение, выводы и рекомендации, список литературы (170 источников, в т. ч. 122 отечественных и 48 зарубежных), приложение. Текст диссертации изложен на 146 страницах стандартного машинописного текста, включающего 35 иллюстраций (таблицы, схемы, диаграммы, рисунки).

Предмет исследования составили современные научные воззрения на совокупность методических и методологических подходов к процессам альтерации маркетинговой функции субъектов региональных рынков ремонтно-строительных услуг.

В качестве объекта исследования выступали: а) факторный маркетинговый анализ чувствительности потребителя к уровню цен в ремонтно-строительном бизнесе на территории федеральных рекреационных зонб) методологический арсенал научных приёмов стратегического и тактического маркетинга как инструментарий обеспечения конституционных и коммерческих гарантий потребителя на рынке ремонтно-строительных услуг. Единицами наблюдения в рамках диссертационного исследования за период 2001;2005 годов являлись: 1) социально-стратифицированные (по имущественному признаку) группы потребителей ремонтно-строительных услуг (п=1000, р<0,01) на региональном профильном сегменте рынка рекреационных зон черноморского побережья Кубани- 2) коммерческие фирмы (п=280, р<0,05), осуществлявшие за указанный пятилетний период свою лицензированную деятельность в качестве юридического лица на рынке ремонтно-строительных услуг федеральных курортов Сочи и Геленджик. При этом анализировались: обновленная нормативно-правовая база Российской Федерации и Краснодарского края (на территории которых осуществлялись наши маркетинговые исследования) по избранной проблемеоткрытые налоговые декларации и иная хозяйственная документация баз исследования, определенных в рамках работы с использованием метода непреднамеренного отбора. В качестве методологической и теоретической основы использовались исследования по следующим научным направлениям: роль научных приёмов и тактического маркетинга в антимоно-. польном регулировании цен на рынке ремонтно-строительных услуг (Ю.В.Чуев, Ю. Б. Михайлов, В. И. Кузьмин, 1995; Т. Т. Пономарёва, 1997; Е. В. Попов, 1998; А. И. Орлов, 2001; П. Р. Плавник, 2004; J.-M. Aurifeille, 2001; G.E.Belch, М.А. Belch, 2003; M.T.Bendixen, 2005) — реализация приёмов тактического маркетинга коммерческими фирмами, осуществляющими ремонт и строительство объектов рекреационного назначения (Г.А.Морозова, 1992; B.C. Мисаков, 1998; В. С. Ефремов, 1998; В. В. Подиновский, 1999; Ю. А. Стрельченко, 2002;А.Коротков, 2003; R.K. Blarney, V.A.Braithzvaite, 1997; C. Carroll, P. Lewis, 1999;M.G.Dekimpe, J.B. Steenkamp, M.S.Mellens, A.P.Vanolen, 2000; I. Famfield, 2002; Дж. Траут, 2002; Р. Уотермен, 2004) — экономические характеристики стратегического и тактического маркетинга на различных типах территориальных сегментов рынка ремонтно-строительных услуг в рекреационных зонах (Е.П. Голубков, 1998; Ю. Л. Лукашин, 1999; Ю. Н. Гаврилец, 2000; В. В. Кулибанова, 2000;Я. Р. Магнус, П. К. Катышев, А. А. Перецкий, 2005; В. М. Озёрный, 2006; S. Dibb, L. Simkin, 1999; C. Galbraith, D. Schendel, 2000;3. Сейдж, Дж. Меле, 2001; А. А. Томпсон, А.Дж.Стрикленд, 2002;МХ.Саг-gano, B.W.Raggad, 2005; et al.).

Научная новизна и теоретическая значимость представленного исследования заключается в следующих наработках, лично полученных автором за пятилетний срок (2001;2005 годы включительно) проведения своих научных изысканий:

1. На статистически достоверном уровне наблюдений (п=280 юридических лиц, р<0,05) впервые систематизированы сведения о динамике сущностного содержания взаимосочетающихся мероприятий стратегического и тактического маркетинга на рынке ремонтно-строительных услуг в рекреационных зонах Юга России.

2. Впервые представлено научное обоснование использования приёмов стратегического маркетинга не только для реализации процесса антимонопольного регулирования цен, но и для создания реальной конкурентной среды на изучаемом сегменте рынка.

3. Впервые дан научный анализ комплексного задействования мульти-атрибутивных приёмов тактического маркетинга для совершенствования показателей прибыльности и рентабельности предприятий, лицензированно производящих и реализующих ремонтно-строительные услуги в рекреационных зонах Краснодарского края.

4. Впервые обоснован научный приём формирования причинно-кластерных (экономических, правовых, природно-экологических, геополитических и др.) факторов, определяющих как темпы (направления) развития маркетинговой деятельности на различных типах территориальных сегментов рынка ремонтно-строительных услуг в рекреационных территориях Южного федерального округа РФ, так и впервые задействован научный приём социальной стратификации населения для стратегического и тактического маркетингового анализа чувствительности потребителя к уровню цен в ремонтно-строительном бизнесе, развивающемся на черноморском побережье Кубани.

Практическая значимость и соответствие темы, а также результатов работы требованиям паспорта специальностей ВАК (по экономическим наукам).

Основной практической значимостью для специальности 08.00.05 — Экономика и управление народным хозяйством (маркетинг) является то, что в рамках представленной диссертационной работы реализована авторская схема системного развития коммуникативных связей на рынке ремонтно-строительных услуг как магистральный ингредиент мероприятий стратегического и тактического маркетинга профильных предприятий, функционирующих в федеральных рекреационных зонах России. Подтверждением соответствия результатов работы требованиям паспорта названной специальности ВАК может служить полученная автором в период собственных пятилетних научных наблюдений динамика потребительской удовлетворенности (ситуационная и отсроченная оценка) качеством и стоимостью конечного продукта ремонтно-строительных фирм, использующих научно-обоснованную программу реализации прогрессивных форм стратегического и тактического маркетинга на соответствующем сегменте рынка в рекреационных зонах Юга России.

Личный вклад автора заключается в том, что им осуществлялись: разработка постоянных и переменных составляющих (ингредиентов) маркетинговой политики субъектов отечественного рынка ремонтно-строительных услуг на территории рекреационных зон Юга Россииранговый и кластерный анализ факторов, определяющих перспективные формы использования маркетингового инструментария на изучаемом сегменте рынкаразработка и реализация методологических приемов совершенствования системы маркетинговых коммуникативных связей между субъектами рынка ремонтно-строительных услуг на черноморском побережье Кубанимоделирование на базах исследования авторских схем модификации алгоритма управленческих действий по совершенствованию продуктовой и ценовой маркетинговой стратегии субъектов названного сегмента рынка. Ряд статистических исследований проводился автором работы совместно со специалистами лаборатории научного анализа технологий маркетинга НОЦ РАО в г. Сочи, за что диссертант выражает им глубокую благодарность. На выполненные совместные исследования имеются ссылки в диссертации, а их перечень представлен в совместных публикациях. Доля участия автора в накоплении информации — 80%, а в обобщении и анализе материала — до 100%.

Апробация работы. Основные положения диссертационного исследования докладывались и обсуждались на научных конференциях, территориальных совещаниях руководителей ремонтно-строительных предприятий и глав административных образований курортов российского Причерноморья, на региональных научных симпозиумах, в том числе на VIII Международном Форуме «Бизнес-элита Евр’Азии» (Екатеринбург, 2001) — на II научной конференции экономистов Южного федерального округа Российской Федерации (Новочеркасск, 2001) — на III ежегодной научной сессии Научного центра Администрации Краснодарского края (Сочи, 2003) — на V традиционной экономической научной конференции Ассоциации городов Юга России (Ставрополь, 2004) — на IX Международном научном Форуме «Курорты российского Причерноморья» (Геленджик, 2005).

Публикации. По теме исследования опубликовано 7 печатных работ, включая монографию (5,6 п.л.) и 1 статью в научном журнале, утвержденном ВАК Минобразования науки в Перечне ведущих рецензируемых журналов, выпускаемых в РФ.

Основные результаты, выносимые на защиту.

1. Позитивная роль комплексных маркетинговых исследований в объективизации влияния различных причинно-факторных кластеров, определяющих темпы (направления) развития прогрессивных форм стратегического и тактического маркетинга на современном рынке ремонтно-строительных услуг, включая задействование научных приемов социальной стратификации населения как факторного маркетингового анализа чувствительности потребителя к уровню цен в ремонтно-строительном бизнесе на территории федеральных рекреационных зон.

2. Ранжирование и кластерификация причин, формирующих: а) маркетинговую структуру потребительских предпочтений на рынке услуг ремонтно-строительных фирм, осуществляющих лицензированную деятельность на рекреационных территориях Южного федерального округа РФб) экономические характеристики типов территориальных сегментов рынка ремонтно-строительных услуг в федеральных рекреационных зонах России и формы получения маркетинговой информации о них.

3. Современная динамика сущностного содержания мероприятий стратегического и тактического маркетинга на рынке ремонтно-строительных услуг в рекреационных зонах Юга России, базирующаяся на: альтерации маркетинговой функции субъектов рынка ремонтно-строительных услугзадействовании стратегического маркетинга как системного компонента антимонопольного регулирования цен и создания реальной конкурентной среды на указанном сегменте рынкаиспользовании приёмов тактического маркетинга для совершенствования показателей прибыльности и рентабельности ремонтно-строительных предприятий.

4. Авторская схема развития коммуникативных связей на рынке ремонтно-строительных услуг как магистральный ингредиент мероприятий стратегического и тактического маркетинга профильных предприятий, функционирующих в федеральных рекреационных зонах черноморского побережья Краснодарского края.

5. Динамика потребительской удовлетворенности (ситуационная и отсроченная оценка) качеством и стоимостью конечного продукта ремонтно-строительных фирм, использующих научно-обоснованную программу реализации прогрессивных форм стратегического и тактического маркетинга на соответствующем сегменте рынка в рекреационных зонах Юга России.

Выводы.

1. Реализация предложенных схем стратегического и тактического маркетинга на реально сложившемся рынке ремонтно-строительных услуг в федеральных рекреационных зонах РФ логически вытекала из констатированных автором тенденций имущественной дифференциации российского населения, когда в ходе представленного научного исследования на статистически достоверном (р<0,01) уровне наблюдений (п=1000 респондентов) 24,8% от общего числа потребителей всего объема названных услуг в городах-курортах Сочи и Геленджик составляли в 2001;2005 годах собственники (акционеры) здравниц, респектабельных магазинов, кафе или зданий и сооружений, (так или иначе) связанных с процессом отдыха или лечения рекреантов (аква-парки, водолечебницы, бассейны, частные сауны, тренажерные залы и т. д.).

2. Мероприятия тактического маркетинга баз исследования опирались на обновленную законодательную базу Российской Федерации, в т. ч. активно способствующую формированию полномочных субъектов рынка ремонтно-строительных услуг, каковыми, например, стали недавно разрешенные федеральными правовыми актами товарищества собственников жилья (ТСЖ), которые в структуре потребителей названных услуг в рекреационных зонах российского Причерноморья оказались самой многочисленной группой юридических лиц и к 2005 году составили 21,4%.

3. Авторская концепция задействования научных приемов стратегического маркетинга изучаемых ремонтно-строительных малых и средних предприятий (п=280, р<0,05) диктовалась выявленной в ходе диссертационного исследования следующей структурой потребительских предпочтений на изучаемом сегменте рынка: а) необходимостью для 21,8% населения черноморских курортов Кубани проведения текущего ремонта (без перепланировки) типовых городских квартир многоэтажных домов, построенных за последние 10−15 летб) нуждаемостью 22,7% населения названных рекреационных зон в улучшенном ремонте (включая переделку старых лоджий, смежных санузлов, тесных кухонь, темных прихожих) типовых малогабаритных пятиэтажных домов постройки 60−70х годов XX векав) востребованностью 17,9%) населения нового строительства 1−2-Зх и 4х-комнатных квартир в возводимых многоэтажных домах, в т. ч. и коттеджного типа.

4. Стержневым компонентом авторской схемы модификации сущностного содержания маркетинговой политики баз исследования стал реализованный в 2001;2005 году принцип организационного обособления: 1) службы научного прогноза (маркетинговых исследований) условий будущего сбыта и планирования среднеи долгосрочного уровня текущих продаж (т.е. технологий стратегического маркетинга) — 2) службы коррекции текущих производственных схем роста продаж сегодняшнего продукта баз исследования (т.е. технологий тактического маркетинга).

5. Авторская система развития коммуникативных связей между субъектами рынка ремонтно-строительных услуг в рекреационных зонах Юга России позволила в период 2001;2005 годов провести: 1) причинно-факторный анализ динамики объемов и цикличности в реализации названного вида услуг на российском рынке- 2) определение статистической достоверности, а также надежности источников получаемой маркетинговой информации- 3) планируемость рыночного оборота отдельных видов названных услуг на конкретном временном отрезке- 4) соотносимость показателей доходности баз исследования (после реализации авторских маркетинговых программ) с аналогичными собственными показателями, а также с полученной внешней маркетинговой информацией о доходности конкурентов.

6. Использование этих усовершенствованных маркетинговых технологий позволило базам исследования статистически достоверно (п=280, р<0,05) повысить в 2,1 раза с 2001 по 2005 год собственные экономические показатели (индекс прибыльности, рентабельности продаж и др.), тогда как у предприятий — конкурентов, не посчитавших необходимым воспользоваться авторскими схемами реализации научных приемов стратегического и тактического маркетинга на изучаемом сегменте рынка, подобные производственные характеристики за аналогичный пятилетний период наблюдения находились в состоянии стагнации.

7. Собственными исследованиями при проведении массового (п=1000) и пролонгированного (в течение последних 5 лет) социологического опроса физических лиц, принадлежащих к различным социальным стратам населения рекреационных зон Юга России, установлена научная перспективность идентификации не только ситуационной (т.е. непосредственно в момент продажи) оценки потребителем качественных и стоимостных характеристик приобретаемой ремонтно-строительной услуги, но и отсроченной (не менее, чем через 1 год) оценки потребителем этих же параметров проведенного базами исследования ремонта недвижимости респондента или выполненного для него строительства новых объектов.

8. Представленная в данной научной работе динамика потребительской удовлетворенности конечным продуктом изучаемых предприятий позволяет сделать вывод о прогрессивности использования авторских схем тактического и стратегического маркетинга в поиске базами исследования своего круга потребителей ремонтно-строительных услуг, поскольку в 2004;2005 годах (т.е. при накоплении с 2001 года достаточного опыта в реализации этих схем маркетинговой деятельности на известном сегменте рынка) качеством купленной ремонтно-строительной услуги были полностью удовлетворены 63,1% респондентов, дававших ситуационную оценку и 67,3% респондентов, участвовавших в маркетинговом тестировании при проведении через 1 год отсроченной оценки качества этой же услуги. Одновременно (сравнив цены на аналогичный продукт у конкурентов) 91,5%о респондентов были полностью удовлетворены (или скорее удовлетворены, чем неудовлетворены) стоимостью приобретенных ими у баз исследования ремонтно-строительных услуг.

Рекомендации.

Накопленная за период 2001;2005 статистически достоверная совокупность позитивных результатов применения авторских схем стратегического и тактического маркетинга на рынке ремонтно-строительных услуг в федеральных рекреационных зонах Юга России позволяет рекомендовать эти маркетинговые технологии к массовый реализации работниками малых и средних профильных предприятий не только в названных регионах, но и в других субъектах РФ для самых разнообразных (по имущественному признаку) социальных страт населения.

Заключение

.

Актуальность поднятой проблемы вытекает из публикуемых в официальных источниках Минэкономразвития и Минфина РФ (В.А.Гончарук, 1998; О. И. Волков, 1999; А. И. Ковалёв, В. В. Войленко, 2000; В. М. Семёнов, О. Е. Васильева, 2001 -Г.И.Букаев, 2002; А. А. Петросян, 2003; Н.Н. Ре-шенцев, 2004; С. И. Суздалев, 2005; и др.) данных о структуре доходооб-разующих отраслей хозяйствования в Российской Федерации, где в течение последних 5−7 лет отмечается приоритет сферы ремонтно-строительных услуг (М.Ахматова, Е. Попов, 2003). Одновременно ведущие зарубежные маркетологи, специализирующиеся на исследовании строительного рынка экономически развитых европейских стран (G.C.Murray, J. Lott, 1999;F.V.Meyer, D.C.Cerner, T.S.Parker, 2000; S. Harmon, 2001; C.M. Mason, R.T.Harrison, 2001; M. Bromvich, 2002; В. Майклсон, 2003; J. Krip-pendorf, 2004; et al.) указывают на всё возрастающую роль использования научных приемов стратегического маркетинга наиболее финансово благополучными компаниями, работающими в строительном бизнесе. Вместе с тем, отечественные экономические эксперты (Е.П. Чураков, 2000; Г. Я. Гольдштейн, 2001; Б. А. Еремин, 2002; А. А. Горчаков, И. В. Орлова, 2003; В. Г. Гуляев, 2003; В. С. Ефремов, 2004; А. Т. Кириллов, J1.A. Волкова, 2005; и%др.) констатируют некоторую хаотичность задействования маркетингового инструментария на бурно развивающемся российском рынке ремонтно-строительных услуг, что, по мнению С.Б. Авда-шевой и соавт.(2004), впрямую связано со слабой подготовкой менеджеров по маркетингу в этой производственной сфере. При этом руководители крупных экономических профильных НИИ и ВУЗов России (А.Г. Аганбегян, 2002; А. И. Клебанов, 2003; JI.C. Тарасевич, 2005; и др.) делают акцент в процессе обучения студентов-маркетологов на практические навыки применения научных приемов тактического маркетинга в различных (наиболее доходных) градообразующих отраслях народного хозяйства, имея в виду, прежде всего, строительство. Однако анализ специальных периодических изданий, публикующих данные о состоянии рынка маркетинговых услуг в сфере строительства (А.Н.Федотов, 2002; А. Г. Туровец, 2003; Г. Н. Чубаков, 2004; Ю. П. Маркин, 2006; и др.), свидетельствует о том, что более 50% предприятий, работающих на российском рынке ремонтно-строительных услуг, задействуют, буквально, «допотопные» маркетинговые технологии, резко снижающие показатели доходности и рентабельности названных коммерческих фирм (В.А. Шапошников, 2002). Всё вышеизложенное послужило мотивацией для проведения дополнительных научных исследований по избранной проблеме.

Целью представленного исследования являлись моделирование и реализация современной системы рыночного управления стратегическим и тактическим маркетингом ремонтно-строительных коммерческих фирм, лицензированно функционирующих в рекреационных зонах России. Указанная цель определила решение следующих основных задач:

— изучить роль комплексных маркетинговых исследований в объективизации влияния различных причинно-факторных кластеров, определяющих темпы и направления развития современного рынка ремонтно-строительных усдуг в рекреационных зонах России;

— дать научное обоснование использованию модифицированных схем стратегического маркетинга как системному компоненту антимонопольного регулирования цен и создания конкурентной среды на рынке ремонтно-строительных услуг в рекреационных зонах Южного федерального округа РФ;

— сформировать технологию реализации приёмов тактического маркетинга для совершенствования показателей прибыльности и рентабельности ремонтно-строительных предприятий;

— на статистически достоверном уровне наблюдений представить динамику потребительской удовлетворенности качеством и стоимостью конечного продукта ремонтно-строительных фирм, использующих научно-обоснованную программу реализации прогрессивных форм стратегического и тактического маркетинга на соответствующем сегменте рынка в рекреационных зонах Юга России.

Цель и задачи исследования

позволили сформировать в рамках представленной диссертационной работы систему методологических подходов, основными из которых были следующие профильные дисциплинарные научные приёмы: метод концептуального маркетингового моделированияметод перманентного маркетингового тестирования различных социальных групп населения на территориальном сегменте рынка ремонтно-строительных услугметоды маркетинговой экспертной оценки мероприятий антимонопольного регулирования ценметод рангового анализа эффективности маркетинговых коммуникативных связейметод маркетинговой кластерификации структуры потребительских предпочтений на профильном сегменте рынкаи др.

Предмет исследования составили современные научные воззрения на совокупность методических и методологических подходов к процессам альтерации маркетинговой функции субъектов региональных рынков ремонтно-строительных услуг.

В качестве объекта исследования выступали: а) факторный маркетинговый анализ чувствительности потребителя к уровню цен в ремонтно-строительном бизнесе на территории федеральных рекреационных зонб) методологический арсенал научных приёмов стратегического и тактического маркетинга как инструментарий обеспечения конституционных и коммерческих гарантий потребителя на рынке ремонтно-строительных услуг. Единицами наблюдения в рамках диссертационного исследования за период 2001;2005 годов являлись: 1) социально-стратифицированные (по имущественному признаку) группы потребителей ремонтно-строительных услуг (одна тысяча человек) на региональном профильном сегменте рынка рекреационных зон черноморского побережья Кубани- 2) 280 коммерческих фирм, осуществлявших за указанный пятилетний период свою лицензированную деятельность в. качестве юридического лица на рынке ремонтно-строительных услуг федеральных курортов Сочи и Геленджик. При этом анализировались: обновленная нормативно-правовая база Российской Федерации и Краснодарского края (на территории которых осуществлялись наши маркетинговые исследования) по избранной проблемеоткрытые налоговые декларации и иная хозяйственная документация баз исследования, определенных в рамках работы с использованием метода непреднамеренного отбора.

Основные идеи и выводы диссертации. Как следует из данных схемы 1, нашими собственными исследованиями на статистически достоверном уровне наблюдений выявлено 5 основных социальных групп потенциальных потребителей территориальных ремонтно-строительных услуг, на которых проецировались в рамках представленной работы мероприятия стратегического маркетинга. Так, например, в качестве наиболее многочисленной социальной страты населения рекреационных зон черноморского побережья Кубани (24,8% от общего количества потребителей всего. объема территориальных ремонтно-строительных услуг) выступали собственники здравниц, респектабельных магазинов, кафе, АЗС или других зданий и сооружений рекреационного предназначения (водолечебницы, бассейны, тренажерные залы и т. д.). Эти собственники были вынуждены вследствие маркетинговой ориентации на потребителя собственных дорогостоящих услуг проводить евроремонты или достаточно часто менять дизайн указанных сооружений. Почти такой же многочисленной группой потребителей ремонтно-строительных услуг местных фирм выступали владельцы мелких торговых предприятий, вынужденные по предписаниям пожарной охраны, органов санэпиднадзоpa, торговых инспекций и т. д. регулярно вкладывать денежные средства в ремонт принадлежащих им или арендуемых помещений. Одновременно товарищества собственников жилья (ТСЖ) также представляли собой многочисленную страту населения рекреационных зон Кубани (21,4% от общего числа наблюдений), которая входила в постоянную сферу охвата мероприятиями стратегического маркетинга со стороны менеджеров баз исследования. К сожалению, наименее массовым потребителем ремонтно-строительных услуг в рекреационных зонах российского Причерноморья оказались (14,3%) крупные инвесторы, желающие построить собственные виллы (или рестораны, казино, объекты зрелищного бизнеса, пляжные сооружения коммерческого предназначения и т. д.), что несомненно является неиспользованными резервами в планировании стратегической маркетинговой политики баз исследования в будущих периодах.

Таким образом, анализируя вышеизложенное, следует констатировать, что социальная стратификация населения является одним из факторов, определяющих маркетинговую стратегию и тактику производителей изучаемых услуг в рекреационных зонах Кубани, что представлено в подразделе 1.2.

Как свидетельствуют данные схемы 2, в период 2001;2005 годов базы исследования строили свои стратегические и тактические маркетинговые акции на следующей структуре востребованности ремонтно-строительных услуг населением федеральных курортов Сочи и Геленджик:

1. Наиболее многочисленные потребительские притязания были связаны с нуждаемостью 22,1% населения названных рекреационных зон в улучшенном ремонте (включая переделку старых лоджий, смежных санузлов, тесных кухонь, тёмных прихожих и т. д.) типовых малогабаритных пятиэтажных домов постройки 60 годов XX века (которые в расхожей речи принято именовать «хрущёвками»), а также с потребностью 21,'8% населения в проведении обычного (планового) текущего ремонта (без перепланировки) типовых городских квартир многоэтажных домов, построенных за последние 10−15 лет.

2. На втором месте (в общей структуре потребительских предпочтений в сфере ремонтно-строительных услуг) оказалась востребованность (17,9% населения) нового строительства 1,2,3, и 4х-комнатных квартир в возводимых многоэтажных домах на черноморском побережье Кубани, а также перепланировка под евростандарты (16,2% населения) старого жилого фонда (так называемые, квартиры — «сталинки», построенные в 40−50 гг. XX века).

3. Востребованность нового строительства жилых сооружений коттеджного типа оказалась в изучаемый период на уровне 14,4% от общего числа потребителей ремонтно-строительных услуг в названных городах-курортах Краснодарского края.

4. Суммарно лишь 7% респондентов востребовали рыночные услуги по ремонту и новому строительству, так называемого, «элитного жилья», причем, 3,8% из них оплатили услуги по новострою вилл городского или сельского типа, включающие (одновременно в рамках одного проекта) возведение нескольких многоэтажных построек жилого и хозяйственного предназначения (например, дома для хозяев и флигеля для обслуживающего персонала), а 2,5% респондентов оплатили услуги по возведению жилых построек типа «пентхауз» на верхних этажах крупных новостроек. Одновременно 0,7% потребителей из рекреационных зон российского Причерноморья востребовали в 2001 — 2005 годах ремонтно-строительные услуги по реставрации приобретенных с 1991 года в их частную собственность старинных дореволюционных городских особняков или сельских усадеб, построенных в конце’XIX или начале XX вв.

Именно приведенная выше структура потребительских предпочтений обусловила деятельность баз исследования по получению маркетинговой информации о реально сформировавшихся типах территориальных сегментов рынка ремонтно-строительных услуг в рекреационных зонах российского Причерноморья, что подробно описано в подразделе 1.3 настоящего исследования.

Как уже отмечалось выше, маркетинговая стратегия предприятия на любом сегменте рынка немыслима без достоверной информации о ценовой и продуктовой политике фирм-конкурентов. Именно поэтому в рамках реализованного исследования вся маркетинговая информация, поступившая в изучаемые предприятия, подразделялась по методу, разработанному нами (схема 3) на:

1. Коммонтальную (или общую) маркетинговую информацию. Подобная внешняя информация открыто обращалась среди всех членов коллектива конкретного предприятия, а также (на известных условиях) могла быть официально предоставлена даже конкурирующим фирмам.

2. Нотифайную (от англ. — notify, т. е. заявить) маркетинговую информацию, к которой относились сведения, открыто заявляемые в налоговые органы юридическим лицом в виде утвержденных форм ежеквартальной или годовой финансовой документации, а также отчетов в Пенсионный фонд, органы социального страхования и Фонд обязательного медицинского страхования.

3. Элективную (от англ. election, т. е. избранный) маркетинговую информацию, представляющую собой сведения, являющиеся собственностью (нематериальными активами) конкретной фирмы, что позволяло предоставлять сведения о них только в порядке, определяемом действующим федеральным законодательством.

Причинно-кластерные факторы, рассмотренные в главе 1 исследования, обусловили уровень альтерации (от лат. alteratio, т. е. изменение) сущностного содержания мероприятий стратегического и тактического маркетинга субъектов изучаемого рынка,' что представлено на схеме 4.

Как свидетельствуют данные схемы 4, тактические маркетинговые мероприятия теперь на указанном сегменте рынка проводят не только производственные и посреднические субъекты (юридические лица), но и сами потребители ремонтно-строительных услуг, подыскивая через риэлтерские конторы не только саму недвижимость (дома, дачи, квартиры), но и подрядные организации, которые бы могли осуществить ремонт (строительство) этих объектов недвижимости. Одновременно с этим потребители сами (строго по их желанию) участвуют в тактическом маркетинговом поиске наиболее выгодных фирм-поставщиков качественных строительных материалов. Вместе с тем исключительной прерогативой производственных субъектов рынка ремонтно-строительных услуг (юридических лиц — баз исследования) продолжает. оставаться стратегический маркетинг, предусматривающий заключение среднеи долгосрочных договоров о взаимовыгодной деятельности на изучаемом сегменте рынка: 1) с субподрядными строительными организациями- 2) с агентскими фирмами по найму рабочих строительных специальностей (в т.ч. из стран СНГ) — 3) с отделами (управлениями, департаментами) по землеустройству Администраций городов-курортов Кубани, что предусматривало участие представителей баз исследования в рамках действующего законодательства РФ в стратегических маркетинговых мероприятиях по землеотводу для нового коттеджного и дачного строительства. Приведенный выше пункт 2 иллюстрируется тем фактом, что в рамках настоящего исследования за период 2001;2005 годов зафиксирована деятельность 112 (согласно открытых публикаций [1] Краснодарского регионального управления Госкомстата РФ) иностранных строительных компаний из Сербии, Черногории, Хорватии, Украины, Турции, Молдовы, Канады, Германии, Абхазии и т. д. Вышеуказанные иностранные строительные организации имели соответствующие сертификаты и лицензии на производственную деятельность, подтвержденные Госком-строем РФ. Их деятельность осуществлялась на основании разрешительных документов, выданных региональными отделениями миграционной службы Российской Федерации, регламентирующей в рамках действующего законодательства визовое оформление и порядок трудовой занятости мигрантов (в том числе строительных специальностей) из стран ближнего и дальнего зарубежья. Кроме этого за пятилетний период исследования отмечались случаи проникновения на рынок ремонтно-строительных услуг в городах-курортах российского Причерноморья других иностранных фирм, нелегально использовавших труд иностранных рабочих-строителей, ввозимых на территорию Кубани под видом туристов. По данным [2] Краснодарского краевого управления внутренних дел, количество подобных фирм-нелегалов только за 2001;2005 годы составило на Кубани почти 40% от числа иностранных строительных фирм, официально зарегистрировавших свое производственное присутствие на рынке ремонтно-строительных услуг в названном субъекте РФ.

На схеме 7 представлена авторская методология задействования научных приемов тактического и стратегического маркетинга баз исследования, как антимонопольных мероприятий на рынке ремонтно-строительных услуг в изучаемых рекреационных зонах Краснодарского края.

Как следует из данных схемы 7, коррекция маркетинговой функции баз исследования в ходе оптимизации показателей собственной конкурентоспособности (прибыльности и рентабельности) четко подразделялась на рынке ремонтно-строительных услуг в изучаемых городах-курортах Сочи и Геленджик на организационное обособление 2-х функций маркетинга: 1) службы научного прогноза (маркетинговых исследований) будущих условий сбыта и средне-, а также долгосрочного уровня продаж (т.е. стратегического маркетинга баз исследований) — 2) службы коррекции непосредственных производственных схем роста продаж (т.е. тактического маркетинга баз исследования). Последняя служба отвечала за: а) текущее (тактическое) обеспечение действенности рекламы (доступной всем социальным стратам населения рекреационных зон) ремонтно-строительных услуг, предоставляемых сегодня конкретной базой исследованияб) сглаживание конфликтов, возникающих в маркетинговой среде по поводу сегодняшнего раздела рынка ремонтно-строительных услуг в рекреационных зонах Юга Россиив) наращивание уровня тех видов ремонтно-строительных услуг, которые сегодня пользуются повышенным спросомг) координацию усилий различных структурных подразделений и отдельных работников фирмы на непосредственный маркетинг реально предоставляемых в настоящий период ремонтно-строительных услуг этой базой исследования различным социальным группам населения. Одновременно с этим компетенция стратегического маркетинга баз исследования распространялась на: д) научное прогнозирование будущего (среднесрочного и долгосрочного) уровня продаж модифицированного (более конкурентоспособного) продукта, его экспериментальный выпуск и пробный маркетинг на рынке ремонтно-строительных услуге) научное прогнозирование динамики социально-экономических условий будущего сбыта (3−5 лет) в данной рекреационной зоне различных ремонтно-строительных услугж) научное прогнозирование возможностей будущей модернизации производственной мощности конкретной базы исследования. При этом реализация мероприятий стратегического маркетинга баз исследования опиралась на следующий методологический инструментарий: маркетинговый контроль антимонопольного законодательствамаркетинговый мониторинг ценовой и ассортиментной линий конкурентовмаркетинговое тестирование различных социальных групп населения (как потребителей, так и производителей ремонтно-строительных услуг в изучаемой рекреационной зоне юга России).

Роль авторской схемы использования вышеназванного маркетингового инструментария в совершенствовании показателей экономического развития баз исследования представлена в таблице 18.

Анализируя данные таблицы 18 следует подчеркнуть, что за 5-летний период исследования такой значимый экономический показатель, как индекс прибыльности, вырос у предприятий, пользовавшихся авторскими маркетинговыми технологиями, в 2,1 раза, тогда как у предприятий, не применявших на практике вышеуказанные прогрессивные технологии маркетинга, этот показатель (в среднегодовом исчислении) вырос крайне незначительно. Одновременно с этим внутренняя норма доходности баз исследования, активно пользовавшихся авторскими технологиями стратегического и тактического маркетинга, возросла с 6,1% в 2001 году до 15,9% в 2005 году. Этот же показатель у конкурентов, не использовавших указанные схемы маркетинговой деятельности на региональных рынках ремонтно-строительных услуг в рекреационных зонах России, вырос за аналогичный период только на 0,7%, что явилось причиной крайне низкой (6,28% ежегодно) окупаемости инвестиций у подобных предприятий, тогда как у баз исследования, реализовавших авторские схемы. стратегического и тактического маркетинга, срок окупаемости инвестиций был выше в 3,2 раза и статистически достоверно (р<0,05) составлял 20,7%.

Авторская система развития коммуникативных связей на рынке ремонтно-строительных услуг как магистральный ингредиент мероприятий стратегического и тактического маркетинга профильных предприятий, функционирующих в федеральных рекреационных зонах России, представлена на схеме 8.

Комментируя данные схемы 8 следует подчеркнуть, что магистральными этапами предложенной системы сбора и реализации внутренней и внешней маркетинговой информации в рамках настоящего исследования были определены: 1) причинно-факторный анализ динамики объемов и цикличности в реализации названного вида услуг на российском рынке- 2) определение статистической достоверности, а также надежности источников получаемой маркетинговой информации- 3) пла-нируемость рыночного оборота отдельных видов названных услуг на конкретном временном отрезке- 4) соотносимость показателей доходности баз исследования (после реализации авторских маркетинговых программ) с аналогичными собственными показателями, а также с полученной внешней маркетинговой информацией о доходности конкурентов. Вышеуказанные этапы потребовали от лицензированных предприятий, реализующих ремонтно-строительные услуги населению, системного проведения следующих маркетинговых мероприятий: а) составления статистически достоверного анализа маркетингового прогнозирования ценовых и ассортиментных линий конкурентовб) проведения анализа управленческих ошибок в маркетинговой политике баз исследования при обороте услуг прошлых периодовв) реализации пробного маркетинга новых видов изучаемых услугг) формирования кластери-фицированной оценки взаимовлияния особо значимых экономических, правовых, геополитических факторов на информативное обеспечение рынка ремонтно-строительных услуг и т. д. В результате использования подобной информации была проведена базами исследования коррекция целевых рекламных кампаний, активизация межличностных и неличностных маркетинговых коммуникаций с действующими или потенциальными потребителями, что в конечном счете привело к оптимизации сбытовой политики изучаемых предприятий на фоне потребительской удовлетворенности указанными ранее видами ремонтно-строительных услуг, что представлено в подразделе 3.2.

Предложенная в рамках исследования авторская система комплексного применения научных приемов стратегического и тактического маркетинга позволила в 2001;2005 годах получить на статистически достоверном (р<0,01) уровне наблюдений при перманентном маркетинговом тестировании потребителей (п=1000) их ситуационные или отсроченные оценки качества и стоимости конечного продукта изучаемых предприятий (п=280 при р<0,05) на рынке ремонтно-строительных услуг в курортных зонах российского Причерноморья. Под термином «ситуационная оценка» вышеназванных характеристик конечного продукта баз исследования понималась совокупность объективных и субъективных мнений респондентов, высказанных ими в ходе маркетингового тестирования в конкретной ситуации при покупке названной услуги на изучаемом сегменте рынка в городах-курортах Кубани. Подобная ситуационная оценка в ходе маркетингового контроля сравнивалась с мнениями этих же респондентов, которые они высказывали при повторном социологическом опросе о своей степени удовлетворенности качеством купленной ими ремонтно-строительной услуги (отсроченная оценка), что представлено в таблице 20.

Как свидетельствуют данные этой таблицы, более или менее серьезные претензии к качеству услуг, предлагаемых на соответствующем рынке базами исследования, выражали 10,2% респондентов. Однако они же посчитали, видимо, приемлемой для себя стоимость такой ремонтно-строительной услуги, поскольку они ее купили. Более того, поразмышляв определенное время, в ходе повторного маркетингового тестирования, проведенного автором спустя год, этот же контингент респондентов счел, что цена за приобретенную ремонтно-строительную услугу уплачена в реальных пределах, поскольку количество неудовлетворенных её ценовыми характеристиками (через год после продажи) оказалась существенно меньше, чем даже на момент покупки этой услуги.

Вместе с тем обращает на себя внимание тот факт, что процент респондентов, полностью удовлетворенных качеством приобретенных ремонтно-строительных услуг, как при ситуационной, так и при отсроченной оценках остался примерно одинаков, что свидетельствует о стремлении изучаемых предприятий — баз исследования тщательно оберегать свою товарную марку на указанном сегменте рынка.

Таким образом, завершая настоящее исследование, следует подчеркнуть, что рынок ремонтно-строительных услуг в курортных зонах российского Причерноморья являлся в 2001;2005 годах динамично развивающимся сектором экономики, а организационно-правовая форма собственности баз исследований являлась конкурентоспособной при условии реализации ими авторских модификаций комплексного задействования научно-обоснованных приемов стратегического и тактического маркетинга.

Показать весь текст

Список литературы

  1. С. Б., Розанова Н. М. Теория организации отраслевых рынков. Учебник. М.: ИЧП «Издательство Магистр», 2004. — 284с.
  2. С. Методика разработки плана маркетинга. М.: Фолиум, 2004.-216 с.
  3. М., Попов Е. Теоретические модели конкурентоспособности. // Маркетинг. 2003. — № 4. — С. 25−38.
  4. М. И., Шеремет А. Д. Теория экономического анализа. М-: Финансы и статистика, 1993. — 69 с.
  5. Г. И. Структура доходообразующих отраслей хозяйствования в Российской Федерации. Доклад на расширенной Коллегии МНС России. М.: Инфра-М, 2002. — 106 с.
  6. Т.А. Маркетинговые исследования конкурентоспособности товара. Киров, 2003.-197 с.
  7. Т.А. Управление конкурентоспособностью продукции в условиях рынка.- Киров, 1999.-118 с.
  8. Т.А., Маракулина И. В. Маркетинговые исследования -Практикум.-Киров, 2003.-218 с.
  9. Бурцева Т. А. Стратегическое планирование.- Киров: ВСЭИ, 2002. -128 с.
  10. Ю.Волков О. И. Экономика предприятия. М.: Инфра-М, 1999.-416с.
  11. П.Гаврилец Ю. Н. О принципах моделирования сложных социально-экономических систем //Математические методы в социологическом исследовании. М.: Наука, 2000. — С. 24−30.
  12. А.А. Маркетинг: учеб.-метод.пособие.-М.: «Дашков и К0″, 2000.-22 с.
  13. Е.П. Маркетинговые исследования: теория, методика и практика. М.: Финпресс, 1998. — 212 с.
  14. М.Гольдштейн Г. Я. Основы менеджмента. Таганрог: ТРТУ, 2001.306 с.
  15. В.А. Маркетинговое консультирование.-М.: Дело, 1998.179 с.
  16. А.А., Орлова И. В. Компьютерные экономико-математические модели. М.: ЮНИТИ, 2002. — 180 с.
  17. П.Гуляев В. Г. Организация маркетинговой деятельности. М.: Нолидж, 2003.- 196 с.
  18. А. Коммерческая разведка.-СПб.: Питер, 2005.-208с.
  19. Н.Г., Соловьев И. А. Маркетинг и конкурентоспособность промышленной продукции. М.: Изд-во стандартов, 2003.-189 с.
  20. В.Н. Брендинг: новые технологии в России.- СПб. гПитер, 2002.-312 с.
  21. .А. Государство и экономическая политика. /Яковлева Е. Б., Ланец М. А., Еремин Б. А. и др. Микроэкономика. Учебное пособие под ред. проф. Е. Б. Яковлевой. — СПб.: Поиск, 2002. — С. 343−361.
  22. B.C. Классические модели стратегического анализа и планирования // Менеджмент в России и за рубежом. 2004. — № 4−6.
  23. B.C. Классические модели стратегического анализа и планирования: модель ADL/LC // Менеджмент в России и за рубежом. -1998. -№ 1.-С.49т52.
  24. П. С. Конкурентоспособность в экономической политике зарубежных стран // Маркетинг, — 2000.- № 4.-С.28−33.
  25. . К., Куин, Р. Диагностика и изменение организационной культуры. -СПб.: Питер, 2001.-177 с.
  26. А.Т., Волкова Л. А. Маркетинг. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2005. — 287 с.
  27. А.И. Бизнес и маркетинг. М.: Изд-во „Институт менеджмента и маркетинга“, 2003. — 328 с.
  28. М. И. Конкурентные стратегии.- СПб., 2000.-169 с.
  29. А.И., Войленко В. В. Маркетинговый анализ. 2-ое изд., пере-раб. и доп. Серия „Библиотека хозяйственного руководителя“. М.: Центр экономики и маркетинга, 2000.-244 с.
  30. А. Планирование программ коммуникаций с рынком в сфере business -to business, выборы оптимальных каналов. // Маркетинговые коммуникации. 2003. — № 1. — С. 7−9
  31. Е. Б. Анализ конкурентоспособности товара// Маркетинг в России и за рубежом. -2000. -№ 3. С. 24−26.
  32. А. Некоторые аспекты методологии маркетинговых иссле-дований.//Маркетинг. 2003. -№ 4. — С. 39−48.
  33. А.Г. Практика сегментирования рынка. СПб.: Изд-во „Питер“, 2002.-288 с.
  34. Ф. Основы маркетинга / Пер. с англ.- Общ. ред. и вступ. ст. Е. М. Пеньковой. М.: Прогресс, 1990. — 672 с.
  35. Ф., Триас де Без Ф. Новые маркетинговые технологии. Методики создания гениальных идей. -СПб.: ИД „Нева“, 2004. -382 с.
  36. М. Дж. Сегментирование рынка СПб.: Питер, 2001. -128с.
  37. В. Ю. Геометрическое представление данных в психологических исследованиях. М.: Наука, 1999. — 117 с.
  38. Г. Д., Соколова М. И. Маркетинг. Теория и 86 ситуаций. -М.:"ЮНИТИ» 2000.- 115 с.
  39. О. Н., Попов Е. В. Классификация методов ценообразования //Маркетинг в России и за рубежом. 2002. — № 4. — С. 32−53.
  40. В. В. Маркетинг: сервисная деятельность. СПб.: Питер, 2000. — 240 с.
  41. В.В. Маркетинг: сервисная деятельность. СПб.: Питер, 2000. — 240 с.
  42. Ламбен Жан-Жак. Стратегический маркетинг. Европейская перспектива / Пер. с фр. СПб.: Наука, 1996. — 589 с.
  43. С. Брэндинг как индикатор рынка.// БОСС. Бизнес: организация, стратегия, системы.- 2003, — № 1.-С.37−38.
  44. А.Я. и др. Введение в рыночную экономику. Учебное пособие. М.: Высшая школа, 1994. — 447 с.
  45. Ю.Л. Адаптивные методы краткосрочного прогнозирования. М.: Статистика, 1999. — 316 с.
  46. Л. Экологический фактор в поведении российских потребителей. //Маркетинг. 2003. — № 4. — С. 56−64.
  47. Я. Г. Анализ затрат на создание, производство и эксплуатацию изделий. М.: Финансы и статистика, 1991. — 92 с.
  48. Я.Р., Катышев П. К., Перецкий А. А. Эконометрика. Начальный курс. М.: Дело, 2005. — 218 с.
  49. В., Салин П. Б. Основные модели оценки вклада Public Relations в маркетинговую стратегию. // Маркетинг и маркетинговые исследования.- 2003. № 3. — С. 43−47.
  50. Мак-Дональд М. Стратегическое планирование маркетинга. СПб.: Питер, 2000. — 320 с.
  51. X. Как уцелеть среди акул, опередив конкурентов в умении продавать, руководить, стимулировать, заключать сделки.-М.: Экономика, 1991.-325 с.
  52. Макконелл Кэмпбелл Р., Брю Стэнли Л. Экономика: Принципы, проблемы и политика: Пер. с англ. Т. 1,2.- М.: Республика, 1992. -429 с.
  53. Н.П., Володина З. В. и др. Приватизация и акционирование муниципальных предприятий. М.: Жилкомаудит, 2003. -104 с.
  54. И. Д. Кластерный анализ. М.: Финансы и статистика. 1998. -176 с.
  55. Ю. П. Анализ внутрихозяйственных резервов. М.: Финансы и статистика.- 2006. -215 с.
  56. В. Д., Кузнецова С. А. Стратегический менеджмент: курс лекций. М.: ИНФРА-М- Новосибирск: Сибирское соглашение, 2001. -119с.
  57. А. Принципы экономической науки. В 3-х т.: Пер. с англ. -М.: Прогресс, 1993.
  58. Н. Г. Макроэкономика: Пер с англ. М.: Изд-во МГУ, 1994. -512с.
  59. Г., Альстрэнд Б., Лэмпел Д. Школы стратегии. СПб.: Питер, 2001.-262 с.
  60. B.C. Анализ конкурентоспособности фирмы. М.: Финансы и статистика, 1998. — 225 с.
  61. Е. А. Основы бенчмаркинга. М.: Юристъ, 2002.-192 с.
  62. Г. А. Система маркетинга. Нижний Новгород: Волго-Вятское кн. изд-во, 1992. — 164 с.
  63. Н. А. Прикладной маркетинг : учеб. пособие для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000.- 225 с.
  64. В. Н. Стратегический маркетинг / The Chief (Шеф). -2003.- № 10.- С. 50−57.
  65. Т. Конкурентный брендинг,— СПб.: Питер, 2003.-319 с.
  66. В.М. Принятие решений (обзор) //Автоматика и телемеханика.- 2006. -№ 11.
  67. А.И. Прикладная теория измерений // Прикладной многомерный статистический анализ. М.: Наука, 2001. — 216 с.
  68. Основы предпринимательской деятельности / под ред. В. М. Власовой. М.: Финансы и статистика, 2005.-186 с.
  69. А.А. Некоторые аспекты тактического ценообразования. // Маркетинг в России и за рубежом.-2003. № 3.- С. 57−62.
  70. П. Разработка стратегии инвестирования на основе маркетинга. // Маркетинг.- 2004. № 5. — С. 26−32.
  71. В.В. Об относительной важности критериев в многокритериальных задачах принятия решений //Многокритериальные задачи принятия решений / Под ред. Д. М. Гвишиани, С. В. Емельянова. М.: Машиностроение, 1999. — 284 с.
  72. Т.Т. Место конкурентоспособности товаров и стратегии маркетинга// Пробл. регион, экономики.- 1997. № 5. — С. 114−117.
  73. Е. Теория сегментации рынка // Маркетинг. 1998. — № 5. — С. 3−14.
  74. Н.Н. Современный рынок ремонтно-строительных услуг в Московской «области ./Н.Н.Решенцев// Маркетинговые исследова-ния.-2004.-№ 2.-С.32−34.
  75. Г. В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. -Минск: Новое знание, 2001.-207 с.
  76. JI. Экономика: В 2-х т. — Т. 1. — М.: Алгон, 1992. — 600с.
  77. П., Нордхаус В. (Дайджест самого популярного учебника по рыночной экономике). М.: НПП Экотехсервис, 1992. — 250с.
  78. Э., Меле Дж. Теория оценивания и ее применение в связи и управлении. М.: Связь, 2001.-415 с.
  79. В.М., Васильева О. Е. Сервис промышленных товаров. Серия «Библиотека хозяйственного руководителя». М.: Центр экономики и маркетинга, 2001.-178 с.
  80. Н. Е. Методы анализа рынка: учеб. пособие. М.: Экспертное бюро, 2000.-174 с.
  81. Е.В. СаП-центры как эффективный инструмент телемарке-тинга//Маркетинг и маркетинговые исследования. -2003.- № 3. С. 59−63.
  82. П., Бэрри К., Пулфорд А. Коммуникации стратегического маркетинга. -М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.- 412 с.
  83. Д.А., Полухин Д. П. Итоги Всероссийской переписи населенияЖомсомольская правда. 2005.-№ 602 (24 546) от 02.10.2005.-С. 2−3.
  84. Ю.А. Организация защиты коммерческой тайны предприятия // Контроллинг. 2002. — № 2. — С. 140−148.
  85. С.И. Анализ конкурентоспособности строительных пред-приятий./С.И.Суздалев//Маркетинговые исследования.-2005.-№ 1.-С.26−29.
  86. JI.C. Теоретические и практические аспекты подготовки менеджеров по маркетингу в российских ВУЗах./Л.С.Тарасевич// Высшая школа.-2005.-№ 3.-С.22−28.
  87. Г. Ф. Модернизация жилых зданий. М.: Стройиздат, 2000,196 с.
  88. А.Н. Итоги четырехлетнего развития курортов Кубани в XXI веке //Перспективы развития курортов Юга России: Материалы IV региональной научно-практической.конференции. Сочи, 2004. — С. 2−6.
  89. А.А., Стрикленд А.Дж. Стратегический менеджмент. Искусство разработки и реализации стратегии: Учебник для вузов /Пер. с англ.- Под ред. Л. Г. Зайцева, М. И. Соколовой. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2002. — 576 с.
  90. Дж. Новое позиционирование. СПб.: Питер, 2002 — 192 с.
  91. В. Анализ отраслевой организации рынков // Российский экономический журнал.- № 1−2. 2002. — С. 24−25.
  92. А.Г. Организация производства.- ВГТУ, 2003. 384 с.
  93. Р. Фактор обновления: как сохраняют конкурентоспособность лучшие компании /Пер. с англ.- Под ред. Рысина В. Т. М.: Прогресс, 2004. — 420 с.
  94. Э. А., Кочеткова А. И. Маркетинг. М.: Изд-во ПРЕСС, 2003. -314с.
  95. Э. Стратегическое планирование. М.: Инфра, 2001.-219 с.
  96. Р. А. Стратегический маркетинг.-СПб.: Питер, 2002.227 с.
  97. А.Н. Практический маркетинг. / Байкал, гос. ун-т экономики и права. Иркутск, 2002.-214 с.
  98. В. П., Федько Н. Г., Шапор О. А. Основы маркетинга. Серия «Учебники, учебные пособия». Ростов н/Д: Феникс, 2002.-198 с.
  99. Финансовый анализ деятельности фирмы. М.: Ист-сервис, 1994.
  100. Финансовый менеджмент. М.: Перспектива, 1993. — 208 с.
  101. С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика: Пер. с англ. со 2-го изд. — М.: Дело-ЛТД, 2003. — 400 с.
  102. П. Контроль затрат и финансовые результатов при анализе качества продукции. М.: Аудит, ЮНИТИ, 1994. — 115 с.
  103. Д. Программа EVCA в России // Венчурный капитал и прямое инвестирование в России. СПб.: Питер, 2000. — С. 51−53.
  104. В. П. Основы маркетинга. М.: Приор, 1999. -237 с.
  105. В.Е., Корнеева И. В. Современный маркетинг: Учеб. пособие. 3-е изд., перераб. и доп.- М.: Финансы и статистика, 2003. -560 с.
  106. Л. Н. Ценовая и тарифная политика в жилищно-коммунальном хозяйстве. М.: Книжный мир, 1998. — 248 с.
  107. Л. Н. Экономика городского хозяйства. М.: ВИНИТИ, 1999.-328 с.
  108. Г. А. Маркетинговые исследования. СПб.: Питер, 2000. 670 с.
  109. Г. Н. Стратегия ценообразования в маркетинговой политике предприятия. -М.: Инфа-М, 1998.-218 с.
  110. Ю.В., Михайлов Ю. Б., Кузьмин В. И. Прогнозирование количественных характеристик процессов. -М., 1995. 106 с.
  111. Е.П. Оптимальные и адаптивные системы. М.: Энерго-атомиздат, 2000. — 254 с.
  112. В.А. Формирование рынка услуг маркетинговых исследований: научно-методическое региональное пособие для маркетологов. Екатеринбург, 2002. — 23 с.
  113. К. Практика маркетинга для малых и средних предприятий.- М.: Республика, 1995.- 342 с.
  114. И.С. Структура рынка и рыночная власть. /А.С. Пелих, И. С. Штапова и др. Экономика отрасли. — Ростов н/Д: Феникс, 2003.-С. 381−390.
  115. ЭвансДж. Р., Берман Б. Маркетинг: Пер. с англ. М.: Экономика, 1990.-380 с.
  116. Эконометрика. /Под ред. И. И. Елисеевой. М.: Финансы и статистика, 2002.- 192 с.
  117. Экономика и статистика фирм / Под. ред. Н. Д. Ильенковой. М.: Финансы и статистика, 1996. — 204 с.
  118. Р., Рис Дж. Учет: ситуации и примеры: Пер. с англ. / Под. ред. и с предисл. А. М. Петрачкова. М.: Финансы и статистика, 1993.-320 с.
  119. С., Китова Е. Управление маркетингом // АПК: Экономика и управление.-2004.- № 4. -С. 26—28.
  120. УВД Краснодарского края, 2006.-284 с.
  121. Achenbaem A. R. Marketing Testing: Using the Marketplace as Laboratory. Journal of Marketing 26 (№ 4, 2002). — P. 237.
  122. Acito F. An Investigation of Some Data Collection Issues in Conjoint Analysis. In 1977 Educators' Proceedings, Chicago: American Marketing Association, 1997, pp. 82−85.
  123. Allenby G. M., Rossi P. E. There is no aggregation bias: Why macro logit models work //Journal of Business and Economic Statistics, 1997, 9, pp. 1−14.
  124. Assael H. Consumer Behavior and Marketing Action. 5-th ed. // Southwest Publishing Co., 1995. 750 p.
  125. Aurifeille J-M. An Empirical Investigation of the Predictive Validity of Micro versus Macro Approaches in Consumer Value Research //Marketing Review (2001), pp. 128−137.
  126. Bagozzi R. P., Rosa J. A., Celly K. S., Coronel F. Marketing Management. Prentice Hall, 1998.
  127. Barnes J. G.- McTavish R. Segmenting Industrial Markets by Buyer Sophi-stication //European journal of Marketing, 1998, Vol. 17, No. 6, pp. 16−18.
  128. Beane T. P., Ennis D. M. Market Segmentation: A Review // European Journal of Marketing, 1997, Vol. 21, No. 5, pp. 20−27.
  129. Beasley D., Bull D. R., Martin R. R. An Overview of Genetic Algorithms: Part 2, Research Topics // University Computing, 2000, 15 (4), pp. 170−181.
  130. Belch G.E., Belch M.A. Introduction to Advertising & Promotion: an Integrated Marketing Communications Perspective. 2-d ed. IRWIN, 2003. -836 p.
  131. Bendixen M.T. TCompositional Perceptual Mapping Using Chi-squared Trees Analysis and Correspondence Analysis Y // Journal of Marketing
  132. Management, 2005, Vol. 11, No. 6, pp. 571−581.
  133. Bitner M.J., Booms В. H., Tetreault M. S. The Service Encounter: Di-agno-sing Favorable and Unfavorable Incidents // Journal of Marke-ting Research, 1999, 54, January, pp. 71−84.
  134. Blarney R. K, Braithzvaite V.A.A Social Values Segmentation of the Potential Ecotourism Market //Journal of Sustainable Tourism, 1997, 5 (1), pp. 29−45.
  135. Blashfield R. K., Aldenderfer M. S. The Literature on Cluster Analysis// Multivariate Behavioral Research, 1998, 13, pp. 271−295.
  136. Blattberg R. C., Briesch R., Fox E. J. How promotions work// Marketing Science, 1995, 14, pp. 122−132.
  137. M. (1992): Economic theory in retrospect, Cambridge University Press, Cambridge.-pp. 87−96.
  138. M. Анализ экономической эффективности капиталовло-жений./Пер. с англ.-М.:Инфра-М, 2002.-432 с.
  139. Camp L. Positioning and communication issues in building financial services brands //Journal of Brand Management, 1999, Vol. 6, No. 4, pp. 243−249.
  140. Carroll C., Lewis P.M. Developing competitive strategies in retailing // Long Range Planning, 1999, Vol. 5, pp. 282−288.
  141. Coleman J.R., Kaminsky F.C., McGes F. The state of the art of financial modeling // Hosp. Hlth Serv.Admin.- 1996,-vol.-25, -N92,-p.31.
  142. Cooper M. and A.J. Culyer. Health Economics. Harmondsworth, Penguin Books, 1998.
  143. M.G., Steenkamp J. В. E. M., Mellens M., Vanolen A.P. Decline and variability in brand loyalty // International Journal of Research in Marketing, 2000, 14, pp. 405−420.
  144. Dibb S., Simkin L. Targeting, Segments and Positioning // International Journal of Retail and Distribution Management, 1999, Vol. 19, No. 3.
  145. Dowson, S. and A. Maynard. General practice. In A. Haris-son and J. Gfetton (eds), Health Care UK 1997: An Econimic, Social and Policy Audit. Lorndon, Policy Journals, 2001/
  146. Doyle Peter. Marketing Management and Strategy. Prentice Hall, 1994.
  147. Farnfield I. Driving for Effective Positioning and Competitive Differentiation //Journal of Brand Management, 2002, Vol. 6, No. 4, pp. 250−257.
  148. Galbraith C., Schendel D. An Empirical Analysis of Strategy Types // Strategic Management Journal, 2000, Vol. 4, pp. 153−173.
  149. Gargano M.L., Raggad B. Data mining a powerful information creating tool //1 G OCLC Systems and Services, 2005, Vol. 15, No. 2.
  150. Harmon S. Zero gravity 2.0: launching technology companies in a tougher venture capital world. Princton N. Y.: Bloomberg Press, 2001.311 p.
  151. Hill B. Inside secrets to venture capital.- New York: Gohn Wiley, 2001. 290 p.
  152. Hodock C. L. Intellectual Dishonesty is Perverting the Results from Various Market Tests. Marketing News (2000). — P. 21−28.
  153. Kanner B. W. Raiders of the Lost Market. New York, 2002.-207 p.
  154. Ka-shing Woo. Using quality perceptions to segment customers in services // Marketing Intelligence & Planning, 2001, Vol. 16, No. 7, pp. 418 424.
  155. Krippendorf J. Recriation independent. London, 2004−207 p.
  156. Kuan C.-M., White H. Artificial Neural Networks: An Econometric Perspective//Econometric Reviews, 1994, 13, pp. 1−9 1.
  157. LaTour S.A., Peat N.C. Conceptual and Methodological Issues in Consumer Satisfaction Research // Advances in Consumer Research 6. Ed. Wilkie W. L., Arbor A. MI.: Association for Consumer Research, 2002, pp. 431−437.
  158. Lloyd C. Microeconomic Analysis, — Homewood, Illinois.-R.D. Irwin, 1999.
  159. Lockshin L.A.L., Spawton Т., Macintosh G. Using Product, Brand, and Purchasing Involvement for Retail Segmentation // Journal of Retailing and Consumer Services, 1997, Vol. 4 (3), pp. 171−183.
  160. Lowengart O., Menipaz E. On the marketing of nations and multinational corporations: a competitive positioning mapping // Management Decision, 2001, Vol. 39, No. 4.
  161. McCarthy E., 1., Perreasult Ir. W. D. Basic Marketing: A managerial University Press, 1995.
  162. Mason C.M., Harrison R.T. Business angel networks and the development of the informal venture capital market: is there still a role for public policy? // Small Business Economics, 2001, № 9.- p. 111−123.
  163. McNamee P. Competitive Analysis Using Matrix Displays. Long Range Planning, 2003, Vol. 17, June, pp. 98−114.
  164. Meyer F.V., Cerner D.C., Parker T.S. Problems of a Mature Economy. -London, 2000.-P. 314.
  165. , G. C. & Lott, J. Have Venture Capital Firms a Bias Against Investment in High Technology Companies? // Research Policy, 1999, № 24. p. 283−299.
  166. Quintlen R. Confessions of a venture capitalist inside the high-stakes world of start-up financing. New York: Warner Books, 2000.- 218 p.
  167. Roberts E. Entrepreneurs in high technology//Lessons from MIT. N. Y: Oxford: University Press, 1991.- p. 124−159.
  168. Sarash C. Customer Care How to Create an Effective Cnstomer Care. -Kogan Page, 2000. — P. 18−19.
  169. Thomas W., Norman M. Sources of equity capital//Entrepreneur-ship and new venture formation. Prentice Hall, 1998.- p. 376−418.
Заполнить форму текущей работой